Взаимосвязь сфер общественной жизни. Гмии им

МОСКВА, 7 мар - РИА Новости, Мария Ганиянц. Бюджет российских музеев на 2012 год впервые формировался исходя из выбранной ими схемы финансирования - казенной, автономной или бюджетной. Большинство федеральных музеев выбрали бюджетный вариант, который с одной стороны разрешает заниматься коммерцией, а с другой ставит финансирование в зависимость от госзаказа.

Законные перемены

Закон № 83-ФЗ, в котором прописана новая система финансирования бюджетных учреждений, вступил в силу еще 1 января 2011 года, но предполагал переходный период до 1 июля 2012 года.

Закон предложил три финансовых модели. При казенной государство финансирует музей на100%, но отбирает все, что тот заработает. При автономной музей полностью переходит на коммерческое существование. Бюджетная подразумевает смешенный тип финансирования. Ее-то и выбрали большинство музеев.

Теперь, как пояснили РИА Новости в Минкультуры, в музее могут хоть ресторан открыть, хоть отель, хоть туристическое агентство, надо лишь в уставе прописать деятельность такого рода и получить разрешение у министерства.

Главная перемена по сути в том, что теперь деньги выделяются не на содержание, а на "финансовое обеспечение выполнения задания на оказание государственных услуг", и на "иные цели" - ремонт, закупку оборудования и т.д.

С первым пунктом все более или менее понятно: музеи прикинули, сколько им нужно денег на организацию выставок, реставрацию экспонатов, хранение и пр., отправили заявки в министерство, обратно эти заявки вернулись уже в виде госзадания. А вот на "иные цели", включающие ремонт, техническое оснащение и прочие нужды, в министерском бюджете денег хватило не на всех. Поэтому было принято соломоново решение - дали лишь тем, кто уже начал ремонт или стройку.

Самостоятельность - самостоятельностью, но музеи по-прежнему в первую очередь полагаются на государство. Что понятно, никакой музей, обладающий значительной коллекцией и, не дай бог, историческим зданием, просто не в состоянии существовать без поддержки.

В этом году государство выделило на содержание федеральных музеев (их порядка 60) около 14,3 миллиардов рублей, на 2,2 миллиарда больше, чем в прошлом. Особо повезло Эрмитажу: в честь 200-летнего юбилея ему дали 3,6 миллиарда рублей.

Мировой опыт

В США почти все музеи финансируются частными лицами или компаниями. Поступающие средства аккумулируются в различных фондах, например, эндаументах, позволяющих музею жить на процент от основного капитала.

Это дополнительно защищает музеи от финансовых кризисов. Впрочем, последний кризис 2008 года затронул даже богатейшие музеи США, например Getty, Metropolitan Museum of Art или MoMA, которым в итоге пришлось урезать расходы, музеи же поменьше были вынуждены проводить "деинвентаризации" и продавать работы из коллекций.

В Британии ситуация принципиально иная: правительство полностью финансирует 21 музей - они бесплатны для посещения, большинство остальных получают поддержку из муниципальных источников, и лишь единицы существует исключительно на частные средства. Когда нужно купить какой-то дорогой экспонат в коллекцию, деньги берут у частных лиц, или из фонда Национальной лотереи - тиражи проходят еженедельно, а все средства идут на медицину, образование и музеи.

Ян Блэтчфорд (Ian Blatchford), директор знаменитого лондонского Science Museum, в коллекции которого, среди прочего, ракета Стивенсона и космический модуль "Аполлон-10", рассказал РИА Новости, что бюджет музея 85 миллионов долларов, государство дает около 70%, остальные деньги музей, экспозицию которого можно посмотреть бесплатно, зарабатывает самостоятельно.

"При музее есть торговая фирма, которая управляет магазином, где продается сувенирка и интеллектуальные игрушки - у нас есть лицензия на их производство. Кроме того, иногда мы сдаем помещения музея для проведения различных мероприятий и вечеринок", - .

Он добавляет, что деньги дают и частные спонсоры, среди которых много лондонских банкиров, изучавших физику или математику в университетах, а также много денег выделяет Google, так как в музее большой компьютерный раздел.

Годовой бюджет Amsterdam Museum значительно меньше - всего 9-11 миллионов евро, 80% из этой суммы пока дает государство. Директор по маркетингу Бьерн Стенверс (Bjorn Stenvers), рассказал РИА Новости, что в 2009 году был основан фонд для управления музейной коллекцией, чтобы не зависеть от возможных сокращений госбюджета.

По его словам, хорошо заработать можно на выставках, но, будучи государственным музеем, Amsterdam Museum обязан соблюдать баланс и делать, наряду с коммерческими, много образовательных и социальных проектов. "Деньги приносят и другие источники, например, кино- и телекомпании, которые хотят снимать фильмы и сериалы в интерьерах музея, он-лайн торговля (через сайт можно заказать постеры, майки, и любые сувениры с символикой музея), знаменитый "голубой" голландский фарфор, точные реплики прекрасной посуды, сделанной в XVI веке, и даже чехлы для iphone", - признается Стенверс.

Российские реалии

В России у крупного федерального музея бюджет составляет около 700-800 миллионов рублей - включая то, что удается заработать самостоятельно (это от 5 до 25%) и пожертвования.

Пока главной доходной статьей российских музеев остается продажа билетов. Поэтому музейщики настаивают на том, что сделать посещение основных экспозиций бесплатным - как это заведено в ряде стран - в России пока невозможно. Выставка становится выгодной, если траты на ее организацию музей делит с государством или спонсорами. Ведь, по оценкам экспертов, средняя стоимость организации значимой художественной выставки - порядка 1 миллиона долларов.

Зам директора ГМИИ им Пушкина Елена Каравцева пояснила РИА Новости, что прошлый предъюбилейный год у ГМИИ был отмечен знаковыми привозными выставками Караваджо, Уильяма Блейка, Сальвадора Дали - они оказались прибыльными. Но, постоянно поддерживать такой уровень сменных экспозиций крайне сложно.

В этом году из госбюджета на ГМИИ им. Пушкина выделили 481 миллион рублей, на билетах музей планирует заработать еще 100-120 миллионов. Кроме того, ГМИИ повезло - у него есть попечительский совет, в который входят бизнесмены и крупные чиновники, они выделяют еще 50-55 миллионов рублей.

Больше, чем 20-22% от годового бюджета музей пока заработать не может. Однако, в его планах разработка и выпуск разнообразной сувенирной продукции, развитие интернет-продаж, в фойе уже поставили автоматы по продаже памятных монет. Но на ресторан или турагентство музей пока не замахивается.

У Государственного исторического музея (ГИМ), по словам его директора Алексея Левыкина, нет попечительского совета, но бюджет - один из самых больших: 1 миллиард рублей. "Эти средства идут на капитальный ремонт и реставрацию зданий - мы же самый большой музей, побольше Эрмитажа", - поясняет Левыкин.

Зарабатывает ГИМ пока мало, не больше 100 миллионов рублей в год, но, по словам директора, в музее над этим работают.

Бюджет Русского музея составляет порядка 700-800 миллионов рублей в год - именно столько музей получает на текущую деятельность. Еще порядка 200-250 миллионов рублей музей зарабатывает самостоятельно и получает от донаторов. Например, ежегодный транш от благотворительного фонда "Система" на проведение выставок составляет 30 миллионов рублей.

Фонды целевого капитала

Большие надежды продвинутые музейщики возлагали на эндаументы, или фонды целевого капитала. При такой системе управления средствами основной капитал неотчуждаем, а музей получает лишь проценты. На таком принципе основано финансирование Британского музея, Лувра и MoMA.

"По решению совета учредителей можно тратить маленький процент основного капитала, но если капитал становится меньше установленного уставом, то фонд может быть расформирован, однако деньги даритель назад не получить не может. Музеи, у которых есть эндаументы, считаются более устойчивыми", - рассказывает РИА Новости председатель правления фонда развития Эрмитажа Лариса Зелькова.

В России эндаументны разрешены с 2004 года, но учредили их всего три музея - ГМИИ им Пушкина, Эрмитаж и Петергоф.

Реально же средства переданы в управление компаниям только у последних двух. Причем лишь у Эрмитажа можно всерьез говорить о значительном, с точки зрения возможных дивидендов, размере фонда - он составляет 5 миллионов долларов. По словам директора Фонда ГМИИ Людмилы Кирпичевой, музей хоть и зарегистрировал эндаумент еще в 2008 году, фонд не формирует, так как денег у музея мало и все они нужны на текущие цели.

"Хорошая доходность российского эндаумента - 10% в год. Поэтому основной капитал должен быть очень существенным, чтобы доход от него мог покрыть значительную часть расходов", - объясняет Зелькова из Эрмитажа. Правда пока ее музей от эндаумента ничего не получил - первый доход будет не раньше чем через год. А на серьезные дивиденды можно будет рассчитывать, когда, как обещал глава попечительского совета музея Владимир Потанин, в фонде будет 20-30 миллионов долларов. По словам Зельковой, Эрмитаж разработал целую программу по привлечению дарителей, которая позволит увеличить объем основного капитала.

Привлечь дарителей могли бы налоговые льготы - такая система существует на Западе. Но у нас, по закону, компаниям скидок не делают, а вычеты предусмотрены лишь для частных лиц. Вычет по НДФЛ можно получить на всю сумму благотворительного пожертвования, но сам вычет не может превышать 25 % от годового дохода.

Впрочем, практика показывает, что и маленькие музеи вполне могут обойтись без помощи государства. Например, один из лучших столичных музеев - "Огни Москвы" - еще до всяких реформ стал некоммерческой организацией, находящейся на самофинансировании. По словам директора Натальи Потаповой, бюджет у них - 5-8 миллионов рублей, существует музей за счет продажи билетов. Кроме того, "Огни Москвы" несколько раз выигрывали гранты на организацию выставок.

"Мы арендуем у государства здание XVII века, и госаренда, конечно, ниже коммерческой, но все остальное - наше дело. На ЖКХ, зарплаты, ремонт исторического здания, никто не дает ни копейки", - рассказывает РИА Новости Наталья Потапова.

Но музей маленький, расходы у него, конечно, меньше, чем у владельцев гигантских коллекций. Похоже, пока большие музеи научатся зарабатывать, хотя бы половину от того, что удается их западным коллегам, пройдет немало времени.

Но становиться из хранилищ древностей в современный информационный центр, интерактивное учебное заведение, музеи в России не торопятся. А жаль - социологи утверждают, что информации, полученной в музее, люди доверяют значительно больше, чем сведениям, полученным из газет или по телевизору.

Государственный Русский музей, как и все учреждения культуры в той или иной степени испытывают недостаток в получаемых от государства финансовых средствах и получают доход за счет собственной деятельности.

В общем виде источники финансирования музея можно разделить на две большие группы:

Федеральный бюджет, из которого осуществляется текущее финансирование (Рисунок 9);

И внебюджетные источники, включающие доходы от собственной коммерческой деятельности и средства спонсоров и меценатов, за счёт которых также осуществляется финансирование (Рисунок 10).

Из таблицы 4 видно, что поступления из федерального бюджета больше чем из внебюджетных источников.

Для оценки уровня самофинансирования учреждений культуры используют социальный индекс. Если индекс равен нулю, то организация находится на полном самофинансировании. Чем больше значение социального индекса, тем ниже уровень самофинансирования.

Рис. 9.

Рис. 10.

Таблица 4. Поступления в бюджет музея с 2009 по 2012 год

по плану, руб.

по факту, руб.

по плану, руб.

по факту, руб.

по плану, руб.

по факту, руб.

Поступления из федерального бюджета

Поступления из внебюджетных источников

Социальный индекс был рассчитан для музеев Москвы и Санкт-Петербурга по данным 2007 года.

Расчеты показали, что среди исследуемых музеев самым высоким уровнем самофинансирования обладает Государственный Эрмитаж с самым низким значением социального индекса (2,2). В Эрмитаже в 2007 году 69% всех поступлений составили благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов и бюджетные средства, а 31% входная плата в музей, экскурсионное и лекционное обслуживание, доходы от выездных выставок и коммерческой деятельности.

Относительно большое значение социального индекса (19) принадлежит Русскому музею, 95% поступлений которого в 2007 году составляли бюджетное финансирование, благотворительные взносы и гранты.

Таким образом, социальный индекс Русского музея в 8,6 раз выше индекса Эрмитажа, что на момент 2007 года свидетельствовало о низком уровне его самофинансирования.

При осуществлении деятельности Русский музей использует музейный маркетинг, привлекая ресурсы в двух формах:

Прямой - за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;

Опосредованной - за счет привлечения внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований. Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ.

Обе формы тесно взаимосвязаны: чем выше социальная значимость музея и общественная привлекательность его программ и проектов, тем больше у него возможностей получать средства из «внешних» источников. Маркетинг музея всегда включает два стратегических направления:

Презентацию и продвижение музея и его деятельности;

Презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг.

Одним из источников пополнения доходов музея является продажа права на производство репродукций. Также музей имеют прибыль от сдачи своих помещений в аренду для проведения приемов и мероприятий.

Магазин, предлагающий подарочные и сувенирные изделия, не только приносит доход, но и привлекает посетителей.

Важным элементом сервисной инфраструктуры музея являются кафе и ресторан.

Для Русского музея входная плата (стоимость на входной билет указана в Приложении 2) и членские взносы «друзей музея» составляют самую существенную часть зарабатываемого дохода, и достигает около 30% стоимости содержания музея.

Для таких музейных гигантов, как Русский музей, Эрмитаж, Петергоф, Царское Село, Петропавловская крепость, на долгие годы одним из основных источников дохода будет оставаться входная плата от иностранных туристов. Русский музей, в отличие от большинства перечисленных музеев, по этому показателю далеко не на первом месте. Достаточно большие площади обеспечивают проходимость потока туристов, поэтому необходимо пропагандировать Русскую культуру и стимулировать развитие интереса к ней.

    Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет программу «Меценаты Пушкинского музея». Музей, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний мирового искусства с древнейших времен до наших дней, был создан благодаря активному участию меценатов. С 2014 года Музей вступил в период важнейших и долгожданных перемен, приступив к созданию Музейного городка, задуманного еще Иваном Владимировичем.

    Цветаевым, создателем и первым директором Музея. Проект предполагает создание крупнейшего в России музейного комплекса - нового культурного квартала в центре Москвы, который объединит девять музейных зданий. В результате реализации проекта площадь Музея увеличится более чем в два раза, а количество посетителей превысит три миллиона человек ежегодно. В то же время ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжит активно вести и расширять свою хранительскую и научную деятельность и пополнять собрание, которое насчитывает уже более 670 тысяч предметов.

    Средства, вложенные в строительство Музея и в приобретение коллекций, в большей степени поступали от меценатов. Важную роль в создании Музея сыграл крупный промышленник Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, который в 1897 году приобрел для музея первые оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта (Египетская коллекция - и сегодня лучшая в России). В общей сложности он потратил на нужды Музея около двух миллионов рублей, что составляло две трети всех затрат.

    В наши дни строительство Музейного городка, как и деятельность ГМИИ им. А.С. Пушкина, в основном финансируется государством. Музей также опирается и на другие источники дохода: реализацию билетов, экскурсий, продажу каталогов выставок, изданий по искусству, сувенирной продукции и т. п. Тем не менее, сегодня финансовая поддержка Музея частными лицами и бизнесом имеет жизн



    енно важное значение для реализации гуманитарной миссии и обширных планов Пушкинского музея. Именно поэтому было принято решение о создании новой программы частного финансирования ГМИИ им. А.С. Пушкина «Меценаты Пушкинского музея». Программа предполагает создание сообщества единомышленников, членство в котором даст возможность в полной мере ощутить причастность к деятельности Музея. Это и общение с ведущими искусствоведами и кураторами в России и за рубежом, и посещение музейных запасников, приглашения на выставки, концерты, специальные лекционные программы, арт-путешествия и экскурсии. Все это позволит меценатам ближе узнать мир искусства и содействовать столь нужной и важной для отечественной культуры деятельности одного из крупнейших музеев России.

    Цель новой программы - увеличение доли внебюджетного финансирования Музея за счет расширения круга частных лиц - меценатов. Традиция помощи меценатов Музею никогда не прерывалась. И в наши дни в его Попечительский совет входят представители государственных институтов и крупнейшие фигуры российского бизнеса. Опираясь на значительный опыт финансирования крупнейших музеев мира, Пушкинский музей обращается к более широкому кругу потенциальных меценатов, с предложением присоединиться к сообществу неравнодушных людей, которым небезразлична деятельность Музея.

    Контакты программы «Меценаты Пушкинского музея»:руководитель программы Елена Суховеевараб. +7 499 678 34 [email protected]

По мнению многих специалистов, рост альтернативных источников финансирования социально-культурной сферы может быть обеспечен прежде всего за счет развития меценатства и спонсорства, получившего широкое распространение за рубежом. Е.П. Челышев “Современная культура России: проблемы развития” ж-л “Москва” № 1 1996;

Меценатство - альтруистическая, как правило, «разовая», не рассчитанная на отдачу финансовая или иная материальная помощь, оказываемая в гуманитарных целях. Меценатство в истории русской культуры имеет давние традиции. Достаточно назвать хотя бы знаменитого русского мецената П.М.Третьякова, именем которого названа Третьяковская картинная галерея - одно из лучших собраний отечественной и мировой живописи. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

Спонсорство - вид финансовой поддержки культурных нужд, рассчитанный на получение косвенного эффекта от сделанных вложений (создание положительного «имиджа» фирмы, получение налоговых льгот, приобретение благоприятных условий для размещения рекламы и т.д.). В отличии от меценатства спонсорство в отечественной практике начало развиваться совсем недавно, с переходом к рыночным отношениям. Сегодня практически каждый крупный культурный проект может состоятся лишь при активной спонсорской поддержке. В качестве спонсоров выступают коммерческие фирмы, крупные промышленные и аграрные предприятия, банки.

Основные формы частного финансирования следующие: патронаж корпораций, индивидуальные пожертвования и деловое (коммерческое) финансирование. В первых двух случаях финансирование происходит в виде частных даров без непосредственного расчета на получение взамен прямых или косвенных выгод. При деловом финансировании средства выделяются только при условии получения от субсидируемых учреждений каких-либо определенных услуг, связанных обычно с рекламой, маркетингом и т.д. Распространена также и косвенная поддержка социальной сферы (предоставление помещений, оборудования и т.д.), весьма значительная в денежном выражении. И. Рождественская, С. Шишкин “Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах?”, ж-л “Вопросы экономики” № 1 1996;

Как отмечают представители большого бизнеса, при субсидировании социально-культурной сферы они исходят прежде всего из потребностей собственных компаний, то есть финансируются те виды деятельности, которые прямо или косвенно отвечают их интересам. По данным специально проведенного исследования, 40 % опрошенных фирм в качестве основного мотива отметили “паблисити”, 30 % - рекламу и 30 % - социальную ответственность корпораций. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

На деле вложения в социальную сферу, осуществляемые предприятиями, - форма частного косвенного государственного финансирования данной сферы. В условиях льготного налогообложения владельцы теряют намного меньше средств, чем номинально вкладывают. Поэтому в странах с прогрессивным налогообложением прибыли именно крупным фирмам особенно выгодно тратить деньги на благотворительность. Фактические затраты небольшие, а эффект велик. Справедливости ради следует отметить, что при этом выигрывает не только фирма, но и государство в целом, поскольку недополучение налогов меньше объема средств, направленных на социальные нужды. Кроме того, государство избавляется от забот, связанных с распределением средств и контролем за их использованием.

Каковы же реальные возможности российских предприятий в этой сфере?

Промышленное меценатство как явление предусмотрено в отечественной налоговой системе. При этом созданы определенные льготы для предприятий, имеющих собственные учреждения социальной сферы. В то же время общий объем благотворительных отчислений ограничен (в настоящее время он не должен превышать 5 % от налогооблагаемой прибыли). В 1997 году прибыль предприятий на территории Российской Федерации составила 4,89 трлн. руб., следовательно максимально возможная сумма на благотворительные цели - 97,8 млрд. руб. Таким образом, промышленное меценатство не может существенно улучшить финансовое положение социальной сферы без значительного расширения предоставляемых меценатам льгот, другими словами, без помощи государства. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

Вместе с тем в России еще сохраняется, имеющая место на Западе лишь в немногочисленных крупных компаниях, система ведомственных объектов социально-культурной сферы. Затраты на содержание объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, составил в 1997 году около 700 млрд. руб., или около 15 % прибыли. Эти расходы по своему размеру сравнимы с государственными издержками на аналогичные цели. Поэтому для того, чтобы ослабить давление на бюджет при сохранении существующего уровня социальной защищенности граждан (включая доступность социально-культурных услуг), необходимо срочно разработать систему мер по поддержанию ведомственной сети социальной сферы в условиях массовой приватизации. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

В декабре 1992 года Верховным Советом Российской Федерации установлен новый налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере 1,5 % от объема реализованной продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на территории Российской Федерации. Вместе с тем в нынешних российских условиях, когда почти все предприятия - на картотеке, а свободные средства имеются в основном у коммерческих банков и кредитных учреждений, имеет смысл предусмотреть механизм специального их налогообложения в пользу социально-культурной сферы. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

В период становления рыночной экономики в России не следует ожидать, что предприятия, тем более частные, будут безвозмездно и бескорыстно тратить деньги на социальную сферу. Такие случаи, конечно, возможны, но не как правило, а как исключение. Несмотря на систему льгот для меценатов, говорить о меценатских вложениях как об альтернативном государственному источнике поддержки социально-культурной сферы в России вряд ли возможно.