Природа Беларуси – уникальное наследие реликтовой экосистемы. Природное сообщество лес: значение и описание Характеристика и виды лесов

На этом уроке вы познакомитесь с лиственными и хвойными лесами, узнаете об основных обитателях леса.

Лес можно сравнить с большим многоэтажным домом. Растения растут в несколько ярусов, только считают эти ярусы сверху вниз. Самые высокие деревья образуют верхний ярус, немного ниже - низкорослые деревья, еще ниже ярус кустарников и ярус трав, самый нижний ярус занимают мхи и лишайники.

Давайте рассмотрим ярусы лиственного леса. В таком лесу первый ярус занимают кроны самых светолюбивых деревьев. Это дуб, липа, береза, клен, осина, сосна, ель (рис. 2-4).

Низкорослые деревья - рябина, черемуха, ива - растут под пологом высоких. Они приспособились жить в тени, это второй ярус (рис. 5, 6).

Рис. 5. Черемуха ()

Третий ярус - ярус кустарников: малина, калина, крушина, орешник, шиповник, жимолость (рис. 7-11).

Рис. 10. Шиповник ()

Рис. 11. Жимолость ()

Эти растения никогда не смогут подняться до первого яруса, они всегда будут оставаться внизу, под лесом. Поэтому кустарниковый ярус называют подлеском. Четвертый ярус - ярус кустарничков - черника, брусника - и трав, таких как ландыш, кислица (рис. 12-14). Лесные травы более теневыносливые, чем, например, луговые.

Рис. 13. Брусника ()

В пятом ярусе растут растения, которым для роста и развития не нужно много света, - это мох и лишайник (рис. 15, 16).

Рис. 16. Лишайник на камне ()

Мхи хорошо впитывают и удерживают влагу, создавая тем самым условия роста для остальных растений. Лишайник - единый организм, который состоит из гриба и водоросли. Лишайники растут не только на земле, но и на камнях и коре деревьев.

Растения цветут в разное время. Ранней весной, когда на деревьях еще нет листьев и они не мешают лучам солнца проникать до самой земли, цветут первые травянистые растения: перелески, ветреницы.

Корни растений также располагаются ярусами. Глубже всех расположены корни самых высоких деревьев, немного выше - корни кустарников, а еще ближе к поверхности почвы - корни травянистых растений.

Как люди в большом доме, так и животные проживают на разных этажах в лесу. Место квартиры каждого зависит от того, кто чем питается и где находит себе укрытие. Верхний ярус лесного дома занимают насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев. Так в кроне дуба живут майские жуки, жук-олень, желудевый долгоносик, дубовая листовертка, дубовая орехотворка (рис. 17-19).

Рис. 17. Жук-олень ()

Рис. 18. Желудевый долгоносик ()

Рис. 19. Дубовая листовертка ()

Птицы, которые питаются насекомыми, тоже обитают здесь, это зяблики, щеглы, пищухи и дятлы (рис. 20-22).

Они вьют себе здесь гнезда и укрываются от хищников. С верхних ярусов леса высматривают себе добычу хищники: ястреб, сокол, красный коршун, филин, сова (рис. 23-25).

Рис. 25. Красный коршун ()

В кронах второго яруса и на кустарниках кормятся дрозды, славки, синицы, снегири (рис. 26, 27).

Вместе с ними соседствуют мелкие зверьки: белки, бурундуки (рис. 28).

Рис. 28. Бурундук ()

Они находят здесь себе пищу и убежище от врагов. Листьями деревьев, кустарников, травами питаются более крупные животные: косуля, лось, кабан, заяц (рис. 29, 30).

В зарослях кустарника и среди молодых деревьев им легче укрываться от врагов, кому от лисицы, кому от волка. В траве живут грызуны, они едят зеленые растения и их семена. Рядом с ними соседствуют ежи, их основная пища - насекомые и дождевые черви. Густая трава и подземные норы служат им защитой от врагов. В лесной подстилке можно увидеть червей, улиток, клещей, насекомых, ими питаются пауки, хищные жуки - жужелицы. На насекомых охотятся змеи и ящерицы, которые сами становятся добычей для хищных животных. В почве живут черви, кроты, землеройки.

Лес называют природным сообществом. Все обитатели леса: растения, грибы, животные, микробы - живут совместно в одних и тех же природных условиях. Растения и животные связаны цепями питания. Пищевые связи, безусловно, главные в обществе растений и животных. Но кроме них между организмами существуют и другие, не менее важные связи для их жизни. Растения дают животным возможность укрываться от жары, от врагов. Птицы используют листья и стебли растений при строительстве своих гнезд. Животные помогают при распространении семян и плодов растений. Некоторые роют норы и подземные ходы, что способствует проникновению воды и воздуха к корням растений. Грибы и бактерии перерабатывают остатки растений и животных в минеральные соли, которые поглощают растения.

Кроме того, нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников и трав и помогают им добывать из почвы воду, с растворенными в ней солями.

Все обитатели леса не могут существовать независимо друг от друга, они живут в сообществах и помогают друг другу, поэтому лес называют природным сообществом.

Какое звено в лесных цепочках самое главное? Это растения, с листьями, плодами, шишками, от них зависит жизнь всех обитателей леса. Попробуем составить несколько лесных цепочек. Гусеница поедает растения - синичка поедает гусениц - за синицей охотится сокол. Мышка питается колосками растений - ласка поймала мышку - ласку может сова ночью схватить. В коре дерева проедает свой ход личинка жука-усача, она питается древесиной - дятел стал долбить кору дерева и схватил личинку - за дятлом охотится хищник, например ястреб. Вот и получается, что все лесные жители зависят друг от друга.

Сегодня на уроке вы получили знания о многообразии растительного и животного мира леса, узнали о том, что лес - это природное сообщество.

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Hvoinie.ru ().
  2. Youtube.com ().
  3. Zoodrug.ru ().

Домашнее задание

  1. Что такое лес?
  2. Каких животных можно встретить в лесу?
  3. Почему говорят, что лес - это природное сообщество?

Природа каждой страны по-своему уникальна, и может в разной степени отличаться даже по регионам. Беларусь – не исключение. Характер глобальных геологических и климатических процессов обусловил виды ландшафтов Беларуси и ареалы обитания животных и растений.

Растительностью покрыто около 93% всей территории страны. При этом более 1/3 всего зеленого покрова приходится на долю лесов. В стране произрастают 28 видов деревьев, самые распространенные из которых: береза, сосна, ель, дуб и около 70 пород кустарников.

Животный мир представлен 76 видами млекопитающих (лось, олень, дикий кабан, волк, бобр, заяц и др.), встречается более 300 видов птиц.

Последний ледник (15-10 тыс. лет до н.э.) сделал из Севера Беларуси озерный край, а на Юге расположилась большая болотистая низменность, известная как Белорусское Полесье, которое называют «Легкими Европы».

Есть в Беларуси районы, в которых сохранился уникальный ландшафт. Там можно встретить много редких видов животных и растений. Для их охраны и постепенного восстановления популяций были созданы Национальные парки, Государственные заповедники и заказники. Самым популярным является Национальный парк «Беловежская пуща»; в нем до наших дней сохранились древние дубы возрастом более 500 лет, столетние ясени, сосны, ели. В «пуще» обитает множество видов животных и птиц, и среди них - самая большая в Европе популяция зубров. Зубр является одним из национальных символов Беларуси.

Другие охраняемы государством заповедные территории - Национальные парки: «Браславские озера», «Нарочанский», «Припятский» и Березинский биосферный заповедник. Их деятельность поддерживается ЮНЕСКО.

Сильный удар по природе страны нанесла авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. Это была самая серьезная техногенная катастрофа в мире. Около 60% радиоактивных осадков попало на территорию Беларуси. У туристов и путешественников может возникнуть обоснованное беспокойство по поводу радиации. Однако, исследовательскими данными доказано, что почти на всей территории страны нет угрозы здоровью людей. В тех же районах, которые считаются наиболее загрязненными действует строгий контроль, население из них эвакуировано. Посещение таких мест без наличия специального разрешения запрещается.

Урок по предмету человек и мир

Тема: «Растительный и животный мир. Что такое природное сообщество?»

Цели урока:

1 ) познавательная

    начать формировать понятие о природном сообществе, в котором живая и неживая природа взаимосвязаны;

    убедить школьников том, что нарушение этих связей сопровождается существенными изменениями в любом природном сообществе.

2) развивающая

    формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения, высказывать суждения.

3) воспитательная

    помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Ход урока:

1.Организационный момент. (слайд 1)

Ребята! Сегодня чудесный день, потому что светит солнце, которое всех любит и греет.

Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучики, которые несут любовь, мир, добро .

А теперь направьте к ней лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку .

Наша звездочка стала большой, как солнце.

Садитесь.

Дети, я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой умения слушать и слышать, думать и обобщать.

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно». (откройте глаза)

Что нам надо на уроке? (слайд 2)

- Работать сообща.

- Уметь выслушать друг друга.

- Слушать других, не перебивая,

внимательно.

- Уметь распределить обязанности

между собой, четко знать долю работы

каждого.

- Уметь договориться, помочь

друг другу.

2. Проверка д\з: (Тест) по теме «Реки и озёра» (слайд 3)

Река – это водоём, который имеет исток и устье.

2. Углубление, по которому течет река, называется русло.

3. Начало реки называется устье.

4. Выход подземных вод на поверхность называется замком.

5. Маленькие реки, которые впадают в большие, называются притоками.

3. Мини – проекты уч-ся по группам: (слайды 4, 5, 6)

1 группа – озеро Нарочь

2 группа – озеро Свитязь

3 группа – река Неман

Озеро Нарочь – «жемчужина» белорусской земли. Оно такое огромное, что в пасмурную погоду противоположный берег теряется в дымке, и тогда кажется, будто стоишь на берегу таинственного древнего моря.Расположено в Мядельском районе, бассейн реки Нарочь, на территории Нарочанского Национального парка. Входит в Нарочанскую группу озер и является курортной зоной. Является самым большим естественным водоемом в Беларуси. Его площадь составляет 79,6 кв.км. При этом глубины в Нарочи небольшие - средняя 8,9 метров.

Можно с уверенностью сказать, что озеро Нарочь занимает в Беларуси первое место по чистоте и прозрачности воды. Дно, устланное песком и камнем, просматривается до 5-7 метров летом и до10 метров зимой.Здесь водятся линь, налим, амурский сазан и другие. В уловах обычно преобладает лещ, щука, плотва. В озере также водится угорь

В целях сохранения богатства озера предусмотрен комплекс охранных мероприятий - вокруг озера выделена водоохранная зона с особым режимом использования природных ресурсов.

Вода в озере Нарочь удивительно чистая и прозрачная. В ясную безветренную погоду на глубине шести метров без труда можно рассмотреть многочисленных обитателей озера, а если повезет, то помимо уклейки, окуня, плотвы, щуки можно увидеть сома.

Озеро отличается богатством водоплавающих птиц, на нём и в его окрестностях отмечено гнездование редких для Беларуси лебедя-шипуна, крачки малой, скопы, поганки малой.

Озеро Свитязь находится в бассейне реки Молчадь, почти в центре Новогрудской возвышенности, в 3 км к ЮВ от деревни Валевка Гродненской области. Его площадь около 170 гектаров и оно имеет округлую форму. Из Свитязи вытекает небольшая речушка Своротва. Каких-либо поверхностных водотоков (рек и ручьев), впадающих в озеро, нет. Озеро обрамлено массивным изумрудным ожерельем - плотным кольцом леса километровой ширины. В 1970 году озеро Свитязь и прилегающие к нему территории были объявлены экологическим заповедником. На берегу озера находится санаторий.

Здесь даже в озере произрастает множество реликтовых растений, которые по праву могли бы называться «царями» - лобелия Дортмана, наяда гибкая, полушник озерный и редкий прибрежник одноцветковый.

Но самым загадочным представляется наличие в озере очень редкой растительной формы, которая растёт только на острове Ява, и обитание здесь моллюска -известного только для озер Франции, Бельгии и Германии

Озеро Свитязь объявлено заказником вместе с лесным массивом площадью 847 гектаров. Здесь смешанные насаждения из дуба, ели, граба, ясеня, клена, осины на небольших площадях чередуются с чистыми сосняками, ольшанниками, березняками, образуя более 25 различных типов леса.

В хорошо сохранившихся лесах много черники, брусники, земляники; на торфяных лугах интересные насекомоядные растения - росянка круглолистая и жирянка обыкновенная, а в лесных зарослях среди большого разнообразия травянистой растительности - редкие орхидеи.

Неман , который протекает по территории области - третья по величине река в Беларуси. Его общая протяжённость - 937 км, а в пределах Гродненской области - 360 км.

Начинается под названием Неманец на Столбцовской равнине. , течет по Минской и Гродненской области Беларуси. Впадает в Балтийское море.

Русло извилистое, много мелей и перекатов, песчаных островов. Ширина местами достигает 640 м.

Выше города Гродно ширина долины местами не превышает 300-400 м, а глубина достигает 35-45 м. Река здесь напоминает быстрый горный поток. Ее берега усеяны галькой и крупными валунами. В русле валуны нередко образуют настоящие пороги. Склоны долины изрезаны многочисленными глубокими оврагами.

Питают Неман талые снеговые, дождевые и грунтовые воды. Во время весеннего половодья уровень воды в реке поднимается на 2-3 м и более. У Гродно подъем воды весной достигает 8 м. Летом и осенью после сильных дождей бывают кратковременные паводки.

Замерзает во второй половине декабря, вскрывается в 3-й декаде марта. Максимальная толщина льда 65 см. Весенний ледоход длится 7-15 суток. Весеннее половодье проходит несколькими волнами. Среднее превышение уровня воды 4 м. увеличивается вниз по течению.

Водятся окунь, щука, плотва, лещ, карась, уклейка, ценный вид - судак.

На реке стоят города Гродно, Мосты, Столбцы

Как считают ученые, уже более миллиона лет назад на месте Немана существовала древняя река. Позднее эту территорию не раз покрывали надвигавшиеся из Скандинавии ледники. Но когда они отступали, Неман вновь и вновь возрождался и пробивался к морю. Люди впервые появились на берегах реки примерно 11-12 тыс. лет назад.

Неман - судоходная река. Регулярная навигация связывает Гродно с литовским городом Друскининкай, а во время высокой воды речные суда с лесом, стройматериалами и другими грузами поднимаются выше места впадения в Неман реки Березины. Есть на Немане и гидроэлектростанция (у города Каунас Литовская республика). Перед плотиной ГЭС раскинулось большое водохранилище, которое называют Каунасским морем.

4. А теперь, ребята я хочу чтобы вы посмотрели фильм и подумали о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

(видеофильм о природе)

Игра «Доскажи словечко» (слайд 7-8)

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Человек и время года –

Это всё вокруг природа.

5. –Актуализация знаний (слайд 9-11)

Что такое природа? (Это все, что нам окружает, что не сделано руками человека).

На какие две группы делится природа? (Живая и неживая).

Какие объекты относятся к живой природе? (Человек, растения, животные, грибы и микробы).

А какие объекты относятся к неживой природе? (Солнце, воздух, вода, рельеф).

А есть ли взаимосвязь между живой и неживой природой? (слайд 12)

Я вижу, ребята, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, поэтому начнем работу в группах, ведь сообща легче решать вопросы.

6. Работа в группах. Изучение нового материала.

У каждой группы наборы картинок с изображенными объектами природы и просто объекты природы.

1) Постановка проблемы (слайд 13)

Проблема у нас одна. Нужно подобрать подходящие, на ваш взгляд, объекты природы для конкретной территории. В процессе работы вы можете советоваться, закончив работу, представители групп будут доказывать, почему именно эти объекты природы расположили на данной территории.

У первой группы – лес.

У второй – река.

У третьей болото.

Как только вы будете готовы, поднимите сигнальную карточку с изображением красного круга.

2) Решение проблемы

Все готовы?

Предоставляем слово группе, которая первая выполнила задание.

Назовите все те объекты, которые отнесли к лесу? Почему?

А почему вы поместили туда белку?

А может белка существовать без леса?

А какие объекты оказались лишними? (Рыба).

Почему? (Она не может жить без воды, водорослей)

Предоставляем слово группе, которая второй выполнила задание.

Какие объекты природы вы отнесли к болоту? (Клюква, цапля, лягушка, торф).

Какие объекты оказались лишними? Почему? (Еж – т.к. он живет на сухой территории, питается мышами, грибами, которых нет в болоте).

Предоставляем слово представителю третьей команды:

Какие объекты вы отнесли к территории реки? (Рыба, водоросли, галька).

Какие объекты лишние? (Белка).

Почему?

7. Обобщение (слайд 14 - 15)

Ребята, вы сейчас рассказали, как в природе все связано и едино.

Вот такое единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды, называется природным сообществом.

Их существует очень много: это и луг, и озеро, и поле.

А о каких сообществах говорили в группах? (О лесе, о болоте, о реке).

Более подробно о природных сообществах вы узнаете на следующих уроках.

А сейчас, ребята, хозяин леса “Лесовичок” приглашает вас отдохнуть.

8. Физминутка (музыкальная лесная физминутка)

9. Работа с учебником

Откройте учебник и найдите ответ на вопрос – Что такое природное сообщество?

Итак, ребята, что же такое природное сообщество? (Это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.

Игра «Кто лишний» (слайд 16 – 17)

Работают в парах

10. Лес – основное природное сообщество Беларуси (слайд 18)

Растения и животные леса связаны между собой невидимыми нитями – пищевыми связями. (с. 44)

11. Человек – часть природы (слайд 19)

Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся в сё меньше лесов.

Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами… (слайд 20).

Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила.

1. (Слайд 21) На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение – живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много растений, легко дышится!

2.(Слайд22) Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

3. (Слайд 23) Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

4. (Слайд 24) В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь».

5. (Слайд 25) Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

6. (Слайд 26) Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар!

7. (Слайд 27) Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.

8. (Слайд 28) В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

9. (Слайд 29) Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Итог урока. Стихотворение:

На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса

Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк, и ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад, и брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит –
Большой как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источниках нарзан.
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.

Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.

Лесом называют огромные территории, на которых сосуществуют разнообразные растения и животные. Главной составляющей лесов являются деревья. Важную роль в этом играют кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы, микроорганизмы и животные. занимают около 28% суши Земли.

Характеристика и виды лесов

Смешанный лес

Леса обычно разделяют на , широколиственные, смешанные и хвойные. Большие лесные массивы встречаются как в , так и . Растительность тесно связана с , поэтому для каждого типа леса характерны свои представители флоры и фауны.

На формирование естественного леса требуются столетия. Периодически в него проникают новые виды растительности, приспосабливаясь к жизни в новых условиях. Видовой состав лесов также зависит от внешних факторов, таких как состав почв и климатические условия.

Какие организмы составляют сообщество леса?

Главной чертой лесного природного сообщества является ярусность. Деревья, кустарники и травы располагаются определенными слоями. Растения, таким образом, создают некую архитектуру, под которую подстраиваются . В зависимости от количества ярусов сообщества бывают простыми и сложными.

Флора леса

Рассвет в весеннем лесу

Самой устойчивой системой считаются смешанные леса, лиственные и хвойные породы образуют симбиоз. Здесь растет дуб, граб, бук, сосна, ель. В ярусе кустарников встречается лещина, клен, рябина, черемуха. Нижний ярус занимают теневыносливые растения, мхи и грибы.

Доминантами хвойников являются пихты, сосны, лиственницы и кедры. Эти деревья нуждаются в холодном климате. На среднем уровне можно встретить кизил, можжевельник, клен колосистый и жимолость. Мир травянистых растений представлен крапивой, папоротником, чистотелом, земляникой. Кору деревьев покрывают мхи и лишайники.

Верхний ярус широколиственных лесов - это дубы, клены, ильмы, вязы. Подлесок состоит из жимолости, бересклета и различных плодовых кустарников. В травяном покрове господствует сныть, осока, медуница, подснежник.

Самое большое наблюдается в тропических лесах. Деревья верхнего яруса вырастают до 80 м. Их ветви обвивают лианы и эпифиты. Растительная масса обладает высокой мощью.

Фауна леса

Пара оленей

Тропические леса обладают наибольшим видовым разнообразием фауны среди всех лесов мира. обитают в кронах деревьев, а прекрасно лазают по деревьям. Самыми многочисленными являются , из хищников можно выделить ягуара и пуму. В тропиках много , и земноводных.

Лесные сообщества умеренного пояса более скудны по разнообразию флоры и фауны, особенно . Типичными представителями биогеоценозов являются белки, куницы, росомахи, зайцы, бобры, кабаны, олени и лоси. Мир хищников представлен тиграми, волками, лисами и медведями. Пернатые занимают средний ярус деревьев.

Экологические связи сообщества леса

Экосистема леса

Лес представляет собой сложную , все составляющие которой зависят друг от друга. Сосуществование некоторых растений нельзя назвать мирным. Они конкурируют за , такие как солнечный свет, вода и почва. Деревья, кустарники и травы перерабатывают солнечную энергию в , вырабатывая органические вещества. Растениями питаются , и животные. За разложение органики на простые вещества отвечают сапрофиты.

Значение сообщества леса для человека

Поход в лес

Лес производит чистый воздух, обеспечивает водой, благотворно сказывается на здоровье человека и регулирует . Зеленые массивы снижают содержание пыли и вредных веществ в воздухе, сохраняют и поддерживают численность животных, защищают территории от негативных геологических факторов. Помимо этого, лесное сообщество дает человеку древесину, без которой сложно представить нашу жизнь.

Влияние человека на лес

Лесной пожар

Процветанию лесного сообщества препятствует интенсивная распашка земель, строительство городов и дорог. Бесконтрольное использование ведет к истощению леса. Пагубное влияние оказывают систематические . Многие виды животных оказались на грани исчезновения в результате браконьерской деятельности человека.

Охрана сообщества леса

Защита лесов

Наиболее эффективной мерой по сохранению зеленых лесных массивов является создание и . На этих территориях запрещена любая деятельность человека, и лесное сообщество может существовать по своим законам. Однако тотальная вырубка ведет к тому, что в охране нуждаются все леса, иначе они исчезнут с лица Земли в скором будущем. Каждый человек должен проявлять заботу к этой хрупкой экосистеме. Нельзя провоцировать пожары, наносить вред животным, заниматься бесконтрольным собирательством.

Природа Беларуси - это одно из уникальнейших, удивительнейших и захватывающих явлений на планете. Это край без морей и высоких горных массивов. Но зато там много густого леса, лугов, уникальных по происхождению болотных массивов, живописных рек и озер ледникового происхождения с кристально чистой водой.

Тысячелетия назад, до прихода Окского ледника, на территории региона климат был сравнительно теплым. Тут преобладали (сосновые, еловые, березовые) с типичной для таких мест растительностью и фауной. Но после схода ледника все кардинально изменилось. Появились возвышенности, сформировались равнины, тающие льды образовали во впадинах озера с многочисленными островами.

В эпоху между сходами очередных ледников флора и фауна менялась, приспосабливаясь к изменениям климата. Наряду с соснами и елями появились дубы, грабы и пихты. Берега озер зарастали, обширные территории превращались в болота.

С высоты полета теперешняя Беларусь предстает взору зеленым ковром с дымчатыми возвышенностями, покрытыми лесами, и впадинами голубоватых озер между ними. Средняя высота почвы - 160 м над уровнем моря. Климат континентальный, умеренный, влажный. Зимняя температура - в среднем 5-10 градусов мороза. Летом - до 20 градусов тепла.

Природа родного края: Беларусь, регионы

Витебская область славится голубыми озерами. Их тут сотни. Наибольший массив сосредоточен в заказнике «Ельня» и в национальном парке «Браславские озера», где находятся уникальные и живописнейшие уголки природы.

Через когда-то пролегал известный в истории торговый путь «из варяг в греки». Это участок поймы Днепра с неповторимой природой. Этот регион в свое время облюбовывали для своих замков и резиденций великие императоры.

Уникальные по значимости ландшафты

Памятники природы Беларуси - это объекты естественного происхождения, сохранившиеся в максимально возможном первозданном виде. Некоторые из них относят к ценностям, не подлежащим возврату. Они уникальны и в экологическом, и в научном, и в историческом отношении. Многие из памятников охраняются на местном, областном и государственном уровнях.

Не так давно одно из печатных изданий края проводило опрос среди читателей на предмет выяснения наиболее значимых достопримечательностей региона. Среди известнейших архитектурных и исторических памятников были названы: Брестская и Бобруйская крепости, костел в Будславе, Софийский собор и в чудес края вошли и две природные «жемчужины»: Беловежская пуща и озеро Нарочь.

Кроме этих заповедных мест, можно выделить еще не одну «семерку» памятников природы. В первую очередь, это, конечно, уникальные парки, «Нарочанский» и «Припятский», а также Березинский заповедник с неповторимым массивом всех типов болот.

Нельзя не упомянуть Голубую криницу - небольшое озеро с изумительно чистой изумрудной водой. Перед тем как пробиться на поверхность из недр земли с глубины около 200 м, она проходит фильтрацию в отложениях писчего мела, являющегося отличным адсорбентом. Уникальна в своем роде роща черных берез. Знаковое место имеют колонии заказника «Барбастелла». И подобных мест, имеющих огромное значение в деле сохранения флоры и фауны в естественной среде их обитания, можно насчитать сотни.

Беловежская пуща

Этот уникальный массив расположен на границе с Польшей. Природа Беларуси в нем представлена первичным реликтовым лесом. Экосистема оценена и объявлена заповедной еще шесть столетий назад. Уже тогда в регионе вводились запреты при охоте на крупного зверя. Символом пущи и всего края является зубр (европейский бизон). Только здесь его популяция восстановлена в естественной среде.

Достоянием пущи являются деревья-великаны возрастом 400-600 лет. Таких экземпляров насчитывается более 1000 штук. Царь-дуб - дерево со стволом около двух метров в диаметре и высотой 46 метров - растет там уже около 800 лет. Сохранившиеся в этих местах реликтовые леса включены в Список мирового наследия ЮНЕСКО.

Озеро Нарочь

Этот водоем естественного происхождения самый большой и чистый в регионе. Его дно можно увидеть на глубине 10 метров. Оно устлано ракушками и песком. Тут водится более 20 видов рыб. В окрестностях гнездятся птицы, занесенные в Красную книгу.

Его пляжи идеальны для отдыха, а сапропелевые грязи, добытые со дна, применяют для оздоровления и лечения многих недугов. Многочисленные скважины выводят на поверхность минеральную воду, широко используемую в бальнеотерапии.

Природа Беларуси - это островок естественного спокойствия в бурлящем потоке времени. Прикоснуться к ее частичке - редкое удовольствие, все еще доступное в наш век интенсивного технологического развития.