Эссе по обществознанию егэ структура фразы-клише типичные ошибки. Как писать эссе по обществознанию на егэ Обществознание егэ клише эссе

1)Внимательно изучить высказывание, уяснить его содержание

(разобрать предложение по составу)

2)Рассмотреть в какой сфере находится данное высказывание

3)Постановка проблемы

4)Составление плана изложения:

I. Формулировка проблемы

III. Аргументация своей позиции (без «Я считаю»)

IV. Собственная позиция

Клише для определения собственной позиции:

Анализируя высказывание, можно отметить…

Это можно опровергнуть тем, что…

Кажется на первый взгляд верным…

Опровергается тем, что…

Пример работы с черновиком для эссе на тему высказывания И. Шерра: «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой».

1.Смысл высказывания Автор считает неравенство людей естественным
2. Многоаспектность Неравенство можно рассматривать в разных смыслах: психофизическое, социальное, правовое. Первое, действительно, естественно; о социальном можно спорить; требование равенства всех людей в правах – одна из основных ценностей современного мира.
3. Свое мнение Можно согласиться с автором лишь частично. С одной стороны, есть разные виды неравенства. С другой стороны, социальное неравенство является не только источником развития человеческого общества, но и вызывает острые конфликты.
4. Основные обществоведческие понятия Социальная структура общества, социальная дифференциация, социальная стратификация, критерии социальной стратификации, социальные слои, правовое государство, социальная справедливость.
5. Основные теории Теория социальной стратификации П. Сорокина, идеи утопического социализма Т. Мора, Р. Оуэна, К. Маркса.
6. Примеры Неудачные попытки построить общество всеобщего равенства в СССР. Резкое различие в уровне доходов высших и низших слоев современного российского общества. Социальные революция как последствия резкого социального неравенства.

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 (ЕГЭ): СТРУКТУРА, ФРАЗЫ-КЛИШЕ, ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

Если выпускник неверно раскрыл смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему, и эксперт выставил по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется, и по остальным критериям (K2, KЗ) выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание C9 Баллы
K1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании
K2 Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют) ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
K3 Качество фактической аргументации
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников)
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления ИЛИ приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа
Фактическая информация отсутствует ИЛИ приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
Максимальный балл

Структура эссе

1. Цитата.

3. Смысл высказывания.

4. Собственная точка зрения.

5. Аргументация на теоретическом уровне.

6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

Выбор высказывания

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что

Владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;

Чётко понимаете смысл высказывания;

Можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);

Знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);

Сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.



2. Определение проблемы высказывания
Чёткая формулировка проблемы высказывания!

3.АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ . Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях...

Глобализации общественных отношений;

Формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

Обострения глобальных проблем современности;

Особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

Развития международной интеграции;

Современной рыночной экономики;

Развития и преодоления мирового экономического кризиса;

Жесткой дифференциации общества;

Открытой социальной структуры современного общества;

Формирования правового государства;

Преодоления духовного, нравственного кризиса;

Диалога культур;

Необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

4. Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:

«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»

5. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:

«А не задумывались ли вы над тем, что...?»

6-7. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.

8. Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
«Таким образом, можно сделать вывод...»
«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»

Оформление эссе

Нужно помнить, что эссе - небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки , уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.
Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.
Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

Краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);

Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

Указания на альтернативные варианты решения проблемы.

12 Сен 26.09.2017

Как писать эссе? ЕГЭ по обществознанию, задание № 29

Последнее задание КИМ ЕГЭ по обществознанию принято считать самым сложным. На написание мини-сочинения экзаменаторы ФИПИ отводят 45 минут. Правильное выполнение задания дает максимально возможное количество первичных баллов.

В этом кратком руководстве я расскажу, как максимально просто и быстро написать эссе.

Критерии оценки эссе

Для начала посмотрим на формулировку задания №29 из демоверсии ЕГЭ по обществознанию:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников).

Философия
«Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В.А. Амбарцумян).
Экономика
«Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).
Социология, социальная психология
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г. Ананьев).
Политология
«„Разделяй и властвуй“ - мудрое правило, но „объединяй и направляй“ ещё лучше» (И.В. Гёте).
Правоведение
«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони).

Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с . Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

  1. Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.
  2. По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.
  3. Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

Пример: Автор высказывания, американский экономист Пол Хейне , утверждает, что механизм спроса и предложения регулирует отношения участников рынка.

2) Формулируем собственную точку зрения : я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается .

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.

Среди всех предметов ЕГЭ 2019 года экзамен по обществознанию традиционно будет популярен, а это значит, что уже сегодня 11-тиклассникам стоит поинтересоваться, какой должна быть структура эссе, а также какие клише можно использовать при написании мини-сочинения.

Предлагаем более детально разобрать особенности задания №29 КИМов по обществознанию, а также узнать, какие советы дают выпускникам опытные педагоги и репетиторы ЕГЭ.

Что изменится в ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

В связи изменениями, которые коснуться заданий 25, 28 и 29, суммарный первичный балл ЕГЭ 2019 года по обществу возрастет до 65 баллов (в 2018 году данный параметр составлял 64 балла).

ФИПИ официально сообщил, что запланированы такие изменения:

Более подробно об изменениях, которые вступят в силу в 2018-2019 учебном году читайте в документе.

Для эссе в спецификациях отводят 45 минут, но репетиторы рекомендуют оставить на мини-сочинение минимум 60-90 минут из всего экзаменационного времени, составляющего в 2019 году 235 минут (почти 4 часа).

Критерии оценивания ЭССЕ

Основным при оценивании эссе будет критерий 29.1 (наличие раскрытия смысла высказывания). При этом важно раскрыть суть, не дублируя саму фразу.

Важно! Если по первому же критерию эксперты выставляют «0» балов, то эссе далее не проверяют и за все 29 задание экзаменуемый получает «0».

Также будут обращать внимание на такие важные нюансы работы, как:

  • корректность теоретических положений;
  • грамотность объяснения ключевых понятий
  • логичность и связанность рассуждений;
  • актуальность примеров (они должны быть из разных источников);
  • раскрытие разных взглядов и разных позиций относительно рассматриваемого вопроса;
  • наличие выводов.

Поскольку за грамотно написанное эссе на ЕГЭ 2019 года по обществознанию можно получить 6 первичных баллов, стоит позаботиться, чтобы структура мини-сочинения была правильной, а приведенные примеры – актуальными.

Также важно помнить, что объем мини-сочинения по обществознанию должен быть в пределах 150-450 слов. Впадать в крайности не рекомендуется, ведь на оценке может одинаково негативно сказаться, как погранично малое, так и слишком большое количество слов. Особенно, если, несмотря на многословность, автор так и не раскроет в работе суть вопроса. Оптимальный объем – 350 слов (примерно 2-3 листа прописного текста при среднем размере букв).

Важно! При оценивании сочинения на экзамене по обществознанию не учитывают допущенные выпускником орфографические ошибки. Исключением может стать тот случай, когда ошибка допущена в написании важного термина или понятия.

Структура эссе

Несмотря на то, что ЕГЭ по обществознанию в 2019 году ожидают небольшие изменения, структура эссе осталась прежней и включает такие 7 пунктов:

Отталкиваясь от этого плана можно и нужно создавать свои мини-сочинения, привлекая аргументы и примеры из разных сфер: истории и политики, экономики и права, философии и социологии. При этом, раскрывая выбранную вами тему можно использовать примеры из разных блоков, объединенных дисциплиной «обществознание».

Темы 2019 года

Какие именно высказывания будут предложены 11-тиклассникам в 2018-2019 году, никто не знает. Существует некоторый банк проблем, актуальных для основных тем обществознания, на которые можно ориентироваться в ходе подготовки к ЕГЭ.

Клише для мини-сочинения

Стоит ли искать готовые сочинения для ЕГЭ по обществознанию?

На самом деле идея найти и выучить готовые варианты эссе посещает многих выпускников на этапе подготовки к экзаменам. Но, тут стоит быть особенно аккуратным, ведь в интернете достаточно много неактуальной информации. Даже примеры, размещенные на сайте ФИПИ – это работы 2013 года, а с тех пор произошло немало изменений в критериях оценивания данного задания. Более того, не стоит рассчитывать получить высокий балл за типовой вариант сочинения, ведь эксперты, работающие на ЕГЭ уже не один год, тоже отлично знают эти тексты.

Вывод – необходимо искать не готовый текст, а клише и умные мысли, которые можно «нанизывать» на приведенную выше структуру, получая свое уникальное эссе для ЕГЭ 2019 года. Предлагаем вам подборку таких заготовок:

Секреты хорошего мини-сочинения

Для того, что бы ваше эссе получилось целостным, лаконичным, но при этом глубоко раскрывающим суть проблемы, необходимо:

  • Понимать суть проблемы . Не берите высказывания, проблема которых вам изначально не понятна.
  • Правильно подобрать цитату . Это важный этап, которому стоит уделить достаточно времени еще на этапе подготовки.
  • Построить цепочку рассуждений . Все блоки мини-сочинения должны быть связаны между собой. Рекомендуется периодически возвращаться в тексте к основной мысли высказывания.
  • Рассмотреть вопрос с разных точек зрения, если таковые существуют .
  • Найти правильные примеры .

Вот несколько полезных советов, которые помогут подобрать примеры и аргументы, которые требует новая структура эссе по обществознанию с учетом нововведений 2019 года:

Также смотрите видео урок по выполнению задания №29 в ЕГЭ по обществознанию 2018-2019 учебного года:

Структура эссе 1. Цитата. 2. Проблема, поднятая автором; её актуальность. 3. Смысл высказывания. 4. Собственная точка зрения. 5. Аргументация на теоретическом уровне. 6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. 7. Вывод.

Выбор высказывания Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; чётко понимаете смысл высказывания; можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его); знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы); сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук Философия Соотношение материи и сознания. Пространство и время как формы бытия. Движение и развитие как способы существования. Проблема сущности сознания. Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. Бесконечность процесса познания. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. Соотношение субъекта и объекта познания. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

Социальная психология Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. Психологический климат коллектива. Человек среди людей. Сущностные характеристики малой группы. Взаимоотношения индивида и группы. Особенности формирования групп. Роли, нормы и статус личности. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. Самоопределение как выбор собственной позиции.

актуальность проблемы После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема является актуальной в условиях. . . . . . глобализации общественных отношений; . . . формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; . . . обострения глобальных проблем современности; . . . особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; . . . развития международной интеграции; . . . современной рыночной экономики; . . . развития и преодоления мирового экономического кризиса; . . . жесткой дифференциации общества; . . . открытой социальной структуры современного общества; . . . формирования правового государства; . . . преодоления духовного, нравственного кризиса; . . . диалога культур; . . . необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

3. Формулировка основной мысли высказывания Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише: «Смысл данного высказывания состоит в том, что. . . » «Автор обращает наше внимание на то, что. . . » «Автор убеждён в том, что. . . »

Определение своей позиции к высказыванию Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише: «Я согласен с автором в том, что. . . » «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу. . . » «Автор был прав, утверждая, что. . . » «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества. . . ситуацию, сложившуюся в обществе. . . одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что. . . » «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу. . . , но с. . . не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что. . . ? »

Аргументация собственного мнения Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). 2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта: а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; б) обращение к личному опыту.

Вывод Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише: «Таким образом, можно сделать вывод. . . » «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что. . . »

пример Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» . (Ф. Аквинский)

Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.

Смысл высказывания Главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.

Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Способы сознательного регулирования поведения человека. Свобода и ответственность в поведении человека. Пределы, в которых осуществляется выбор. Роль социальных санкций в формировании определённого типа поведения людей в обществе.

Примеры Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. 2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности.

Абзац 1: 1)Определение науки (в зависимости от выбранной темы): "Данное высказывание относится к разделу обществознания философия/социальная психология/социология/политология/ право" 2)Определение темы/проблемы: "Этим высказыванием затрагивается проблема. . . " "Эта цитата затрагивает немаловажную проблему. . . " 3)Объяснение выбора темы: "Для меня интересна эта тема так как. . (например: "она актуальна для современного общества, отражает процессы глобализации/маргинализации" и тд и тп) "Я выбрала эту тему так как. . . "

Абзац 2: 1) Объяснение точки зрения автора: "Автор этого высказывания. . (такой-то). . . пытался донести до нас мысль. . " или " Автор. . (такой-то). . . высказывает мнение, что. . " 2)Своя оценка: "Нельзя не согласиться, что. . . " "Я разделяю точку зрения. . " "Разделяю тз автора лишь отчасти. . . " "Не могу согласиться с автором так как. . "

Абзац 3 (аргументы): 1)Теоретическая аргументация: термины, понятия. "Исходя из определения. (социальной стратификации/сознания/гражданского права и тд). . . следует. . . " 2)Примеры из истории и политической жизни. 3) Аргументация со ссылкой на современную социальную действительность. Заключение "Таким образом. . . " "Итак, мы пришли к выводу. . "

Автор поднимает проблему …. . . указать какую. Данная проблема является актуальной в условиях. . (вечной) по прежнему актуальной, так как её решение. . . Автор убежден в том, что …. . . . (Автор обращает наше внимание. . .) Я согласен с автором (частично согласен, не согласен, готов поспорить) В чём? С чем? В какой части? На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании (картину, ситуацию, проблему и т. д) Аргументы (на теоретическом уровне -термины, понятия, мнения ученых) (эмпирический уровень- примеры из истории, литературы, и социальной реальности) Вывод. Подводя общую черту, хотелось бы отметить …. . . . Таким образом, можно сделать вывод. . . .

По сути, предмет «Обществознание» включает в себя информацию по разным аспектам жизни общества, изучаемым в рамках следующих гуманитарных наук: экономика, юриспруденция, философия, социология, политология и в некоторой степени история. Именно поэтому для получения хороших результатов необходима тщательная и заблаговременная подготовка.
Ежегодно наибольшие трудности учащиеся испытывают при выполнении задания С9, за которым традиционно закрепился термин «эссе».
Что такое эссе? «Эссе (французское essai - опыт, набросок) - малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» (Современная энциклопедия). Оно не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую трактовку предмета, его задача - высказать мнение. Эссе по обществознанию - творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук.
Общеизвестно, что немногим выпускникам удается написать эссе, максимально удовлетворяющее критериям, а ведь от успешного выполнения этого задания порой зависит и успешность всего экзамена в целом.
По итогам прошлого учебного года из 40 учащихся нашей школы, сдававших ЕГЭ по обществознанию, 1 балл за сочинение получили 3 выпускника, 2 балла - 3 выпускника, 3 балла - 18 выпускников, 4 балла - 15 выпускников и только 1 выпускник получил максимальное количество баллов. Каким же образом можно достичь более высоких результатов?
Предлагаю на суд коллег алгоритм, который поможет ученикам тщательнее подготовиться к экзамену.
Алгоритм выполнения задания С9
I абзац состоит из двух частей.
1) Необходимо указать, какую проблему поднимает автор в данном высказывании.
Фразы-клише:
В данном высказывании автор поднимает проблему...
- значимости (чего-либо...),
- роли (чего-либо...) в жизни человека и общества.
2) Важно указать актуальность данной проблемы.
Фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях...
В своей жизни я неоднократно задумывался над этим...
Данная тема актуальна для меня лично...
Для общества в целом...
Для современной России...
Для всего человечества...(если в высказывании поднята глобальная проблема).
II абзац состоит из трех частей.
1) Необходимо представить автора.
2) Раскрыть смысл высказывания своими словами (не цитируя автора).
3) Сказать, согласен или нет с мнением автора.
Фразы-клише ко второй части второго абзаца:
Смысл данного высказывания состоит в том, что...
Автор обращает наше внимание на то, что...
Автор убежден в том, что...
Фразы-клише к третьей части второго абзаца:
Я готов(а) согласиться с мнением автора...
Я готов(а) разделить точку зрения автора...
Я готов(а) согласиться с автором в той части высказывания, где он...
Я готов(а) поспорить с мнением автора...
Автор был прав, утверждая, что...
Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора, по поводу... но не могу согласиться...
III абзац состоит из двух частей.
1) Теоретическое аргументирование. Необходимо раскрыть смысл обществоведческих терминов и понятий.
2) Практическая аргументация. Аргументы должны обосновать собственную позицию.
Подтвердить свою точку зрения фактами и примерами из жизни, литературы, истории, СМИ.
IV абзац состоит из одной части - вывод.
Вывод не должен дословно совпадать с суждением, он сводит воедино идеи аргументов и подводит итог рассуждений.
Фразы-клише:
Данная проблема столь многогранна, что дать однозначную оценку весьма сложно...
Проблема, поднятая автором, имеет ряд аспектов, я в своем сочинении попытался(лась) раскрыть лишь один (некоторые) из них. Остальные остались за рамками моего сочинения.
Тема для дискуссий остается открытой...
Я имею иную точку зрения, отличную от авторской...
Таким образом, можно сделать вывод...
Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...
Подводя итоги, можно перечислить вопросы, которые связаны с данной проблемой (темой), но остались нераскрытыми...
Выбор темы эссе также является ответственной задачей. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:
- имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
- ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);
- может выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
- владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);
- сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
Стоит отметить, что данная методика не должна ограничивать выпускника, наоборот, необходимо, чтобы работа была свободной, творческой.
Предлагаю вам некоторые работы выпускников нашей школы.
Эссе-сочинение на тему «Права детей в руках взрослых»

Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка.
Ф.М.Достоевский

Не только в прошлом, но и в наше время, когда отдельные государства отличаются чрезвычайно высоким уровнем жизни, когда богатейшие державы мира тратят миллиарды на вооружение, когда граждане этих государств покупают предметы роскоши, когда столь развита индустрия сельского хозяйства, миллионы детей угасают, деградируют без самого необходимого хотя бы для физического развития.
Увеличились темпы роста детской преступности, молодеют наркомания и алкоголизм. В странах третьего мира очень высок уровень детской смертности, в некоторых регионах сложилась серьезная проблема с детским питанием. На дворе экономический кризис, и он прежде всего губит детство.
Конечно, со времен Достоевского изменилось очень многое и в отрасли права.
Система современного права более гуманна и развита, но вопрос остается открытым. Есть много документов, указов, защищающих права ребенка, но дело даже не в том, нарушаются ли эти права, исполняются ли законы. Проблема, особенно в нашей стране, состоит еще вот в чем: очень низок уровень правовой культуры. Именно по этой причине нарушаются права ребенка.
Один из основных документов - Декларация прав ребенка, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, играющая большую роль в защите детства. Ее содержание было призывом к справедливости в отношении детей.
Однако мы взрослые люди и прекрасно понимаем, что декларации носят рекомендательный характер и их нормы необязательны для исполнения. Другое дело - конвенция, которая исполняется теми, кто ее подписал. Работа над ней началась в Международный год ребенка (1979), 20 ноября 1989 конвенция была единогласно принята Генеральной Ассамблей ООН, и через год она была ратифицирована нашей страной.
Считаю, что каждый ребенок должен ознакомиться с Конвенцией о правах ребенка. Некоторые положения конвенции непривычны для обыденного сознания и могут вызвать неправильное восприятие и ошибочную трактовку. Так, право на свободное выражение мысли, воспринятое буквально, может вылиться в неуважительное отношение к взрослым, стать благотворной почвой для хамства. Как видно, любой закон - палка о двух концах, поэтому следует напомнить, что права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свобода другого человека.
Права детей в руках взрослых? Думаю, да, бесспорно, права подрастающего поколения именно в руках взрослых, которые и приняли все нормативные акты, защищающие права детей, они осуществляют контроль за реализацией этих прав. В свою очередь дети очень сильно зависят от взрослых, которые нарушают права ребенка. Но бывает и по-другому, дети очень часто злоупотребляют своими правами, а местные власти готовы раздуть из любого инцидента международный скандал, что очень хорошо прослеживается в странах Европы и США. Да, на Западе с этим все строго и зачастую утрированно. Видимо, даже в такой теме, как права ребенка, сохраняется старый добрый принцип «все относительно», поэтому я поставил многоточие в название эссе...

Эссе-сочинение на тему «Торжество над самим собой есть венец философии» (Диоген)
Я готов согласиться со словами Диогена и принимаю его точку зрения. Но чтобы утверждать так или иначе, нужно знать, кто этот человек и чем он занимался.
Диоген из Синопа - бывший владелец чеканной мастерской, осужденный за порчу монеты и проданный в рабство; человек, кричавший на невольничьем рынке: «Кто хочет купить себе господина?!» Диоген, бросивший вызов моральным устоям и общественным ценностям Афин того времени - один из немногочисленных философов, проповедовавших так, как живут, и живших так, как проповедуют.
Он вел нищенский и аскетичный образ жизни: спал в бочке, служившей ему домом, ел в основном чечевицу и капусту. Конечно, образ жизни этого мыслителя многих заставляет задуматься о его адекватности, да и сам философ называл себя «собака-Диоген». Он всю жизнь старался очистить себя от всего лишнего и искренне считал, что через внешний аскетизм можно прийти к мудрости и гармонии.
Но вернемся к высказыванию. Попытаюсь раскрыть его смысл. Я бы особо выделил слово «торжество». Торжествуют, когда рады чему-либо: удаче, победе. Думаю, философ хотел сказать именно это. Диогеново торжество - это торжество победы над самим собой, что можно подтвердить примером из жизни Диогена. Однажды он сидел у ручья и наблюдал за маленьким мальчиком, который пил воду, зачерпывая ее руками. Мыслитель воскликнул: «Этот мальчик превзошел меня в простоте» - и после этого Диоген выкинул свою миску, которой раньше черпал воду. Тогда у ручья Диоген, как он сам считал, приблизился на шаг к простоте, восторжествовав над самим собой и избавившись от лишнего.
Именно торжество над собой после усилия и борьбы спасает многих. Без него мы не имели бы таких удивительных рекордов в спорте. Вспомните нашу паралимпийскую сборную, показавшую гораздо лучший результат, чем сборная физически полноценных людей. Победа над собой усилием воли помогает достичь таких высот. Без этого мы бы не выиграли войну, только сила духа позволяла бойцам идти в бой с одной винтовкой на двоих, а летчику Маресьеву станцевать «Яблочко» на протезах. Все это примеры победы над самим собой.
Я бы сказал, что торжество над самим собой есть венец не просто философии, а философии жизни, что, конечно, является отдельной темой для дискуссии. Нужно ли человеку жить, превозмогая себя, торжествуя над собой, или жить в праздности?! Каждый сам решает, что ему лучше и ближе. В любом случае тема остается открытой.

​Лилиана АГАЯН, учитель истории и обществознания средней школы №75 Краснодара