Подумайте, какая речь появилась раньше (устная или письменная). Виды речи

Русский язык (1 класс)

Тема: Язык и речь. Устная и письменная речь. Русский язык – родной язык русского народа. Русский язык – государственный язык нашей страны.

Цель: дать первоначальные представления об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения; учить различать устную и письменную речь; формировать чувство уважения к русскому языку как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, а также чувство уважения к языку других народов.

    Воспроизведение названия раздела « Наша речь», темы «Язык и речь». Повторение: что мы относим к нашей речи? (слушание, говорение, речь про себя, чтение и письмо)

    Чтение первой познавательной задачи: «Какой бывает речь? « (учебник,с.7), уточнение её понимания учащимися.

    Учитель, опираясь на уже существующий опыт детей, подводит их к тому что, наша речь существует в двух формах: устной (уста – губы) и письменной (письмо). Когда мы говорим и слушаем, пользуемся устной речью, когда пишем – письменной.

Работа с пословицами. Какая речь имеется в виду в следующих пословицах. (Учитель говорит пословицу, дети повторяют, а затем дают ответ на заданный вопрос.)

Что не складно, то не ладно (устная речь)

Что написано пером, того не вырубишь топором (письменная речь)

Что на уме, то и на языке (устная)

Хорошие речи приятно и слушать (устная)

Твоими устами да мёд пить (устная)

Чтение - вот лучшее учение (письменная)

    Сведения о языке. Из истории возникновения письменной речи.

А какая речь появилась раньше – устная или письменная?

А вы знаете, как возникла русская письменность? (учитель показывает икону Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, образцы славянской азбуки, а так же старинные книги)

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это Салоники, в Греции) жили два брата – Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Греческий царь Михаил послал братьев к славянам, так как славянский князь Ростислав просил прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, прочесть которые славяне не могли, так как у них не было своей азбуки, славяне не имели собственных букв, а значит у них не было собственной письменности.

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться «кириллицей».

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша «азбука» - дочка греческого алфавита.

Каждый год 24 мая весь православный народ отмечает день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий все славянские страны учением своим просветили и привели к вере в Господа Бога нашего Иисуса Христа. Как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Константин стал горячо молиться перед иконой Богородицы, чтобы она помогла ему придумать для славян буквы. После молебна братья и пять их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки. Всё получилось у них легко, словно само собой. Азбука складывалась, как мозаичная картина, и наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна:

В начале было Слово.

Теперь славянские народы получили письменность и могли прочесть Святое Евангелие.

Закрепление полученной в ходе беседы информации. Учитель передаёт икону Святых Кирилла и Мефодия первому ученику, а он говорит, какие это были братья по характеру. Говорит одно слово и передаёт икону следующему ученику (мудрые, трудолюбивые, умные, православные и т.д.)

    Использование устной речи учащимися на уроке . Инсценирование русской народной «Колобок».

    Использование письменной речи учащимися на уроке . Чтение диалога из сказки «Колобок» и запись названия сказки в тетрадь.

    Чтение второй учебной познавательной задачи : «Что такое родной язык?»

    Рассматривание рисунков и предложений,написанных на разных языках (учебник, упр.5,с.8)

Какой русский язык? (плавный, певучий, похожий на песню, на нём разговаривали наши прабабушки и прадедушки, великий язык)

Дети вспоминают, что на русском языке мама пела им колыбельные:

Котик серый, хвостик белый,

Приди, котик, ночевать,

Мою доченьку качать.

А уж я тебе,коту,

За работу заплачу:

Кувшин молока

Да кусок пирога.

Пестушки

Когда ребёнок учится ходить, приговаривают:

Ножки, ножки.

Куда вы бежите?

В лесок, на мошок:

Избушку мшить,

Чтоб не холодно жить.

Когда учат ребёнка прыгать, приговаривают:

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ!

Небылицы рассмешат любого ребенка (инсценирование)

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка – на кошке

По кривой дорожке.

Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

Еду сено косить.

На что тебе сено?

Коровок кормить.

На что тебе коровы?

Молоко доить.

А зачем молоко?

Ребяток кормить.

9. Запись в тетрадь словосочетаний : русский язык, родной язык.

10. Рисование флага Российской Федерации, беседа о языке: «Русский язык-государственный язык нашей страны, Российской Федерации»

11. Итог урока. Показ герба Российской Федерации. Какой здесь святой изображен? Какие святые создали нашу азбуку? Обсуждение вопросов,данных на шмуцтитуле к разделу «Наша речь».

Используемая литература.

1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.1 класс.-М.:Просвещение,2012.

2. Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками.-М.:Просвещение,2014




Цели и задачи исследования. Разобраться в причинах появления Разобраться в причинах появления устной и письменной формы речи. Вспомнить особенности устной и письменной формы речи. Вспомнить особенности устной и письменной формы речи. Узнать, как появление данных форм речи связано с развитием человеческого общества? Узнать, как появление данных форм речи связано с развитием человеческого общества?


Ход исследования. 1.Вспомнить особенности письменной и устной формы речи. 1.Вспомнить особенности письменной и устной формы речи. 2.Сопоставить тексты в устной 2.Сопоставить тексты в устной и письменной форме. и письменной форме. 3.Подумать,какая форма речи была 3.Подумать,какая форма речи была наиболее распространённой на ран- наиболее распространённой на ран- ней стадии развития человечества. ней стадии развития человечества.


Двое на одного. Двое на одного. Вышел я на поляну…и ахнул от удивления.На краю поляны два ежа Вышел я на поляну…и ахнул от удивления.На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком Хотели его повалить,но гриб не сдавался!Вот здорово!Молодец,боровик! боролись с огромным боровиком Хотели его повалить,но гриб не сдавался!Вот здорово!Молодец,боровик!



Светильники осени. Светильники осени. В этом сером осиннике весной,бывало, тянули вальдшнепы,а теперь жёлтые листья летят. В тёмных лесах загорелись светильники, иной лист на тёмном фоне так ярко горит, Что даже больно смотреть. Липа стоит уже вся чёрная,но один яркий лист её остался,висит,как фонарь,на невидимой нити и светит. (М.Пришвин.) (М.Пришвин.)


2.Письменная форма речи:2.Письменная форма речи: -строга, сложна по форме -строга, сложна по форме -менее выразительна -менее выразительна -соблюдение литературных норм -соблюдение литературных норм -строгий выбор слов -строгий выбор слов -соблюдение орфографических и пунктуационных норм. -соблюдение орфографических и пунктуационных норм.


На основе сопоставленных текстов можно сделать следующий вывод: устная форма речи была наиболее удобной на этапе зарождения общества. Это связано с условиями жизни людей того времени и с развитием их мышления. На основе сопоставленных текстов можно сделать следующий вывод: устная форма речи была наиболее удобной на этапе зарождения общества. Это связано с условиями жизни людей того времени и с развитием их мышления.




Использованная литература 1.Львова С.И.Русский язык.6 кл.:Пособие для учащихся.-М.:Дрофа, 1.Львова С.И.Русский язык.6 кл.:Пособие для учащихся.-М.:Дрофа, с. 2.Русский язык.6 класс:Конспекты уроков по развитию речи.Сост. И.В.Ка- 2.Русский язык.6 класс:Конспекты уроков по развитию речи.Сост. И.В.Ка- расева. расева. 3.Русский язык.Справочник школьника 3.Русский язык.Справочник школьника Сост.О.В.Галаева;под ред.Славкина.-М.:


Филолог, с. 4.Франклин Фолсом Книга о языке- 4.Франклин Фолсом Книга о языке- Издательство Прогресс. Издательство Прогресс.

Отличительной чертой литературного языка является наличие двух форм: устной и письменной речи. Их названия свидетельствуют о том, что первая — звучащая речь, а вторая — графически закрепленная. Это их основное различие. Если спросить, какая из форм возникла раньше, то каждый ответит: устная. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков, не имеющих письменности, устная форма является единственной формой их существования.

Письменная речь обычно обращена к отсутствующему. Пишущий не видит своего читателя, а может только мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника, слушателя. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга, Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех — все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции, а то и прекратить.

Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, исправлять.

Академик Л. В. Щерба пишет:

«Литературный язык, которым мы пользуемся, — это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен».

Введенская Л.А. Культура речи — Ростов н/Д., 2001г.

Задания

по русскому языку для учащихся 4 класса

Урок № 1

Тема. Устная и письменная речь. Слова вежливости.

Цель для учащихся: обобщить свои знания о формах речи, их осо­бенностях; совершенствовать умение связно выска­зывать свои мысли.

Материал для изучения

    Рассмотрите учебник.

    Повторение изученного в 3 классе.

    Ответьте на вопросы.

    Какая бывает речь? (Речь существует в двух формах: уст­ ной (от слова уста - «рот, губы») и письменной (от слова письмо). Когда мы говорим и слушаем, то пользуемся устной речью; когда пишем и читаем письменной.)

    Из чего состоит наша речь?

3.Выполните упражнение 1, ответьте на вопросы к иллюстрации (с. 4 учебника).

4. Поработайте с пословицами.

(Ласковым словом и камень растопишь. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. Что написано пером - то не вы­рубишь топором. Язык голубит, языки губит. Каков разум, таковы и речи.)

Подумайте, в каких пословицах имеется в виду письменная речь, в каких - устная, а в каких - обе формы речи.

5. Практическое закрепление знаний о формах речи.

Запишите предложения, восстановив в них пропущенные слова.

Сначала появилась... речь, затем.....

Читая газету или книгу, мы воспринимаем... речь.

Разговаривая по телефону, мы пользуемся...речью.

6. Выполните упражнение 7.

7. Потренируйтесь, выполните следующие задания.

Представьте, что вы звоните по телефону и слышите с другого конца провода:

Какие варианты начала разговора вы выберете?

- Мне Лену Иванову.

- Здравствуйте, можно Лену Иванову?

Это кто?

- Кто говорит?

- Здравствуйте, вас беспокоит Аня Петрова. Можно пригла­ сить Лену?

Мне Иванову, срочно!

Позовите, пожалуйста, Лену.

Здравствуйте, вам звонит Аня Петрова (дождаться ответ­ ного приветствия). Пригласите, пожалуйста, к телефону Лену Иванову.

8. Составить текст-повествование на тему «Где и как я отдыхал летом» с опорой на план из упражнения 5 (с. 6 учебника).

Вот и закончились каникулы. Каждому из вас хочется расска­зать, где и как он отдыхал. Подумайте, что самое глинное вы хо­тите рассказать о своем отдыхе.

Какой речью, устной или письменной, вы пользовались, ког­да рассказывали о своем отдыхе?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполните упраж­нение 8 (с. 7 учебника), напишите сочинение о летних каникулах.

Урок № 2

Тема. Звуки речи и их обозначения на письме. Гласные звуки.

Цель для учащихся: закрепить и обобщить свои знания о гласных звуках и их буквенном обозначении на письме, о слоге и ударении; учиться сопостав­лять, анализировать звуковые явления; развивать ре­чевой слух, обогащать свой лексический запас.

Материал для изучения

    Повторение ранее полученных знаний о звуках.

    Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли ответить
    на вопросы, поставленные в нем.

Сколько на свете звуков?

Сколько в снегу - снежинок,

Сколько в дожде - дождинок,

Сколько в песке - песчинок.

Сколько звуков у речи?

Сколько струек у речки.

На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков, которые мы слышим, не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры удалось установить, что даже звуки, произносимые од­ним человеком, бесконечно разные.

А сейчас прочитайте отрывок из книги А. Кондратова «Звуки
и знаки».

Число звуков речи в любом языке мира меньше сотни. Даже в самом бедном словами языке число слов равно нескольким тысячам. Число предложений, которые можно построить, поль­зуясь словами, достигает астрономических величин. Число различных текстов, которые можно записать с помощью пред­ложений, практически бесконечно… Благодаря этому свойству языка мы получаем возможность в любое время высказать лю­ бую мысль, любое чувство, любую фантазию или причуду. С по­ мощью горстки фигур строится все бесконечное многообразие и богатство языка.

О какой «горстке фигур» говорится в тексте? (О буквах.)

Насколько велика она в русском языке? (В русском языке 33 буквы.)

2. Устное выполните упражнение 15 (с. 9 учебника).

Какие звуки мы можем слышать?

В природе, в окружающем нас мире очень много самых разных звуков, приятных и неприятных для нашего слуха. Изучает ли их фонетика? (Нет, не изучает. Фонетика - наука, изу­чающая звуки речи.)

Чем отличаются звуки речи от других звуков? (Тем, что с их помощью образуются слова.)

Докажите, что звуки служат для образования слов, имеющих
разное значение. (У каждого слова есть свое значение. Если заменить в слове хотя бы один звук, образуется новое слово с другим значением.)

3. Лексико-фонетическая игра «Наперегонки».

В слове чайка замените первый звук. Запишите новые слова.

Сколько новых слов у вас получилось?

В слове лань замените второй звук.

В слове сом замените последний звук.

Что подтверждают все эти примеры? (То, что слова образу­ются из звуков.)

4.Выполните упражнение 18 (с. 10 учебника, устно).

Обобщаем и закрепляем знания.

Прочтите слова: ирис (конфета), ирис (цветок).

Назовите предметы. Чем различаются названные вами слова?
(Ударением. Цветок - ирис, конфета «Ирис».)

Назовите еще несколько слов, которые различаются уда­рением. (Замок - замок, мука - мука, козлы - козлы, атлас - атлас.)

Вспомните, какой слог в слове называется ударным? (Слог, на который падает ударение.)

В отличие от тех языков, в которых ударение является посто­янным, то есть прикрепленным к определенному слогу во всех словах (например, в чешском, венгерском, финском языках уда­рение ставится на первом слоге, во французском - на последнем слоге, в польском - на предпоследнем слоге), в русском язы­ке ударение свободное, разноместное (золото, дорога, перелесок) и подвижное, то есть может переходить в слове с одного слога на другой (гора - горы). Эта особенность русского ударения позво­ляет различать слова и формы слов, делает нашу речь красивой, плавной, ритмичной.

2. Лексико-фонетическое упражнение.

Правильно определите значение одинаковых по написанию слов и поставьте ударение.

На кусты уселись сорок пестрых скачущих сорок. Солнце се­ло за село. Семена гвоздики похожи на гвоздики. Дорога на роди­ну всегда дорога. Огородное пугало всех пугало. Сорваться в про­пасть - значит, пропасть. Дыра уже стала значительно уже. Потом он, обливаясь от жары потом, снова застучал молотом.

3. Игровое задание «Исправь ошибки».

В стихотворении М. Червинского «Между прочим» есть строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной ре­чи. Найдите и исправьте речевые ошибки.

Говорил он, между прочим, «Красивее», «Мы так хочим», «Досуг, шофер, процент, заем, Квартал, портфель, билитень», «Поверх плана выполняем», «Агент звонит цельный день».

4. Самостоятельная работа.

Атлет, диагноз, единство, закупорить, инструмент, каталог, километр, мельком, обеспечение, столяр, щавель.

Запишите слова, прочитайте их. Поставьте правильно ударение в данных словах.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

С.11, упражнение 24.

С. 12, упражнение 28. Запишите текст. Назовите согласные звуки в выделенных словах и буквы, которыми они обозначаются. Подчеркните в словах буквы, которые

обозначают парные твёрдые согласные, одной чертой, а парные мягкие – двумя.

Урок № 3

Тема. Звуки речи и их обозначения на письме. Согласные звуки. Алфавит.

Цель для учащихся: систематизировать свои знания о графических средствах передачи речи на письме, повторить ал­фавит; уметь пользоваться алфавитом.

Материал для изучения

1. Повторение.

Выполнить самостоятельно.

б или п? голу..ка, коро.ка, ги.кий, ро..кий, кно..ка;

в или ф? верё..ка, тра..ка, выши..ка, ше..ский;

г или к? сапо.., пото.., вра.., дру.., подви..;

д или т? селё..ка, ре..кий, ме..кий, моло..ьба;

ж или ш? но..ка, бума..ка, варе.ка, ладо..ка;

з или с? ука..ка, ни..кий, ко..ьба, дер..кий, про..ьба.

Ответить на вопросы.

Чем различаются глухие и звонкие согласные?

Когда вместо звонких согласных произносятся глухие?

Как проверить их написание?

    Словарно-орфографическая работа. Записать слова.

Алфавит, алфавитный, по алфавиту.

В основе русского алфавита лежит кириллица - древняя сла­вянская азбука, которая была создана в IX веке братьями-просве­тителями Кириллом и Мефодием. Чтобы облегчить запоминание, буквы кириллицы назывались словами: аз, буки, веди, глагол, доб­ро, есть и так далее, что на русский переводится примерно так: Я буквы ведаю (знаю), говорю - добро есть...

Можно сказать, что азбука представляла собой цельный осмыс­ленный текст нравоучительного характера. Кстати, цифры тогда тоже обозначались буквами: А соответствовала 1, Б - 2, В - 3, Г - 4, Д - 5 и т. д. Над буквами со значением цифр ставился свер­ху особый значок.

Из названий двух первых букв кириллицы аз и буки (буквы), которые соответствуют современным буквам А и Б, и сложилось слово азбука. Это слово имеет синоним в русском языке. - Вспомните, какие слова называются синонимами? Слово алфавит образовано от названий первых двух букв гре­ческой азбуки - альфа и бета или вита.

В 1634 году появился первый русский букварь, составленный Василием Бурцевым. На титульной странице букваря был изобра­жен учитель, секущий розгами ученика. Эта картинка словно гово­рила о том, что азбуку изучать было делом нелегким.

Вот как писала об обучении грамоте на Руси поэтесса Н. Кончаловская:

В старину учились дети -

Их учил церковный дьяк -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В - как Веди, Г - Глагол,

И учитель для науки

По субботам их порол.

Грамота всегда ценилась, грамотных людей уважали и в ста­рину. Все знали, как трудно было жить тому, кто не умел читать и писать, не знал азбуки.

Прочитайте, какие пословицы сложил народ об учении.

Аз, буки и веди страшат, как медведи. Сперва аз да буки, по­ том все науки. Аз да буки избавляют от муки.

Почему так говорили в старину?

Вспомните, что такое алфавит? (Алфавит - совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке.)

Звуки изучает фонетика, а буквы - алфавит.

Вспомните, что такое буквы? Чем они отличаются от звуков?
3. Повторение алфавита по таблице «Алфавит».

4. Выполните упражнение 34 (с. 14 учебника).

5. Творческая работа.

Используя материал упражнения 36 (с. 15 учебника), вспом­ните и запишите фамилии известных писателей и поэтов в алфа­витном порядке.

7. Объяснительный диктант на материале первых трех предложений из стихотворения «Буква-акробат» Г. Граубина.

В алфавите, в букваре

Проживает буква Е.

Как-то раз она шагала

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,

Превратилась в букву Ш.

Поднялась, опять запнулась,

Растянулась на листе,

Невзначай перевернулась,

Превратилась в букву Т.

Школьник был, конечно, рад:

Вот так буква-акробат!

В этом стихотворении говорится именно о буквах е, ш, т, а не о звуках.

7. Занимательная минутка.

Из каких букв можно приготовить вкусную и полезную пищу?
(Каша.)

    Названия каких букв составляют целую эпоху? (Эра.)

    Какой алфавит состоит всего из шести букв? (Азбука.)

    Какая буква в русской азбуке всегда горько плачет, потому
    что ее никогда не пишут в начале русских слов? (ы-ы-ы.)

Назовите слова, в которых буква ы встречается не менее трех раз. (Вымытый, выпытывать, вырытый.)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упражнение 37 (с. 15 учебника); твердо знать алфавит.

Урок № 4.

Тема. Состав слова. Правописание приставок. УРР. Мои впечатления от летнего отдыха. Составление рассказа.

Цель для учащихся: закреплять свои знания о составе слова, рас­ширять знания о словообразовательных средствах языка, учиться устанавли­вать причинно-следственные связи между языко­выми явлениями, совершенствовать навыки слово­образовательного анализа; повторить правописание приставок трех групп.

Материал для изучения

    Повторение.

Ответить на вопросы.

Что такое устная речь?

Что такое письменная речь?

Дайте характеристику той речи, которая помогает человеку в общении.

Какой слог в словах может быть ударным? Приведите примеры.

Без какого звука слога не бывает?

Как определить количество слогов в слове?

Назовите пары звонких и глухих согласных звуков.

Прочитайте алфавит.

Назовите отдельно гласные звуки, затем буквы.

Сколько букв в русском алфавите?

2. Работа над темой урока.

1. Повторение изученного об однокоренных словах.

Вы кто такие?

Я - Гусь,

это - Гусыня,

это - наши Гусята.

А ты кто?

А я ваша тетя -

Гусеница.

    Выпишите из текста родственные слова, разберите их по со­ставу.

    Относится ли к ним слово гусеница?

2. Устно выполнить упражнение 41 (с. 17 учебника).

3. Лексико-грамматическое задание «Третий лишний».

В каждой группе слов найдите и запишите однокоренные
слова; разберите их по составу.

Боль, большой, больница. Гореть, гора, угорать. Горе, нагорный, горевать.

    Закрепляем знания о приставках.

Рассмотрите и изучите таблицу «Правописание приставок» (с. 17 учебника).

а) Приставки первой группы.

Приставки первой группы нужно быстро «узнавать в лицо», чтобы не перепутать с другими.

Рассмотрим таблицу приставок первой группы.
В- (во-) изо- о-

взо- на- об- (обо-)
вы- над- от- (ото-)
до- не- па­
за- о- пере-
по- разо-
под- (подо-) с- (со-)
про- су-
пред- (предо-) у-

Приставка с- очень коварна. Перед звонким согласным четко слышится звук [з]. О чем мы должны помнить?

3- приставки не бывает -

Это каждый школьник знает.

Зги, здесь, здание, здоровье

С з- пишите на здоровье.

Скажите, сбежать, сгибать, сдержите -

С- приставку напишите.

5.Тренировочное упражнение на правописание приставок з-, с-.

..гущенное молоко, прекрасное..доровье, ..берегательная касса, ..дание кинотеатра, ..дешние жители, ..горбленный человек, ..бри­ тая борода.

Спишите, вставьте нужную приставку на месте пропусков?
б) Приставки второй группы.

Правописание приставок этой группы зависит от соседних букв. Поэтому они пишутся то с буквой з, то с буквой с.

Перед глухими согласными в этих приставках пишем бук­ву с. Запомните правило.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой с.

Запишите ответы на вопросы.

Как называли Кощея в русских сказках? (Бессмертный.) Как звали человека из стихотворения С. Маршака, который жил на улице Бассейной? (Рассеянный.)

6. Выполните упражнение 44 (с. 18 учебника).

в) Приставки третьей группы: пре- и при-.

Что можно сказать об этих приставках? (Их правописание зависит от их значения в слове.)

пре-?

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой» -

Пре- мы напишем при этом.

В этом правиле есть два слова-исключения: прискорбный - «очень скорбный», печальный:

причудливый - «очень чудной», затейливый.

Замените словосочетания одним словом и запишите.
Очень милый, очень добрый, очень старый, очень скверный, очень хорошенький.

Какое значение имеет приставка при?

Вот как это правило звучит в стихотворной форме.

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной -

В словах придет, прилетит, приплывет,

Пишется при-, несомненно.

Вот привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело -

Пишем мы при-, говоря обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил - не совсем откусил,

Пригорело - не значит сгорит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой при-.

Пре- или при-? -

Смысл слова смотри:

Около или вблизи - значит, пиши при-.

Замените данные словосочетания одним словом, спишите.

Приближение птицы, рыбы, змеи; приближение круглого пред­ мета; соединить: с помощью веревки, с помощью молотка и гвоз­дей; участок при школе, огород при усадьбе; немного поднял, слег­ ка коснулся.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : упражнение 46 (с. 18-19 учебника).

Задания для практической работы

    Спишите слова, располагая их по алфавиту и вставляя пропущенные буквы.

Д…журный, в..робей, …рбуз, к…ньки, л…сица, гор…д, т…традь, язык, р…бята, п…тух, з…вод.

    В словах класс, воробей, пенал подчеркните согласные буквы.

    Спишите слова, располагая их по алфавиту. Вставьте пропущенные буквы.

фуфайка.

    Запишите предложение, дополнив его подходящим по смыслу слову.

Дачный посёлок стоял на берегу ……. .

В последнем слове предложения подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

    Спишите слова с мягкими согласными.

Тихий, сок, мячик, Витя, облака, дядя, зелень, одна, делить.

    Спишите текст, над словами первых двух предложений поставьте ударение. Выделенные слова выпишите и разделите на слоги для переноса.

Была осень . Мама купила курточку и туфли . Курточку надел Витя, туфли обул Роман. Ребята побежали в парк собирать осенние листья.

    Выпишите слова с твёрдыми согласными.

Ель, яблоко, пение, стол, диван, облака, лист, камыш, упал, тётя.

    Спишите текст, над словами второго и последнего предложений поставьте ударение. Выделенные слова разделите на слоги.

Боря взял тряпку . Витя вымыл доску. Яша принёс мел. Костя стёр пыль с парт. Ребята нашего класса любят труд.

Литературный язык - высшая форма национального языка и основа культуры речи. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности: политику, законодательство, культуру, словесное искусство, делопроизводство, межнациональное общение, бытовое общение.

Отличительной чертой литературного языка является также наличие двух форм речевого высказывания:
- устная речь,
- письменная речь.

Их названия свидетельствуют о том, что устная речь - звучащая, а письменная речь - графически закрепленная. Это их основное различие.

Второе различие связано со временем возникновения: раньше появилась устная речь. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков, не имеющих письменности, устная форма является единственной формой их существования.

Третье различие связано с генезисом развития: устная речь - первична, а письменная речь - вторична, т.к., по мнению Христиана Винклера, письменность - это вспомогательное средство, которое преодолевает непостоянство звучания речи.

Английский парламентский деятель Фокс обычно спрашивал своих друзей, если они читали его опубликованные выступления: «Речь читалась хорошо? Тогда это плохая речь!»

Восприятие этих двух форм высказывания отличается между собой и носит ситуативно-личностный характер. По мнению Хайнца Кюна: «Некоторые удивительно хорошо прозвучавшие речи, прочитай мы их на следующий день в газетах или в парламентских протоколах, сгинули бы в прахе забвения». Карл Маркс, например, обладал большой остротой мышления, но не был хорошим оратором. «Написанное» может быть насыщенным по смыслу; в крайнем случае, если мысль неясна, можно повторить чтение. «Речь - не письмо» - кратко и твердо сказал специалист по эстетике Ф. Т. Вишер.

Искусство речи является древнейшей из отраслей знания. В античные времена искусство речи играло видную роль: Демосфен произносил гневные речи против Филиппа Македонского. (С тех времен до наших дней дошло понятие «филиппики».) Когда впоследствии Филипп прочитал эти речи, то под сильным впечатлением воскликнул: «Думаю, что если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя».

Одно старое изречение гласит: «Это противный недостаток, если человек говорит, как книга. Ведь хорошо читается любая книга, которая говорит, как человек».

Речь не тождественна тексту, который произносит оратор, так как речь воздействует на слушателя не только содержанием и формой, но всей манерой выступления. Речь взаимодействует между оратором и слушателем; создается для определенного мгновения и направлена на определенный состав слушателей.

Письменная речь и устная находятся друг с другом в относительно сложных взаимоотношениях. С одной стороны, они теснейшим образом между собой связаны. Но их единство включает и очень существенные различия. Современная письменная речь носит алфабетический характер; знаки письменной речи - буквы -обозначают звуки устной речи. Тем не менее, письменная речь не является просто переводом устной речи в письменные знаки. Различия между ними не сводятся к тому, что письменная и устная речи пользуются разными техническими средствами. Они более глубоки. Хорошо известны великие писатели, которые были слабыми ораторами, и выдающиеся ораторы, выступления которых при чтении теряют большую часть своего обаяния.

Устная речь связана не только с (ее , перцептивной организацией, ), но и с элементами (мимикой, жестами, позами и т.д.). Она также связана со смысловым полем (ведь слово «спасибо» можно сказать с разной интонацией и смыслом), а письменная речь - однозначна по смыслу.

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции:
- устная речь по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы,
- письменная речь - как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника.

Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждая из них пользуется.

В устной, разговорной речи наличие общей ситуации, объединяющей собеседников, создает общность ряда непосредственно очевидных предпосылок. Когда говорящий воспроизводит их в речи, речь его представляется излишне длинной, скучной и педантичной: многое непосредственно ясно из ситуации и может быть в устной речи опущено. Между двумя собеседниками, объединенными общностью ситуации и - в какой-то мере - переживаниями, понимание бывает возможно с полуслова. Иногда между близкими людьми достаточно одного намека, чтобы быть понятым. В таком случае то, что мы говорим, понимается не только или иногда даже не столько из содержания самой речи, сколько на основании той ситуации, в которой находятся собеседники. В разговорной речи многое поэтому не договаривается. Разговорная устная речь -ситуативная речь. Притом в устной речи-беседе в распоряжении собеседников, помимо предметно-смыслового содержания речи, имеется целая гамма выразительных средств, при помощи которых передается то, что не досказано в самом содержании речи.

В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю, не приходится рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено почерпнутыми из непосредственного контакта общими переживаниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Поэтому в письменной речи требуется иное, чем в устной, - более развернутое построение речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существенные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания, из ее контекста; письменная речь - это контекстная речь.

Контекстное построение приобретает в письменной речи реальное значение еще и потому, что выразительные средства (модуляции голоса, интонация, голосовые подчеркивания и т.д.), которыми так богата устная речь, особенно у некоторых людей, в письменной речи очень ограничены.

Письменная речь требует особенной продуманности, плановости, сознательности. В условиях устного общения собеседник и в какой-то мере даже молчаливый слушатель помогают регулировать речь. Непосредственный контакт с собеседником в разговоре быстро обнаруживает непонимание; реакция слушателя непроизвольно для говорящего направляет его речь в нужное русло, заставляет подробнее остановиться на одном, пояснить другое и т.д. В письменной речи это непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя отсутствует. Пишущий должен самостоятельно определить построение своей речи так, чтобы она была понятна для читателя.

Существуют различные виды как устной, так и письменной речи. Устная речь может быть:
- разговорной речью (беседа),
- ораторским выступлением (доклад, лекция).

Жанрами речи являются монолог и диалог.

Эпистолярный стиль - особый стиль, значительно приближающийся к стилю и общему характеру устной речи. С другой стороны, речь, публичное выступление, лекция, доклад по своему характеру в некоторых отношениях значительно приближаются к письменной речи.

В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).

Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное, шперрунг (поток мыслей).

Вторым из наиболее распространенных недостатков устной речи является ее нерасчлененность (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчлененность, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечетким, содержание текста делается расплывчатым, неопределенным.

Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

Таким образом, если разговорная устная речь весьма значительно отличается от письменной речи научного трактата, то расстояние, отделяющее устную лекцию-речь, доклад от письменной речи, с одной стороны, и стиль разговорной речи от эпистолярного стиля, с другой, значительно меньше. Это означает, во-первых, что устная и письменная речь - не противоположности, они воздействуют друг на друга; формы, выработавшиеся в одной из них и специфичные для одной речи, переходят на другую.

Во-вторых, коренные различия между основными типами устной разговорной речи и письменной научной речи связаны не просто с техникой письма и звучанием устной речи, но и с различием функций, которые они выполняют (устная разговорная речь служит для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта и для коммуникативного общения, а письменная речь выполняет другие функций.