Что лучше ми 28 или апач. Сравнение ударных вертолетов россии и сша

За последние несколько лет тема, касающаяся сравнения боевых возможностей "Ночного охотника" с Ка-50 "Черной акулой" и Ка-52 "Аллигатором", а также американским аналогом AH-64D Longbow, стала весьма популярна.

Отмечается ряд значительных преимуществ вертолетов марки "Ка" над Ми-28Н. К примеру, хвостовой винт у "Ночного охотника" не имеет никакой защиты и расположен низко над землей. В полевых условиях, особенно в горной местности, при посадке возможны его повреждения. Пушка размещена под носом в самой вибрирующей части корпуса. В стрельбе Ми-28Н проигрывает по точности Ка-50 и Ка-52, так как у него практически невозможна стабилизация ствола при ведении огня. Несущие винты Ми-28Н большого диаметра, у машины плохая устойчивость к боковому ветру, что осложняет применение вертолета в горах.

К-52 Аллигатор

Ми-28Н еще не прошел боевое крещение, в отличие от вертолетов марки "Ка". В 2001 году два Ка-50 и один пункт наблюдения и целеуказания Ка-29ПНЦУ были отправлены в Чечню. Их испытывали девять летчиков и штурманов. Согласно их заключениям Ка-50 показал хорошие летные качества в горных условиях, а по управляемости значительно превосходит Ми-24. Специально для оценки боевых возможностей экспериментальной вертолетной группы в Чечню прилетал Юрий Балуевский (в тот период генерал-полковник, заместитель начальника Генерального штаба). Тогда он заявил, что воюющая армия получит Ка-50.

Из-за критики одноместной модели Ка-50 специалисты ОАО "Камов" за несколько лет создали и подняли в воздух двухместный Ка-52. В 2004 году экс-главком ВВС Владимир Михайлов заявил, что "Аллигатор" по критерию "эффективность-стоимость" намного опередил своих конкурентов на Западе.

Ан-28Н Ночной охотник

Однако уже в 2005 году решение о закупке Ка-50 и Ка-52 в качестве основного боевого вертолета было изменено в пользу Ми-28Н. Отчасти это было связано с оценкой стоимостных показателей двух машин. Ми-28Н дешевле вертолетов марки "Ка". При этом, по заявлению главы фирмы "Камов" Игоря Пшеничного, острой конкурентной борьбы между двумя производителями вертолетов нет, обе компании входят в состав единой корпорации "Оборонпром". У каждого вертолета своя специфика, это предусмотрено Госпрограммой вооружений, и все машины будут поставляться в российские Вооруженные силы. Вертолетов марки "Ка" планируется закупать по пять-шесть в год, Ми-28Н в 2-2,5 раза больше. Но вертолеты Ка-50 и Ка-52 поступят только в бригады специального назначения Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба ВС РФ.

В то же время не исключено, что такое решение обусловлено наличием некоторых разногласий военного руководства страны с правлением ООО "Камова". Вертолет Ми-28Н, несмотря на серьезные недостатки, был принят на вооружение в качестве основного боевого вертолета с условием, что фирма сможет устранить все изъяны в период серийного производства.

Если сравнивать Ми-28Н с вертолетом AH-64D Longbow, то американский аналог превосходит новый российский боевой вертолет. Это обусловлено во многом состоянием комплектующих радиоэлектроники российского образца, из 13000 элементов которой более 70 процентов имеют возраст свыше 15 лет. Причина в том, что завершение работ по Ми-28Н пришлось на период российских реформ, когда отставание РФ от Запада по радиоэлектронным, микро- и наноэлектронным, а также компьютерным технологиям продолжало увеличиваться. Отсутствие должных технологий сказалось на боевых характеристиках вертолета Ми-28Н.

Использование полуавтоматического наведения ПТУР "Атака" значительно повышает риск уничтожения вертолета во время прицеливания и пуска ракет.

Бортовое радиоэлектронное оборудование вертолета "Апач" и головка самонаведения различных модификаций ракеты "Хеллфайр" разрабатывались в условиях высокого уровня развития радиоэлектронной и других технологий. ПТУР "Хеллфайр" постоянно модернизировалась и прошла путь от ракеты второго поколения (AGM-114A) с полуактивной лазерной ГСН до ракеты третьего поколения (AGM-114B) с использованием радиолокационной (РЛ) ГСН.

При создании комплекса ПТРК "Лонгбоу" предусматривалось значительное сокращение времени нахождения вертолета под прицельным огнем противника при наведении ракет, благодаря высокоинтеллектуальному БРЭО и возможности осуществлять их залповый пуск по скоплению бронетехники.

Главное достоинство БРЭО "Апач Лонгбоу" заключается в том, что к моменту достижения вертолетом оптимальной высоты для залповой стрельбы объекты поражения уже определены по степени важности и на них нацелены ракеты. БРЭО "Апача", обладая способностью определять различия между зенитными комплексами и колесными машинами, а также другими объектами поражения, значительно повышает живучесть вертолета на поле боя.

Помимо недостатков радиоэлектронного оборудования, вертолет Ми-28Н по своей конструкции является техникой вчерашнего дня. В настоящее время ведущие американские авиационные компании склоняются к мысли, что будущее в вертолетостроении только за соосными машинами. Это неоднократно утверждали представители компании "Сикорский" на авиасалоне Ле Бурже и на выставке "Фарнборо-2006". Первый американский соосник уже проходит испытания. В ближайшие несколько десятков лет Пентагон намерен полностью переоснастить все виды вооруженных сил боевыми и транспортными вертолетами, построенными по такой схеме.

Получается, Россия сама отказывается от наиболее оптимальных концепций вертолетов (главное, наших отечественных), отдавая предпочтение устаревшим схемам. И еще, ориентация Ми-28Н с новым двигателем ВК-2500 на иностранные рынки ВВТ - это, конечно, хорошо, но встает вопрос, что тогда останется для российской армии и кто должен думать о ее потенциале и боевых возможностях?

ТТХ вертолетов

Ми 28/28Н_________________Ка50/52_______________AH-64

Экипаж_________2 чел.____________________1/2 чел.________________2 чел.

Масса, кг

Пустого ________8095/8590________________ _7692/__________________ 5165

Нормальная____10400/10700_______________9800/9800______________ 5550

Макс __________11500/12000______________ 10800/ 10400____________ 9520

Стат. потолок___ 3600/3700 м. ______________ 4000/3600м._____________ 4570м

Практ. потолок__ 5800/5700 м. ___________ ___5500 м._________________ 6400м

Двигатели ______2 х ГТД Климов ТВ3-117ВМА мощность 2200л.с.

Двигатели AH-64: 2 х General Electric T700-GE-701C Мощность 2 х 1825 л.с. (1342 кВт)

верт.скоропд. ___ 13,6 м/с __________________16 м/с__________________ 942м/мин

Прак дал полета__ 460 км __________ _______520 км._________________ 400км

Макс. скор. км/ч

Крейсеркская___ 265/265_________________270/250_________________ 365

Гор. полет______ 300/324_________________ 315/310_________________293

Основные ТТХ AH-64 были даны в предыдущем посте

http://popnano.ru/analit/index.php?task=view&id=555, http://c400.ru/index.php?newsid=25836, http://c400.ru/index.php?newsid=16778, http://forums.airforce.ru/archive/index.php/t-355.html, http://worldweapon.ru/vertuski/ah64.php

Российский боевой вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» потерпел крушение в районе сирийского города Хомс, Два члена экипажа погибли.

По данным военного ведомства, вертолет не был сбит. Он потерпел крушение в районе города Хомс в 01:29 мск 12 апреля.

«На месте крушения вертолета работает оперативная группа специалистов по расследованию летных происшествий. Причина летного происшествия выясняется. Пухом земля погибшим летчикам.

Рассмотрим поближе вертолет МИ-28.

Поступление ночных всепогодных вертолетов Ми-28Н в части армейской авиации ВВС России заставляет еще раз обратить внимание на боевые возможности этой машины, которые в немалой степени определяются ее электронной начинкой. Радиоэлектронная аппаратура стала важнейшей частью вертолетного вооружения. От нее значительно зависит эффективность ведения разведки и управления оружием. По поводу электронной начинки Ми-28Н и Ка-52 начальник управления армейской авиации ВВС Виктор Иванов отметил: «Единственное, о чем приходится сожалеть, все компьютеры выполнены не на отечественной элементной базе, такая же ситуация и с тепловизионными системами. Сейчас мы используем в основном французские, шведские системы. В России ведутся подобные разработки, наши стараются догнать европейцев».

Создание Ми-28Н было ответом Советского Союза на появление американского вертолета АН-64 «Апач». Отработка Ми-28Н осуществлялась при социалистической и капиталистической госсистемах, характерной чертой которых было традиционное отставание в электронике от Запада. В то же время создание и совершенствование АН-64 «Апач», являющегося аналогом Ми-28Н, реализовывать на базе последних достижений в компьютерных, оптоэлектронных, микроэлектронных технологиях и средствах связи.

Принятие на вооружение любого образца должно сопровождаться оценкой его эффективности и сравнением боевых возможностей с аналогом противника. Попробуем проделать такую работу применительно к Ми-28Н и АН-64 «Апач».

Возможности МИ-28Н

Вертолет Ми-28Н предназначен для поражения наземных и воздушных целей. В справочных изданиях (например, «Оружие России 2000», ВП, М., 2000 и др.) подробно перечислены компоненты бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) этой машины. Но отсутствует оценка соответствия облика БРЭО функциональному назначению ударного вертолета. Особого внимания в этом плане заслуживает анализ процесса поражения бронетехники и других наземных целей с помощью противотанковой управляемой ракеты (ПТУР) «Атака», которая составляет основу боекомплекта Ми-28Н. В этом случае для управления ракетой используется способ полуавтоматического наведения, при котором наводчик удерживает прицел на объекте поражения, а система наведения автоматически ведет ракету к нему. Координаты ракеты относительно прицельной линии определяются с помощью оптической системы (размещенной на Ми-28Н) и трассера, установленного на ракете. Команды управления с вертолета передаются ракете по радио. В данной ситуации использование ПТУР «Атака» крайне опасно, так как суммарное время визуального поиска наземной цели и управления ракетой значительно больше, чем время реакции современных средств войсковой ПВО. Под временем реакции понимается время от обнаружения вертолета до схода зенитной ракеты с пусковой установки, которое для зенитного ракетно-пушечного комплекса малой дальности составляет 4–10 с. Наибольшей опасности Ми-28Н подвержен при стрельбе на дальности 6 км, что требует увеличения высоты полета для обеспечения надежного визуального контакта с объектом поражения. При цене вертолета, равной цене 3–4 танков, вызывает сомнение, что Ми-28Н с противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) второго поколения в условиях развития зарубежных средств ПВО решит проблему поражения целей с учетом критерия «эффективность – стоимость».

Применительно к решению той или иной боевой задачи предусмотрено семь вариантов боекомплекта Ми-28Н, состоящего из различных сочетаний следующих боеприпасов: ПТУР «Атака», ЗУР «Игла», НАР С-8, НАР С-13 и выстрелов к 30-мм пушке 2А42. В свою очередь, ПТУР «Атака» может оснащаться либо кумулятивной тандемной боевой частью (БЧ) для поражения бронетехники, либо стержневой – для поражения воздушных целей, либо БЧ, снаряженной объемно-детонирующей смесью для поражения наземных целей. С учетом дальности стрельбы 6 км для ПТУР «Атака», а для остальных боеприпасов – 4 км время выполнения боевой задачи всегда будет превышать время реакции войсковой ПВО, что будет приводить к поражению Ми-28Н. При атаке лобовых зон вероятность поражения по критерию «потеря подвижности или огневой мощи» танка «Абрамс», не оснащенного динамической защитой (ДЗ), не будет превышать 0,2 (см. табл.) Под «потерей подвижности» понимается вывод из строя двигателя, гусениц и других узлов, а также механика-водителя. «Потеря огневой мощи» достигается выводом из строя орудия, его систем, а также наводчика. Заметим, что бронестойкость лобовых фрагментов защиты этой машины составляет 850 мм, а бронепробиваемость «Атаки» – 800 мм. Другими словами, поражение «Абрамса» будет происходить за счет ослабленных фронтальных зон защиты. Данные таблицы свидетельствуют, что надежное поражение танка М1А2 ракетой «Атака» наступает при стрельбе в борт.

Теперь недостатки

Отмечается, что Ми-28Н имеет высокий уровень боевой живучести, кабина экипажа которого полностью бронирована. Но так ли это на самом деле? Все, что летает, не может иметь серьезного бронирования. О каком бронировании может идти речь, когда стрелковое оружие способно выводить из строя винтокрылые машины. Так, например, 12,7-мм бронебойно-зажигательная пуля (индекс 7БЗ-1) пробивает броню толщиной 20 мм под углом 20 град. на дальности до 750 м. При этом бронекоробка экипажа выполнена из 10-мм листов алюминиевого сплава, на которые наклеены керамические плитки. Такая конструкция может спасти экипаж от пуль калибра 7,62 мм. В ходе чеченской кампании вертолеты Ми-24 получали значительные повреждения даже от обстрелов из стрелкового оружия калибра 5,45 и 7,62 мм («НВО» № 38, 2000 г.).

Главным недостатком Ми-28Н является устаревшее вооружение, не способное поражать цели без захода в зону войсковой ПВО противника. Эти вертолеты в рядах армейской авиации вряд ли позволят внести заметный вклад в авиационную поддержку Сухопутных войск.

Известно, что эффективность динамической защиты определяется ее размерами в плоскости взаимодействия. Но отработка тандемных БЧ ПТУР осуществлялась с помощью отечественного элемента ДЗ длиной 250 мм. Используемые в боевых условиях зарубежные элементы ДЗ имели длину 400–500 мм. По этой причине вероятность преодоления ракетой «Атака» ДЗ зарубежных танков не будет превышать 0,5. Вместе с тем предпринятая попытка использования в конструкции тандемной БЧ ПТУР «Атака» телескопического штока, на конце которого размещен предзаряд, не позволила решить проблему надежного преодоления ДЗ длиной 500 мм.

Нельзя пройти мимо характеристик вертолетных пушечных установок. Например, масса пушки 2А42 вертолета Ми-28Н в 2 раза превышает массу пушки М230 вертолета «Апач», а боезапас последнего в 4,8 раза превосходит боезапас нашего вертолета и все это при одинаковом калибре. Заметим, что если пушка М-230 специально разрабатывалась для вертолета «Апач», то установка 2А42 была «позаимствована» у БМП-2. Ударный вертолет должен иметь высокоэффективное вооружение, основу которого составляют ПТУР третьего поколения и БРЭО не хуже, чем у вертолета «Апач Лонгбоу».

Ми-28Н с БРЭО и вооружением вчерашнего дня не соответствует современным требованиям. Вызывает недоумение – почему «Государственная программа вооружений на период до 2015 года» допускает принятие на вооружение несовременных образцов? Следует отметить, что 30-м ЦНИИ МО разработан методический аппарат (методики и модели), позволяющий проводить комплексное технико-экономическое обоснование ГПВ в части военной авиации. Сложно поверить, что этот аппарат допускает создание неперспективных авиационных комплексов.

Не доработаны средства спасения, размещение орудия не под ЦТ и не на одной оси с НВ (Ка-50 тут получше), что ведет к проблемам при стрельбе, Не доведенность оборудования и отсутствие по сей час РЛС, Не полное, частичное бронирование основных узлов и агрегатов (Ка-50 получше защищен).

Для сравнения: особенности американского вертолета АН-64D «АПАЧ ЛОНГБОУ

БРЭО вертолета «Апач Лонгбоу» и головка самонаведения (ГСН) ракеты «Хеллфайр» разрабатывались в условиях высокого уровня развития радиоэлектронной и других технологий. ПТУР «Хеллфайр» постоянно модернизировалась и прошла путь от ракеты второго поколения (AGM-114A) с полуактивной лазерной ГСН до ракеты третьего поколения (AGM-114L) с использованием радиолокационной ГСН.

При создании комплекса ПТРК «Лонгбоу» преследовалось значительное сокращение времени нахождения вертолета под прицельным огнем противника при наведении ракет благодаря высокоинтеллектуальному БРЭО и возможности осуществлять залповый пуск ракет по скоплению бронетехники.

Главное достоинство БРЭО «Апач Лонгбоу» заключается в том, что к моменту достижения вертолетом оптимальной высоты для залповой стрельбы уже по степени важности определены объекты поражения и на них нацелены ракеты. БРЭО «Апач», обладая способностью определять различия между зенитными комплексами и колесными машинами, а также другими объектами поражения, значительно повышает живучесть вертолета на поле боя. БРЭО «Апач Лонгбоу» обеспечивает:

автоматическое обнаружение неподвижных и подвижных целей на максимальной дальности стрельбы;

идентификацию и определение степени важности каждой цели по пяти классам (классифицирует и выделяет приоритетные);

сопровождение целей, координаты которых относительно вертолета передаются на ракету, если она находится вне зоны захвата головкой самонаведения цели;

передачу точных координат обнаруженных целей другим вертолетам, ударным самолетам или наземным пунктам.

Тандемная БЧ ракеты «Хеллфайр» благодаря несовершенству конструкции ДЗ российских танков (длина элемента ДЗ – 250 мм) имеет вероятность ее преодоления 0,8–0,9 и бронепробиваемость 1000 мм, что обеспечивает надежное поражение бронетехники.

Последние мероприятия по модернизации вертолета «Апач Лонгбоу» еще более повышают его выживаемость в боевых условиях. Модернизация по версии «блок-3» позволяет пилоту вертолета управлять беспилотными летательными аппаратами «Скай Уорриор», которые будут выполнять полет в 90 км впереди вертолета и поражать цели ракетами «Хеллфайр».

За свою долгую жизнь вертолет АН-64D успел поучаствовать в различных боевых конфликтах. Так, в иракских войнах и югославском конфликте боевому использованию «Апачей» всегда предшествовал разгром иракской и югославской ПВО. Другими словами, создавалась обстановка, при которой начиналась безнаказанная охота на танки, которых за один вылет вертолета уничтожалось не менее десятка.

В чем же секрет выживаемости АН-64D? Первое – БРЭО обеспечивает малое время нахождения под огнем противника. Второе – подавление ПВО противника высокоточными противорадиолокационными ракетными ударами.

Итого: кратко по вертолетам

В сравнении с АН-64 Apache, Ми-28Н тяжелее почти на 3 тонны, зато двигатели у него тоже мощнее, что дает ему даже выигрыш в максимальной боевой нагрузке и в летных характеристиках. Кроме того, обзор из кабины Ми-28Н лучше, зато в АН-64 Apache устанавливаются выпуклые стекла, которые не создают бликов, способных помешать работе с приборами. Эти вертолеты даже внешне легко спутать.

Если же сравнить пушечное вооружение, то здесь преимущество будет скорее за Ми-28Н, хотя и оно не слишком значительно. И он, и Apache вооружаются подвижными автоматическими одноствольными орудиями калибра 30 мм. Американская пушка М230 массой 54 кг обеспечивает скорострельность 625 выстрелов в минуту, при эффективной дальности стрельбы 3 км. Считается, что эта пушка отличается не слишком высокой точностью и недостаточной мощностью.

Есть свои отличия и в ракетах. Главный «инструмент» обоих вертолетов – противотанковые управляемые ракеты (ПТУРы), каждый несет их по 16 штук, подвешиваемых на внешних узлах. Для Ми-28Н создали сверхзвуковую высокоточную ракету «Атака-В» с радиокомандным наведением, о котором мы уже упоминали. Такие ракеты работают и в условиях задымленности, и в пыли, которая рассеивает лазерные лучи, мешая ракетам с «обычным» лазерным наведением. А новая версия ракеты «Атака-Д» обладает дальностью действия уже до 10 км.

Важнейший инструмент АН-64 Apache – ракеты Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением. Вертолет может принять оба типа ракет, и экипаж получает возможность прямо во время боя выбрать подходящий вариант. Дальность их действия составляет 6-7 км, но, в отличие от российских ракет, Hellfire дозвуковые. На то, чтобы добраться до цели в 4 км, ракеты тратят 15 с, тогда как российским на это требуется в 1,5 раза меньше.

Чем мы воюем в Сирии.

Так как наша авиагруппа в Сирии сейчас выступает в качестве «витрины» технического состояния отечественных ВКС, то всё «соринки» на этой витрине очень заметны. Главная «соринка» - это конечно же устаревшее ракетное вооружение новых истребителей Су-30СМ защищающих наши силы в Сирии от возможных атак воздушного противника: Современная отечественная СОЭП Л-370-5 установлена лишь на части российских вертолетов Ка-52 и Ми-8АМТШ, Станции Л-370-5 установленные на вертолёте Ка-52. Ми-8АМТШ оснащенный тремя СОЭП Л-370-5, Вертолёты Ми-28Н, так же как и штурмовики Су-25СМ видимо ожидающие лазерную СОЭП нового поколения, такой защиты на сегодняшний день не имеют.

Не получили эффективной защиты от современных ракет ПЗРК и транспортно-боевые вертолеты Ми-24 разных модификация оснащенные устаревшей малоэффективной СОЭП Л-166 «Липа»

Ракеты современных ПЗРК представляют большую опасность для развернутых в Сирии в составе российской авиационной группировки вертолетов, что и заставляет задействовать их лишь для решения вспомогательных задач.

Конечно можно сказать что любые военные учения не определят возможности авиационной техники без применения её в боевых условиях. Надеюсь что все недостатки устранятся. И мы получим доработанный боевой вертолет как воздушный танк МИ-24П.

Мирового признания Ми-28 удостоился в 1990 г., когда было заключено соглашение с Ираном о его продаже. Но этим планам помешала война в Персидском заливе. Спустя пять лет министерство обороны Швеции выбрало для проведения сравнительных испытаний российский Ми-28А и американский АН-64 «Апач». Итоги первого этапа тендера, объявленного Швецией на закупку партии боевых вертолетов, были подведены в ноябре 1999 г. Тогда Ми-28А признали лучшим. В отчете об этих испытаниях, поступившем из Швеции, говорится, что российский боевой вертолет надежен (за все время испытаний не было ни одного отказа), прекрасно вооружен, прост и доступен в обслуживании и эксплуатации. Высокая оценка была дана маневренным возможностям Ми-28. Отмечалось, что он может выполнять все фигуры высшего пилотажа. Но в то же время шведы потребовали оснастить вертолет оборудованием, позволяющим вести боевые действия ночью. Для участия во втором этапе тендера, проведение которого из-за финансовых проблем Швеция перенесла на 2001 г., МВЗ имени М.Л. Миля намеревался выставить вертолет Ми-28Н «Ночной охотник». Но позже второй этап отменили.


Двухместный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор»



Ми-28Н в полете


Следует отметить и ряд других достоинств Ми-28. В современных войнах, особенно в локальных вооруженных конфликтах, важное значение приобретает авиатранспортабельность вертолета. Ми-28 спроектирован так, что после снятия лопастей несущего винта и консолей крыла он может перевозиться грузовыми самолетами: отечественными Ан-22 и Ил-76 и американским С-17. На сборку машины после выгрузки из транспортного самолета уходит всего полтора часа. При транспортировке «Ночного охотника» гигантами Ан-124 «Руслан» или С-5 на это необходимо в три раза меньше времени. Это существенно расширяет географию применения машины.

Что касается вопросов боевого применения, то единственный случай участия Ми-28Н в белорусско- российских учениях «Щит Союза- 2006», проходивших в Белоруссии, не может служить основанием для оценки боевых качеств машины.

Однако, как говорится, «бочку меда может испортить ложка дегтя». По мнению специалистов Центра боевого применения и переучивания летного состава в Торжке (Тверская область), компоновка передней кабины Ми-28Н не позволяет оборудовать ее для летчика-инструктора. Это существенный недостаток, усложняющий переход летного состава на новую технику. Остается надеяться на упоминавшийся ранее наземный тренажер.

По мнению Героев России, заслуженного военного летчика полковника А. Новикова и заместителя начальника отдела боевой подготовки, старшего инспектора-летчика управления армейской авиации в Главном командовании ВВС полковника А. Рудых, «на Ми-28Н решить проблему второго адекватного управления не удалось в силу эргономических особенностей передней кабины. Эта проблема для Ми-28Н, имеющего специфические особенности в пилотировании и даже на рулении, является серьезным препятствием в его дальнейшей судьбе».

Как считают некоторые эксперты, Ми-28 (как, впрочем, и Ка-50) перетяжелен, поскольку предназначен главным образом для боевой работы в прифронтовой полосе. Для проведения же антитеррористических операций и для борьбы с повстанцами нужна более легкая машина. У Ка-50 этот недостаток компенсируется большей тягой несущих винтов, поскольку у Ми-28 значительная часть мощности тратится на парирование реактивного момента.

Ми-28НЭ по ряду показателей превосходит зарубежные аналоги, но ему труднее реализовать это преимущество, поскольку, как следует из сообщений средств массовой информации, система наведения и ПТУР устарели и из-за этого комплексный показатель боевого потенциала ниже, чем у AH-64D. Только Ка-52, оснащенный управляемыми ракетами нового поколения «Вихрь» (у них вероятность поражения таких точечных целей, как, например, танк, достигает 80 – 90%), выигрывает по нему у AH-64D. В свою очередь, Ми-28НЭ по эффективности приблизительно на 20% уступает Ка-52.


Основные данные зарубежных вертолетов – аналогов Ми-28
AH-64D CSH-2
Двигатели T700-GE-701C «Макила» 1К2
Мощность максимальная, л.с. 2x1890 2x1880
Диаметр несущего винта, м 14,63 15,58
Длина, м 17,76 16,389
Высота, м 4,95 4,447
Размах крыла с узлами подвески на концах, м 5,82 5,198
Масса, кг:
пустого 5350 5730
взлетная нормальная 7480 8750
взлетная максимальная 10 107 11 500
боевой нагрузки 2770 2350
Запас топлива, л:
во внутренних баках 1157 1854
в подвесных баках 4x871 2x750
Скорость, км/ч:
максимальная 296 230
крейсерская 260 -
Скороподъемность у земли, м/с 15,5 13
Потолок, м:
статический 3780 5650
динамический 6250 6100
Практическая дальность, км 1900 -600
Радиус действия, км 611 -


Вертолет AH-64D «Апач» ВВС Нидерландов, 2006 г.



Вертолет CSH-2 «Руивалк» на выставке в Фарнборо (Великобритания), сентябрь 1994 г.


Сравнение удельных характеристик вертолетов Ми-28НЭ, AH-64D «Апач Лонгбоу» и CSH-2 «Руивалк»

Неудачным на Ми-28 следует признать и расположение в носовой части фюзеляжа подвижной артиллерийской установки, создающей вибрации с повышенной амплитудой и снижающей точность стрельбы.

Интересно сравнить Ми-28НЭ с зарубежными вертолетами подобного назначения. Ближайшими к нему по взлетной массе являются американский AH-64D «Апач Лонгбоу» (Apache Longbow) и «Руивалк» (Rooivalk) южноафриканской фирмы «Денел».

«Апач» был создан немного раньше советского Ми-28 и поступил на вооружение армии США в 1984 г. В 1991 г. приступили к модернизации машины, получив вариант AH-64D. Внешне новая модификация почти ничем не отличается от предшествующих, разве что силовой установкой, состоящей из пары турбовальных двигателей T700-GE-701 компании «Дженерал электрик» и системой управления огнем «Лонгбоу» на базе РЛС фирмы «Вестингауз», работающей в миллиметровом диапазоне волн и размещенной над втулкой несущего винта. Но изменился состав вооружения. В арсенал AH-64D, кроме НАР, входят ракеты класса «воздух – воздух» AIM-92 «Стингер», AIM-9, «Мистраль», «Сайдарм» и «Старстрик» компании «Шорт» и до 16 усовершенствованных ПТУР AGM-114D «Хеллфайр». AH-64D предназначен не только для борьбы с бронетехникой и воздушными целями, но и для поддержки пехоты. Для этого служит артиллерийская установка с 30-мм пушкой М230.

«Американец», как и Ми-28НЭ, помимо бортовой РЛС, укомплектован телевизионной и тепловизионной аппаратурой наведения оружия, нашлемной системой целеуказания и лазерным дальномером-целеуказателем. Единственное, чего нет на российской машине, но есть на AH-64D, так это системы спутниковой навигации, но это дело времени.

Опытный образец американского вертолета с системой «Лонгбоу» совершил первый полет 11 марта 1991 г., но лишь спустя четыре года, в мае 1995 г., состоялся первый пуск ПТУР «Хеллфайр», а поставки модернизированного «Апача» армии США начались в 1996 г. Эти вертолеты США также продали в Великобританию, Израиль, Нидерланды и Сингапур.

По сравнению с Ми-28НЭ «Апач Лонгбоу» летает медленнее на 10 км/ч, но чуть дальше и выше. Вышесказанное позволяет сделать главный вывод: Ми-28НЭ и AH-64D практически равноценны, если не учитывать боевую нагрузку «Ночного охотника», которая заметно ниже, чем у его американского аналога.

Что касается южноафриканского ударного вертолета CSH-2 «Руивалк», то работы по его созданию начались в компании «Атлас авиэйшн» (в настоящее время – «Денел авиэйшн») в 1980 г. под влиянием опыта боевого применения винтокрылых аппаратов в ходе вооруженного конфликта между Анголой и Родезией. В качестве прототипа взяли французский вертолет SA 330 «Пума», ремонт которых был освоен в Южно- Африканской Республике (ЮАР).

Основной задачей этой двухместной машины предполагалась огневая поддержка войск в сложных метеоусловиях, как днем, так и ночью, а вспомогательной – борьба с вертолетами противника. Однако полностью реализовать задуманное не удалось. Отсутствие РЛС исключает ее боевое применение ночью. Первый полет CSH-2 состоялся в феврале 1990 г., а первый серийный экземпляр передали ВВС ЮАР в ноябре 1998 г.

Как и на Ми-28НЭ, шасси с хвостовой опорой у него не убирается и позволяет приземляться с вертикальной скоростью до 10 м/с. Эксплуатация вертолета в пустынной местности, которой свойственна сильная запыленность воздуха, привела к необходимости установки пылезащитных фильтров на входе воздухозаборников двигателей. Силовая установка состоит из двух двигателей «Макила» французской компании «Турбомека» мощностью по 1880 л.с., расположенных по аналогичной с Ми-28НЭ схеме.

Общая площадь брони, изготовленной из керамики, меньше, чем у Ми-28. Топливные баки и проводка системы управления вертолетом выдерживают прямое попадание пуль калибра 12,7 мм.

«Руивалк» оборудован приборами ночного видения, лазерным дальномером, многофункциональным дисплеем, автопилотом, системой предупреждения о лазерном и радиолокационном облучении, а также нашлемной системой отображения информации. Его вооружение включает пушку GA-1 «Рэтлер» калибра 20 мм фирмы «Аэротек», размещенную под носовой частью фюзеляжа (как на Ми-28) на управляемой установке (в дальнейшем предусмотрена возможность ее замены 30-мм орудием), 16 противотанковых управляемых ракет ZT-3 с лазерной системой наведения, или ZT-6, или «Хот», управляемые ракеты V-3P или «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения и до 18 НАР калибра 68 мм.

Ми-28Н немного превосходит южноафриканский вертолет по боевой нагрузке, значительно – по скорости и очень близок к нему по потолку.

Удельная нагрузка на ометаемую площадь несущего винта у всех трех машин примерно одинаковая и изменяется от 35 кг/м 2 у AH-64D до 37,1 кг/м 2 у Ми-28НЭ при нормальной полетной массе. При этом удельная нагрузка на мощность двигателей у иностранных машин в два раза меньше, что и определяет их лучшие динамические характеристики. Российский вертолет – самый тяжелый, и при этом уступает по боевой нагрузке «Апачу» и близок к «Руивалку». Проводя анализ военной техники, приходится пользоваться рекламными буклетами фирм-разработчиков, в которых многие данные не разглашаются. Единственным объяснением меньшей боевой нагрузки отечественной машины может быть более тяжелая «начинка» и усиленная бронезащита.

В 1980-е гг. в Соединенных Штатах началась разработка нового разведывательно-ударного вертолета RAH-66 «Команч» (Comanche). Его главной особенностью должна была стать исключительно низкая заметность. Предполагалось, что вероятность обнаружения «Команча» будет значительно меньше, чем у «Апача». Но в 2004 г. в США решили свернуть эту программу.

В заключение следует отметить, что Ми-28Н сегодня – единственный в мире вертолет, способный осуществлять полет в автоматическом режиме на высоте от 5 до 15 м с огибанием рельефа местности в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

Ми-28Н ПРОТИВ "АПАЧ ЛОНГБОУ"

ПО СВОИМ БОЕВЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ АМЕРИКАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТ ПРЕВОСХОДИТ РОССИЙСКИЙ АНАЛОГ

Сообщение о предстоящем поступлении пятидесяти ночных всепогодных вертолетов Ми-28Н в части армейской авиации ВВС России ("ВПК" № 13, 2004 г.) заставляет еще раз обратить внимание на боевые возможности этих машин, которые в немалой степени определяются их электронной начинкой. Аналогом Ми-28Н можно считать американский АН-64D "Апач Лонгбоу". Сравнение ТТХ этих машин позволит уточнить тактику применения Ми-28Н и наметить пути модернизации вертолетного вооружения.
Начало создания Ми-28 было ответом Советского Союза на появление американского вертолета "Апач". При этом следует напомнить, что завершение работ по Ми-28Н пришлось на период российских реформ, когда отставание РФ от Запада по радиоэлектронным, микро- и наноэлектронным, а также компьютерным технологиям продолжало увеличиваться. Вместе с тем, настораживает состояние комплектующих российской радиоэлектроники, из 13000 элементов которой более 70% имеют возраст свыше 15 лет. Сегодня ни один из создаваемых образцов российских вооружений не может быть обеспечен на 100% элементами отечественного производства. Отсталая элементная база обусловливает увеличение массы, габаритов аппаратуры, недостаточную ее эффективность и надежность.

УСТАРЕВШЕЕ ОСНАЩЕНИЕ

Вертолет предназначен для поражения наземных и воздушных целей. В справочных изданиях (например, "Оружие России 2000" и др.) подробно перечислены компоненты бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) этой машины. Но по какой-то причине отсутствует оценка соответствия облика БРЭО функциональному назначению ударного вертолета.

Особого внимания в этом плане заслуживает анализ процесса поражения бронетехники и других наземных целей с помощью ПТУР "Атака", которая составляет основу боекомплекта Ми-28Н. В этом случае для управления ракетой используется способ полуавтоматического наведения: наводчик удерживает прицел на объекте поражения, а система наведения автоматически ведет ракету к нему. Координаты ракеты относительно прицельной линии определяются с помощью оптической системы (размещенной на Ми-28Н) и трассера, установленного на ракете. Команды управления с вертолета передаются ракете по радио.

В данной ситуации использование ПТУР "Атака" крайне опасно, так как суммарное время визуального поиска наземной цели и управления ракетой больше, чем время реакции современных средств ПВО. Под временем реакции понимается время от обнаружения вертолета до схода зенитной ракеты с пусковой установки, которое для ЗРПК малой дальности составляет 4-10 сек. Наибольшей опасности Ми-28Н подвержен при стрельбе на дальности 4-6 км, что требует увеличения высоты полета для обеспечения надежного визуального контакта с объектом поражения. При цене вертолета, равной цене 3-4 танков, вызывает сомнение, что Ми-28Н с ПТРК второго поколения в условиях развития зарубежных средств ПВО решит проблему поражения целей с учетом критерия "эффективность - стоимость".

Применительно к решению той или иной боевой задачи предусмотрено 7 вариантов боекомплекта Ми-28Н, состоящего из различных сочетаний следующ их боеприпасов: ПТУР "Атака", ЗУР "Игла", НАР С-8, НАР С-13, выстрелов к 30-мм пушке 2А42. В свою очередь ПТУР "Атака" может оснащаться либо кумулятивной тандемной БЧ для поражения бронетехники, либо стержневой - для поражения воздушных целей, либо БЧ, снаряженной объемно-детонирующей смесью для поражения наземных целей. ПТУР "Атака", являясь усовершенствованным вариантом ракеты комплекса "Штурм" (табл.), продолжает оставаться во втором поколении.

Сегодня недопустимо оснащать дорогостоящие ударные вертолеты ПТУР второго поколения и БРЭО вчерашнего дня. Только установка ПТУР третьего поколения ("выстрелил-забыл") и современного БРЭО позволит повысить эффективность вертолетного вооружения.

ЧТО МОЖЕТ "ИНДЕЕЦ"

БРЭО вертолета "Апач" и ГСН различных модификаций ракеты "Хеллфайр" разрабатывались в условиях высокого уровня развития радиоэлектронной и других технологий. ПТУР "Хеллфайр" постоянно модернизировалась и прошла путь от ракеты второго поколения (AGM-114A) с полуактивной лазерной ГСН до ракеты третьего поколения (AGM-114B) с использованием радиолокационной (РЛ) ГСН.

При создании комплекса ПТРК "Лонгбоу" предусматривалось значительное сокращение времени нахождения вертолета под прицельным огнем противника при наведении ракет, благодаря высокоинтеллектуальному БРЭО и возможности осуществлять их залповый пуск по скоплению бронетехники.

Главное достоинство БРЭО "Апач Лонгбоу" заключается в том, что к моменту достижения вертолетом оптимальной высоты для залповой стрельбы уже по степени важности определены объекты поражения и на них нацелены ракеты. БРЭО "Апача", обладая способностью определять различия между зенитными комплексами и колесными машинами, а также другими объектами поражения, значительно повышает живучесть вертолета на поле боя. БРЭО AH-64D обеспечивает:
- автоматическое обнаружение неподвижных и подвижных целей на максимальной дальности стрельбы;
- идентификацию и определение степени важности каждой цели по пяти классам (классифицирует и выделяет приоритетные);
- сопровождение целей, координаты которых относительно вертолета передаются на ракету, если она находится вне зоны захвата головкой самонаведения цели;
- передачу точных координат обнаруженных целей другим вертолетам, ударным самолетам или наземным пунктам.

Тандемная БЧ ракеты "Хеллфайр", вследствие несовершенства конструкции ДЗ российских танков (длина элемента ДЗ - 250 мм), имеет вероятность ее преодоления 0,8-0,9 и бронепробиваемость 1000 мм, что обеспечивает высокую вероятность поражения бронетехники.

Уровень развития американской электроники позволяет Пентагону перейти к созданию единой универсальной ПТУР JCM (Joint Common Missile) для установки на различные носители армии, ВВС, ВМС. Предполагается, что с 2009 г. ракета "Хеллфайр" будет заменена новой универсальной ракетой с трехрежимной ГСН (лазерная, ИК и РЛ), предназначенной для поражения бронетехники, зданий, бункеров, малых кораблей.

СТАРЫЕ ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

Еще в 1991 г. сотрудник фирмы МВВ Шварц Вольфганг отметил, что эффективность динамической защиты определяется ее размерами в плоскости взаимодействия (Military Technology, vol.15, № 8, p. 57-64, 1991). Но российское Минобороны с непонятным упрямством продолжает поощрять отработку тандемных БЧ ПТУР с помощью отечественного элемента ДЗ длиной 250 мм, тогда как у используемых в боевых условиях зарубежных элементов ДЗ этот показатель равен 400-500 мм. Вот почему вероятность преодоления ракетой "Атака" ДЗ зарубежных танков не будет превышать 0,5 ("ВПК" № 8, 2003 г.; № 17, 2004 г.). Вместе с тем предпринятая попытка использования в конструкции тандемной БЧ ПТУР "Атака" телескопического штока, на конце которого размещен предзаряд, не позволила решить проблему надежного преодоления ДЗ длиной 500 мм.

Нельзя пройти мимо характеристик вертолетных пушечных установок. Например, масса пушки 2А42 вертолета Ми-28Н в 2 раза превышает массу пушки М230 "Апача", а боезапас последнего почти в 3 раза больше, чем у нашей машины, и все это при одинаковом калибре. Заметим, что если М230 специально разрабатывалась для вертолета АН-64, то 2А42 была "позаимствована" у БМП-2. Эти и другие старые болезни давно пора излечить. Российский ударный вертолет должен иметь высокоэффективное вооружение, основу которого составляют ПТУР третьего поколения и БРЭО не хуже, чем у такой же американской машины.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

В 1960 г. на оборонных предприятиях был распространен в магнитофонном варианте доклад академика АН СССР Акселя Берга по проблемам развития радиоэлектроники в СССР, в котором отмечались слабые стороны ее развития и предлагались пути ликвидации отставания в этой области от Запада. С тех пор прошло более 40 лет, но разрыв не только не сократился, а напротив - увеличился.

Результаты сравнения вооружения и БРЭО вертолетов Ми-28Н и АН-64D "Апач Лонгбоу" свидетельствуют не в нашу пользу и являются серьезным сигналом с возможными отрицательными последствиями и для других создаваемых образцов ВВТ. Отставание по радиоэлектронным, микро- и наноэлектронным технологиям не позволит создавать перспективные системы разведки, высокоточное оружие наземного, морского и воздушного базирования. Минобороны и Федеральное агентство по промышленности должны принять экстренные меры по затронутым проблемам.

Характеристики ПТУР

И очень удивился. Оказывается, "военное обозрение" размещает материалы уровня "Звезда", без какой-либо премодерации специалистом. Если очень коротко, автор объясняет проигрыш Ми-28НЭ американскому АН-64D «Апач Лонгбоу» в индийском тендере. Самая главная причина, описанию которой посвящено 80% статьи - проигрыш российских ракет "Атака" американским "Хелфайр". Плюс автор еще и грозится с 2016 года суперсовременными ПТУР JАGM четвертого поколения, которые к контракту вообще не имеют никакого отношения.
Автор почему-то "забыл", что тендер вообще-то стартовал в 2008 году!!!

Оценивать проигрыш вертолета "плохими" ракетами глупо. Тем более когда преимущество - это "выстрелил и забыл" у "Хелфайр" вместо сопровождения ракеты оператором, как у "Атаки". Не буду уличать автора в конкретной лжи при приведении характеристик ракет и их модификаций - не в этом суть. Главная ложь в том, что Индия спокойно могла закупить Ми-28НЭ и оснастить их купленными у янки "Хелфайрами".


Причина проигрыша иная. "Апач" применяется много лет, у него богатая история боевого применения. А Ми-28Н мало того, что только что был принят на вооружение, он упал во время учений из-за "захлебнувшихся" двигателей (вертолет цел, экипаж тоже). Индийцы просто не собиралсь после покупки возиться с доводкой вертолета, который сегодня по всем параметрам превосходит «Апач Лонгбоу». Но это сегодня, а не на момент покупки первых американских вертолетов. Дорога ложка к обеду. Повторю - это в двух словах.

Теперь о ракетах. Автор много и справедливо пишет о том, что ракеты с принципом "выстрелил и забыл" хороши для борьбы с партизанами. Именно потому, что позволяют снизить время пребывания носителя в зоне поражения при прицеливании и пуске. Это важное, но единственное преимущество. Все остальное - недостатки. Вся техника, снабженная системами типа "Штора" и ей подобными, от этих ракет отмахнется в том же автоматическом режиме, что и у ГСН ракеты. Мало того, в условиях задымления и с использованием различных помех, автоматическое наведение еще больше страдает. Как результат - "Атака" становится более эффективной.

В статье упоминается плохая тяжелая пушка с малым боекомплектом у Ми-28. Яркий пример предвзятости. Американская пушка М230 массой 54 килограмма обеспечивает скорострельность 625 выстрелов в минуту при эффективной дальности стрельбы 3 километра. Создана именно для вертолета и отличается не слишком высокой точностью и недостаточной мощностью.

На Ми-28Н устанавливается старая и проверенная модифицированная танковая пушка 2А42. Она заметно тяжелее американской и обладает серьезной отдачей. Тем не менее ее точность выше, чем у М230. При этом 2А42 - самое мощное вертолетное орудие в мире: вес снаряда и начальная скорость почти вдвое больше, чем у М230, дальность стрельбы - 4 километра, скорострельность - до 900 выстрелов в минуту. Снаряд, выпущенный с Ми-28Н, прошивает 15-миллиметровую броню с 1,5-километровой дистанции.

Мало того, 2А42 исключительно надежна и практически не перегревается в отличие М230. 2А42 способна полностью, без перерывов на охлаждение, выпустить весь боекомплект. Плюс стрелок сам выбирает тип снаряда: бронебойный или осколочно-фугасный.

Я остановился на сравнениях орудий, потому что это проще - большой выбор модификаций ракет и их применение с вертолета можно обсуждать бесконечно. Главное преиущество "выпустил и забыл" - массовый пуск и минимальное время нахождение вертолета в зоне вероятного поражения. Но Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением имеют дальность 6-7 километров, и они, в отличие от российских ракет, дозвуковые. На то, чтобы добраться до цели на 4 километра, ракеты тратят 15 секунд, тогда как российским на это требуется в 1,5 раза меньше времени. А новая версия ракеты «Атака-Д» обладает дальностью действия уже до 10 километров.

Это если описывать вооружение. Возвращаясь же к проигранному тендеру стоит напомнить, что всегда и всюду выигрывают в равных условиях образцы, имеющие историю боевого применения и обкатанные. Что касается индийского контракта, то есть еще одна тонкость - в законодательстве Индии предусмотрена диверсификация аоенных закупок. Чем и пользуются западные конкуренты, предлагая зачастую более дорогие машины, ракеты, ....

Автор опуса вскользь описывает бронирование Ми-28НЭ уничижительно: "бронекоробка экипажа выполнена из 10-мм листов алюминиевого сплава, на которые наклеены керамические плитки. Такая конструкция может спасти экипаж от пуль калибра 7,62 мм".

Вот эта фраза сразу показывает, что статья писалась не малограмотным человеком, а специалистом, которому сознательно заказали разгромный материал. Мой тезка действительно много пишет о военной технике и случайно подобное не напишет. Кто именно гадать бесполезно. Может и стратеги в Москве, считающие, что о россиской технике надо писать плохо до тех пор, пока обратное не стало очевидным в той же Сирии.

На самом деле описана была лишь бронекапсула экипажа. Но - частично. На самом деле, так называемая «ванна», выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм бронеэлементы из керамики. Но это лишь малая часть бронезащиты.

В целом же "Ночной охотник" защищен высокостойкой броней, полностью броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания бронебойных пуль калибром 12,7 мм в лобовые стекла и пуль калибром 7,62 мм в боковые стекла и стекла дверей, броня корпуса выдерживает попадание осколочно-фугасных снарядов калибра 20 мм, лопасти сохраняют работоспособность при попадании 30 мм снарядов [*] .

Двери кабины выполнены из стеклопластика с алюминиевой плитой и керамической броней. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей — из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Кабина лётчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму поражение обоих членов экипажа при разрыве малокалиберного осколочно-фугасного зажигательного (ОФЗ) снаряда в одной из кабин. Топливные баки заполнены пенополиуретаном и снабжены латексным самозатягивающимся протектором.

Расстрел Ми-28 от 7,62 до 20-мм пушки в упор. Причем старого Ми-28:

Согласитесь, это немного иная живучесть.

В целом же можно найти массу различных плюсов и минусов. Индийцы нашли целых 20 причин, по которым отдали предпочтение "Длинному луку".

Ниже видео того, как падает "Ночной охотник" и что происходит с экипажем. Так, для примера живучести капсулы. Система спасения и многое другое описано в видео выше: