Интерес к науке о душе, именно так переводится слово «психология», у человечества возник много веков тому назад. И до сих пор он не угасает, а наоборот, разгорается с новой силой. При этом на протяжении длительного времени знаменитые психологи неоднократно меняли, развивали и дополняли научную мысль о внутреннем мире человека. За множество столетий ими было написано огромное количество монографий, статей, книг на указанную тему. И конечно же, знаменитые психологи, исследуя нюансы и тонкости науки о душе, сделали в ней невероятные открытия, которые имеют огромное практическое значение и в дни сегодняшние. Такие фамилии, как Фрейд, Маслоу, Выготский, Овчаренко, известны во всем мире. Эти знаменитые психологи стали настоящими новаторами в исследуемой области. Для них наука о душе была неотъемлемой частью их жизни. Кто же они и благодаря каким научным достижениям прославились? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Зигмунд Фрейд
Для многих самый знаменитый психолог - это именно он. Его революционная теория известна практически каждому.
Зигмунд Фрейд появился на свет в 1856 году в австро-венгерском городке Фрайберге. Этот человек стал настоящим экспертом в области неврологии. Главная его заслуга заключается в том, что он разработал доктрину, которая легла в основу психоаналитической школы. Именно знаменитый психолог Фрейд выдвинул идею о том, что причиной любой патологии нервной системы является комплекс сознательных и бессознательных процессов, которые заметно влияют друг на друга. Это был настоящий прорыв в науке.
Абрахам Харольд Маслоу
Категорию «Знаменитые психологи», бесспорно, нельзя представить без этого талантливого ученого. Он родился в 1908 году в американском Нью-Йорке. Абрахам Маслоу создал теорию В его монографиях можно встретить такое понятие, как «Пирамида Маслоу». Она представлена специальными диаграммами, которые олицетворяют элементарные человеческие потребности. В экономической науке указанная пирамида нашла самое широкое применение.
Мелани Кляйн
В категории «Знаменитый детский психолог» ее персона занимает далеко не последнее место. Мелани Кляйн появилась на свет в 1882 году в австрийской столице. Она всегда с ностальгией вспоминала детские годы, которые были наполнены счастьем и радостью. Интерес к науке о душе у Мелани проснулся после того, как она дважды испытала на себе психоанализ.
Впоследствии Кляйн напишет ценные научные монографии, посвященные аспектам детского психоанализа. И несмотря на то, что теория Мелани будет идти вразрез с фрейдовской доктриной детского анализа, она сможет доказать, что простая детская игра может открыть многие тайны психики ребенка.
Виктор Эмиль Франкл
Знаменитые психологи мира - это еще и ученый по фамилии Франкл. Он родился в 1905 году в столице Австрии. Он прославился уникальными открытиями в области не только психологии, но и философии. Усилиями Франка заработала Третья Венская школа психотерапии. Он является автором монографии «Человек в поисках смысла». И именно этот научный труд лег в основу трансформации инновационного метода психотерапии, который более известен как логотерапия. В чем его смысл? Все просто. Человек на протяжении своего существования пытается решить проблему поиска смысла жизни.
Адлер Альфред
Этот человек также принадлежит к научным светилам, оставившим глубокий след в психологии. Он родился в австрийском Пенцинге в 1870 году. Примечателен тот факт, что Альфред не стал последователем Фрейда. Он сознательно лишился членства в психоаналитическом обществе. Ученый сплотил вокруг себя собственный коллектив единомышленников под названием «Ассоциация индивидуальной психологии». В 1912 году он публикует монографию «О нервном характере».
Вскоре он инициирует создание «Журнала индивидуальной психологии». Когда власть захватили нацисты, он прекратил научную деятельность. В 1938 году была закрыта клиника Альфреда. Так или иначе, но он был единственным экспертом в области психологии, который отстаивал идею о том, что главная составляющая развития личности - это желание сохранить и развить собственную неповторимость и индивидуальность.
Ученый полагал, что образ жизни человека напрямую влияет на качество опыта, который он приобретет в старости. Этот опыт прочно взаимосвязан с ощущением коллективизма, одним из трех врожденных бессознательных чувств, входящих в структуру «Я». Конструкция стиля жизни зиждется на чувстве коллективизма, но оно далеко не всегда подлежит развитию и может оставаться в зачаточном состоянии. В последнем случае могут возникать ссоры и конфликтные ситуации. Ученый подчеркивал, что если человек может находить общий язык с другими, то стать неврастеником ему не грозит, и он редко когда отважится на дикие и
Блюма Вульфовна Зейгарник
Это тоже ученый с мировым именем. Знаменитая женщина-психолог Блюма Вульфовна Зейгарник родилась в 1900 году в литовском городке Прены. Она училась у таких именитых специалистов психологии, как Э. Шпрангер, К. Гольдштейн. Зейгарник разделяла научные взгляды, изложенные в гештальтпсихологии. Противники этой теории неоднократно пытались разубедить Блюму Вульфовну посещать занятия Левина, но она осталась непреклонна. Женщина прославилась тем, что вычленила уникальную закономерность, которая впоследствии получила название «эффект Зейгарник».
Смысл его прост. Женщина-психолог поставила нехитрый опыт. Она собрала определенное количество людей и попросила их за конкретный промежуток времени решить ту или иную задачу. В результате проведенных экспериментов Блюма Вульфовна пришла к выводу о том, что о неоконченных действиях человек помнит гораздо лучше, чем об оконченных.
Акоп Погосович Назаретян
Заслуги этого ученого в области психологии массового поведения и в сфере культурной антропологии переоценить невозможно. Акоп Назаретян - уроженец города Баку. Родился ученый в 1948 году. За годы служения науке он написал огромное количество монографий, где исследовал проблемы теории развития общества.
Лев Семенович Выготский
Его заслуженно называют Моцартом психологии, хотя справедливости ради следует отметить, что изначально он изучал абсолютно другие сферы познания. Он поступил на медицинский факультет, затем перевелся на юридический. И даже проявлял недюжинный интерес к литературе. Оставил ученый и крупный след в науке о душе. родился в 1896 году в белорусском городке Орша. Этого ученого можно смело причислять к списку под названием «Знаменитые психологи России». Почему? Да в первую очередь потому, что он является автором культурно-исторической теории в психологии. Еще в 1924 году Выготский в своей работе критично отозвался о рефлексологии. В зрелые годы он стал углубленно изучать вопросы речи и мышления и создал по этой теме исследовательскую работу. В ней Лев Семенович доказал, что процессы мышления и изречения мыслей тесно взаимосвязаны друг с другом. В 1930-е годы за свои взгляды ученый подвергся настоящему гонению: советские чиновники пытались изобличить его в извращениях идеологического характера.
Моцарт психологии оставил после себя несколько фундаментальных работ, огромное количество монографий, вошедших в собрание сочинений.
В своих трудах он освещал проблемы психологического развития личности, вопросы влияния коллектива на личность. Безусловно, Выготский внес большой вклад в науку о душе и смежные с ней дисциплины: языкознание, философию, дефектологию, педагогику.
Виктор Иванович Овчаренко
Этот выдающийся ученый родился в 1943 году в городе Мелекессе (Ульяновская область). Его заслуги в психологии невероятно огромны. Благодаря его исследованиям наука о душе существенно продвинулась в своем развитии. Виктор Иванович написал не одну работу фундаментального значения. Ученый занимался анализом социологического психологизма и глубоко изучал вопросы о межличностных отношениях.
Его монографии печатались не только в российских, но и в зарубежных СМИ.
В 1996 году Овчаренко перед научным сообществом выступил с идеей переосмысления исторических периодов отечественного психоанализа. Он инициировал выпуск публикаций, в которых отразил биографии порядка 700 именитых людей, среди которых психологи, философы, культурологи.
Последнее обновление: 22/03/2015
Обзор выдающихся мыслителей в области психологии
Широту и разнообразие психологии можно увидеть, посмотрев, на некоторых из наиболее известных мыслителей. В то время как каждый теоретик, возможно, был частью наиважнейшей философской школы, каждый принес уникальный вклад и новые перспективы развития психологии как науки.
Исследование, которое появилось в июле 2002 года « » создало рейтинг 99 самых влиятельных психологов. Составление рейтинга было основано главным образом на трех факторах: частота цитирования в журналах, в вводных цитатах учебников, и результатах опросах 1725 членов Американской ассоциации психологов.
10 влиятельных мыслителей в области психологии
В следующем списке приводится обзор 10 психологов из этого опроса. Эти люди не только некоторые из самых известных мыслителей в области психологии, они также сыграли важную роль в истории психологии и внесли важный вклад в наше понимание человеческого поведения. Этот список не является попыткой определить, кто был самым влиятельным или какие школы мысли были лучшими. Вместо этого, этот список дает представление о некоторых теоретических взглядах, которые влияют не только на психологию, но и на культурную среду, в которой мы живем.
В исследовании 2002 года рейтинга 99 самых выдающихся психологов 20-го века, возглавляет список. Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма. Методы терапии, основанные на его теориях, широко используется и сегодня, в том числе техники модификации поведения.
Когда люди думают о психологии, многие склонны думать о Фрейде. Его работы поддерживают мнение, что не все психические заболевания имеют физиологические причины, и он также предложил доказательство того, что культурные различия оказывают влияние на психологию и поведение. Его работы и труды способствовали нашему пониманию личности, клинической психологии, человеческого развития, и патопсихологии.
Работы считаются частью когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х годов. Его социальная теория обучения подчеркнула важность наблюдения обучения, подражание и моделирование. ” Обучение будет чрезвычайно трудоемким, чтобы не сказать опасным, если людям придется полагаться только на результаты их собственных действий для того, чтобы понять, что им следует делать. ” Бандура объяснил в своей книге «Социальная теория обучения».
Работы Жана Пиаже оказали глубокое влияние на психологию, особенно в нашем понимании детского интеллектуального развития. Его исследования способствовали росту психологии развития, когнитивной психологии, генетической эпистемологии, и реформы образования. Альберт Эйнштейн однажды описал наблюдения Пиаже относительно детского интеллектуального роста и мыслительных процессов как открытие, «Настолько простым, что до него мог додуматься Только гений.»
Карл Роджерс сделал упор на человеческий потенциал, который оказал огромное влияние на психологию и образование. Он стал одним из важнейших гуманистических мыслителей. Как пишет его дочь Натали Роджерс, он был «Он относился по жизни к людям с сочувствием и пониманием, и воплощал свои демократические идеалы в работе преподавателем, писателем и терапевтом».
Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его 1200-страничный текст, Принципы психологии, стала классикой на эту тему, и его учения и труды помогли установить психологию как науку. Кроме того, Джеймс сделал вклад в функционализм, прагматизм и повлиял на многих студентов-психологов в течение своей 35-летней педагогической деятельности.
Теория стадии психосоциологического развития Эрика Эриксона помогла пробудить интерес и исследование в области развития человека через продолжительность жизни. Психолог расширил теорию, исследуя развитие в течение жизни, включая события детства, взрослой жизни, и старости.
Был российским физиологом, исследование которого повлияло на развитие такого направления в психологии как бихевиоризм. Экспериментальные методы Павлова помогли отодвинуть психологию от самоанализа и субъективных оценок к объективному измерению поведения.
Как-то я уже писал про 100 самых выдающихся психологов ХХ века . Но психология не стоит на месте и классикам наступают на пятки более молодые поколения исследователей. Группа исследователей во главе с Эдом Динером составили список из 200 самых выдающихся психологов современности , имея в виду тех, у кого пик карьеры пришёлся на период после Второй мировой войны. Статья со списком опубликована в новом журнале открытого доступа от APA Archives of Scientific Psychology .
На первом этапе они составили список из 348 психологов, которые потенциально могли бы претендовать на звание самых выдающихся. При составлении этого списка авторы использовали 6 источников: 1) получатели наград APA за выдающихся вклад в науку, 2) получатели наград APS, 3) члены американской National Academy of Sciences, 4) члены American Academy of Arts and Sciences, 5) авторы самых цитируемых статей по данным Institute for Scientific Information, 6) исследователи, часто упоминающиеся в 5 вводных учебниках по психологии.
Дальше эти 348 психологов, были проранжированы по интегральной оценке, основанной на трёх критериях: 1) наличие наград APA и APS за вклад в психологию, 2) количество страниц в 5 вводных учебниках по психологии, посвящённых исследователю или его исследованиям (плюс количество строчек в статьях Википедии), 3) цитирования (объединялись общее количество цитирований, индекс Хирша, наиболее цитируемые работы). Количество цитирований определялось по данным Google Scholar, поэтому не удивляйтесь огромным абсолютным цифрам, известно, что Google Scholar учитывает цитирования не только из рецензируемых журналов, поэтому находит их значительно больше, чем, например, Web of Science.
Список первых 200 самых выдающихся получился такой:
- BANDURA, Albert
- PIAGET, Jean
- KAHNEMAN, Daniel
- LAZARUS, Richard
- SELIGMAN, Martin
- SKINNER, B. F.
- CHOMSKY, Noam
- TAYLOR, Shelley
- TVERSKY, Amos
- DIENER, Ed
- SIMON, Herbert
- ROGERS, Carl
- SQUIRE, Larry
- ANDERSON, John
- EKMAN, Paul
- TULVING, Endel
- ALLPORT, Gordon
- BOWLBY, John
- NISBETT, Richard
- CAMPBELL, Donald
- MILLER, George
- FISKE, Susan
- DAVIDSON, Richard
- MCEWEN, Bruce
- MISCHEL, Walter
- FESTINGER, Leon
- MCCLELLAND, David
- ARONSON, Elliot
- POSNER, Michael
- BAUMEISTER, Roy
- KAGAN, Jerome
- LEDOUX, Joseph
- BRUNER, Jerome
- ZAJONC, Robert
- KESSLER, Ronald
- RUMELHART, David
- PLOMIN, Robert
- SCHACTER, Daniel
- BOWER, Gordon
- AINSWORTH Mary
- MCCLELLAND, James
- MCGAUGH, James
- MACCOBY, Eleanor
- MILLER, Neal
- RUTTER, Michael
- EYSENCK, Hans
- CACIOPPO, John
- RESCORLA, Robert
- EAGLY, Alice
- COHEN Sheldon
- BADDELEY, Alan
- BECK, Aaron
- ROTTER, Julian
- SMITH, Edward
- LOFTUS, Elizabeth
- JANIS, Irving
- SCHACHTER, Stanley
- BREWER, Marilynn
- SLOVIC, Paul
- STERNBERG, Robert
- ABELSON, Robert
- MISHKIN, Mortimer
- STEELE, Claude
- SHIFFRIN, Richard
- HIGGINS, E. Tory
- WEGNER, Daniel
- KELLEY, Harold
- MEDIN, Douglas
- CRAIK, Fergus
- NEWELL, Allen
- HEBB, Donald
- CRONBACH, Lee
- MILNER, Brenda
- GARDNER, Howard
- GIBSON, James
- THOMPSON, Richard
- GREEN, David
- BERSCHEID, Ellen
- MARKUS, Hazel
- JOHNSON, Marcia
- HILGARD, Ernest
- MASLOW, Abraham
- DAMASIO, Antonio
- ATKINSON, Richard
- ERIKSON, Erik
- BROWN, Roger
- SPERRY, Roger
- COHEN, Jonathan
- ROSENZWEIG, Mark
- TOLMAN, Edward
- GREENWALD, Anthony
- HARLOW, Harry
- DEUTSCH, Morton
- SPELKE, Elizabeth
- GAZZANIGA, Michael
- ROEDIGER, H. L.
- GUILFORD, J. P.
- HETHERINGTON, Mavis
- PINKER, Steven
- TREISMAN, Anne
- RYAN, Richard
- BARLOW, David
- FRITH, Uta
- ASCH, Solomon
- SHEPARD, Roger
- ATKINSON, John
- COSTA, Paul
- JONES, Edward
- SPERLING, George
- CASPI, Avshalom
- EISENBERG, Nancy
- GARCIA, John
- HEIDER, Fritz
- SHERIF, Muzafer
- GOLDMAN-RAKIC, P.
- UNGERLEIDER, Leslie
- ROSENTHAL, Robert
- SEARS, Robert
- WAGNER, Allan
- DECI, Ed
- DAVIS, Michael
- ROZIN, Paul
- GOTTESMAN, Irving
- MOFFITT, Terrie
- MAIER, Steven
- ROSS, Lee
- KOHLER, Wolfgang
- GIBSON, Eleanor
- FLAVELL, John
- FOLKMAN, Susan
- GELMAN, Rochel
- LANG, Peter
- NEISSER, Ulrich
- CSIKSZENTMIHALYI, Mihalyi
- MERZENICH, Michael
- MCCRAE, Robert
- OLDS, James
- TRIANDIS, Harry
- DWECK, Carol
- HATFIELD, Elaine
- SALTHOUSE, Timothy
- HUTTENLOCHER, J.
- BUSS, David
- MCGUIRE, William
- CARVER, Charles
- PETTY, Richard
- MURRAY, Henry
- WILSON, Timothy
- WATSON, David
- DARLEY, John
- STEVENS, S. S.
- SUPPES, Patrick
- PENNEBAKER, James
- MOSCOVITCH, Morris
- FARAH, Martha
- JONIDES, John
- SOLOMON, Richard
- SCHEIER, Michael
- KITAYAMA, Shinobu
- MEANEY, Michael
- PROCHASKA, James
- FOA, Edna
- KAZDIN, Alan
- SCHAIE, K. Warner
- BARGH, John
- TINBERGEN, Niko
- KAHN, Robert
- CLORE, Gerald
- LIBERMAN, Alvin
- LUCE, Duncan
- BROOKS-GUNN, Jeanne
- LUBORSKY, Lester
- PREMACK, David
- NEWPORT, Elissa
- SAPOLSKY, Robert
- ANDERSON, Craig
- GOTLIB, Ian
- BEACH, Frank
- MEEHL, Paul
- BOUCHARD, Thomas
- ROBBINS, Trevor
- BERKOWITZ, Leonard
- THIBAUT, John
- TEITELBAUM, Philip
- CECI, Stephen
- MEYER, David
- MILGRAM, Stanley
- SIEGLER, Robert
- AMABILE, Teresa
- KINTSCH, Walter
- CAREY, Susan
- FURNHAM, Adrian
- BELSKY, Jay
- OSGOOD, Charles
- MATTHEWS, Karen
- STEVENSON, Harold
- UNDERWOOD, Brenton
- BIRREN, James
- KUHL, Patricia
- COYNE, James
- Выдающиеся психологи почти всегда имеют очень большое количество статей (чаще всего сотни, но у некоторых их значительно больше: Adrian Furnham – больше 1100, Robert Sternberg – больше 1200!), часть из которых являются мега-цитируемыми. Этому способствует то, что чаще всего они не уходят на пенсию и продолжают проводить исследования всю свою жизнь. Видимо потому, что это им очень нравится. А поскольку средний возраст тех, кто уже умер, – 80 лет, а многие из них доживают до 90 лет (например, Jerome Bruner), их академический стаж часто превышает 50 и даже 60 лет.
- Признание со стороны профессиональных организаций приходит поздно. Средний возраст получения награды APA – 59 лет. Только один Paul Meehl получил награду в 30 лет, а Kahneman и Festinger – в 40.
- 38% психологов из этого списка получили степень PhD в 5 университетах: Гарвард, Университет Мичигана, Йель, Стэнфорд, Университет Пенсильвании. Если к ним добавить ещё 5 – Университет Калифорнии в Беркли, Университет Миннесоты, Колумбийский университет, Университет Чикаго и Университет Техаса – то защитившихся в этой десятке будет уже 55%. Поскольку в США около 285 аспирантур по психологии, то авторы отмечают среди них большое неравенство. Однако со временем это неравенство снижается, т.к. среди рождённых до 1936 года 38% получили свою степень PhD в университетах Лиги Плюща (т.е. всего в 8 университетах). Среди рождённых после 1936 года таких уже 21%. На уровне бакалавриата и магистратуры наблюдается большее разнообразие. Первые 5 мест здесь занимают Гарвард, Университет Мичигана, Городской Университет Нью-Йорка, Стэнфорд и Университет Калифорнии в Беркли. Эти университеты закончили 20% самых выдающихся психологов.
- Большинство исследователей из этого списка хотя бы какое-то время работали в этих самых престижных университетах: 50 человек работали в Гарварде, 30 в Стэнфорде, 27 в Университете Пенсильвании, 27 в Университете Мичигана, 25 в Йеле.
- Несмотря на то, что от 75% до 80% психологов, оканчивающих университеты – женщины (то же самое наблюдается и на уровне степеней PhD), в списке самых выдающихся женщин меньшинство. Однако со временем их количество увеличивается. Среди родившихся до 1921 года только 10% женщин, между 1921 и 1950 годами – 22%, между 1951 и 1965 годами – 27%.
Предвидя возможные вопросы и комментарии, сразу скажу. Да, этот список состоит только из исследователей, практиков в нём нет. Так и задумывалось. Список строился на основе конкретных критериев, и если какого-то вашего любимого психолога в нём нет, значит по данным критериям он находится ниже остальных. Список актуален на данный момент, но со временем он может изменится. В него могут попасть новые люди, а уже находящиеся в нём могут поменять место.
И последнее. Если вдруг вы хотите стать выдающимся психологом, анализ списка самых выдающихся психологов может дать вам несколько советов, которые могут в этом помочь. Во-первых, надо закончить один из самых престижных университетов мира и получить в одном из них степень PhD. При этом не так важно, чем именно внутри психологии вы будете заниматься и что изучать, хотя изучать психологию ощущений и восприятия или социальную психологию, кажется, выгоднее. Во-вторых, надо много работать, проводить много исследований и публиковать много статей, не меньше сотни. В-третьих, надо любить заниматься исследованиями и делать это всю жизнь, которая должна быть долгой (надо попытаться дожить хотя бы до 80 лет). В-четвёртых, надо быть терпеливым, в психологии слава приходит поздно.
_______________________________________________
Diener, E., Oishi, S., & Park, J. Y. (2014). An Incomplete List of Eminent Psychologists of the Modern Era. Archives of Scientific Psychology, 2
(1), 20–32. doi:10.1037/arc0000006
Пост написал
Даже несмотря на то, что каждый из представленных здесь теоретиков-психологов, по всей вероятности, руководствовался идеями определенной доминирующей школы, все они внесли индивидуальный неоценимый вклад в развитие психологии.
В июле 2002 года был опубликован журнал «Review of General Psychology»,
в котором был представлен рейтинг 99 самых влиятельных психологов. Рейтинг был составлен с учетом трех основных факторов: частота цитат в журналах, частота цитат в вводной части учебников и результаты опроса 1725 членов Американской психологической ассоциации.
10 влиятельных психологов-мыслителей
В списке ниже представлены 10 психологов, которые по результатам опроса, считаются наиболее влиятельными. Эти люди — самые известные психологи-мыслители, которые сыграли важную роль в истории психологии и своим трудом расширили понимание человеческого поведения. Этот список – не является попыткой определить, кто был самым влиятельным или какая школа мысли была лучшей. Список дает представление об определенных теоретических взглядах, которые оказали влияние не только на психологию, но и на нашу культуру в целом.
1. Б. Ф. Скиннер
В исследовании 2002 года в рейтинге 99 самых выдающихся психологов 20-го века список возглавил Б. Ф. Скиннер. Стойкий бихевиоризм Скиннера сделал его доминирующей личностью в психологии, а методы терапии, основанные на его теориях, широко используются сегодня, в том числе и в таких областях как экономика.
2.
Когда люди думают о психологии, они вспоминают имя Фрейда. В своей работе он придерживался убеждения в том, что не все психические заболевания имеют физиологические причины. Фрейд также предложил доказательства того, что на психологию и поведение людей оказывают влияние их культурные различия. Работа и труды Зигмунда Фрейда способствовали более глубокому раскрытию понимания личности, развитию клинической психологии, человеческого потенциала и патопсихологии.
3. Альберт Бандура
Работы Бандуры представляют собой часть когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х. Он подчеркнул важность социальной теории обучения посредством наблюдений, имитации и моделирования. «Обучение было бы чрезвычайно трудоемким, если даже не опасным, если бы люди полагались исключительно на результат своих собственных действий». В своей книге «Теория социального научения», 1977 г. автор систематически излагает обоснованные предположения о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями внешних и внутренних факторов: социальные процессы оказывают на поведение ни чуть не меньшее влияние, чем когнитивные.
4.
Работы Жана Пиаже затрагивают понимание детского интеллектуального развития в области психологии. Исследования Жана Пиаже помогли развитию возрастной психологии, когнитивной психологии, генетической эпистемологии и появлению реформ в образовании. Альберт Эйнштейн как-то назвал наблюдения Пиаже над детским интеллектуальным развитием и мыслительными процессами открытием «настолько простым, что только гений мог подумать об этом».
5. Карл Роджерс
Карл Роджерс подчеркивал важность влияния человеческого потенциала на психологию и образование. Карл Роджерс стал одним из важнейших гуманистических мыслителей, известный одноименным направлением в терапии «терапией Роджерса», которую сам он называл личностно-ориентированной психотерапией. Как описывает его дочь Натали Роджерс, он был «образцом сострадания и демократических идеалов в жизни, а в работе педагогом, писателем и терапевтом».
6. Уильям Джеймс
Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его книга «Принципы психологии» объемом в 1200 страниц стала классикой. Его учение и сочинения помогли становлению психологии как науки. Кроме того, Джеймс внес вклад в развитие функционализма, прагматизма и послужил примером для многих студентов-психологов за период своей 35-летней преподавательской карьеры.
Теория возрастного развития Эрика Эриксона способствовала созданию живого интереса к исследованию развития потенциала человека. Будучи последователем эго-психологии, Эриксон расширил психоаналитическую теорию, исследуя развитие личности: события в раннем детстве, в зрелом возрасте и в старости.
8. Иван Павлов
Иван Павлов — русский физиолог, исследования условных рефлексов которого помогли становлению и развитию такого направления, как бихевиоризм в психологии. Экспериментальные методы Павлова помогли ученым отойти от самоанализа и субъективных оценок и перейти к объективному измерению поведения в психологии.
Левина называют отцом современной социальной психологии благодаря его новаторским работам, в которых он использовал научные методы и эксперименты для изучения социального поведения. Левин был конструктивным теоретиком, который посредством своего устойчивого воздействия на психологию стал одним из выдающихся психологов 20-го века.
10. Выбор читателей
Евгений Гарфилд (в 1977г.) и Хэггблум (в 2002г.), публикуя свои списки-рейтинги, оставляли последний пункт списка пустым для того, чтобы позволить читателю самостоятельно выбрать того психолога, который по мнению читателя должен войти в этот список.