«Буцефал» стал сильнее. «Буцефал» стал сильнее Бтр 4 буцефал описание чертежи

Не клевещите на Буцефал (Украинский БТР-4 - удар по самолюбию оборонщиков РФ)

Большая часть предприятий советского ВПК после развала СССР досталась России. Второй по значению военно-промышленный потенциал получила Украина. С того времени украинские успехи на мировом рынке вооружений крайне болезненно воспринимаются в Российской Федерации. В частности, гордость русской «оборонки» крайне задела перспектива международных контрактов на поставку созданного в начале 2000-х годов в Харькове колесного бронетранспортера БТР-4, предлагаемого на экспорт под звучным именем «Буцефал». Что же представляет собой эта машина и почему в борьбе за иностранные заказы она теснит российские аналоги?

Вот он какой

Как правило, все едкие комментарии российской стороны относительно успехов украинского оружия сводились и сводятся к одному - ничего нового «оборонщики» соседней страны сделать не могут, торгуют техникой еще советских времен. Можно подумать, Россия продает что-то другое. Танк Т-90 такой же русский, как Т-80УД - украинский. Оба - советские.

В российских СМИ нередко встречаются высказывания, что БТР-4 также не принадлежит к числу новых разработок: это, мол, всего лишь развитие БТР-80. Авторы подобных утверждений скорее всего просто не знают, о чем пишут. Развитием БТР-80 является совсем другой бронетранспортер - БТР-3.
Прототип БТР-4, созданный в ХКБМ имени О. О. Морозова в рамках ОКР « Ладья», впервые продемонстрировали на выставке « Аэросвит» в 2006 году. Под обозначением БТР-4Е 24 июля 2012 машина была принята на вооружение украинской армии.

БТР-4 - плавающий бронетранспортер с колесной формулой 8x8. Предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою.
Максимальная боевая масса - 17,5 тонны, с дополнительной бронезащитой - до 25 тонн. Экипаж - три человека: командир, оператор, водитель. Десант - 7-9 человек.
Дизельный двигатель ЗТД мощностью 500 лошадиных сил обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе 110 километров в час, на плаву - 10 километров в час, запас хода по топливу - 690 километров.
БТР оснащен дистанционно управляемым модулем вооружения « Парус», в состав которого входят 30-мм автоматическая пушка, спареный с ней 7,62-мм пулемет, 40-мм автоматический гранатомет, ПТРК «Барьер» с четырьмя ПТУР (максимальная дальность стрельбы - пять километров).
Предусмотрена возможность оснащения машины и другими боевыми модулями, например «Гром», «Шквал» или БАУ-23.
Бронетранспортер может использоваться в условиях применения противником оружия массового уничтожения.

БТР-4 производится в версиях командирской (БТР-4К), командно штабной (БТР-4КШ), разведывательной (БРМ-4К), ремонтно-эвакуационной (БРЕМ) машины, а также машины огневой поддержки (МОП-4К), санитарно- эвакуационной (БСЕМ-4К) и других.
Главная же особенность « Буцефала» - широко распространенная во всем мире компоновочная схема, которая принципиально отличается от принятой в качестве базовой при создании советских колесных бронетранспортеров. В передней части находится отделение управления, в средней - моторно-трасмиссионное, а в задней расположены боевое и десантное отделения. Такая компоновка обеспечивает более безопасный выход десанта из машины под огнем противника.
Дистанционно управляемый модуль вооружения позволяет оператору вести огонь, оставаясь внутри корпуса БТР.

При необходимости боевое и десантное отделение без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии, быстро трансформируются для создания широкого семейства боевых машин. Не лишним будет напомнить, что такая компоновка принята в качестве стандарта в странах блока НАТО.

Договоренности и намерения
В декабре 2009 года Ирак подписал контракт с Украиной о поставке 420 « Буцефалов»: 270 в варианте БТР-4 с боевым модулем «Парус», 80 командирских машин БТР-4К, 30 командно штабных БТР-4КШ, 30 санитарных БСЕМ-4К и 10 ремонтно-эвакуационных БРЕМ-4.
В конце 2010 года отправление первой партии бронетранспортеров было задержано по причине незначительных проблем с пушкой, после чего отправку машин 1 и 2-й партий объединили в одну.

В сбое виновата не столько украинская сторона, сколько иракская. Специалисты по Ираку не приехали на тестовые испытания, а затем и вовсе попросили перенести сроки принятия « Буцефалов» на более поздний срок.
Первая объединенная партия (26 машин) была принята только в марте 2011 года и 20 апреля была отправлена в Ирак. В начале мая 2012-го иракцы приступили к приему 2-й партии в составе 62 БТР. До конца года заказчику планируется передать и 3-ю партию БТР-4 - 94 бронетранспортера.

Ситуация с македонским контрактом не столь однозначна. По итогам работы выставки IDEX-2009 в Абу-Даби, где украинский БТР стал одним из самых популярных экспонатов, было объявлено, что Македония рассматривает возможность закупки до 200 БТР-4 с немецким двигателем Deutz. Ряд экспертов высказывали сомнение в заявленном количестве машин, поскольку реально македонской армии требует не более 80 бронетранспортеров.
И здесь, как «чёртик из табакерки», выскочила американская компания Defence Solutions, Inc. Ее глава Тим Ринггольд заявил о присоединении к готовящемуся контракту. В частности, он сообщил: «Defense Solutions становится членом команды потому, что БТР-4 предлагает лучшее соотношение цена-качество на рынке, и потому, что Украина и Македония является важными союзниками США в глобальном противодействии террору». По словам бизнесмена, предусматривается, что БТР-4 будет производиться на Украине, собираться в Македонии, а Defense Solutions обеспечит снабжение консорциума разрешенных к экспорту американских технологий, использование которых позволит сделать новую боевую бронированную машину (ББМ) совместимой со стандартами НАТО. Речь, среди прочего, идет о двигателях, трансмиссии, системах связи, системе управления огнем и, возможно, вооружении.
Ринггольд подчеркнул, что объем мирового рынка БТР-4, который отвечает стандартам НАТО, в ближайшие десять лет может составить 2500-4000 машин средней стоимостью 1,5-2 миллиона долларов за каждую в зависимости от конфигурации. Руководитель Defense Solutions утверждал, что даже с полностью интегрированными технологиями, БТР-4 будет самым дешевым в своем классе по расходам на эксплуатацию и станет замечательным предложением для новых членов НАТО и миротворческих операций ООН. Таким образом, можно сделать вывод, что американцы допускают продвижение нового изделия на восточноевропейский рынок, а также поставку его своим союзникам в «горячие точки», например в Ирак и Афганистан. Такой «зигзаг удачи» мог бы стать новым уникальным этапом в развитии украинской легкой бронетехники.
Но после всех заявлений о намерениях, никакой новой информации по македонскому контракту или об украинско-американском сотрудничестве в производстве БТР-4 не появилось.

Болезненная реакция
Другое дело, контракт Украины с Казахстаном. На оборонной выставке KADEX-2012, которая проходила в Астане 3 мая 2012 года, государственные компании двух стран - «Укроборонпром» и « Казахстан инжиниринг» подписали соглашение о совместном производстве БТР-4 для казахстанских вооруженных сил. В целом планируется изготовить 100 машин: 10 - в текущем году, 90 - в следующем. Выпуск бронетранспортеров намечено организовать на базе одного из предприятий национальной компании « Казахстан инжиниринг», начиная с крупноузловой сборки и с постепенным увеличением количества комплектующих и запасных частей, которые будут изготовляться казахстанской стороной, а также расширением линейки производимых модификаций.

В этом событии, собственно, нет ничего особенного - Россия уже давно потеряла монополию на продажу оружия странам так называемого ближнего зарубежья. Да и сокрушаться особенного повода нет - практически одновременно с БТР-4, Казахстан заключил из Рособоронэкспортом контракт на поставку 90 бронетранспортеров БТР- 82. Не хотят казахстанские товарищи «класть все яйца в одну корзину» и правильно делают. Удивляет в связи с казахстанским контрактом другое - болезненная реакция некоторых российских СМИ и ряда экспертов. Они, например, выражая удивление по поводу приобретения Астаной «ненадежных» украинских бронетранспортеров, ищут в этом соглашении коррупционный след.
Позволительно спросить: а чем российская техника более надежна? Чем продукция Харьковского дважды ордена Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Флага и Красной Звезды завода транспортного машиностроения имени В. О. Малышева хуже продукции Арзамасского машиностроительного? Считает ли кто-то серьезно, что уровень технической культуры в России более высок, чем на Украине?

Стоило бы задуматься
Еще один « экспертный» опус: « Хотя БТР-4 и представляет достаточно серьезный шаг в сторону современной концепции колесного бронетранспортера в сравнении с семейством БТР-80, однако при этом БТР-4 явно уступает наиболее современным западным образцам. БТР-4 обременен рядом откровенно отсталых или неудачных технических решений. «Кабиноподобная» носовая часть корпуса, заимствованная от БТР Fuchs 70-х годов, выступающая сильно вперед, имеет недостаточную защищенность и не соответствует современным требованиям противоминной защиты».

Читая подобный вывод, точно не знаешь, что делать - смеяться или плакать... Носовая часть БТР-82, в сущности, заимствованная от БТР-60ПБ 60-х годов, защищенность тоже недостаточная да и о противоминной защите говорить не придется. По большому счету - это все тот же советский бронетранспортер, лишь слегка « улучшенный». Нет ни перехода на модульную конструкцию корпуса, ни модулей вооружения, которые можно было бы изменять в зависимости от спектра выполняемых задач на той же базе, и так далее.
Разработчики, похоже, как и раньше, собираются воевать на этой машине с блоком НАТО, предварительно бросив на Центрально-Европейскую равнину десяток атомных бомб.

Экспертам, обеспокоенным успехами БТР-4 (невзирая на истерию) на мировом рынке вооружений, вместо того, чтобы брызгать слюной в угаре великодержавного шовинизма, стоило бы задуматься: почему машина, которая отвечает стандартам НАТО (а теперь в мире это подобие знака качества), появилась на Украине раньше, чем в России? В чем здесь дело? Судя по всему, в том, что в Украине нет нефти и газа, а значит, приходится выкручиваться, что-то придумывать и выдумывать. Отсутствует у украинских товарищей и мания величия, которая мешает созданию принципиально новых образцов техники. Они не считают свои танки, БТР, БМП, пушки, самолеты и так далее лучшими в мире.
Конечно же, БТР-4 - не предел совершенства, в машине немало недостатков и детских болезней. Однако ключевым в его оценке является уже упоминавшееся соответствие стандартам НАТО и привлекательное соотношение цена-качество, чем аналоги западного производства похвастаться не могут. К примеру, достаточно успешно продвигается в последние годы на мировой рынок финский БТР Patria, который стоит в пять раз дороже, а с надежностью у него тоже есть проблемы. Тем не менее, в отсутствие предложений от российского ВПК, эта машина уже заинтересовала и Министерство обороны РФ, которое собирается закупить 500 таких экземпляров. А вот БТР-4 Россия уже точно не закупит. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Новые украинские бронетранспортеры с гордостью представили на Украине, однако в Сети к машинам отнеслись с изрядной долей скепсиса. Что же касается противников ВСУ – непризнанных республик ДНР и ЛНР – то они и вовсе не восприняли новинку всерьез.

Как заявил официальный представитель Народной милиции ЛНР Андрей Марочко, против БТР-4 «Буцефал» можно выходить даже со стрелковым оружием. При этом, напомнил он, Украина ранее пыталась предложить своих «Буцефалов» иностранным покупателям, но машины вернули из-за недоработок в конструкции. Таким образом, он дал понять, что новость о переправке БТР-4 на линию фронта не стала для ополчения Донбасса поводом даже для малейших волнений.

Известно, что бронетранспортер БТР-4 разрабатывали на Украине с 2002 года. В 2016 он успешно прошел испытания, в том числе и на воде – при спуске в водохранилище дошел до буйков и вернулся на берег. Впрочем, этот факт ничуть не прибавил машине очков в глазах пользователей Сети, которые позволили себе отпустить в адрес новинки украинской оборонной промышленности весьма едкие комментарии.

Источник фото - prntscr vz.ru

Источник фото - prntscr vz.ru

Кроме того, досталось и названию техники – БТР-4, который предложили называть БТР-404.

Источник фото - prntscr ria.ru

Впрочем, некоторые отметили, что ничего критичного на фото «Буцефалов» не увидели, ведь с виду новый БТР выглядит как самый обычный бронетранспортер советского образца.

Источник фото - prntscr vz.ru

Украинский плавающий бронетранспортер БТР-4 «Буцефал» разработан в начале 2000-х годов Харьковским конструкторским бюро машиностроения им. А.А.Морозова. Бронетранспортер БТР-4 предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. БТР-4 «Буцефал» используется для оснащения подразделений, способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе в условиях применения противником оружия массового поражения.

БТР-4 «Буцефал» может быть базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты. Бронетранспортер может выполнять поставленные задачи как днём, так и ночью, в различных климатических условиях, на дорогах с различным покрытием и в условиях полного бездорожья. Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от −40 до +55 °C. Принят на вооружение в 2011 году. Стоимость одного БТР-4 в среднем от 25 до 29 млн. рублей.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ :
Масса:
— 17,5+3% т (с противопульной защитой)
— 25+3% т (с дополнительной бронёй)

Тип и модель двигателя: двухтактный дизель 3TD
Скорость:
— 110 км/ч (шоссе)
— 60 км/ч (просёлок)
— 10 км/ч (в воде)

Мощность двигателя: 500 л.с.
Запас хода: 690 км
Подвеска: колесная 8×8
Вместимость (чел.): Экипаж: 3 (водитель, командир, стрелок); Десант: 7-9

Бронетранспортёр БТР-4 имеет три отделения :
Переднее -отделение управления
Среднее - моторно-трансмиссионное отделение
Заднее - боевое и десантное отделения
Подобная компоновка позволяет быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии для создания широкого семейства машин. Грузоподъёмность шасси бронетранспортера позволяет создавать не только варианты исполнений и семейство машин, но и устанавливать дополнительную броневую защиту против автоматических малокалиберных пушек.

ВООРУЖЕНИЕ :
— Боевой модуль «Гром» — 1×30 мм автоматическая пушка, 1×7,62 мм пулемет, 1х30 мм гранатомет, 4хПТУР «Конкурс» или «Барьер».

— Боевой модуль «Шквал» — 1×30 мм автоматическая пушка, 1×7,62 мм пулемет, 4хПТУР «Конкурс» или «Барьер», либо 2хПТУР и 30-мм автоматический гранатомет.

— Боевой модуль «БАУ-23» — 2х23 мм автоматические пушки, 1×7,62 мм пулемет.

— Боевой модуль БМ-7 «Парус» — 1×30-мм пушка ЗТМ-1, 30-мм автоматический гранатомет, пулемет калибра 7,62-мм и спаренная установка противотанкового управляемого вооружения «Барьер» с максимальной дальностью полета ракеты 5500 м.

Бронетранспортер БТР-4 имеет несколько модификаций :
БТР-4К — командирский вариант БТР-4
БТР-4КШ — командно-штабной вариант БТР-4
БСЭМ-4К — бронированная санитарно-эвакуационная машина на базе БТР-4
БРМ-4К — боевая разведывательная машина на базе БТР-4
БРЭМ-4 — ремонтно-эвакуационная машина на базе БТР-4
МОП-4К — машина огневой поддержки на базе БТР-4
БТР-4Е — экспортный вариант БТР-4
БТР-4КЕ — экспортный вариант БТР-4К
БТР-4КШЕ — экспортный вариант БТР-4КШ
БСЭМ-4Е — экспортный вариант БСЭМ-4К
БРЭМ-4Е — экспортный вариант БРЭМ-4

В декабре 2009 года Ирак заключил договор с Украиной на поставку 420 машин:
— 270 в БТР-4 С БМ-7 «Парус»,
— 80 командных машин БТР-4К,
— 30 командно-штабных машин БТР-4КШ,
— 30 бронированных медицинских машин БСЭМ-4К,
— 10 бронированных эвакуационных машин БРЭМ-4.
В конце 2010 года первая партия из-за проблем с орудиями была задержана, после чего 1-я и 2-я партии были слиты в одну. В результате первая партия из 26 машин прошла приёмку в марте 2011 года, а 20 апреля отправлена в Ирак.

/По материалам morozov.com.ua и ru.wikipedia.org /


Концептуально бронетранспортер БТР-4 «Буцефал» по своему назначению объединил в себе функции и бронетранспортера и боевой машины пехоты для огневой поддержки мотострелковых подразделений на поле боя. Конструктивным отличием бронетранспортера БТР-4 является компоновочное решение по размещению десанта в кормовой части корпуса с возможностью десантироваться через задние двери под прикрытием бронетранспортёра.

БТР-4 Буцефал — видео

Бронетранспортёр БТР-4 состоит из трех отсеков: в передней части находится отделение управления, в котором размещены рабочие места командира и механика-водителя; в кормовой части находится десантное отделение, в котором размещены рабочие места наводчика вооружения и семерых десантников; в средней части расположено моторно-трансмиссионное отделение с установленным силовым агрегатом. Отделение управления и десантное отделение соединены между собой при помощи прохода-лаза вдоль правого борта, который служит для эвакуации экипажа и десанта, а также для проведения работ при обслуживании систем двигателя и трансмиссии. При необходимости боевое и десантное отделение БТР-4 без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии быстро трансформируется для создания широкого семейства боевых машин.


На базе бронетранспортёра БТР-4 были разработаны и изготовлены следующие модификации:


БТР-4А с боевым модулем «Гром» силовой установкой с дизельным двигателем итальянской фирмы «Iveco» мощностью 430 л.с. и узлами трансмиссии украинской разработки и изготовления.


БТР-4В с боевым модулем БМ-7 «Парус» , силовой установкой с дизельным двигателем немецкой фирмы «Deutz» мощностью 442 л.с. и автоматической коробкой переключения передач американской фирмы «Allison». Остальные узлы трансмиссии взаимозаменяемые с аналогичными узлами бронетранспортера БТР-4Е. Установлены колёса в составе – шин 365/80R20 XZL французской фирмы «Michelin» с дисками фирмы «Hutchinson».


БТР-4Е с боевым модулем БМ-7 «Парус» , силовой установкой с украинским дизельным двигателем 3ТД-3А мощностью 500 л.с. и узлами трансмиссии украинской разработки и изготовления; Также специально для бронетранспортера БТР-4Е был разработан и изготовлен боевой модуль БМ-7 «Парус», который вобрал в себя все положительные наработки ранее изготавливаемых боевых модулей. Мощное вооружение (30 мм автоматическая пушка КБА-2, 30 мм автоматический гранатомёт КБА-117, 7,62 мм пулемёт КТ-7,62, ПТРК Барьер), стабилизированное (Стабилизатор СВУ-500-4Ц) в двух плоскостях и оснащенное современной системой управления огнем, позволяют вести огонь через телевизионные прицелы с дистанционным управлением, как с места, так и сходу, как днем, так и ночью. Полноценно вести огонь могут как наводчик вооружения, так и командир со своего рабочего места. При этом командир дополнительно со своего рабочего места может наблюдать за полем боя через панораму кругового обзора «Панорама-2П» системы «Трек-М» и давать целеуказания наводчику или вести огонь самостоятельно, переключив управление вооружением на свое рабочее место. Дистанционно управляемый модуль вооружения позволяет наводчику-оператору вести огонь, оставаясь внутри корпуса БТР-4.

БТР-4 с боевым модулем «БАУ-23х2»


Предусмотрена возможность оснащения БТР-4 другими боевыми модулями украинской разработки, например: «Гром», «Шквал», «Штурм» или БАУ-23.

На базе бронетранспортера БТР-4Е создано целое семейство бронированных машин, а именно: командирская машина БТР-4К, командно-штабная машина БТР-4КШ, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-4РМ, бронированная медицинская машина БММ-4С. В 2013 году ГП «ХКБМ» разработало и представило новую модификацию БТР-4В — бронетранспортер БТР-4МВ. Точная масса БТР-4МВ не объявлена. Заявлено, что она составляет 17,5 тонн + 3% при стандартной противопульной броне и достигает 21,9 т + 3% при усиленном противоснарядном бронировании.

На новом украинском бронетранспортере БТР-4МВ установлен немецкий шестицилиндровый дизель Deutz BF6M1015CP мощностью 450 л.с. Данный силовой агрегат обеспечивает бронетранспортеру БТР-4МВ скорость до 110 км/час. Запас хода - 670 км. Основные тактико-технические характеристики в целом совпадают из БТР-4В. Более того, БТР-4МВ даже после усиления бронирования сохранил плавучесть и может передвигаться в плавь со скоростью до 10 км/час. Количество зарубежных плавающих бронетранспортеров с защитой такого уровня на рынке достаточно ограничена.


В первой половине июля 2012 года на территории Государства Кувейт состоялись сравнительные тестовые испытания бронетранспортёра БТР-4В представителями Министерства обороны Государства Кувейт. Конкурентом украинского БТР-4В являлся – бронетранспортёр VBCI с колёсной формулой 8х8 производства французской компании NEXTER. Испытания проводились в тяжелых климатических условиях при температуре окружающего воздуха от +48˚С до +55˚С, в солнечную сухую погоду с частыми ветрами переменного направления, сопровождаемыми пыльными бурями. За время проведения испытаний бронетранспортер БТР-4В прошёл 650 км, причём около 50% в условиях пустыни, преодолевая многочисленные песчаные барханы и низины. Программу вождений БТР-4В выполнил на оценку — отлично, полосу препятствий и барханы БТР-4В преодолел без замечаний. Также БТР-4 провел стрельбовые испытания из 30-мм пушки и 7,62 мм пулемета, выполнил постановку дымовой завесы гранатами 3Д6.


Отстрелялся БТР-4В неплохо, программу выполнил, вписался в украинский норматив, точность составила 0,3 (3 попадания из 10 выстрелов), отказов системы вооружения не обнаружилось. Предварительные отборочные тестовые испытания в объёме требований кувейтской программы украинский бронетранспортер БТР-4В, выдержал без замечаний. Для украинского БТР-4В по результатам предварительного отбора в Кувейте все сложилось хорошо. Даже особенно хорошо на фоне параллельно выполняющего ту же программу французского бронетранспортера VBCI. Французский бронетранспортер VBCI тяжелее от украинского, моднее, с боевым модулем с тепловизором, с гидропневматической подвеской, с немерянной бригадой обслуги — только 3 водителя! Дистанцию между украинской и французской машинами кувейтцы заставляли постоянно соблюдать, общение между экипажами пресекали. Во время испытаний отъездил французский бронетранспортер VBCI на оценку — удовлетворительно. Во время преодоления препятствий бронетранспортер VBCI закопался в песок, ров шириной 2 метра не сумел преодолеть — застрял, но «танцуя» на подвески выбрался.

Внутри БТР-4 Буцефал


Место водителя БТР-4


Десантное отделение БТР-4

Например украинский бронетранспортер БТР-4В просто на скорости ров перелетел. А вот при стрельбе, хотя точность и потрясающая (точность 0,9), но тепловизор у французского VBCI погорел (матрица не охлаждалась и шли постоянные засветки), пришлось французам подсвечивать мишень машиной сопровождения. Кувейтцы сделали предварительный вывод, что французская машина прихотливей украинского БТР-4В, электроника у французского VBCI постоянно выходит со строя, микроклимат внутри французской машины такой же как и на украинской (тоже в французов не хватает производительности кондиционера). К тому же во время испытаний французы на VBCI делали по два — три подхода.

На полигоне «Широкий лан» ВСУ провели очередные испытания модернизированного строевого бронетранспортера БТР-4Е на плавучесть. Гордость украинского военпрома полностью оправдала ожидания.

Приглашенные многочисленные журналисты зафиксировали как тройка машин вполне удачно форсировала водную преграду. Таким образом, были развеяны многочисленные слухи о том, что недавно модернизированный образец – с усиленным днищем – потерял способность преодолевать даже минимальную воду, пишет на страницах издания «Деловая Столица» Михаил Жирохов.

В целом можно говорить, что именно БТР-4 представляет собой одно из серьезных достижений отечественного военпрома. Еще к началу 2000-х годов наша страна не имела опыта проектирования и самое главное серийного производства легкой бронетехники типа бронетранспортера.

Однако Харьковское конструкторское бюро машиностроения в инициативном порядке в рамках программы “Ладья” разработало машину, которая впоследствии и стала знаменитым “Буцефалом”.

Интересно, что наши инженеры сознательно или нет, но отказались при проектировании от устаревшей схемы советских бронетранспортеров типа БТР-70 или БТР-80 колесной формулы 8х8. В итоге харьковчанам удалось излечить главную “болезнь” советских машин – для экипажа сделали отдельные двери, а для десанта (от 7 до 10 человек) – выход с кормы. Мало того, изначально была предусмотрена возможность применения разнообразных боевых модулей, причем если посмотреть внимательно, то видно, что у бронетранспортера БТР-4 боевой модуль смещен назад. Сделано это для того, чтобы развести модуль и оператора, который им управляет, по разным углам. Такая конструкция повышает безопасность – при поражении модуля оператор остается невредим.

БТР-4МВ1 «Буцефал» .

Еще одной особенностью стала модульная конструкция двигательной установки – то есть еще на этапе проектирования была предусмотрена возможность установки на БТР-4 разных двигателей. Хотя машина разрабатывалась под харьковский дизельный двигатель 3ТД. Но по желанию заказчика его можно легко заменить на немецкий Deutz или итальянский Iveco Cursor 10. Кстати, по мощности украинский мотор не уступает “немцу”: максимальная мощность Deutz – 598 л. с., потенциал 3ТД – 600 “лошадок”.

Естественным для Украины того периода был и дальнейший путь машины – она пошла на экспорт. Именно благодаря этому в самый тяжелый начальный период войны на Донбассе она значительно усилила боевой потенциал нашей армии. Дело в том, что перед самой войной Ирак по разным причинам отказался от партии машин, и тогда было принято решение отправить их на фронт.

Уже в мае 2014 г. лично тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк прямо под оккупированным россиянами Славянском передал четыре БТР-4Е отряду спецназначения Национальной гвардии Украины “Омега”.

В конце мая 2014 г. появились сообщения о заключении контракта на поставку 194 БТР-4 не только для НГУ, но и для армии. С тех пор БТР-4 стабильно стали поступать на вооружение не только аэромобильных частей (95-й, 25-й бригады), но и, например, 92-й механизированной бригады.


БТР-4 «Буцефал» на Донбассе.

Боевой опыт применения БТР-4 в ходе войны на Донбассе и в Ираке позволил накопить харьковчанам огромный опыт. Оценки военных, не всегда однозначные, позволили внести сотни изменений в конструкции бронетранспортера. На этом фоне продолжался процесс импортозамещения – так, если в БТР-4 образца 2014 г. количество деталей из РФ составляло 45%, еще 45% были украинскими, а 10% импортировались, то к 2017 г. Украина начала самостоятельно производить уже 88% агрегатов и узлов для БТР-4, импортируя лишь 12%.

На сегодняшний день вершиной развития схемы БТР-4 стал вариант БТР-4МВ1, представленный в Киеве на выставке “Зброя та безпека-2017”. Основным отличием от предыдущих модификаций стал абсолютно новый корпус – вместо архаичного носового узла с бронестеклами и дверьми был поставлен новый со значительным углом наклона и с размещением механика-водителя и командира в отдельных люках.

Кроме того, в кормовой части для выхода десанта размещена откидная аппарель (в которой имеется дополнительная дверь), а броневая защита корпуса была ощутимо повышена с уровня STANAG 4569 Level 2 до уровня Level 3.

Как и предыдущий вариант БТР-4МВ, БТР-4МВ1 оснащен немецким дизельным двигателем Deutz BF6M1015CP мощностью 450 л. с. и стандартным боевым модулем БМ-7 “Парус”.

Стоит отдельно отметить крайнюю эффективность этого боевого модуля с 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1 с боекомплектом 350 снарядов, спаренным 7,62-мм пулемётом КТ-7,62, 30-мм автоматическим гранатомётом КБА-117 и самым главным противотанковым оружием – 130-мм ПТРК “Барьер” с двумя ракетами. Причем в отличии от других боевых модулей, военные активно применяют не только пушки и пулеметы, но и ракеты – в сети было несколько роликов с пусками в боевых условиях и на полигоне.

Все это весьма смертоносное “хозяйство” весьма эффективно управляется с помощью очень современного оптико-телевизионного прицельного комплекса, а также системы управления огнём “Трек-М”. Доходило до того, что в ходе летних боев 2014 г. танкисты и экипажи БТР-4 Нацгвардии выработали оригинальную тактику совместной боевой работы, при которой использовались возможности системы наведения “Буцефала”.

Модернизация БТРа продолжается и поныне – для украинской армии сейчас на первый план выходит не только количественное, но и качественное наполнение. Так, в войска стали массово поступать бронированные ремонтно-эвакуационные, санитарно-эвакуационные машины и даже самоходные минометы на базе БТР-4.

Кроме того, несмотря на злопыхательства российских СМИ, наши бронетранспортеры по-прежнему продолжают пользоваться стабильным спросом на мировом рынке вооружений. Так, в 2017 г. Индонезия купила пять плавающих БТР-4М для оценки возможностей перевооружения своего Корпуса морской пехоты. Пока о закупке крупной партии речь не идет, но индонезийские военные крайне положительно оценили качества нашего бронетранспортера.

Таким образом, можно говорить, что наш БТР-4 “Буцефал” – далеко не предел совершенства и у машины немало недостатков и детских болезней, которые, впрочем, постепенно исправляются. Однако основной характеристикой и, что немаловажно в наших условиях – привлекательное соотношение цена-качество.