Роль ООН в регулировании глобальной экономики. Роль оон в международных экономических отношениях А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Уникальность роли ООН в формировании международной экономической инфраструктуры заключается в выполнении важнейших общественно значимых функций в сфере глобального управления. Объектами регулирования являются многочисленные связи и отношения на международном уровне, существование и стабильность которых воспринимаются как должное.

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нормативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными представляются следующие:

  • проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрисдикции (Генеральная Ассамблея);
  • проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности - ВОИС);
  • унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ и др.);
  • разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД);
  • предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках, и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз);
  • борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по предотвращению преступлений и уголовному правосудию);
  • сбор, анализ и распространение достоверной экономической информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, Всемирный банк).

Специализированные учреждения ООН разрабатывают долгосрочные стратегии и инструменты в отношении проблем мировой экономики на базе международных экспертных консультаций и согласований с правительствами и предлагают мировому сообществу возможные пути их решения.

Вопросы инвестиций в развивающиеся страны, развития малого и среднего бизнеса в настоящее время относятся к числу весьма актуальных. Они затрагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере экономического развития. Ведущими среди них являются Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Программа развития ООН (ПРООН).

ЮНИДО прилагает необходимые усилия для повышения экономического потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий.

ПРООН содействует развитию бизнеса посредством механизмов финансирования и поддержки частных и государственных компаний в развивающихся странах. ПРООН и ЮНКТАД на регулярной основе среди прочих учреждений ООН привлекают представителей бизнеса к участию в форумах и семинарах, посвященных экономическим вопросам.

ЮНКТАД играет ключевую роль в системе ООН в решении вопросов международной торговли, финансов, инвестирования и технологий, в частности, содействуя развивающимся странам в создании предприятий и развитии предпринимательства.

Координируемая ЮНКТАД программа ЭМПРЕТЕК призвана содействовать решению проблемы более эффективного выхода на рынок для предприятий из развивающихся стран. Она была учреждена для оказания помощи малым и средним предприятиям в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в содействии появлению совместных предприятий и налаживанию деловых связей с ТНК, в придании интернационального характера их деятельности. С 1988 г. ЭМПРЕТЕК уже оказала помощь более 20 тыс. предпринимателей в ряде стран Африки и Латинской Америки.

При осуществлении экономической деятельности государства и компании должны неукоснительно учитывать экологические требования, предусмотренные положениями ряда международных природоохранных конвенций. Такие глобальные экологические проблемы, как опустынивание, утрата биоразнообразия, изменение климата, входят в область компетенции Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). ЮНЕП совместно со Всемирной метеорологической организацией разработали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, которая была принята в 1992 г. В XXI в. именно она лежит в основе предпринимаемых в мировом масштабе усилий по борьбе с глобальным потеплением в результате человеческой деятельности.

Вопросы охраны культурного и природного наследия, имеющие прямое отношение к развитию индустрии международного туризма, а также согласование экономических потребностей с необходимостью охраны окружающей среды, международного информационного обмена и статистики являются частью мандата Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Деятельность ООН оказывает все большее влияние на характер и раз­витие важнейших социально-экономических процессов на глобальном и национальном уровнях. Будучи международным форумом для обсужде­ния и принятия сугубо политических решений по самым актуальным воп­росам в рамках практически всех сфер человеческой деятельности и меж­дународных отношений, ООН определяет приоритеты, цели и стратегии развития международного сотрудничества по формированию мирового экономического пространства.

ООН присуще большое институциональное разнообразие, проявля­ющееся в широкой репрезентативности как входящих, так и сотрудничающих с ООН организаций. Во-первых, ООН представляет собой совокуп­ ность органов (Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и др.). Во-вторых, ООН выступает как система орга­низаций, состоящих из специализированных и других самостоятельных учреждений (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Конфе­ренция ООН по торговле и развитию, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию и др.).

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нор­мативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными пред­ставляются следующие:

    проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрис­дикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству, обусловливая, к примеру, условия транспортировки или добычи полезных ископаемых;

    проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности- ВОИС). Экспорт высокотехнологичной продукции, охрана торговых марок и патентов были бы осложнены без соблюдения строго регламентирован­ных прав интеллектуальной собственности, охрана которых обеспечивается через ВОИС и ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллек­туальной собственности).

    унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международ­ной торговли-ЮНСИТРАЛ и др.). Практически все органы ООН в какой-то степени обеспечивают стандартизацию, что упрощает проведение объек­тивных международных сопоставлений;

    разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД). Регулирование коммерческой деятельности строго посред­ством предлагаемых инструментов и процедур, несомненно, способствует развитию торговли и логически увязывает глобальные потоки товаров и ин­формации,

    предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках, и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз). Без действенных соглашений о предотвращении ущерба компаниям-перевозчикам и товарам, как и о гарантиях сохранения инфор­мации, бизнес был бы менее расположен осуществлять международные коммерческие операции. Для компаний также важно, что в случае аварий при международных перевозках они могут рассчитывать на возмещение финансовых убытков;

    борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по пре­дотвращению преступлений и уголовному правосудию). Криминальная деятельность создает дополнительное финансовое бремя для законопос­лушного бизнеса, так как косвенно поощряет коррупцию, ограничивает свободную конкуренцию и неизбежно повышает расходы на безопасность;

    сбор, анализ и распространение достоверной экономической информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, Всемирный банк), помогает странам и компа­ниям в оценке рынков, сопоставлении собственных ресурсов и возможностей и разработке внешнеэкономических стратегий. Агентства ООН, предо­ставляющие статистические данные, рассматриваются как авторитетные и достоверные источники официальной статистики.

Помимо регулирующих функций, специализированные учреждения ООН разрабатывают долгосрочные стратегии и инструменты в отноше­нии проблем мировой экономики на базе международных экспертных кон­сультаций и согласований с правительствами и предлагают мировому сооб­ществу возможные пути их решения.

Вопросы инвестиций в развивающиеся страны, развития малого и среднего бизнеса в настоящее время относятся к числу весьма актуаль­ных. Они затрагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере экономического развития. Ведущими среди них являются Орга­низация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Программа развития ООН (ПРООН). ЮНИДО прилагает необходимые усилия для повышения экономического потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий. Предоставляемые ЮНИДО рекомендации призваны помочь этим странам преодолеть трудности в социальной и экономической обла­стях и добиться более широкого и успешного участия в международном сотрудничестве.

ПРООН содействует развитию бизнеса посредством механизмов финансирования и поддержки частных и государственных компаний в раз­вивающихся странах. ПРООН и ЮНКТАД на регулярной основе среди прочих учреждений ООН привлекают представителей бизнеса к участию в форумах и семинарах, посвященных экономическим вопросам.

ЮНКТАД играет ключевую роль в системе ООН в решении вопросов международной торговли, финансов, инвестирования и технологий, в част­ности, содействуя развивающимся странам в создании предприятий и раз­витии предпринимательства. Комиссия ЮНКТАД по предприниматель­ству, упрощению деловой практики и развитию способствует разработке и осуществлению стратегий эффективного развития предпринимательства, содействует диалогу между частным и государственным секторами. Среди проектов технического сотрудничества ЮНКТАД следует отметить авто­матизированную систему обработки таможенных данных, программу сети центров по вопросам торговли, программу ЭМПРЕТЕК.

Проект автоматизированной системы обработки таможенных данных помогает модернизировать таможенные процедуры и управление таможен­ными службами, что значительно упрощает бюрократическую составля­ющую внешнеэкономической деятельности.

Координируемая ЮНКТАД программа ЭМПРЕТЕК призвана содей­ствовать решению проблемы более эффективного выхода на рынок для предприятий из развивающихся стран.

При осуществлении экономической деятельности государства и ком­пании должны неукоснительно учитывать экологические требования, предусмотренные положениями ряда международных природоохранных конвенций. Такие глобальные экологические проблемы, как опустынива­ние, утрата биоразнообразия, изменение климата, входят в область компе­тенции Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). ЮНЕП совместно со Всемирной метеорологической организацией разработали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, которая была принята в 1992 г. В XXI в. именно она лежит в основе предпринимаемых в мировом масштабе усилий по борьбе с глобальным потеплением в результате человеческой деятельности. Документ, в частности, предусматривает сокращение вы­бросов двуокиси углерода и других парниковых газов, что налагает определенные обязательства и на промышленные компании - источники этих выбросов, существенно затрагивает сельское хозяйство, транспорт и прочие отрасли экономики, воздействие которых на природу все более возрастает.

Вопросы охраны культурного и природного наследия, имеющие пря­мое отношение к развитию индустрии международного туризма, а также согласование экономических потребностей с необходимостью охраны окружающей среды, международного информационного обмена и стати­стики являются частью мандата Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Ряд подразделений системы ООН работают с конкретными группами субъектов частного сектора, обусловленными спецификой их сфер компе­тенции. Другие агентства, такие, как Программа развития ООН и Всемир­ный банк, поддерживают отношения с широким кругом организаций биз­нес-сообщества. Помимо двусторонних отношений, участие бизнес-групп в деятельности ООН может обеспечиваться посредством институционализации такого участия в структуре международной организации. Приме­ром является существующая с 1919 г. Международная организация труда (МОТ), в которой представителям работников и работодателей даны рав­ные с представителями правительств возможности влиять на разработку политики МОТ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ООН и ее роль в мировой экономике

Введение

2.1 Создание ООН

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования в данной курсовой работе можно определить тем фактом, что Организация Объединенных Нацией (ООН) представляет собой самую влиятельную международную организацию. Организация объединенных наций ведет свою работу практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Эффективное развитие человечества, а также сохранение мира на Земле во многом зависит от того, насколько страны мира координируют по средства ООН свои действия и решения.

Одной из важнейших областей жизни, которая входит в компетенцию Организации объединенных наций является, безусловно, мировая экономика. Учитывая неравномерность мирового экономического развития - именно ООН является во многом той организацией, которая призвана способствовать сглаживанию экономического и социального неравенства во всем мире.

Россия, несмотря на непростое политическое положение в мире, все же стремиться играть активную роль в мировой экономике и международном разделении труда. экономический социальный торговля

Следовательно, для нашей страны важно координировать свои экономические действия с органами Организации Объединенных Наций. Исходя из того, что ООН играет важную и значимую роль в мировой экономике, изучение темы курсовой работы весьма важно и актуально на текущий момент.

Целью данной курсовой работы является изучение ООН и ее роли в мировой экономике.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели, необходимо решить следующие задачи:

Изучить классификацию международных экономических организаций;

Дать общую характеристику экономической деятельности международных организаций;

Рассмотреть основные вопросы создания Организации Объединенных Наций;

Изучить направления деятельности Организации Объединенных Наций;

Провести рассмотрение основных функций и задач ООН и ее учреждений;

Описать экономический и социальный совет, их деятельность;

Рассмотреть вопросы, которые касаются конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

Определить роль развитых и развивающихся стран в ООН.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, раскрытие разделов которой способствует раскрытию темы курсовой работы, заключения, в котором приводятся основные выводы по результатам написания курсовой работы, а также списка использованной литературы и приложения.

1. Международные экономические организации и их роль в мировой экономике

1.1 Классификация международных экономических организаций

Выделяют два ключевых принципа в соответствие с которыми осуществляется классификация международных экономических организаций, которые регулируют системы мирового хозяйства:

Организационный принцип;

Сфера многостороннего регулирования.

Организационный принцип по которому классифицируются международные экономические организации определяется непосредственным участием или же неучастием организации в системе ООН. Также нужно сказать, что во внимание принимается цели деятельности организации и ее профиль. Согласно с этим принципом можно разделить международные организации по следующим группам:

Международные экономические организации, которые принадлежат системе Организации Объединенных Наций;

Международные экономические организации, которые в систему ООН не входят;

Экономические организации, которые можно считать региональными.

Исходя из критерия сферы многостороннего регулирования, международные экономические организации можно классифицировать в следующие группы:

Международные экономические организации, которые занимаются регулированием экономического и промышленного сотрудничества, а также занимающиеся регулированием отраслей мирового хозяйства;

Международные экономические организации, которые работают в сфере, отвечающей за регулирование мировой торговли;

Экономические организации, которые работают в системе регулирования мирового хозяйства на региональном уровне;

Экономические организации, международного и регионального типа, которые занимаются регулированием в сфере предпринимательской деятельности.

Все организации, входящие в данные четыре группы, как международные, так и региональные, представляют собой межправительственные организации. Их также можно именовать как «межгосударственные» и «многосторонние». Также данная классификация включает в себя помимо межправительственных организаций и международные неправительственные экономические организации объединения, которые способствуют развитию связей в мировом хозяйстве.

Классификация международных экономических организаций по организационному принципу представлена в Приложении 1.

1.2 Общая характеристика экономической деятельности международных организаций

Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник / В.К. Ломакин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Юнити-Дана, 2012. -- 671 с. - С. 9

Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три основных вида функций международной организации (см. рис. 1.1): регулирующие, контрольные, оперативные.

Для классификации международных организаций, как правило, применяются различные критерии. На рисунке 1.2 рассмотрена классификация МЭО. Лукашук И.И. Международное право: особенная часть / И.И. Лукашук. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013. -- 544 с. - С. 93.

ООН - Организация Объединенных Наций, создана в 1945г. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий. Фролова Т.А. Мировая экономика. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2013. [Электронный ресурс]

Цели ООН: поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов; обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.

Рис. 1.2 Классификация международных экономических организаций

ВТО - Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации. Основополагающими принципами ВТО являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; содействие справедливой конкуренции; разрешение торговых споров путем консультаций.

Группа Всемирного Банка. Всемирный Банк - это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

1. МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945г., цель: предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960г., цель: предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.

3. МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956г., цель: содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988г., цель: поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

5. МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966г. Цель: содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве. Фролова Т.А. Мировая экономика. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2013. [Электронный ресурс]

МВФ - Международный валютный фонд. Создан в 1945г. Его функции: поддержание общей системы расчетов; наблюдение за состояние международной валютной системы; содействие стабильности обменных курсов валют; предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов; предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Особую актуальность представляют международные экономические организации. Государства, вступая в эти организации, руководствуются задачей приобрести соответствующие преимущества, которые дает то или иное экономическое объединение.

2. Организация объединенных наций, ее место в системе международного регулирования

2.1 Создание ООН

Решение о создании новой универсальной международной организации, цель которой - предупреждение угрозы возникновения войны в любом регионе мира и развитие межгосударственного сотрудничества - было принято на Ялтинской (Крымской) конференции глав государств антигитлеровской коалиции (от СССР - Иосиф Сталин, от США - Франклин Делано Рузвельт, от Великобритании - Уинстон Черчилль), проходившей с 4 по 11 февраля 1945 года. Ранее конкретные предложения по этому вопросу были выработаны на конференции представителей СССР, США и Великобритании, состоявшейся 21 августа - 28 сентября 1944 года в г. Думбартон-Оксе (США). Именно эта конференция сформулировала основные принципы деятельности Организации Объединенных Наций (ООН), определила её структуру и функции. На Ялтинской (Крымской) конференции Рузвельт и Черчилль дали согласия на участие в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР в качестве государств-основателей. Руководители антигитлеровской коалиции приняли решение созвать 25 апреля 1945 года в городе Сан-Франциско конференцию Объединенных Наций для выработки устава новой международной организации - ООН.

Учредительная конференция по созданию ООН проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 года. Её созыв ещё до окончания Второй мировой войны символично свидетельствовал о том, что союзники достигли взаимопонимания по основным вопросам создания негосударственной организации, призванной обеспечить мир на планете. В работе конференции приняли участие делегации от 50 стран: 282 делегата и 1,5 тысячи вспомогательного персонала. На открытие конференции прибыли министры иностранных дел ведущих стран антигитлеровской коалиции - В. Молотов (СССР), Э. Иден (Великобритания), Г. Стеттиниус (США). Единственным вопросом повестки дня была разработка устава ООН. Состоялось 7 пленарных заседаний, а работа комиссии шла в течение двух месяцев.

Устав ООН официально вступил в силу с 24 октября 1945 года. Именно эта дата считается Днем рождения ООН.

Генерального секретаря ООН выбирают на заседании Генеральной Ассамблеи ООН согласно рекомендациям Совета Безопасности. Генеральный секретарь имеет право участвовать в работе всех структур ООН, кроме Международного суда, причем его функции чисто координационные. Наиболее влиятельным органом, после Генеральной Ассамблеи ООН, является Совет Безопасности. Именно на нем, согласно Уставу ООН, лежит основная ответственность по поддержанию мира между народами Земли. Совет Безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных (СССР до 1991 года, затем Россия, США, Великобритания, Франция, с 1949 по 1971 годы Тайвань, а затем КНР) и 10 временных, которые избираются на заседании Генеральной Ассамблеи ООН сроком на 2 года. По Уставу постоянное представительство в Совете Безопасности ООН имеют те страны, которые в период основания ООН были наиболее влиятельными в мире. В мировой историографии в их отношении используют термин «великие державы». Каждый постоянный член Совета Безопасности имеет право «вето» (запрета) на решения, не отвечающие его интересам. Дело в том, что решения Совета Безопасности принимаются на основе принципа единогласия его постоянных членов. Решения Совета Безопасности обязательны для исполнения всем членами Организации Объединенных Наций. Именно Совет Безопасности выбирает пути и методы поддержания мира в любом регионе планеты.

Во время учредительной конференции ООН в Сан-Франциско состоялось и учреждение Международного Суда, статус которого был результатом совещаний в апреле 1945 г.

ООН стремится не только предотвратить новую мировую войну, но и улучшить социальное, экономическое, культурное и экологическое развитие Земли. С 1946 года в Париже действует особый специализированный орган ООН - ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры), которая активно борется за сохранение памятников мировой культуры. Стремясь содействовать распространению в мире идей гуманизма и демократии, Генеральная Ассамблея в декабре 1948 года приняла Всемирную Декларацию прав человека, в разработке которой принимали участие делегации СССР, УССР и БССР. Эта декларация, как подчеркнуто во введении, была принята «как задание, выполнить которое должны стремиться все народы и все государства на Земле». В этом документе декларируется право каждого человека на жизнь, свободу, частную собственность, неприкосновенность личности и т.п. без различия расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального и социального происхождения. Именно статьями Декларации прав человека руководствуется Комиссия ООН по правам человека, которая постоянно работает в Женеве. На сегодня 186 государств мира входят в ряды Организации Объединенных Наций.

Один из активных разработчиков Устава ООН профессор С. Б. Крылов справедливо отмечал, что «Организация Объединенных Наций (в лице ее некоторых органов) обладает рядом полномочий и правоспособностью в отдельных международно-правовых отношениях (в области как международного частного, так и публичного права)». ООН не является конфедерацией, поскольку не обладает государственной властью. ООН не является и мировым правительством. Она с самого начала создавалась как организация сотрудничества государств в самых различных (практически во всех) областях международных отношений.

Основные черты правосубъектности ООН закреплены в ее Уставе, Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., соглашениях ООН со специализированными учреждениями, Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г., Соглашении между ООН и США по вопросу о местоположении Центральных учреждений ООН 1947 г. и во многих других международных договорах.

Согласно ст. 104 Устава Организация пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения своих функций и достижения своих целей.

Цели ООН (в соответствии со ст. 1 и 2 Устава ООН):

Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира;

Улаживать или разрешать в соответствии с принципами справедливости и международного права международные споры или ситуации, которые могут привести к нарушению мира;

Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

Осуществлять многостороннее сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии;

Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Принципы деятельности ООН:

Суверенное равенство всех ее членов;

Добросовестное выполнение принятых на себя по Уставу обязательств;

Мирное разрешение споров (разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость);

Воздержание от угрозы силой или ее применения (воздержание в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН);

Оказание Организации всемерной помощи во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержание от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

Обеспечение Организацией того, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

Невмешательство Организации Объединенных Наций в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (этот принцип, однако, не затрагивает применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии).

Основные черты правосубъектности ООН:

ООН вправе заключать договоры с государствами и другими международными организациями и требовать их неукоснительного соблюдения. Эти договоры являются важными источниками международного публичного права (ст. 17, 26, 28, 32, 35, 43, 53, 57, 63, 64, 77, 79, 83, 85, 93 Устава ООН).

Согласно ст. 105 Устава Организация пользуется на территории каждого из своих членов, такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для достижения ее целей. Кроме того, представители членов ООН и ее должностные лица также пользуются такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью Организации.

ООН является юридическим лицом и правомочна:

Заключать договоры имущественного характера;

Приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им;

Возбуждать дела в суде.

Как субъект международного права Организация вправе предъявлять претензии юридического характера к государствам и другим международным организациям.

Организация не может быть ограничена финансовым контролем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода.

Согласно ст. 35 и 38 Устава ООН государства-члены доводят до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любых спорах или таких ситуациях, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея могут делать соответствующие рекомендации.

Совет Безопасности вправе вести с государствами или группами государств переговоры о заключении соглашения или соглашений и заключать такие соглашения.

Статья 64 предоставляет Экономическому и Социальному совету (ЭКОСОС) право заключать соглашения с членами Организации по вопросам, входящим в его компетенцию.

Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.

Любой член ООН вправе иметь свое постоянное представительство при ООН, возглавляемое чрезвычайным и полномочным послом.

Вместе с тем ООН не имеет качества государства, а тем более сверхгосударства. По справедливому мнению Р. Л. Боброва, ООН -- это вторичный, производный (нетипичный) субъект современного международного права, образованный волеизъявлением суверенных государств -- коренных, исконных субъектов этого права. Созданная как центр для согласования действий государств во имя мира и развития международного сотрудничества на демократических началах, ООН наделена определенной международной правосубъектностью, совершенно необходимой ей для осуществления ее функций. Значительные черты правосубъектности ООН взаимосвязаны и образуют в целом специфическую правосубъектность, лежащую в иной правовой плоскости, чем правосубъектность государств. ООН правоспособна лишь в пределах, очерченных ее Уставом.

В настоящее время ООН является самой представительной и подлинно универсальной (по кругу решаемых проблем) межправительственной организацией.

2.3 Основные функции и задачи ООН и ее учреждения

Существуют шесть главных органов в Организации Объединенных нацией. Пять из них расположены в Нью-Йорке. Это такие организации как:

Генеральная Ассамблея;

Совет Безопасности;

Экономический и Социальный Совет;

Совет по Опеке;

Секретариат.

Еще один орган - Международный суд - расположен в Гааге Кратко об ООН, издание Организации Объединённых Наций, Департамент общественной информации, Отпечатано в Организации Объединённых Наций. - Нью-Йорк, 2015. - 36 с. - С. 3.

Рис. 2.1 - Схема организации ООН

Важная роль при выполнении различных функций Организации Объединенных наций возложена на Генеральную Ассамблею, которая является совещательным органом. Все государства, которые входят в ООН в нем представлены. Данный орган наделен рядом важных функций, которые прежде всего связаны с наиболее кардинальными вопросами, касающимися мировой политики. Исходя из положений Устава Организации Объединенных наций - Генеральная Ассамблея представляет собой главный орган ООН. Ассамблея объединяет всех членов ООН исходя из принципа «одно государство - один голос». Данный орган занимается рассматриванием вопросов и дачей рекомендаций, которые касаются проблем, которые входят в круг компетенции Устава. К данным проблемам можно отнести:

Международную безопасность и мир;

Вопросы развития международного права;

Основные свободы и права человека;

Международное сотрудничество в таких сферах как политическая, экономическая, культурная и социальная.

Генеральной Ассамблеей определяется политика Организации Объединенных наций и ее программа, осуществляется утверждение бюджета, избираются непостоянные члены Совета Безопасности, назначается генеральный секретарь, организуются конференции. Осуществление своих задач Генеральной Ассамблеей происходит через вспомогательные органы. Среди таких органов можно выделить:

Основные комитеты;

Процедурные комитеты;

Специализированные учреждения.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, главная ответственность, а также определенные возможности, которые способствуют поддержанию международного мира и безопасности являются прерогативой Совета Безопасности Куэльяр Х.П. ООН: сегодня и завтра: пер. с англ. - М.: Междунар. Отношения, 2014. - 416 с. - С. 30.

Совбез ООН включает в себя 15 членов. 5 членов являются постоянными. Это - Китай, Россия, Соединенное Королевство, США и Франция. Оставшиеся десять членов совета избираются на двухлетний срок Генеральной Ассамблеей.

У каждого члена Совета Безопасности есть один голос. Решения, которые касаются вопросов процедуры, можно считать принятыми в том случае, когда за них отдают голоса не менее девяти из пятнадцати членов Совбеза. Необходимые девять голосов должны включать в себя совпадение пяти голосов всех постоянных членов Совета Безопасности. В этом реализуется так называемое право «вето».

Как главный орган, отвечающий за координацию экономической и социальной деятельности ООН, в Уставе организации учрежден Экономический и Социальный Совет.

В Совете присутствуют 54 члена. Избрание членов Совета осуществляется на три года. Каждый год избирают 18 членов на трехлетний срок, которые заменяют 18 членов, срок пребывания которых в Совете истек. Каждый член Совета обладает одним голосов, а решения принимаются простым большинством голосов Организация Объединённых Наций. Основные факты. Справочник. Пер. с англ. М.: издательство «Весь мир» , 2014. - 424 с. - С. 13.

Функции и деятельность Экономического и Социального Совета будут рассмотрены более подробно далее в данной курсовой работе.

Как один из главных органов ООН, в соответствие с Уставом организации был учрежден Совет по Опеке. Задачей данного органа является наблюдение за тем, как управляются подопечные территории, которые включены в систему опеки. К основным целям системы опеки можно отнести способствование прогрессу жителей, населяющих подопечные территории, а также прогрессивное развитие население на этих территориях, которое заключается в их стремлении к независимости или самоуправлению Основные сведение об Организации Объединённых Наций: Справочник: Пер. с англ.- М.: Международные отношения, 2013. - 256 с. - С. 23.

Главным судебным органом ООН является Международный суд, который известен также как Всемирный суд. Данный орган считается независимым. Статут Международного суда представляет собой неотъемлемую часть Устава ООН Улахович В.Е. Международные организации: Справочное пособие.- М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2014. - 400 с. - С. 73.

Задачей Секретариата является обслуживание других органов ООН. К его задачам также относят выполнение программ и претворение в жизни политики, принятой органами Организации Объединенных Наций. Главой Секретариата является Генеральный секретарь. Назначение Генерального секретаря осуществления Генеральной Ассамблеей ООН исходя из рекомендаций, которые дает ей Совбез ООН.

3. Генеральная ассамблея (ГА ООН) и ее учреждения

3.1 Экономический и социальный совет, их деятельность

Экономический и Социальный Совет ООН (сокращенно данная организация именуется ЭКОСОС) был учрежден согласно Уставу Организации Объединенных Наций 26 июня 1945 года. ЭКОСОС представляет собой один из важнейших органов ООН. Он отвечает за координацию сотрудничества в социальной и экономической сфера между Организацией Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями.

Контроль и оценка осуществления общей стратегии и политики, а также приоритетов, которые устанавливает Генеральная Ассамблея ООН в социальной, экономической, а также смежных областях;

Обеспечение согласованности и последовательной практической реализации тех или иных рекомендаций и директивных решений, которые приняты на различных форумах и конференциях в рамках системы Организации Объединенных Наций.

Мандат данного органа также распространяется на подготовку исследований и докладов, касающихся социально-экономической и правовой сфер. ЭКОСОС также готовит рекомендации для Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, координирует соответствующую деятельность ООН.

Экономический и Социальный Совет обеспечивает деятельность:

Функциональных комиссий, которые включают в себя:

Статистическую комиссию;

Комиссию, отвечающую за вопросы народонаселения и развития;

Комиссию, занимающуюся социальным развитием;

Комиссию, отвечающую за вопросы положения женщин;

Комиссию, которая занимается вопросами наркотических средств;

Комиссию, которая отвечает за предупреждение преступности и уголовное правосудие;

Комиссию, занимающуюся вопросами науки и техники;

Комиссию, отвечающую за устойчивое развитие;

Форум ООН по лесам.

Региональных комиссий, которые состоят из:

Экономической комиссии для Африки;

Экономической и социальной комиссии для территорий Азии и Тихого океана;

Европейской экономической комиссии;

Экономической комиссии, занимающейся вопросами Латинской Америки и Карибского бассейна;

Экономической и социальной комиссии для Западной Азии.

Постоянных комитетов ЭКОСОС, которые состоят из:

Комитета, занимающегося программой и координацией;

Комитета, отвечающего за неправительственные организации;

Комитета, который занимается переговорами с межправительственными учреждениями.

Специальных органов ЭКОСОС, включающих с себя:

Специальную рабочую группу отрытого состава по информатике.

Экспертных органов, которые состоят из правительственных экспертов. Эти органы состоят из:

Комитета экспертов, которые отвечают за перевозку опасных грузов и согласованную на глобальном уровне систему, которая регламентирует классификацию и маркировку химических веществ;

Межправительственной рабочей группы экспертов, которые занимаются вопросами международных стандартов учета и отчетности;

Группы экспертов ООН, занимающихся вопросами географических названий.

Экспертных органов, которые состоят из членов, которые выступают в личном качестве. Данная категория органов состоит из:

Комитета, занимающегося политикой в области развития;

Комитета экспертов, отвечающих за государственное управление;

Комитета, в который входят эксперты в области международного сотрудничества в сфере налогообложения;

Комитета по культурным, социальным и экономическим правам;

Постоянного форума, который занимается вопросами коренных народов.

Связанных с Советом органов. Данные органы состоят из:

Международного комитета, отвечающего за контроль на наркотиками;

Исполнительного совета Международного учебного и научно-исследовательского института, который занимается вопросами улучшения положения женщин;

Комитета, который отвечает за присуждение Премии ООН в области народонаселения;

Координационного совета, сферой ответственности которого является Совместная программа ООН по ВИЧ/СПИДу.

ЭКОСОС также представляет собой центральный форум, на котором обсуждаются международный социальные и экономические проблемы и вырабатываются рекомендации, которые предназначены для политики, которую проводят государства-члены и система ООН. Совет осуществляет эти функции основываясь на докладах, которые он получает от 11 фондов и программ Организации Объединенных Наций.

К сфере деятельности ЭКОСОС также можно отнести:

Осуществление содействия социальному и экономическому прогрессу, что характеризуется повышением уровня жизни и способствованием наиболее полной занятости населения в мире;

Осуществление выработки различных способов, способствующих разрешению мировых проблем в социальной и экономической области, а также в области здравоохранения;

Осуществление мер по содействию в сфере международного сотрудничества в области образования и культуры;

Проведение мероприятий, которые создают условия для всеобщего соблюдения и уважения прав и свобод человека.

ЭКОСОС также наделен правом по созыву специальных заседаний в случае возникновения чрезвычайных ситуаций гуманитарного характера.

Советом осуществляются исследования, которые связаны с вопросами, касающимися сферы его деятельности. В его обязанности входит также оказание содействия при осуществлении подготовки и организации различных конференций международного характера, которые охватывают социальные и экономические проблемы. Также он содействует практической реализации тех решений, которые принимаются на данных конференциях.

ЭКОСОС проводит одну четырехнедельную основную сессию в июле поочередно в Нью-Йорке и Женеве. Эта сессия включает заседание на высоком уровне с участием министров и других высокопоставленных должностных лиц для обсуждения важнейших экономических социальных и гуманитарных проблем. Президиум Экономического и Социального Совета избирается всеми членами Совета в начале каждой ежегодной сессии. Основные функции Президиума заключаются в подготовке повестки дня, составлении программы работы и организации сессии при поддержке Секретариата Организации Объединенных Наций.

Кроме того, ЭКОСОС проводит на протяжении года несколько краткосрочных сессий и большое число подготовительных заседаний, «круглых столов» и экспертных обсуждений с представителями гражданского общества по вопросам организации своей работы.

Одной из основных функций ЭКОСОС является проведение раз в два года Форума высокого уровня по сотрудничеству в целях развития, которые посвящаются конкретным вопросам, включенным в Цели развития тысячелетия ООН. ЭКОСОС организует консультации с ведущими учеными, представителями делового мира и членами более чем 3200 зарегистрированных неправительственных организаций.

Статистическая комиссия была учреждена Советом в его резолюции 8 (I) Совета от 16 и 18 февраля 1946 года. Круг ее ведения изложен в резолюциях 8 (I), 8 (II) от 21 июня 1946 года и 1566 (L) от 3 мая 1971 года.

В соответствии с резолюциями 8 (I) и 8 (II) Комиссия помогает Совету:

a) в поощрении развития статистической работы в различных странах и улучшении ее сопоставимости;

b) в координации статистической работы специализированных учреждений;

c) в развитии центральных статистических служб Секретариата;

d) в консультировании органов Организации Объединенных Наций по общим вопросам, относящимся к сбору, анализу и распространению статистической информации;

e) в содействии общему улучшению статистических данных и статистических методов.

В пункте 2 своей резолюции 1566 (L) Совет счел, что конечной целью работы Комиссии должно быть достижение единой системы сбора, обработки и распространения международной статистической информации органами и учреждениями системы Организации Объединенных Наций с уделением особого внимания потребностям рассмотрения и оценки экономического и социального прогресса с учетом нужд развивающихся стран.

В соответствии с пунктом 3 резолюции 1147 (XLI) Совета от 4 августа 1966 года Статистическая комиссия состоит из 24 представителей государств-членов (по одному от каждого из них), избираемых Советом на основе справедливого географического распределения согласно следующему порядку:

a) пять членов от государств Африки;

b) четыре члена от государств Азии;

c) четыре члена от государств Латинской Америки и Карибского бассейна;

d) семь членов от государств Западной Европы и других государств;

e) четыре члена от государств Восточной Европы.

В целях обеспечения сбалансированного представительства в различных областях, охватываемых Комиссией, Генеральный секретарь проводит консультации с отобранными по такому принципу правительствами, прежде чем эти представители будут окончательно назначены их правительствами и утверждены Советом. Кроме того, Совет может назначить из числа стран, не представленных в Комиссии, не более 12 членов-корреспондентов в их личном качестве; такие члены назначаются с одобрения соответствующих правительств.

Срок полномочий членов Комиссии составляет четыре года (резолюция 591 (XX) Совета от 5 августа 1955 года).

Комиссия представляет доклады непосредственно Совету. Ее доклады представляются в виде дополнений к Официальным отчетам Экономического и Социального Совета.

Комиссия заседает один раз в год в течение четырех рабочих дней (резолюция 1999/8 Совета от 26 июля 1999 года).

Комиссия ежегодно утверждает многолетнюю программу работы, касающуюся трех последующих сессий. На своей тридцать девятой сессии Комиссия утвердила программу работы на период 2008-2011 годов.

Бюро, как правило, избирается на первом заседании сессии. Бюро работает в течение двух лет. Это достигается путем избрания Бюро на один год и переизбрания тех членов Бюро, которые остаются представителями в Комиссии, еще на один год на следующей сессии. Бюро избирается на основе принципа справедливого географического распределения -- по одному члену от каждого географического региона, представленного в Комиссии. Должность Председателя Комиссии замещается на основе принципа географической ротации. Вместе с тем между членами Комиссии существует понимание относительно того, что наиболее важными критериями, которые должны учитываться при избрании Председателя, являются компетентность и знание вопросов, находящихся на рассмотрении Комиссии.

В целях обеспечения преемственности Комиссия обычно избирает Председателем нового Бюро одного из заместителей Председателя старого Бюро, а сам Председатель старого Бюро обычно остается работать в составе нового Бюро.

Между членами существует понимание относительно того, что решения по проектам предложений и текстам принимаются без голосования.

Председатель не составляет никаких резюме.

В соответствии с практикой Комиссии Докладчик готовит тексты проекта доклада в консультации с Секретариатом и членами Комиссии. Неофициальные консультации как таковые не проводятся.

Секретариат по традиции оказывает помощь Комиссии -- по просьбе делегаций -- в подготовке проектов текстов, причем не только в связи с рассмотрением основных вопросов, но и в целях содействия применению редакторской практики Организации Объединенных Наций.

Комиссия проводит общие прения по каждому пункту повестки дня в порядке их следования.

Комиссия не практикует проведение групповых обсуждений и/или заседаний в режиме «вопросы и ответы». Официальный сайт ООН - Вспомогательные органы ЭКОСОС - http://www.un.org/ru/ecosoc/about/stat_commission.shtml

3.2 Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) является основным органом Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли и развития. ЮНКТАД была учреждена на состоявшейся в 1964 году в Женеве первой сессии Конференции в целях содействия ускорению экономического роста и развития, в первую очередь развивающихся стран (Резолюция 1995 (XIX) Генеральной Ассамблеи ООН).

ЮНКТАД является универсальным и глобальным форумом для рассмотрения и выработки рекомендаций по проблематике развития и взаимосвязанных вопросов торговли, финансов, задолженности, инвестиций, передачи технологий путем “макроэкономического анализа, обсуждения проблем, формирования консенсуса и проведения переговоров на межправительственном уровне, контроля осуществления деятельности и мероприятий по реализации принятых решений, а также технического сотрудничества”.

Секретариат ЮНКТАД имеет штат около 400 человек (из них 9 граждан России). Его возглавляет Генеральный секретарь, назначаемый Генеральным секретарем ООН. Этот пост с 15 сентября 1995 года занимает Рубенс Рикуперо (Rubens Ricupero, Бразилия), срок его полномочий истекает 15 сентября 2003 года.

Россия в течение ряда последних лет, включая и 2003 год, избиралась в состав бюро СТР в качестве одного из вице-председателей. На протяжении многих лет, в том числе и в 2003 году, Россия является членом Рабочей группы (РГ) по среднесрочному плану и бюджету по программам (всего 19 членов).

Для России участие в сессии, помимо подтверждения своей роли как активного члена международного экономического сообщества, представляло также важный элемент переговорного процесса по присоединению к ВТО и подготовке к новому раунду многосторонних переговоров. В выступлении российской делегации была дана взвешенная оценка процессам глобализации, подчеркнута важность управления ими, с тем, чтобы предотвратить непредсказуемые и отрицательные последствия и превратить глобализацию в фактор, консолидирующий мировое сообщество. Россия высказалась за последовательное проведение открытой и предсказуемой торговой политики, за дальнейшее улучшение режима международной торговли на основе правил ВТО, за предоставление всем равных прав для участия в мировой политике, против дискриминационных ограничений и предъявления новым присоединяющимся к ВТО странам завышенных требований.

Головным ведомством по сотрудничеству России с ЮНКТАД является Минэкономразвития России (Департамент торговой политики и многосторонних торговых переговоров. Руководитель Департамента Данилова Елена Владимировна тел. 950-18-92, исполнитель - советник Кошевой Юрий Петрович, тел 950-95-27).

В МИД России сотрудничеством с ЮНКТАД занимается Департамент экономического сотрудничества (Директор ДЭС Кондаков Андрей Львович, тел. 241-28-98, исполнитель - Начальник отдела Шевченко Александр Максимович, тел. 241-31-36).

В Постоянном представительстве Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве сотрудничество с ЮНКТАД курирует старший советник Афанасьев Юрий Борисович, тел/факс 8-10-41-22-740-32-71

4. Роль развитых и развивающихся стран в ООН

Самое полное и достоверное представление, которым можно охарактеризовать группы стран в мировой экономике, дают те данные, которые публикуются наиболее влиятельными международными организациями. Членами этих организаций является большинство государств мира. Такими организациями, безусловно, является ООН, МВФ и Всемирный банк.

К лидерам мировой экономики можно отнести страны Северной Америки, к которым относятся США и Канада, страны Западной Европы (здесь необходимо отметить такие страны как Великобритания, Германия, Франция и Италия, страны Восточной Азии, к которым прежде всего можно отнести Японию. Далее принято выделять заметно прогрессирующую группу стран с новыми индустриальными экономика, в том числе такую группу стран, которую принято именовать «азиатскими тиграми». Государства Центральной и Восточной Европы, также как и государства, входившие в СССР принято считать все еще находящимися в процессе реформ при переходе к рынку. Достаточно большое число стран, более 100, принято считать развивающимися.

Для того, чтобы с объективной точки зрения дать характеристику экономикам стран мира принято использовать достаточно распространенные показатели, среди которых можно выделить:

ВВП на душу населения;

Отраслевую структуру экономики;

Качество жизни населения.

Страны, которые по общепринятой классификации, считаются развитыми обладают высоким уровнем жизни населения. Страны, входящие в эту группу, обладают значительным запасом произведенного капитала, а также на их территории проживает население, которое работает в высокоспециализированных отраслях экономики. Население этих стран составляет 15% от общего населения Земли.

К данной категории стран принято относит 24 промышленно развитых государства, которые располагаются в Северной Америке, Западной Европе и на территории Тихоокеанского бассейна, в которых преобладает высокий уровень дохода. Наиболее существенная роль среди индустриальных стран принадлежит Группе 7 (G-7). Странами «семерки» обеспечивается 47% мирового ВВП, а также на них приходится 51% международной торговли. Координация экономической и финансовой политики этих стран осуществляется на ежегодных встречах, которые они проводят с 1975 года.

Более полная группа развитых стран включает также в себя такие государства как Андорра, Сан-Марино, Монако, Лихтенштейн, Тайвань, Гонконг, Ватикан, Фарерские острова, Бермудские острова.

ВВП в пересчете на душа населения составляет около 20 тыс. американских долларов. Наблюдается его постоянный рост.

Отраслевая структура экономик развитых стран развивается в сторону увеличения числа населения, занятого в промышленном секторе, а также имеет тенденцию к постиндустриальной;

Развитые страны обладают достаточно неоднородной структурой бизнеса. Значительную роль в их экономках играют транснациональные корпорации. Исключением здесь являются некоторые малые европейские страны, где отсутствуют транснациональные корпорации мирового уровня. Также важнейшим фактором, характеризующим развитые страны является широкое распространение в экономиках этих стран малого и среднего бизнеса, развитие которого принято считать важным фактором экономической стабильности. В развитых странах в сфере среднего и малого бизнеса обычн задействованы до двух третей экономически активного населения.

Также важной характеристикой экономик развитых стран принято считать их открытость для мирового хозяйства, а также либеральную организацию внешней торговли.

К категории стран с переходной экономикой принято относить 28 государств в Центральной и Восточной Европе, а также страны, входившие ранее в Советский Союз. Эта категория стран, где осуществляется переход от плановой экономике к рыночной. Также к этой категории стран принято относить, такие государства как Вьетнам, Монголия и Китай. С силу своей политической значимости на международной арене, Россию часто рассматривают в числе стран с переходной экономикой отдельно. России соответствует 2% от мирового ВВП и 1% мирового экспорта.

На рисунке 4.1 рассмотрим динамику ВВП России за последние годы.

Рисунок 4.1 - Динамика ВВП России Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации - http://info.minfin.ru/gdp.php

К странам с переходной экономикой относятся:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы.

2. Бывшие советские республики -- ныне страны СНГ.

3. Бывшие прибалтийские республики.

Развивающиеся страны - 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов. В силу большого разнообразия развивающихся стран международной экономике их принято классифицировать как по географическим признакам, так и по различным аналитическим критериям.

Существуют определенные основания для выделения вчерашних зависимых и колониальных стран, отставших в своем экономическом и социальном развитии и условно объединенных термином «развивающиеся», в особую группу государств. В этих странах проживает 80% населения мира, и судьба этого региона всегда будет в существенной степени влиять на мировые процессы.

Важнейшие критерии выделения развивающихся стран - это особое место в системе экономических и политических связей, уровень экономического развития и специфические черты воспроизводства и особенности социально-экономической структуры.

Первой и наиболее существенной чертой развивающихся стран является их место в мировой экономике и политике. Сегодня они являются частью мировой капиталистической системы и в большей или меньшей степени подвержены действию господствующих экономических законов и мировых хозяйственных тенденций. Оставаясь звеном мировой экономики, в этих странах продолжает действовать тенденция к углублению экономической и политической зависимости от экономик развитых стран.

Развивающиеся страны по-прежнему являются крупными поставщиками сырья и топлива на мировой рынок, несмотря на то, что доля развивающихся стран в импорте странами Запада топлива за последние годы несколько уменьшилась. Являясь поставщиками сырья, они зависят от импорта готовой продукции, поэтому сегодня удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте составляет только около 30%, в том числе в поставках промышленных изделий - 21,4%.

Велика зависимость экономики этой группы стран от ТНК, а также финансовая зависимость. ТНК с самой передовой технологией не идут на ее передачу при создании в развивающихся странах совместных предприятий, предпочитая размещать там свои филиалы. В развивающихся странах сосредоточено не менее 1/4 зарубежных вложений ТНК. Частный капитал сегодня стал главным элементом иностранных поступлений в развивающиеся страны. На долю прямых иностранных инвестиций сегодня приходится более половины всех средств, поступающих из частных источников.

Состав и численность.

Развитые страны: 23 страны Западной Европы, Северной Америки, Япония, Австралия и Новая Зеландия.

1,2 млрд. человек (это около 23% всего мирового населения)

Развивающиеся страны:

1. Наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай,.). «Новые индустриальные страны» Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань и Гонконг).

2. Нефтеэкспортирующие страны (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Ирак).

3.Страны со средним уровнем общеэкономического развития (Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис)

4. Индия, Пакистан и Индонезия -- страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития.

5. Наименее развитых стран (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад).

ВВП: Развитые страны: 65% мирового ВВП, 27000-28000 долл. на чел., Развивающиеся страны: 3000-4000 долл. на чел.

Отраслевая структура: Развитые страны: SIA, ISA, услуги - 70% ВВП, Развивающиеся страны: SAI, ASI, услуги 50% ВВП.

Доля в мировом экспорте товаров и услуг: Развитые страны: 70%, Развивающиеся страны: 30%.

Доля в мировых потоках прямых иностранных инвестиций.

Развитые страны: 60%.

Развивающиеся страны: 40%.

Уровень экономического развития.

Развитые страны: Высокий уровень производственных сил, интенсивный тип развития рыночной экономики. В этих странах сосредоточена подавляющая часть экономического и научно-технического потенциала мир хозяйства, расположены главные финансовые центры, основные узлы коммуникации.

Развивающиеся страны: Им присущи такие черты, как многоукладная экономика с различными формами собственности, влияние традиционных институтов в обществе, высокие темпы роста населения, специализация в международном разделении труда преимущественно на производстве сырья, сильная зависимость от притока иностранного капитала. Хозяйственные структуры большинства развивающихся стран не унифицированы, производительные силы разнородны, что сдерживает повышение темпов роста.

Роль государства.

Развитые страны: Важнейшим агентом экономических отношений выступает государство, которое не только опосредствует хозяйственные отношения через финансы, законодательство, но выступает крупным собственником средств производства. Развитие государственного сектора исторически было обусловлено слабостью частного предпринимательства, которое оказывалось не в состоянии решать сложные проблемы экономического развития страны. Широкие мероприятия государства по спасению от банкротства и оздоровлению частных компаний и банков привели к созданию и расширению государственного сектора.

Развивающиеся страны: Для большинства развивающихся стран характерно активное участие государства в экономике. Отсталость, хроническая нехватка инвестиционных ресурсов, односторонняя зависимость от мирового хозяйства, необходимость привлечения иностранного капитала для модернизации экономики объективно усиливали роль государства как хозяйствующего собственника. Участие государства не отменяло в большинстве развивающихся стран рыночные механизмы, хотя оно нередко пыталось их ограничивать путем контроля над частным предпринимательством.

...

Подобные документы

    Классификация и порядок создания международных экономических организаций. Характеристика полуформальных объединений, их роль в мировой политике. Структура Организация Объединенных Наций. Цели и особенности деятельности Международного валютного фонда.

    презентация , добавлен 06.09.2017

    Роль системы ООН в развитии многостороннего регулирования международных экономических отношений. Современная роль институтов системы ООН в регулировании мировой экономики. Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД: место и роль в регулировании.

    реферат , добавлен 18.06.2011

    Организация Объединенных Наций (ООН): общая характеристика, цели и задачи деятельности. Структура и основные сведения о главных органах ООН, роль Генерального секретаря. Оценка и анализ деятельности Организации за более чем ее полувековую историю.

    реферат , добавлен 27.03.2013

    Понятие Организации Объединенных Наций, сферы и направления деятельности, государства-члены. Структура данного международного учреждения. Полномочия Секретариата, Генеральной ассамблеи, Международного суда, Экономического и социального совета ООН.

    презентация , добавлен 22.02.2011

    Основные цели и задачи переходной экономки, особенности и этапы ее протекания в России, противоречия и пути их нормализации. Оценка уровня экономического развития государства по сравнению с развитыми странами, места и значения его в мировой экономике.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2010

    Лига Наций: история создания и результаты работы. Подписание устава ООН. Деятельность Организации Объединенных Наций, структура, основные цели и задачи. Понятие "Прав человека". Дипломатия периода второй мировой войны. Роль ООН в современном мире.

    реферат , добавлен 23.04.2014

    Анализ современного экономического состояния Российской Федерации. Возрастающая роль страны в мировой экономике. Изучение основных направлений внешнеэкономического сотрудничества с другими странами. Задачи развития интеграционных процессов в экономике.

    магистерская работа , добавлен 15.06.2014

    Вступление Азербайджана в ООН. Сотрудничество Азербайджанской Республики с ведущими международными организациями мира. Организация Объединенных Наций и другие международные организации, роль и значение их деятельности в современной мировой политике.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2013

    Транспорт - третичный сектор экономики, его роль в мировой экономике. Особенности сухопутного, водного, воздушного и трубопроводного видов транспорта. Транспорт и экономика: проблемы взаимосвязи. Роль железнодорожного транспорта в экономике России.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2010

    Экономика Германии, ее место в мировой экономике и перспективы развития. Промышленность и сельское хозяйство страны. Экономическое сотрудничество Германии с ЕС и Россией. Роль экспорта энергоносителей и целенаправленной политики российского руководства.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Теоретические и методические основы международных экономических организаций, их классификация, функции и особенности функционирования. Анализ общемировых перспектив развития международных экономических организаций и их связей с Российской Федерацией.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2010

    Международные организации и их роль в современных международных отношениях. Проблемы функциональной и дипломатической защиты и место Международного суда ООН в обеспечении защиты работников международных организаций и регулировании международных споров.

    реферат , добавлен 06.08.2012

    Деятельность международных экономических организаций в системе международных экономических отношений, их сущность и порядок образования. Классификация международных экономических организаций по ряду признаков, особенности их взаимоотношений с Россией.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2010

    Основные этапы формирования и развития мировой экономики, международных экономических отношений. Создание и функционирование общепланетарного рынка товаров, глобальной инфраструктуры мирохозяйственных связей. Образование региональных экономических блоков.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2014

    Причины возникновения международных экономических организаций, их классификация (входящие и не входящие в систему ООН, региональные). Регулирующая, контрольная и оперативная функции. Характеристика деятельности международных экономических организаций.

    презентация , добавлен 20.01.2012

    Роль международных финансовых организаций в развитии мировой экономики. Направления деятельности МВФ и Мирового банка в сфере регулирования международных валютных отношений. Взаимодействие Российской Федерации с международными валютными организациями.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2011

    Сущность и структура Международного валютного фонда (МВФ). История создания и основные цели МВФ. Структура и инструментарий МВФ. Регулирование современных международных экономических отношений. Роль МВФ как межгосударственного института регулирования.

    Международные организации можно разделить на две группы:

      универсальные : ООН, ВТО, ОЭСР;

      региональные , которые создаются в рамках интеграционных объединений: КЕС, АТЭС и т.д.

    Существенную роль в межгосударственном регулировании МЭО играет Организация Объединенных Наций (ООН) , в которую входят 185 стран. Среди организаций ООН, непосредственно связанныхcэкономической деятельностью, следует упомянуть Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО) и др.

    ООН – самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация, призванная заниматься главными политическими проблемами, волнующими человечество. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой.

    Наиболее известными специализированными учреждениями ООН являются Международный валютный фонд (МВФ) игруппа Всемирного банка , в которую входятМеждународный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития ( MAP ) иМеждународное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА) . Также при ООН действуют специализированные органы, например,Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) ,Комиссия ООН по праву международной собственности (ЮНСИТРАЛ) и др.

    В МВФ входит 182 страны. Капитал Фонда складывается за счет взносов стран-членов. Каждое государство имеет в нем свою квоту, которая устанавливается в зависимости от удельного веса страны в мировой экономике и торговле. Наибольшими квотами располагают: США – 18,25%, Германия и Япония – по 5,67, Великобритания и Франция – по 5,10, Россия – 2,97. Квота страны определяет число ее голосов при принятии решений в Совете управляющих МВФ, а также возможность пользоваться ресурсами Фонда.

    Первоначально МВФ был предназначен для финансовой поддержки развитых стран, регулирования их платежных балансов и поддержания стабильности их валютных курсов. В 1947-1976 гг. 60,6% кредитов МВФ получили промышленно развитые страны Запада. С 70-х гг. акценты в деятельности МВФ сместились с проблем платежного баланса на стабилизационные программы (программы оздоровления экономики). Основными заемщиками Фонда стали развивающиеся страны (92% всех кредитов МВФ). Наиболее крупные суммы кредитов МВФ получили (в порядке убывания) Мексика, Россия, Республика Корея, Аргентина, Индия, Великобритания, Бразилия, Индонезия, Филиппины и Пакистан.

    Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. Но в отличие от обычных коммерческих банков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует капиталовложениям в экономику этих стран. Тем не менее, функции институтов Всемирного банка несколько отличаются друг от друга.

    Целями МБРР является: предоставление гарантий по частным иностранным капиталовложениям с целью их стимулирования; прямое участие в осуществлении заграничных капиталовложений, содействие развитию международной торговли.

    Чтобы вступить в МБРР, страна сначала должна стать членом МВФ. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов, заемных средств, которые он черпает на мировом рынке ссудных капиталов посредством выпуска облигаций, и доходов от собственной деятельности. Количество голосов в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале. Самое большое число голосов в Совете управляющих МБРР имеют США – более 17%, а все страны «Большой семерки» – около 45%.

    МБРР, в отличие от МВФ, нацелен на стимулирование международного потока средне– и долгосрочных инвестиций, содействие реконструкции и развитию экономики. Около 75% всех ссуд МБРР идет на кредитование конкретных проектов – от школ до электростанций и промышленных предприятий – в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. В последнее время Всемирный банк направляет часть кредитов на цели структурной адаптации экономики (финансирование изменений в хозяйстве той или иной страны, чтобы сделать его рыночно ориентированным), причем банк дает кредиты только тем государствам, которые осуществляют стабилизационные программы, одобренные МВФ.

    Международная финансовая корпорация (МФК) образована в 1956 г. Ее основная цель – мобилизация национальных и иностранных капиталов для развития частного предпринимательства в развивающихся странах.

    Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. для оказания помощи наименее развитым странам. Она предоставляет им беспроцентные и сверхдолгосрочные ссуды из средств, внесенных богатыми странами.

    Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА), основанное в 1968 г., предоставляет инвесторам гарантии от некоммерческих рисков (валютные ограничения, национализации и экспроприации, вооруженные конфликты и революции и т.п.).

    Республика Беларусь является членом ООН, а также многих специализированных учреждений данной организации (ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ВОИС, МОТ, ЮНИДО, ВПС, МСЭ, ИКАО, МВФ).

    Республика поддерживает последовательную политику ООН в области поддержания международного мира и безопасности, в области укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсеналов.

    С июля 1992 года Республика Беларусь стала членом Международного валютного фонда. Квота республики в МВФ составляет 280,4 млн. СДР (около 373 млн. дол. США), или 0,19% от обшей квоты, которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн. СДР (около 542,1 млн. дол. США).

    С 1993 года Беларусь трижды пользовалась ресурсами Фонда для поддержки программы экономических реформ правительства. Общий объем кредитов и займов, предоставленных по состоянию на конец июня 1998 года, составил 184,4 млн. СДР. МВФ оказал Беларуси техническую помощь в ряде областей, включая государственные расходы, налогообложение и таможенную сферу, наблюдение за работой банков, денежную политику и организацию деятельности Национального банка, а также ведение финансовой статистики (платежный баланс, денежный, банковский и реальный секторы экономики).

    Предоставляемые кредиты в основном направлялись в финансово-кредитную сферу. В 1993 году белорусское правительство подписало с МВФ соглашение о предоставлении займа в размере 200 млн. дол. США по линии фонда системных трансформаций для улучшения платежного баланса. Первый транш данного кредита поступил в августе 1993 года в размере 70,1 млн. СДР, что было на тот момент эквивалентно 98 млн. дол. США. Он предназначался на улучшение платежного баланса республики. Срок его погашения составил 10 лет; мораторий на выплату основного долга – 4,5 года, процентная ставка – 5,67% (плавающая). Средства кредита пошли на закупку то­почного мазута, автомобильного бензина и дизельного топлива, медицинского оборудования, а также частично использованы для обеспечения своевременных расчетов с Россией за поставляемый сжиженный газ и поддержания обменного курса белорусского рубля.

    В 2001 г. в республике реализовывалась шестимесячная Программа мониторинга Фондом (ПМФ), служащая основой для перехода к механизму «стэнд-бай». В настоящее время возобновление программы «стэнд-бай» можно рассматривать как основную тему переговоров с МВФ. Выполнены все целевые показатели в денежно-кредитной сфере и практически все структурные контрольные показатели.

    Республика Беларусь также тесно взаимодействует с группой Всемирного банка (МБРР, МФК, МАГИ, МАР) и другими международными организациями.

    В регулировании международной торговли товарами и услугами особую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО) , которая с 1 января 1995 г. пришла на смену Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ). В настоящее время членами ВТО является 146 государств. Главная задача ВТО – либерализация мировой торговли на основе последовательного сокращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В настоящее время правилами ВТО регулируется свыше 90% мировой торговли (по стоимости).

    Деятельность организации базируется на ряде простых фундаментальных положений:

      торговля без дискриминации: участники ВТО обязуются предоставлять друг другу принцип наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. условия не худшие, чем предоставляются ими любой другой страной), а также предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам, в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

      защита внутреннего производства с помощью таможенных тарифов: гласно и открыто устанавливаемые таможенные тарифы (пошлины) являются основным, а в перспективе – единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц; они отказываются от применения количественных мер внешнеторгового регулирования (квоты, импортные и экспортные лицензии и т.п.);

      стабильная и предсказуемая основа для торговли: закрепление на длительный срок размеров пошлин в таможенных тарифах. Пошлины устанавливаются в ходе многосторонних переговоров;

      содействие честной конкуренции: противодействие таким нечестным методам конкурентной борьбы, как сбыт товаров по искусственно заниженным ценам (демпинг) или применение государственных субсидий для занижения экспортных цен;

      гласность и открытость в торговом регулировании;

      разрешение споров и конфликтов путем консультаций и переговоров.

    Одно из важнейших обязательств, которое берет на себя присоединяющаяся к ВТО страна, – приведение национальных принципов и правил, регулирующих ее внешнюю торговлю, в максимальное соответствие с нормами этой организации.

    Основной механизм деятельности ВТО – раунды многосторонних переговоров. В результате раундов многосторонних переговоров, средневзвешенная ставка таможенных тарифов в США, странах Западной Европы и Японии была снижена в среднем с 25-30% в начале 50-х гг. до примерно 4% в 1998 г. В 1996 – 1997 гг. в рамках ВТО достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий и о либерализации рынка финансовых услуг. Руководство ВТО призывает к созданию к 2020 г. единой мировой зоны свободной торговли.

    Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается как важнейший этап интеграции в мировую экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. В то же время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие ее экономического законодательства правилам ВТО, а также сделать сбалансированные уступки торговым партнерам в целях обеспечения более открытого доступа иностранных товаров и услуг на внутренний рынок.

    Важную роль в регулировании МЭО играет и такой институт, как образованная в 1960 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) . В настоящее время членами ОЭСР являются 29 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Мексика, Польша, Португалия, США, Турция, Чехия, Швейцария, Швеция, Финляндия, Франция, Южная Корея, Япония. На долю стран ОЭСР, в которых проживает 16% населения земного шара, приходится 2/3 мирового производства.

    Основной целью ОЭСР является анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций странам-участницам по осуществлению экономического регулирования на макро и отраслевом уровнях. Эти рекомендации, как правило, учитываются странами-членами при разработке и реализации национальной экономической политики. В связи с этим Организация фактически является органом координации экономической политики ведущих стран Запада.

    В целом все международные организации имеют целью регулирование определенных аспектов функционирования мирового сообщества для создания всех условий гармоничного его развития в будущем. В них во многом создается как бы правовое пространство, в рамках которого происходит взаимодействие всех компонентов мирового хозяйства.