Досмухамедов халел досмухамедович. Халел досмухамедулы биография После окончания в числе десяти казахских мальчиков поступает в подготовительный класс уральского казачьего реального училища

Досмухамедов Халел Досмухамедович (24.04.1883, аул Карабай Гурьевского у. Уральской обл. - 23.04.1939, Алма-Ата). Уральский округ. № 1 - Уральский областной киргизский комитет.

Уральск. Окончил Уральское войсковое училище, Петербургскую военно-медицинскую академию (1909). До 1913 врач уральских войсковых казаков. В 1913-1920 врач Темирского уезда. Публицист, автор учебников по природоведению и медицине на казахском языке. Один из создателей казахского филиала партии кадетов в 1905. В 1917 председатель I всеказахского съезда в Оренбурге (июль), делегат I Всероссийского мусульманского съезда, входил в состав исполкома Всероссийского мусульманского совета. Член правительства Алаш-Орды . В марте 1918 встречался с Лениным и Сталиным , вручив им решение о казахской автономии. В 1918 член Комуча . Член Уильского Оляята. В 1920 отправлен в Москву. В 1920-е преподавал в советских вузах, работал в Наркомате здравоохранения, врачом в Ташкенте, проректором Казахского пединститута. В 1930 выслан в Воронеж. В 1938 арестован и расстрелян, по другой версии, умер в тюрьме. Реабилитирован в 1958.

Ист.: I-3, ОО, 1904, д. 1915; III-34; 1V-37; IV-38; VII-2; VII-44.

Использованы материалы кн. Л.Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.

Здесь читайте:

Алашская автономия . 12.1917 - 11.1918 г.

Члены Всероссийского Учредительного Собрания (биографический указатель).

Комитет Членов Учредительного собрания (КОМУЧ) - правительство, созданное в Самаре 8 июня 1918 г.

СИНКВЕЙН К ПОНЯТИЯМ 1. «ЛИЧНОСТЬ» 2. «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ» 3. Педагог 4. Просветитель 5. ВрачСИНКВЕЙН К ПОНЯТИЯМ
1. «ЛИЧНОСТЬ»
2. «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ»
3. Педагог
4. Просветитель
5. Врач

ТЕХНИКА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:
ПЕРВАЯ СТРОКА – ОДНО СЛОВО, НАЗВАНИЕ
ЯВЛЕНИЯ/СОСТОЯНИЯ (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
ВТОРАЯ СТРОКА – ДВА СЛОВА, ОПИСАНИЕ
ЭТОГО
ЯВЛЕНИЯ/СОСТОЯНИЯ
(ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
ТРЕТЬЯ СТРОКА ТРИ СЛОВА,ДЕЙСТВИЯ,
КОТОРОЕ ВЫ СОВЕРШАЕТЕ, ПОПАВ В ЭТО
СОСТОЧНИЕ/ЯВЛЕНИЯ
(ГЛАГОЛ)
ЧЕТВЁРТАЯ СТРОКА – ЧЕТЫРЕ СЛОВА,ЧУВСТВА,
КОТОРЫЕ ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ, НАХОДЯСЬ В ЭТОМ
ПРОЦЕССЕ, СОВЕРШАЯ В НЁМ ДЕЙСТВИЯ/
СОВЕРШИВ ПРИВЫЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ФРАЗА)
ПЯТАЯ СТРОКА - - ПОВТОРЕНИЕ ПЕРВОЙ
СТРОКИ, НАЗВАНИЕ СОСТОЯНИЯ (СИНОНИМ)

Пример:

Пример:

Пример:
Учитель
- авторитетный, добрый, требовательный
- учит, воспитаывает, обучает
- любящий свою работу
- дуг, наставник, товарищ

Синквейн на тему «Личность»
1. Личность.
2. Важная, особая, выдающаяся, свободная, независимая,
создающая, обогащенная
3. Становится, приобретает, формируется, строит
4. Персона, человек, созидатель
Х.Досмухамедов как выдающаяся личность сформировался на
протяжении 19-20 веков своими политическими убеждениями и
мироовзрением, особыми взглядами на построение будущее своей
страны. Важными политическими взглядами политика были
создание свободной и независимой страны, обогащение людей
всесторонними знанеями современной науки. Личность как важная
персона как созидатель человек, обогащенный всесторонними
знаниями, взглядами и убеждениями, каким является
Х.Домухамедов

ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ ЯВЛЯЕТСЯ КРУПНЕЙШИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ДЕЯТЕЛЕМ,УЧЁНЫМ - ЭНЦИКЛОПЕДИСТОМ, ВРАЧОМ, ПЕДАГОГОМ.

ХАЛЕЛ
ДОСМУХАМЕДОВ
ЯВЛЯЕТСЯ КРУПНЕЙШИМ
ОБЩЕСТВЕННЫМ
ДЕЯТЕЛЕМ,УЧЁНЫМ
ЭНЦИКЛОПЕДИСТОМ,
ВРАЧОМ,
ПЕДАГОГОМ.

10.

БУДУЧИ
ОДНИМ
ИЗ
ЯРЧАЙШИХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
КАЗАХСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, СФОРМИРОВАВШЕЙСЯ В
НАЧАЛЕ XX ОН ПРОЖИЛ СВОЮ ЖИЗНЬ ВО
ИМЯ БЛАГА НАРОДА И ОСТАВИЛ СЛЕД В
ИСТОРИИ
КАЗАХСКОЙ
ЗЕМЛИ
КАК
ЛИТЕРАТОР, ИСТОРИК, ЯЗЫКОВЕД, БИОЛОГ,
ПЕРЕВОДЧИК, ЖУРНАЛИСТ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ И
ОРГАНИЗАТОР
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В
КАЗАХСТАНЕ.

11. Х. ДОСМУХАМЕДОВ РОДИЛСЯ 24 апреля 1883 года НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО КЗЫЛГОГИНСКОГО РАЙОНА АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ. ОТЕЦ

ДОСМУХАМЕДОВА МАШАКУЛЫ
БЫЛ ПОТОМКОМ ИЗВЕСТНЫХ БИЕВ. В СВОИХ
ПОКАЗАНИЯХ СЛЕДОВАТКЛЮ ОГРУ 14 сентября
1931
года
Х.
ДОСМУХАМЕДОВ
ПИСАЛ:
«ПРОИСХОЖУ ИЗ КРЕСТЬЯН, ОТЕЦ И МАТЬ
САМЫЕ ОБЫКНОВЕННЫЕ КОЧЕВНИКИ, ИМЕЛИ
СРЕДНИЙ
ДОСТАТОК
И,
ОБРЕМЕНЁННЫЕ
СЕМЬЁЙ, ЕЛЕ СВОДИЛИ КОНЦЫ С КОНЦАМИ.
ОТЕЦ УМЕР ДО ОКОНЧАНИЯ МНОЮ ВУЗА...».

12. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ В ЧИСЛЕ ДЕСЯТИ КАЗАХСКИХ МАЛЬЧИКОВ ПОСТУПАЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО РЕАЛЬНОГО УЧИЛИЩА,

КОТОРОЕ
ОКАНЧИВАЕТ В 1903 г. «ПЕРВЫМ
УЧЕНИКОМ».

13.

В 1903 г. ХАЛЕЛ
ДОСМУХАМЕДОВ
ПОСТУПАЕТ
В
ИМПЕРАТОРСКУЮ
ВОЕННО
МЕДИЦИНСКУЮ
АКАДЕМИЮ
САНКТПЕТЕРБУРГА

14.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД УЧЁБЫ (1903 – 1909)
СОВПАЛ С БУРНЫМИ ГОДАМИ
ПЕРВОЙ
РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Х. ДОСМУХАМЕДОВ
ПОПАЛ В СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕРЕВОРОТ, ЖАДНО
ВЗЯЛСЯ
ЗА
СВОЁ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ,
ЗНАКОМИЛСЯ
С
ПРОГРАММНЫМИ
ТРЕБОВАНИЯМИ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

15.

ОДНАКО НИ ЕГО, НИ
ДРУГИХ
ЕГО
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
НЕ
УСТРАИВАЛА
НИ
ОДНА
ИЗ ПРОГРАММ.
ВМЕСТЕ
СО
СТУДЕНТАМИ
СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ
ОН ВХОДИТ В СОСТАВ
«КАДЕТСКОЙ»
ПАРТИИ
СО
СВОЕЙ
СОБСТВЕННОЙ
ПРОГРАММОЙ
«ПРОГРАММОЙ
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
ПАРТИИ КАЗАХСТАНА».

16. В 1905 – 1906 гг. ВО ВРЕМЯ КАНИКУЛ, КАК СВИДЕЛЬСТВУЕТ Х. ДОСМУХАМЕДОВ, «СОВМЕСТНО С НЕКОТОРЫМИ СТУДЕНТАМИ ЗАНИМАЛСЯ В УРАЛЬСКОЙ

ОБЛАСТИ...
РАЗЪЯСНЕНИЕМ
СОВЕРШИВШИХСЯ СОБЫТИЙ, ПЕЧАТАЛ
СТАТЬИ В ГАЗЕТАХ... ЕЗДИЛ В СТЕПЬ, В
АУЛЫ, ГДЕ Я И ДРУГОЙ СТУДЕНТ БЫЛИ
АРЕСТОВАНЫ В НАЧАЛЕ 1906 года И НАМ
БЫЛА ЗАПРЕЩЕНА НАША ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОЛИЦИЕЙ …»

17.

ПОСЛЕ
ОКОНЧАНИЯ
ВОЕННОМЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ С ЗОЛОТОЙ
МЕДАЛЬЮ
В
1909
г.
ХАЛЕЛ
ДОСМУХАМЕДОВ СЛУЖИЛ ВОЕННЫМ
ВРАЧОМ СНАЧАЛА В ПЕРМИ, ЗАТЕМ В
УРАЛЬСКЕ, А ПОД КОНЕЦ СВОЕЙ
ПРАКТИКИ
В
ОРЛОВСКОМ
СТРЕЛКОВОМ БАТАЛЬОНЕ. В 1913 г. В
ОЗНАМЕНОВАНИЕ
ТРЁХСОТЛЕТИЯ
ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ ЗА
ЗАСЛУГИ В ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ОН
НАГРАЖДАЕТСЯ
БРОНЗОВОЙ
ИМПЕРАТОРСКОЙ
МЕДАЛЬЮ
И
ДОСРОЧНО
ОСВОБОЖДАЕТСЯ
ОТ
НЕСЕНИЯ
ДАЛЬНЕЙШЕЙ
ВОЕННОЙ
СЛУЖБЫ

18. .

ВРАЧОМ В ТЕМИРСКОМ УЕЗДЕ
УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
И ДО 1917 г. ШИРОКО ЗАНИМАЕТСЯ
ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКОЙ,
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
МЕДИКОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ АКЦИИ
В АУЛАХ УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, В
ЧАТНОСТИ,
КАК ОН САМ ПИСАЛ ОБ ЭТОМ,
«РАБОТАЛ МНОГО РАЗ
ПО БОРЬБЕ С ЧУМОЙ».

19. ДИПЛОМИРОВАННЫЙ ВРАЧ ГОРЯЧО ПОДДЕРЖАЛ МНОГОГРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛИХАНА БУКЕЙХАНОВА, АХМЕТА БАЙТУРСЫНОВА И МЫРЖАКЫПА ДУЛАТОВА

ПО
ИЗДАНИЮ
В
ОРЕНБУРГЕ ГАЗЕТЫ «КАЗАХ» И
ЯВЛЯЛСЯ ОДНИМ ИЗ ЕЁ АКТИВНЫХ
АВТОРОВ.

20. ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КАЗАХСКОЙ НАЦИОНАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СТОЯЛ У ИСТОКОВ

ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ
ВМЕСТЕ
С
ДРУГИМИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ
КАЗАХСКОЙ НАЦИОНАЛДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СТОЯЛ
У
ИСТОКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ
ПАРТИИ
«АЛАШ»

21. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И УХОДА «АЛАШ - ОРДЫ» С ИСТОРИЧЕСКОЙ АРЕНЫ ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ ОТОШЁЛ ОТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕЛИКОМ
ПЕРЕКЛЮЧИЛСЯ
НА
НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И
ОРГАНИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В
СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНЕ.

22.

ОН РАБОТАЕТ
ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ
ТАШКЕНТСКОГО
ИНСТИТУТА
НАРОДНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ,
ОДНОВРЕМЕННО
ВРАЧОМ –
ОРДИНАТОРОМ
БОЛЬНИЦЫ
МЕДИЦИНСКОГО
ФАКУЛЬТЕТА
СРЕДНЕ-АЗИАТСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА

23.

С
1923
года
Х.
ДОСМУХАМЕДОВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
НАУЧНОЙ
КОМИССИИ
ТУРКЕСТАНСКОЙ
АССР И ГОСКОМИТЕТА ПО
ДЕЛАМ
ИЗДАТЕЛЬСТВА
И
НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ОН
ВОЗГЛАВЛЯЕТ
КАЗАХСКОКИРГИЗСКУЮ
КОМИССИЮ,
СОЗДАННУЮ
ПРИ
ТУРКЕСТАНСКОМ
КОМИССАРИАТЕ
ПРОСВЕЩЕНИЯ В г. ТАШКЕНТЕ
В ЦЕЛЯХ ИССЛЕДОВАНИЯ И
ИЗУЧЕНИЯ
НАРОДНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕДАГОГИКИ
(апрель 1923 г.). ПАРАЛЛЕЛЬНО
СТАНОВИТСЯ
ОДНИМ
ИЗ
ОРГАНИЗАТОРОВ
ОБЩЕСТВА
РЕВНИТЕЛЕЙ
КИРГИЗСКОЙ
КУЛЬТУРЫ «ТАЛАП».

24.

В 1924 г. ОН ПЕРВЫМ ИЗ
КАЗАХОВ ИЗБИРАЕТСЯ
ЧЛЕН - КОРРЕСПОНДЕНТОМ
ЦЕНТРАЛЬНОГО БЮРО
КРАЕВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
АКАДЕМИИ НАУК.
В 1926 – 1930 гг. – ПОМОЩНИК
РЕКТОРА,
ПРОРЕКТОР,
ЗАВЕДУЮЩИЙ
КАФЕДРОЙ
ПЕДОЛОГИИ ПЕРВОГО ВУЗА В
РЕСПУБЛИКЕ - КАЗАХСКОГО
ВЫСШЕГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИНСТИТУТА
(НЫНЕ
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени АБАЯ)

25. В 1927 г. ЕМУ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ДОЦЕНТА, В 1929 г. – ПРОФЕССОРА. ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕЩАЕТ С ДОЛЖНОСТЬЮ ЗАВЕДУЮЩЕГО

ПЛАНОВООРГАНИЗАЦОННОГО
ОТДЕЛА
УПРАВЛЕНИЯ
КОМИССАРИТА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
КАЗАХСКОЙ АССР

26. ПРОФЕССОР ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ - ПЕРВЫЙ КАЗАХСКИЙ УЧЁНЫЙ, ГЛУБОКО ИССЛЕДОВАВШИЙ ВОССТАНИЕ 1836 – 1837 гг. ПОД РУКОВОДСТВОМ ИСАТАЯ

ТАЙМАНОВА.
В 1924 г. НА СТРАНИЦАХ
ЖУРНАЛА «САУЛЕ» БЫЛА НАПЕЧАТАНА СТАТЬЯ
«КАЗАХСКИЕ БАТЫРЫ: ИСАТАЙ, МАХАМБЕТ», А В 1925
г. в ТАШКЕНТЕ ВЫХОДИТ НАПИСАННАЯ ИМ КНИГА
«ИСАТАЙ – МАХАМБЕТ», В КОТОРОЙ ВПЕРВЫЕ
ОПУБЛИКОВАНО
БОЛЬШИНСТВО
СТИХОВ
МАХАМБЕТА
УТЕМИСОВА

27.

Х. ДОСМУХАМЕДОВ
НАПИСАЛ ТАКЖЕ ОЧЕРК
ПО ИСТОРИИ ВОССТАНИЯ
ПОД РУКОВОДСТВОМ
К. КАСЕНОВА, ИЗДАЛ
СТИХИ ИЗВЕСТНОГО
ПОЭТА МУРАТА
МОНКЕУЛЫ,
ПОЗНАКОМИЛ ШИРОКУЮ
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ С
ТВОРЧЕСТВОМ ПОЭТА
ИГИЛЬМАНА ШОРЕКОВА.

28.

ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ - КЛАССИЧЕСКИЙ
ОБРАЗЕЦ
РАЗНОСТОРННЕ
ОБРАЗОВАННОГО
УЧЁНОГО- ФИЛОЛОГА. ОН В СОВЕРШЕНСТВЕ
ВЛАДЕЛ НЕСКОЛЬКИМИ ЯЗЫКАМИ, В ТОМ
ЧИСЛЕ ДРЕВНЕТЮРКСИМ, НЕМЕЦКИМ; БЫЛ
ПЕРВЫМ
ЛИНГВИСТОМ, ИССЛЕДОВАВШИМ
ЗАКОН СИНГАРМОНИЗМА В КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ,
ГЛУБОКИМ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ ЛИТЕРАТУРЫ,
ТАЛАНТЛИВЫМ
ФОЛЬКЛОРИСТОМ,
МАСТЕРСКИ
ИСПОЛЬЗОВАВШИМ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
И
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ
СВЕДЕНИЯ В СВОИХ ТРУДАХ, НЕУТОМИМЫМ
СОБИРАТЕЛЕМ
УСТНОГО
НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА.

29.

ВЛАДЕЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИМИ
ЗНАНИЯМИ, Х. ДОСМУХАМЕДОВ ОСТАВИЛ
ПОСЛЕ СЕБЯ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ТРУДЫ ПО
МЕДИЦИНЕ,
БИОЛОГИИ,
ЗООЛОГИИ,
ЛИНГВИСТИКЕ, ФОЛЬКЛОРУ. ОН АВТОР
ПЕРВЫХ ОРИГИНАЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ И
УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ:
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»,
«ЖИВОТНЫЕ»,
«ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА», «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ
УЧАЩИХСЯ», «ЗООЛОГИЯ».

30.

В
НАСТОЯЩЕЕ
ВРЕМЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ ИЗВЕСТНО БОЛЕЕ
60 НАУЧНЫХ РАБОТ, УЧЕБНИКОВ,
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ
СТАТЕЙ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИХ
ПЕРУ
Х.
ДОСМУХАМЕДОВА.
МНОГИЕ
ИЗ
ЕГО
СТАТЕЙ
ПРИКЛАДНОГО,
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО,
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО
ХАРАКТЕРА,
ОПУБЛИКОВАННЫЕ НА СТРАНИЦАХ
ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ
ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ДО СИХ

31.

ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ В
ТЕЧЕНИЕ ЛИШЬ ДЕСЯТИ ЛЕТ
СМОГ ЗАНИМАТЬСЯ АКТИВНОЙ
ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ,
КОТОРАЯ
БЫЛА
НАСИЛЬСТВЕННО
ПРЕРВАНА В 1930 ГОДУ.

32.

ОН БЫЛ ДВАЖДЫ ОСУЖДЁН (1932 г.; 1939 г.).
ВОЕННЫМ ТРИБУНАЛОМ ВОЙСК НКВД 24
апреля 1939 г. Х. ДОСМУХАМЕДОВ ОСУЖДЁН
НА 10 ЛЕТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. ОДНАКО
ПРИГОВОР
НЕ
БЫЛ
ПРИВЕДЁН
В
ИСПОЛНЕНИЕ, ТАК КАК ОН СКОНЧАЛСЯ В
ТЮРЬМЕ № 1 г. АЛМА-АТЫ.

33.

ЛИШЬ СПУСТЯ ПОЧТИ ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ – 11
февраля 1958 года ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИЕЙ ВЕРХОВНОГО
СУДА СССР ПРИГОВОР ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА
ОТ 24 апреля 1939 г. В ОТНОШЕНИИ ХАЛЕЛА
ДОСМУХАМЕДОВА БЫЛ ОТМЕНЁН. В ТОМ ГОДУ
В ЖУРНАЛЕ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАЗАХСТАНА»
БЫЛА ОПУБЛИКОВНА О НЁМ НЕБОЛЬШАЯ СТАТЬЯ
«УЧЁНЫЙ И ВРАЧ» ПОД АВТОРСТВОМ МАМАЕВА.
НО ДАЖЕ ПОСЛЕ ПОСМЕРТНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ САГИРА С ДЕТЬМИ

38. В верхнем ряду Анапия, Рабига, Карашаш (дочери Халела) В нижнем ряду слева направо дочь и сын Хасена (брата Халела), Сагира

В верхнем ряду Анапия, Рабига,
Карашаш
(дочери
Халела)
В нижнем ряду слева направо дочь и
сын Хасена (брата Халела), Сагира
(жена Халела) и Ергазы Абдрахимов
(зять
Халела).

39. Музей в поселке Миялы (Кзыл-Когинский район Атырауской области)

Музей в поселке Миялы (КзылКогинский
район
Атырауской
области)

40. ЗАДАНИЯ

Биография Х. Досмухамедова
Задания: 1. Составить хронологическую
таблицу
жизни
и
деятельности
Х.Досмухамедова.
Сравнить её с таблицей в книге.
Задание 2. Составьте собственный
портрет личности Х. Досмухамедова.

41. ЗАДАНИЯ

Представьте: Вы студент Санкт Петербургского вуза. Приняли
бы участие в общественнополитической жизни общества?
Разделяете ли Вы взгляды
студенческой молодёжи того
времени?
Составить план
Ваших действий.

130-летие со дня рождения выдающегося казахского врача, ученого и общественного деятеля Халела Досмухамедова в КазНМУ отметили международной конференцией молодых ученых.

Халел Досмухамедов родился 24 апреля 1883 года на территории нынешнего Кзылкогинского района Атырауской области. Парень из аула, он всего добился сам. В 1903 году с отличием оканчивает Императорскую военно-медицинскую академию в г. Петербурге. Отказавшись от службы в армии, благополучия и достатка, он уехал работать врачом в село Темир Уральской губернии, где лечил больных в очагах чумы, занимался санитарно-просветительской работой.

Халел Досмухамедов был не только врачом, но и ученым, педагогом, историком, создателем шежіре (единая генеалогия казахов), программы духовного развития казахского народа, организатором школьного и высшего образований, лингвистом, этнографом, фольклористом, автором первых трудов по родному языку. Он перевел казахскую письменность на латиницу, был журналистом, переводчиком, издателем, полиглотом. Владея энциклопедическими знаниями, он оставил после себя многочисленные труды по медицине, биологии, зоологии, лингвистике, фольклору, стал автором многочисленных оригинальных учебников и учебных пособий для вузов и казахских школ. Будучи одним из руководителей Алаш-Орды, он был репрессирован сталинским режимом и умер в тюремной больнице 7 августа 1939 года. Посмертная его реабилитация наступила лишь в 1958 году. 30 июля 1993 года было подписано Постановление Кабинета Министров РК № 661 «Об увековечении памяти Халела Досмухамедова».

Были установлены мемориальные доски; улицам и школам городов Атырау и Алматы было присвоено его имя; выпущен двухтомный сборник избранных трудов. Имя Халела Досмухамедова присвоено Атыраускому государственному педагогическому университету. В 2009 году в КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова была создана Школа общественного здравоохранения имени Х.Досмухамедова. Выдающийся казахский ученый, врач, фольклорист, журналист, педагог, общественный деятель, профессор, член-корреспондент краеведческого бюро Российской АН, он стал одним из основателей национальной академии наук. Яркая личность, он являлся членом партии «Алаш», принимал активное участие в культурно-просветительской жизни страны. В 1930-38 годах находился в ссылке в Воронеже, где заведовал отделом Института здравоохранения и гигиены. В 1939 году снова подвергся репрессиям, был реабилитирован только в 1958.

Основные труды ученого были посвящены разработке научной терминологии. В этой области им написаны первые учебники на казахском языке: «Естествознание», «Животные» (1925), «Организм человека», «Охрана здоровья учащихся» (1925), «Зоология» (1926). Значительный вклад он внес в развитие казахского языка и литературы. Фонетическим закономерностям посвящен исследовательский труд «Закон сингармонизма в казахском языке» (1924). Издал книгу «Как бороться с чумой среди киргизского населения» (1918-24), также им написаны статьи «Оратор Шернияз» (1925), «Предание о том, как был построен медресе Кугельташ в Бухаре» (1927) и др. Опубликовал очерк «Устное литература казахского народа», посвященный теоретическим вопросам казахского фольклора. Им изданы сборники произведений казахского устного народного творчества «Слова Мурат-акына» (1924), «Исатай-Махамбет» (1925), «Аламан» (1928).

Юбилей явился ещё одним поводом вспомнить нашего великого соотечественника, пламенного борца за его независимость, замечательного врача Халела Досмухамедова. В медицинском университете состоялась международная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения», посвященная его 130-летию. Его участниками и организаторами стали акимат города Алматы, президент Фонда «Арыс», родные и близкие Х.Досмухамедова, представители вузов, медицинских университетов, научно-исследовательских институтов и центров Казахстана, Кыргызстана, России, Чехии.

Открывая конференцию, проректор КазНМУ профессор Казбек Тулебаев напомнил о большом вкладе ученого, врача, общественного деятеля в историю, культуру и медицину нашей страны. Известный врач, экс-министр здравоохранения Казахстана Талапкали Измухамбетов считает, что подошло то время, когда нужно успеть вернуть, восстановить творческое и научное наследие Х. Досмухамедова, оценить его талант, обширный кругозор и прозорливость. Еще сто лет назад ученый ставил вопрос перехода казахского языка на латиницу, и сейчас его идеи как нельзя стали актуальны.

— Мне удалось собрать шежiре его семьи, к сожалению, в наших знаниях еще много пробелов, — сказал Талапкали Абишевич. — У него было десять братьев и сестер, установлены пока только пять. Нет информации о его жене, которая была выдающейся женщиной, ее корни идут из Оренбурга. Изучение жизни этих людей – огромное поле деятельности для молодых. Много архивных материалов сохранилось в Центральном архиве, Архиве Президента, архиве КНБ. Уже двадцать лет мы живем в независимом Казахстане и должны изучить его жизнь, труды, чтобы оставить все это для потомков.

О неоценимом вкладе Халела Досмухамедова в развитие отечественной науки, здравоохранения, образования и медицинскую практику рассказал доктор медицинских наук профессор Булат Хабижанов.

— Мальчик из самой глубинки, из степи смог стать яркой личностью, талантливейшим ученым во многих областях! Говорят, еще в детстве ему предрекали большое будущее, и это предсказание сбылось. Окончив Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию, он отправился работать врачом, участвовал в ликвидации очагов чумы и был поражен катастрофическим положением народы, отсутствием медицинской помощи.

Ситуация в глубинке, действительно, была плачевная. На всю республику было всего 196 врачей, инфекционистов не было совсем. Он берется за подготовку публикаций в газетах на санитарно-просветительную тему, пишет для обычных людей доступным языком о малярии, туберкулезе, холере, оспе. Это был ответ на призыв Ахмета Байтурсынова просвещать народ. Он создал инструкцию по борьбе с чумой, положения которой до сих пор используют при вспышках этой инфекции. Участники конференции говорили о том, что государству, обществу, ученым Казахстана предстоит приложить еще немало усилий по изучению и возвращению народу научного и творческого наследия выдающегося сына казахского народа.

На конференции звучали доклады о творческом наследии Халела Досмухамедова в области литературоведения, филологии и фольклора, языковедения и терминологии. Врачи, преподаватели, магистранты, студенты выступили с научными докладами по различным аспектам здравоохранения.