Организации социально культурной. Ресурсная база социально-культурной деятельности (на примере различных организаций социально-культурной сферы)

Социально-культурная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности и группы посредством их приобщения к этим ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых.

Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. СКД многообразна, она обладает большим количеством различных вариантов и институтов, отличается исключительной добровольностью и свободой выбора. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функции.

Где и как этому учат

В России более 60 вузов, которые предлагают свои программы по обучению студентов социально-культурной деятельности. Ведущими являются московские вузы, например, Московский государственный университет культуры и искусств, Московский городской педагогический университет и другие. Студенты изучают культуру и искусство во всём их многообразии, их теорию и историческое развитие, прикладные дисциплины и гуманитарные науки, проходят практику в различных культурных и продюсерских центрах.

Выпускники вузов этой специальности работают в и шоу-бизнеса, занимаются преимущественно организационной деятельностью, ведут переговоры с агентствами, договариваются о проведении мероприятий, а также продвижением звёзд по карьерной лестнице. Специалисты работают с актёрами, певцами, цирковыми артистами, организуют выставки в галереях и прочее. Многие студенты этого отделения подчёркивают желание и возможность после выпуска работать по специальности, высокую вероятность получения прибыльного заработка, который растёт вместе с опытом работы и квалифицированностью специалиста, а также целый спектр занятий, которые можно совмещать с учёбой. Это одна из наиболее популярных в современном мире сфер деятельности, при грамотном подходе приносящая реальную пользу обществу и культуре.

Составляющие ресурсной базы организаций социально-культурной деятельности. Информационно-методический центр Комитета по культуре Ленинградской области. Книжные магазины "Буквоед" и "Дом книги". Районная библиотека (на примере "Центра деловой книги").

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Описание элементов ресурсной базы социально-культурной сферы: нормативно-правового, кадрового, финансового, материально-технического, информационно-методического, природного. Понятие благотворительной деятельности, спонсорства и коммерциализации.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2010

    Основные подходы к рационализации и повышению эффективности деятельности предприятий социально-культурной сферы. Реализация программы по повышению эффективности деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы на примере ОАО "Горизонт".

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Принципы и функции социально-культурной деятельности общественных организаций в Российской Федерации. Анализ основной сферы деятельности и опыта работы общественной организации на примере Совета общественного самоуправления микрорайона "Карпинский".

    курсовая работа , добавлен 19.11.2010

    Определение сущности и содержания социально-культурной реабилитации, её нормативно-правовая база. Деятельность учреждений и организаций с лицами с ограниченными возможностями. Краткий анализ социальной работы в центре для несовершеннолетних в Орле.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подготовки и проведения социально-культурной деятельности. Финансовый, материально-технический и морально-этический ресурсы.

    презентация , добавлен 29.05.2012

    Основные понятия современной социально-культурной деятельности. Общественно-добровольное формирования, фонд, движения и учреждения и их роль в развитии социально-культурной сферы. Особенности социализации детей и подростков в культурно-досуговой сфере.

    реферат , добавлен 11.09.2014

    История и теоретические основы социально-культурной деятельности, ее закономерности, представление об основных сферах ее реализации. Характеристика основных ее субъектов, ресурсной базы. Содержание и функции современных социально-культурных технологий.

    учебное пособие , добавлен 10.12.2010

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Южно-Уральский государственный институт искусств имени И.П. Чайковского"

Факультет социокультурной деятельности

Курсовая работа

" Общественные организации и движения как субъекты со циально-культурной деятельности "

Выполнила: Залевская Полина Юрьевна

Челябинск 2016

Введение

Актуальность темы обусловлена социально-культурной спецификой деятельности общественных организаций. В ходе социальных, экономических, культурных преобразований в нашем городе накоплен уникальный опыт социально-культурного развития, а моделью эффективного регулирования социально-культурных взаимодействий, реализующейся на практике, стали общественные объединения.

Научная актуальность исследования общественных объединений в ракурсе социально-культурной деятельности определяется необходимостью глубокого осмысления средств, удовлетворения социально-культурных запросов населения в поликультурном контексте.

Общественные организации - основанные на членстве общественные объединение, созданные для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественные движения - не имеющее членства массовые общественные объединения, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Область культуры, досуга и творчества является постоянной сферой социального участия и социального лидерства граждан в виде формальных, полуформальных и неформальных общностей.

Именно поэтому крайне необходим для развития личности, формирования её субъективной позиции является создание условий, при которых человек или общность людей смогут проявить в полной мере и удовлетворить свои потребности и интересы в сфере культуры, образования, искусств, спорт, туризм и отдыха. Одной из форм реализации этих потребностей и интересов являются социально-культурные общности и формирования. социальный культурный общественный

Общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоёв и групп, а также как субъект реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определённых случаях оказывать давление на неё. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируются новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Социальная значимость поставленной в работе проблемы обусловлена следующими факторами: появлением большого количества общественных объединений, долгим молчанием и нежеланием государства обращать внимание на существующие проблемы в общественно-значимых отношениях, игнорированием часто возникающих противоречий в вопросах социально-культурных связей.

На этом фоне, роль добровольных общественных объединений в жизни страны возрастает заметно, но при этом явно прослеживаются негативные последствия утраты опыта независимой общественной деятельности. Поэтому изучение истории возникновения и деятельности общественных объединений, выступающих в роли агента социализации для различных категорий населения, позволит не только заполнить пробелы в знании истории развития общественных объединений, но и выявить эффективные технологии обеспечения условий для удовлетворения возникающих потребностей в самоидентификации личности в процессе роста гражданского самосознания.

Цель : изучить и сделать анализ социально-культурной деятельности общественных организаций и движений.

Задачи :

1. Исследовать исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций и движений.

2. Изучить технологии социально-культурной деятельности общественных организаций.

3. Сделать анализ работы общественных организаций и движений Челябинской области.

4. Сделать вывод по курсовой работе.

Предмет : исследование, изучение истории, теоретических основ и современных технологий социально-культурной деятельности общественных организаций и движений.

Объект исследования : процесс деятельности общественных объединений в Челябинской области.

Проблемы изучения технологий социально-культурной деятельности общественных объединений давно привлекают внимание учёных, но здесь существуют свои сложности, связанные с тем, что общественные объединения активизировали свою деятельность в сфере культуры лишь в 20 веке. Тем не менее, литературу по изучаемой проблеме можно разделить на следующие группы: историческая литература (первые упоминания об общественных движениях и объединениях); фундаментальные исследования теории и методологии социально-культурной деятельности; периодические издания, в которых непосредственно освещались проблемы социально-культурной деятельности общественных объединений.

Историческая литература: Исаев И.А. История государства и права в России, Карамзин Н.М. История Государства Российского, Ключевский В.О. Краткое пособие по Русской истории.

Теория и методология: Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. "Социально-культурная деятельность", Соколов А.В. "Феномен социально-культурной деятельности", Жарков А.Д. "Теория и технология культурно-досуговой деятельности", Жарков А.Д. "Организация культурно-просветительной работы", Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. "Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований", Ярошенко Н.Н. "Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности", Стрельникова Ю.А. "Развитие теоретических основ просветительской деятельности советских клубов", Сорокин П.А. "Социально-культурная динамика".

Исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в России.

Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению. "Только в коллективе, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих загадок, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода".

Всеобъемлющий характер приобретает преобразования в России первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в содержание быта и досуга различных сословий. Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образования, организованного досуга народных масс. Реформируется первая славянская азбука. Создаётся новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательна и научная литература.

В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношеств, создания "новой породы людей". Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят своё развитие и применение.

Русские школы этого период находились под эгидой государства и церкви, которые выступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не "гармоничных" людей, а грамотных и богобоязненных прихожан.

XIX век. Культурно-просветительская мысль XVIII во многом обогащала просветительские идеи первой половины XIX века. Начло нового столетия в исторической науке ассоциируется с интенсивным преодолением сословной узости и ограниченности в воспитании и образовании: было положено начло женскому образованию. Новая волна культурно-просветительской деятельности русской интеллигенции связана с дворянским периодом освободительного движения, на которое огромное влияние оказали социокультурные, просветительские идеи и деятельность декабристов.

В первой половине XIX века во всём мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба. Россия не был исключением. Однако, если в ряде стран эта борьба закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела сохранить существовавший экономическими и социально-политический строй. Основной причиной подъёма общественного движения стало растущее понимание всем обществом отставания России от более передовых западноевропейских стран. Не только прогрессивно мыслящие представители дворянства и формирующейся из разночинцев интеллигенции, но и помещики-крепостники ощущали необходимость кардинальных перемен.

Однако в общественном движении России была своя специфика. Она выражалась в том, что в России фактически не было буржуазии, способной бороться за свои интересы и за демократические преобразования. Широкие народные массы были темны, необразованные и забиты. Они долго ещё сохраняли монархические иллюзии и политическую инертность. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывались в начале XIX века, исключительно у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия. Круг революционеров был крайне ограничен - в основном, представители родовитого дворянства и привилегированного офицерского корпуса.

Клубные учреждения. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа Английского клуба) клубных учреждений свидетельствует о том, что они возникли во второй половине XIX века, как общественные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции общественного клуба или объединения клубного типа. Это комитенты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования, общества распространения технических знаний, общество разумных развлечений, попечительства народной трезвости, общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей.

Быстрое расширение сети различных объединений в первые после революционные годы позволило надеется на их дальнейшее бурное развитие. Однако путь, который прошли самодеятельные общественные формирования, оказался отнюдь не безоблачным.

В 50-е годы наступил период так называемой "хрущёвской оттепели". Так в 1956 году были созданы такие общественные организации, как Ассоциация содействия ООН в СССР, Комитет молодёжных организаций СССР, Комитет светских женщин и т.д. Годы застоя были застойными и для общественных объединений. Тогда появились только три общественные организации: Советский комитет за европейскую безопасность и сотрудничество. (1971 годы), Всесоюзное агентство по авторским правом (1973 год) и Всесоюзное добровольное общество любителей книг (1974).

Советское общество второй половины XX века было сложной системой со множеством течений и структур, многие из которых не управлялись коммунистическим режимом. Наиболее заметным движением было диссидентство. Но диссидентство было только частью более широких дискуссий и социальных инициатив. Несмотря на аполитичность большинства населения, в стране существовал значительный слой людей, отстаивавших различные идейные позиции. Формирование гражданского общества в Советском Союзе продолжалось и во второй половине 60-х- первой половины 80-х- годов. Относительно широкий слой интеллигенции продолжал обсуждать наиболее острые проблемы истории и современности. Во многом споры 70-х- начала 80-х годов предвосхитили реформы 80-90-х годов.

В Советском Союзе существовали и массовые самостоятельные от тоталитарных институтов неформальные организации. Они взаимодействовали с властью и её "приводными ремнями", но в своих действиях руководствовались собственной логикой. Это явление можно охарактеризовать как неформальные движения - субкультуры, объединенные общим делом - социальным творчеством, созданием новых "неофициальных", непривычных форм жизни.

Распад СССР и "шоковая терапия" начла 90-х годов, привели к существенным изменениям и в структуре гражданского общества. Оно профессионализировалось, заметно потеряло в численности, а в начале XXI века - и во влиянии. Под давлением социальных трудностей старое поле неформальных движений фактически распалось.

В итоге, следует отметить, что бурное развитие различных объединений совпадет с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в малой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных общественных деятелей не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Более того можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных общественных образований и их участников будут возрастать .

Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций и движений.

В данном параграфе рассматриваются различные виды социально-культурных технологий, их основные закономерности, и существующая практика применения этих технологий общественными организациями в нашем городе.

Как во всём мире и в России, так и в городе Челябинске некоммерческих организаций насчитывается более 700. Какие-то из них более развиты, какие-то - менее. Организации как люди: рождаются и умирают, активизируются и засыпают.

Множество идей, проектов и предложений, выдвигаемых общественными организациями, реализовано в городе. Становление структур и увеличение потенциала некоммерческих организаций позволит перейти на новый качественный уровень - комплексной политики социального партнёрства.

Это не только взаимно полезные для жителей города дела, создание нормальной стабильной обстановки жизни в городе, но и ещё один шаг к формированию демократического общества, в котором складывается отношения взаимной ответственности и взаимной зависимости от результатов совместных действий общественности, власти и бизнеса.

В нашем городе функционирует более 700 общественных организаций, которые можно разделить по следующим видам: ветеранские, военно-патриотические, детские, женские, в сфере жилищных отношений, в сфере здравоохранения, объединение людей с ограниченными физическими возможностями, в сфере культуры, молодёжные, научно-просветительские, в сфере образования, этнокультурные, в сфере международного сотрудничества, объединения по интересам, органы территориального общественного самоуправления, в сфере поддержки негосударственных объединений, правозащитные, профессиональные объединения, в сфере поддержки семьи, в сфере социальной защиты, физкультурно-защитные, туристические, экологические и др.

1. Культуротворческие и культуроохранные технологии.

Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребёнок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодёжной.

Разные виды творческих формирующих, развивающих технологии в области профессионального и самодеятельного социально-политического, художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения становятся достоянием каждого человека как за счёт субкультурных механизмов, когда личность находится как бы внутри той или иной субкультуры, так и за счёт обще социальных, государственных программ.

Серьёзные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.

2. Технологии художественно-творческой деятельности.

Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к авторскому. Повышается престиж театральных студий, театров публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется интерес к авторской песни, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Одно из направлений такой деятельности - развитие прикладных культура творческих ремесленнических технологий, благодаря которым сохраняются традиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла как историческая и культурная ценность.

У нас в городе традиционной стала ярмарка народных промыслов в выставочном центре, где представлены изделия из различных материалов, изготовленные по старинным технологиям.

Повышается значение самодеятельного искусства в развитии различных субкультур. В рамках этого процесс активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определённых групп населения региона.

Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются факторы его саморегуляции. Упрощается характер планирования, учёта и отчётности. Отменяется жестокий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание не институциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающиеся вне рамок учреждений культуры.

3. Культуроохранные технологии.

Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современных охранно-реставрационных мероприятий. Суть этой установки заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые приметы и знаковые ценности каждого отдельного взятого - возрастного, социального, профессионального, этнического культурного - сообществ, превратить их в активно функционирующие элементы современных образовательных, художественно-творческих, развлекательных процессов.

В этих целях привлекаются технологии создание территориальных краеведческих энциклопедий и справочников; технологии организации краеведческой работы; технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов; технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности; народных промыслов, ремёсел, обрядов.

4. Рекреативные технологии.

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию. В процессе социально-культурной деятельности.

Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированы на повышение качества уровня жизни и оздоровления быта, основанное внимание специалистов сосредоточенно на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.

Основным и исторически сложившимся видом рекреации всегда был спорт. В настоящее время в Челябинске существует более 70 спортивных организаций, в основном это федерации различных видов спорта, оздоровительные клубы и секции.

5. Анимационные социокультурные технологии.

Цель анимационных технологий обладает ярко выраженно гуманитарной направленностью - предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

Среди профессиональных аниматоров выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально-культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. В содержании анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации, оказание помощи в определении и сознание того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, осознание реальных возможностей и их выбора, осознание вероятных последствий того или иного решения.

Организация отдыха и развлечений несёт значительную социальную, воспитательную, психологическую, реабилитационную нагрузку. Содержательная сторона рекреационных технологий постоянно расширяется и обогащается за счёт привлечения традиций народной досуговой культуры, возрождение прежних и культивирование новых народных праздников, обрядов и ритуалов - святочных действ и юморин, дней смеха и карнавалов, литературно-художественных, спортивно-туристских и семейных праздников, праздника цветов и праздника русского чая, дней городов и других мероприятий.

Отличительной чертой организации досуга в спортивно-очаровательных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепление здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

В этот сложный период, в котором находится сейчас наша страна, появляется множество психологических и кризисных центров, деятельность которых направлена на психологическую помощь населения.

6. Педагогические игровые технологии.

В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность.

Из всех известных видов социально-культурной деятельности игра предстаёт наиболее свободной деятельностью. Игровые технологии демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность независимых субъектов, которая осуществляется в рамках добровольно принятых на себя условных правил и обладает множеством привлекательных качеств - социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических.

Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомление со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя само рефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога.

С.А. Шмаков выделяет следующие главные методы организации детского досуга:

Метод игры и игрового тренинга. Игра - самостоятельный и очень важный вид деятельности детей, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела.

Метод театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей.

Согласно классификации А.В. Соколова, в зависимости от целевого назначения и психологического контекста игровые технологии могут быть разделены на несколько поведенческих типов.

Наиболее распространённым в игровых технологиях является метод состязательности. Его суть состоит в борьбе за превосходство в спортивных соревнованиях, азартных играх, лотереях, конкурсах предоставляющих возможности для своего шанса. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности, кроме нравственной.

Своеобразную по содержанию технологию представляет игра-сказка. В этой технологии основной акцент переносится на психологическую разгрузку, уход в иллюзию, гедонистические ощущения, что в определённой мере граничит с самоманипулированием. На "сказочно-игровых" технологиях строится как первобытный, так и современный фольклор.

Весьма примечательными являются развлекательно-игровые технологии типа игра-маскарад.

Эти технологии применяются почти во всех организациях, работающих с детьми и подростками: детское общественное объединение "Радуга", детско-юношеский центр "Рифей", общественная организация "Уральское подворье". Также методы театрализации применяют многие организации, которые занимаются зрелищно-театральной деятельностью: Муниципальное учреждение культуры "Молодёжный театр".

7. Социально-защитные и реабилитационные технологии.

Сфера культуры, искусства, образования, спорта характеризуется наличием различных по содержанию и направленности социально-защитных, реабилитационных технологий.

Это, во-первых, основные, базовые технологии типа специализированных игровых, культуротерапевтических, арттерапевтических и других. Эти технологии не случайно обозначаются как базовые. Они первичны по своей сути, не зависят от влияния внешних социально-экономических, политических, культурных и других факторов, отличаются определённой стабильностью, постоянством составляющих их элементов.

В качестве постоянного ресурсодержателя базовых социально-защитных и реабилитационных технологий фигурируют, как правило, государственные и негосударственные структуры, в их числе органы муниципального управления, государственные учреждения социально-культурной сферы, общественный сектор и коммерческие организации. В повседневной практике социально-культурной деятельности по-прежнему остаются приоритетными традиции просветительства, меценатства, попечительства, благотворительности, социального посредничества и таким образом, общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоёв и групп, а так же как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определённых случаях оказывать давление на неё. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируется к другим социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

У общественных объединений впереди много работы. Необходимо развивать естественный баланс всех возможных форм взаимодействия государственного, общественного и коммерческого сектор, искать новые формы социального партнёрств.

Можно уверенно сказать, что деятельность общественных объединений ускоряет развитие демократических процессов в регионе. Реальность подтверждает, что опыт социальных коммуникаций, накопленный гражданским сектором, успешно трансформируется в новые эффективные формы управления общественной жизнью.

Выводы

Анализируя состояние и тенденции развития социально-культурной и политической жизни России на протяжении нескольких столетий можно сделать вывод, что именно с появлением общественных движений нередко начинаются глубинные преобразования общества и его социально-культурных структур.

Большевистской революции 1917 года предшествовала целая волна социалистических движений. Но из этих малочисленных кружков в последующие годы разродилось широкое и вполне массовое движение народников-социалистов. Далее оно раскололось и породило новые волны общественных движений, которые, пройдя вновь стадию кружков, уже марксистских, привели к созданию большевистской партии, а потом к революции и созданию одной из двух сверх держав XX века - СССР, уже полноценного мирового проекта. Партия хорошо осознавала начало этой новой эпохи, где собственно проходил первоначальный генезис социалистического проекта.

Даже оглянувшись на несколько десятилетий назад, мы видим пёструю картину общественных движений, представителей которых ещё не трудно встретить по жизни и узнать подробности зарождения и развития движения из первых уст. В особенности интересны те из общественных движений, что появились снизу, и развивались часто не только без государственной поддержки, но порой даже преодолевая государственное давление.

В настоящее время существует широкий диапазон общественных интересов людей: от политических и экономических до досуговых, от национальных и националистических до космополитических, от проблемных (например, экологических) до любительских объединений по интересам.

Что характерно для этих движений и организаций?

Во-первых, они выявили многообразие установок людей на решение тех или иных общественных проблем. Над ними перестали довлеть за данность, различные ограничения и официальные регламентации. Создана реальная возможность реализовать свои цели, объединить себе подобных и бороться за выживание в этом меняющемся мире.

Во-вторых, новые общественные движения вступили в достаточно жёсткую конфронтацию со старыми сложившимися структурами, и они в значительной мере проявили свои бойцовские качеств, верность идее и, что особенно важно, эффективность своей работы, способность увлечь за собой людей.

В-третьих, среди части общественных формирований появились организации, группы риска, которые характеризуются не только позитивными целями, но и асоциальными, криминогенными устремлениями. Сюда можно отнести и организации профашистского, националистического толка, что, конечно, не способствует установлению благоприятной общественной атмосферы.

И наконец, идёт глубокая трансформация существовавших общественных структур. Время обновления позволило достаточно чётко проверить жизненность многих из них, их способность к развитию в новых условиях.

Иначе говоря, возникновение и функционирование новых объединений, преобразование старых общественных организаций символизируют оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение. Однако творческий потенциал народа по совершенствованию политической системы нового общества ещё далеко не реализован. Возможности людей пока в основном проявляются стихийно и не всегда в оптимальном варианте, ибо нет механизма поддержки социальных инициатив.

Наиболее распространёнными видами деятельности общественных организаций и движений являются:

Предоставление социальных услуг (40%)

Образование (26%)

здравоохранение (6%)

Работа профессиональных ассоциаций и союзов, управление недвижимым имуществом (ТСЖ).

По данным опроса руководителей организаций, 33% зарегистрированных организаций не имеют оплачиваемых сотрудников, ещё 35% имеют не более чем 5 сотрудников, 23% имеют от 6 до 10 сотрудников. Доля относительно крупных организаций, таким образом, невелика. Волонтёры отсутствуют в 28% некоммерческих организаций, а ещё 25% организаций имеют от 10 волонтёров. Вместе с тем, 10% организаций, по оценкам их руководителей, имеют более чем по 100 регулярно работающих волонтёров. Одна из причин относительно невысокой вовлеченности граждан в "третий сектор" состоит в их довольно слабой информированности о деятельности некоммерческих и общественных организаций постепенно становятся бизнес и государство, которые стали предлагать "третьему сектору" значительные ресурсы. Появляются и по - настоящему независимые, крупные и цивилизованно действующие благотворительные организации российского бизнеса.

Таким образом, общественные организации и движения осуществляют социально-культурную деятельность с целью общего культурного подъёма населения России. В частности, в Челябинской области активно проявляют социально-культурную деятельность достаточное новшество волонтёров от общественных организаций и движений.

Список литературы

1. Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правого обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Государство и право - 2011, №2. - с.100.

2. Арнольдов А.И. Социальная педагогика: Восхождение к новому гуманизму // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сб. ст. / МГУК. - М., 2012.

3. Брусов С. Специфик социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно - досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. - Свердловск, 2011. - с. 55.

4. Дмитров Р. Организация, движение, институт // Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. - М..,2011. - с.173.

5. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительской работы. / А.Д. Жарков - М.: Просвещение, 2011.

6. Жарков А.Д. Теория и технология деятельности: Учебник для ВУЗов. / А.Д. Жарков. - М.: Изд. Дом МГУКИ, 2010. - с.480.

7. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности.2012. - с.89

8. Жаркова Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. / Л.С. Жаркова, В.М. Чижиков. - М., 2013.

9. Жарков Л.С. Деятельность учреждений культуры. 2013. - с. 66

10. Исаев И.А. История государства и права в России: учебник. / И.А. Исаев - М.: Юрист, 2011.- с.768.

11. Карамзин Н.М. История Государства Росcийского / Коммент. А.М. Кузнецов - Калуга: Золотая аллея, 2013.

12. Киселёв Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник. / Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2014. - с.539.

13. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории: Частное издание для слушателей автора. / В.О. Ключевский. - М.: Прогресс - Пангея, 2012. - с.208.

14. Милов Л.В. История России начиная с XVIII до конца XIX века. / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ед. А.Н. Сахаров. - М.: ООО "Изд-во АСТ-ЛТД", 1998. - с.544.

15. Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. - М.: Рос. Институт культурологии, 2013.

16. Романова Е.Н. Неформальные объединения: новые подходы и перспективы изучения / Е.Н. Романова, Н.Н. Дьчкова // Национальный и социо-культурные процессы в СССР: тез. Докл. Всесоюз. Науч. Конф.- Омск, 2010. - с.41, 42.

17. Рябков В.М. Историография социально-культурной деятельности, Социально-культурная деятельность (вторая половина ХХ ХХ - начало XXI вв.) 2011 - с 59-83.

18. Смирнова М.С. Социально-культурное многообразие в зеркале методологии // Общественных науки и современность. - 2013. -№1.

19. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб., 2012 - с.79.

20. Сорокин П.А. Социально-культурная динамика. - 2006 - с.154.

21. Справочник некоммерческих организаций г. Перми - год 2001. - Пермь: региональный центр международных проектов, 2011. - с.116.

22. Стрельникова Ю.А. Развитие Теоретических основ просветительской деятельности советских клубов: Дис-я. - М.:МГИК, 2011.

23. Территориальное общественное самоуправление: Пермский опыт: Сборник статей и метод материалов. - Пермь: администрация г. Перми, 2012. - с.38.

24. Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция. - 2013. -№4. - с.36.

25. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. -М.: Новая школа, 2004 - с. 240.

26. Шейман И.М. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. / И.М. Шейман. - М., 2013. -с. 67-69.

27. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч. Пособие. / Н.Н. Ярошенко. - М., 2014.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принципы и функции социально-культурной деятельности общественных организаций в Российской Федерации. Анализ основной сферы деятельности и опыта работы общественной организации на примере Совета общественного самоуправления микрорайона "Карпинский".

    курсовая работа , добавлен 19.11.2010

    Основные понятия современной социально-культурной деятельности. Общественно-добровольное формирования, фонд, движения и учреждения и их роль в развитии социально-культурной сферы. Особенности социализации детей и подростков в культурно-досуговой сфере.

    реферат , добавлен 11.09.2014

    Понятие "общественные организации", их классификация и регламентация деятельности. Законодательное оформление деятельности общественных организаций и создание специальных органов, которые бы их контролировали. Анализ общественных организаций 1920-х гг.

    реферат , добавлен 05.01.2013

    Особенности и функции социально-культурной деятельности с людьми третьего возраста. Организация различных курсов и творческих мастерских. Создание условий для самоорганизации и социальной интеграции в современное общество пожилых граждан и инвалидов.

    отчет по практике , добавлен 23.06.2014

    Основные подходы к рационализации и повышению эффективности деятельности предприятий социально-культурной сферы. Реализация программы по повышению эффективности деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы на примере ОАО "Горизонт".

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Составляющие ресурсной базы организаций социально-культурной деятельности. Информационно-методический центр Комитета по культуре Ленинградской области. Книжные магазины "Буквоед" и "Дом книги". Районная библиотека (на примере "Центра деловой книги").

    контрольная работа , добавлен 28.06.2013

    История и теоретические основы социально-культурной деятельности, ее закономерности, представление об основных сферах ее реализации. Характеристика основных ее субъектов, ресурсной базы. Содержание и функции современных социально-культурных технологий.

    учебное пособие , добавлен 10.12.2010

    Сущность и специфика управления деятельностью методических служб и центров в социально-культурной сфере. История становления методической просветительной работы в России. Значение областной и районных методических служб культурно-досуговой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2014

    Система культурно-досуговой деятельности как фактор воспитания молодежи. Потребности, интересы и предпочтения молодежи в саморазвитии. Включение молодежи в социально значимые виды деятельности. Создание оптимальных условий в учреждениях культуры.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2013

    Роль социально-политических институтов в развитии творческой активности молодежи. Государственные, общественные организации и социально-профессиональная мобильность рабочей молодежи. Воспитательная функция профсоюзов, ученических бригад и комсомола.

Основные организационно-правовые субъекты социально-культурной сферы – учреждения. Учреждения, как и иные некоммерческие организации, появились в ответ на неспособность коммерческих структур удовлетворить совокупный общественный спрос на социальные общественные блага (образование, науку, здравоохранение, культуру и т.д.). Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края и т.д.

Под системой учреждений социально-культурной сферы понимается вся совокупность социально-культурных, досуговых учреждений, действующих в пределах того или иного территориального образования.

Под сетью учреждений социальной-культурной сферы понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов…), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчиненности, по финансированию:

Государственные и муниципальные (местный бюджет);

Общественные (профсоюзные, различных обществ);

– коммерческие и -частные (ЧП и др.);

Ведомственные (Дом Учителя, ДОРА и т.д.)

До 1917 г. Сеть КДУ была развита слабо.Её развитием занималось не правительство, а российские просветители (Радищев, Фонвизин и др., конец 18 века) Это были библиотеки, музеи, театры как формы внешкольного образования:

1830 – публичные библиотеки;

1834 – библиотеки в 18 городах России середина 19 в. – воскресные школы, народные театры и др., создавались по инициативе революционно настроенной интеллигенции.

70-е годы – сельские, городские библиотеки (к 90-м годам – около 3 тысяч);

– общедоступные профессиональные театры;

80-е годы – воскресно-вечерние школы для рабочих;

90-е годы – народные дома и народный театр;

Растет сеть школ для взрослых.

Народные дома строились на средства владельцев заводов и фабрик и вмещали в себя библиотеку, читальню, зрительный зал и чайную.

К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.

Таким образом, к 1917 году создана сеть учреждений – школы и курсы для взрослых, народные дома, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной, КПУ находились в крупных городах до Урала.

С начала 21 века сеть клубных учреждений возрастает:

Возрождается киносеть

Увеличивается музейная сеть

Сеть театров (в т.ч. негосударственных)

Сеть частных клубов игорного направления

Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.

Музейный фонд – совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, находящихся в ведение музеев, постоянно действующих выставок, научных учреждений и учебных заведений. В музейный фонд также входят коллекции и отдельные предметы, собираемые различными экспедициями и имеющие музейную ценность.

Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.

Профили музеев – исторический, технический, сельскохозяйственный, естественно-научный, искусствоведческий, литературный, мемориальный, комплексный, краеведческий и др.

Музеи бывают исторические (Экспозиции посвящены историческим событиям), краеведческие (рассказ о родном крае и населяющих его людях –краеведческий музей), зоологические(в экспозицию входят чучела животных и др.), музеи предприятий, музеи, посвященные определенным видам деятельности), в настоящее время даже во многих школах открыты «Комнаты Славы» — небольшие музеи с экспозицией о наиболее выдающихся выпускниках. Наибольшую славу снискали музеи живописи («Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Музей изобразительных искусств»), а также музеи, посвященные историческим личностям («Музей Пушкина», «Музей Ленина», «Музей-усадьба Толстого» и др.)

Очень популярны в наше время так называемые «кунсткамеры» — музеи восковых фигур, экспозиции которых пытаются наиболее достоверно воспроизвести известных личностей или других людей (выставка «Двор императрицы Екатерины», «Аномалии человеческого тела» и т.д.) Музей может быть посвящен какому-либо одному событию («Малая земля», музей-панорама в Новороссийске). Экспозиции музея могут располагаться на своем историческом месте («Курская дуга» — музей под открытым небом).

Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения. Клубные учреждения – массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.

Все действующие в России КДУ подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учреждений, обладающих характерными признаками.

Библиотеки – подразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабам деятельности, музеи, клубные учреждения, санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные Центры (с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр.), социально-культурные комплексы и центры, зрелищные учреждения искусств (мюзик-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.), учреждения лекционной пропаганды (лектории, планетарии), выставки и выставочные залы (возрождаются также ВДНХ), учреждения для детей и подростков (Дома Детского творчества, Центры Эстетического Воспитания и др.). Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры (Интернет-салоны, Интернет-клубы).

За последние 10 лет произошли огромные изменения в системе КДУ. В наши дни гражданам предоставлен большой выбор, появились КДУ, рассчитанные на определенные слои населения по опыту работы на Западе (клубы бизнесменов, клубы лидер-леди). Отрицательно то, что сократилась сеть сельских КДУ (клубов, ДК, библиотек), т.к. государство не в состоянии содержать эту сеть.

Поскольку учреждения культуры в настоящее время финансируются ничтожно малыми суммами по сравнению с теми, которые требуются для нормального функционирования культурно-досуговой работы, администрация КДУ вынуждена часть искать свои пути решения материальной проблемы.

В 1928 году в Москве был заложен ЦПКиО, таким образом, было положено начало созданию новых учреждений культуры – парков Культуры и Отдыха. После ВОВ ПКиО, как и другие учреждения культуры, значительно расширили сферу своей деятельности, все чаще включаясь в проведение массовых праздников.

Парк как учреждение культуры представляет собой участок земли с естественной или посаженной растительностью, Аллеями, водоемами и др., предназначенный для прогулок, развлечения, проведения массовых праздников для населения, а также работы различных аттракционов. ПКиО – учреждение сезонное, работающее лишь в теплое время года – с конца весны до начала осени.

Основные направления деятельности парка:

– проведение традиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрами культуры (в т.ч. национальными);

– проведение музыкальных и песенных фестивалей;

– проведение творческих встреч с деятелями искусств;

– проведение спектаклей и концертов с участием творческих коллективов города;

– проведение театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День Города, День Нептуна и др. – с привлечением творческих, торговых организаций);

– проведение семейных дней отдыха;

– проведение познавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднего школьного возраста и для подростков, молодежных дискотек;

– проведение мероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческих интересов (любительские объединения, вечера «Для тех, кому за…);

– оказание платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги художника-оформителя).

СКЦ и Центры досуга — это государственное учреждение культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы. Основными задачами СКЦ и ЦД являются:

– создание условий для активного отдыха населения;

– предоставление возможностей творческой самореализации;

– личности или коллектива художественной;

– самодеятельности;

– оказание услуг населению (в т.ч. платных);

– методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;

– игровая и концертная деятельность.

СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:

– развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы);

– физкультурно – оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом;

– образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности;

– стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ;

– досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов;

– информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

Осуществляя свои творческие задачи, СКЦ и ЦД ставят перед собой главную цель в работе: создание единой концепции, определяющей качественную сторону культурно-массовой работы города, внедрение новых прогрессивных форм работы, сохранению, совершенствованию и развитию самодеятельных коллективов. Основными направлениями деятельности Социально-культурного центра является: развитие культурной жизни города, создание благоприятной культурной среды, поддержка различных форм социально-культурной деятельности населения города, удовлетворение общественных потребностей в культурно-досуговой деятельности, развитие народного творчества. Основная задача Центров досуга – предоставление платных услуг населению и создание условий для активного отдыха.

СКЦ и ЦД имеют свой устав, руководит ими директор, но в обсуждении всех проектов принимают участие представители всех объединений СКЦ и ЦД. Художественный совет контролирует работу директора.

На базе СКЦ и ЦД могут действовать следующие кружки, объединения и коллективы художественной самодеятельности:

– хоры и капеллы;

– хореографические коллективы;

– ансамбли песни и пляски

– самодеятельные театральные коллективы;

– вокальные группы;

– эстрадные студии;

– студии и театры моды;

– кружки по интересам для взрослых и детей (прикладные, творческие, технические);

– цирковые труппы;

Методический отдел СКЦ и ЦД занимается разработкой сценариев и подготовкой и организацией досуговых, концертных и иных программ. В обязанности материально-технического и административно-хозяйственного отделов входит обеспечение КДД необходимыми материалами. При СКЦ и ЦД необходимы художник-оформитель (разработка и изготовление декораций), заведующий музыкальным оформлением (запись музыкальных фонограмм, подбор музыки к сценариям, музыкальное оформление концертов, спектаклей, игровых программ, утренников, вечеров отдыха.

Санатории и курорты – лечебно-профилактические учреждения для лечения природными и физио-терапевтическими средствами и активного отдыха граждан. КДД в санаторно-курортных учреждениях предполагает проведение конкурсных программ из расчета на возраст отдыхающих групп, эстафет, массовых праздников (День Нептуна) и танцевальных вечеров. Нередки в санаторно-курортных, особенно детских, учреждениях (лагеря «Орленок», «Океан») так называемые «творческие заезды», когда группы отдыхающих набираются исходя из их творческих пристрастий (исполнители эстрадной песни, «юные художники», активисты самодеятельности). Широко развита в курортной сети самодеятельность отдыхающих (знаменитые конкурсы «Алло, мы ищем таланты»).

Спортивно-оздоровительные учреждения – к ним в настоящее время относятся физкультурно-оздоровительные комплексы, деятельность которых направлена на организацию населения всех возрастов в спортивные клубы по интересам, проведение соревнований и спартакиад.

Туристско-экскурсионные учреждения – в наше время это, прежде всего, туристско-экскурсионные бюро, сеть которых в последнее время широко развита в нашей стране.

Туризм как вид активного досуга был широко развит в советское время. Каждый трудящийся имел возможность при желании посетить не только отечественные туристические маршруты – практиковался выезд туристических групп в страны социалистической направленности. С приходом новых, рыночных отношений, международный туризм стал менее доступен всем слоям общества (из материальных соображений), но зато значительно расширил свои границы. Сейчас можно посетить практически любую страну.

В настоящее время в России работают более 15000 организаций, основной деятельностью которых является туризм, и более 35000 – туризм в том числе. С созданием новой рыночной инфраструктуры туризма успешно решаются вопросы пополнения государственного бюджета за счет туристической деятельности, стимулирования развития других отраслей народного хозяйства (торговли, транспорта, связи, производства товаров народного потребления), а также конституционных прав граждан на отдых.

Туризм – одна из динамично развивающихся отраслей России, хотя его государственная поддержка производится по остаточному принципу.

В туристической индустрии с 1991 по 20086 годы создано и сохранено около 800 тыс. рабочих мест.

2 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

По количеству культурно-досуговых учреждений и самодеятельных коллективов, в том числе детских, по числу клубных формирований и числу участников в них край входит в России в первую десятку. Они остаются центрами самой массовой, общедоступной досуговой деятельности, позволяющей реализовать населению свои интересы и увлечения, творческие способности.

Музеи края располагают уникальными коллекциями, которые принимали участие в российских и международных выставочных проектах: «Золото амазонок» (Франция, г. Тулуза), «Арнольд Шенберг и Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки», «Звук и образ. Музыка в русском искусстве XI-XX в.в.» (г.Москва), «В.В.Кандинский. Из фондов российских музеев» (Япония, г. Токио), «Наталья Гончарова. Годы в России» (г. Санкт-Петербург), «Малевич и кинематограф» (Португалия, г. Лиссабон), «Червовая дама русского авангарда» (г. Москва). Ежегодно государственные и муниципальные музеи края посещает около 2 миллионов человек.

Значительную нишу в организации досуга населения края занимает деятельность учреждений культурно — досугового типа системы Министерства культуры РФ.

В крае сохранена и развивается вся многопрофильная сеть учреждений — это библиотеки, культурно-досуговые учреждения и парки, музеи и театры, концертные организации, кинотеатры и киноустановки, учебные заведения культуры и искусства.

В Краснодарском крае на 1 января 2010 года насчитывается 1041 общедоступных (публичных) библиотек Минкультуры Российской Федерации, из них 829 находятся в сельской местности, 4 библиотеки уровня субъекта Федерации.

Численность муниципальных библиотек края увеличилась на 3 единицы:

— Муниципальное образование Брюховецкийи район: Сельская библиотека дома культуры «Луч» муниципального учреждения «Культурно-досуговый центр» Брюховецкого сельского поселения;

— Муниципальное образование Лабинский район: муниципальное учреждение муниципального образования Лабинский район «Межпоселенческая бииблиотека»;

— Муниципальное образование Курганинский район: Сельская библиотека пос.Первомайский муниципального учреждения культуры «Курганинская межпоселенческая централизованная библиотечная система».

Крупнейшие библиотеки края:

Библиотеки уровня субъекта Федерации: ГУК «Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина» ; ГУК «Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых»; ГУК «Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И.Ф.Вараввы»; ГУК «Краснодарская краевая специальная библиотека им. А.П. Чехова»;

Крупнейшие библиотеки муниципального уровня:

— центральная городская библиотека (ЦГБ) г. Новороссийска;

— ЦГБ г. Сочи;

— ЦГБ г. Армавира;

— центральная детская библиотека г. Армавира;

— ЦГБ г. Краснодара;

— ЦГБ г. Туапсе;

— ЦГБ г. Кропоткин;

— ЦГБ города-курорта Анапа.

В 2010 году Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина отметила свой 110-летний юбилей. К этой дате были подготовлены издания:

— библиографический путеводитель «Библиотека им. А.С. Пушкина на страницах книжных и периодических изданий 2000-2010 гг.» (Краснодар, 2010);

— библиографический указатель «Пушкинка в XXI веке. Издательская деятельность библиотеки 2000-2010» (Краснодар, 2010).

ККУНБ им. А.С. Пушкина является крупнейшей на Кубани библиотекой, информационным центром, подлинным центром образования и культуры, а также обладательницей самого богатого в крае универсального фонда — 1,2 мл. экземпляров. Богатейшее собрание редких книг и рукописей насчитывает свыше 10 тысяч томов, в том числе книги 16 века, Межигорского и Донского монастырей. Краеведческий фонд насчитывает более 50 тыс. томов — национальное достояние не только Кубани, но и всей России. Наиболее уникальна его дореволюционная коллекция.

В 2009 году поступило новых изданий в библиотеку 12011 экз. и до 700 наименованийпериодических изданий.

Библиотека постоянно востребована жителями города и края. В 2009 году обслужено 46667 пользователей самых разных категорий: ученых, специалистов, студентов и пенсионеров. Книговыдача составили 1 462 000 тыс. экз. Библиотеку посетили 156 тыс. человек.

Структура библиотеки включает 26 подразделений, из них в 10 отделах обслуживания открыто 16 кафедр выдачи литературы, обеспечивающих дифференцированное обслуживание читателей.

Библиотека им. братьев Игнатовых – документально появление ЦГДБ им. КИМ, как самостоятельной единицы зафиксировано 8 августа 1933 г. Детская библиотека была тогда единственным в городе учреждением по внешкольному воспитанию. Постоянного помещения не было. За 1933 год библиотека переезжала из одного района в другой 6 раз. На комплектование было выделено 500 рублей. В фонде насчитывалось 2070 экз. (более половины – на украинском языке). Читателей было в два раза больше, чем книг. Фонд библиотеки – почти 200 000 документов. Количество записей в базах данных – почти 200 тысяч. Библиотека выписывает более 300 наименований периодических изданий. У нас читают более 30 000 детей и подростков.

Сегодня в структуру библиотеки им. А.П. Чехова входят 4-е филиала в городах Армавир, Ейск, Краснодар, Лабинск и 36 библиотечных пунктов выдачи литературы, 20 из которых – при библиотеках края, 14 – при первичных организациях ВОС и 2 при образовательных специализированных учебных заведениях г. Армавира.

Пользователями библиотеки являются более 5800 жителей Краснодарского края с разными категориями инвалидности, разного возраста, социального положения, имеющие разные интересы и запросы, в том числе дети и подростки. Ежегодно в среднем читателям выдается более 250 тысяч экземпляров документов, действует 32 кружка громкого чтения, 11 кружков по изучению Брайля, проводиться более 1600 массовых мероприятий.

Детская художественная школы им. В.А Пташинского города Краснодара была включена в энциклопедию «Одаренные дети -будущее России», которую выпускает издательство «Спец-Адрес».

Детская художественная школа в Краснодаре была основана в 1947 году. С 1953 по 1968 годы учебное заведение возглавлял Владимир Пташинский - талантливый художник, педагог и коллекционер, внесший огромный вклад в становление школы и развитие социально-культурной сферы края. В 1990 году Краснодарской детской художественной школе было присвоено его имя.

В настоящее время в художественной школе на трех отделениях обучаются более 600 учащихся в возрасте от 8 до 18 лет и старше. В учреждении работают 14 педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, двое - звание «Заслуженный работник культуры Кубани», пятеро являются членами Союза художников РФ.

В школе открыты классы истории искусств и декоративно-прикладного искусства; мастерская керамики и зал компьютерной техники; современным оборудованием оснащен медиа-класс.

Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина основана 10 февраля 1900 года в честь 100-летия со дня рождения поэта. Сегодня она является крупнейшим хранилищем отечественной и зарубежной литературы на территории Кубани, центром информации, образования и культуры, краеведческой библиографии и методическим центром для библиотек края.

Книжные фонды библиотеки насчитывают 1 млн. 200 тыс. единиц хранения и включают книги, журналы, газеты, ноты, грампластинки, лазерно-оптические диски, видеокассеты.

Ежегодно библиотеку посещают свыше 45 000 читателей, им выдается свыше 1,5 млн. изданий.

Собрание редких книг насчитывает свыше 10 тысяч томов, в числе которых уникальная коллекция книг кирилловского шрифта XVI века, книги из Межигорского, Донского монастырей, прижизненные издания произведений русских писателей, более 50 тыс. томов — национальное достояние не только Кубани, но и всей России. Наиболее уникальна его дореволюционная коллекция.

Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д.Фелицына — одно из ведущих музейных учреждений краеведческого профиля России. Головной музей создан в 1879 году, музей-заповедник образован в 1977 году. Указом Президента Российской Федерации отнесен к объектам федерального (общероссийского) значения.

В состав музея-заповедника входят головной краеведческий музей в Краснодаре, Тимашевский музей семьи Степановых, Анапский археологический музей, Темрюкский историко-археологический музей, Таманский музейный комплекс.

Музей является методическим центром для музеев Северо-Кавказского региона, координатором работы Южного филиала Научного совета исторических и краеведческих музеев при Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ.

В фондах музея-заповедника хранится более 350 тысяч подлинных экспонатов, в том числе уникальные коллекции древнего декоративно-прикладного искусства, археологии, материалы по природе, истории, этнографии Кубани.

Фондовые выставки музея с успехом экспонировались в Москве, Санкт-Петербурге, регионах России, а также в Германии, Франции, Колумбии, Югославии, Швейцарии, Японии. Значительным событием в культурной жизни стал показ во Франции и России выставки «Золото амазонок», организованной совместно с музеями Ростовской области.

В 2007 году на родную землю возвращены регалии Кубанского казачьего войска, выставка которых в музее стала важной вехой на пути восстановления исторической справедливости, возрождения казачьих традиций.
Ежегодно музей-заповедник посещают более 500 тысяч жителей и гостей Кубани, активно проводятся выставки, краевые смотры и конкурсы.
Музей-заповедник обладает кадрами высшей квалификации, среди которых доктора и кандидаты наук, разработчики и участники международных, российских и региональных проектов и программ. Ежегодно проводятся научные конференции, традиционные «Фелицынские чтения», «Степановские чтения», публикуются книги, сборники статей и сообщений.

Музей стал инициатором сотрудничества с клубами исторической реконструкции, другими общественными молодежными объединениями. С 2007 года в крае проводится фестиваль клубом исторической реконструкции «Черноморское порубежье».

Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д.Фелицына использует опыт Государственного исторического музея, Российского этнографического музея и музеев Северного Кавказа.

Краснодарский краевой художественный музей, основанный екатеринодарским любителем искусств Федором Акимовичем Коваленко в 1904 г., в настоящее время является одним из ведущих музеев художественного профиля юга России.

В собрании музея, насчитывающем более 11 тысяч единиц хранения, имеются уникальные коллекции древнерусской иконописи, отечественного искусства XVIII-XX веков, зарубежного искусства XVII-XIX веков, японской ксилографии, произведений художников Кубани.

В конце XX века в фонды музея были переданы личные коллекции академика Л.Ф.Ильичева, заслуженного художника России А.Е.Глуховцева, А.И.Слуцкого, ставшие неотъемлемой частью историко-культурного наследия Кубани.

По составу художественного собрания музей входит в число лучших провинциальных музейных учреждений страны. Музей активно участвует в международных, российских и региональных проектах: («Золотая карта России», «Эрмитаж Югу России», «Великая утопия», «Москва-Берлин», «Амазонки авангарда», «Диалог живописи и музыки», «Малевич и кинематограф», «Варшава - Москва. Москва - Варшава. 1900 — 2000», «В.В.Кандинский», «Россия и авангард», «Здравствуй, Родина!», «Борис Кустодиев», »Молодая палитра» и др.

Произведения из фондов музея с успехом экспонировались в Италии, Франции, Германии, США, Австралии, Португалии, Японии, Польше, Китае и других странах мира.

В музее открыт информационно-образовательньтй центр «Русский музей: виртуальный филиал», имеющий огромное значение для популяризации отечественного художественного и историко-культурного наследия среди молодежи.

Постоянное внимание музей уделяет просветительской и благотворительной деятельности, реализуя долгосрочный партнерский проект для детских домов «Мозаика добра», обслуживая передвижными выставками и мультимедийными программами города и районы Кубани.

Музей выступил инициатором проведения в крае общеевропейской культурной акции «Ночь музеев», ставшей новым традиционным весенним молодежным праздником.

Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств образован в 1989 году. Первая выставка состоялась в 1990 году. Зал — это основная выставочная площадка Южного федерального округа. За годы функционирования стал одним из наиболее посещаемых учреждений культуры, центром популяризации современного изобразительного искусства, произведений художников России и Кубани, традиционным местом проведения региональных художественных выставок »Юг России. Мир Кавказу», краевых профессиональных конкурсов в области изобразительного искусства «БИЕННАЛЕ».

Новороссийский исторический музей-заповедник один из крупнейших музеев-заповедников военно-исторического профиля России, в состав которого входят, кроме основных экспозиций, объекты периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, памятник-ансамбль «Малая земля», дом-музей Н.А.Островского, выставочный зал.

Головной музей образован в 1916 году. Новороссийский государственный исторический музей-заповедник был создан в 1987 году. В 1995 году музей отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

В фондах музея-заповедника хранится более 150 тысяч подлинных предметов, реликвий военного времени, памятников истории и природы, этнографических материалов.

Ежегодно объекты музея-заповедника посещают около 200 тысяч жителей и гостей края. Выставочная и просветительская деятельность музея играет важную роль в военно-патриотическом и нравственном воспитании молодежи Кубани.

За создание стационарных выставок «Старый Новороссийск» и «Природа Новороссийского района» группа сотрудников музея-заповедника была удостоена премии администрации Краснодарского края в области науки, образования и культуры. Музей активно ведет научно-исследовательскую работу по периоду Великой Отечественной войны, организует научно-практические конференции, осуществляет публикации в российских и региональных изданиях по проблемам военной истории и музейным коллекциям, активно участвует в краевых и городских акциях и фестивалях.

Краснодарский государственный академический театр драмы основан в январе 1920 года как »первый советский драматический театр имени Луначарского». Первоначально он располагался в здании Зимнего тетра (ныне Краснодарская филармония), с 1973 года – в новом здании на площади Октябрьской революции с большим и камерным залами. В 1980 году театр удостоен ордена Трудового Красного Знамени. В 1996 году театру присвоено звание »академический».

В репертуаре Краснодарского театра балета Юрия Григоровича 14 спектаклей русской и мировой музыкальной классики. Театр участвовал в фестивалях искусств Европы, Америки, стран Азии. Четырежды с большим успехом гастролировал в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра.

Первое упоминание о Краснодарском краевом театре кукол относится к апрелю 1939 года. В духе времени он назывался «Краснодарским разъездным колхозно-совхозным кукольным театром». У истоков создания первого на Кубани театра для детей стоял С. Маршак.

Среди концертных организаций края особое место принадлежит Государственному академическому Кубанскому казачьему хору, которым более трех десятилетий бессменно руководит народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, Герой труда Кубани В.Г.Захарченко. Выдающийся творческий коллектив страны, ведущий начало от Кубанского Войскового певческого хора, Государственный академический Кубанский казачий хор имеет славную, самобытную, отмеченную высокими художественными достижениями историю. Коллектив дважды становился лауреатом Всероссийских конкурсов государственных народных хоров, лауреатом многочисленных международных конкурсов и фестивалей награжден орденом Дружбы народов, удостоен Государственной премии им. Т. Г. Шевченко Республики Украина. Его радушно принимали зрители более 100 стран мира. Он достойно несет знамя самобытного казачьего искусства Кубани.

В крае успешно работает творческое объединение «Премьера», которому в 2007 году присвоено имя его создателя народного артиста России, лауреата Государственной театральной премии им. Ф.Волкова, Героя труда Кубани Л.Г. Гатова. В составе творческого объединения Музыкальный театр и Театр балета Юрия Григоровича, Молодежный театр и Новый театр кукол, Музыкальный шоу-театр «Премьера», симфонический, джазовый, духовой оркестры, «Премьер-оркестр» струнных инструментов, ансамбли «Криница» и «Родник», детский театр песни и другие творческие коллективы. Творческие коллективы ТО «Премьера» много гастролируют за рубежом, успешно представляют российское искусство на престижных фестивалях в Германии и Японии. Артисты побывали в гастрольных поездках во Франции, Испании, Португалии, Италии, Ливане, Турции, США, Великобритании.

Краснодарская филармония создана 10 мая 1939 года. На сцене Краснодарской филармонии выступали такие мастера искусств, как Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Борис Штоколов, Зураб Соткилава, Николай Петров, Анна Нетребко, Валерий Гергиев.

Сегодня Краснодарская филармония — одна из крупнейших на юге России концертных организаций, обладающая богатым творческим потенциалом, и обогащённая достижениями современной концертной практики, продолжает лучшие традиции российского филармонического дела. В 2007 году распоряжением губернатора края А.Н.Ткачева Краснодарской филармонии присвоено имя выдающегося российского композитора, народного артиста СССР Г.Ф.Пономаренко, чей жизненный и творческий путь был связан с Кубанью более четверти века. В 2009 году Краснодарская филармония отмечает 70 летие.

Сеть дошкольного образования Кубани представлена широким спектром образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребности семьи.

В настоящее время развиваются дошкольные учреждения с различными приоритетными направлениями деятельности детей. Продолжают развиваться вариативные формы дошкольного образования. Широко распространены группы кратковременного пребывания детей в детском саду, в том числе и для детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Большое внимание уделяется содержанию образования дошкольников, используются вариативные программы, средства обучения, особое внимание уделяется региональному компоненту образовательных программ и предшкольной подготовке детей с 5,5 лет. Все это значительно обогащает содержание дошкольной ступени образования.

Особое внимание в крае уделяется созданию благоприятных условий в детских садах для полноценного развития детей, а также педагогическим технологиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Коррекционная помощь детям, имеющим проблемы в здоровье и развитии, оказывается квалифицированными специалистами.

Систематическая работа по оздоровлению дошкольников, поиск и разработка новых форм работы с детьми в данном направлении, создание необходимых условий и имеющаяся база для оздоровления детей позволяют ежегодно снижать заболеваемость.

В 2010 году принята краевая долгосрочная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования Краснодарского края» на 2010-2015 годы». Реализация программы позволит построить более 20 новых детских садов и ввести свыше 8,5 тыс. дошкольных мест.

Программа «Создание развивающей среды и укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений» позволила приобрести и обновить на 50% игровое и спортивное оборудование детских садов. На эти цели израсходовано 85,5 млн. рублей.

Отдельное место в сфере просвещения, науки и культуры региона занимают высшие учебные заведения края — крупные научно-образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов практически по всем отраслям знаний. В крае работает 11 государственных учреждений высшего образования. Это — классический, аграрный, технологический, медицинский университеты, университет культуры и искусств, университет физической культуры, спорта и туризма, Армавирский педагогический университет, Морская академия им. Ф.Ф. Ушакова, Сочинский университет туризма и курортного дела и другие. Кроме того, на Кубани открыли свои филиалы ведущие вузы страны, такие как Российский торгово-экономический университет (в г. Краснодаре), Российский университет дружбы народов (в г. Сочи), Российский государственный социальный университет и другие.

Дошкольное образование остается одним из приоритетных направлений в системе образования Кубани. Предстоит решить много проблем и задач, направить усилия на его модернизацию и преобразование.

В 2010 году в системе общего образования функционировало 1195 дневных общеобразовательных учреждений (ОУ) с контингентом учащихся 481214. Среди общеобразовательных учреждений имеются 48 начальных школ, из них 19 школ-детских садов. Так же 196 основных и 944 средняя, из них 47 гимназий, 21 лицей и одна школа с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, в крае осуществляют образовательную деятельность 5 казачьих кадетских корпусов, одна кадетская морская школа-интернат, одна школа-интернат с первоначальной летной подготовкой. Так же в крае функционирует 24 негосударственные общеобразовательные школы.

Продолжается работа по развитию сети классов и групп кадетской и казачьей направленности, количество которых с каждым годом увеличивается.

На базе учреждений профессионального образования открываются ресурсные центры по подготовке высококвалифицированных кадров.

В учреждениях начального профессионального образования обучение осуществляется по профессиям для промышленной, агропромышленной, строительной, транспортной сфер, санаторно-курортного комплекса, сферы торговли и обслуживания.


Виды и специфика предприятий социально-культурной сферы. Классификация организаций СКС:

  • по формам собственности;
  • по виду продукта (услуги) пли результату деятельности;
  • по способу хозяйственной деятельности.

Особенность финансов социально-культурной сферы. Основные источники финансирования организаций социально-культурной сферы:

  • централизованные (прямое бюджетное финансирование, целевые программы, косвенное финансирование, государственные премии, гранты, льготные тарифы, целевые внебюджетные фонды);
  • децентрализованные (коммерческая деятельность предприятии СКС; авторское право; Международные проекты и программы; сотрудничество организаций СКС с бизнесом и обществом и виде спонсорства, благотворительности, патронажа; фандрейзинг) Формирование расходов предприятий СКС на основе сметного и нормативного планирования. Роль и значение системы минимальных социальных стандартов в РФ. Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС) как установленный в РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий населения. Основные типы ГМСС. Преимущества использования стандартов и норм в расчете бюджетной потребности организаций СКС.

Переход России к рыночной экономической модели сопровождается трансформацией отношений собственности, коренным изменением общественных отношений между людьми и их объединениями по поводу материальных благ. Специфичность отраслей социально-культурной сферы изначально определила необходимость нестандартных решений, принимаемых в процессе регулирования в них отношений собственности. Кроме того, объективные сложности переходного периода привели к усложнению институциональной структуры отраслей, а также обострили финансовые проблемы учреждений и организаций отраслей социально-культурной сферы, главным образом общественного сектора — государственных и вновь зарождающихся частных некоммерческих и коммерческих структур.

Отношения собственности формируются под влиянием господствующих экономических отношений я социально-экономических условий жизни. Эта общая теоретическая предпосылка определённым образом модифицируется в отраслях социально-культурной сферы, которые являются, во-первых, преимущественно, сферой общественного сознания и, во-вторых, совокупностью отраслей, учреждений, хозяйствующих субъектов. Кроме того, в отраслях социально-культурной сферы имеется большой объём невещественных факторов и результатов производства, что определяет существование особого рода неимущественных отношений собственности, не характерных для большинства отраслей.

Рыночные отношения в России обусловили появление разнообразных форм собственности в социально-культурной сфере, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов. Рассмотрим возможные подходы к классификации организаций социально-культурной сферы. В качестве основных признаков могут быть следующие:

1. Классификация по формам собственности

В настоящее время, классифицируя организации социально-культурной сферы по формам собственности, можно выделить:

A) предприятия и организации федеральной собственности и собственности субъектов РФ;

B) предприятия и организации муниципальной собственности:

C) предприятия и организации частной собственности юридических и физических лиц.

2. Классификация по виду продукта (результату деятельности)

Данный признак обусловлен разнообразием продуктов (услуг), создаваемых и реализуемых организациями социально-культурной сферы. Используя его, можно выделить организации

A) производящие материальные продукты, например, производство компакт-дисков, художественные студи» и мастерские, фабрики народных промыслов, типографии, киностудии и т.п.:

B) оказывающие материальные услуги, например, специализированные реставрационные предприятия и мастерские, студии аудио- и видеозаписи, фотостудии, предприятия жилищно-коммунального и бытового хозяйства;

В) предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный в том числе финансовый) результат, например, все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов, компьютерных игр и т.д.;

Г) предоставляющие преимущественно нематериальные услуги, например, в этой группе можно выделить три подгруппы в зависимости от видов нематериальных услуг:

  • Культурных -театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досугов и т.д.;
  • Образовательных — учебные заведения, средние и высшие учебные заведения;
  • Информационных — библиотеки, архивы, рекламные и информационные агентства, Интернет и т.д.;

Д) осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры — художественные

салоны и магазины, антикварные лавки, магазины по продаже музыкальной техники, дисков, кассет, книжной торговли и т.п.

3. Классификация по способу хозяйственной деятельности

Этот критерий позволяет относить конкретные организации социально-культурной сферы к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами. Различают следующие типы хозяйственной деятельности:

А) коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики, главное при этом, извлечение прибыли из производства и реализации конкретной услуги или продукта:

Б) некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации и государства, города, эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков: развитие искусства и других видов культурной деятельности как самоценных областей общественной жизни. Эти организации социально-культурной сферы являются либо бюджетными, т.е. часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней; либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций, частных пожертвований и других источников.

В) смешанный тип хозяйствования предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. Естественно, такие предприятия находятся в более выгодном экономическом положении по сравнению с чисто некоммерческими организациями. Например, образовательные школы — это бюджетные организации, а государственные ВУЗы, в основном имеют смешанный тип хозяйствования.