Международное космическое право. Космическое право в современном международном праве Международно-правовой режим космических объектов

Ключевые термины и понятия

Международное космическое право; космическое пространство; частично демилитаризованная зона; небесные тела; полная нейтрализация; геостационарная орбита; делимитация воздушного и космического пространства; космический объект; космонавт; космическая деятельность; запускающее государство; международная ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами; международное непосредственное телевизионное вещание; дистанционное зондирование Земли; ядерные источники энергии; неправительственные юридические лица; коммерческая космическая деятельность; международное частное космическое право; международная гарантия в отношении подвижного оборудования.

Становление международного космического права

Международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирующих права и обязанности субъектов международного права в области исследования и использования космического пространства и небесных тел.

Международное космическое право, по доктринальной оценке, прошло три этапа развития и в настоящее время находится на четвертом этапе.

Первый этап (1957–1967) начинается с разработки основ международного космического права. Пионерами в этой области были советский юрист Коровин (1934) и чешский юрист Мандль (1932).

Международные документы появились после запуска в СССР 4 октября 1957 г. первого в истории человечества искусственного спутника Земли и учреждения в 1958 г. в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН Специального комитета по использованию космического пространства в мирных целях (резолюция 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г.). Первая сессия этого комитета оказалась бесплодной, ее бойкотировали СССР, Польша, Чехословакия, Индия и Египет. Причиной этого явилось неадекватное представительство в комитете социалистических и развивающихся стран (по три от каждой группы) и США с союзниками (12 стран). Эта несправедливость была устранена в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 г. (в состав комитета вошли 24 государства – 7 социалистических, 7 развивающихся и 10 капиталистических). Этот орган ГА ООН получил и новое название – Комитет по использованию и исследованию космического пространства в мирных целях (далее – Комитет ООН по космосу), и приобрел статус постоянного.

С этого времени Комитет проводит ежегодные сессии, а в 1962 г. он учредил Юридический и Научно-технический подкомитеты, которые также собираются ежегодно. С 1962 г. Комитет принимает решения на основе консенсуса. В его состав по данным на 2014 г. входят уже 76 государств.

В первых резолюциях, подготовленных с участием Комитета ООН по космосу, были сформулированы следующие принципы, регулирующие космическую деятельность:

  • – международное право, включая Устав ООН распространяется на космическое пространство и небесные тела;
  • – космическое пространство и небесные тела доступны для исследования и использования государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению государствами;
  • – к государствам, производящим запуск аппаратов на орбиту или дальше, обращается просьба представлять Комитету ООН по космосу информацию для регистрации запусков;

Генеральному секретарю ООН предлагается вести общедоступную регистрацию информации, представляемой государствами, производящими запуск аппаратов;

  • – связь с помощью спутников должна стать доступной всем государствам на всемирной основе, исключающей дискриминацию;
  • – выраженное США и СССР намерение не размещать в космическом пространстве каких бы то ни было объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения и призыв ко всем государствам следовать этому намерению и воздерживаться от установки такого оружия на небесных телах или размещения такого оружия в космическом пространстве каким-либо другим образом.
  • 13 декабря 1963 г. Генеральная Ассамблея ООП приняла Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (резолюция 1962 (XVIII)). В ней нашли отражение положения предыдущих резолюций и ряд других принципов.

Текст данной Декларации, носящей рекомендательный характер, лег в основу юридически обязательного для государств – участников Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Договор был подписан 27 января 1967 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне и вступил в силу 10 октября того же года. По состоянию на 2014 г. участниками Договора являются 103 государства.

Принятие Договора по космосу завершило первый этап становления международного космического права. Оно стало новой отраслью международного права, отражающей специфические отраслевые принципы в данной области международных отношений:

  • – исследование и использование космоса осуществляются на благо и в интересах всех стран и являются достоянием всего человечества;
  • – космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами;
  • – космическое пространство и небесные тела свободны для научных исследований;
  • – космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению;
  • – космическое пространство и небесные тела исследуются и используются в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания мира и международной безопасности и развития международного сотрудничества;
  • – государства обязуются не выводить на орбиту объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения;
  • – Луна и другие небесные тела используются исключительно в мирных целях;
  • – космонавты считаются посланцами человечества в космос;
  • – государства несут международную ответственность за всю национальную космическую деятельность и ущерб, причиненный космическими объектами.

К этим принципам следует добавить запрещение испытаний ядерного оружия в космическом пространстве в соответствии с Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.

Второй этап (1968–1979) становления международного космического права характеризуется его бурным развитием. В этот период принимаются Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

Космическая деятельность приобретает экономический характер. Создаются международные организации, свидетельствующие о коммерциализации космической деятельности: Соглашение о Международной организации спутниковой электросвязи "Интелсат" 1971 г., Соглашение о создании международной системы и Организации космической связи "Интерспутник" 1971 г., которое было пересмотрено в 1997 г., Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи "Инмарсат" 1976 г., которая была пересмотрена в 1996 г., Европейское космическое агентство 1975 г.

В 1968 г. в Вене проводится первая всемирная Конференция ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС-1).

Космическая деятельность с самого начала была неотъемлемой частью развития вооружений. Ведутся работы по созданию ударных спутниковых систем и противоспутникового оружия. В 1977 г. заключается Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, в которой, в частности, содержится обязательство не прибегать к военному или к любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда. Понятие "средства воздействия на природную среду" относится к преднамеренному управлению природными процессами для изменения динамики, состава или структуры Земли или космического пространства.

На этом этапе завершается успешная нормотворческая деятельность Комитета ООН по космосу, поскольку из-за противоречий между различными группами государств не удается вырабатывать юридически обязательные акты.

Вместе с тем на третьем этапе (1980–1996) принимаются важные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, содержащие декларации рекомендательного характера, но имеющие большое морально-политическое значение. Одобрены Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (1982), Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства (1986), Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (1992) и принята Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран (1996).

На третьем этапе продолжалась борьба за предотвращение военного использования космоса. В 1981 г. СССР внес в ООН проект Договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода, а в 1983 г. – проект Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. Оба проекта были переданы Конференции по разоружению, но по существу не обсуждались.

В 1987 г. были приняты Руководящие принципы, касающиеся передачи чувствительных оборудования и технологий, относящихся к ракетам (РКРТ). Режим РКРТ в настоящее время объединяет более 30 государств, включая США и Россию. Режим РКРТ представляет собой джентльменское соглашение "об односторонней сдержанности" в деле передачи третьим странам баллистических ракет и их технологий.

В 1982 г. в Вене состоялась вторая Всемирная конференция ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях ЮНИСПЕЙС-П, основным итогом которой стало расширение Программы ООН по применению космической техники.

совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования космического пространства и небесных тел и определяющих их правовой режим. М.к.п. основывается на общих международно-правовых принципах, включая принципы Устава ООН.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

отрасль международного права, представляющая совокупность и систему норм, регулирующих отношения между государствами и международными организациями в сфере их деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела. Освоение космоса явилось новой сферой деятельности человечества, вызвавшей необходимость правового регулирования возникающих в процессе ее осуществления отношений. До заключения специальных соглашений по исследованию и использованию космического пространства государства руководствовались основными нормами и принципами общего международного права. 13 декабря 1963 Генеральная Ассамблея ООН приняла, в частности, резолюцию 1962/ХVIII, содержащую Декларацию принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, отнеся к таким принципам принцип свободы исследования и использования космического пространства и нераспространения государственного суверенитета на космическое пространство. Нормы, касающиеся регулирования отдельных аспектов космической деятельности, содержатся также в ряде универсальных международных актов: Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963, в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977, в Международной конвенции и Регламенте Международного союза электросвязи и др. Разработкой международно- правовых актов космического права с 1959 занимается вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи - Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (Комитет ООН по космосу), в состав которого входит 61 государство. Под эгидой ООН был разработан и заключен ряд специальных договоров, в их числе - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967, Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972, Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975, Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 (вступило в силу в 1984). Договор 1967 носит основополагающий характер: он установил общие принципы и нормы космической деятельности государств, правовой статус и режим космического пространства и небесных тел, основы правового статуса космонавтов, находящихся в космическом пространстве или аварийно приземлившихся за пределами своего государства, и космических объектов, а также правовой режим некоторых видов космической деятельности. Согласно этому Договору космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом; космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению; Луна и другие небесные тела используются исключительно в мирных целях; запрещается вывод на орбиту и иное размещение в космосе объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового поражения; государства несут международную ответственность за всю национальную космическую деятельность, в т.ч. осуществляемую неправительственными юридическими лицами. Эти общие принципы и нормы были затем развиты и конкретизированы в последующих международных соглашениях. Появление ряда новых видов использования космического пространства (космическая связь, изучение природных ресурсов Земли из космоса, метеорология и др.) потребовали установления правовых режимов определенных видов космической деятельности. Комитетом ООН по космосу были подготовлены и одобрены Генеральной Ассамблеей ряд международных актов, в частности, Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (1982), Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (1992). В ООН, начиная с 1967, обсуждается проблема о пределах пространственной юрисдикции государств, т.е. о границе между земным и космическим пространствами. Источниками международного космического права являются также различные международные научно- технические соглашения, регламентирующие совместную космическую деятельность государств- участников. На основе таких соглашений созданы ряд локальных космических организаций («Интерспутник», «Интелсат», «Инмарсат», Европейское космическое агентство), осуществляются многосторонние и двусторонние космические программы (в частности, Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях 1987, Соглашение об эксплуатации морского стартового комплекса 1995 между Украиной, Россией, Норвегией и США). В 80-е гг. в связи с перспективой коммерциализации космической деятельности и участия в ней новых субъектов (частных организаций, корпораций, фирм, компаний) возникла потребность внутригосударственного регулирования космической деятельности национальных юридических лиц с учетом обязательств государства по Договору о принципах 1967, в частности, его ответственностью за всю национальную космическую деятельность. Общим для таких законодательных актов является система лицензий на осуществление космической деятельности, ее осуществление под контролем государства. В России действует Закон РФ «О космической деятельности » 1993 с изменениями и дополнениями 1996. В 1993 было создано Российское космическое агентство (РКА) - орган федеральной исполнительной власти по осуществлению государственной политики в области космической деятельности и координации работ по выполнению Федеральной космической программы, создания космической техники научного и народно-хозяйственного назначения. В рамках СНГ заключены многосторонние и двусторонние международные договоры, касающиеся космической деятельности государств-участников, в частности - Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1991; Соглашение о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ 1992; Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1992; Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об аренде космодрома «Байконур» 1994. Э.Г. Жукова

Понятие «космическое право». Субъекты космического права. Некоторые особенности деятельности международных организаций как субъектов космического права. Объект (правового регулирования) в космическом праве. История возникновения космического права. Основные принципы космического права. Основные источники космического права. Особенности политико-правового положения космонавтов в пространстве космического права.

Космическое право - отрасль современного международного права, основные и специальные принципы и нормы которой регулируют правовой статус космического пространства, а также устанавливают политико-правовые режимы его использования субъектами космического права.

В качестве субъектов космического права в современном международно-правовом пространстве на данный момент (начало XXI в.) выступают практически исключительно государства.

Тем не менее международные межправительственные организации также могут принимать определенное участие (на практике, достаточно ограниченное) в различной работе в космической сфере, но, исключительно в тех случаях, когда большая часть государств- членов той или иной международной межправительственной организации являются полноправными сторонами основополагающей международной договоренности по космическому праву, а именно Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г., а также других наиболее важных отраслевых документов универсального характера.

При этом определяющее значение в пространстве космического права на данный момент истории человечества, играют именно государства, т.е. пока еще, в практически абсолютной степени, доминирующие субъекты современного космического права.

Существенным исключением из данного status quo в соотношении государств и международных организаций в деятельности в сфере космоса необходимо признать ООН - Организацию, которая сыграла важную роль в выработке и претворении в жизнь правовых основ для космического сотрудничества между государствами.

Так, в рамках деятельности ООН существенную роль в обеспечении деятельности космического права играет созданный в 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН Комитет по использованию космического пространства в мирных целях.

В рамках данного Комитета осуществляется деятельность по активизации технического сотрудничества между государствами по космической проблематике; разрабатываются программы по совместному освоению космического пространства; происходит обмен различной технической и политико-правовой информацией по данной проблематике; осуществляется процесс ознакомления субъектов космического права с правовыми стандартами в данной области.

Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях состоит из двух частей: юридического и научно-технического отделов (подкомитетов), каждый из которых работает в соответствии с собственным направлением.

Также, достаточно активно работают в сфере космического права следующие международные организации:

  • 1) ЮНЕСКО;
  • 2) ОБСЕ;
  • 3) МАГАТЭ;
  • 4) ИКАО;
  • 5) ВМО.

В своей работе данные организации часто взаимодействуют с юридическим отделом (подкомитетом) Комитета ООН по использованию космического пространства.

Весь комплекс различных отношений между субъектами космического права, связанных с обеспечением взаимовыгодного использования космического пространства, представляет собой объект (правового регулирования) данной международно-правовой отрасли.

Космическое право - это наиболее поздняя по времени возникновения отрасль международного права. Деятельность данной международно-правовой отрасли началась лишь в конце 50-х гг. XX в., после того, как две наиболее могущественные державы того времени (и они же противники в холодной войне) - СССР и США, развернули собственные космические программы, изменившие мировые научно-технические и военно-политические реалии.

По сути, стартовой точкой для возникновения космического права стал осуществленный в 1957 г. СССР запуск первого искусственного спутника Земли. Последовавшие вслед за ним «симметричные ответы» американцев; отправление СССР первого человека в космос; полет американских космонавтов на Луну; стремительное развитие космических технологий в обеих странах-противниках окончательно «обеспечили жизнь» космическому праву, сделав его наиболее современной и перспективной международно-правовой отраслью.

Как уже было указано выше, основной источник космического права - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. Данный документ сформулировал и закрепил определяющие политико-правовые принципы космического права как действующей и развивающейся международно-правовой отрасли.

Основными принципами космического права, призванными определять конкретную практическую деятельность субъектов космического права, являются:

  • 1) принцип исследования и использования космического пространства (космоса) в интересах всего человечества;
  • 2) принцип абсолютного политико-правового равенства всех государств при исследовании и использовании ими космического пространства (космоса);
  • 3) принцип свободы научных исследований в космическом пространстве (в космосе);
  • 4) принцип недопустимости национального присвоения космического пространства (космоса);
  • 5) принцип исследования и использования космического пространства (космоса) исключительно в мирных целях;
  • 6) принцип международной ответственности за национальную деятельность в космическом пространстве (в космосе);
  • 7) принцип международной политико-правовой ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами;
  • 8) принцип сотрудничества и взаимной помощи государств при осуществлении ими любой космической деятельности;
  • 9) принцип отказа государств от загрязнения ими космического пространства (космоса) различными вредными отходами и космическим мусором.

Кроме того, в рассматриваемом Договоре его разработчикам удалось соединить проблематику человеческой деятельности в космосе с другими наиболее важными проблемами современного человечества, а именно с:

  • 1) проблемой обеспечения мировой безопасности;
  • 2) проблемой экологической безопасности;
  • 3) проблемой контроля за ядерными вооружениями.

Также в данном Договоре была выработана основополагающая правовая база для этой отрасли современного международного права.

Кроме того, важными международными источниками космического права являются:

  • 1) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г.;
  • 2) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.;
  • 3) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г.;
  • 4) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. и ряд других отраслевых международных договоренностей.

Космонавты независимо от их национальности, гражданства и государственной принадлежности в рамках действующего космического права обладают статусом посланцев человечества в космосе, имеющих право на незамедлительную и действенную помощь со стороны любого современного государства (обладающего определенными техническими возможностями) в деле их своевременного и безопасного возвращения на территорию запустивших их государств.

Кроме того, современные международно-правовые стандарты также требуют от государств и иных субъектов космического права (т.е. от международных межправительственных организаций) оказывать всем космонавтам любую иную возможную помощь, например, сообщать отправляющим или уже отправившим космонавта в космос государствам всю информацию о возможных рисках для жизни и безопасности космонавта, связанных с теми или иными явлениями в космосе, зафиксированными специальным оборудованием и/или учеными данного субъекта международных отношений.

В этой связи, следует особо обратить внимание на то, что в космическом праве в настоящее время активно действует такая категория субъектов космического права, как «государства-эксплуатанты» различных космических объектов (зондов, спутников и т.д.), запущенных другими субъектами космического права в космическое пространство.

На практике государства - эксплуатанты космических объектов - это либо технически менее развитые (по сравнению с государствами - производителями космических объектов, которые, как правило, запускают определенные объекты) государства, либо державы, тесно связанные экономически и политически с запускающими те или иные космические спутники и/или зонды государствами.

Государства - эксплуатанты космических объектов также могут быть состоятельными, экономически развитыми субъектами международных отношений, но не рассматривающими развитие собственных космических программ в качестве приоритетов для своих национальных экономик и политических систем.

Экипажи пилотируемых космических кораблей в ходе полета всегда находятся под юрисдикцией государства регистрации данного космического корабля. Права собственности на тот или иной космический объект, а также на его составные части принадлежат конкретному государству регистрации данного объекта как во время его нахождения в космическом пространстве, так и по возвращении данного объекта на Землю.

Космическое пространство, по стандартам космического права, не принадлежит какому-либо международно-правовому субъекту, а является таким пространством, которое может свободно использоваться всеми обладающими соответствующими техническими возможностями субъектами международных отношений.

Также Луна в соответствии со стандартами космического права (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.) выступает в качестве «общего наследия всей человеческой цивилизации». Это относится и ко всем ресурсам Луны, как найденным, так и еще не обнаруженным исследователями.

Отдельным важным вопросом является проблематика использования космического пространства (космоса) в интересах обеспечения национальной безопасности в сфере деятельности Вооруженных сил (ВС) тех или иных государств и/или военно-политических союзов (функционирующих в условиях современности на базе влиятельных международных межправительственных организаций). В данной сфере космического права в настоящее время можно констатировать наличие некоторого противоречия.

Так, с одной стороны, принцип исследования и использования космического пространства (космоса) исключительно в мирных целях, а также основанные на нем конкретные положения космического права запрещают проведение испытаний различных видов и типов вооружений в космосе; создание в космическом пространстве каких-либо военных баз (это международно-правовое предписание в дальнейшем может стать вполне актуальным, при условии активного развития военно-космических и военных технологий в соответствующем направлении) и провозглашают космическое пространство демилитаризованным.

Однако, с другой стороны, современное международное право допускает возможность обоснованного (но только обязательно временного) нахождения в космическом пространстве различных вооружений, за исключением ядерного оружия (данная оговорка в космическом праве носит абсолютно категорический характер).

Данное противоречие не носит слишком явный и/или прямо деструктивный в плане конкретной правоприменительной практики характер, однако оставляет некоторые «лазейки» для использования влиятельными мировыми «игроками» космоса не всегда в мирных целях.

Дальнейшее развитие космического права, вероятно, будет связано, в первую очередь, с развитием космических промышленности и технологий; военных технологий; космических проектов и исследований, а также человеческой цивилизации в целом. Вариант развития человечества со значительно более активным освоением космоса (что привело бы к существенному изменению действующего космического права) в краткосрочной перспективе маловероятен, а о дальнесрочной перспективе рассуждения преждевременны.

В любом случае существующие в настоящее время политико-правовые отношения между государствами-лидерами в сфере использования космоса в целом позитивны. Они несомненно ориентированы на взаимовыгодное сотрудничество.

1. Международное космическое право: понятие, принципы, источники

2. Правовое положение и режим использования космического пространства и небесных тел

3. Коммерческо-правовые аспекты использования космического пространства

4. Правовой статус космонавтов и искусственных космических объектов

5. Международно-правовая ответственность за космическую деятельность

6. Международное космическое право и международные организации

7. Российская Федерация и международное космическое право

1. Международное космическое право: понятие, принципы, источники

Международное космическое право (МКП) – это отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств в сферах определения правого статуса, исследования и использования космического пространства и небесных тел. По мнению Г.П. Жукова, международное космическое право – это совокупность специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения субъектов международного права в связи с осуществлением ими деятельности по исследованию и использованию космического пространства (космическая деятельность), а также определением международно-правового статуса этого пространства, включая Луну и другие небесные тела. Ю. М. Колосов полагает, что международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирующих права и обязанности субъектов международного права в области использования космического пространства и космической техники.

МКП стало развиваться с 1959 г., когда начали приниматься резолюции ООН о сотрудничестве государств в исследовании и использовании космического пространства. Своего рода вехой в развитии МКП стал Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее – Договор по космосу), 1967 г.

Первым принципом МКП является свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел на благо всего человечества.

Второй принцип состоит в том, что космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению.

Третий принцип можно выразить следующим образом: космическое пространство и небесные тела являются частично демилитаризованной зоной, ибо государства взяли обязательство не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с любыми видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве. Вместе с тем в космос не запрещено посылать стратегические межконтинентальные ракеты, а также размещать в нем объекты с обычным оружием на борту. Проблема полной демилитаризации космоса активно обсуждается в рамках ООН. Луна и другие небесные тела полностью нейтрализованы. Это значит, что указанные небесные тела могут использоваться только в мирных целях.


Четвертый принцип МКП – международная ответственность государства за всю национальную космическую деятельность.

Основными многосторонними источниками МКП являются следующие международные договоры: 1) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу), 1967 г. 2) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. 3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. 4) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1976 г. 5) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г. Россия участвует в первых четырех договорах.

Важное значение для формирования и развития МКП имеют учредительные акты межгосударственных организаций, связанных с регулированием некоторых видов космической деятельности, - учрежденной в 1968 г. Международной организации дальней связи через искусственные спутники Земли (ИТЕЛСАТ), действующей с 1982 г.; Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ); Европейского космического агентства (ЕКА) и др.

Здесь же можно упомянуть международно-правовые акты, заключенные странами-членами СНГ и затрагивающие космические проблемы - Положение о Межгосударственном Совете по космосу 1992 г., Соглашение между Правительствами государств-участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. о совместном освоении космического пространства в мирных целях от 17 февраля 2000 г.

Наконец, значительный вклад в формирование и развитие МКП вносят многочисленные двусторонние договоры, заключаемые государствами в целях укрепления сотрудничества в космической сфере и детализации способов такого сотрудничества: Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях 1977 г., весьма близкие к нему по содержанию соглашения нашей страны с Китайской Народной Республикой (1990 г.), Болгарией (1995 г.), Бразилией (1997 г.) и другими государствами. В ряде таких соглашений достаточно четко обозначаются конкретные области сотрудничества, как это имеет место, например, в соглашении с Бразилией.

Основные идеи юридического порядка, а также конкретные положения международно-правовых актов получают отражение и в национальном законодательстве. Так, в 1958 г. в США были приняты Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства и Закон о коммерциализации дистанционного зондирования Земли (1984 г.); в 1982 г. Закон о космической деятельности был принят в Швеции; в Великобритании в 1986 г. принят Закон о космическом пространстве; сходные по своим целям законодательные акты приняты также в Италии (1988 г.), Китае (1990 г.), Франции (1992 г.) и т. д.

Принятый в Российской Федерации Закон "О космической деятельности" (1983 г.) направлен на обеспечение правового регулирования таковой в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности страны и дальнейшего расширения международного сотрудничества. В нем подчеркивается, что отношения в данной пространственной сфере регулируются общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, заключенными Россией, а также российским законодательством (ст. 1). Среди прочих научных и прикладных целей в Законе указывается развитие и расширение международного сотрудничества в интересах дальнейшей интеграции России в систему мировых хозяйственных связей и обеспечение международной безопасности (ст. 3). Формулируемые в Законе принципы космической деятельности практически полностью основаны на положениях Договора по Космосу 1967 г. (ст. 4).

Неземное пространство делится на воздушное и космическое. Такое деление предопределено различными техническими принципами передвижения летательных аппаратов. Космическая деятельность затрагивает интересы всего человечества, поэтому космическое пространство по аналогии с воздушным нельзя разделить на национальное и международное. Все космическое пространство в целом является международной территорией, не подлежит национальному присвоению и установлению суверенитета какого-либо государства, находится в общем пользовании. К космическому пространству применяется понятие общего наследия человечества.

Международное космическое право представляет собой отрасль международного права, сформировавшуюся в процессе освоения государствами космического пространства. Международное космическое право – это совокупность норм, регулирующих международные правоотношения относительно статуса космического пространства как особой внеземной среды и деятельность государств по его исследованию и использованию. Это множество международных правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регламентирующих отношения субъектов международного права в связи с использованием космоса.

Предметом международного космического права являются международные отношения в процессе космической деятельности. Объект международного космического права – деятельность его субъектов, связанная с исследованием и использованием космоса, планет Солнечной системы, Луны, иных небесных тел, космических объектов. Космическое право регулирует деятельность государств не только в космосе, но и деятельность на Земле, связанную с изучением и освоением космоса. Субъектами международного космического права выступают и традиционные, и нетрадиционные субъекты международного публичного права: государства, международные межправительственные и неправительственные организации, юридические лица.

До разработки первого универсального Договора о космосе 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычно-правовых норм (например, принцип нераспространения государственного суверенитета на космическое пространство). До сих пор в международном космическом праве действует большой конгломерат именно обычных норм, сформировавшихся в практике государств (100–110 км от поверхности Океана – граница между воздушным и космическим пространством). Кроме того, многие положения космического права закреплены в двусторонних договоренностях между основными космическими державами – США и СССР. Другие государства придерживаются установленных в этих соглашениях правил на уровне международного обычая.

Особенности международных обычных норм в космическом праве – они сформировались в течение достаточно короткого времени (с начала 60-х и до середины 70-х гг. XX в.).

В сфере космического права принято большое количество универсальных международных соглашений. Основным является Договор о принципах деятельности государств по использованию и исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор о космосе). Этот Договор устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы космической деятельности (участники – около 100 государств мира).

Другие универсальные соглашения по международному космическому праву: Договор о запрещении использования ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. В 2007 г. под эгидой ООН приняты Руководящие принципы Комитета по использованию космического пространства в мирных целях по предупреждению образования космического мусора.

Круг государств, на которые распространяются нормы космического права, шире "космического клуба", т.е. круга государств, которые непосредственно участвуют в освоении и использовании космического пространства. При этом общепризнанные принципы международного космического права распространяются на все государства, независимо от их участия в космической деятельности.

В регулировании международного космического права важную роль играют резолюции-рекомендации международных организаций (прежде всего, ГА ООН): Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г.; Принципы использования государствами некоторых спутников Земли для международного непосредственного телевещания 1982 г.; Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, 1986 г.; Принципы использования ядерных источников энергии на борту космических объектов 1992 г.; Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран 1996 г.

Совместную деятельность государств в космосе регламентируют в основном международные научно-технические соглашения – учредительные акты МНПО (ИНМАРСАТ, ИНТЕЛСАТ, Европейское космическое агентство, Интерпуть). Важную роль в этой сфере играют деятельность юридического и научно-технического подкомитетов ООН, Комитета ООН по использованию космического права в мирных целях и его рабочих групп.

Основные принципы международного космического нрава закреплены в Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г. и в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.:

  • – нераспространение государственного суверенитета на космическое пространство;
  • – исследование и использование космического пространства на благо всего человечества;
  • – равные права всех государств по исследованию и использованию космического пространства;
  • – запрещение национального присвоения космоса;
  • – соответствие космической деятельности общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • – свобода космоса для научных исследований;
  • – использование луны и других небесных тел только в мирных целях;
  • – международная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность;
  • – международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;
  • – сотрудничество и взаимопомощь государств при исследовании и использовании космоса;
  • – сохранение государственной юрисдикции и контроля над государственными космическими объектами;
  • – обязанность государств предотвращать загрязнение космоса.