Опаснее «Калибра»: Россия начала испытание гиперзвуковой ракеты «Циркон. «Циркон»: «Убийца авианосцев» стал неуязвим для американской ПРО Циркон ракета испытания с корабля

Осенью 2015-го обстрел «Калибрами» позиций ИГ в Сирии произвел фурор в западной прессе. Теперь российские корабли получат супероружие, невидимое для радаров


Россия начала испытания новых гиперзвуковых ракет корабельного базирования «Циркон». Об этом сообщил высокопоставленный источник в руководстве военно-промышленного комплекса.

Точность, массированость и внезапность удара «Калибров» поразили западных экспертов и СМИ. Даже разведслужбы западных стран были вынуждены признать, что недооценивали возможности российских ноу-хау. Несколько месяцев спустя доклад о возможном направлении развития российских ВМФ. По их мнению, в ближайшее время российские военные будут размещать «Калибры» на множестве небольших маневренных судов, чем до предела усложнят уничтожение ракетного копья ВМФ.

Новые ракеты «Циркон» относятся к принципиально иному классу. В отличие от дозвуковых, «крадущихся» в складках местности «Калибров», «Циркон» должен прорываться к цели на скорости, в 5-6 раз превосходящей скорость звука. Сопротивление воздуха на таких скоростях становится похожим на сопротивление твердых тел. Головная часть ракеты раскаляется, и вокруг образуется облако плазмы. Ракеты, движущиеся с такими скоростью, практически невозможно перехватить: управляющие системы имеют слишком мало времени на принятие решений, а ракеты-перехватчики не способны догнать «Циркон» и могут быть применены только на встречных курсах. Вихрь плазмы, помимо прочего, поглощает радиоволны, и в результате ракета, вышедшая на гиперзвук, как бы накрывается плащом-невидимкой: радары перестают ее видеть.

«Когда у нас появится лодка пятого поколения, на которой будет стоять «Циркон», тогда можно будет сказать, что мы добились существенного превосходства над США, - заявил журналистам военный эксперт Дмитрий Литовкин . - США тоже работают над гиперзвуком. Мы идем параллельными курсами. Но если сегодня начались испытания «Циркона», можно говорить, что мы обогнали их в технологическом плане».

Гиперзвуковые кулаки гигантов

«Циркон» предназначен для уничтожения крупных, хорошо защищенных кораблей противника. В среднесрочной перспективе ракеты этого типа заменят тяжелые противокорабельные ракеты (ПКР) советского производства «Гранит».

Помимо АПЛ, «Цирконами» планируется вооружать линейные корабли и подводные ракетоносцы. В частности, их примет на вооружение ракетный крейсер «Петр Великий».

«На данный момент ракеты проходят летно-конструкторские государственные испытания, по результатам которых будет принято решение об их принятии на вооружение», - в судостроительной отрасли. Известно, что «Петр Великий» должен встать на ремонт в третьем квартале 2019 года, а выйти - в конце 2022-го. Другой источник сообщал, что флагман Северного флота получит универсальные пусковые установки » 3С-14, которые можно будет «загружать» ракетами «Оникс», «Калибр» и «Циркон» в зависимости от поставленных задач.

Что же касается подлодок пятого поколения «Хаски», то в июле 2015 года начальник департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов рассказал журналистам , что субмарины этого типа разрабатываются в двух вариантах. Первый из них, АПЛ-охотник, предназначен для уничтожения вражеских субмарин. Другой - «убийца авианосцев» - будет вооружен противокорабельными ракетами. Обе лодки создаются на единой платформе; отличия будет заключаться во врезке в корпус «убийцы авианосцев» отсека с противокорабельными ракетами.

Военные эксперты отмечают, что еще одним преимуществом «Циркона» являются относительно небольшие размеры. В одну пусковую шахту «Гранита» помещается три «Циркона». А значит, крейсеры типа «Орлан» смогут нести 72 ракеты вместо 24-х.

Первым на перевооружение новыми ракетами пошел крейсер «Адмирал Нахимов», вставший в док Северодвинска.

Ковбои глотают пыль

Разработкой гиперзвуковых ракет действительно занимаются и за океаном: в 2014 году американцы провели испытательный полет ракеты Х-43А. Она стартовала с полигона Кодьяк на Аляске и должна был долететь до тихоокеанского атолла Кваджалейн. Однако полет продлился всего 7 секунд: ракета сгорела. Представители Пентагона объявили эксперимент удачным, а вот независимые эксперты пришли к противоположным выводам.

К созданию гиперзвуковой ракеты также относительно близко подошли индийцы. В свое время Дели заказал у России разработку ПКР «БраМос», которая создавалась на базе ракет «Яхонт/Оникс». На их же базе делается и «Циркон». Если индийцам удастся добиться успеха, их гиперзвуковой «БраМос» станет двоюродным братом российских супер-ракет.

Ракета «Циркон» достигла 8 скоростей звука

Гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука. Сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.

«В ходе испытаний ракеты было подтверждено, что ее скорость на марше достигает 8 Махов», — сказал собеседник агентства.

Также источник агентства отметил, что ракеты «Циркон» могут запускаться из универсальных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс». При этом собеседник агентства не уточнил, когда и с какой платформы был проведен запуск.

По данным источников ТАСС в этом году «Циркон» проходит государственные испытания. Принятие на вооружение ожидается в 2018 году.

Этот же собеседник отметил, что ракетами «Циркон» будут вооружены новейшие российские многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ) пятого поколения класса «Хаски», а также российский тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий».

Впервые заявления о начале разработок комплекса с гиперзвуковой крылатой ракетой «Циркон» морского базирования появились в СМИ в феврале 2011 года. Испытания ракеты «Циркон» начались в марте 2016 года. Они проходили с наземного стартового комплекса, так как по всей видимости морские носители не были готовы.

Ракету «Циркон» разрабатывает «НПО машиностроения» (Реутов, Московская область) для ВМФ России. В ней будет реализован принцип так называемого моторного гиперзвука.
Гиперзвук — это скорость выше пяти чисел Маха. 1 Мах соответствует скорости звука — примерно 300 метров в секунду или 1 тыс. 224 км/ч.

Гиперзвуковая ракета «Циркон»

Циркон (3M22) – российская гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета, которая входит в состав комплекса 3K22 «Циркон». Принципиальным отличием данной ракеты является значительно большая (8 Мах) скорость полёта как по сравнению с другими российскими противокорабельными ракетами, так и с противокорабельными ракетами стоящими на вооружении других стран. На начало 2017 года в мире не существует зенитных ракет, способных сбивать гиперзвуковые цели. Данной ракетой планируется заменить тяжёлую противокорабельную ракету П-700 «Гранит». Циркон также будет дополнять новейшие российские ПКР П-800 «Оникс», Калибр (3М54), Х-35 «Уран».

Приблизительные тактико-технические характеристики:
— дальность 350-500 км.
— длина 8-10 м.
— скорость 8 Махов
— наведение: ИНС+АРЛГЛС

Возможные носители: ТАРКР «Адмирал Нахимов»; ТАРКР «Петр Великий» (в ходе модернизации 2019-2022 годов); атомные эсминцы проекта 23560 «Лидер»; АПЛ проекта 885М «Ясень-М»; АПЛ пятого поколения «Хаски» в модификации для уничтожения авианосных ударных групп.

В 2015 году стало известно, что для гиперзвуковых крылатых ракет в России уже создано принципиально новое топливо - «Децилин-М», которое позволяет увеличить дальность применения стратегических крылатых ракет на 250–300 км.

По словам Дмитрия Булгакова заместителя министра обороны РФ, «рецептура уже создана, и та энергетика, которая аккумулирована в этом топливе, позволит нашим изделиям превысить скорость 5 Махов». Представитель Минобороны добавил, что специалисты разработали с применением наночастиц алюминия ряд компонентов ракетного топлива с плотностью и энергоемкостью, увеличенной почти на 20%. Это позволяет увеличивать полезную нагрузку.

Прогнозы и комментарии

В сентябре 2016 года гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов заявил, что гиперзвуковое оружие может появиться в России «в начале следующего десятилетия». «Ведется ряд проектов и с Фондом перспективных исследований при Военно-промышленной комиссии. Поверьте, у нас уже есть интересные результаты по этому направлению», — сообщил глава КТРВ и отметил, что при работе над гиперзвуковыми проектами российские ученые используют наработки СССР - НИР «Холод» и «Холод-2».

Он подчеркнул, что «сделать с нуля гиперзвуковое оружие было бы просто невозможно», но сегодня «технологии достигли необходимого уровня».

Трудность, по словам Обносова, заключается в том, что никто не знал, как будет влиять на работу ракеты скорости в 8–10 Махов. «При таких условиях у поверхности ракеты образуется плазма, температурные режимы запредельны», - сказал он.

Сравнение

В своей статье военный аналитик, доктор военных наук Константин Сивков пишет: «Сопоставление ТТХ «Циркона» и «Стандарта-6» показывает, что наша ракета попадает на границу зоны действия американской ЗУР по высоте и почти вдвое превосходит допустимую для нее максимальную скорость аэродинамических целей - 1 500 против 800 метров в секунду. Вывод: поразить нашу «ласточку» американский «Стандарт-6» не может. В целом можно констатировать, что у «Стандарта-6» - самой эффективной ЗУР западного мира, мизерные возможности поражения «Циркона»».

Исследователь подчеркивает, что «и в США интенсивно разрабатывают гиперзвуковые СВН. Но основные усилия американцы направили на создание гиперзвуковых ракет стратегического назначения. Данных о разработке в США противокорабельных гиперзвуковых ракет, подобных «Циркону», пока нет, по крайней мере, в открытом доступе. Поэтому можно предполагать, что превосходство РФ в этой сфере продержится довольно долго - до 10 и более лет».

Испытания МБР, оснащенной отделяемым от носителя планирующим гиперзвуковым боевым блоком, Китай произвел еще в 2014 году. В настоящее время высокотехнологичное гиперзвуковое стратегическое оружие помимо США, России и Китая разрабатывает еще и Индия.

Советская Х-90

X-90 (по классификации МО США: AS-X-21) – гиперзвуковая крылатая ракета
Основные тактико-технические характеристики:
— Масса = 15 т
— Скорость, крейсерская = 4-5М
— Размах крыла = 6,8-7 м
— Длина = 8-9 м
— Дальность пуска = 3000-3500 км (РМД-2)
— Число/мощность ББ, шт/кт = 2/200

По мнению конструкторов, машина быстро нагревалась от сопротивления воздуха, что разрушало аппарат или приводило в нерабочее состояние механизмы внутри корпуса. Для достижения гиперзвука для прямоточного реактивного ракетного двигателя требовался водород или хотя бы топливо, состоящее в значительной мере из водорода. А это трудно осуществить технически, так как газообразный водород имеет малую плотность. Хранение жидкого водорода создавало другие непреодолимые технические сложности. Также во время гиперзвукового полета вокруг Х-90 возникало плазменное облако, которое сжигало радиоантенны, что приводило к потере управляемости аппаратом.

Эти недостатки были исправлены. Проблему охлаждения корпуса и водородного топлива решили тем, что в качестве его компонентов стали использовать смесь керосина и воды. Она после нагрева подавалась в специальный каталитический мини-реактор, в котором проходила эндотермическая реакция каталитической конверсии, в результате которой вырабатывалось водородное топливо. Этот процесс приводил к сильному охлаждению корпуса аппарата. Также была решена проблема обгорания радиоантенн, в качестве которых стали использовать само плазменное облако.

При этом плазменное облако позволило аппарату не только двигаться в атмосфере со скоростью 5 км в секунду, но и делать это «ломаными» траекториями. Кроме того, плазменное облако еще и создавало эффект невидимости аппарата для радаров. Х-90 не поступила на вооружение, работа над ракетой была приостановлена еще в 1992 году.

Новая российская гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон», разрабатываемая подмосковным ОАО «Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения», на недавних испытаниях достигла восьми скоростей звука. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.

«В ходе испытаний ракеты было подтверждено, что ее скорость на марше достигает 8 Махов (число, учитывающее зависимость величины скорости звука от высоты полета)», — сказал собеседник, не уточнив, когда и с какой платформы был проведен запуск ракеты.

По словам специалиста, ракеты «Циркон», могут запускаться из универсальных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс». Официального подтверждения данной информации о таких испытательных результатах ракеты на данный момент нет.

В этом году ракета «Циркон» начала проходить государственные испытания. После принятия на вооружение она, в частности, должна пополнить боекомплекты тяжелых атомных ракетных крейсеров «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов». Дальность стрельбы «Цирконом», согласно открытым данным, составляет около 400 километров; максимальная скорость ракеты указывается в районе 4-6 Махов.

В конце марта нынешнего года британские СМИ активно обсуждали характеристики «Циркона». Журналисты указывали, что это оружие несет в себе угрозу для флота Великобритании и может изменить баланс сил в мире, сообщает .

Так, издание Mirror писало, что новая ракета способна уничтожить самые современные корабли британского флота «одним ударом».

«Эксперты опасаются, что ракета «Циркон» может одним ударом пустить ко дну два новых британских авианосца стоимостью шесть миллиардов фунтов. Так как у флота Великобритании нет средств для защиты кораблей от таких ракет, авианосцам придется держаться вне зоны их досягаемости — речь идет о сотнях километров. Самолетам не хватит топлива преодолевать такие расстояния, а раз они бесполезны, значит, и в самом авианосном ударном соединении нет смысла», — говорилось в статье.

В свою очередь, предупреждало, что ракета способна развивать скорость до 7,4 тыс. километров в час — в шесть раз быстрее скорости звука.

«Современные средства противоракетной обороны британского ВМФ способны сбивать снаряды, которые движутся со скоростью не выше 3,7 тыс. километров в час, а значит, они бесполезны против «Циркона». Неудержимая российская ракета может стать настоящей катастрофой для британских авианосцев», — приводилось пояснение в статье.

Же называло «Циркон» ракетой, которая может «изменить баланс сил».

«Эту смертоносную ракету можно запустить с суши, моря и с подводной лодки. Она преодолеет 250 километров за две с половиной минуты, а это быстрее, чем скорость снайперской пули», — заявлялось в статье.

Первые заявления о разработке комплекса в СМИ относятся к февралю 2011 года. Существовало также официально не подтвержденное предположение о том, что экспортным вариантом ракеты «Циркон» является противоракетный комплекс BrahMos-II. До 2012 года также существовала гипотеза о том, что комплекс является преемником комплекса «Болид» разработки того же НПО машиностроения.

В 2011 году в НПО в составе дирекции 15-51 была организована группа ведущих конструкторов с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и . Тогда же разработан эскизный проект комплекса и, соответственно, эскизные проекты подсистем комплекса. Часть разработок выполнялась структурным подразделением УПКБ «Деталь». Полностью завершить создание ракетного комплекса планируется до 2020 года, сообщает портал Military Russia.

Позже в СМИ появились сообщения, что проект «Циркон» либо закрыт, либо изменен. Фактических подтверждений этому предположению не было, но есть вероятность того, что именно закрытие работ по теме по техническим причинам могло вызвать появление предложения правительства по объединению МКБ «Радуга» с НПО машиностроения для организации работ над гиперзвуком.

Новейшая российская гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета «Циркон» достигла восьми скоростей звука, то есть 2,5 км/сек. Это достижение уверенно выводит Россию вперед в одной из самых перспективных областей разработки гиперзвуковых аппаратов. Другим участникам этой гонки США и Китаю пока не удалось явить миру что-либо подобное.

Возможный облик ракеты «Циркон»

Рекорд скорости для современных противокорабельных ракет – 2,5 Маха (М), или две с половиной скорости звука. Такие ракеты запускаются в предполагаемом направлении движения цели. Однако даже при такой скорости полета ракеты цель может уйти за пределы сектора обнаружения ракеты.

Преградой дальнейшему повышению скорости является тепловой барьер. Полеты прототипов на 3М сопровождались нагревом летательных аппаратов до 300 °С, температур, когда снижается прочность металлов, даже при полетах в стратосфере на высоте 20 км в сильно разреженном воздухе. На меньших же высотах такие значения скорости вообще были на гран фантастики ведь температура обшивки достигла бы четырехзначных значений. Но на высотной траектории противник уже через секунды после старта заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки и это огромный минус. Именно поэтому перед советскими учеными и конструкторами поставили задачу достичь скорости 5 М, то есть на гиперзвуке на низких высотах. Они с задачей справились, но как и во многих перспективных областях… грянула перестройка, а затем и развал страны и отсутствие финансирования.

Про гиперзвук забыли вплоть до 2011 года, когда НПО машиностроения создало группу конструкторов для разработки гиперзвукового корабельного ракетного комплекса ЗК22 «Циркон». Первые испытания и первые неудачи пришлись на 2012 и 2013 годы. На устранение недоработок ушло три года, и только в 2016-м, после испытаний с наземного стенда, разработчики заявили о создании нового гиперзвукового ракетного оружия . При этом было сказано, что в серию оно может пойти с 2017 года.

Что мы знаем про «Циркон»?

Уже первая модификация этой ракеты будет иметь дальность около 500 км при скорости 2,5 км/сек, а с увеличением скорости до 3,5 км/сек дальность возрастет втрое. Ничего подобного «Циркону» у США нет и в ближайшее время не предвидится. Стоит сказать, что при таких скоростях никакими зенитно-ракетными комплексами ее не сбить. Так, время реакции системы Aegis составляет порядка 8–10 сек. «Циркон» при скорости 2 км/сек за это время пролетит до 25 км, система ПВО физически не успеет отработать по такой цели.

Ракеты-перехватчики наземного базирования также не успевают догнать «Циркон» и могут быть применены только на встречных курсах. То есть «Цирконы» специально предназначены для преодоления ПВО противника.

Ожидается, что первым носителем «Цирконов» станет проходящий сейчас модернизацию тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» («одноклассник» ). Вернуться в боевой состав флота корабль должен в 2018 году. Кроме того, после завершения модернизации в 2022 году другой , также будет вооружен этими ракетами.


Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 - 8-зарядная подпалубная вертикальная ПУ для запуска всего спектра ракет семейства «Калибр». Макс. длина транспортно-пускового контейнера с ракетой - 8,9 метра. Ограничение по стартовой массе - до трех тонн. Планируется, что десять подобных модулей (80 пусковых шахт) составят основу ударного вооружения на модернизированных атомных «Орланах». / Фото: Виталий Кузьмин

Сейчас каждый из них имеет 20 пусковых установок ПКР «Гранит», и в каждой может разместиться по три «Циркона». Итого 60 ракет на каждом крейсере вместо 20. А когда у нас появится подлодка пятого поколения «Хаски», на которой будет стоять «Циркон», то можно будет уверенно сказать, что мы добились превосходства над США. А если учесть возможность оснащения данных ракет ядерной боеголовкой, то хваленая американская ПРО уже устарела лет на 30.

Полеты «трёхмаховых» летательных аппаратов сопровождались бешенным нагревом конструкции. Температура кромок воздухозаборников и передней кромки крыла достигала 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К. О последствиях такого нагрева свидетельствует тот факт, что уже при температуре 370 К размягчается органическое стекло, используемое при остеклении кабин, и начинает закипать топливо.

При 400 К уменьшается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений. При 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. При температурах свыше 900 К плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь.

Полеты проводились в стратосфере на высоте 20 000 метров в сильно разряженном воздухе. Достижение скорости 3М на меньших высотах не представлялось возможным — температура обшивки достигла бы четырехзначных значений.

За последующие полвека был предложен целый ряд мер по борьбе с обжигающей яростью атмосферного нагрева. Бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий…

Несмотря на достигнутые успехи, тепловой барьер по прежнему остается серьезным препятствием на пути к гиперзвуку. Препятствием обязательным, но не единственным.

Сверхзвуковой режим полета чрезвычайно затратен с точки зрения потребной тяги и расхода топлива. И уровень сложности данной проблемы стремительно нарастает с уменьшением высоты полета.

На сегодняшний день ни один из существующих типов самолетов и крылатых ракет не смог развить скорость = 3М на уровне моря.

Рекордсменом среди пилотируемых ЛА стал МиГ-23. Благодаря своим относительно малым размерам, крылу изменяемой стреловидности и мощному двигателю Р-29-300, он смог развить 1700 км/ч у самой земли. Больше, чем кто-либо в мире!

Крылатые ракеты показали несколько лучший результат, но также не смогли взять «планку» в 3 Маха. Среди всего многоообразия противокорабельного ракетного оружия, во всем мире лишь четыре ПКР могут летать вдвое быстрее скорости звука на уровне моря. Среди них:

ЗМ80 «Москит» (стартовая масса 4 тонны, макс. скорость на высоте 14 км — 2,8М, на уровне моря — 2М)

ЗМ55 «Оникс» (стартовая масса 3 тонны, макс. скорость на высоте 14 км — 2,6М)

ЗМ54 «Калибр»

— а, также, российско-индийский «БраМос» (стартовая масса 3 тонны, расчетная скорость на малой высоте 2М).

Наиболее близко к заветным 3М подобрался перспективный «Калибр». Благодаря многоступенчатой компоновке, его отделяемая боевая часть (которая сама же и является третьей ступенью) способна развить на финише скорость 2,9М. Впрочем, ненадолго — отделение и разгон БЧ производится в непосредственной близости от цели. На маршевом участке ЗМ54 летит на дозвуке.

Стоит заметить, что какая-либо информация об испытаниях и отработке на практике алгоритма разделения ЗМ54 отсутствует. Несмотря на общее название, ракета ЗМ54 имеет мало общего с теми «Калибрами», устроившими незабываемый фейерверк в небе над Каспием осенью прошлого года (дозвуковая КР для ударов по сухопутным объектам, индекс ЗМ14).

Можно констатировать, что ракета, развивающая скорость > 2М на малой высоте, в прямом смысле, еще только завтрашний день.

Вы уже обратили внимание, что каждая из трёх ПКР, способных развивать 2М на маршевом участке полета («Москит», «Оникс», «Брамос») отличается исключительными массогабаритными характеристиками. Длина 8-10 метров, стартовая масса в 7-8 раз превосходит показатели дозвуковых ПКР. При этом, их боевые части относительно невелики, на их долю приходится около 8% от стартовой массы ракеты. А дальность полета на малой высоте едва достигает 100 км.

Возможность авиационного базирования этих ракет остается под вопросом. Из-за слишком большой длины “Москит” и “Брамос” не помещаются в УВП, им требуются отдельные пусковые установки на палубах кораблей. Как результат — число носителей сверхзвуковых ПКР можно пересчитать по пальцам одной руки.

На этом месте стоит обратиться к заглавной теме данной статьи.

ЗМ22 «Циркон» — гиперзвуковой меч ВМФ России. Миф или реальность?

Ракета, о которой так много говорят, но никто даже не видел её очертаний. Как будет выглядеть это супероружие? Каковы его возможности? И главный вопрос — насколько реалистичны планы по созданию такой ПКР на современном технологическом уровне?

Прочитав длинное вступление о мучениях создателей сверхзвуковых ЛА и КР, многие из читателей, наверняка, обрели сомнения насчет реалистичности существования “Циркона”.

Летящая на границе сверхзвука и гиперзвука огненная стрела, способная поражать морские цели на дальностях 500 и более километров. Чьи габаритные размеры не превышают установленных ограничений при размещении в ячейках УКСК.

Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 — 8-зарядная подпалубная вертикальная ПУ для запуска всего спектра ракет семейства «Калибр». Макс. длина транспортно-пускового контейнера с ракетой — 8,9 метра. Ограничение по стартовой массе — до трех тонн. Планируется, что десять подобных модулей (80 пусковых шахт) составят основу ударного вооружения на модернизированных атомных «Орланах».

Перспективное супероружие или очередное неисполненное обещание? Сомнения напрасны.

Появление сверхзвуковой противокорабельной ракеты, способной развивать в полете скорость 4,5М — следующий логичный шаг в совершенствовании ракетного оружия. Любопытно, что схожие по характеристикам ракеты уже лет 30 находятся на вооружении ведущих флотов мира. Достаточно одного индекса, чтобы понять о чем идет речь.

Зенитная ракета 48Н6Е2 в составе морской зенитной системы С-300ФМ «Форт»:
Длина и диаметр корпуса — стандартные для всех ЗУР семейства С-300.
Длина = 7,5 м, диаметр ракеты со сложенными крыльями = 0,519 м.
Стартовая масса 1,9 тонны.
Боевая часть — осколочно-фугасная весом 180 кг.
Расчетная дальность поражения ВЦ — до 200 км.
Скорость — до 2100 м/с (ШЕСТЬ скоростей звука).

ЗУР 48Н6Е2 в составе сухопутного комплекса С-300ПМУ2 «Фаворит»

Насколько оправданно сравнение зенитных ракет с ПКР?

Концептуальных различий не так уж много. Зенитная 48Н6Е2 и перспективный “Циркон” являются управляемыми реактивными снарядами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Морякам прекрасно известно о скрытых возможностях корабельных ЗРК. Еще полвека назад, в ходе первых стрельб зенитными ракетами, было сделано очевидное открытие: на дальности прямой видимости первыми пойдут в ход ЗУРы. Они имеют меньшую массу боевой части, но время их реакции меньше по сравнению с ПКР в 5-10 раз! Указанная тактика повсеместно применялась в “стычках” на море. Янки повредили “Стандартом” иранский фрегат (1988). Российские моряки с помощью “Осы” расправились с грузинскими катерами.

Суть заключается в том, что если обычная ЗУР с отключенным неконтактным взрывателем может быть использована против кораблей, то почему бы создать на её базе специальное средство для поражения надводных целей? Преимуществом станет высокая скорость полета, на рубеже гиперзвука.

Основным недостатком — высотный профиль полета, делающий ракету уязвимой при прорыве ПВО противника.

Каковы главные конструктивные различия ЗУР и ПКР?

Система наведения.

Для обнаружения целей за горизонтом, противокорабельным ракетам необходима активная радиолокационная ГСН.

Стоит заметить, что в мире давно применяются зенитные ракеты с АРГСН. Первая из них (европейская “Астер”) была принята на вооружение свыше десяти лет назад. Подобная ракета была создана у американцев (Стандарт-6). Отечественным аналогом являются 9М96Е и Е2 — зенитные ракеты корабельного ЗРК “Редут”.

В то же время, обнаружить 100-метровый корабль должно быть проще, чем навестись на активно маневрирующий объект точечных размеров (самолет или КР).

Двигатель.

Большинство зенитных ракет оснащены твердотопливным ракетным двигателем, чье время работы ограничено секундами. Время работы маршевого двигателя ракеты 48Н6Е2 составляет всего 12 с, после чего ракета летит по инерции, управляясь аэродинамическими рулями. Как правило, дальность полета ЗУР по квазибаллистической траектории, с маршевым участком высоко в стратосфере, не превышает 200 км (самые “дальнобойные”), что вполне достаточно для выполнения возложенных на них задач.

Противокорабельное оружие, напротив, оснащается турбореактивными двигателями — для длительного, в течение десятков минут, полета в плотных слоях атмосферы. С гораздо меньшей скоростью, чем принято у зенитных ракет.

Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.

Задача с увеличением дальности полета решается многоступенчатой компоновкой. Для примера — американская ракета-перехватчик Стандарт-3 имеет дальность поражения 700 км, а высота перехвата ограничена низкой околоземной орбитой.

Стандарт-3 является четырехступенчатой ракетой (стартовый ускоритель Mk.72, две маршевые ступени и отделяемый кинетический перехватчик с собственными двигателями для коррекции траектории). После отделения третьей ступени, скорость боевого блока достигает 10 Махов!

Примечательно, что Стандарт-3 является относительно легким компактным оружием, со стартовым весом ~ 1600 кг. Противоракета помещается в стандартную ячейку УВП на борту любого американского эсминца.

Противоракета не имеет боевой части. Главным и единственным поражающим элементом является её четвертая ступень (инфракрасный датчик, компьютер и комплект двигателей), врезающаяся на полной скорости в противника.

Возвращаясь к “Циркону”, автор не видит фундаментальных препятствий тому, чтобы зенитная ракета, имеющая меньшую скорость и более пологую траекторию, чем Стандарт-3, после прохождения апогея могла безопасно вернуться в плотные слои атмосферы. После чего, обнаружить и атаковать цель, упав звездой на палубу корабля.

Разработка и создание гиперзвуковой ПКР на основе существующих зенитных ракет — наиболее оптимальное решение, с точки зрения минимизации технических рисков и финансовых затрат.

А) стрельба по движущимся морским целям на дальность свыше 500 км. Из-за высокой скорости полета “Циркона”, его подлетное время сократится до 10-15 минут. Что, автоматически решит проблему устаревания данных.

Ранее, как и сейчас, ПКР запускаются в направлении вероятного нахождения цели. К моменту прибытия в указанный квадрат, цель уже может выйти за его пределы, сделав невозможным её обнаружение ГСН ракеты.

Б) из предыдущего пункта следует возможность эффективной стрельбы на сверхбольшие дистанции, что сделает ракету “длинной рукой” флота. Возможность нанесения оперативных ударов на огромную дальность. Время реакции такой системы — в десятки раз меньше, чем у крыла авианосца.

В) выход в атаку со стороны зенита, наряду с неожиданно высокой скоростью полета ракеты (после торможения в плотных слоях атмосферы, она составит около 2М), сделает неэффективными большинство из существующих систем ближней обороны (“Кортики”, “Голкиперы”, RIM-116 и т.д.)

В тоже время, негативными моментами станут:

1. Высотная траектория полета. Уже через секунду после старта противник заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки.

Скорость = 4,5М здесь не панацея. Характеристики отечественной С-400 позволяют осуществлять перехват воздушных целей, летящих со скоростями до 10М.

Новая американская ЗУР “Стандарт-6” имеет максимальную высоту поражения 30 км. В прошлом году с её помощью был на практике осуществлен самый дальний перехват ВЦ в военно-морской истории (140+ километров). А мощный радар и вычислительные возможности “Иджиса” позволяют эсминцам поражать цели на околоземных орбитах.

2. Вторая проблема — слабая боевая часть. Кто-то скажет, что при таких скоростях можно обойтись без неё. Но это не так.

Зенитная ракета “Талос” без боевой части едва не разрубила цель пополам (учения у берегов Калифорнии, 1968 г.).

Основная ступень Талоса весила полторы тонны (больше, чем какая-либо из существующих ракет) и оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем. При попадании в цель сдетонировал неизрасходованный запас керосина. Скорость в момент удара = 2М. Мишенью служил эскортный миноносец времен ВМВ (1100 тонн), чьи габариты соответствовали современному МРК.

Попадание Талоса в крейсер или эсминец (5000 — 10000 тонн), по логике, не могло привести к тяжелым последствиям. В морской истории известно немало случаев, когда корабли, получив многочиcленные сквозные пробоины от бронебойных снарядов, оставались в строю. Так, американский авианосец “Калинин Бэй” в бою у о. Самар был пробит насквозь 12 раз.

Противокорабельной ракете “Циркон” необходима боевая часть. Однако, ввиду необходимости обеспечения скорости 4,5М и ограниченных массогабаритов при размещении в УВП, масса боевой части составит не более 200 кг (оценка дана, исходя из примеров существующих ракет).