Все Военное в Московская область (Россия). Заброшенные бункеры, военные части, бомбоубежища и форты Заброшенные военные объекты

Обширная территория очередного закрытого высшего военного учебного заведения включает в себя главный корпус, несколько вспомогательных построек, стадион и поликлинику. Главный корпус имеет значительную историческую ценность - зданию больше двух веков, изначально оно строилось в качестве резиденции русских монархов. Большинство помещений абсолютно пусто, интерес могут представлять некоторые хорошо сохранившиеся аудитории и оформление ключевых...

Большая территория бывшей учебки ВМФ. Расформирована в 2013 году. Состоит из полузаброшенного, ныне заселённого гражданскими городка, действующей части и полностью оставленного учебного центра. Учебный центр большой, состоит из трёх зданий, соединённых переходами. В центральном из них есть огромный зал имеющий въезд для моторизованной техники. Внутри множество кабинетов, но почти все разграблены и пусты. Осталось немного навигационных...

В Тетри Цхаро находится старая советская военная база № 13204 (по прозвищу Белый Ключ). На базе находилась разведывательная база Закавказского военного округа, на которой действовала 154-я отдельная радиотехническая бригада ОСНАЗ. После распада СССР военная часть была расформирована и на её месте была Грузинская военная база, которую расформировали в начале 2000-х. База полностью заброшена. Здания и инфраструктура находятся в плачевном...

Бывшая База Ракетных Катеров (БРК) находится в южной части Петропавловска-Камчатского. Строительство БРК относят к середине 1940-х годов для нужд Камчатской Морской Флотилии. 6 сентября 1949 г. в соответствии с решением Командующего КВФ и договора, заключенного с Петропавловской судоремонтной верфью, началось строительство временной базы 3-й бригады торпедных катеров в бухте Богородское озеро. К этой дате относят возникновение 89 БТК. В...

Территория бывшего 52-го Учебного Комбината (УК-52) Дальвоенморстроя. Учебный комбинат был необходим для решения проблемы с кадрами на Камчатских военных стройках. В его стенах проходила подготовка рядовых и сержантов для службы в военно-строительных частях Камчатки. Информации о данном объекте очень мало, в связи с непродолжительной работой данного комбината, который был закрыт в 1990-х годах. Территория УК-52 в свое время включала в себя...

Одна из воинских позиций для размещения системы ПВО С-75 вокруг Ижевска. Часть разделена на три части, боевую, техническую и жилую. В боевой части находились стартовые позиции, ангары укрытия и сами укрепленные позиции. Техническая часть представляет из себя гаражи для техники и склад\ангар для хранения боевых элементов. Жилая часть состоит из казарм, столовой, плаца и теплицы. После расформирования воинской части...

Типовая немецкая полевая казарма 1870-х годов постройки. Имела несколько жилых помещений, а также склад боеприпасов. Также в конструкции была предусмотрена противобомбовая подушка (небольшой коридор, заполнявшийся песком) Предназначалась казарма для прикрытия незащищённого участка между IV и V фортами. Обычно в таких сооружениях стоял один или два артиллерийских расчёта. Также данное укрепление прикрывало железнодорожную ветку, располагающуюся...

На территории есть заброшенные здания в разном состоянии, от консервы до рухнувших построек. Зданий очень много. Раньше здесь располагалась воинская часть инженерных войск. Сейчас же 95% зданий не используются, территория используется как склады, автомастерская и парковка. Охрану представляет из себя чоп на КПП и работники на территории, возле мастерских. Но они проявляют абсолютное равнодушие ко всем, кто там ходит. Входить со стороны ЖД...

Большая территория бывшей учебки ВМФ. Расформирована в 2013 году. Состоит из полузаброшенного, ныне заселённого гражданскими городка, действующей части и полностью оставленного учебного центра. Учебный центр большой, состоит из трёх зданий, соединённых переходами. В центральном из них есть огромный зал имеющий въезд для моторизованной техники. Внутри множество кабинетов, но почти все разграблены и пусты. Осталось немного навигационных...

Нельзя точно сказать, была ли автомойка сдана в экплуатацию, но предназначалась она для больших автомобилей и, скорее всего, принадлежала находящейся неподалеку военной части. Помывочный бокс большого размера был рассчитан на две линии, мойка должна была производиться автоматически. Сейчас объект полностью заброшен. Имеются подвальное помещение и доступ на крышу, но там уже есть риск быть замеченными военными. Состояние оставляет желать...

Авиачасть расформирована летом 2011 года. Аэродромная инфраструктура по линии МО РФ законсервирована. Территория большая, много корпусов и ангаров, большинство в аварийном состоянии. охраны замечено не было, местным жителям равнодушно. Была замечена стая бродячих собак, но они дружелюбные.

Воинская часть, расположенная на окраине одного подмосковного города. Назначение - хранение лекарств и различного медицинского инвентаря. Большую часть территории занимают бетонные ангары и склады. Есть также пара казарм и хозяйственных построек. Все строения на территории открыты, почти в каждом валяются остатки медицинских препаратов, меджурналов, различного ГО имущества. Военных и охраны нету. Возле одного из складов местные дачники...

Заброшенный радиотехнический центр (РТЦ) системы С-25. Находится на втором кольце ПВО. Позывной «Доброта». Состояние типично для всех объектов времен С-25: оборудование демонтировано много лет назад, металл срезан. Охраны и военных нет. На территорию близ РТЦ местные дачники свозят строительный мусор.

Отдельная территория действующей воинской части. Состоит из нескольких ангаров, стоянки техники и заброшенного КПП с ржавыми воротами. Видно, что объект часто посещается военными. Рядом находится сама военная часть. Очень не рекомендуется подходить близко, если вас заметят, то хорошо заметят. Подойти к объекту можно через гаражи либо через бетонную дорогу и идущую от нее тропинку. Тверская область, а не Московская.

Ангар для обслуживания самолётов на территории заброшенного аэродрома. В центральной части здания стоят два КАМАЗа, оба в хорошем состоянии. С 3 из 4 сторон здания идут двухэтажные технические помещения. В них можно найти много книг, горы документации, также различные приборы, запчасти и механизмы. В самом здании на стенах очень много старых плакатов, схем графиков и т.д. Имеется актовый зал, трибуна для выступлений, помещения для работы. Все...

Военные базы и сооружения, чей срок службы был рассчитан всего на несколько лет, или же наоборот, объекты, построенные для поддержки тысячелетнего рейха, раскиданы по всему земному шару. Некоторые из них обрели вторую жизнь, а другие до сих пор остаются заброшенными и продолжают разрушаться.

База ВВС Великобритании Хетел

База королевских ВВС Хетел представляет собой бывшую базу королевских ВВС, которая использовалась ВВС США и ВВС Великобритании во время Второй мировой войны. Взлетное поле расположено в 11 километрах к юго-востоку от города Норидж Англия; в настоящее время им владеет английский производитель спортивных и гоночных машин Lotus Cars.


Авиабаза Хетел в 1944 году

В 1966 году компания Lotus Cars переехала в помещение, специально построенное на месте аэродрома, и реконструировала часть взлетных полос и рулежных дорожек под тестовые треки для своих машин. Завод и инженерные центры занимают площадь 0,22 кв.км бывшего аэродрома, для пробегов испытаний выделено 4 км бывших взлетных полос. Большая часть покрытия оставшихся взлетных полос была снята и использована для строительства дорог, часть земли также была возвращена в сельскохозяйственный оборот. Старую планировку до сих пор можно разглядеть на фотографиях с воздуха.

Сегодня компания также работает в сфере инжинирингового консалтинга, выполняя инженерные разработки для автомобильной промышленности. Академия вождения Lotus Driving Academy, гоночное направление компании Lotus Racing, также расположены в Хетел.


База подводных лодок в Балаклаве, Крым. Входной туннель в эту старую советскую базу подводных лодок

В Крыму расположен морской музейный комплекс Балаклава, представляющий собой подземную базу для подлодок. В эпоху Холодной войны в бухте Балаклава располагался суперсекретный военный объект.

Сталин издал секретную директиву: найти место, где можно было бы базировать подводные лодки, предназначенные для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поиска выбор пал на тихую бухту Балаклава и город тут же был засекречен. Город Балаклава расположен в узком заливе шириной всего 200–400 метров. Небольшие бухточки защищают город не только от штормов, но также от пытливых глаз, со стороны открытого моря она не видна ни под каким углом. Кроме того, место находится неподалеку от Севастополя, главной военно-морской базы российского черноморского флота.


Старый причал советских подлодок

В 1957 году был организовано специальное строительное управления номер 528, которое напрямую руководило строительством подземных сооружений. Строительство данного подземного комплекса длилось четыре года, с 1957 по 1961 год.

После закрытия в 1993 году большая часть комплекса была оставлена без охраны. В 2000 году заброшенный объект был передан военно-морским силам Украины.

Музей был организован в 2002 году в соответствии с приказом министерства обороны Украины, согласно которому был учрежден филиал Центрального музея ВС Украины - морской комплекс «Балаклава».


Заброшенные казармы Форта Орд

Форт Орд был открыт в 1940 году и закрыт в 1994 году. Этот Форт стал самой крупной американской военной базой закрытой на тот момент. Большая часть старых зданий и инфраструктуры остается заброшенной, но всё же многие сооружения уже снесены под запланированное строительство.


Форт Орд в 40-е годы

В апреле 2012 года президент Обама подписал декларацию, согласно которой 5929 гектаров были отданы под создание так называемого Национального монумента Форт Орд. В своей декларации президент заявил, что «охрана района Форта Орд позволит сохранить его историческое и культурное значение, привлечет туристов и любителей активного отдыха отовсюду и обогатит его уникальные природные ресурсы к радости всех американцев».


Атолл Джонстон, США

Атолл Джонстон представляет собой так называемую неинкорпорированную неорганизованную территорию США. Управляет атоллом Управление охоты и рыболовства Соединенных Штатов. Попасть на атолл можно только по специальному разрешению и в основном контингент, прибывающий туда, ограничен учеными и исследователями.


Почти 70 лет атолл контролировался американскими военными. В это время он использовался в качестве птичьего заповедника, морского топливозаправочного терминала, посадочной площадки для космических аппаратов, авиабазы, испытательного полигона ядерного и биологического , секретной ракетной базы и, наконец, места хранения и предприятия по уничтожению дефолианта «эйджент оранж». Работы по уничтожению дефолианта сильно загрязнили окружающую среду, поэтому там в настоящее время продолжаются работы по восстановлению и мониторингу. В 2004 году американская военная база была закрыта и была передана гражданским структурам правительства США.


Авиабаза Желява в Хорватии

Авиабаза Желява на границе Хорватии и Боснии и Герцеговины была крупнейшим подземным аэродромом и военной авиабазой в бывшей Югославии и одной из крупнейших в Европе.

Строительство авиабазы Желява или Бихач (кодовое имя «Объект 505») началось в 1948 и завершено в 1968 году. За эти два десятилетия Югославия потратила на строительство 6 миллиардов долларов, втрое больше текущих ежегодных оборонных расходов Сербии и Хорватии вместе взятых. Это был один из самых крупных и дорогостоящих военных проектов в Европе.


Командный центр

Авиабаза использовалась интенсивно в 1991 году во время Югославских войн. Во время отхода югославская народная армия разрушила взлетную полосу, заполнив предварительно подготовленные пустоты (напрямую предназначенные для этой цели) взрывчаткой и затем подорвав ее. С целью предотвращения любого возможного использования комплекса в дальнейшем оппозиционными силами военные Сербской Краины закончили разрушение в 1992 году, подорвав в нем еще 56 тонн взрывчатки. Последующие взрывы были такими мощными, что толчки почувствовали в близлежащем городе Бихач. Жители городка говорили, что дым поднимался из туннелей еще спустя шесть месяцев после взрывов.

Стоимость разрушенных основных зданий и оборудования не поддается оценке, также был причинен большой ущерб окружающей среде. Возможное восстановление (реконструкция) объекта ограничена отсутствием финансовых ресурсов. Международная граница делит базу на две части, весь район вокруг нее в значительной степени заминирован. Казармы в близлежащей деревеньке Личко Петрово Село находятся в ведении Хорватской армии.


Радарный комплекс Дуга 3, Украина

Дуга-3 - это советский загоризонтный радарный комплекс, используемый как часть советской же системы раннего предупреждения о ракетном нападении. Комплекс функционировал с июля 1976 по декабрь 1989 года. Были развернуты два радара Дуга-3, один вблизи Чернобыля и Чернигова и второй в восточной Сибири.

В конце 80-х годов украинский радар, расположенный в 30-километровой зоне отчуждения вокруг Чернобыльской атомной станции, был деактивирован.


База подводных лодок Сен-Назер, Франция

До второй мировой войны Сен-Назер была одной из самых глубоких гаваней на атлантическом побережье Франции. Во время битвы за Францию немецкая армия высадилась в Сен-Назере в июне 1940 года. Гавань сразу же стала использоваться для операций подводного флота, в сентябре 1940 года на базу прибыли немецкие подлодки U-46.

В декабре комиссия строительного управления Третьего рейха проверила гавань на предмет возможности построить базу подлодок, неуязвимую для воздушных бомбардировок из Англии.


База в стадии завершения строительства, апрель 1942 года

Строительство началось в феврале 1941 года, стоянки 6, 7 и 8 были завершены в июне 1941 года. Доки с 9 по 14 были построены с июля 1941 по январь 1942 года; и с февраля по июнь 1942 года причалы с 1 по 5. Работы, в конечном счете, завершились строительством башни.

В конце 1943 - начале 1944 года был построен укрепленный шлюз с целью защиты подводных лодок во время их перемещения из реки Луары и укрытий. Шлюз имел длину 155 метров, ширину 25 метров и высоту 14 метров, на крыша было установлено зенитное вооружение.


Башни ПВО в Австрии и Германия; на фото L-Tower в Вене

Начиная с 1940 года было построено всего 8 огромных бетонных сооружений, так называемых противозенитных башен, в городах Берлин (3), Гамбург (2) и Вена (3).

В других немецких городах, например Штутгарте и Франкфурте также были сооружены башни ПВО. Меньшего размера специальные башни ПВО были построены в таких ключевых удаленных немецких пунктах, как например, Анжер во Франции и Хельголанд в Германии.


Башня во время строительства (1942 год)

Во время Второй мировой войны эти башни использовались Люфтваффе для защиты городов от воздушных налетов союзников и координации противовоздушной обороны. Во время налетов они также становились убежищами для десятков тысяч людей.


Линия Мажино, Франция. Вид на форт Schoenenbourg в Эльзасе

Линия Мажино представляла собой линию бетонных фортификационных сооружений и орудийных комплексов, которую Франция построила вдоль границы со Швейцарией и границ с Германии и Люксембургом в 30-е годы. Эта линия не шла вдоль пролива Ла-Манш, поскольку французские военные не хотели подвергать опасности нейтралитет Бельгии. Французский боевой опыт, полученный в Первой мировой войне, лег в основу концепции Линии Мажино, строительство которой велось в основном в 30-е годы в рамках подготовки ко Второй мировой войне.


Бункер 14 в Увраж Хохвальд в 1940 году

Французы построили эти фортификационные сооружения с целью выигрыша времени для своей армии, проведения всеобщей мобилизации в случае нападения и продвижения французской армии в Бельгию для решающего столкновения с немцами. Успехи в статичных, оборонительных боях Первой мировой войны оказали существенное влияние на французское военное мышление. Французские военные эксперты превозносили Линию Мажино как гениальное сооружение, полагая, что она сможет предотвратить любые вторжения с Востока.

Если вся эта система и предотвращала от прямого нападения, то со стратегической точки зрения она оказалась бесполезной, поскольку немецкие войска вторглись через Бельгию, обошли Линию Мажино и атаковали ее с тыла.

В конце 1944 года и начале 1945 года уже немцы обороняли Линию от наступающих союзников, которые снова атаковали ее с тыла.


Морские форты Маунселла в Северном море

Морские форты Маунселла расположены в Северном море, неподалеку от побережья Великобритании, в устьях рек Мерси и Темзы. Они служили в качестве фортификационных сооружений армии и флота и получили свое название в честь их проектировщика Гая Маунселла. Форты были выведены из эксплуатации в конце 50-х годов и позднее использовались для других видов деятельности, включая размещение в них пиратских радиостанций. Одним из фортов управляет непризнанное княжество Sealand. Суда посещают остальные форты от случая к случаю, а консорциум под названием Project Redsands планирует сохранить форт, расположенный в Red Sands.


Армейский форт на действительной службе ее Величества

Летом 2007 и 2008 годов станция Red Sands Radio вела свою работу с Форта Red Sands в память о пиратских радиостанциях 60-х годов. Позднее форт был объявлен небезопасным и коммерческая радиостанция Red Sands Radio переехала в свой офис на побережье.

Использованы материалы:
www.thebrigade.com
www.wikipedia.org

В 19 километрах от Рязани находится заброшенная военная база.
Подобные таинственные словосочетания всегда вызывают трепет и уйму соответствующих ассоциаций. Воображение намеревающегося посетить такой объект сулит ему массивные сооружения, сокрытые от посторонних глаз, напичканные военной атрибутикой давно минувших дней. Немедленно охватывает чувство приобщения к чему-то великому и секретному.
В дождливый, но выходной день мы отправились в сторону Скопина, чтобы убедиться в соответствии этих фантазий реальности.

Найти эту военную базу – раз плюнуть, если предварительно посмотреть на карту и запомнить пару нужных ориентиров. Это, однако, не означает, что так же легко заметить её с трассы.
1) У небольшого, но заметного издалека указателя «Малинищи» поворот направо.

Буквально через 30 метров дорогу пересекает неприятная яма, которую можно аккуратно пересечь даже с просветом 15см, и поехать дальше по полузаросшей асфальтированной дорожке. А можно пойти отсюда пешком, благо, идти совсем недалеко.
2)

3) Заброшенная база со стороны представляет из себя несколько холмов, поросших земляникой и шиповником, в которых скрыты искомые строения.

4) Подойдя к ближайшему, натыкаемся на два параллельных ангара с массивными стенами.

5)

Таких сооружений было обнаружено два, да ещё местами руины зданий непонятного назначения. В остальных холмах, должно быть, тоже были какие-то строения, но то ли их завалило землёй, то ли это изначально были просто холмы, для укрепления каких-нибудь установок, например.
6)

На вершинах холмов шахты, ведущие вниз. Некоторые из шахт засыпаны, через некоторые можно пролезть в ангары, чем я не преминул воспользоваться.
7)

В сквозных ангарах видимость неплохая, в остальных лучше ходить с фонариком, чтобы не угодить в какую-нибудь яму с кусками бетона и арматуры, как это произошло со мной. К тому же, местами попадаются тёмные ходы и служебные помещения.
8)

9)

Вся территория базы испещрена автомобильными колеями и пешими тропами, протоптанными в траве с человеческий рост. Это сразу сводит на нет всю таинственность: ходишь как в музее - можно всё осмотреть, просто ходя по этим тропинкам. Судя по всему, народ сюда приезжает часто, с разными целями: пикник, грибы (одного грибника мы встретили), «дозор», фото или просто любопытство.
10)

В 7,4км севернее, в районе посёлка Дашки-2 расположена военная часть, также заброшенная. От трассы к воротам ведёт дорога из бетонных плит. У въезда – действующий ларёк с небогатым ассортиментом: вода да сигареты. Из-за закрытых ворот сперва создалось впечатление, что часть вовсе и не заброшена, но раздолбанный КПП развеял все сомнения.
11)

Войдя в КПП, мы услышали детские голоса. В детях, как правило, нет ничего страшного, но кратковременные мурашки и шаг назад имели место. В одном из помещений КПП играли три маленькие девочки.
12)

По территории гуляют люди с колясками, подростки лазают по крышам зданий и, матерясь, жгут картонные листы в беседке. Работает пара котельных, что, впрочем, заметно по звуку, но не по присутствию в них людей. Романтика заброшенного объекта рушится на глазах. Чуть ли не единственный возбудитель эмоций – столовая с кухней.
13)

Но, опять же, никакой мистики, только забавные надписи и устройства.
14)

15) Картофелечистка механическая. Вернее, то, что от неё осталось. Рядом когда-то располагалась машина для нарезки овощей.

16) Инструкция к картофелечистке:

17) Рядом с частью жилой дом.

Заросший плац, окружённый зданиями без единого целого окна. Гаражи с кучей непонятного, но неинтересного хлама и характерным запахом отхожего места - ночлег бомжей.
18)

19) Классический атрибут заброшенного военного объекта – солдатский сапог.

Подводя итог, вынужден констатировать, что два описанных места - для людей с богатым воображением. Тех же, кто надеется погрузиться в мистическую атмосферу и получить что-то большее, чем «ну, ничё так, прикольно», ждёт жестокое разочарование. Я отношусь, скорее, к первой категории, так что не самое захватывающее зрелище в жизни, но было интересно.
20)

В том, что ни база, ни часть не соответствуют в полной мере мистике значения, придаваемого определению "заброшенный", нет ничего удивительного - ведь заброшены они сравнительно недавно. Для повышения градуса цинизма обратимся к интернету:

В поселке Дашки-2 с 1973 года нес службу 493-й зенитно-ракетный полк ПВО, на вооружении которого находился ракетный комплекс С-200В. Он осуществлял защиту воздушных рубежей Москвы. В 1993 году полк был расформирован, ракеты вывезли на утилизацию, после чего местные жители всё оттуда растащили.
На военной базе были только штаб, техника и ракеты, а воинская часть №05877 и жилые дома для офицеров и их семей располагались в Дашках-2. С 1997 по 2009 год там размещался учебный центр Училища Связи, где готовились курсанты 1-2 курса. Затем учебный центр расформирован, а воинская часть заброшена.
21)

На этом всё. Спасибо тебе, терпеливый читатель.

P.S.:
Координаты военной базы: 54.384556, 39.624512
Более красочное описание и чёткие фотографии у

На днях один мой товарищ как-то спросил: «А ты бывал когда-нибудь на заброшенных военных базах?» Я ответил отрицательно, и он предложил мне совершить экскурсию на одну из таких баз, оставленную военными много лет назад. К сожалению, в географии я не силён, да и с памятью проблемы, поэтому я решительно не в состоянии вспомнить, где находится это место.

Внизу слева идут железнодорожные рельсы. К базе ведёт та колея, что правее, старая и ржавая - впрочем, она так заросла травой, что на фотографии с первого взгляда кажется просто тропинкой.

Левая колея в рабочем состоянии - изредка по ней ещё ходят составы.

Вот он, вход на заброшенную военную базу. Ворота заперты, зато колючая проволока справа уже кем-то обработана для комфортного прохода на территорию.

«Черт их побрал, очкариков, - надо же, сообразили, где дорогу провесить: по выемке! Ну, и я тоже хорош, куда это мои глаза дурацкие глядели, когда я ихней картой восхищался?»

При виде этого ангара невольно всплыло в памяти из «Пикника» Стругацких: «На пороге остановился, огляделся. Все-таки до чего же проще работать днем, чем ночью! Помню я, как лежал вот на этом самом пороге. Темно, как у негра в ухе, из ямы «ведьмин студень» языки высовывает,голубые, как спиртовое пламя, и ведь что обидно - ничего, сволочь, не освещает, даже темнее из-за этих языков кажется. А сейчас что! Глаза к сумраку привыкли, все как на ладони, даже в самых темных углах пыль видна. И действительно, серебрится там, нити какие-то серебристые тянутся от канистр к потолку, очень на паутину похоже. Может, паутина и есть, но лучше от нее подальше». Заходить ли?

Впрочем, паутина внутри обнаружилась лишь самая обычная. А ещё - рельсы вокруг ямы: это помещение явно было предназначено не для ремонта «Жигулей».

На стене - раскуроченный распределительный щит: очевидно, местные обитатели давно уже вытащили отсюда всё, что представляло хоть малейший практический интерес.

Щиток предохранителей.

…железнодорожный фонарь советского образца…

…валенки - вполне в пригодном состоянии. Пригодном, разумеется, для дальнейшего пребывания на прежнем месте.

Ну а где валенки - там и сапоги. Военный бутик, выбирай на любой вкус.

Неведомая хрень длиной в человеческий рост. Поднять, судя по внешнему виду, можно было бы разве что домкратом.

Рельсы время не пощадило.

В яму вниз ведут ступеньки.

Поодаль виднеются крытые навесы.

Вдоль проёмов растут очень изящные растения - аккуратно, как по линеечке, и потому у меня создалось впечатление, что их высадили здесь специально. С какими целями, остаётся только гадать, но вряд ли для красоты - других схожих мер по благоустройству территории в округе не наблюдалось.

Крупным планом.

Вся территория базы основательно освоена всевозможной растительностью, и полная тишина, даже птиц вокруг не слышно - за всё время экскурсии нам не встретилось ни единой живой души. А ведь птицы летают даже над автомобильными трассами. Здесь же - никого.

Внутри хорошо сохранившихся построек - полное запустение. Кое-где на дверях висят ржавые замки - при желании можно было бы проникнуть в помещения через окна, в некоторых из них непрошеными гостями были выбиты стёкла. Излишне говорить, что мы с товарищем заходили только в те здания, двери которых были гостеприимно распахнуты. Мимо трансформаторной будки мы прошли не останавливаясь - изнутри до нас, к нашему изумлению, доносился мерный гул, а в наши планы не входило ни изображать из себя барбекю, ни улучшать демографическую ситуацию в округе методом веерного отключения электричества.

Кое-где на полу в помещениях валяются сумки для противогазов.

Здесь незваные гости не только побывали до нас, но и обустроили всё для своих последователей.

Ещё с порога видна полнейшая разруха.

А внутри эта комната чем-то напомнила кадр из фильма «Сайлент-Хилл».

Среди полусгнившего барахла несколько необычно смотрится свеженький пластиковый корпус монитора.

В груде замасленной бумаги обнаружился фильтр для противогаза.

А вот и сам противогаз. Стоит себе на подоконнике.

Щётка весьма необычной конструкции. Вероятно, здесь любили чистоту.

Ещё одна находка. Желающих позаимствовать содержимое ящика, судя по всему, пока не нашлось.

Загадочная неведомая хрень с манометром.

Два совершенно новеньких автомобильных воздушных фильтра в целофановых пакетах. Судя по размерам - ни разу не для бюджет-класса.

Следующее помещение. Слова «неведомая хрень» упорно крутятся на кончике языка.

В одном из фанерных ящиков обнаружился подарочный ремнабор для недетского размера карбюраторов. Ну что, обогнавший меня полдня назад «Мерседес» - вот теперь поговорим?

Вообще, всевозможных ящиков в помещениях полным-полно. Естественно, практически все - вскрытые, взломанные и по большей части пустые.

Или с непонятным хламом внутри.

На полу среди ящиков нашлись две стеклянных рифлёных рейсшины. Как говорят археологи - предметы неизвестного ритуального назначения. Через сотню лет при раскопках, наверное, так и охарактеризуют содержимое этой базы.

Правда, стеклянные рейки археологи там уже не найдут. Без сувениров как-то неловко уходить, да и по числу подходяще - как раз для нас двоих с товарищем. У стекла, говорят, минимальная степень проникаемости химических веществ, уступает только мрамору.

На подоконнике одного из помещений обнаружились документы с номером воинской части. Трогать мы их не стали - пусть остаются на прежнем месте, для потомков. Или для археологов.

Что-то вроде котельной. Характерно, что в этом здании не выбито ни единого стекла, дверь заперта на замок, как и многие другие двери на территории.

Та самая запертая дверь.

На крыльце одиноко стоящего посреди территории военного передвижного вагончика валяется фонарь - точно такой же, как те, что с ржавым скрипом раскачивались в подземельях компьютерной игры «Сталкер».

Кое-где на стенах висят всевозможные щиты, памятки и прочие нормативные документы.

А кое-где документы раскиданы прямо на полу.

Ангары для техники выглядят внушительно как снаружи…

…так и изнутри.

В некоторых из них даже попадаются интересные находки, наводящие на мысль, что, возможно, база не такая уж и заброшенная. Вряд ли местные обитатели притащили бы сюда два новеньких огнетушителя, или же ангар ещё совсем недавно был наглухо заперт.

А при виде этих прицепов снова всё так же невольно вспомнились Стругацкие со своим «Пикником»: «Поднялся я, отряхнул брюхо и поглядел по сторонам. Вон грузовики на площадке стоят, действительно, как новенькие, - с тех пор, как я последний раз здесь был, они, по-моему, еще новее стали, а бензовоз - тот совсем, бедняга, проржавел, скоро разваливаться начнет».

Рядом с прицепами валяется россыпь уже знакомых воздушных фильтров. Военные покинули это место много лет назад, и при виде практически новеньких бумажных фильтров на сыром каменном полу и маслянисто поблёскивающих колёсных дисков прицепов отчего-то становится слегка неуютно. Правда, тени здесь не шалят - лежат точно в соответствии с законами физики, но бодрый аллюр как-то сам собой непроизвольно сменяется на осторожную поступь.

Паллеты не вполне обычные - стальные и ярко окрашенные.

Это не арт-дизайн, как можно было бы подумать с первого взгляда - просто на листах картона стояли бочки, потом листы подняли и прислонили к стене.

Резервуары неизвестного назначения.

Внутри - определённо «сталкеровские» интерьеры. Того и гляди, из дальнего угла кровосос выскочит.

Поблизости - такой же резервуар, но в зеркальном отображении.

В это помещение зайти не удалось - залито водой по пояс. К тому же вода может запросто оказаться под напряжением, а это уже чревато боком и иными аналогичными последствиями. Особенно с учётом гула из трансформаторной будки.

На дне абсолютно пусто - ни ящиков с патронами, ни пулемётных лент для «Максима».

Радостные стикеры на крышке ржавой бочки.

За резервуарами виднеется здание казармы. Запертое и с абсолютно целыми стёклами. Менять статус-кво казармы мы с товарищем посчитали излишним. Таблички «вход запрещён» на границах территории отсутствуют, но и приглашений чувствовать себя как дома мы особо не заметили.

Патрульная вышка. Естественно, абсолютно пустая внутри. «Помните: мы охраняем не Зону от вас, а вас - от Зоны!» Со стороны входа выбито стекло. Интересные артефакты через разбитое окно видны (включая телефонный аппарат и что-то ещё по мелочам), но мы пришли не за добычей, а на экскурсию.

На путях стоит несколько цистерн. Судя по состоянию рельсов - уже не первый год.

По пути заглянули через окно внутрь подвального помещения. Странно - опять Стругацкие, или это помещение кто-то содержит в порядке?

Бочки на всякий случай обошли стороной. В принципе, они здесь стоят уже довольно давно, но мало ли что?

Возможно, здесь раньше тоже стояла какая-нибудь бочка? Впрочем, если так, то судя по результату, самая безопасная дистанция до бочек - не менее пары километров, и то без каких-либо гарантий.

А вот сюда уже точно лучше близко не подходить. Тем более денёк на редкость жаркий. Всему рано или поздно приходит свой срок…

По этим рельсам раньше каталась кран-балка - ржавый мотор висит на них до сих пор (за кадром слева).

Под одной из конструкций нашёл свой последний приют маленький маневровый тепловозик.

Не вполне понятно, зачем кому-то пришло в голову бить в нём стёкла - дверь тепловоза открыта.

Внутри, как и везде, основательно похозяйничали.

Через разбитые стёкла тепловоза окружающий пейзаж выглядит сравнительно мирно и спокойно. Разве что вот только непривычная, мёртвая тишина кругом. И ни единой живой души на территории, кроме нас с товарищем.