Интерактивные технологии в работе с дошкольниками. Использование интерактивных методов и приемов обучения в дошкольном учреждении

Первое неоспоримое право ребенка – высказывать свои мысли.

Я. Корчак

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», – писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»

Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия: человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками. Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи педагог может использовать интерактивные технологии .

Использование интерактивных технологий и методов обучения в современном детском саду дает характеристику профессиональной компетенции педагога ДОУ.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Интерактивная форма обучения позволяет найти индивидуальный подход к каждому слушателю и участнику методического мероприятия также позволяет построить субъект – субъективные взаимоотношения не только между педагогами детского сада, но и между педагогами и их воспитанниками.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами.

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная; и наиболее сложная форма интерактивного обучения это планетарная. При планетарной форме группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем, озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект. Основная цель педагога применять ту или иную компьютерную программу с учётом конкретных условий воспитательно-образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Именно от педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно можно оживить образовательный процесс, расширить и закрепить полученный детьми опыт. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет также повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий, повышать эффективность коррекционной работы.

Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом:

– предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

– несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

– стимулирует познавательную активность детей;

– предоставляет возможность индивидуализации обучения;

– в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

– позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Методы, которые используются в работе с детьми. НОД в группах начинается со знакомства с детьми:

Знакомство

Цели: Создать в группе атмосферу доверия и взаимной поддержки; формировать навыки самопрезентации, преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением.

Обычно, проводя знакомство, я прошу детей рассказать историю своего имени (для детей старших и подготовительных групп) : «Кто и почему вас так назвали?» Или «Расскажите все, что вам известно о вашем имени» .

После того, как все дети представились, спрашиваю у детей:

– Почему важно знать историю своего имени?

Например, тема «Времена года».

Знакомство: Меня зовут… Мое любимое время года – весна и т. д.

«Мозговой штурм» – цель: «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.

Ролевая игра – это структурированная обучающая ситуация, в которой человек временно принимает определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает соответствуют этой роли. Распределение ролей может быть прямое, со сменой или с ротацией.

Основной же особенностью ролевой игры является, то что обучающимся дается возможность самостоятельно действовать в специально сконструированной сложной ситуации и тем самым получить определенной опыт.

Например: Ребята, какая сегодня погода?

«Ролевая игра» : ролевая игра имитирует реальность с назначением ролей детям и предоставлением им возможности действовать «как бы по-настоящему» . Цель ролевой игры – определить отношение детей к конкретной сказке, сценке и т. д., приобрести опыт путем игры : она старается помочь научить через опыт и чувства. Иногда дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. Также намного легче усваивать и закреплять материал именно в процессе игры.

«Кластеры»

Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод , помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Например:

Санки Праздник

Дед Мороз ЗИМА Снеговик

Подарки елка Новый год

В ДОУ предлагаю использовать так. На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

«Синквейн»

Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.

1 строка : Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка : Описание темы в двух словах (два прилагательных)

3 строка : Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

4 строка : Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

5 строка : Повторение сути темы одним словом (синоним темы)

Например : МАМА

Добрая, любимая

Заботится, любит, кормит

Я люблю свою маму!

В ДОУ можно использовать таким образом.

1 строка : Предмет или явление одним словом.

2 строка : Описать какой этот предмет.

3 строка : Действия данного предмета.

4 строка : Нравится ли данный предмет и как?

5 строка : Как можно по-другому назвать этот предмет?

В заключение можно сделать вывод, что именно интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками, обеспечивает решение ряда воспитательных задач, так как учит работе в команде, т.е. в сообществе (совместном обществе – вместе), взаимопониманию, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, наблюдательности, а также развивает творческие способности и фантазию.

Использованная литература :

1. Азарова А. Метод ролевой игры. Спб.: речь, 2011. 352с.

2. Новая школа: Пространство Возможностей Материалы Центрально азиатской научно – практической конференции Бишкек-2006 г. 320 с.

3. Руководство по развитию критического мышления (Методическое пособие) Ташкент – 2002 г.

5. Панфилова А. П. Мозговые штурмы. Спб.: Питер, 2005. 316 с.

4. Уполномоченное Образование (Пособие для тренеров) Информационно-Ресурсный Центр Позитивного Просвещения. Ташкент – 2003 г.

Конструкт организации НОД с использованием интерактивных, здоровьесберегающих и ИКТ технологий.

Тема: «Путешествие к замку Снежной Королевы.

Возрастная группа : старшая

Форма организации : групповая, подгрупповая, парная, индивидуальная, использование взаимопроверки.

Цель: развитие интегративных качеств личности воспитанников старшей группы через игру-путешествие: любознательности, интереса к исследовательской познавательной деятельности.

Задачи:

  • Обучающие:

Расширять представления о свойствах льда;

Научиться делать размытый прозрачный переливающийся цвет новым способом рисования («по - мокрому»).

  • Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки у детей, навыки самооценки и самоконтроля;

Развивать речь, мыслительную деятельность.

  • Воспитательные:

Воспитывать чувство сплоченности, находить сообща общие решения;

Воспитывать уверенность в своих силах, ответственность за результат коллективной деятельности.

Прменяемые педагогические технологии: интерактивные технологии: «Карусель», «Дерево знаний», «Интервью», здоровьесберегающие, технология проблемного обучения.

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников группы:

  • Проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Активно взаимодействуют со сверстниками;
  • Используют речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
  • способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  • оценивают результаты своей деятельности, делают выводы.

Предварительная работа: беседы о свойствах воды и льда, экспериментальная деятельность со льдом, чтение и просмотр сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева», разучивание и применение интерактивных технологий.

Оборудование: презентация к НОД «Путешествие к замку Снежной Королевы», волшебная палочка; пазлы с изображением замка и замка; «Камешки» - напольные шашки с цифрами от 1 до 10; дерево с набором карточек для интерактивной игры «Дерево знаний», сигнальные карточки синего и красного цвета – по 3 штуки; карточки для интерактивной игры» Карусель»; кусок льда сине - голубого цвета; краски, восковые мелки, кисти, вода, салфетки, листы с силуэтами замка; комнатный цветущий цветок; микрофон; смайлики – веселые и грустные.

Ход деятельности :

1. Мотивация к деятельности

Цель: включить детей в деятельность на личностно значимом уровне.

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся и улыбнемся. Посмотрите, от наших улыбок сегодняшний день становиться светлее и теплее. Вы ничего не нашли по дороге в детский сад? Я растеряла все листочки от письма, и чем мы сейчас будем заниматься, я не знаю. А это все, что осталось (достает детали от пазлов) . Вы мне поможете? Тогда разделитесь на две команды и попробуйте собрать пазлы.

(Дети собирают пазлы)

Воспитатель: Ч то у вас получилось?

Дети: Замок и замок.

(на столах замок и замок)

Воспитатель: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какой возникает вопрос?

Дети: Рисунки разные, а называются одинаково.

2. Постановка целей исследования.

Воспитатель: Ребята, все равно не понимаю, чем мы будем сегодня заниматься. Подождите, здесь в конверте еще что-то есть, я сначала не заметила (достает волшебную палочку, делает взмах и на экране появляется Снежная Королева).

Слайд 1 – картинка с изображением Снежной Королевы.

Воспитатель : (говорит слова за Снежную Королеву). Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, наверное, узнали, я Снежная Королева. Вы знаете, что в сказке я холодная, высокомерная, равнодушная. Но доброта маленькой девочки Герды отогрела сердце Кая и растопила мое ледяное сердце. Теперь я стала другой – доброй и нежной. А мой замок бесцветный, ледяной. Я не знаю, как превратить его в прекрасный, радостный замок. Я буду вам очень благодарна, если вы приедете ко мне в гости и что-нибудь придумаете.

Воспитатель . Так как же, ребята, называется наше сегодняшнее приключение? О каком замке пойдет речь? Вы готовы помочь Снежной Королеве?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель. Для начала, нам нужно добраться до замка Снежной Королевы. Помните, сколько препятствий пришлось преодолеть Герде, прежде чем попасть в замок. И нам предстоит нелегкий путь. Вы готовы?

Дети: Готовы!

3. Активное включение детей в деятельность.

Слайд 2- изображение речки.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, перед нами не очень глубокая река, но все же нам надо перебраться на другой её край. Как вы думаете, как мы это можем сделать?

Дети : Переплыть, обойти, построить мост.

Воспитатель: Я думаю, что самое лучшее предложение – построить мост. Посмотрите, как раз здесь лежат большие камни. Может, мы построим мостик из них?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда берите по одному камню. Ребята, оказывается камни непростые, на каждом из них есть цифра. Как вы думаете, для чего эти цифры?

Дети: Чтобы построить мост, надо камни разложить по –порядку.

Воспитатель: Тогда в путь!

(Дети раскладывают камни от 1 до 10 и переходят по ним реку).

Воспитатель: А теперь идем дальше.

Глазки закрывайте, немного помечтайте,

Ветерок нас подхватил, в волшебный лес переместил.

Слайд 3 – «Волшебный лес»

Воспитатель : Ребята, мы очутились в волшебном лесу, а перед нами чудесное дерево Знаний, на котором висят карточки-задания

(Интерактивная технология «Дерево Знаний», работа в парах).

Воспитатель. Ребята, вы должны разбиться на пары (вспомнить правила работы в парах: работать дружно, уступать друг другу, не ссориться, выполнять задание вместе, договорившись). Сорвать с дерева только ту карточку, на которой изображен предмет, упомянутый в сказке «Снежная Королева». Далее вы должны согласовать предмет (подружить) со словами один, одна, одно. Слово один поселилось на рогах оленя, слово одна живет на сове, а одно на дереве. После того, как задание будет выполнено, вы должны поменяться местами и произвести взаимопроверку (если задание выполнено правильно, поднимаете синюю сигнальную карточку, если обнаружили ошибку - красную).

(Дети выполняют задание, производят взаимопроверку, доказывают правильность выполнения задания)

Слайд 4- поляна исследователей, на которой изображен кусок льда.

Воспитатель: Отправляемся дальше в путь. Посмотрите, перед нами поляна юных исследователей. А какой же объект мы сегодня будем исследовать?

Интерактивная технология «Карусель», работа в парах.

Дети: Лед.

Воспитатель : А почему именно лед? Как вы думаете?

Дети: Потому что замок Снежной Королевы сделан изо льда.

Воспитатель: Становитесь в карусель

(дети образуют два круга: внутренний и внешний и под музыку «Карусель» бегут по кругу)

Дети с помощью карточек задают друг другу вопросы о свойствах льда и меняются друг с другом местами.

Воспитатель : Чем мы занимались на этой поляне?

Дети: Закрепляли свойства льда.

Слайд 5 – цветочная поляна

Воспитатель . Наш путь продолжается. Смотрите, перед нами чудесная цветочная поляна, где порхают бабочки. Давайте отдохнем и превратимся в бабочек.

Гимнастика для глаз «Бабочки»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Воспитатель: Отправляемся дальше в путь. А вот и замок Снежной Королевы.

Слайд 6 - Замок Снежной Королевы

Воспитатель: Ребята, а из чего сделан замок Снежной Королевы:

Дети: Изо льда.

Воспитатель : Посмотрите, у нас оказался кусок льда из замка Снежной Королевы.

(Достает кусок сине-голубого льда (использование технологии проблемного обучения).

Воспитатель. Посмотрите внимательно, где заканчивается один цвет и начинается другой, т.е. видны ли границы цветов?

Дети: Нет.

Воспитатель: Цвета «расплываются», «перетекают» друг в друга, не имеют четких границ. Поэтому и замок кажется полупрозрачным, расплывчатым. Сможем ли мы нарисовать такой замок – полупрозрачный с нечеткими границами?

Дети: Наверное, нет.

Воспитатель : Значит, что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения?

Дети: Узнать, спросить.

Воспитатель : Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать?

Дети: Спросить у родителей, у воспитателя.

Воспитатель: А что интереснее, спросить у того, кто знает или самим догадаться? Давайте вспомним алгоритм решения проблемной ситуации.

Дети

1. Внимательно выслушать проблему.

2. Хорошенько подумать.

3. Высказать свою идею.

4. Над чужими идеями смеяться нельзя.

5. Внимательно выслушать все идеи.

6. Выбрать самую подходящую.

Воспитатель: Как вы думаете, как может получиться расплывчатый рисунок, в котором краски расплываются, становятся не очень яркими, а нежными, полупрозрачными?

Дети : А давайте попробуем восковыми мелками.

А может быть, гуашью получится?

А я думаю надо просто намочить бумагу, ведь лед состоит из воды.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим каждую версию и выполним на бумаге так, как вы говорите.

(дети проверяют все предложенные версии).

Воспитатель : А теперь давайте посмотрим, у кого получился расплывчатый рисунок.

Дети: У того, кто намочил бумагу водой.

Воспитатель: Значит, что нужно сделать, чтобы получился прозрачный рисунок?

Дети: Нужно его просто намочить водой.

Воспитатель : Замечательно, ребята! Вы сами открыли новый способ рисования, который называется у художников «рисование по - мокрому».

Воспитатель: А какими же цветами мы раскрасим замок?

Дети: Желтым, голубым, розовым, зеленым.

Воспитатель : Конечно, замок у Королевы тусклый, мрачный, неприметный. Давайте его сделаем ярким, праздничным, красивым. Принимайтесь за работу.

(Дети рисуют замки способом «по – мокрому»)

Слайд 6 - на экране появляется Снежная Королева

Снежная Королева: Спасибо вам, ребята, огромное! Мне очень нравится новый вид моего замка. Я тоже для вас приготовила подарок. Волшебной палочкой взмахните и мой подарок получите.

(сюрпризный момент: воспитатель делает взмах волшебной палочкой и появляется весенний цветочек в горшочке).

4. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой чудесный цветок подарила нам королева, поставим его в группе и будем за ним ухаживать. Ой, мы даже не заметили, как очутились в нашем детском саду. Ребята, давайте вспомним, что происходило с вами во время путешествия? А в этом нам поможет игра «Журналист». Кто из вас хочет взять интервью у участников путешествия?

Интерактивная технология «Интервью»

Корреспондент (ребенок): Где сегодня побывали? Что нового узнали? Где возникли трудности? Что больше всего понравилось в вашем путешествии?

Воспитатель : Ребята кому понравилось наше путешествие, поднимите веселые смайлики, а кому было скучно - грустные.



Методическая разработка мастер-класса для педагогов дошкольных образовательных организаций
«Интерактивная технология «Карусель» как метод социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с использованием ЛЕГО-конструктора»
Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в условиях детского сада и семьи в процессе активного игрового взаимодействия по освоению интерактивной технологии «Карусель» с использованием ЛЕГО-конструктора.
Задачи:
Познакомить педагогов, с методическими особенностями технологии «Карусель» в ДОУ;
Познакомить родителей с использованием ЛЕГО конструктора в условиях детского сада и дома;
3. Формировать у педагогов умение применять интерактивную технологию с целью развития у детей коммуникативных навыков;
4. Мотивировать педагогов к саморазвитию и повышению квалификации, открытости в условиях реализации ФГОС ДО и стандарта педагога.
5. Проанализировать целесообразность применения технологии «Карусель» как средства формирования коммуникативных навыков.
Оборудование: наборы ЛЕГО, столы, стулья по количеству участников, стикеры, презентация опыта работы, лист бумаги, карандаши, фломастеры, цветовые сигналы, анкета.
Ход мастер-класса.
I. Презентация опыта работы.
Добрый день уважаемые коллеги. Меня зовут Некрасова Ираида Павловна, воспитатель1 КВ категории МБДОУ детский сад № 5.
Вашему вниманию представляю опыт работы на тему «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи».
Формирование социально-коммуникативного развития дошкольников на педагогическом уровне определяется заказом общества на воспитание развитой личности ребенка.
Достаточный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Что отражено в нормативных документах, представленных на слайде.
Все это актуализирует поиск реальных источников формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Представленная на слайде диаграмма отражает исследование социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет детского сада 5 на начало 2015-2016 учебного года. Как можно видеть, способность детей 5-6 лет договариваться друг с другом во время игры, воспринимать проигрыш без обиды, понимать эмоции других детей сформированы на низком и среднем уровне.
Данные способности являются ключевыми для готовности детей к обучению в школе.
Анализ диагностики социально-коммуникативного развития позволил определить основную проблему.
Рабочей гипотезой нашей деятельности было предположение, что проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса. Являясь муниципальным ресурсным центром и реализуя долгосрочный проект «ЛЕГО технологии в развитии дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи», включающий краткосрочные проекты с участием всех субъектов образовательных отношений и социальных партнёров, который позволит выстроить систему работы направленную на формирование социально-коммуникативных навыков дошкольником в соответствии ФГОС ДО.
На сегодняшний день нами намечен план, заключены договора с социальными партнёрами, приобретён ЛЕГО-конструктор. Дети и родители стали участниками фестивалей на муниципальном уровне: «Мир на ладошке: парад военной техники», «Лето в лукошке», фестиваль технического творчества «Шаг в будущее».
Наши наблюдения позволяют сделать вывод о том, что участие в фестивалях, занятия по ЛЕГО-конструированию на базе Дворца детей творчества и молодёжи, совместное конструирование на семейных клубах и игровой деятельности во всех возрастных группах детского сада способствует повышению уровня развития социально-коммуникативных умений обучающихся, у детей развивается умение слушать и слышать партнера, согласовывать свои действия с партнером равным и старшим по возрасту и социальному статусу, адекватно воспринимать сущность взаимодействия, преодолевать конфликтные ситуации. Приятно наблюдать во время участия в фестивале технического творчества «Шаг в будущее», что наши дети могут договариваться о совместной постройке, изменять её, исследовать и проводить испытания с детьми разными по возрасту и из разных детских садов и школ.
Проведённая работа, повышение квалификации, самообразование позволили мне принять участие в в профессиональном конкурсе.
II. Поиск, решение задачи, проблемы.
И сегодня предлагаю вам вместе со мной принять участие в определении целесообразности применения интерактивной технологии «Карусель», как метода социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с использованием ЛЕГО-конструктора.
Данная технология предполагает образование двух колец: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно дети, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это дети, перемещающиеся по кругу через определённый отрезок времени. Перед всеми детьми ставиться образовательная задача в виде легенды, истории где им необходимо решить эту проблему. Таким образом, они выполняют ряд творческих заданий при этом увлеченно беседуют, делятся своими мнениями, приходят к единому решению. Игра проходит динамично и результативно.
Сейчас вам необходимо определить место за столом в соответствии с выбранным вами стикером.
Красный стикер – ребёнок, жёлтый – родитель, зелёный – педагог. Участники нашей игры займите ваши места.
III. Мотивация к деятельности.
Нам пришло смс. «Дорогие дети, родители и педагоги наша семья недавно переехала в новую квартиру. Наш район «Солнечный» – новостройка, в нем уже появились магазины, больница, школа, детский сад. Но наши дети заскучали. Что должно появится в нашем микрорайоне, чтобы их жизнь стала интересней? (хочется подсказать вам, что маленький Ваня любит гулять качаться на качели, а Верочка – очень любит животных.) Мы хотели бы обратиться со своими предложениями к мэру города. Помогите нам спланировать развлечения для наших детей. С уважением, семья Ивановых».
- Давайте поможем семье Ивановых. В каждой группе нужно выбрать руководителя. Это будут мои помощники. Они присаживаются в центр круга.
- Остальные группы переходят по часовой стрелке к другому столу по звуковому сигналу.
IV. Планирование деятельности.
Совместное обсуждение решения задачи, проблемы. Работа в подвижных группах.
- На первом этапе вам нужно продумать проект и зарисовать его на бумаге. На это вам даётся 5 минут. Звонок колокольчика приглашает вас перейти в другую группу.
- На следующем этапе с помощью ЛЕГО-конструктора вам необходимо создать проект который должен соответствовать следующим параметрам.
1. Оригинальность;
2. Многофункциональность:
3. Прочность.
На это вам даётся 7 минут. Звонок колокольчика пригласит вас перейти в другую группу.
- На заключительном этапе вам нужно презентовать проект созданный вашими товарищами. На это вам даётся 5 минут.
- Приглашаем на презентацию проектов.
V. Рефлексия.
Выразите своё мнение с позиции ребёнка, родителя и педагога об эффективности данной технологии в представленной анкете.
Хочется услышать мнения детей, родителей, педагогов.
Для обратной связи в нашем микрорайоне «Солнечный» работает светофор, на который можно приклеить ваш стикер.
Зелёный свет - наша встреча вам показалась интересной,
Жёлтый свет если вы хотели бы данной технологией с другими педагогами и родителями.
Красный свет – ничего нового вы не узнали.
VI. Заключение.
Предлагаю вам буклет по работе с данной технологией!
Анкета.
1 .Способность к конструктивному ведению диалога:
- умение слушать партнера и адекватно понимать смысл его высказывания;
- умение находить противоречия и слабые места в рассуждениях партнера и подвергать их конструктивному обсуждению;
- умение воплощать собственную мысль в форму логически
стройного обобщающего суждения, доступного для восприятия окружающих.
2. Адекватность ориентировки в коммуникативном пространстве:
- умение конструировать образ «Я» на основе согласования
собственных и чужих представлений о себе;
- умение создавать «образ партнера» по коммуникации;
- умение адекватно воспринимать сущность конкретного взаимодействия.
3. Компетентность в моделировании акта межличностного взаимодействия:
- умение находить тему и планировать ход предстоящего общения;
- умение проектировать адекватные средства общения и реализовывать их на практике;
- умение избегать возможных конфликтов в общении и связанного с ними эмоционально-психологические напряжения.
Как вы считаете, какие показатели коммуникативной готовности к школьному обучению и признаки их проявления будут формироваться у детей с применением интерактивной технологии «Карусель»?
«+» качество проявляется
«-» не проявляется
РЕБЁНОК


Приложенные файлы

Интерактивность inter – между active от act – действовать, действие Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.


Основные задачи обучения и воспитания -Развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации; -Формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию; -Интегрированное содержание работы с детьми; -Партнерские взаимоотношения детей и взрослых; -Активное вовлечение ребенка в социум и др.


Преимущества интерактивного обучения - решает информационную задачу, поскольку обеспечивает детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; - развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр., то есть обеспечивает решение обучающих задач; - обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению; - релаксация, снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности и т. д.




Технологии развивающего обучения - технологии проблемного обучения, проектная деятельность - кейс-технологии - ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - технологии разноуровнего обучения - игровые технологии - интегрированное занятие - ИКТ-технологии - вариативность среды, наличие различных пространств, обеспечение свободного выбора детей и другие Интерактивные технологии - инструмент профессиональной деятельности педагога




Результаты интерактивного обучения активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника; повышается интерес и желание участвовать в работе; умение высказать свое мнение и отстоять его; развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха); формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка.


«Кластер» Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста. 1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа. 2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. 3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи. 4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время. Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.


«Кластер» На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними. ЗИМА елка каток Новый год лыжи праздник Дед Мороз снеговик санки подарки


Синквейн 1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы в двух словах (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы) МАМА Добрая, любимая Заботится, любит, кормит Я люблю свою маму! ДОБРОТА в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.




Баскет-метод баскет- (корзина) метод обучения на основе имитации ситуаций.корзина Баскет-метод позволяет оценить способность ребёнка к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации. Баскет-метод оценивает и развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения разных проблем.


Броуновское движение Цель: развитие умений перевоплощаться и входить в необычную роль. Цель: развитие умений перевоплощаться и входить в необычную роль. Все участники по команде ведущего, начинают передвигаться в хаотичном порядке, имитируя животных (слон, обезьяна, заяц и т.д.) Все участники по команде ведущего, начинают передвигаться в хаотичном порядке, имитируя животных (слон, обезьяна, заяц и т.д.)


Анализ практических ситуаций метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить детей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, создавать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.




Интерактивная доска Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Способы применения интерактивной доски в совместной деятельности педагога с детьми в детском саду могут ограничиваться только фантазией. С помощью интерактивной доски обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим.


Интерактивный стол Сенсорный интерактивный развивающий стол помогает привлечь внимание и интерес ребенка к процессу обучения, развивает моторику, знакомит ребенка с компьютерными технологиями. Использовать детский сенсорный стол можно как для группы детей, так и индивидуально. Технология стола позволяет нескольким пользователям одновременно взаимодействовать с сенсором, то есть создается атмосфера для работы в коллективе.


Проекторы Использование проектора позволяет более полно использовать возможности компьютера. Изображение на экране проектора выгодно отличается от традиционных форм наглядности: оно крупное, яркое и может восприниматься большим количеством людей одновременно. Интерактивная песочница это бокс с песком, оборудованный компьютером, особыми сенсорами, проектором, с разработанным программным обеспечением. Сенсор для определения глубины, подключенный к компьютеру, замеряет расстояние до песка, специальная программа обрабатывает полученные от сенсора данные и подает проектору команды, каким цветом подсвечивать конкретный участок песочницы. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор и других поверхностей. Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Интерактивная песочница позволяет детям проявлять фантазию, творить, создавать собственный мир. Дети с удовольствием «рисуют» на песке в специальном режиме. Доказано, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, помогает избавиться от психологических травм, развивать фантазию, облегчить функционирование психики. Игры с песком дают возможность ребенку самовыражаться и при этом быть самим собой. Они могут использоваться как метод коррекционного воздействия при наличии эмоциональных нарушений невротического характера, так и в качестве вспомогательного метода, помогающего снижать напряжение и развивать сенсомоторные навыки.


Конструкторы LEGO. Робототехника. Освоение навыков работа–конструирования дошкольников происходит в несколько этапов: 1. знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей. 2. На втором этапе учимся собирать простые конструкции по образцу. 3. Сборка сложных моделей и подключение их к моторчикам.