3 вертикальной социальной мобильности. Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность

Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в 1927 году книгу “ Social Mobility , Its Forms and Fluctuation”.

Он писал: “Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная социальная мобильность

Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса - все это примеры горизонтальной социальной мобильности . Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях “перемещение” может происходить без каких - либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении.

Вертикальная социальная мобильность

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения так же имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства. В первом случае падение напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги.

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями (например индустриализацией и демографическими факторами). При урбанизации и индустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующие изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как следствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы, занятости в категории “белых воротничков”, уменьшение абсолютной численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации фактически коррелирует с уровнем мобильности, так как ведет к росту числа профессий высокого статуса и к падению занятости в профессиональных категориях низшего ранга.

Следует отметить, что многие сравнительные исследования показали: под влиянием сил изменения в стратификационных системах. Прежде всего, возрастает социальная дифферентация. Передовая технология дает толчок возникновению большого числа новых профессий. Индустриализация приводит в большее соответствие профессионализм, подготовку и вознаграждение. Иными словами для индивидов и групп становится характерной тенденция к относительно устойчивым позициям в ранжированной стратификационной иерархии. В итоге усиливается социальная мобильность. Уровень мобильности возрастает в основном вследствие количественного роста профессий в середине стратификационной иерархии, т.е. за счет вынужденной мобильности, хотя активизируется и добровольная, так как большой вес приобретает ориентация на достижение.

Столь же, если не в большей мере, влияет на уровень и характер мобильности система общественного устроения. Ученые давно обратили внимание на качественные различия в этом отношении между обществами открытого и закрытого типа. В открытом обществе нет формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют ненормальные.

Закрытое общество, жесткой структурой препятствующее увеличению мобильности, тем самым противостоит нестабильности.

Социальную мобильность правильнее было бы назвать обратной стороной той же проблемы неравенства, ибо, как отмечал М. Бьютл, “социальное неравенство усиливается и узаконивается в процессе социальной мобильности, функцией которой является отвод в безопасные каналы и сдерживание недовольства.

В закрытом обществе мобильность вверх ограничена не только количественно, но и качественно, поэтому индивиды, достигшие верхов, но не получающие той доли социальных благ, на которую они рассчитывали, начинают рассматривать существующий порядок как помеху к достижению своих законных целей и стремятся к радикальным изменениям. Среди лиц, мобильность которых направлена вниз, в закрытом обществе часто оказываются те, кто по образованию и способностям более подготовлен к руководству, чем основная масса населения, - из них и формируются вожди революционного движения в тот период, когда противоречия общества приводят к конфликту в нем классов.

В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, мешающих продвижению вверх, те, кто поднимаются вверх, имеют тенденцию отходить от политической ориентации класса, в который они перешли. Аналогично выглядит поведение тех, кто снижает свое положение. Таким образом, те, кто поднимаются в высшую страту, менее консервативны, чем постоянные члены высшей страты. С другой стороны, “сброшенные вниз” являются более левыми, чем стабильные члены низшей страты. Следовательно, движение в целом способствует стабильности и в то же время динамизму открытого общества.

Под социальной мобильностью понимается любой переход индиви да или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. То есть перемещение некоего индивида из одной религиозной группы в другую, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, - всё это примеры горизонтальной социальной мобильности. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - вынужденное. Повышение в должности это пример восходящей мобильности индивида, увольнение, понижение в должности это пример нисходящей. Вертикальная мобильность это изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий или наоборот. Скажем, перемещение человека со статуса рабочего на должность главы предприятия, как и обратное движение, служит примером вертикальной мобильности. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция. Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Различают индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу.

На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель.

Выделяется и такой вид социальной мобильности, как межпоколенная мобильность. Примером служит сын плотника, который становится президентом компании. Важность этого вида мобильности заключается в том, что масштаб сообщает о том, до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность не велика, то это означает, что неравенство в данном обществе пустило глубокие корни, а шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. Другими словами важна степень мобильности общества, которая определяется:

  • · диапазоном мобильности в обществе;
  • · условиями, которые позволяют людям перемещаться.

Диапазон мобильности, который характеризует данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой. Индустриальное общество расширило диапазон мобильности. Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В периоды экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций. Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности. Существует понятие дистанция мобильности это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Для описания шага социальных перемещений используется понятие статуса: перемещение из низшего в высший статус - восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус - нисходящая мобильность. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два и более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали. Шаг может измеряться в 1) статусах, 2) поколениях. Поэтому выделяют следующие виды:

  • · межпоколенная мобильность,
  • · внутрипоколенная мобильность,
  • · межклассовая мобильность,
  • · внутриклассовая мобильность.

Здесь применимо понятие групповая мобильность, которая характеризует общество, переживающее социальные сдвиги, где повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, страты. Например, Октябрьская революция в России. Как показал на огромном историческом материале П.Сорокин, причинами групповой мобильности выступали следующие факторы:

  • · социальные революции;
  • · иностранные интервенции, нашествия;
  • · межгосударственные войны;
  • · гражданские войны;
  • · военные перевороты;
  • · смена политических режимов;
  • · замена старой конституции новой;
  • · крестьянские восстания;
  • · междоусобная борьба аристократических родов;
  • · создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации, т.е. самой основы того или иного общества. В современный период в российском обществе особо ярко проявляется такой вид горизонтальной мобильности, как миграция. Миграция это процесс смены постоянного места проживания индивидуумов или социальных групп, выражающейся в перемещении в другой регион или другую страну. Миграция бывает внешней и внутренней. К внешней относятся эмиграция, иммиграция, а к внутренней - движение из села в город, межрайонные переселения и др. Участие России в мировых миграционных потоках приобрело в конце 80-х - 90-е годы массовый характер. С появлением ближнего зарубежья возникла уникальная ситуация, когда в рамках бывшего СССР внутренняя миграция одномоментно превратилась во внешнюю. Существуют четыре вида подхода к явлению миграции. Первое понятие трактуется наиболее широко, и понимаются все виды движения населения (социальные передвижения, текучесть кадров, профессиональное перемещение). Второй подход предусматривает все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей (ежедневные поездки из одного населенного пункта в другой на учебу, на работу). Третий подход схож со вторым, но при этом исключаются возвратные эпизодические поездки из одного пункта в другой. Четвертый подразумевает основной процесс пространственного передвижения населения, ведущий к территориальному перераспределению. Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы и носит противоречивый характер, в ходе которого часто возникают социальные проблемы и конфликты.

Благодаря социальной мобильности члены общества могут менять свой статус внутри социума. У этого явления есть множество особенностей и характеристик. Характер социальной мобильности колеблется в зависимости от особенностей конкретной страны.

Понятие социальной мобильности

Что такое социальная мобильность? Это изменение человеком его места в структуре общества. Индивид может переместиться из одной социальной группы в другую. Такая мобильность называется вертикальной. В то же время человек может изменить свое положение в пределах одного и того же общественного слоя. Это уже другая мобильность – горизонтальная. Перемещение принимает самые разные формы – рост или падение престижа, изменение дохода, продвижение по карьерной лестнице. Такие события оказывают серьезное влияние на поведение человека, а также его отношения с окружающими людьми, установки и интересы.

Вышеописанные виды мобильности приняли современные формы после возникновения индустриального общества. Возможность сменить свое положение в социуме – важный признак прогресса. Обратный случай представляют собой консервативные и сословные общества, где существуют касты. К такой группе человек, как правило, приписан с самого своего рождения до смерти. Больше всего известна индийская кастовая система. С оговорками подобные порядки существовали в средневековой феодальной Европе, где была велика социальная пропасть между бедными и богатыми.

История явления

Появление вертикальной мобильности стало возможным после начала индустриализации. Около трехсот лет назад промышленное развитие европейских стран значительно ускорилось, что привело к разрастанию пролетарского класса. Одновременно с тем государства всего мира (с разной степенью успеха) стали вводить систему доступного образования. Именно оно стало и до сих пор является основным каналом вертикальной социальной мобильности.

В начале XX столетия большую часть населения любой страны составляли рабочие без квалификации (или с зачатками общего образования). В то же время происходила механизация и автоматизация производства. Экономика нового типа требовала все больше и больше высококвалифицированных кадров. Именно этой потребностью объясняется увеличение количества образовательных учреждений, а значит, и возможностей для социального роста.

Мобильность и экономика

Одна из особенностей индустриального общества такова, что мобильность в нем определяется структурой экономики. Другими словами, возможности для подъема по социальной лестнице зависят не только от личностных качеств человека (его профессионализма, энергичности и т. д.), но и от того, как взаимосвязаны между собой разные отрасли хозяйства страны.

Мобильность возможна далеко не везде. Она является атрибутом общества, давшего своим гражданам равные возможности. И хотя абсолютно равных условий нет ни в одной стране, многие современные государства продолжают двигаться к этому идеалу.

Индивидуальная и групповая мобильность

В каждой стране виды и типы мобильности представлены по-разному. Общество может избирательно поднимать по социальной лестнице одних индивидов и опускать других. Это естественный процесс. Например, талантливые и профессиональные люди обязательно должны заменить более посредственных и получить их высокий статус. Подъем может быть индивидуальным и групповым. Эти виды мобильности отличаются количеством индивидов, меняющих свой статус.

В индивидуальном случае человек может повысить свой престиж в обществе благодаря своим талантам и трудолюбию (например, стать известным музыкантом или получить престижное образование). Групповая мобильность связана с гораздо более сложными процессами, охватывающими значительную часть социума. Ярким примером такого явления могут быть изменения престижности профессии инженеров или падение популярности партии, которое обязательно повлияет на положение членов этой организации.

Инфильтрация

Для того чтобы добиться изменения своего положения в обществе, индивиду необходимо приложить определенные усилия. Вертикальная мобильность становится возможной только в том случае, если человек способен преодолеть все барьеры, лежащие между разными социальными слоями. Как правило, восхождение по общественной лестнице происходит благодаря амбициям и потребности индивида в собственном успехе. Любые виды мобильности обязательно связаны с энергичностью человека и его желанием изменить свой статус.

Инфильтрация, которая есть в каждом обществе, отсеивает людей, приложивших недостаточно усилий для смены социального слоя. Немецкий ученый Курт Левин даже вывел собственную формулу, с помощью которой можно определить вероятность восхождения конкретного человека в общественной иерархии. В теории этого психолога и социолога важнейшей переменной является энергия индивида. Вертикальная мобильность также зависит от общественных условий, в которых живет человек. Если он соответствует всем требованиям социума, то он сможет пройти инфильтрацию.

Неизбежность мобильности

Есть как минимум две причины существования явления социальной мобильности. Во-первых, любое общество неизменно меняется в процессе своего исторического развития. Новые черты могут появляться постепенно, а могут и моментально, как это бывает в случае революций. Так или иначе, но в любом социуме новые статусы подрывают и заменяют старые. Этот процесс сопровождается изменениями в распределении труда, благ и ответственности.

Во-вторых, даже в самых инертных и застойных обществах никакая сила не может контролировать природное по своему характеру распределение способностей и талантов. Этот принцип продолжает действовать и в случае, если элита или власть монополизировала и ограничила доступность образования. Поэтому всегда есть возможность, что верхний слой будет хотя бы периодически пополняться достойными людьми «снизу».

Мобильность по поколениям

Исследователи выделяют еще один признак, по которому определяется социальная мобильность. В качестве этой мерки может выступать поколение. Чем объясняется эта закономерность? История развития самых разных обществ показывает, что положение людей разных поколений (например, детей и родителей) не только может отличаться, но и, как правило, является разным. Данные из России подтверждают эту теорию. В среднем с каждым новым поколением жители бывшего СССР и РФ понемногу поднимались и поднимаются вверх по социальной лестнице. Эта закономерность имеет место и во многих других современных странах.

Таким образом, перечисляя виды мобильности, нельзя забывать о межпоколенной мобильности, пример которой описан выше. Для того чтобы определить прогресс по данной шкале, достаточно сравнить положение двух людей в определенный момент развития карьеры в приблизительно одном и том же возрасте. Мерилом в данном случае является ранг в профессии. Если, например, отец в свои 40 лет был начальником цеха, а сын в этом возрасте стал директором завода, то это и есть межпоколенный рост.

Факторы

У вялотекущей и постепенной мобильности может быть множество факторов. Важным примером в этом ряду является переселение людей из аграрных районов в города. Серьезную роль в истории всего человечества сыграла международная миграция, особенно начиная с XIX века, когда она охватила весь мир.

Именно в этом столетии огромные массы крестьянского населения Европы переселялись в США. Также можно привести пример колониальной экспансии некоторых империй Старого Света. Захват новых территорий и подчинение целых народов были благодатной почвой для подъема одних людей и сползания вниз по социальной лестнице других.

Последствия

Если горизонтальная мобильность по большей части влияет только на конкретного индивида или группу людей, то вертикальная мобильность влечет за собой гораздо большие последствия, которые с трудом поддаются каким-либо измерениям. На этот счет существуют две противоположных точки зрения.

Первая гласит, что любые примеры мобильности в вертикальном направлении разрушают классовую структуру общества и делают его однороднее. У этой теории есть как сторонники, так и противники. С другой стороны, существует точка зрения, согласно которой, высокий уровень социальной мобильности только укрепляет систему общественных слоев. Происходит это по той простой причине, что люди, оказавшиеся на более высокой ступеньке положения, становятся заинтересованными в сохранении классовых различий и противоречий.

Скорость

Согласно социологической науке, основные виды социальной мобильности имеют показатель собственной скорости. С его помощью специалисты дают количественную оценку данного явления в каждом определенном случае. Скорость – это дистанция, которую индивид проходит за некий промежуток времени. Она измеряется в профессиональных, политических или экономических стратах.

Например, один выпускник университета за четыре года карьеры успел стать заведующим отделом на своем предприятии. В то же время его однокурсник, окончивший вуз вместе с ним, к концу того же срока стал инженером. В данном случае скорость социальной мобильности первого выпускника выше, чем у его товарища. На этот показатель могут влиять самые разные факторы – личное устремление, качества человека, а также его окружение и обстоятельства, связанные с работой в компании. Высокая скорость социальной мобильности может быть присуща и процессам, противоположным вышеописанному, если речь идет о человеке, лишившемся рабочего места.

Интенсивность

Рассматривая 2 вида мобильности (горизонтальную и вертикальную), можно определить количество индивидов, меняющих свое положение в обществе. В разных странах этот показатель дает отличные друг от друга цифры. Чем больше число этих людей, тем выше интенсивность социальной мобильности. Как и скорость, данный показатель демонстрирует характер внутренних преобразований в обществе.

Если речь идет о собственно числе индивидов, то тогда определяется абсолютная интенсивность. Кроме того, она может быть еще и относительной. Так называется интенсивность, определяемая долей индивидов, поменявших свое положение, от общего числа членов социума. Современная наука дает разные оценки важности этого показателя. Совокупность интенсивности и скорости социальной мобильности определяет общий индекс мобильности. С помощью него ученые легко сравнивают состояние разных обществ.

Будущее мобильности

Сегодня в западных и экономически развитых обществах значительные масштабы приобретает горизонтальная мобильность. Связано это с тем, что в таких странах (например, в Западной Европе и США) социум становится все более бесклассовым. Различия между слоями размываются. Этому способствует развитая система доступного образования. В богатых странах выучиться может любой человек, вне зависимости от своего происхождения. Единственным важным критерием становится его заинтересованность, талантливость и способность приобретать новые знания.

Есть и другая причина, почему в современном постиндустриальном обществе больше не актуальна прежняя социальная мобильность. Перемещение наверх становится все более условным, если в качестве определяющего фактора взять размер дохода и финансовое благополучие. Сегодня стабильное и обеспеченное общество может ввести социальные пособия (как это делается в скандинавских странах). Они сглаживают противоречия между людьми на разных ступеньках общественной лестницы. Так стираются границы между привычными классами.

Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Существуют следующие виды миграции по:

  • характеру — трудовая и по политическим мотивам:
  • продолжительности — временная (сезонная) и постоянная;
  • территории — внутренняя и международная:
  • статусу — легальная и нелегальная.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, , означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, вто время как групповая — с предписанными, аскриптивными.

Могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает (Приложение, схема 20).

В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал (от лат. marginalis - находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). В целом маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение. Люмпен (от нем.Lumpen - лохмотья), пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества — способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи, деклассированные элементы). Следует отметить, что в настоящее время процессы маргинализации и люмпенизации получили заметное распространение в российском обществе, а это может привести к его дестабилизации.

Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности мобильности. П. Сорокин определял скорость мобильности как вертикальную социальную дистанцию или число страт — экономических. профессиональных, политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих свои позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность.

Соединив показатели скорости и интенсивности мобильности, мы получим совокупный индекс мобильности, который может быть рассчитан для экономической, профессиональной или политической области деятельности. Он также позволяет определять и сравнивать процессы мобильности, происходящие в разных обществах. Таким образом, процессы социальной мобильности могут принимать различные формы и даже носить противоречивый характер. Но вместе с тем для сложного общества свободное перемещение индивидов в социальном пространстве — единственный путь развития, в противном случае его могут ожидать социальное напряжение и конфликты во всех сферах общественной жизни. В целом социальная мобильность является важным инструментом анализа динамики общества, изменения его социальных параметров.

2.2 Структурная мобильность

  1. Открытая и закрытая мобильность

5.1 Межпоколенная мобильность

7. Миграция

7.1 Трудовая миграция

Заключение

Введение

Социология в целом (т.е. общая социология) - это наука, изучающая отношения между группами людей, занимающих различное положение в обществе, принимающих неодинаковое участие в экономической, социальной и политической жизни, различающихся не только уровнем, но и источником своих доходов, структурой потребления, образом, качеством и стилем жизни, а также структурой ценностных ориентации, мотивами и типом поведения.

Общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, имеющую общую территорию, общие культурные ценности и социальные нормы. Общество - это термин, обозначающий коллективистскую целостность населения конкретной страны.

Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

Под социальной мобильностью понимается перемещение индивида или группы вверх, вниз или по горизонтали. Социальная мобильность характеризуется направлением, разновидностью и дистанцией социальных перемещений людей в обществе (индивидуально и группами).

1. Вертикальная и горизонтальная мобильность

Различают следующие виды социальной мобильности вертикальная и горизонтальная мобильность.

Движение вверх и вниз называется вертикальной мобильностью, она бывает двух типов: нисходящей (сверху вниз) и восходящей (снизу вверх). Горизонтальной мобильностью называется такое перемещение, при котором индивид меняет социальное положение или профессию на равноценные. Особую разновидность представляет межпоколенная, или межгенерационная, мобильность. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом родителей. Межпоколенную мобильность исследовали А.В. Кирх, а в глобально-историческом аспекте — А. Пиренн и Л. Февр. Одним из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности был П. Сорокин. Зарубежные социологи обычно связывают эти две теории.

Существуют два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — вынужденное.

Повышение в должности — пример восходящей мобильности индивида, увольнение, понижение в должности — пример нисходящей. Вертикальная мобильность — изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий или наоборот. Скажем, перемещение человека со статуса водопроводчика на должность президента корпорации, как и обратное движение, служит примером вертикальной мобильности.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным. Скажем, человек был сначала водопроводчиком, а затем стал плотником.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером может служить международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция.

2. Индивидуальная и групповая мобильность

Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после социальной революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу. Индивидуальная мобильность присуща демократическим цивилизованным государствам. Групповая мобильность - болезненный процесс, следствие социальных катастроф.

2.1 Стихийная и организованная мобильность

На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Эти перемещения могут осуществляться: а) с согласия самих людей, б) без их согласия. Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель и т.п. Примером организованной недобровольной мобильности может служить репатриация (переселение) чеченцев и ингушей в годы войны с немецким нацизмом.

2.2 Структурная мобильность

От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

3. Система показателей социальной мобильности

Социальная мобильность может измеряться с помощью двух систем показателей. В первой системе единицей счета выступает индивид, во второй статус. Рассмотрим в начале первую систему.

Под объемом мобильности понимается число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества по всему населению, то относительным объемом и указывается в процентах.

Совокупный объем, или масштаб, мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный — по отдельным стратам, слоям, классам. Тот факт, что в индустриальном обществе две трети населения мобильны, относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, — к дифференцированному.

Масштаб социальной мобильности определяется как процентная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус.

Изменение мобильности по отдельным слоям описывается двумя показателями. Первый — это коэффициент мобильности выхода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллигентами или крестьянами. Второй — коэффициент мобильности входа в социальный слой, свидетельствующий о том, из каких слоев пополняется, например, слой интеллигентов. Он обнаруживает социальное происхождение людей.

Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.

Диапазон мобильности (аmount mobiliti), который характеризует данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.

В традиционном обществе число высокостатусных позиций оставалось приблизительно постоянным, поэтому наблюдалась умеренная нисходящая мобильность отпрысков из высокостатусных семей. Для феодального общества характерно очень малое количество вакансий на высокие должности для тех, кто обладал низким статусом. Некоторые социологи считают, что, вероятнее всего, здесь не было восходящей мобильности.

Индустриальное общество расширило диапазон мобильности. Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В периоды экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций: Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности.

Основная тенденция развития индустриального общества заключается в том, что в нем одновременно увеличиваются богатства и число высокостатусных позиций, что в свою очередь ведет к росту численности среднего класса, ряды которого пополняют выходцы из низших страт.

4. Открытая и закрытая мобильность

Вторым фактором социальной мобильности выступает исторический тип стратификации. Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса.

Закрытая мобильность свойственна тоталитарным режимам, которые создают значительные препятствия для социальных перемещений. Если большинство статусов в обществе являются приписываемыми, или предписанными, то диапазон мобильности в нем намного ниже, чем в обществе, строящемся на индивидуальном достижении. В доиндустриальном обществе восходящая мобильность была невелика, так как юридические законы и традиции практически закрывали крестьянам доступ в сословие землевладельцев. Известна средневековая поговорка: «Однажды крестьянин навсегда крестьянин».

В индустриальном обществе, которое социологи относят к типу открытых обществ, прежде всего ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус. Открытая мобильность свойственна демократическим обществам и означает отсутствие законодательных затруднений в процессе социальных перемещений. В таком обществе уровень социальной мобильности довольно высок.

Социологи отмечают и такую закономерность: чем шире возможности для продвижения наверх, тем сильнее люди верят в доступность для них каналов вертикальной мобильности, а чем больше они в это верят, тем сильнее стремятся продвинуться, т.е. тем выше в обществе уровень социальной мобильности. И наоборот, в сословном обществе люди не верят в возможность изменить свой статус, не имея богатства, родословной или покровительства монарха.

При изучении социальной мобильности социологи обращают внимание на следующие характеристики:

Число и размер классов и статусных групп;

Объем мобильности индивидов и семей из одной группы в другую;

Степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания;

Вид или размер собственности, которой владеет человек, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной статус;

Распределение власти между классами и статусными группами. Из перечисленных критериев особенно важны два: объем (или сумма) мобильности и разграничение статусных групп. Они используются для того, чтобы можно было отличить один тип стратификации от другого.

Движение вверх происходит главным образом благодаря образованию, богатству или членству в политической партии. Образование играет важную роль не только при получении индивидом более высокого дохода или более престижной профессии: уровень образования один из отличительных знаков принадлежности к более высокой страте. Богатство служит отличительным знаком статуса в высших стратах. Американское общество представляет собой стратифицированную систему с открытыми классами. Хотя оно не является бесклассовым обществом, в нем сохраняется дифференциация людей по социальному статусу. Это общество открытых классов в том смысле, что человек не остается всю жизнь в том классе, в каком он был рожден.

5. Вторая система показателей мобильности

Вторая система показателей мобильности, где за единицу счета принимается статус или ступенька в социальной иерархии. В этом случае социальная мобильность понимается как изменение индивидом (группой) одного статуса на другой, расположенный по вертикали или горизонтали.

Объем мобильности — это количество людей, переменивших свой прежний статус на другой вниз, вверх или по горизонтали. Представления о перемещениях людей вверх, вниз и по горизонтали социальной пирамиды описывают направление мобильности. Разновидности мобильности описываются типологией социальных перемещений. Мера мобильности указывается шагом и объемом социальных перемещений.

Дистанция мобильности — это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция — неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Для описания шага социальных перемещений используется понятие статуса: перемещение из низшего в высший статус — восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус — нисходящая мобильность. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два и более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали. Шаг может измеряться в 1) статусах, 2) поколениях. Поэтому выделяют следующие виды:

Межпоколенная мобильность;

Внутрипоколенная мобильность;

Межклассовая мобильность;

Внутриклассовая мобильность.

Понятие «групповая мобильность» характеризует общество, переживающее социальные сдвиги, где повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, страты. Например, Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения, а брахманы в древней Индии стали высшей кастой в результате упорной борьбы, тогда как раньше их каста находилась на одном уровне с кастой кшатриев.

5.1 Межпоколенная мобильность

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступень, чем занимали их родители. Пример: сын шахтера становится инженером. Межпоколенная мобильность — это изменение статуса детей относительно статуса их отцов. Например, сын водопроводчика становится президентом корпорации, или, наоборот, сын президента корпорации становится водопроводчиком. Межпоколенная мобильность является самой важной формой социальной мобильности. Ее масштаб свидетельствует о том, до какой степени в том или другом обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глубокие корни, и шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. В случае значительной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от их происхождения. Общее направление межпоколенной мобильности молодежи — из группы работников физического труда в группу работников умственного труда.

5.2 Внутрипоколенная мобильность

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй — к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором — пере мещение из сферы физического труда в сферу умственного. Внутри-поколенческая мобильность меньше зависит от факторов происхождения в изменяющемся обществе, чем в обществе стабильном.

Классовая иммобильность происходит, когда ранг социального класса воспроизводится в неизменном виде из поколения в поколение. Исследователи обнаруживают в современном обществе высокий уровень классовой иммобильности. Основной объем мобильности внутри- и межпоколенной — происходит постепенно, без драматических изменений. Резко поднимаются или опускаются лишь отдельные индивиды, например выдающиеся спортсмены или рок-звезды.

Стратификационные символы различаются также степенью открытости профессиональных ячеек для новичков. В значительной мере социальный ранг замужней женщины определяется статусом и мужа, а ее мобильность измеряется разницей между профессиональным статусом ее отца и мужа.

Поскольку приписываемые черты — пол, раса, социальный класс по рождению — перевешивают индивидуальный талант и интеллект при определении продолжительности образования и типа первой работы, аналитики считают, что вряд ли есть основания говорить о действительно открытой классовой системе.

6. Каналы вертикальной мобильности

Самое полное описание каналов вертикальной мобильности было дано П. Сорокиным, называвшим их «каналами вертикальной циркуляции». По мнению Сорокина, поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «отверстия», «люфты», «мембраны», через которые индивиды перемещаются вверх и вниз.

Особое внимание Сорокина привлекали социальные институты — армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из низших чинов. Во время войны солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. После повышения в звании они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества.

Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты воспитания и образования, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

США и СССР — самые яркие примеры того, как можно добиться впечатляющих успехов, стать великими индустриальными державами мира, придерживаясь противоположных политических и идеологических ценностей, но в одинаковой степени обеспечив своим гражданам равные возможности получить образование.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных богатств и денег. Именно они — один из самых простых и действенных способов социального продвижения.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных социальных страт. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получая то, чего им недоставало.

7. Миграция

Миграция представляет собой разновидность горизонтальной мобильности. Миграция населения — это перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства (переселение людей из страны в страну, из района в район, из города в деревню и обратно, из города в город, из деревни в деревню). Она подразделяется на безвозвратную (с окончательной сменой постоянного места жительства), временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок), сезонную (перемещение в определенные периоды года), зависящую от времени года (туризма, лечения, учебы, сельхозработы), маятниковую — регулярные передвижения изданного пункта и возвращение в него.

Миграция — это очень широкое понятие, охватывающее все виды миграционных процессов, т.е. перемещений населения как внутри одной страны, так и между странами - по всему миру (международная миграция). Миграция бывает внешней (за пределы страны) и внутренней. К внешней относятся эмиграция, иммиграция, а к внутренней - движение из села в город, межрайонные переселения и др. Далеко не всегда миграция принимает массовые формы. В спокойные времена она затрагивает небольшие группы или отдельных людей. Их передвижение происходит, как правило, стихийно. Демографы выделяют два основных потока миграции внутри одной страны: город — село и город—город. Установлено, что до тех пор, пока в стране идет индустриализация, люди переезжают в основном из села в город. По ее завершении, люди переселяются из города в пригородные зоны и сельские районы. Обнаруживается интересная закономерность: потоки мигрантов устремлены в те места, где социальная мобильность наиболее высока. И еще: переезжающие из города в город легче устраивают свою жизнь и добиваются больших успехов, чем переезжающие из села в город, и наоборот.

Среди видов миграции важное место занимают два - иммиграция и эмиграция. Эмиграция — выезд за пределы страны на постоянное место жительства или на длительное проживание. Иммиграция - въезд в данную страну на постоянное место жительства или на длительное проживание. Таким образом, иммигранты — вселяющиеся, а эмигранты — выселяющиеся (добровольно или вынуждено). Эмиграция снижает численность населения. Если уезжают наиболее способные и квалифицированные люди, то снижается не только численность, но и качественный состав населения. Иммиграция повышает численность населения. Приезд в страну высококвалифицированной рабочей силы повышает качественный состав населения, а малоквалифицированной вызывает обратные последствия.

Благодаря эмиграции и миграции возникали новые города, страны и государства. Известно, что в городах рождаемость невысока и постоянно снижается. Следовательно, все крупные города, особенно города - миллионеры, возникли благодаря иммиграции.

Эмиграции тем масштабнее, чем меньше у населения возможностей удовлетворить свои потребности в своей стране, в том числе за счет внутренних переселений. Пропорции между внутренней и внешней миграцией определяются экономической ситуацией, общим социальным фоном, степенью напряженности в обществе. Эмиграция возникает там, где ухудшаются условия жизни, сужаются возможности для вертикальной мобильности. В Сибирь и на Дон, где сложилось казачество, крестьяне уходили из-за ужесточения крепостного права. Европу покидали не аристократы, а социальные аутсайдеры.

Горизонтальная мобильность в таких случаях выступает средством решить проблемы, возникающие в сфере вертикальной мобильности. Беглые крепостные, основавшие Донское купечество, становились свободными и зажиточными, т.е. повышали одновременно политический и экономический статус. При этом их профессиональный статус мог оставаться неизменным: крестьяне продолжали и на новых землях заниматься хлебопашеством.

7.1 Трудовая миграция

Под трудовой миграцией понимается, во-первых, текучесть кадров, т.е. индивидуальные перемещения с одного предприятия на другое в рамках одного города или региона, во-вторых, индивидуальные и групповые перемещения граждан одного государства из одного региона в другой с целью получить работу и заработок, а также граждан разных государств из одной страны в другую с той же целью. В последнем случае используется также термин «экономическая миграция». Если украинец приезжает в Россию на заработки, а россиянин отправляется заработать в Америку, то такие перемещения именуют как трудовой, так и экономической миграцией.

Различия между этими двумя видами миграции довольно расплывчатые, однако в качестве условного критерия можно учитывать следующее обстоятельство. К экономической миграции надо относить только такие виды горизонтальной мобильности, причиной которых выступает только необходимость заработать на жизнь вообще или больше, чем у себя на родине. К трудовой миграции правильнее относить такие виды социальных перемещений, которые вызваны комплексом причин, в том числе, помимо заработка, желанием улучшить условия труда, приблизить место работы к месту жительства, изменить социально-психологическую атмосферу, сложившуюся на прежнем месте работы, повысить квалификацию, получить более интересную и перспективную работу и др. Разновидностью трудовой миграции выступает текучесть кадров и более широкое понятие — «текучесть рабочей силы».

Текучесть рабочей силы — индивидуальные неорганизованные перемещения работников между предприятиями (организациями). Одна из форм движения трудовых ресурсов, которая проявляется в форме увольнений работников предприятий преимущественно вследствие их неудовлетворенности какими-либо сторонами трудовой деятельности или быта. Эта неудовлетворенность формируется под действием системы факторов объективного и субъективного порядка.

Масштабы текучести рабочей силы характеризуются числом работников, выбывших с предприятий, расторгнувших трудовой договор по определенному кругу юридических оснований (абсолютные размеры текучести), и отношением числа выбывших к среднесписочной численности работников, выраженным в процентах (относительные размеры, интенсивность текучести). Наряду с организованными формами перераспределения трудовых ресурсов (оргнабор на сельскохозяйственные переселения, общественные призывы молодежи), текучесть рабочей силы служит каналом перемещения работников между предприятиями, отраслями, районами страны, профессиональными и квалификационными группами, т.е. выполняет определенные социально-экономические функции.

Текучесть кадров — вид горизонтальной мобильности в промышленности. Она представляет собой неорганизованное перемещение работников с одного предприятия на другое. В его основе лежит несоответствие или противоречие между интересами индивида и возможностью предприятия реализовать их. К текучести кадров относят все увольнения работников в связи с призывом в армию, болезнью, выходом на пенсию, а также увольнения за нарушения трудовой дисциплины.

Заключение

Для социологии очень важно знание того, как люди осознают (стихийно или обдуманно) свое социальное положение и как они своими действиями стремятся внести коррективы, позволяющие изменить их позиции в общественной жизни. Это осознание нередко носит противоречивый характер, ибо далеко не всегда цели, которые ставят перед собой человек, отдельные слои и группы, совпадают с объективными закономерностями. Очевидно, что ограниченность возможностей согласовать субъективные устремления с объективным ходом развития порождает коллизии между личным (групповым) и общественным.

С социологической точки зрения важен тот момент, что действия людей по изменению своего социального положения связаны со стремлением иметь такие рыночные отношения, которые позволили бы им занять достойное место в обществе. Однако до них с большим трудом доходит тот факт, что в новых условиях начинает действовать стимулирование не просто за труд, пусть и квалифицированный и высококачественный, а за труд, результаты которого прошли общественную апробацию на рынке.

На первый план, при оценке своего положения, выходит осознание социальных гарантий, действительное гражданское состояние, степень уверенности в нынешней и будущей общественной и личной жизни.

В настоящее время происходит рост сельского населения на Северном Кавказе, в южных районах страны. В то же время положение в Центре европейской части остается напряженным. По-прежнему остро стоит вопрос о создании механизма, влияющего на социальное поведение людей: нужно ослабить их отток в города и найти возможность привлечь в эту зону сельских жителей из трудоизбыточных районов страны. Пока же можно признать, что развитие отношений между городом и деревней серьезно тормозится действием факторов, которые необходимо изменить или ослабить: создать условия для превращения крестьянина в хозяина земли, сделать более привлекательным процесс труда, обеспечить в большем объеме и без существенных ограничений доступ к ценностям культуры и образования.

В наше время рыночные отношения серьезно влияют на социальную структуру общества. Воздействие их прослеживается и в том, что распространился групповой эгоизм, который базируется на противопоставлении своего интереса интересам общественным за счет ущемления прав и положения других социальных групп. Это явление стало серьезным тормозом для прогрессивных изменений в социальной структуре общества. В такой ситуации принадлежность к тому или иному классу, к той или иной социальной группе определяется не гражданскими, а утилитарными интересами, желанием подыскать место, где можно зарабатывать больше и быстрее. Это, к сожалению, нередко соседствует со стремлением урвать побольше от общества, пренебречь общественными интересами, переключиться на такую сферу, где возможности личного обогащения более благоприятны.

В условиях, когда механизм рыночных отношений затрагивает социальное положение человека, очевидно, что вся социальная структура испытывает на себе их прямое и косвенное воздействие. Напряженность в социальной структуре общества нередко складывается под влиянием не только объективных тенденций развития отношений рынка, но и изменений, происходящих в общественном сознании, что проявляется в соответствующих установках и поведении людей. Вместе с тем, как показывает жизнь, сложные проблемы социальной структуры решаются тем эффективнее, чем полнее объективная логика ее функционирования совпадает с субъективной деятельностью людей, когда материальный аспект дополняется духовным, нравственным. Несомненно одно: социальная структура отражает социальное положение человека, которое имеет четко выраженную тенденцию к тому, чтобы его оценка коррелировала, во-первых, с реальным вкладом человека в общественное производство, во-вторых, с его творческим потенциалом и, в-третьих, с его профессиональной подготовкой, навыками и активностью.

Список использованной литературы

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 624 с.;
  2. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: райт-М. 2001. - 527с.