«МИГи» и «СУшки» из-под полы для «Агрессора. Советские миги и "сушки" - невидимый город Редьярд Киплинг писал: «трагичен для мира будет тот день, когда Британская империя перестанет расширяться»


В минувшую пятницу Владимир Путин провел в Алжире. Это был первый визит главы российского государства в североафриканскую республику. Однако примечателен он не только этим обстоятельством. Главное - долг Алжира перед Россией будет списан после заключения и исполнения (это ключевое слово - именно на него делают упор российские эксперты) алжирской стороной контрактов по закупкам российской промышленной продукции и военной техники.

Визит готовился в тяжелой ситуации, и до самого последнего дня не было ясности, состоится ли он вообще. Причина - трудно шли предварительные переговоры о формах и способах расчета алжирской стороной перед Россией. "Мы сейчас не в таком финансовом состоянии, чтобы просто так "забыть" о 4,7 миллиарда долларов", - сказал "Известиям" накануне визита один из высокопоставленных чиновников, оценивая общую сумму алжирского госдолга.

Уже во время визита беседа Владимира Путина и президента Алжира Абдельазиза Бутефлики во дворце "Мурадия" вместо запланированного часа длилась 3 часа 15 минут. Затем - многосторонние переговоры. Итог - подписаны 4 документа, главный из которых - соглашение о торгово-экономических и финансовых отношениях и об урегулировании задолженности Алжира перед Россией по ранее предоставленным кредитам. Согласно документу, Алжир закупит в России промышленную продукцию на сумму, равную или превышающую размер списанной задолженности (то есть минимум на $4,7 миллиарда).

"Этот госдолг бывшему СССР, как и многие другие, образовавшиеся в результате политических решений советского руководства, считался невозвратным, и нынешнюю договоренность в Алжире по условиям урегулирования долгов можно считать прорывной", - прокомментировал ситуацию информагентствам один из экспертов.

Ключевым можно считать военно-техническое сотрудничество двух стран. "За последние 2-3 месяца мы подписали контрактов на 7,5 миллиарда долларов на поставку практически всех видов вооружений, - рассказывал в кулуарах дворца "Мурадия" гендиректор компании "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов. - Более 90% - это новая техника, и лишь незначительная доля контрактов - на модернизацию и ремонт старой техники".

"Сейчас мы имеем ведущие позиции на алжирском рынке и осуществляем поставки продукции только за реальные деньги", - подчеркнул гендиректор "Рособоронэкспорта".

Как говорят различные источники, практически парафированы контракты на поставку 40 истребителей МиГ-29СМТ, 28 истребителей Су-30МК, 16 учебно-боевых самолетов Як-130, восьми дивизионов зенитно-ракетных систем С-300 ПМУ и примерно 40 танков Т-90. Эксперты говорят о беспрецедентности для новой России военных контрактов - с советских времен не было таких поставок оружия.

Кроме экономического и военно-технического есть еще и политический аспект. Россия все чаще и чаще становится серьезным игроком в арабском мире. Эту роль нужно подтверждать и закреплять практическими шагами.

  • Обсудить в конференции
  • Код для Вашего блога
Ссылки по теме:

Оригинал взят у max_sky в Музей ВВС в Монино: Боевая авиация - 2

Окончание обзора военных боевых самолетов - сегодня самые распространенные самолеты на вооружении в настоящее время МиГи и Сушки. Предыдущие части можно увидеть по ссылкам внизу репортажа. По ссылке - экспозиция со спутника - http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=55.832563&lon=38.184561&z=18&m=b


1. Начинаем с МиГов
МиГ-9 (И-301) - 01 красный - Россия (СССР) - ВВС /1947/
МиГ-9 (по классификации НАТО — Fargo, первоначально — Type 1) — первый советский реактивный истребитель, поднявшийся в воздух. Разработан в ОКБ Микояна и Гуревича, совершил первый полёт 24 апреля 1946 г. В 1946—48 гг. построено 602 самолёта. 15 ноября 1947 года проходил сдаточные испытания (лётчик-испытатель завода Батюцкий). 20 декабря 1947 года передан ВВС СССР. Последний полёт на службе ВВС СССР совершил 9 мая 1952 года (лётчик Соловьев). Время налёта 133 часа. 12 мая 1960 года передан в музей ВВС в Монино. Восстановлен ОКБ Микояна и Гуревича до лётного состояния для съёмок фильма «Им покоряется небо», который вышел в прокат в 1963 году. Специально для съёмок фильма нанесены молнии и бортовой 01 красный. Во время съёмок фильма совершал скоростные пробежки с подлетами на а/д а/б Чкаловская (лётчик-испытатель Л. М. Кувшинов). Являлся последним МиГ-9 на территории СССР с 1960-х годов.

2. МиГ-15УТИ - 03 красный - Россия (СССР) - ВВС /1954/
МиГ-15 (изделие С, самолёт И-310, по кодификации НАТО: Fagot) — советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира. МиГ-15УТИ - модификация двухместного учебно-тренировочного истребителя для подготовки лётного состава строевых частей. УТИ строился большими сериями в СССР, Чехословакии и предположительно в КНР. Учебный МиГ-15 использовался для подготовки лётчиков МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19, широко экспортировался и надолго пережил в строю свой базовый вариант.. 26 июля 1954 года проходил сдаточные испытания (лётчик-испытатель Доценко). 3 августа 1954 года передан в ГК-НИИ ВВС СССР. На нём тренировались летчики-космонавты Ю. Гагарин, В. Терешкова, А. Николаев, Г. Береговой, А. Леонов. Последний полёт совершил 5 мая 1973 года. 21 мая 1973 года передан в музей ВВС в Монино.

3. МиГ-17 - 01 красный - Россия (СССР) - ВВС /1952/
МиГ-17 (Fresco по классификации НАТО) — советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в кон. 1940-х гг. Модель предназначалась для замены МиГ-15. Состоял на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Эксплуатантом являлся ЛИИ им. Громова. Списан 23 апреля 1954 года. Совершил 160 полетов, продолжительностью 86 часов. Передан в Военно-воздушную академию им. Ю. А.Гагарина, на кафедру № 35, в качестве учебного пособия. 20 июля 1961 года передан в музей ВВС в Монино.

4. МиГ-19ПМ (ПМЛ) - 11 красный - Россия (СССР) - ВВС /1957/
Эксплуатировался в нескольких войсковых частях ВВС СССР. Время налёта 964 часа. 19 июня 1973 года передан в музей ВВС в Монино. МиГ-19 (Farmer по классификации НАТО) — советский одноместный реактивный истребитель второго поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в нач. 1950-х гг. Первый советский серийный сверхзвуковой истребитель, широко применялся в системе ПВО СССР и поставлялся за рубеж. Сравним с американскими истребителями F-100 Super Sabre, хотя во Вьетнаме противостоял и более поздним F-4 Phantom II.

5. МиГ-21С - 93 красный - Россия (СССР) - ВВС /1964/
МиГ-21 (Fishbed по классификации НАТО) — советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Выпускался серийно в СССР (с 1959 по 1986 год), а также в Чехословакии, Индии и Китае и применялся во многих вооружённых конфликтах.
Данный экземпляр - вторая машина на базе типа 94. Дополнительно оборудовался:
- 7-м баком увеличенной емкости (120л);
- киль с носком увеличенной площади;
- поверхностными антеннами станции «Дуб», АРК-10, МРП-56П;
- станцией АРК-10 со счетчиком дальности;
- инфракрасным визиром «Самоцвет» - СМЦ-1;
- радиовысотомером РВ-УМ;
- передней стойкой с колесом КТ-102;
Списан 29 октября 1970 года. Время налёта 2284 часа. 20 июня 1971 года передан в музей ВВС в Монино.

6. Опытные МиГ-21 - Россия (СССР) - ВВС. Самолёт-аналог А-144 (МиГ-21И/2) /1970/
Эксплуатантом являлось МАП ЛИИ им. Громова в г. Жуковский. Имел цветовую схему ВВС СССР. Первый полёт совершил 27 января 1970 года (лётчик-испытатель И. Волк). Предназначался для тонких аэрофизических исследований схем типа «бесхвостка», для чего крыло самолёта было обклеено шелковинками. Аэродинамическая компоновка крыла повторяет форму несущей поверхности сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Во время испытаний в ЛИИ меняли форму наплывов - с постоянной стреловидностью 78° и оживальной формы. Последний полёт совершил 14 августа 1979 года (летчик-испытатель И. Волк). Всего было выполнено 311 полетов продолжительностью 200 часов. В 1980 году передан в музей ВВС в Монино. Привезен в музей ВВС в Монино из ЛОО МАП.

7. Истребитель МиГ-23 - 231 синий - Россия (СССР) - ВВС
МиГ-23 (по кодификации НАТО: Flogger) — советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Третий опытный МиГ-23. От варианта МИГ-23МФ его отделяют чуть ли не 10 лет.

8. МиГ-25РБ (02Б/РБН) - 25 красный - Россия (СССР) - ВВС
МиГ-25РБ - одноместный всевысотный самолет оперативной разведки - бомбардировщик. МиГ-25 (по классификации НАТО: Foxbat - Летучая лисица) — советский одноместный сверхзвуковой высотный перехватчик, спроектированный конструкторским бюро Микояна — Гуревича.

9. МиГ-25ПД (84Д/84ДС/ПДС/ПДСЛ/ПДЗ) - 04 красный - Россия (СССР) - ВВС
Высотный перехватчик

10. МиГ-27 - 01 красный - Россия (СССР) - ВВС
МиГ-27 (по классификации НАТО — Flogger-D) — сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Предназначен для нанесения ударов по подвижным и неподвижным наземным и воздушным целям. Может нести тактическое ядерное оружие. Некоторые модификации по совокупности характеристик по сей день способны составить конкуренцию новейшим отечественным и западным ударным самолётам. В связи с тяжёлой экономической обстановкой с 1993 г. в России, Белоруссии, Украине практически все Миг-27 и его модификации были выведены из эксплуатации и переданы на базы хранения, где ввиду недостатка финансирования были оставлены без необходимого обслуживания. Первая чеченская война вновь вызвала интерес к этому самолёту (ведущий конструктор машины А. А. Попов несколько раз лично выезжал на базы хранения для определения возможности «реанимации» МиГ-27, в особенности МиГ-27К), но «двадцать седьмые» с баз хранения в большинстве своём оказались уже не пригодны к полётам. В настоящее время — основной истребитель-бомбардировщик ВВС Индии, Казахстана и Кубы.

11. МиГ-29 (9-12) - 01 (901) синий - Россия (СССР) - ВВС
Перед нами - первый опытный экземпляр истребителя МиГ-29 - самолёт №901. МиГ-29 (изделие 9-12, по кодификации НАТО: Fulcrum — точка опоры) — советский/российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ. Машину поднял в небо лётчик-испытатель Александр Федотов.

12. МиГ-29 - 03 синий - Россия (СССР) - ВВС
Фронтовой истребитель.

13. МиГ-29 - 51 синий - Россия (СССР) - ВВС

14. МиГ-29 - 70 синий - Россия (СССР) - ВВС

15. МиГ-29КВП (9-12ЛЛ) - 18 синий - Россия (СССР) - ВВС
Палубный истребитель МиГ-29КВП (прототип)
МиГ-29КВП (МиГ-29-918) - опытный самолет для отработки трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки на наземном комплексе "Нитка" в интересах создания корабельного истребителя МиГ-29К. Переоборудован летом 1982 г. из 7-го летного экземпляра МиГ-29 типа 9-12. 21 августа 1982 г. летчик-испытатель А.Г. Фастовец выполнил на нем первый взлет с наземного трамплина Т-1.

16. МиГ-31 - 202 синий - Россия (СССР) - ВВС
МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound — «Лисья гончая») — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия. Разработан в ОКБ-156 (ныне ОАО «РСК „МиГ“»). Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. Главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский. МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых, предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также тепловых ловушек. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км.

17. МиГ-31 - 96 синий - Россия (СССР) - ВВС /1979/.
Являлся одним из первых серийных МиГ-31 (имел внешние регулируемые створки реактивного сопла двигателей Д-30Ф-6). Первый полёт совершил 11 сентября 1979 года (лётчик-испытатель П. Остапенко). Второй полёт совершил 14 сентября 1979 года (лётчик А. Фастовец). Позже во время сдаточных испытаний на нем совершали полёты лётчики Грузевич, Пукито, Орлов, Попов. В январе 1984 года передан ВВС СССР в в/ч 03139 (ШМАС авиации ПВО). В 1990-х годах, после перевода в/ч 03139 за пределы Москвы передан в музей ВВС в Монино.

18. МиГ-105.11 ЭПОС («Лапоть») - 7510511101 - Россия (СССР) - ВВС /1974/
Лётный аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета.Этот летательный аппарат был создан в ОКБ Микояна в рамках проекта «Спираль». ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D 1%80%D0%B0%D0...
"К постройке аналога приступили в 1968 году, а сборка завершилась в 1974 году. Для обеспечения взлета изд.105-11 с аэродрома лыжи на основных опорах шасси заменили на колеса. 11 октября 1976 года летчик-испытатель А.Г.Фастовец поднял самолет в воздух, совершив перелет с одной грунтовой ВПП на другую. Перелет протяженностью 19 км проходил на высоте 560 м. В следующем году приступили к полетам на подвеске у самолета Ту-95КМ. Первый отцеп от него в воздухе на высоте 5000 м, управляемый полет с работающим ТРД и посадку на аэродром Фастовец выполнил 27 октября 1977 года. Всего было выполнено 8 таких полетов. Затем для проведения второго этапа испытаний была произведена замена колесного шасси на лыжное.

В 1978 году дозвуковые летные испытания изд.105-11 по определению ЛТХ при отцепе от самолета-носителя были завершены. В последнем полете в сентябре 1978 года самолет был поврежден при посадке. С 1976 года в СССР развернулось проектирование принципиально иного типа воздушно-космического самолета - “Бурана”, и к 1979 году все работы по теме “Спираль” и изд.105 были прекращены.
Работы над «Спиралью» (кроме аналогов БОР- беспилотного орбитального ракетоплана) были окончательно прекращены после начала разработки более масштабного, менее технологически рискованного, казавшегося более перспективным и во многом повторявшим американскую программу Спейс шаттл проекта «Энергия-Буран». Министр обороны А. А. Гречко даже не дал разрешения на орбитальные испытания почти готового ЭПОС, начертав по разным данным резолюцию «Фантазиями мы заниматься не будем» или «Это — фантастика. Нужно заниматься реальным делом». Основные специалисты, ранее работавшие по проекту «Спираль», были переведены из ОКБ А. И. Микояна и ОКБ «Радуга» приказом министра авиационной промышленности в НПО «Молния».

19. Е-152М - E166 - Россия (СССР) - ВВС
Е-152 — советский экспериментальный истребитель-перехватчик. В постройку заложили два опытных экземпляра самолета Е-152-1 (Е-166) и Е-152-2 и один экземпляр Е-152А с двумя двигателями Р11Ф-300. На основе комплексов перехвата, отработанных на самолётах Е-150, Е-152, Е-152А, создан серийный самолёт МиГ-25.

20. Теперь перейдем к Су. Су-7Б - 25 красный - Россия (СССР) - ВВС /1960/.
29 января 1962 года передан в ВВИА им. Н. Е. Жуковского как учебное пособие. Время налёта 13 часов. 2 ноября 1968 года передан в музей ВВС в Монино. Су-7 (по кодификации НАТО: Fitter) — истребитель-бомбардировщик ОКБ им. Сухого. Су-7Б - серийный вариант самолёта.

21. Су-7Б - 17 красный - Россия (СССР) - ВВС
Экспериментальная модификация на лыжном шасси С-26 б/н 17 красный (3610) был переделан из серийного Су-7БМ (1961 года выпуска) в 1963 году. Эксплуатантом являлось ОКБ Сухого. Был установлен бак со спирто-глицериновой смесью, которая насосом под большим давлением подводилась к титановым полозьям и через отверстия в них выходила наружу, обеспечивая уменьшение трения лыж о бетон. Для остановки, в качестве тормозов, применяли специальное механическое устройство. Проводил испытания лыж, позволяющих совершать посадку на грунт и на бетон. Первый полет с лыжным шасси выполнил в 1963 году (лётчик-испытатель И. С. Рябчиков). В апреле 1966 года завершил проходить государственные испытания. Последний полёт совершил 22 февраля 1971 года (лётчик Полторанов). 19 июня 1981 года был передан с завода им. П. О. Сухого в музей ВВС в Монино.

22. Су-7БКЛ - 15 красный - Россия (СССР) - ВВС /1965/
11 февраля 1966 года передан в ВВС СССР. 26 апреля 1966 года совершил последний полёт (лётчик Бурейко). После наземной аварии находился в ремонте, после чего был признан годным к использованию на земле в качестве учебного пособия. В декабре 1975 года передан в ВВИА имени Н. Е. Жуковского в качестве учебного пособия. Позже передан в музей ВВС в Монино.
Опираясь на результаты, полученные в процессе испытаний самолетов С-2.5 и С-2.6, в ОКБ Сухого разработали новую модификацию Су-7. В 1962 г. в небо поднялся С-2.2-4. Машина, представлявшая собой доработанный серийный Су-7Б (заводской номер 03-05), стала предшественником Су-7БКЛ (С-2.2КЛ). В ее конструкции нашло применение новое колесно-лыжное шасси, ускорители и двухкупольная тормозная парашютная система. Новое шасси стало универсальным. На передней опоре разместили колесо увеличенного диаметра (как на С-2.6), а на основных, рядом с пневматиками, установили небольшие металлические лыжи. При взлете с бетонных ВПП лыжи не работали, их подвеска не позволяла им касаться полосы. В дело они вступали при углублении колеса в мягкий грунт, беря на себя часть нагрузки и не давая пневматику проваливаться.

23. Су-9Б - 68 красный - Россия (СССР) - ВВС /1959/
24 сентября 1959 года передан в ВВС СССР. Последний полёт совершил 15 сентября 1960 года в Монино (лётчик Гаров). Время налёта 30 часов 25 минут, совершил 52 полёта. В сентябре 1960 года передан в ВВИА имени Н.Е. Жуковского, как учебное пособие. 1 сентября 1969 года передан в музей ВВС в Монино.
Су-9 (по кодификации НАТО: Fishpot) — советский однодвигательный всепогодный истребитель-перехватчик. Один из первых отечественных самолётов с треугольным крылом и первый в мире истребитель-перехватчик, созданный как составная часть единого комплекса перехвата.

24. Су-11 - 14 красный - Россия (СССР) - ВВС /1962/
Первый испытательный полёт совершил 13 августа 1962 года. 27 апреля 1963 года передан ВВС СССР. Совершил 283 полётов, время налёта 199 часов. 17 июля 1973 года передан в музей ВВС в Монино. Су-11 (по кодификации НАТО: Fishpot) — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х гг.

25. Су-15Т - 11 красный - Россия (СССР) - ВВС
Второй опытный экземпляр Т-58 Д-2, первый полёт 4 мая 1963 года. Су-15 (по кодификации НАТО: Flagon) — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов. Долгое время составлял основу ПВО СССР и принимал участие во множестве инцидентов, связанных с полётами иностранных самолётов над территорией СССР. Наиболее известный такой инцидент с участием Су-15 произошёл в 1983 году, когда Су-15, пилотируемый Геннадием Осиповичем, сбил южнокорейский пассажирский самолёт Боинг 747.

26. Су-17 - 24 синий - Россия (СССР) - ВВС
В промежуток времени между 1995 и 1999 годом передан ВВС РФ в музей ВВС в Монино. Су-17 (Fitter-B по кодификации НАТО) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов. Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался и применялся в ряде вооружённых конфликтов.

27. Су-17М3 - 93 красный - Россия (СССР) - ВВС /1-76/
Эксплуатантом являлось ОКБ Сухого. Произведен в ноябре 1976 года. С января 1977 года по октябрь 1979 года проходил испытания. Последний полёт совершил 24 октября 1979 года (лётчик В. Ильюшин). Время налёта 200 часов. Позже был передан в ВВИА имени Н. Е. Жуковского как учебное пособие. В октябре 1989 года передан в музей ВВС.
Су-17 — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов. Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался и применялся в ряде вооружённых конфликтов.

28. Су-17УМ3 - 56 красный - Россия (СССР) - ВВС


Учебный вариант истребителя-бомбардировщика Су-17М3

29. Су-17М4 - 05 синий - Россия (СССР) - ВВС

30. Су-24 - 61 красный - Россия (СССР) - ВВС
Штурмовик Т6-1. Экспериментальная машина ОКБ Сухого для отработки конструкции комбинированной силовой установки и методики укороченного взлета с использованием подъемных двигателей, созданная на базе первого опытного самолета Су-15. Один первых лётных прототипов Су-24.

31. Су-24 - 54 красный - Россия (СССР) - ВВС /1974/
Произведён в марте 1974 года. 7 мая 1974 года передан в в/ч ВВС СССР для испытаний. 30 января 1976 года совершил последний полёт (лётчик Горловой). Время налёта с начала эксплуатации 98 часа 43 минуты. 18 февраля 1976 года передан в ВВИА имени Н. Е. Жуковского как учебное пособие. В октябре 1989 года передан в музей ВВС.
Су-24 (по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальцик») — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

32. Су-24М - 09 белый - Россия (СССР) - ВВС
Фронтовой бомбардировщик Су-24М. Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer (Фехтовальщик)) — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

33. Су-25 - 66 красный - Россия (СССР) - ВВС /1982/
Т-8 (прототип штурмовика Су-25). Произведен в апреле 1982 года. 24 мая 1982 года передан в ОКБ Сухого для проведения испытаний. Первый штурмовик Т-8 (Су-25) с бустерами в канале поперечного управления. Проходил прочностные испытания. Позже переоборудован в Су-25К. До 1989 года проходил испытательные полёты. 21 июня 1989 года выполнил последний полёт (лётчик Комарницкий). Всего совершил 662 полетов, продолжительностью 445 часов. 15 сентября 1990 года передан в музей ВВС в Монино. Доставлен наземным путём.
Су-25 (по кодификации НАТО: Frogfoot) — советский бронированный дозвуковой штурмовик, предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при визуальной видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. В российских войсках получил прозвище «Грач». Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 г. Самолёты этого типа эксплуатируются с 1981 г., принимали участие в множестве военных конфликтов и останутся в строю ВВС России до 2020 г.

34. Су-25 - 09 синий - Россия (СССР) - ВВС

35. Су-27 (Т-10) - 10 синий - Россия (СССР) - ВВС
В конце 1960-х гг. в ряде стран началась разработка перспективных истребителей четвёртого поколения. Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где ещё в 1965 г. был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фантом». В качестве адекватного ответа в СССР была развёрнута собственная программа разработки перспективного истребителя четвёртого поколения, к которой в 1969 г. приступило ОКБ Сухого. Учитывалось, что основным назначением создаваемого самолёта будет борьба за превосходство в воздухе. Тактика воздушного боя предусматривала в том числе и ближний маневренный бой, вновь признанный на тот момент основным элементом боевого применения истребителя.
В 1975—76 гг. стало ясно, что первоначальная компоновка самолёта обладает существенными недостатками. Тем не менее, опытный образец самолёта (получивший название Т-10-1) был создан и поднялся в воздух 20 мая 1977 г. (пилот — Владимир Ильюшин). В одном из полётов Т-10-2, пилотируемый Евгением Соловьёвым, попал в неисследованную область резонансных режимов и разрушился в воздухе. Лётчик погиб.
В это время стали поступать данные об американском F-15. Неожиданно выяснилось, что по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию и значительно уступает F-15. Например, разработчики электронной аппаратуры не уложились в отведённые им массогабаритные рамки. Также не удалось реализовать заданный расход топлива. Перед разработчиками возникла нелёгкая дилемма — либо довести машину до серийного производства и сдать заказчику в существующем виде, либо предпринять радикальную переработку всей машины. Было принято решение начать создание самолёта практически с нуля, не выпуская машину, отстающую по своим характеристикам от главного конкурента. Созданный впоследствии самолет получил название Су-27.

36. Су-35 (Су-27М/Т-10М) - 701 синий - Россия (СССР) - ВВС
Су-35 (Су-27М, заводской шифр Т-10М) (по кодификации НАТО: Flanker-E) — российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель поколения «4++». Основное боевое применение — многоцелевой истребитель большого радиуса действия.
Разработан в ОКБ Сухого как дальнейшее развитие Су-27. Генеральный конструктор Су-35 — Михаил Петрович Симонов. Первый полёт совершён 28 июня 1988 года (прототип Т-10М-1). Вылет первого серийного самолёта состоялся 1 апреля 1992 года. В первой половине 1990-х годов было выпущено 12 прототипов, впоследствии программа была приостановлена в пользу разработки Су-37 (впоследствии и эта программа была свернута в связи с крушением опытного экземпляра). В 2005 году принято решение о возобновлении разработки Су-35, обновлённый истребитель получил индекс Су-35БМ.

37. В экспозиции также представлен американский бомбардировщик Б-25 - 50 желтый
Норт Америкен B-25 Митчелл (англ. — North American B-25 Mitchell) — двухмоторный, цельнометалический, пятиместный бомбардировщик среднего радиуса действия.
«Митчеллы» поставлялись по ленд-лизу в ВВС Великобритании и предназначались, прежде всего, для замены самолётов Дуглас Бостон (Douglas Boston) и Локхид B-34 Венче (Lockheed Venture). Их предполагалось использовать в основном для проведения дневных налётов. Первые 23 «Митчелла» B-25B были поставлены англичанам в мае и июне 1942. Поначалу самолёты были направлены в Нассау на Багамские острова, где была сформирована тренировочная эскадрилья, в которой проходили подготовку британские пилоты. Во второй половине 1942 года в Великобританию начали поступать B-25C, и подготовленные на Багамах команды стали возвращаться на родину и заступать на боевую службу. После того как были решены вопросы состыковки американских самолётов и британского вооружения, бомбардировочные эскадрильи приступили к выполнению боевых задач. Первый боевой вылет состоялся 22 января 1943 года, когда самолёты из 98-й и 180-й бомбардировочных эскадрилий Королевских ВВС нанесли удар по нефтехранилищу в Генте.

Использование самолётов продолжалось с нарастающей интенсивностью в течение 1943 и 1944 годов, и особо заметную роль они сыграли при выполнении тактических задач союзников во время вторжения во Францию в июне 1944 года. По мере продвижения войск союзников вглубь континентальнов Европы, эскадрильи, оснащенные «Митчеллами», были передислоцированы в Бельгию и Францию. На последнее боевое задание на европейском театре B-25 вылетели 2 мая 1945 года, когда 47 самолётов атаковали военные склады под Потсдамом. Всего в Великобританию было поставлено 886 самолётов. После войны эти самолёты довольно быстро вышли в отставку, но известно, что три последних экземпляра (B-25G) несли службу в Метерологическом Исследовательском Бюро в Фарнборо, как минимум до 1950 года.
Помимо английских лётчиков, под единым командованием Королевских ВВС были сформированы голландская, польская и французская эскадрильи. После окончания Второй мировой войны голландская и французская эскадрильи вернулись в свои страны и им было разрешено забрать свои боевые машины с собой.

38. Рядом с ним - еще один военно-транспортный самолет - Ли-2Т - 39 желтый - Россия (СССР) - ВВС /1945/
Ли-2Т б/н 06 желтый (18418809) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Бортовой номер неизвестен, веротяно всего 39. Произведен в январе 1945 года. В январе 1959 года передан в музей ВВС в Монино. Позже для съемок фильма перекрашен в цветовую схему «Аэрофлота».

Во время съёмок фильма был осуществлен запуск двигателей. Позже перекрашен в цветовую схему ВВС СССР. Замечен в сентябре 1991 года в Монино. Позже установлен макет турели УТК-2, для имитации военной версии Ли-2ВП. Переделан в санитарный вариант. Открыт для посещения на днях открытых дверей музея ВВС в Монино. Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в г.Химки (Московской обл.) на з-де № 84 как ПС-84 (по лицензии, прототип - американский Douglas DC-3).

39. Бартини ВВА-14 - CCCP-19172 - Россия (СССР) - ВВС /1972/
ВВА-14 (Вертикально-взлетающая амфибия, позже модифицированная в экранолёт 14М1П) — экспериментальный советский аппарат (гидросамолёт, бомбардировщик и торпедоносец), конструкции Роберта Бартини, советского авиаконструктора итальянского происхождения. Создавался как аппарат, имеющий возможность взлетать и садиться на воду и как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлета и посадки. Создан в 1972 г. Из-за сложностей в разработке необходимых двигателей для вертикального взлёта была проведена последняя модификация (14М1П) — превратившая аппарат в экранолёт (1976).

Ну а в заключительном посте я покажу самые раритетные самолеты времен ВОВ...

В Советском Союзе всегда была конкуренция между фирмами-разработчиками систем вооружений. И проявлялась она в авиационных конкурсах. Не стали исключением и работы по созданию самолетов четвертого поколения. Несмотря на то, что разработки известных Су-27 и МиГ-29 в конечном итоге разделились на две программы - тяжелый и легкий истребитель, вероятность того, что будет принят всего один тип летательного аппарата, оставалась до самого начала серийного производства. Не стоит забывать и о том, что даже после запуска в серию объем заказа, зависящий от текущих взглядов военных, мог существенно измениться. Ну, а с приходом Горбачева и уничтожением СССР стали влиять еще экономические и политические факторы. В итоге явным фаворитом стал Су-27, а МиГ-29 за последние два десятка лет практически ушел в небытие. Но действительно ли Су-27 настолько превосходил МиГ-29 и действительно ли можно обойтись только тяжелыми истребителями? Вопрос этот актуален и сейчас, так как, в отличие от США, Россия сегодня разрабатывает только тяжелую машину, продолжая двигаться по пути, принятому исключительно на субъективной основе.


Сложные и дорогие машины имеют зачастую избыточные данные для основного спектра боевых задач, в результате чего их выполнение напоминает забивание микроскопом гвоздей. Именно поэтому в свое время в США и была принята концепция двух истребителей: тяжелого и легкого. И pаспpеделение истребительного парка строилось таким обpазом, что 80 % должны составлять легкие самолеты, а 20% - тяжелые. Это соотношение, конечно, может незначительно колебаться: 90 на 10 или 30 на 70 пpоцентов, но в любом слyчае, паpк легких истpебителей должен составлять не менее 70 пpоцентов. И к этому соотношению в США и в СССР пришли после длительных исследований и анализа боевого применения истребителей в различных конфликтах и во время учений. Авиапарк из двух типов машин это основа мощи военно-воздyшных сил любой кpyпной стpаны. При этом следует отметить, что парком тяжелых машин обладают только те государства, которые претендуют на ведущую роль как минимум в своем регионе. Это США, Россия, Китай, Индия, Саудовская Аравия, Иран, Япония. Мировой парк тяжелых машин, составляет порядка 1000 машин. В то же время парк легких истребителей около 14 000 машин. Т.е. доля тяжелых машин в мире всего 7%.

Конечно, строительство тяжелых истpебителей опpавдано, однако делать на них основную ставкy в коpне непpавильно. Hyжен оптимальный баланс. И делать перекос в сторону тяжелых истребителей было бы неправильно - это глyбокая ошибка и в экономическом плане, и в плане эффективности. Но именно это и было сделано в нашей стране в 90-е годы прошлого века. С этой подачи МиГ-29 стал официальным пасынком в нашей стране.

Создателем Су-27 был Михаил Петрович Симонов, именно он из первого Т-10, проигрывающего F-15-му, создал самолет-легенду. Конструктор от бога, он был и энергичным талантливым организатором. И к сожалению, его оpганизатоpская деятельность была сконцентpиpована как pаз на том, чтобы пеpевеpнyть концепцию соотношения тяжелых и легких истpебителей с ног на головy. Концепцию тогда подводили под Су-27, а не истребитель под концепцию Симонов не растерялся в 90-е годы и продолжал лоббировать свою машину, когда не обладавший никогда подобной энергичностью Р.А. Беляков (генеральный конструктор ОКБ имени А. И. Микояна), судя по всему, полностью потерялся в новых экономических и политических реалиях. Таким образом, в период активного лоббирования Су-27 Ростислав Аполлосович этому лобби ничего не противопоставлял. И это было первой ошибкой генерального. Естественно, МиГи были задвинуты в тень «сухих».

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, шеф-пилот ОКБ им. Микояна Валерий Евгеньевич Меницкий вспоминал: «Как-то пpишел к Олегy Hиколаевичy Сосковцy, бывшемy тогда пеpвым вице-пpемьеpом. Интеpесным было начало нашего pазговоpа. Он говоpит: « А что, собственно, это такое - МиГ? Я такого самолета и не знаю, вот Сy есть, а МиГов нет». И yлыбается. Понятно, он это сказал в шyткy, но в этой шyтке была доля пpавды, потомy что и в пpавительстве, и в Министеpстве обоpоны все говоpили только о самолетах Сy. Излишне говоpить, что пpимеpно две тpети бюджета были напpавлены на фиpмy Сyхого.

А имел ли вообще право на существование легкий истребитель в эпоху повсеместной экономии на оборону? Мог ли он решать задачи и не уступал ли Су-27 в разы? Представители ОКБ Микояна не сомневались, что МиГ-29 лучший в своем классе, более того они были уверены, что по многим показателям он даже превосходит тяжелый Су-27. Решить вопpос, какой самолет имеет пpеимyщества - МиГ-29 или Сy-27, можно было очень пpосто: в yчебном воздyшном бою. Кроме того подобный бой позволил бы смоделиpовать действия своего смешанного авиапарка пpотив yсловного пpотивника. Выработать тактикy действий как пpотив одиночного тяжелого истpебителя, так и пpотив "связки" F-15 - F-16. Именно микояновцы выступили инициаторами подобного учебного боя. И многие военные и гpажданские инститyты ЦHИИ-30, ГHИКИ, ЛИИ, ЦАГИ, HИАС эту идею поддержали. Единственным пpотивником выстyпил Михаил Петpович Симонов. По его мнению, такие воздyшные бои не имели смысла, потомy что якобы и без них было ясно, что Сy-27 значительно лyчше МиГ-29. В частности, сyховцы yтвеpждали, что их самолет обладает более высокими летными качествами. Действительно, на меньших скоpостях (500-550 км/час) Сy-27 имел небольшое пpеимyщество, но зато на скоpостях свыше 550 км/час - а это основной реальный боевой диапазон - наш самолет выглядел значительно сильнее. Еще одним пpеимyществом Сy-27 считался его мощный локатоp. Hо оценивать локатоp только по его мощности может только дилетант. Мощность сама по себе в бою значит не очень много, так как дальность обнаpyжения и дальность захвата цели и ее сопpовождение зависят не столько от мощности локатоpа, сколько от pазмеpов цели, то есть ее отpажающей повеpхности. А Сy-27, междy пpочим, в 1,5 pаза больше МиГ-29.

Никто не хотел идти напеpекоp мнению Симонова, поэтому казалось, что идее этих воздyшных боев так и не сyждено осyществиться. Однако нашелся человек, способный договориться с Симоновым, это был начальник Центpа боевого пpименения в Липецке Сyламбек Асканов. И бои были пpоведены. Более сотни боев показали, что в 80 пpоцентах пpеимyщество было на стоpоне МиГ-29. Пpичем МиГ выигpывал и ближние, и сpедние, и даже дальние маневpенные бои, котоpые заведомо считались "коньком" Сy-27. Как и пpедполагали микояновцы, на пеpвый план выстyпила не мощность его локатоpа, а pазмеpность нашего "двадцать девятого". Этот pезyльтат стал оглyшительным для многих, и его пpедпочитали не афишиpовать. С наyчно-методической точки зpения эти экспеpименты были пpоведены достаточно коppектно, и сомневаться в достовеpности их pезyльтатов не было никаких оснований.

Однако yстpоить Симонова такой pезyльтат никак не мог. Михаил Петpович сpочно пpилетел в Липецк. Благодаря его деятельности пpидyмали опpеделенные огpаничения для МиГ-29. Эти ограничения не позволяли емy выходить на pежим допyстимых yглов, котоpые сознательно yменьшили, обосновывая это недостаточной боковой yпpавляемостью. Естественно, это ограничения были некоppектными и надyманными. Все самолеты того времени не обладали требуемым ypовнем боковой yпpавляемости для подобных yглов атаки. Но, как бы то ни было, эти ограничения для МиГ-29 пpиняли. Новые бои провели уже с ними. О какой чистоте эксперимента можно было говорить, когда летчиков МиГа поставили в заведомо неравные условия? Во-пеpвых, огpаничения накладывались только на один самолет, во-втоpых, отслеживать запpещенный yгол атаки, любое пpевышение котоpого каpалось как бы пpедпосылкой к сваливанию, летчик должен был визyально, "на глазок", что в бою вообще непpиемлемо. При таком раскладе преимущество уже было у Су-27. Летчик Центpа А.Хаpчевский так прокоментировал результаты боя: «Сейчас каpтина немного лyчше. Hаконец-то стало пpоявляться пpеимyщество Сy-27».

Далее провели воздушный бой спарки МиГ-29 и Су-27. Управлял спаркой шеф-пилот ОКБ им. Микояна Валерий Евгеньевич Меницкий. Вот как он описывает бой: «Пеpвые полтоpы минyты боя мы двигались по тpаектоpии, выходя в нyжное для атаки место всеми возможными способами. Hам довольно быстpо yдалось создать себе пpеимyщество для выхода на атакy цели, мы сели на "хвост" Сy-27 и весь остаток боя пpовели не слезая с него. Hадо отдать должное летчикy Сy-27, пилотиpовал он хоpошо, но бой все pавно выигpали мы. Пpавда, Харчевский пытался меня yбедить в том, что летчик был выбpан неyдачно и что если бой пpоведет он сам, pезyльтат бyдет иным. Hо в том-то и дело, что pезyльтат экспеpимента не должен находиться в зависимости от квалификации летчика».

Второй ошибкой Ростислава Аполлосовича Белякова в те годы было то, что он не хотел воплощать в металле следующую модификацию- МиГ-29МЗ. Это была машина pазмеpности МиГ-29, но при этом способная выполнять задачи с pадиyсом действия большим, чем y Сy-27 с дальностью поpядка около 4000 км, обоpyдованный дозапpавкой в воздyхе. Кроме того, она являлась полноценным многофункциональным истребителем, способным «работать по земле» сложных метеоyсловиях днем и ночью. Беляков опасался, что этот аппаpат "пеpекpоет кислоpод" главной его разработке - истpебителю МФИ. МиГ-29МЗ пpедставлял собой модеpнизацию МиГ-29М - сваpная констpyкция из алюминиево-литиевого сплава была по площади на 10 пpоцентов больше, чем y МиГ-29, плюс добавлялось пеpеднее yпpавляемое гоpизонтальное опеpение. Этот многоцелевой истpебитель был пpедназначен для завоевания пpевосходства в воздyхе и для pаботы по наземным точечным целям.

МиГ-29М3

Третья ошибка Белякова - человеческая, он не умел выстраивать отношения с pyководством ВВС и министеpств обоpоны и авиационной пpомышленности. Своими знаниями он заметно выделялся сpеди генеpальных констpyктоpов, но емy не хватало гибкости в отношениях с людьми. Он мог, напpимеp, откpыто, пpи большом стечении наpода, высказать весьма нелестные кpитические замечания военным, что, конечно, не могло им нpавиться, посколькy автоpитета кpитикyемомy эти замечания не добавляли.

Все это сказалось на программе МиГ-29. Именно поэтому и только поэтому он не обрел известность, равную известности Су-27. И именно поэтому программа развития МиГ-29 на долгие годы «забуксовала». Но итоги уходящего года дают надежду, что МиГ-29 в последнем своем воплощении (МиГ-35) займет подобающее ему место в ВВС России и ВВС дружественных нам стран. Кроме того, хочется надеяться, что и разработка единого истребителя пятого поколения имеет под собой разумную основу, либо имеется перспектива разработки подобно американцам еще и легкого истребителя.

МиГ-29 и ПАК ФА

Источники:
Меницкий В.Е. Моя небесная жизнь.
Гордон Е., Фомин А., Михеев А. МиГ-29.
Левин М. Тот самый МиГ.
Белосвет А., Полушкин Ю. МиГ-29? Нет, МиГ-33.

Первая попытка была, когда США вознамерились под предлогом наличия у Асада химического оружия смешать Сирию с кровавым песком с помощью ракетных ударов. Но Кремль в последний момент вытащил Сирию из американской «петли», предложив уничтожить химическое оружие под международным контролем. Путин спас Сирию от войны. А Обама получил звонкую политическую оплеуху. Но планов вышвырнуть Асада из Дамаска не оставил. Для этого США ведь и выпестовали в Сирии отряды «оппозиции», накачав их деньгами и оружием.

За 4 года гражданской войны в Сирии армия Асада сильно поистрепалась, но не сдалась. И тогда в США подготовили на эту осень новое генеральное наступление сирийской «оппозиции». Блиц-криг на Дамаск должны были поддержать и боевики ИГИЛ (террористических формирований, запрещенных в РФ). До сих пор американцы лениво долбили «предполагаемые районы дислокации» ИГИЛ с воздуха. Но получалось плохо. Военный советник Обамы вынужден был признать, что «эффективность авиаударов по ИГИЛ стремится к нулю». Зато ракетные удары можно было внезапно (или «по ошибке») перенести на города, подконтрольные Асаду.

США уже начали сколачивать коалицию из стран Европы для последней атаки на Сирию и даже возможной окончательной зачистки Дамаска пехотой НАТО. Но Европа вежливо отказалась. И вот тогда у Вашингтона возник план, по которому зажравшаяся Европа сама захочет покончить с Сирией и Асадом. Евросоюз было решено затопить полчищами беженцев.

Благотворительные фонды США начали финансировать переходы мигрантов с Ближнего Востока в Европу. Турция, верная союзница США по НАТО и борьбе с Асадом, внезапно открыла свои пограничные кордоны для прущих через ее территорию беженцев. А координировать потоки людей из Турции в Германию начали по Твиттеру правозащитники из США и Британии. Все это происходило и происходит под разрывы американских ракет, которые стали чаще падать в Ираке и Сирии не на войска ИГИЛ, а на населенные пункты.

И вот вам - поток беженцев. Вот заявления Госдепартамента США и европейских политиков, что в этой гуманитарной катастрофе виноват Асад, с которым пора покончить.

Казалось бы, почва подготовлена. Спецоперация должна была начаться с недели на неделю. И тут вдруг - бац! На аэродромы Сирии начали садиться десятки российских военно-транспортных самолетов с боевой техникой, мукой и медикаментами. А с моря с такими же грузами стали подходить корабли под флагом России. Это было для Вашингтона такой же неожиданностью, как снег в пустыне. Аналитики ЦРУ и Пентагона считали, что России, занятой борьбой с санкциями и поддержкой Донбасса, сейчас совсем не до Сирии. Потому и был выбран момент для атаки на Асада. Ан-нет: разведка США не успела очухаться, как россияне шустро, в стахановском темпе, принялись укреплять в Сирии свои пункты дислокации. В Тартусе (на давно обжитом пункте техобслуживания ВМФ РФ) - осели военные моряки. На аэродроме в Латакии - спецы ВВС и ПВО. Россияне приступили к обучению своих сирийских коллег на суше, на море и в воздухе.

По сути, сегодня можно говорить о комбинированном - военно-морском и военно-воздушном плацдарме России на побережье Сирии. Его уже не сотрешь американским ластиком на тактической карте. Сирийские стратегические объекты прикрыты лучшими в мире зенитными ракетными системами ПВО - С 300 и «Панцирями». В составе сирийских ВВС появились модернизированные истребители МиГ-29 и даже МиГ-31, в кабинах которых сидят обученные в России сирийские пилоты.

И главное - этот российско-сирийский плацдарм не даст ИГИЛ прорваться к морю. Ведь получив порты, ИГИЛ обрел бы второе дыхание. Исламские террористы начали бы по морю торговать контрабандной нефтью в обмен на оружие. А США со своей стороны «присматривали» это побережье для сирийской «оппозиции».

Но теперь берег занят. А армия Асада начала теснить ИГИЛ по всему фронту. Россию не удалось вывести из «Большой сирийской игры». Москва сделала тот сильный ход, который вновь поставил США в невыгодную позицию. Мешать россиянам поддерживать сирийскую армию в борьбе с ИГИЛ - значит становиться на сторону террористов. Атаковать американскими F-16 российские МиГи или бомбить аэродром в Латакии - это еще страшнее. Ибо это уже война. Причем, не сирийско-американская, а, возможно, уже американо-российская. Этого Вашингтону точно не надо. Никакая голова Асада не стоит конфликта ядерных держав. Потому США и Европе остается, пожалуй, лишь одно - смириться с присутствием России в Сирии и вместе с ней, единым фронтом, бороться с ГИЛ.

"Сушки" и "МиГи" победили американские самолеты почти во всех учебных боях

В интервью rns.online научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС» (Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем), академик РАН Евгений Федосов рассказал о возможностях российской боевой авиации.

Так, он рассказал: "Индийские ВВС провели целую серию сравнительных испытаний наших и американских самолетов, в том числе 27 учебных воздушных боев с участием Су-27 и МиГ-29 и американских истребителей".

"Практически во всех ближних воздушных боях американцы проиграли, - пояснил Евгений Федосов, - только один бой они выиграли, не знаю, по какой причине. Наверное, летчик зазевался".

МиГ-29 ВВС Индии

"Так что летчик гарантированно «вскрывал» противника, и имел возможность для пуска оружия, - прокомментировал Федоров, - И при этом мы еще решили вопрос сверхманевренности. МиГ-29 и Су-27 были сверхманевренными, по сравнению с американскими самолетами. В результате американцы выпустили, наконец, инструкцию своим летчиками: не вступать в ближний бой с самолетами Миг-29 и Су-27" Евгений Федосов

Поэтому наши самолеты 4-го поколения превосходили американские аналоги почти во всем, - резюмировал академи, - В некоторых боях и американский самолет 5-го поколения F-22 Raptor уступал нам. Те же индийские ВВС добились испытательных боев F-22 и Су-35. И Raptor проигрывал. Потому что американцы сделали ставку на незаметность. Мы же делали ставку на сверхманевренность".

В качестве причин такого превосходства он указал на разработку системы управления вооружением ближнего боя. Нашлемный прицел, оптическую станцию и радиолокатор в ГОСНИААС интегрировали в единую информационную систему.

"Так что летчик гарантированно «вскрывал» противника, и имел возможность для пуска оружия, - прокомментировал Федосов, - И при этом мы еще решили вопрос сверхманевренности. МиГ-29 и Су-27 были сверхманевренными, по сравнению с американскими самолетами. А в ближних боях сверхманевренность конечно играет решающую роль. В результате американцы выпустили, наконец, инструкцию своим летчиками: не вступать в ближний бой с самолетами Миг-29 и Су-27".

"Потом был создан Су-30, как продолжение линия развития Су-27, и, наконец, Су-35, в котором реализованы некоторые признаки самолета 5-го поколения, в том числе локаторы с активной фазированной антенной решеткой, синтезированной апертуры. То есть появилась многоканальность. Это очень важно, - отметил руководитель ГОСНИАС, - Многоканальность по воздушным целям и одновременно многоканальность по наземным целям".