Откуда пошло название годов. Происхождение названий месяцев в славянских языках

Рябчиков Даниил

В данной работе собран материал о происхождении меяцев в русском языке, этимологии, о русских праздниках, отмечаемых в определенный месяц, и связанные с этим традициях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Происхождение названий месяцев в русском языке

Введение

Слово «календарь» в русском языке известно с конца 17 века.
До этого его называли «месяцесловом». Но как не назови, цели календаря остаются неизменными - фиксация дат и измерение интервалов времени. Календарь дает нам возможность записывать события в их хронологической последовательности, служит для предвидения будущего (чего ждать через три месяца - какой погоды, праздника, когда сажать картошку и собирать урожай), позволяет помнить о важных датах, и для многих других целей. Отрезки времени, из которых и состоит это необходимое изобретение, надо было как-то называть. И каждый народ подошел к этому по-своему, по-народному. В одной только Греции в разных ее областях были разные названия месяцев. Например, первый месяц в Афинах назывался Гекатомбеон, в Милете - Панемос, в Дельфах - Аппелай и т. д. В Риме были в ходу следующие именования: Януариус, Фебруариус, Мартиус, Априлис, Майус, Юниус, Квинтилис, Секстилис, Септембер, Октобер, Новембер, Децембер. Знакомо, не правда ли? Многие из них перекочевали в европейские языки. И сейчас мы называем первый месяц январь, англичане January, немцы Januar, французы janvier, итальянцы gennaio.
Но раньше, чем к нам пришли эти названия, на Руси использовались другие старинные названия месяцев. Названия месяцев на Руси отражали и его «характер»: если в июле в разгаре была страдная пора, то он и назывался соответствующе, и никому бы не пришло обозвать его "хмуренем". Меня заинтересовал вопрос происхождения названий месяцев в русском языке.

Цель моей работы - изучить происхождение названий месяцев в древнем и современном русском языке, а именно, что служило основанием этимологии.

Задачи:

  1. изучить этимологию слова "месяц"
  2. исследовать этимологию названий месяцев в русском языке
  3. определить связь названий месяцев с народными трудовыми традициями и отражением их в народных приметах, праздниках. Гипотеза : названия месяцев в русском языке связаны с именами божеств у древних славян, а также в честь какого-либо выдающегося исторического деятеля, праздника и особенностей природных явлений, происходящих в его период.
  1. Этимология слова «месяц»

Существует много источников образования слов в русском языке. Это и исконно-русские слова, и иноязычные, и церковно-славянские. Этимология - это наука, изучающая происхождение слов, их жизнь и изменения в языке.

Так как четкая система этимологии отсутствует, то это указывает на различные подходы к происхождению названий месяцев. Между тем, этот же факт указывает на то, что этимология эта настолько глубока, что уже практически полностью забыта. Но наибольшее значение имеет другой факт - широчайшее распространение одних и тех же названий месяцев среди огромного числа народов и на разных территориях.

В совокупности сказанное позволяет сделать вывод о том, что названия месяцев родились в той исторической глубине, когда европеоидный народ был ещё единым и обладал одним и тем же языком и кругом понятий. Это время существования палеорусского языка.

Русская семья языков является одной из трёх языков - древнейших в мире (две других - негроидная и монголоидная). Её корни уходят в дошельские и шелльские археологические культуры русанторопов Русской равнины (2 - 1 млн. л.н.) и неразрывно связаны с самой территорией Русской равнины.

Именно здесь, в условиях палеообщерусского языкового единства, 50 тысяч лет назад сформировался человек современного типа - неоантроп. Через ряд последовательно сменивших друг друга археологических культур неоантроп достиг стадии русского человека и сформировал на Русской равнине русский народ. Начиная с 5-го тыс. до н.э., своими расселениями в области Греции, Шумера, Египта, Китая и т.д. русский человек сформировал общеиндоевропейскую семью языков. Поэтому названия наиболее древних понятий в разных языках восходят к русскому языку палеолитической древности.

Первые календарные надписи археологически засвидетельствованы на стоянке Сунгирь (30 тыс. до н.э., г. Владимир), принадлежащей к костёнковско-стрелецкой общности археологических культур, сформированных палеорусским человеком. С этого времени берёт своё начало формирование календаря как единой системы членения времени и опознавания его отдельных моментов. По природе своей это деление является фрактальным.

Таким образом, поскольку формирование календарного знания состоялось на Руси и здесь это знание продолжало развиваться, то и языком производства календарных терминов и их понятийного наполнения следует признать русский язык стадий от палеорусского до проторусского.

В русском календаре год делится на четыре ВРЕМЕНИ - четыре времени года: весна - подвес оси, осень - опора оси, лето - летание солнца, зима - солнце в яме. На втором календарном уровне каждое ВРЕМЯ года делится на три МЕСЯЦА. Всего в результате такого деления получается 12 месяцев.

«Месяц» буквально «дитя Макоши» - древнерусское слово, восходящее ко времени палеорусского языка - 50-е тыс. до н.э. (в составе т.н. «ностратической» семьи языков).

Слово «месяц» образовано от корня меся- и суфф. -ц.

Русск. меся - это древнерусское имя жены бога - Макоши (букв. корова), отражающее её зооморфную мустьерскую сущность. В начале становления культа Макоши она воспринималась, как жена Бога Велеса: он - Великий бык Велес; она - корова-мать Макошь (меся, в разных вариациях машка, мишка, macka и т.п.). От имени Макоши происходит слово КОСМОС, которым описывается время вообще. С помощью суффикса -ц в русском языке от основ имён существительных женского рода образуются уменьшительные существительные.

Таким образом, часть времени - часть Макоши - это есть дитя Макоши. В древнерусской мифологии 12 детей Макоши - 12 Месяцев, где мес- + суфф. ц обозначает собственно «дитя Макоши» (ср. теля - телец, пта(ха) - птенец). Число месяцев, детей Макоши, равное 12-ти, получается из геометрического деления времени Макоши.

Таким образом, месяц, буквально означает в русском происхождении «дитя Макоши».

2. Этимология названий месяцев

Январь - исконное русское имя месяца. Буквально означает «рождающий» (солнце-Ра). Название это образовано от древнейшего русского корня «жена» (jena-), обозначающего роженицу, и суффикса -арь(ср. пах-арь, мыт+арь, глух+арь и др.).

Позже русское название месяца «январь» перешло в периферийные русские языки: например, в латинский язык - januarius .

Макошь - женское начало русской славянской монотеистической религии. Она - жена Бога. Сам Бог - Велес. Поэтому на Руси январь ещё называли Велесовым месяцем.

Есть и другие прозвища этому месяцу, например, студинец, стужень (студёный) и др. Одно из наиболее интересных - просинец. Приставка про- означает частичное проявление чего-либо, а корень -син- указывает на присутствие сини, как полагают, от начинающей показываться в это время синевы неба, просияния, от усиления, с прибавлением дня, солнечного света. Малороссийское название января «сочень» указывает на перелом зимы, который, по народному поверью, происходит именно в январе, на рассечение зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы. На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счету, ибо первым считался март, когда же год стал считаться с сентября, январь стал пятым; наконец, с 1700 г., со времени перемены, произведенной в нашем летосчислении Петром Великим, этот месяц сделался первым.

Следует остановиться на рассмотрении этимологии слова январь, производимой от Януса. Янус (Janus) - один из древнейших римских богов-индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестой, выдающееся место в римском ритуале. Между тем, Древний Рим - это всего лишь 8 - 6 века до н.э., то есть далеко не древнее время. И уже в этот период римляне не знали существа «своих» древних богов - о сущности религиозного представления, которое воплощалось в Янусе, уже в древности высказывались различные мнения. Так, Цицерон ставил имя бога в связь с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет собою хаос (Janus=Hianus), или воздух, или небесный свод. Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца [Брокгауз и Ефрон, 1907]. Таким образом, римляне не знали существа «своего» бога. Причиной этому служило то, что это был не римский бог, а русское название календарного месяца - ЯНВАРЬ.

Февраль (хевраль)- исконное русское имя месяца. Буквально означает «жила», «жизнь».

Название «февраль» этимологически родственно русскому женскому имени Февронья, Хавронья, др.-русск. Ховърония, образованному от русского слова ХОВАТЬ южн., зап., псковск., калужск. «прятать, хранить» [Даль В.]. Также укр. ховати, болгар. ховаць, др.-русск. ховатися «беречься, держаться», чеш. сhоvаti «таить, хранить, выхаживать», словац. сhоvаt" «выхаживать, выращивать», польск. сhоwаc «скрывать, хранить, кормить». Последнее и заканчивает этимологическую цепочку: ховраль - февраль.

Рождение термина «февраль» следует отнести ко времени одомашнивания скотины на Руси - ок. 13 - 11-го тыс. до н.э., среднерусская и рессетинская археологические культуры. Свинья воспринималась как хранительница народа в том смысле, что она позволяла ему выжить в трудное зимнее время. Февронья, Хавронья - русск. свинья (русск. пословицы: «Отдали Хавронью за Ховрина сына»; «Хоть баба Хавронья сбила с подворья - да воля ж Господня, а не быть без подворья!»; «Всякая Хавронья сама себя хвалит»).

Семантика февраля связана с мёртвой и живой водой, отражена в русской сказке «Хаврошечка» и в целом состоит в следующем: умирание - суд - воскрешение. Первая фаза заканчивается в ночь с 31 января на 1 февраля, когда происходят последние поминки по СТАРОМУ богу Ра - то есть по Солнцу, уходящему к звёздам (star - звезда). 40 дней отсчитывают от корочуна (ночь с 21 на 22 декабря), когда умирает старое Солнце-Ра. В эту же ночь рождается новое Солнце-Ра - воскресает.

Вторая фаза троичности связана с СУДОМ Макоши, который она начинает вершить сразу после последних поминок Ра - то есть с 1-го февраля (праздник ГРОМНИЦА , кащеевы морозы) - и заканчивает через десять дней - то есть 10 февраля. Семантический смысл суда состоит в том, что встречаются ЗИМА и ЛЕТО - праздник СРЕТЕНЬЕ (1 февраля): «зима с летом встретилась», «солнце на лето, зима на мороз» (русск. посл.). Февраль во второй своей фазе является ХРЕБТОМ зимы. Февраль - это хребет, линия, нить, граница, после которой начинается новая жизнь (ср. лат. фибра «нить»; немец. gebirge «горный кряж»).

Третья фаза начинается 11 февраля - ДЕНЬ ВЕЛЕСА, день возрождения Велеса. К нему на Руси приурочивали время зимнего отёла, то есть рождение «из костей старой коровы» новых коров. Февраль этой стадии связан с приходом весны (здесь и семантика потопа - половодья). Февраль - начало новой жизни.

Февраль у римлян был последним месяцем в году и назван по имени Фебра, древнеиталийского бога, которому был посвящен. Коренными славяно-русским названием этого месяца было «снежень», вероятно - от снежного времени. В Малороссии с XV в., по подражанию полякам, месяц февраль стал называться «лютым»; поселяне же северных и средних губерний русских поныне зовут его «бокогреем», так как тогда скот выходит из хлевов и обогревает бока на солнце, да и сами хозяева, отогревали бока у печки.
Одно из прозвищ февраля - сечень, образовано мифологически от русск. сеча - битва, сражение зимы и лета, а в бытовом плане - время подсеки деревьев для очистки земли под пашню. Называли его ещё «межень» (межа между зимой и весной). Из-за частых вьюг и метелей февраль величают также «ветродуем».
Зимобор, протальник, сухый, березозол (март) - с этого месяца начинали год египтяне, евреи, мавры, персы, древние греки и римляне. Имя март дано этому месяцу римлянами в честь бога войны Марса. К нам оно занесено из Византии.

Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге - березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор - побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник - в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель. Еще нередко месяц март носит название «пролетного», так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами - апрелем и маем - составляет так называемое «пролетье».
Апрель - Брезень, цветень, снегогон (апрель) - априлий - латинское слово, от глагола aperire, открывать, оно указывает на открытие весны. Древнерусские имена месяца апреля были: брезень, снегогон - ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или еще - цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.
Травник (май) - латинское имя дано в честь богини Маи; также, как и многие другие, оно перешло к нам из Византии. Древнерусским именем месяца мая было травный, или травень, что отражало процессы, происходившие в природе в это время - буйство трав. Этот месяц считался третьим пролетним месяцем.
Разноцвет, червень, изок (июнь) - слово «иуний» дано этому месяцу в честь богини Юноны. В старину коренными русскими названиями месяца июня был изок. Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца - червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. Кроме того, в старину месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником - от креса (огня), и вместе с тем от дня Иоанна Крестителя (Ивана Купалы).
Страдник, червень, липец (июль) - «иулий», имя, данное в честь Юлия Цезаря, конечно же, имеет римские корни. У нас в старину он назывался, как и июнь,- червень - от плодов и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенною красноватостию (червленый, красный). Месяц этот называется также липцем - от липы, которая обыкновенно в эту пору является в полном расцвете. Июль еще называют «макушкою лета», так как он считается последним месяцем летним, или еще «страдником» - от страдных летних работ, «грозником» - от сильных гроз.
Жнивень, зарев, серпень (август) - как и предыдущий, этот месяц получил свое название по имени римского императора - Августа. Коренные древнерусские имена месяца были другие. На севере он назывался «зарев» - от сияния зарницы; на юге «серпень» - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени «зарев».
Вересень, хмурень, рюинь (сентябрь) - «сентемврий», девятый месяц в году, у римлян был седьмым, отчего и получил свое название (от septem). В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других - небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идет в природе.
Листопад (октябрь) - «октоврием» называется десятый месяц в году; у римлян он был восьмым, отчего и получил свое название (octo - восемь); у наших предков он известен под именем «листопада», от осеннего падения листьев, или «паздерника» - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки. Иначе - «грязником», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебником» - от свадеб, которые справляют в это время в крестьянском быту.
Грудень (ноябрь) - «ноемврием» (november) у нас называется одиннадцатый месяц в году, но у римлян он был девятый, отчего и получил свое название (nover - девять). В старину месяц этот назывался собственно грудным или грудном, от груд замерзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем.
Студень (декабрь) - «декемврием» (лат. december) называется у нас 12-й месяц, в году; у римлян он был десятым, отчего и получил свое название (decem - десять). У наших предков он назывался «студень», или студный, от стужи и морозов обыкновенных в ту пору.


3. Народные приметы месяцев

Январь - первый зимний месяц - назывался на Руси «просинцем», потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря появлялись «проталины» - островки синего неба. Но славился январь и метелями, морозами. Именно поэтому русские именовали его «сеченем», чехи и словаки - «леднем», сербы - «зимцем» и «прозимцем». Кроме того, на Руси январь называли Василь-месяцем в честь святого Василия Великого, день которого приходился на 1 января - перелом зимы. В русских пословицах январь славится как «году начало, зиме середина». Говорили, что в январе день прибавляется уже на два часа (после дня зимнего солнцестояния, 24 декабря, начинается поворот к лету).

Когда-то на Руси год начинался с марта, поэтому январь был одиннадцатым по счету месяцем; позже Новый год отмечался в сентябре, в Семен-день, - и январь стал пятым месяцем года; а после введения Петром I нового летосчисления в 1700 году сделался первым из двенадцати месяцев.

Вот какие народные приметы относил русский народ к этому месяцу:

Ворона кричит на полдень, в сторону юга - к теплу, на север - к холоду.

Снегири поют при смене погоды - перед снегопадом.

Воробьи сидят на деревьях втихомолку - пойдет снег без ветра.

Собака растягивается на полу и спит, раскинув лапы, - к теплой погоде.

В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший.

В январе растет день - растет и холод.

В январе снегу надует - хлеба прибудет.

Если январь сухой, морозный и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое.

С января солнце на лето поворачивает.

Январь на порог, прибыло дня на воробьиный скок.

Январь подкладывает дров в печку.

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.

Январю-батюшке - морозы, февралю - метелицы.

"Новому году - начало, зиме - середка", издавна говорят в народе об этом месяце. И условно изображают его двуликим: старым лицом он обращен в прошлое, молодым - в будущее.

Февраль когда-то в Древней Руси был последним, двенадцатым месяцем, завершающим год. Когда год начинался в сентябре, он стал шестым по счету. С 1700 года февраль - второй месяц года по новому летосчислению. У русских он назывался «снеженем», у украинцев и поляков - «лютым», у хорватов - «свеченом», у чехов и словаков - «унором». Февраль, по поговорке, «рассекает зиму пополам», кроме того, «февраль три часа дня прибавит», «В феврале (на Сретенье) зима с весной встретится». В високосный год, когда в феврале 29 дней, он считается самым тяжелым месяцем в году (даже тяжелее мая).

О феврале сложили следующие приметы:

Сильные морозы в феврале бывают только ночью.

Зимой много инея - летом много росы.

Утренняя зорька быстро гаснет - на холод.

Солнце всходит красное - на метель.

Яркие звезды - к морозу, тусклые - к оттепели.

Название третьего месяца года - март - пришло в русский язык от византийцев. В старину этот месяц назывался «сухым» и «березозолом», а первый день марта - «новичком», потому что вплоть до начала XV в. март был первым месяцем года. Март связан в народном сознании прежде всего с неделей Широкой Масленицы, считающейся самым веселым, разгульным праздником. В природе уже чувствуется приближение тепла, солнце пригревает по-весеннему, и в это время первых оттепелей русский народ празднует беспутную-«соромную» неделю, предшествующую Великому посту. Праздник связан с весенним возрождением к жизни светлой богини плодородия - веселой красавицы Лады, которая отправлялась на поиски усыпленного зимой-Мораной своего возлюбленного Леля - бога месяца мая. Лада шла, окруженная многочисленными веселыми, добрыми и проказливыми спутниками полубожественного, полусмертного происхождения, а злую зиму-Морану сопровождали духи тьмы, холода и бед. Считалось, что:

Гром ранней весной - перед холодом.

Когда весной поверхность снега шершавая - к урожаю, гладкая - к неурожаю.

Если у сосулек нет в середине пустоты, то налив хлебов полный и умолот богатый.

Вздел Ярило зиму на вилы.

Утром года значится март в народном календаре. Зиму ломает, новому сезону дорожку дарит.

Второй весенний месяц называется апрелем не случайно: по народному поверью, в апреле земля преет. «Март пивом, а апрель водою славится», - говорят в народе. В апреле снег тает уже неостановимо, как неостановим приход настоящей весны, с теплом, свежей зеленью. «Начало апреля в снегу, конец - в зелени», - говорят об этом месяце. Раньше на Руси этот месяц назывался «пролетником», так как предвещал скорый приход лета; у поляков он носил название «кветень»; чехи и словаки именовали апрель «дубень». В Древней Руси он был вторым месяцем; позже, до 1700 года, он считался восьмым, а после реформы Петра I стал четвертым по счету.

По отношению к апрелю сложились следующие приметы:

Весною дождь парит, а осенью мочит.

Весна днем красна.

Весна - зажги снега, заиграй овражки.

Где лишняя навозу колышка, там лишняя хлеба коврижка.

Глубже посеешь весной - будешь с хлебом зимой.

Приметы по дням месяца:

Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывает апрель. От снега до листа - таков апрель-водолей. Апрельские лучи будят землю. Вода на пользу, пригодится в майскую пору, когда с дождями заминка выходит.

Этот месяц был трудным и для тех, кто работал в поле и на огороде: нужно было не покладая рук заниматься посадками. Поэтому на каждый майский день существовали особые приметы и обычаи. В последний день апреля отмечали: если небо ясное, день солнечный, значит, последний весенний месяц и даже все лето будет хорошим. Но даже если еще в апреле на деревьях появились первые зеленые листочки, в мае обязательно ждут холодов и заморозков.

Про май на Руси говорили:

Ненадежно майское тепло.

Дождь в мае - жди урожая.

Нехорош сухой май.

Коли май в начале теплый, жди холодов со второй половины.

Май - торжество пробуждения природы.

Июнь когда-то был четвертым месяцем года. В России первый летний месяц именуется «розанцветом», поляки называют его - «червец», чехи и словаки - «червень», хорваты - «иван-чак» и «клисень». Это - месяц молодой, зеленой травы и первых урожаев: в конце мая - начале июня появляются первые овощи и зелень нового сезона, а хозяйки готовят суп из молодой крапивы. И с этим месяцем в народе связано множество примет:

Одним днем лето не опознаешь.

Кукушка приносит весточку о лете, а ласточка - теплые дни.

Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.

В июне день - с год.

В июне заря с зарею сходятся.

В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую - домой несут.

В июне праздник в бору: цветут сосна и ель.

Июнь грозами богат.

Июнь месяц белых ночей, цветущих трав, поющих птиц.

Июнь - самый светлый месяц года.

Проводит июнь на работу, отобьет от плясок охоту.

Пришел июнь - на рыбалку плюнь.

Пришел июнь-разноцвет - отбоя от работы нет.

Июнь растит урожай на весь год, но сам по себе это месяц голодный - еще мало что поспело. Называют так месяц этот за цветы, краски и яркие зори. В народе зовут хлеборостом. Июнь - скопидом, урожай копит на целый год.

Июль всегда был месяцем тяжелых работ в поле и на огороде, поэтому с его приходом заканчивались и веселые гулянья, и хороводы, и праздники, которых много было в июне. Это - месяц первых урожаев ягод, грибов и других лесных даров.

Июль - грозник, молнии мечет, дубы колечит.

В июле солнце ликует. Всем лето пригоже, да макушка больно тяжела.

Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по лугам побежал.

Если летом много осота, то зима будет холодной.

Если утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.

Глухой гром - к тихому дождю, гром гулкий - к ливню.

Утром туман стелется по воде - будет хорошая погода.

В июле жарко, а расставаться с ним жалко, в июле душно, а расставаться с ним скучно.

В июле на поле густо, а в амбаре пусто.

Если июль жаркий, то декабрь будет морозным.

Июль косит и жнет, долго спать не дает.

Июль - перелом лета, месяц красного цвета.

Июль - сладкоежка: щедр на душистые ягоды.

Не топор кормит мужика, а июльская работа.

Плясала бы баба, да макушка лета настала.

Собьет июль с мужика спесь, коли некогда присесть.

Шелудивое порося и в июле зябнет.

Июль - макушка лета. Благодатная пора спелого хлеба, овощей, ягод и раннего картофеля. Сенокос, начало косовицы хлебов.

Август - последний летний месяц, и с первых дней его начинает ощущаться приближение осени. В Древней Руси его называли «зорником», чехи и словаки - «серпенем», сербы - «прашником» и «женчем». В этом месяце запасали еду на всю зиму, поэтому урожайный август, по пословице, кормил всю зиму. Были и другие приметы в августе:

Цветы вьюна плотно закрылись - перед дождем, вода в цветок не попадет.

Перед непогодой певчие птицы перестают петь.

В августе заготавливают березовые веники.

Предосенний сбор лекарственных трав - целебные травы в лучшей своей поре, во всей целебной силе.

Яблони клонятся долу, отяжелев от плодов.

Выпадают инеи - знак к ранней, студеной зиме.

Август - густарь, густоед, щедрый разносол (хлебосол): всего вдоволь.

Август два часа уволок - от дня убавил, ночи прибавил.

Август - жнивень, месяц жатвы.

Август и у рыб сытная пора.

Август - лета закат, последний летний месяц.

Августовская ночь длинна, вода - холодна.

Август придет - свои порядки заведет.

Август припасает утренники (заморозки).

Первый осенний месяц сентябрь назывался на Руси «листопадом», у словаков - «груденем», на Украине - «вересенем». Имел он и другое название - «ревун» («рюян» у хорватов), потому что именно в сентябре начинались осенние холодные ветры. Но в середине - конце сентября ждали наступления тихого и солнечного «бабьего лета», когда солнце греет еще по-летнему, но утренние холода уже дают о себе знать. В сентябре принято заканчивать полевые работы, и не случайно когда-то он был первым месяцем в году: старый год заканчивался, и начинался год нового урожая.

Начали собирать шиповник - осень пришла.

О начале грибной поры предупреждают густые теплые туманы.

Если в дождливую ночь сова часто ухает, быть завтра хорошей погоде.

Лягушки прыгают на берег и днем квакают, а рыбы выпрыгивают из воды - будет дождь.

Пиявка спокойно лежит на дне - к хорошей, ясной погоде.

При северном ветре рыба клюет плохо, другое дело - ветер южный или юго-западный.

Перистые облака - предвестники близких перелетов птичьих стай.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Задождит сентябрь - на радость мужику.

Сентябрь без плодов не бывает.

Сентябрь - вечер года.

Зовется месяц еще желтнем, жовтнем - по цвету растений в это время года.

Листопад прошел быстро - скоро наступит стужа и зима будет суровой, а если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях - зима будет короткая, с небольшими морозами. Так говорили о другом месяце осени - октябре.

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.

Осень говорит: "Озолочу", а зима: "Как я захочу!".

Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы.

Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.

Первый снег упал на мокрую землю - останется, на сухую - скоро сойдет. От первого снега до санного пути - шесть недель.

Дневной снег не лежит - первый надежный снег выпадает к ночи.

В октябре на одном часу и дождь и снег.

В октябре ни на колесах, ни на санях.

Октябрь то плачет, то смеется.

Холоден батюшка-октябрь, а ноябрь еще холодней. Предзимье. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет. В ноябре опадали последние листья, и на большей части территории России устанавливалась настоящая зима. С середины ноября - до дня святых Козьмы и Дамиана - мороз сковывал реки и озера льдом. Если в конце октября выпадал снег, в ноябре он уже не таял, лежал плотным слоем.

У зимы изо льда корона, из инея - перстенек, снегом низан поясок.

Зима к свету строга - в рясы рядит стога, платом кроет луга.

Иней на деревьях - к морозам, туман - к оттепели.

Многие утки остаются на зимовку, если зима ожидается теплой.

В ноябре зима с осенью борются.

В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

Комары в ноябре - быть мягкой зиме.

Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре (январе) не замерзнет.

Ноябрь соединяет глубокую осень с устойчивой зимой. А еще называют листогноем - от чахнущих листьев.

Декабрь - месяц первых белых троп.

В лес не съездишь, так и на печи замерзнешь.

В шубе летом, а зимой раздетый (дуб).

Грачи-зимовщики - к теплой зиме.

Зеленые чихи на ольховых ветках поют "тилли-тип" - к морозцам.

Мы в дом ель, а она с собой - метель.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

В декабре мороз нарастает, зато день прибывает.

В декабре семь погод на дворе: веет, дует, кружит, рвет и метет.

В конце декабря солнце на лето, зима на мороз начинается.

Год декабрем кончается, зима начинается.

Декабрь - месяц больших волчьих стай.

Декабрь-месяц старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет. Стужайло дает запевку всей зиме. Год замыкает, зиму начинает.

4. Русские календарные праздники и обряды

Среди календарных обрядов особенно любимыми были зимние и летние Святки, связанные с зимним и летним солнцеворотом. В зимние студеные вечера мысли крестьян были обращены к будущим полевым работам, полны, тревоги за урожай. Пожелания богатого урожая звучали в многочисленных зимних обрядовых песнях - колядках, щедривках, посеваньях, меланках, овсеневых песнях. В ночь на Новый год по домам ходили ряженые с песнями и шутками (надевали вывернутую наизнанку шубу, навешивали бороду). Они поздравляли хозяев и желали благополучия. Целям аграрной магии во многих селах служил также обряд "посеванья" в первый день Нового года. Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом "сеятелей", бросали горсть зерна в красный угол.

Под Рождество девушки, парни и дети собирались вместе и шли колядовать. Песни-колядки получили свое название от имени языческих божеств Коляды, Овсеня, символизирующих начало солнечного года. В домах специально готовили угощенье для колядующих. Это были пироги, пряники, конфеты, но иногда колядующим давали деньги, преимущественно пятачки. Колядовать начинали вечером под Рождество, в Сочельник. Рано утром на Рождество на восходе солнца выходили и пели песню, прославляющую рождение Христа и Богородицу.

Старый Новый год также широко отмечался, причем в разных селах по-разному. В ночь с 13 по 14 января (по новому стилю) молодежь ходила «щедровать». Это название пришло от обозначения вечера 13 января - «щедрый вечер». Святки продолжались две недели со святочными вечерами и гаданиями. Девушки гадали в ночь перед Новым годом, перед Рождеством и Крещением. Гадания были разными. Девушки ходили к соседям спрашивать имя хозяина, чтобы узнать имя будущего мужа; кидали за ворота башмачок, чтобы определить сторону, куда выдадут замуж.

Заканчивались Святки 19 января праздником Крещения Господня. Он справлялся в соответствии с церковными канонами обряда водосвятия, но в каждом селе существовали его особенности. Ранним утром, еще до рассвета, все жители села подходили к церкви, откуда крестным ходом с батюшкой во главе, с хоругвями и специальными церковными песнопениями направлялись к тому месту на реке, где был крест. Там батюшка с молитвами святил воду. После него к воде подходили жители и набирали ее себе.

В тех селах, где не было рек, крестный ход шел к колодцу. Возле колодца пускали голубей, в облике которых, по библейскому преданию, Святой Дух явился Иоанну Крестителю и указал ему на Иисуса как Сына Божия.

Святки с их весельем и шутками, гаданием и ряжением заканчиваются, и наступает "мясоед" - несколько недель, отделяющих Крещенье от Масленицы. В это время игрались свадьбы.

С большим нетерпением повсюду ожидали Масленицу, которая отмечалась за семь недель до Пасхи (конец февраля - начало марта).

Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым были закреплены определенные действия: понедельник - "встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", "разгул", "перелом", четверг - "широкий", пятница - "тещины вечера", "тещины вечерки", суббота - "золовкины посиделки", "проводы", воскресенье - "прощеный день". На Масленицу ходили друг к другу в гости , устраивали пляски, игры, катанья на санях. На Масленицу величали молодоженов. Они шли к тестю или теще, несли с собой орехи, булочки, которыми одаривали детей, встречавшихся на пути. В пятницу зятья приходили к теще "на блины". Также устраивались кулачные бои. Со среды начинались так называемые "кулачки". В субботу был решающий бой. Бои продолжались до воскресенья, до 12 часов. В полдень начинали звонить колокола, и все люди расходились по домам. Заканчивается Масленица Прощеным воскресеньем. В этот день люди просят друг у друга прощенья. Последний день недели отводился проводам Масленицы. В селе ставили соломенное чучело. "На крестовину" надевали рубаху и брюки, набивали их соломой, вместо лица прилаживали горшок. Чучело стояло всю неделю, а в воскресенье сжигалось. Костер, на котором сжигалась Масленица, не был погребальным. Это были своего рода приветственные огни честь прихода весны.

Сразу за Масленицей начинается Великий пост - семь недель строгости, святости, воздержания. Во время поста не пели песен, не устраивали гуляний, посиделок. Ели только постную пищу, говели, то есть постились . "Заговляемся на хрен, на редьку да на белую капусту". В середине Великого поста в ночь со среды на четверг "пост ломается пополам". Среда считалась праздничной - отмечалось "средокрестие". Для этого дня специально пекли печенье в виде креста.

Шестая неделя Великого поста (предпасхальная) называется вербной. В Вербное воскресенье освящаются веточки вербы. Освященную вербу ставят в передний угол, в божницу или за нее. Верба и особенно ее сережки повсюду считались целебными, наделенными особой силой. Оно символизировало здоровье, силу, поэтому прикосновение вербы к человеку или животному имело магический смысл. Освященной вербой ударяли всех домочадцев, особенно детей.

В последние дни перед Пасхой готовятся к великому христианскому празднику Воскресения Господня. Празднуют Пасху три дня. В четверг перед Пасхой начинают печь куличи. Украшают кулич шишками, бубликами, разноцветным пшеном. Когда пекут кулич, то не разрешается ходить по избе, хлопать дверьми, чтобы не осело тесто. Самые красивые куличи несут в церковь святить.

На первый или второй день Пасхи все идут и поминают умерших родственников яйцами, куличом. Яйца, предварительно покатав, оставляют на могиле, крошат, чтобы их склевали птицы. Но основное поминовение усопших устраивается на следующей за Пасхой Фоминой неделе (у русских - во вторник, у украинцев - в понедельник). Этот день называется Радуницей.

Приходит май месяц и с ним праздник Георгия Победоносца (Юрьев день) - 6 мая (по новому стилю). Особенностью этого календарного праздника является сочетание скотоводческой и земледельческой обрядности. В народном сознании святой Георгий был покровителем зверей и хранителем домашнего скота. На него переносились многие представления и обряды, относившиеся к прежним "скотьим богам". К Георгию обращались с просьбой защитить коров, овец, лошадей. Крестьяне совершали обход засеянного озимого поля, а затем устраивали обрядовую трапезу. Остатки еды зарывали в землю, что было несомненным пережитком древних жертвоприношений земле , чтобы увеличить ее плодородие.

На Вознесение Господне (40-й день после Пасхи) исполнялись разнообразные обряды. Одни из них были связаны с карпогонической магией (магией, направленной на усиление плодородия). Это выпекание обрядового печенья в виде лестницы - для того чтобы Иисусу Христу было легче вознестись на небо. "Лесенки" несли в поле, подбрасывая со словами: "Чтоб рожь моя росла так же высоко", а затем бросали на землю или съедали.

На переходе от весны к лету отмечается Троица - поэтичный и радостный праздник. Седьмая неделя после Пасхи носит название "семиковой", "русальной", "зеленой", "гряной". Все дни недели считались праздничными, но особенно выделялись Семик - седьмой четверг после Пасхи, родительская суббота и Троица-Пятидесятница (50-й день Пасхи), воскресенье. Троица представляла собой целый комплекс обрядов. По их обилию этот праздник сравним только с зимними Святками. Не случайно Троицу называли зелеными Святками. Главный смысл троицких обрядов - в почитании земли, культе растительности, в желании передать человеку силу и мощь природы.

Троица - это девический праздник. Девушки шли в лес или на луг, плели венки, завивали березку. Завивали березку по-разному. Скручивали ветки вроде венка; заплетали косички, перевязывая иногда ветки лентами, пригибали ветки к земле, приплетали к траве. Потом приходили развивать венки - смотрели, сохранились они или развились.

Девушки плели венки из цветов, бросали их в реку и гадали по ним. Первый понедельник после Троицы отмечается как Духов день. В народе он воспринимался как продолжение и завершение троицких обрядов. Главным событием были "проводы русалки". Поэтому всю троицкую неделю, включая и понедельник, называли «русальной». В эту неделю, по поверьям, русалки выходили из воды и бегали по полям и лесам, качались на деревьях, набрасывались на встречных и могли защекотать до смерти. На Духов день приходился еще один очень древний обряд - это праздник Морены, а точнее, обряд "изгнания Морены из леса". Морена - это женский мифологический персонаж, дух леса, своего рода лесная русалка, хозяйка леса. Сила ее может быть спрятана в стволе дерева, травах, даже в теле птицы.

На праздник Морены, как и Купалы, разжигают костры, но через них не прыгают. В этих кострах стараются сжечь как можно больше ветвей. Морена не купается в воде, не обливается, но она боится сильного огня, поэтому во время ночного празднования и поддерживают очень яркие костры. В обряде принимает участие только молодежь. Обряд изгнания Морены заключает в себе и аграрную магию. Дело в том, что проводится он в период начала сенокоса. Морену просят, чтобы она не помешала сенокосу на лесных лугах и не послала дождь.

На 7 июля (24 июня по старому стилю, день летнего солнцеворота) приходится православный праздник Рождества Иоанна Крестителя. На этот день выпадает важнейший календарный праздник славян - Ивана Купалы. С праздником Ивана Купалы связывают массу легенд, поверий, он отличается богатством обрядовых действий. Эта веха служила в народном календаре точкой отсчета множества примет, необходимых крестьянину в быту и работе. В этот день шли собирать травы, коренья для лечебных и знахарских целей. Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), клали на ночь под подушку, чтобы приснился суженый: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!" Утром проверяли: если трав оставалось двенадцать - это сулило замужество.

В ночь на Ивана Купалу гадали и по венкам. В сторону какого села венок поплывет, оттуда и ждать жениха.

На заре самого праздника Ивана Купалы принято купаться, причем целебной считается не только вода, но и роса. На Ивана Купалу бегали по улицам с ведрами и обливали всех встречных. Традиционно на Купалу разжигали костры, водили вокруг них хороводы, прыгали через них, отдавая дань очистительной магии.

Костры устраивали за селом, на высоком месте. Иногда обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков в знак того, что день с этого времени начинает убывать.

Cуществует поверье, что именно в купальскую ночь, один раз в году цветет папоротник. Кто увидит это цветение, сорвет цветок и съест его, тот будет "знатоком", будет все знать и будет счастливым всю жизнь.

По поверьям, в Купальскую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно опасной вся нечистая сила - ведьмы, оборотни, русалки, водяные.

Лето продолжается, поспевает урожай. С 21 июля, Дня Летней Казанской Божьей матери начинается подготовка к жатве. Первый сжатый сноп хранят особо, его называют именинником, с него начинают молотьбу, его соломой кормят скотину, его зерна целебны для людей.

2 августа отмечается день Ильи-пророка. "Илья грозы, держит и наводит". По поверьям, на Илью обычно бывают "воробьиные ночи", когда в течение всей ночи слышится оглушительный гром, мечутся молнии, все живое находится в страхе, особенно птицы, тяжело на сердце и человеку. По другим поверьям, "воробьиные ночи" - это очень короткие ночи - короче воробьиного хвоста. Так как на Илью бывали грозы, то в этот день не работали в поле, боясь, что грозный святой спалит урожай.

В августе идет уборка урожая, закрома наполняются зерном и плодами. Наступает время Спасов . Первый спас - медовый, второй - яблочный, третий - ореховый, полотняный, хлебный.

На Успение (28 августа - по новому стилю) отмечался праздник окончания жатвы (дожинки). В эти дни раньше исполнялся древний обряд, связанный с почитанием земли-матушки. По завершении работ жнеи катались по ниве.

21 сентября отмечали Рождество Богородицы . В народе называли этот день осенины, оспожинки. Он же является и важной календарной датой - днем осеннего равноденствия. В течение нескольких веков (начиная с XIV века) Новый год отмечался в сентябре.

Осень не так богата на календарные праздники, как зима и весна. Особо выделяются Покров, Параскева Пятница, Дмитриева суббота. День Николы зимнего, Спиридон.

Покров (14 октября по новому стилю) приходился на первое зазимье. По тому, какая погода на Покров, определяли, какая будет зима. "На Покров до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима". В этот день кормят скотину последним снопом и после этого держат ее дома. Покров - время начала посиделок. "Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб".

Параскева Пятница(27 октября) - праздник святой покровительницы женщин, бабьей заступницы. Параскева покровительствует женской зимней работе - прядению и ткачеству.

В Дмитров день (8 ноября), на Дмитровскую субботу повсюду справлялись поминки по умершим, вся неделя называлась родительской, дедовой. «Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами». Дмитровскую субботу всегда проводили торжественно: ходили на могилы и служили там панихиды, устраивали богатые угощения.

На 27 ноября - день Николы зимнего, холодного. На Николу - первые серьезные морозы. В отличие от прочих это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3-4 дней, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи.

С Николы начинались и посиделки. Молодежь снимала на это время дом у одинокой женщины или вдовы. По вечерам парни и девушки собирались там, готовили святочные маски и костюмы для ряженых, веселились, пели, разыгрывали "поцелуйные игры". На Николин день начиналось сватовство.

25 декабря - Спиридон Солнцеворот - зимнее солнцестояние. После Спиридона день начинает прибавляться. "От Спиридона солнце на лето, зима на мороз". Повинуясь старинному обычаю, в период солнцеворота жгли костры в честь солнца. Скатывали с гор колесо, которое потом сжигали у проруби.

Подходил Новый год. Годовой круг народных календарных праздников замыкался.

5. Выводы


Рассмотрев все названия, сложно не заметить, что месяц мог получить свое имя из-за своего «характера», то есть природных особенностей, а также по названию праздника, что справляли в нем. Названия месяцев произошли также по имени божеств у древних славян. Отмечены факты, когда названия месяцев связывали с именем какого-либо выдающегося исторического героя. Происхождение названий месяцев в русском языке связывают с происхождением народных праздников, ритуалов, традиций. Особенности этимологии названий можно проследить в народных поговорках, пословицах, загадках и приметах. Таким образом, моя гипотеза исследования подтвердилась.

Каждый год разделен на 4 времени года, а каждое время года на 3 месяца. В итоге каждый год мы проживаем 12 месяцев и каждый из них по своему уникален и ассоциируется для нас с разными событиями. Естественно, что каждый месяц имеет своё уникальное название. А знаете ли вы откуда пошли эти названия? В этой статье мы как раз и расскажем вам про происхождение названий месяцев.

1. Январь. Первый месяц нового года получил свое название в честь бога Януса — бога времени, дверей и ворот. Символически это можно расшифровать как «Дверь в новый год».

2. Февраль. Февраль всегда считался самым холодным месяцем в году. Не зря во времена славян он назывался лютень («лютый мороз»). Но сам месяц февраль назван в честь этрусского бога Фебрууса- бога подземного царства.

3. Март. Первый весенний месяц был назван в честь древнеримского бога войны Марса, отца Ромула. Но причем тут весна и бог войны? а при том, что Марс был не только богом войны, а еще и богом землепашцев и сельских тружеников. Древние славяне называли этот месяц «протальник» из-за того, что начинал сходить снег и появлялись первые проталины.

4. Апрель. Этот месяц опять же был назван в честь древнего бога, а точнее древнегреческой богини Афродиты. В этот месяц все цветет, появляется весеннее настроение, поэтому и у славян этот месяц назывался цветень и березол.

5. Май. Самый теплый весенний месяц был опять же назван в честь богини, а точнее древнеримской богини Майи, которая олицетворяла плодороную землю и расцветающую природу. Славяне называли этот месяц «Травень».

6. Июнь. Первый летний месяц был назван в честь известной древнеримской богини Юноны, которая являлась супругой Юпитера, была богиней плодородия, повелительницей дождя и хранительницей брака. Славяне называли этот месяц изок («кузнечик») или червень.

7. Июль. Самый жаркий летний месяц был назван, как удивительно, не в честь бога или богини, а в честь всем известного Римского императора . До этого Июль назывался «Квинтилий», что означало «Пятый», а пятым он был потому, что раньше год начинался не с января, а с марта.

8. Август. Название этого месяца также пошло от знаменитого Римского императора Октавиана Августа. До этого месяц назывался «Секстилий», что означало (я думаю, что все поняли) «Шестой». Как было сказано ранее, раньше год в римском календаре начинался с марта, поэтому и август был шестым месяцем. Славяне называли этот месяц «Серпень», т.е. время косить траву.

9. Сентябрь. Название пошло просто напросто от слова «Семь» (Septem — September). Я думаю, что здесь можно не комментировать. Всё было сказано выше. Наши предки называли этот месяц «Хмурень» из-за того, что в этот месяц небо начинало хмуриться.

10. Октябрь. Тут всё аналогично. Фантазия кончилось. Число «Восемь» по латыни произносилось как «Octo», отсюда и October (Октябрь), т.е. восьмой месяц. Славяне тоже называли месят незамысловато — Листопад.

11. Ноябрь. Без комментариев. Novem переводилось как «Девять», т.е. девятый месяц (November).

12. Декабрь. Первый зимний месяц и последний месяц уходящего года! Но назван он был тоже в честь своего порядкового номера «Десятый» (Decem — December).

И что мы видим? Первые 6 месяцев были названы в честь древний Богов и Богинь, два летних месяца — в честь древнеримских императоров, а последним четырем не придумали названия, поэтому они носят порядковые номера. Но тем не менее это очень интересная тема и вы теперь знаете происхождение названий всех месяцев.

Как и почему называются месяцы в славянских языках.

Во многих языках, включая английский и русский, названия месяцев имеют латинскую основу. В славянских языках каждый месяц имел свое название, да и не одно.

Январь

Латинское: Januarius. Назван в честь бога Януса.
Славянское название "Просинец" - толи от «про-сиять» - означает возрождение Солнца, то ли от появляющейся синевы неба в Январе. Малороссийское название января «сочень». После серого декабря, краски природы становятся сочными, яркими.
В украинском языке месяц носит название "сiчень"
В белорусском - "студзень"

Февраль

Латинское: Februarius. Назван в честь праздника очищения Фебруа.
Славянское название "Сечень", "Бокогрей", «Ветродуй» и «Лютень»
Время подсеки деревьев для очистки земли под пашню. Бокогрей - скотина на солнце выходит погреться. Называли его еще «межень» (межа между зимой и весной). Ветры в феврале холодом секут. Но еще лютует. Из-за частых вьюг и метелей февраль величали также «ветродуем» и «лютнем». В феврале бывают крупные морозы, которые соответственно называются: кащеевы (2 февраля), велесовы (11 февраля).
В украинском языке месяц носит название "лютий"
В белорусском он "люты"

Март

Латинское: Martius. Назван в честь бога Марса.
Славянское название "Сухый" - земля сохнет от сходящего снега.
Звали этот месяц также Зимобор, протальник, березозол (март). Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге - березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор – побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник – в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель.
В украинском языке месяц носит название "березень". Украинская весна приходит раньше.
В белорусском - "сакавiк"

Апрель

Латинское: Aprilis. Назван в честь богини Афродиты или от латинского слова aperire - открывать.
Древнерусские имена месяца апреля были: брезень, снегогон – ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или еще – цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.
В украинском языке месяц носит название "квiтень"
В белорусском - "красавiк". Красиво в Белорусии в апреле.

Май

Латинское: Maius. От имени древнеримской богини весны Майи.
Славянское название "Травень", "травный" – буйство трав и зелени. Природа расцветает.
В украинском языке месяц носит название "травень"
В белорусском - "май"

Июнь

Латинское: Junius. От имени древнеримской богини Юноны, супруги бога Юпитера.
В старину коренными русскими названиями месяца июня был изок. Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца - червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. Кроме того, в старину месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником - от креса (огня), и вместе с тем от дня Иоанна Крестителя (Ивана Купалы).
В украинском языке месяц носит название "червень"
В белорусском - "чэрвень"

Июль

Латинское: Julius. Назван в честь Юлия Цезаря в 44 г. до н.э. Ранее назывался квинтилий от слова quintus - пятый, потому что это был 5-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
У нас в старину он назывался, как и июнь,- червень - от плодов и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червленый, красный). Месяц этот называется также липцем - от липы, которая обыкновенно в эту пору является в полном расцвете. Июль еще называют «макушкою лета», так как он считается последним месяцем летним, или еще «страдником» - от страдных летних работ, «грозником» - от сильных гроз.
В украинском языке месяц носит название "липень"
В белорусском - "лiпень"

Август

Латинское: Augustus. Назван в честь императора Августа в 8 г. до н.э. Ранее назывался секстилий от слова sextus - шестой, потому что это был 6-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
Славянское название "Серпень" - време косить пшеницу. На севере он назывался «зарев» - от сияния зарницы; на юге «серпень» - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени «зарев». Название «жнивень», думаю, пояснять будет уже излишне.
В украинском языке месяц носит название "серпень"
В белорусском - практически также - "жнiвень"

Сентябрь

Латинское: September. От слова septem - семь, потому что это был 7-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других – небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идет в природе.
В украинском языке месяц носит название "вересень"
В белорусском - "верасень"

Октябрь

Латинское: October. От слова octo - восемь, потому что это был 8-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
Славянское название "Листопад" - ну тут все очевидно. Носил он также название «паздерника» - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки. Иначе – «грязником», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебником» - от свадеб, которые справляют в это время в крестьянском быту.
В украинском языке месяц носит название "жовтень"
В белорусском - "кастрычнiк"

Ноябрь

Латинское: November. От слова novem - девять, потому что это был 9-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
Славянское название "Грудень". В старину месяц этот назывался собственно грудным или грудном, от груд замерзшей земли со снегом. Вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем. В Словаре Даля областное слово груда – «мерзлые колеи по дороге, мерзлая кочковатая грязь».
В украинском языке месяц называется "листопад"
В белорусском - "лiстапад"

Декабрь

Латинское: December. От слова decem - десять, потому что это был 10-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
Славянское название "Студень" - холодный месяц, как-никак.
В украинском языке месяц называется "грудень"
В белорусском же он снежань

Продолжаем развивать свою эрудицию. В данной статье я поведаю Вам о происхождении названий месяцев. Названия эти повторяются из года в год, но не все знают почему январь назван январем, а август назван августом. Пришло время приоткрыть завесу тайны и узнать почему те или иные месяцы названы именно так. Также рассмотрим древнеславянские названия месяцев, которые использовались нашими предками до введения римского календаря.

Итак, давным давно в Древнем Риме был разработан солнечный календарь, который состоял из названий, связанных с римскими богами, императорами и просто числами. Именно он и был принят за основу и вытеснил древнеславянский календарь, которым пользовались наши предки много столетий. Существуют разные версии почему это произошло, но основная из них – религиозная. Православная церковь стремилась всеми средствами искоренить язычничество и это сказалось на календаре, а поскольку Русь в те времена тесно контактировала с Византией, то и римский календарь, который она унаследовала от Западной Римской Империи пришелся весьма кстати. Однако, рассмотрим сами месяцы и их названия.

По сути основа календаря, состоящая из 12 месяцев сохранилась, единственное изменение коснулось начало года. У древних римлян первым месяцем был Март.

Март – происхождение названия

Март (лат. Martius) получил свое название в честь римского бога Марса – бога войны. Римляне почитали данного бога и с приходом теплых весенних дней видимо планировались военные походы, отсюда и название.

Апрель – происхождение названия

Название Апрель происходит от латинского слова Aprilis – раскрытие. В этом месяце раскрывались почки на деревьях. Также существует другая версия происхождения апреля, от лат. apricus – согреваемый солнцем, солнечный. Впрочем, суть от этого практически не меняется.

Май – происхождение названия

Месяц май (Majus) назван в честь римской богини весны Майи. Римляне отождествляли Майю с италийской богиней Майестой, покровительницей плодоносной земли. В этом месяце данной богине приносили разнообразные жертвоприношения.

Июнь происхождение названия

Июнь (Junius) – назван в честь богини Юноны. Покровительницы женщин и супруги Юпитера. Хотя бытует мнение, что название Июнь связано с первым римским консулом Юнием Брутом.

Июль происхождение названия

Месяц июль (Julius) – назван в честь известного полководца и политика Юлия Цезаря, в принципе он и затеял реформу календаря. До этого месяц назывался “Квинтилис”, что значит “Пятый”.

Август происхождение названия

Август (Augustus) свое название получил в честь императора Августа, который внес свои поправки в календарь. До этого месяц назывался “Секстилис”, что значит “Шестой”.

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь происхождение названия

Здесь все просто. Данные месяцы просто соответствуют своему порядковому номеру в списке месяцев.

Сентябрь от лат. septem – седьмой
Октябрь от лат. octo – восьмой
Ноябрь от лат. novem – девятый
Декабрь от лат. decem – десятый

Хотя следует заметить, что попытки придать номерам именные названия совершались неоднократно. Многие императоры стремились увековечить свои имена в названиях месяцев. Какое-то время существовали месяцы Tiberius, Antonius и так далее, однако они не прижились и со временем были преданы забвению.

Январь происхождение названия

Январь (Januarius) назван в честь римского бога Януса. Да-да, тот самый двуликий Янус, бог всяких начинаний, соединявшим прошлое и будущее, хранитель входов и выходов. Янус был также покровителем путников и хранителем дорог, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли.

Февраль происхождение названия

Февраль (Februarius) от лат. Februa «праздник очищения». В данный месяц проводился обряд очищения, искупления грехов. Также название месяца связывают с этрусским богом подземного царства Фебрууса.

Это краткая информация для общего развития, если у кого-то есть желание более детально изучить данный вопрос – могу порекомендовать воспользоваться википедией и узнать о происхождении месяцев более подробно.

Что же касается древнеславянского календаря, то наши предки использовали следующие названия месяцев:

Сечень – от слова “сечь” – рубить лес. Обычно рубка леса для подготовки новых посевных площадей и его заготовки для строительства производилась зимой. Месяц назывался также “Просинец”, по появлению синего неба после долгой облачности.

Лютый – Месяц метелей и морозов.

Березень – время сжигания срубленных зимой деревьев, в основном березы, на уголь. Назывался также “Сухий”, по времени просыхания срубленного леса или просыхания земли.

Цветень – месяц цветения.

Травень – месяц роста трав.

Червень – от слова “червь”. Месяц собирания в садах и огородах насекомых-вредителей, в южных местностях время покраснения вишни.

Липень – месяц цветения липы.

Серпень – от слова “серп”. Время жатвы.

Вересень – месяц цветения вереска.

Листопад – время пожелтения и начала опадания листвы.

Грудень – от слова”груда” - мерзлая колея на дороге.

Студень – название говорит само за себя.

Мы часто принимаем некоторые понятия нашей жизни как некую данность, не задумываясь над их происхождением. Как, например, не задумываемся над происхождением слова "мама". Мы просто знаем, что этим буквосочетанием обозначается женщина, которая нас родила (в большинстве случаев). Точно также, я всегда принимал за данность и названия месяцев. В детстве я думал, что "январь" - это такое буквосочетание, которое придумали, чтобы обозначать название первого месяца. Между тем даже сейчас, я поймал себя недавно на мысли, что знаю значения лишь нескольких названий месяцев. А раз у некоторых месяцев названия имеют значения, то я предположил, что и у остальных они наверняка с чем-то связаны. :) Эта мысль мне уже приходила в голову, когда я жил на Украине. На украинском языке названия месяцев имеют славянские корни, а потому могут быть осмыслены нами. В русском языке календарь происходит из латинских слов, а потому воспринимается нашим сознанием как "набор букв".

Прежде чем перейти к главному вопросу – собственно названиям месяцев, я бы хотел вскользь коснуться истории возникновения нашего современного календаря. Началось всё с Древнего Египта. Первые астрономы этой страны ещё 4000 лет назад вычислили, что период между гелиакическими восходами Сириуса (т.е. моментами, когда звезда впервые в году появляется видимой на небосклоне) длится 365 и 1/4 дня. За год они правда, приняли 365-дневный период, а високосный год не придумали. Поэтому каждые 1460 лет (365*4) дата празднования Нового года возвращалась на старое место. Первичной датой был установлен 1 день месяца Тота. И весь этот цикл назывался Великим Годом Сотиса (Сотисом называли в Древнем Египте называли Сириус). Следующий Новый Год Сотиса наступит в 3059 г.н.э. Вот такие вкратце дела. Отложим пока древнеегипетский календарь.

Далее в мире было разработано ещё много календарей: вавилонский, греческий, римский. Но все они были неточными и имели ряд недостатков. Стоит однако остановится на римском, ибо он имеет прямое отношение к современному календарю.

Первый римский календарь, согласно преданию, утвердил сам легендарный основатель Рима – Ромул. Это была адаптированная система лунного календаря древних греков. Год состоял из 304 дней, которые были поделены на десять месяцев. Оставшиеся 64 и 1/4 дня не учитывались, что приводило к серьёзным проблемам, выраженных в постоянных сдвигах сезонов. Второй правитель Рима, Нума Помпилий, позаимствовал календарь этрусков, и ввёл дополнительные два месяца – январь и февраль, чтобы привести календарный год в соответствие с сезонами. Первым месяцем тогда был март, а последним – декабрь. Что примечательно, что вначале январь вставили перед первым месяцем, а февраль – после последнего. Таким образом февраль предшествовал январю и лишь в 452 г. до н.э. февраль передвинули на место между январём и мартом. Но и этот год не был совершенным. Всё также базировавшийся на фазах луны он составлял 355 дней, не совпадая на 10 и 1/4 дня с солнечным годом. В итоге, чтобы проводить корректировку сезонности, раз в несколько лет вставляли дополнительный месяц – мерцедоний.

Решение о добавлении дополнительного месяца принималось Великим Понтификом – главой жреческой коллегии. Учитывая, что выборные должности в Риме имели срок, это служило отличным политическим инструментом, для месячного продления чей-то власти. Что всячески использовалось жрецами себе во благо.

Всю эту неразбериху и связанную с ней коррупцию упразднил Юлий Цезарь, который ввел новый календарь, который впоследствии назовут юлианским. Он вернул египетский солнечный год, но с той разницей, что назначил каждый 4 год високосным. Что помогло предотвратить сдвиг на один день каждые четыре года. Слово "високосный" происходит от латинского "bis sextus" и обозначает "второй шестой". Дни тогда считались по отношению к "календам" - первым дням следующего месяца. Так 24 февраля (февраль был последним месяцем года, мы помним) были "шестым днём перед календами марта". Юлий Цезарь приказал удвоить эту дату в високосный год, таким образом, чтобы получилось два "шестых дня". Таким образом, первым високосным годом стал 45 г. до н.э. Начало года было решено сместить на первое января в связи с тем, что в этот день вступали в свою должность консулы, выбранные народным собранием. Соответственно первым годом по юлианскому календарю был так же 45 г. до н.э. Несмотря на то, что политическая воля на смену календаря была Цезаря, следует упомянуть ещё одного человека, александрийского учёного, философа и астронома Созигена, которые это календарь и разработал. В России принято называть юлианский календарь "старым стилем".

Однако и этот календарь имел небольшую погрешность, а именно – в нём было на 11 минут больше, чем в реальном периоде обращений нашей планеты вокруг Солнца. Эта погрешность привела к несовпадению дат Пасхи с фактическими лунными фазами. Поэтому в Риме неоднократно принимались попытки это несоответствие устранить. И вот в 1582 г. н.э. по поручению Папы Григория XIII, немецкий астроном Христофор Клавий и итальянскй – Алоизий Лилий подготовили новый проект календаря. Согласно этого проекта дата 4-го октября объявлялась 15-м октября, таким образом корректируя "набежавшую" погрешность. Кроме того, было введено новое правило учёта високосных лет. В юлианском календаре каждый четвёртый год считался високосным. В григорианском же – каждый сотый год исключался из списка високосных, однако каждый четырёхсотый учитывался как високосный. Поэтому 2000 год был високосным, а 1900 и 1800 – не были. Эта система также имеет погрешность, но значительно меньшую, которая станет видна в периоде длинной 10 000 лет. Календарь, как вы уже догадались, был назван в честь Папы Григория XIII. Россия, правда не спешила с его принятием, и мы перешли на "новый стиль" только в 1918 году, когда решением Совнаркома от 26 января (за подписью самого Ленина) было постановлено считать день после 31 января 1918 год – 14-м февраля.

Вот такие пирожки. Примерно в этом месте, по моим расчётам, у большинства читателей должно возникнуть справедливое возмущение: "Эй, автор! Что за фигня?! Ты обещал растолковать названия месяцев!" А потому я с календарями заканчиваю и перехожу к названиям месяцев. :)


ЯНВАРЬ

Месяц получил своё название в честь древнеримского бога Януса, который считался богом начала и конца, открывающим и закрывавшим все пути. Изображался в виде человека с двумя лицами смотрящими в противоположные стороны. Молодое лицо смотрит в будущее, а старое – в прошлое. В принципе, весьма подходящая аллегория для начала года. Все мы первого января смотрим сначала назад, оглядывая прожитый год, а потом начинаем смотреть вперёд. :)


ФЕВРАЛЬ

Многие полагают, что февраль, как и январь, заимствованный у этрусков, также посвящен местному богу – Фебру. Это был бог подземного мира, аналог римского Плутона. В подземном мире располагалось Царство Мёртвых. И в этом месяце было принято делать жертвы предкам, которые жили во владениях Фебра. Однако это не вполне верно. Название месяца происходит от Фебруалий - очистительных ритуалов, проводимых в этот период, который, кстати, совпадал с периодом дождей. Слово это действительно пришло в латинский язык от этрусков и означало то же самое, что и на этрусском – очищение. Бог Фебр появился несколько позже, и сам был назван в честь очистительных празднеств, став их покровителем.


МАРТ

Март был посвящён Марсу. Как я уже писал, месяц этот у древних римлян считался первым, поскольку именно в нём наступало весеннее равноденствие, а также начинались все сельскохозяйственные работы. Традиционно считалось, что именно этот месяц благоприятен для начала военных компаний, а потому именно в марте приносились обильные жертвы богу войны.


АПРЕЛЬ

Есть версия, что апрель получил своё название от латинского глагола "aperire" - открывать. Ну, т.е. как бы в нём "открывается весна". На самом деле, мне не очень близка эта версия, поскольку тогда непонятно почему март является первым месяцем, и уж тем более, что в тёплой Италии весна точно наступает в марте. Более по душе мне версия божественная. Как и предыдущие месяцы, я думаю, что было бы логично связать апрель с именем этрусской богини Апру, которая являлась аналогом греческой Афродиты. В пользу этой гипотезы говорит также и то, что в первый день апреля проводились Венералии – большие празднества, посвященные этой богине.


Считается, что май назван в честь греческой богини Майи, которая ассоциировалась с плодородием. В первый день этого месяца богине приносились жертвы, а римляне называли её Доброй Богиней. Примечательно, что греческое имя может быть переведено как "повитуха" – принимающая роды, а вот римский аналог имени – Майеста – уже переводится как "Великая" или "Старшая". Кстати, есть и другая версия происхождения названия. Римский поэт Овидий писал, что название месяца произошло от "maiores" - "старшие" и было посвящено старикам, а название следующего месяца, июня, произошло от "iuniores" - "младшие" и было посвящено молодёжи.


ИЮНЬ

Если не принимать в расчёт версию Овидия, упомянутую выше, то наиболее признанной является версия о том, что название месяца посвящено Юноне, богине брака. Именно июнь считался самым благоприятным месяцем для заключения свадеб. Упоминания о благоприятности июня для женитьбы упоминал также и Плутарх. А ещё есть версия, что месяц мог быть назван в честь Луция Юния Брута – одного из двух первых консулов Рима. А почему бы и нет? Тем более, что мы подходим к июлю и августу. :)


ИЮЛЬ

В памятном 45 году до н.э. Римский сенат одобрил идею назвать пятый месяц года в честь Юлия Цезаря. Собственно честь была оказана в рамках реформы по переходу к новому календарю. Юлий Цезарь родился 12 июля, а потому именно этот месяц был назван в честь него. До реформы месяц назывался – "quintilis", что означает просто "пятый" (если считать от марта).


АВГУСТ

Как можно догадаться, честолюбивому Августу Октавиану не давали покоя лавры Цезаря. Поэтому сенат (возможно под давлением, а возможно и нет) решил назвать ещё один месяц в честь него. Август выбрал себе следующий после июля, так как для него он был памятным и ассоциировался с триумфом взятия Александрии. Что примечательно – после календарной реформы этот месяц стал восьмым по счёту, а фамильное имя Августа – Октавиан – происходит от римского числительного "восемь". И умер он тоже в августе, что символично. Само же слово "Август" происходит от латинского глагола "augere" – "возвеличивать", т.о. "augustus" - "возвеличенный (богами). Август не было его именем. Это скорее эпитет. При рождении же его назвали, как мы помним, Гай Октавий Фурин.


СЕНТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ

История остальных названий весьма прозаична. Они сохранились из древнего римского календаря, в котором было 10 месяцев, вы помните. Сами названия происходят от латинских числительных и переводятся как порядковые номера: сентябрь - "седьмой", октябрь - "восьмой" и т.д.


Ну, вот. Вроде бы всё. Надеюсь было интересно и познавательно. Лично я получил большое удовольствие, так как пока писал заметку, почерпнул для себя массу новых интересных деталей. До новых встреч в моей рубрике "Интересности"! :)