Какие есть содружества государств. Когда возникло британское содружество наций

Цель лекции:

Основные вопросы:

1. История возникновения БСН

2. Эволюция Cодружества.

3. История возникновения БСН

Ассоциация независимых государств, ранее входивших в Британскую империю, признающих британского монарха в качестве символа свободного единения. В Содружество входят (на начало 1999): Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Гана, Малайзия, Сингапур, Кипр, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танзания, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда, Кения, Замбия, Камерун, Мозамбик, Намибия, Малави, Мальта, Гамбия, Ботсвана, Гайана, Лесото, Барбадос, Маврикий, Свазиленд, Науру, Тонга, Западное Самоа, Фиджи, Бангладеш, Багамские Острова, Гренада, Папуа – Новая Гвинея, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Тувалу, Доминика, Сент-Люсия, Кирибати, Сент-Винсент и Гренадины, Зимбабве, Белиз, Антигуа и Барбуда, Мальдивская Республика, Сент-Кристофер и Невис, Бруней, Вануату.

Империя до Содружества. После того как Британская империя потеряла 13 американских колоний, оставив за собой Канаду, Индию, некоторые владения в Вест-Индии и ряд разбросанных и отдаленных поселений, в метрополии наметились две политические линии. Первая предполагала ориентацию на расширение британского влияния в Индии и на Дальнем Востоке. Вторая линия, наряду с расширением этого влияния (в интересах британской промышленности и в целях экономии государственных расходов) допускала развитие в колониях самоуправления, чтобы предотвратить повторение Войны за независимость североамериканских колоний. В процессе реализации этих установок усугублялись различия между колониями, осваиваемыми английскими поселенцами и, по мнению метрополии, способными к самоуправлению (Канада, Австралия, Новая Зеландия, позже провинции Южной Африки), и теми завоеванными колониями, в которых были установлены прямые формы британского управления (территории в Азии и некоторых частях Африки). Вместе с тем в обоих случаях Великобритания рассматривала каждую колонию как относительно самостоятельное образование с местным правительством, обладавшим правом проводить независимую политику. Такое отношение побуждало развивать в колониях парламентские формы правления и устанавливать власть закона, чему способствовали распространение английского языка и его использование в административной сфере и в системе образования.

Содружество следовало принципу открытой ассоциации исходя из характера отношений, которые Великобритания устанавливала с колониями поселенцев. Канада создала модель для развития парламентских демократических форм правления в колониях. В 1837 Верхняя и Нижняя Канада восстали, потребовав закрепления прав колониального самоуправления, впервые установленных американскими революционерами 60 лет назад. В ответ на это требование генерал-губернатор Британской Северной Америки лорд Дарем (Дергем, Дерхем) в 1839 выступил с докладом, в котором предложил ввести т.н. «ответственное правительство». Это предполагало формирование правительственного кабинета по британскому образцу. Дарем признал, что избираемая колониальная ассамблея и ответственная перед ней исполнительная власть смогут осуществлять контроль над внутренней политикой. В то же время он особо оговорил, что Великобритания оставляет за собой право решающего голоса в следующих пяти основных сферах колониальной политики: контроль за государственными землями, форма колониальных конституций, внешняя политика, внешняя торговля, оборона. Все эти ограничения постепенно отменялись в Канаде, Австралии и Новой Зеландии с 1840-х годов до конца Первой мировой войны.

Контроль за государственными землями в колониях быстро перешел к местным правительствам, которые добились права принимать собственные конституции и судебные системы. Еще в 1859 Канада начала устанавливать свои тарифы, ограничив контроль Великобритании над внешней торговлей.

Менее заметным оказался прогресс во внешнеполитических делах и в обороне. Хотя с течением времени Великобритания признала необходимость консультаций с доминионами по вопросам внешней политики, она все еще удерживала здесь за собой право решающего голоса. Британский флот продолжал осуществлять защиту империи в целом, но сухопутные войска выводились из самоуправляющихся колоний, бравших на себя функции самообороны.

Таким образом, в колониях укреплялась тенденция к расширению сферы ответственности в делах местного управления, что сопровождалось ростом национального самосознания. Слияние колоний в более крупные территориальные образования потребовало и большей независимости во внутренней политике. В 1867 провинции Канада, Новая Шотландия и Нью-Брансуик объединились в доминион Канада (формально Канада считалась конфедерацией). Шесть австралийских колоний образовали в 1900 Австралийский Союз. В 1910 четыре южноафриканские колонии сформировали Южно-Африканский Союз.

В конце 19 в. Империя установила два важных института для поддержания контактов между Великобританией и самоуправляющимися колониями. В 1879 правительство Канады назначило верховного комиссара для защиты интересов страны в Лондоне. Британское правительство отказалось придать ему статус посла, однако важный прецедент все же был создан, и другие колонии также назначили верховных комиссаров. В 1887 правительство Великобритании предложило правительствам самоуправляющихся колоний направить делегатов на колониальную конференцию в Лондоне. Встречи такого рода проводились периодически и в последующие десятилетия, а с 1907 стали именоваться имперскими конференциями; было решено, что последующие встречи должны проходить при участии премьер-министра Великобритании и премьер-министров самоуправляющихся колоний. На имперской конференции 1926 такие колонии получили официальное название доминионов.

4. Эволюция Cодружества.

Первая мировая война явилась поворотным пунктом в развитии Содружества. Великобритания объявила войну от имени всей империи, не проконсультировавшись с колониями; однако доминионы все же были представлены в имперских военных кабинетах и на конференциях. Резолюция имперской конференции 1917 признавала, что доминионы наделяются правом голоса в решении вопросов внешней политики империи и что в дальнейшем сотрудничество будет проводиться на основе «постоянных консультаций и совместных действий». Исходя из этого, проводился и общий курс внешней политики как в ходе войны, так и при заключении мира. Новая ориентация на относительную самостоятельность доминионов во внешней политике получила символическое выражение в акте подписания Версальского договора доминионами и Индией.

Характер ассоциации изменился вместе со статусом ее членов. Термин «Содружество наций», впервые использованный в 1884, получил широкое распространение с 1917, обозначая ассоциацию Великобритании, Канады, Южно-Африканского Союза, Австралийского Союза, Новой Зеландии и Ньюфаундленда (который потерял статус доминиона в 1933 в результате экономического кризиса, а в 1949 стал десятой провинцией Канады). На имперской конференции 1926 была предложена знаменитая формула Бальфура, которая определила доминионы как «автономные сообщества Британской империи, равные по статусу, никоим образом не подчиненные одно другому ни в одном из аспектов своей внутренней или внешней политики, но при этом объединенные общей приверженностью короне и составляющие свободную ассоциацию членов Британского Содружества наций». Этот принцип был утвержден Вестминстерским статутом 1931, принятым британским парламентом по требованию доминионов. Статут по сути зафиксировал существующее положение вещей, юридически закрепив равноправие британского парламента и парламентов доминионов; законодательство каждого доминиона признавалось самостоятельным и имело суверенную силу. Внешние отношения становились также областью суверенного решения каждого доминиона. Кроме того, в документе оговаривалось, что отныне порядок престолонаследия Великобритании будет регулироваться членами Содружества.

В межвоенный период доминионы выдвигали требования полной независимости, что сделало невозможной выработку единого внешнеполитического курса, намеченного на имперских конференциях во время Первой мировой войны, хотя консультации на регулярной основе продолжались. Реакция доминионов на объявление войны Великобританией в 1939 показала, что они свободны в выборе действий. Парламенты Австралийского Союза и Новой Зеландии выразили полную поддержку Великобритании и вместе с ней 3 сентября 1939 объявили войну странам Оси. Канада вступила в войну самостоятельно, через шесть дней после Великобритании. В Южно-Африканском Союзе по данному вопросу произошел раскол, и парламент страны лишь незначительным большинством проголосовал за объявление войны. Ирландское Свободное государство сохранило нейтралитет.

В 1947 Индия была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. В 1949 Индия провозгласила себя республикой, тем самым обозначив новый шаг в эволюции Содружества. Индия выразила желание остаться в Содружестве, хотя условие Бальфура об общей приверженности короне ей как республике уже не подходило. На состоявшейся в 1949 конференции премьер-министров Индия приняла британского монарха в качестве символа свободной ассоциации государств-членов и как главу Содружества – титул, который так и не был четко определен. С этой формулировкой республиками стали провозглашать себя и другие члены Содружества. После 1947 термин «доминион» вышел из употребления, так как уже не соответствовал статусу тех членов Содружества, которые отказывались признавать британского монарха в качестве главы государства.

В 1960 в ходе референдума, проведенного правительством Южно-Африканского Союза, состоявшего в основном из членов африканерской Национальной партии, белое население (только оно участвовало в референдуме) незначительным большинством проголосовало за республику, которая была провозглашена в мае 1961. Чтобы остаться в Содружестве, Южно-Африканская Республика обратилась к другим членам с просьбой о ее признании. Это вызвало острую реакцию, особенно со стороны стран – членов Содружества с небелым населением, осуждавших систему апартеида и господства белых в ЮАР. В итоге премьер-министр ЮАР Х.Фервурд отозвал заявление своей страны о продолжении членства в Содружестве. В 1994 новое демократическое правительство обратилось с просьбой о восстановлении страны в составе Содружества, и эта просьба была удовлетворена.

После 1945 характер Содружества существенно изменился. Когда Индия стала республикой, но при этом осталась в рамках ассоциации, сомнения относительно совместимости национальной независимости с членством в Содружестве окончательно исчезли. Теперь Содружество является многоязычным, многорасовым и мультикультурным сообществом.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины и предпосылки возникновения БС?

2. Раскройте проблемы и перспективы развития БС.

1. Артемова А.Ф. Великобритания. Книга для чтения по страноведению. М.: АСТ, 2006 – 499с.

2. Барнс Д. Англия, Англия. М.: АСТ, 2004 – 290с.

3. Громыко А. А. Великобритания. Эпоха реформ.. М.: АСТ, 2005. – 347 с.

4. Дэниел К. Англия. История страны. М.:. Эскмо 2004. – 490с.

Тема 8 НАТО, ДКБ

Цель лекции: изучить этапы процесса планирования выборки в маркетинговых исследованиях.

Основные вопросы:

НАТО является самым большим и наиболее организованным и стабильным военным союзом. Он был создан по инициативе США как противодействие распространению коммунистической угрозы. В состав этого альянса входят страны: США, Канада, Бельгия, Дания, Ирландия, Италия, Португалия, Люксембург, Голландия, Норвегия, Великобритания, Греция, Турция, Германия, Испания и Франция. Однако Франция в 1963 году потребовала вывода с ее территории головного офиса и войск НАТО. Сейчас офис находится в Брюсселе.

Основным моментом в договоре НАТО является то, что агрессия против какой-либо страны этого военного блока рассматривается как агрессия против всех членов блока. В соответствии с договором национальные войска стран-членов остаются в подчинении своих государств и только через государственные каналы может быть отдан какой-либо приказ.

Основой для деятельности НАТО являются консультации, сотрудничество и дискуссии, которые проводятся таким образом, что каждый член организации имеет полную свободу.

Силы НАТО находятся в Европе, где больший контингент войск принадлежит США и Германии. Ведущая роль в организации принадлежит США, но до сих пор не решены вопросы взаимодействия национальных, объединенных и наднациональных органов. Высшим органом является Северо-Атлантический совет, в котором все решения требуют единогласия. Совет собирается два раза в год на уровне министров иностранных дел и еженедельно собираются постоянные представители на уровне послов. Председателем Совета является Генеральный секретарь НАТО. Для определения военной политики в соответствии с текущим моментом существует оборонный плановый комитет, в котором заседают постоянные представители стран-участниц. Все структуры (административные, военные и другие) действуют под эгидой Совета.

Генеральный Секретарь, кроме того, что возглавляет работу Совета, готовит бюджет организации, разрабатывает повестку дня для заседаний, нанимает и увольняет персонал, представляет НАТО в отношениях с правительствами и организациями. Комитеты НАТО имеют дело с политикой, обороной, вооружением, экономикой, наукой, информацией и культурой. Существуют специальные комитеты по изучению космоса, трубопроводам и телекоммуникациям.

Военные структуры возглавляются начальниками военных комитетов или их представителями. Военная область делится на три части в соответствии с действующими командами: Европейской, Атлантической, включающей пролив Ла-Манш и Канадо-Американской.

В период разрядки международной напряженности НАТО стала ориентироваться на снижение баланса сил в Европе и развитие торговых отношений со странами бывшего советского блока. После распада СССР в организации появились тенденции превращения военного блока в военно-политическую структуру.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Члены ОДКБ

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 сентября 1993 года, Белоруссия - 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

Россия в последнее время связывает большие надежды с этой организацией, рассчитывая с её помощью укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии. Россия считает этот регион зоной собственных стратегических интересов.

В то же время здесь на территории Киргизии размещается военно-воздушная база США Манас, и Киргизия не намерена делать что-либо для её закрытия.Таджикистан в начале 2006 дал согласие на существенное наращивание расположенной на его территории французской военной группировки, действующей в составе коалиционных сил в Афганистане.

Для усиления позиций ОДКБ Россия предлагает провести реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: по три от России и Таджикистана, по два - от Казахстана и Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил - около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской авиабазе Кант в Киргизии.

Рассматривается предложение о расширении сферы деятельности коллективных сил - в частности, предполагается их применение в Афганистане.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Возглавляет организацию ее генеральный секретарь. С 2003 года это Николай Бордюжа.

Все участники «семерки», за исключением, пожалуй, Казахстана, находятся в сильной политической, экономической и военной зависимости от Москвы и нуждаются в ее дипломатическом прикрытии.

- Задачи ОДКБ напрямую взаимосвязаны с интеграционными процессами на постсоветском пространстве, и эта взаимосвязь крепнет. Продвинутость военно-политической интеграции в формате ОДКБ способствует развертыванию интеграционных процессов, реально формирует «интеграционное ядро» в СНГ, способствует оптимальному «разделению труда» в Содружестве. Что касается места и роли ОДКБ в Евразийском союзе, если таковой будет образован, то они могут быть весьма существенными, поскольку зона ответственности Организации охватывает обширные пространства Евразии, а деятельность Организации направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе и Азии , - заявил Николай Бордюжа, комментирую цели создания ОДКБ для прессы.

5 сентября на саммите в Москве лидеры стран-членов Организации договора о коллективной безопасности приняли декларацию, в которой осудили Грузию за агрессию, поддержали действия России и выступили «за обеспечение прочной безопасности для Южной Осетии и Абхазии». Страны ОДКБ предостерегли НАТО от расширения на Восток и объявили о планах укреплять военную составляющую организации.

Как и Шанхайская организация сотрудничества, ОДКБ высказалась за активную роль России по содействию миру и сотрудничеству в регионе. Однако главного - совместного признания членами Организации двух закавказских республик - не случилось.

Президент России еще раз заявил о необходимости укреплять военную составляющую ОДКБ. Собственно, ничего необычного в этом нет, ведь ОДКБ - военная организация, созданная для защиты стран-участниц от внешних посягательств. Существуют и взаимные обязательства на случай нападения на одного из членов организации. Как признался сам Медведев, именно эта тема стала главной во время его переговоров с коллегами.

Основная же часть документа была посвящена нынешней обстановке в мире и роли в нем самой ОДКБ. В первых же строках декларации лидеры стран ОДКБ извещают мировое сообщество о том, что отныне они «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». При этом, заявив о твердом намерении обеспечивать безопасность в зоне своей ответственности, «семерка» предостерегла от посягательств на эту зону, откровенно дав понять, как она будет сотрудничать: «Серьезный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов».

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины и предпосылки возникновения НАТО?

2. Раскройте проблемы и перспективы развития НАТО.

3. Каковы причины и предпосылки возникновения ОДКБ?

4. Раскройте проблемы и перспективы развития ОДКБ.

1. Николаенко В. Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы). М., 2004.

2. Кузьмин В., Фалалеев М., Гаврилов Ю. Сумма сил: ОДКБ создала коллективные силы оперативного реагирования// Российская газета центральный выпуск №4842 от 5 февраля 2009 г.

3. Смирнов Н.Е. Новая стратегическая концепция НАТО и место в ней стран-партнеров. Информационно-аналитический материал, М., 1999 и др.

4. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1998.

Тема 9 Нерегиональные экономические международные организации: ВТО, ОПЕК

Цель лекции: изучить этапы процесса планирования выборки в маркетинговых исследованиях.

Основные вопросы:

История создания

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.
Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась.

Структура ВТО

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

"Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на май 2005 г. насчитывалось 148, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств".
Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.


Похожая информация.


(англ. Commonwealth of Nations ), кратко именуемое просто Содружество (англ. The Commonwealth ) - , объединяющая преимущественно страны, ранее входившие в состав Британской империи. Эти страны, расположенные на пяти континентах, связаны с Великобританией общим историческим прошлым и общими декларируемыми ценностями, такими как демократия, равенство, права и свободы человека. Несмотря на разницу в социальным, политическим и экономическим устройстве, члены Содружества проводят курс на развитие дружеских отношений и всестороннего сотрудничества, признавая британского монарха в качестве символического главы их единения.

История Содружества наций.

Современное Содружество Наций было основано в 1949 году, но его корни восходят к концу 19-го века. Еще в 1884 году британские дипломаты стали говорить о Британской империи как о Содружестве Наций. Несмотря на смену названия, эта организация тогда все еще не была добровольным объединением равных государств, каким она является в наши дни. Колониальные территории по-прежнему находились под полным контролем Британии.

В двадцатом веке колониям с преобладающим европейским населением – Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Южной Африке, был дарован статус доминионов – фактически независимых государств, при этом они становились членами Британского содружества наций. Когда в 1947 году Индия и Пакистан, а через год и Шри-Ланке обрели независимость, они согласились присоединиться к существующему объединению пяти государств, чтобы поближе ознакомиться с их опытом государственного управления. После того как в Индии была установлена республиканская форма правления и она перестала подчиняться британской монархии, потребовалось кардинально пересмотреть основополагающие принципы организации. «Британское Содружество наций» было переименовано в «Содружество наций», а принятая в 1949 году Лондонская декларация положила начало существованию организации в ее современном виде как добровольного объединения свободных и независимых государств.

В течение второй половины двадцатого века многочисленные британские колонии получали независимость и почти все они решили присоединиться к Содружеству наций. Количество участников организации выросло с восьми стран до 53-х. Две последние присоединившиеся страны – Мозамбик и Руанда прежде не имели никаких связей с Британской империей. Однако не все страны участвуют в Содружестве непрерывно. Когда в начале 1960-х годов в Южной Африке была провозглашена республиканская форма правления, из-за нарушений прав человека заявка нового правительства была отвергнута. После окончания правления режима апартеида, ЮАР в 1994 году было разрешено возобновить свое членство. Пакистан вышел в 1972 году в знак протеста против признания Содружеством Бангладеш как независимого государства, но в 1989 году снова присоединился к организации. Из-за нарушений прав человека в 2002 году было приостановлено членство Зимбабве. Гамбия вышла из Содружества в 2013 году, назвав эту организацию институтом неоколониализма, однако спустя четыре года, 8 февраля 2018 года вернулась. Наконец, в 2016 году Мальдивы объявили о своем решении выйти из состава Содружества из-за вмешательства организации во внутренние дела.

Цели и задачи Содружества наций.

Изначально цель создания Содружества наций заключалась в поддержании стабильности системы международной торговли, построенной Британской империей, а позже она способствовала обеспечению плавного перехода от колониальных торгово-экономических отношений к новым капиталистическим. Во время холодной войны Содружество использовалось Британией в качестве дополнительного канала противодействия коммунистическим движениям в своих бывших колониях в странах третьего мира. В наши дни содружество является своеобразным международным форумом, на котором высокоразвитые экономики (такие как Соединенное Королевство, Австралия, Канада, Сингапур и Новая Зеландия) и множество бедных стран мира стремятся достичь согласия на основе консенсуса.

На состоявшейся в январе 1971 года в Сингапуре встрече глав государств Содружества была принята декларация принципов, подтверждающая стремление организации к международному миру и порядку, поощрению личной свободы, укреплению равенства и противодействию дискриминации; борьбе с нищетой, невежеством и болезнями; развитию международной торговли и сотрудничеству. В настоящее время приоритетными задачами Содружества, как сказано в Асорокской декларации 2003 года, являются продвижение демократии, благого управления, прав человека, гендерного равенства и более справедливого распределения преимуществ от глобализации.

Критерии членства.

Существующие критерии членства определены в Кампальском коммюнике, принятом на Совещании глав правительств стран Содружества. В этом документе было снято требование о том, что претенденты должны быть в прошлом частью Британской империи. Фактически, два члена Содружества – Мозамбик и Руанда никогда не входили в состав Британской империи.

Основные критерии для приема в Содружество следующие:

  • страна-заявитель должна, как правило, иметь историческое конституционное объединение с существующим членом Содружества, за исключением исключительных обстоятельств – в таком случае заявки должны рассматриваться в индивидуальном порядке;
  • страна-заявитель должна принять и соблюдать основные ценности, принципы и приоритеты Содружества;
  • страна-заявитель должна продемонстрировать приверженность: демократии и демократическим процессам; верховенству закона и независимости судебных органов; а также защите прав человека, свободе выражения мнений и равенству возможностей;
  • страна-заявитель должна принимать нормы и конвенции Содружества, такие как использование английского языка в качестве средства внутрисодружественного общения и признавать королеву Елизавету II главой Содружества.

Структура организации.

Глава Содружества.

До 1949 года главой всех восемь членов Британского содружества наций был король Соединенного Королевства Георг VI. Индия, однако, не смотря на установление республиканской формы правления, заявила о своем желании продолжить полноправное членство в Содружестве. На четвертой конференции глав правительств члены организации решили пойти ей навстречу, приняв Лондонскую декларация, в которой согласились, что в Содружестве королю будет отведена новая роль – не общего главы, а «символа свободной ассоциации независимых государств и в качестве такового главы Содружества».

Титул «глава Содружества» стал частью королевского титула в каждом из 16 государств, признающих своим монархом короля Соединенного Королевства. Однако, титул не является наследственным – после смерти монарха наследник короны не становится главой Содружества автоматически.

В настоящий момент титул носит старшая дочь Георга VI, королева Елизавета II. На совещании глав правительств Содружества в 2018 году ее официальным преемником был назначен Чарльз, принц Уэльский.

Совещание глав правительств стран Содружества.

Основным форумом для принятия решений этой организации является Совещание глав правительств стран Содружества, созываемое раз в два года. Главы правительств стран-участников, включая (среди прочих) премьер-министров и президентов, собираются на несколько дней для обсуждения вопросов, представляющих обоюдосторонний интерес. Совещание глав правительств является преемником совещаний премьер-министров стран Содружества, а ранее – имперских конференций и колониальных конференций, проводившихся начиная с 1887 года. Также созываются регулярные встречи министров финансов, министров юстиции, министров здравоохранения и т. д. Имеющие задолженность члены организации не могут направить своих представителей ни на совещание глав правительств, ни на встречи министров.

Глава правительства государства, принимающего Совещание, называется действующим Председателем Содружества и сохраняет эту должность до следующего Совещания. На Совещание глав правительств, проходившим с 18 по 20 апреля 2018 года в Лондоне, действующим Председателем была премьер-министр Великобритании Тереза Мэй и на этой должности она останется до следующего Совещания, которое должно состояться в 2020 году в Руанде.

Секретариат Содружества.

Секретариат Содружества является главным межправительственным органом и центральным учреждением Содружества Наций. Секретариат основан решением Совещания пример-министров в июне 1965 года в целях содействия сотрудничеству между членами; организации встреч на высшем уровне стран Содружества; оказания помощи и консультативной поддержки по вопросам разработки политики и ее реализации в странах-членах Содружества. Секретариат также оказывает техническую поддержку правительствам в целях содействия социально-экономическому развитию своих стран и продвижения фундаментальных политических ценностей Содружества.

Секретариат Содружества имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Он расположен в Мальборо-хаус в Лондоне, Великобритания, в бывшей королевской резиденции, предоставленной ему королевой Елизаветой II, главой Содружества.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем Содружества, который избирается главами правительств Содружества сроком на четыре года не более двух раз. Генеральный секретарь и два его заместителя контролируют работу одиннадцати отделений и трех специальных подразделений, входящих в состав Секретариата.

Игры Содружества.

Игры Содружества - международные спортивные соревнования стран-членов Содружества наций. Соревнования впервые были проведены в 1930 году и с тех пор проводятся каждые четыре года в разных городах Содружества. Игры Содружества с 1930 по 1950 год были известны как Игры Британской империи, с 1954 по 1966 год – Игры Британской империи и Содружества, а с 1970 по 1974 год – Игры Британского Содружества. В 2018 году Игры Содружества проходили с 4 по 15 апреля в Голд-Косте, Австралия.

Страна-организатор должна включить в программу игр не менее 10 спортивных дисциплин, в том числе: легкую атлетику, бадминтон, бокс (только для мужчин), боулинг на траве, нетбол (только для женщин), регби-7 (только для мужчин), водные виды спорта, хоккей, сквош и тяжелую атлетику. Кроме того, в программу игр могут входить такие виды спорта, как стрельба из лука, художественная гимнастика, дзюдо, гребля, баскетбол, велогонки, настольный теннис, тхэквондо, теннис, триатлон.

День Содружества.

День Содружества – ежегодный праздник, устраиваемый в честь годовщины Содружества наций. Этот день впервые стал отмечаться в 1902 году, 22 января, в день рождения королевы Виктории и именовался тогда Днем Империи. Первоначально его цель состояла в том, чтобы быть «символом единения чувств … к тем идеалам свободы, справедливости и толерантности, которые Британская империя отстаивает во всем мире». В 1958 году День Империи был переименован в День Содружества, а 1974 году его дата была перенесена на второй понедельник марта.

День Содружества является государственным праздником в некоторых странах Содружества, но не в самой Великобритании. В этот день в Вестминстерском аббатстве проводится многоконфессиональная служба, на которой обычно присутствуют королева Елизавета II как глава Содружества вместе с Генеральным секретарем Содружества, а также представители от каждого государства-члена. Королева выступает с обращением к странам Содружества, которое транслируется по всему миру.

Содержание статьи

СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ, ассоциация независимых государств, ранее входивших в Британскую империю, признающих британского монарха в качестве символа свободного единения. В Содружество входят (на начало 1999): Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Гана, Малайзия, Сингапур, Кипр, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танзания, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда, Кения, Замбия, Камерун, Мозамбик, Намибия, Малави, Мальта, Гамбия, Ботсвана, Гайана, Лесото, Барбадос, Маврикий, Свазиленд, Науру, Тонга, Западное Самоа, Фиджи, Бангладеш, Багамские Острова, Гренада, Папуа – Новая Гвинея, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Тувалу, Доминика, Сент-Люсия, Кирибати, Сент-Винсент и Гренадины, Зимбабве, Белиз, Антигуа и Барбуда, Мальдивская Республика, Сент-Кристофер и Невис, Бруней, Вануату.

ИСТОРИЯ

Империя до Содружества.

Контроль за государственными землями в колониях быстро перешел к местным правительствам, которые добились права принимать собственные конституции и судебные системы. Еще в 1859 Канада начала устанавливать свои тарифы, ограничив контроль Великобритании над внешней торговлей.

Менее заметным оказался прогресс во внешнеполитических делах и в обороне. Хотя с течением времени Великобритания признала необходимость консультаций с доминионами по вопросам внешней политики, она все еще удерживала здесь за собой право решающего голоса. Британский флот продолжал осуществлять защиту империи в целом, но сухопутные войска выводились из самоуправляющихся колоний, бравших на себя функции самообороны.

Таким образом, в колониях укреплялась тенденция к расширению сферы ответственности в делах местного управления, что сопровождалось ростом национального самосознания. Слияние колоний в более крупные территориальные образования потребовало и большей независимости во внутренней политике. В 1867 провинции Канада, Новая Шотландия и Нью-Брансуик объединились в доминион Канада (формально Канада считалась конфедерацией). Шесть австралийских колоний образовали в 1900 Австралийский Союз. В 1910 четыре южноафриканские колонии сформировали Южно-Африканский Союз.

В конце 19 в. империя установила два важных института для поддержания контактов между Великобританией и самоуправляющимися колониями. В 1879 правительство Канады назначило верховного комиссара для защиты интересов страны в Лондоне. Британское правительство отказалось придать ему статус посла, однако важный прецедент все же был создан, и другие колонии также назначили верховных комиссаров. В 1887 правительство Великобритании предложило правительствам самоуправляющихся колоний направить делегатов на колониальную конференцию в Лондоне. Встречи такого рода проводились периодически и в последующие десятилетия, а с 1907 стали именоваться имперскими конференциями; было решено, что последующие встречи должны проходить при участии премьер-министра Великобритании и премьер-министров самоуправляющихся колоний. На имперской конференции 1926 такие колонии получили официальное название доминионов.

Эволюция Cодружества.

Первая мировая война явилась поворотным пунктом в развитии Содружества. Великобритания объявила войну от имени всей империи, не проконсультировавшись с колониями; однако доминионы все же были представлены в имперских военных кабинетах и на конференциях. Резолюция имперской конференции 1917 признавала, что доминионы наделяются правом голоса в решении вопросов внешней политики империи и что в дальнейшем сотрудничество будет проводиться на основе «постоянных консультаций и совместных действий». Исходя из этого, проводился и общий курс внешней политики как в ходе войны, так и при заключении мира. Новая ориентация на относительную самостоятельность доминионов во внешней политике получила символическое выражение в акте подписания Версальского договора доминионами и Индией.

Характер ассоциации изменился вместе со статусом ее членов. Термин «Содружество наций», впервые использованный в 1884, получил широкое распространение с 1917, обозначая ассоциацию Великобритании, Канады, Южно-Африканского Союза, Австралийского Союза, Новой Зеландии и Ньюфаундленда (который потерял статус доминиона в 1933 в результате экономического кризиса, а в 1949 стал десятой провинцией Канады). На имперской конференции 1926 была предложена знаменитая формула Бальфура, которая определила доминионы как «автономные сообщества Британской империи, равные по статусу, никоим образом не подчиненные одно другому ни в одном из аспектов своей внутренней или внешней политики, но при этом объединенные общей приверженностью короне и составляющие свободную ассоциацию членов Британского Содружества наций». Этот принцип был утвержден Вестминстерским статутом 1931, принятым британским парламентом по требованию доминионов. Статут по сути зафиксировал существующее положение вещей, юридически закрепив равноправие британского парламента и парламентов доминионов; законодательство каждого доминиона признавалось самостоятельным и имело суверенную силу. Внешние отношения становились также областью суверенного решения каждого доминиона. Кроме того, в документе оговаривалось, что отныне порядок престолонаследия Великобритании будет регулироваться членами Содружества.

В межвоенный период доминионы выдвигали требования полной независимости, что сделало невозможной выработку единого внешнеполитического курса, намеченного на имперских конференциях во время Первой мировой войны, хотя консультации на регулярной основе продолжались. Реакция доминионов на объявление войны Великобританией в 1939 показала, что они свободны в выборе действий. Парламенты Австралийского Союза и Новой Зеландии выразили полную поддержку Великобритании и вместе с ней 3 сентября 1939 объявили войну странам Оси. Канада вступила в войну самостоятельно, через шесть дней после Великобритании. В Южно-Африканском Союзе по данному вопросу произошел раскол, и парламент страны лишь незначительным большинством проголосовал за объявление войны. Ирландское Свободное государство сохранило нейтралитет.

В 1947 Индия была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. В 1949 Индия провозгласила себя республикой, тем самым обозначив новый шаг в эволюции Содружества. Индия выразила желание остаться в Содружестве, хотя условие Бальфура об общей приверженности короне ей как республике уже не подходило. На состоявшейся в 1949 конференции премьер-министров Индия приняла британского монарха в качестве символа свободной ассоциации государств-членов и как главу Содружества – титул, который так и не был четко определен. С этой формулировкой республиками стали провозглашать себя и другие члены Содружества. После 1947 термин «доминион» вышел из употребления, так как уже не соответствовал статусу тех членов Содружества, которые отказывались признавать британского монарха в качестве главы государства.

В 1960 в ходе референдума, проведенного правительством Южно-Африканского Союза, состоявшего в основном из членов африканерской Национальной партии, белое население (только оно участвовало в референдуме) незначительным большинством проголосовало за республику, которая была провозглашена в мае 1961. Чтобы остаться в Содружестве, Южно-Африканская Республика обратилась к другим членам с просьбой о ее признании. Это вызвало острую реакцию, особенно со стороны стран – членов Содружества с небелым населением, осуждавших систему апартеида и господства белых в ЮАР. В итоге премьер-министр ЮАР Х.Фервурд отозвал заявление своей страны о продолжении членства в Содружестве. В 1994 новое демократическое правительство обратилось с просьбой о восстановлении страны в составе Содружества, и эта просьба была удовлетворена.

После 1945 характер Содружества существенно изменился. Когда Индия стала республикой, но при этом осталась в рамках ассоциации, сомнения относительно совместимости национальной независимости с членством в Содружестве окончательно исчезли. Теперь Содружество является многоязычным, многорасовым и мультикультурным сообществом.

СВЯЗИ СОДРУЖЕСТВА

Содружество всегда было открытой организацией, даже в прошлом, когда оно включало в себя однородные в этническом отношении колонии. В период между двумя мировыми войнами жители доминионов и Великобритании были связаны общностью происхождения, подданства, языка, приверженностью британской короне, общим наследием в виде политических институтов британского образца, типом образования, а также тесными экономическими связями.

Между 1947 и 1978 в Содружество были приняты 34 новых члена, одно государство – Пакистан – вышло из него. Большинство составили африканские и азиатские страны, с преобладающим местным населением и господством неевропейских культур. Соответственно изменялись и неформальные правила членства. Бывшие английские колонии, получив независимость, не становились автоматически членами Содружества, а вступали в него с согласия других членов. Британского монарха следовало признавать в качестве символа свободной ассоциации, и некоторые члены Содружества вынуждены были считаться с этим, даже если становились республиками. Ни одно из требований больше не считалось обязательным, и не допускалось никакого ущерба суверенитету стран-членов. Вместе с тем некоторые из бывших колоний, став независимыми государствами, решили не присоединяться к Содружеству – например Британское Сомали, ставшее частью государства Сомали, Южный Камерун, вошедший в государство Камерун, Судан, Бирма, эмираты Персидского залива.

С упрощением процедуры вступления в Содружество некоторые из старых связей исчезли, другие – изменились в соответствии со статусом и потребностями новых членов.

Конституционные связи.

У Содружества нет конституции, и в международном праве оно не считается единой организацией. Тем не менее конституции Канады, Австралии, Шри-Ланки, Ямайки, Новой Зеландии, Барбадоса, Маврикия, Багамских островов, Гренады, Сент-Винсента и Гренадин, Сент-Люсии, Сент-Кристофера и Невис, Антигуа и Барбуда, Папуа – Новой Гвинеи, Соломоновых островов, Тувалу и Великобритании признают британского монарха официальным главой государства. В каждом из этих государств (кроме Великобритании) монарх представлен генерал-губернатором, который занимает по отношению к правительству положение, подобное положению монарха в Великобритании. Республики, как правило, возглавляются президентами, но Малайзия, Свазиленд, Тонга и Лесото являются независимыми монархиями. Эти государства не выражают приверженности британскому монарху, но признают его главой Содружества.

Юридический комитет Тайного совета – последняя инстанция для апелляций стран – членов Содружества. Тем не менее многие страны, включая Канаду и Австралию, не обращаются в эту инстанцию.

Гражданство и национальность.

Несмотря на то, что Великобритания и некоторые страны признают за потенциальными иммигрантами из стран Содружества общий статус британских подданных либо «граждан Содружества», во всех этих странах в настоящее время действуют ограничения на иммиграцию из других стран Содружества. В прошлом Великобритания принимала всех граждан стран Содружества. Но в 1962, согласно британскому законодательству, на иммиграцию из Вест-Индии были введены ограничения, а в 1968 определена квота на въезд в Англию лиц азиатского происхождения, проживающих в Кении. После этого преимущества общего гражданства в Содружестве стали сомнительными, а фактор гражданства потерял свое значение в качестве связующего звена.

Наследие британского правления.

Внутреннее единство стран Содружества все еще обнаруживается в политических институтах британского типа, в преемственности форм образования, в расширении сферы применения английского языка, особенно в управлении, среднем и высшем образовании.

Тем не менее ситуация меняется. В республиках и даже в некоторых странах, признающих британского монарха в качестве главы государства, Вестминстерская модель претерпела радикальные изменения. В большинстве афро-азиатских стран сложились совершенно иные социально-политические условия, чем в Великобритании, – и соответственно иные государственные институты. Некоторые из этих стран стали по сути однопартийными государствами или военными олигархиями. В отдельных случаях не избежали политизации и гражданские службы, хотя сама их структура сохранила следы британского происхождения.

Экономические связи.

После Первой мировой войны Великобритания пошла по пути протекционизма; на имперской конференции 1932 в Оттаве была выработана система преференциальных скидок во внутриимперской торговле, связывавшая воедино все британские колонии и доминионы. В конце 1930-х годов Канада начала проводить собственную торговую политику, а после Второй мировой войны ее главным рынком и источником притока капитала стали США. Но установленные в Оттаве льготные таможенные тарифы продолжали стимулировать торговлю между Великобританией и другими членами Содружества. Попытки ввести свободную торговлю после Второй мировой войны, например с опорой на Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое вовсе не препятствовало поиску новых торговых партнеров, по существу, не смогли отменить сложившуюся систему преференций внутри Содружества.

Вхождение Великобритании в Общий рынок в 1973 привело к ликвидации большинства льгот в рамках Содружества, поскольку Великобритания начала вводить тарифы Общего рынка. Тем не менее в 1960-е годы многие страны Содружества, предвосхищая такой ход событий, пытались защитить себя путем диверсификации своих рынков. Отчасти по этой причине, а отчасти из-за неконкурентоспособности в 1960-е годы британского экспорта некоторые страны Содружества уменьшили торговый оборот с Великобританией, который был непропорционально большим за счет незначительного взаимного товарооборота этих государств. По мере снижения экспорта падал и импорт Великобритании из стран Содружества, что было вызвано непоследовательной политикой страны в решении трудностей, связанных с платежным дисбалансом. В 1949–1969 доля британского импорта (по стоимости) из стран Содружества снизилась с 36 до 23%, а доля британского экспорта в страны Содружества упала с 36 до 22%.

Ранее пребывание в стерлинговой зоне являлось важным связующим звеном между странами Содружества (за исключением Канады, которая перешла в зону действия доллара). Эти страны привыкли хранить большую часть своих финансовых резервов в английской валюте, пользоваться фунтом при расчетах и привязывать к нему курсы своих валют. Однако в 1967, после девальвации английского фунта стерлингов, большинство стран-членов Содружества не пошло на обесценивание своих национальных валют, а когда в начале 1970-х годов фунт еще больше упал, многие из них стали хранить свои резервы в других валютах. В итоге зона действия английского фунта к 1973 начала распадаться, а вступление Великобритании в Общий рынок довершило этот процесс.

Для стран Содружества Великобритания остается главным партнером по двустороннему техническому сотрудничеству, основным источником экономической помощи и инвестиций. План Коломбо, предполагающий создание многосторонних фондов экономической и технической помощи менее развитым странам Юго-Восточной Азии, не ограничивается рамками Содружества. Существует и целевой План помощи африканским странам Содружества.

Политические институты.

Характер институтов Содружества призван подчеркнуть свободу связей между странами. Конференции премьер-министров (периодические встречи глав правительств стран-членов Содружества) сохраняют преемственность с прежними имперскими конференциями, представляя собой самый эффективный институт сотрудничества. Эти встречи носят неофициальный характер, хотя после их завершения принимаются совместные коммюнике. Как правило, конференции вырабатывают формальные решения только по вопросу о членстве в Содружестве. Даже в том случае, когда конференция определяет общий курс, решение относительно его реализации принимается каждым государством самостоятельно. Не предусмотрено механизма, способного побудить какую-либо из стран Содружества действовать вопреки своим интересам.

Верховные комиссары в ранге послов сначала обеспечивали только двусторонние каналы связи между Великобританией и ее бывшими колониями, а в настоящее время выполняют посреднические функции и между некоторыми другими независимыми странами – членами Содружества. Верховные комиссары периодически встречаются в Лондоне с чиновниками министерства иностранных дел Великобритании для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Департамент координации Содружества предоставляет всем его членам соответствующую информацию.

Хотя за состояние своей обороны несет ответственность каждая из стран-членов в отдельности, в этой области также проводятся постоянные консультации. На конференциях премьер-министров часто обсуждаются проблемы безопасности, руководители военных ведомств обмениваются визитами и созывают свои ежегодные конференции. Существует также Консультативный комитет Содружества по вопросам обороны, который проводит военные учения, обеспечивает обмен штабными работниками, техническими специалистами, ведет переподготовку кадров.

Страны – члены Содружества создали институты для обмена информацией по экономическим вопросам, включая Экономический консультативный совет Содружества, состоящий из министров экономики и министров финансов разных стран.

Другие консультативные совместные органы – Совет по воздушному транспорту Содружества, научные и исследовательские организации, Научный комитет Содружества. Дополнительные звенья связи – Союз прессы Содружества, Конференция радиовещания Содружества, Парламентская ассоциация Содружества.

На конференции Содружества, состоявшейся в ноябре 1999 в Дурбане (ЮАР), было принято решение о введении поста председателя Содружества. Им становится глава правительства страны – организатора конференции, в настоящий момент это президент ЮАР Табо Мбеки . Председатель Содружества выполняет представительскую роль, прежде всего в отношениях с межправительственными организациями в период между конференциями глав правительств, которые проводятся один раз в два года. Табо Мбеки возглавит президентскую группу, которой поручено «пересмотреть роль Содружества и представить рекомендации о том, каким образом ассоциация сможет ответить на вызовы 21 века».

Президентская группа, которая также определит полномочия Министерской группы действия (СМАГ), включает в себя 10 других глав государств и правительств, в том числе премьер-министра Великобритании, президентов Зимбабве и Танзании. Она должна представить доклад очередной конференции Содружества, которая состоится в Сиднее в 2001.

СОДРУЖЕСТВО И МИР

Каждая страна – член Содружества в полной мере независима в проведении своего внешнеполитического курса. Все они входят в ООН , но так и не образовали своих блоков в этой организации. Великобритания и более «старые» члены Содружества обычно голосуют совместно с США, в то время как афро-азиатские государства чаще придерживаются нейтральных позиций.

Страны Содружества являются членами организаций, объединяющих и не входящие в него государства. Например, Великобритания и Канада – члены Организации Североатлантического договора (НАТО); Великобритания, Австралия и Новая Зеландия были членами Организации договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) до ее роспуска в 1977. Африканские члены Содружества входят в Организацию африканского единства.

В настоящее время членство в Содружестве не налагает особых обязательств даже на Великобританию. Не обладая властными прерогативами, Великобритания тем не менее дорожит своим символическим престижем главы Содружества и старейшего члена организации. Другие страны довольствуются преимуществами, которые дает устойчивое сотрудничество.

Литература:

Козлов В.И. Иммиграция и этнорасовые проблемы в Британии . М., 1987
Крушинский В.Ю. Содружество наций и проблема ликвидации расистско-колониального режима на юге Африки . – Вестник Киевского университета. Серия «Международные отношения», вып. 31. Киев, 1990
Остапенко Г.С. Британские консерваторы и деколонизация . М., 1995
Новые данные . – Независимая газета, 29 октября 1997



Содружество наций — добровольная межгосударственная ассоциация во главе с . Помимо самой Великобритании в состав входят почти все ее бывшие колонии, протектораты, доминионы, а также Камерун, Мозамбик, Намибия и Руанда. На сегодняшний день в мире насчитывается 53 страны-участницы Содружества наций. Глава Содружества — монарх Великобритании.

Основа Содружества — признание равного статуса каждого из государств, не зависящего одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что эти государства сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций.

Британские зависимые территории — 14 стран, находящихся под суверенитетом Великобритании, однако, не входящие в состав монархии. В отличие от добровольного Содружества наций, данные государства и их территории находятся под контролем Великобритании. До ввода в 2002 году официального термина «Зависимые территории Великобритании» данные страны назывались «колониями».

Если Вы, например, то Вам будет задан вопрос, «Посещали ли Вы за последние 10 лет Великобританию, Страны Содружества наций или Британские зависимые территории?». Если Вы посещали одну из нижеуказанных стран, Вам стоит отметить это в анкете на британскую визу.

Страны Содружества наций

Лучшие цены на билеты и проживание находятся здесь:

Зависимые территории Великобритании

  • Ангилья
  • Бермуды
  • Британская Антарктическая территория
  • Британская территория в Индийском океане
  • Британские Виргинские острова
  • Острова Кайман
  • Фолклендские острова

Не забудьте , Ваша поездка должна быть застрахована.

Оформите страховой полис по лучшим тарифам прямо сейчас.

Содружество наций Британское Содружество наций – ассоциация независимых государств, ранее входивших в Британскую империю, признающих британского монарха как символ свободного единения.
В Содружество входят (на конец 2009): Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южноафриканская Республика, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Гана, Малайзия, Сингапур, Кипр, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танзания, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда, Кения, Замбия, Камерун, Мозамбик, Намибия, Малави, Мальта, Гамбия, Ботсвана, Гайана, Лесото, Барбадос, Маврикий, Свазиленд, Науру, Тонга, Самоа, Фиджи, Бангладеш, Багамские Острова, Гренада, Папуа-Новая Гвинея, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Тувалу, Доминика, Сент-Люсия, Кирибати, Сент-Винсент и Гренадины, Зимбабве, Белиз, Антигуа и Барбуда, Мальдивы, Сент-Китс и Невис, Бруней, Вануату, Руанда.
Британское Содружество наций пришла на смену Британской империи, которая с начала 20 в. начала постепенно терять свои колонии.
Сначала потеряли характер колоний населенные преимущественно британскими колонистами заморские территории. Статус доминиона, то есть самоуправляющейся территории получили Канада – с 1867 года, Австралия – с 1901 года, Новая Зеландия – с 1907 года. Впоследствии доминионами стали Цейлон (теперь – Шри Ланка) и некоторые другие колонии с местным населением. В 1931 году отдельным парламентским актом вместо термина «империя» внедрялось понятие Commonwealth (Содружество). Образовывалась Британское содружество наций, то есть союз формально равноправных государств, основанный на «общей преданности короне». В 1949-1952 в организационных структурах Содружества произошли существенные изменения, направленные на утверждение суверенитета его членов. Из названия Содружества выпало определение «Британская», а принцип преданности короне является обязательным. С 1965 года руководящим органом Содружества наций стали конференции его членов. При генеральном секретаре Содружества стал функционировать постоянный секретариат. Он взял на себя функции, выполнявший ранее кабинет министров Великобритании и ликвидированное после образования секретариата министерство по делам Содружества.
Британская империя начала эволюционировать еще со времен Декларации Бальфура, которая была провозглашена на Имперской конференции 1926 г. и была формализована в декларации Вестминстерского статуту 1931 г.
Во времена правления королевы Елизаветы II завершился распад Британской империи – и полностью формализувалася Содружество Наций, которая объединила большинство бывших британских владений. Теперь главной ролью главы Содружества, которой сейчас является королева, стала необходимость поддерживать связи стран Содружества между собой и с бывшей метрополией. Королева часто играла важную роль в восстановлении нарушенных отношений со странами Содружества и сглаживании противоречий.
В 2007 г. были обнаружены секретные документы, свидетельствующие о том, что в 1956 г. французский премьер Ги Молле и британский премьер Энтони Иден обсуждали возможность союза Великобритании и Франции. При этом не исключалось, что Елизавета II может стать главой государства во Франции [Источник?]
Как конституционный монарх, Елизавета II не должен выражать публично свои политические симпатии или антипатии. Она всегда выполняла это правило, действуя непублично – поэтому ее политические взгляды остаются невыясненными. Но существуют свидетельства, что королева склоняется к точке зрения так называемой «Одной нации». Во время правления Маргарет Тэтчер было известно, что королева беспокоилась за того, что ее политика может привести к серьезным социальным проблемам. Известно, что Маргарет Тэтчер однажды сказала: «Проблема в том, что королева относится к тому типу женщин, которые могут проголосовать за Социал-демократическую партию."

Британская автомобильная компания Rolls-Royce сегодня работает над созданием нового купе под названием Ghost. Компания позиционирует новый супер-автомобиль, как самый высокоскоростной автомобиль за всю историю существования "элитного" бренда.