Отчитываемся по страховым взносам за год. Составление отчетности по страховым взносам в "1С:Предприятии" Единый расчет: отчетный и расчетный периоды

», декабрь 2017

Одним из главных изменений в законодательстве уходящего года, несомненно, стало изменение по части администрирования страховых взносов с января 2017 г. Администратором по страховым взносам на ОПС, ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством стала ФНС РФ, а порядок исчисления, уплаты и представления отчетности определяется теперь главой 34 НК РФ. Введена и новая форма отчетности – Расчет по страховым взносам, утвержденная приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Теперь по ней предстоит отчитаться за год.

Вопросы о Расчете по страховым взносам

В новом Расчете бухгалтерам нужно указывать сведения только о начисленных страховых взносах, что стало первым существенным изменением расчета, а вторым – отсутствие строчек по на начало и конец отчетного (расчетного) периода. Фактически на налоговые органы возложены функции исключительно по администрированию доходов системы обязательного страхования, тогда как на государственные внебюджетные фонды возлагаются обязанности по осуществлению расходов в рамках соответствующего вида страхования.

Работа со взносами и Расчетом на протяжении года вызывала у бухгалтеров немало затруднений, однако, несмотря на то, что организации отчитались по итогу трех кварталов, сдача годового Расчета по страховым взносам снова потребует подготовки, разъяснения и уточнения ряда вопросов.

В частности, ФНС отмечает, что у плательщиков взносов возникала необходимость разъяснения определения количества застрахованных лиц, которые отражаются в отчетности. Так, например, из-за разделения между ФНС и ФСС администрирования взносов, у бухгалтеров происходит путаница и затруднение в определении количества физлиц по строке 010 в приложении № 2 к разделу 1, в котором исчисляются взносы на социальное страхование.

По строке 010 в приложении № 2 к разделу 1 отражается количество физических лиц, которые являются застрахованными лицами в системе ОСС, но не принимаются к отражению лица, с которыми заключены договоры ГПХ на выполнение работ (оказание услуг), а также не учитываются сотрудники, с которыми в отчетном периоде действуют трудовые договоры, но которым не производятся выплаты либо выплачиваются суммы, не облагаемые взносами (положения Закона № 255-ФЗ).

В отношении применения нескольких тарифов плательщиком и заполнения строки 010 следует обратить внимание на то, что данный показатель указывается для каждого тарифа в отношении тех физлиц, при начислении страховых взносов которым используется соответствующий тариф. То есть для каждого тарифа указываются только те физлица, в отношении которых применяется тот или иной тариф.

Смена вида экономической деятельности и переход на ОКВЭД 2 вызвал у плательщиков страховых взносов, которые находятся на пониженных тарифах, вопрос: возможно ли дальнейшее применение пониженных тарифов или нет? В связи с этим вышло письмо Минфина, опубликованное от 13.10.2017 № 03-15-07/66964, которое в очередной раз подтверждает и разъясняет, что плательщики на УСН, осуществляющие до 2017 г. деятельность, которая попадает под льготные тарифы, вправе применять пониженные тарифы независимо от совпадения или несовпадения кодов видов деятельности по ОКВЭД2.

Ошибки при сдаче Расчета

Многие организации при сдаче Расчета столкнулись с тем, что данные в отчете по взносам не совпадает с данными, хранящимися в базах ФНС, из-за чего возникала ошибка в СНИЛС. Такая ситуация могла привести к тому, что Расчет считался бы несданным. Отказать в приеме Расчета по той же причине могут и сейчас (ст. 431 НК РФ). Но при первых сдачах Расчета инспекторы приняли отчетность с расхождениями из-за проблем в базах СНИЛС в самих инспекциях. Сейчас ситуация изменилась и теперь, чтобы было меньше отказов в приеме, ФНС разработала специальную программу для проверки персональных данных в личном кабинете юрлица на официальном сайте ФНС РФ – nalog.ru . Для регистрации и работы с данным ресурсом нужна только электронная подпись, вполне подойдет и та, которая используется в организации для сдачи отчетности.

По итогу трех кварталов у организаций периодически возникали вопросы о том, как быть, если обнаружилась ошибка в платежных поручениях по взносам. Но исправить ее или зачесть платеж – зависит от конкретной ситуации. Согласно письму ФНС РФ от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853 инспекция обязана обнулить пени, если организация уточнила платежку, но в некоторых ситуациях инспекторы либо зачитывают платеж, либо начисляют пени.

В случае, если ошибка допущена при указании получателя платежа (например, организация перечислила денежные средства в инспекцию своего подразделения вместо головного офиса), то налоговики зафиксируют переплату в одной ИФНС, а в другой ИФНС отразят недоимку и начислят пени.

В данной ситуации можно уплатить взносы в верную инспекцию снова, а переплату вернуть или зачесть в счет будущих платежей по заявлению, иной вариант – уточнить платежку. По мнению инспекции, в данной ситуации необходим зачет. Но, исходя из судебной практики, организация вправе подать заявление на уточнение (постановление Президиума ВАС РФ от 24.03.09 № 14519/08).

Если ошибка в платежке допущена в статусе, либо КБК или же налоговом периоде, то они могут попасть в невыясненные, и из-за этого грозит начисление пени, а суммы будут отражаться как нераспознанные.

Прочие ошибки, например, неверный КБК, можно уточнить в инспекции, отправив заявление с просьбой уточнить реквизиты в поручении. Но это возможно, только если уточнение платежа происходит в пределах одного налога (письмо Минфина РФ от 16.07.2012 № 03-02-07/1–176).

Недоимка возникнет, если организация перечисляет денежные средства по неверному виду взносов. В этом случае инспекторы учтут деньги как переплату по одному виду взносов, а на долг по другому будут начислять пени. В данном случае чтобы заплатить меньше пеней, желательно перечислить взносы снова, если такой возможности нет – подается заявление на зачет.

Что касается ошибки в счете или банке получателя, то платеж не поступит налоговикам, в соответствии с чем начисляются пени. Организации необходимо перечислить денежные средства снова, но уже с пенями. Деньги, отправленные с ошибкой, вернутся на счет.

При подготовке к сдаче годового Расчета особое внимание следует обратить на письмо ФНС РФ от 24.08.2017 № БС-4-11/16793@. В нем инспекция предупредила, что в Расчете по страховым взносам не должно быть отрицательных значений.

Ведомство объясняет, что ввиду того, что на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в системе ОПС не может содержаться отрицательных значений (это может послужить причиной нарушения прав застрахованных), в Расчете также не должны отражаться такие показатели. При нарушениях в данном случае инспекция проведет работу с плательщиками, также обяжет организацию внести корректные данные в расчет по взносам и представить уточненный расчет.

Одним из наиболее интересующих вопросов у бухгалтеров стали вопросы о блокировке расчетного счета налоговой инспекцией. Споров на этот счет было довольно много. ФНС считала, что несдача данного расчета может являться основанием для блокировки счета (письмо от 27.01.2017 № ЕД-4-15/1444), в то время как Минфин РФ в письме от 12.01.2017 № 03-02-07/1/556 приводит прямо противоположные разъяснения. При этом, когда вышло Письмо Минфина от 24.04.2017 года № 03-02-07\2\24123, ИФНС обязало налоговые органы на местах руководствоваться данным письмом (Письмо ИФНС от 10.05.2017 года № АС-4-15\8659). Согласно этим документам, нет оснований для блокировки счетов за несданный расчет.

Тарифы страховых взносов и другие изменения

Важным сообщением уходящего года, касаемо страховых взносов стало то, что Госдума одобрила законопроект №274632-7 с поправками в ст. 426 НК РФ в части установления тарифов страховых взносов. Этим законопроектом предполагается сохранить до 2020 г. (включительно) тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной категории плательщиков страховых взносов на существующем уровне, то есть в размере 30% (в ПФР - 22%, в ФСС - 2,9% в ФФОМС - 5,1%).

В части самого Расчета ИФНС вновь вносят изменения. Ведомство подготовило проект приказа с обновленной формой Расчета по страховым взносам (Приказ ФНС РФ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме»). Текст документа опубликован на официальный сайте regulation.gov.ru для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

Изменения коснулись нескольких приложений расчета. Разъяснения ведомство опубликует позже. Предполагается, что новый приказ начнет действовать с 1 января 2018 г., а представление Расчета по страховым взносам за I квартал 2018 г. будет уже по новой форме.

Ответственность за неуплату

В части уголовной ответственности за неуплату взносов также внесены поправки в законодательство. Федеральный закон от 29.07.2017 № 250-ФЗ распространил действие статей 198 и 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов) на плательщиков страховых взносов, а также УК РФ пополнился новыми статьями – 199.3 и 199.4, которые устанавливают уголовную ответственность за неуплату страховых взносов на травматизм. Но уголовная ответственность грозит не во всех случаях. Важно понимать, что ответственность наступает именно за уклонение от уплаты, а не просто за факт неуплаты страховых взносов.

С 10 августа 2017 г. вступили в силу поправки, устанавливающие уголовную ответственность за уклонение организации от уплаты взносов в крупном (более 5 млн руб. при превышении 25% от суммы взносов либо неуплата взносов на сумму больше 15 млн руб) и особо крупном (15 млн руб. при превышении 50% от суммы взносов, либо неуплата более 45 млн руб.) размерах наказывается штрафом до 500 000 руб. либо лишением свободы на срок до 6 лет. Что касается ИП, крупным размером признается неуплата в течение трех лет 900 тыс. руб (если доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% от подлежащей уплате суммы взносов) и особо крупным размером признается неуплата страховых взносов в сумме 4,5 млн руб. (если это больше 20% от подлежащей уплате суммы) либо неуплата более 13,5 млн руб.

Так, преступление, совершенное физическим лицом в крупном размере, наказывается штрафом до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до 360 часов, а в особо крупном размере, наказывается штрафом до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Что касается преступления, совершенного юридическим лицом в крупном размере, то в таком случае, организация наказывается штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до одного года. В особо крупном размере, наказывается штрафом от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Однако избежать уголовной ответственности за уклонение от уплаты взносов возможно, если это преступление было совершено впервые, и организация или ИП полностью уплатили в бюджет всю сумму долга, пеней и штраф. Штраф и лишение свободы полагаются и за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание страховых взносов.

В соответствии с ч. 7 ст. 144 УПК РФ поводом к возбуждению уголовного дела является сообщение об уклонении от уплаты страховых взносов. Оно может быть получено из любого источника – ИФНС, ФСС или другого (например, от самих работников организации, уклоняющихся от уплаты налогов и взносов).

После получения такого сообщения следователь будет обязан в течение 3 суток запросить соответствующую информацию в ИФНС или в ФСС и, если налоговики или фонд подтвердят факт нарушения, это станет достаточным основанием для возбуждения дела.

Если информация поступает из ведомств, то информацию о неуплате взносов они предоставляют без запроса.

При этом дело может быть возбуждено и без получения заключения из налоговой и ФСС. Например, в случаях, когда у следствия уже имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

Таким образом, начиная с января 2017 г. положения законодательства РФ в части страховых взносов претерпели значительные изменения, поправки вносятся и по сей день. При подготовке к отчетности за год важно учитывать все нюансы и особенности исчисления и уплаты взносов, а также меры ответственности за нарушения законодательства, чтобы избежать неприятных последствий и споров с ФНС. Также бухгалтерам следует обратить внимание, что Расчет по страховым взносам за год сдается по прежней форме, а начиная с I квартала 2018 г., уже по обновленной форме отчетности (Приказ ФНС РФ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@»).

"Бухгалтер-профессионал автосалона", 2010, N 5

Представлять отчетность по страховым взносам по новым правилам организации начали в 2010 г. В данном материале поговорим о нюансах заполнения формы-4 ФСС РФ.

Отчетность по страховым взносам на обязательное социальное страхование представляется в форме расчетов. Такие расчеты обязаны подавать все плательщики страховых взносов, а именно:

  • страхователи, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам по трудовым договорам и отдельным видам гражданско-правовых договоров (прежде всего это организации и предприниматели-работодатели);
  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы, которые не используют наемный труд и платят страховые взносы сами за себя. Это следует из ч. 1 ст. 5, ч. 9 ст. 15 и ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).

Однако формы расчетов, периодичность и сроки их представления в органы контроля для данных категорий плательщиков различаются. Так, организации и индивидуальные предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, сдают расчеты по страховым взносам по итогам каждого отчетного периода, то есть по завершении I квартала текущего календарного года, полугодия, девяти месяцев года, а также по истечении календарного года (ч. 2 ст. 10 и ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). В общем виде порядок представления расчетов таков.

  1. В первую очередь компания подает отчетность по взносам по нетрудоспособности и материнству. Представляется она по форме-4 ФСС РФ, которая утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. N 871н (далее - Приказ N 871н). Заполнять данную форму нужно начиная с отчетности за I квартал 2010 г. (п. 2 Приказа N 871н). Расчет необходимо представить в территориальное отделение ФСС РФ по месту учета компании (п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). При этом Порядок заполнения формы-4 ФСС РФ разработан ФСС РФ и носит рекомендательный характер.
  2. Во вторую очередь нужно представить отчетность по страховым взносам на ОПС и ОМС в территориальное отделение ПФР по месту учета компании (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Для отчетности по взносам на ОПС и ОМС используется единая форма расчета - РСВ-1 ПФР. Она утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. N 894н и применяется начиная с отчетности за I квартал 2010 г. (п. 2 Приказа N 894н). Порядок заполнения формы РСВ-1 ПФР рекомендован Пенсионным фондом РФ.

Составление расчета по форме-4 ФСС РФ

Форма-4 ФСС РФ предназначена для отчетности по двум видам страховых взносов (Приказ N 871н):

  • по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые установлены Законом N 212-ФЗ;
  • по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, порядок уплаты которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ.

Расчет по форме-4 ФСС РФ обязаны представлять плательщики страховых взносов из числа страхователей, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам по трудовым или отдельным видам гражданско-правовых договоров (ч. 1 и 3 ст. 5, ч. 1, 2 ст. 7, ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ), а именно:

  • все организации;
  • обособленные подразделения организаций, если они имеют отдельный баланс, расчетный счет и самостоятельно начисляют выплаты физическим лицам (ч. 11 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Причем такие подразделения должны также находиться на территории Российской Федерации. Если обособленное подразделение находится за рубежом, расчет представляет головная организация по месту своего нахождения (ч. 14 ст. 15 Закона N 212-ФЗ);
  • индивидуальные предприниматели, которые нанимают работников по трудовым договорам;
  • адвокаты и частные нотариусы - при наличии трудовых договоров с работниками. Ведь, как и индивидуальные предприниматели, только в этом случае они регистрируются в органах ФСС РФ в качестве страхователей и плательщиков взносов (п. 3 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ и ч. 1 ст. 6 Закона N 212-ФЗ);
  • физические лица - работодатели, которые не являются предпринимателями, но привлекают работников по трудовым договорам для решения своих бытовых проблем (например, для помощи по дому).

Необходимо отметить, что организации и предприниматели представляют расчет по форме-4 ФСС РФ независимо от применяемого ими режима налогообложения.

Далее подчеркнем, что страховыми взносами облагаются вознаграждения, которые индивидуальный предприниматель (адвокат, частный нотариус) выплачивает физическим лицам по следующим договорам гражданско-правового характера (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ):

  • на выполнение работ и оказание услуг (при этом, если исполнителем по договору на выполнение работ (оказание услуг) является предприниматель, адвокат или нотариус, на выплаты по такому договору страховые взносы начислять не нужно);
  • авторского заказа;
  • об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
  • по издательскому лицензионному договору;
  • по лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

С выплат по указанным договорам предприниматель (адвокат, нотариус) исчисляет только пенсионные взносы и взносы на обязательное медицинское страхование, в связи с чем по этим взносам он должен представить в территориальное отделение ПФР расчет по форме РСВ-1 ПФР (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ и Приказ Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. N 894н). При этом возникает вопрос: а надо ли предпринимателю в данном случае подавать отчетность (расчет по форме-4 ФСС РФ) в территориальное отделение ФСС РФ? Ведь с вознаграждений по гражданско-правовым договорам страховые взносы по нетрудоспособности и материнству в бюджет ФСС РФ уплачивать не нужно (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Заметим, что Закон N 212-ФЗ не освобождает плательщиков страховых взносов от представления отчетности. Однако, по нашему мнению, если выплаты осуществлялись только по гражданско-правовым договорам и страховые взносы в бюджет ФСС РФ не исчислялись, расчет по форме-4 ФСС РФ предпринимателю подавать не нужно. Дело в том, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, которые зарегистрированы во внебюджетных фондах (ПФР, ФСС РФ, ТФОМС) в установленном порядке. Это следует из ч. 1 ст. 5, ст. 6 Закона N 212-ФЗ, ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, ст. 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ и ст. 9.1 Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1.

Обязанность зарегистрироваться в качестве страхователя в органах ФСС РФ возникает у индивидуального предпринимателя (адвоката, нотариуса) лишь при заключении с физическим лицом трудового договора (п. 3 ч. 1 ст. 2.3 Закона N 255-ФЗ, пп. 2 п. 2, п. п. 10 и 11 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 959н (далее - Порядок N 959н)).

Следовательно, если предприниматель (адвокат, нотариус) заключает только гражданско-правовые договоры, по данному основанию в качестве страхователя в органах ФСС РФ он не регистрируется. Поэтому его нельзя признать плательщиком страховых взносов по нетрудоспособности и материнству. Таким образом, представлять отчетность по ним (расчет по форме-4 ФСС РФ) он не обязан.

В целом расчет по форме-4 ФСС РФ нужно подать в территориальное отделение ФСС РФ до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Напомним, что отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год (ч. 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ). При этом возникает вопрос: какой день следует считать последним для представления расчета по форме-4 ФСС РФ?

Из буквального толкования этой нормы следует, что срок подачи отчетности истекает накануне, то есть в день, предшествующий 15-му числу месяца, следующего за отчетным периодом. В 2010 г. последний день, когда нужно представить форму 4-ФСС РФ, выпадает на:

  • 14 апреля 2010 г. - при сдаче расчета за I квартал;
  • 14 июля 2010 г. - при сдаче расчета за полугодие;
  • 14 октября 2010 г. - при сдаче расчета за девять месяцев.

Расчет за 2010 г. нужно сдать не позднее 14 января 2011 г. включительно. Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минздравсоцразвития России от 1 марта 2010 г. N 422-19.

Расчет по форме-4 ФСС РФ нужно представить в региональное отделение ФСС РФ, в котором зарегистрирована компания в качестве страхователя (п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, п. 5 Порядка заполнения формы-4 ФСС РФ). Порядок регистрации страхователей в органах ФСС РФ установлен ч. 1 и 3 ст. 2.3 Закона N 255-ФЗ, а также Порядком N 959н. С учетом указанных положений законодательства поясним, как определить территориальное отделение ФСС РФ, в которое направляется расчет по форме-4 ФСС РФ.

  1. Организация подает расчет в территориальное отделение ФСС РФ по месту своего нахождения. В том числе при наличии обособленного подразделения, если оно не имеет отдельного баланса, или не имеет расчетного счета, или не начисляет выплаты физическим лицам (ч. 11 ст. 15 Закона N 212-ФЗ) либо расположено за пределами территории РФ (ч. 14 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

Например , у ООО "Прокма" имеется два структурных подразделения - филиалы "Прокма - консалтинг" и "Прокма - аудит", которые не выделены на отдельный баланс. Расчет по форме-4 ФСС РФ организация "Прокма" заполняет в целом по компании, включая оба филиала, и подает его в отделение ФСС РФ по месту своего нахождения, в котором зарегистрирована в качестве страхователя на основании п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Закона N 255-ФЗ.

  1. Если у организации на территории России есть обособленное подразделение, которое имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет вознаграждения в пользу физических лиц, то оно самостоятельно (отдельно от головной организации) подает отчетность в территориальное отделение ФСС РФ по месту своего нахождения. Основание - ч. 11 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона N 255-ФЗ и п. 5 Порядка N 959н.

Например , у ООО "Прокма" имеется филиал "Прокма - аудит". Он выделен на отдельный баланс, имеет расчетный счет, начисляет выплаты физическим лицам, которые работают в данном подразделении.

В данном случае отчетность в органы ФСС РФ необходимо представить следующим образом:

  • организация "Прокма" заполняет расчет по форме-4 ФСС РФ только по головной компании и подает его в отделение ФСС РФ по месту своего нахождения;
  • филиал "Прокма - аудит" самостоятельно заполняет форму-4 ФСС РФ, в которой отражает свои расчеты с ФСС РФ по страховым взносам и страховым выплатам. Данный расчет филиал "Прокма - аудит" подает в отделение ФСС РФ по месту своего нахождения, в котором организация поставлена на учет на основании п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона N 255-ФЗ.
  1. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы, а также физические лица - работодатели подают расчет по форме-4 ФСС РФ в территориальное отделение ФСС РФ по месту своего жительства (п. 3 ч. 1 ст. 2.3 Закона N 255-ФЗ и п. 6 Порядка N 959н).

По общему правилу расчет по форме-4 ФСС РФ можно подать в бумажном виде:

  • лично или через своего представителя непосредственно в отделение ФСС РФ (п. 9 Порядка заполнения формы-4 ФСС РФ);
  • по почте заказным письмом с описью вложения (п. 10 Порядка заполнения формы-4 ФСС РФ).

Также отметим, что при желании плательщик вправе сдать отчетность в отделение ФСС РФ по каналам электронной связи. Вместе с тем отдельные плательщики взносов обязаны представлять расчеты по страховым взносам в электронной форме. Так, в 2010 г. такое требование установлено в отношении страхователей, у которых за предшествующий год среднесписочная численность физических лиц, получающих вознаграждения, превысила 100 человек. Также оно распространяется на вновь созданные организации, в том числе на возникшие в результате реорганизации (ст. 61 Закона N 212-ФЗ). Таким образом, если плательщик взносов относится к указанным категориям страхователей, ему необходимо подать расчет по форме-4 ФСС РФ в электронном виде.

С 2011 г. круг плательщиков страховых взносов, которые обязаны сдавать расчеты по страховым взносам в электронном виде, будет расширен за счет снижения лимита среднесписочной численности со 100 до 50 человек (ч. 10 ст. 15 и ч. 2 ст. 62 Закона N 212-ФЗ).

Порядок представления отчетности в электронном виде в органы ФСС РФ утвержден Приказом ФСС РФ от 12 февраля 2010 г. N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования" (далее - Порядок представления отчетности в электронном виде).

Отметим, что помощь в процессе сдачи отчетности страхователям может оказать интернет-портал ФСС РФ по адресу: http://fz122.fss.ru. С помощью специальной программы там можно заполнить форму-4 ФСС РФ и проверить правильность составления расчета.

Чтобы подать отчетность вовремя, надо учитывать, в какой момент она считается представленной. Информация об этом применительно к разным способам представления расчета по форме-4 ФСС РФ приведена в таблице.

Способ
представления
расчета по
форме-4 ФСС РФ

На предприятие ООО «Аргус» обязательные страховые взносы начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС).

Общий тариф страховых взносов:

  • -в ПФР уплачивается 20 процентов.
  • -в ФСС РФ - 2,9 процента;
  • -в ФФОМС - 5,1 процента.

Работодатели-организации начисляют взносы на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск.

Пенсионные и медицинские взносы начисляются на выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, если такие выплаты сделаны в рамках авторских или гражданско-правовых договоров.

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на выплаты по любым гражданско-правовым договорам (в том числе по авторским и договорам подряда).

Взносы в ФСС на «травматизм» с выплат по гражданско-правовым договорам начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором.

На упрощенной системе налогообложения организации в 2014-2018 годах платят только взносы в ПФР по ставке 20 процентов. По взносам в ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нулевые тарифы.

Основные нормативные документы, регламентирующие порядок оформления отчетов во внебюджетные фонды.

  • 1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014). Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
  • 2. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
    • - вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
    • - на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:
    • - порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации.
  • 3. Приказ МНС РФ "О мерах по обеспечению принятия и реализации решений по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных со счетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов" от 18.08.2000 № БГ-3-18/297 (ред. от 11.10.2013). Отражение в лицевом счете налогоплательщика денежных средств, списанных с его расчетного счета в уплату налога, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, не уменьшает показатель "недоимка (задолженность) по налогу", поскольку показатели "задолженность" или "недоимка" отражают состояние расчетов с бюджетом, т.е. средства, не поступившие на счета по учету доходов бюджетов.
  • 4. Приказ ФНС РФ "О внесении изменения в формат предоставления налоговых деклараций бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов в электронном виде (версия 3.00)" от 09.04.2007 № ММ-3-13/208 (с изм. от 08.10.2014) .

Отчеты по страховым взносам во внебюджетные фонды сдаются: форма-4 ФСС, форма РСВ-1 ПФР.

Для составления отчетов по страховым взносам, заполним вспомогательную таблицу 1.

Сведения для исчисления страховых взносов Таблица 1

Сумма, руб.

Корреспондирующие

1. Начислена заработная плата за отчетный период, в том числе:

Лицам 1966 года и старше

Лицам 1967 года и моложе

2. Начислены страховые взносы в ФСС сумм заработной платы

3. Начислены страховые взносы в ФСС от НЗ и ПЗ

4. Начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, в том числе:

Для лиц 1966 года и старше всего:

страховая часть

Для лиц 1967 года и моложе всего:

страховая часть

накопительная часть

5. Начислены страховые взносы в ФФОМС с сумм начисленной заработной платы

6. Перечислены с расчетного счета взносы в ФСС

7. Перечислены с расчетного счета взносы в ПФР

8. Перечислены с расчетного счета в ФФОМС

9. Перечислены с расчетного счета взносы в ФСС от НС и ПЗ

Начиная с 2017 года администрирование страховых взносов возложено на ФНС – в Налоговый кодекс добавлена глава 34 «Страховые взносы».

Это значит, что платить страховые взносы и отчитываться нужно в налоговую инспекцию . В ведении ПФР останутся вопросы персонифицированного учета застрахованных лиц, назначения и выплаты пенсий. Собирать страховые взносы от несчастных случаев будет по-прежнему ФСС.

Таким образом контролировать достоверность данных о заработке будут налоговики, а достоверность сведений о стаже – сотрудники ПФР.

Какие отчеты нужно сдавать?

Федеральной налоговой службой утверждена форма расчета по страховым взносам и порядок ее заполнения Приказом от 10.10.2016 года № ММВ-7-11/551.

Расчет заменил форму РСВ-1 ПФР. Отчет содержит как сводные данные по страхователю, так и сведения о сумме выплат и начисленных страховых взносов по каждому застрахованному лицу.


Однако отчеты в ФСС и ПФР тоже остались . Теперь отчеты в ПФР содержат только сведения о стаже, а в ФСС – сведения о взносах на страхование от несчастных случаев.

Таким образом, работодатели обязаны сдавать следующую отчетность по страховым взносам :

    СЗВ-М ,
    → за год не позднее 1 марта - форму
  • расчет 4-ФСС

  • Начиная с 2017 года администрирование страховых взносов возложено на ФНС – в Налоговый кодекс добавлена глава 34 «Страховые взносы».

    Это значит, что платить страховые взносы и отчитываться нужно в налоговую инспекцию. В ведении ПФР останутся вопросы персонифицированного учета застрахованных лиц, назначения и выплаты пенсий. Собирать страховые взносы от несчастных случаев будет по-прежнему ФСС.

    Таким образом контролировать достоверность данных о заработке будут налоговики, а достоверность сведений о стаже – сотрудники ПФР.

    Какие отчеты нужно сдавать?

    Федеральной налоговой службой утверждена форма расчета по страховым взносам и порядок ее заполнения Приказом от 10.10.2016 года № ММВ-7-11/551.

    Расчет заменил форму РСВ-1 ПФР. Отчет содержит как сводные данные по страхователю, так и сведения о сумме выплат и начисленных страховых взносов по каждому застрахованному лицу.


    Однако отчеты в ФСС и ПФР тоже остались. Теперь отчеты в ПФР содержат только сведения о стаже, а в ФСС – сведения о взносах на страхование от несчастных случаев.

    Таким образом, работодатели обязаны сдавать следующую отчетность по страховым взносам:

    • В налоговую инспекцию расчет по страховым взносам. Расчет подается ежеквартально не позднее 30 числа месяца, следующего за расчетным периодом. >>>
    • В ПФР необходимо сдавать персонифицированные сведения:
        1. → ежемесячно не позднее 15-го числа необходимо сдавать форму СЗВ-СТАЖ
    • В ФСС ежеквартально не позднее 20-го числа на бумаге, и 25-го числа в электронном виде сдается расчет 4-ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев.