Экономический и валютный союз ес. Валютная политика европейского союза Социально экономическая и валютная политика ес

Особый интерес в настоящее время представляет анализ осуществления денежно-кредитной и валютной политики группой государств. Примером наиболее тесного взаимодействия государств, причем не только в денежной и валютной сферах, является Европейский Союз. В его рамках государства не только координируют политику между собой, но и должны тесно взаимодействовать в сфере реализации денежного суверенитета с третьими странами. Причем в европейских интеграционных процессах проблема координации политик государств Европы в денежно-­кредитной и валютной сфере всегда ставилась во главе. В основе интеграции государств Европы в указанной сфере на современном этапе лежит Европейский валютный союз.

Интеграция в сфере осуществления денежно-кредитной и валютной политики имеет свои исторические особенности, а также различные направления, обусловленные природой и содержанием общественных соотношений, не только составляющих эту политику, но и являющихся объектом ее воздействия. То есть европейская интеграция может рассматриваться как интеграция расчетно-платежных систем, банковская интеграция, финансовая интеграция и, естественно, валютная интеграция. Каждое из этих направлений имеет свою историю и современные проявления. И, несомненно, венцом европейской интеграции в указанных направлениях стал Экономический и валютный союз, который и определяет специфику осуществления денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза.

Одним из основных элементов Экономического и валютного союза наряду с экономическим союзом является европейский валютный союз (ешореап monetary union). Начало своего воплощения идея европейского валютного союза берет с осознания необходимости обеспечения совместимости экономических политик государств-участниц Европейских Сообществ.

Проведение объединения происходило поэтапно. Странами-участницами ставились конкретные цели и задачи по их достижению. Подписание торговых договоров явилось предпосылкой к созданию Европейского союза и введению региональной валютной системы, успешно функционирующей вот уже много лет.

Этапы формирования Европейского валютного союза

Идее интеграции стран Европы уже не один век, однако, воплощение этой идеи в жизнь приходится только на середину XX в. Считается, что начало экономической интеграции Европы было заложено 9 мая 1950 года Декларацией Шумана — предложением объединить металлургическую, железорудную и угледобывающую промышленность Франции и Западной Германии. Уже в этом документе фактически предлагались принципы поэтапного движения к единой Европе, которые выразились в виде следующей схемы: «от таможенного союза и общего рынка товаров — к единому внутреннему рынку со свободным движением товаров, услуг, капиталов и лиц — затем к экономическому и валютному союзу и, наконец, к политическому союзу». Параллельно с интеграцией указанных выше стран Европы в экономической сфере, другие европейские государства тоже пошли по пути создания международной организации с более узкими задачами, нацеленными, прежде всего, на обеспечение свободной торговли.

Валютная интеграция стран Европы, как неотъемлемый элемент экономической интеграции - это последовательный процесс координации валютной политики, включающий в себя формирование наднационального механизма валютного регулирования, а также создание межгосударственных финансовых и валютно-кредитных организаций. Ее необходимость была обусловлена целым рядом причин, а именно:

  • потребностью в валютной стабилизации для усиления взаимозависимости национальных экономик при либерализации движения товаров, капиталов, рабочей силы;
  • стремлением создать собственную региональную зону валютной стабильности для решения региональных интеграционных задач;
  • стремлением сделать Западную Европу мировым центром с единой валютой, ограничить влияние доллара и противостоять растущей конкуренции со стороны Японии.

Механизм валютной интеграции состоял из совокупности валютно-­кредитных методов регулирования, посредством которых осуществляется сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств и валютных систем. Основными элементами валютной интеграции стали:

  • режим совместно плавающих курсов;
  • валютная интервенция, в том числе коллективная, для поддержания рыночных курсов валют в пределах согласованного отклонения от центрального курса;
  • создание коллективной валюты как международного платежно­-резервного средства;
  • совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют;
  • международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации для валютного и кредитного регулирования.

Для достижения поставленных целей и решения задач по формированию механизма единого экономического пространства было заключено множество необходимых соглашений и организовано поэтапное развитие европейских международных экономических отношений. На сегодняшний день формирование единой валютной системы стран Евросоюза стало закономерным результатом развития экономической интеграции европейских государств.

Элементы валютной интеграции в Европе формировались задолго до создания ЕС. Западно-европейской интеграции предшествовали:

  • соглашение о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и присоединившимися к ним с 1947 г. западными оккупационными зонами Германии;
  • соглашение 1948 и 1949 гг. о внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 государствами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
  • Европейский платежный союз (ЕПС) - многосторонний клиринг 1950­1958 гг., введение конвертируемости валют в 1958-1961 гг.
  • С 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957 г. шестью странами - ФРГ, Францией, Италией и странами Бенилюкса было создано Европейское экономическое сообщество.

Следует выделить, что процесс подлинной валютной интеграции начинается на стадии создания экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере. В конце 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза, в частности, путем создания европейского органа для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля над экономикой стран - членов ЕЭС. Принципы валютной интеграции были заложены в основу франко-германского проекта 1978 г. Ее главные задачи: достижение экономической интеграции, создание зоны европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, защита стран Общего рынка от экспансии доллара.

Европейская валютная система создавалась как подсистема Ямайской мировой валютной системы с отличными от нее особенностями, к которым на начальном этапе ее существования относились следующие:

  1. Европейская валютная система базировалась на ЭКЮ — европейской валютной единице, условная стоимость которой определялась по методу валютной корзины, включающей валюты 12 стран, входивших в Европейский союз на этом этапе. Доля валют в корзине ЭКЮ определялась в зависимости от доли стран в совокупном ВНП государств-членов ЕС в их взаимном товарообороте.
  2. Ямайская валютная система демонетизировала золото, а Европейская валютная система использовала его в качестве реального резервного актива, эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом из специально созданного совместного золотого фонда, аккумулировавшего 20% официальных золотых резервов стран Европейской валютной системы и Европейского фонда валютного сотрудничества.
  3. Режим валютных курсов был основан на совместном «плавании» валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний.
  4. Европейская валютная система предусматривала осуществление межгосударственного регионального валютного регулирования путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.

Следующим шагом валютной интеграции стран Европейского союза явился единый европейский акт, принятый в мае 1987 г., предусматривавший создание валютного союза - новой ступени европейской интеграции. В апреле 1989 г. разработана программа создания валютного и экономического союза под названием «План Делора» (или «Доклад Делора»), который рассматривал европейскую экономическую валютную систему как совокупность трех элементов: создание внутреннего рынка; создание эффективных инструментов координации экономических политик (экономический союз) и фиксирование обменных курсов с последующим учреждением единой валюты. В соответствии с документом предусматривалось:

  • создание общего (интегрированного) рынка, поощрение конкуренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма во избежание злоупотреблений монопольным положением, политикой соглашений, слияний, государственных субсидий;
  • структурное выравнивание отсталых зон и регионов;
  • координацию экономической, бюджетной и налоговой политики в целях сдерживания и стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов его покрытия;
  • учреждение наднационального Европейского валютного института в составе управляющих центральными банками и членов директората для координации денежной и валютной политики;
  • проведение единой валютной политики и введение фиксированных валютных курсов и коллективной валюты ЭКЮ.

На основе «Доклада Делора» к декабрю 1991 г. был выработано соглашение о Европейском союзе, а 7 февраля 1992 года в Маастрихте (Нидерланды) был подписан Договор о Европейском Союзе (далее также — Маастрихтский договор). В сентябре 1993 г. «абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, а их «относительный вес» колебался в зависимости от рыночного курса валют. А с ноября 1993 г. подписанное и ратифицированное всеми странами-участницами Европейских сообществ соглашение об образовании Европейского политического, экономического и валютного союза вступило в силу. На момент подписания этого Договора к шести государствам-основателям Европейских Сообществ присоединились Великобритания (с 1973 года), Дания (с 1973 года), Ирландия (с 1973 года), Греция (с 1981 года), Испания (с 1986 года), Португалия (с 1986 года). То есть Договор о Европейском Союзе подписали и ратифицировали 12 государств Европы. Уже позднее в 1995 году, к Европейскому Союзу присоединились Австрия, Финляндия и Швеция. Вместе с тем учреждение Европейского Союза не привело к ликвидации Европейских Сообществ, хотя органы (институты) Европейских Сообществ были преобразованы в институты Европейского Союза.

В соответствии с «Планом Делора» предполагалось пройти три стадии на пути к «полному» экономическому валютному союзу и созданию единой валютной системы. Для этого предусматривалось проведение следующих мероприятий:

  1. Первый этап начался 1 июля 1990 года и представлял собой подготовительную стадию, целью которой была интенсификация координации экономических политик, а также усиление взаимодействия между центральными банками в целях обеспечения стабильности цен. Были расширены полномочия Комитета управляющих центральными банками в сфере координации денежно-­кредитных и валютных политик путем обмена информацией и проведения консультаций до принятия решений в соответствующей сфере.
  2. Второй этап начался только после заключения и ратификации Маастрихтского договора, с 1 января 1994 года. Во второй этап перешли все 12 государств — членов Европейских сообществ, поскольку, несмотря на установление определенных требований к национальному законодательству, а также в связи с выполнением критериев конвергенции (сближения), не было установлено последствий невыполнения этих условий. В 1995 году к ним присоединились Австрия, Финляндия, Швеция. На этой стадии был создан Европейский валютный институт, который был временным органом, призванным подготовить переход к последнему этапу построения экономической валютной системы в сфере компетенции центральных банков и передать свои полномочия Европейскому центральному банку. Управлял этим органом Совет, состоящий из Глав (Управляющих) центральными банками государств-членов и возглавляемый независимым Председателем.
  3. Третий этап начался 1 января 1999 года и ознаменовался учреждением Европейского центрального банка (далее также — ЕЦБ) и Европейской системы центральных банков (далее также — ЕСЦБ). Одновременно с созданием ЕЦБ и ЕСЦБ в начале третьего этапа был учрежден Экономический и финансовый комитет (далее также — ЭФК), который заменил Валютный комитет, созданный еще в 1958 году. ЭФК, также как и ЕЦБ, обладает определенными полномочиями в сфере осуществления денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза.

Третий этап ЭВС связан не только с институциональными преобразованиями, но и, прежде всего, с поэтапным введением евро как законного платежного средства на территории государств-членов, перешедших на этот этап. Европейский валютный институт разработал механизм перехода к третьей ступени плана экономического и валютного союза и представил сценарий введения евро до 2002 г. Он же осуществлял постоянную работу с правительствами государств по выполнению «критериев конвергенции» для присоединения к Европейской валютной системе. Каждая страна разработала свой собственный план перехода на общую валюту. В некоторых странах были разработаны подробные договоренности между банками, клиринговыми организациями и правительством.

С принятием Маастрихтского договора страны союза были юридически обязаны создать валютный союз не позднее 1 января 1999 года. В этот день евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты одиннадцатью из пятнадцати на тот момент стран союза, а 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 годы, в соотношении 1:1. На данный момент в еврозону входят 18 стран.

Все остальные страны, кроме Дании и Великобритании, юридически обязаны присоединиться к евро, когда будут соответствовать критериям, необходимым для вступления в еврозону, однако лишь несколько стран установили дату для планируемого присоединения. Швеция, хотя и обязана вступить в еврозону, использует правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий.

Специфика денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза заключается, с одной стороны, в функционировании европейского валютного союза, а с другой, в тесном сотрудничестве Европейского Союза как самостоятельного носителя основы денежного суверенитета с государствами-членами, не входящими в зону евро.

Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, или Договор о реформе ЕС, созданный с целью улучшения функционирования Европейского союза в составе 27 стран-членов и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений, был окончательно согласован на Межправительственной конференции в Лиссабоне 19 октября 2007 года. Договор о реформе закрепил баланс между целями и интересами стран- членов ЕС, придав последнему статус «супердержавы».

Сегодня Европейская экономическая валютная система представляет собой зону функционирования единой валюты - евро, с децентрализованной эмиссией ценных бумаг на основе единого эмиссионного плана, с наднациональными органами денежно-кредитного регулирования и обязательствами стран - членов зоны в отношении проводимой финансовой и экономической политики. Появление евро стало одним из важнейших событий во всемирной экономике конца XX в. Переход к единой валютной политике и замена национальных денежных знаков на валюту ЕС преследуют экономические, социальные и политические цели. Логичным продолжением деятельности ЕВС становится превращение территории Евросоюза в единое экономическое пространство, в границах которого экономические субъекты стран-участниц будут иметь равные условия деятельности.

Механизм функционирования Европейского валютного союза

Европейская экономическая валютная система — это региональная валютная система, принятая рядом стран, входящих в Евросоюз. Цель Европейской валютной системы состоит в формировании валютных отношении и валютного обмена, облегчении экономических отношений между странами, стимулировании интеграции их экономик, способствованию стабилизации валют.

Еврозона валютный союз, объединяющий 18 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.

Цели создания Европейского валютного союза:

  • создание крупнейшего мирового экономического и финансового центра, ключевым инструментом которого становится новая валюта евро. Е1о замыслу своих создателей ЕВС является мощным стимулом для ликвидации барьеров между западноевропейскими финансовыми рынками и должен способствовать их интеграции. В результате в Европе должен возникнуть крупнейший в мире финансовый рынок, и евро в перспективе будет претендовать на место ведущей мировой валюты.
  • облегчение обменов: нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд, долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе.

Цели создания Европейского валютного союза // Narod.ru URL: http://bril2002.narod.ru/euro2.html (дата обращения: 10.03.2014).

  • создание зоны экономической стабильности при исключении фактора риска, связанного с обменными курсами предприятия получат уверенность при произведении расчетов, следствие этого явится наличие большей транспарентности и более острой конкуренции. В условиях все более жесткой глобальной конкуренции это создаст предпосылки для более низких процентных ставок, стабильности цен и, тем самым, для обеспечения надежных рабочих мест.
  • согласование экономических политик.
  • создание противовеса влиянию США, долларизации мировой экономики
  • усиление политических позиций ЕС на мировой арене.

Для достижения вышеозначенных целей странами-участницами были поэтапно осуществлены все требуемые мероприятия, и самое важное среди них — создание региональной международной валюты. В момент введения евро 1 января 1999г. никто не решался предсказать, что всего через несколько лет она утвердится в качестве второй по значению мировой валюты, а даже будет претендовать на место альтернативы американскому доллару. Более того — появление евро приветствовалось далеко не всеми.

За 15 лет своего существования евро добился впечатляющих успехов: оттеснив японскую йену, швейцарский франк и британский фунт, 2денежное изобретение» европейцев обрело статус второй мировой валюты, все более успешно конкурируя с долларом. В 1999 г. евро был введен в безналичный оборот, а с 2002г. — в наличный оборот стран-членов Еврозоны.

Сегодня членами Экономического и валютного союза являются 18 стран Евросоюза из 27. Евро был предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

До сих пор на вопрос, к каким результатам — позитивным или негативным — привело введение евро, можно услышать разные ответы. Потребители ответят, что евро очень удобен для туризма, так как упрощает платежи на территории Европы. Но при этом подчеркнут, что введение евро повлекло за собой заметный рост цен. Большинство политиков и экономистов заверят, что несмотря на первоначальные проблемы, появление евро — безусловное благо. А вот мнения предпринимателей не отличаются особым единодушием. Для компаний, работающих преимущественно на европейских рынках, евро, несомненно, выгоден. Он служит унификации торговли и рыночных цен на континентальном уровне. Даже с точки зрения предпринимательской стратегии еврозона до сих пор является более стабильной по сравнению с другими конкурирующими регионами мира. Зато компании-экспортеры бьют тревогу: удорожание евро приводит к сокращению объема экспорта европейских производителей и снижает их конкурентоспособность

Однозначно можно выделить следующие преимущества, которые обеспечивает европейским странам переход на единую валюту:

  • ликвидация рисков обменных курсов национальных валют и экономия на издержках осуществления валютно-обменных операций;
  • стабилизация цен, снижение темпов инфляции и инфляционных ожиданий;
  • ускорение процессов финансовой интеграции в рамках ЕС; многие сегменты финансового рынка характеризуются достаточной глубиной и ликвидностью, а это способствует лучшему распределению ресурсов и рисков;
  • укрепление доверия к монетарной политике стран зоны евро, уменьшение волатильности валютных курсов и увеличение объема трансграничных финансовых сделок;
  • возрастание роли Европы в международной валютной системе.

Международный статус валюты во многом определяется экономическим, демографическим и финансовым потенциалом страны или зоны, выпускающей ее. В этом плане параметры, которыми обладает Европейский союз, воздействуют на позиции евро как позитивным, так и негативным образом.

Стоит отметить, что снижение доли доллара США в мировых накоплениях номинированных в иностранных валютах, по сравнению с наибольшим показателем к 2011 г., составило 14.2%, а снижение доли евро — 10.4%. Можно заметить, что доля евро неуклонно увеличивалась до 2009 г., то есть фактически до начала мирового финансово-экономического кризиса, продолжающегося и сегодня.Но необходимо понимать, что доллар, до появления евро, уже занимал прочные позиции в системе международных коммерческих операций и мировых золото — валютных накоплений.

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
USD 70,9 70,5 70,7 66,5 65,8 65,9 66,4 65,7 64Д 64Д 62,1 61,8 62 Д
% % °/о % % % % % % % % % %
EUR 17,9 18,8 19,8 24Д 25Д 24,9 24Д 25Д 26Д 26,4 27,6 26,0 25,0
% % % % °/о % % % % % % % %
GBP 2,8 2,7 зд 3,6 4,7 4,0 4,3 3,9 3,9
% % % % % % % % % % % % %
YEN 6,4 бД 4,5 3,9 3,7 зд 2,9 зд 2S 3,7 3,7
% % % % % % % % % % % % %
СНГ од ОД 0,3 0,4 од ОД 0,1 од од ОД од ОД од
% % % % % % % % % % % % %
Про- 1,6 1,4 1,4 1,9 1,9 1,5 1,8 зд 4,4 5,1
чне % % % % % % % % % % % % %

За поддержание конвертируемости и устойчивости евро страны - члены зоны евро несут коллективную ответственность. Для того чтобы вступить в Европейский валютный союз, страны должны соответствовать утвержденным Маастрихтским договором критериям:

  • темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
  • процентные ставки по долгосрочным займам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;
  • дефицит государственного бюджета не должен быть более 3% ВВП;
  • государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
  • в течение двух лет валюта не должна девальвироваться, и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской экономической валютной системой;
  • До того, как страна сможет вступить в еврозону, она должна как минимум два года проработать в составе европейского механизма установления обменных курсов.

В 1999 году 11 из 15 стран Европейского союза удовлетворили Маастрихтским критериям и образовали еврозону с официальным запуском евро в безналичное обращение 1 января 1999 года. Греция стала соответствовать этим критериям в 2000 году, и была принята 1 января 2001 года. Реальные монеты и банкноты были введены в обращение 1 января 2002 года. Словения стала соответствовать критериям в 2006 и вошла в еврозону 1 января 2007 года. Кипр и Мальта прошли процедуру согласования в 2007 и вступили в еврозону 1 января 2008 года. Словакия вступила в еврозону 1 января 2009 года, Эстония - 1 января 2011 года, Латвия - 1 января 2014 года.

Дания и Великобритания получили специальное послабление действующего Маастрихтского договора. От обеих стран не требуется в обязательном порядке присоединения к еврозоне до тех пор, пока их правительства не решат этот вопрос: либо голосованием в парламенте, либо проведя референдум.

Определённые страны за пределами ЕС приняли евро в качестве своей валюты по договоренности. Для формального принятия в еврозону, включая право на чеканку собственных монет, должно быть заключено денежное соглашение. Такое соглашение было заключено с Ватиканом, Монако, Сан-Марино и Андоррой.

После вступления Италии и Франции в Евросоюз и ввод евро в наличное обращение, этими странами были заключены соглашения с Евросоюзом, позволяющие им использовать и чеканить ограниченное количество монет евро (со своими национальными символами на национальной стороне), которые действительны по всей еврозоне.

Черногория и Косово, использующие евро с момента его выхода, ранее использовали немецкие марки, получая таким образом помощь Запада, пользуясь заимствованной маркой. Они переключились на евро, когда марка была заменена, но не имели соглашения с Европейским центральным банком, предпочитая зависимость страны только от уже имеющих хождение евро.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, начавший деятельность в 1999 г, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. В соответствии с тем же дополненным Маастрихтским договором статус ЕЦБ определяется как автономный институт (имеющий политическую независимость), поддерживающий экономическую политику Союза и способствующий достижению ее целей. Роль Европейского союза центральный банков - оказывать содействие в осуществлении мер, относящихся к сфере контроля и обеспечения стабильности финансовой системы.

Европейский Центральный банк стоит во главе Европейской системы центральных банков, которая объединяет 15 центральных банков стран Европейского союза. ЕСЦБ управляют три органа - Совет управляющих, Правление ЕСЦБ и Общий совет. Уставный капитал ЕЦБ 5 млрд. евро. Доля центральных банков в капитале ЕЦБ рассчитана исходя из доли каждой из стран в ВВП и численности населения Европейского союза. Базовыми инструментами денежно-кредитного регулирования являются:

  1. таргетирование основных денежных агрегатов для контроля уровня инфляции;
  2. определение диапазонов колебания основных процентных ставок;
  3. установление минимальных резервных требований для коммерческих банков;
  4. определение совокупности краткосрочных операций по регулированию ликвидности на денежном рынке евро (кредитные и депозитные механизмы);
  5. проведение операций на открытом рынке (кредитные аукционы);

Учётная ставка для еврозоны, устанавливается Центробанком ЕС с 1999 года в процентах годовых. До июня 2000 года, основной показатель операций рефинансирования был фиксированным. Потом это значение было заменено плавающим в зависимости от результатов торгов. 6 февраля 20114 года европейский Центральный банк установил учетную ставку в размере 0,25% (самый низкий в истории уровень). Ставка является показателем минимального уровня процента, начиная с которого участники торгов и банковской системы выставляют свои заявки и проценты.

В целях дальнейшего укрепления экономики еврозоны лидеры стран союза в 2012 году предложили создание банковского союза. Цели банковского союза — снятие с налогоплательщиков финансовой ответственности за проблемные банки и ужесточение контроля за деятельностью банков. Первым этапом формирования банковского союза стало решение об учреждении единого надзорного механизма на базе ЕЦБ, под контроль которого перейдут от 150 до 200 крупнейших банков еврозоны.

Современная валютная политика Европейского валютного союза.

Основная задача финансовой политики Европейского союза состоит в распределении налогов внутри еврозоны при проведении экономической политики, составленной для каждой страны-члена, но с учётом специфики для 15 действительных членов еврозоны. Эти руководства не связывают и не сужают проводимую политику, направляющую страны-члены, так как принимаются во внимание связанные структуры их экономик.

Для взаимной гарантии и стабильности валюты члены еврозоны соблюдают Договор о стабильности и развитии, который устанавливает согласованные ограничения на дефициты и государственный долг с соответствующими санкциями за нарушение. Первоначально договором устанавливалось ограничение всем странам-членам еврозоны в 3 % от ВВП для годового дефицита; предусматривались штрафы для любой страны, превысившей это значение. В 2005 г. Португалия, Германия и Франция превысили это значение, но Совет министров не проголосовал за штрафы этих стран. При пересмотре эта договорённость была изменена для большей гибкости и гарантий того, что критерий дефицита взят из расчёта состояний экономик стран-членов еврозоны и с учётом дополнительных факторов.

Благодаря успешному функционирования Европейского Центрального банка в сфере обеспечения стабильности цен и сдерживания инфляции, Европейский валютный союз достиг в целом хороших результатов. Не смотря на это, можно сказать, что экономика Еврозоны с момента своего создания сопровождалась замедленным экономическим ростом. ЕЦБ придерживается политики невмешательства в реальный сектор экономики, оправдывая низкий экономический рост нежеланием государств-членов проводить структурные реформы, которые могли облегчить адаптацию к изменяющимся экономическим условиям. Также держится курс на уклонение от чрезмерно ограничительной валютной политики, поддержки в преодолении финансового и долгового кризиса и придании нового импульса экономическому росту, что приводит к занижению учетной ставки ЕЦБ, неограниченным закупкам государственных облигаций и других активов. Сокращение затрат государственного и частного финансирования, растущий объем кредитования способны усилить экономическую деятельность и обеспечить защиту от риска дефляции. ЕЦБ проводит поддержку мер и инициатив по спасению единой валюты, проводимых странами-участницами европейского валютного союза, посредством формирования резервных фондов, принятия решений относительно процентных ставок, кредитов банковского сектора и приобретения государственных облигаций. Кроме того, для поддержания конвертируемости валюты, ЕЦБ выступал в качестве гаранта непогашенного государственного долга, ориентируясь на свои «неограниченные ресурсы».

Поддержание стабильного курса евро в ближайшей перспективе — одна из основных задач ЕС. Объективно укреплению европейской денежной единицы препятствует целый ряд факторов: серьезное падение темпов роста в Германии, невхождение в зону евро Великобритании, усиление в странах ЭВС инфляции, расширение Евросоюза за счет экономических аутсайдеров из Центральной и Восточной Европы, недостаточная развитость финансовых инструментов, выраженных в евро, и многое другое.

Если Соединенное Королевство решит присоединиться к зоне евро и произойдет консолидация европейской фондовой биржи, это может дополнительно повысить ликвидность европейских рынков капитала в ущерб рынкам капитала США. Эффективным будет вхождение для экономики Великобритании в зону евро или нет, можно предположить, что этого не произойдет в силу ряда причин, носящих больше неэкономический характер.

К ним можно отнести менталитет англичан и их консервативность, а также то, что их национальная валюта является одной из древнейших. На будущую роль евро могут оказать влияние еще два обстоятельства. Первое — это то, насколько скорректируются глобальные диспропорции посредством изменения обменного курса доллара и глобального распределения активов. Исследователи сходятся во мнении о том, что корректировка глобальных диспропорций потребует пересмотра баланса глобальных сбережений, инвестиций и потреблений, для достижения которых существует несколько способов. Вопрос заключается в том, насколько сильной и быстрой будет эта корректировка. Важное значение имеют предпочтения в отношении глобального распределения активов. Сценарий постепенной корректировки отчасти зависит от желания иностранцев продолжать приобретать активы d-UA- Вторым обстоятельством является дальнейший быстрый экономический рост Китая, Индии и накопление резервов в иностранной валюте странами Азии. Подъем экономики этих двух стран приведет к уменьшению относительной глобальной важности влияния зоны евро и смещению акцента в торговых операциях и операциях с капиталом на валюты Китая и Индии.

Для того чтобы евро стал действительно глобальной валютой, он должен будет расширить границы своего применения в международных операциях, выйдя за пределы непосредственно прилегающего к зоне евро региона. В долгосрочной перспективе способность евро справиться с этой задачей будет во многом зависеть от того, насколько будут преодолены структурные и другие препятствия экономическому росту и развитию финансовых рынков в Европе. Важную роль также сыграет способность Европы выступать единым фронтом на международной арене, в том числе по международным финансовым вопросам.

Заключение

Сегодня нельзя сказать однозначно, как будет развиваться рынок евро, но несомненно, что введение новой валюты существенно повлияло на экономику стран-участниц, банковский сектор и на экономический рост. Нет сомнений, что евро позитивно отразился на благосостоянии всех наций, входящих в ЭВС.

В глобальном плане введение евро ускорило процесс движения мировой валютной системы, основанной на фактически главенствующей роли доллара США, к «биполярному» валютному устройству. Заменив собой находящиеся в обращении европейские валютные единицы, евро сможет в будущем стать одной из ключевых мировых валют. Очевидно, что «внешние» аспекты введения евро будут зависеть от экономической политики не только ЕС, но и стран, не являющихся членами Союза, но имеющих с ним тесные экономические и торговые связи

Таким образом, можно уверенно сказать, что валютный союз является далеко идущим, трудным и рискованным проектом. Его реализация связана со сложностями, огромными затратами сил и финансовых средств. И это при том, что заранее определить его эффективность невозможно. Баланс прибылей и убытков может сложиться по-разному для различных стран, слоев населения и отраслей. Нельзя не отметить, что нет и абсолютной уверенности в том, что евро выдержит проверку временем. В случае неудачи европейская интеграция понесла бы тяжелейшие потери - со всеми вытекающими последствиями для политического статуса Евросоюза, его экономики и отношений с соседями и партнерами.

Конституция ЕС по сравнению с ранее заключенными договоренностями между его странами в рамках экономического и валютного союза вносит определенные изменения в область экономической и валютной политики Союза, прежде всего, в части:

Усиления его дееспособности и стран-членов, чьей валютой являет- ся евро;

Укрепление Европейского Центрального банка в качестве органа ЕС;

Существенное упрощение содержания переходных положений договоренностей об общей экономической и валютной политике, касающихся стран, которые вводят у себя евро в качестве национальной валюты.

Экономическая и валютная политика была предметом длительной дискуссии во время работы Конвента и конференции правительств стран-членов ЕС. Найденный консенсус дал возможность Союзу усилить координацию его экономической политики. Те его страны, чьей валютой является евро, получат больше автономии при решении касающихся их вопросов без участия других стран в голосовании, о чем говорит соответствующий раздел Конституции ЕС и протокол к ней для стран еврозоны. Конституция ЕС распространяет также голосование квалифицированным большинством на почти все положения экономической и валютной политики Союза.

Европейский Центральный банк (ЕЦБ) становится органом ЕС, который имеет определенные цели и задачи и устав свой работы в системе центральных банков стран-членов ЕС и который независим от других его органов и государственных служб стран-членов ЕС. При этом в совет ЕЦБ не входят председатели центральных банков тех стран-членов ЕС, которые еще не перешли на евро.

Экономическая политика

Согласно статьям III-177 и 178 экономическая политика ЕС направлена на тесную координацию ее в странах-членах Союза, их внутреннего рынка и установление общих целей. В свою очередь страны-члены ЕС при осуществлении своей экономической политики должны содействовать достижению общих целей Союза. Речь идет при этом о согласовании их экономической политики с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.

В статье III-179 рассматриваются нововведения в реализацию общей экономической политики ЕС:

Европейская комиссия может передавать свое мнение непосредственно той стране-члену ЕС, экономическая политика которой не соответствует основным признакам общей политики ЕС или несет опасность надлежащему функционированию экономического и валютного союза (а не Евросовету, который принимает решение);

Когда Евросовет высказывает в адрес какой-либо страны-члена ЕС свое мнение по определенному вопросу, то эта страна не принимает участие в голосовании по нему.

При чрезмерном дефиците национального бюджета в Конституции ЕС предусматриваются следующие изменения (статья III-184):

Если Еврокомиссия имеет мнение, что в стране-члене ЕС существует чрезмерный дефицит ее бюджета или он мог бы появиться, то это мнение непосредственно доводится до этой страны (а не через Евросовет);

Роль Еврокомиссии усиливается также и при решении по поводу чрезмерного дефицита, а именно, Евросовет, получив предложение Еврокомиссии о преодолении этого дефицита, может его отклонить только посредством единогласного решения. Т.е. рекомендации Евросовета в этом вопросе должны базироваться, прежде всего, на мнении Еврокомиссии;

Сама та стран, о чрезмерном дефиците бюджета которой принимается советом решение, в голосовании по нему не участвует (за исключением вопроса о мерах по установлению размера дефицита);

Применяемые для этого положения о квалифицированном большинстве требуют не более 2/3 голосов стран-членов ЕС, а не простого их большинства, а также 55% голосов стран-членов еврозоны, если они, по крайней мере, представляют 65% населения этих государств.

Валютная политика

Конституция ЕС вносит несколько изменений в валютную политику Союза. Прежде всего, она официально определяет евро в качестве валюты Европейского Союза и называет ее в качестве одного из своих символов (статья I-8). Конституция ЕС предусматривает также очень четкое распределение полномочий Союза в области валютной политики. Согласно нее Союз имеет исключительную компетентность в этой политике стран-членов ЕС, чьей валютой является евро (статья I-13). Те же его страны, которые еще не ввели евро, сохраняют свою компетентность в валютных вопросах. Институциональные положения о задачах и целях европейской системы центральных банков в целом остаются неизменными

В статье I-30 официально характеризуется понятие «Евросистемы»: ее образуют Центральный Европейский банк и центральные банки стран-членов ЕС, чьей валютой является евро, для проведения валютной политики. Конституция ЕС создает новое правовое положение для принятия как мер, которые необходимы для введения евро, так и, прежде всего, мер для текущего ее использования. Это положение заменяет существующее в настоящее время переходное положение статьи 123 договора о Европейском сообществе.

Конвент предложил предоставить больше автономии странам-членам ЕС, чьей валютой является евро, как в части возможности решать в Евросовете вопросы, связанные с ней, так и, прежде всего, с тем обстоятельством, что они делят общую валюту. Согласно статьям III-194 –196 страны-члены ЕС, входящие в еврозону, могут принимать меры по усилению координации и контролю соблюдения бюджетной дисциплины, вырабатывать конкретные руководящие указания для своей экономической политики, защищать общую точку зрения в финансовой области в соответствующих международных учреждениях и обеспечивать единое представительство в них, а также на конференциях. Согласно этим статьям только те страны-члены ЕС, которые входят в еврозону, имеют в Евросовете право голоса по этим вопросам.

Тот факт, что страны-члены ЕС, чьей валютой является евро, получают право голоса в соответствующих вопросах общей экономической политики, означает большой шаг вперед. Дело в том, что с вхождением десяти новых стран в Европейский Союз двенадцать его стран еврозоны оказываются, по существу, в меньшинстве до тех пор, пока остальные страны не выполнят критерии, необходимые для введения в них европейской валюты. Положения же Конституции ЕС дают возможность в переходной период принимать определенные решения только с помощью касающихся их стран.

В подразделе о переходных положениях называются далее другие случаи, когда аннулируется право стран-членов ЕС, не входящих в еврозону в вопросах финансовой политики (статья III-197), а именно, в части рекомендаций о многостороннем контроле и мерах по преодолению чрезмерного дефицита бюджета. Наконец, посредством Конституции ЕС усиливается роль его государств, входящих в еврозону, при приеме в нее других стран. Прежде чем Евросовет примет решение об этом, он должен учесть мнение стран еврозоны, которые, со своей стороны, вырабатывают его квалифицированным большинством.

В статьях III-197-202 о переходных положениях также устанавливается:

Определение стран-членов ЕС, в отношении которых действует исключительное правило о применимости положений Конституции ЕС, которые к этим странам не относятся, а также об их праве голоса (статья III-197);

Процедура для введения евро в стране-члене ЕС, после того как выполнены критерии сближения (статья III-198);

Особые положения для стран-членов ЕС, в отношении которых действует особое правило (статья III-202).

Не внося основополагающих изменений, Конституция ЕС обеспечивает также существенное упрощение этих положений, что улучшает их понимание и последующее применение для граждан Союза. Конституция ЕС расширяет область применения голосования посредством квалифицированного большинства.

Только некоторые положения и впредь должны приниматься в Евросовете единогласно, а именно:

Принятие мер по замене протокола о процедуре действий при чрезмерном бюджетном дефиците, в котором определяются критерии конвергенции (сближения) для введения евро(статья III-184);

Особые задачи Европейского Центрального банка (ЕЦБ) в области надзора за кредитными институтами (статья III-185);

Установление курса при замене национальной валюты соответствующей страны-члена ЕС на евро (статья III-198).

Конституция ЕС определяет также важную роль Европарламента при распространении области применения надлежащей законодательной процедуры на:

Условия и способ контроля экономической политики(статья III-179);

Изменение некоторых положений в уставах Евросистемы центральных банков и ЕЦБ;

Требуемые при использовании евро мероприятия (статья III-191).


Это одна из статей, входящих в серии:
Политическое устройство
Европейского Союза

Зарубежная политика

? ?


1.1. Фаза 1

1969/1970: План "Вернера" ​​предусматривает трех-этапное введение общей валюты к 1980 г. 1972: Европейское валютное объединение (или "гадюки в тоннеле") предусматривает отклонения на менее 2,25% от каждой из европейских валют и от лейт-курсу $-доллара. 1973: Разрушение Бреттон-Вудской системы, происходит первый нефтяной шок, первая попытка создания общей валютной системы не удается.

1.2. Фаза 2

1979: Создание Европейской валютной системы; Создание экю как искусственной европейской денежной единицы, которая состоит из корзины всех валют (различное соотношение валют). Архитекторы этого объединения, Гельмут Шмидт и Валери Жискар д"Эстен , мотивируют создания этой системы уменьшением изменчивости курсов. Экю состояло из относительной веса ВНП государств-членов друг к другу. Необходимо было создать валютный механизм и механизм интервенций. "Решетка паритетов" подменила "змею" именем, но механизм остался неизменным. При достижении валютными курсами определенных пределов (2,25%) государства были обязаны осуществлять интервенции.

1.3. Фаза 3

1989: Принятие отчета Европейской комиссии Жака Делора, который предусматривает трех-этапное создание ЕВЕС. 1990: Первый этап ЕВЕС вступает в силу, за которым либерализуется движение денег и капитала между государствами, сильнее контролируется и координируется экономическая политика государств-членов, активизируется сотрудничество между центральными банками. 1992: Маастрихтским соглашением предусматривается создание ЕВЕС в трех этапах до 1999 г. 1993: После колебаний в рамках европейской валютной системы тоннель колебания был расширен от 2,25% до 15%. Курсы валют часто менялись, с 1993 англ. фунт и итальянская лира покидают ЕВЕС. Де-факто образуются система свободного плавания. 1994: Второй этап ЭВС вступает в силу в Франкфурте на Майне основывается (объеме), предшественник ЕЦБ . 1997: Пакт стабильности и экономического роста, создания валютного механизма 1998: Основание ЕЦБ на место объеме. 1999: Безвозвратное установления курсов соотношение между валютами государств-членов, внедряющих евро . С этого момента проводится совместная валютная политика в евро . Все расчеты ведутся в евро . 2002: В наличном обращении появляется евро . Все национальные валюты государств-членов, участвующих в ЕВС, теряют силу.

2. Юридические основы

  • Пакт о стабильности и экономическом росте: Только во время регресса или в случае возникновения природных катастроф дефицит может превышать 3% ВНП. На страны с показателями за этими пределами предусматривается наложение санкций, которые составляют мин. 0,2 и макс. 0,5% ВВП. После двух лет предполагается трансформировать эти санкции в штрафы.

3. Органы ЕС, ответственные за монетарную политику

3.1. Органы ЕСЦБ

Основание ЕЦБ , который вместе с национальными банками других 25 государств-членов ЕС составляет ЕСЦБ, является весомой заслугой национальных государств, которые смогли отдать большую часть своего суверенитета в области монетарной политики на над-государственный уровень. Органы ЕСЦБ:

1. Совет ЕЦБ, к которой принадлежит как Директорий, так и президенты центральных банков государств-членов, участвующих в евро (в наше время 17). Является главным органом принятия решений в ЕСЦБ. Выдает обязывая стратегические направления, принимает решения и постановления по денежной политике. Впрочем, решение о (между-) валютной и внешнеэкономической политики принимаются Советом ЕЦБ совместно с Советом "Екофин". Нужно отметить интересный аспект структуры ЕСЦБ, что касается децентрализации. Согласно этому, решение по регулированию денежного рынка принимаются централизованно (в том числе и с участием центральных банков государств-членов), но реализация политики происходит за соответствующим приказом ЕЦБ на уровне национальных центральных банков. 2. Директорий, к которому относятся президент, вице-президент и четыре других членов ЕЦБ. Отвечает за денежную политику в соответствии с направлениями и решениями совета ЕЦБ и является исполнительным органом. Члены директории назначаются Советом Министров ЕС РМ по рекомендациям Европейского Совета . 3. В расширенной совета ЕЦБ относятся также президенты всех центральных банков государств-членов (27). Она выполняет роль предшественника ЕЦБ - Европейского Валютного Института. В ее деятельности в частности относится надзор за Европейским валютно-курсовым механизмом II, предусматривает максимальные колебания на 2,25% от ведущего курса евро. 4. Существуют также 13 комитетов, которые своей деятельностью помогают принятию решений ЕЦБ / ЕЦБС, например по вопросам бухгалтерского учета, банковского надзора и т.д..

Следует отметить высокий уровень независимости ЕЦБС, который охватывает как сам ЕЦБ, так и все центральные банки ЕСЦБ. Самую независимость можно разделить на четыре аспекта:

А) институциональная независимость: никакая организация ЕСЦБ или члены комиссий по принятию решений не имеют права выполнять любые приказы любых органов ЕС или государств-членов; б) персональная независимость: президент ЕЦБ выполняет свои функции в течение 5 лет, члены директории 8 лет; в) функциональная независимость: Главные стратегические направления ЕЦБ заключаются в обеспечении стабильности цен (Индекс потребительских цен относительно прошлого года менее 2%) и поддержке общей политики ЕС, если последнее возможно без какого-либо негативного влияния на выполнение первой цели. г) финансовая независимость: ЕЦБ собственный капитал и бюджет.

3.2. Рада "Екофин"

Рада "Екофин" (происходит от англ. "Economic and Financial") является центральным комитетом по координации экономической и валютной политики, членом которого является все 27 государств-членов. В рамках этого комитета министры экономики и финансов кроме выше указанной координации проводят дискуссии с ЕЦБ и Комиссаром ЕС по валютным вопросам, принимают решение о Пакта стабильности и экономического развития и тому подобное.

3.3. Комитет по экономическим и социальным вопросам

Указанный комитет был создан уже в 1957 г. в рамках Римских соглашений. Его главная цель состоит в защите интересов различных групп в процессе создания внутреннего рынка и европейской интеграции. Состав этого комитета можно разделить на три группы: работники, работодатели и группа лиц с различными интересами, напр. из аграрного сектора и т.д..

4. Инструментарий монетарной политики ЕЦБ

ЕЦБ использует агрегат М3 денежной массы как ранний показатель изменения уровня цен.

Инструментарий ЕСЦБ можно разделить на три главные группы:

А) Операции на открытом рынке: Покупка (экспансивная монетарная политика) и продажа (рестриктивная монетарная политика) ценных бумаг центробанком на открытом рынке. 1) Главный инструмент рефинансирования : тендеры на покупку / продажу высоколиквидных активов или на операции "репо" (процентная ставка 2,5%) 2) Долгосрочные операции рефинансирования (трехмесячный рефинансирования) 3) Операции с целью "тонкого" регулирования: операции спорадического типа 4) Структурные операции: см.. iii).

б) Постоянные фацилитеты: частные банки могут проводить с ними операции любое время по собственной инициативе и без каких-либо ограничений.

1) Кредиты "овернайт" (процентная ставка 3,5%) 2) Фацилитет на вклады (процентная ставка 1,5%): Вклад остаточных денег

в) Минимальный заказ: Кредитные институты обязаны держать минимальные резервы на счетах центробанков. Минимальные резервы подсчитываются по формуле "минимальные резервные ставки", умножить на расчетную базу кредитного института.

г) "Кредитор последней инстанции": центробанки могут выполняют в банковских кризисах функции кредиторов последней инстанции.


Источники

? в ? Евро
Темы

Еврозона ? Графический знак евро? Лингвистические вопросы? Международный статус и использования? еврокалькуляторы? Экономический и монетарный союз ЕС

Управления
История
Связанные темы

Экономика Европейского союза ? Экономика Европы ? Эоне ? Европейская межбанковская ставка предложения ?

Идеи объединения европейских государств имеют гораздо более долгую историю, чем можно было бы предположить. Они нашли воплощение как в книгах, статьях и публичных выступлениях известных общественных деятелей, писателей и философов, так и в материалах международных конференций и заключённых международных договорах. Формат настоящей заметки не позволяет детально раскрыть историю создания Европейского Союза, однако, знание этой истории категорически важно для понимания фундамента ЭВС, поэтому мы постараемся коротко, но ёмко описать основные вехи развития идеи единой Европы и воплощения её в современном ЕС.

«Отцом» идеи евроинтеграции принято считать английского предпринимателя, философа и квакера Уильяма Пенна, опубликовавшего в 1693 г. «Эссе о настоящем и будущем мире в Европе», предлагающее создание европейского парламента . В 1728 г. Шарль-Ирене́ Касте́ль, аббат Сен-Пьер, проповедовавший вечный мир, выдвинул идею создания европейской лиги из 18 суверенных государств с общим бюджетом, отсутствием границ и экономическим союзом . В 1814 г. Анри Сен-Симон и Огюстен Тьерри опубликовали эссе «Реорганизация европейского общества» (“De la réorganisation de la société européenne”), содержащее идею формирования европейской парламентской федерации. Интересно отметить, что по окончании Наполеоновских войн Наполеон Бонапарт и Александр I высказывали сходные соображения о создании европейскими государствами постоянного союза. В 1834 г. Джузеппе Мадзини стал одним из организаторов ассоциации «Молодая Европа», члены которой были убеждены в создании в ближайшем будущем европейской федерации . Эти убеждения были разделены Виктором Гюго в 1847 г., а в 1867 г. на конгрессе Лиги мира и свободы к нему присоединились Джузеппе Гарибальди и Джон Стюарт Милль. На этом конгрессе русский философ-анархист Михаил Бакунин выступил с речью , содержащей, помимо прочего, следующее заявление: «Для достижения триумфа свободы, справедливости и мира в европейских международных отношениях и для обеспечения невозможности гражданской войны между составляющими европейскую семью народами существует единственный путь: создание Соединённых Штатов Европы». После Первой мировой войны идеи единой Европы (свобода, мир, экономическое процветание, культура) получили продолжение и развитие в 1923 г. в книге «Пан-Европа» , написанной основателем Панъевропейского союза графом Ричардом Николаусом Куденхове-Калерги. Примерно в это же время Л.Д. Троцкий провозгласил слоган «За Советские Соединённые Штаты Европы» . В 1929 г. премьер-министр Франции Аристи́д Бриа́н выступил перед Ассамблеей Лиги Наций с идеей федерации европейских государств, основанной на солидарности и стремлении к экономическому процветанию, политическому и социальному взаимодействию . Эту идею поддержали многие известные экономисты, в т.ч. и Дж.М. Кейнс. На той же Ассамблее выступил министр иностранных дел Германии Густав Штреземан, предложивший введение единой Европейской валюты .

К сожалению, вышеописанным идеям не суждено было быть претворёнными в жизнь и обеспечить мир и стабильность в Европе: началась Вторая мировая война. Можно говорить о том, что после Второй мировой войны сторонники единой Европы перешли от идей к действиям. С этого момента указанные идеи — уже не достояние прогрессивных мыслителей, а насущная необходимость на повестке дня международных конференций. Нужно ли уточнять, что в описываемое время идеи интеграции рассматривались исключительно в политических целях — как гарантия сохранения мира в будущем, предотвращения новой войны?

Итак, в 1951 г. был подписан и в 1952 г. вступил в силу Парижский договор об учреждении Европейского Общества Угля и Стали (ЕОУС). Его участники — Бельгия, Франция, Люксембург, Голландия и Западная Германия — обязались принять меры для снятия барьеров в торговле углём и сталью. Исполнение этих обязательств привело к небывалому росту объёмов торговли этими ресурсами, а также рационализации их добычи . Соглашение было заключено на срок 50 лет и прекратило своё существование в 2002 г., будучи уже неактуальным.

В 1955 г. в Мессине (о. Сицилия, Италия) министры иностранных дел стран-участниц ЕОУС договорились о движении к созданию объединённой Европы посредством развития общих учреждений, прогрессивного объединения национальных экономик, создания общего рынка и гармонизации социальной политики. Результатом этих договорённостей стали Римские договоры: Договор о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского Сообщества по Атомной Энергии (Евратом), подписанные в 1957 г. и вступившие в силу в 1958 г. Сразу оговоримся, что последний представляет для нас мало интереса, т.к. не оказал существенного влияния на формирование ЕС и, тем более, ЭВС. Напротив, Договор о создании ЕЭС чрезвычайно важен в истории ЭВС, будучи первым соглашением, заложившим долгосрочные цели координации экономической и валютной политики для создания в будущем ЭВС.

В том же 1957 г. был сделан и другой шаг к созданию союза: подписана конвенция, по которой управление ЕОУС, ЕЭС и Евратом осуществлялось едиными Европарламентом (законодательство, бюджет и контроль Еврокомиссии), Европейским судом (высший суд ЕС), и Экономическим и Социальным Комитетом. Дальнейшее усовершенствование структуры органов союза произошло в 1967 г., когда были учреждены единые Совет ЕС (законодательство) и Комиссия ЕС (высший исполнительный орган) .

В 1969 г. на саммите в Гааге членами ЕЭС стали Великобритания, Дания, Норвегия и Ирландия. Кроме того, что особенно важно в контексте рассматриваемой темы, было принято решение о составлении плана перехода к ЭВС, и экспертная группа под руководством премьер-министра и министра финансов Люксембурга Пьера Вернера создала такой план к 1970 г., однако, крах Бреттон-Вудской валютной системы и рост цен на золото вынудили отложить дальнейшие действия до 1988 г., когда комитетом Делора (по фамилии председателя Еврокомиссии) был определён трёхэтапный план введения ЭВС и создание Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) .

Некоторые авторы считают, что состояние мировой и европейской экономики, а также политические разногласия привели к торможению или даже остановке интеграционного процесса в 1970-85 гг. Однако именно в это время был предпринят важнейший шаг на пути к ЭВС — в 1973 г. была создана Европейская валютная система, просуществовавшая до 1998 г. В её основу легли (1) механизм валютных курсов; (2) международная расчётная единица — экю; (3) Европейский фонд валютного сотрудничества; (4) продление Европейских кредитов.

Кроме того, уже в 1986 г. был подписан и в 1987 г. вступил в силу Единый Европейский Акт, давший большой толчок интеграции. Упрочение единого рынка без внутренних границ со свободным движением товаров, услуг, капитала и граждан — основные установление Единого Европейского Акта в интересующем нас контексте. Принято считать, что Акт создал единый рынок и подготовил страны ЕЭС к объединению, проложив дорогу к Маастрихтскому договору.

Маастрихтский договор или Договор о Европейском Союзе был подписан в 1992 г. и вступил в силу после ратификации в 1993 г. Договор создал систему «трёх опор» ЕС — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел. Нас интересует первая опора, в рамках которой Договор положил начало ЭВС и установил действующие и поныне критерии вступления: (1) дефицит гос. бюджета не превышает 3% ВВП; (2) гос. долг менее 60% ВВП; (3) 2-летняя стабильность курса национальной валюты; (4) инфляции не превышает более чем на 1,5% среднего значения 3 стран-участниц ЕС с наиболее стабильными ценами; (5) долгосрочные процентные ставки по гос. облигациям не превышают более чем на 2% среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией .

Маастрихтский договор, безусловно, сыграл огромную роль в процессе формирования ЕС, но его текст был далёк от совершенства, поэтому в 1997 г. был подписан и в 1999 г. вступил в силу Амстердамский договор, вносящий значительные по объёму и важности поправки в договоры о ЕС и ЕЭС. Именно этот документ и конференция, на которой он был подписан, являются ключевыми в формировании ЭВС.

Так, в рамках межправительственной конференции в Амстердаме были подготовлено принятие Советом ЕС двух регламентов: «Об усилении контроля над состоянием государственных бюджетов» и «Об ускорении и разъяснении выполнения процедуры сверхнормативного дефицита» , призванных создать условия для перехода к евро. В 1998 г. были также определены первоначальные участники Еврозоны — Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция . В 1999 г. национальные валюты этих стран были заменены на евро по установленным Европейским Центральным Банком (ЕЦБ) курсам .

Несмотря на то, что формирование ЕС не закончилось Амстердамским договором, последующие акты, хоть и имеют колоссальное значение с точки зрения политико-правового устройства ЕС, сыграли малую роль в оформлении ЭВС, поэтому мы ограничимся самым кратким указанием на их содержание.

В 2001 г. был подписан и в 2003 г. вступил в силу Ниццкий договор, внёсший коррективы в порядок функционирования органов ЕС и управления его делами. Затем была предпринята попытка принятия Конституции Европы: проект был подписан в Риме в 2004 г., но граждане Франции и Голландии на референдумах отвергли Конституцию, и Европейский совет в связи с этим принял решение отказаться от её принятия. Поскольку в связи с этим ряд проблем остались нерешёнными, в 2007 г. был подписан и в 2009 г. вступил в силу Лиссабонский договор. Он внёс изменения в Договоры о ЕС и ЕЭС (последний стал называться Договором о функционировании ЕС — ДФЕС), наделил ЕС международной правосубъектностью и повысил эффективность и демократичность принятия решений в ЕС .

Рассмотрим функции и полномочия ЕС, его органов и организаций в вопросах, касающихся ЭВС. Во-первых, следует указать на общее разграничение соответствующих полномочий между ЕС и странами-участницами. Во-вторых, мы опишем полномочия неспециализированных органов, таких как Совет ЕС и Европарламент, Еврокомиссия, Суд ЕС. В-третьих, мы уделим особое внимание полномочиям специализированных органов: ЕЦБ и ЕСЦБ, Европейской счётной палаты, Европейского инвестиционного банка.

В соответствии с п. «с» ч.1 ст.3 Договора о функционировании ЕС (ДФЕС) определение валютной политики стран Еврозоны (19 — Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Эстония) относится к исключительной компетенции Союза. Регулирование же внутреннего рынка Союза является вопросом совместной компетенции Союза и стран-участниц согласно п. «с» ч.2 ст.4 ДФЕС; с целью содействовать регулированию внутреннего рынка создаётся Экономический и Финансовый Комитет (ст.134 ДФЕС).

Кроме того, в силу п. «с» ч.2 ст.4 ДФЕС к совместной компетенции Союза и стран-участниц принадлежит координация экономик стран ЕС; в развитие этого положения ст.5 ДФЕС указывает на необходимость координирования экономической политики между странами ЕС и наделяет Совет ЕС правом вырабатывать общие направления такой политики. В отношении стран Еврозоны Совет ЕС имеет дополнительные полномочия, а именно (1) повышенные координация и контроль над бюджетной дисциплиной; (2) установление направлений экономической политики (ст.136 ДФЕС).

Ст.119 ДФЕС устанавливает принципы функционирования ЭВС: стабильность цен, надёжность публичных финансов и валютных условий, устойчивость баланса платежей. Ст.126 ДФЕС управомочивает Еврокомиссию вести наблюдение за бюджетной ситуацией стран-участниц ЕС и, в случае возникновения сверхнормативного дефицита, информировать Совет ЕС, который, в ответ, адресует стране-участнице рекомендации по устранению дефицита. В случае невыполнения рекомендаций и сохранения дефицита Совет ЕС управомочен (1) требовать от страны публикации дополнительной информации перед выпуском облигаций и ценных бумаг; (2) предложить Европейскому Инвестиционному Банку пересмотреть кредитную политику в отношении страны; (3) требовать от страны беспроцентного депонирования в ЕС суммы надлежащего размера до устранения дефицита; (4) наложить штраф надлежащего размера. При принятии описанных мер голос представителя страны, в отношении которой принимаются меры, в Совете ЕС не учитывается.

Несмотря на высокую значимость решений и действий таких органов ЕС, как Совет ЕС, Еврокомиссия, Европарламент и Европейский совет, нужно признать, что наибольшую роль в функционировании ЭВС играют специализированные органы ЕС, в частности — ЕСЦБ и ЕЦБ.

Первостепенной целью ЕСЦБ, согласно ст.127 ДФЕС, является поддержание ценовой стабильности. Базовые задачи ЕСЦВ включают (1) определение и реализацию валютной политики ЕС; (2) проведение операций с иностранной валютой; (3) содержание и управление официальными иностранными резервами стран ЕС; (4) содействие беспрепятственному функционированию платёжных систем.

ЕСЦБ, согласно ст.8 Протокола №4 «О статуте ЕСЦБ и ЕЦБ» к ДЕС и ДФЕС (далее — Протокол №4), управляется органами принятия решений ЕЦБ, к коим ст.9.3 Протокола №4 относит Правление и Исполнительный комитет. Правление определяет направления и принимает решения для выполнения задач ЕСЦБ; формулирует валютную политику ЕС, включая промежуточные валютные цели, ключевые процентные ставки и размер резервов в ЕСЦБ. Исполнительный комитет претворяет в жизнь решения Правления посредством дачи инструкций национальным ЦБ.

Согласно ст.6.2 Протокола №4, ЕЦБ и с его одобрения ЦБ стран Еврозоны могут вступать в международные валютные организации; данное положение является одной из иллюстраций принципа, закреплённого в ст.14.3 Протокола №4: ЦБ стран Еврозоны — составные части ЕСЦБ и должны действовать в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ. Тем самым, вступая в Еврозону, страны теряют экономическую составляющую суверенитета. Более того, ст.9 Протокола №4 наделяет ЕЦБ наиболее широкой правоспособность по законодательству любой из стран Еврозоны, т.е. ЕЦБ не связан исключительной правоспособностью, характерной для банков. Также ст.14 Протокола №4 обязывает страны-участницы привести национальное банковское законодательство, в частности, законы о ЦБ в соответствие с требованиями ДЕС, ДФЕС и самого Протокола №4.

Заключения ЕЦБ должны запрашиваться как по проектам нормативных актов ЕС, так и по законопроектам стран Еврозоны в рамках компетенции ЕЦБ. Несмотря на то, что эмиссия евро осуществляется как ЕЦБ, так и ЦБ стран Еврозоны, только у ЕЦБ есть право разрешить эмиссию (ст.128 ДФЕС). В то же время, ЕЦБ имеет лишь консультативную роль в процессе определения Европарламентом и Советом ЕС меры, необходимых для обеспечения использования евро как единой валюты. В осуществлении своих полномочий ЕЦБ, ЦБ стран Еврозоны, и члены их управляющих органов независимы от ЕС и его органов, правительств стран Еврозоны, а также любых других органов и лиц (ст.130 ДФЕС). Ст.132 ДФЕС наделяет ЕЦБ правом, во исполнение его полномочий, издавать регламенты, решения, рекомендации и заключения; ЕЦБ вправе штрафовать за неисполнение его регламентов и решений.

Очень важные полномочия предоставлены ЕЦБ ст.18.2 (устанавливать общие принципы кредитных операций, в том числе условия совершения оных ЕЦБ и ЦБ стран Еврозоны) и ст.19.1 (устанавливать минимальные резервы, помещаемые национальными банками в ЕЦБ или национальные ЦБ) Протокола №4. Эти правомочия дают ЕЦБ эффективные рычаги контроля стоимости кредитования, а значит — контроля статики и динамики экономик стран ЕС. Более того, Правление вправе двумя третями голосов принять непоименованные в нормативных документах методы валютного контроля, которые посчитает уместными (ст.20 Протокола №4); тем самым, Правление свободно осуществлять любые экономические меры.

Говоря о полномочиях ЕС в вопросах ЭВС нельзя обойти вниманием Счётную Палату ЕС, которая в силу ст.287 ДФЕС уполномочена: (1) проверять доходы и расходы ЕС и всех его органов и организаций на предмет надёжности управления, законности и правильности; (2) оценивать надёжность счетов ЕС, легальность и правильность операций по ним; (3) запрашивать у органов и организаций ЕС, физических и юридических лиц-получателей средств бюджета ЕС, национальных органов информацию, необходимую для выполнения функций Палаты; (4) составлять и публиковать ежегодный доклад по итогам закрытия финансового года; (5) составлять специальные доклады или готовить экспертные заключения по запросам органов и организаций ЕС; (6) содействовать Европарламенту и Совету ЕС в контроле за исполнением бюджета.

Наконец, опишем полномочия Европейского Инвестиционного Банка (далее — ЕИБ). Ст.309 ДФЕС определяет задачу ЕИБ как содействие при помощи собственных ресурсов и ресурсов рынка капитала сбалансированному и устойчивому развитию внутреннего рынка ЕС. В этих целях ЕИБ на некоммерческой основе выдаёт странам-участницам, а также частным и публичным предприятиям кредиты и гарантии, обеспечивая финансирование: (1) развития менее развитых регионов; (2) проектов, направленных на развитие внутреннего рынка, если они не могут финансироваться за счёт внутренних средств стран-участниц; (3) проектов общего интереса для нескольких стран-участниц если они не могут финансироваться за счёт внутренних средств стран-участниц. В то же время, ЕИБ не вправе обязать заёмщика использовать заёмные средства на территории конкретной страны-участницы.

Согласно ст.6 Протокола №5 «О статуте Европейского Инвестиционного Банка» к ДЕС и ДФЕС (далее — Протокол №5) ЕИБ управляется Советом управляющих, Советом директоров и Управляющим комитетом. Совет управляющих (1) определяет общие направления кредитной политики ЕИБ; (2) принимает решение об увеличении капитала ЕИБ; (3) определяет принципы осуществления ЕИБ финансовых операций; (4) назначает членов Совета директоров и Управляющего комитета; (5) принимает решения об инвестировании в проекты вне ЕС; (6) утверждает годовой отчёт Совета директоров, годовой баланс и счёт прибылей и убытков; (7) утверждает процедуру ЕИБ; (8) исполняет иные статутные функции (ст.7 Протокола №5). Совет Директоров ЕИБ принимает решения о финансировании, о размере процентных ставок, комиссий и иных платежей; делегирует часть своих функций Управляющему комитету; контролирует положение дел банка; готовит, а после одобрения Советом управляющих публикует годовой отчёт (ст.9 Протокола №5). Управляющий комитет ведёт текущие операции ЕИБ и готовит решения Совета директоров (ст.11 Протокола №5).

Далее мы предпримем попытку увидеть обе стороны медали под названием ЕС: рассмотреть отягощающие Союз проблемы и оценить открывающиеся перед ним перспективы. Нельзя однозначно утверждать, что первые или вторые являются отрицательными или положительными. Одна из сложностей задуманного нами анализа состоит в том, что проблемы могут иметь положительный характер, несмотря на негативные коннотации самого понятия «проблема», тогда как перспективы могут оказаться не столько радужными, сколько мрачными.

Интересно, что ещё в середине XX в. французский министр иностранных дел Р. Шуман называл в качестве проблем Европы экономическое доминирование США, военное доминирование СССР и возможную войну с восстановившейся Германией . Сейчас ситуация кардинально переменилась: с распадом СССР военное доминирование в Европе перешло к США, а ФРГ и Франция стали фактически объединяющей и дисциплинирующей силой Европы. Единственное, что не изменилось со времён Шумана — экономическое доминирование США, сохранившееся, несмотря на создание ЭВС и введение евро. Таким образом, на текущий момент США владеют экономическим и военным рычагами давления на европейскую политику и, как недвусмысленно показывают последние события, активно этими рычагами пользуются.

Более того, существуют определённые основания утверждать, что экономическая и военная власть США над Европой имеет тенденцию возрастать. Так, урезание бюджета Пентагона, вызвавшее сокращение иностранного военного контингента США , демонстрирует лишь количественную сторону вопроса, тогда как с точки зрения качества проводимые регулярно учения, переподготовка и ротация личного состава указывают на усиление позиций. Обращаясь к экономической политике нельзя не отметить продолжающиеся переговоры между США и ЕС по поводу заключения договора о Трансатлантическом Торговом и Инвестиционном Партнёрстве (ТТИП). Интересно заметить, что многие авторы указывают на скрытность переговоров, отсутствие общественных консультаций и секретность текста (ЕС опубликовал только обзоры, причём уже под давлением общественности) ; на это представители ЕС отвечают, что каждый шаг переговоров освещался в прессе, и гражданское общество привлекалось к обсуждению . Также большой интерес представляет провидческое высказывание Виктора Гюго в его речи 1849 г.: «Придёт день когда мы увидим. . . Соединённые Штаты Америки и Соединённые Штаты Европы лицом к лицу, тянущиеся друг к другу через океан» .

Полагаем, что заключение договора было отложено лишь в силу значительного общественного резонанса и неприятия. Почему, если сторонники договора обещают укрепление конкурентоспособности США и ЕС, снижение торговых барьеров, повышение защиты интеллектуальной собственности, рост экономики? Возможно потому, что указанные шаблонные обещания имеют вполне очевидную направленность — заключение ТТИП, безусловно, благо, но только для транснациональных корпораций (далее — ТНК), а не для рядовых граждан. Последние могут ожидать иных последствий, в частности, потерь трудовых доходов вкупе с сокращением доли труда и рабочих мест . Не менее негативный прогноз для государств ЕС, которые могут ожидать потерь в чистом экспорте, чистых убытков по объёму ВВП и повышения финансовой нестабильности . Более того, специалисты по защите прав потребителей и эксперты по международному праву в один голос утверждают, что ряд положений ТТИП передадут власть правительств и гражданского общества в руки ТНК .

Уделяя повышенное внимание внешним проблемам ЕС, нельзя забывать о проблемах внутренних, гораздо более многочисленных. Во-первых, с течением времени претерпел значительное изменение механизм принятия решений в ЕС. Первоначально решения принимались единогласно; попытка введения принципа квалифицированного большинства в 1965 г. встретила резкое противостояние со стороны Франции, что в конечном итоге привело к сохранению принципа единогласия вплоть до подписания Единого Европейского Акта . После 1986 г. круг вопросов, решения по которым принимаются квалифицированным большинством, неуклонно расширяется, что говорит о снижении демократичности ЕС и ведёт к феномену, получившему название «тирания большинства».

Во-вторых, 7 стран-участниц ЕС всё ещё не стали членами Еврозоны, но обязаны вступить, когда критерии вступления будут соблюдены. В этой связи нельзя не упомянуть пример Греции (член ЕС с 1981 г.), ставшей членом Еврозоны в 2001 г. в результате фальсификации бюджетных показателей, признанной впоследствии греческим правительством . Греция, чья экономика ориентирована, прежде всего, на традиционную, но низко рентабельную сельскохозяйственную сферу, ожидала от членства в Еврозоне стабильности и экономического роста за счёт притока средств из других стран Еврозоны. Как и другие страны со слабо индустриализированной или в целом слабо развитой экономикой Греция ошиблась, приняв следствие за причину. Предполагаем, что логика правительств таких стран следующая: вступление в Еврозону позволит разделить благосостояние с нынешними её членами. Однако благосостояние первоначальных членов Еврозоны было не следствием, а причиной её образования. Таким образом, очевидно, что присоединение к Еврозоне не улучшает макроэкономические показатели страны автоматически, напротив, их улучшение зависит лишь от собственных усилий страны, от сбалансированной и продуманной политики экономического развития; потому ряд этих показателей и был принят в качестве критериев для вступления страны в Еврозону.

Надо признать, что Греция — не только наиболее разительный, но и единичный пример, однако, экономический кризис, зародившийся на рынке закладных в США, выявил ранее скрытые проблемы в ЕС. Наибольшее количество неплатежей по потребительским и ипотечным кредитам обнаружилось в Италии, Испании, Португалии, Латвии, Венгрии, Ирландии, Исландии. Объясняют это аналогично нашей вышеприведённой логике: позднее вставшие на путь модернизации и индустриализации, эти страны приняли следствие за причину, проявив неосмотрительность при вступлении в Еврозону и принятии на себя связанных с этим финансово-бюджетных обязательств .

В третьих, существуют две страны, проявившие осторожность и не связавшие себя обязательством вступления в Еврозону. Эти страны Великобритания и Дания. Казалось бы, что могло удержать развитые страны от вступления в Еврозону? Возможно, чёткое осознание иллюзорности допущения, лежащего в основе ЭВС: нестабильность валютных курсов вредит торговому объединению, поэтому необходима стабилизация валютных курсов, а при её достижении сохранение национальных валют теряет смысл . Однако справедливо отмечается, что положительное влияние стабильности курсов валют на торговлю доселе не доказано , тогда как утрата финансового суверенитета в настоящее время означает практически полный отказ от суверенитета.

Положение Великобритании на данный момент особенно интересно, так как до конца 2017 г. гражданам предстоит на референдуме решить, останется ли страна участницей ЕС . Такая постановка вопроса связана с беспрецедентным притоком иммигрантов из Африки, вызванным рядом военных конфликтов (преимущественно в Ливии и Сирии). Великобритания же, как и многие другие страны ЕС, недовольна политикой размещения мигрантов на территории всех стран-участниц. Данная ситуация повлияет не только на решение граждан Великобритании о сохранении членства страны в ЕС, но и на экономическое положение всех стран, ведь сами по себе процедуры, связанные с принятием большого количества мигрантов, достаточно дорогостоящи, не говоря уже о выполнении социальных обязательств государств по отношению к беженцам, когда мигранты официально получат статус таковых.

Структура Европейского Союза.

История возникновения и развития Европейских сообществ.

Вопросы, выносимые на обсуждение

Тема 5. Общая характеристика Европейского Союза как особого интеграционного объединения государств

В рамках семинарского занятия необходимо рассмотреть следующие вопросы. Во-первых, выяснить причины возникновения европейской интеграции во 2 половине XX века, во-вторых, проанализировать цели и задачи первых европейских объединений (ЕОУС, Евроатом, ЕЭС), в-третьих, охарактеризовать структуру Европейского Союза и дать общую характеристику его главных органов и, наконец, проанализировать основные сферы деятельности Европейского Союза и Европейского сообщества. Также необходимо уделить внимание вопросу сотрудничества ЕС и РФ.

послевоенное развитие идеи единой Европы. Гаагский конгресс сторонников объединения Западной Европы 1948. и его значение для становления моделей европейской интеграции. План Шумана - решение послевоенных проблем. Декларация Шумана 9 мая 1950 года;

цели и пределы западноевропейской интеграции. Экономическая и политическая интеграция. Создание Европейского объединения угля и стали. Договоры 1957 года об учреждении Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии;

развитие Европейской интеграции: Единый европейский акт 1986 года, Договор о Европейском Союзе 1992 года. Амстердамский договор 1997 года, Ниццкий договор 2001 года и реформа Европейского Союза.

цели и задачи Европейского Союза, закрепленные в Договоре о Европейском Союзе;

принципы деятельности Европейского Союза;

структура Европейского Союза: Европейские Сообщества, ОВПБ, СПСО. Расширение компетенции Европейского Союза.

3. Институты Европейского Союза: порядок организации и деятельность.

понятие и характеристика институтов Европейского Союза;

Совет ЕС: состав, полномочия, порядок работы и принятия решений;

Европейский парламент: историческое предназначение, порядок формирования, структура Европарламента, его полномочия, порядок работы;

Комиссия Европейского Союза: состав, процедура назначения членов, полномочия, порядок работы;

Суд Европейских Сообществ: состав, принципы юридического статуса судей и генеральных адвокатов, юрисдикция Суда ЕС. Суд первой инстанции: состав и полномочия;

Счетная палата (палата аудиторов): состав, полномочия.

Формирование экономического и валютного союза. История создания ЭВС. Экономический союз: общая характеристика деятельности и институциональная основа функционирования. Валютный союз: правовая основа функционирования и порядок образования. Европейская система центральных банков. Политика занятости и социальная политика Европейского сообщества.