Конспект занятия по изобразительному искусству: Гжельская роспись. Гжельская роспись: народное творчество

Гжельская роспись

История Гжельской росписи

Гжель - один из традиционных русских центров производства и росписи изделий из керамики. Исторически, - это обширный район, состоящий из трех десятков деревень и сел, объединённых в «Гжельский куст», который расположен примерно в 60 км от Москвы вдоль Большого Касимовского тракта. В современное время Гжельская волость входит в состав Раменского района Московской области.

Гжельский промысел известен около 700 лет, но на самом деле, никто не знает, когда он возник, ведь первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Гжельская волость расположена на суглинистых нечернозёмных угодьях, поэтому с древнейшех времен здесь селились в основном мастера гончарного дела. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь» (глину жгут, обжигают, глиножоги), ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу.

Издавна Гжель славилась своей глиной. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «Во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь изымать и возить тое же волости крестьянам, какая же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М.В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики* . Здесь начинают выпускать «чернолощеную» (закопченую) керамику и «муравленую» (покрытую глазурью) посуду . К 1800 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих гончарную посуду. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

*Майолика - это изделия с цветным пористым черепком, покрытые белой эмалью, на которую до или после обжига наносится роспись жидкими либо густыми эмалевыми красками. Под этим понятием подразумевается и керамика с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

В начале 1804 года братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы и основали первый фаянсовый завод. Затем один из братьев Куликовых, Павел выучился технике изготовления фарфора , придумал свой горн (печь для обжига), разработал рецепты глиняной массы и наладил фарфоровое производство Гжели.

Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой глиняной массы.

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, производство керамики резко сокращается. Развитие капитализма в России привело к промышленному кризису. Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже XIX-ХХ веков пришло к полному забвению.

Только после Октябрьской революции и национализации заводов в Гжели начинается восстановление промысла.

В 1929 году в Гжели была создана первая артель под названием «Вперед, керамика». Через некоторое время образовалось еще несколько артелей, которые впоследствии объединились в предприятие «Художественная керамика».

Уже в 1930-х 1940-х гг. здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

В 1972 году было создано Объединение "Гжель", в которое вошли все мелкие производства расположенные в соседних деревнях. Творческие группы разработали новые образцы и новые формы изделий.

Технология Гжельской росписи

Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.

Гжель традиционно расписывают синими красками. Синий цвет лучше всего выглядит на фоне белой глазури и при обжиге приобретает необычное сияние.

Художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, мастера - художники создают свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей.

Важная особенность в гжельской росписи сине-белого фарфора - живописное начало . Большое значение в технологии росписи придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре - яркое, крупное пятно - изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняемым тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

Основными элементами в технологии гжельской росписи фарфора являются так называемый кистевой "светотеневой мазок" (мазок с тенями), ситчик, кистевой мазок одной кистью, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т.д.

Мазок с тенью

Кистевой "мазок с тенями" , обладает большим тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше - кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. "Мазок с тенями" образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.

В технологии гжельской росписи существует понятие "росписи одной кистью" когда каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску - мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.

Также в технологии росписи существует прием использования в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора "ситчик" , когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы.

Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер. Сейчас художники считают себя вправе не ограничиваться функциональностью изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт. Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике.

Технология гжельской росписи предполагает только одну краску - кобальт , которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Она разводиться водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

Гжельская роспись воистину удивительна — всего 2 цвета, но любой узор, выполненный в данной технологии, обладает такой живостью и объемом, что трудно поверить в его природу. Мастера гжели даже из нескольких простых завитков создают настоящие шедевры, и к ним хочется приобщиться. В домашних условиях, без занятия с профессионалом, тоже можно освоить базовые моменты гжельской росписи и попробовать самостоятельно украсить любое керамическое изделие.

Гжельская роспись: основы технологи

Вся красота данного рисунка достигается через смешение 2-х цветов, что позволяет получить большое количество оттенков между чистым королевским синим и ослепительно-белым. При этом технология подразумевает как контрастные их переходы, так и растягивание через тушевку, и даже почти полное затемнение синего в черный. Все это осуществляется как сменой кистей, так и предварительным замешиванием оттенков, и даже их совмещением на ворсе одновременно.

  • Сложность гжельской росписи — освоение движений кисти. Ширина и плотность мазка, толщина слоя краска на каждой из частей ворса, его направление — здесь нет незначительных нюансов. Поэтому всем новичкам требуется сначала отработать базовые элементы, где постепенно, ступенька за ступенькой подключаются новые и новые приемы.
  • Значимую роль играет и «светотеневое пятно». Если провести анализ рисунков, выполненных по данной технологии, можно заметить, что оттенки располагаются в композиции согласно определенной закономерности. Это почти плавный переход от чистого, светлого пятна (являющегося центром рисунка), до темных каемок, к которым насыщенность и глубина цвета усиливаются. Вполне возможен и обратный вариант, когда мелкие детали по краям уходят в засвеченную дымку, а крупные центральные элементы, напротив, темные, густые.

При этом важно помнить, что элементам гжельской росписи всегда сопутствуют плавность, мягкость, округлость линий, легкость в переходах оттенков, даже если они имеют контрастный стык (в нем всегда будет легкая растяжка), мелкие детали по краю.

Как выполняются элементы гжельской росписи?

Если просмотреть картинки с гжельской росписью, можно заметить, что главными элементами, повторяющимися абсолютно в любых работах, являются мазки и линии, дополненные цветочными орнаментами. Это обуславливается тем, что «растительная» тематика является самым популярным направлением в данной технологии, наряду с «орнаментальной», которая необходима для оформления периферии.

В гжельской росписи существует несколько основных приемов, которые различаются положением кисти, рабочей длиной ее ворса, направлением движения. Из них базовыми считаются следующие:

  • «Ситчик». Используется кисть с тонким длинным ворсом, у которого задействован только кончик. Обычно в такой технологии оформляются мелкие детали, являющиеся орнаментом того или иного элемента — завитки, волны и т.д.: базовые узоры гжельской росписи. При этом обычно в ход идет чистый цвет, без перехода между ними.
  • «Китайский мазок». Наиболее интересный и наиболее сложный прием, при котором на кисть сразу набираются оба цвета, или 1, но со стягиванием по ворсу, и элементы выполняются неотрывно данной кистью, при этом насыщенность цвета на поверхности постепенно угасает. Затем вновь краска набирается, и опять по мере выведения элементов краски тускнеют, становясь мягче.

  • «Мазок с тенью». По некоторым источникам — разновидность «китайки»: краска также набирается на общую кисть, предварительно подбирается правильная пропорция синего и белого, регулируется их толщина на ворсе. Движения кистью осуществляются так, чтобы синяя область всегда была густой, насыщенной, имела тень, а светлая окружала ее легким ореолом, рассеивая цвет.

Гжельская роспись : поэтапное рисование в технике теневых мазков

Этот прием называют техникой «двойного мазка» или «китайским мазком», и получившиеся элементы эффектно смотрятся не только в классической бело-голубой гамме, но в иных оттенках, а также при выведении фигур, не имеющих отношения к гжельской росписи. Чтобы выполнить такой несложный цветок, Вам понадобятся:

  • акриловая краска синего и белого цветов (удобнее всего для тренировки);
  • вода в стакане;
  • палитра для смешивания;
  • лист акварельной бумаги плотной или поверхность для рисования, которую нужно оформить;
  • кисти разных размеров с беличьим или таклоновым ворсом, обязательно плоские, срез может быть как в форме лепестка, так и ровным или скошенным: от этого зависит лишь форма элемента, который Вы получите.

Рисунок начинается с отработки самого приема «двойного мазка»: понадобятся краски, кисть и палитра.

  1. Капнуть на палитру рядом друг с другом по порции белой и синей краски. Осторожно стянуть их края друг к другу, чтобы ввести оттенки друг в друга. Приложить кисть к каплям так, чтобы насыщенный темный синий оказался у основания ворса, самый чистый белый — у его края. Плоскостью кисти нужно сделать пару ласкающих движений по палитре, чтобы окончательно оттушевать переход между оттенками.
  2. Простой мазок выполняется через обычное укладывание плоскости кисти на поверхность и проведение ей перпендикулярно волосу. То естьмазок должен не смешивать цвета, как это было при оттушевке на ворсе, а выводить их параллельно. Следите за нажимом кисти, чтобы не оставались проплешины цвета.
  3. Получилось провести равномерную линию? Можно начать ее деформировать. Положите кисть так же плоско, но теперь перераспределите вес так, чтобы большая его часть оказалась у конца ворса, и осторожно поведите кисть в сторону, совершая ей легкое вращение на 180 градусов. Подходя к концу вращения, переместите вес к основанию ворса и повторите то же действие, но теперь относительно новой точки опоры. Должна получиться волна или уложенная на бок буква «S». Продолжая чередовать зоны с весом, выводите длинную мягкую волну.
  4. Когда этот узор будет освоен, к нему добавляется угловатость: сделайте восходящую волну, но опустившись в нижнюю точку, не переносите вес на др. зону — оставьте его там же, на краю ворса, и вновь выведите волну вверх. То же самое отдельно нужно будет повторить наоборот. Именно из таких элементов складываются лепестки большинства цветов в гжельской росписи.
  5. «Капли» в технике теневого мазка выполняются сложнее всего за счет особого положения и поворота кисти, а также необходимости быстро и изящно снять ее с листа или иной поверхности. Там, где будет «головка» капли, кисть ставится полным весом, зачастую — основанием ворса, затем проворачивается вокруг него и начинает тянуться в сторону. Одновременно с этим давление уменьшается, и линия сужается. Как только она достигнет минимальной толщины, ворс нужно снять с поверхности, позволив ему еще 0,5-1 мм пройти для максимально изящного обрыва.
  6. Когда одиночные «капли» будут освоены, пробуйте выполнять их друг рядом с другом: это будут боковые лепестки цветка.
  7. Последняя задача, которая ставится перед Вами при освоении теневого мазка, совместить все отработанные приемы в едином цветке. Верхний и нижний полукруг в качестве его центра, капли в качестве обрамляющих лепестков. И самые простые элементы — точки и линии — в сердцевине, для тычинок.

\

Гжельская роспись — технология, доступная даже детям. Профессионалы рекомендуют начинать тренировки с простых «прописей», сделанных самостоятельно: распечатать одиночно базовые элементы, оставить рядом с ними контур и достаточное количество свободного места, и пытаться повторить. А когда следовать заготовкам больше не потребуется, пробовать выполнять те же узоры по отдельности и совместно друг с другом, чтобы постепенно дойти до полноценных рисунков.

Занятие по изобразительному искусству «Секреты гжельской росписи»

Автор: Дранкова Елена Александровна, педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДОД "Радуга" город Пермь

Цель: знакомство с гжельской росписью.
Задачи:
Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла
Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, учить применять мазок с тенью, рисовать элементы гжельской росписи (мазок с тенью, капелька, линия, тычок)
Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ, умение находить общий язык при работе в группе
Материалы и оборудование:
Доска, ноутбук, наглядные пособия.
Иллюстративный ряд:
1.Наглядное пособие «Приемы кистевой росписи».
2.Выставка изделий из Гжели.
3.Оформление в виде города, расписанного гжельской росписью.
4.Нарисованный самовар, расписанный гжельской росписью.
5.Сказочные ворота, расписанные гжельской росписью.
Для обучающихся:
1.Трафареты чайной посуды
2.Гуашь синего цвета
3.Палитра
4.Круглая беличья кисть №3,№1
5.Плоская колонковая кисть №10
6.Подставка для кисти
7.Тряпочка
8.Баночка с водой
Прогнозируемый результат: данная тема «Гжельская роспись» научить детей разбираться в гжельской росписи; позволяет развивать эстетические чувства; уважать культуру своего народа; любить народное творчество; стремиться самостоятельно выполнять рисунки в технике «Гжельская роспись».
Ход урока
I.Организационный этап
Приветствие. Подготовка готовности к уроку.
Целеполагание
- Сегодня у каждого на парте лежит лист, синяя гуашь, кисти. Ребята, как вы думаете, что мы будем рисовать на занятии?
Постановка учебной цели: сегодня на уроке вы познакомитесь с художественным промыслом - Гжель, узнаем секреты гжельской росписи и выполните коллективную работу “Гжельский сервиз”, используя традиционную форму росписи.
II . Мотивационно – проблематизирующий этап
- Вам интересно познакомиться с гжельской росписью? Актуально заниматься гжельской росписью на сегодняшний день?
(Это культура, народное искусство русского народа, которое передаётся из поколения в поколение.)
Изучение нового материала.
Испокон веков славится Россия своими народными промыслами, мастерами. Вот и до наших дней дошло искусство гжельских мастеров. И чтобы узнать о гжельской росписи, мы с вами отравимся в село, которое расположено недалеко от Москве и состоит из трёх десятков деревень и сёл, каждое из которых имеет своё название, но в народе это место называют одним словом простым – Гжель. И живут в этом селе народные мастера, которые изготавливают гжельскую посуду. Но прежде, чем попасть в гости к мастерам мы с вами узнает об истоках возникновения промысла. С чего же всё зарождалось?
(Иллюстрационное оформление на доске в виде города, выполненного гжельской росписью. За каждым домиком спрятаны этапы изготовления гжельской посуды. Домики открываются по ходу урока.)
История гжели началась с того, что в этих местах были найдены большие залежи белой глины. Глина была чисто белого цвета.
В XVII веке при царе Алексее Михайловиче по его приказу белую глину привозили в Москву и делали из неё аптекарские сосуды.
В XVIII веке на заводах делали обычную для того времени гончарную посуду, изготавливали кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки.
Гжельский промысел переживал разные времена. Было времена, когда промысел полностью исчез, а потом его снова возродили после войны.
На сегодняшний день этому промыслу исполнилось 670 лет. Сегодня искусство гжели продолжает развиваться, и даже более того, получило мощный толчок в развитии благодаря новым современным технологиям. Так, гжельские заводы стали производить термостойкие фарфоровые изделия с гжельской росписью, которую можно использовать в микроволновых печах, всех видах кухонных плит.
Технология изготовления гжельской посуды.
Давайте познакомимся с технологией изготовления изделий гжели. А для этого мы будем заглядывать в гости к мастерам и смотреть, что же они там делают. (Последовательно снимаются картинки с доски в виде домиков, за которыми изображены этапы изготовления гжели)
1. Сначала мастер на гончарном круге изготавливал заготовку из белой глины (ваза, кувшин, горшок).
Потом он украшал изделия лепниной (небольшими отдельно слепленными изделиями). Украшал мастер крышку у чайника или сахарницы в виде головы птицы(Открывается первый домик)


2. Потом изделие сутки сушили.
3. Потом изделие обжигали в муфельной печи для того, чтобы оно стало прочным (Открывается второй домик)


Слово гжель произошло от глагола – жечь, обжигать.
4. После обжига художник расписывал изделие краской – кобальт (серого цвета). По поверхности изделия художник расписывает мазками. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Почему же художник рисует серой краской, а не синей? В этом заключается первый секрет гжельской росписи (Открывается третий домик)


5 .Дальше расписанное изделие погружаю в глазурь – жидкость белого цвета и снова ставят в печь на 18 часов. Температура в печи достигает 1250°-1350°.Из печи достают готовое изделие с синим рисунком. Во время обжига серая краска – кобальт превращается из серого в синий цвет, а глазурь становится прозрачной. После печи узор приобретает множество синих оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

(Показ готового изделия)
Художники гжели насчитывают до 20 оттенков синего цвета.
На современном производстве по изготовлению гжельской посуды применяется другая технология и изготавливают гжель из белой глины перемешивают с добавками (кварцевым песком, шпата, каолита) в больших мельницах в течение 28 часов и получают жидкий шликер белого цвета, который называется фарфор. Фарфоровую смесь наливают в гипсовые заготовки и сушат. Через сутки гипсовую форму снимают и ставят в печь. После обжига изделие расписывается кобальтом, покрывается глазурью и снова ставится в печь.
Но в чем, же второй секрет гжельской росписи? Как создаются удивительно красивые гжельские узоры? Эта тайна скрыта за сказочными дверями, которые открываются только для настоящих ценителей искусства гжели,которые хорошо разбираются в народных промыслах. Для того, чтобы открыть ворота вам нужно выполнить задание «Выбери гжельские изделия».
(Иллюстрационное оформление на доске в виде ворот)


Задание «Выбери гжельские изделия» (На доске развешаны картинки с изделиями разных народных промыслов. Надо выбрать изделия только гжельского промысла и оставить их на доске, а изделия других промыслов убрать.Убирая ненужную картинку, необходимо назвать промысел)


- С задание вы справились отлично, и волшебные ворота откроют нам все секреты гжельской росписи.
Открываются сказочные двери.

Самый главный секрет росписи скрыт в мазке, который называется «мазок с тенью». Одним движение кисти художник рисует мазок, который с одной стороны тёмно синий с другой нежно - голубой.
“Мазок с тенями”. Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.





“Азбуку мазков” дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Данные декорирующие элементы росписи называют: “шашечки”, “усики”, “жемчужинки”, “капельки”.
III. Практическая работа
- Сейчас у нас очень важный этап работы: вы будете расписывать свои трафареты гжельской росписью. На трафаретах в виде чашек мы будем рисовать гжельскую розу. Представьте, что вы находитесь в цехе гжельской росписи и являетесь мастерами росписи.
Разминка для рук.
Но сначала давайте разогреем ваши ручки и сделаем гимнастику для рук. (Между ладошками раскатываем карандаш).
Начнём работы с эскиза розы карандашом. После будем работать кистью,
только сначала вспомним правила работы с кисточкой.
1.Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.
2.Не оставляй кисточку в баночке с водой.
3.Не забывай прополоскать кисточку.
Обучающиеся расписывают трафареты (чайник, сахарница, чашки) гжельской розой и декорирующими элементами, используя технологическую карту.

Объем творческой работы определяется в соответствии со способностями ребенка.
VI. Рефлексивный этап
Ребята, вы славно потрудились. Давайте посмотрим результаты работы. Каждый подходит к доске, располагает свою расписанную чашку вокруг самовара, подводит самоанализ. У нас получилась коллективная работа «Гжельский чайный сервиз».


Давайте подведём итог:
1.В стиле, какого промысла выполнена роспись данных сервизов?
2.Из какого материала мастера делали свои изделия?
3.Какой цвет использовали для росписи изделий?
4.Какие декорирующие элементы росписи применяли?
5.Какие секреты вы узнали о гжельской росписи?
6.Что новое вы узнали на уроке?
7.Что понравилось на уроке?
8.Что было легко и трудно делать на занятии?
Спасибо всем ребятам за работу! Мне хочется, чтобы вы всегда бережно и уважительно относились к творчеству русского народа.
Ученики читают стихотворения:
Вот они! Удивительно бледны!
Мастера, скорей за дело,
Украшай посуду смело!
Составляй такой узор,
Чтобы радовал он взор.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Литература
Ю.А. Межуева «Сказочная гжель»Москва Изд. «Мозаика –Синтез 1999г

Если вы хотите понять, как рисовать роспись гжель в картинках, то эта статья для вас. Гжель - это подмосковный район, полностью называвшийся Гжельский Куст и занимавшийся росписью утвари, посуды, мебели. Сколько именно лет этой народной росписи, точно не знает никто, но первые упоминания о гжели, как о росписи, находят в записях четырнадцатого века.

Прежде всего отметим, что гжельские мастера вдохновлялись самой природой, поэтому для гжельской росписи характерны элементы растительности (листики, цветы, стебли) и изображения животных (часто птиц).


Мастера занимались не только росписью, но и создавали статуэтки и свистульки - игрушки для детей - под роспись. Популярные фигурки - люди (юноши и девушки), медведь, петух. Современные мастера, отходя от традиций, делают фигуры рыб, котов, сов и любых других животных и зверей, но оставляют всю ту же технику гжельской росписи.


Вы тоже, как гжельские мастера, сможете расписать фигурку, кружку или разделочную доску. Но для начала необходимо усвоить несколько приемов, понять, чем и как отличается гжельская роспись от другой народной росписи. А самое главное - необходимо потренироваться на бумаге.

Мы поэтапно, от самого простого мазка до сложного законченного узора, рассмотрим технику этой росписи, и вы сами сможете создавать красивые «небесные» вещи для себя и близких.

Приступаем к работе

Для того чтобы сделать несколько узоров и картинок в «гжельском стиле», необходимо приготовить:

  • листы бумаги (лучше всего взять плотную);
  • гуашь (можно также взять акриловые краски для бумаги или акварель);
  • кисти (тонкие, средние и толстые);
  • воду в банке;
  • палитру;
  • тряпку;
  • хорошее настроение и желание научиться новому.

Ход работы

Начинать следует с простых элементов - капелек, точек, штрихов и линий. Соединяя эти элементы, можно получить узнаваемые гжельские узоры. Для начала проведите по бумаге несколько параллельных синих линий, они могут идти как горизонтально друг под другом, так и под углом.

Старайтесь, чтобы линии получались не очень толстыми (можно взять тонкую кисть) и были на небольшом расстоянии друг от друга.

Если поверх получившихся линий вы перпендикулярно проведете такие же линии, то получите штриховку - частый элемент заполнения областей. К линиям можно добавить точки. Для этого легким движением стоит касаться бумаги кончиком кисти. Если вы сделаете точку с усилием, то получите синий круг. Вокруг него можно нарисовать точки поменьше, и у вас получится цветок.

Чтобы сделать капельку, стоит легко прижать кисть к бумаге от основания до кончика. Получится вытянутая капелька, которую потом можно использовать в качестве лепестка или листика.

Дальше переходим к линиям. Линии в гжели обычно закругленные, плавные, в виде волны или завитков. Можно потренироваться делать заворачивающиеся линии, словно это усики растений. Нужно вести по бумаге кисть, постепенно ее приподнимая, тогда у основания линия будет толстой, а к концу - тонкой.

Также потренируйтесь рисовать волновые линии, которые могут пригодиться для оформления краев. Нарисуйте «забор» из полукругов, а также проведите линии с одинаковой частотой изгибов. Можно добавить к линиям точки, штриховку и капельки.

Попробуйте соединить все нарисованные элементы: вы уже можете получить цветок или листик на стебельке.


Теперь можно освоить технику мазка. Для этого лучше взять кисти потолще. Гжель отличается градиентом - от насыщенного синего к белому. Использовать две краски для создания такого эффекта не нужно, достаточно одной синей.

Для того чтобы получился переход от синего к белому, необходимо смыть чуть-чуть краски с одной стороны кисти, например, с кончика, и провести всей шириной кисти по бумаге. Также можно убрать излишки краски, повозив кистью по бумаге.

Таким приемом можно рисовать лепестки, цветы, листья, перья.


Попробуйте поиграть с цветами - синим, белым и голубым. Можно поочередно обмакивать кисть в белую и синюю краску и делать мазки с тенью, наблюдая, как распределяется краска. Не бойтесь делать более контрастные мазки поверх уже сделанных. Вы можете сделать рисунок белыми и голубыми красками на синем фоне или наоборот - синими красками рисовать поверх белых.

С инее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у них, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор. Интересные факты о развитии старинного промысла собрала Наталья Летникова.

Гжель - не только село и промысел, а целый гончарный край.
27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание - во времена Ивана Калиты.
Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, - перешли на фарфор.

Гжельская глина - стратегический ресурс.
В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.
Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете - для первого фарфорового завода в России.

Иллюстрация: Портрет императрицы Елизаветы Петровны. А.П. Антропов. Конец 50-х - начало 60-х годов XVIII века

Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I.
Отправка шпионов успеха не принесла - справились ученые.
Описал технологию производства китайского фарфора друг Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов.

Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художника

Все секреты росписи - в «Азбуке мазков».
Под одной обложкой собрал опыт поколений Александр Салтыков.
Граф, ученый-керамист, искусствовед в середине прошлого века почти с нуля возродил промысел.
В основе - коллекция Государственного исторического музея.

Иллюстрация: орнаменты под гжель

Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными.
С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

Иллюстрация: работа на гончарном круге

Изначально гжель была разноцветная.
Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.
«Примерила» кобальт гжель - да так бело-синей и осталась.

Иллюстрация: разноцветная гжель

Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает.
Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.

Иллюстрация: роспись гжельского фарфора

Любимый узор гжельских мастеров - роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.
На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

Иллюстрация: чайник гжель с традиционным узором

Агитфарфор - главная тема гжельской росписи времен Гражданской войны.
Придумано французами эпохи буржуазной революции. В советские годы идеи коммунизма в керамике шли на экспорт.
Сегодня цена идеологического наследия на лондонском аукционе - до четырех тысяч фунтов.

Иллюстрация: фарфоровая статуэтка эпохи СССР

Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор - откуда пошло название промысла.
Версий несколько: от старорусского «жгель» - посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области.
Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором .