Первый автомат заряжания - Танки с «качающейся» башней. Скоростное перезаряжание - автоматы заряжания в боевых бронированных машинах Последствия попытки решения неразрешимой задач

СКОРОСТНОЕ ПЕРЕЗАРЯЖАНИЕ - АВТОМАТЫ ЗАРЯЖАНИЯ В БОЕВЫХ БРОНИРОВАННЫХ МАШИНАХ

Карл-Тео Шлейхер

Эдельфрид Багински

Полковник Карл-Тео Шлейхер является начальником управления танковых войск при штабе СВ Германии, г. Кёльн. Полковник (в отставке) Эдельфрид Багински был до недавнего времени начальником управления вооружений для боевых частей подразделений в штабе СВ Германии, г.Кёльн

Автоматизация техники широко распространена в современном обществе и глубоко проникла в область вооружения. Аргументы в пользу уменьшения экипажей танков путем замены заряжающего автоматическим уст­ройством убедительны, хотя серьезные недостатки заставляют некоторые армии сопротивляться этому. Однако тенденция неотвратима и, следовательно, должны прилагаться усилия к обеспечению предельной надежности в рамках других основных параметров вооружения боевых бронированных машин (AFV ).

Военные специалисты мира пытаются найти пути уменьшения габаритов и силуэтов боевых бронированных машин, чтобы повысить живучесть этих систем вооружения вопреки все возрастающим R качественно, так и количественно средствам нападения. Эволюция человеческого тела (особенно в отношении размеров) диаметрально противоположна общей тенденции к миниатюризации в современной технике. Ввиду низкой рождаемости будет труднее набирать в танковые войска лишь мужчин "малого роста".

Следовательно, сокращение традиционного проверенного танкового экипажа из 4 человек неизбежно. Вообще установлено, что заряжающий может быть заменен автоматом заряжания, хотя заряжание танковой пушки и пулемета не единственные его обязанности. Следует также рассмотреть другие аргументы, такие как непрерыв­ное увеличение калибров пушек, что неизбежно требует более тя­желых боеприпасов, а также необходимость ведения боевых действий днем и ночью, с остановки и с ходу. В этом отношении пределы человеческих возможностей уже достигнуты и будут превышены в недалеком будущем. Напротив, автомат заряжания никогда не страдает от утомления. Это важный фактор в бою, так как пушка, которая функционирует всегда на 100%, обеспечивает не только успешное выполнение задачи, но и живучесть машины и выживание экипажа. Это состояние полной боеготовности определяется, осо­бенно в действиях против более сильного противника или трудных целей, таких как вертолеты, быстротой, с которой может быть перезаряжена пушка, что в свою очередь влияет на темп стрельбы.

В начале второй мировой войны масса боеприпаса для танковых пушек составляла от 3 до 7 кг. Это была идеальная масса, что обеспечивало наводчику большую гибкость в приведении к нормальному бою и определению темпа стрельбы.

В ходе войны разработки боевых бронированных машин лихорадочно продолжались в двух основных областях: огневой мощи и улучшенной броневой защиты. С немецкой стороны, например, результатом этих усилий явилось создание 75-мм (14,3 кг) снарядов для танков "Пантера" и 128-мм противотанкового снаряда для пушки Рак-44 (на самоходной противотанковой установке "Ягдпанцер"), самого мощного противотанкового орудия, разработанного во время войны. Этот артиллерийский выстрел состоял из снаряда массой 28,3 кг и полусгораемой гильзы с пороховым зарядом массой 26,6 кг, что чрезвычайно затрудняло подачу боеприпасов. В это время специалисты начали разрабатывать различные механические и гидравлические устройства заряжания для боевых бронированных машин; такие устройства уже существовали для военно-морских кораблей и зенитных орудий (например, 128-мм "Флэк").

После войны большинство держав продолжало исследования и разработки в этой области, но было введено очень мало автома­тов заряжания. Автоматические механизмы заряжания были установ­лены на французском танке АМХ-13 (в 1949г.) и шведском танке STRV-103 (в 1963г.). Автоматы заряжания не устанавливались в больших количествах, так как заказчики и вооруженные силы не хотели устранять четвертого члена экипажа по различным причи­нам, о которых будет сказано позже.

Конкурсные разработки огневой мощи и защиты ("меч и щит") заставляли разработчиков и специалистов по тактическим вопро­сам постоянно разрабатывать новые концепции. Таково положение дел и в настоящее время. На вопрос относительно приоритета разработок среди огневой мощи, защиты и подвижности никогда не давалось определенного ответа ни в одном из государств, включенных в основные программы по бронетанковой технике. В Великобритании, например, защита открывает список приоритета, за ней следуют огневая мощь и подвижность.

Эти дебаты не представляли большой важности для вновь организованных вооруженных сил Западной Германии, так как эта армия была оснащена техникой США (танками М-47 и М-48 с 90-мм пушкой). Лишь после разработки танка "Леопард-1" эти приоритеты стали играть какую-то роль в Западной Германии. В свете общих требований в начале 1960-х годов вооруженные силы Западной Германии выбрали на стадии разработки концепции танка "Леопард-1" такую последовательность приоритетов: огневая мощь (105-мм танковая пушка), подвижность и защита. Броня была рас­считана на защиту от средств нападения, включающих автомати­ческое оружие и артиллерийские осколки.

Это мнение изменилось во время этапа разработки танка "Леопард-2" в 1970-е годы. Анализ арабо-израильских конфликтов, в дополнение к новым оборонительным технологиям для боевых бронированных машин, привел к тенденции увеличения калибра пушек (120 мм), снаряды которых могли пробивать новейшие типы брони. В то же время разработчики работали также над различными типа­ми брони, которая могла бы противостоять бронебойным подкалиберными кумулятивным снарядам. Двойной подход "щита и меча" к боевым бронированным машинам будет продолжаться и в будущем.


Однако специалисты по тактике и технике должны найти пу­ти выхода из этого тупика - первые за счет пересмотра тактических требований, вторые - предложением новых технологических разработок. Без новых концепций боевых бронированных машин будут продолжаться бесконечные требования к увеличению калибра и улучшению бронезащиты, а это приведет к созданию более крупных и более тяжелых машин, для которых потребуется экипаж из четырех человек. В настоящее время боевые брониро­ванные машины, находящиеся на вооружении войск НАТО, имеют пушки, максимальный калибр которых составляет 120 мм, исполь­зующие различные типы боеприпасов, включая снаряды кинетичес­кого действия, кумулятивные и с деформируемой головкой.

Даже если бы заряжающие могли без затруднений обращаться с боеприпасами малых и средних калибров в ограниченных преде­лах башни боевой бронированной машины, то тенденция использо­вания крупнокалиберных снарядов ограничит возможности заряжаю­щего по выполнению его обязанностей. Использование 120-мм выст­рела с полусгораемой гильзой уже предъявило максимальные требо­вания к возможностям заряжающего по цикличности заряжания и темпам стрельбы. Возможность ведения стрельбы во время движе­ния машины еще больше осложняет задачи заряжающего, так как он должен перезаряжать пушку в трудных рабочих условиях.

125-мм пушка (как и планируемая 140-мм) может функционировать только при боеприпасах раздельного заряжания. Это тре­бует либо второго заряжающего (как на машине М-103 США), либо вспомогательного устройства заряжания, либо автомата заряжания для замены члена экипажа. Объем современных башен так мал, что скорость заряжания пушки заряжающим уменьшается до непри­емлемых уровней. Более того, безопасность человека ставится под угрозу, особенно при действиях во время движения машины. По ряду причин в войсках НАТО, в отличие от советских броне­танковых войск, не используются отобранные солдаты малого роста для выполнения обязанностей в башнях с ограниченным пространством.

Быстрота заряжания как фактор огневой мощи

Темп циклического заряжания для боевой бронированной машины с заряжающим зависит от конструкции места заряжания, размеров заряжающего, его мастерства и быстроты, а также от размещения боеприпасов на машине, в зависимости от типа, га­баритов и массы.

В то время, когда разработка бронебойных снарядов зна­чительно опережала разработку бронезащиты, попадание первого снаряда обычно приводило к поражению бронированной машины. Ког­да бронезащита усовершенствовалась, для поражения боевой бронированной машины потребовалось больше попаданий, а это озна­чало, что быстрота заряжания имеет первостепенную важность для успешного выполнения задачи. Военная история свидетельствует о том, что во многих случаях один танк на стратегически важной позиции может уничтожить 20 и более боевых машин противника серией выстрелов. В этих случаях, кроме разведки целей и управления огнем командиром и точности наводчика, существенным фактором является скорость, с которой наводчик выполняет свои обязанности. Победителем оказывалось подразделение, которое смогло первым произвести выстрел и затем быстрее вести стрельбу серией выстрелов.

На учениях в мирное время ситуация несколько отличается. В канадских состязаниях CAT, по высказываниям экспертов, более высокая скорость заряжания боеприпасов малых калибров (105 мм) по сравнению с боеприпасами крупных калибром (120 мм) не была единственным фактором, ведущим к победе, но обеспечивала определенные преимущества. Машина М-103 США (созданная в 1954г.) является первым примером, показывающим, как форма и масса боеприпасов воздействуют на заряжание: на этой боевой бронированной машине для заряжания боеприпасов раздельного заря­жания требовались два члена экипажа.

Аргументы в поддержку и против автоматов заряжания

Для того, чтобы добиться действительного прогресса в конструкциях боевых бронированных машин будущего, необходимо раз и навсегда отказаться от тенденции создания более крупных и более тяжелых танков. Следует также провести исследования для точного определения, какие функции требуют заряжающих и какие могут выполняться техническими средствами. Сокращение количества членов экипажа в боевых бронированных машинах свя­зано непосредственно с разработкой и реализацией автоматических устройств заряжания, которые полностью отвечают военным тре­бованиям.

Некоторые государства уже достигли успеха в этой области: на советских танках Т-64 и Т-72 с конца 1960-х годов устанавли­ваются автоматы заряжания для 125-мм боеприпасов раздельного заряжания, так что в башне требуются только два человека. Это позволило усовершенствовать бронезащиту, несмотря на эргоно­мические недостатки и вытекающие из них физические и психичес­кие напряжения для экипажа. В различных двусторонних танковых программах также уделялось большое внимание автоматам заряжа­ния, например, в конце 1960-х годов в западногермано - американской программе AFV -70, а в начале 1980-х годов в западногермано -французской программе AFV -90.

Несмотря на введение 120-мм пушек Западная Германия сох­ранила консервативную компоновку с экипажем из 4 человек. На это решение повлияла ликвидация металлических гильз снаря­дов, что привело к созданию боеприпасов массой 19 или 23 кг, которыми могут оперировать заряжающие. Для британской 120-мм пушки это было достигнуто путем разделения снаряда и метательного заряда.

Преимущества

При установке автоматов заряжания может быть сэкономлено некоторое пространство. Правда, заряжающее устройство требует определенного пространства, но оно должно быть меньше, чем пространство, необходимое для стоящего члена экипажа.

Автоматы заряжания будут иметь также преимущества для небольших армий, от которых по соглашениям требуют ограничения войск, оснащенных обычным оружием. Сокращение личного состава (не только из-за низкой рождаемости) потребует использования техники для выполнения тех задач, которые прежде выполнялись военнослужащими.

Когда определяются приоритеты защиты для боевых брониро­ванных машин, защита экипажа рассматривается в первую очередь. Автоматы заряжания (при меньшем количестве членов экипажа) будут уменьшать объем, требующий защиты, что в свою очередь приведет к уменьшению габаритов и силуэта боевой бронированной машины. Может быть уменьшена общая масса или экономия массы может быть использована для осуществления дополнительной защиты для экипажа.

Установка автомата заряжания может также привести к луч­шей компоновке боевого отделения.

Может быть повышена эффективность заряжания, особенно во время движения боевой бронированной машины, за счет более высоких скоростей заряжания и стабильности, обеспечиваемых автоматами заряжания.

Устройства заряжания никогда не испытывают усталости; гарантируется правильный выбор боеприпасов, независимо от напряжения экипажа или неблагоприятных условий, таких как ночной бой или бой в условиях ограниченной видимости.

Уменьшение экипажа на одного человека означает, что меньше человеческих жизней подвергается риску; исключаются затраты на подготовку и содержание заряжающего.

Недостатки

Люди обычно более надежны и крепки, чем сложный автомат заряжания.

Отсутствие одного члена экипажа сильно влияет на выполне­ние общих задач (охрана, снабжение, материально-техническое обеспечение и т.д.), а также на непрерывные действия в 24/48-часовом бою.

Появляются значительные проблемы в случае отказов в ре­зультате технических поломок или действий противника.

При наличии автомата заряжания обеспечиваются малые возможности для аварийного заряжания. Есть проблемы при разряжании танковой пушки или при хранении боеприпасов в автомате заряжания.

Автомат заряжания должен содержаться и обслуживаться.

Многие автоматы заряжания имеют ограниченную емкость для боеприпасов.

Больший возможный психологический стресс меньшего по Г численности экипажа (одиночество).

Большая нагрузка на командиров и их экипажи в головных танках как во время управления на поле боя, так и при выполнении общих задач.


При ведении боя с танками противника пушка боевой бронированной машины должна иметь определенную высоту линии огня. В Центральной Европе обстановка требует способности ведения стрельбы через поля зерновых. Кроме того, углы снижения и возвышения орудия должны также удовлетворять усло­виям местности, на которой ведутся боевые действия, так чтобы не было необходимости боевой бронированной машине выд­вигаться с хорошо защищенной позиции для обстрела противника, ввиду недостаточного утла снижения орудия. Негативными приме­рами ситуации такого типа являются советские танки с углами склонения от -4 до -6°.

По некоторым причинам многие государства воздерживаются от принятия автоматов заряжания для своих бронетанковых войск. Прежде всего, не все специалисты уверены, что автомат заряжа­ния может на самом деле заряжать быстрее, чем член экипажа; действительно, это верно для танковых пушек калибрам до 105 мм. Другим аргументом является возможность поломки, что, в действи­тельности, требует какого-то типа аварийной операции для защи­ты жизней экипажа.

Должна быть гарантия, что в аварийной обстановке можно зарядить пушку вручную без помех при неисправности автомата заряжания. По крайней мере, четыре-шесть выстрелов (или равно­ценный вспомогательный магазин) потребуются для обеспечения безопасности экипажа.

В израильской армии считают, что четвертый человек в экипаже значительно более полезен, чем автомат заряжания. Будущие боевые условия будут характеризоваться быстрыми, непрерывными и интенсивными обстрелами на широком фронте. Более, чем когда-либо раньше техника и стратегия должны соответствовать этому ускоренному темпу боя. В таких усло­виях передвижение на поле боя может осуществляться лишь при соответствующей бронезащите.

Основной боевой танк с его классической системой оружия типа "выстрелил и забыл" будет все еще основным оружием в пре­делах динамической группы для оборонительных и контрнаступательных операций в следующем столетии. Ясно, что для обеспечения боевых возможностей требуется, чтобы система обладала высокой степенью живучести. Однако, независимо от аргументов в пользу жми против автоматов заряжания, нет сомнений в том, что экипажи боевых бронированных машин должны будут численно сокращаться. Этот шаг неизбежен, так как первостепенное значение придается повышению живучести личного состава и систем.

Новый танк должен иметь малый объем, выгодный силуэт и обладать высокой огневой мощью в дополнение к тому, что должен быть высокоподвижным и маневренным. Сокращение количества чле­нов экипажа делает введение автоматов заряжания совершенно необходимым.

Требования к автомату заряжания

Если концепции предусматривают боевую бронированную машину с малым силуэтом, уменьшенным объемом, а также экипажи, состоя­щие из двух или трех человек, то технические требования к авто­мату заряжания будут фокусироваться на типе и количестве при­меняемых боеприпасов, скорострельности, живучести, надежности, аварийном обслуживании и расходе боеприпасов в дополнение к некоторым соображениям по эргономике и материально-техническому обеспечению.


Боеприпасы

Огневой ресурс обычно определяется количеством целей, которое должно быть уничтожено. Вероятность поражения играет важную роль в этом расчете. Для целого ряда целей (которые требуют различных типов боеприпасов), а также для высокого качества современных систем управления огнем нагрузка для пушки в 35-40 выстрелов обычно считается достаточной. В таких случаях на автомат заряжания, как ожидается, перекладывается, по крайней мере, половина этой нагрузки, если не больше. На это устройство должны быть установлены датчики, способные распознавать и подсчитывать пять различных типов боеприпасов, включая любые новые. Командир и наводчик должны также уметь легко пополнять конвейер автомата заряжания боеприпасами в любое время. Важно обеспечить передачу боеприпасов из резерв­ной боеукладки магазинного типа в автомат заряжания без необ­ходимости экипажу выходить из машины в тех случаях, когда все боеприпасы не могут размещаться в автомате заряжания.

Скорострельность

Имеющиеся в настоящее время автоматы заряжания характеризуются скорострельностью в диапазоне от 6 до 15 выстр./мин. В свете планируемого увеличения калибра (140 мм), в дополнение к боеприпасам раздельного заряжания/ должен быть возможен циклический темп стрельбы, равный 8 выстр./мин., независимо от перемещений башни или боевой бронированной машины и количества боеприпасов, содержащихся в автомате заряжания. Теоретически, последующие выстрелы должны следовать гораздо быстрее, например, сериями по три выстрела за десять секунд.

Живучесть и безопасность

В современных боевых бронированных машинах в целях безо­пасности места членов экипажа обычно отделены от боеукладки защитной перегородкой. Несмотря на это следует проявлять осто­рожность при длительном выполнении задач: остатки боеприпасов не должны оставаться внутри боевой бронированной машины из-за опасности возгорания. Более того, должны приниматься меры, чтобы избежать самовозгорания боеприпасов, когда ствол пушки перегрет. Открывание и закрывание казенной части ствола пушки должно осуществляться способом, который обеспечивает достаточную защиту от ОМП в башне; конструкция казенной части ствола долж­на быть совместима с устройством заряжания как для автоматичес­ких, так и для ручных операций. Это особенно важно, когда стрель­ба закончена или когда происходят осечки. Конструктивная кон­цепция боевой бронированной машины должна сводить уязвимость этого жизненно важного боевого узла до минимума.

Надежность, действия в аварийной обстановке

Полная работоспособность должна, конечно, гарантироваться в пределах принятых диапазонов температур от -30 до +40° неза­висимо от внешних воздействий, таких как толчки и вибрации, песок, пыль, вода и изморозь. Особое внимание должно уделяться опасности пожара.

Отдельные требования не должны никоим образом снижать надежность автомата заряжания. Большое повышение живучести за счет дополнительных элементов конструкции должно иметь перво­степенное значение, но не должно негативно воздействовать на простоту, компактность и массу боевой бронированной машины. В случаях неподачи энергии или поломок должна гарантироваться эксплуатация в аварийных условиях. Экипаж должен иметь возмож­ность произвести ряд выстрелов для самообороны; это требует независимого ручного или механического заряжания, наводки орудия и стрельбы. Танк, который не может вести стрельбу является просто легкопоражаемой целью для противника и непри­емлемым риском для экипажа.

Снабжение боеприпасами

Что касается автоматов заряжания, то особое внимание должно уделяться снабжению боеприпасами. Это относится к по­даче боеприпасов, а также к дозаправке автомата заряжания изнутри или снаружи боевой бронированной машины (например, из резервных укладок магазинного типа). Автомат заряжания должен быть сконструирован и объединен в боевой бронированной машине таким образом, который предусматривает плавное и быстрое заряжание и передачу боеприпасов в пределах боевой бронированной машины. Различные типы боеприпасов должны распределяться в автомате заряжания произвольно. В обычных условиях с помощью автомата заряжания должна обеспечиваться возможность управиться с 20 выстрелами за четыре минуты. Такой же фактор времени бу­дет использоваться для замены пустых магазинов полными, при условии что имеются специальные транспортеры боеприпасов и что для боеприпаса (снаряд и метательный заряд) в магазине должна быть "готовая к заряжанию" конфигурация.

Техническое обслуживание

Важным является легкий доступ для ремонта и технического обслуживания, особенно в случаях поломок или когда требуется замена деталей. Эти операции будут облегчены автоматическим устройством обслуживания и контроля.

Требования к автомату заряжания, указанные выше, естествен­но, должны будут в какой-то мере приспосабливаться ко многим другим типам боевых бронированных машин, которые имеются в нас­тоящее время. Однако основные отклонения от этой концепции должны отвергаться.


Концепции автомата заряжания

В этой статье не предполагается рассмотреть подробно много­численные концепции конструкций относительно многих типов боевых бронированных машин и боеприпасов, используемых в настоящее вре­мя. Информация, представленная здесь, должна способствовать луч­шему пониманию основных типов автоматов заряжания.

Конструкция каждого типа автомата заряжания зависит от конструкции боевой бронированной машины и характеристик требуе­мых боеприпасов. Следует также рассмотреть несколько типов мага­зинов, таких как барабанный, штабельный, со стопорным пальцем или ленточный. Сложность автомата заряжания определяется рас­стоянием и маршрутом перемещения, необходимыми для доставки боеприпаса из магазина к пушке.

Автомат заряжания шведской машины STRv -103 является первым примером относительно простой конструкции: весь запас боеприпасов содержится в двух магазинах, устройство которых гарантирует темп стрельбы 16-17 выстрелов в минуту. Однако простота этой системы в значительной степени обусловлена концепцией стационарной пушки этой боевой бронированной машины, которая является скорее противотанковой САУ, а не основным боевым танком.

Советский танк Т-72 гораздо более сложный и имеет магазин карусельного типа на 22 выстрела, установленный на полу башни. Снаряды раздельного заряжания хранятся в кассетах вращающегося транспортера под башней. Подъемное устройство передает боепри­пасы к пушке, а цепной досылатель досылает снаряд и метательный заряд. Эта система действует очень медленно из-за сложного хода боеприпасов; другими недостатками являются медленное попол­нение боеприпасов, медленное выбрасывание гильз и проникнове­ние пороховых газов в боевое отделение.

Рис. 1. Технология автомата заряжания карусельного типа значительно более сложная и обремени­тельная:

1 - казенная часть ствола; 2 - подъемник и зарядный лоток для каждой стороны; 3 - места захватывающих устройств; 4 - блок шарнирного соединения для подъемника; 5 - два магазина

Более удачное решение было разработано для западногермано-американского боевого танка - 70, на котором автомат заряжания ленточного типа устанавливался в нише башни. Модульная конст­рукция этой системы, с отдельными узлами, обеспечивает легкую установку на башенных машинах. Эту конструкцию можно увидеть на японском танке-90 и на французском танке "Леклерк". Она имеет магазин на 22 выстрела и обеспечивает темп стрельбы 12-15 выстрелов в минуту и таким образом, теоретически, способна уничтожить шесть бронированных целей. Преимуществами этой концепции являются короткий путь перемещения боеприпасов и быстрое пополнение магазина снаружи машины. Технологическая сложность системы приводов, органов управления, системы управ­ления и досылателя находится в приемлемых пределах. Возможны также эксплуатация в аварийных условиях и операции по разряжанию. Этот принцип подходит также для автоматического пополне­вши, если, например, используются конвейерные ленты. Однако недостатком этой концепции является большая ниша башни с большой уязвимой верхней поверхностью. Единственным способом обеспечения быстрого пополнения боекомплекта при этой системе будет полная замена пустых магазинов автомата заряжания на полные. Это предложение, конечно, стоит исследовать.

Совершенно другое дело с вынесенной пушкой. В этом слу­чае разумным решением будет магазин карусельного типа под пушкой или магазин барабанного типа, установленный на основ­ном орудии, который может пополняться через перегородку в корме корпуса танка. Недостатком этой концепции является невозможность эксплуатации в аварийных условиях или устранения задержки во время боя.


Рис. 2. Система ленточной подачи, разрабатываемая фирмами "Рейнметалл" и "Вегманн", является удачной концепцией:

1 - зарядный лоток; 2 - казенная часть ствола; 3 - дверца перегородки; 4 - досылатель; 5 - люки дозаправки; 6 - магазины для бое­припасов



Рис. 3. Пополнение боеприпасов целыми магазинами может быть интересным, хотя, вероятно, сложным решением

Заключение

Условия на поле боя будущего будут характеризоваться быстрым темпом боя, все больше и больше внушающей страх огне­вой мощью. Требуется большое количество информации для быстрой обработки и анализа. Следовательно, люди должны быть освобождены от обыденных задач и по возможности удалены от средств поражения. Некоторые государства уже заменили заряжающего в боевых бро­нированных машинах автоматическими устройствами. Другие го­сударства скоро поступят так же. Однако это стало возможным благодаря успехам в технологии, которая уменьшила риск и недос­татки до минимума и в то же время в ней учитываются факторы надежности, малой массы и низкой стоимости.

С другой стороны, увеличивающаяся масса боеприпасов не позволит больше поддерживать долговременную боеготовность круп­нокалиберных орудий с высокими характеристиками усилиями лю­дей. Никто в настоящее время не может спрогнозировать, приве­дут ли будущие разработки к уменьшению танковых экипажей до двух человек или даже к созданию безэкипажного танка-робота. Но следует, по крайней мере, сомневаться в этом.

KARL - THEO SCHLEICHER , EDELFRIED BAGINSKI

QUICK RELOAD - AUTOMATIC LOADERS IN AFVs.

NATO"s SIXTEEN NATIONS, 1990, v.35, No7.

Цитата (Barbos73 @ 2.02.2017 - 11:04)
Ну,во первых,нет у пушки Д-81ТМ никакого унитарного снаряда (боеприпас стрелкового оружия и артиллерийских орудий, которым оружие заряжается в один приём) Во всех наших танках Т-64,т-72,т-90,Армата,заряжание раздельное.Снаряд-заряд.НезачОт,бывший командир Т-72.
Внимательно читай! Попробуй зарядить!!! В том то и дело что заряжание раздельное!!! И есть различие КТ (командир танка) и КБ (командир батальона)
При любой неисправности АЗ или МЗ можно зарядить орудие из механизированной БУ в ручную при помощи всяких рычагов и т.д.

Во во, я как раз хотел тут сказать, что они все ополоумели)))

Сверху заряды, снизу снаряды. Я сам то не танкист, я передачи смотрел.

Я так понимаю, что можно использовать разные заряды, под разные снаряды, вплоть до управляемых ракет и так далее, если я не путаю и если мне телевизор не наврал)

И подача с автомата заряжания может быть определена вручную(вножную, электронно) - когда какой заряд снаряд требуется.

В отличии опять же от других механизмов, где заряды -последовательные.

"""""""""""""""Механизм автомата заряжания приводился в движение с помощью гидравлического привода. При его отказе использовался дублирующий ручной привод. Минимальное время заряжания орудия в автоматическом режиме составляло 6 секунд, максимальное (при повороте транспортера на 180 градусов с целью выбора определенного типа выстрела) - 20 секунд. В ручном режиме максимальное время заряжания увеличивалось до 1 минуты. """""""""""""""""""

Для защиты танков и экипажа используются "пассивная защита" - типа накладки, композиты, взрывяцейки и так далее.

И самое важное....

""""""""""""""В состав комплексов и систем активной защиты (соответственно КАЗ и САЗ) входят датчики целей, защитные боеприпасы и электронная аппаратура автоматического управления. Основным отличием служит тип защитных боеприпасов. Ниже приведены описания характерных представителей комплексов/систем активной защиты.
Один из первых КАЗ «Дождь» был разработан в ленинградском ВНИИТМ в 1970-х годах. Он состоял из отдельных модулей, каждый из которых включал две трубчатых направляющих, выдвижные заряды с готовыми поражающими элементами, радиолокационный датчик цели, расположенный между ними, электронная аппаратура и механизм выдвижения зарядов. По одному модулю располагалось в носу и корме танка, по два модуля – по бокам танка. В боевой обстановке один из защитных боеприпасов каждого модуля постоянно находится в выдвинутом положении. Радиолокационный датчик цели срабатывал на рубеже 2,2 метра от периметра корпуса танка. После этого в течение 0,001 секунды осуществлялся подрыв выдвинутого заряда, ближайшего к траектории полета цели. Радиально разлетающиеся осколки могли отклонить и/или уничтожить поражающий элемент, подлетающий на скорости до 1200 м/с.
""""""""""""""22

Тут недавно на япе был где то обзор, про аналоги на иностранцах - их кароче нет.

А если армата хотябы на половину соотвествует своим описаниям, то мы на 10 шагов впереди "абрамса" и негра в его недрах. .

На рисунке т 90 - сверху заряды, снизу снаряды

BrAB > В порядке ликбеза -
BrAB > 1) насколько надежен сей девайс сейчас и на более ранних танках? (прежде всего наших)
BrAB > 2) а если он таки ёк - есть ли возможность заряжать вручную? если да - то кто это делает? наводчик или командир?

О! - вечный спор . Особенно между апологетами механизма заряжания т-64/т-80 и автомата заряжания Т-72.
Вот Чобиток постил на ВИФе (сам понимаешь чего хвалил и чего ругал - если порытся в инете, наверняка найдутся противоположные мнения тагильских фанатов):

Т-64, Т-72 - МЗ против АЗ

(С) Максим Саенко
А сколько слухов рождалось о ненадёжности механизма заряжания. Мой личный опыт работы как с МЗ так и с АЗ на кафедре вооружения Киевского высшего танкового инженерного училища говорит об обратном: на один отказ МЗ приходилось по 5 – 6 отказов в АЗ, при условии одинаковой интенсивности использования и одинаковом уровне подготовки курсантов.

Зато травматизм личного состава при работе с АЗ гораздо больше, чем при работе с МЗ. И не только из-за вылетающего поддона, но и из-за более низкого качества инженерной и эргономичной проработки узлов и агрегатов АЗ. Причина всё та же. Система, созданная для одной машины и втиснутая в другую, не может быть оптимальной. Протез никогда не заменит руку. А вот плохо развитую руку всегда можно развить до необходимого уровня.

А теперь, представьте себе, что в боевой обстановке на Т-64 и Т-72 вышла из строя и электрика и гидравлика, а вести огонь нужно. Вот тут и полезут все недостатки как МЗ так и АЗ. Рассмотрим действия экипажа как Т-64А, так и Т-72, и слегка усложним им задачу: в немеханизированной укладке снарядов нет, лоток или кассета в окне выдачи пустые.

Наводчик Т-64А приводит пушку на угол заряжания и продолжает наблюдать за полем боя, параллельно готовит исходные установки для стрельбы (устанавливает на прицеле тип снаряда, вводит дальность до цели, решает огневую задачу).

Командир танка Т-64А снимает правое ограждение пушки, открывает клин затвора, поднимает алюминиевую крышку окна выдачи (на танках ранних модификаций снимает брезентовый чехол), левой рукой переключает кран на золотниковой коробке под своим сиденьем из положения «А» в положение «р» (здесь приводится порядок действий экипажа танка Т-64А, основанный на положениях Технического описания и инструкции по эксплуатации танка Т-64А. Книга первая. Москва ЦНИИ Информации 1973 год. стр. 111 – 113). Снимает со стопора командирскую башенку и поворачивает её в левую сторону. Правой рукой командир танка ставит пушку на гидромеханический стопор на угле заряжания. Далее он включает механизм блокировки ручного спуска из пушки, после чего возвращает командирскую башенку в исходное положение (лично я эту операцию делаю без поворота командирской башенки). Правой рукой вынимает рукоятку и вставляет её в ручной привод механизма поворота конвейера, расстопаривает конвейер и, наблюдая в открытое окно выдачи в кабине МЗ, вращает конвейер до выхода нужного типа снаряда в окно выдачи, после чего застопаривает конвейер. При этом командир может периодически вести наблюдение за полем боя, так как он продолжает сидеть на своём месте не меняя ни своего положения, ни положения приборов наблюдения.

После выхода снаряда на линию выдачи командир танка левой рукой вращает ручной привод подъёма лотка и поднимает лоток на линию досылания. Далее при помощи деревянного досыльника командир досылает в канал ствола сначала снаряд, потом заряд, вынув его из пружинных зацепов заднего полулотка. После закрытия затвором канала ствола, командир перекладывает стрелянный поддон из улавливателя в лоток повернув защёлку на улавливателе. Затем опускает лоток назад в конвейер механизма заряжания.

Далее командир поворачивает командирскую башенку, снимает пушку с гидромеханического стопора, выключает механизм блокировки ручного спуска из пушки. Поворачивает командирскую башенку в исходное положение и даёт команду наводчику на открытие огня.

В техническом описании танка Т-64А указанно время на заряжание вручную первого выстрела – 1 минута 40 секунд, последующих – минута ровно. Для сравнения в автоматическом режиме 7,1 – 19,5 секунд.

Безусловно, такая сложная на первый взгляд операция занимает много времени, значительно снижает скорострельность и отвлекает командира от выполнения своих непосредственных обязанностей командира танка. Но этот недостаток характерен для всех отечественных танков. Однако, как видите зарядить пушку строго определённым типом снаряда из механизированной укладки танка Т-64А при отсутствии энергопитания или в случае выхода из строя гидравлики вполне реально.

Кроме того, в конструкции МЗ предусмотрена возможность полуавтоматического заряжания танковой пушки в случае отказа или остановки цикла заряжания при помощи пульта дублирования, а пульт загрузки обеспечивает автоматический поворот конвейера на любой угол для визуального контроля правильности загрузки артиллерийских выстрелов или их состояния. Кстати на Т-72 такого режима нет, а визуальный контроль размещения снарядов и зарядов в механизированной укладке просто невозможен. Информация о наличии и типе снарядов хранится в специальном запоминающем устройстве – визуальном указателе. Визуальный указатель показывает не только количество и тип снаряда, но и его место в конвейере. Так что Вы можете зарядить или проверить состояние строго определённого снаряда или заряда. Согласитесь, что это немаловажно при войсковой эксплуатации механизма заряжания.

А теперь, представьте себе действие экипажа танка Т-72 в такой же ситуации. При этом прошу Вас заметить, что в соответствии с основным эксплуатационным документом, а именно: «Танк «Урал» Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Москва, военное издательство МО СССР 1975 г. стр. 138 – 147» данного режима работы автомата заряжания просто не предусмотрено. Режим ручного заряжание танковой пушки в соответствии с этим изданием возможно только при условии наличия питания в бортовой сети танка. Но в бою и при аварии бортовой сети стрелять все равно придется. Да и времени на ручное заряжание танковой пушки в ТТХ танка Т-72 нет. Вы спросите, а по чему? Судите сами:

Командир танка Т-72 сдвигает вперёд правое ограждение пушки, открывает клин затвора, после чего наводчик Т-72 опускает пушку максимально вниз. При этом наблюдение за полем боя возможно лишь при помощи прибора ТНП-160, установленного в крыше башни. Параллельно наводчик готовит исходные установки для стрельбы (устанавливает на прицеле тип снаряда, вводит дальность до цели, решает огневую задачу).

Далее командир танка Т-72 расстопаривает командирскую башенку и поворачивает её вправо. Затем командир танка наклоняется вперёд, левой рукой включает механизм блокировки ручного спуска из пушки, после чего правой рукой поворачивает и удерживает рычаг стопора вращающегося транспортёра, который находится на полу транспортёра. Левой рукой, перемещая вверх и вниз рычаг ручного привода поворота вращающегося транспортёра, поворачивает его на пол шага, после чего отпускает стопор и проворачивает транспортер до его полной остановки.

В отличие от командира танка Т-64А командир танка Т-72 не может контролировать процесс выхода кассеты в окне выдачи, так как его подпружиненные сдвоенные металлические створки закрыты, а открыть их можно только при подъёме кассеты из транспортёра. Далее командир танка разворачивает корпус тела назад на 180° и при помощи ручного механизма подъёма кассет поднимает кассету на линию разгрузки. Если в поднятой кассете снаряд другого типа то вам придется снова опустить кассету вниз, опять развернуться вперёд и снова провернуть транспортёр в порядке описанном выше. И так будет продолжаться, пока нужный тип снаряда не окажется в поднятой кассете.

Хорошо если при укладке боекомплекта укладывали один тип выстрела, затем другой, а затем третий, а не подряд все однотипные выстрелы, как показано на учебных плакатах. При этом командир не может даже периодически вести наблюдение за полем боя, так как командирская башенка повёрнута вправо, а командир должен крутится на своём месте как юла. А представьте, как это делать в зимнем комбинезоне или ОЗК!

Далее командир танка должен практически лечь на пол вращающегося транспортёра и извлечь из кассеты сначала снаряд, затем заряд. При этом стопор снаряда должен нажать наводчик и только после этого командир сможет вынуть снаряд из кассеты.

Как видите, и наводчик вынужден будет отвлечься от наблюдения за полем боя, то есть, несколько секунд танк останется фактически слепым.

Следующая проблема – куда деть снаряд и заряд? Зарядить их в пушку фактически невозможно, так как командир лежит на настиле транспортера, а пушка опущена максимально вниз. Из данной ситуации два выхода:

Первый выход – передать снаряд, а затем и заряд наводчику для досылания их в канал ствола. Но поверьте, моему скромному опыту, это, во-первых, неудобно, во-вторых небезопасно для наводчика потому, что конструктивно возможность ручного заряжания танковой пушки предусмотрена только с правой стороны. Но жить захочешь и не так раскорячишься.

Второй более безопасный, но и более длительный выход – уложить хотя бы снаряд (хотя желательно и заряд) в немеханизированную укладку на борту или на полу транспортера.

Далее командиру танка необходимо опустить кассету вниз, а наводчику после этого опустить пушку на угол заряжания. Затем дослать снаряд и заряд в канал ствола пушки. Далее командир выключает механизм блокировки ручного спуска из пушки. Поворачивает командирскую башенку в исходное положение и даёт команду наводчику на открытие огня. При этом наводчику ещё нужно навести оружие на цель. Но и после выстрела АЗ принесет экипажу не мало проблем: стреляный поддон достать из улавливателя без наличия питания в бортовой сети невозможно. И рамку не поднять, не опустить, и люк для выброса поддонов не отрыть, не закрыть. А вот после выстрела стреляный поддон, ударяясь в заполненный старым поддоном улавливатель, может и в голову отлететь, даже шлемофон не спасёт и ограждение пушки не поможет.

А если питание в танке пропало в процессе цикла заряжания, и рамка осталась в верхнем или промежуточном положении, больше не одного выстрела из этой пушки вы не сделаете. Зато механизм удаления стреляных гильз, установленный на 115-мм танковой пушке У5ТС танка Т-62, так же разработанный в Нижнем Тагиле имел ручной привод для опускания рамки и открытия люка для выброса гильз. Так почему у тех же конструкторов, создававших АЗ для Т-72 вдруг наступила амнезия? Ответ до сих пор неизвестен.

Скорее всего, стремясь втиснуть громоздкий Желудь в габариты шестьдесятчетвертой башни, решили отказаться от всего «лишнего», лишь бы всунуть. Вот и всунули на нашу голову. А что? Вручную на испытаниях может стрелять и не придется, а вот как воевать люди будут это вопрос другой. Главное пропихнуть своё и срубить большой куш, а там и трава не расти.

Как видите ручное заряжание танковой пушки на Т-64А не только намного проще, но и более продуманно с точки зрения эргономики экипажа.

Безусловно, скептик скажет, что это не основной, а аварийный режим работы танка. Но у меня офицера-танкиста возникает закономерный вопрос, почему на танке Т-72 такой аварийный режим работы не был предусмотрен, и почему не нашлось ни одного конструктора, испытателя или военпреда который бы указал на этот недостаток? Здесь или преступная халатность или что более страшно – личная заинтересованность и желание Нижнетагильских конструкторов пропихнуть свой пусть и несовершенный автомат заряжания!

А кто из них думал о том, что, как правило, после первого же попадания в танк почти всё электрооборудование выходит из строя. А ведь опыт второй мировой изобилует фактами, когда даже с неработающим двигателелем, стоя в голом поле, наши танкисты иногда несколько суток удерживали превосходящие силы врага!

Теперь рассмотрим следующий миф о возможности перехода из боевого отделения в отделение управления и обратно. Приверженцы Т-72 с пеной у рта доказывают, что переход из боевого отделения в отделение управления на танках Т-64 и Т-80 невозможно. Это чистейшая ложь. Скажу вам больше, что данный переход на танках Т-64 и Т-80 более «комфортный» чем на Т-72. Для этого достаточно просто сбросить несколько лотков из конвейера, снять гильзосборник пулемёта ПКТ и путь свободен. Правда, такой переход возможен при максимально опущенной пушке в секторе +/– 40о от продольной оси танка при положении пушки вперёд и в секторе +/– 20о от продольной оси танка при положении пушки назад. При этом в образованный проём можно спокойно пронести даже тяжелораненого члена экипажа в зимнем комбинезоне.

В Т-72 же не всё так безоблачно, как пишут в некоторых периодических изданиях. Во-первых, между настилом вращающегося транспортёра и крышей корпуса расстояние почти в два раза меньше чем между фланцами конвейера МЗ на Т-64. И поверьте, что пролезть в эту с позволения сказать щель даже здоровому человеку довольно проблематично. А сделать это в зимнем комбинезоне или ОЗК для человека средней комплекции ой как не просто. Да и сделать это можно только когда пушка максимально опущена вниз, снят гильзосборник пулемёта ПКТ. При этом с новым комбинезоном можете смело попрощаться – на нём появится несколько свежих дырок.

Кроме того, в страсти полемики отдельные товарищи к недостаткам МЗ относят его способ размещения в танке – конвейер МЗ соединён с кабиной и с погоном башни. Безусловно, наличие кабины значительно сокращает внутренний объём обитаемого отделения, но и делает его более безопасным. Стенки кабины, оснащённые к тому же противорадиационным подбоем, снижают поражающее действие осколков брони и кинетических боеприпасов, а так же и кумулятивной струи. Зато МЗ кинематически не связан с днищем танка как транспортёр АЗ.

Вы спросите, а какая разница? Отвечу: иногда даже незначительной небоевой деформации днища корпуса танка Т-72 достаточно, чтобы вывести АЗ из строя. Вращающийся транспортёр клинит и заставить его работать при этом невозможно без капитального ремонта корпуса танка. А что произойдёт с АЗ в случае подрыва даже говорить нечего.

Кроме того, достаточно незначительному предмету попасть на днище Т-72 и АЗ стаёт колом. Не верите? А вот мне пришлось двое суток извлекать баллон огнетушителя ОУ-2, неизвестно каким образом застрявший между транспортёром и ВКУ под пушкой танка Т-72Б. Поверьте работа эта не из лёгких. Не менее впечатляющий эффект может произойти при попадании под транспортёр АЗ простой пулемётной ленты. И достать ёё с днища при попадании под ролик транспортёра дело не из приятных. Всех святых вместе с заводскими инженерами вспомните не злым тихим словом. Да и вообще ремонт АЗ дело неблагодарное и требует значительной подготовки, много терпения и времени. А последнего в боевой обстановке может и не быть.

Безусловно, кто-нибудь из псевдопатриотов Т-72 скажет: «Да ремонт МЗ это что-то страшное ведь там гидравлика! Толи дело АЗ». Спешу их успокоить: с гидравликой может быть лишь две проблемы – воздух в системе или утечка масла из системы. Для удаления воздуха из системы нужен только ключ на 10 и знание материальной части. Для устранения течи масла – либо прокладки из комплекта ЗИП либо паяльник что бы запаять дырку в трубопроводе. Ну, а найти течь проще простого – лужу видно сразу. А заменить прокладку это дело нескольких минут. Я такие замены ещё на третьем курсе танкового училища делал за 15 – 20 минут. Замену рычага механизма подачи (снятие вышедшего из строя по халатности курсанта и замене на «новый» со списанного тренажёра) в одиночку без посторонней помощи осуществлял за несколько часов, правда, уже офицером. А вот с механизмом подъёма кассет на Т-72 мы с прапорщиком демонтировали почти полдня, потом полтора дня пытались привести его в чувство и ещё день ставили и регулировали. Неблагодарное скажу вам занятие.

И ёщё несколько слов о надёжности МЗ и АЗ. Учебно-тренировочный стенд механизма заряжания УТС-5, простоявший под открытым небом даже без чехла в течение нескольких лет после незначительного ремонта электрооборудования (установлены ранее демонтированные блоки и мелкий ремонт поврежденной при транспортировке проводки) заработал даже без замены масла и регулировки тросового привода улавливателя. Заметьте, что на комплектацию учебных стендов идут детали, установка которых на боевую технику запрещена, так как они имеют отклонение некоторых параметров, или не допущены на сборку ОТК или военпредом. Другими словами – некондиция. А вот для того, что бы оживить точно такой же учебный стенд автомата заряжания САЗ-184-1, постоявший около месяца под открытым небом потребовалась несколько дней.

Очередной миф – пожароопасность МЗ. В гидравлическую систему МЗ в качестве рабочей жидкости заправлено всего 2,2 литра гидравлического масла МГЕ-10А (на танках раннего выпуска применялось масло АМГ-10 или ГМ-50И). Для сравнения в гидравлический механизм поворота башни заправляется 7,5 кг гидравлического масла МГЕ-10А, а в гидравлический привод подъёма пушки – 5,5 кг. Прибавьте ко всему объём топливных баков в отделении управления и в боевом отделении танка. А теперь ответьте на вопрос, на сколько снизило общую пожароопасность танка отсутствие 2 литров масла при сохранении прочих равных условий?

А теперь попробуйте зажечь масло МГЕ-10А. Дизельное топливо и то легче поджечь, чем такое масло. Кстати масло МГЕ-10А под напором может даже сбить открытое пламя (наблюдал такую ситуацию собственными глазами, правда вне танка). Безусловно, как и любой нефтепродукт, масло МГЕ-10А в распылённом состоянии взрывоопасно, но это свойственно практически всем типам ГСМ. Следовательно, утверждение о том, что установка АЗ значительно уменьшило пажароопасность танка Т-72 – очередной миф!

Ну а от детонации боекомплекта одинаково незащищён и МЗ и АЗ. Так что, какая разница сидеть в «пороховой бочке» или на ней? Так зачем создавать «пороховые бочки» двух типов?

Теперь, давайте, сравним ТТХ МЗ и АЗ. Емкость конвейера МЗ 28 выстрелов, а вращающегося транспортёра АЗ всего 22. Правда у АЗ больше скорость вращения транспортёра – до 70 град/сек, тогда как у МЗ всего 26 град/сек. Зато время заряжания пушки при перемещении конвейера на 1 шаг составляет 7,1 секунды для МЗ и 8 секунд для АЗ без вращения транспортёра. Время заряжания МЗ при полном обороте конвейера составляет всего 19,5 секунд, тогда как в ТТХ танка Т-72 этот временной показатель конструкторы внести не решились.

Я решил замерить сам, и что получилось: на одну и туже операцию у меня уходило от 20 при пустом транспортёре до 28 секунд при транспортере, полностью загруженном другими типами снарядов. Притом каждый раз я получал разный результат при прочих равных условиях. Вот поэтому в ТТХ и указанна скорость вращения пустого транспортёра «до» 70 град/сек, при полном обороте, а вот при повороте на 1 шаг полного транспортёра по моим подсчётам она не составляет и 20 град/сек. Причина – проста электропривод. Разогнанный электропривод даёт большую скорость, а вот в процессе разгона меньшую по сравнению с гидравлическим мотором, скорость которого всегда постоянна.

Время полуавтоматической загрузки МЗ в ТТХ указанно как 13 – 15 минут, а вот для АЗ всего 4 – 5 минут. Но, основываясь на личной практике, хорошо подготовленный экипаж на танке загружает полный конвейер 28 выстрелами за 6,5 – 7 минут и при том без применения ключа для закрытия лотков – главное правильно уложить снаряд в передний полулоток. Как видите время загрузки в два раза быстрее, чем указанно в ТТХ. А вот 22 выстрела в транспортёр АЗ даже на тренажере САЗ-172 где места значительно больше чем в танке и за 5 минут загружали с огромным трудом. При этом безбожно нарушали меры техники безопасности и разбивали руки до крови.

И уж совсем не причина ненадёжности привела к установке АЗ на об. 172. Первопричина более проста – отсутствие смежников, готовых обеспечить достаточное количество гидравлических изделий для массового производства. Заметете, что на танках Т-80, план выпуска которых был намного меньше, чем Т-72, был сохранён МЗ.

Да и на заводе уже была изготовлена оснастка и налажены связи с поставщиками электрических узлов для АЗ. А отсюда вытекает и вторая, более субъективная причина – личные амбиции Нижнетагильского КБ и в первую очередь его руководства. Как же ведь мы втиснули в эту ненавистную нам машину свой, безусловно, более «надёжный» и но, увы, такой далёкий от совершенства автомат заряжания. Уж очень хотелось создать «свой» танк в пику харьковчанам и особенно Морозову.

Автомат заряжания (A3) является подсистемой танковой системы оружия и важным элементом компоновки боевого отделе­ния и танка в целом. A3 танков предназначен для заряжания пушки требуемым типом боеприпаса в заданный промежуток времени, определяемый продолжительностью цикла заряжания. При подго­товке прицельного выстрела цикл A3 является составной частью общего цикла СО и СУО с участием операторов (наводчика и/или командира).

На современных танках органы управления A3 устанавливаются на узлах СУО (например, клавиши назначения типа боеприпаса одно­временно вводят в танковый баллистический вычислитель соответствующую баллистику), системы управления интегрируются в единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС).

Оснащению танков A3 предшествовал этап механизации от­дельных операций, появление которого было следствием ограни­ченности возможностей заряжающего доставать из укладок, пере­мещать на казенную часть орудия и дослать в камору тяжелые, значительных габаритов боеприпасы. Для выполнения этих функ­ций, а также манипуляций с гильзой после выстрела, заряжающий должен иметь моторное поле (часть рабочего места оператора, в котором осуществляются его двигательные действия) значитель­ной величины. Из всех членов экипажа заряжающий занимает наи­больший объем и требует наибольшей высоты занимаемого про­странства, так как для выполнения тяжелой физической работы он должен работать стоя.

Высокий уровень физической нагрузки на заряжающего огра­ничивает скорострельность и количество выстрелов, заряжание которых может произвести человек в ограниченном промежутке времени. Для снижения негативного влияния этих факторов на тан­ке Т-10М для досылания снарядов калибра 122 мм и зарядов (вы­стрел в раздельно-гильзовом исполнении) был введен электромехани­ческий досылатель, управляемый заряжающим; на танке Т-62 был введен механизм улавливания и удаления из боевого отделения экстрактируемых гильз унитарного выстрела калибра 115 мм.

В настоящее время все отечественные танки (Т-72, Т-80, Т-90) выполнены с A3. Эти A3 разрабатывались в конце 60-х - начале 70-х годов XX века, когда СУО с оптическим дальномером имели довольно значительную продолжительность цикла подготовки при­цельного выстрела и продолжительность цикла заряжания этих A3 его не лимитировала. Автоматы заряжания на этих танках стали определяющим компоновочным элементом боевого отделения и тан­ка в целом, обеспечив увеличение плотности компоновки и снижение высоты (за счет исключения заряжающего, работающего стоя), увеличение количества боеприпасов во вращающейся части боево­го отделения, увеличение числа выстрелов, которые могут быть произведены с максимальной скорострельностью без потери цели из поля зрения наводчика.



За рубежом танк с A3 серийно начал выпускаться только во Франции (танк «Леклерк», 1993). Для танкопроизводящих стран оснащение танков автоматами заряжания является значительным резервом повышения характеристик их СО и танков в целом, при­чем эти A3 разрабатываются в соответствии с современным уровнем требований и современным уровнем технологий.

На рис. 6.10 показан общий вид автомата заряжания танка Т-90. Боеукладка A3 - вращающийся транспортер с автоматизированным боекомплектом в количестве 22 выстрелов раздельно-гильзового заряжания калибра 125 мм, размещен в нижней части боевого от­деления.

Вращающийся транспортер через двухрядный опорный под­шипник 2 установлен на днище танка соосно с погоном башни подшипником диаметром примерно 2000 мм. Приводом стабилиза­ции по горизонту обеспечивается круговое вращение башни и свя­занного с ней через свой привод вращения вращающегося транс­портера. Радиально во вращающемся транспортере установлены 22 кассеты 1, в каждой из которых размещается снаряд (внизу) и заряд (над снарядом); в каждой кассете может быть размещен и зафикси­рован любой из четырех типов применяемых снарядов: БПС, ОФС, КМ и управляемый.

Вращающийся транспортер снабжен электромеханическим при­водом, обеспечивающим поворот боеукладки относительно башни с установленной в ней пушкой; в режиме заряжания поворот вра­щающегося транспортера после его расстопорения производится до положения вывода в плоскость, проходящую через ось орудия, кассеты со снарядом требуемого типа. В этом положении вращаю­щийся транспортер стопорится на башню, а кассета останавливается под механизмом подъема 3.

Рис 6.10. Общий вид автомата заряжания танка Т-90

1 - кассета, 2 - опорный по1шипник, 3 - механизм подъема, 4 - механизм

досылания. 5 - люк для удаления поддона. 6 - пушка, 7 - стопор пушки на

угле заряжания, 8 – механизм улавливания поддона, 9 - рамка механизма

улавливания 10 - привод механизма улавливания.

Одновременно с расстопориванием вращающегося транспортера начинается приведение пушки (приводом вертикального наведения стабилизатора) к углу заряжания и фиксация качающейся части 6 на башне электромеханическим стопором 7. Приведение пушки на угол заряжания совмещено во времени с вращением транспортера до подачи кассеты со снарядом требуемого типа в плоскость подъ­ема на линию досылания. На ограждении пушки шарнирно уста­новлена рамка 9, на которой смонтирован механизм улавливания 8 поддона (после выстрела и экстракции) и его выброса из боевого отделения через люк 5 в крыше башни. С некоторым смещением во времени после начала подъема рамки механизма улавливания и удаления поддонов его электромеханическим приводом 10 начи­нается подъем кассеты механизмом подъема до положения вывода снаряда на линию досылания. После фиксации кассеты механизмом подъема и отстопорения снаряда от кассеты, производится досыла­ние снаряда со средней скоростью примерно 2 м/с. Далее следует возврат цепи досылателя, открывание люка 5 и удаление поддона. После окончания возврата цепи досылателя механизм подъема 3 опускает кассету, выводя заряд на линию досылания. Досылание заряда и закрывание люка также совмещены во времени. В конце хода досылания заряда (скорость примерно 2 м/с) гильза смещает экстракторы, удерживающие клин в открытом положении, после чего начинается закрывание затвора и возврат цепи досылателя. После возврата цепи досылателя в исходное положение появляется воз­можность опускания кассеты во вращающийся транспортер, что и производится механизмом подъема. Опускание кассеты из поло­жения досылания заряда, позволяет начать опускание рамки меха­низма улавливания поддона и только после полного завершения этих двух перемещений появляется возможность расстопорить пушку и привести ее стабилизатором к углу стрельбы.

Далее оператор уточняет наводку, пушка попадает в зону, оп­ределяемую контактами разрешения выстрела, и производится вы­стрел. В начале наката производится открывание клина, экстракция поддона и его фиксация в механизме улавливания, о чем подается сигнал в систему управления. Если поддон не зафиксирован в ме­ханизме улавливания (электрический сигнал с контакта механизма улавливания не поступил в систему управления), цикл заряжания прерывается и в информационном поле наводчика загорается транспарант: «Вставь поддон» Наводчик должен взять упавший напол боевого отделения поддон и вручную вставить его в механизм улавливания до положения надежной фиксации, о чем будет свиде­тельствовать потухание аварийного сигнала. Неулавливание под­дона является наиболее частым отказом A3.

На рис 6.11 приведена циклограмма работы A3 и производства выстрела танка Т-90.

Рис 6.11 Циклограмма автомата заряжания и производства выстрела танка Т-90.

I - в корме качающейся башни; II - в корме обычной башни-III - в нижней части боевого отделения.

Как видно из приведенных циклограмм, переход от схемы III к схеме II приводит к снижению продолжительности цикла заря­жания на 3,2 с, а реализация схемы АЗ по схеме I сопровождается уменьшением продолжительности цикла на 0,3 с. Однако недостат­ками качающейся башни являются:

изменение уравновешенности качающейся части по мере ис­пользования боекомплекта;

необходимость увеличения массы для обеспечения защиты качающейся части;

уменьшение плотности компоновки ввиду увеличения обме­таемого качающейся частью пространства.

Общие направления снижения продолжительности цикла АЗ включают повышение скорости движения боеприпаса во всех опе­рациях цикла и реверса исполнительных механизмов; сокращение пути перемещения боеприпаса от его положения в боеукладке до каморы орудия; совмещение операций во времени.

В А3 отечественных танков скорость досылания не превосходит 2 м/с, на корабельных автоматических артиллерийских установках такого же калибра достигает 12 м/с.

Уменьшение пути перемещения боеприпаса достигается воз­можностью вращения боеукладки в обе стороны и порядком рас­кладки боеприпасов по типам (если имеется дополнительная информация по номенклатуре предполагаемых целей) чередовани­ем или группами. Очевидно, чем меньше габариты (калибр), чем меньше типов боеприпасов, чем меньше величина автоматизиро­ванного боекомплекта, тем меньше продолжительность цикла за­ряжания.

Учебные вопросы:

1. Назначение, характеристика, состав автомата заряжания танка, размещение узлов в машине.

2. Назначение, устройство механизмов, узлов и приборов АЗ.

3. Органы управления АЗ. Порядок подготовки АЗ к работе. Режимы работы автомата заряжания.

4. Меры безопасности при работе с АЗ.

5. Техническое обслуживание автомата заряжания танка.

Учебный вопрос №1: «Назначение, характеристика, состав автомата заряжания танка, размещение узлов в машине».

Автомат заряжания (АЗ) - электромеханический комплекс, предназначенный для автоматического заряжания пушки.

Характеристика:

Тип................................................... электромеханический с постоянным углом заряжания;

Ёмкость транспортёра........................................................................................... 22 выстрела;

Скорость вращения транспортёра..................................................................... до 70 град/сек;

Продолжительность заряжания одного выстрела...................................................... до 8 сек.;

Продолжительность заряжания в ручную.................................................... 1 - 2 выстр./мин.;

Досылка выстрелов.................................................................................................. раздельная;

АЗ включает основные узлы:

1. Вращающийся транспортёр (ВТ);

2. Механизм подъёма кассет (МПК);

3. Механизм удаления поддона (МУП);

4. Досылатель (Д);

5. Электромашинный стопор пушки (СП);

6. Запоминающее устройство (ЗУ);

7. Пульт управления (ПУ);

8. Пульт загрузки (ПЗ);

9. Индикатор количества выстрелов;

10. Электромонтажный комплект;

Учебный вопрос №2: «Назначение, устройство механизмов, узлов и приборов АЗ».

(1). Вращающийся транспортёр - служит для размещения выстрелов и подачи их к окну выдачи. Он установлен на днище корпуса.

1- каркас;

2- электромеханический привод;

3- настил;

4- механизм закрывания окна выдачи со створками;

5- кассеты;

6- рукоятка ручного привода к стопору;

7- ручной привод;

▪ Каркас служит для размещения 22 кассет.

▪ Электромеханический привод служит для вращения ВТ, он размещён на настиле транспортёра.

▪ Настил закрывает транспортёр и служит полом боевого отделения.

▪ Механизм закрывания окна выдачи кассет предназначен для предохранения транспортёра от попадания в него посторонних предметов. Он размещён над транспортёром и состоит из створок с пружинами.

▪ Кассета служит для размещения выстрела любого типа и состоит из сваренных между собой двух труб. Заряд размещается в верхней трубе. Снаряд размещается в нижней трубе.


▪ Ручной стопор ВТ предназначен для стопорения транспортёра относительно башни при повороте его на 1/22 часть окружности (на один шаг), что соответствует положению кассеты в окне выдачи.

▪ Ручной привод ВТ предназначен для проворачивания транспортёра вручную.

Для работы ручным приводом ВТ необходимо:

Расстопорить ВТ, повернув вверх рукоятку ручного привода стопора (правая).

Повернуть транспортёр рукоаткой ручного привода (левая), совершая ею движения вверх-вниз.

При повороте ВТ до требуемого положения отпустить рукоятку привода стопора и довернуть ВТ рукояткой ручного привода до его застопоривания.

(2). Механизм подъёма кассет - служит для вывода кассет на линию досылания или загрузки и последующего их возврата в исходное положение. МПК крепится к двум кронштейнам, приваренным к кормовой части башни.

Ручной привод МПК размещён на правой стороне кронштейна МПК (ком. танка).

(3). Механизм удаления поддона (МУП) - предназначен для улавливания зкстрактированного поддона и удаления его из танка.

(4). Досылатель - предназначен для досылания элементов выстрела в камору пушки. Он установлен на донном листе в кормовой части башни.

(5). Электромашинный стопор пушки (СП) - предназначен для надёжного удержания пушки на угле заряжания. Он крепится на кронштейне в передней части крыши башни с правой стороны от пушки.

(6). Запоминающее устройство (ЗУ) - обеспечивает:

Информацию о состоянии загрузки кассет вращающегося транспортёра;

Электрическую сигнализацию о подходе к окну выдачи кассеты с выбранным типом выстрела (либо пустой кассеты);

Отметку типа выстрела при загрузке;

Отметку пустой кассеты при заряжании или разгрузке;

Он установлен на редукторе привода ВТ слева от командира танка.

Учебный вопрос №3: «Органы управления АЗ. Порядок подготовки АЗ к работе. Режимы работы АЗ».

(1). Пульт управления (ПУ) - предназначен для управления автоматом заряжания. Он размещён на лицевой панели прицела-дальномера.

На пульте размещены:

● переключатель (1) типов выстрелов и режима загрузки;

● сигнальная лампа (2) «РУЧ.» с зелёным светофильтром, оповещающая о включении режима ручной работы;

● сигнальная лампа (3) «ПОДДОН» с красным светофильтром, оповещающая о наличии поддона в улавливателе;

● выключатель (4) «АВТ. - РУЧ.» для включения АЗ в заданном режиме;

● пробка (5) регулировочного потенциометра индикатора количества выстрелов;

(2). Пульт загрузки (ПЗ) - предназначен для управления АЗ в режимах загрузки - разгрузки и ручного заряжания. Он установлен справа в башне.

На пульте размещены:

◘ кнопка (1) «РАЗГРУЖЕНО» - для ввода информации в (ЗУ) о разгруженной кассете;

◘ выключатель (10) «АВТ. - РУЧ. РАЗГР.» - для включения режимов автоматической работы АЗ, загрузки - разгрузки и блокировки стабилизатора;

◘ сигнальная лампа (3) с зелённым светофильтром, оповещающая о включении режима ручной работы;

◘ кнопка (4) «СТОПОР» - для для снятия пушки с электромашинного стопора;

◘ переключатель (6) «ПОДДОН АВТ. - РУЧ.» - для включения режимов автоматического или ручного удаления поддона;

◘ переключатель (5) «РАМКА ВЫБРОС - ИСХОД» - для выброса поддона и опускания рамки в режиме ручного заряжания;

◘ переключатель (8) «ДОС. В - Н» - для включения электродвигателя досылателя вперёд и назад;

◘ сигнальная лампа (9) «СТОП ВТ» , сигнализирующая о подходе кассеты с заданным типом выстрела к окну выдачи кассет при ручном заряжании;

◘ сигнальная лампа (2) «ГОТОВ АЗ», оповещающая о готовности автомата заряжания к работе;

(3). Индикатор количества выстрелов - предназначен для определения количества выстрелов каждого типа, загруженных во вращающийся транспортёр, а также количества пустых кассет в ВТ.

Количество выстрелов определяется установкой в соответствующее положение переключателя типов выстрелов на ПУ, а пустых кассет - в положение «ЗАГР.».

Порядок подготовки АЗ к работе:

Перед началом работы с АЗ в любом режиме, в том числе и при прверке его работы, необходимо выполнить следующие операции:

Автоматы защиты сети (АЗР) - включены;

= «АЗ - УПР» на правом щитке, «ЭЛ. СПУСК» на левом щитке выключены;

Переключатель типов на ПУ - в положении ВЫКЛ.;

Выключатель «АВТ. - РУЧ.» на ПУ - в положении «АВТ.»;

Выключатель «АВТ. - РУЧ, РАЗГР.» на ПЗ - в положении «АВТ.»;

Выключатель «ПОДДОН» на ПЗ - в положении «АВТ.»;

Внешним осмотром из боевого отделения и со стороны отделения управления проверить, нет ли посторонних предметов на днище под вращающимся транспортёром, препятствующих его вращению.

Включить выключатель батарей;

Режимы работы АЗ:

1). Режим автоматического заряжания пушки;

2). Аварийный режим:

а) - ручное заряжание пушки из вращающегося транспортёра;

б) - ручное заряжание пушки из немеханизированной укладки;

Учебный вопрос №4: «Меры безопасности при работе с автоматом заряжания (АЗ)».

При работе с АЗ запрещается:

◊- включать автомат защиты сети «АЗ - УПР» на правом щитке при напряжении бортовой сети ниже 22В ;

◊- оставлять открытым клин затвора пушки после окончания работы с АЗ;

◊- оставлять включённым «АЗ - УПР» на правом щитке, при отсутствии экипажа в боевом отделении;

◊- устранять неисправности АЗ при включённых АЗР «ЭЛ. СПУСК» и «АЗ - УПР», а также при включённом стабилизаторе вооружения;

◊- переключать органы управления при работе АЗ в процессе цикла;

◊- в случае автоматического отключения АЗР «ЭЛ. СПУСК» на левом и «АЗ - УПР» на правом распределительных щитках автоматическая работа с АЗ запрещается . В случае необходимости ведения стрельбы рекомендуется перейти на режим ручного заряжания.

Учебный вопрос №5: «Техническое обслуживание АЗ».

При контрольном осмотре (КО):

Проверить положение АЗР на левом и правом распределительных щитках башни: все АЗР должны быть в положении ВКЛ., кроме «ЭЛ. СПУСК» на левом щитке, «АЗР ЛЮК» и «АЗ - УПР» на правом щитке;

Проверить, нет ли постороних предметов, препятствующих вращению ВТ;

Проверить работоспособность АЗ;

При техническом обслуживании №1 (ТО №1):

Провести КО;

Осмотреть и очистить в доступных местах днище под ВТ;

При техническом обслуживании №2 (ТО №2):

Провести КО и ТО №1:

Проверить шплинтовку болтов крепления узлов АЗ;

=====================================================================

Операционные карты:

«Подготовка АЗ к работе»