Скачать артиллерийские прицелы 9 14. Модифицированный артиллерийский прицел на миникарте для World of tanks

  • Дата обновления: 09 Окт 2018
  • Проверено на патче: 1.2
  • Текущая версия: 7.15
  • AleksLee
  • Всего оценок: 1
  • Средняя оценка: 1
  • Поделиться:

Информация о последнем обновлении: Обновлено для 1.2

Важно: В середине лета 2019 выходит новый патч и изменится папка установки модов, теперь их нужно устанавливать в папки WOT/res_mods/1.5.1/ и WOT/mods/1.5.1/. Большинство модов работоспособны, просто переместите их в папку 1.5.1, если какой то из модов все же не работает, ждите его адаптации у нас на сайте.

Прицел Дамоклов Меч создан специально для всеми ненавидимого класса - артиллерии. Причины ненависти объяснять долго (это тема для отдельного рассказа о ведомых и ведущих), но на фоне общего хейта АРТ-САУ все равно продолжают создаваться крутые моды, созданные исключительно для артиллерии, как, например, новый режим прицеливания .

Достоинства прицела Дамоклов Меч

Мод разработан для комфортной игры на артиллерии, все его преимущества можно оценить только во время артиллерийского прицеливания. В прицеле множество данных - угол полета снаряда, таймер кд, расстояние до цели, количество снарядов, новый маркер наведения...

Еще одна яркая особенность прицела Дамоклов меч в том, что его автор добавил возможность настройки почти любого элемента интерфейса с помощью конфигурационных файлов. Находятся они в папке guiflashcrosshairs и имеют названия, соответствующие отдельному режиму прицеливания. Например, конфиг strategicCrosshair.json позволяет настроить интерфейс прицела в артиллерийском режиме, а вот sniperCrosshair.json отвечает за снайперское прицеливание.

Установка прицела Дамоклов Меч для 0.9.17

  • В папку World_of_Tanks/mods/[номер патча] перемещаем папки из архива.
  • Дата обновления: 09 Окт 2018
  • Текущая версия: 1.3.8
  • reven86
  • Всего оценок: 45
  • Средняя оценка: 4.24
  • Поделиться:
  • Больше репостов - чаще обновления!

Информация о последнем обновлении:

Обновлено 09.10.2018:
  • адаптировано для 1.2;

Оригинальные и нестандартные моды появляются довольно редко. Их можно пересчитать по пальцам рук и многие уже внесены в список запрещенных модификаций игрового клиента World of Tanks. Такие моды всегда заслуживают отдельного внимания, а для артиллерии — особенно.

Стандартный арт-режим прицеливания для сау значительно отличается от аркадного и снайперского режима для других типов боевых машин World of Tanks. В отличие от остальных двух, стратегический прицел включает «вид сверху». Если расстояние и время полета снаряда до цели можно добавить в установкой подходящего мода, то перепады высот на картах, взаимную высоту танков и домов, заборов и прочих препятствий артовод определяет почти интуитивно. Для прямого попадания в танк противника нужно знать траекторию снаряда вашей артиллерии и правильно выбирать точку наведения арт-прицела, правильное положение которой не всегда понятно. Нужно знать габариты вашей цели. Именно знать, потому что «вид сверху» дает искаженное представление. Выбирая точку прицеливания, желательно представлять себе как траектория проходит сквозь вашу мишень и под каким углом снаряд встретится с броней. Некоторые моды на имеют функцию определения угла вхождения снаряда, но все равно не создают полную картину.

Этот мод изменяет положение камеры в стратегическом режиме. Вместо привычного «вида сверху» вы получите некое подобие снайперского прицела. По кнопке G камера перемещается вдоль траектории снаряда и показывает конечный отрезок траектории, позволяя выцеливать вражеский танк среди препятствий и наводить прицел на . Как это выглядит, можно оценить на скриншотах. Мод пока не включен в список , так что можно использовать свободно.

«Полезный Эксперт»

Командиры экипажей танков могут изучать навык «Эксперт», который позволяет увидеть состояние поврежденных модулей танка и экипажа противника. В бою это выглядит примерно так:

У Супер-першинга на скриншоте сбита гусеница и контужен радист. Сработавший навык «Эксперт» показывает состояние в виде иконок чуть ниже центрального маркера.

Этот перк считается почти бесполезным, исследуют его очень редко. Battle Assistant немного изменяет его работу, делая его чуть более полезным. В чистом клиенте, без установленного мода, вам нужно держать противника в прицеле в течении четырех секунд, чтобы перк сработал. С установленным модом Battle Assistant «Эксперт» активируется после нанесения урона противнику или после того, как вы отметили его маркером «Поддержите огнем». Работает во всех режимах прицеливания, в стратегическом (арт-режиме) в том числе.

«Корректировщик огня»

Теперь в Battle Assistant включен вариант уже известного и полезного мода « «. Он решает проблему стрельбы по пропавшим из засвета вражеским танкам. Дело в том, что стандартный прицел World of Tanks подстраивает возвышение вашего орудия и траекторию полета снаряда так, чтобы снаряд попал в точку прицеливания. При исчезновении цели из засвета, точка прицеливания резко смещается на более удаленные объекты — соседний холм, далекое здание или небо, которое в игре тоже является объектом, в который можно целиться. Траектория становится гораздо более крутой чем мгновение назад и снаряд благополучно пролетает над затаившимся противником, не причиняя ему никакого вреда.

76-миллиметровая пушка образца 1942 года только что прибыла на огневую позицию. Она была прицеплена к тягачу, который шел по укрытому, заранее разведанному пути.

Как только тягач остановился, пушку отцепили от него и поставили на ровной горизонтальной площадке дулом в сторону противника. Тягач же отвели в укрытое место, неподалеку от огневой позиции.

Настал момент, когда пушка должна приступить к боевой рабрте.

Послышалась команда: «К бою!»

Солдаты, обслуживающие пушку, - номера орудийного расчета - сразу принялись выполнять эту команду, то-есть переводить пушку из походного положения в боевое. Как это делается?

Прежде всего наводчик снимает чехол с прицела, достает из ящика (на щите) прибор для наводки, называемый панорамой, и устанавливает его на прицеле (рис. 252). Остальные номера орудийного расчета - замковый, заряжающий, установщик и снарядные - выполняют свои обязанности, помогая друг другу и в первую очередь наводчику. Они отвязывают принадлежности, которые были закреплены на лафете во время похода, снимают чехлы, откидывают правила станин, разводят станины в стороны, подготовляют боеприпасы к стрельбе.

Все выполняется строго по установленным правилам, быстро и сноровисто. Каждый номер орудийного расчета знает свое место у орудия и работает без суеты, без лишних движений. Хорошо обученному орудийному расчету, работающему при легкой пушке или гаубице, для приведения орудия в боевое положение требуется время, исчисляемое секундами. Существуют, правда, и такие орудия, для перевода которых из походного положения в боевое требуются не секунды, а минуты и даже часы. Но это - тяжелые орудия крупных калибров, их обычно {285}

устанавливают на хорошо укрытых позициях и вступают они в бой не сразу после занятия позиции.

Итак, наше орудие готово к бою. Теперь надо навести его в цель.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ НАВОДКА

Надо прежде всего повернуть орудие вправо или влево так, чтобы его ствол «глядел» в том направлении, в котором находится цель. Называется это горизонтальной наводкой.

Еще полсотни лет тому назад артиллерийские орудия наводили в цель очень просто: примерно так, как мы сейчас прицеливаемся из винтовки. К стволу орудия того времени была прикреплена мушка


{286}

(рис. 253), а на казенной части находился выдвижной прицел с целиком, снабженным прорезью. Наводчик глядел через эту прорезь на мушку, а правильный по его указанию поворачивал орудие. Как только взор наводчика упирался в цель, правильный останавливал орудие: ствол орудия был направлен в сторону цели.

На стволе современного орудия вы не найдете ни целика, ни мушки. И, однако, горизонтальная наводка его производится очень быстро и точно. Достигается это при помощи специальных оптических прицельных приспособлений, которые установлены на орудии слева от ствола. Они связаны со стволом, и если ствол поворачивать, то и они поворачиваются вместе с ним.


Основным прибором для прицеливания орудия является панорама (рис. 254). По своему устройству панорама похожа на перископ: окуляр ее расположен ниже, чем объектив. Окуляр находится за щитом орудия, а «головка» панорамы, направляющая лучи света в объектив, выдается над щитом, когда верхняя его часть опущена, или смотрит в специальное окно в щите. Благодаря этому наводчику не нужно высовываться из-за щитового прикрытия. Он видит цель, оставаясь защищенным от пуль и мелких осколков снарядов противника.

Загляните в окуляр панорамы. Вы увидите в ней изображение местности, которая покажется вам значительно ближе, чем вы видели {287} ее невооруженным глазом: панорама дает четырехкратное увеличение. Это помогает артиллеристам точно наводить орудие в удаленные местные предметы или цели, которые простым глазом видны плохо или вовсе не видны. Тут же на изображении местности в панораме вы увидите перекрестие (рис. 255), которое заменяет мушку и прорезь прицела старинных орудий. Как и в бинокле или в стереотрубе, это перекрестие нанесено на особом стекле, расположенном перед окуляром.

Если панорама установлена в расчете на «прямую наводку», то-есть на наводку непосредственно в цель, то перекрестие ее «смотрит» в ту же сторону, куда направлен и ствол орудия (рис. 256).

Значит, чтобы придать стволу направление в цель при установке панорамы для прямой наводки, достаточно направить в эту цель вертикальную черту перекрестия панорамы. Конечно, совмещать перекрестие


{288}

панорамы с целью надо, отнюдь не трогая самую панораму, а поворачивая ее на месте со стволом орудия. Этим и будет выполнена горизонтальная наводка орудия.

КОЛЬЦО УГЛОМЕРА И КОЛЬЦО БАРАБАНА

Но так просто выполнять горизонтальную наводку орудия артиллеристам приходится не всегда. Гораздо чаще цель от орудия не видна, и в таких случаях орудие наводят в цель, пользуясь вспомогательной точкой наводки, которая может быть расположена с любой стороны от орудия - впереди, сзади, слева, справа. Поэтому панорама устроена так, что перекрестие ее можно направлять в любую сторону, сохраняя ненедвижным ствол орудия и поворачивая лишь головку панорамы. А чтобы повернуть головку панорамы, нужно вращать соединенный с ней барабан угломера (рис. 257).

Поворачивая головку панорамы, можно, таким образом, видеть местность справа, слева и сзади от орудия. Наводчику при этом не нужно поворачиваться: он продолжает смотреть в окуляр, который неподвижен и направлен всегда параллельно стволу орудия.

Для того чтобы и при повернутой головке панорамы направить орудие в цель, нужно, очевидно, знать каждый раз совершенно точно, на какой угол повернута головка. В этом отношении панорама устроена очень удобно. Она сама показывает, на какой угол повернулась ее головка.

На головке панорамы укреплено кольцо угломера, разделенное черточками на 60 равных делений (см. рис. 254). Каждое такое деление равно 1/60 части окружности, или, говоря артиллерийским языком, составляет 100 «тысячных».

Против кольца угломера на корпусе панорамы имеется неподвижный указатель. Когда поворачивают головку панорамы, вместе с ней поворачивается и кольцо угломера, а деления этого кольца проходят мимо указателя.

Деления на кольце угломера нанесены по направлению движения часовой стрелки. Стоит взглянуть на деление против указателя, как сразу поймешь, на какой угол повернулась головка панорамы. При повороте головки влево получится угол больше 30 делений, а при повороте вправо - меньше 30 делений. {289}

Когда головка панорамы установлена в расчете на прямую наводку тогда против указателя на кольце угломера должно стоять число 30. Такое положение головки панорамы называется основным. Это надо запомнить; ведь тогда, не задумываясь, мы сможем быстро возвращать головку панорамы в ее основное положение, то-есть так, чтобы она «глядела» по стволу вперед. Нужно просто поворачивать барабан угломера, соединенный с головкой панорамы, до тех пор, пока против указателя > не окажется деление кольца угломера, обозначенное числом 30.

Благодаря кольцу угломера можно измерять угол поворота головки с точностью до 100 «тысячных» - до одного деления кольца. Но такая точность нас не удовлетворяет: наводка получилась бы слишком грубой.

Для более точного измерения углов, а следовательно, и для более точной наводки у панорамы, кроме кольца угломера, имеется еще кольцо барабана.

Кольцо барабана разделено на 100 частей. Каждому делению кольца барабана соответствует поворот головки панорамы всего на одну «тысячную». Если же заставить барабан сделать полный оборот, на все 100 делений, то головка панорамы повернется на 100 «тысячных», то-есть как раз на одно деление кольца угломера. Таким образом, кольцо барабана позволяет уточнять наводку до одной «тысячной». Такая точность в 100 раз больше по сравнению с точностью, которую дает кольцо угломера панорамы. Одна «тысячная» - это настолько незначительный {290} угол, что соответствующий ему поворот головки панорамы нельзя заметить на глаз.

Если головка панорамы находится в основном положении, при котором против указателя на кольце угломера стоит деление 30, надо еще повернуть кольцо барабана так, чтобы против его указателя стояло деление 0. Тогда панорама будет точно установлена для прямой наводки (установка 30-00, см. рис. 256, левая фигура).

Вспомним, что артиллеристы пишут и произносят «тысячные» наподобие номера телефона. Мы теперь видим, что первые две цифры относятся к делениям кольца угломера, а две последние - к делениям кольца барабана. Так, например, по команде 38-10 надо поставить на кольце угломера 38, а на кольце барабана 10; по команде же 26-20 на кольце угломера надо поставить 26, а на кольце барабана 20. На рис. 258 показано, на какой угол при этих установках повернется головка панорамы относительно своего основного положения. При установке 38-10 оптическая ось панорамы (линия 30-0) будет отклонена от оси канала ствола влево на угол 8-10, а при установке 26-20 - вправо на угол 3-80.

КАК НАДО ВЫПОЛНЯТЬ ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ НАВОДКУ

Вы - наводчик. Вам дана задача: навести орудие в цель - пока только по направлению. Если вы поняли устройство панорамы, то, конечно, справитесь с этой задачей.

Вот вы подходите к орудию и замечаете по положению ствола, что орудие направлено мимо цели, гораздо правее ее (рис. 259, А ). Вы заглядываете в окуляр панорамы и видите, что перекрестие смотрит еще правее: головка панорамы, очевидно, отклонена от основного положения.

Вы беретесь правой рукой за барабан угломера и, поворачивая его, устанавливаете сначала против указателя кольца угломера деление 30, а затем против указателя барабана деление 0. При этих установках - вы помните - перекрестие панорамы направлено строго в ту сторону, куда «глядит» ствол (рис. 259, Б ).

Теперь можно приниматься за наводку орудия. Что для этого нужно сделать?

Прежде всего вы поворачиваете орудие дулом влево, отнюдь не трогая панорамы. В этом деле, если нужно, вам помогают заряжающий и установщик. Они берутся за правила и, пользуясь ими как рычагами (рис. 259, В ), по вашему указанию придают орудию грубое направление на цель. В это время вы смотрите в окулярную трубку панорамы и, как только увидите, что цель оказалась вблизи перекрестия панорамы, даете заряжающему и установщику знак рукой, чтобы они оставили правила. Теперь вы сами производите наводку более точно (рис. 259, Г ). Вы беретесь за маховик поворотного механизма и вращаете его до тех пор, пока вертикальная черта перекрестия панорамы не совпадет с целью. {291}

Так при помощи поворотного механизма выполняется горизонтальная наводка.

Как устроен поворотный механизм, показано на рис. 260. Действует он плавно, и для вращения маховика не требуется больших усилий.

ЦЕЛЬ НЕ ВИДНА ОТ ОРУДИЯ

Навести орудие в видимую от него цель, как вы могли убедиться сами, - дело нетрудное. Гораздо сложнее навести орудие в цель, которую вам не видно.

Сначала может показаться, что в таком случае вообще невозможно направить орудие в цель. Было время, когда артиллерия вела стрельбу только с открытых огневых позиций. Но русские артиллеристы еще в конце XIX века доказали, что можно вести стрельбу и с закрытых огневых позиций, когда цель не видна от орудия.

Посмотрим, как это делается.

Вы знаете, что в артиллерии, желая указать цель, называют угол между целью и ориентиром в «тысячных», причем пользуются для измерения угла биноклем и стереотрубой. Подобно этому для назодки орудия в невидимую цель нужно знать угол между целью и хорошо видимым от орудия удаленным местным предметом. Измеряют этот угол очень точно - в «тысячных». {292}

Предположим, что ствол орудия смотрит в цель и панорама при, этом находится в основном положении, то-есть направление оптической Феи панорамы совпадает с направлением ствола. Тогда против указателя на кольце угломера, как вы уже знаете, стоит деление 30, а на кольце барабана - 0. Иными словами, на панораме установлен угломер 30-00.

Если теперь, стоя около орудия, вы найдете на местности хорошо видимый удаленный предмет и измерите угол между направлением ствола орудия и направлением на этот предмет, то вы уже тем самым как бы «привяжете» цель к этому предмету. Выбрать один или несколько таких предметов можно где угодно - впереди, сзади, слева или справа от орудия. Важно только, чтобы выбранные удаленные предметы, называемые {293} в артиллерии точками наводки (Тн), отчетливо выделялись на местности и были видны в панораму.

Положим, вы выбрали две точки наводки - мачту антенны справа сзади от орудия и ствол дерева впереди и несколько левее орудия (рис. 261). Наблюдая в окуляр, вы поворачиваете головку панорамы и совмещаете ее перекрестие сначала с мачтой антенны, а потом с деревом. При повороте головки панорамы орудие остается неподвижным, поэтому между направлением оси канала ствола и оптической осью панорамы каждый раз образуется некоторый угол, который вы можете легко определить, если прочитаете отсчет против указателей панорамы.

На панораме уже не будет установки 30-00. Лишь только вы повернете головку панорамы, установка изменится. Когда вертикальная черта перекрестия панорамы совпадет с мачтой антенны, показание колец будет, скажем, 12-10, а когда эта черта совпадет со стволом дерева, показание колец будет 30-20.

Что это вам дает? Зная эти обе установки угломера, вы можете сказать, что цель находится на 17-90 влево от мачты антенны (соответственно установке 12-10) или на 0-20 вправо от дерева (соответственно установке 30-20).


{294}

Получаются эти углы очень просто. Нужно вычесть полученную установку угломера из 30-00, если она меньше 30-00, или вычесть 30-00 из полученной установки угломера, если она больше 30-00, и вы узнаете величину угла, на который повернулась головка панорамы. В нашем примере надо для первого случая из 3000 делений вычесть 1210 делений, а для второго случая из 3020 делений вычесть 3000 делений, в результате получим 1790 делений или 17-90 и 20 делений или 0-20.

Таким образом, направление на цель может быть точно определено, если известна установка угломера, полученная после совмещения вертикальной черты перекрестия с точкой наводки, или если известен угол, на который в этом случае повернулась головка панорамы.

На практике очень важно знать установку угломера по точке наводки. Ведь может случиться, что видимая вначале цель затем, в ходе боя, станет плохо видна от орудия: впереди, например, появится дым. Наводка же после одного или нескольких выстрелов собьется, потеряет точность. Чтобы суметь в таких условиях вновь навести орудие в цель, и нужно, заранее выбрав точку наводки, совместить с ней перекрестие панорамы, не трогая самого орудия, а лишь поворачивая головку панорамы. В этом случае говорят, что орудие «отмечается» по точке наводки (см. рис. 261).

Понятно, что если наводка «отмеченного» орудия (рис. 262, А ) почему-либо собьется, то-есть ствол орудия повернется вправо или влево от цели на какой-то угол, то на такой же угол отойдет и перекрестие панорамы от точки наводки (рис. 262, Б ). {295}


Но это вас не должно страшить: вы всегда сможете восстановить наводку, даже не видя цели. Для этого нужно, не трогая панорамы, повернуть при помощи поворотного механизма ствол орудия так, чтобы вертикальная черта перекрестия панорамы снова совместилась с точкой наводки. Понятно, что и ствол вернется при этом как раз в свое прежнее положение, будет снова «глядеть» туда, где находится невидимая цель (рис. 262, В ). Итак, при отмечании орудия приходится поворачивать только головку панорамы, не трогая самого орудия, а при наводке - поворачивать все орудие, не трогая панорамы.

Все, о чем мы сейчас с вами говорили, относится к стрельбе с открытой огневой позиции, когда первоначальное направление орудию Придается прямой наводкой, то-есть непосредственно в видимую цель.

Но представьте себе, что орудие заняло закрытую огневую позицию, с которой цели не видно. Как в таком случае навести орудие в цель?

Надо сказать, что на закрытой огневой позиции орудие находится значительно дольше, чем на открытой. Если время пребывания орудия на открытой огневой позиции исчисляется минутами, то на закрытой огневой позиции оно обычно исчисляется днями, неделями и даже большими сроками.

Стреляя с открытой огневой позиции, орудие сразу обнаруживает себя противнику, поэтому, поразив одну-две цели, оно должно немедленно оставить позицию и уйти в укрытие. Стрельба с закрытой огневой позиции ведется в более спокойной обстановке. Здесь орудие не обнаруживает себя противнику, поэтому оно может вести огонь в любое время по многим различным целям. В этих условиях орудие, только что занявшее огневую позицию, не направляют сразу в цель; ему придают так называемое основное направление стрельбы. Другими словами, орудие устанавливают так, чтобы было удобно его поворачивать вправо и влево при наводке в любую цель, которая может появиться по ту или другую сторону от основного направления. {296}

Основное направление стрельбы на огневой позиции обозначают двумя вехами, установленными впереди орудия, при этом ближняя веха должна стоять в створе: орудие - дальняя веха. В таком случае наводчик устанавливает на панораме угломер 30-00, как при прямой наводке, и при помощи поворотного механизма совмещает перекрестие панорамы с вехами (рис. 263). Тогда ствол орудия будет «смотреть» в основном направлении. После этого наводчик отмечается по точке наводки и прочитывает на панораме установку угломера основного направления.

Может случиться, однако, что орудие прибыло на позицию, а основное направление еще не обозначено вехами. Тогда командир орудия должен скомандовать наводчику заранее рассчитанный угломер основного направления и указать при этом точку наводки. Этому угломеру будет соответствовать некоторый определенный угол между основным направлением и направлением на точку наводки.

Допустим, подана команда: «Угломер 24-10, наводить в левый край трубы дома, что справа впереди орудия».

Что делает наводчик? Он ставит угломер 24-10, то-есть подводит и указателю кольца угломера деление 24, а к указателю кольца барабана деление 10. После этого он смотрит в окуляр панорамы и видит, что вертикальная черта перекрестия не совпадает с точкой наводки; ЛЫюЖим, что она отклонилась влево (рис. 264, А ). Тогда, действуя только поворотным механизмом, наводчик поворачивает ствол орудия вправо до тех йор, пока вертикальная черта перекрестия не Совместится с точкой наводки. При этом, если приводится поворачивать орудие на большой угол, передвигают станины. Таким образом, орудию будет придано основное направление (рис. 264, Б ).

Теперь можно быстро направить орудие в любую, цель, надо знать только угол между направлением на цель и основным направлением. Этот угол определяет командир батареи, который находится не на огневой позиции, а на своем наблюдательном пункте. {297}

Вот появилась цель влево от основного направления. Надо повернуть орудие в сторону цели, предположим, левее на 1-10 (рис. 265, А ). Как эхо делается?

Каждый наводчик знает правило: по команде «Левее» угломер надо уменьшить, а по команде «Правее» - увеличить. В данном случае наводчик должен уменьшить установку угломера на 1-10. На панораме стоял угломер 24-10. Теперь надо поставить 23-00. Как видно на рис. 265, А , при уменьшении установки угломера на угол 1-10 оптическая ось панорамы (линия 30-0) повернется вправо на этот угол, и вертикальная черта перекрестия не будет совпадать с точкой наводки.

Если же теперь наводчик, действуя поворотным механизмом, снова совместит вертикальную черту перекрестия с точкой наводки, то орудие повернется влево на угол 1-10 и будет направлено в цель (рис. 265, Б ).

Так, пользуясь вспомогательными точками наводки, можно наводить орудие, не видя цели.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ НАВОДКА

Итак, вы ознакомились с приемами горизонтальной наводки и можете придать стволу орудия направление на цель.

Надо еще знать, как придать стволу требуемый угол возвышения, чтобы снаряд пролетел расстояние от орудия до цели. Ствол должен быть поставлен под некоторым определенным углом к горизонту. Называется это вертикальной наводкой. Достигается такая наводка изменением положения ствола в вертикальной плоскости. Для вертикальной наводки служит специальный прибор, имеющийся на орудии,- прицел.

Основные части прицела (рис. 266) - стебель, дистанционный барабан и боковой уровень. {298}

Стебель прицела - это изогнутый по дуге брусок, на верхнем конце которого помещается в корзинке знакомая уже вам панорама. Стебель может выдвигаться вверх и опускаться вниз в дуговом пазе корпуса прицела. Чтобы выдвинуть или опустить стебель, нужно вращать маховик прицела. С этим же маховиком соединен дистанционный барабан, на наружной поверхности которого имеется несколько шкал с делениями. Шкалы эти предназначены для стрельбы различными снарядами. При вращении маховика прицела вращается и дистанционный барабан, а его деления, соответствующие различным дальностям стрельбы, проходят мимо неподвижного указателя. Слева к стеблю прицела прикреплен боковой уровень, который при вращении барабана уровня поворачивается в вертикальной плоскости. При этом угол наклона оси уровня в «тысячных»

{299}
>

Как же производится вертикальная наводка?

Положим, что вы уже произвели горизонтальную наводку в видимую цель, которая находится точно на горизонте орудия, при этом горизонтальную черту перекрестия панорамы вы также совместили с целью. Прицел же у вас по дистанционному барабану поставлен на деление 0 (против неподвижного указателя), то-есть стебель прицела до отказа опущен вниз.

При такой установке прицела ствол направлен как раз в цель (рис. 267, А ). Но стрелять при таком положении ствола вы не можете: снаряд не долетит до цели. Вы уже знаете, что ствол должен «смотреть» выше цели. {300}

Пусть дальность до цели, в которую вы наводите орудие, равна 1500 метрам. При какой установке прицела на эту дальность нужно стрелять?

Ваша цель - амбразура оборонительного сооружения. Так как амбразура закрыта броневой заслонкой, вы должны вести стрельбу бронебойным снарядом, предварительно установив прицел на той шкале дистанционного барабана, которая имеет надпись «Бронебойный». Изменение установки прицела на одно деление этой шкалы изменяет дальность падения снаряда на 50 метров, а следовательно, при расстоянии до цели 1500 метров прицел надо установить на 30 делений.

Вы начинаете вращать маховик прицела и выдвигаете стебель его до тех пор, пока к указателю не подойдет то деление дистанционного барабана, около которого стоит число 30. Прицел, таким образом, установлен правильно. Но ствол вы еще не двигали, он сохраняет прежнее свое положение, стоит не под тем углом, который вам нужен (рис. 267, Б ).

Как привести ствол в нужное положение?

Тут вам поможет опять-таки панорама. Ведь она прикреплена к стеблю прицела. Выдвинув прицел, вы тем самым изменили положение панорамы: панорама наклонилась вперед, и ее перекрестие теперь


{301}
>

«смотрит» ниже цели. Чтобы вернуть перекрестие панорамы в прежнее положение, вы, не трогая прицела, поднимаете дульную часть ствола и этим самым ставите ствол как раз под тем углом, который нужен. Поднимая дульную часть ствола, вы смотрите в окуляр панорамы. Как только вы увидите, что горизонтальная черта перекрестия совместилась с целью, вы сразу же перестаете поднимать дульную часть ствола (рис. 267, Б ). Вы направили перекрестие панорамы снова в цель и вместе с тем придали стволу нужный угол возвышения.

Для опускания и поднимания дульной части ствола вы пользовались подъемным механизмом пушки. Устройство подъемного механизма можно видеть на рис. 268 Механизм этот щлеет мдховик, который и нужно поворачивать при помощи рукоятки. {302}

Работа подъемным механизмом не требует больших усилий, несмотря на то, что ствол имеет большой вес и часть ствола, находящаяся впереди цапф орудия, значительно тяжелее той части, которая находится сзади. Такое неравномерное распределение веса создает неуравновешенность частей ствола, качающихся около оси цапф.

Казалось бы, неуравновешенность частей ствола должна затруднять работу подъемным механизмом. Однако в современных орудиях устроено специальное приспособление, которое служит для уравновешивания качающихся частей, ствола. Это так называемый уравновешивающий механизм. Действие его основано на том, что находящиеся в нем весьма упругие пружины или подпирают дульную часть ствола снизу вверх или же оттягивают казенную часть ствола вниз. У 76-миллиметровой пушки образца 1942 года пружины уравновешивающего механизма оттягивают заднюю часть люльки, а вместе с ней и казенную часть ствола, вйиз (рис. 269). Тем самым восстанавливается нарушенное равновесие частей ствола, и наводчик освобождается от лишних усилий при вращений рукоятки маховика подъемного механизма. Так производится вертикальная наводка по видимой от орудия цели.

До сих пор мы говорили все время, что при установке угломера на 30-00 перекрестие панорамы «смотрит» в том же направлении, в котором «смотрит» ствол. Однако это еще не означает, что направление оптической оси панорамы параллельно направлению оси канала ствола.

Дело в том, что головка панорамы поворачивается не только вправо и влево; она, или, вернее, ее оптическая часть - отражатель - может еще поворачиваться вверх и вниз. Значит, даже при установке прицела 0 и угломера 30-00 головка может «смотреть» выше или ниже ствола.

Чтобы оптическая ось панорамы при установке прицела 0 была параллельна стволу, отражатель должен стоять на «нуле». Если это не


{303}

соблюдено, то нужно повернуть барабан отражателя панорамы (рис.270), На этом барабане тоже имеется указатель и кольцо, разделенное на 100 делений, а на головке панорамы - указатель и 6 делений. Вращая барабан отражателя, вы сначала поставите головку панорамы так, чтобы указатель на головке стоял против средней черточки, а затем подведете к указателю барабана деление 0 его кольца.

Об этом всегда необходимо помнить при прямой наводке, то-есть когда оптическую ось панорамы (перекрестие) направляют в цель. Для этого даже подают специальную команду «Отражатель ноль». Услышав такую команду, наводчик сразу обязан проверить, поставлен ли у него отражатель на ноль.

Может возникнуть вопрос: зачем нужно, чтобы отражатель панорамы поворачивался вверх и вниз, если при прямой наводке в цель установка отражателя должна быть 0 (ноль)?

Ответ на этот вопрос вы быстро найдете, если вам придется наводить перекрестие в какую-нибудь вспомогательную точку наводки, расположенную выше или ниже орудия. Не имей отражатель способности поворачиваться в вертикальной плоскости, вы не смогли бы даже увидеть

>
{304}

эту точку наводки: поворачивая отражатель в нужную сторону, вы сможете поднять или опустить перекрестие панорамы и совместить его с точкой наводки.

Поворачивать отражатель вверх или вниз приходится еще в тех случаях, когда панорама используется для измерения вертикальных углов в «тысячных». Для этого вы ставите отражатель на ноль и, действуя подъемным механизмом, наводите перекрестие сначала в одну точку, а затем, вращая лишь барабан отражателя, совмещаете перекрестие с другой выше или ниже расположенной точкой. Измеренный таким образом угол вы читаете против указателей на головке панорамы и кольце барабана.

При измерении вертикального угла при помощи панорамы можно обойтись и без подъемного механизма. Для этого, вращая только барабан отражателя, нужно навести перекрестие панорамы сначала в одну точку, а затем в другую и записать полученные отсчеты. Измеряемый угол в этом случае будет равен разности этих отсчетов.

Кроме того, при стрельбе прямой наводкой для лучшего поражения цели иногда бывает необходимо изменить положение разрывов по высоте. И в этом случае можно воспользоваться отражателем. Например, стрельба ведется при отражателе ноль по высокой постройке (рис. 271, А ), причем разрывы получаются у ее основания. Постройка видна от орудия по высоте под углом 0-40. Требуется разрушить верхнюю часть постройки. Что нужно для этого сделать? Вы поворачиваете барабан отражателя в сторону, показанную стрелкой с надписью «Вниз», и устанавливаете против указателя барабана деление 40. Перекрестие панорамы при этом опустится вниз (рис. 271, Б ). Тогда, не трогая панорамы, а действуя лишь подъемным механизмом, вы подводите перекрестие снова к той точке цели, с которой оно было совмещено до изменения установки. Тем самым вы измените положение ствола орудия: угол возвышения его увеличится на 0-40 (рис. 271, В ). От этого изменится на требуемый угол и положение разрывов по высоте.

СВОЙСТВО УРОВНЯ

Вертикальная наводка может при выстреле сбиться точно так же, как и горизонтальная. И тогда снова возникает вопрос: как восстановить наводку - на этот раз уже не горизонтальную, а вертикальную?

Хорошо, если цель от орудия видна: тогда, пользуясь подъемным механизмом, несложно вновь придать стволу нужный угол возвышения: вращая рукоятку подъемного механизма, нужно лишь совместить горизонтальную черту перекрестия панорамы с целью. А что делать, если цель заволокло дымом или пылью?

В этом случае нужно воспользоваться боковым уровнем, который находится на прицеле слева (см. рис. 266). Это - стеклянная трубка {305} с незамерзающей жидкостью, в которой оставлен пузырек воздуха. Внутренняя поверхность трубки уровня немного изогнута вверху, и пузырек воздуха всегда стремится занять в ней самое верхнее положение.

Трубку уровня можно поставить либо горизонтально, либо наклонно, то-есть одним концом выше, чем другим. Для этого надо только повернуть барабан уровня. Если трубка уровня поставлена горизонтально, то пузырек воздуха, стремясь занять самое верхнее положение в трубке, остановится на ее середине. Если же вы хоть немного наклоните трубку, то пузырек тотчас устремится к поднятому ее концу.

Уровень устроен так, что с его помощью можно отсчитывать вертикальные углы в делениях угломера (в «тысячных»), подобно тому как с помощью панорамы отсчитываются горизонтальные углы. Для этого на барабане уровня, как и на барабане угломера панорамы, имеется неподвижный указатель и кольцо со 100 делениями. На коробке же уровня находится неподвижная шкала с четырьмя крупными делениями ценою 1-00 каждое. К этим делениям подводится указатель, прикрепленный к трубке уровня; он поворачивается вместе с трубкой при вращении барабана уровня. Деления шкалы на коробке уровня обозначены числами от 28 до 32; число 30 стоит против черточки на середине шкалы.

Отсчет вертикальных углов производится от основной установки бокового уровня 30-00 (30 на шкале коробки уровня и 0 на кольце барабана).

Если вы опустите прицел до отказа, то-есть поставите его на О, а уровень поставите на 30-00, то ось уровня окажется параллельной стволу, так же как и оптическая ось панорамы при угломере 30-00 и отражателе 0.

Проследим, что происходит с уровнем при наводке в цель, расположенную на одной высоте с орудием.

Вы выдвигаете прицел, чтобы установить его на деление, соответствующее дальности до цели (см. рис. 267, Б ): тем самым вы наклоняете трубку уровня вперед; от этого пузырек воздуха в трубке сейчас же отойдет назад. Затем вы опускаете казенную часть орудия (см. рис. 267, В ) для того, чтобы совместить горизонтальную черту перекрестия панорамы с целью; опуская казенную часть, вы тем самым придаете трубке уровня снова горизонтальное положение, и пузырек воздуха в трубке снова выходит на ее середину. Это вполне понятно: при установке уровня 30-00 ось его трубки параллельна оптической оси панорамы, а оптическая ось направлена теперь горизонтально.

Так будет, если и цель, и орудие находятся на одной высоте, то-есть цель находится на горизонте орудия.

Если же цель расположена не на горизонте орудия, а, например, выше, то при установке уровня 30-00 пузырек воздуха после совмещения перекрестия панорамы с целью не станет на середину трубки. Понятно, почему пузырек воздуха не будет на середине: оптическая ось панорамы {306}

>

в этом случае составит с горизонтом некоторый угол (рис. 272, А ), поэтому и трубка уровня, оставаясь параллельной оптической оси панорамы, будет наклонена к горизонту под тем же углом. Этот угол носит название угла места цели.

Измерить угол места цели нетрудно; для этого надо повернуть барабан уровня так, чтобы трубка установилась горизонтально и пузырек воздуха вышел на середину. После этого на шкале коробки уровня и на кольце барабана можно прочитать установку, соответствующую углу места цели (рис. 272, Б ).

Очевидно, угол места цели равен разности между полученной установкой уровня и 30-00.

Что же дает нам этот угол, зачем его надо знать?

Когда у нас цель на горизонте орудия, тогда угол возвышения мы придаем орудию только по прицелу: иначе говоря, угол возвышения совпадает с углом прицеливания; при таком угле возвышения траектория снаряда встречает землю на дальности, соответствующей установке прицела (рис. 273, А ). Но если цель расположена выше орудия, то при {307}

>
{308}

прежнем угле возвышения уже нельзя рассчитывать на поражение цели: снэряд встретит землю раньше и не долетит до цели (рис. 273, Б ), Чтобы и в этих условиях снаряд долетел до цели, надо, очевидно, поднять ствол орудия еще выше, то-есть добавить к углу прицеливания еще и угол места цели (рис. 273, В ). В этом случае угол возвышения будет, следовательно, слагаться из двух различных углов - угла прицеливания и угла места цели.

Нетрудно сообразить, что если цель оказывается ниже горизонта орудия, то нужно не складывать угол прицеливания с углом места цели, а, наоборот, из угла прицеливания нужно вычитать угол места цели.

Уровень позволяет во всех случаях точно отметить положение ствола, которому придан угол возвышения, - нужно только, поворачивая барабан уровня, вывести пузырек воздуха на середину.

Когда вы стреляете с открытой позиции по видимой цели, тогда отметка уровня нужна вам на случай, если цель вдруг исчезнет из виду, если ее, скажем, закроет дым или туман: вы сможете продолжать стрельбу. Вам уже нет нужды совмещать горизонтальную черту перекрестия панорамы с целью: достаточно совместить пузырек воздуха с серединой трубки уровня. И если пузырек стоит на середине трубки значит, трубка вместе со стволом занимает прежнее положение, то-есть ствол опять поставлен под нужным углом возвышения.

Еще важнее роль уровня при стрельбе с закрытой позиции, когда цель вообще не видна от орудия. В таком случае панорама нужна только для горизонтальной наводки, вертикальную же наводку выполняют при помощи уровня. При этом командуют установку прицела, отвечающую дальности стрельбы до цели по горизонту, и установку уровня, отвечающую углу места цели.

Как же тогда вы будете наводить орудие? Очень просто. Вы выдвинете прицел на скомандованное деление, установите уровень согласно команде и после этого, действуя подъемным механизмом, подведете пузырек уровня на середину. По положению пузырька уровня вы и будете судить о нужном положении ствола орудия в вертикальной плоскости то-есть о выполнении вертикальной наводки.

Таким образом, панорама, прицел и уровень дают возможность выполнить наводку очень точно как по видимой, так и по не видимой от орудия цели. Кроме того, панорама и уровень позволяют всегда восстановить наводку, если она почему-либо сбилась.

О том, как изменять вертикальную наводку, говорить подробно не стоит. Делается это так. Согласно полученной команде выдвигают или опускают прицел на требуемое число делений и затем, действуя подъемным механизмом, поднимают или опускают ствол до тех пор, пока пузырек уровня не выйдет на середину.

Прицельные приспособления - панорама и прицел с уровнем - и механизмы наводки - поворотный и подъемный - позволяют наводить орудие быстро и точно. {309}

Наводка орудия закончена. Остается только произвести заряжание и выстрелить.

Заряжающий с подготовленным патроном стоит позади наводчика у открытого затвора пушки и ждет соответствующей команды. Вот слышится команда «Огонь!» - и заряжающий быстрым движением правой руки вталкивает патрон в ствол. Затвор автоматически закрывается.

Наводчик еще раз быстро проверяет наводку, которая могла несколько сбиться от толчков при заряжании. Затем, отняв глаз от окулярной трубки, он кладет руку на спусковой рычаг и докладывает: «Готово».

Команда: «Орудие!» - наводчик нажимает на спусковой рычаг, и сразу же раздается выстрел.

В момент выстрела пушка вздрагивает, и ствол ее быстрым движением устремляется назад, а затем плавно и без шума возвращается на свое место.

Одновременно слышится звук открывающегося затвора. Он открывается автоматически в тот момент, когда ствол, накатываясь вперед, подходит к своему месту. Со звоном вылетает назад стреляная гильза и падает на землю.

В это время наводчик, уже восстанавливает сбившуюся слегка наводку; он смотрит в окуляр панорамы, проверяет положение пузырька уровня на прицеле, работает одновременно обоими механизмами наводки. Через несколько секунд орудие вновь готово к стрельбе.

Из главы третьей вы уже знаете, что в современных орудиях поглощение энергии отката ствола и возвращение ствола в первоначальное положение выполняется противооткатными устройствами орудия - накатником и тормозом отката.

Этим достигается устойчивость современного орудия при выстреле, и наводка при откате сбивается очень мало. А если наводка сбивается мало, то и восстановить ее нетрудно.

Итак, вам известно, какими знаниями должен обладать наводчик, чтобы подготовить орудие к выстрелу. Выстрелить вы, конечно, сможете. Но сумеете ли вы поразить цель? Ведь задача артиллерии - поражать огнем те цели, с которыми далеко не всегда справляются другие войска.

<< {310} >>

Прицел для артиллеристов «Arti (ST)» для WOT 1.6.0.0

Описание

На этот раз мы с вами уделим внимание особому виду прицелов – специально разработанные модификации для АРТ-САУ. К данному виду модов принадлежит прицел для артиллеристов «Arti (ST)» для WOT 1.6.0.0 .

Артиллерийские прицелы стоят особняком среди всех прицелов, что используются как модифицированные, причем фанаты артиллерии предпочитают именно данные модификации, так как преимущественно играют именно на АРТ-САУ. С одной стороны они имеют необходимость в качественном и детальном арт-прицеле, с другой – по части снайперского прицела (для танков) им хватает того, что установлен по умолчанию. Именно в таком случае и приходят на помощь специальные АРТ-прицелы.

То, что нужно

Сразу стоит отметить, что арт-прицелы не всегда бывают удачными – некоторые авторы в погоне за оригинальностью слишком стараются, что приводит в итоге к перекосам – они или перенасыщают прицел функциональными новшествами, или же в погоне за оригинальностью, делают графический аспект слишком витиеватым и сложным. Отсюда следует, что прицел надо делать и красивым и функциональным, но при этом он должен быть не избыточно красив, то есть контента там должно быть ровно столько, сколько нужно и не более того.

Красивый, умеренный и информативный

В принципе – данный набор предпочтений выступает лакмусовой бумажкой для выбора оптимального арт-прицела, так как подобный свод правил и является основополагающим.

С точки зрения картинки прицел должен быть четким, с оптимально подобранной цветовой гаммой и контрастностью, чтобы слишком яркие цвета не утомляли, или же слишком мрачные не вгоняли игрока в тоску. Так же должны быть четко видны все надписи и индикаторы, так как в бою у нас не всегда есть время приглядываться, все должно быть четко, просто и понятно.

В плане информативности также должна соблюдаться мера – информации должно быть вдоволь, но только в рамках разумного, чтобы игрок не заблудился в дебрях информационных побрякушек.

Чтобы вы более четко понимали, к каким критериям стоит прислушаться, давайте их перечислим:

  • Динамический и цифровой индикатор перезарядки;
  • Индикатор НР и круг разлета осколков;
  • Счетчик запаса снарядов;
  • Показатели дистанции до цели и времени подлета одного снаряда;
  • Никнейм/тип танка в прицеле.

На мой взгляд это наиболее важные критерии, то есть с ними модификация арт-прицелов имеет все необходимое, все что больше этого, типа угла на который сейчас поднято орудие – просто приятное дополнение без которого ваша игра ну никак не пострадает.

Артиллерийский прицел «Arti (ST)»

Мы неспроста перечислили самые главные критерии и описали то, в чем нуждается хороший арт-прицел и именно таким и является артиллерийский прицел «Arti (ST)», чем он мне и понравился – есть все что надо, и нет ненужных «свисто-звезделок» от которых толку нет, а теперь перейдем к разбору полетов.

Динамический и цифровой индикатор перезарядки – данные значения показывают, сколько всего времени надо на перезарядку и сколько осталось до зарядки, если вы сделали выстрел несколько ранее.

Индикатор НР – индикатор, показывающий, сколько НР есть или осталось у танка на данный момент, позволяет не отвлекаться на панель повреждений.

Круг разлета осколков – немного отличающаяся по тональности область вокруг центра прицела, помогает понять каков радиус поражения осколками и подкорректировать наведение в нужную точку.

Счетчик запаса снарядов – как и индикатор НР дублирует возможности панели повреждений, а в данном случае – панели иконок;

Показатели дистанции до цели – показывает, сколько метров до вашего противника осталось, помогает сделать верное упреждение, а для тех, кому лень прикидывать в уме, есть следующий показатель%.

Время подлета одного снаряда – показывает, сколько секунд будет лететь снаряд до выбранной цели, что позволяет вам сделать упреждение (особенно эффективно против медленных целей).

Никнейм и тип танка в прицеле – я бы отнес этот пункт к наименее полезным, но для тех, кто плохо определяет, что за танк он видит в режиме арт-прицела – подойдет. В любом случае вы сможете примерно понять, что за броня у этого соперника и какой потенциальный урон он может понести.

Прицел для артиллеристов «Arti (ST)» для WOT 1.6.0.0 – является примером сбалансированности, умеренности вкупе с достаточно высокой степенью понятности, графического исполнения и наличия необходимого инструментария. Так что можно отнести его к прицелам для арт-сау, которые понравятся даже тем, кто вообще не любит использовать модифицированные прицелы.

Установка

  1. Установить шрифты;
  2. Папку mods поместить в корневую папку World of Tanks.

Описание

Представляем Вам самый лучший арт-прицел, который на данный момент вообще существует в нашей с Вами игре World of Tanks. Это уникальный мод для артиллерии под названием Вattle Assistant для WOT 1.6.0.0, который имеет полу-снайперский полу-артиллерийский режим прицеливания. Включая этот мод ты можешь кидать снаряды и при этом смотреть сбоку на вражеский танк и видеть реальную траекторию снаряда. То есть игрок с его помощью может видеть наверняка, сможет ли он попасть в танк противника или нет. С ним проще выцеливать врага за домами, за холмами и вообще проще стает понимать траекторию летящего снаряда. Прицел просто идеален для точных арт, у которых разброс не сильно большой (например для Объекта 261 или любой французской арты). Он помогает не попадать в экраны, в гусли и куда попало, а именно выцеливать те места, куда хотите залепить снаряд противнику. Опытные артоводы очень нахваливают и рекомендуют данный мод, говорят, что раньше нагибали, а с ним стали нагибать еще лучше. Этот мод не является запрещенным, администрация игры World of Tanks знает про него. Мало того, данный мод занял первое место в номинации "Лучшая модификация игры" в проведенном конкурсе от разработчиков компании Wargaming под названием "WGDC". Это полностью легальный мод для артиллерии. Если Вы не в курсе, то разработчики возможно введут в будущем его в игру. Во всяком случае такие разговоры у них ведутся (или велись).

Чтобы включить арт-прицел Battle Assistant перейдите в артиллерийский прицел и нажмите клавишу "J" или колесико мышки.

Скриншоты

Что будет при нажатии клавиши ALT во время выстрела?

Модуль "Полезный Эксперт"

Для его работы нужен член экипажа с прокачанным перком "Эксперт". В результате перк будет автоматом срабатывать в течении нескольких секунд после выстрела или пометки врага при команде "поддержать огнем".

Модуль "Корректировщик огня"

Это очень классная штука. При игре на артиллерии у каждого игрока бывали случаи когда при нажатии кнопки выстрела противник пропадал с засвета, в результате прицел сбивался и снаряд улетал куда не надо. С этим модулем у Вас не возникнет таких заморочек, ведь он будет четко, в автоматическом режиме, фиксировать прицел после того как враг пропадет с засвета. Это сэкономить Вам нервы.

Файл настройки мода Battle Assistant

World of Tanks/mods/configs/battle_assistant/mod_battle_assistant.txt

Все возможные настройки подписаны на русском языке для удобства игроков.

Можно ли сменить клавишу "J", которая активирует мод по умолчанию?

Да. Такая возможность предусмотрена. Зайдите в файл настройки (World of Tanks/mods/configs/battle_assistant/mod_battle_assistant.txt) с помощью редактора Notepad++ и в строке под номером три (keys: "") можете прописать любую другую клавишу.

Как включить командирскую камеру?

Это можно сделать в уже упомянутом файле настроек мода (World of Tanks/mods/configs/battle_assistant/mod_battle_assistant.txt). Откройте его редактором Notepad++ и в строке под номером восемь (activateCommandersCamera: false) замените false на true.

Установка

Папку mods из архива поместить в папку World of Tanks.

Мод нужно активировать каждые 7 дней. Активировать на сайте: