Презентация к уроку на тему: Методология и методы исследования. Презентация на тему: Методология научного исследования

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Әдіс - грек. зерттеу жолы, оқу Метод – греч. сл. - путь исследования, познание, учение. Метод – способ построения и обоснования знаний, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

3 слайд

Описание слайда:

Оқыту әдістемесі Методика обучения система различных путей и процессов, которые применяются во время занятий и инструктажа для достижения ожидаемой цели с использованием обучающих и учебных средств

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

По признаку источника получения знаний учащимися Словесные объяснение; рассказ; лекция; семинар; вводная беседа; беседа-сообщение; индивидуальная и фронтальная беседа; собеседование; учебная дискуссия; конспектирование; составление плана текста, тезисов; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; звукозапись

6 слайд

Описание слайда:

Наглядные методы рисунок; плакат; макет; схема; графоиллюстрация; динамические модели; слайд; видеофильм; самостоятельные наблюдения; раздаточный материал; демонстрация приборов, опытов, технических установок, компьютерных программ; творческие работы учащихся; ЛПР; графические упражнения; курсовые проекты

7 слайд

Описание слайда:

Классификация методов обучения по ступеням познавательной деятельности объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; проблемный метод; исследовательский метод; частично-поисковый (эвристический) метод

8 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Объяснительно-иллюстративный Цель: организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материла и обеспечения его успешного восприятия. Экономный способ передачи обобщенного и систематизированного опыта. Преподаватель, сообщая учебную информацию, использует дидактические средства. Учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают информацию, наблюдают за демонстрациями, записывают основные сведения, зарисовывают схемы. Результат: понимание сути явлений, понятий определений, закономерностей, работы механизмов, систем; формирование компетенций использовать полученные знания

9 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Репродуктивный метод Цель: формирование компетенций по использованию и применению полученных знаний. Преподаватель разрабатывает и применяет различные упражнения и задачи, использует различные инструкции (алгоритмы). Учащиеся овладевают приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладевают алгоритмом практических действий Результат: конкретная деятельность учащихся по заданному алгоритму

10 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Индуктивный Цель: изучение учебного материала последовательно, от частного к общему, от созерцания к научному познанию. Преподаватель разделяет материал на части по сложности, логической последовательности, устанавливает взаимосвязь и делает обобщение. Учащиеся понимают суть структурных составляющих, добиваются глубины познания малого с установлением последующих связей малых частей в целое. Результат: формирование компетенций по умению выводить закономерности синтезировать умозаключения

11 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Дедуктивный Цель: изучение объекта, начиная с общей характеристики, с последующим разделением на составные части, изучаемые отдельно. В конце необходим возврат к обзору целого с целью конкретизации и углубления знаний. Преподаватель дает теоретическое сообщение, объясняет закономерности демонстрации принципов действия. В заключительной фазе рассматривается взаимодействие всех элементов в целом. Учащиеся понимают общее назначение изучаемого объекта, его структуры и назначения отдельных элементов, выясняют принципиальные основы действия отдельных узлов, деталей. Результат: формирование умений разбивать объект на составляющие

12 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Проблемный метод Цель: раскрытие в изучаемом материале различных проблем и показ способов их решения на известном материале. Преподаватель выявляет и классифицирует проблемы, форм, показывает, как можно их проверить, ставит проблемы в процессе проведения опыта, наблюдений, логического умозаключения. Учащиеся осмысливают и запоминают готовые научные выводы, прослеживают за логикой доказательства, движением мысли, формируются компетенции научного мышления, познания, культуры развертывания познавательных действий. Результат: формирование компетенций понимать суть проблемы и способы ее решения, развитие логического мышления

13 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Эвристический метод Цель: подготовка учащихся к самостоятельной постановке и решению проблем в неизвестной ситуации. Развитие высокой мыслительной активности учащихся, содействие развитию логического мышления, интерес к изучаемому материалу. Опора на имеющиеся у учащихся понятия. Преподаватель ведет учащихся к постановке проблемы путем разделения проблемной задачи на подпроблемы, показывает им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из фактов, строить план проверки фактов; использует эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы. Учащиеся активно участвуют в эвристической беседе, овладение приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения через творческую деятельность. Целостное решение проблемы пока отсутствует. Результат: формирование самостоятельности в определении проблемы, поиска путей решения отдельных элементов, аналитического мышления.

14 слайд

Описание слайда:

Бинарный урок Цели: Изучение предметов на четвертом уровне системности знаний (Ю.А.Самарин). Развитие сотрудничества педагогов. Формирование у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира. В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей. Часто эта технология используется для чтения лекций. Лекцию могут проводить два преподавателя разных предметов.

15 слайд

Описание слайда:

Взаимоконтроль Цели: Проверка знаний учащихся. Предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам. Снятие неуверенности у слабых учеников перед сильными. Развитие речи учащихся. Интенсификация опроса. Воспитание Я-концепции.

16 слайд

Описание слайда:

Выступление Цели: Инсценировка проводится с целью развития умений выступать, мыслить быстро, конспективно набрасывать свое предстоящее выступление по предложенной теме или в какой-нибудь предлагаемой ситуации. Формируются умения анализировать и оценивать выступления, вырабатываются критерии оценки выступающих. Педагогам или другим ведущим сообщается тема, цели и развивается интерес. Назначаются эксперты и секретарь. Дается исходная информация, по какой теме выступать, в какую ситуацию должен поставить себя выступающий, по каким показателям и как оценивает выступление. Дается время на подготовку. Каждый готовит свое выступление индивидуально. Каждый может быть вызван. Затем слово дается 4-5 участникам подряд. Выступление длится не более 3 минут. Остальные учащиеся слушают выступающих. После выступления все оценивают выступившего по определенным критериям.

17 слайд

Описание слайда:

Анализ выступлений трехступенчатый. Каждый учащийся проверяет соответствие оценок и распределяет места среди выступающих. Затем по своей инициативе вступает в контакт с соседями. Вносит коррективы в свои оценки. Проводится общегрупповая дискуссия. Анализируется содержание выступлений, конкретизируются позитивные и негативные стороны в манере поведения выступающих. При оценивании учащиеся находят в выступлении положительное. Акцентировать внимание на выискивание неудачных моментов нежелательно. Технический эксперт сообщает о распределении мест. Этого момента может не быть. Распределение мест может проводиться в том случае, когда технология применяется уже длительное время и учащиеся не испытывают страха перед публичными выступлениями. Этот недостаток исчезает, если в оценках присутствуют только положительные моменты. Ведущий подводит итоги и обобщает.

18 слайд

Описание слайда:

Диспут Цели: Развитие логического мышления Я. Формирование умений задавать вопросы. Формирование умений отвечать в эмоционально-напряженной обстановке. Обучение уважительному отношению к оппоненту при разных точках зрения. Диспут или научная полемика – это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения). В различных исследованиях установлено, что мышление в спор интенсивно развивается (Д.Болдуин, Э.Риньяно, Ж.Пиаже и др.). Поэтому данная технология должна иметь свое место в педагогическом процессе.

19 слайд

Описание слайда:

Коноп (контрольный опрос учащихся с включением игровых элементов) Цели: Данная технология предназначена для проверки знаний, умений на этапе итогового контроля. Развивает у учащихся менеджерские умения. Может применяться для развития интереса к предмету. Эта технология активного контроля знаний позволяет за 1-2 часа провести устный опрос 25-30 учащихся, способствует развитию логического мышления, быстрой и правильной формулировке ответов на поставленные вопросы, улучшает подготовку к обязательной контрольной работе, защите курсовой работы, сдачи экзаменов. Введение игровых элементов повышает заинтересованность учащихся при опросе, а элементы соревнования стимулируют хорошую подготовку по пройденному материалу.

20 слайд

Описание слайда:

Лекция –беседа Педагог ставит перед учащимся проблемы и предлагает решать их совместно. Задавая новые вопросы, уточняя и дополняя ответы (но, не критикуя неудачные), педагог структурирует, систематизирует высказывание и подводит к общим выводам по отдельным разделам лекции. Преподаватель - ведущий беседы, представление о лекторе здесь исчезает. Проведение проблемной лекции-беседы требует от педагога глубоких знаний обсуждаемой темы. Он должен уметь ставить вопросы ясно и понятно, быстро ориентироваться в высказываниях учащихся, развивать их и направлять дополнительными уточняющими вопросами на решение проблем. Время выступления педагога зависит от ситуации, он должен избегать ухода в сторону от темы лекции. Данную форму можно использовать в молодежной или небольшой аудиториях, при положительном отношении учащихся к педагогу. Это подход можно использовать при обучении речетворчеству. Поставив задачу, педагог стимулирующими вопросами активизирует учащихся.

21 слайд

Описание слайда:

Конспект-лекция Цели: Развитие у учащихся умений самостоятельной работы. Сокращение времени аудиторной работы. Предоставление возможностей медленно обучающимся ученикам не отставать от общего темпа.

22 слайд

Описание слайда:

Лекция У учащихся тезисы лекций, они ведут записи вопросов к лекциям. Преподаватель оценку ставит за интересный вопрос. Преподаватель при чтении лекции допускает 10 ошибок. Учащиеся должны обнаружить их. Оценку ставят за находчивость. В лекциях пропущены понятия, принципы, устройство, действия. Учащиеся читают текст и правильно вставляют их. Группы учащихся ведут поиск интересного материала к предстоящим лекциям преподавателя. Учащиеся должны отметить в лекции преподавателя интересные моменты. Учащиеся составляют краткие тезисы к лекциям. После лекции преподавателя учащиеся формулируют домашнее задание, темы, вопросы.

23 слайд

Описание слайда:

Лекция-дискуссия Цели: Развитие критического мышления. Активизация процесса принятия материала. Более глубокое понимание изучаемого материала. Между изложением логических разделов лекции педагог организует беглый обмен мнениями. Выбор вопросов и тем для обсуждения осуществляется лектором в зависимости от контингента слушателей. Участники дискуссии могут высказывать свое мнение с места, не вставая. Дискуссия может проводиться также в конце занятия по всему содержанию лекции. Даже короткая дискуссия в ходе лекции оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность слушателей и, что очень важно, позволяет лектору управлять коллективным мнением группы.

24 слайд

Описание слайда:

Магнитофонный опрос Цели: Проверка знаний, умение учащихся. Активизация обучающей функции контроля. Развитие речевых умений (грамотности, точности, понятности, краткости выражения мысли). Стимулирование учащихся совершенствовать речевые умения. Магнитофонный опрос широко практиковался В.Ф.Шаталовым для решения одной из важнейших проблем школы – увеличения времени говорения учащихся на уроке при проверке предметного материала. Магнитофонный опрос имеет и стрессовые стороны. Учащиеся, не подготовленные к его введению, испытывают дискомфорт. Поэтому использование этой формы должно быть тщательно продумано. Начинать его нужно с сильных, уверенных учащихся. Первое время учащиеся отвечают на магнитофон по желанию.

25 слайд

Описание слайда:

Определение понятий Цели: Научить учащихся понимать каждое слово в предложении. Помочь учащимся осознать необходимость более внимательного отношения к каждому слову в предложении. Формирование умений сотрудничать в группе при выполнении учебного задания. Учитель начинает объяснение с того, что понимание слова – это представление (видение, слышание, осязание и т.п.) учащимися образов тех предметов и явлений.

26 слайд

Описание слайда:

Подготовка к экзамену (технология Шаталова-Границкой) Цели: Подготовка к экзамену или зачету посредством воспроизведения всего пройденного материала; развитие функции памяти-воспроизведения, речи учащихся; формирование отношений сотрудничества; позитивной адекватной Я- концепции. Учитель сообщает учащимся, что на следующем уроке (или через несколько уроков) будет предварительная проверка знаний перед экзаменами. Ученики задают учителю вопрос по пройденной теме. Преподаватель отвечает на них. Такая процедура может проходить весь урок. Сообщается ученикам, что к следующему уроку необходимо подготовиться к ответу на несколько вопросов. На следующем уроке 8-10 желающих готовят у доски записи ответов и отвечают перед всем классом на свой вопрос. Отлично ответившие на вопросы могут экзаменовать других по этим вопросам. Каждый ученик может экзаменовать только по тому вопросу, на который он ответил. Экзаменатор сам отвечает другим ученикам по другим вопросам. Таким образом, ученик опрашивает других по тому, что сдал, и сдает то, что еще не сделал. Так каждый ученик должен получить оценку по всем вопросам.

27 слайд

Описание слайда:

На стене вывешивается ведомость, в которой по вертикали расположены фамилии ребят, а по горизонтали - № вопросов. Напротив фамилии экзаменатора под тем вопросом, по которому он принимает зачет, клеточка окрашивается в яркий цвет. Это делается для того, чтобы все видели, кому можно сдавать зачет и по какому вопросу. Сдавший зачет может получить право от учителя принимать зачет у других. Ученики могут принимать зачет не по одному, а по нескольким вопросам. Таким образом, у ребят есть выбор, кому сдавать зачет. Желательно, чтобы каждый ученик был экзаменатором хотя бы по 1 вопросу. В какой-то момент успешный ученик сдает зачет менее успешному. Это имеет большое воспитательное значение для менее успешного. Идет коррекция Я- концепции в позитивную сторону. Отметки «три» и «четыре» в ведомость выставляются карандашом и, если пожелает учащийся, «пять» выставляется фломастером или пастой.

28 слайд

Описание слайда:

Проблемное изучение материала Цели: Активизация мышления учащихся; формирование интереса к изучаемому материалу. Один из методов активизации деятельности учащихся - подготовка проблем во время лекции. «Проблемный метод» или озадачивание. Сводится он к следующему: педагог ставит перед учащимся проблему. Это можно сделать с помощью 1 вопроса, системы вопросов, касаемых какой-либо детали изучаемого, вокруг которой выстраивается весь материал и т.п.). Если учащиеся не могут дать ответ, они ждут объяснения педагога. Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков, фотографий и т.п. Работа учащихся над проблемой является не менее, а часто более ценной, чем само решение. Учащиеся помнят саму реакцию на проблему.

29 слайд

Описание слайда:

Работа над проблемой успешна тогда, когда возникает проблемная ситуация (психическое состояние учащегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, мыслительная деятельность направлена на решение проблемы). В проблемной ситуации учащегося либо недостаточно знаний, либо он владеет способами действия для решения данной проблемы. Постановка проблемы не всегда приводит к проблемной ситуации. Проблемы не интересны для учащегося, если они не связаны с его жизнью, имеют общий характер. Не возникает проблемная ситуация и тогда, когда у учащегося слишком низкий уровень знаний для решения данной проблемы или, наоборот, он быстро находит решение и ему не интересен дальнейший ход рассуждений. Существуют различные варианты постановки и решения проблемы. Проблему решает педагог Педагог ставит проблему или проблемы, сам их решает, излагает лекционный материал. При такой форме проведения занятия учащиеся внешне пассивны, но внутри каждого из них могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия и запоминания. Этот подход применяется чаще, чем другие. Ответ самим лектором на поставленный вопрос наиболее приемлем в больших аудиториях, где затруднена обратная связь.

30 слайд

Описание слайда:

Малые группы (альтернативы) Педагог излагает проблему, учащиеся высказываются, фиксируется внимание на двух-трех часто встречаемых подходах к проблеме. Учащимся делятся на малые группы «приверженцев» того или иного мнения. После работы в группах лидеры защищают свою точку зрения. Педагог делает анализ выступлений, развивает их и излагает дальше материал лекции. Малые группы (ваше решение проблемы). Следующий вариант лекции - с использованием малых групп: формируются малые группы по пять-семь человек. В этих группах выбираются руководители дискуссии. Каждой из групп педагог раздает заранее отпечатанный лист, где описаны проблемы. После короткого обсуждения каждая из групп предъявляет в письменном виде свой вариант решения. Если решения проблемы неполные или неправильные, то педагог пытается в своей лекции подробно на них остановиться.

31 слайд

Описание слайда:

Тест с закрытыми ответами Цели: Проверка знаний, умений, навыков учащихся на уровне узнавания. Формирование мнения учащихся в объективности контроля и достижение большей объективности оценивания. Увеличение числа учащихся, охваченных контролем.

32 слайд

Описание слайда:

Презентация Преподаватель стоит перед учебной группой и предлагает реальные объекты, модели, рабочие приемы и аудиовизуальные средства информации – фильмы, слайды, м/медиа и т.д. Знания передаются наглядно, живо и близко к практике

33 слайд

Описание слайда:

Демонстрация Преподаватель стоит перед учебной группой и демонстрирует, как нужно обращаться с инструментом или обслуживать машину, справляться с определенными ситуациями

34 слайд

Описание слайда:

Исследование Самый главный метод для активизации учащихся. Исследование может быть краткосрочным и долгосрочным.

35 слайд

Описание слайда:

Точка зрения Цель: развитие умений ориентироваться в материале самостоятельно, выделять главное, оценивать и ставить вопросы. В конце урока за 3-4 мин. преподаватель предлагает учащимся подумать над услышанным во время занятий. Учащиеся должны на карточках или небольшом листке быстро и кратко ответить на вопросы: Что является основным из всего материала, изученного сегодня? - Какую информацию по этому вопросу Вы хотели бы получить дополнительно?

36 слайд

Описание слайда:

Обсуждение проблемных ситуаций Цель: развитие критического мышления, навыков решения проблемной ситуации. Преподаватель выбирает тему, требующую анализа, синтеза, мышления; сообщает учащимся необходимую информацию и данные по некоторой проблемной ситуации, формулирует вопросы; просит учащихся быстро обсудить проблему, используя полученные на уроке знания. Учащиеся, работая в группах (4-5 чел.), обсуждают проблему и отвечают на данные вопросы по данной ситуации, подготовленной преподавателем

37 слайд

Описание слайда:

Письменное задание Цель: развитие навыков самостоятельного выделения главных идей, их анализа, оценки результатов работы в соответствии с предложенными критериями оценки. Преподаватель формулирует и раздает по группам задания по определенной теме. Для выполнения задания требуется: самостоятельно выделить главную идею (факт), о котором идет речь в предложенном материале; дать анализ этого явления (факта), выбирая необходимую информацию из учебника и дополнительной лит-ры. После выполнения задания каждая группа учащихся информирует о результатах. Другие учащиеся слушают, делают критические замечания и оценивают работу с разных точек зрения. Критерии оценки: соответствие содержания мат-ла поставленной задаче; правильное определение главной идеи, фактов и понятий в соответствии с этой идеей; понятность и общая грамотность изложения.


Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей (А.В. Хуторской). Метод – это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во-многом зависит успех всего образовательного процесса. Эти вызвано особое внимание к методам обучения. Метод является частью вида деятельности ученика или учителя, единицей производимого действия. Выбор методов обучения определяется: смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью конкретного урока, возможностями учащихся, наличием времени и средств обучения, предпочтениями учителя и особенностями используемой им дидактической системы. Составной частью метода является прием. Отдельные приемы могут входить в разные методы (например, прием формулирования вопроса на выяснение причин - в методы исследования, объяснения, рефлексии и пр.).


Классификация методов обучения Роль и место методов в обучении определяется их видами и функциями. Поэтому ключевой дидактической проблемой является классификация методов обучения. Однако, единой классификации методов обучения не существует. Но рассмотрение разных подходов к разделению их на группы позволяет систематизировать методы в качестве дидактического инструментария. Роль и место методов в обучении определяется их видами и функциями. Поэтому ключевой дидактической проблемой является классификация методов обучения. Однако, единой классификации методов обучения не существует. Но рассмотрение разных подходов к разделению их на группы позволяет систематизировать методы в качестве дидактического инструментария. Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнения, самостоятельная работа) и методы их совместной работы (беседа).


Классификация методов по источнику знаний МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Словес ные наглядные практич еские рассказ лекции беседа дискуссии работа с текстом Иллюстраци и (плакаты, картины, таблицы) Демонстра- ции (опытов, видеофил., компьютер.) Дидактиче- ские игры лабораторн ые работы упражнения эксперимент ы Деловые игры


Классификация по возрастанию степени самостоятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) исследовательский поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем частично-поисковый (эвристический) педагог расчленяет проблему на части, а учащиеся осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем проблемное изложение педагог ставит перед учащимися проблему и показывает путь ее решения; учащиеся следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания репродуктивный учащиеся выполняют действия по образцу объяснительно-иллюстративный (информационный) преподаватель сообщает информацию, учащиеся ее воспринимают


Бабанский Ю.К. на основе выделения степени проявления поискового характера деятельности предложил три основные группы методов: Методы стимулирования и мотивации учения - познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований. Методы организации и осуществления учебных действий – словесные, наглядные, практические; индуктивные и дедуктивные методы; проблемно-поисковый, эвристический,исследовательский, репродуктивный (инструктаж, объяснение, тренировка) методы; самостоятельная работа с книгой, с приборами и др. Методы контроля и самоконтроля – устный и письменный контроль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля.


C позиции обеспечения продуктивного личностно- ориентированного образования методы обучения классифицируются следующим образом (А.В. Хуторской): C позиции обеспечения продуктивного личностно- ориентированного образования методы обучения классифицируются следующим образом (А.В. Хуторской): 3) Оргдеятельностные методы, т.е. методы учителей, учеников, управленцев образования. Методы учителя и учащихся – учебное целеполагание, планирование, метод рецензий, самоконтроль, рефлексия и др. Административные методы связаны с созданием и развитием образовательного процесса как в масштабе учебного курса, так и всей школы. 2) Креативные методы, позволяющие учащимся создавать собственную образовательную продукцию. К ним относятся – метод эмпатии (вживания),мозговой штурм, методы образного и символического видения, метод ошибок, метод контруирования правил и др. 1) Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира. Это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения, анализа, синтеза, классификации.


Требования к эффективности методов высокая содержательность и научность тесная связь с жизнью, практикой логичность, убедительность эмоциональность, ясность и яркость речи умелое сочетание с другими методами, особенно демонстрацией наглядности динамичность (драматургия) проблемное изложение учебного материала Словесные методы (рассказ, объяснение, инструктирование…)


Словесные методы (обс ужд ение, беседа …) проблемная постановка вопросов постоянное управление, корректировка хода занятия работа вокруг основных проблем обсуждения полемический характер стимулирование творчества объективная оценка каждого выступления О ориентирование учащихся на практику, дальнейшую работу




Упражнения (вводные, основные, тренировки…) применение после освоения теоретического материала, трансформация знаний в навыки и умения понимание учащимися цели упражнения, содержания и последовательность, этапность действий непрерывное подд ер ж а ние у учащихся интереса к упражнению и сознательного отношения к его выполнению обеспечение духа состязательности формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки действий


Самостоятельная работа (работа с книгой, печатными источниками, СМИ…) исследовательский (эвристический) характер самостоятельной работы (в т.ч., заданий на дом) побуждение к поиску, решению учебной проблемы учет индивидуальных и групповых особенностей учащихся, индивидуализация и дифференциация самост оятельных заданий организация консультативной помощи М м етодический контроль за самостоятельной работой и ее адекватная оценка




В традиционной педагогике недостаточно используются проблемные, исследовательские и практические методы. В традиционной педагогике недостаточно используются проблемные, исследовательские и практические методы. В личностно-ориентированном обучении основными факторами выбора методов служит задача организации продуктивной деятельности учащихся и обретения ими личностных смыслов. В личностно-ориентированном обучении основными факторами выбора методов служит задача организации продуктивной деятельности учащихся и обретения ими личностных смыслов. Первый и самый главный принцип, который можно предложить творческому учителю, таков: Все что хочешь сказать, спроси! Первый и самый главный принцип, который можно предложить творческому учителю, таков: Все что хочешь сказать, спроси! На уроке важно создать такую учебную среду, где ученик бы задавался вопросами о своих достижениях, трудностях и На уроке важно создать такую учебную среду, где ученик бы задавался вопросами о своих достижениях, трудностях и успехах, выстраивал вместе с учителем траекторию собственного развития.


Дидактический практикум Сформулируйте по выбранной Вами теме задание для учащихся, выполнение которого предполагало бы использование методов если бы…, вживания в образ, рефлексии и т.д. Сформулируйте по выбранной Вами теме задание для учащихся, выполнение которого предполагало бы использование методов если бы…, вживания в образ, рефлексии и т.д. Придумайте и опишите какой- либо свой метод обучения, связанный с продуктивной деятельностью школьников на уроке. Придумайте и опишите какой- либо свой метод обучения, связанный с продуктивной деятельностью школьников на уроке.


Итоговая рефлексия 1. Назовите основания для классификации методов обучения. 2. Возможно ли построение единой классификации методов обучения? 3. Какие методы обучения, на Ваш взгляд, способствуют развитию интереса школьников к учению. Обоснуйте ответ. 4. Какова связь между методами и целями обучения? Методами и формами обучения? Методами и формами обучения? Методами и содержанием обучения? Методами и содержанием обучения?


Рекомендуемая литература Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.,1985. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.,1985. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения //Сов. Педагогика – 3. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения //Сов. Педагогика – 3. Махмутов М.И. Современный урок.- М., Махмутов М.И. Современный урок.- М., Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- М., Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- М., Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб, Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб, 2001.


Библиография 1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб, Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн., Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования.- Ростов-на-Дону, 2000.

Cлайд 1

ЛЕКЦИЯ к.п.н., доцента О.В.Правдиной Факультет коррекционной педагогики Кафедра педагогики

Cлайд 2

Cлайд 3

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения Метод – (от греч.) способ действия, деятельности: путь достижения цели

Cлайд 4

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Cлайд 5

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. ДЕ Учащихся Репродуктивная

Cлайд 6

Минусы Самый неэффективный метод (с точки зрения современных педагогических технологий) успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет. Плюсы 1)легкая подготовка к уроку со стороны учителя 2) возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока

Cлайд 7

Это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Учитель и учащиеся находятся на равных правах. Демократический стиль общения. ДЕ Учащихся Продуктивная

Cлайд 8

К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других.

Cлайд 9

развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Теория также содержит положение о научении слушателей решению проблемных задач, но раскрывает его на основе традиционных методик. Проблемное обучение Программированное обучение внесло серьёзный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок к развитию в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения. К дидактическим предпосылкам можно отнести педагогические технологии в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения

Cлайд 10

отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы: активность личности; проблемность; единство обучения и воспитания; последовательное моделирование в формах учебной деятельности обучения. Контекстное обучение Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.

Cлайд 11

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Ориентированы на более широкое взаимодействие учеников друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения при изучении нового материала. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. ДЕ Учащихся Творческая

Cлайд 12

Традиционные методы Активные методы Интерактивные методы Лекция Рассказ Чтение газетного и журнального материала Беседа Размышление над (высказыванием, фактом и т.д.) Встреча (с произведениями искусства, интересными людьми, специалистами и т.д.) Обсуждение (конкретных событий) Анкетирование и анализ результатов Просмотр фильма и др. Диспут Дискуссия Беседа за круглым столом Путешествие Соревнование Игра и т.д. Деловая игра Ролевая игра Проект Мозговой штурм Брейн-ринг Телемост Суд и др.

Cлайд 13

(по (по Юрию Константиновичу Бабанскому) 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Cлайд 14

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Организация уч. работы в сов. школе, Л., 1957 По источнику передачи и восприятия учебной деятельности (Е.Я.Голант 1888-1971г.г.) По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятельности мышления По степени управления учебной работой Словесные Индуктивные Репродуктивные Под руководством преподавателя Наглядные Дедуктивные Проблемно-поисковые Самостоятельная работа обучаемых Практические

Cлайд 15

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга Познавательных игр Убеждения в значимости учения Учебных дискуссий Предъявления требований Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры Поощрения и наказания

Cлайд 16

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля Индивидуальный опрос Письменные контрольные работы Машинный контроль Фронтальный опрос Письменные зачеты Контрольно-лабораторный контроль Устные зачеты Письменные экзамены Устные экзамены Письменные работы

Cлайд 17

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают. Вербальные методы Аудиальный канал 5-10% усвоения учебного материала «Скажи мне и я забуду»

Cлайд 18

Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников. раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.. проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме..

Cлайд 19

предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

Cлайд 20

Диспут – одно из активных средств учебно-воспитательного воздействия на становление личности старшеклассника, выработки у него активной позиции, способности аргументированно и последовательно отстаивать свои взгляды и убеждения. Диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – публичный СПОР на заданную тему. Этапы организации диспута 1 этап – Выбор темы 2 этап – Формулирование вопросов для обсуждения 3 этап – Оформление диспута, определение его правил 4 этап -Подготовка учащихся и выбор ведущего (ведущих) диспута

Cлайд 21

НАВЫКИ И УМЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ВЕДУЩЕМУ Умение слушать Учитель развивает умение слушать, обращая внимание на вербальные и невербальные признаки реакции учащегося в ответ на такие факторы, как ассоциативность мыслей, перемена темы в разговоре, предварительные и заключительные замечания, повторяющиеся высказывания, противоречия и пропуски в беседе, а также скрытый подтекст разговора. Воспроизведение сказанного Этот прием помогает ученику понять, что сказанное им услышано учителем. Если высказывание понято неправильно, учащийся имеет возможность поправить учителя. Умение разъяснять Учитель (руководитель дискуссии) может объединить несколько суждений учеников для формирования нового подхода к пониманию проблемы. Можно сказать: «При обсуждении темы (вопроса) вы сказали следующее... Можно ли это понять как...». Таким образом, у учащихся появляется возможность обдумать такое предположение (соглашаясь или не соглашаясь с ним). Умение задавать вопросы Задавать вопросы следует нечасто и осмотрительно. Вот несколько советов о том, как следует эффективно задавать вопросы: Задавайте вопросы, оставляющие свободу выбора ответа. Вы не могли бы рассказать об этом подробнее? Каково ваше мнение? Не хотите ли еще что-либо добавить? И т.д. 2.Задавайте лишь один вопрос за раз. Не задавайте несколько вопросов один за другим. Это сбивает темп беседы, не дает возможности учащимся осмыслить ваш вопрос. 3.Дайте ученику возможность ответить на поставленный вопрос. Иногда бывает так, что на вопросы, обращенные к ученику, отвечает сам учитель. 4.Оцените ответ учащегося. Поблагодарите ответившего ученика за ответ. 5.Не загоняйте ребенка в угол. После нескольких минут молчания скажите: «Кажется, вы очень тщательно обдумываете мой вопрос. Вам нужно еще время, или, может быть, вам помочь с ответом?» 6.Заканчивайте на положительной ноте. Поблагодарите ребят за хорошую работу. Подбор примеров Дайте возможность ученикам подыскать аналогию или пример, подтверждающий или опровергающий какую-либо точку зрения.

Cлайд 22

Cлайд 23

Материальный и идеальный объект, который помещен между учителем и учащимися и используется для усвоения знаний Обладает свойствами компенсаторности и адаптивности классификация По составу объектов: Идеальные Материальные 2) По свойствам материальных объектов: Натуральные объекты Изображение 3) По субъектам деятельности: В готовом виде Конструируются самими учащимися на уроке

Cлайд 24

Муляжи Аквариум Влажные препараты Террариум Кабинет биологии Фантомы Скелеты Гербарии Натуральные объекты Искусственные объекты Коллекции

Cлайд 25

Лабораторный практикум по биологии Лабораторный практикум по физике Лабораторный практикум по химии

Cлайд 26

Интерактивная парта Интерактивная доска Ноутбук-электронный учебник Компьютер -Интернет Интерактивная карта по истории Интерактивный планшет Интерактивный контроль

Cлайд 27

Cлайд 28

Форма обучения Форма организации обучения Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика Конструкция отдельного звена процесса обучения, определённый вид занятий внешние внутренние Урок Лекция Семинар Факультатив Экскурсия Практикум Экзамен и т.д. С точки зрения доминирующей цели (В.И.Андреев): Вводное занятие Занятие по углублению знаний Практическое занятие Контроль знаний Комбинированная форма и др. В основе: особенности коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником... Индивидуальные Групповые Коллективные

Cлайд 29

Формы организации обучения Репетиторство Экскурсии Олимпиады Конференции Лекции Семинары Уроки Коллективно-групповые занятия Проекты Элективные курсы Научные недели Творческие недели Погружения Индивидуально-коллективные системы занятий Тьютерство Менторство Гувернёрство Семейное обучение Самообучение Деловые игры Предметные недели По Хуторскому Андрею Викторовичу Индивидуальные занятия Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное. - М.: Высшая школа, 2007. - 639 с

Cлайд 30

Cлайд 31

урок Урок - динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся - с классом - по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания Гёте Иоган Фольфганг «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя» цель Ребенок, его развитие, формирование его качеств Учебно-воспитательный процесс на уроке как создание условий для развития и саморазвития ребенка. средство РО Традиционная система Урок изучение нового Урок применения знаний, формирования навыков и умений Проблемный Урок обобщения, повторения и систематизации знаний Урок закрепления и повторения знаний Урок контроля знаний и умений Комбинированный урок Урок – постановка учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач Урок контроля Урок оценки

Cлайд 34

1 этап - Постановка цели перед учащимися и тем самым организация их готовности к деятельности или непосредственное включение в деятельность 2 этап - Опрос д.з. Организация восприятия, осознание учащимися и закрепление в их памяти первоначальной информации, т.е. усвоение исходных знаний 3 этап – Объяснение нового материала. Организация и осуществление усвоения способов деятельности на основе усвоенной информации путем воспроизведения ее в упражнении в ее применении 4 этап – Закрепление.Организация и осуществление усвоения опыта творческой деятельности путем решения проблем и проблемных задач, в ходе которого усвоенные знания и умения применяются творчески и вместе с тем самостоятельно добываются новые знания и умения 5 этап – Применение. Целенаправленное воспитание и самовоспитание качеств личности в ходе изучения всего учебного материала, на его основе и реализации всех этапов обучения путем эмоционального воздействия на учащихся, обеспечение их эмоций, интересов, увлечений, радости самоутверждения и самопроявления и т.д. 6 этап - Обобщение усвоенного и введение его в систему ранее усвоенного 7 этап - Контроль за результатами деятельности (Оценка знаний). Все эти элементы в совокупности обеспечивают реализацию учебного процесса как целостного явления

Cлайд 35

Дидактический аспект Поставлена и достигнута обучающая цель; Соблюдались дидактические принципы (научность, систематичность, доступность, последовательность, наглядность, прочность); Активизировалась познавательная деятельность учащихся. 2. Методический аспект Методы и приемы деятельности учителя соответствовали поставленным задачам; Стимулировалась самостоятельная деятельность учащихся: Сочетались репродуктивные, продуктивные виды деятельности. 3. Организационный аспект Рационально использовалось время; Применялись разнообразные формы работы (фронтальные, групповые, индивидуальные); Учителя отличал высокий уровень самоорганизации. 4. Воспитательный аспект Учитывались воспитательные возможности дидактического материала; В организации видов деятельности моделировались эмпатические взаимоотношения между учениками. 5. Педагогический аспект Учитывались возрастные и индивидуальные особенности учеников; Создавался благоприятный психологический климат. Учащиеся испытывали удовлетворение от интеллектуальной деятельности. Урок мысли Урок сотрудничества. Урок ритма Урок чувств Урок щадящей педагогики

Cлайд 36

Ю. Г. Фокин "Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество"; Д. И. Латышина "История педагогики"; А. А. Радугин "Педагогика" Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек "Методы обучения. Обучение в сотрудничестве"; Джон Дьюи "Демократия и образование".

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методология и методы исследования преподаватель Королева И.В.

Методологические характеристики исследования Тема Объект Предмет Гипотеза Цель Задачи исследования

Объект и предмет исследования Объект исследования – это педагогическое пространство, область. В рамках которой проводится исследование Предмет исследования- это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который исследуется

Гипотеза исследования Гипотеза- предположение о путях преобразования предмета исследования, по созданию условий для его развития и совершенствования

Цель исследования- это представление о результате. Задачи исследования- это пути достижения цели. (определяется длительностью исследования, сложностью самих задач и т.д.)

Развитие эмпатии у младших школьников например: ОБЪЕКТ??? ПРЕДМЕТ???

ОБЪЕКТ- эмпатия младших школьников ПРЕДМЕТ- РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Коррекционно-педагогические возможности процесса занятий танцем с детьми классов компенсирующего обучения общеобразовательных школ и специальных коррекционных школ ОБЪЕКТ?????? ПРЕДМЕТ??????

ОБЪЕКТ- процесс обучения детей группы риска на уроках ритмики в специальных школах и школах компенсирующего типа ПРЕДМЕТ – наиболее эффективные коррекционно-развивающие методы и приемы развития на уроках ритмики

Правила выбора методов исследования П рименение нескольких методов О владе ние методом до начала исследования При повторном исследовании создавать идентичные условия применения метода

Понятие «метод»: путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. (С.Л.Рубинштейн)

Этапы психологического исследования Подготовительный Сбор фактических данных Количественная обработка данных исследования Интерпретация данных и формулирование выводов

Требования к организации исследования Планирование исследования Место проведения исследования Техническое оснащение Подбор испытуемых Инструкция Протокол исследования Обработка результатов исследования

Требования к методам психологического исследования Объективность Валидность Надежность

Классификация методов психологии Организационные методы Эмпирические методы Методы обработки данных Интерпретационные методы (по Ананьеву Б.Г.)

1 группа Организационные методы Сравнительный метод Лонгитюдный метод Комплексный метод

2 группа - эмпирические методы Наблюдение Эксперимент Психодиагностические методы(тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа) Анализ продуктов деятельности Биографические методы

наблюдение Научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Достоинства Естественность Независимость от умений испытуемых оценивать свои действия Возможность оценивать отдаленные последствия воспитательных воздействий

Недостатки Пассивность Наличие элементов субъективизма Недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики

применение наблюдения Получение сведений о психическом явлении в « чистом виде»,о педагогическом процессе. Сбор первичной информации Оценка фактов, полученных с помощью других методов Разведывательное исследование с целью уточнения гипотезы и методики исследования Проверка эффективности рекомендаций

Процедура наблюдения Определение цели и задач наблюдения Выбор объекта, предмета и ситуации Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на объект Выбор способов регистрации наблюдаемого Обработка и интерпретация информации

типичные ошибки наблюдения Хало-эффект Эффект снисхождения Ошибка центральной тенденции Логическая ошибка Ошибка контраста Ошибка первого впечатления Ошибка этнических, профессиональных стереотипов Подмена факта мнением о нем и т.д.

В КАЧЕСТВЕ ОБОБЩЕНИЯ…

Э ксперимент Лабораторный Естественный Констатирующий Формирующий Обучающий Воспитывающий

Лабораторный эксперимент осуществляется в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов, приспособлений.

Естественный эксперимент Испытуемому предлагается выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. Исследователь до начала своей работы знакомиться с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

Опрос Беседа Анкетирование Интервью

Опрос - метод, предполагающий сбор информации о явлении (объекте) в вопросно-ответной форме

Типы информации Факты Знания Мнения Отношения

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе Метод беседы применяется: При изучении личности, его прошлой жизни, домашней обстановки, родителей, товарищей, его интересов и т.д. При применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено). При первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Беседа Стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) Нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме)

АНКЕТИРОВАНИЕ

Анкетирование – метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. По содержанию вопросы могут быть о фактах и о мотивах. Вопросы о фактах отражают действия людей в настоящем и прошлом, а также результаты этих действий. Вопросы о мотивах отражают причины тех или иных действий, мнения о действиях, их оценку. По форме изложения различают вопросы открытые, закрытые, полузакрытые, прямые и косвенные.

Этапы проведения анкетирования Теоретический анализ Разработка содержания анкеты Макет анкеты Тестирование анкеты Тиражирование анкеты Обработка результатов Составление итогового документа

Выборка – любая подгруппа изучаемой совокупности Репрезентативная выборка Объем выборки Гомогенность выборки Количество исследуемых Ошибки выборки

2% 2500 Допустимый процент Ошибки выборки Объем выборки при 95%степени уверенности 1% 10000 3% 1111 4% 625 5% 400 10% 100

Структура анкеты Обращение Преамбула Рабочее поле Объективка (паспортичка)

Классификация вопросов По содержанию О фактах сознания О фактах поведения О личности По функциям Основные Не основные По форме Открытые Закрытые Прямые Косвенные О фактах сознания О фактах поведения О личности По функциям Основные Не основные По форме Открытые Закрытые Прямые Косвенные

Варианты закрытых вопросов Альтернативный вопрос Многовариантный вопрос Вопрос по шкале Лайкерта Вопрос по семантической шкале Вопрос по шкале значимости Вопрос по оценочной шкале

Шкалированные вопросы- отвечающий выбирает один из представленных четко сформулированных ответов. « Какие мотивационные средства в руководстве сотрудниками Вы считаете эффективными?» (шкала Лайкерта)

. № Мотивационные средства Очень эффективно Дост. эффективно Мало эффективно 1 Поручение ответственных заданий 2 Требование самостоятельности в выполнении заданий 3 Популяризация успехов 4 Знакомство с работой других 5 Другие средства(какие?)

группировка

Трудно ли Вам заговаривать с незнакомцами? - ДА - ОЧЕНЬ ТРУДНО ДА - НЕТ _ДОСТАТОЧНО ТРУДНО СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ -НЕ ОЧЕНЬ ТРУДНО СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА НЕ ОЧЕНЬ ЛЕГКО - НЕТ ДОСТАТОЧНО ЛЕГКО _ НЕ МОГУ СКАЗАТЬ ОЧЕНЬ ЛЕГКО

Метод полярных профилей (семантическая шкала)

« Оцените качества характера Вашего сотрудника» 1 настойчивый 5 4 3 2 1 ненастойчивый 2 самостоятельный 5 4 3 2 1 несамостоятельный 3 Аккуратный 5 4 3 2 1 небрежный 4 организованный 5 4 3 2 1 неорганизованный 5 трудолюбивый 5 4 3 2 1 ленивый 6 ответственный 5 4 3 2 1 безответственный 7 принципиальный 5 4 3 2 1 беспринципный 8 правдивый 5 4 3 2 1 лицемерный

Варианты открытых вопросов Деструктурированный вопрос Словесные ассоциации Завершенные высказывания Тематический апперцептивный тест ТАТ

В качестве обобщения - Включать вопросы и формулировки, которые успешно использовались в предыдущих исследованиях Краткость формулировки вопроса- от 10 до 25 слов Полезнее чем вопросы могут оказаться утверждения о предмете Использование нескольких вопросов на одну и туже тему Использование вопросов-фильтров

Интервью – метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем. Формализованное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации. Это означает, что различия и сходство в ответах должны отражать действительные различия и сходство между респондентами, а не различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы были поняты. Неформализованные интервью включают в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При использовании неформализованного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей.

Индивидуальное интервьюирование (личное или по телефону)-получение информации с помощью устного опроса.

Групповое интервьюирование- проведение фокус - группы.

Метод фокус - группы Определение количества и состава группы. Приглашение для участия в работе фокус- группы. Организация работы фокус – группы. Обработка результатов работы фокус- группы.

Тест – кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.

Требования к тестам: Валидность Надежность (устойчивость) Стандартизация Одинаковые возможности для всех испытуемых Интерпретация теста

Виды тестов: Тесты интеллекта для выявления умственного потенциала индивида Тесты специальных способностей для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, умениями, навыками Тесты достижений для оценки уровня овладения учебными знаниями, навыками Тесты личности для измерения установки, ценности, эмоциональных и межличностных свойств, типичных форм поведения Тесты проективные для целостного изучения личности, а не выявления отдельных ее черт

Спасибо за внимание!































1 из 29

Презентация на тему: Методология научного исследования

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях: 1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.); 2) учение о научном методе познания. Каждая наука имеет свою методологию.

№ слайда 3

Описание слайда:

Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания. Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания. Частная методология научных исследований для группы родственных наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания. Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания.

№ слайда 4

Описание слайда:

Методы научного исследования – способы изучения явлений и осуществления научного исследования (теоретические и эмпирические, общенаучные и методы конкретных наук). Методы научного исследования – способы изучения явлений и осуществления научного исследования (теоретические и эмпирические, общенаучные и методы конкретных наук). Методы научного исследования – совокупность приемов, способы реализации процедур исследовательского поиска и преобразования действительности.

№ слайда 5

Описание слайда:

Техника исследования - совокупность специальных приемов для использования того или иного метода. Техника исследования - совокупность специальных приемов для использования того или иного метода. Процедура исследования – определенная последовательность действий, способ организации исследования. Методика – это совокупность способов и приемов познания.

№ слайда 6

Описание слайда:

Внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного субъекта. Внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного субъекта. Метод есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении задач исследования, достижении определенного результата в исследовательской деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

№ слайда 7

Описание слайда:

Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении проблемы, идя ложным путем. Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении проблемы, идя ложным путем. Р.Декарт методом называл «точные и простые правила», соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного.

№ слайда 8

Описание слайда:

Принцип множества методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются исследователем в расчете на согласование их с природой исследуемого явления. Принцип множества методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются исследователем в расчете на согласование их с природой исследуемого явления. Принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен.

№ слайда 9

Описание слайда:

Выбирать только научно обоснованные методы, которые могут обеспечить поучение и анализ объективных данных, характеризующих явления и процессы Выбирать только научно обоснованные методы, которые могут обеспечить поучение и анализ объективных данных, характеризующих явления и процессы Предварительно изучить возможности каждого метода для получения объективных данных при решении задач исследования Не искажать последовательность и суть действий

№ слайда 10

Описание слайда:

В зависимости от сферы применения и степени общности: В зависимости от сферы применения и степени общности: всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания; общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках; частные – для родственных наук; специальные – для конкретной науки, области научного познания.

№ слайда 11

Описание слайда:

В зависимости от содержания изучаемых объектов: методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. В зависимости от содержания изучаемых объектов: методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. По отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д. В зависимости от уровня познания: методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств. Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств. Пример: геометрия Евклида

№ слайда 17

Описание слайда:

Гипотетический метод – способ исследования с использованием научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления. Гипотетический метод – способ исследования с использованием научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления. Математика спрашивают, можно ли данный прямоугольник вписать в данный круг. Он отвечает, что может ответить на это лишь гипотетически: вписать можно, если радиус круга равен половине гипотенузы. Гипотетико-дедуктивный метод - способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых путем их дедуктивного развертывания выводятся утверждения, непосредственно сопоставляемые с опытными данными. Выдвижение догадки отбор из множества выведение следствия экспериментальная проверка

№ слайда 18

Описание слайда:

В основе формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, рассуждения и др.) в виде формальной системы, создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками. В основе формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, рассуждения и др.) в виде формальной системы, создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками. Пример: мелодия, представленная нотами; процесс описанный уравнением

№ слайда 19

Описание слайда:

Абстрагирование - это мысленное отвлечение от отдельных свойств предмета и его отношений с другими предметами. Абстрагирование - это мысленное отвлечение от отдельных свойств предмета и его отношений с другими предметами. Пример: движение мы начинаем изучать с того, что абстрагируемся от всех видов криволинейного движения, затем от всех видов ускоренного движения, оставляя для рассмотрения чистую инерциальную форму Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления.

№ слайда 20

Описание слайда:

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности. Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

№ слайда 21

Описание слайда:

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.

№ слайда 22

Описание слайда:

Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов. Взгляд на изучаемый объект как систему предполагает принятие допущения о его относительной независимости от других объектов и самодостаточности с точки зрения его функционирования как целого по присущим ему внутренним законам. о его целостности, что означает принятие гипотезы о наличии интегральных законов его поведения, не сводимых (не редуцируемых) к сумме законов функционирования его отдельных элементов. Широкое применение системного метода в науке и технике стало возможным благодаря развитию общей математической теории систем, теории функций комплексного переменного, а также проверки сложных математических моделей объектов с помощью современной вычислительной математики и мощных ЭВМ.

№ слайда 23

Описание слайда:

Системный подход имеет два аспекта: Системный подход имеет два аспекта: познавательный (описательный) конструктивный (используемый при создании систем). При описательном подходе внешние проявления системы (ее целесообразные свойства, а также функции как способы достижения цели) объясняются через ее внутреннее устройство - состав и структуру. При проектировании системы процесс идет по следующим категориальным ступеням: проблемная ситуация - цель - функция - состав и структура - внешние условия. Конструктивный и описательный аспекты системного подхода тесно связаны и взаимодополняют друг друга.

Описание слайда:

Проводится для установления фактического исходного состояния перед экспериментом основным, преобразующим. Проведение констатирующего эксперимента позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определенности и конкретности. Констатирующий эксперимент не формирует каких-либо новых, заданных качеств у объекта, его задача в другом: в объективном исследовании и установлении наличных существенных количественных и качественных характеристик, в установлении законов функционирования процесса в исходном состоянии, в причинном объяснении этого состояния. Именно такого рода знания являются отправным основанием для формулирования целей и задач исследования.

№ слайда 28

Описание слайда:

Преобразующий эксперимент формирует новые, заданные качества у объекта. Преобразующий эксперимент формирует новые, заданные качества у объекта. Программа экспериментальной работы, методика эксперимента и техника регистрации текущих событий экспериментального процесса осуществляются прямыми и косвенными наблюдениями, проведением бесед, опытами, анкетированием, изучением всевозможной документации и материальных свидетельств. Основные качества исследуемых методик, которых надлежит добиваться при планировании эксперимента, состоят в том, чтобы обеспечить с их помощью репрезентативность, валидность эксперимента, его достаточную разрешающую способность для разделения фактического материала по типическим группам или различения ступеней интенсивности изучаемого качества, функционирования процесса.

№ слайда 29

Описание слайда:

непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных групп; непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных групп; варьировать и дозировать управляемые условия и интенсивность факторов, оказывающих направленное влияние на конечные результаты, подлежащие сопоставлению; систематически оценивать, измерять, классифицировать и регистрировать частоту и интенсивность текущих событий экспериментального процесса, включая такие его моменты, когда объект исследования приобретает устойчивые запланированные характеристики; параллельно эксперименту вести систематическую первичную обработку фактического материала с тем, чтобы сохранить его свежесть и достоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.