Понятие и сущность внешней политики государств. Внутренняя политика, или ЗАО «РФ

Деятельность государства осуществляется в двух направлениях. Первое, это внутренние общественные отношения, которые называются внутренней политикой. Второе, это отношения за пределами границ государства - внешняя политика. Оба эти направления сосредоточены на одной задаче - укрепить и упрочить в государстве систему общественных отношений. У внешней политики есть своя специфика. Ее формирование происходит позже, и реализуется она в других условиях. Внешняя политика государства занимается регулированием взаимоотношений с другими странами и народами, обеспечивая выполнение их потребностей и соблюдение интересов в международной сфере.

Основные направления внешней политики

Выделяют несколько важных направлений в политике любого государства. Первое, это безопасность страны. Это направление считается одним из основных, так как без его реализации политика вне страны не может существовать. Второе, это рост государства по направлениям экономики, политики и обороны. Благодаря внешней политике возможно увеличение потенциала страны. Следующая цель - это налаживание и упрочнение позиций государства, его международных отношений и связей. Для того чтобы престиж государства был на высоком уровне, обязательно выполнение двух первых направлений.

Внешняя политика: функции

Выделяют три приоритетные функции, которые должна выполнять политика вне страны: охранная, репрезентативно-информационная и переговорно-организаторская. Охранная функция подразумевает защиту прав граждан, их интересов за пределами страны предотвращение возможных угроз для государства и его границ. Суть репрезентативно-информационной функции заключена в представлении страны в международной сфере через ее представительства, которые выражают интересы государства. Организация и использование контактов с помощью дипломатических каналов на внешних уровнях являются задачами переговорно-организаторской функции.

Внешняя политика и ее средства

Основными политическими средствами принято считать: информационные; политические; экономические; военные. С помощью экономического потенциала государства происходит воздействие на политику остальных стран. Военное оснащение, новые разработки оружия, учения и маневры наглядно показывают, насколько велик потенциал государства. Хорошо налаженные дипломатические отношения - одно из необходимых средств, которыми должна обладать внешняя политика.

Функции государства

В зависимости от политической направленности различают две функции государства. Внешняя - направлена на деятельность за пределами страны. Внутренняя - представляет деятельность внутри страны. Эти две функции связаны между собой, так как внешняя политика зачастую зависит от внутренних факторов, при которых функционирует государство. Внешние функции включают себя такие направления, как интеграция мировой экономики, оборона страны, внешнеэкономическое партнерство, взаимодействие и сотрудничество с другими странами в решении экологических, демографических и других глобальных проблем современного мира.

Среди традиционных проблем политической психологии: исследование механизмов обеспечения политического влияния и типов политического лидерства, выявление причин агрессивности и насилия в политике, изучение механизма принятия политических решений и моделей политической активности, ее мотивации, создание психобиографий известных политических деятелей, нацеленных на выявление тех ключевых моментов в их жизни, которые определили особенности их политического характера, свойственные им способы решения политических проблем и установления контактов с последователями.

Взаимообусловленность внутренней и внешней политики

Всякое государство обращает внимание на свою внутреннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика государственного аппарата направлена на решение его собственных задач властвования: на оптимизацию взаимодействия законодательных, исполнительных и судебных институтов власти, а также на решение вопросов воспроизводства материальной и духовной культуры общества, улучшение качества жизни населения, совершенствование гражданского общества, обеспечение внутренней безопасности личности, общества и самого государства как страны.

Внешняя политика государства детерминирована в основном национальными интересами, которые в международных отношениях могут восприниматься как справедливые или несправедливые, миролюбивые или агрессивные, толерантные или амбициозные, соответствующие или несоответствующие нормам международного права. В ходе реализации задач внешней политики государство стремится обеспечить свою безопасность и безопасность субъектов общества, устранить или нейтрализовать внешние угрозы.

Во внешней политике решаются многие другие задачи дипломатического, экономического, социального, духовного и иного характера. В результате внешнеполитической деятельности государственный аппарат страны стремится создать благоприятные условия для осуществления внутренней политики. Они могут иметь значение как для благополучия граждан, общества, так и для самого аппарата государственного управления. Еще один важный желаемый результат внешней политики - международное признание и авторитет страны и ее руководства. Термины «великая держава», «развитое государство», «среднеразвитое государство», «третьестепенное государство», «государство-пособник» наполняются конкретным содержанием в процессе внешнеполитических взаимодействий. При этом используются как реальные внутренние и внешние успехи государства, так и идеологическо-манипулятивные средства.

В зависимости от конкретно-исторического культурного развития общества и особенностей взаимодействия государственной власти с субъектами общества внутренняя политика может иметь различную степень распространения на социальные отношения и процессы. В странах, где показатели материальной и духовной культуры не получили развитых форм, государственное управление, как правило, распространяется на все стороны жизнедеятельности общества, а часто подчиняет их себе. Само государственное управление осуществляется в авторитарных формах, которые могут основываться на правовых нормах или устанавливаться субъективно. При этом внутренняя политика осуществляется преимущественно «сверху-вниз».

В промышленно и социально развитых странах внутренняя политика государства не распространяется на все сферы жизни общества и виды деятельности его субъектов. В гражданском обществе складываются самостоятельные социокультурные субъекты, способные без поддержки государственного аппарата, а тем более без его вмешательства в их дела, осуществлять воспроизводство материальной и духовной культуры. Для такого внутриполитического государственное управления необходим не только умный и справедливый, деятельный «царь», «хорошее» правительство и другие институты государства, но и демократия, основанная на праве, высоко развитая субъектность граждан, осознание ими своих прав и свобод.

В ходе возникающих кризисов и конфликтности любого общества, сферы распространения государственной власти расширяются. Государственный аппарат страны имеет больше возможностей и средств для преодоления кризисов и конфликтности общества, в том числе и насильственных на правовой основе. Длительно проявляющаяся неспособность государственного аппарата к успешному управлению общественным развитием, неудачная внутренняя политика также являются причинами социальных напряжений в обществе и приводят к смене государственной власти, политического режима.

Общие признаки внутренней и внешней политики .Внешняя политика государства во многом определяется успешностью или неуспешностью его внутренней политики. В этом заключены их общие признаки.

1. Как внутренняя, так и внешняя политика осуществляются в типовых сферах жизни общества и сообщества: экономической, властной, социальной, духовной, экологической, военно-политической. Активность, например, государства, во внешнеэкономической сфере основана на внутренней экономической политике: как государственное управление взаимодействует с финансовой, промышленной, транспортной, добывающей, торговой и другими структурами страны, как формирует и использует государственный бюджет, как управляет государственной собственностью. Внешнеполитическая правовая активность государства также зависит от состояния права внутри страны, от деятельности законотворческих, правоисполнительных и других институтов государства.

Можно сказать, что общим для внутренней и внешней политики государства является идентичность их содержания и основных направлений реализации. Эффективная внутренняя политика по государственному управлению сферами жизни общества во многом определяет авторитетность и результативность внешней политики государства в этих сферах.

2. Внутренняя и внешняя политика имеют две разновидности, учитывающие ее масштабность и временные показатели. Как внутренняя, так и внешняя политика имеют тактическую и стратегическую составляющие. Тактическая (текущая) политика направлена на осуществление ближайших целей и задач, а также планов и программ политической стратегии. Она обладает гибкостью, тесной связью с текущими политическими процессами, событиями и ситуациями, использованием временных соглашений, приобретением союзников (сторонников) при решении конкретных задач, оперативным использованием методов и средств политического взаимодействия, привлечением граждан (электоратов, слоев) в избирательных кампаниях, формированием внутреннего и внешнеполитического общественного мнения.

Стратегическая внутренняя и внешняя политика нацелена на долговременные взаимодействия, на разработку и осуществление перспективных планов и программ, на будущее самой политики, государства и мирового сообщества. Сущность стратегической политики состоит в выборе и обосновании коренных значимых целей и приоритетов внутреннего и внешнеполитического развития государства. Содержание стратегической политики могут составлять: поиск политических сил, материально-технических, финансовых, духовных и других необходимых ресурсов для достижения намеченных целей, создание новых политических партий и блоков внутри страны и на международной арене, заключение договоров с другими государствами, прогноз промежуточных и конечных результатов. Стратегическая политика, как считается, включает долгосрочный (10-15 лет) и среднесрочный (3-10 лет) этапы.

Внутренняя и внешняя политика государства: понятие и принципы.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене,

регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической

деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными

организациями, всœемирными и региональными международными организациями.

В.п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-

технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних

определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных

направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целœей.

Формой традиционного осуществления В.п. является установление

дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и

даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между

государствами; открытие представительств государства при всœемирных и

региональных международных организациях или членство государства в них;

Внутренняя политика - совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно-содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя.

Внутренняя политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах:

▪ осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

▪ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;

▪ всœе равны перед законом и судом;

▪ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединœениям, а также других обстоятельств;

▪ достоинство личности охраняется государством;

▪ граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителœей;

▪ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др.

18. Конституционно-правовое регулирование религиозных отно­шений и статуса церквей.

В условиях демократических режимов конституции провозглашают идеологический плюрализм, свободу убеждений и выражения своих мнений (Германия, Италия, Канада, Япония и др.). В соответствии с Международными пактами о правах человека закон запрещает лишь призывы к насилию, террору, расовой и национальной розни. Некоторые запреты связаны с моральными ценностями общества (к примеру, ограничение или полное запрещение порнографических изданий в ряде стран), с крайне важно стью оберегать здоровье населœения (к примеру, запрет или ограничение пропаганды алкоголя или табачных изделий).

В группе стран существует официально признанная идеология (к примеру, рукунегару в Малайзии, панча-сила в Индонезии), но она не внедряется принудительно и уклонение от нее не влечет наказаний. При этом для ее пропаганды создаются значительные преимущества. То же можно сказать об исламе, идеях ʼʼарабского социализмаʼʼ, халифата в ряде мусульманских стран. Для иноверцев эти взгляды не являются обязательными, но для мусульман они представляют из себячасть шариата͵ и в тех странах, где наиболее ревностно соблюдаются каноны ислама, вы-ражение иных взглядов может влечь даже наказание, в т.ч. со стороны особой полиции нравов (мутавы).

Наконец, в странах с тоталитарными политическими системами существует, как уже говорилось, фактически или даже формально обязательная идеология. Выступления с критикой марксизма-ленинизма, маосизма (в Китае), идей ʼʼчучхеʼʼ, произведений Ким Ир Сена в Северной Корее и т.д. влекли за собой наказания.

Внутренняя и внешняя политика государства: понятие и принципы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Внутренняя и внешняя политика государства: понятие и принципы." 2017, 2018.

По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение, прежде всего, по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти, науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства, политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики. В научной литературе проводится различие между терминами "внешняя политика" и "международные отношения". Последние рассматриваются как более широкое понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений.

В истории общественных отношений внешняя политика появилась практически одновременно с возникновением государств. Внешнюю политику государства можно определить как область его деятельности, прежде всего его руководящих органов в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений.

Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Каждое государство осуществляет тот или иной курс внешней политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. В этом смысле внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам. Каждый политический режим стоит перед необходимостью осуществлять внешнеполитический курс, который бы обслуживал потребности внутренней политики.

Необходимо помнить, что внешняя политика осуществляется в иных общественных условиях, нежели внутренняя. Международное сообщество имеет свою собственную децентрализованную структуру, составными элементами которой являются суверенные государства. В конечном счете, политические действия на международной арене опираются в большей мере не на нормативные акты, подчиняющие отдельные личности данной государственной власти, а на совместную деятельность людей и их сотрудничество.

Специфические черты внешней политики.

Можно выделить некоторые специфические и базовые черты внешней политики. Одной из ее важнейших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности . Конечно, формулирование программ и организация политических действий всегда обусловлены конкретной ситуацией на международной арене. Например, успехи советской внешней политики времен перестройки во многом связаны с провозглашенным принципом деидеологизации внешней политики.

Одной из черт, характеризующих внешнеполитическую деятельность государства, как уже отмечалось, является способность этого государства поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства . Взаимосвязи и взаимозависимости внутренней и внешней политики распространяются практически на все сферы общественной жизни, будь то экономика, культура, наука. Поэтому очевидна и обратная связь воздействия внутренней политики на внешнюю . Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики. Внутренняя политика каждого государства не только определяет направления, но и обеспечивает средства реализации внешней политики. Последняя не только служит целям внутренней политики, но и осуществляет ее корректировку в соответствии с международным условиями.

Виды внешней политики.

Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях.

Одним из таких видов является пассивная внешняя политика , которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре. Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства. Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой. Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав. В качестве примера можно привести действия Великобритании в ответ на аргентинское вторжение в 1984 г. на Фолькленды-Мальвины.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов. Для определения сущности внешнеполитического курса любой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи "перенесенными" на международную арену в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

· Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

· Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

Политика - одна из социальных наук, а именно учение о способах достижения государственных целей. Различают П. внутреннюю и внешнюю. Первая определяется содержанием целей, которые ставит себе правительство и правящие классы общества, и средствами, которыми эти цели достигаются. Цели внутренней П. могут иметь характер династический (охрана интересов владетельного рода), аристократический (защита прав и преимуществ небольшой группы знатных фамилий), военный (выдвижение на первый план мощи вооруженных сил), народный (попечение о духовных и хозяйственных интересах всего населения); по форме средств: консервативный (охрана старого строя учреждений и привилегий отдельных классов), прогрессивный (стремление к преобразованиям государствен. и обществен. строя), либеральный (доверие правительства к общественным элементам) и проч. Расчленяя государствен. управление на отдельные отрасли, можно говорить о П. финансовой, таможенной, железнодорожной, тарифной, земельной, торговой, промышленной и пр. Внешняя П. включает вопросы об отношениях государств между собою, о войне и мире, о союзах и соглашениях между государствами в делах международной торговли, вопросы о разделении сферы влиянии в пограничных странах, о владении морем, о колониях и пр.

Внеш.п. реализует различные функции государства: обеспечение единства, независимости, суверенитета и безопасности общества и удовлетворение его интересов, выходящих за его пределы, затрагивающие интересы других стран. В этом ее связь с внутр.п. Значение внеш.п. возрастает, когда обществу угрожает внешний враг, а в остальное время она сводится к созданию благоприятных внеш. условий для решения внутр. проблем.

Политика (внеш. и внутр.) определяется преобладающей политической силой. Каждая сила имеет свои представления об интересах общества и возможностях государства, его внешних целях и способах решения международных проблем. Но при разработке и проведении внеш.п. она вынуждена считаться с позициями других политических сил, которые способны оказать влияние на внеш.п. В результате внеш.п. может соответствовать общим интересам разнородных слоев общества, отклоняться от них или даже противоречить им. Но в любом случае она выражает отношение государства к международным проблемам и его позицию в международных политических процессах.

В России основа внеш.п. – использование людских и природных ресурсов страны для более эффективного производства и удовлетворения потребностей населения. Народ не осознается одной нацией и его «общий интерес» нельзя назвать национальным. Имеются различные полит. силы, которые выдвигают разные внешнепол. приоритеты и концепции. Коммунистич. партии – возрождение СССР и его задач внеш.п. Русско-национал. силы – за расширение территории, выход к Индийскому океану, Средиземному морю. Либерально-демократические – развитие рыночной экономики, включение страны в мировое хозяйство. Сейчас влияние РФ на мировой арене ослаблено дефицитом капиталов и высоких технологий. Недостаточная эффективность власти, медлительность и издержки реформ, кровопролитные войны (Чечня) и амбиции затрудняют укрепление международных позиций и достижение внешнеполит. целей.

Внутренние функции: 1. Охранительная. 2. Экономическая. 3. Социальная. 4. Культурно-воспитательная. 5. Природоохранительная.

Внешние функции: 1. Защита государства от вооруженных нападений других государств. 2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей. 3. Борьба с международной преступностью. 4. Участие в международной охране окружающей Среды.