Экологический проект "земля наш общий дом" подготовительная группа. Земля – уникальная планета

Абдрахманова Гульнара Сулаймановна
Экологический проект «Земля - наш общий дом»

Проект : «Земля наш общий дом »

Возраст : старшая, подготовительная группа.

Воспитатель : Абдрахманова Гульнара Сулаймановна.

Вид проекта : практико – исследовательский.

Продолжительность :1месяц.

Актуальность :

Планета Земля - наш общий дом . Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живет на Земле , должен заботливо и бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства. Этому нужно приучать детей с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания .

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени : только экологическое мировоззрение , экологическая культура ныне живущих на земле людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности – правильно- организованное, систематически- осуществляемое в дошкольных образовательных учреждениях под руководством педагогов (людей, которые обладают высокой экологической культурой ) оказывает на ее умственные, нравственные, физические качества, способствует на развитие логического мышления и речи.

Мир природы очень разнообразен и таит в себе огромные возможности для всестороннего развития детей. Поэтому, очень важно продумать организацию обучения, прогулок, специальных наблюдений. Воспитательное значение природы на развитие дошкольников очень велико : общаясь с природой, дети учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа. Они дышат, пьют воду, растут, а самое главное. Чувствуют боль как человек. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольники обогащают свои знания, чувства, у них формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Я считаю, что именно с дошкольного возраста нужно создавать условия для полноценного и своевременного развития ребенка, ориентируясь на разнообразные формы и методы и обязательно привлекая к участию родителей.

Цель проекта :

Осуществление общественно-значимой деятельности, направленной на использование базовых знаний дошкольников по экологическому образованию в практической природоохранительной деятельности, способствующей развитию интереса в деле сохранения и приумножения природных богатств, духовно- нравственному становлению личности, формированию чувства сопричастности ко всему живому.

Задачи проекта :

1. Образовательные :

Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете

Вовлекать в природоохранительную деятельность

Формировать навыки исследовательской деятельности

Развивать умения и навыки работы с природным материалом

2. Развивающие :

Развивать умение сравнивать и анализировать

Знакомить с лекарственными травами нашего края

Развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов

Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

3. Воспитательные :

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, природному наследию нашего края.

Участники проекта : воспитанники старшей, подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги МБДОУ№ 63,музыкальный работник.

Место реализации проекта : Республика Татарстан, город Набережные Челны, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей №63 «Жемчужинка»

Создание педагогических условий :

1. Создание развивающей среды.

2. Проведение систематического знакомства с объектами и обитателями природы, худ. произведениями, …

3. Привлечение к проекту родителей : информационные стенды, конкурсы совместных работ (рисунков, поделок, консультации, участие в развлечениях.

Принципы реализации :

1. Актуальность.

2. Системность.

3. Доступность.

4. Наглядность.

Этапы реализации проекта :

1. подготовительная работа.

1. Выбор и утверждение темы.

2. Определение целей и задач проекта .

3. Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.

4. Создание картотеки игр

5. Составление перспективно - тематического плана.

6. Проведение анкетирования с родителями

7. Обеспечение условий для проведения проекта .

8. Осуществление контроля над реализацией проекта .

2. основной этап.

1. Проведение бесед.

2. Ознакомление детей с детским фольклором, художественными произведениями детских писателей.

3. Знакомство детей с народными, подвижными, дидактическими играми.

4. Ознакомление детей с образцами декоративно-прикладного творчества.

5. Организация выставок.

6. Просмотр слайдов.

7 Разучивание песен, хороводов.

8. Экскурсия.

3. Заключительный этап.

1. презинтация проекта на заседании педагогического совета МБДОУ№63 «Жемчужинка»

2. Обработка результатов по реализации проекта .

3. Внесение дополнений, поправок.

4. Итоговое развлечение с родителями.

Формы работы по реализации проекта :

наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе ;

Создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;

Познавательное чтение;

Конкурсы совместно с родителями, КВН;

Лаборатория (опыты и эксперименты) ;

Выпуск экологический газеты ;

Экологические , подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

Эколого -познавательные праздники и развлечения.

Итоговое мероприятие.

Ожидаемые результаты :

Повышение уровня знаний по экологии у детей ;

Воспитать любовь к природе (через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия)

Научить детей сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности)

Научить грамотно, защищать природу и бороться за ее сохранение.

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей

Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Перспективно - тематический план.

Организованная образовательная область Совместная работа воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная работа с родителями

1 неделя «Дом под крышей голубой»

1. «Земля - наш общий дом » ФКЦМ Беседа

Цели : расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;

Чтение худ. лит-ры :

Я. Драгунский «Земля »

Л. Квитко «На песке»

Т. А. Шорыгина «Волшебник с планеты Омега» ,

«Наша кормилица-Земля » . Экспериментирование с песком : игра «Откопай разгадку»

Цель : развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, воображение, логическое мышление, пространственную ориентировку. Анкетирование на тему «Экологическое воспитание дошкольников»

2. Дид. игры : «Где, что растет?»

Цель : активизировать знания детей о месте произрастания лекарственных растений, кормовых, овощных, хлебных злаков.

«Правила безопасности летом» цель : Формировать знания о правилах безопасности в летнее время (в лесу, на даче, на воде) .

Игра – путешествие «по родному городу»

Цель : активизировать знания о родном городе (комплексе, учить использовать формочки разных размеров, формировать интерес к изучению родных мест. «Зоологическое лото» , «Кто, где живет?» , «Земля и солнечная система »

Постройка панорамы родного комплекса

из песка.

Просмотр картинок с изображением опасных ситуаций, возникающих в летнее время.

3. Рисование На асфальте на тему : «Моя планета – Земля » Рассматривание иллюстраций альбомов :

«Мой родной, зеленый город»

«Моя голубая планета-земля » Составление плана экологической тропы .

4. Музыка Д/игра «Лето в музыке»

Цель : формировать умение по характеру музыки определять состояние погоды, соответствующее сезону, развивать чувство прекрасного, внимание, образную речь

.разучивание песни : «Есть у солнышка друзья»

5. Труд Уход за комнатными растениями, цветами на клумбе. Поливка и рыхление растений. Трудовой десант «Сделаем участок детского сада красивым»

7. Подвижные игры : «Солнышко и дождик»

Цель : развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции.

«Охотники и звери»

Рассматривание рисунков по правилам ОБЖ Фотовыставка : «Удивлению нет конца и края, когда в природе лето»

8 Интеллектуальная игра «Что, где, когда?»

Цель : Закрепить знания детей о природе; через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе. Круглый стол «Сбережем родную природу»

2 неделя «Красная книга»

9. «В мире редких растений» ФКЦМ Беседа : «Морские коровы и красная книга»

Цели : Чтение худ. литературы :

В. Песков «Лоси»

В. Танасийчук «Взрыв без шума»

Экспериментирование с водой : игра «Овощи и фрукты»

Цель : различать овощи и фрукты, развивать внимание и быстроту реакции, ловкость. Памятка для родителей по экологическому воспитанию .

10 Дид. игры : «Угадай, что за растение?»

Цель : уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию

«Вершки, корешки»

Цель : развивать умение соотносить вершки и корешки овощных культур. «Выложи узор»

Цель : развивать умение выкладывать узор из природного материала, воображение, чувство ритма, эстетический вкус, учить в узоре сочетать различные материалы.

Н/п игра Лото «Овощи и фрукты»

Цель : закрепить знания детей об овощах и фруктах.

11 Рисование Составление альбома детских работ «Зеленая аптека» «Лекарственные растения» Конкурс на лучшую панаму от солнца из бумаги

12 Музыка Разучивание песни «Не рвите цветы не рвите»

Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы»

13 Труд Прополка клумбы за всходами на огороде.

14 Подвижные игры : «К названному дереву беги»

Цель : закрепить знания детей о деревьях.

«Найди себе пару»

15 Развлечение КВН «Знатоки природы» Рассматривание иллюстраций «Как правильно вести себя в природе» Экологическая тропа «Деревья в детском саду»

3 неделя «Хорошо, там, где не мусорят»

16 «Чистота на планете» ФКЦМ

Беседа на тему : «О мусоре и о том что можно сделать, чтобы мусора стало меньше….»

Цели : Чтение худ. литературы :

В. Бианки «Лесная газета»

В. Танасийчук

«Кислый дождь»

Т. А. Шорыгина «Родник» Экспериментирование с водой : игра «Что на дне?»

Цель : Развивать тактильно-двигательные ощущения, умение обследовать предмет в воде. Информационный стенд «Человек и природа»

17 Дид. игры : «Морской бой»

Цель : закрепить знания о том, что предметы из бумаги не тонут, но намокают и размокают.

«Что делают люди летом?» Цель : сформировать знания о том, что летом у людей много работы : на даче, на полях, на лугах и т. д. «Времена года»

Цель : конкретизировать знания детей о временах года. Сбор литературы : стихов, рассказов, пословиц, поговорок о лекарственных травах.

18 Рисование «Дождь и растения летом» Рисование экологических знаков

19 Музыка П. И. Чайковский «Времена года»

Прослушивание аудиозаписи

«Шум дождя» Акция «Очистим детский сад от мусора»

20 Труд Работа в огороде. Полив, рыхление, прополка.

21 Подвижные игры : «Берег, море, паруса»

Цель : развивать быстроту реакции, внимание.

«Лягушка и цапля» Составление плана экологической тропы .

22 Мастер класс на тему : «Пчелка» Рассматривание альбома : «Вторая жизнь брошенных вещей» Сбор бросового материала для конкурса. Конкурс «Поделки из бросового материала» .

4 неделя «Экологические цепи »

23 «Живые цепочки» ФКЦМ

Беседа на тему : «Экология в лесу…

Цели : асширять представления детей о деревьях, растениях, животных, насекомых. Чтение худ литературы :

Т. А. Шорыгина

«Рябина»

В. Песков «Лечебница под сосной» Экспериментирование с песком : «Сочини историю»

Цель : развивать тактильно - кинестетическую чувствительность, пространственную ориентировку, воображение, связную речь. Консультация на тему : «Воспитание любви к природе»

24 Дид. игры : «Что будет если…»

Цель : развивать мышление, воображение, актуализировать опыт детей, их знания.

«Если я был бы деревом»

Цель : закрепить знания детей об особенностях строения деревьев. «Зоологическое лото»

Цель : систематизировать знания детей о животных и их месте обитания.

«Ателье летней одежды»

Цель : формировать умение выбирать летнюю одежду из предложенной, описывать ее, называя детали, качество материала, подбирая по цвету, виду, использованию. Путешествие по экологической тропе «Растения в нашем саду»

25 Рисование «Какую пользу я принес планете» Рисование экологических знаков Выставка : «экологические знаки »

26 Музыка «Это называется природа» Рассматривание иллюстраций природы.

Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы»

27 Труд Полив, прополка, рыхление цветов клумбы. Уборка участка группы. Совместная деятельность «Овощи и фрукты на нашем столе»

28 Подвижные игры : «Деревья и червяки»

Цель : закрепить знания детей о связи растений, почвенных животных, почвы.

«Охотники и звери»

29 Итоговое развлечение «Природа наш родной дом» Привлечение к подготовке итогового развлечения.

Земля – уникальная планета! Конечно, это верно в нашей Солнечной системе и не только. Ничего из наблюдаемого ученными, не приводит к мысли, что есть другие планеты, как Земля.

Земля является единственной планетой, вращающейся вокруг нашего Солнца, на которой, как мы знаем, существует жизнь.

Как никакая другая планета, наша покрыта зеленой растительностью, огромным синим океаном, содержащим более миллиона островов, сотнями тысяч ручьев и рек, огромными массами земли, которые называются континентами, горами, ледниками и пустынями, которые производят весьма разнообразные цвета и текстуры.

Некоторые формы жизни можно найти практически в каждой экологической нише на поверхности Земли. Даже в очень холодной Антарктиде, выносливые микроскопические существа процветают в прудах, крошечные бескрылые насекомые живут в пятнах мхов и лишайников, растения растут и цветут ежегодно. С вершины атмосферы к дну океанов, от холодной части полюсов к теплой части экватора — жизнь процветает. По сей день не было найдено признаков жизни на любой другой планете.

Земля огромна по размерам, около 13 000 км в диаметре, и массой примерно 5,98 1024 кг. Земля в среднем составляет 150 миллионов км от Солнца. Если Земля поедет гораздо быстрее, в свое 584 миллионно километровое путешествие вокруг Солнца, ее орбита станет больше, и она будет двигаться дальше от Солнца. Если она будет слишком далеко от узкой обитаемой зоны, вся жизнь перестанет существовать на Земле.

Если эта поездка станет немного медленнее по своей орбите, Земля будет двигаться ближе к Солнцу, и если она будет двигаться слишком близко, вся жизнь так же погибнет. Земля путешествует вокруг Солнца за 365-дней, 6-часов, 49-минут и 9,54 секунды (сидерический год), соответствует более чем тысячной доли секунды!

Если среднегодовая температура на поверхности Земли изменится всего на несколько градусов или около того, большая часть жизни на ней, в конечном счете, станет жаренной или замороженной. Это изменение нарушит водно-ледниковые отношения и другие важные балансы, с катастрофическими результатами. Если Земля будет вращаться медленнее своей оси, вся жизнь умрет во времени, либо путем замораживания ночью из-за недостатка тепла от Солнца или путем сжигания в течение дня от слишком большого количества тепла.

Таким образом, наши «нормальные» процессы на Земле, несомненно, уникальной среди нашей Солнечной системы, и, согласно тому, что мы знаем, во всей Вселенной:

1. Она является обитаемой планетой. Это единственная планета в Солнечной системе, которая поддерживает жизнь. Все формы жизни прямо от мельчайших микроскопических организмов до огромных наземных и морских животных.

2. Ее расстояние от Солнца (150 миллионов километров) целесообразно дать ей среднюю температуру от 18 до 20 градусов по Цельсию. Это не так жарко, как на Меркурие и Венере, и ни так холодно, как на Юпитере или Плутоне.

3. Она имеет обилие воды (71%), которого нет ни на какой другой планете. И которая не встречается ни на одной из известных нам планет в жидком состоянии так близко к поверхности.

4. Имеет биосферу, которая дает нам пищу, кров, одежду и минералы.

5. Не имеет ядовитых газов, как гелий или метан в качестве Юпитера.

6. Она богата кислородом, который делает возможной жизнь на Земле.

7. Ее атмосфера действует как одеяло защиты Земли от экстремальных температур.

Страница 1 из 1 1

Cлайд 1

Cлайд 2

Планета Земля Планета Земля, третья планета по удаленности от Солнца, она является самой крупной по массе среди других землеподобных планет в Солнечной системе. Уникальность Земли состоит в том, что она единственная известная на сегодняшний день планета на которой существует жизнь. Наука говорит о том, что планета Земля образовалась 4.5 миллиарда лет назад, а вскоре после своего образования она своим гравитационным полем притянула к себе единственный на сегодня спутник – Луну.

Cлайд 3

Планета Земля Первые гипотезы, то есть научные предположения, о появлении Земли стали появляться только в XVII в., Французский ученый Жорж Бюффон (1707 – 1788) предположил, что земной шар возник в результате катастрофы. В очень отдаленное время какое-то небесное тело (Бюффон считал, что это была комета) столкнулось с Солнцем. При столкновении возникло множество «брызг». Наиболее крупные из них, постепенно остывая, стали планетами.

Cлайд 4

Планета Земля Немецкий ученый Иммануил Кант (1724 – 1804) предположил, что Солнечная система произошла из гигантского холодного пылевого облака. Частицы этого облака находились в постоянном беспорядочном движении, взаимно притягивали друг друга, сталкивались, слипались, образуя сгущения, которые стали расти и со временем дали начало Солнцу и планетам.

Cлайд 5

Планета Земля Пьер Лаплас (1749 – 1827), французский астроном и математик, предложил свою гипотезу. По его мнению, Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака. Постепенно остывая, оно сжималось, образуя многочисленные кольца, которые, уплотняясь, создали планеты, а центральный сгусток превратился в Солнце. Английский ученый Джеймс Джинс (1877 – 1946) выдвинул гипотезу, которая так объясняла образование и развитие планетной системы: когда-то вблизи Солнца пролетала другая звезда, которая своим тяготением вырвала из него часть вещества. Сгустившись, оно дало начало планетам.

Cлайд 6

Планета Земля Наш соотечественник Отто Юльевич Шмидт (1891 – 1956) в 1944 г. предложил свою гипотезу образования планет. Он полагал, что миллиарды лет назад Солнце было окружено гигантским облаком, которое состояло из частичек холодной пыли и замерзшего газа. Все они обращались вокруг Солнца. Находясь в постоянном движении, сталкиваясь, взаимно притягивая друг друга, они как бы слипались, образуя сгустки. Постепенно газово-пылевое облако сплющивалось, а сгустки стали двигаться по круговым орбитам. Со временем из этих сгустков и образовались планеты нашей Солнечной системы.

Cлайд 7

Планета Земля Нетрудно заметить, что гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта во многом близки. Многие мысли этих ученых легли в основу современного представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы.

Урок предназначен для учащихся 3-го класса.

Тип занятия : Урок-проект.

Форма проведения : Презентация проекта.

Цель занятия:

Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме.

Развитие навыков проектной деятельности, исследовательской деятельности.

Воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.

Воспитание активности в деле спасения планеты от загрязнения.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, письма, плакаты.

Методическая литература :

  1. Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко “ Проектная деятельность младших школьников;
  2. Н.А. Рыжова “Напиши письмо сове” (экологический проект);
  3. М.К. Господникова “Проектная деятельность учащихся в начальной школе”, журнал “Начальная школа” №4 2000год.

Паспорт проекта:

  • Название – “Земля - наш общий дом”;
  • Мероприятие, в рамках которого проводится работа – урок закрепления в разделе “Земля - наш общий дом”
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – окружающий мир, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение; русский язык, музыка.
  • Участники – ученики 3 класса
  • Проблема – Каковы условия жизни на Земле? Как защитить окружающую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете и в нашей Московской области?

Ход урока

I Введение. Постановка целей и задач урока.

Мы с вами закончили большую интересную, очень познавательную тему, которая называется “Земля наш общий дом”.

И сегодня цель нашего урока обобщить, закрепить те знания, умения, которые мы не только приобрели, но добыли путём личных исследований, представленных в нашем экологическом проекте “Земля - наш общий дом”.

II Утверждение тематики проекта.

Почему именно так называется наш заключительный урок? (подумайте и на этот вопрос вы мне ответите в конце урока).

В вашем понимании, что такое дом? (где приятно, безопасно, уютно).

Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитатели водных просторов имеют дом? (Да)

Где их дом? (в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.)

Значит их дом можно назвать одним словом (природа)

Как вы думаете, им в этом доме приятно? Безопасно? (не всегда).

III. Защита проекта.

Животные, птицы, всё живое стремится в свой дом, потому что дом должен дарить радость.

А где же живёт человек?

Какое отношение мы имеем к природе?

И вообще является ли природа нашим домом?

Давайте проследим связь между природой и жизнедеятельностью человека, и в этом нам помогут наши эксперты, которые очень тщательно исследовали каждый вопрос.

ВОЗДУХ

Мы выслушаем экспертов, которые нам расскажут о проблемах воздуха.

Что бы понять на сколько важен человеку воздух сравним: без солнца человек будет жить, но будет болеть и голодать, без воды сможет прожить только 5 дней, а без воздуха? (песочные часы)

Проведём эксперимент: зажмите нос, сколько вы продержитесь? (одну-две минуты).

Мы его не замечаем
Мы о нём не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.

Любознательный: “Какое имя носит “шестой океан”

– Земля из космоса выглядит как шар голубого цвета. Этот цвет дает не только вода пяти океанов, но и облака её атмосферы. Это и есть “шестой” океан Земли. Мы живем как бы на дне этого гигантского воздушного “океана”. У этого океана нет берегов, он окружает весь земной шар.

У: Мы называем эту воздушную оболочку Земли АТМОСФЕРОЙ. От греческих слов “атмос” - пар и “сфера” - шар. Смесь азота, кислорода, углекислого газа и некоторых других газов, а также водяного пара и пыли – все это и образует воздух, без которого жизнь на Земле не могла бы существовать.

У: Воздухом дышат все живые организмы: звери, птицы, насекомые, растения, человек. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Движение воздуха называют ветром.

У: Атмосфера регулирует климат на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, теплый на север. С морей и океанов, рек и озер собирает влагу и отдает её суше.

У: Атмосфера защищает нас от жарких солнечных лучей, космического холода, от лучей – невидимок, которые губят все живое. Она расплавляет и уничтожает приближающиеся к Земле большие и малые небесные метеоры, метеориты и другие космические тела. Любое падение на Землю повлекло бы за собой катастрофические последствия для всего живого.

Любознательный. Это всё очень интересно. Надо же “шестой океан” – это воздух! Но как – то непонятно. Я же его не вижу.

Опыты. Наблюдение.

Учащиеся готовили опыты для демонстрации. Ну, это можно легко исправить. Предлагаю провести несколько опытов.

1 опыт. Положить на стол несколько кусочков бумаги. Взмахнуть над ними газетой. Бумага перелетит на другое место.

2 опыт. В стакан с водой положить кусочек сухарика, почвы и т.п. К поверхности воды поднимаются пузырьки воздуха, которые были внутри кусочка.

3 опыт. Воздух не просто есть. Он оказывает на нас давление. Это называется атмосферным давлением. Стакан с водой накроем листом бумаги, прижмем рукой, перевернем. Уберем руку. Лист не падает. Почему? Вода давит на лист бумаги, а бумага не падает. Значит, с другой стороны на лист давит воздух. Сила такого давления равна 1 кг на 1 кв. см. Если поверхность человека 1,5 кв. м, то каждый из нас испытывает давление воздуха в 15 тонн.

У: Человеку необходимо для дыхания 600 литров кислорода только на один день. Но в процессе деятельности человека происходят загрязнение воздуха. За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры: постоянная – над Антарктикой, временами расширяющиеся и временами уменьшающиеся. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода.

Какие источники загрязнений вам известны?

Ответы детей:

1) Фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу из труб ядовитые газы, сажу, пыль.

2) Автомобили выделяют выхлопные газы.

3) Мусор выделяет вредные вещества.

4) Уничтожаются леса, цветы, травы.

Какой сделаем вывод? (берегите воздух)

У: Борьба с загрязнением атмосферы ведется повсюду: заводы снабжаются очистными сооружениями, транспортные средства обеспечиваются специальными фильтрами. Но, к сожалению, пока каждый из нас не будет беспокоиться об охране атмосферы, на земле будут выпадать кислотные дожди.

А как мы, дети, можем помочь атмосфере?

Не курить.

Не сжигать в костре, в печи предметы, которые выделяют вредные вещества. Например, различные пластиковые отходы.

Какие главные источники очистки воздуха на земле и в нашем городе? (растения)

Наши ребята написали письма благодарности растениям. (Несколько учеников зачитывают письма)

Прежде чем я приглашу следующую группу участников нашего проекта отгадайте загадку. О чём они поговорят с вами?

В морях и в реках обитает
И часто по небу летает
А как наскучит ей летать
На землю падает опять (вода)

С нами поделятся своими знаниями эксперты по воде

Вода – самое обычное и в тоже время самое удивительное вещество на Земле. Её химическая формула проста Н2О. Она состоит из водорода, кислорода и минеральных солей. Но именно от её запасов зависит климат нашей планеты. Без воды жизнь не возможна.

Водяные пары нежно окутывая Землю, сохраняют тепло, как ватное одеяло. Лучше всех нам понятен круговорот воды в природе. Только вода без труда переходит из одного состояния в другое и наоборот. (Приведите примеры).

Только вода имеет три состояния. Какие?

От чего зависят различные состояния воды? (от температуры).

Говорят, что вода есть везде. Где? (в воздухе, в растениях, на земле и под землёй, мы состоим из воды).

Почему же вода является условием жизни на Земле?

Чем же она для нас так важна?

Ответы детей:

1) Растения получают растворённые в воде питательные вещества.

2) В воде обитает множество животных – это их дом.

3) Вода не только поит, но и кормит. (рыболовный промысел.)

4) Благодаря воде люди получают электрический ток.

5) Вода моет: людей, машины, города, фабрики……

6) Вода – это дорога (корабли, баржи.)

7) Вода нам нужна дома.

8) Вода – врач (очищает кровь и выводит вредные вещества).

9) Вода – отдых (снимает стресс, усталость, напряжение

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся
На плите у вас кипит
Паром в чайнике шипит
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.

Учёные подсчитали, что 97,5% всех запасов воды составляет солёная вода. 2% - ледники в Антарктиде и всего лишь 0,02% - это запас пресной воды, которая так необходима нам.

Формула расчета количества воды в организме человека ______________

Какой же сделаем вывод? (берегите воду)

ПРО ПОЧВУ

По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна.

“Чудесная кладовая”

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается обльшой кучей огурцов, редиса, помидоров, моркови.

Видали ли вы когда нибудь семечко с двумя крылышками? Дунет ветер – оно и полетело. А попадет такое семечку в чудесную кладовую, полежит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже догадался, как она называется? (М. Ильин)

Наш эксперт в области почвы исследовал эту проблему и сейчас поделится своими знаниями.

Презентация (подготовили и представляют учащиеся)

Почва – природное богатство.

Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. В образовании почвы участвуют:

Растения

Лишайники

Микроорганизмы

Останки животнных.

Опыты (ранее подготовленные учащиеся демонстрируют опыты доказывающие, что в почве есть воздух, минеральные соли, перегной, вода)

У: Почему же почва это богатство?

Ответы детей:

1) От неё зависит урожай, а значит питание не только людей, но и животных, насекомых.

2) Плодородие земель позволяет из одного зёрнышка получить 20.

3) Почва – среда обитания (это дом).

4) Благодаря почве наш глаз радует зелёная растительность, которая успокаивает и расслабляет.

5) Прогулки на свежем воздухе - это здоровье

Почему она нуждается в защите? Что бы образовался слой почвы в несколько см. нужно от 100 до 1000 лет.

В природе всё взаимосвязано. Порви природную цепочку и всё перестанет существовать. Без золота – то проживёшь, а без почвы?

Какой сделаем вывод? (берегите почву).

IV. Самостоятельная работа в группах

Как вы думаете, есть ли связь между загрязненной окружающей средой и животным миром? (да)

Давайте рассмотрим, какие проблемы загрязнения окружающей среды существуют в нашей московской области.

Учащиеся рассказывают опредприятиях города, большом потоке автомобилей проходящих по трассе через город и о экологических проблемах связанных с ними.

Вывод: Что бы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком.

Будущее благополучие и сохранение её ресурсов в наших руках дорогие ребята!

IX. Итог урока.

Что вам запомнилось на уроке?

Почему наш заключительный урок мы назвали “Земля наш общий дом?” (природа – важнейшее условие жизни людей, нам нужны тепло и свет солнца, воздух, вода, пища.

Всё это даёт нам природа)

X. Рефлексия

Кого бы вам хотелось, поблагодарит из ребят? Что вам понравилось?

Что для вас было самым трудным в данном проекте?

Каково ваше мнение, достигнута ли конечная цель проекта?

XI. Оценивание детей.

Авторы проекта

Чухарева Т. П.

Описание проекта

В проекте будем рассматривать,сопоставлять, анализировать как устроена Солнечная система. Рассмотрим,как представляли Землю люди в прошлом,условия существования жизни на Земле.

Название темы вашего учебного проекта:Голубая планета Земля

Предмет(ы): Окружающий мир, литература, русский язык, изобразительное искусство.

Класс(-ы): для учеников начальной школы (3-4 классы)

Приблизительная продолжительность проекта: 3 -4 недели

Основа проекта

Образовательные стандарты

Ожидаемые результаты

После завершения проекта учащиеся смогут представлять планету Земля,как часть Солнечной системы, сформировать собственное отношение к понятиям «звезда и планеты», «Вселенная», «условия существования жизни».Самое главное- формирование четкого представления о роли каждого человека в сохранении жизни на Земле, усовершенствовать навыки работы на ПК, научиться создавать облако слов, фотоальбом,анкету в Интернете,буклет, презентации, выкладывать материалы в сети Интернет.

Дидактические цели

"Дальние" цели: формировать любовь к планете Земля, к Родине, готовность к ее сохранению.

"Ближние" цели:

1. Понять строение Солнечной системы, расширить знания о планете Земля;

2. Помочь освоить содержательный и технологический аспекты работы над проектом (предметная и информационно-технологическая компетентность);

3. Создать условия для развития критического мышления, творческих способностей личности.

Планируемые результаты обучения.

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

личностные:

метапредметные:

  • анализировать материалы исследования и формулировать выводы на основе анализа
  • находить ответ на интересующий вопрос в Интернете
  • организовывать собственную деятельность по технологии 4 шагов
  • размещать результаты работы в сети Интернет
  • использовать документы с коллективным доступом

предметные:

  • называть планеты Солнечной системы
  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле
  • характеризовать условия жизни на Земле

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос :

Чем привлекательна планета Земля?

Проблемные вопросы учебной темы :

  • 1. Как в древности представляли себе Землю?
  • 2. Как устроена Солнечная система?
  • 3. Почему Землю называют "Голубой планетой"?
  • 4. Как наша Земля и Солнечная система выглядят на картинах художников?
  • 5. Почему на Земле существует жизнь?

Учебные вопросы :

  • 1. Что такое Вселенная?
  • 2. Какие планеты входят в состав Солнечной системы?
  • 3. Какую форму имеет планета Земля?
  • 4. Какую часть суши занимает вода на планете Земля?
  • 5. Из каких газов состоит оболочка Земли?
  • 6. Когда слово "земля" пишется с большой буквы?

Буклет для родителей

Дидактические материалы

Оценивание

Стартовая презентация

Примеры ученических работ (продукт проекта)

Материалы и ресурсы

Оборудование :

фотоаппарат, лазерный диск, компьютер(-ы), принтер, цифровая камера, проекционная система, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений.

Технологии – программное обеспечение :

Программы обработки изображений (Microsoft Office Picture Manager), настольная издательская система, веб-браузер (Internet Explorer), текстовые редакторы (Microsoft Word), программы электронной почты, мультимедийные системы, программа для создания видеоролика Microsoft Move Maker.

Материалы на печатной основе :

  • 1. Энциклопедия для школьников
  • 2. "Всё обо всём".,Космос.,с.4 "Серия:"Планета детства". Издание:Москва: АСТ.,2000г"
  • 3. Энциклопедия окружающего мира. "Астрономия". с.32-33. Москва:Росмэн,2000г
  • 6. Учебник Окружающий мир Н.Ф Виноградова, Г.С. Калинова, 3-й класс, Москва: Вентана-Граф, 2011г
  • 7. Т.Н. Маскисмова "Олимпиадные задания по курсу окружающий мир", Москва: Вако, 2009г
  • 8. О.И. Дмитриева, Т.В.Максимова " Разработки по курсу окружающий мир, Москва: Вако,2010г
  • 9. А.Романов Сыны голубой планеты, Москва 1981г
  • 10. В.Борьков,Ю.Авдеев Космическая азбука, Москва,1990г