Рядом с чем любит находиться водяной. Водяной — хозяин водной стихии: морей, рек и озер

Вода необходима для жизни человека. Славянские племена, ведущие оседлый образ жизни, селились возле водоемов. Однако, эта опасная стихия способна лишить урожая, жилья и даже жизни. Перед стихийными явлениями первобытный человек был беззащитен. В условиях незнания законов природы возникла вера в сверхъестественные силы.

Кто такой Водяной?

Таинственные и могущественные духи в представлениях первобытных людей являлись хозяевами подвластных им территорий и обладали человеческими качествами. В зависимости от степени опасности человек наделял их злобой или добродушием. Одним из представителей сверхъестественных сил был дух воды, названный Водяным в честь управляемой им стихии.

Водяной в славянской мифологии

По мнению древних славян, виновником всех бед, связанных с водой, был Водяной. Мифология представляет его как злобного, но очеловеченного персонажа:

  1. Дух воды не живет отшельником. Его окружает множество жен, которых он выбирает из молодых утопленниц, превратившихся в русалок. А ночами, обернувшись человеком, он захаживает в гости к вдовам. Узнать Водяного можно по капающей с его одежды воде. Родившихся от него детей Водяной забирает в свой водоем. Там же растут его дети, рожденные .
  2. Хозяин воды дружен с хозяином леса. Частенько два сварливых духа ссорятся, и тогда шум и треск по всей округе наводят ужас на суеверных крестьян.
  3. Водяной знается с мельником. Дружбой это назвать сложно, скорее деловым сотрудничеством. Мельник одаривает Водяного зерном, мукой и пивом, время от времени приносит жертвы, для чего на мельнице всегда водятся черный петух или кот. А Водяной не ломает мельничное колесо и оберегает плотину.

Как выглядит Водяной?

В мифологии местечковые божества и духи описываются как глубокие старцы и старухи, ведущие обычную для человека хозяйственную деятельность. Не стал исключением и Водяной, мифы о котором описывают подводные пастбища, где пасутся его стада, повествуют об утопленниках, которые становятся его работниками, а также о неприглядной внешности хозяина воды. Описание Водяного разнится в деталях в зависимости от места его обитания, но есть и общие черты:

  • дряблое, раздутое тело, опутанное тиной и водорослями;
  • длинные зеленые волосы и такая же борода;
  • перепонки между пальцами рук;
  • ноги, напоминающие гусиные лапы, либо нижняя часть тела в виде русалочьего хвоста.

Где живет Водяной?

Любой водоем становится местом обитания Водяного, будь то озеро, река, болото или искусственный пруд. Его жилище представляет собой нору, вырытую в земле. В реках и озерах она украшена гладкими камнями и ракушками, а в запрудах и болотах – ряской и водорослями. Вход в жилище находится в омуте – самом глубоком месте водоема. Зимой, когда подводная жизнь замирает под толстым слоем льда, дух засыпает в своих чертогах.

Весной хозяин воды выбирается из своей берлоги голодный и злой. Он с треском ломает лед, пугает рыб и других водных обитателей. Чтобы в половодье Водяной не натворил бед, а летом не лишил рыбаков улова, крестьяне задабривают его угощениями. В ход идут съестные припасы (хлеб, мука) и питье (пиво и медовуха). Когда угроза затопления слишком велика, нужны более радикальные меры – жертвенные подношения. В воду бросают черных животных (петухов и кошек) или череп лошади.

Подобные ритуалы могут повторяться и летом, если происходит слишком много несчастных случаев на воде. В народе считалось, что дух гневается, о чем свидетельствует большое количество утопших. Ходят легенды, что эти традиции являются отголоском более древних и жестоких обрядов, когда в качестве жертвы на дно водоема отправляли живую лошадь или красивую девушку. В летний период Водяной, как правило, тихий и спокойный. Ночами он выбирается на берег и расчесывает гребнем бороду.


Как вызвать Водяного?

Наши предки знали, как вызвать водяного духа:

  1. Рыбаки отпускали первый улов обратно в воду с просьбой нагнать больше крупной рыбы.
  2. Если принести домой найденную на берегу расческу, то и вызывать никого не нужно. Водяной сам придет за своим гребнем.

Образ злобного проказливого духа, утаскивающего неосторожных купальщиков в реку или озеро, присутствует у многих народов. Славяне называли это существо водяным. Мельники, рыболовы и пчеловоды особо почитали и побаивались хозяина вод. Рассмотрим, как выглядит водяной и каковы его силы, согласно сохранившемуся фольклору, и решим, какое место отведено этому духу среди мифических существ древних славян.

Кто такой водяной

Деревни часто располагались вблизи водоёмов. У рек и озёр женщины стирали, а все селяне купались. Опасные омуты, быстрые течения становились причиной смерти людей в воде. Считается, что воображение впечатлительных людей прошлого наделило убийственную силу стихии злобным разумом.

  • Водяной – это древнее славянское божество, правящее подводным царством. В глубинах вод это существо правит другими сверхъестественными жителями рек и озёр: русалками, утопленницами и так далее.
  • В его владении находятся многочисленные стада различных рыб, которых пасут словно коров его прислужники.
  • С приходом христианства житьё водяного ухудшилось. Хозяина вод перевели в разряд бесов и чертей, хотя бояться не перестали. Для того чтобы умилостивить злобного духа, при строительстве новой мельницы под порогом закапывали живого чёрного петуха. Особая связь представителей данной профессии с водой – именно эта стихия становилась движущей силой для ветряка – в сочетании с отдалением от деревни подарили мельникам колдовскую репутацию.
  • Пасечники тоже находились под покровительством водяного. Существо помогало им, если пчелиные улья находились возле водоёма, а хозяева не забывали бросить в реку немного сот с мёдом.
  • Рыболовам особо стоило бояться древнего беса. Тот вполне мог разогнать всю рыбу, а то и вовсе ухватить за бороду, стоило подойти ближе. Заядлые рыбаки знали особые приёмы: отправляясь на «тихую охоту», они ни словом не выдавали встречным знакомым, куда идут. Чёрт уважал тех, кто умел хранить тайны.
  • Люди помнили, кто такой водяной и после укоренения христианской веры, но внесли некоторые коррективы в образ. Отныне злобный бес вынужден был выбираться из своих владений на Крещение, самовольно арендуя для этих целей сани местных жителей.
  • Были у водяного исконные враги – проказливые, но мирные домовые и лешие. Стоило речному бесу завидеть их, как он тут же бросался в драку. Часто исход схватки был предрешён: посрамлённый чёрт возвращался в родную стихию.

Как выглядит водяной

Внешность у существа, которого боялись даже колдуны-мельники, должна быть поистине устрашающей. Далеко до настоящего водяного меланхоличному персонажу советского мультика, мечтавшего о полётах. Однако родство образов заметно. Основными чертами этого беса были следующие приметы.

  1. Странный старик в красной рубахе, сидящий по пояс в воде, пристально следит за проходящими мимо реки. Вдруг кто-то забыл надеть нательный крест или осенить себя знамением перед тем, как пройти мимо проклятого места. Тогда водяной мигом утащит его в своё царство.
  2. Во внешности существа присутствуют звериные и рыбьи черты. Всмотревшись в лицо, можно заметить усы зелёного цвета и водянистые выпуклые глаза. Окладистая борода напоминает пучок водорослей.
  3. Вместо ног у водяного – рыбий хвост, а на руках – перепонки. Кожа с чешуёй.
  4. На голове могут быть один или два рога.

Водяной (водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик) (чеш. vodnik, сербо-лужицк. wodby muz, wodnykus, словен. povodnj, vodni moz и др.) - в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду (по некоторым источникам до пояса), зелёные усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью.

Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове), или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами.

С левой ягодицы водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего).

Водяному приписывают то же значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, ундинами и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества.

Водяные пасут на дне рек и озёр стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.

Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими», и это сохранилось в названии многих источников.

Из воды выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты.

Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют «чёртова лошадь».

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог, и т. п. В славянских поверьях о водяном и морском царе можно видеть отражение на более низком уровне мифологической системы представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод (ср. Аутримпса в прусской мифологии, Нептуна в римской и т.п).

Водяница - утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Считается, что водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колёсами они будто бы обыкновенно собираются на ночлег вместе с водяными. Водяницы вредничают: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними - рвут сети, портят жернова.

Когда просыпается водяной? 16 апреля

«Я – водяной, я – водяной, поговорил бы кто со мной…», – эту детскую песенку знают и любят все. Водяной – один из самых распространенных образов нечистой силы в славянской мифологии. Согласно легенде о низвергнутых на землю падших ангелах, водяной – это бес, который упал в воду. С водяным на Руси было связано множество любопытных примет и поверий.

По народному календарю 3 апреля (16 апреля по новому стилю) водяной просыпается от зимней спячки голодным и свирепым. Крестьяне и, конечно же, рыболовы в особенности, считали хорошей приметой задобрить водяного дедушку, чтобы тот беды какой не наделал. Его угощали хлебом, кашей, маслом, медом, жареным поросенком, а порой с особым обрядом топили в доказательство уважения хилую лошадь.

Также в старину думали, что гуси все лето живут под присмотром водяного. И чтобы он ответственно стерег их, необходимо было принести жертву: селяне отрывали гусю голову и бросали туловище в воду. При этом судили, понравилось ли водяному угощение: если оно пошло ко дну, значит доволен дух, если же осталось на поверхности, то увы, этого мало.

Живет водяной дедушка на дне рек и озер, в прудах, омутах и болотах, под старыми мельницами и в острой прибрежной осоке. Причем места для житья он выбирает тихие и укромные. Например, затерянная в дремучем лесу речушка или омут, скрытый от солнечных лучей заваленными бурей деревьями, идеально подходят водяному.

Водяной пребывает на дне водоема в дневное время, но как только солнце садится за горизонт и сгущаются сумерки, он показывается из воды и может даже пойти гулять по берегу. В древности славяне считали, что самое любимое время водяного духа – полночь. Мирной лунной ночью водяной не прочь и повеселиться – издавать всякие звуки и неистово хлопать ладонью по воде, нагоняя ужас на запоздалых путников. Некоторые поселяне уверяли, что особенно любит водяной щеголять возле реки в красной рубахе.

Любопытно, что фазы луны влияют на облик водяного. Так, при убывающей луне он стар и задумчив, а при растущей – молод и беззаботен. Бывает, водяной резвится и днем: безмятежная речка неожиданно как забурлит, взметнется ввысь и покажется на мгновение непонятное существо: то ли рыба, то ли человек. А еще водяной – до такой степени охоч до шумных пиров и азартных игр, что нередко созывает на угощение родню из соседних водоемов и проигрывает в карты рыбу. По некоторым старорусским представлениям, у этого духа под водой настоящие хрустальные палаты.

Внешность водяного крестьяне описывали по-разному. Кто-то уверял, что это обнаженный старик с огромным животом, предлинной зеленой бородой и волосами, весь покрытый тиной и чешуей. В другом месте его видели в образе рогатого человека со светящимися глазами, с огромными пальцами на ногах, хвостом и лапами вместо рук. Иные водяным духом называли высокого роста седого старика, обросшего мхом. А кому-то навсегда врезались в память красные глаза и большущий широкий нос. Такие различные описания совсем неудивительны, если принять во внимание тот факт, что водяной – нечистая сила, а значит, с легкостью меняет свой облик: может прикинуться даже бревном, свиньей или огромных размеров щукой. Последнее, кстати, наиболее распространено. Говорили даже, что такая щука держится во время плавания по течению, а не против.

Водяной, как верили наши предки, довольно смирного нрава, бравый и отважный он исключительно в своей водной стихии. Однако он зорко следит за каждым, кто приходит в его владения. Не любит он, когда нарушают его покой: плюют в воду, кидают в нее мусор, стирают, бранятся возле реки, черта поминают. Коли запомнит обидчика, так непременно отомстит!

А наказания у водяного жестокие: может просто за ногу схватить и ко дну оттащить, а может и утопить. Особенно смело топит он купающихся без нательного креста или в запрещенное время: полдень, после заката солнца и глубокой осенью. Прямиком в царство водяного духа попадают и утопленники. Представительницы женского пола становятся русалками, на которых водяной женится, а мужчины становятся рабочими, которые то и дело должны перемывать песок и переливать воду. С течением времени утопленники сами становятся водяными. Может водяной дедушка и скотину напугать на водопое, и мельницу испортить, и всю рыбу разогнать.

Раньше считали, что если река неожиданно вышла из берегов, от свирепых волн разорвались плотины, а со дна слышен какой-то гул, значит, водяной веселую свадьбу играет, с песнями да плясками. Водяной, по древним верованиям, очень любит лошадей, и в своем подводном царстве нередко сам держит стада лошадей и коров. Иногда он отпускает их погулять. Считалось, что если обежать такое стадо (все животные водяного черного цвета) с иконой, то оно перейдет в земной мир.

Уважает водяной тех, кто умеет хранить секреты, ведь и сам он любит тайны. Например, опытный рыбак, если хочет удачной ловли, ни за что прямо не скажет, что идет на рыбалку. Рыболовы, кстати, особенно относились к хозяину вод: верили, что он не терпит мелкие сети, потому что жалеет маленькую рыбешку и разрешает ловить только уже повзрослевших рыб крупной сеткой. А первую пойманную рыбку нужно выпустить обратно в воду, в знак уважения подводного царя.

Одним из самых строгих правил у крестьян был запрет проходить ночью у воды: ведь и вода после захода солнца должна отдохнуть, к тому же в лунное время суток бодрствует нечистая сила, например, водяной.

Сегодня древние сказания нередко вызывают смех, многолетние наблюдения предков называют предрассудками и глупыми суевериями. Но если вдуматься, все они основаны, прежде всего, на чувстве уважения к природе, которого так не хватает современному человеку, а потому достойны похвалы.

Екатерина Елизарова

Водяной - колоритный представитель мира нечистой силы, а конкретно - водной стихии. Внешность его обусловлена местом обитания существа и не слишком приятна: противный обрюзглый старец, ноги которого заменяет скользкий рыбий хвост. Вместо рук могут быть гусиные перепончатые лапы. Кожа холодная и слизкая. Волосы длинные, зеленого цвета, переплетенные с тиной. В продолжение образа - окладистая борода такого же болотного оттенка. Выпученные как у рыбы глаза пристально наблюдают за каждым, кто осмелится приблизиться к границе его владений.

Легенды о водяном

Обитает это создание исключительно в водоемах с пресной водой. Это может быть озеро или река либо даже болото. Водяной любит забираться в самые глубокие уголки, подальше от любопытных взоров. Также по душе ему крайне опасные для человека участки стихии: губительные водовороты, места, находящиеся под давно заброшенными, а иногда и новыми, водными мельницами.

Перемещается по своим владениям чудище вплавь самостоятельно либо использует для этого крупных обитателей своего водного царства, например, усатого сома. Недаром эту рыбу в народе прозвали «чертовой лошадью». Считают, что иногда водяной покидает свои владения и даже совершает путешествия в ближайшие селения.

В течение дня водяной не показывается людям, предпочитая скрываться в темноте своего убежища. Любимое время бодрствования - это время заката солнца и полночь. Поэтому стоит взойти луне, как он появляется на поверхности водоема. Особенно опасными водные духи становятся накануне больших праздников и во время них. В ночь перед Ивана Купала или в Ильин день люди стараются обходить водоемы стороной и ни в коем случае не заходить в них. А вот в период от большого церковного праздника Крещения до светлого дня Пасхи считается абсолютно безопасным для купания. Кроме того, опасаться стоит тем, кто в воду зашел, не осенив себя крестным знаменем, не носит вообще или по рассеянности забыл надеть нательный крест.

Водяной не всегда считается абсолютно злобным духом, творящим гадости без цели. Но вот те, кто осмелился нарушить границы его владений и растревожить покой хозяина водоема, получают сполна. Старик может основательно покалечить провинившегося или затянуть его на самое дно. Души и тела утопленников навсегда остаются в плену хозяина водной стихии, вынужденные вечно развлекать своего губителя и заниматься кабальной работой: переливать беспрестанно воду, промывать песок. Если водяной отправил труп утопленника на поверхность, то на нем обнаруживают кровоподтеки и ссадины, что свидетельствует о том, что несчастный побывал в лапах водного монстра. Есть только один способ откупиться от чудища, но цена очень велика. Чтобы вернуться на землю придется пожертвовать душегубу своего первенца.

Дабы незаметно подкрасться к не подозревающей ничего жертве, водяной любит превращаться в различных представителей водного мира, таких как сом или щука, например. Может обернуться уткой или гусем. А для пущего страха принимает облик неподвижного бревна либо даже утопленника.

В своем водоеме это создание является беспрекословным хозяином. Он способен управлять родной ему стихией. Развлекаясь, он то создает бурные волны на поверхности, то заставляет реку или озеро выйти из берегов, затапливая близлежащие территории. Все живые существа, будь то рыбы или русалки, находятся в полном подчинении у него. Последних, к слову, водяные нередко берут себе в жены, причем сразу нескольких. Иногда в пару себе водяной выбирает какую-нибудь утопленницу. Особенно по нраву ему приходятся те девицы, которые были прокляты родителями.

В подвластных ему владениях, водяной обладает беспрекословной властью и губительной силой. Но выбравшись на поверхность, на сушу, он рискует столкнуться со своими заклятыми врагами, которыми являются лешие и домовые. Чаще всего собственник рек и озер не рискует вступать в схватку на чужой территории, а ретируется бегством в свою родную стихию.

Если водяной находится в хорошем настроении, то может даже по-доброму позабавиться, даровав рыбакам хороший улов. Но способен и наказать непрошеных гостей, не дав поймать даже самого маленького карася. Поэтому умудренные опытом старцы, рассказывают свои секреты, как завести дружбу с хозяином водоема. Прежде всего, отправившись на рыбалку, запрещается отвечать на вопросы о том, куда именно человек направляется. Первую рыбу из улова необходимо обязательно бросить обратно в воду. Это своеобразная жертва, позволяющая задобрить вредного старика.

У разных народов есть свои предания, касающиеся водяного. Так,белорусы считают, что в канун Крещения, перед непосредственным освящением всех водоемов, зеленых дух стремится вывезти своих детей из воды. Для этого ему нужны сани. Поэтому в селеньях жители переворачивают телеги и сани, имеющиеся в хозяйстве, дабы не дать водяному использовать их в своих целях. Русский народ испокон веков верит, что во время зимы хозяин водоемов почивает в своем убежище на дне, а с наступлением апреля, первого числа, просыпается. И в это время он очень голоден и зол, отчего начинает буйствовать, ломая застоявшийся на поверхности лед и мучая рыбу.

Как бороться с водяным?

Находясь на его территории, смертному человеку вступать с ним в схватку абсолютно бессмысленно. Поэтому люди издавна учились жить в мире с водяным, стараясь не тревожить его без надобности лишний раз. Многие мудрецы пытались заранее задобрить владельца водоема. Для этого бросали в воду хлеб. Но самым эффективным способом было принесение в жертву какого-нибудь животного черной масти. Особенно это актуально было для владельцев водяных мельниц, под которыми мог поселиться водяной.

Водяной, теряющий на поверхности свои силы, мог хитростью заманивать нерадивых путников в воду. Одурманенный несчастный приближался к берегу и моментально оказывался захваченным хитрым злобным чудищем. Чтобы освободиться от дурмана, манящего к гибели, необходимо было сразу кольнуть себя железной иглой. Это позволяло снять чары и избежать гибели.



3 апреля — Водопол (День Водяного) - пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. Другие названия праздника: Пробуждение Водяного, Угощение водяного, Водопол, Ледокол, Праздник рыболовов.

Просыпается Водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть. В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

Водяной дедушка — хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно, какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. В застойных озёрах мог представлять горбатого и бородатого старика с ногами и хвостом, как у коровы.

Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников.

В этот день рыбаки примечали: «Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный лов будет худой». Этому дню предшествовал Тит и Поликарп Ледолом (2 апреля) - собственно начало ледолома: «Загуляла река-матушка», «Ворона каркала-каркала да Поликарпов день и накаркала», «Лёд ломается хрястно - ходить по нему опасно». На Акулину (7 апреля), по поверьям, Русалки выходят на берег, просят у людей холстины - наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это Русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство… Вскоре после Никиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 апреля): «Антип воды распустил», «Антиповы водополы - подставляй подолы, жита некуда сыпать будет».

Кто такой Водяной? (основа текста — Тайгана)

Огонь и вода представляют собой священные стихии, не приемлющие ничего «нечистого», ими вершился божий суд, ими клялись, у них вопрошали о будущем… По поверьям вода «выталкивает» из себя все нечистое. Сам мир изначально был растворен в бескрайних водах. В более позднее время вода воспринималась как граница между мирами. Издавна у многих народов существовали обычаи проверять правдивость слов и чистоту намерений, выводить неправду наружу при испытании водой. Возводящего поклеп и обвиненного опускали в прорубь или же в реку, и смотрели — кто первый забьется, запросит пощады, тот и виновен. Считалось, что «виновному» вода причиняет боль, оттого он и не выдерживает. Чтобы вычислить неизвестного преступника из числа знакомых (односельчан) брали чашу с водой, в которую опускали жребьи с написанными именами всех «участников». Тот, чей жребий никак не тонул, признавался виновным. Отсюда взялась присказка «вывести на чистую воду».

С приходом христианства древние верования исказились, продолжая существовать уже в измененном виде. Раньше хозяин водных пространств — не важно, море-океана или же самого заросшего болотца — воспринимался как тот, кто распоряжается судьбой своих владений и всего того, что в них попадает. Водяной «срастался» со своим владением, и если вдруг уходила вода, пересыхали озерца и мелели реки, то в народе считалось, что это «хозяин» ушел. Он мог быть капризным или гневливым, проказливым или мрачным, ужасным и справедливым, но не выступал как безусловное зло (как это пытаются доказать христиане). В названии рек сохранилось почтительное наименование стихии воды: Волга-матушка, Дон-батюшка, Дунай-богатырь. Водным духам приносились жертвы, их уважали, с ними находили общий язык.

Существовало разделение на водных мужских и женских духов, в поздние времена разделившихся на водяных и русалок (речных/лебединых дев). Сейчас речь пойдет именно о мужских водяных духах.

Будучи «хозяином», водяной всегда заботился о чистоте своих владений, и его сила как существа «потустороннего» передавалась месту. Чем заботливей был «хозяин», тем больше проявлялись магические свойства воды. Люди же, если не досаждали водяному, могли рассчитывать на его помощь и покровительство. При содействии водяного рыба сама шла в сети, на мельнице не заканчивалась мука и т.д. В противном случае улов мог превратиться в говно, сети — в лохмотья, а спокойная вода — в злую стихию, сносящую все на своем пути.

Христианство определило всех хозяев водных пространств как упавших с неба в реки и моря мятежных ангелов, и, соответственно, наделило их чертами отрицательных персонажей, тем самым противореча изначальному посылу отторжения водой «дьявольского». На земле же много озер, речек, ручьев и болот — откуда взяться такому числу грешных ангелов? Поэтому на роль водяных стали претендовать утопленники, проклятые или некрещеные люди (младенцы), продолжающие жить под водой. Причем, считалось, что водяной всегда забирает к себе душу, тело же за ненадобностью выбрасывает на берег — чтобы люди похоронили, воду не мутили. Если же тело не находилось, это означало, что утопленник стал одним из обитателей подводного мира, но кем — «слугой» или «хозяином» — зависело от личных качеств человека. Также считалось, что «дух-хозяин» может выбирать среди жертв наиболее достойных, чтобы передать им власть над местом. В народе водяного называли «водяник», «водяной хозяин», «водяной черт», «дедушка водяной», «топельник», «волосатик», «навной».

Будучи агрессивным по отношению к людям, водяной мог «забирать» тех, кто купается (особенно в полдень и в полночь, на Купалу или Илью — периоды наибольшей активности водяного), топить лодки, ломать водяные мельницы. Однако водяной мог быть и благодарным человеку, если тот, например, вбросил его с суши в воду и тем самым спас ему жизнь. Тогда водяной всячески способствовал во всех делах, связанных с водой, особенно в рыбалке. Чтобы заручиться поддержкой водяного в рыбацком деле, нужно было заключить с ним союз. Особенно его услугами пользовались мельники, которые в качестве жертвы забрасывали под первый лёд сало или свиной окорок.

Водяной, подобно лешему, может принимать любой облик. Нередки для него зооморфные черты: рыбья чешуя, коровий хвост, утиные перепончатые лапы и т.п. Нет проблем у водяного и со сменой пола: прикинуться он может и женщиной, и ребенком, и мужчиной; может выглядеть как зверь, птица или рыба, однако перекидываясь в них, достаточно часто оказывается помечен синим цветом. Для зверя и рыбы это может проявляться в изменении окраса, для человека же — в голубой крови. (Синий цвет присущ не только водяному, но и лешему, и является определением принадлежности к старым языческим божествам, каковыми они изначально и были).

Подобно всем существам «иного» мира, водяной может иметь какое-то уродство: например, он горбат, или обладает чересчур большой головой, или же копытами вместо ног. Впрочем, и у него все же есть наиболее излюбленный облик. Это либо получеловек-полурыба, чьи черты расплывчаты и как бы подернуты рябью, либо длиннобородый старик с запутавшейся ряской меж волос, облепленный грязью и тиной, с большим пузом или, наоборот, ужасно худой. А если он выглядит как обычный человек, то опознать его можно по мокрым волосам и краям платья. Впрочем, описаний водяного довольно много.

Считается, что облик водяного зависит от фазы Луны. Когда Луна только начинает расти, «хозяин» кажется молодым человеком, когда же на ущербе — он седеет, превращаясь в старика.

Живет водяной в омутах, водоворотах, на старых мельницах и под шлюзами, а также на дне реки. Но обязательно вода, в которой поселяется «хозяин», должна быть «живой». Водяному иногда приписывается обладание роскошными, хрустальными хоромами и сокровищами под толщей воды. Хотя часто быт водяного рисуется как отражение реальности, без особой роскоши. Ну, хороший дом, скот (преимущественно черные лошади и коровы), жена, дети…

Активность жизни водяного подчинена колесу года. Зимой он, подобно лешему, спит, просыпаясь лишь в начале апреля, с приходом весны. Однако даже зимой можно дозваться до водяного, чтобы, например, он помог в святочных гаданиях у проруби. Наибольшая же активность лешего связана с летними праздниками (Купалой, Петровым днем и т.д.). На Купалу, в дни солнцеворота наиболее мощно проявляют себя все жизненные природные силы. Вода, в т.ч. роса, обладает в этот период максимально целительными и очищающими свойствами, водяной же находится на пике своих возможностей. На Петров день водяной справляет, можно сказать, «профессиональный» праздник (апостол Петр — «Рыболов», покровитель рыбных промыслов). Также активен водяной и на Ильинской неделе. Вероятность встречи с водяным возрастает в «пиковые» моменты суточного цикла — в полдень и полночь (особенно при лунном свете).

Чтобы умилостивить водяного, накануне его пробуждения и перед началом зимней спячки приносились жертвы. В любом случае, водяной «насыщался» энергией жертвы, которая одновременно являлась авансом (весна) и платой (осень) за улов. Общение с «хозяином» накладывало на человека ряд обязанностей и ограничений, не позволявших последнему выказывать неудовольствие, брать рыбы более, чем требовалось для пропитания, загрязнять воду; необходимо было вежливо общаться с хозяином, его «домом».

Водяному также приписывались пророческие функции. Будучи хозяином вод, которые проникают повсюду, он знал все, что происходит в мире. В зеркале воды водяной мог показывать и будущее. (Например, на святочные гадания девушки ходили к проруби, стараясь разглядеть в ней лицо суженого.) Водяной, а вернее, водяница, мог исцелить, наделить здоровьем и красотой. Главное — уважительно относится к владениям духов — «хозяев», не вынуждая их вступать в борьбу за выживание.

Оберегом от водяного считались пепел, свист, а также хлеб из муки, смолотой на Купалу: съев его, человек не мог утонуть. Однако, говорили, за обиду, нанесенную водяному человеком, мог отомстить «сухопутный бес».

Женами водяных являются девушки-самоубийцы, или русалки, которые рождают «водянёнков». Каждый водоём имел своего водяного, мощь которого зависела от размеров и опасности реки или озера. В том случае, если водоемы искусственно связывали, водяные погибали.

www.d-pankratov.ru/archives/6291