Военные дроны. Современные боевые дроны и их возможности

Робот не может причинить человеку вред или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
- А. Азимов, Три закона роботехники


Айзек Азимов ошибался. Совсем скоро электронный «глаз» возьмет человека на прицел, а микросхема бесстрастно прикажет: “Огонь на поражение!”

Робот сильнее пилота из плоти и крови. Десять, двадцать, тридцать часов непрерывного полета - он демонстрирует неизменную бодрость и готов к продолжению миссии. Даже когда перегрузки достигнут страшных 10 «же», наполняя тело свинцовой болью, цифровой дьявол сохранит ясность сознания, продолжая невозмутимо счислять курс и следить за противником.

Цифровому мозгу не требуется обучение и регулярные тренировки для поддержания квалификации. Математические модели и алгоритмы поведения в воздухе навечно загружены в память машины. Простояв десятилетие в ангаре, робот в любой момент вернется в небо, взяв штурвал в свои крепкие и умелые «руки».

Их час еще не пробил. В вооруженных силах США (лидера в данной области техники) беспилотники составляют треть парка всех находящихся в эксплуатации летательных аппаратов. При этом лишь 1% БПЛА способны применять .

Увы, даже этого хватает с избытком, чтобы посеять ужас на тех территориях, что отданы под охотугодья для этих безжалостных стальных птиц.

5 место - General Atomics MQ-9 Reaper (“Жатка”)

Разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой около 5 тонн.

Продолжительность полета: 24 часа.
Скорость: до 400 км/ч.
Потолок: 13 000 метров.
Двигатель: турбовинтовой, 900 л.с.
Полный запас топлива: 1300 кг.

Вооружение: до четырех ракет “Хэллфайр” и две 500-фунтовые управляемые бомбы JDAM.

Бортовое радиоэлектронное оборудование: радиолокатор AN/APY-8 с режимом картографирования (под носовым обтекателем), электронно-оптическая прицельная станция MTS-B (в сферическом модуле) для работы в видимом и ИК-диапазонах, со встроенным целеуказателем для подсветки целей для боеприпасов с полуактивным лазерным наведением.

Стоимость: 16,9 млн. долл.

К настоящему времени построено 163 БПЛА “Рипер”.

Наиболее громкий случай боевого применения: в апреле 2010 в Афганистане ударом БПЛА MQ-9 “Рипер” был убит третий человек в руководстве «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид, известный как Шейх аль-Масри.

4 место - Interstate TDR-1

Беспилотный бомбардировщик-торпедоносец.

Макс. взлетный вес: 2,7 тонны.
Двигатели: 2 х 220 л.с.
Крейсерская скорость: 225 км/ч,
Дальность полета: 680 км,
Боевая нагрузка: 2000 фн. (907 кг).
Построено: 162 ед.

«Помню охватившее меня возбуждение, когда экран зарябил и покрылся многочисленными точками - мне показалось, что система телеуправления дала сбой. Через мгновение я понял, это стреляют зенитки! Скорректировав полет дрона, я направил его прямо в середину корабля. В последнюю секунду перед моим взором мелькнула палуба - настолько близко, что я мог разглядеть детали. Внезапно экран превратился в серый статичный фон… Очевидно, взрыв убил всех находившихся на борту».


- Первый боевой вылет 27 сентября 1944 г.

“Проект Опцион” предусматривал создание беспилотных торпедоносцев для уничтожения японского флота. В апреле 1942 года состоялось первое испытание системы - «беспилотник», дистанционно управляемый с борта летящего в 50 км самолета, вышел в атаку на эсминец «Уорд». Сброшенная торпеда прошла точно под килем эсминца.


Взлет TDR-1 с палубы авианесущего корабля

Ободренные успехом, руководство флота рассчитывало к 1943 году сформировать 18 ударных эскадрилий в составе 1000 БПЛА и 162 командных “Эвенджеров”. Однако японский флот вскоре был разгромлен обычными самолетами, и программа потеряла приоритет.

Главным секретом TDR-1 была малогабаритная видеокамера конструкции Владимира Зворыкина. При весе 44 кг она обладала возможностью передачи изображения по радиоканалу с частотой 40 кадров в сек.

“Проект Опцион” потрясает своей смелостью и ранним появлением, но у нас впереди еще 3 удивительные машины:

3 место - RQ-4 “Глобал Хок”

Беспилотный самолет-разведчик с макс. взлетной массой 14,6 тонны.

Продолжительность полета: 32 часа.
Макс. скорость: 620 км/ч.
Потолок: 18 200 метров.
Двигатель: турбореактивной с тягой 3 тонны,
Дальность полета: 22 000 км.
Стоимость: 131 млн. долл (без учета затрат на его разработку).
Построено: 42 единицы.

Беспилотник оснащен комплектом разведывательного оборудования HISAR, подобным тому, что ставится на современные разведчики U-2. HISAR включает в себя РЛС с синтезированной апертурой, оптическую и тепловую камеры, а также спутниковый канал передачи данных со скоростью 50 Мбит/сек. Возможна установка дополнительного оборудования для ведения радиотехнической разведки.

Каждый БПЛА имеет комплекс защитных средств, включающий станции предупреждения о лазерном и радарном облучении, а также буксируемую ловушку ALE-50 для отвода выпущенных по нему ракет.


Лесные пожары в Калифорнии, снятые разведчиком "Глобал Хок"

Достойный преемник разведчика U-2, парящий в стратосфере, распластав свои огромные крылья. Среди рекордов RQ-4 полеты на большое расстояние (перелет из США в Австралию, 2001 г.), самое продолжительный полет среди всех БПЛА (33 часа в воздухе, 2008 г.), демонстрация дозаправки беспилотника беспилотником (2012 год). К 2013 году суммарный налет RQ-4 превысил 100 000 часов.

На базе “Глобал Хока” создан беспилотник MQ-4 “Тритон”. Морской разведчик с новым радаром, способный обследовать за сутки 7 млн. кв. километров океана.

“Глобал Хок” не несет ударного вооружения, но заслуженно попадает в список самых опасных дронов, за то что слишком много знает.

2 место - X-47B “Пегас”

Малозаметный разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой 20 тонн.

Крейсерская скорость: 0,9 Маха.
Потолок:12 000 метров.
Двигатель: от истребителя F-16, тяга 8 тонн.
Дальность полета: 3900 км.
Стоимость: 900 млн. долл. на научно-исследовательские работы по программе X-47.
Построено: 2 концепт-демонстратора.
Вооружение: два внутренних бомботсека, боевая нагрузка 2 тонны.

Харизматичный беспилотник, построенный по схеме “утка”, но без использования ПГО, роль которого выполняет сам несущий фюзеляж, выполненный по технологии “стелс” и имеющий отрицательный угол установки по отношению к воздушному потоку. Для закрепления эффекта нижняя часть фюзеляжа в носовой части имеет форму, подобную спускаемым аппаратам космических кораблей.

Год назад X-47B повеселил публику своими полетами с палуб авианосцев. Сейчас этот этап программы близится к завершению. В перспективе - появление еще более грозного дрона X-47C с боевой нагрузкой свыше четырех тонн.

1 место - “Таранис”

Концепт малозаметного ударного БПЛА от британской компании BAE Systems.

О самом дроне известно немного:
Дозвуковая скорость.
Технология “стелс”.
Турбореактивный двигатель с тягой 4 тонны.
Облик, напоминающий российский экспериментальный БПЛА “Скат”.
Два внутренних отсека вооружений.

Что же такого ужасного в этом “Таранисе”?

Целью программы является отработка технологий для создания автономного малозаметного ударного дрона, который позволит наносить высокоточные удары по наземным целям на большой дальности и автоматически уклоняться от средств поражения противника.

До этого споры о возможном “глушении связи” и “перехвате управления” вызывали лишь сарказм. Теперь они полностью утратили смысл: “Таранис”, в принципе, не готов к общению. Он глух ко всем просьбам и мольбам. Робот равнодушно ищет того, чей облик попадает под описание врага.


Цикл летных испытаний на австралийском полигоне Вумера, 2013 г.

“Таранис” - всего лишь начало пути. На его базе планируется создание беспилотного бомбардировщика-штурмовика с межконтинентальной дальностью полета. Кроме того, появление полностью автономных дронов откроет дорогу к созданию беспилотных истребителей (т.к. существующие дистанционно управляемые БПЛА не способны вести воздушный бой, ввиду задержек в их системе телеуправления).

Британские ученые готовят достойный финал всему человечеству.

Эпилог

У войны не женское лицо. Скорее, не человеческое.

Беспилотная техника - это полет в будущее. Она приближает нас к извечной человеческой мечте: перестать наконец рисковать жизнями солдат и отдать ратные подвиги на откуп бездушным машинам.

Следуя эмпирическому правилу Мура (удвоение производительности компьютеров каждые 24 месяца), будущее может наступить неожиданно скоро…

По утверждениям специалистов, беспилотные летательные аппараты имеют неоценимо важное значение для современной военной авиации. Появление беспилотников (БПЛА), или дронов, как их еще называют, изменило тактику проведения боевых действий. «Беспилотный бум» произошел в конце 70-х XX века. Общепризнанными лидерами в мировом производстве дронов являются американцы.

Об использовании БПЛА в России серьезно задумались только в 2008 году. Основанием для этого стал грузинский конфликт. После событий в Грузии стали очевидными все преимущества, которые может дать использование беспилотников. Информация о военных БПЛА России представлена в статье.

Знакомство с аппаратом

Аббревиатура БПЛА расшифровывается как «беспилотный летательный аппарат». Она указывает на то, что для управления этим воздушным судном пилот не нужен. Регулировать движение БПЛА можно дистанционно: с самолета, с земли или из космоса.

О классификации

Сегодня для нужд авиации выпущено огромное количество различных беспилотников. Каждой модели присущи свои особенности конфигурации и характеристики компонентов. Как утверждают специалисты, в России производителем БПЛА пока не выработаны стандарты для изготовления дронов. Это, в свою очередь, привело к отсутствию требований к беспилотнику. Классифицировать БПЛА можно, используя следующие параметры:

  • Дизайн.
  • Тип старта.
  • Целевое назначение.
  • Технические характеристики.
  • Тип питания силовой установки.
  • Навигационные характеристики и радиочастотный спектр.

Типы дронов

Беспилотные летательные аппараты, представленные на мировом авиационном рынке, бывают:

  • Неуправляемыми.
  • Дистанционно управляемыми.
  • Автоматическими.

В зависимости от габаритов, беспилотники подразделяются на несколько групп:

  • Микродроны. Их вес не превышает 10 кг. Такие воздушные суда рассчитаны на одночасовой полет.
  • Мини-дроны. БПЛА весят в пределах 50 кг. В воздухе могут находиться от 3 до 5 часов.
  • Миди. Масса такого дрона - около тонны. Он способен преодолевать 15-тичасовые перелеты.
  • Тяжелые. Масса таких аппаратов превышает тонну. Из всех вышеперечисленных типов эти дроны считаются самыми совершенными. Для межконтинентальных перелетов подходят именно тяжелые БПЛА.

В России отсутствует производственная база, ориентированная на коммерческий или потребительский рынок.

О достоинствах беспилотников

В отличие от пилотируемых самолетов и вертолетов, беспилотным летательным аппаратам присущи следующие сильные стороны:

  • В БПЛА снижены габаритные характеристики, чего нельзя сказать о традиционных летательных аппаратах (ЛА).
  • Производство беспилотников менее затратно.
  • У военного командования имеется возможность использовать БПЛА в боевых условиях, не подвергая риску жизнь пилота. Ввиду относительной дешевизны устройства, при необходимости им не жалко «пожертвовать».
  • Поскольку БПЛА способны передавать полученную информацию в реальном времени, их можно использовать в разведывательных целях.
  • Дроны обладают высокой боеготовностью и мобильностью. Для их запуска нет необходимости поднимать весь летный состав.
  • Из нескольких БПЛА можно сформировать небольшие мобильные комплексы.

О недостатках

Несмотря на наличие неоспоримых достоинств, беспилотные летательные аппараты не лишены некоторых недостатков. Слабыми сторонами БПЛА являются:

  • В отличие от традиционной авиации, для беспилотников в недостаточной мере продуманы такие нюансы, как посадка и спасение летательного аппарата.
  • Дроны значительно уступают управляемым самолетам и вертолетам в таком параметре, как надежность.
  • В мирное время эксплуатация беспилотников ограничена.

Задачи дронов на «гражданке»

БПЛА появились сразу после создания первых самолетов. Однако производство беспилотников было поставлено на поток лишь в 1970-х годах. Как вскоре оказалось, при помощи данных устройств можно производить аэрофотосъемку, мониторинг различных объектов, геодезические исследования, а также доставлять покупки на дом.

Области применения БПЛП

В России беспилотные летательные аппараты предназначены для выполнения следующих задач:

  • Мониторинга и охраны государственных границ.
  • Разведки и выявления террористической угрозы.

Беспилотники широко используются военными в ходе проведения спецоперации в Сирии. Применяются беспилотники также и в сельском хозяйстве. При помощи БПЛА осуществляется аэрофотосъемка и осмотр нефтепроводов. Как утверждают авиационные специалисты, гражданская сфера в использовании БПЛА в России (дронов) занимает только 30%.

Об использовании в армии

Направление для производства БПЛА в России задано военными. Армейским командованием дроны используются преимущественно для выполнения разведывательных задач. Именно в данном направлении работают основные производители БПЛА в России. В последние годы, кроме разведывательных беспилотников, начали выпускать ударные дроны. К отдельной группе принадлежат дроны-камикадзе. Кроме того, некоторые модели БПЛА приспособлены для радиоэлектронной борьбы с противником, для ретрансляции радиосигналов. Беспилотники также могут подавать целеуказания для артиллерийских орудий. Во время военных учений в России БПЛА используются как относительно недорогие воздушные мишени. Дешевое производство дронов позволяет при выполнении военными важных задач жертвовать этими беспилотными аппаратами.

О первых моделях российских дронов

По сравнению с Израилем и США, Россия в производстве БПЛА сегодня значительно проигрывает. Многих россиян интересует вопрос о том, какими же беспилотными летательными аппаратами располагает военная авиация их страны. Одной из первых, еще советских, моделей считается беспилотник «Пчела-1Т».

Свой первый полет БПЛА совершил в 1990 году. Его задача: осуществлять корректировку стрельбы с артиллерийских орудий «Смерч» и «Ураган». Сегодня данная модель состоит на вооружении России. БПЛА «Пчела-1Т» рассчитан на радиус действия до 60 тыс. м. Вес аппарата составляет 138 кг. Для старта дрона предусмотрены специальная установка и ракетные ускорители. Посадку беспилотник совершает при помощи парашюта. «Пчела-1Т» использовался российской армией во время чеченского конфликта. В ходе военных действий данный БПЛА России совершил десять вылетов. Две модели были сбиты боевиками. Как утверждают авиационные специалисты, сегодня данный образец устарел.

Еще одним разведывательным российским беспилотником старого образца является модель «Дозор-85». После успешно пройденных в 2007 году испытаний, военными была заказана первая партия из 12 беспилотников. Предназначается «Дозор-85» для пограничников. Масса аппарата составляет 85 кг. В воздухе БПЛА данной модели может пребывать не более 8 часов.

О воздушном судне 2007 года выпуска

«Скат» является разведывательно-ударным БПЛА России. Спроектирован летательный аппарат в опытно-конструкторском бюро Микояна и Гуревича и ОАО «Климов». Местом показа БПЛА стал авиасалон МАКС-2007. Аппарат был представлен в виде полноразмерного макета. Министерством обороны РФ в качестве главного разработчика ударного БПЛА России был АКХ «Сухой». Вскоре, как заявил генеральный директор РСК «МИГ» Сергей Коротков, проектировочные работы по беспилотнику были прекращены. Причиной этого стало недостаточное финансирование проекта. Однако, как заявил гендиректор, по состоянию на 2015 год производство беспилотника было снова возобновлено. Проект финансируется Министерством промышленной торговли России. Предназначается беспилотный аппарат для ведения разведки. Кроме того, при помощи авиабомб и управляемых ракет с этого аппарата можно осуществлять обстрел наземных целей.

Размер БПЛА составляет 10,25 м. Высота беспилотника - 2,7 м. Дрон оборудован трехопорным шасси и одним двигателем ТРДД РД-5000Б, для которого предусмотрено плоское сопло. Вес БПЛА - не более 20 тыс. кг. Воздушное судно способно транспортировать боевую нагрузку до 6 тыс. кг. Беспилотник оборудован четырьмя точками подвески. Местом их расположения стали внутренние бомбоотсеки. Дрон способен развивать максимальную скорость 850 км/ч. Рассчитан на преодоление 4-х км дистанций. Показатель боевого радиуса составляет 1200 км.

О российско-израильском проекте

2010-й стал годом подписания между российским военным ведомством и израильской компанией IAI контракта на изготовление беспилотников. Согласно договору, машины собираются на авиастроительных предприятиях РФ. За основу был взят дрон израильского производства Searcher 1992 года выпуска. В России БПЛА был улучшен и переименован в «Форпост». Взлетная масса дрона составляет 400 кг. Показатель дальности полета не превышает 250 км. Для аппарата предусмотрены спутниковая навигационная система и тепловизионные камеры.

Другие модели

С 2007 года разведывательная деятельность осуществляется авиационными моделями БПЛА «Типчак». Стартовая масса воздушного судна составляет 50 кг. Продолжительность полета дрона не превышает двух часов. Для БПЛА предусмотрены обычная и инфракрасная камеры.

В 2009 году российская компания «Транзас» выпустила БПЛА «Дозор-600». Воздушное судно является многоцелевым дроном. Впервые оно было представлено на выставке МАКС-2009. Эксперты считают, что данный беспилотник - это аналог MQ-1В Predator. Однако о точных характеристиках американского БПЛА достоверных сведений нет. В дальнейших планах российских авиаконструкторов оборудовать радиолокационную систему видеокамерой и тепловизором. Также для беспилотника разрабатывается система целеуказаний. Используя «Дозор-600», военные осуществляют разведку и наблюдение в прифронтовых зонах. Информация, указывающая на ударные возможности данного беспилотника, пока отсутствует.

В военной авиации России используются модели БПЛА «Орлан-3М» и «Орлан-10». С помощью данных аппаратов осуществляются: разведка, поисковые работы и целеуказание для залпового огня из артиллерийских орудий. Внешне обе модели «орланов» очень похожи. Небольшие различия заключаются в их взлетной массе и дальности полета. Для старта обоих беспилотников применяется специальная катапульта. Посадка БПЛА выполняется при помощи парашюта.

О новом БПЛА России

Для нужд военных авиастроительной компанией Zala Aero Group была создана новая модель беспилотного летательного аппарата, которая известна как Zala 421-08. Главный руководитель проекта: Захаров А.В. Основная задача БПЛА: осуществлять наблюдение, корректировать залповый огонь из артиллерийских орудий. Кроме того, при помощи беспилотника можно производить оценку ущерба. Как утверждают специалисты, отличительной особенностью данного воздушного судна является возможность выполнять видео- и фотонаблюдение с небольшого удаления. Для дрона применена схема «летающее крыло». Для беспилотника предусмотрены:

  • Планер с автопилотом.
  • Органы управления.
  • Силовая установка.
  • Питающая бортовая система.
  • Съемные блоки, содержащие целевую нагрузку.
  • Система, которая отвечает за посадку с использованием парашюта.

Корпус беспилотника оборудован специальными миниатюрными светодиодными светильниками. Благодаря им беспилотник не теряется в ночное время суток. Для машины также предусмотрена автоматическая парашютная посадка. Видеоканал работает в радиусе 15 км, аудио - 25 км. Беспилотник обладает небольшой продолжительностью полета - всего 80 минут. Размах крыла - 81 см. Показатель максимальной высоты полета составляет 3600 м. Запускается дрон с катапульты. Посадка осуществляется при помощи парашюта или специальной сети. Воздушное судно оборудовано электрическим двигателем тянущего типа. Дрон обладает скоростью от 65 до 130 км/ч. Показатель максимальной взлетной массы составляет 2,5 кг. Эксплуатация беспилотника возможна в температурном режиме от -30 до +40 градусов, а также при максимально допустимой скорости ветра 20 м/с. Летательный аппарат оборудован специальным модулем, с помощью которого сопровождение цели осуществляется автоматически.

Об «Охотнике-Б»

Авиационными конструкторами компаний «Сухой» и «МиГ» ведутся проектировочные работы по изготовлению современной модели БПЛА России. 2017-2020 годы - такие сроки отведены конструкторам для создания воздушного беспилотного судна. В документации дрон значится как «Охотник-Б». В российских СМИ бывшим руководителем Объединенной авиастроительной корпорации заявлялось, что главным разработчиком дрона считается компания «Сухой», а корпорация «МиГ» выступает в данном проекте как соисполнитель. По мнению ведущего российского эксперта в области беспилотных систем Дениса Федутинова, БПЛА внешне ничем не будет отличаться от разведывательно-ударных аппаратов, которые производят США и технологически развитые европейские страны. При изготовлении беспилотника российскими конструкторами была применена схема «летающее крыло». На данный момент более детальной информации о будущем летательном аппарате не имеется. Известно, что «Охотник-Б» будет принадлежать к типу тяжелых дронов, а его летные и боевые характеристики будут максимально приближены к параметрам X-47В, выпускаемого американской компанией Northrop Grumman. Для российского беспилотного судна будут возможны дозвуковые скорости, радиус его действия составит 4 тыс. м. Планируется вооружить «Охотник-Б» разнообразной целевой нагрузкой, в том числе и ударной. Как заявил эксперт, масса нагрузки составит не менее двух тонн. В 2018 году запланированы летные испытания. На вооружение России беспилотник поступит не ранее 2020 года.

О производителях

Компаниями «Геоскан Аэро», Tranzas, Armair и Zala Aero (дочерней фирмой концерна «Калашников») ведутся проектировочные работы по созданию беспилотных воздушных судов для экономического и военного сектора страны.

Разработкой нового российского беспилотника занимаются авиационные специалисты на заводе Туполева. Продукция данных компаний востребована как в военной и промышленной, так и в коммерческой отраслях. При помощи БПЛА, выпущенного Zala Aero, сегодня мониторят трубопроводы, водоемы, государственные границы, заповедники. С использованием дронов проводят оперативно-розыскные мероприятия. Машины, производимые «Геоскан Аэро», применяются преимущественно в коммерческом секторе. С их помощью осуществляются фото- и видеосъемка и доставка заказчику различных товаров.

Еще 20 лет назад Россия была одним из мировых лидеров по разработке беспилотных летательных аппаратов. Только одних воздушных разведчиков Ту-143 в 80-е годы прошлого века было выпущено 950 штук. Был создан знаменитый многоразовый космический корабль «Буран», совершивший свой первый и единственный полет в полностью беспилотном режиме. Не вижу смысла и теперь как-то пасовать в разработке и применении дронов.

Предыстория российских дронов (Ту-141, Ту-143, Ту-243). В середине шестидесятых годов ОКБ Туполева приступило к созданию новых комплексов беспилотной разведки тактического и оперативного назначения. 30 августа 1968 года вышло постановление Совета Министров СССР N 670-241 на разработку нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолета-разведчика «143» (Ту-143). Срок предъявления комплекса на испытания в Постановлении оговаривался: для варианта с оборудованием фоторазведки - 1970 годом, для варианта с оборудованием для телевизионной разведки и для варианта с оборудованием для радиационной разведки - 1972 годом.

Разведывательный БПЛА Ту-143 серийно выпускался в двух вариантах комплектации носовой сменной части: в варианте фоторазведчика с регистрацией информации на борту, в варианте телевизионной разведки с передачей информации по радиоканалу на наземные командные пункты. Кроме того самолет-разведчик мог оборудоваться средствами радиационной разведки с передачей материалов о радиационной обстановке по маршруту полета на землю по радиоканалу. БПЛА Ту-143 представлен на выставке образцов авиационной техники на Центральном аэродроме в Москве и в Музее в Монино (там же можно увидеть и БПЛА Ту-141).

В рамках аэрокосмического салона в подмосковном Жуковском МАКС-2007 в закрытой части экспозиции авиастроительная корпорация «МиГ» показала свой ударный беспилотный комплекс «Скат» - летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло» и внешне очень напоминающий американский бомбардировщик B-2 Spirit или его уменьшенный вариант – морской беспилотный летательный аппарат Х-47В.

«Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми летательными аппаратами действий.

Его максимальная взлетная масса должна составить 10 тонн. Дальность полета - 4 тыс. километров. Скорость полета у земли - не менее 800 км/ч. Он сможет нести две ракеты класса «воздух-поверхность» / «воздух-РЛС» или две корректируемые авиабомбы общей массой не более 1 тонны.

Летательный аппарат выполнен по схеме летающее крыло. Кроме того, в облике конструкции наглядно просматривались известные методики снижения радиолокационной заметности. Так, законцовки крыла параллельны его передней кромке и точно также выполнены обводы задней части аппарата. Над средней частью крыла «Скат» имел фюзеляж характерной формы, плавно сопряженный с несущими поверхностями. Вертикальное оперение не предусматривалось. Как видно из фотоматериалов макета «Ската», управление должно было осуществляться при помощи четырех элевонов, расположенных на консолях и на центроплане. При этом определенные вопросы сразу вызвала управляемость по рысканью: ввиду отсутствия руля направления и однодвигательной схемы БПЛА требовал как-то решить эту проблему. Имеется версия об одиночном отклонении внутренних элевонов для управления по рысканью.

Представленный на выставке МАКС-2007 макет имел следующие габариты: размах крыла в 11,5 метра, длина в 10,25 и стояночная высота в 2,7 м. Относительно массы «Ската» известно лишь то, что его максимальный взлетный вес должен был примерно равняться десяти тоннам. При таких параметрах «Скат» имел неплохие расчетные летные данные. При максимальной скорости до 800 км/ч он мог бы подниматься на высоту до 12 тысяч метров и преодолевать в полете до 4000 километров. Такие летные данные планировалось обеспечить при помощи двухконтурного турбореактивного двигателя РД-5000Б с тягой 5040 кгс. Этот ТРД был создан на базе двигателя РД-93, однако изначально комплектуется специальным плоским соплом, снижающим заметность летательного аппарата в инфракрасном диапазоне. Воздухозаборник двигателя размещался в носовой части фюзеляжа и представлял собой нерегулируемое заборное устройство.

Внутри фюзеляжа характерной формы «Скат» имел два грузоотсека размером 4,4х0,75х0,65 метра. При таких габаритах в грузоотсеках можно было подвешивать управляемые ракеты различных типов, а также корректируемые бомбы. Общая масса боевой нагрузки «Ската» должна была примерно равняться двум тоннам. Во время презентации на салоне МАКС-2007 рядом со «Скатом» находились ракеты Х-31 и корректируемые бомбы КАБ-500. Состав бортового оборудования, подразумевавшегося проектом, не оглашался. Исходя из информации о других проектах такого класса, можно сделать выводы о наличии комплекса навигационного и прицельного оборудования, а также неких возможностей автономных действий.

БПЛА «Дозор-600» (разработка конструкторов компании «Транзас»), также известный под названием «Дозор-3», значительно легче «Ската» или «Прорыва». Его максимальный взлетный вес не превышает 710-720 килограмм. При этом за счет классической аэродинамической компоновки с полноценным фюзеляжем и прямым крылом он имеет примерно такие же габариты, как у «Ската»: размах крыла в двенадцать метров и общую длину в семь. В носовой части «Дозора-600» предусмотрено место для целевой аппаратуры, а в средней устанавливается стабилизированная платформа для наблюдательного оборудования. В хвостовой части беспилотника размещается винтомоторная группа. Ее основа – поршневой двигатель Rotax 914, аналогичный устанавливаемым на израильский БПЛА IAI Heron и американский MQ-1B Predator.

115 лошадиных сил двигателя позволяют беспилотнику «Дозор-600» разгоняться до скорости порядка 210-215 км/ч или совершать длительные полеты с крейсерской скоростью в 120-150 км/ч. При использовании дополнительных топливных баков этот БПЛА способен находиться в воздухе до 24 часов. Таким образом, практическая дальность полета приближается к отметке 3700 километров.

Исходя из характеристик БПЛА «Дозор-600», можно сделать выводы о его предназначении. Сравнительно небольшой взлетный вес не позволяет ему перевозить какое-либо серьезное вооружение, что ограничивает спектр решаемых задач исключительно разведкой. Тем не менее, в ряде источников упоминается возможность установки на «Дозор-600» различного вооружения, общая масса которого не превышает 120-150 килограмм. Из-за этого номенклатура допустимых к применению вооружений ограничена только некоторыми типами управляемых ракет, в частности противотанковых. Примечательно, что при использовании противотанковых управляемых ракет «Дозор-600» в значительной мере становится похожим на американский MQ-1B Predator, как по техническим характеристикам, так и по составу вооружения.

Проект тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата. Разработка темы НИР «Охотник» по изучению возможности создания ударного БПЛА массой до 20 тонн в интересах ВВС России велась или ведется компанией «Сухой» (ОАО «ОКБ Сухого»). Впервые о планах Министерства обороны получить на вооружение ударный БПЛА заявлено на авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 г. Согласно заявлению Михаила Погосяна в августе 2009 г. проектирование нового ударного беспилотного комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений ОКБ Сухого и МиГ (проект «Скат»). СМИ сообщили о заключении контракта на выполнение НИР «Охотник» с компанией «Сухой» 12 июля 2011 г. В августе 2011 г. объединение соответствующих подразделений РСК МиГ и «Сухой» для разработки перспективного ударного БПЛА подтверждено в СМИ, но официальное соглашение между «МиГ» и «Сухой» подписано лишь 25 октября 2012 г.

Техническое задание на ударный БПЛА утверждено Министерством обороны России в первый числах апреля 2012 г. 6 июля 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что компания «Сухой» выбрана ВВС России в качестве головного разработчика. Так же неназванный источник в отрасли сообщает, что ударный БПЛА разработки компании «Сухой» одновременно будет истребителем шестого поколения. По состоянию на середину 2012 г. предполагается, что первый образец ударного БПЛА приступит к испытаниям не ранее 2016 г. Поступление на вооружение ожидается к 2020 г. В 2012 г. в ОАО ВНИИРА проведен отбор патентных материалов по теме ОКР «Охотник», а в перспективе планировалось создание систем навигации захода на посадку и руление тяжелых БПЛА по заданию ОАО Компании «Сухого» (источник).

СМИ сообщают, что первый образец тяжелого ударного БПЛА КБ им.Сухого будет готов в 2018 г.

Боевое применение (а то скажут выставочные экземпляры, советское старьё)

«Впервые в мире, ВС России провели атаку укрепрайона боевиков боевыми дронами. В провинции Латакия, армейские подразделения сирийской армии, при поддержке десантников России и русских боевых дронов, взяли стратегическую высоту 754,5, башню «Сириатель».

Совсем недавно начальник Генштаба ВС РФ генерал Герасимов заявил, что Россия стремится полностью роботизировать сражение, и, возможно, в скором времени мы станем свидетелями того, как роботизированные группы самостоятельно ведут военные действия, и вот это — произошло.

В России в 2013 году принята на вооружение ВДВ новейшая автоматизированная система управления «Андромеда-Д», с помощью которой можно осуществлять оперативное управление смешанной группировкой войск.
Использование новейшего высокотехнологичного оборудования позволяет командованию обеспечить непрерывное управление войсками, выполняющими учебно-боевые задачи на незнакомых полигонах, а командованию ВДВ осуществлять контроль за их действиями, находясь на удалении более 5 тыс. километров от мест дислокации, получая из района учения не только графическую картинку перемещающихся подразделений, но и видеоизображение их действий в режиме реального времени.

Комплекс в зависимости от задач может быть смонтирован на шасси двухосного «КамАЗа», БТР-Д, БМД-2 или БМД-4. Кроме того, учитывая специфику ВДВ, «Андромеда-Д» приспособлена для погрузки в самолет, перелета и десантирования.
Вот эта система, а также боевые дроны были переброшены в Сирию и испытаны в боевых условиях.
В атаке на высоту участвовали шесть роботизированных комплексов «Платформа-М» и четыре комплекса «Арго», атаку дронов поддерживали недавно переброшенные в Сирию самоходные артиллерийские установки (САУ) «Акация», которые могут уничтожать позиции противника навесным огнем.

С воздуха, за полем боя вели разведку беспилотники, передавая информацию в развернутый полевой центр «Андромеда-Д», а также в Москву в Национальный центр управления обороной командного пункта Генерального штаба России.

Боевые роботы, САУ, беспилотники были завязаны на автоматизированную систему управления «Андромеда-Д». Командующий атакой на высоту, в режиме реального времени, руководил боем, операторы боевых дронов, находясь в Москве, вели атаку, каждый видел как свой участок боя, так и всю картину в целом.

Первыми пошли в атаку дроны, приблизившись на 100-120 метров к укреплениям боевиков, они вызвали огонь на себя, а по обнаруженным огневым точкам тут же наносили удары САУ.

За дронами, на расстоянии 150-200 метром наступала сирийская пехота, зачищая высоту.

У боевиков не было не малейшего шанса, все их перемещения контролировали беспилотники, по обнаруженным боевикам наносились артиллерийские удары, буквально через 20 минут после начала атаки боевых дронов, боевики в ужасе бежали, бросая убитых и раненых. На склонах высоты 754,5, насчитали почти 70 убитых боевиков, у сирийских солдат погибших нет, только 4 раненых.»

Классификация и применение

Классификация БПЛА производится в первую очередь по их массе, времени полета и максимальной высоте, на которую они могут подняться. По этим признакам дроны разделяются на микро (не более 10 кг весом, время полета – около одного часа на высоте не более 1 километра), мини (до 50 кг, способны летать несколько часов на высоте от 3х до 5-ти километров), миди (средние – массой до 1 тонны, время полета – 10-12 часов на высоте 9-10 км), и тяжелые (способны подняться на высоту вплоть до 20 км и летать более 24 часов).

БПЛА первых двух категорий используются и разрабатываются, в первую очередь, для гражданских целей. Основной функцией средних и тяжелых дронов является разведка местности и поражение живой силы противника и важных инфраструктурных объектов с воздуха.

Широкое использование подобного рода техники началось в разгаре Холодной войны, когда в ходе Карибского кризиса Соединенные Штаты применяли дистанционно управляемые самолеты-разведчики с целью слежки за размещением советских ракет на Кубе.

Во время войны во Вьетнаме беспилотные летательные аппараты использовались для проведения фоторазведки местности, а также в качестве средства радиоэлектронной борьбы, создавая ложные цели в воздухе. Также свое применение БПЛА нашли в ходе арабо-израильского конфликта, когда в течение войны Судного дня (1973 год) с помощью управляемых дронов было вычислено нахождение сирийских зенитно-ракетных комплексов, сработавших на поражение созданных беспилотниками ложных целей. Вследствие этого сирийская сторона потеряла около двух десятков ЗРК, которые были уничтожены самонаводящимися ракетами, остальные же средства противовоздушной обороны были подавлены помехами.

Также разведывательные БПЛА широко использовались обеими сторонами конфликта во время Войны в Заливе и операциях по поддержанию мира в бывшей Югославии, когда использование беспилотных дронов было санкционировано ООНдля прикрытия Боснии с воздуха и поддержки наземного контингента, что требовало постоянного наличия разведывательных воздушных судов. Современные ударные БПЛА применялись армией США во время войны в Афганистане (с 2001 года) и войны в Ираке.


Военные беспилотники уже не первый год привлекают особое внимнаие, но при этом с ними связано множество заблуждений. В нашем обзоре "десятка" наиболее распространенных заблуждений о военных беспилотных летательных аппаратах.

1. Они называются "дроны"

Почти все военные беспилотные летательные аппараты (БЛА) называют дронами. Использование слова "дрон" для описания сложных систем, созданных для использования на современных полях сражений, - это неправильный жаргонизм, который зачастую может быть оскорбительным для их пилотов (да, у них есть пилоты).

Слово "дрон" подразумевает отсутствие участия со стороны оператора, поэтому этот термин не используется широко в армии. Вне армии слово "дрон" чаще всего ассоциируется с квадрокоптерами, которые используются энтузиастами для проведения различных мероприятий, в том числе гонок, аэрофотосъемки и просто для забавы.

2. БЛА используются в войнах недавно


Многие думают, что БЛА - новая разработка для ведения войны, но на самом деле они впервые были использованы в 19 веке! Когда австрийские войска, напавшие на Италию в 1849 году, приблизились к Венеции, у них было на вооружении 200 воздушных шаров. Эти шары были вооружены бомбами с таймерами. Однако, их использование было не совсем успешным: многие воздушные шары отнесло ветром назад к австрийским позициям, прежде чем они взорвались, и лишь немногие взорвались над целью.

Это был первый пример использования в военных целях беспилотного летательного аппарата. С того времени были разработаны и использованы во время войн дистанционно управляемые самолеты. Пока GPS не стал широко распространенной технологией, большинство из самолетов управлялись дистанционно по радиоканалу. Также по радио отдавался сигнал о сбросе бомб с таких самолетов.

3. Нужно мало людей, чтобы управлять БЛА


Одним из самых больших минусов пилотируемых летательных аппаратов является большое число людей, необходимых для их эксплуатации. Нужен пилот, второй пилот и ряд других членов экипажа, в зависимости от типа транспортного средства. Кроме того, нужен многочисленный обслуживающий персонал (для заправки, технического обслуживания, ремонта, хранения и т. д.). БЛА ничем не отличаются в этом плане.

На самом деле, они требуют большего количества людей, чтобы управлять ими, чем большинство пилотируемых летательных аппаратов. Помимо людей, необходимых для обслуживания самолета и дистанционного управления, необходимы операторы для каждого из датчиков и камер на борту самолета. Для сравнения, для обслуживания истребителя F-16 требуется примерно 100 человек, для беспилотника Predator - 168 человек, а для беспилотника Reaper - 180.

4. БЛА редко разбиваются


Эксплуатация любого военного самолета очень дорогая, и БЛА не отличаются в этом отношении. Одной из главных проблем БЛА является то, что они часто падают... очень часто. Это, конечно, лучше, чем потерять пилотируемый самолет. На самом деле, количество аварий БЛА неуклонно растет с 2004 года, возможно, в связи с увеличением эксплуатационных часов этих аппаратов.

В 2004 году было всего девять аварий, а в 2012 - уже целых 26. Что интересно, лишь немногие крушения являются результатом целенаправленных враждебных действий, а большинство аппаратов падают с неба по неизвестным (или неразглашаемым) причинам.

5. Помехи в связи приводят к крушению


Большинство БЛА использует спутниковую связь. Это означает, что волна по сути очень узким лучом направлена вверх, в сторону спутника, поэтому перехватить ее с земли очень сложно, хотя и не невозможно. Если связь в военном беспилотнике вышла со строя, то он переключается на автопилот до тех пор, пока не сможет восстановить связь со своим оператором. Коммерческие дроны намного дешевле и, как правило, работают с помощью радиосвязи, поэтому связь с ними прервать намного проще.

6. У БЛА короткий рабочий цикл


Это неправильное представление может быть связано с сравнительно коротким сроком сроком пребывания в воздухе коммерческих беспилотных летательных аппаратов (около 15 минут). Основной причиной этого является то, что нужно очень много энергии. Большинство коммерческих беспилотников маленькие и питаются от бортовой батареи. Все военные БЛА несут на борту топливо, как и любое другое воздушное судно.

Из-за этого они могут оставаться в воздухе гораздо дольше, чем их коммерческие аналоги. Predator, который является одним из наиболее используемых БЛА в боевых действиях, имеет время полета в 27 часов, а в 2018 году ожидается модель, которая сможет пребывать в воздухе 40 часов.

7. Любой может управлять дроном (как в игре)


Хотя это может быть правдой, что хороший игрок в симуляторы может стать хорошим оператором БЛА, подобное довольно редко. Большинство беспилотных летательных аппаратов, которые эксплуатируются в армии, являются очень сложными и требуют хорошо обученных и квалифицированных пилотов. Ни одна компьютерная игра не может и далеко приблизиться к тому, что представляет собой настоящий полет.

8. В дронах есть "списки приоритетных целей"


Основной задачей практически всех БЛА является разведка и поддержка. В ходе операций они по существу являются "глазами военных в небе" и используются для обеспечения безопасности персонала, работающего на местах. То есть нельзя сказать, что беспилотные самолеты не вооружены и не используются для поражения целей.

Они делают это, но подобное не является их приоритетной задачей. Никаких "списков целей" у них нет. Для того, чтобы БЛА открыл огонь по любой цели, нужна команда с земли, т. е. решение принимает оператор.

9. Дроны полностью автономны


Как уже было описано выше, практически всем БЛА требуются высококвалифицированные операторы для удаленного их пилотирования и использования их различных систем. Из-за этого они не могут считаться автономными, хотя некоторые полетные операции обрабатываются компьютерами, подобно автопилоту на коммерческих воздушных судах. Хотя, стоит отметить, что в настоящее время ВМС США разрабатывает автономные беспилотные летательные аппараты из-за нехватки пилотов.

10. Все дроны предназначены для атаки


Большинство из 7000 беспилотных летательных аппаратов, эксплуатируемых американскими военными, разработаны и используются для той или иной формы воздушной разведки или наблюдения. Predator не нес на борту вооружения до конфликта с Ираком. Но большинство стран разрабатывают БЛА специально для боевых ролей. В 2013 году Boeing смог модернизировать F-16, в котором обычно используются два пилота, и сделать его полностью беспилотным.

Не за горами то время, когда БПЛ доберутся и на другие планеты. Во всяком случае уже изобрели.