Атомная подводная лодка мичиган размеры. Подводный соперник

Доктрина глобальной ядерной войны, которой придерживались ведущие мировые державы в 60-е годы XX века, предусматривала, что после внезапного нападения противника с применением ядерного оружия обязательно последует ответный «удар возмездия». После всестороннего анализа американские военные специалисты пришли к выводу, что наибольшие шансы нанести такой удар имеют атомные ракетные подводные лодки. Однако быстрое развитие противолодочного оружия и систем подводного обнаружения привело к тому, что ПЛАРБ первого и второго поколений стремительно теряли свое главное преимущество — скрытность. И при проектировании нового подводного ракетоносца перед американскими конструкторами была поставлена задача не только кардинально повысить наступательную мощь корабля, но и значительно уменьшить его физические поля, и прежде всего — снизить шумность. Последнее требование во многом определило технические характеристики и архитектуру подводной лодки типа «Огайо».

ПРОЕКТ

Проектирование американской ПЛАРБ третьего поколения началось в 1971 году в соответствии с утвержденной программой создания системы стратегического вооружения ULMS (Undersea Long-range Missile System). Рассматривались разные варианты конструкции будущей субмарины, но в конце концов была выбрана весьма необычная схема: однокорпусная, одновальная, с большим удлинением корпуса и малым числом водонепроницаемых отсеков (всего четыре, включая короткий реакторный). Как и в случае с АПЛ типа «Лос-Анджелес», американцы сознательно пошли на риск, пожертвовав живучестью лодки ради повышения ее скрытности. Заметим, современные ей советские ПЛАРБ по концепции были совершенно иными: двухкорпусными, двухреакторными, с большим числом водонепроницаемых отсеков (обычно десять) и дублированием основных жизненно важных систем. Разумеется, безаварийная эксплуатация американских субмарин могла осуществляться только при высоком уровне квалификации их экипажей.

Следует признать, что принятые американцами рискованные технические решения в целом себя оправдали. За все время эксплуатации ПЛАРБ типа «Огайо» на них не отмечено ни одной серьезной аварии. Зато по сей день они остаются одними из самых малошумных в мире.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Контракт на строительство головной ПЛАРБ SSBN-726 «Огайо» (Ohio) был заключен с фирмой «Дженерал Дайнэмикс» 25 июля 1974 года. Первоначально планировалось построить 10 подводных лодок; позже их число увеличили до 24. Но в связи с окончанием холодной войны Конгресс США в 1991 году сократил программу строительства до 18 единиц.

По водоизмещению лодки типа «Огайо» более чем вдвое превосходили своих предшественников — ПЛАРБ типа «Лафайет». Поэтому верфь в Гротоне, специализировавшуюся на производстве атомных субмарин, пришлось капитально модернизировать: построить крытый эллинг, док, установить новые краны грузоподъемностью до 300 т. Одновременно была разработана передовая технология сборки кораблей из секций, находящихся в высокой степени готовности. Ракетоносцы строились двумя сериями. Первые восемь единиц изначально оснащались ракетами «Трайдент» IС-4 с дальностью стрельбы /400 км, а последующие — ракетами «Трайдент» II D-5, способными поражать цели на дальности около 11 000 км. К настоящему времени ПЛАРБ первой группы модернизированы: четыре в соответствии с международным договором СНВ-2 переоборудованы в носители крылатых ракет, а остальные перевооружены ракетами «Трайдент» II.

Ядерные ракеты

Атомные ракетные подводные лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических ядерных сил США. Эти корабли стали самым разрушительным средством ведения войны за всю историю человеческого общества.

Главный американский козырь морских сил ядерного сдерживания — межконтинентальная баллистическая ракета «Трайдент» (Trident — «Трезубец»). Состоящая на вооружении ВМС США модификация этой ракеты «Трайдент» II имеет дальность полета, в зависимости от типа боевой части, от 9 до 12 тыс. км. Теоретически подводная лодка типа «Огайо» может нанести ракетно-ядерный удар по территории противника прямо из своей базы.

КОНСТРУКЦИЯ

По конструкции ПЛАРБ «Огайо» — однокорпусная и одновинтовая. Прочный корпус сварен из специальной маломагнитной стали толщиной 75 мм. Цистерны главного балласта расположены в оконечностях. Лодка имеет характерную для американских субмарин одновинтовую схему с крестообразным кормовым оперением без вертикальных стабилизаторов, с полноповоротной плоскостью. Еще два горизонтальных руля установлены на ограждении рубки.

Внутри прочный корпус разделен на четыре главных отсека. В первом на четырех палубах расположены центральный пост, боевые посты комплексов обнаружения, связи и управления оружием, торпедные аппараты с запасными торпедами, аккумуляторная батарея, жилые помещения, кают-компания, камбуз, лазарет и так далее, вплоть до библиотеки и тренажерного зала. Второй отсек почти полностью занимают 24 вертикальные ракетные шахты. Кроме того, там размещаются спальные места боевого расчета ракетного комплекса. В третьем отсеке находятся реактор, два парогенератора и вспомогательные механизмы. Четвертый отсек — турбинный; в нем установлены две паротурбинные установки, корабельная электростанция, электродвигатель для режима подкрадывания и ряд вспомогательных систем. Конструкция прочного корпуса обеспечивает рабочую глубину погружения до 300 м. Ядерный реактор S8G производства фирмы «Дженерал Электрик» — двухконтурный, водо-водяного типа, с естественной циркуляцией первого контура. Расчетный период работы между перезарядками активной зоны — 20 лет. Увеличенный диаметр прочного корпуса ПЛАРБ типа «Огайо» позволил применить малооборотные турбины, установить высокоэффективные амортизаторы и оснастить ГЭУ надежной биологической защитой. Вместе с применением малошумного гребного винта все это позволило существенно снизить уровень акустического поля.

ВООРУЖЕНИЕ

Основное оружие — трехступенчатые твердотопливные ракеты «Трайдент» II размещаются в 24 вертикальных шахтах. Пуск ракет может осуществляться с глубины до 30 м и при скорости хода субмарины до 5 узлов. Ракеты несут разделяющиеся головные части с боеголовками, имеющими индивидуальное наведение. Теоретически число боеголовок на каждой ракете может достигать 14, но по условиям договора об ограничении наступательных вооружений СНВ-2 их не должно быть больше 8. По официальным заявлениям ВМС США, сегодня ракеты «Трайдент» II оснащены в основном восьмью боеголовками W76 мощностью по 100 килотонн, но несколько ПЛАРБ типа «Огайо» несет ракеты с шестью боеголовками W88 мощностью по 475 кт. Помимо ракет, лодка оснащена четырьмя 533-мм торпедными аппаратами установленными в первом отсеке под углом к диаметральной плоскости (как на АПЛ типа «Лос-Анджелес»). Они предназначаются для самообороны и могут стрелять управляемыми по проводам торпедами Мк.48. Средства обнаружения первоначально были представлены гидроакустическим комплексом AN/BQQ-6, включавшим активно-пассивную ГАС AN/BQS-13 с носовой стационарной антенной диаметром 4,6 м, пассивную станцию AN/BQR-23 со стационарной антенной и AN/BQR-15 с протяженной буксируемой антенной длиной 47,7 м на тросе длиной около 700 м. Кроме того, имелась навигационная ГАС AN/BQR-19, противоминная ГАС AN/BQS-15 и РЛС AN/BPS-15А (или AN/BPS-16). В ходе модернизаций в 2000-е годы ГАК AN/BQQ-6 был значительно усовершенствован и получил новое обозначение AN/BQQ-10. Для оповещения об акустическом облучении используется станция AN/WLR-10. Шумовые помехи создают станция гидроакустического противодействия AN/WLY-1 и восемь пусковых установок Мк.2. Кроме того, ПЛАРБ типа «Огайо» могут брать на борт имитаторы Мк.70. Последние представляют собой ложные цели, которые могут выстреливаться из торпедных аппаратов.

МОДЕРНИЗАЦИИ

Согласно договору о сокращении наступательных вооружений СНВ-2, США и России разрешалось иметь в боевом составе по 14 подводных стратегических ракетоносцев. Поэтому в 2003-2007 годах четыре первые ПЛАРБ типа «Огайо» были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томахок» (Tomahawk). В 22 ракетных шахтах разместили пусковые установки с боезапасом семь ракет каждая; таким образом, субмарина теперь могла нести 154 «Томагавка». Две шахты были переоборудованы в шлюзовые камеры для высадки боевых пловцов через модули DDS или стыковки со сверхмалыми диверсионными подводными лодками типа ASDS. С ними также могут стыковаться глубоководные обитаемые аппараты. Последние предполагается использовать для спасения экипажа в случае аварии, так как штатных всплывающих спасательных камер, принятых в российском ВМФ, на американских субмаринах нет. После переоборудования подводные лодки сменили обозначение SSBN на SSGN с сохранением прежних номеров 726-729. Оставшиеся четыре лодки первой серии после 1998 года прошли модернизацию, в ходе которой были перевооружены ракетами «Трайдент» II. Система «Трайдент» I, соответственно, была снята с вооружения, и боевые возможности ПЛАРБ типа «Огайо» обеих серий отныне стали идентичными.

СЛУЖБА

Восемь ПЛАРБ типа «Огайо» первой серии (с ракетами «Трайдент» I) базировались на Тихоокеанском побережье США, в Бангоре (штат Вашингтон). Они вошли в состав 17-й эскадры ПЛ и несли боевое патрулирование в центральной части Тихого океана, в районе Гавайских островов. Десять лодок второй серии служили в Атлантике и базировались на Кингс-Бей (штат Джорджия). Они составляли 20-ю эскадру ПЛ. Район их боевого дежурства — акватория вокруг Бермудских островов. В 2000-е годы произошла рокировка; после переоборудования четырех субмарин в ПЛАРК две из них (SSGN -728 «Флорида» и S5GN -729 «Джорджия») были переведены в Кингс-Бей, зато большая часть ракетоносцев второй серии ушла на Тихий океан. По сей день ПЛАРБ типа «Огайо» несут активную службу: они находятся в океане 60-70 % времени. С целью повышения интенсивности боевого использования каждая субмарина укомплектована двумя экипажами, которые поочередно сменяют друг друга во время стоянки на базе.

В оенно-морские силы США 21 сентября 2017 г. выдали компании «Дженерал Дайнемикс Электрик» (General Dynamics Electric ) заказ на завершение проектирования новой стратегической атомной подводной лодки (АПЛ) типа «Колумбия» (COLUMBIA ). Согласно контракту на подрядчика возлагается разработка окончательного проекта всего корабля, необходимых технологий, включая новый ядерный реактор, а также изготовление первых модульных компонентов для корабля-прототипа. Первая АПЛ США этого типа должна поступить в эксплуатацию к концу 2030г.

Особенности контракта и организации службы новых АПЛ США

Командование ВМС США планирует закупить 12 кораблей типа «Колумбия». Они заменят 14 оставшихся АПЛ США тип «Огайо» (OHIO ). Последние намечается вывести из состава флота в период 2027-2039 гг. Строительство корабля USS «Columbia»(SSBN 826 ) должно начаться в 2021 г. после заключения отдельного договора. Поставка пройдет до конца 2027 г. Ввод в эксплуатацию двенадцатой и последней АПЛ США намечен на 2042 г.

АПЛ тип «Огайо»

Строительство будет происходить на верфи «Электрик Бот» (Electric Boat, EB ) в г. Гротон (Groton), шт. Коннектикут, а также на заводе EB в г. Квонсент-Пойнт (Quonset Point), шт. Род-Айленд. В качестве важнейшего субподрядчика фигурирует компания «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг» (Newport News Shipbuilding ), шт. Вирджиния. Предприятие изготавливает корму, нос, надстройку и вспомогательные машинные отделения подводной лодки.


Верфь компании «Электрик Бот»

Задание на разработку первичного проекта нового корабля «Электрик Бот» получила в 2012 г. На момент заключения сумма пятилетнего контракта составила 1,85 млрд. долл. США. В 2008 г. компания получила отдельный заказ на разработку новой системы пусковых шахт для атомного оружия (заказчик – общий ракетный департамент, Common Missile Department ). Объем контракта, выданного в сентябре 2017 г., оценивается в 5.1 млрд. долл. США. Общая стоимость программы закупок, включая исследования и разработки, оценивается в 127 млрд. долл. США.

Разрабатываемая модель подводной лодки нацелена на службу в составе ВМС в течение 42 с половиной лет. Ожидается, что на протяжении этого периода каждая АПЛ США типа «Колумбия» выполнит 124 боевых службы. Продолжительность плановой боевой службы составит 77 суток.


Завод компании «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг»

Между походами устанавливается период регламентных работ от 35 до 50 суток. После 10 и 30 лет эксплуатации предусмотрены шестимесячные периоды обслуживания. К этому добавляется также двухлетний капитальный ремонт после 20 лет эксплуатации.

Как принято для АПЛ США, корабли типа «Колумбия» управляются двумя полностью укомплектованными экипажами: «синим» и «золотым». Команды сменяют друг друга после завершения очередного похода. Численность экипажа – 155 чел. Последний корабль останется в строю до 2084 г.

Стратегическая роль «Колумбии»

Стратегическая триада США состоит из наземных межконтинентальных баллистических ракет (МБР), несущих ядерные заряды, дальних стратегических бомбардировщиков и подводных лодок с ядерным оружием на борту. Согласно взглядам американского военно-политического руководства, АПЛ США имеют возможность незаметно подходить к прибрежным водам противника и запускать свои ракеты из подводного положения.

В сравнении с использованием МБР наземного базирования или дальних бомбардировщиков тактика действий АПЛ оставляет противнику минимум времени для принятия ответных мер. В Пентагоне, также полагают, что находящиеся под водой АПЛ США не будут уничтожены внезапным ударом противника в отличие от МБР и бомбардировщиков. По этим причинам размещенные на подводных лодках ракеты становятся мощнейшим потенциалом сдерживания в рамках стратегической триады.

Кроме того, в будущем важное значение приобретут ограничения в рамках соглашения о контроле над вооружениями СНВ-2, налагаемые на наземную и воздушную компоненты триады. В результате размещенные на подводных лодках ракеты «Трайдент II D5» (Trident II D5 ) с восемью боеголовками составят около 70 процентов боеготовых ядерных зарядов США. Как следствие этого, руководитель военно-морскими операциями ВМС США адмирал Джон РИЧАРДСОН (John RICHARDSON) рассматривает закупку новой стратегической АПЛ в качестве высшего приоритета.


Особенности конструкции

Согласно публикациям, АПЛ США типа «Колумбия» имеет длину 171 м и диаметр корпуса 13 м. Это в значительной степени соответствует размерам АПЛ типа «Огайо». Водоизмещение нового корабля лежит в пределах 20 500 т, что на 2 000 т больше, чем у «Огайо».

Сообщается, что «Колумбия» имеет максимальную модульность конструкции. С одной стороны, такой подход должен экономить время и деньги. С другой, использование более крупных модулей в качестве основных элементов корпуса должно увеличить прочность корабля. Подобная технология успешно применялась при разработке и строительстве подводных лодок типа «Вирджиния» (VIRGINIA ).


АПЛ тип «Вирджиния»

Около 70 процентов компонентов, а также различных элементов дизайна АПЛ США типа «Вирджиния» предполагается перенять или модифицировать для использования на подводной лодке нового поколения. К ним относятся:

  • поглощающее покрытие корпуса корабля;
  • особый привод гребного винта, уменьшающий кавитации и сигнатуру шума, а также повышающий маневренность;
  • расположенный на корме X-образный направляющий руль высоты (обеспечивает большую скорость движения и лучшую маневренность в надводном положении);
  • мачты с цифровыми сенсорами вместо перископа, что исключает возникающую при сквозной установке перископа структурную уязвимость в корпусе и позволяет передавать картину с датчиков на различные рабочие станции АПЛ;
  • широкоапертурная антенна ГАС (Large Aperture Bow Array ) в сферическом носе корабля с тысячью активных и пассивных датчиков; компоненты антенны не подлежат замене в течение всего 42-летнего срока службы корабля;
  • навигационная система корабля, цифровое управление с помощью джойстика, электронные системы;
  • система охлаждения.

Новые разработки для новой АПЛ США

Для самозащиты тип «Колумбия» имеет обычные торпедные аппараты в носовой части. Наступательное вооружение состоит из 16 ракет «Трайдент II D5» (на четыре меньше, чем на типе «Огайо»).


Подводный старт МБР «Трайдент 2»

Новая пусковая установка

Одной из новинок АПЛ США типа «Колумбия» станет универсальный ракетный модуль (Common Missile Department Module, CDM ), одновременно принимающий четыре ракеты. Узел имеет альтернативное обозначение, которое можно перевести, как «четверной пакет» (quad Pack ). Уже во время первичной фазы строительства, модуль интегрируется в корпус. На АПЛ типа «Огайо» пусковые установки монтировались в корпус корабля по отдельности и только после завершения строительства подводной лодки.


Блок пусковых АПЛ «Колумбия»

Согласно данным «Электрик Бот», применение четырех CMD-модулей экономит несколько месяцев строительства и несколько миллионов долларов на одну подводную лодку. Кроме того, новые пусковые установки ракет на один метр длиннее, чем применяемые в прошлом. По расчетам конструкторов, такой подход в будущем позволит установить более крупные ракеты. Хотя по сообщениям в настоящее время не существует программы разработки новых ракет для АПЛ США, высказываются предположения, что закупка таковых потребуются в середине 2040-х годов.

Ядерный реактор и привод

Для АПЛ типа «Колумбия» специально разработан новый ядерный реактор, который является «элементом жизненного цикла» корабля. В отличие от АПЛ «Огайо» топливные стержни этого ядерного реактора не потребуют замены после 20 лет эксплуатации. Это означает, что 12 АПЛ «Колумбия» смогут гарантировать оперативное присутствия равное 14 кораблям типа «Огайо».

Кроме того, «Колумбия» станет первой АПЛ США, оснащенной электрическим приводом, который должен повлиять как на более эффективную передачу энергии, так и на уменьшение сигнатуры шума подводной лодки. Последнее свойство считается особенно важным, поскольку потенциальные противники разрабатывают более мощные противолодочные ГАС.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(235, 233, 217, 1); padding: 5px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 620px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none; background: linear-gradient(to top, #005d82 , #00b5fc);}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Наряду с этим американские аналитики отмечают, что одной из проблем остается финансирование. Программа строительства новой АПЛ через 15 лет угрожает проглотить половину бюджета закупок ВМС США. Однако, командование ВМС утверждает, что гарантирует финансирование закупок на период 2021-2035 гг. и найдет источники для дополнительного финансирования в размере 4 млрд. долл. в год.

Таким образом, ВМС США выдали заказ на окончательное проектирование АПЛ нового поколения под обозначение тип «Колумбия». Планируется построить 12 кораблей, призванных заменить 14 состоящих в настоящее время на вооружении АПЛ типа «Огайо». Первая новая подводная лодка вступит в состав подводного флота США к концу 2030 г., последняя – в 2042 г. В целом программа рассчитана на период до 2080 г.

По материалам журнала «MarineForum»

Постройка и служба

Место строительства

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

4 х 533 мм типа Mark 48 Торпедное
4 х 533 мм типа Mark 48 Носовые ТА
10 шт Число торпед
Ракетное вооружение для лодок SSBN-726 - SSBN-733 с момента производства до модернизации.

24 × баллистические ракеты типа Trident I C-4 ,каждая содержит до 8 ядерных боевых блоков (типа W76 (100 кт в тротилловом эквиваленте)) индивидуального наведения с максимальной дальностью 7 400 км

Ракетное вооружение для SSBN-734 и последующих лодок, для лодок SSBN-730 - SSBN-733 после модернизации

24 х баллистические ракеты типа Trident II D-5 ,каждая содержит до 12 ядерных боевых блоков (типа W76 (100 кт в тротилловом эквиваленте) или W88 (от 300 до 475 кт в тротилловом эквиваленте)) индивидуального наведения с максимальной дальностью до 11 300 км

Ракетное вооружение для модификации SSGN

До 22 пусковых шахт с 7 ракетами типа Tomahawk каждая, в сумме до 154 ракет. шт

Ракетное

Подводные лодки типа Ohio - относятся к классу подводных лодок с атомным вооружением, используемых ВМС США. В данный момент насчитывается 18 подводных лодок этого типа - 14 (SSBN) с баллистическими ракетами на борту и 4 (SSGN), которые были переоборудованы в носители крылатых ракет типа Tomahawk в рамках выполнения договора об ограничении вооружений.

Общие сведения

Подводные лодки типа "Ohio" являются самыми большими подводными лодками за всю историю ВМС США. Только два класса подводных лодок ВМС РФ имеют большее водоизмещение: спроектированная в СССР атомная подводная лодка ТК-208 «Дмитрий Донской» , обладающая в более чем в два раза большим водоизмещением, и российские подводные лодки класса «Борей» , имеющие примерно на 25 % большее водоизмещение, однако подводные лодки типа "Ohio" способны нести больше ракет, чем остальные подводные лодки: 24 ракеты типа «Trident» на 1 лодку, против 16 ракет для класса «Борей» (20 для «Борей проекта 955А») и 20 для АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской»

Подводные лодки типа "Ohio" были спроектированы специально для проведения военных патрулей. Каждая подводная лодка обеспечена двумя полными экипажами - «золотым» и «синим» - каждый из которых обычно выходит в боевое дежурство длительностью от 70 до 90 суток. С целью уменьшения времени простойки подводной лодки в порту при смене экипажа и пополнении запасов на лодках имеются три погрузочных люка (в носовом, ракетном и кормовом отсеках) для обеспечения пополнения крупногабаритных партий запасов и обеспечения доступа для техобслуживания. Такая конструкция с тремя люками делает возможным быстрое перемещение паллет с провиантом, модулей для замены (ремонта) оборудования, и различных технических систем, необходимых для техобслуживания лодки, тем самым уменьшая время, необходимое для пополнения запасов и технического обслуживания подводных лодок.

Конструкция подводных лодок типа "Ohio" позволяет проводить капитальный ремонт примерно каждые 15 лет, срок службы изначально был равен 30 годам, и жизненный цикл лодки выглядел таким образом:

  • 14 лет службы
  • 2 года - капитальный ремонт с заменой топлива в реакторе
  • 14 лет службы

В 1995 году была запущена программ увеличения срока эксплуатации, в рамках которой срок эксплуатации увеличился до 42-44 лет. Суть программы заключалась в том, что в течение первого и второго сроков службы вместо одного из межпоходовых технических обслуживаний добавлялся 4-х месячный ремонт ERP (Extended Refit Period) для проведения профилактических работ без замены ядерного топлива в реакторе. Так как эксплуатация лодок оказалась не настолько интенсивная, как изначально предполагалась, срок до замены ядерного топлива был увеличен до 20 лет. Таким образом, жизненный цикл подводных лодок типа "Ohio" на 2009 год имел следующий вид:

  • 14 лет службы
  • 4 месяца ERP (Extended Refit Period)
  • 6 лет службы
  • 2 года ERO (Engineering Refueling Overhaul) с заменой топлива в реакторе
  • 6-месячный цикл испытаний
  • 20 летний срок эксплуатации, с 4-месячным ERP (Extended Refit Period)

ВМС США располагает в целом 18 подводными локами типа "Ohio" , в их числе 14 подводных лодок с баллистическими ракетами (SSBN) и 4 подводные лодки с крылатыми ракетами (SSGN). Подводные лодки SSBN так же известны как подводные лодки Trident и обеспечивают морскую составляющую триады ядерных сил США. Каждая такая подводная лодка может быть экипирована до 24 баллистическими ракетами подводных лодок типа Trident II D-5 . Каждая подводная лодка SSGN способна нести до 154 крылатых ракет типа Tomahawk или комплект противокорабельных ракет «Гарпун».

История создания

Подводные лодки типа "Ohio" строились модульным методом на предприятии General Dynamics Electric Boat в г. Род-Айленд, а затем собирались в верфи Гротона, штат Коннектикут.

Первые восемь подводных лодок типа "Ohio" были оснащены 24 баллистическими ракетами для запуска с подводных лодок типа Trident I C-4 . Начиная с девятой подводной лодки данного типа, USS Tennessee (SSBN-734) , все последующие лодки оснащались более крупными трехступенчатыми ракетами типа Trident II D-5 . Ракеты типа Trident I C-4 способны нести до восьми боевых блоков индивидуального наведения, в то время как ракеты типа Trident II D-5 способны нести до 12 боевых блоков, тем самым являясь более разрушительными и более точными, нежели Trident I C-4 . Начиная с USS Alaska (SSBN-732) в 2000 году ВМФ США начал переоборудование первых восьми подводных лодок для перевода их с оснащения ракетами Trident I C-4 на оснащение ракетами Trident II D-5 , это переоборудование было завершено в 2008 году.

Первые восемь построенных подводных лодок базировались на Тихом океане в составе 17-й эскадры на базе ВМБ Бангор для замены подводных лодок, оснащенных ракетами типа Polaris A3 (ПЛАРБ типов «George Washington» и «Ethan Allen» ), которые впоследствии были выведены из эксплуатации. Остальные десять подводных лодок изначально базировались в ВМБ Кингс-Бей в состав 20-й эскадры подводных лодок для замены ПЛАРБ типов «James Madison» и «Benjamin Franklin» с ракетами Poseidon и Trident I C-4 . Во время переоборудования первых четырех подводных лодок в SSGN (см. ниже) пять подводных лодок - USS Pennsylvania (SSBN-735) , USS Kentucky (SSBN-737) , USS Nebraska (SSBN-739) , USS Maine (SSBN-741) , USS Louisiana (SSBN-743) - были перебазированы из ВМБ Кингс Бэй в ВМБ Бангор. Последующие перебазирования преследовали стратегические цели США.

В 2011 году подводные лодки типа "Ohio" выполнили 28 боевых патрулей. Каждый патруль длился в среднем 70 дней. С августа по декабрь 2010 года подводная лодка USS Maine (SSBN-741) выполнила 105-дневное патрулирование, на данный момент являющееся самым продолжительным.

Переоборудование SSBN/SSGN

Согласно договора о сокращении вооружений, США разрешалось иметь в боевом составе только 14 подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами из имеющихся 18. По той простой причине, что списывать почти новые лодки экономически невыгодно, было принято решение о переоборудовании первых четырех построенных подводных лодок типа "Ohio" - USS Ohio (SSGN-726) , USS Michigan (SSGN-727) , USS Florida (SSGN-728) , USS Georgia (SSGN-729) - в носители крылатых ракет морского базирования и подразделений сил специальных операций и переименовании их в SSGN.

Лодка USS OHIO во время ее переоборудования в SSGN

Во время переоборудования подводные лодки «SSGN Ohio» были оснащены устройствами для крепления с наружной части корпуса до двух усовершенствованных средств доставки боевых пловцов, которые в ВМС США называются Advanced SEAL Delivery System (ASDS) . Вместо аппаратов ASDS данные подводные лодки так же могут оснащаться одним-двумя сухими прочными укрытиями (англ DDS - Dry Deck Shelter ) для водолазов, которые крепятся к переходным люкам вместо устройств ASDS .

Для обеспечения базирования, высадки и эвакуации, а также руководства действиями группы сил специальных операций ВМС США на подводных лодках «SSGN Ohio» были спроектированы специальные отсеки, в которых располагались центр управления операциями, жилые кубрики для спецназовцев и места для хранения их снаряжения и вооружения (в качестве «кладовых» могут использоваться и некоторые пусковые шахты, но тогда боекомплект крылатых ракет, естественно, будет сокращаться (см. ниже)), лазерный тир для спецназовцев, специальное оборудование для поддержания в норме сердечно-сосудистой системы спецназовцев. Так же реализована возможность размещения в пусковых шахтах беспилотных летательных аппаратов ADM-160 MALD взамен крылатых ракет.

Таким образом, после переоборудования подводных лодок типа "Ohio" в многоцелевой вариант (SSGN) лодки имели следующую конфигурацию:

Первые две ракетные шахты (№ 1 и 2) были переоборудованы в камеры для боевых пловцов / водолазов (каждая шахта-камера способна вместить до девяти человек в соответствующем снаряжении, используемом для выхода боевых пловцов или легких водолазов в водную среду);

Средние восемь ракетных шахт (с № 3 по № 10) были переоборудованы для использования в качестве отсеков хранения вооружения и снаряжения размещаемой на борту атомохода группы сил специальных операций ВМС США и/или могут использоваться при соответствующем переоборудовании для хранения и применения крылатых ракет;

Остальные 14 ракетных шахт (с № 11 по № 24) были переоборудованы под многозарядные установки вертикального пуска крылатых ракет, в каждой из которых может быть размещено до семи транспортно-пусковых контейнеров для крылатых ракет Tomahawk . Таким образом, наименьшее количество крылатых ракет составляет 98 штук. В том же случае, если ракетные шахты № 3 −10 будут также использованы под крылатые ракеты боезапас возрастает до 154 единиц.

Командование ВМС США получило в свое распоряжение действительно уникальный инструмент для решения поставленных перед ним задач. Наиболее точно и красочно это охарактеризовал один из американских адмиралов, заявивший на правах анонимности газете «Defence weekly», что "в рамках одной субмарины мы имеем возможность выбрать либо «молот» (154 крылатых ракеты морского базирования), либо же «скальпель» (60-100 человек военно-морского спецназа)".

26 сентября 2002 года, руководство ВМФ США заключило с компанией Electric Boat , которая занималась переоборудованием подводных лодок в SSGN-вариант, контракт на 442.9 миллиона долларов на первую фазу переоборудования подводных лодок. Эти средства покрывали только начальную фазу переоборудования для первых двух подводных лодок. Последующие платежи составили 335 миллионов долларов в 2002 финансовом году, 825 миллионов долларов в 2003, 936 миллионов долларов в 2004, 505 миллионов долларов в 2005 и 170 миллионов долларов в 2006 финансовом году. Таким образом, общищй объем финансирования программы переоборудования 4 подводных лодок составил немного более 3,2 миллиардов долларов, или более 800 миллионов долларов за лодку.

Во вспомогательную энергетическую установку входят дизель-генератор мощностью 1,4 МВт и резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л. с. фирмы Magnatek , обеспечивающие движение в случае отказа главной энергетической установки.

Вспомогательное оборудование

При первоначальном проектировании подводные лодки типа "Ohio" получили гидроакустический комплекс AN/BQQ-6 , в который входит ряд гидроакустических станций. Основой является активно-пассивная гидроакустическая станция AN/BQS-13 со сферической антенной диаметром 4,6 м, состящей из 944 гидрофонов. Пассивная шумопеленгаторная гидроакустическая станция AN/BQR-23 содержит 104 гидрофона, размещенных по окружности лобового обтекателя. Так же имеется пассивная гидроакустическая станция AN/BQR-15 ,оснащенная буксируемой антенной ТВ-29 длиной 47,7 м на тросе длиной 670 м. Для навигации используется активная ГАС AN/BQR-19 , в сложной обстановке или при противоминных операциях используется активная ГАС малой дальности действия AN/BQS-15 . В надводном режиме используется радар AN/BPS-15A .

Далее, при модернизации по программе A-RCI (Acoustic Rapid COTS Insertion) все американские подводные лодки, в том числе типа "Ohio" , получили комплекс AN/BQQ-10 . Вместо четырех гидроакустических станций использовалась общая станция типа COTS (commercial-off-the-shelf) , которая также обладает возможностями «гидроакустического картографирования» (PUMA - Precision Underwater Mapping and Navigation ), что позволяет формировать и обмениваться с другими кораблями флота гидрографической картой выского разрешения (разрешение позволяет различать мелкие объекты типа мин). Первая лодка типа "Ohio" прошла эту модернизацию осенью 2000 года.

Так же имеются системы для оповещения об акустическом и радиолокационном облучении. Для фиксации акустического облучения используется станция AN/WLR-10 , для фиксации радиолокационного облучения в надводном положении используется стация AN/WLR-8(V)5 с диапазоном работы 0,5-18 ГГц.

Лодки оснащаются перископами Kollmorgen Type 152 и Type 82

Вооружение

Ракетное вооружение

Фото запуска ракеты Trident II D-5

Основным вооружением подводных лодок «SSBN Ohio» являются 24 баллистические ракеты Trident II D-5 под управлением системы хранения и пуска ракет Mk35 mod 1 . Первые восемь построенных лодок оснащались менее совершенными ракетами Trident I C-4 , однако 4 из них в рамках договора о сокращении вооружений были переоборудованы в носители крылатых ракет (SSGN Ohio ), остальные 4 были переоснащены ракетами Trident II D-5 . Система пуска состоит из шахтных пусковых установок, подсистемы выброса баллистических ракет, подсистемы контроля и управления пуском, погрузочного оборудования для ракет.

Открытые ракетные шахты

Закрытые ракетные шахты

Для обеспечения возможности установки ракет типа Tridet II D-5 ракетная шахта была увеличена по сравнению с предыдущими версиями ПЛАРБ подводными лодками типа Lafayette до диаметра 2,4 м и длины 14,8 м. Сверху шахта закрывается крышкой, обеспечивающей герметизацию шахты и рассчитанной на то же давление, что и прочный корпус. На крышке так же расположены четыре контрольно-наладочных лючка для проведения осмотров. Крышки шахт оснащены гидравлическим приводом и специальным механизмом блокировки для предотвращения несакционированного доступа. Внутри шахты установлен пусковой стакан, накрытый мембраной, которая предовтращает попадание воды внутрь при открывании крышки. Мембрана изготавливается из фенольной смолы, армированной асбестом, при запуске ракеты мембрана автоматически разрушается с помощью установленных на ее внутренней стороны профилированных зарядов взрывчатого вещества. Штекерный разъем нового типа автоматически отсоединяет ракету от систему управления огнем в момент пуска ракеты. Система управленися огнем Mk 98 ,установленная на подводные лодки данного типа возволяет перевести все 24 ракеты в состояние минутной готовности за 15 минут, в течение которых система производит расчет стрельб, загружает полученные данные в ракету и производит предстартовую проверку всех систем. Вычислительный комплекс имеет достаточную мощностью для одновременного перенацеливания всех 24 ракет.

Баллистическая ракета Tridet II D-5 может быть оснащена двумя типами боевых блоков - W76 мощностью 100 кт и W88 мощностью 475 кт. При максимальной загрузке ракета данного типа способна забросить 8 блоков W88 или 14 блоков W76 на расстояние 7360 км. На данный момент, согласно договора о сокращении вооружений, ракеты на подводных лодках не могут нести больше 8 боеголовок, поэтому с целью достижения максимальной дальности ракеты оснащаются шестью W88 или восемью W76

Пуск ракет осуществляется следующим образом - перед пуском в шахте создается избыточное давление с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД). Газ, выходя из ПАДа поступает в нижнюю часть пускового стакана и выталкивает ракету с ускорением около 10g. Скорость при выходе ракеты из шахты примерно равна 50 м/с. При начале движения ракеты происходит разрыв мембраны, и в шахту начинает поступать забортная вода. После выпуска ракеты крышка шахты закрывается и начинается процесс откачки воды из шахты в специальную заместительную цистерну. В воде происходит неуправляемое движение ракеты, и после выхода из воды по данным датчика ускорения включается двигатель первой ступени. В штатном режиме двигатель включается на высоте 10-30 м над уровнем моря.

Пуск ракет может осуществляться с 15-20 секундным интервалом с глубины до 30 м, при скорости хода до 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Для удержания лодки в стабильном положении при пуске ракет производится управление работой гироскопических стабилизаторов и перекачка водного балласта.

Лодки, переоборудованные в многоцеловой вариант - «SSGN Ohio» - могут нести на борту до 154 крылатых ракет типа Tomahawk дальностью полета на сверхмалых высотах до 2500 км.

Минно-торпедное вооружение

Все лодки имеют четыре торпедных аппарата для самообороны. Они находятся в носовой части лодки слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект входит десять торпед Mk-48 , которые могут использоваться против подводных лодок и надводных кораблей.

Представители

Название и номер Эмблема Названа в честь Дата закладки Спуск на воду Дата вступления в строй Текущий статус Фото
USS Ohio (SSGN-726)

штат Огайо 10 апреля 1976 7 апреля 1979 11 ноября 1981

USS Michigan (SSGN-727)

штат Мичиган 4 апреля 1977 26 апреля 1980 11 сентября 1982 в строю, базируется на Бангор (19 эскадра подводных лодок)

USS Florida (SSGN-728)

штат Флорида 4 июля 1976 11 ноября 1981 18 июня 1983

USS Georgia (SSGN-729)

штат Джорджия 7 апреля 1979 6 ноября 1982 11 февраля 1984 в строю, базируется на Норфолк

USS Henry M. Jackson (SSBN-730)

сенатор Генри Джексон 19 января 1981 15 октября 1983 6 ноября 1984

USS Alabama (SSBN-731) штат Алабама 14 октября 1980 19 мая 1984 25 мая 1985 в строю, базируется на Бангор (17 эскадра подводных лодок)

USS Alaska (SSBN-732)

штат Аляска 9 марта 1983 12 января 1985 25 января 1986 в строю, базируется на Кингс-Бей

USS Nevada (SSBN-733)

штат Невада 8 августа 1983 14 сентября 1985 16 августа 1986 в строю, базируется на Бангор (19 эскадра подводных лодок)

«Ты лжец, Нам-Бок, ибо все знают, что железо не может плавать»
/Джек Лондон/


Уважаемые товарищи, наверняка, многие из вас посещали военно-морские салоны, поднимались по неудобным трясущимся сходням на палубы огромных кораблей. Бродили по верхней палубе, рассматривая пусковые ракетные контейнеры, раскидистые ветви радаров и прочие фантастические системы.
Даже такие простые вещи, как толщина якорной цепи (каждое звено с пудовую гирю) или радиус обметания стволов корабельной артиллерии (размером поболее дачных «шести соток») могут вызывать у неподготовленного обывателя искренний шок и недоуменее.

Размеры корабельных механизмов просто Огромны. Подобные штуки не встречаются в обычной жизни – о существовании этих циклопических предметов мы узнаем только во время визита на корабль в очередной День ВМФ (День Победы, в дни проведения Санкт-Петербургского международного военно-морского салона и т.п.).
Действительно, с точки зрения отдельно взятого человека, маленьких или больших кораблей не существует. Морская техника поражает своими габаритами – стоя на пирсе рядом с пришвартованным корветом человек выглядит как песчинка на фоне огромной скалы. «Крошечный» 2500-тонный корвет выглядит как крейсер, а «настоящий» крейсер имеет вообще паранормальные размеры и выглядит как плавающий город.

Причина данного парадокса очевидна:

Обычный четырехосный ж/д вагон (полувагон), нагруженный до краев железной рудой, имеет массу порядка 90 тонн. Очень громоздкая и тяжелая штука.

В случае с 11 000-тонным ракетным крейсером «Москва» мы имеем всего лишь 11 000 тонн металлических конструкций, кабелей и топлива. Эквивалент - 120 железнодорожных вагонов с рудой, плотно сконцентрированных в едином массиве.


Якорь подводного ракетоносца пр. 941 "Акула"


Как вода удерживает ЭТО?! Боевая рубка линкора "Нью-Джерси"


А ведь крейсер «Москва» еще не предел – американский авианосец «Нимиц» имеет полное водоизмещение 100 с лишним тысяч тонн.

Воистину, велик Архимед, чей бессмертный закон позволяет держаться этим громадинам на плаву!

Большая разница

В отличие от надводных кораблей и судов, которые можно увидеть в любом порту, подводная компонента флота обладает повышенной долей скрытности. Субмарины сложно увидеть даже во время захода в базу – во многом благодаря особому статусу современного подводного флота.

Ядерные технологии, опасная зона, государственная тайна, объекты стратегической важности; закрытые города с особым паспортным режимом. Все это не прибавляет популярности «стальным гробам» и их славным экипажам. Атомные лодки тихо гнездятся в укромных бухточках Заполярья или скрываются от посторонних глаз на побережье далекой Камчатки. О существовании лодок в мирное время ничего не слышно. Они не годятся для военно-морских парадов и пресловутой «демонстрации флага». Единственное, что умеет делать эти гладкие черные корабли – убивать.


Малышка С-189 на фоне "Мистраля"


Как же выглядят «Батон» или «Щука»? Насколько велика легендарная «Акула»? Правда ли это, что она не помещается в океане?

Выяснить данный вопрос довольно трудно – никаких наглядных пособий на этот счет нет. Музейные субмарины К-21 (Североморск), С-189 (Санкт-Петербург) или С-56 (Владивосток) являются полувековыми «дизелюхами» времен ВОВ* и не дают никаких представлений о реальных размерах современных подлодок.

*даже сравнительно «свежая» С-189 постройки 1950-х годов создана на базе трофейного немецкого «Электробота»

Читатель наверняка почерпнет много интересного из следующей иллюстрации:


Сравнительные размеры силуэтов современных подлодок в едином масштабе


Самая толстая «рыбина» – тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 (шифр «Акула»).

Ниже – американская ПЛАРБ типа «Огайо».

Еще ниже – подводный «убийца авианосцев» проекта 949А, т.н. «Батон» (именно к этому проекту принадлежал погибший «Курск»).

В левом нижнем углу притаилась многоцелевая российская АПЛ проекта 971 (шифр «Щука-Б»)

А самая маленькая из представленных на иллюстрации лодок – современная немецкая ДЭПЛ «Тип 212».

Конечно, наибольший интерес публики связан с «Акулой» (она же - «Тайфун» по классификации НАТО). Лодка действительно поражает воображение: длина корпуса 173 метра, высота от днища до крыши рубки равняется 9-этажному дому!

Надводное водоизмещение – 23 000 тонн; подводное – 48 000 тонн. Цифры ясно указывают на колоссальный запас плавучести – для погружения «Акулы» в балластные цистерны лодки закачиваются более 20 тыс. тонн воды. В результате, «Акула» получила на флоте забавное прозвище «водовоз».

При всей кажущейся иррациональности данного решения (для чего ПЛ такой большой запас плавучести??) «водовоз» имеет свои особенности и даже достоинства: в надводном положении осадка чудовищного монстра немногим больше, чем у «обычных» подводных лодок - около 11 метров. Это позволяет заходить в любые места базирования, без риска наскочить на мель, и пользоваться всей имеющейся инфраструктурой для обслуживания АПЛ. Кроме того, огромный запас плавучести превращает «Акулу» в мощный ледокол. При продувании цистерн, лодка, по закону Архимеда, с такой силой «прет» наверх, что её не остановит даже 2-метровый слой прочного, как камень, арктического льда. Благодаря данному обстоятельству, «Акулы» могли нести боевое дежурство в самых высоких широтах, вплоть до районов Северного полюса.

Но даже в надводном положении «Акула» удивляет своими габаритами. А как иначе? – самая крупная лодка в мировой !

Можно долго восхищаться акульим видом:


"Акула" и один из РПКСН семейства 677



Современный РПКСН проекта 955 "Борей" на фоне исполинской рыбины


Причина проста: под легким обтекаемым корпусом скрываются две подлодки: «Акула» выполнена по схеме «катамаран» с двумя прочными корпусами из титановых сплавов. 19 изолированных отсеков, дублированная ГЭУ (каждый из прочных корпусов имеет независимую ядерную паропроизводящую установку ОК-650 тепловой мощностью 190 МВт), а также две всплывающие спасательные капсулы, рассчитанные на весь экипаж…
Что и говорить – в плане живучести, безопасности и удобства размещения личного состава этот плавучий «Хилтон» был вне конкуренции.


Погрузка 90-тонной "кузькиной матери"
Всего в боекомплект лодки входило 20 твердотопливных БРПЛ Р-39

Огайо

Не меньше удивления вызывает сравнение американского подводного ракетоносца «Огайо» и отечественного ТРПКСН проекта «Акула» - неожиданно выясняется, что их габариты идентичны (длина 171 метр, осадка 11 метров)… при этом водоизмещение отличается в разы! Как же так?

Никакого секрета здесь нет – «Огайо» почти вдвое уступает по ширине советскому монстру – 23 против 13 метров. Тем не менее, назвать «Огайо» маленькой лодкой было бы несправедливо – 16 700 тонн стальных конструкций и материалов внушают уважение. Подводное водоизмещение «Огайо» еще больше – 18 700 тонн.

Убийца авианосцев

Еще один подводный монстр, чье водоизмещение превзошло достижения «Огайо» (в/и наводное – 14 700, подводное – 24 000 тонн).

Одна из самых мощных и совершенных лодок Холодной войны. 24 сверхзвуковые крылатые ракеты со стартовой массой 7 тонн; восемь торпедных аппаратов; девять изолированных отсеков. Рабочий диапазон глубин – более 500 метров. Скорость подводного хода свыше 30 узлов.

Для того, чтобы разогнать «батон» до таких скоростей на лодке применена двухреакторная ГЭУ – днем и ночью страшным черным огнем горят урановые сборки в двух реакторах ОК-650. Суммарное энерговыделение 380 Мегаватт – достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией город на 100 000 жителей.


"Батон" и Акула


Два "батона"


Но насколько оправданно было строительстве подобных монстров для решения тактических задач? Согласно распространенной легенде, стоимость каждой из 11 построенных лодок достигала половины от стоимости авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»! При этом «батон» был ориентирован на решение чисто тактических задач – истребления АУГ, конвоев, нарушения вражеских коммуникаций…
Время показало, что для подобных операций наиболее эффективны многоцелевые АПЛ, например –

Щука-Б

Серия советских атомных многоцелевых лодок третьего поколения. Самое грозное подводное до появления американских АПЛ типа «Сивулф».

Но, вы не подумайте, что Щука-Б так уж мала и тщедушна. Размер – значение относительное. Достаточно сказать, что крошка не помещается на футбольном поле. Лодка огромна. Надводное водоизмещение – 8100, подводное – 12 800 тонн (на последних модификациях оно увеличилось еще на 1000 тонн).

В этот раз конструкторы-проектировщики обошлись одним реактором ОК-650, одной турбиной, одним валом и одним гребным винтом. Превосходная динамика сохранилась на уровне 949-го «батона». Появился современный гидроакустический комплекс и роскошный комплект вооружения: глубоководные и самонаводящиеся торпеды, крылатые ракеты «Гранат» (в перспективе – «Калибр»), ракето-торпеды «Шквал», ПЛУР «Водопад», толстые торпеды 65-76, мины… при этом, огромным кораблем управляет экипаж всего из 73 человек.

Почему я говорю «всего»? Просто пример: для управления современной американской лодкой-аналогом «Щуки» - непревзойденным подводным киллером типа «Лос-Анджелес» требуется экипаж в составе 130 человек! При этом, американка, как водится, до предела насыщена радиоэлектроникой и системами автоматизации, а её размеры меньше на 25% (водоизмещение – 6000/7000 тонн).

Кстати, интересный вопрос: почему американские лодки всегда имеют меньшие размеры? Неужели всему виной «советские микросхемы – самые большие микросхемы в мире»?!
Ответ покажется банальным – американские лодки имеют однокорпусную конструкцию и, как следствие, меньший запас плавучести. Именно поэтому у «Лос-Анджелесов» и «Вирджиний» так мала разница в значениях надводного и подводного водоизмещения.

В чем заключается разница между однокорпусной и двухкорпусной лодками? В первом случае, балластные цистерны располагаются внутри единого прочного корпуса. Такая компоновка забирает часть внутреннего объема и, в определенном смысле, негативно влияет на живучесть подводного корабля. И, разумеется, у однокорпусных АПЛ гораздо меньший запас плавучести. В то же время, это делает лодку маленькой (насколько может быть мала современная АПЛ) и более тихой.

Отечественные лодки, традиционно, строятся по двухкорпусной схеме. Все балластные цистерны и вспомогательное глубоководное оборудование (кабеля, антенны, буксируемые ГАС) вынесены за пределы прочного корпуса. Ребра жесткости прочного корпуса также располагаются с наружной стороны, экономя драгоценный объем внутренних помещений. Сверху все это прикрыто легкой «оболочкой».

Достоинства: резерв свободного пространства внутри прочного корпуса, позволяющий реализовать особые компоновочные решения. Большее количество систем и оружия на борту лодки, повышенная непотопляемость и живучесть (дополнительная амортизация при близких взрывах и т.д.).


Хранилище ядерных отходов в Сайда-губе (Кольский п-ов)
Видны десятки реакторных отсеков подводных лодок. Безобразные "кольца" - не что иное, как ребра жесткости прочного корпуса (легкий корпус предварительно снят)


Недостатки у данной схемы тоже имеются и никуда от них не спастись: бОльшие габариты и площадь смачиваемых поверхностей. Прямое следствие - лодка громче шумит. А уж если возникнет резонанс между прочным и легким корпусом…

Не стоит обольщаться, услышав про обозначенный выше «резерв свободного пространства». Внутри отсеков российских «Щук» по-прежнему нельзя гонять на мопедах и играть в гольф – весь резерв был потрачен на установку многочисленных герметичных переборок. Количество обитаемых отсеков на российских лодках обычно колеблется в пределах 7…9 единиц. Максимум достигнут на легендарных «Акулах» - целых 19 отсеков, без учета герметичных технологических модулей в пространстве легкого корпуса.

Для сравнения – прочный корпус американских «Лос-Анджелесов» делится герметичными переборками всего на три отсека: центральный, реакторный и турбинный (естественно, не считая системы изолированных палуб). Американцы, традиционно, ставят на высокое качество изготовления корпусных конструкций, надежность оборудования и квалифицированные кадры в составе экипажей подлодок.

Вот такие ключевые различия школ подводного кораблестроения по разным сторонам океана. А лодки по-прежнему огромны.


Здоровенная рыбина. Американская многоцелевая АПЛ типа "Сивулф"


Еще одно сравнение в одинаковом масштабе. Оказывается, "Акула" не так велика по сравнению с атомным авианосцем типа "Нимиц" или ТАВКР "Адмирал Кузнецов" - размеры авианесущих кораблей совершенно паранормальны. Победа техники над здравым смыслом
Маленькая рыбка слева - ДЭПЛ "Варшавянка"


Транспортировка вырезанных реакторных отсеков АПЛ


Новейшая российская многоцелевая АПЛ К-329 "Северодвинск" (принятие в состав ВМФ запланировано на 2013 год).
На заднем плане видны две проходящие утилизацию "Акулы"

Которые не могли быть модернизированы чтобы нести ракеты или Трайдент-2 D5 . Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по проекту ракетоносца нового поколения осуществлялись с 26 октября 1972 года, а заказ на постройку был выдан 25 июля 1974 года.

При ее создании были использованы последние достижения науки и техники в области подводного кораблестроения в таких вопросах, как оптимизация форм обводов корпуса, защита корпусных конструкций, механизмов и аппаратуры от подводных взрывов, повышение скрытности и уменьшение акустического, магнитного, гидродинамического, радиационного, теплового и других физических полей.

Прочный корпус лодки выполнен из стали марки НУ-100. Он разделен на четыре отсека: четырехпалубный отсек управления и жилых помещений, ракетный, реакторный и турбинный. Сверху корпуса выполнена настройка длиной 114 м, шириной по палубе около 5,5 м и высотой 2 м. Носовые горизонтальные рули расположены в передней части ограждения рубки и имеют размах около 13 м. В корме лодки установлены горизонтальные рули, снабженные стабилизаторами. Движение лодке сообщает семилопастный винт диаметром около семи метров, со скошенными серповидными лопастями. Такая конструкция обеспечивает низкий уровень шума на скоростях патрулирования.

На лодке установили водо-водяной реактор типа S8G, обеспечивавший работу двух турбин мощностью на валу 35000 л.с. Кроме них установлены два турбогенератора по 4000 кВт, дизель-генератор мощностью 1400 кВт и гребной электродвигатель мощностью 450 л.с. Скорость подводного хода составила 25 узлов.

На верхней палубе первого отсека расположены: навигационный центр, главный командный центр, радиоцентр, посты гидроаккустиков. На второй палубе размещены: аппаратура и боевые посты системы управления ракетной стрельбой Mk 98, помещения вычислительных машин и управления лодкой. Третья палуба отдана под жилые помещения команды. На нижней палубе, в передней части корпуса лодки расположен торпедный отсек, где установлены четыре торпедных аппарата и храниться запас торпед.

В ракетном отсеке установлен стартовый комплекс Mk35 mod.0 или Mk35 mod.1 Первый обеспечивает хранение, обслуживание, подготовку и старт ракет Трайдент-1 С4 , а второй - Трайдент-2 D5 . Пуск ракеты может осуществляться с интервалом 15 - 20 с глубины до 30 м, при скорости хода до пяти узлов и при волнении в шесть баллов. При этом процесс перевода ракетного комплекса из постоянной готовности в одноминутную готовность к пуску занимает около 15 мин.

Производительность вычислительного комплекса системы управления ракетной стрельбой позволяет вести корректировку полетных заданий одновременно для всех ракет во время предстартовой подготовки, что дает возможность добиться высокой гибкости при выборе объектов поражения.

Использование источников коррекции навигационных данных систем "Лоран-С" и "Транзит", а также применение гравиметрической аппаратуры позволяет с высокой точностью определять место подводной лодки. За счет внедрения системы ESGN на базе высокостабильных гироскопов с электростатической подвеской ротора, точность удержания параметров бортовым навигационным комплексом возросла в 4-6 раз.

"Огайо" отличается от своих предшественниц большей энерговооруженностью, увеличенной скоростью патрулирования (максимальной малошумной скоростью хода), более совершенными бортовыми системами и комплексами. Продолжительность эксплуатации без перезарядки реактора возросла до девяти лет. Было достигнуто снижение шумности в 13 раз благодаря введению естественной циркуляции теплоносителя в первом контуре ядерной энергетической установки и электродвижения, что исключило из работы наиболее шумящие агрегаты, а также использованию различных амортизаторов, шумопоглощающих покрытий.

За счет включения в состав комплекса гидроакустических средств с протяженной буксируемой и конформной антеннами и внедрения эффективных методов обработки гидроакустической информации дальность обнаружения целей увеличена более чем в два раза.

Создание столь совершенного подводного ракетоносца, естественно, потребовало значительно больших затрат. Стоимость ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами типа "Огайо" составила 1,3 - 1,5 млрд. долларов, что более чем десятикратно превысило закупочную стоимость ракетоносцев класса Лафайет . До настоящего времени "Огайо" удерживает первое место в мире по числу размещенных на ней баллистических ракет - 24 единицы и является самой совершенной в классе атомных подводных ракетных лодок с баллистическими ракетами.