Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина

Бурылин, Дмитрий Геннадьевич

Род. 1852, ум. 1924. Предприниматель-текстильщик из старинной семьи, занимавшейся ткачеством, купец 2, затем 1 гильдии, потомственный почетный гражданин, известный благотворитель, коллекционер и краевед, создатель и первый директор Ивановского музея. В текстильное производство пришел рано, еще подростком, работал простым рабочим на фабрике деда, а уже в 14 лет вместе со старшим братом взял на себя руководство производством. За годы жизни создал ряд текстильных предприятий ("Товарищество Куваевской ситценабивной мануфактуры" в Иваново-Вознесенске, механическую ситцепечатную фабрику в Иваново, красильно-аппретурную фабрику, крупнейшую в России хлопкоочистительную фабрику и др.). Продукция бурылинских фабрик неоднократно удостаивалась наград на российских и международных выставках. Создатель богатейшего музея в Иваново-Вознесенске (этнографическая, археологическая, нумизматическая, масонская и др. коллекции). После Октябрьской революции и фабрики Б., и музей были национализированы.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Бурылин, Дмитрий Геннадьевич" в других словарях:

    - (1852 1924), русский фабрикант, купец первой гильдии (1899), предприниматель в области текстильной промышленности, потомственный почетный гражданин; коллекционер, краевед. Семейное дело Предки Д.Г. Бурылина были старообрядцами, его дед примкнул к … Энциклопедический словарь

    Бурылин, Дмитрий Геннадьевич Дмитрий Бурылин … Википедия

    Мемориальная доска в честь купца и предпринимателя Дмитрия Бурылина на фасаде краеведческого музея. Дата рождения: 4 (16) февраля 1852 года … Википедия

    Почётный гражданин города Иваново почётное звание города Иваново высший знак отличия лиц, пользующихся уважением и авторитетом, внесших большой общественно значимый вклад в социально экономическое и культурное развитие города,… … Википедия

    Город Иваново Флаг Герб … Википедия

Дмитрий Геннадьевич Бурылин, его добрые дела занимают особое место в истории и в сегодняшней жизни нашего родного города, в немалой степени определяют нынешний духовный и нравственный облик областного центра, его созидательную ауру.

Среди российских промышленников и предпринимателей конца XIX - начала XX века существовало немало ярких личностей, которые выделялись на фоне людей своего круга. Благодаря своей незаурядности, таланту, жару души – эти люди вошли в нашу Отечественную историю. К числу таких людей принадлежал и наш земляк – потомственный почетный гражданин, промышленник, общественный деятель, меценат, собиратель «древностей и редкостей», основатель уникального Музея промышленности и искусства в городе Иваново-Вознесенске, Дмитрий Геннадьевич Бурылин.

По архивным данным, он родился 4 (16) февраля 1852 г. в Вознесенской слободе, вблизи села Иваново, в доме деда Диодора Андреевича Бурылина – купца третьей гильдии. Диодор Андреевич Бурылин был грамотным и, по тем временам, достаточно образованным человеком, любил читать и имел небольшую библиотеку. Он собирал старинные книги церковной печати XVII в., редкие монеты и коллекционные вещи, которые называл сокровищами и бережно хранил в особом помещении своего дома. Внук Дмитрий часто просил показать ему эти собрания, с большим интересом их рассматривал и внимательно слушал рассказы деда о собранных им вещах. Бабушка Евдокия Михайловна, заметив неподдельный интерес внука к старинным предметам, в 1864 году передала Дмитрию все дедовы редкости.

В 1866 г. 14-летний Дмитрий и его 16-летний брат Николай стали, по сути, руководить работой ситценабивной фабрики, построенной Диодором Андреевичем Бурылиным и взяли на себя заботу о сестрах и больных родителях.

Фабричное дело Д.Г. Бурылина крепло, развивалось и приобретало известность. В 1882 году в Москве на Всероссийской промышленно-художественной выставке ему вручили похвальный отзыв о фабричном производстве. Новые планы развития и усовершенствования фабрики осуществлялись им благодаря упорному труду и знанию всех тонкостей текстильного дела.

В 1884 году, когда Дмитрию Геннадьевичу было 32 года, умерла его жена Мария Степановна, урожденная Романова. От этого брака у Д.Г. Бурылина осталось четверо детей. Спустя два года 12 января 1886 года Дмитрий Геннадьевич сочетался вторым браком с Анной Александровной Носковой, дочерью небогатого ярославского торговца сукном. Этот брак оказался счастливым, у Бурылина родилось еще пятеро детей. Благодаря добрейшему сердцу Дмитрия Геннадьевича и мужеству Анны Александровны их семья была удивительно дружной и все в ней любили друг друга. Д.Г. Бурылин был человеком передовых взглядов, не препятствовал высшему образованию дочерей, несмотря на то, что тогда это не было принято, давал каждой из них развиваться по способностям и наклонностям.

По мере своих сил и возможностей Д.Г. Бурылин стремился содействовать в родном городе развитию просвещения, медицины, культуры, помогал в благоустройстве Иваново-Вознесенска. В 1910 году на собственные средства он устроил бульвар на Александровской улице против своего родового дома. Для этого он привез из Риги 224 липки и тысячу кустов боярышника, которые высадили по обе стороны дороги, установил красивые металлические решетки. Д.Г. Бурылин был почетным членом попечительских советов различных учебных заведений, церковноприходских школ, выделяя для них значительные средства и ткани, жертвовал средства на строительство больниц и приютов.

Получив лишь домашнее образование, Д.Г. Бурылин был человеком с удивительно разносторонними интересами. Он очень серьезно занимался историей Иваново-Вознесенска, с огромным почтением относясь к каждой странице прошлого родного города. Именно благодаря Д.Г. Бурылину в городе сохранилась деревянная Успенская церковь, построенная в начале XVII в. в селе Иванове при Покровском монастыре. Заветной, но, к сожалению, нереализованной, осталась мечта Д.Г. Бурылина написать и оставить землякам историю города Иванова-Вознесенска.

Страсть к коллекционированию, любовь к старинным и редким вещам определили цель его жизни – создать музей для всеобщего обозрения, для всех желающих. «Музей – это моя душа, а фабрика источник средств для жизни и его пополнения», - произнес как-то Дмитрий Геннадьевич Бурылин слова, удивительно точно передающие его стремление.

На собирание коллекции Д.Г. Бурылин тратил колоссальные средства. Несмотря на то, что семья часто нуждалась в деньгах, он приобретал произведения живописи, графики, скульптуры, старинные книги, этнографические предметы, различные редкости.

Для пополнения коллекций Дмитрий Геннадьевич выезжал в различные города России. Побывал в Англии, Австрии, Германии, Греции, Египте, Италии, Польше, Турции, Франции, Финляндии, Бельгии, Швейцарии. В этих странах он посещал музеи и антикварные магазины, разыскивал любителей старины и привозил множество ценных предметов быта и искусства. Природный ум и прекрасно развитая интуиция, путешествия по странам мира, живое общение с людьми культуры и искусства сделали Д.Г. Бурылина человеком широкого кругозора.

В 1913 г. Д.Г. Бурылин вместе с женой Анной Александровной побывал в Египте, где приобрел мумию в саркофаге. Осенью 1913 года мумия была благополучно доставлена по железной дороге в Иваново-Вознесенск.

Разнообразны были этнографические коллекции, собранные Д.Г. Бурылиным во время поездок. Самой большой являлась русская коллекция. Здесь были представлены самые разнообразные предметы быта, посуда, утварь, изделия из слоновой кости, одежда, головные уборы, большое собрание русского оружия, огромная коллекция образцов тканей, начиная с ручных набоек XVII – XVIII веков. Истинную музейную ценность представлял отдел Востока. Его гордость – уникальная коллекция предметов буддистского культа – подобной в дореволюционное время не было во всей России. Одним из раритетов собрания Д.Г. Бурылина были универсальные астрономические часы. Очень богатой была нумизматическая коллекция. Еще в 1885 году в ней насчитывалось до ста тысяч монет, орденов и медалей XVI – XX веков из 236 государств.

Одной из самых лучших в России была масонская коллекция. В ней находились редчайшие масонские знаки всех стран, рукописи, символические одежды.

Отличалась богатством и разнообразием коллекция книг и рукописей. Среди них подлинные редкости: издание Ивана Федорова, инкунабулы, большая коллекция Библий на всех европейских языках, считавшаяся лучшей в России.

Одно из самых значительных музейных собраний – текстильный фонд, в котором было представлено большое количество образцов тканей России, Европы, Востока. С конца 1880-х годов Д.Г. Бурылин представлял свои коллекции на многих выставках в Москве, С.-Петербурге, Н. Новгороде. Осенью 1911 года в Москве в здании Российского исторического музея была открыта выставка, посвященная памяти великого писателя Л.Н. Толстого. Д.Г. Бурылин встречался с писателем, вел переписку с ним и с Софьей Андреевной Толстой, направлял в Ясную Поляну ситец и сатин для крестьянских детей. Деятельность Д.Г. Бурылина по сбору памятных предметов, документов о Л.Н. Толстом и популяризации его творчества получила общественное признание. В мае 1917 года Д.Г. Бурылин был единогласно избран действительным членом Толстовского общества.

Одна из первых выставок из собрания редкостей и древностей была организована Д.Г. Бурылиным в Иваново-Вознесенске в апреле 1903 года. Выставка была развернута в 6-ти залах здания женской профессиональной школы. Д.Г. Бурылин показал землякам несколько тысяч экспонатов из своих коллекций. Выставка в промышленном городе стала явлением в провинциальной жизни. Средства, полученные от посетителей, Д.Г. Бурылин передал Шуйскому детскому приюту.

В 1912 году исполнилось 100 лет промышленной и общественной деятельности купеческого рода Бурылиных. Эту дату Д.Г. Бурылин ознаменовал началом строительства специального здания для музея. Городская дума и управа разрешили строительство здания, не возражая и против подземного туннеля, который должен был соединить родовой дом с музеем. 25 августа 1912 года состоялась закладка нового здания по проекту архитектора П.А. Трубникова.

Торжественное открытие музея состоялось 26 декабря 1914 года, но уже с октября 1914 года залы были открыты для организованных посетителей. Часть помещения Д.Г. Бурылин сдал в аренду Иваново-Вознесенской школе рисования – филиалу Санкт-Петербургского центрального училища технического рисования барона Штиглица.

В проекте Устава музея было записано, что его цель – «оказывать содействие развитию местной промышленности путем ознакомления с собранием образцов ситценабивного дела, от первоначальных набоек до новейших товаров, как местного, так и иностранного производства, ознакомление с научными и практическими сведениями по ситценабивному делу; служить искусству, заботясь о сохранении и пополнении собрания памятников русской и иностранной художественной старины и новейших образцов искусства, а также способствовать в обществе любви к искусству путем распространения сведений о нем и его задачах…».

В новом здании Д.Г. Бурылин разместил книгохранилище, отделы греческих, римских и египетских древностей, Дальнего Востока, русской бытовой старины, мануфактурный отдел, картинную галерею. В одном из залов он организовал библиотеку и читальный зал. Создание музея в Иваново-Вознесенске было уникальным делом человека, отдавшего этому всю свою жизнь. В 1896 г. Д.Г. Бурылин в своем завещании написал: «…означенное собрание впоследствии должно быть достоянием нашего родного города Иваново-Вознесенска и никогда не должно быть распродано или расхищено (приобреталось оно с большой нуждой и трудами)». Для пополнения своего собрания и консультаций Д.Г. Бурылин встречался со многими выдающимися личностями: с основателем Музея изящных искусств И.В. Цветаевым, с историками Г.В. Вернадским, В.Е. Тарле, с директором Исторического музея князем Н.С. Щербатовым и другими.

События октября 1917 года круто изменили жизнь Д.Г. Бурылина. В 1919 году фабрику и музей национализировали. В 1924 году Д.Г. Бурылина отстранили от должности главного хранителя и запретили проводить какие-либо занятия в музее. Этот жестокий удар окончательно подорвал здоровье Д.Г. Бурылина.

Потребовались десятилетия, чтобы власти и общественность города осознали значимость личности Д.Г. Бурылина для Ивановского края, уникальность собранных им коллекций.

В 2000 г. Дмитрию Геннадьевичу Бурылину было присвоено звание Почетного гражданина города Иванова, в 2003 году - возрожден коллекционный Музей промышленности и искусства, который обрел имя своего создателя.

26 мая 2007 г. на здании музея установлена мемориальная доска работы московского скульптора Н.Иванова: «Дмитрий Геннадьевич Бурылин (1852 – 1924) – Почетный гражданин г. Иваново, промышленник и меценат, основатель музея».

Список литературы

1. Исторические и биографические сведения предпринимателя

Дми́трий Генна́дьевич Буры́лин - ивановский (иваново-вознесенский) фабрикант, меценат и коллекционер. Видный общественный деятель Иваново-Вознесенска в конце XIX - начале XX века. Старообрядец.

Дмитрий Геннадьевич Бурылин родился в 1852 г. в селе Иванове, а точнее, в Вознесенской слободе, в доме деда Диодора Андреевича Бурылина, купца третьей гильдии. Родословная коренных ивановцев, крепостных крестьян Бурылиных, велась с XVII века. В 1831 г. крепостной графа Шереметева Диодор Бурылин выкупился из крепостной зависимости. В Ведомостях Шуйской городской Думы в числе купцов, объявивших свой капитал на 1836 год, числился и Диодор Бурылин. В 1839 г. Д. Бурылин на свои средства строит Единоверческую церковь в селе Иванове. С 1848 г. он выступал одним из основателей Вознесенского Посада, принимал участие в постройке торговых рядов, Дмитровского моста, в создании Ивановского народного театра. В 1860 г. Диодор Андреевич Бурылин был убит по дороге на Ростовскую ярмарку. Фабрика переходит к его сыну Геннадию Бурылину. В фабричных и торговых делах он испытывает большие затруднения, сокращает производство. В 1879 г. Г. Д. Бурылин умирает, по воспоминанию внучки, "...растратив нажитое отцом состояние и оставив 5 детей без средств". Но к этому трудному периоду жизни были подготовлены его сыновья Николай и Дмитрий, которые принадлежали уже к седьмому поколению Бурылиных. Еще при жизни отца они по существу руководили работой фабрики. А наследство, полученное от отца, делить не стали. Николай Геннадьевич в 1875 г. женился на Н. X. Куваевой, дочери ивановского фабриканта X. И. Куваева, а после смерти родителей жены учредил "Товарищество Куваевской ситценабивной мануфактуры". Дмитрий продолжал дело своего отца, и только спустя 5 лет производство окрепло и стало развиваться. Дмитрий Геннадьевич Бурылин получил "домашнее" образование, но имел большую страсть к учению и всю жизнь учился самостоятельно. По своим способностям он был настоящим русским самородком. Пытливый ум, кипучая энергия, трудолюбие и инициатива были главными движущими силами его деятельности. В результате, в 1909 г. в Иваново-Вознесенске создается "Товарищество мануфактур Д. Г Бурылина" и "Товарищество Шуйско-Егорьевской мануфактуры". Учредителем и основателем их был Д. Г. Бурылин. Руководя таким громадным торгово-промышленным делом, он принимал активнейшее участие в общественной жизни Иваново-Вознесенска и в различных научных обществах Москвы и Санкт-Петербурга. Его общественная деятельность была направлена на оказание помощи в благоустройстве родного города, на организацию благотворительных акций. Заботясь о просвещении ивановцев, он организовал в своем доме четырехклассное училище, попечителем которого был долгие годы. Своих собственных девятерых детей Дмитрий Геннадьевич воспитывал в труде и сделал все возможное, чтобы дать им образование. Все дети стали настоящими людьми, достойными своего отца.

С 14 лет вместе со своим братом Николаем руководил работой ситценабивной фабрики, доставшейся в наследство от деда.В 1919 году фабрики и музей Бурылина были национализированы. Его музей переименовали в Иваново-Вознесенский городской музей, а самого Бурылина оставили в нём, по предложению Михаила Фрунзе, главным хранителем. Усадьбу Бурылину так и не возвратили. Более того, ложно обвинили его в сокрытии и расхищении музейных ценностей и в 1924 году отстранили от должности музейного хранителя.

сентября 1924 года Бурылин скончался. Первоначально он был похоронен на Благовещенском кладбище при Благовещенской церкви, но в 1969 году перезахоронен на кладбище "Балино".

Сейчас имя Бурылина носит краеведческий музей, на котором установлена мемориальная доска в честь основателя музея.

2. Вид предпринимательской деятельности

В 1876 Дмитрий Геннадьевич Бурылин вступил в купцы 2 гильдии. В 1877 он женился на дочери Шуйского лесопромышленника С. В. Романова Марии Степановне. В том же году Д. Бурылин строит на месте семейной деревянной фабрики-заварки каменную, а рядом - двухэтажное здание красильно-набивной фабрики. В 1870 Дмитрий Геннадьевич приобрел большой участок земли на Александровской ул. Часть его предназначалась для нового здания реального училища (сейчас в нем размещаются областной художественный музей и химико-технологический техникум), а ближе к Уводи в 1860 были построены 2 каменных двухэтажных корпуса механической ситцепечатной фабрики (ныне корпус Ивановского государственного университета). Фабрика имела паровое отопление, освещалась керосиновыми лампами; вырабатывала ластик, миткаль, саржу, жаккардовые ткани. Товар сбывался в Москве и на различных ярмарках. В 1882 у Бурылина появилось новое имение в центре Иваново-Вознесенска, возле Крестовоздвиженской церкви (ныне пл. Революции). Здесь находилась каменная красильно-аппретурная фабрика. К 1890 на фабрике работало более 500 человек. Сам хозяин получал жалования 6 тысяч руб. в год (средняя зарплата мужчин на его фабрике - 15 руб. в месяц, женщин и детей - 6 руб.).

В 1893 Д. Г. Бурылин решил освоить хлопкоочистительное производство. В 1895 рядом с ткацкой фабрикой на Вознесенской ул. он оборудовал хлопкоочистительную, способную обрабатывать до 60 000 пудов х/б концов. (Перед ее строительством Дмитрий Геннадьевич ездил в Англию, чтобы познакомиться с новым для него делом.) По объему производства фабрика стала самой крупной в России. Вся выработанная продукция поставлялась на пороховые заводы военно-сухопутного и военно-морского ведомств. Изделия фабрик Бурылина получали золотые и серебряные награды на международных и всероссийских выставках: Москва (1882) - похвальный отзыв, Чикаго (1884) - бронзовая медаль и диплом, Ныо-Орлеан (1885) - золотая медаль, Екатеринбург (1886) - серебряная медаль, Москва (1891) - золотая медаль, Париж (1894) - золотая медаль, Новгород (1896) - серебряная медаль, Париж (1897) - золотая медаль.

Дмитрий Геннадьевич трижды встречался с императором Николаем II (1896, 1912 и 1913 гг.). Он был представлен Его Императорскому Величеству, удостоился беседы по поводу его (Бурылина) коллекций старинных ситцев, первоначальной в России выработки, которые государь с семейством осматривал. В юбилейные дни Отечественной войны 1812 г. Д. Г. Бурылин поднес на выставке музея 1812 г. дочерям императора шелковые платки, сработанные на его фабрике по редчайшему оригиналу-гравюре эпохи 1812 года.

Особые доходы Бурылиным принесли поставки необходимых товаров в годы русско-японской войны. Большим спросом пользовались х/б концы, вата, марля, шелковые ткани для зарядов артиллерийских картузов. В 1906 и 1908 гг. в собственности Д. Бурылина оказались еще две фабрики - одна в Иваново-Вознесенске, другая - в Шуйском уезде. В марте 1909 был утвержден устав "Товарищества мануфактур Д. Г. Бурылина", Учредитель - купец I гильдии (с 1899), потомственный почетный гражданин Д. Г. Бурылин. Основной капитал - 750 тыс. руб. В 1909 продукция Товарищества была удостоена золотой медали (на выставке в Казани). С 1912 Товарищество - предприятие с миллионными оборотами.

В 1876 году вступил во Вторую купеческую гильдию. В том же году построил каменное здание красильно-набивной мастерской.

В 1899 году стал купцом Первой гильдии.

В 1909 году основал "Товарищество мануфактур Д.Г.Бурылина в Иваново-Вознесенске" с капиталом в полмиллиона рублей и "Товарищество Шуйско-Егорьевской мануфактуры".

3. Благотворительность (меценатская деятельность)

предприниматель бурылин меценат благотворительность

В течение 28 лет избирался гласным городской думы. Занимал различные общественные должности в городских и общественных учреждениях.

году получил звание Потомственного Почётного гражданина города Иванова-Вознесенска.

Всю свою жизнь Дмитрий Бурылин собирал коллекцию редкостей и древностей, которая позже стала основой для музея.

Страсть к коллекционированию досталась Бурылину, как и фабрики, от деда. В 1864 году бабушка Евдокия Михайловна передала Дмитрию Бурылину всю коллекцию деда - старинные книги, монеты, редкие вещи... Доставшуюся ему в наследство коллекцию Бурылин стал преумножать, выкупая редкие вещи у известных музейщиков и коллекционеров. Для поиска редких вещей Бурылин не раз выезжал за пределы страны - в Германию, Англию, Турцию, Египет, Грецию, Италию, Францию, Финляндию, Бельгию.

В апреле 1903 года коллекция Бурылина впервые была показана публике в здании женской профессиональной школы.

В 1913 году Бурылин привёз из Египта древнюю мумию, которая сейчас является экспонатом Ивановского художественного музея (древнеегипетский саркофаг XXI династии).

В 1912-1915 годах Бурылин для своей коллекции выстроил здание музея, которое вскоре перешло в собственность города. О нём Бурылин говорил: "Музей - это моя душа, а фабрика - источник средств для жизни и его пополнения".

Всё собранное Дмитрием Бурылиным состояло из следующих самостоятельных коллекций:

Археологическая коллекция

Этнографическая коллекция

Нумизматическая коллекция

Коллекция курительных трубок

Коллекция чернильниц

Коллекция игральных карт

Коллекция одежды

Коллекция женских украшений

Коллекция икон

Коллекция редких книг

Коллекция часов

Коллекция картин и гравюр

Помимо этих коллекций Бурылин собрал также так называемую "масонскую коллекцию", в которой были масонские з

Мы знаем немало имен российских меценатов конца XIX – начала XX века, но в основном столичных. Однако бескорыстные благотворители и меценаты были повсюду. Помню, еще в советские времена я слышал в Иванове легенды об основателе главного местного музея Дмитрии Геннадьевиче Бурылине. Книг и вообще публикаций о нем тогда не было, власти не хотели популяризировать личность выдающегося мецената-фабриканта. Вот и передавались из уст в уста рассказы, частью правдивые, частью фантастические. Толковали о подземном ходе между домом Бурылина и музеем; о египетской мумии, которую по заданию Бурылина тайно вывез из Египта какой-то студент, чуть ли не под койкой в каюте, а потом скончался от загадочной болезни; о спрятанных где-то бурылинских сокровищах. Не все о нем известно до сих пор.

Дедовская закваска

22 февраля 1860 года Диодор Бурылин вез знаменитые ивановские ситцы на ярмарку в Ростов. Густые леса обступали дорогу. Скрипели полозья саней. Обоз с натугой взбирался в гору. Впереди ехал хозяин в легких санях, на подъемах он намного опережал обоз и скрывался из виду за горой. Стар уже был Диодор Андреевич по ярмаркам мотаться, за семьдесят перевалило, да что ж поделаешь? На сына Геннадия давно надежды не было, а внуки еще малы. Старообрядцы Бурылины из села Иванова Шуйского уезда были крепостными графа Шереметьева и с давних пор занимались ткачеством. Потом освоили набойный промысел, то есть «набивали» рисунок с резной доски на льняной холст, затем и на хлопчатобумажную ткань. Диодор смолоду все умел делать сам – работал и набойщиком, и резчиком, и красковаром, сам изобретал «красочные секреты». После московского пожара 1812 года, когда сгорели почти все мануфактуры, дела ивановских набойщиков пошли в гору. Ситец был тогда материалом новым, модным, а узоры радовали глаз. Из ситца шили одежду люди всех сословий, он употреблялся на платки и скатерти, шел и на мебельную обивку. Его закупали и дворяне, особенно для восстановления усадеб после наполеоновского нашествия. Село Иваново и Вознесенский Посад постепенно превращались в «русский Манчестер» – будущий город Иваново-Вознесенск. Диодор Бурылин построил каменную ситценабивную фабрику, затем и заварку – производство красок. Доходы росли, и в 1831 году крепостной мужик Бурылин получил, наконец, вольную от графа Шереметьева – выкупил себя с семьей за огромные по тем временам деньги, свыше 20 тысяч рублей! «Русский Манчестер» поднялся на раскольничьей закваске. Все почти «ситцевые короли» были староверами, да и многие рабочие на их фабриках крестились двумя перстами. Позднее фабриканты строили для них добротные общежития, открывали дешевые столовые, предоставляли разные льготы. Православные не всегда выдерживали конкуренцию с раскольниками. Трудолюбие старообрядцев тесно переплеталось с их убеждениями: они верили, что Божью благодать можно заслужить добросовестным трудом, он признавался священной обязанностью человека, сотрудничеством Богу, вечному Творцу. Кроме того, староверы в подавляющем большинстве не курили и в рот не брали хмельного. В промышленно развитых районах раскольники прекрасно вписывались в индустриальное общество, зачастую и лидировали во многих отношениях.


Диодор Андреевич совершенствовал производство, сбывал товар на ярмарках в разных городах и в самой Москве. Росли бурылинские капиталы, появился у него каменный дом с садом. Но не только о выгоде радел Диодор – он принимал участие в создании народного театра, вместе с другими купцами и промышленниками выстроил Единоверческую Благовещенскую церковь (своего рода уния старообрядчества и православия). Позднее пристроил рядом с церковью богадельню для престарелых бедняков и полностью содержал их. В своем сословии купцов и промышленников Диодор Андреевич был выдающимся человеком: имел небольшую библиотеку, выписывал газеты и журналы, собирал старинные книги и другие редкости. Если и была страсть у этого старообрядца, так это коллекционирование. И он с удовлетворением замечал, как горят глаза у внука Дмитрия при виде собранных им древностей. А вот сын… Кутежи, скандалы, долги. Лодырь и гуляка – такая редкость в старообрядческой семье! Геннадий сам уже отец пятерых дочерей и двоих сыновей, а вот поди ж ты! Видно, утомился Господь на Бурылиных - тружениках и решил отдохнуть на Геннадии. На внуков одна надежда, мальчишки славные: Николаю шестнадцать, Дмитрию четырнадцать, а оба уже работают на фабрике простыми набойщиками. Как он, с азов дело постигают. Для них бы капитал сберечь… Диодор Андреевич крепче обнял ларец с деньгами и ценными бумагами и уснул под скрип полозьев и мерный звон бубенцов. Он не видел, как на дорогу из-за сугроба выскочили разбойники. Один схватил лошадей под уздцы, другой свалил ямщика ударом дубины. Атаман рванул ларец из рук седока, да не тут-то было – старик держал его цепко. Просвистел разбойничий кистень, гирька ударила в седой висок… Когда подоспели обозники, Диодор Андреевич Бурылин был уже мертв.

Последнее наставление

Кроме обычного завещания, дед оставил потомкам наставление. Внук часто перечитывал его и всегда со слезами на глазах. «Жить не от нас зависит, а хорошо жить от нас зависит», – писал дед. И пояснял, что означает «хорошо жить»: «Познания свои должно употреблять на истинную пользу и благо своих ближних и Отечества. Доверчивость качество благородное и великодушное, существует в одних чистых душах. Доверчивые люди бывают иногда обмануты, но те, кои проводят жизнь в недоверчивости, находятся беспрестанно в жалостном состоянии. Надежда на Бога есть лучшая подпора в жизни. Несчастия научают нас благоразумию». Дмитрий Бурылин всю жизнь следовал дедовским заветам. И вот он уже сам в возрасте деда Диодора. Он доверял людям, сделал им много добра. Его часто обманывали – и люди, и судьба. Бурылин, бывало, гневался, однако был отходчив, всем прощал. Но теперь он кругом обманут. Его фабрики теперь ему не принадлежат. Его город теперь для него чужой, непонятный, жестокий. Он чувствовал, что скоро и в созданный им музей будет входить по билетику, как обычный посетитель. Бурылин всегда был некрепкого здоровья, несколько раз писал «духовную», то есть завещание, так что мысли о смерти стали для него привычными. «Жить не от нас зависит», – помнил он. Ныне ему предстояло подготовиться к загробной жизни, «где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Он все чаще останавливался у саркофага с египетской мумией, перебирал знаки масонских лож, вчитывался в тексты старопечатных церковных книг и в древние рукописи. Решение пришло само собою…

Три дороги к храму

В судьбе Дмитрия Геннадьевича Бурылина тесно переплелись три вида деятельности. Он был крупным промышленником. Он был щедрым благотворителем и горячим патриотом своей малой родины Иваново- Вознесенска. Но больше всего он известен как коллекционер и меценат. При этом, в отличие от большинства меценатов, он не просто инвестировал, как теперь говорят, в культуру, но и сам осуществлял свои проекты: организовывал выставки, строил музей. «Музей – это моя душа, а фабрика – источник средств для жизни и его пополнения», – говорил Бурылин. Именно Дмитрию досталась собранная дедом коллекция. Но надо было в первую очередь позаботиться об источнике, который после краткого хозяйствования отца, непутевого Геннадия Диодоровича, почти иссяк. Молодые, инициативные братья Николай и Дмитрий принялись спасать родовое дело. Поначалу старший брат Николай управлял ситценабивной фабрикой, а Дмитрий – заваркой, производившей краски. Но вскоре Николай женился на дочери крупнейшего ивановского фабриканта Куваева и стал совладельцем и управляющим еще более мощного предприятия. С этих пор в руках Дмитрия сосредоточилось все бурылинское дело. Он непрерывно строил и переоснащал производство, брал в аренду и выкупал новые фабрики. Наконец он построил и оснастил современным оборудованием ткацкую фабрику, замкнув тем самым полный цикл производства и окрашивания тканей. Техника ручной набойки тканей сменилась печатными машинами. И тем не менее, дело иногда было на грани краха: в 1880 году взорвался котел на красильной фабрике, возник пожар, почти полностью уничтоживший ее; через десять лет сгорела новая текстильная фабрика; еще через пять произошел взрыв и пожар на хлопкоочистительной фабрике. Несмотря на огромные убытки, Бурылин вновь отстраивал и оснащал производства, осваивал изготовление новых видов тканей, в том числе трикотажа и шелка. Изделия его фабрик постоянно получали золотые и серебряные медали на всероссийских и международных выставках.

Условия работы на бурылинских фабриках были не лучше и не хуже, чем на других иваново-вознесенских мануфактурах. На работу принимали с 15 лет, рабочий день для всех был 13 часов, зарплата для мужчин колебалась от 8 до 15 рублей в месяц, для женщин и детей – 6 рублей. В числе первых промышленников Бурылин понял выгоду военных поставок и начал производить хлопчатобумажное сырье для пороховых заводов, шелк для артиллерийских зарядных картузов, марлю и вату длягоспиталей. После окончания русско-японской войны прибыли фабрик Бурылина значительно сократились, усиливалась конкуренция с другими иваново-вознесенскими текстильщиками. Бурылин объединил семейные средства и в 1909 году создал «Товарищество мануфактур Д.Г. Бурылина» с основным капиталом 750 тысяч рублей. Дмитрий Геннадьевич передал в собственность Товарищества не только фабрики, но и приобретенные в разное время дома и участки земли в городе и за его пределами. Естественно, он стал и учредителем, и председателем совета директоров Товарищества. Незадолго до Первой мировой войны основной капитал Товарищества составлял уже полтора миллиона рублей, а годовая производительность – два с половиной миллиона. Рост впечатляющий, но при этом Д.Г.Бурылин был далеко не самым богатым фабрикантом Иваново-Вознесенска. Товарищество Ивана Горелина с сыновьями, например, превосходило бурылинское в три раза по основному капиталу и в шесть раз по годовой производительности. Однако никто так много не отдавал на благоустройство города, на помощь нуждающимся, на духовные потребности сограждан, как Дмитрий Бурылин.

Надеждой Харлампиевной прославились благотворительностью, построенная ими Куваевская больница была в числе лучших в провинции. Супруги первыми стали почетными гражданами города из купеческого сословия, а Надежда Харлампиевна к тому же первой среди женщин удостоилась такого звания. Двадцать восемь лет подряд Дмитрий Геннадьевич Бурылин избирался гласным городской думы Иваново-Вознесенска, был попечителем больниц, училищ и гимназий – вплоть до сельской церковно-приходской школы. И не только попечительствовал, но и постоянно жертвовал немалые средства. Не отказывал и единичным просителям – художникам, ученым и вовсе незнакомым людям. Вот запись Бурылина1915 года: «Пожертвовано разным лицам –2065 рублей». Доверие к нему было столь велико, что его просили быть душеприказчиком, заведовать наследственными капиталами, осуществлять опеку над сиротами. Всего он занимал различные должности в 57 городских и общественных учреждениях. Один, на собственные средства устроил в центре города бульвар, где по воскре сеньям играл духовой оркестр. Был одним из спонсоров и попечителей нового реального училища. Благодаря хлопотам Бурылина сохранилась деревянная Успенская церковь, построенная еще в XVII веке, которую городские власти захотели снести. Перенос церкви на другое место, ее реставрация и строительство школы при ней – все это было сделано на средства Бурылина. Д.Г. Бурылин первым начал собирать материалы по истории Иваново-Вознесенска и развитию местной про мышленности. Он мечтал издать книгу о родном городе. Заключил договор с учеными разных специальностей, выплатил авансы, предоставил редкие материалы, но… Только историк Токмаков усердно трудился, остальные коллеги не выполнили своих обязательств. Книга так и не была издана. И все равно, Бурылин безотказно знакомил всех интересующихся со своей коллекцией, предоставлял печатные материалы. Многие пользовались полученными у него сведениями, но мало кто упоминал источник.

Первая мумия

Дмитрий Геннадьевич Бурылин не получил образования, кроме уроков домашних учителей. Но его огромная любознательность, природный ум и интуиция помогли ему разбираться в истории, археологии, искусствоведении – не по учебникам, а, так сказать, на практике. Ему все было интересно, поэтому его собрание составилось из множества коллекций: этнография, живопись и скульптура, прикладное искусство, оружие, монеты и медали, старинные книги и рукописи. В каждой были и подлинные шедевры; некоторые из коллекций – например, масонская и, разумеется, текстильная– уникальны в целом. Бурылина еще при жизни упрекали за такое разнообразие интересов, зато потомки должны быть ему благодарны: он создал «музей обо всем», что особенно важно для провинциального города, где музеев не так много, как в столице. Он собирал свои коллекции и в России, и за границей: побывал почти во всех странах Европы, в Турции и Египте. Там, в Каирском археологическом музее он и приобрел мумию в саркофаге. Оформление сделки и доставка мумии были поручены гиду и переводчику в этой поездке – студенту Киевского университета Александру Левину. Вопреки расхожим легендам, приобретение и транспортировка мумии были осуществлены законным путем, хотя и с большими трудностями. Но сам экспонат был настолько экзотичным, что породил множество домыслов. В то время это была единственная египетская мумия, доставленная в Россию. Для пополнения собрания и консультаций Бурылин встречался и переписывался с выдающимися личностями, например с директором Исторического музея князем Н.С.Щербатовым, с меценатом и владельцем литературно-театрального музея А.А.Бахрушиным, с основателем Музея изящных искусств в Москве профессором И.В.Цветаевым, с историками Г.В.Вернадским и В.Е.Тарле. Позже он советовался с Л.Н.Толстым об устройстве читальни в Иваново-Вознесенске, не раз посылал в Ясную Поляну ткани для бедных детей. В отличие от многих собирателей, которые занимаются коллекционированием «для души», но исключительно собственной, Бурылин изначально собирал свой будущий музей для всех. Еще в 1896 году он завещал свое собрание родному городу: «Означенное собрание впоследствии должно быть достоянием города Иваново-Вознесенска и никогда не должно быть распродано или расхищено (приобреталось оно с большой нуждой и трудами)». Последние слова – не преувеличение, домочадцы Бурылина действительно порой затягивали пояса из-за очередного приобретения отца. Он даже просил у родных прощения за свои непомерные расходы, устно и в завещаниях, но, слава богу, семья разделяла благородные устремления Дмитрия Геннадьевича.

Поначалу экспонаты хранились в подвале его большого дома. С 1887 года Дмитрий Геннадьевич начал принимать участие в различных выставках: в Москве, Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде, в Чикаго. Трижды на его выставках побывал император Николай II и с похвалой отозвался о деятельности иваново-вознесенского мецената. Проходили выставки и в родном городе, интерес к ним был такой большой, что Бурылин открыл для посещения подвал собственного дома. Разумеется, помещение было не приспособлено для музейных целей. Дмитрий Геннадьевич решил строить здание музея – на собственном участке земли, напротив своего дома. Дом и музей, действительно, соединил подземный переход, он не был причудой хозяина, это было чисто практическое решение. Торжественное открытие музея состоялось 26 декабря 1914 года. Было произнесено немало торжественных речей, прозвучало много горячих благодарностей. Но –музей открылся для посетителей, и Бурылин остался один на один со всеми музейными трудностями и, как прежде, с огромными тратами. С одной стороны, его труды были оценены по достоинству: он стал потомственным почетным гражданином города, получил золотые и серебряные медали, орден святого Станислава 2-й степени. Однако помощников как не было, так и не появилось. Только «вечный студент» Тарабукин самоотверженно трудился рядом с Бурылиным с 1892 года, пока его не призвали на Первую мировую войну, а в 1915 году он погиб.

Награда от большевиков

Бурылины не вмешивались в политику. Потомки раскольников уже давно не были оппозиционной силой, но и любить власть им было не за что. Все, чего они добились, было нажито своим трудом, не благодаря, а часто вопреки существовавшим порядкам. Большинство фабрикантов-старообрядцев терпимо относились к рабочему движению: они признавали право трудящихся обсуждать и отстаивать свои интересы. А ведь в то время в России даже профсоюзы были запрещены. Забастовок и стачек фабриканты не одобряли, но и к властям не обращались, старались сами договариваться миром. Может быть, эти исключительные для России отношения между хозяевами и рабочими стали питательной средой для возникновения первых Советов

Музей Бурылина Иваново

Проект герба Иваново-Вознесенска.

В недавнем очерке о поэте Николае Рубцове («Совершенно секретно, №2) я писал, что русское представление о смерти сродни древнеегипетскому: важно, чтобы что-то осталось – тело, гроб, могила, крест: тогда возможна иная жизнь. Я тогда не предполагал, что найду подтверждение этому в судьбе Бурылина. Благотворитель и меценат, так много сделавший для своего города и земляков и потерявший все, рассчитывал только на посмертное воздаяние. Но, обманутый и оклеветанный, мог ли он рассчитывать, что не будут разграблены и осквернены его могила, гроб, тело? Ивановский ученый А.М.Беневоленский считал, что в последние годы жизни Д.Г.Бурылин всерьез интересовался способами сохранения тела нетленным. Беневоленский был первым исследователем египетской мумии, хранящейся в музее, переписывался с дочерью Д.Г.Бурылина и будто нашел подтверждение такой версии. Однажды из глухого сибирского села Бурылину привезли гроб-колоду, своего рода саркофаг, выстеленный травами, на них лежала мумия – это была женщина, явно славянка. Доставивший мумию человек рассказал, что в их краях есть люди, знающие секрет «нетленности». Вскоре к Бурылину приехали два сивых мужика, они привезли колоду из ствола сибирской лиственницы и травы. Они готовили для Бурылина особые травяные отвары, старик пил их и почти ничего не ел. В последние дни он словно светился изнутри. Мужики вырыли в тайном месте глубокую, как колодец, могилу. Туда и опустили две колоды – одну с умершим Д.Г. Бурылиным, другую с мумией славянки.

А кого же похоронили на кладбище? Давний друг нашей семьи, известный ученый и писатель Станислав Григорьевич Смирнов, не раз встречался и подолгу беседовал с бывшим чекистом А.Х. Медниковым. Он признался, что слухи о «бурылинских миллионах» не давали ему покоя. И он почему-то решил, что Бурылин унес с собой в могилу бриллианты – проглотил или спрятал в гробу. Чекист добился эксгумации. Когда же колоду вскрыли, обнаружили не бриллианты для диктатуры пролетариата, а тряпичную куклу вместо трупа. Правда, нет ли? Если правда, то всеми обманутый Бурылин на этот раз обманул всех, кроме самых близких, посвященных в его тайный замысел. Бесспорно одно: жизнь Бурылина продолжается в жизни его музея. В ней тоже были невосполнимые потери. Некоторые экспонаты утрачены, другие уничтожены, как, например, бронзовые бюсты российских императоров. Часть коллекций была отправлена в другие музеи: масонская– в Эрмитаж, восточная – в московский Музей искусств народов Востока, античная – в музеи Крыма, разрушенные и разграбленные нацистами во время войны. Все это обеднило бурылинский музей, но не умалило его огромного культурного значения. Наконец, и знаменитая мумия вместе со всей египетской коллекцией были переданы в Художественный музей города Иваново. Исследования мумии на этом прекратились. Достоверно было установлено лишь, что это мумия египтянки. Однако сотрудники музея рассказывают, что на самом деле Д.Г.Бурылин приобрел и вывез из Египта две мумии, одна была в хорошем состоянии, пригодном для экспонирования, другая значительно хуже. Ее спрятали в специальном хранилище, вход со временем был замурован. Эта тайна еще ждет своего исследователя.

Искатели - Мумия из Иваново!

Прошли десятилетия, и музей вернул себе имя создателя, теперь это Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г.Бурылина. В вестибюле посетитель вновь может прочесть памятную надпись, сделанную в 1915 году. Музей промышленности и искусства собран i е древностей и редкостей Построенъ Дмитр i ем Геннадьевичемъ Бурылинымъ для общаго пользован i я в память его дедушки Диодора Андреевича Бурылина По правде говоря, следовало бы вернуть музею экспонаты и целые коллекции, розданные по произволу чиновников в другие музеи. Эрмитаж и московские музеи не обеднеют, музеи Крыма давно восстановлены и пополнились собственными археологическими редкостями, а целостность собрания Д.Г.Бурылина будет восстановлена. Если мы настойчиво требуем Источники -


Исторические и биографические сведения предпринимателя

Дми́трий Генна́дьевич Буры́лин - ивановский (иваново-вознесенский) фабрикант, меценат и коллекционер. Видный общественный деятель Иваново-Вознесенска в конце XIX - начале XX века. Старообрядец.

Дмитрий Геннадьевич Бурылин родился в 1852 г. в селе Иванове, а точнее, в Вознесенской слободе, в доме деда Диодора Андреевича Бурылина, купца третьей гильдии. Родословная коренных ивановцев, крепостных крестьян Бурылиных, велась с XVII века. В 1831 г. крепостной графа Шереметева Диодор Бурылин выкупился из крепостной зависимости. В Ведомостях Шуйской городской Думы в числе купцов, объявивших свой капитал на 1836 год, числился и Диодор Бурылин. В 1839 г. Д. Бурылин на свои средства строит Единоверческую церковь в селе Иванове. С 1848 г. он выступал одним из основателей Вознесенского Посада, принимал участие в постройке торговых рядов, Дмитровского моста, в создании Ивановского народного театра. В 1860 г. Диодор Андреевич Бурылин был убит по дороге на Ростовскую ярмарку. Фабрика переходит к его сыну Геннадию Бурылину. В фабричных и торговых делах он испытывает большие затруднения, сокращает производство. В 1879 г. Г. Д. Бурылин умирает, по воспоминанию внучки, "...растратив нажитое отцом состояние и оставив 5 детей без средств". Но к этому трудному периоду жизни были подготовлены его сыновья Николай и Дмитрий, которые принадлежали уже к седьмому поколению Бурылиных. Еще при жизни отца они по существу руководили работой фабрики. А наследство, полученное от отца, делить не стали.

Николай Геннадьевич в 1875 г. женился на Н. X. Куваевой, дочери ивановского фабриканта X. И. Куваева, а после смерти родителей жены учредил "Товарищество Куваевской ситценабивной мануфактуры". Дмитрий продолжал дело своего отца, и только спустя 5 лет производство окрепло и стало развиваться. Дмитрий Геннадьевич Бурылин получил "домашнее" образование, но имел большую страсть к учению и всю жизнь учился самостоятельно. По своим способностям он был настоящим русским самородком. Пытливый ум, кипучая энергия, трудолюбие и инициатива были главными движущими силами его деятельности. В результате, в 1909 г. в Иваново-Вознесенске создается "Товарищество мануфактур Д. Г Бурылина" и "Товарищество Шуйско-Егорьевской мануфактуры". Учредителем и основателем их был Д. Г. Бурылин. Руководя таким громадным торгово-промышленным делом, он принимал активнейшее участие в общественной жизни Иваново-Вознесенска и в различных научных обществах Москвы и Санкт-Петербурга. Его общественная деятельность была направлена на оказание помощи в благоустройстве родного города, на организацию благотворительных акций. Заботясь о просвещении ивановцев, он организовал в своем доме четырехклассное училище, попечителем которого был долгие годы. Своих собственных девятерых детей Дмитрий Геннадьевич воспитывал в труде и сделал все возможное, чтобы дать им образование. Все дети стали настоящими людьми, достойными своего отца.

С 14 лет вместе со своим братом Николаем руководил работой ситценабивной фабрики, доставшейся в наследство от деда. В 1919 году фабрики и музей Бурылина были национализированы. Его музей переименовали в Иваново-Вознесенский городской музей, а самого Бурылина оставили в нём, по предложению Михаила Фрунзе, главным хранителем. Усадьбу Бурылину так и не возвратили. Более того, ложно обвинили его в сокрытии и расхищении музейных ценностей и в 1924 году отстранили от должности музейного хранителя.

13 сентября 1924 года Бурылин скончался. Первоначально он был похоронен на Благовещенском кладбище при Благовещенской церкви, но в 1969 году перезахоронен на кладбище "Балино".

Сейчас имя Бурылина носит краеведческий музей, на котором установлена мемориальная доска в честь основателя музея.

Вид предпринимательской деятельности

В 1876 Дмитрий Геннадьевич Бурылин вступил в купцы 2 гильдии. В 1877 он женился на дочери Шуйского лесопромышленника С. В. Романова Марии Степановне. В том же году Д. Бурылин строит на месте семейной деревянной фабрики-заварки каменную, а рядом - двухэтажное здание красильно-набивной фабрики. В 1870 Дмитрий Геннадьевич приобрел большой участок земли на Александровской ул. Часть его предназначалась для нового здания реального училища (сейчас в нем размещаются областной художественный музей и химико-технологический техникум), а ближе к Уводи в 1860 были построены 2 каменных двухэтажных корпуса механической ситцепечатной фабрики (ныне корпус Ивановского государственного университета). Фабрика имела паровое отопление, освещалась керосиновыми лампами; вырабатывала ластик, миткаль, саржу, жаккардовые ткани. Товар сбывался в Москве и на различных ярмарках. В 1882 у Бурылина появилось новое имение в центре Иваново-Вознесенска, возле Крестовоздвиженской церкви (ныне пл. Революции). Здесь находилась каменная красильно-аппретурная фабрика. К 1890 на фабрике работало более 500 человек. Сам хозяин получал жалования 6 тысяч руб. в год (средняя зарплата мужчин на его фабрике - 15 руб. в месяц, женщин и детей - 6 руб.).

В 1893 Д. Г. Бурылин решил освоить хлопкоочистительное производство. В 1895 рядом с ткацкой фабрикой на Вознесенской ул. он оборудовал хлопкоочистительную, способную обрабатывать до 60 000 пудов х/б концов. (Перед ее строительством Дмитрий Геннадьевич ездил в Англию, чтобы познакомиться с новым для него делом.) По объему производства фабрика стала самой крупной в России. Вся выработанная продукция поставлялась на пороховые заводы военно-сухопутного и военно-морского ведомств. Изделия фабрик Бурылина получали золотые и серебряные награды на международных и всероссийских выставках: Москва (1882) - похвальный отзыв, Чикаго (1884) - бронзовая медаль и диплом, Ныо-Орлеан (1885) - золотая медаль, Екатеринбург (1886) - серебряная медаль, Москва (1891) - золотая медаль, Париж (1894) - золотая медаль, Новгород (1896) - серебряная медаль, Париж (1897) - золотая медаль.

Дмитрий Геннадьевич трижды встречался с императором Николаем II (1896, 1912 и 1913 гг.). Он был представлен Его Императорскому Величеству, удостоился беседы по поводу его (Бурылина) коллекций старинных ситцев, первоначальной в России выработки, которые государь с семейством осматривал. В юбилейные дни Отечественной войны 1812 г. Д. Г. Бурылин поднес на выставке музея 1812 г. дочерям императора шелковые платки, сработанные на его фабрике по редчайшему оригиналу-гравюре эпохи 1812 года.

Особые доходы Бурылиным принесли поставки необходимых товаров в годы русско-японской войны. Большим спросом пользовались х/б концы, вата, марля, шелковые ткани для зарядов артиллерийских картузов. В 1906 и 1908 гг. в собственности Д. Бурылина оказались еще две фабрики - одна в Иваново-Вознесенске, другая - в Шуйском уезде. В марте 1909 был утвержден устав "Товарищества мануфактур Д. Г. Бурылина", Учредитель - купец I гильдии (с 1899), потомственный почетный гражданин Д. Г. Бурылин. Основной капитал - 750 тыс. руб. В 1909 продукция Товарищества была удостоена золотой медали (на выставке в Казани). С 1912 Товарищество - предприятие с миллионными оборотами.

В 1876 году вступил во Вторую купеческую гильдию. В том же году построил каменное здание красильно-набивной мастерской.

В 1899 году стал купцом Первой гильдии.

В 1909 году основал "Товарищество мануфактур Д. Г. Бурылина в Иваново-Вознесенске" с капиталом в полмиллиона рублей и "Товарищество Шуйско-Егорьевской мануфактуры".

Благотворительность (меценатская деятельность)

В течение 28 лет избирался гласным городской думы. Занимал различные общественные должности в городских и общественных учреждениях.

1902 году получил звание Потомственного Почётного гражданина города Иванова-Вознесенска.

Всю свою жизнь Дмитрий Бурылин собирал коллекцию редкостей и древностей, которая позже стала основой для музея.

Страсть к коллекционированию досталась Бурылину, как и фабрики, от деда. В 1864 году бабушка Евдокия Михайловна передала Дмитрию Бурылину всю коллекцию деда - старинные книги, монеты, редкие вещи... Доставшуюся ему в наследство коллекцию Бурылин стал преумножать, выкупая редкие вещи у известных музейщиков и коллекционеров. Для поиска редких вещей Бурылин не раз выезжал за пределы страны - в Германию, Англию, Турцию, Египет, Грецию, Италию, Францию, Финляндию, Бельгию.

В апреле 1903 года коллекция Бурылина впервые была показана публике в здании женской профессиональной школы.

В 1913 году Бурылин привёз из Египта древнюю мумию, которая сейчас является экспонатом Ивановского художественного музея (древнеегипетский саркофаг XXI династии).

В 1912-1915 годах Бурылин для своей коллекции выстроил здание музея, которое вскоре перешло в собственность города. О нём Бурылин говорил: "Музей - это моя душа, а фабрика - источник средств для жизни и его пополнения".

Всё собранное Дмитрием Бурылиным состояло из следующих самостоятельных коллекций:

· Археологическая коллекция

· Этнографическая коллекция

· Нумизматическая коллекция

· Коллекция курительных трубок

· Коллекция чернильниц

· Коллекция игральных карт

· Коллекция одежды

· Коллекция женских украшений

· Коллекция икон

· Коллекция редких книг

· Коллекция часов

· Коллекция картин и гравюр

Помимо этих коллекций Бурылин собрал также так называемую "масонскую коллекцию", в которой были масонские знаки разных стран, символические одежды, рукописи, книги, а также оружие и предметы для посвящения в рыцари. В 20-х годах XX века эта коллекция была передана в Эрмитаж, где и хранится.

Для детей небогатых родителей Бурылин организовывал за свой счёт благотворительные бесплатные обеды и выделял средства для оказания помощи беднякам, а детям из приютов на Новый год закупал подарки.

В 1904 году по инициативе Бурылина была сохранена деревянная церковь XVII века. На свои личные средства он перенёс её на Успенское кладбище, где она стоит до сих пор.

В 1912 году построил подпорную стенку с решёткой в виде волны и посадил липовую аллею вдоль нынешних ивановских проспекта Ленина и улицы Батурина.

Но едва ли не главным делом жизни стало для Дмитрия Геннадьевича создание музея своего края. "Музей и работа в нем, - признавался Бурылин, - это моя душа, а фабрика - лишь необходимость". Любовь к старине заметила в нем его бабушка, Евдокия Михайловна, и передала внуку в 1864 году библиотеку славяно-русских книг, коллекцию монет и другие вещи деда Диодора Андреевича. Эти предметы явились основанием будущей уникальной коллекции. Сбор редких вещей стал жизненной страстью Дмитрия Геннадьевича. С этой целью он выезжал в различные города России, в Германию, Англию, Турцию, Египет, Грецию, Италию. И часто в поездках его сопровождали дочери, владевшие иностранными языками. Он вел большую переписку с различными русскими и зарубежными коллекционерами и антикварами в поисках наиболее интересных и редких вещей. Идея создания музея становится смыслом его жизни, и в 1904 г. он открывает двери родового дома для желающих посетить его музей, расположенный в нижнем этаже. В августе 1912 года состоялась закладка нового здания музея братьями Бурылиными.

17 декабря 1914 года музей был открыт, а 25 декабря по инициативе Д. Г. Бурылина в нем начала работу с благотворительной целью первая в Иваново-Вознесенске художественно-промышленная выставка. Средства собирались в пользу раненых. До конца жизни Д. Г. Бурылин был предан своему музею и родному городу. После Октябрьской революции по рекомендации М. В. Фрунзе, бывшего в 1918 г. председателем Иваново-Вознесенского губисполкома и губкома партии, он работает в музее главным хранителем. Несмотря на все невзгоды, выпавшие на долю бывшего фабриканта при советской власти, Д. Г. Бурылин принимает участие и в общественной жизни города. Так, например, в 1918 году он состоит членом комитета по учреждению Иваново-Вознесенского политехнического института. В 20-е годы уже больной Дмитрий Геннадьевич собирал новые экспонаты для музея, принимал участие в археологических экспедициях. 13 сентября 1924 года Д. Г. Бурылина не стало. Все свои собрания, всего более 24000 произведений искусства, и здание музея Бурылин завещал родному городу. В дальнейшем богатейшего бурылинского собрания хватило на организацию трех музеев: краеведческого, художественного и музея ивановского ситца, а библиотека, около 60 тысяч книг, легла в основу городской публичной библиотеки.

Бурылинская библиотека - редчайшее и богатейшее собрание книг и печатных изданий, представляющая большую ценность не только для города Иванова, но и для всей России. Она обязана своим появлением энергии и неутомимой деятельности иваново-вознесенскому фабриканту, собирателю редкостей и древностей - Дмитрию Генадьевичу Бурылину. Библиотека была торжественно открыта одновременно с "Музеем промышленности и искусства" 26 декабря 1914 года. Ей был отдан один из лучших залов музея. Библиотека предназначалась для общественного пользования посетителей, была бесплатной и работала с 10 утра до 10 вечера ежедневно, кроме церковных праздников. При ней имелся читальный зал, который также использовался для проведения публичных чтений и лекций. Коллекция книг Д. Г. Бурылина содержала литературу на разных языках по различным отраслям знания. В настоящее время, книжное собрание Д. Г. Бурылина лишено своей целостности и распылено по музеям, библиотекам, учебным заведениям, частным коллекциям нашего города, а возможно и других городов. Основная цель воссоздания библиотеки - соединить разрозненные части коллекции в единое целое, пополнить ее, изучить, сохранить, популяризовать. Число томов библиотеки Бурылина Д. Г.- более десяти тысяч экземпляров. Для них построено отдельное здание, которое располагается на территории музея ивановского ситца и находится в комлексе построек усадьбы Д. Г. Бурылина. В здании библиотеки предусмотрены: хранилище для библиотечного музейного фонда, фондохранилище редкой книги, хранилище для альбомов с образцами отечественных и иностранных тканей 19 - нач.20 веков, кабинет для работы специалистов текстильного дела, читальный зал с оргтехникой, обеспечивающей доступ к электронным каталогам.

При жизни Д. Г. Бурылин пользовался почетом и уважением в городе и сам сделал для Иваново-Вознесенска немало. 28 лет подряд избирался он гласным Городской думы, с 1872 года занимал различные должности в 57 городских и общественных учреждениях. Политика его не интересовала, к партиям относился нейтрально, зато был истинным меценатом и благотворителем. В 1883 года иваново-вознесенский голова сообщил Бурылину, что он избран в комиссию по постройке нового здания реального училища; по окончании строительства Бурылин стал его попечителем. Он был также среди попечителей механического училища, женской гимназии, женской торговой и профессиональной школ, церковноприходской школы при Успенской церкви. 37 лет он возглавлял попечительский совет второго земского училища, 21 год был членом попечительства школы колористов. В 1914 года его единогласно избрали попечителем церковноприходской школы крестьяне села Афанасово. В 1900 году императрица Мария Федоровна определила Дмитрия Геннадьевича почетным членом Шуйского уездного попечительства детских приютов. За деятельность и пожертвования в пользу учреждений министерства просвещения Бурылин императорским указом был награжден золотой медалью со Станиславской лентой. В 1910 году на собственные средства Дмитрий Геннадьевич устроил бульвар на Александровской улице напротив собственного дома. Для этого из Риги привезли 224 липки и 1000 кустов боярышника. Бульвар существует по сей день и носит название проспекта Ленина. В 1918 году "Товарищество мануфактур Д. Г. Бурылина" перечислило в фонд устройства обсерватории и метеорологической станции 50 тысяч рублей. В том же году все было национализировано, Дмитрий Геннадьевич остался без средств к существованию.

В 1912 году исполнилось 100 лет промышленной и общественной деятельности рода Бурылиных. Эту дату Бурылин ознаменовал закладкой здания будущего музея. Строительство музея по проекту архитектора П. А. Трубникова завершилось в 1915 году. При этом был благоустроен низкий и сырой берег реки Уводи. В здании музея разместилась школа рисования. В одном из лучших залов Дмитрий Геннадьевич и его супруга устроили библиотеку и читальный зал, на что было пожертвовано 200 тысяч рублей. Бурылиным здание музея было задумано как городская достопримечательность. Большую роль он отводил внешнему декору строения. В деревянных ящиках до окончания строительства хранились мраморные фигуры античных богов, предназначенные на его фронтоны. У лучших мастеров были заказаны кованые двери. Из Италии привезли цветную плитку и мозаику для пола, мрамор для парадной лестницы. Здание было оснащено лифтом и вделанными во фронтон часами с ночной электрической подсветкой.

Начало коллекции Дмитрия Геннадьевича было положено еще его дедом Диодором. С 14 лет Дмитрий стал сам собирать монеты, оружие, книги. Он коллекционировал на протяжении своей жизни все или почти все, что можно подвести под понятие редкостей. Его собрание еще при жизни коллекционера во многом определило культурную жизнь Иваново-Вознесенска, а позднее стало катализатором создания целой семьи музеев и музейных экспозиций, сделавших Иваново одной из самых богатых в этом отношении территорий России. Увлеченный собирательством, испытывавший радость от обладания не только старинными вещами, Бурылин несколько наивно, наверное, полагал, чтo его музей может стать хранилищем, не знающим границ. Отсюда обилие разнохарактерных предметов, составивших его коллекцию. На свою коллекцию Дмитрий Геннадьевич тратил колоссальные средства, порой в ущерб семье. Для приобретения предметов он выезжал в различные города России, а также в Англию, Австрию, Германию, Грецию, Египет, Италию, Польшу, Турцию, Францию, Финляндию, Бельгию, Швейцарию. В 1913 году в Египте он даже приобрел древнюю мумию.

Большим разнообразием отличались этнографические коллекции, из которых самой большой была русская коллекция. В этнографических коллекциях были представлены предметы быта, посуда и утварь, одежда, головные уборы, оружие, военное снаряжение, орудия труда и огромная коллекция образцов тканей (более миллиона), преимущественно местного производства, начиная от старинных ручных набоек 17-18 веков, а также ткани и из Японии, Китая, Персии, Западной Европы. Большую ценность представлял отдел Востока и Средней Азии. Уникальной была коллекция предметов буддийского культа - подобной в дореволюционной России не было.

Уже в 1885 году только нумизматическая коллекция насчитывала до 100 тысяч монет, орденов и медалей 16-19 веков из 236 государств и городов. В 1883 году Бурылин был избран действительным членом Московского нумизматического общества, членом географического отделения императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, хотя и получил только домашнее образование. Одной из лучших в России была масонская коллекция. В ней находились редчайшие масонские знаки всех стран, всех масонских лож, символические одежды, рукописи и книги, оружие, ключи, все предметы для посвящения в рыцари. Описание масонской коллекции Бурылина вошло в двухтомное издание "Масонство в его прошлом и настоящем". Большой интерес представляли коллекции: курительных трубок русской и западноевропейской работы; русских металлических чернильниц 17 века; игральных карт различных времен - около 100 колод русских, японских, китайских, французских, немецких. Дмитрий Геннадьевич собирал также иконы, духовные книги, гравюры, фарфор.

Значительными были разделы русской, восточной и западноевропейской металлической посуды 17-19 веков; изразцов 17-19 веков; серебряных филигранных изделий русской работы 19 века. Интересной была коллекция часов, в которой были представлены часы деревянные с деревянным механизмом русской работы, часы песочные, солнечные, каминные, настольные, английской работы 18-19 веков. Гордостью владельца были часы работы парижского механика Альберта Биллета, изготовленные в 1873 году - уникум мирового значения: 95 циферблатов показывали астрономическое, хронологическое и географическое время, продолжительность дня и ночи, отмечали, который час в Лондоне и Берлине, Париже и Лиссабоне, Москве и Петербурге, Пекине и Бомбее. Коллекция изобразительного искусства (более 500 полотен) содержала работы Айвазовского, Верещагина, А. Бенуа, Маковского, Поленова, Шишкина, а также западноевропейские гравюры.

В археологической коллекции находились памятники культуры и искусства Древней Греции, Рима, Египта. Отличалась богатством коллекция старопечатных книг и рукописей ("Апостол", 1564; "Псалтирь" с гравюрами Дюрера, 1521). Дмитрий Геннадьевич собирал сочинения по юриспруденции, начиная с 16-17 веков, редкие книги медиков 16-18 веков, древние рукописи. Много в коллекции было рукописей на арабском, персидском, тибетском, армянском, грузинском языках, на санскрите. Д. Г. Бурылин встречался с Л. Н. Толстым, вел с ним переписку, в день смерти великого писателя находился в Астапове, привез оттуда посмертную маску Толстого. В музее Бурылина много вещей было связано с Львом Николаевичем (портреты, бюсты, фотографии, публикации о великом писателе). До 1919 года Дмитрий Геннадьевич вел переписку с Софьей Андреевной Толстой. Первые коллекции Бурылина можно было увидеть на выставке в Москве, организованной в 1887-1888 годах Российским историческим музеем и Антропологическим музеем Московского университета. Историческому музею Бурылин подарил большой живописный портрет царя Алексея Михайловича, а Антропологическому музею - собрание рукописей в 16 томах. В 1891 году на Среднеазиатской выставке в Москве, проходившей также в историческом музее, экспонировалась коллекция азиатских и восточных монет, на которую обратил внимание император Александр III. Первую выставку из "собрания древностей и редкостей" Дмитрий Геннадьевич организовал в Иваново-Вознесенске в апреле 1903 году.

Еще до революции Бурылин передал музей в полное владение городу, так что формально его и не пришлось национализировать. В 1920-х годах из коллекции Бурылина в Эрмитаж была передана масонская часть. В 1930-х годах более половины восточной коллекции ушло в Московский музей восточных культур. После Великой Отечественной войны археологическая часть коллекции была передана в Херсон и Керчь. В Иванове из остатков бурылинской коллекции был организовано три музея: краеведческий, художественный и музей ивановского ситца, а библиотека, около 60 тысяч книг, стала основой городской публичной библиотеки. В постсоветские годы Государственному объединению историко-краеведческих музеев города Иванова присвоено имя Д. Г. Бурылина.

Дмитрий Геннадьевич хотел написать книгу по истории города Иваново-Вознесенска, собрал много фактического материала, в частности, по истории текстильной промышленности в крае. В 1911 году для составления книги был заключен договор с историком-археологом, надворным советником, действительным членом статистических комитетов и ученых архивных комиссий многих губерний России Иваном Федоровичем Токмаковым, автором интересных и подробных исторических описаний сел, городов, монастырей, церквей, фабрик, заводов России. Бурылин вел переписку и с И. В. Цветаевым, уроженцем Владимирского края. Для работы над книгой Дмитрий Геннадьевич привлек многих людей - ученых, историков, филологов из Москвы, ивановских художников и ученых. Но настоящим помощником был только Токмаков. Книгу предполагалось выпустить в 1915 году, но осуществить замысел так и не удалось.

При жизни Д. Г. Бурылин пользовался почетом и уважением в городе и сам сделал для Иваново-Вознесенска немало. 28 лет подряд избирался он гласным Городской думы. С 1872 занимал различные должности в 57 городских и общественных учреждениях. Политика его не интересовала, к партиям относился нейтрально, зато был истинным меценатом и благотворителем. В 1883 иваново-вознесенский голова сообщил Бурылину, что он избран в комиссию по постройке нового здания реального училища; по окончании строительства Бурылин стал его попечителем. Он был также среди попечителей механического училища, женской гимназии, женской торговой и профессиональной школ, церковноприходской школы при Успенской церкви. 37 лет он возглавлял попечительский совет второго земского училища, 21 год был членом попечительства школы колористов. В 1914 его единогласно избрали попечителем церковноприходской школы крестьяне седа Афанасово.

В 1900 г. императрица Мария Федоровна определила Дмитрия Геннадьевича почетным членом Шуйского уездного попечительства детских приютов. За деятельность и пожертвования в пользу учреждений министерства просвещения Бурылин императорским указом был награжден золотой медалью со Станиславской лентой. Имел он и другие награды. В разные годы он получил серебряную медаль на Андреевской ленте, учрежденную в память Коронования императора Николая II; золотую медаль на Владимирской ленте; медаль Красного Креста, учрежденную в память участия в обществе Красного Креста во время русско-японской войны; серебряную медаль на двойной Владимирской и Александровской ленте; светло-бронзовую медаль, учрежденную в память 300-летия царствования дома Романовых; был пожалован Кавалером императорского ордена св. Анны 5 степени. В 1910 на собственные средства Дмитрий Геннадьевич устраивает бульвар на Александровской улице против родового дома. Для этого из Риги привезли 224 липки и 1000 кустов боярышника. Бульвар существует по сей день и носит название проспект Ленина. Еще в 1918 "Товарищество мануфактур Д. Г. Бурылина" перечислило в фонд устройства обсерватории и метеорологической станции 50 000 руб. В том же году все было национализировано, Дмитрий Геннадьевич остался без средств к существованию.