Социальная сфера: характеристика и развитие. Социальная сфера общества: структура, особенности, функции

Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

    экономическую (производительные силы, производственные отношения)

    политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

    духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д.

Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства люди вступают в разнообразные отношения друг с другом - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

    производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

    производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Cовременный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

    политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

    политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

    политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

    политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

    религия- форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

    мораль- система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

    искусство- художественное освоение мира;

    наука- система знаний о закономерностях существования и развития мира;

    право- совокупность норм, поддерживаемых государством;

    образование- целенаправленный процесс воспитания и обучения.

6.Диалектика общества и природы. Глобальные проблемы.

Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся, объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.

Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к "производящей" экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии.

Основные глобальные проблемы современности: экологическая,демографическая, проблема войны и мира.

Одной из основных подсистем общества является социальная сфера. В этой статье мы познакомимся с характеристикой социальной сферы жизни общества, узнаем о её составляющих аспектах и существующих проблемах.

Элементы социальной структуры

Понятие «социальная подсистема» имеет несколько значений:

  • это всевозможные отношения между субъектами общества;
  • пенсионное обеспечение, социальная защита части населения.

Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что социальная сфера общества охватывает всю жизнь человека, начиная от условий быта, работы, здоровья, досуга, заканчивая национальными и социально-классовыми отношениями.

Элементами структуры являются:

  • Территория ;

Каждая общность людей проживает на определённой территории (город, посёлок, страна).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Демографическая составляющая ;

К ней относится уровень рождаемости, смертности, процентное соотношение полов, половозрастной состав, учёт численности населения.

  • Этническая ;

Древними формами считаются род, племя, переходящие в народность и нацию. В современном мире особой общностью является народ.

  • Профессионально-образовательная ;

Различие между людьми по уровню образованности (среднее, высшее) и социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд).

  • Классовая ;

Неравенство доходов, уровня жизни, разделение труда порождают появление классов общества. В современности понятие «класс» заменено на «социальные группы».

В древние и средневековые времена существовали касты и сословия. Примером неравенства между разделением привилегий являются дворянство и крестьяне. В Индии каста «неприкасаемых» не могла стать полноправной частью общины.

  • Семейно-брачная;

Одним из институтов социальной сферы является семья, которая основывается на браке, общей бытовой жизни, взаимопомощи, ответственности.

  • Экономическая ;

Основывается и регулируется степенью доходов членов общества.

Проблемы и функции социальной сферы

Главной проблемой общества во все времена считается неравенство доходов. С развитием общества появились два пути решения данной задачи:

  • предоставление равных возможностей каждому субъекту для обустройства своей жизни;
  • предоставление определённых благ для создания достойной жизни (успех зависит от личных стараний и усилий).

Немаловажной проблемой в последние годы стало равноправие мужчин и женщин. Однако, двойная нагрузка на женщин (работа и дом) оборачивается для общества ослаблением семейного уклада (сокращение рождаемости, отсутствие должного контроля родителями за поведением детей).

Основной функцией подсистемы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности субъектов. Являясь самостоятельной сферой, социальная подсистема пребывает во взаимодействии с экономической, политической и духовной сферами. В совокупности все вышеперечисленные подсистемы существуют, как среда для развития и воспроизводства общества.

Помимо этого функциями социальной сферы являются :

  • регулирование распределения, потребления и обмена производимого совместного блага или продукта;
  • обеспечение взаимодействия между социальными институтами;
  • предоставление субъекту минимально необходимых потребностей;
  • формирование и развитие творческих качеств;
  • охрана безопасности, оказание помощи, поддержка нетрудоспособных слоёв населения, социальное обслуживание.

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 153.

Развитие любого общества напрямую зависит от деятельности его членов в любой из сфер – экономической, социальной, культурной, духовной, бытовой, научной, политической, производственной или других. В зависимости от того, к какой отрасли принадлежат люди, они состоят во взаимоотношениях друг с другом, находясь в рамках своего социального пространства.

В результате этого взаимодействия образуется социальная сфера общества. В прошлом каждый ее слой отгораживался от других своими традициями, правилами или правами. Например, попасть в знатные слои общества ранее можно было только по праву рождения.

Социальная система

Каждое общество развивается по системам, свойственным непосредственно ему. Оно состоит не только из социальных субъектов, но и вмещает все формы человеческой жизнедеятельности. Общество – очень сложная организация, включающая в себя многочисленные подсистемы, которые в совокупности представляют сферы социальной деятельности его членов.

Когда между его субъектами налаживаются устойчивые отношения, формируется общественная жизнь, включающая в себя:

  • многочисленные виды человеческой деятельности (религиозную, образовательную, политическую и другие);
  • социальные институты, например, партии, школы, церкви, семьи и т.д.;
  • различного направления связи между людьми, например, в экономической, политической или других сферах;

Современный человек может находиться в разных социальных областях одновременно и соприкасаться с другими людьми какими-либо сторонами жизни.

Например, официант (низкая социальная ступень) в дорогом ресторане связан с представителями знатной элиты, обслуживая их за столом.

Сферы общественной жизни

Видов человеческой деятельности много, но всех их можно условно поделить на 4 основные категории:

  • социальная сфера касается взаимоотношений различных слоев общества;
  • экономическая – имеет отношение к действиям, связанным с материальными благами ;
  • политической сфере присущи движения различных классов в рамках их гражданских прав и предпочтений;
  • духовная складывается из отношений людей к различным видам материальных, интеллектуальных, религиозных и моральных ценностей.

Каждая из этих категорий подразделяется на свои сферы, в каждой из которой происходит человеческая деятельность, ограниченная ее рамками. В современном обществе нет резких границ между разными социальными областями, поэтому один и тот же индивидуум может находиться сразу в нескольких из них.

Например, во времена рабства или крепостного права эти грани существовали, и то, что мог господин, не позволялось смерду. Сегодня человек может работать в разных сферах, придерживаться определенных политических взглядов, выбирать религию и иметь противоречивое мнение о материальных благах.

Экономическая область общественной деятельности

Социально-экономическая сфера занимается производством, обменом, распределением и потреблением различных материальных благ. Человеческая деятельность при этом направлена на претворение в жизнь научно-технических достижений путем межпроизводственных отношений людей, обмена опытом и информацией и перераспределения ценностей.

Эта сфера является пространством, в рамках которого формируется хозяйственная жизнь общества, основанная на взаимодействии всех отраслей как внутренней, так и международной экономики. В этой области реализуются как материальная заинтересованность индивидуума в результатах своего труда, так и его творческие способности под руководством институтов управления.

Без этой сферы невозможно развитие ни одной страны. Как только экономика приходит в упадок, тот час начинают разрушаться другие области общественной жизни.

Политическая сфера

В любом обществе, на какой бы ступени развития оно не находилось, происходят политические противостояния. Они являются результатом того, что различные партии, социальные группы и национальные общности стремятся занять главенствующую ступень на политической лестнице.

Каждый индивидуум в отдельности стремится оказать влияние на процессы, которые происходят в стране. Чтобы это можно было осуществить, они объединяются в партии, соответствующие их гражданской позиции и воплощают свою политическую волю.

Эта сфера общественной жизни играет важную роль в формировании здоровой конкуренции между различными партиями, и тем самым влияет на демократическое развитие стран, где люди открыто высказывают свое мнение.

Область духовной деятельности

Духовная сфера представляет собой отношение людей в обществе к тем ценностям, которые создаются, распространяются и усваиваются всеми его членами. К ним относятся не только материальные объекты (живопись, скульптура, архитектура, литература), но и интеллектуальные (музыка, достижения науки, человеческие знания и моральные нормы).

Духовная сфера сопровождала человека на всем пути развития цивилизаций и проявлялась в искусстве, воспитании, религиях и многом другом.

Человек в структуре общества

Социальная сфера – это область взаимоотношения людей, входящих в различные классовые и национальные группы. Их целостность определяется демографическими (старики, молодежь), профессиональными (врачи, юристы, учителя и т. д.) и другими признаками, чье социальное обеспечение должно соблюдаться с учетом прав всех членов общества.

Основным направлением в этой сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения, какое бы классовое разделение ни существовало в стране.

В зависимости от того, насколько удовлетворены потребности каждого индивидуума в отдельности, а также семей, нацменьшинств, религиозных и рабочих коллективов, можно судить о благосостоянии общества в целом.

Основные статьи расходов в социальной сфере

Бюджет любой страны состоит из множества статей, регламентирующих куда направляются и как распределяются деньги налогоплательщиков, но только в высокоразвитых обществах большая часть этих средств идет на социальные программы.

Основные статьи расходов, которые должны быть заложены в бюджете, это:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • культура;
  • жилищно-коммунальные объекты;
  • социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.

С появлением первых общин, а в дальнейшем государств, образовались примитивные системы по защите и поддержки бедных слоев населения.

Например, в некоторых странах древности было принято отдавать часть урожая или произведенных товаров в общую казну. Эти средства распределялись между бедняками в трудные времена, например, в неурожайные годы или во время войны.

Социальные модели стран мира

В зависимости от того, насколько государство имеет или не имеет влияние на процессы распределения благ во всех слоях общества, оно разделяется на несколько моделей:

  1. Патерналистская система, при которой население полностью зависит от государства и подчиняется его воле. Социальная сфера жизни людей в такой стране может быть крайне низкой (Куба, Россия, Северная Корея и другие), а люди воспринимаются как «винтики» в системе, которые можно наказывать, уничтожать, поощрять. В этой модели общества население полностью перекладывает ответственность за свою жизнь на правительство.
  2. Шведская модель считается одной из самых прогрессивных в мире, так как экономика в ней на 95% строится на частном капитале, но социальная сфера полностью контролируется государством, которое распределяет большую часть бюджета в здравоохранение, образование и социальные программы. В Швеции бесплатные не только школы и высшие учебные учреждения, но и медицина для детей и молодежи до 21 года. Поэтому в этой стране одни из самых высоких налогов в мире (60%) и лучшее качество жизни.
  3. Социально настроенные модели характеризует достаточно большое влияние государства на поддержку и регулирование социальных программ. В таких странах создают особые условия для ведения малого и среднего бизнеса, вводятся налоговые льготы для предпринимателей, так как основным направлением развития подобной модели является поощрение людей брать инициативу по улучшению качества жизни в свои руки. Ярким примером подобных обществ являются Германия, Австрия, Франция, Италия, Испания и Португалия.

Развитие социальной сферы в любой из этих моделей напрямую зависи строя и состояния экономики, которые существуют в стране.

Сфера культуры

В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно в целом судить о благосостоянии ее граждан. Именно в этой области находятся все важные для качественной жизнедеятельности людей отрасли:

  • здравоохранение – количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием и его качество;
  • культура – посещение объектов с предметами достояния народа должен быть доступно всем слоям населения. Так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;
  • образование – доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;
  • спорт и физическое воспитание – это область культуры, главной задачей которой является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения;
  • социальное обеспечение – это программы, направленные на помощь малоимущим людям или многодетным семьям.

Если во внутренней политике государства, как культурная, так и социальная сфера занимают ведущее место, то его население процветает.

Цель социальной деятельности

Управление социальной сферой осуществляется институтами власти и находящимися в их ведомствах учреждениями. Объекты, производящие контроль по организации и выполнению программ, необходимых для улучшения качества жизни членов общества, делятся на региональные, областные или местные.

Цель социальной деятельности этих учреждений:

  • охрана здоровья и жизни людей;
  • обеспечение их жильем;
  • равные права для всех на образование и работу;
  • обеспечение после выхода человека на пенсию;
  • право на самовыражение и творческое развитие.

Экономика социальной сферы напрямую зависит от того, как осуществляется распределение товаров и услуг различными органами управления. В развитых странах этим занимается государство, прослеживая уровень жизни всех слоев населения.

Назначение социальной деятельности

Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:

  • в развитии человеческих ресурсов ;
  • обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;
  • социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.

Особое внимание и поддержка должна уделяться тем органам власти и организациям, которые занимаются распределением социальных благ в обществе.

Социальная сфера общества может рассматриваться в двух аспектах .

Во-первых, социальная сфера общества – это сфера, где удовлетворяются социальные потребности человека в жилье, пище, одежде, образовании, поддержании здоровья (медицинском обслуживании), пенсионном обеспечении, в защите от опасных для жизни явлений природы. Благосостояние общества и личности тесно связано с уровнем и качеством развития социальной сферы общества. Политика современного российского государства направлена на развитие социальной сферы общества через разработку специальных социальных программ, национальных проектов: «Образование», «Доступное жилье», «Здравоохранение».

Во-вторых, социальная сфера общества связана с выделением различных социальных общностей и их взаимосвязей. На этом втором аспекте остановимся подробнее. В учебной литературе он зачастую рассматривается в рамках темы «Социальная структура общества».

Социальная общность – это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися, устойчивыми связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. В основе социальных общностей лежит объективная (экономическая, территориальная и др.) связь между ее членами, сложившаяся в их реальной жизни. Вместе с тем, основой социальной общности могут быть и факторы духовного порядка: общий язык, традиции, ценностные ориентации и т.д. Для социальной общности характерна также ее качественная целостность, позволяющая отличать данную общность от других объединений людей. И наконец, социальная общность выражается в общности исторических судеб людей, общих тенденций, перспектив их развития.

Различные по характеру, масштабу, общественной роли и т.д. социальные общности входят в состав социальной структуры общества. Социальная структура общества – это исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого. Принято считать основными элементами социальной структуры общества:

Индивидов с их статусом и социальными ролями (функциями);

Социально-этнические общности (род, племя, народность, нацию);

Народ как социальную общность;

Классы как социальные общности, а также такие большие социальные общности как касты, сословия;

Малые социальные группы (трудовые и учебные коллективы, воинские подразделения, семья и др.).

Первой, специфически человеческой формой общности, был род – кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов, традиций.

Объединение двух и более родов составляло племя . Как и род, племя является этнической общностью, так как в основе его продолжают находиться кровнородственные связи.

Распад родоплеменных связей и обособление кровнородственных ведет к образованию новой общности – народности. Это уже не сугубо этническая, а социально-этническая общность, в основе которой не кровнородственные, а территориальные, соседские связи. Народность – это исторически сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей. Она является относительно неустойчивой общностью. По сравнению с племенем здесь налицо новый уровень хозяйственных связей, но вместе с тем нет еще той целостности и глубины экономической жизни, которая возникает у нации.

Нации характерны для периода развертывания капитализма и формирования товарно-денежных рыночных отношений. Нация – это исторически сложившаяся устойчивая форма объединения людей, имеющих общность территории, экономики, языка, культуры и психологического склада. В отличие от народности нация – более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубокие экономические связи. Но условием формирования нации стали не только объективные (природно-территориальные, экономические) факторы, но и субъективные – язык, традиции, ценности, общность психологического склада. К числу скрепляющих нацию факторов можно отнести сложившиеся этнические особенности трудовой деятельности, одежды, пищи, общения, жизненного и семейного уклада и т.д. Общее историческое прошлое, своеобразие экономики, культуры, быта, традиций формируют национальный характер. В истории мы наблюдаем многообразие наций и каждая обладает своим уникальным ароматом, вносит свой вклад в развитие мировой цивилизации и культуры.

Важнейшей характеристикой нации является национальное самосознание. Национальное самосознание – это осознание духовного единства своего народа, общности исторической судьбы, социально-государственной общности, это приверженность к национальным ценностям – языку, традициям, обычаям, вере, это патриотизм. Национальное самосознание обладает огромной регулятивной и жизнеутверждающей силой, оно способствует сплочению людей, сохранению социокультурной идентичности, противодействует факторам, ее разрушающим.

Здоровое национальное сознание следует отличать от национализма. Основу национализма составляют идея национального превосходства и национальной исключительности. Национализм – это форма проявления национального эгоизма, ведущего к возвеличиванию собственной нации над всеми другими, основанному не на действительных преимуществах и успехах нации, а на тщеславии, чванстве, самомнении, слепоте по отношению к собственным недостаткам. Есть простая истина: чем выше национальное самосознание народа, чем сильнее чувство национального достоинства, с тем большим уважением и любовью он относится к другим народам. Любой народ становится духовно богаче и краше, когда он уважает другой народ.

Понятие «народ» употребляется в литературе в разных смыслах. Им может обозначаться население той или иной страны (например, народ Франции, России и т.д.). В этом случае – это не просто внешнее обозначение всего населения общества, а качественно определенная социальная реальность, сложный социальный организм. Этот смысл сближает понятия народа и нации.

Как социальная общность народ – это объединение людей, прежде всего занятых в общественном производстве, осуществляющих решающих вклад в общественный прогресс, имеющих общность духовных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика. Таким образом, не только объективные факторы (совместная трудовая деятельность и общий вклад в осуществление прогрессивных преобразований в обществе), но и субъективно-сознательные, духовные факторы (традиции, нравственные ценности) интегрируют такую социальную общность как народ.

Единство сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок, присущее народу, его представителям, находит воплощение в менталитете. Менталитет обеспечивает традиционность жизни и деятельности членов социальной общности, формирует у них чувство солидарности, лежит в основе различения «мы – они». В качестве характерных черт русского народа, представляющих его менталитет, в литературе указываются: соборность, общинность (коллективизм), патриотизм, стремление к социальной справедливости, приоритет служения общему делу перед личными интересами, духовность, «всечеловечность», государственность и др.

Классы – это большие социальные общности, которые стали формироваться в период разложения родового строя. Заслуга открытия классов принадлежит французским историкам 19в. Ф.Гизо, О.Тьерри, Ф.Минье. Детально роль классов и классовой борьбы в истории развития общества проанализирована в марксистской философии.

Развернутое определение класса дано В.И.Лениным в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которым они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Для марксистской трактовки класса характерно понимание материального производства как важнейшего объективного фактора конституирования классов. При выделении класса как социальной общности акцент делается на специфической роли классов в общественной организации труда, а не просто на их трудовой деятельности как таковой. Вместе с тем классовую общность, как и всякую другую социальную общность, можно и нужно рассматривать не только в плане объективно-экономических, но и в плане сознательно-духовных характеристик. Это означает, что к признакам классов можно отнести определенные социально-психологические черты, установки, ценностные ориентации, предпочтения, образ жизни и т.д., характерные для данной группы людей. Многими авторами классовое самосознание рассматривается как особая характеристика класса, предполагающая превращение «класса в себе» в «класс для себя».

В современной литературе, помимо марксистской, существуют и иные трактовки классов и классовой дифференциации общества, отражающие реальность ХХ – ХХI вв. (Р.Дарендорфа, Э.Гидденса и др.). Так, М.Веберу принадлежит классово-статусная модель социальной дифференциации общества. Под классами Вебер понимает группы, имеющие доступ к рынку и предлагающие на нем те или иные услуги (собственники, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция, «беловоротничковые» служащие). Наряду с классами Вебер выделяет статусные группы , различающиеся образом жизни, престижем, а также партии , существование которых основано на распределении власти.

В настоящее время многими западными и российскими философами в социальной структуре экономически развитых стран выделяются три больших социальных группы: высший (правящий) класс , куда входят собственники основных средств производства и капитала, класс производственных и непроизводственных работников , объединяющий лиц наемного труда, не имеющих собственности на средства производства и занятых преимущественно исполнительским трудом в различных сферах материального и нематериального производства, средний класс, к числу которого относятся мелкие предприниматели, подавляющая часть интеллигенции и средняя группа служащих.

Историческое развитие общества свидетельствует, что тенденцией развития социальной структуры общества является ее постоянное усложнение, возникновение новых общностей в зависимости от уровня технико-технологического базиса и типа цивилизации. В современной философской и социологической литературе при анализе социальных общностей широко используются такие понятия как «маргинальная группа», «элитарный слой» и др.

Большой вклад в изучение социальной структуры общества внес русский философ и социолог П.А.Сорокин (1889-1968), родоначальник теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация – понятие, обозначающее существование в обществе социального неравенства, иерархии, разделение его на страты (слои ), выделяемые на основании какого-либо одного или ряда признаков. Большинство современных исследователей придерживается концепции «многоизмеримой стратификации», по которой слои выделяются на основе многих критериев (род занятий или профессия, доход, образование, уровень культуры, тип жилища, район проживания и др.).

П.А.Сорокин детально проанализировал три основные формы стратификации : экономическую, политическую, социальную (профессиональную) и в каждой из них выделил по несколько страт, показал взаимопереплетение трех основных форм. Под социальной мобильностью Сорокин понимал любой переход индивида из одной социальной позиции в другую. Выделил два основных типа социальной мобильности : горизонтальную и вертикальную. Под горизонтальной мобильностью подразумевался переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне (напр., перемещение индивида с сохранением своего профессионального статуса с одного предприятия на другое). Вертикальная мобильность связана с перемещением индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направленности перемещения существует два вида вертикальной мобильности: восходящая – движение из нижнего пласта в более высокий, т.е. социальный подъем, и нисходящая – перемещение с более высокой социальной позиции на более низкую, т.е. социальный спуск.

Концепция социальной стратификации и социальной мобильности не устраняет, а дополняет концепцию классового подразделения общества. Она способна конкретизировать макроанализ структуры общества и более точно определять изменения, происходящие в обществе.

При анализе социальных общностей по количественному параметру выделяют большие социальные общности - макроуровень социальной структуры общества (расы, нации, касты, сословия, классы и др.) и микроуровень социальной структуры общества – это малые социальные группы, среди которых особое место занимает семья.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Юридической основой семьи служит оформление брачных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с существующими в обществе законами. Однако высшим нравственным законом для супружества является любовь. Важнейшей функцией семьи является продолжение рода и воспитание детей.

Семья – явление историческое, она видоизменялась в процессе развития общества (групповая, парная, моногамная). Брачно-семейные отношения испытывают на себе влияние не только социально-экономических, политических, правовых факторов, но и культурных (нравственных, эстетических ценностей и традиций). Нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, преобладает в нашу эпоху, отношения в ней характеризуются неформальностью межличностных отношений, ослаблением экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю семью и все большим весом морально-психологических уз.

В любом обществе помимо социальной структуры существует природная дифференциация людей, т.е. деление людей по природным критериям. Это деление на расы – исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах. Существует деление людей по половым признакам – на мужчин и женщин, по возрастным критериям – на детей, молодежь, людей зрелого возраста, стариков. Между социальной и природной дифференциацией людей существует связь, взаимодействие. Так, в любом обществе имеются люди преклонных лет, но в определенных общественных условиях эти люди образуют группу пенсионеров. Различия мужского и женского организмов сказываются в общественном разделении труда. Примеры можно продолжить, но все они будут свидетельствовать о том, что общество, его социальная структура, не отменяя природных дифференциаций, наделяет их определенными социальными качествами.

Социальная сфера, таким образом, представляет собой взаимосвязь различных макро- и микросоциальных общностей. Эта взаимосвязь проявляется во взаимопроникновении, взаимопереплетении социальных общностей: национальная общность может включать в себя народ, классы, один и тот же класс может состоять из представителей различных наций и т.д. Но взаимопроникая, общности сохраняются как качественно устойчивые социальные образования. Между общностями существуют многообразные типы, виды отношений (классовые, национальные и др.), которые также взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. И вся эта сложная совокупность социальных общностей, их отношений образует социальную сферу в ее целостности.

Общество — понятие довольно сложное, и определений ему можно дать несколько. В первом случае – это группа людей, которые объединены схожими интересами и совместной деятельностью. Также общество можно назвать частью материального мира, которая тесно связана с природой, но не являющаяся ее подвидом. Общество состоит из индивидов с их способами организации деятельности.

Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. Оно сложное, то есть состоит из большого количества элементов, компонентов. Чтобы изучить общество целиком, необходимо изучить каждый из его компонентов.

Существует четыре системы общества: экономическая, политическая, социальная и духовная. Эти сферы тесно взаимосвязаны, без одной из них не смогли бы существовать и другие.

Социальная сфера

Охватывает социальные общности и связь между ними. Эта сфера включает в себя и обеспечение качественного уровня жизни населения: выплата пенсий и пособий, бесплатное образование и медицинские услуги.

Основным предметом изучения данной сферы является человек как существо социальное. Ни один индивид не может существовать без общества, как и оно без него. За всю свою жизнь человек выполняет несколько социальных ролей и имеет определенный статус. Социальный статус человека определяется занимаемым человеком положении в обществе в соответствии со своим полом, возрастом, профессией, стилем жизни. Статус предполагает выполнение человеком определенных обязанностей.

Статус, предписанный человеку от рождения, называется врожденным: Такими являются пол, возраст, расовая принадлежность. Людям, рожденным в семье с хорошим материальным достатком, гораздо легче построить свою карьеру, чем более бедным. Но большее место занимают статусы приобретенные – те, которые получаются человеком в течение всей его жизни: образование, трудолюбие.

Статус определяет, что его носитель может и должен делать в конкретной ситуации, а что нет. Устанавливаются рамки для его деятельности.

Не менее важно и понятие престижа – некоей популярности, которой пользуется в обществе та или иная сфера деятельности. Чем дороже оплачивается профессия человека, тем она престижнее.

Социальной же ролью называется предписание соответствующему статусу поведения. Каждый человек имеет свой ролевой набор – совокупность выполняемых им ролей. Мальчик или девочка, сын или дочь, ученик или работник – все это является социальными ролями. Они могут меняться в течение жизни (ученик — студент — работник) или оставаться неизменными (сын — дочь).

Важным элементом социальной сферы является деление общества на группы — социальная стратификация. Основными ее видами считаются рабство (один человек собственность другого), касты (замкнутая группа людей, которые связаны происхождением; характерна для ряда стран Азии), сословия (замкнутая группа людей, положение в обществе в которой, определятся наличием определенных прав и обязанностей, переходящих по наследству) и сословия (замкнутая группа, положение в обществе в которой напрямую связано с отношением к частной собственности). Когда есть социальная стратификация, есть и неравенство – условия, при которых люди имеют неравный доступ к материальным благам.

В современном мире условно выделяют страты, определяющие положение человека. К ним относятся образование, доход, власть и престиж. Переход между стратами возможен, уровень социальной мобильности (горизонтальной и вертикальной) очень высокий. Особое влияние на мобильность оказывают социальные лифты, они позволяют перейти из одной страты в другую за максимально короткий период времени. Социальными лифтами являются армия, церковь, брак, семья, школа и многое другое.

Люди, вышедшие из одного общественного класса, но по какой-либо причине не примкнувшие к другому, называются маргиналами, то есть внеклассовыми индивидами. Они свободны от стереотипов и зависят только от себя, не утруждаются работой.

Социальный институт — это устойчивая форма организации совместной человеческой деятельности. Существует несколько основных институтов и их функции: семья (репродуктивная функция – воспроизводство рода), государство (обеспечение правопорядка и безопасности), образование (воспитательная функция, получение новых знаний, первичная социализация), религия (решение духовных проблем, поиск смысла жизни). Задачей социальных институтов является удовлетворение потребностей человека. Его первичными, то есть самыми необходимыми для успешной жизнедеятельности считают потребность в еде, питье, одежде, жилище, общении.

Социальные ценности абстрактны: жалость, взаимопомощь, доброта – их нельзя измерить или потрогать.

Социальные нормы регулируют поведение в обществе. К ним относятся правовые нормы, то есть нормы, установленные юридически (законы, нормативные акты), мораль (понятие о добре и зле), религиозные (Библия гласит: «не убей», «не укради») и технические (когда маленькому ребенку объясняют, что пальцы в розетку совать опасно).

Все люди так или иначе взаимодействуют между собой. При это они обязаны уважать мнения и интересы других, быть толерантными. При отсутствии этого качества начинаются конфликты, самой тяжелой и опасной формой которых являются конфликты межэтнические. Каждый этнос помимо определенной территории, языка, политики и экономики имеет свою национальную культуру. Культура каждого этноса уникальна, и нужно стараться сохранить ее для потомков. Каждая культура может быть выражена менталитетом – национальным характером.

Она регулирует взаимоотношения между властью и обществом. Данная система динамична: она не стоит на месте и постоянно развивается.

Политика охватывает не только власть правителя, но и его оппозицию и их связь с народом. Это политические взгляды и идеи; правовая культура и политические отношения, правовые и политические ценности и нормы. Кроме того, политическая сфера обладает коммуникацией – связывает между собой все слои общества.

Функции политики столь обширны, что охватывают все стороны человеческой жизни.

— Законотворчество – издание законов и регулирование их исполнения

— Формирование политического сознания людей и манипуляция массами – при помощи Средств Массовой Информации (СМИ): газет, журналов, теле и радиовещания

— Определение задач и путей развития и их реализация в массы

— Согласование интересов общества с интересами государства

Традиционная форма правления – монархия, власть при которой передается по наследству. Монархия бывает абсолютной, когда власть правителя ничем не ограничена, и ограниченная (конституционная и парламентская). При республиканской форме правления правитель выбирается на определенный срок, это может быть президент или парламент.

Политический режим указывает на способы организации власти в государстве. Самым «свободным» является демократический режим. Власть сосредоточена в руках народа, он ее источник. Демократия – это обязательное разделение властей (на законодательную, судебную и исполнительную), равенство всех граждан перед законом и всеобщее избирательное право. Решения принимаются большинством, о с учетом мнения меньшинства, а также политический плюрализм – свобода мнений и взглядов, большое количество партий, существование оппозиции.

Тоталитарный и унитарный режимы считаются недемократическими. Государство вмешивается в общественную жизнь (при авторитаризме только в экономику и политику, при тоталитаризме – включая личную жизнь), участие народа минимальное, существует единая идеология, иногда даже культ личности.

Большое влияние на политику оказывают Средства Массовой Информации: благодаря их деятельности меняется отношение граждан к власти государства, их выбор при голосовании. СМИ оказывают большое влияние на человека, регулируют его сознание. Многие даже называют СМИ «четвертой властью» — так велико их влияние.

Средства Массовой Информации осуществляют оценка информации и комментарии к ней, политическую социализацию (привлечение людей к политической сфере, повышение политической активности), представление интересов различных групп и общественных объединений.

СМИ редко сообщают о скучных заседаниях или маловажных законах. Чаще всего они несут людям сенсационные заявления, чрезвычайные происшествия и сообщения о ранее неизвестных явлениях. Такие новости привлекают среднестатистического читателя и повышают их политическую культуру, приобщают к ценностям политики.

Все мысли и чувства человека, связанные с его политическим участием, называются политическим сознанием. Политическое сознание, сформированное у каждого человека и отражающее то, что он запоминает в повседневной жизни, называется обыденным. Политические чувства, переживания, роль индивида в политике попадают под рассмотрение политической психологии. Политическая психология формируется на основе взаимодействия между гражданами и государством.

Целостный набор идей и представлений, которые служат основой для политических действий, называется идеология. В двадцатом веке преобладала коммунистическая идеология, когда на первое место вышли идеи Маркса о революционном насилии. Иосиф Сталин продолжил развитие этой идеологии и на свет появилась идея мировой революции. Руководство пролетариата, установление диктаторского режима, переустройство общества на принципах равенства и справедливости – вот основные идеи коммунизма.

Под ее регулирование попадают отношения между людьми, которые возникают в сфере товаров и услуг. Они включают в себя производство, потребление, обмена и распределение материальных благ.

Экономика понимается как наук, исследующая использование людьми имеющихся у них благ. Все ресурсы, которые люди используют в процессе своей деятельности, называют факторами производства. Основными факторами производства являются труд (деятельность людей по производству материальных благ), земля (все виды природных ресурсов), капитал (здания и сооружения, деньги), предпринимательство (способность правильно оценить и построить свое производство).

К сожалению, в современном мире существует проблема ограниченности ресурсов. Эта проблема связана с тем, что люди не в состоянии рационально использовать то, что им даровано. Желания человека безграничны, они давно превысили его первичные потребности. И чтобы удовлетворить большинство из них, необходим запас ресурсов гораздо больший, чем есть сейчас.

Экономическая система представлена тремя основными типами экономики: традиционной, командной и рыночной.

Традиционная экономическая система хоть и присуща доиндустриальному (традиционному) обществу, проявляется и в современном мире — у многих людей есть огороды, дачи – натуральное хозяйство.

Командная система полностью отрицает существование частной собственности, вся собственность является государственной. Каждое предприятие работает по определенному плану (сколько и какой продукции необходимо произвести за определенный промежуток времени), установленному властью.

Рыночная экономика играет в экономической сфере самую важную роль. Ее основу составляют право частной собственности, развитие конкуренции, экономическая свобода. В рыночную экономику государство не вмешивается, оно лишь регулирует и защищает ее посредством законов.

Духовная культура — это процесс освоения культуры, науки, религии. Она определяет ценностно — нравственные качества общества, отражает его уровень и качество развития.

Самой первой ступенью духовного развития общества является мораль. Ее можно сравнить с правовым обычаем, незакрепленным в законах, но составляющим его основу. Нормы морали отражают основные ценности общества, меру его эстетического, религиозного развития.

Культуру можно разделить на материальную (скульптуры, архитектурные постройки) и духовную (достижения науки и искусства). Новаторство в культуре невозможно без преемственности: авторы, создавая свои творения, опираются на достижения прошлого.

Внутренняя духовная жизнь каждого индивида считается его духовным миром. Человек, у которого духовный мир отсутствует, называется бездуховным. Существует огромная разница между людьми, регулярно посещающими театры и разнообразные выставки и отрицающими искусство как таковое.

Культура – одна из высших человеческих ценностей. Она ориентирована на понятия о доброте и зле, истине и красоте. Важен и патриотизм – любовь к Родине.

Взгляды человека на окружающий его мир составляют его мировоззрение – целостное представление о природе, человеке, обществе, идеалах личности. Мировоззрение может основываться на вере в Бога, концентрироваться на человеке или науке, природе.

Искусство – это пусть постижения прекрасного. Это движущееся колесо, точка обзора которого постоянно меняется. Искусство создано для того, чтобы преодолеть возможности коммуникации между отдельными нациями.

Was last modified: Январь 12th, 2016 by Елена Погодаева