Морской царь. Сценарий театрализованной конкурсно-игровой программы «Синее царство – морское государство Владыка морей и его любимые женщины

Я думой тяжкою извелся,
Печалью горькой изошел,
С судьбою больше не боролся -
С разбега прыгнул и ушел
На дно чернеющей реки,
Оставив только над собою
По волнам бегать пузырьки,
Прощание шептать прибою.
Но лишь сомкнулась надо мной
Вода потоком не одним,
Как я увидел под собой
Свет, исходивший из глубин.
И потрясенный - я такого
Никак не мог здесь ожидать, -
К нему направился, но снова
Не смог отчета себе дать,
Как мог дышать я под водою
И звуки слышать глубины.
Но тут возникла предо мною
В мерцании земной луны,
Окутавшись густой волною,
Скрывавшей бледные лучи,
Красы необъяснимой дева -
О, то морская королева!
Ее я сразу же узнал:
Не мало в детстве я читал
Об этой дивной красоте,
Царящей на глубоком дне.
Она мне мило улыбнулась,
Легонько поманив рукой;
И я, покорно повинуясь,
Поплыл к ней словно сам не свой.
Меня тянула ее кожа
Сиянием морской волны,
На суше так блестеть не может
Никто. И вот глаза мои
Ничто сравнить с ней не могли.
Как локоны ее струятся,
Переливаясь в темноте,
Морские звезды в них таятся,
Блестят и гаснут. Но не те,
Что небо ночью освещают -
Они б украсить не смогли
Ей волосы, они не знают
Морской подводной глубины.
Ее улыбка перламутром
Меня тянула и звала,
И по воде по этой мутной
Она мне фонарем была.
И я смотрел, завороженный,
Ей прямо в грустные глаза,
Ее молчаньем пораженный
Не выдержал и сам сказал:
«О, что за чудное виденье!
Игра больного воображенья!
Прости, что в царство я твое
Посмел вступить без разрешенья!»
Она меня лишь оглядела,
Печальным голосом пропела:
«Как оказался здесь, несчастный?
Чьей волей злобной побежден
И брошен в царстве ты моем
Сегодня - в день такой ненастный?»
Ее печали поразившись,
Я попытался объяснить,
Что в этом некого винить:
«Ничьей я воле не подвержен,
Свободен был и выбор мой,
И жизнью горькою повержен,
Отдался я волне морской».
«И землю с небом ты оставил?
Как странно. Выбор твой печален.
Пойдем, я покажу».
И повела меня в глубины
Владений царственных своих.
То, что увидел я средь них,
На суше никогда б не встретил,
И только здесь я их заметил:
Как волны от луны дрожат
И свет искристый отражают,
Как раковины в них лежат
И жемчуг жадно охраняют,
А тот и дразнит, и манит
Своим молочно-белым блеском;
Как скат на камешке лежит
И подражает тихим всплескам;
Как рыбки мелкие трусливо
Хвостами быстренько трясут,
Как водоросли неприхотливо
В теченье волн себя ведут.
И это самое теченье
Мне дух как будто захватило,
И, видя яркое свеченье,
Восторг свой был сдержать не в силах.
И я царевне так сказал:
«Такой красы, как в твоем царстве,
Я никогда и не видал.
Позволь мне навсегда остаться».
«Красы? - ответила она. -
И где же ты ее увидел?»
«Кораллы, рифы - все, что видел,
Прекрасней нет этого дна!»
Она мне горько рассмеялась.
«Наверное, тебе досталось
Немало горя на земле,
Коль ты прекрасным называешь
Морское дно. И мне тебе
Ответить есть что. Понимаешь,
С тобою рада б поменяться
И царство бросить я свое,
И очень громко бы смеяться,
Увидев все, что там твое
Ты на земле своей оставил.
О, эти рифы и кораллы -
Я б их на солнце променяла!
На теплый луч,
На птичий звон,
На небо туч,
На тихий стон,
На шум листвы
Под свежим ветром,
На шелк травы
Палящим летом,
На дождь и снег.
О, человек!
Ну разве может твое горе
Искупленным не быть землей?
Нет, не прекрасно это море!
Покоя нету под водой.
И нету счастия в пучине,
Во мгле без света и тепла
Томиться вечно я должна.
А ты, о чем всегда мечтала,
На эту муку променял;
И жизнь твоя навек провала…
Скажи, за что ты умирал?»
Но я ответить ей не смог;
Все вспоминал, как там, в тумане,
Однажды под дождем промок
И грелся у огня. В обмане
Я жил тогда, не замечая,
Ни жизни, ни ее чудес,
Как солнце грело забывая,
Как пел когда-то летний лес.
И мне осталось лишь с печалью
Жалеть о том, чего не знал,
Хранить мне вечное молчанье
И помнить, что я потерял.

Было, как известно, три брата: Зевс, Посейдон и Аид. После победа над Кроносом и титанами они поделили власть и, чтобы все происходило справедливо, тянули жребий. Посейдону досталось царство моря. Но ему казалось, что этого мало. Говорил, что он старше и ему принадлежит высшее положение в мире богов. Зевса он при всех называл узурпатором и совсем не хотел ему подчиняться. Зевс велел закрыть перед ним врата Олимпа и пригрозил молнией, если он осмелится ступить на порог небес. Поэтому Посейдон вынужден был уйти в изгнание между людей и поступил на службу к троянскому царю Лаомедону Он был простым маляром, сооружал оборонные сооружения. Через десять лет работа была закончена, Зевс простил его и разрешил вернуться в дворец богов.


Теперь Посейдон мог жениться. Он даже очень хотел этого, потому что влюбился. Однажды он был на острове Наксос, на приеме, который устроил старый водный бог Океан. После банкета танцевали его дочки, и самой красивой среди них была ясновласая Амфитрита. Посейдон попросил у отца ее руки и получил согласие. Но девушка не хотела выходить за него. Она чувствовала к нему отвращение. Посейдон не был уродом, но, несмотря на могучую стать, его нельзя было назвать идеалом красоты. У него была загоревшая кожа, буйная нерасчесанная шевелюра, всегда мокрая, полная мула борода, а глаза, которые злобно выблескивали под густыми бровями, вызывали страх в трепетном сердце девушки.

Грустным вернулся Посейдон в свой одинокий дворец в морских глубинах. В это время к нему подплыл дельфин, самое мудрое существо, из живущих в водных просторах, и пообещал Посейдону все уладить. На следующий день он побывал у Амфитриты и рассказал ей о бесконечных богатствах властного хозяина водной стихии, о его владениях, которые, кажется, не имеют границ, об удивительных жителях моря, которые все будут падать перед ней на колени и отдавать почтение как своей царице: «Он живет в голубом дворце под крышей из ракушек, которые во время отлива раскрываются, и внутри них видны прекрасные жемчужины. На стенах растут живые цветы, а в рубиновые окна заглядывают рыбы. В саду сапфировые и красные деревья плодоносят золотыми плодами. Водоросли застилают поверхность волн, чтобы свет, проходя сквозь них, изменялось радужными красками. Морские звезды, запутавшись среди коралловых ветвей, излучают слабый мигающий свет. Пауки быстро мчат на своих странных ногах, морские лилии вырастают со дна, как маленькие пальмы с округлой кроной. Стеклоподобные губки похожи на маленьких карликов с большими седыми бородами, а когда проплывет стайка головоногих, в волшебной игре красок сыплются сверху голубые, красные и белые шарики, падая, как дождь разноцветных звезд. Когда море спокойно, из глубины видно солнце, похожее на раскрытую чашу большого пурпурного цветка».

Увидел однажды ворон Кутх на морском песке спящего краба. Подошёл к нему, стал будить:

Эй, краб, проснись! Покатай меня!

Краб отвечает:

Не мешай мне спать! А Кутх не отходит:

Довольно спать! Вставай! Краб приподнял голову, расправил клешни и сказал:

Ладно уж, садись! Покатаю тебя!

Взобрался Кутх на краба и поехал на нём по дну морскому. А краб как помчится - Кутх чуть не свалился с него, закричал:

Остановись, а то упаду! Краб остановился, Кутх слез с него и пошёл по морскому дну. А кругом огромные водоросли извиваются и великое множество морских рыб вертится.

Шёл, шёл Кутх и подошёл к селению нерпичьего народа. Подбежали к нему нерпёныши на коротеньких ножках-ластах, спрашивают:

Кто ты? Откуда идёшь?

Я Кутх, который может жить на земле, в воздухе и под водой!- отвечает Кутх.- Отведите меня вон в тот большой дом!

Отвели его детёныши в дом старейшины. Дом большой, светлый, стены из тонкого льда. Посредине подвешен светильник, по бокам нары. В углу на ледяном кресле сидит усатый хозяин - передние ласты похожи на короткие руки, задние - на короткие ноги.

Спрашивает он:

Зачем пришёл, Кутыхэй?

Посмотреть, как живёт твой нерпичий народ,- отвечает Кутх.

Раньше мы лучше жили,- говорит старейшина.- Теперь верхние жители сетями да неводами всю рыбу выловили. Нам есть нечего. Да и нас добывают - едва успеваем вырастать.

Угостили женщины-нерпы Кутха самой лучшей едой - свежей рыбой, разными рачками и морскими водорослями.

Сытно я поел,- говорит Кутх.- А о ваших нерпичьих бедах я расскажу людям. Пусть они поберегут рыбу и для вас.

Постелили женщины-нерпы Кутху постель из морских водорослей, и он заснул... А утром проснулся в селении моржового народа.

Теперь перед Кутхом сидел в ледяном кресле огромный старый морж с длинными белыми клыками. Морж смотрел на Кутха добрыми глазами.

Моржовое жилище было таким же светлым, как и нерпичье, но гораздо больше. По бокам на нарах лежали клыкастые моржи - родственники старого моржа.

Уважаемый Кутыхэй,- сказал морж,- я уже знаю, зачем ты прибыл в наше подводное царство. Нам не очень нужна рыба. На морском дне живут мелкие рачки и моллюски, которых мы едим. Но плохо моржовому народу от огненных стрел, которыми осыпают нас охотники. Мы с давних пор кормим людей мясом и жиром. Хотелось бы, чтобы нас добывали понемногу, столько, сколько нужно для еды и одежды.

Кутх сказал:

Расскажу людям о вашей великой заботе..

Накормили Кутха моржихи, спать уложили, а наутро очутился Кутх в селении китового народа.

В огромном доме из прозрачного льда на каменной плите лежал старейшина - синий кит. По бокам на нарах из плит отдыхали другие киты. Старый кит сказал:

Уважаемый Кутыхэй, мне известно, зачем ты путешествуешь в нашем подводном царстве. И я скажу тебе, как мы жили и как живём теперь. В давние времена нас было великое множество. Жили мы во всех морях и океанах. Люди добывали нас ручными гарпунами и копьями на жир и мясо. Из китовых костей строили жилища и изготовляли разные домашние вещи. Охотники добывали столько китов, что наше племя не уменьшалось. Но жадность обуяла людей, и они нарушили соглашение с миром животных. Теперь синих китов осталось совсем мало. Если люди не поймут нашей и своей беды, то моря и океаны останутся без рыбы и зверя. Скажи об этом жителям суши.

Я непременно передам твою просьбу охотникам и рыболовам,- обещал Кутх.

Женщины-киты угостили Кутха морскими моллюсками, уложили в постель из морских водорослей, и он заснул крепким сном.

Когда же Кутх проснулся, то оказался на маленьком острове посреди бескрайнего моря. Осмотрелся он вокруг - земли нигде не видно. «Если я полечу по небу,- подумал Кутх,- то мои крылья скоро устанут, и я не доберусь до берега».

Кутх подошёл к воде и крикнул:

Эй, жители моря - нерпы, лахтаки, моржи, киты! Помогите мне перебраться с острова на землю!

Тут со всех сторон к острову стали подплывать жители моря и выстроились на морской глади. Ближе к берегу - нерпы, за ними - лахтаки, за лахтаками - моржи, за моржами - киты, за китами - снова моржи, лахтаки, нерпы. До самого горизонта выстроился большой живой мост, и по этому мосту Кутх перебрался на землю.

Спасибо вам!- крикнул Кутх.- Я никогда не забуду вашей доброты!

Вот так закончилось морское путешествие Кутха.

Морской царь или царь Поддонный - это знаменитый персонаж былин древней Руси, является отрицательным героем, повелителем морей, водной стихии, владелец огромных сокровищ и несметных богатств. В сказках у него есть жена Водяница и множество прекрасных дочерей. Морского царя можно встретить в таких былинах, как "Садко", "Сказка о Василисе Премудрой" и других произведениях не только русских, но и норвежских, финских, эстонских, греческих, киргисзских и старофранцузских. Морской царь - это самый непредсказуемый и интересный герой сказок, поскольку с одной стороны он считается злодеем, а с другой - ничего агрессивного и зловещего он не делает ни богатырям, ни жителям Руси.

Не стоит путать Морского царя с Водяным. Последний - это хитрый пьяница и задира с большим пузом, зеленой бородой и непривлекательной внешностью, окутанный тиной. Он пугает людей, топит купающихся, разоряет плотины и разгоняет рыб. Царь же - это благородный старец-богач, который повелевает стихией, владеет всем живым и не живым в морском мире.

Характеристика и описание персонажа

(Картина К.А. Васильева "Садко и владыка морской", 1974 )

Морской царь живет в синем море, на дне и является его повелителем. У него огромные богатства, шикарный дворец, сделанный из хрусталя, серебра и золота. Также имеет венец из морского папоротника, а разъезжает по своим владениям на раковине, запряженной морскими псами. В одной руке царь держит весло (что означает укрощение волн морских), а в другой - острогу (знак их возбуждения). Это уже говорит о том, что персонаж является героем непостоянным и противоречивым, что и выражается в его поведении и поступках: то он наделяет богатством Садко и Ивана-царевича, то требует взамен поселиться и служить у него в море.

Поддонный царь любит веселье и танцы. Когда у него праздник, то море бушует и тонут корабли. Нельзя сказать, что он специально топит лодки и губит людей, это и отличает его от других злодеев. Поэтому с полной уверенностью назвать Морского царя отрицательным нельзя: он не грабит, не убивает ради наживы, не разбойничает и не нападает.

Образ Морского царя в былинах и сказках

(Танцы и пляски в подводном царстве, зачиненные Садко, рисунок В. Перцова, 1970 )

Изначально в былинах о Садко и сказке о Василисе Прекрасной Морской царь предстает положительным героем: дарит богатства, предоставляет все желаемое, но потом просит что-то в замен. Сам же купец и царевич воспринимают эти дары, как обыденность и данность, не подозревая никакого подвоха. Так образ Поддонного царя можно сравнить с самой стихией: люди берут от природы все, воспринимая это, как должное, и не понимают, что рано или поздно может прийти час расплаты.

Также действия царя можно расценить следующим образом: за все в этом мире нужно платить, ничего не дается просто так. Так и в былине - за богатство нужно расплатиться жизнью, отплатить службой или женщиной.

Своими действиями и поступками Морской царь напоминает: будьте разумны, чтите силы природы, своих родных и близких, не забываете помогать друг друг, не давайте опрометчивых обещаний, а также учит смекалке, находчивости и смелости.

Морской царь

Морско́й царь - вымышленный персонаж, который встречается в былинах о Садко и народных сказках. В первых он носит разные названия, то царя Водяника , то Поддонного царя, то морского или заморского царя. Всюду он изображается царем, причем упоминается дворец, поддонная царица Водяница и толпы морских девиц. Жилище Морского царя помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень -озере. Морской царь владычествует над рыбами и загоняет их в неводы тех людей, которым покровительствует. В былинах о Садко он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.

Кроме былины о Садко, Морской царь играет значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он также хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь морского царя, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Варианты этой популярной сказки с личностью, соответствующей нашему морскому или водяному царю, широко распространены в европейском фольклоре и на Востоке . Былинного и сказочного Морского царя следует отличать от Водяного духа, который ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России. Эти водяные, с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, - совершенно отличны от былинного морского царя, который живёт в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки .

По предположению Вс. Миллера, на былинный образ М. царя могли повлиять финские, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто или Ахти, так же как на гусляре Садко - отразиться финские сказания о дивном музыканте Вяйнямёйнене (эстон. Ванемуйне). Ахти принадлежал у языческих финнов к числу великих богов, представлялся маститым старцем с травяной бородой, носил эпитет царя волн и владычествовал над водами и рыбами. Его богатства считаются неисчислимыми и состоят из больших кусков мифической драгоценности Сампо , упавшей с лодки музыканта Вяйнямёйнена к нему на дно морское. Вместе с Ахти царствует над водами его жена Велламо, добрая, щедрая хозяйка, благорасположенная к людям. Она соответствует нашей былинной царице Водянице , иногда помогающей Садко выбраться на Божий свет. Царя и царицу окружают толпы водяных дев - Велламон Нейот, то есть девы Велламо. Финский Ахти представляется, как и морской царь, любителем музыки и ценителем дивной игры Вяйнямёйнена. Как морской царь даёт богатый улов рыбы своему любимцу Садко, так бог Ахти загоняет рыбу в сети Вейнемейнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь (напоминающую былинную рыбу златое-перо).

Более детальное сопоставление былинного морского царя с финским богом моря, изображаемым Калевалой , и финскими сказками. Ещё, по представлениям карел Олонецкой губ., водяник (называемый ими ведэпинэ или вези-кунингуой, то есть водяной король ) живёт в озере или реке во дворце. Палаты его очень роскошны и сделаны из хрусталя, такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды, имеет даже стада коров комолых, с короткой лоснящейся шерстью и очень сытых.

Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний, так что едва ли пригоден для уяснения русских языческих верований. Личность, соответствующая ему и притом с тем же эпитетом Morski Kralj, известна, напр., в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах, в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Морской царь" в других словарях:

    Встречается в былинах о Садке и народных сказках. В первых он носит разные названия, то царя Водяника (Рыбников, I, 368), то Поддонного царя (там же, III, 242), то М. или заморского царя (там же, I, 371, 377). Всюду он изображается царем, причем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Это статья об анимационном персонаже, см. также Тритон (мифология). Царь Тритон (англ. King Triton) вымышленный персонаж, впервые появившийся в диснеевском полнометражном мультфильме «Русалочка». В оригинале его озвучил Кеннет Марс, а в русском… … Википедия

    - «Царь» (с 1912) Estonia (с 1921) Pułaski” (с 1930) Empire Penryn (с 1946) ЦАРЪ Пароход Ц … Википедия

    Запрос «Иоанн IV» перенаправляется сюда, см. Иоанн IV (значения). В летописях прозвание Грозный также употребляется применительно к Ивану III . Иван IV Грозный Иван IV Васильевич … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Царь (значения). «Царь» (с 1912) Estonia (с 1921) Pułaski” (с 1930) Empire Penryn (с 1946) ЦАРЪ … Википедия

    Пётр I Алексеевич Портрет Петра I. Поль Деларош (1838) … Википедия

    АН602 «Царь бомба» АН602 Тип: термоядерная бомба Стран … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Морской змей. Морской змей термин, которым в криптозоологии обозначают существо, упоминающееся в мифах разных народов мира и в свидетельствах очевидцев. Обычно наблюдатели приписывают… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Морской змей (значения). Морской змей существо, упоминающееся в мифах разных народов мира и в свидетельствах очевидцев. Обыч … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Морской фло … Википедия

Книги

  • Морской царь и Василиса Премудрая , . Красочно иллюстрированная русская народная сказка "Морской царь и Василиса Премудрая" . Из сборника А. Н. Афанасьева. Для чтения взрослыми детям…