Неблагоприятные дети. Влияние на детей неблагополучной семейной обстановки

1.2 Особенности детей из социально-неблагополучных семей

Характеристика неблагополучных семей очень разнообразна – это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развития, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих факторов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. «Вашей мерою вам и отмерится» /12/.

По данным исследований, анализ контингента детей, которые попадают в социально-педагогическую систему поддержки и помощи, показывает, что все они перенесли всякого рода стрессовые ситуации. По мнению медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением патологией. Под патологией понимается не принятый в данной культуре тип поведения, вызывающий страдания, страх, боль, горе у других людей /12/.

Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выйти, как правило, негативно влияют на нормальное функционирование всего организма. Они вызываются многими причинами – потерей любимого, близкого человека, разводом и повторным браком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствиями, драками, скандалами, войнами, стихийными бедствиями и катастрофами и т.д.

Сила переживания человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Дети не могут регулировать силу переживаний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след в психике ребенка, и чем он меньше, тем сильней могут быть последствия переживаний. Причиной стресса может быть и ситуация, при которой негативное влияние не обязательно сильно, но переживается так же сильно, как и угрожающее, опасное для жизни. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приводит ко многим проблемам, либо помогает обрести гибкость, что зависит от возраста человека и его умения противостоять трудностям.

Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует проявлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая обстановка, нарушается нормальное развитие чувства детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами имеют возможности его проявлять.

Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада. Дети видят скрытую враждебность, взаимное безразличие родителей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.

Очень сложно сказывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).

Тяжело сказывается на психологическом развитии детей жизнь в неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается ими отрыв от семьи, даже самой плохой. По данным Психологического института РАО (1990), по своему психологическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличается от ровесников, растущих в семье. На протяжении всех ступеней детства – от младенчества до взрослости – психологическое развитие и здоровье таких детей имеет ряд негативных особенностей /12/.

Как показывает опыт работы с детьми данной категории, ребенка любого возраста (раннего, дошкольного, подросткого) невозможно подготовить к перенесению отрыва от семьи. В случае лишения родительских прав детей изымают из семьи, лишают связей с родными, близкими, обрекают на болезненные процедуры. Можно говорить о том, что изъятие ребенка из неблагополучной семьи является травмой, а нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям /38/.

Переживания травматических ситуаций или событий повторяются и внедряются в сознание, постоянные воспоминания детьми. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим события, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, свехбдительность, преувеличенном реагировании. Симптомы травматических переживаний в виде психических отклонений являются способом выживания.

Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого психического состояния – психической депривации (Й. Лангеймер и З. Матейчик). Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не представляется возможности удовлетворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, то есть возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных личностных качеств и образований /20/.

В последние двадцать лет за рубежом и в России выполнен ряд исследований, которые показывают, что на развитие ребенка особенно пагубно влияет отсутствие матери (материнская депривация). Помимо этого факта обнаружены и другие (сенсорная депривация – обеднение среды, ее сужение; социальная – уменьшение коммуникативных связей с окружающими людьми; эмоционального тона при взаимоотношениях с окружающими; психическая – невозможность удовлетворения основных потребностей) /20/.

Опыт работы с детьми, попавшими в детские дома, приюты, школы-интернаты, кризисные центры, то есть оставшимися без попечения родителей, показывает, что трудно выделить тот вид депривации, который оказывает наиболее сильное, а иногда и пагубное влияние на психическое развитие ребенка. Чаще всего можно наблюдать картину, когда все факторы депривации проявляются вместе.

Подробно остановимся на самом главном факторе, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом – отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учиться жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к их повторению. Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье.

Попадая в новые условия, ребенок с особой силой стремится вернуться к прежней жизни, в которой у него есть или была, как ему кажется, родительская любовь. Жизнь в учреждениях, куда попадает ребенок, который брошен семьей, изъят из нее, не может заменить ему опыт семьи и родительской любви. Дети по-прежнему продолжают горячо любить своих родителей, семью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим во многом можно объяснить и частые побеги детей из детских домов и интернатов, и трудности адаптации к жизни в учреждениях, и невосприимчивость к воспитательским воздействиям, и закрытости для социального опыта, и отсутствия доверия к людям, окружающим их и заботящихся о них. В практике довольно часто бывают случаи, когда дети возвращаются в криминальную семью, невозможную для жизни с точки зрения здравомыслящего человека.

По мнению Л.Я. Олиференко опыт работы системы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков позволил проанализировать, как дети разных возрастов оценивают своих родителей. Чаще они оценивают своих родителей положительно, а осуждают условия жизни, в которых те оказались, или поведение своих родителей, вызванное такое средой, но не их самих /27/.

Дошкольники продолжают любить своих родителей, скучают по своим папам и мамам. Многие идеализируют родителей, считают их хорошими, но при этом совершенно не помнят, что эти родители их жестоко избивали, насиловали, продавали на ночь, закрывали одних без пищи и т.д. Вспоминая своих родителей, эти дети характеризуют их только с положительной стороны, хотя те погрязли в пьянстве, разврате, превратив свои дома в притоны, криминогенные места.

У детей более старших возрастов оценка родителей ближе к адекватной, реальной. Но надежда на то, что родители изменяться или уже изменились, стали хорошими, всегда живет в их душе. По их представлениям и описаниям, родители изменились сразу же, как у них отобрали детей; они-де перестали пить, работают, не ссорятся и т.д. Можно наблюдать, что многие дети смирились с той обстановкой, которая царила в их семье, принимают ее как должную. Это происходит потому, что этим детям сравнить свой опыт жизни в семье не с чем.

Длительное проживание в асоциальных семьях, где царит насилие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.

Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже семьи об этом не говорят. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, а в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других детей, прежде всего, враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличаются от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей:

Низкий уровень интеллектуального развития;

Бедная эмоциональная сфера и воображение;

Позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией. Она усиливается такими психолого - травмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в различного рода учреждения (больницы, приемники-распределители, приюты временного пребывания, санаторием и т.д.).

Поведение таких детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Психолог, воспитатель, социальный педагог, работающий с детьми в таких учреждениях, должен отдавать себе отчет в том, что все это – лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть - это внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияет на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.

Дефекты социализации зависят не только от ее условий, но и возраста ребенка.

Дети группы риска дошкольного возраста отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Дефицит общения с взрослыми в этом возрасте не способствует развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способности разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. Замедляется и развитие познавательной активности, что делает детей дошкольного возраста мало интересующимися окружающим миром, затрудняет возможность находить увлекательное занятие, делает ребенка пассивным. Эмоциональные проявления таких детей бедны и невыразительны /35/.

Недостаток внимания со стороны взрослого в раннем возрасте приводит к недостаткам социального развития: не складывается потребность в общении и установлении контактов с взрослыми и сверстниками, затруднено сотрудничество с ними. Это приводит к отставанию в развитии речи, утрате самостоятельности, нарушениям в личностном развитии.

Наиболее отчетливо проявляется недостатки развития эмоциональной сферы. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их эмоциональных бурных реакций. У детей тормозится развитие познавательной деятельности, которое проявляется в отставании овладении речью, а также в отсутствии инициативы в познании окружающего мира, амбивалентности отношения к предметам (предметы притягивают их внимание и одновременно вызывают чувство страха из-за неумения действовать ими).

Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте являются развития самостоятельности – от ее утраты до полного проявления, когда ребенок распоряжается собой по своему усмотрению.

У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семье у них туманны. Неясность собственного и причин собственного социального сиротства препятствуют становлению самоидентичности. Некоторые дети не могут представить себя маленькими, не знают, чем занимаются маленькие дети, не могут рассказать о том, чем они занимались, когда были маленькими. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы на ближайшее будущее – поступление в школу, учение. Борьба за новую идентичность при поступлении их в детское учреждение – одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации. Выход за рамки настоящего, в котором эти дети проживают, и в прошлое, которое они уже прожили, является главным условием приобретения жизненной уверенности и новой идентичности, условием бегства из порочного круга психической депривации.

Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, характеризуется дисгармоничностью, резко выраженной неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное, наглядно – образное мышление остается главным. Вербальное мышление значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми.

Таким образом, дети дошкольного возраста, относящиеся к группе риска, отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствие навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Дети группы риска младшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями и низкому качеству учения.

У детей группы риска младшего школьного возраста более ярко проявляется отклонения в развитии интеллектуальной сферы. Они часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка умственного развития мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями, и низкому качеству учения.

Подростки группы риска характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека /19/.

Характеристика современных детей группы риска в подростковом возрасте дает малооптическую картину, но специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы их будущего и помощь им сделать первые шаги к изменению себя. По данным социологических и психологических исследований подростки группы риска имеют следующие особенности:

· отсутствие ценности принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности невозможности добиться в жизни чего-то своими руками, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

· проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;

· эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;

· среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором- материальное благополучие, на третьем - здоровье; в тоже время эти ценности представляются подросткам недоступными, высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;

· «подкрепление» потери ценности образования для подростков группы риска – те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел, имеет (машину, гараж и так далее); о реальных путях достижения таких « ценностей» подростки не задумываются;

· повышенный уровень тревожности и агрессивности;

· стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям;

· искажение направленности интересов – свободное времяпрепровождения в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска и т.д.) /25/.

Психологи (Л.С. Выготский и другие) выделили основные группы главных интересов подростков. К ним относятся:

Эгоцентрическая доминанта – интерес к собственной личности;

Доминанта усилия – тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и так далее;

Доминанта романтики – стремление к неизвестному, рискованному, приключениям, героизму /14/.

Продолжение этих изменений в подростковом возрасте мы находим в трудах Д.Б. Эльконина, который выделил симптомы развития. К ним относится возникновение трудностей в отношении с взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценки их успехов, уход из школы, уверенность в том, что все самое интересное происходит вне школы и т.д.). Подростки начинают вести дневники, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства. Появляются особые детские компании (поиски друга, кто может понять), что приводит к возникновению неформальных подростковых сообществ /27/.

По данным А.Л. Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представления детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков группы риска об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позиция «Я несчастлив». И только 17% таких подростков, обнаружены в нормальных семьях.

Опыт переживания одиночества подростками группы риска составляет 70%. Выхода из состояния из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавления от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять и т.д.) /19/.

Подросткам группы риска следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Понятие «беспомощности» рассматривается, как то состояние человека, когда он не может справиться с кем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельного решения или делать выбор и другими трудностями.

Изучение беспомощности у детей и подростков занимались И.С. Коростелева, В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский, а также зарубежные исследователи.

По мнению многих ученых, беспомощность подростков вызывается переживание неудач, травм, отказом от поиска или наличия неконструктивных способов решения проблем и т.д. Проявление беспомощности можно наблюдать при реагирование подростков на переживаемую значимую ситуацию или ее последствия, что выглядит следующим образом:

Как стереотипная деятельность неадекватная конкретной ситуации;

Как перебор стереотипных действий (неконструктивных способов поведения и деятельности, не приносящих результатов);

Как отказ от выполнения деятельности сопровождающийся апатией, депрессией;

Как состояние оцепенения, плач и т.д.;

Как перенос или смещение цели на другую.

В подростковом возрасте культурные ограничения касаются поисковой активности в социальной жизни. Реакция на ограничения поведения, деятельности (в том числе на наказания, например, по закону) может приводить к состоянию беспомощности у подростков, что выражается в апатии, депрессии и т.д. / 28/.

Переживания состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, потерю близкого человека, разлуку с ним и т.д. в данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем.

Дети старшего школьного возраста, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях социально-педагогической поддержки (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучных семьях. Для большинства выпускников этих учреждений характерны следующие специфические обязанности:

· неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстранённость от них;

· нарушение в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

· низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

· слабо развито чувство ответственности за свои поступки, безразличие в судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

· потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

· неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

· несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще своего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

· несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

· низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

· склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты /10/.

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой – бояться этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они засчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

Несколько лучше положение у тех, кто живет в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учится в средних специальных или профессиональных учреждениях, так как они могут вернуться в привычное окружение попечительского учреждения, где о них заботятся.

Воспитание вне семьи является главной причиной неготовности этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию, так как постоянная окруженность большим количеством детей и взрослых, не дает возможности самоидентификации, осмысления себя и своих проблем, возможности продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найти друзей, как проводить свободное время, как организовать свой быт.

Обедненность общения с взрослыми, его ограниченность (в основном это только сотрудники учреждения) приводят к тому, что дети не могут налаживать контакты с другими взрослыми, находить общее между требованиями значимых взрослых и своими желаниями и возможностями. Контакты с взрослыми поверхностны, малоэмоциональны, что приводит к отсутствию потребности искать близких отношений с людьми, доверять им, видеть уважение к себе с их стороны.

Детей группы риска, типичных проблем подросткового возраста являются необходимыми для социального работника, для того, чтобы он смог правильно построить взаимоотношения с клиентами. Глава II. Этические основы социальной работы с детьми группы риска 2.1 Основные документы, регламентирующие деятельность социального работника Для того чтобы изучать принципы и стандарты поведения социального...

Воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости. Глава 2 Этические нормы поведения в обществе в работе с детьми в социальном приюте 2.1 Социальный приют для детей и подростков «Ховрино» Адрес: Район Ховрино, Зеленоградская улица, дом 35Б. Социальный приют для детей и подростков «Ховрино» можно охарактеризовать...

Сможет стать необходимьм ус­ловием, снабдить подростков достаточным знанием для соблюдения правил, норм и за­конов нашего общества. Поэтому на социального работника ложится ответственность в работе с детьми с противоправным поведением. Самое главное в его работе: не наказать, а предотвратить. Главное - направить силы и средства на упреждение преступности. Накормить, одеть, обеспечить защиту...

Развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. Здесь особое внимание уделяют семье, в частности «группам риска» данной категории. Социальная работа обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая работу со взрослыми, ...

«Какие родители, такими будут и дети». Это утверждение подразумевает не генетическое, а социальное наследование – в процессе воспитания родители формируют у ребенка личность, похожую на свою. Они делают это либо неосознанно, воздействуя на ребенка примером собственного поведения, либо вполне сознательно, передавая установки и моральные ценности.

Неудивительно, что в семьях, где родители внимательны к детям, заботятся о них и хорошо относятся друг к другу, дети вырастают счастливыми полноценными личностями. Удивительно, как дети из неблагополучных семей умудряются вырасти достойными благородными людьми? Казалось бы, им не на кого ориентироваться и опереться, в семье царит атмосфера взаимной враждебности. А ведь нормальный ребенок в неблагополучной семье – не исключение.

Их детство было очень тяжелым. В семьях постоянно происходили конфликты, в лучшем случае они завершались разводом. «В лучшем случае» – не парадокс. Для ребенка предпочтительней остаться в неполной семье, чем быть постоянным свидетелем взаимной ненависти отца и матери, их нетерпимости по отношению друг к другу.

Враждебность периодически выплескивалась на ребенка, от которого требовали сделать выбор, с кем он и против кого. Я слышал, как четырехлетний мальчик предлагал матери: «Мама, давай продадим отца и купим корову». Общение с отцом продолжались, и отец участвовал в воспитании сына, ощущая его неприязнь.

Ребенок хочет, чтобы родители были довольны им и счастливы, просто чтобы самому быть счастливым

Когда один из родителей пытается привлечь ребенка на свою сторону и настроить его против партнера, он часто готов выполнять и поощрять любые его желания, порой совершенно неприемлемые – лишь бы он был с ним заодно. Такое «подыгрывание» ребенку из корыстных соображений с раннего детства обучает манипулятивности и в то же время обесценивает все, что родитель делает для демонстрации своей любви: ребенок чувствует, что это не проявление искренней любви к нему, а всего лишь попытка его задобрить.

Между тем только бескорыстная любовь родителей с первых дней жизни ребенка становится его основной ценностью и определяет потом формирование его мотивов и поведения. Он хочет, чтобы родители были довольны им и счастливы, просто чтобы самому быть счастливым.

Так как же все-таки вырастают нормальные дети в семьях, где они всего этого лишены? По счастью, родители – не единственный возможный источник любви, которая становится взаимной и дает ребенку ощущение счастья.

Я знаком с женщиной, любимой друзьями и близкими. От нее исходит свет, направленный на всех, кто его заслуживает. Она не способна на моральные компромиссы и нетерпима к низким мотивам. Жизнь ее была трагичной с самого детства, но ее это не сломало и не лишило способности испытывать счастье.

Ее родители рано развелись, с отцом ей повезло не общаться, ибо он был бесчувственным роботом. Мать испытывала к дочке с ранних лет странные чувства, похожие на ревность, и постоянно пыталась подавить ее как личность. Она вела с ней постоянную войну, поражавшую знакомых и родственников, оскорбляла ее в присутствии других.

Как можно было в таких условиях сформироваться цельной личностью и вырасти такой, какой стала эта женщина? Думаю, что только благодаря глубокой эмоциональной связи с бабушкой, которая была противоположна маме и с раннего детства заполняла мир девочки теплом, любовью и пониманием. Она была по-человечески мудрой, и многие любили ее. Пока она была жива, отношения с ней были для внучки защитой, о которую разбивались волны маминой враждебности.

Когда ребенок узнает, что есть мир, где царят иные отношения, у него формируется независимость от удручающей домашней обстановки

В этой роли может выступать и родственник, и даже сосед или родители друга ребенка – но эти люди обязательно должны так относиться к ребенку, чтобы он чувствовал их родными и в любой момент мог прийти к ним за любовью. Во всех историях, которые я знаю, такой человек находился.

Так создается альтернатива разрушающей семейной атмосфере. Когда ребенок узнает, что есть мир, где царят иные отношения, у него формируется некоторая независимость от удручающей домашней обстановки. Появляется и критическое отношение к родителям, которые ее создают, взгляд на них со стороны – именно потому, что этими домашними отношениями его опыт человеческих отношений уже не исчерпывается. Такой ребенок часто взрослеет раньше, чем его благополучные сверстники.

Это очень тяжелый процесс личностного формирования, но те, кто его успешно прошел, могут оказаться более устойчивыми и к другим жизненным кризисам. Бывает, что они находят потом в себе силы пожалеть и простить родителей и попытаться помочь им – но только тогда, когда они уже больше от них не зависят.

«Какие родители, такими будут и дети». Это утверждение подразумевает не генетическое, а социальное наследование – в процессе воспитания родители формируют у ребенка личность, похожую на свою. Они делают это либо неосознанно, воздействуя на ребенка примером собственного поведения, либо вполне сознательно, передавая установки и моральные ценности.

Неудивительно, что в семьях, где родители внимательны к детям, заботятся о них и хорошо относятся друг к другу, дети вырастают счастливыми полноценными личностями. Удивительно, как дети из неблагополучных семей умудряются вырасти достойными благородными людьми? Казалось бы, им не на кого ориентироваться и опереться, в семье царит атмосфера взаимной враждебности. А ведь нормальный ребенок в неблагополучной семье – не исключение.

Их детство было очень тяжелым. В семьях постоянно происходили конфликты, в лучшем случае они завершались разводом. «В лучшем случае» – не парадокс. Для ребенка предпочтительней остаться в неполной семье, чем быть постоянным свидетелем взаимной ненависти отца и матери, их нетерпимости по отношению друг к другу.

Враждебность периодически выплескивалась на ребенка, от которого требовали сделать выбор, с кем он и против кого. Я слышал, как четырехлетний мальчик предлагал матери: «Мама, давай продадим отца и купим корову». Общение с отцом продолжались, и отец участвовал в воспитании сына, ощущая его неприязнь.

Ребенок хочет, чтобы родители были довольны им и счастливы, просто чтобы самому быть счастливым

Когда один из родителей пытается привлечь ребенка на свою сторону и настроить его против партнера, он часто готов выполнять и поощрять любые его желания, порой совершенно неприемлемые – лишь бы он был с ним заодно. Такое «подыгрывание» ребенку из корыстных соображений с раннего детства обучает манипулятивности и в то же время обесценивает все, что родитель делает для демонстрации своей любви: ребенок чувствует, что это не проявление искренней любви к нему, а всего лишь попытка его задобрить.

Между тем только бескорыстная любовь родителей с первых дней жизни ребенка становится его основной ценностью и определяет потом формирование его мотивов и поведения. Он хочет, чтобы родители были довольны им и счастливы, просто чтобы самому быть счастливым.

Так как же все-таки вырастают нормальные дети в семьях, где они всего этого лишены? По счастью, родители – не единственный возможный источник любви, которая становится взаимной и дает ребенку ощущение счастья.

Я знаком с женщиной, любимой друзьями и близкими. От нее исходит свет, направленный на всех, кто его заслуживает. Она не способна на моральные компромиссы и нетерпима к низким мотивам. Жизнь ее была трагичной с самого детства, но ее это не сломало и не лишило способности испытывать счастье.

Ее родители рано развелись, с отцом ей повезло не общаться, ибо он был бесчувственным роботом. Мать испытывала к дочке с ранних лет странные чувства, похожие на ревность, и постоянно пыталась подавить ее как личность. Она вела с ней постоянную войну, поражавшую знакомых и родственников, оскорбляла ее в присутствии других.

Как можно было в таких условиях сформироваться цельной личностью и вырасти такой, какой стала эта женщина? Думаю, что только благодаря глубокой эмоциональной связи с бабушкой, которая была противоположна маме и с раннего детства заполняла мир девочки теплом, любовью и пониманием. Она была по-человечески мудрой, и многие любили ее. Пока она была жива, отношения с ней были для внучки защитой, о которую разбивались волны маминой враждебности.

Когда ребенок узнает, что есть мир, где царят иные отношения, у него формируется независимость от удручающей домашней обстановки

В этой роли может выступать и родственник, и даже сосед или родители друга ребенка – но эти люди обязательно должны так относиться к ребенку, чтобы он чувствовал их родными и в любой момент мог прийти к ним за любовью. Во всех историях, которые я знаю, такой человек находился.

Так создается альтернатива разрушающей семейной атмосфере. Когда ребенок узнает, что есть мир, где царят иные отношения, у него формируется некоторая независимость от удручающей домашней обстановки. Появляется и критическое отношение к родителям, которые ее создают, взгляд на них со стороны – именно потому, что этими домашними отношениями его опыт человеческих отношений уже не исчерпывается. Такой ребенок часто взрослеет раньше, чем его благополучные сверстники.

Это очень тяжелый процесс личностного формирования, но те, кто его успешно прошел, могут оказаться более устойчивыми и к другим жизненным кризисам. Бывает, что они находят потом в себе силы пожалеть и простить родителей и попытаться помочь им – но только тогда, когда они уже больше от них не зависят.

Медицинское наблюдение за детьми из социально неблагополучных семей требует оценки характера хронической патологии и степени так называемой “социальной недостаточности” .

Вопрос о состоянии здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, до настоящего времени мало изучен. Эта проблема очень актуальна, поскольку число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжает расти . Кроме того, резко повышается актуальность социальной защиты и охраны здоровья детей из социопатических семей . Термином “социопатическая семья” обозначают семью, в которой один или оба родителя страдают алкоголизмом, находятся в заключении либо им присущи иные черты антисоциального образа жизни .

От органов и учреждений здравоохранения требуется большое внимание к вопросам правильной организации работы в домах ребенка . В стране сложилась определенная система, обеспечивающая целенаправленное развитие и воспитание детей в домах ребенка. Большой вклад в это дело внесли многие крупные организаторы здравоохранения, ученые-педиатры, специалисты по преддошкольной педагогике, работники домов ребенка .

В настоящее время в дома ребенка часто направляются дети с нарушениями умственного и физического развития. Многие дома ребенка полностью перепрофилированы для обслуживания детей с органическими поражениями центральной нервной системы. Учитывая большие возможности специализированных учреждений, во многих домах ребенка организуются группы для детей с пограничными состояниями, имеющих минимальную задержку психического развития, которые особенно нуждаются в индивидуальном уходе и лечебно-педагогической коррекции. Результаты деятельности таких групп самые благоприятные - многие дети после соответствующего лечения переводятся в обычные дошкольные учреждения и потом успешно обучаются в общеобразовательных школах .

По данным Государственного доклада “О положении детей в РФ”, в 1996 году впервые с 1992 года не увеличивалось число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 113243 (по сравнению с 113296 в 1995 году).

Наилучший выход - устраивать относящихся к этой категории детей в новые семьи . Распространенными формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются усыновление и опека (попечительство). Одной из новых форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью считается приемная семья. Однако пока этот институт устройства детей на воспитание в семью широко не распространен. Утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации “Положение о приемной семье” во многом разрешило ранее существовавшие проблемы: определены статус ребенка после достижения им совершеннолетия, гражданско-правовые отношения приемных родителей с ребенком, права и обязанности приемных родителей ребенка. В 1996 году в 333 таких семьях воспитывалось 2,4 тыс. детей (включая родных детей).

По данным комиссий по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в 1996 году на учете состояло 184 тыс. неблагополучных семей, в которых проживало 348 тыс. детей. Безнадзорность детей является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса физического развития и социализации ребенка.

В 1996 году в специализированных учреждениях для несовершеннолетних социальную, юридическую, медицинскую помощь и реабилитацию получили более 100 тыс. детей (табл. 1).

Таблица 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в Российской Федерации* (на начало 1997 года)

Число детей,

Учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 572,4
Находятся под опекой 278,1
Усыновлены 141,1
Воспитываются в интернатных учреждениях 153,2
В том числе:
в домах ребенка 11,5**
в детских домах 56,7
в школах-интернатах для детей-сирот 25,3
в интернатах общего типа 6,3
в школах-интернатах для детей с недостатками умственного или физического развития 37,3
в домах-интернатах 16,1
кроме того, находятся в семейных детских домах*** 2,4
* Данные Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации

** Данные Министерства здравоохранения Российской Федерации

*** В семейных детских домах находятся не только дети-сироты, но и дети родителей-воспитателей, эти дети не учтены в общем показателе

Организация медицинской помощи детям, проживающим в социально неблагоприятных условиях, требует экспертной оценки характера и степени их социальной недостаточности . Наличие в семье инвалидов, хронических больных или престарелых, также нуждающихся в уходе; алкоголиков, наркоманов, лиц с асоциальными проявлениями, особенно если речь идет об одном или обоих родителях, - все это является свидетельством выраженной социальной недостаточности такой семьи.

Крайним проявлением социальной недостаточности семьи следует признать воспитание ребенка одной матерью, которая вынуждена работать, уделяя уходу за ребенком минимум внимания.

Необходимо иметь в виду приспособленность жилища, где проживает ребенок, к осуществлению медико-реабилитационных мероприятий , и способность матери адекватно следовать полученным рекомендациям.

Превентивные мероприятия в отношении сохранения здоровья детей должны начинаться с поддержки семей, особенно если их жизненный уровень ниже прожиточного минимума. В этом отношении в странах Европы делается гораздо больше, чем в США .

Дети, живущие в неблагоприятных условиях, обычно отстают в развитии, плохо учатся, склонны к поведенческим нарушениям и антисоциальным поступкам .

Практические врачи осознают, что на уровне первичной медицинской помощи возможны ошибки в распознавании умственной отсталости и даже ятрогении. Требуется высокая квалификация врача и знание психологии детского возраста .

Поступление детей, оставшихся без попечения родителей, в стационар, а не в дом ребенка, сопряжено со следующими организационными недостатками: несовершенство системы оформления документов, а также порядка направления и устройства детей в дома ребенка.

Пребывание детей в больницах оказывает отрицательное влияние на показатели массы тела (в 1,6 раз увеличилось число детей, выписавшихся из больниц с дефицитом массы тела), уровень нервно-психического развития (среди детей, поступивших в дома ребенка из больниц, в два раза больше отстающих в развитии, чем среди присланных из родильного дома), заболеваемость (за время пребывания в больнице каждый третий ребенок перенес три и более случаев ОРЗ), показатели гемоглобина крови - число детей со сниженным уровнем гемоглобина при поступлении в дом ребенка из больниц было в два раза больше, чем при поступлении из родильного дома . Новая организационная модель направления и устройства детей в дома ребенка, внедрение которой намечено в практику, позволит сократить продолжительность оформления детей в учреждении в 1,5 - 2 раза, и в конечном итоге - улучшить исходные показатели состояния здоровья поступающих в дом ребенка детей.

Установлено, что 67,2% детей поступили в дома ребенка до одного года, 22,5% детей - на втором году жизни и 10,3% детей - на третьем году жизни. Среди детей, поступивших на первом году жизни, половина детей были устроены в дом ребенка временно .

При поступлении детей в детский дом более чем у половины детей выявляется неблагоприятное течение адаптации, клинико-функциональная характеристика которой отличается более негативными, чем при аналогичном варианте у детей детского сада, изменениями всех изучаемых уровней. Это свидетельствует об очень низких функциональных резервах многих воспитанников детского дома, чем обусловлены стойкость возникающих дезадаптационных изменений здоровья и развития .

Почти у всех воспитанников детского дома к трем-семи годам выявляется задержка нервно-психического развития. Несмотря на сохранные потенциальные интеллектуальные возможности, подготовка к школе не приводит к коррекции отстающих функций, а лишь позволяет формировать социально-бытовые навыки.

Для воспитанников детских домов характерна нарастающая с возрастом высокая частота различных нарушений здоровья. Отмечается высокий уровень распространения болезней органов дыхания - 1926,8%, нервной системы и органов чувств - 1512,2%, и эндокринной системы, нарушений обмена веществ и иммунитета - 1268,3% . Большинство детей отстают в физическом и нервно-психическом развитии. Микросоматический тип физического развития имели 80,8% детей первого года; 61,3% - второго года и 68,8% - третьего года жизни. Отставание в нервно-психическом развитии отмечено у 82,1% детей первого года; 87,6% - второго и 88,7% - третьего годов жизни и, соответственно, лишь у 5,2%, 3,3% и 2,3% детей в семьях. Глубокая задержка нервно-психического развития обнаружена у 70% детей третьего года жизни .

Комплексная оценка состояния здоровья показала, что большинство воспитанников домов ребенка имеют II группу здоровья; значителен удельный вес детей, имеющих III-V группы здоровья (в один год - 24,8%, в два года - 27,2% и в три года - 19,9%; соответственно в семьях: 12,9%; 15,4% и 15,8%).

Учитывая низкие показатели состояния здоровья воспитанников домов ребенка, очень важно проводить анализ качества медицинского наблюдения за ними. Так, установлено, что 4% детей нерегулярно наблюдались педиатром, 5% - узкими специалистами, у 51% детей несвоевременно проводился контроль нервно-психического развития .

Работы отечественных и зарубежных авторов показывают, что длительное пребывание в большом коллективе, в однотипных условиях, ограниченный контакт с внешним миром приводят к тяжелым последствиям. Даже при хорошем питании и медицинском обслуживании дети, растущие в условиях депривации, резко отстают в своем психическом и физическом развитии от сверстников .

Также малоутешительны показатели психического здоровья детей, относимых к группам медико-социального риска. Например, в школах-интернатах для детей-сирот, где обучение осуществляется по программе массовой школы, около 41% из них обнаруживают ту или иную форму задержки интеллектуального развития . В аналогичных учреждениях для детей с официально зарегистрированными отклонениями в здоровье задержка интеллектуального развития отмечается у 60-70% учащихся. В основном это легкие и пограничные варианты интеллектуальной недостаточности. В большинстве случаев их причиной является действие ряда патогенных факторов (инфекций, интоксикаций, травм и др.) на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребенка. Такая недостаточность в школьном возрасте проявляется в нарушении познавательной деятельности, незрелости эмоционально-волевой сферы, ослаблении внимания, восприятия, памяти, отставании в развитии речи и тонкой моторики, ослаблении произвольной регуляции поведения .

Регистрируемый уровень заболеваемости по обращаемости детей из социопатических семей заметно ниже реального. Косвенно об этом можно судить по данным осложнений острых респираторных инфекций и числу госпитализаций: серьезный характер носило каждое четвертое осложнение, а в контрольной группе - лишь каждое седьмое; уровень госпитализированной заболеваемости в основной группе (300,3%) почти в три раза превосходил таковой в контрольной (107,5%) .

Более объективную характеристику состояния здоровья изучаемых контингентов детей дают данные углубленного осмотра специалистами (табл. 2).

По заданию ВОЗ было проведено обследование учреждений типа дом ребенка. Повсюду отмечались проявления госпитализма, выраженного в задержке как физического, так и психического развития, и ухудшении состояния здоровья ребенка. “Госпитализм - такая же жестокость, как лишение пищи и побои” . Следовательно, основная задача всего персонала дома ребенка организовать оздоровительно-воспитательную работу, чтобы обеспечить детям нормальное развитие.

Таблица 2. Распространенность некоторых хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (на 1000 детей)

Класс болезней Группа риска Kонтрольная группа
Дети

Ликов

Дети

Ченных

Дети

Матерей

Асоциального

Поведения

Группа

В целом

V. Психические болезни 18,4 3,3 51,7 24,5 9,6
VI. Болезни нервной системы и органов чувств 39,4 23,4 103,3 55,3 36,3
VII. Болезни органов дыхания 34,2 33,3 31,0 32,8 17,1
IX. Болезни органов пищеварения 34,2 23,3 34,5 30,7 12,9
XV. Перинатальная патология 15,7 13,3 44,8 24,6 7,8
Прочие классы 71,1 59,9 127,7 83,8 44,1
Всего: 213,0 156,5 393,0 254,7 127,8

Система оздоровительных мероприятий эффективна лишь при создании определенных условий. Первое из них - число детей должно быть меньше, чем в детских дошкольных учреждениях обычного типа. Второе - режим дня. Как правило, учитывая несоответствие состояния здоровья детей и уровня развития возрастным нормам, режим обычно назначают на возраст ниже, а часто сугубо индивидуальный. Третье - гигиенические мероприятия в помещении: достаточная освещенность, частые проветривания, снижение шумов . Важна организация среды, то есть соответствие мебели, игровых пособий, оборудования возрасту и уровню развития детей .

Еще одно необходимое условие - движение, которое обеспечивается при круглосуточном пребывании ребенка в коллективе не только благодаря занятиям лечебной гимнастикой, массажем, но и во время музыкальных занятий и зарядки.

Самое же главное - отношение к детям. Детей следует выводить за пределы территории дома ребенка, знакомить с окружающим миром в той степени, в которой знакомятся с ним дети этого возраста, воспитывающиеся в семье. Они должны понять, что место, в котором они живут, - это не больница, это их дом, семья.

Каждый ребенок лучше развивается, реабилитируется, если он получает достаточно внимания, понимания и ласки со стороны взрослого. Основное лицо, которое общается с ребенком, - воспитательница (по совместительству медицинская сестра). Ее деятельность контролируется не только когда речь идет о санитарно-гигиеническом уходе за детьми, но и с позиций общения с ними, возможности установления индивидуальных контактов .

Оздоровительно-воспитательная работа и вся жизнь детей регламентируется медико-педагогическими принципами, реализация которых контролируется врачом и педагогом.

Особенности работы врача и медицинской сестры с детьми из социально неблагополучных семей и с теми из них, кто лишен родителей, заключается в том, что эти категории работников участвуют во всех видах медико-методической, организационной и воспитательной работы. Врач не только лечит заболевших детей, но и контролирует организацию профилактической и оздоровительной работы с детьми, все моменты организации жизни и воспитания детей .

Педагог организует всю жизнь детей, начиная от комплектования групп, оформления интерьера группы, подбора игрушек и заканчивая целенаправленными действиями, направленными на стимуляцию психического развития каждого ребенка. Он организует правильное проведение режимных моментов игры, самостоятельной деятельности детей, специальных занятий с ними, учитывая при этом индивидуальные особенности и состояние здоровья детей .

При контроле за развитием и состоянием здоровья детей очень важен комплексный подход и согласованные назначения педиатра, педагога, логопеда, невропатолога, а в ряде случаев - и других специалистов .

Таким образом, изучение существующей в настоящее время системы социальной и медико-организационной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, позволило выявить ряд трудностей, которые, во-первых, связаны с длительным оформлением юридических документов ребенка, во-вторых, с недостаточной мощностью карантинных групп и изоляторов, что не позволяет поместить ребенка в закрытое учреждение в максимально короткие сроки.

Вышеупомянутые данные о состоянии здоровья воспитанников и факторах, оказывающих на него влияние и характеризующих их образ жизни, позволили выработать конкретный комплекс мероприятий по оздоровлению детей в условиях дома ребенка. Таковой комплекс включает следующие лечебно-профилактические мероприятия: организационные - перепрофилирование дома ребенка в реабилитационный центр, оптимизация режима, строгое выполнение санитарно-гигиенических требований, профилактика адаптационного синдрома, использование препаратов элеутерококка, пантотената кальция, аскорбиновой кислоты, поливитаминов, биопрепаратов, приемы закаливания в сочетании с массажем и дыхательной гимнастикой, физиотерапевтические - восстановление нормального биоценоза носоглотки и кишечника с помощью кисломолочных продуктов лечебного питания и продуктов, обогащенных естественными защитными факторами. За счет снижения заболеваемости и возможности осуществления педагогического процесса в более полном объеме возрастает уровень нервно-психического развития детей.

Таким образом, существующая в настоящее время система социальной и медицинской организации помощи детям, оставшимся без попечения родителей, оказывает неблагоприятное влияние на показатели состояния их здоровья. Это обосновывает необходимость поиска адекватных средств, в том числе медикаментозных и немедикаментозных, и продолжения разработки мер, направленных на оптимизацию медико-организационной помощи детям из социально неблагополучных семей.

Литература

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., Просвещение, 1977. C. 300

2. Альбицкий В. Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: изд-во Саратовского университета, 1986. С. 19-25.

3. Альбицкий В. Ю., Cигал Т. М., Ананьин С. А. Состояние здоровья детей из социопатических семей // Росс. вестник перинатол. и педиатрии, 1994, № 1. C. 8-11.

4. Баранец Л. А. Социально-гигиеническая характеристика детей, рожденных вне брака // Здравоохр. Рос. Фед., 1986, № 2. C. 21-23.

5. Баранов А. А., Шиляев Р. Р., Чемоданов В. В., Рывкин А. И. и др. Болезни детей раннего возраста. М., Иваново, 1996. C. 303.

6. Волкова Е. А. Организация работы среднего медицинского персонала в Доме ребенка // Мед. сестра, 1991, № 12. C. 16-19.

7. Выхристюк О. Ф., Самсыгина Г. А., Корнюшин М. А. и др. Охрана здоровья детей из социально неблагополучных семей // Мат. VIII съезда педиатров России “Современные проблемы педиатрии”, М., 1998. C. 64.

8. Дыскин А. А. Критерии социальной дезадаптации детей с отклонениями в развитии // Педиатрия, 1996. C. 83-88.

9. Дружинина Л. В. Усилить работу о детях - сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей // Педиатрия, 1985, № 8. C. 3-8.

10. Дружинина Э. И., Коноплянник Н. И. Комплексная оценка здоровья как показатель эффективности динамического медицинского наблюдения за воспитанниками домов ребенка. Прогнозирование и комплексная оценка здоровья детей. М, 1988. C. 12-87.

11. Дуновски М. Усыновление с точки зрения детского врача // Педиатрия (София), 1987, № 4. C. 55-59.

12. Ефименко О. В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребенка // Автореф. дисс. канд. мед. наук. М, 1991. C. 23.

13. Змановский Ю. Ф, Лукоянов Ю. Е., Кузнецова М. Н. Закаливание детей дошкольного возраста // Советская педиатрия. М., Медицина, 1989, вып. 7. C. 163-174.

14. Иорданова Г., Попандова М. Особенности социального поведения детей, выращиваемых в закрытых детских учреждениях // Педиатрия (София), 1986, № 1. C. 1-5.

15. Казберюк Н. А., Замотин Б. А. Медико-социальная характеристика детей, поступающих в Дом ребенка // Здравоохранение РФ, 1991, № 6. C. 16-18.

16. Контарева М. Г. Они не знают слова “мама” // Проблемы воспитания в детских домах. 1988, № 1. C. 2-5.

17. Кочерова О. Ю., Потапова Г. Н., Филькина О. М., Жданова Л. А. и др. Особенности психического здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных детских домах. Научные основы формирования здоровья семьи // Сборник научных трудов. М., 1991. C. 120-121.

18. Кузнецова Е. Ю. Здоровье детей, воспитывающихся в домах ребенка общего профиля, и пути его улучшения // Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб, 1992. C. 24.

19. Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в агрессивной сфере // М., 1988. C. 165.

20. Мазурин А. В., Запруднов А. М., Григорьев К. И. Общий уход за детьми // М., Медицина, 1994. C. 225.

21. Макаренко Ю. А. Принципы оценки состояния здоровья детей. Советская педиатрия // М., Медицина, 1989, вып. 7. C. 3-26.

22. Малеина М. Н. Человек и медицина в современном праве // М., Бек., 1995. C. 260

23. Могоряну П. Д., Красинькова Г. В. Организация раннего выявления фоновых заболеваний детей первого года жизни в условиях труднодоступной местности // Деп. в НПО “Союзмединформ” 06.04.90, № 19551.

24. Миронов Н. Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях // Рос. педиатрический журнал, 1998, №1. C. 12-16.

25. Новосельская О. М. О заболеваемости воспитанников домов ребенка Московской области // Педиатрия, 1990, № 8. C. 85-86.

26. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы // М., Тривола, 1995. C. 335.

27. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях // М., Просвещение, 1986. C. 144.

28. Потапова Г. Н. Социальная адаптация и состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, профилактика их нарушений // Автореф. дисс. канд. мед. наук. Иваново, 1994. C 24.

29. Самсыгина Г. А., Брашнина Н. П., Выхристюк О. Ф. и др. Новое в лечении инфекций респираторного тракта у детей // Мат. национального конгресса пульмонологов, г. Новосибирск, июнь 1996.

30. Сапегина Л. В., Новосельская О. М. К оценке некоторых организационных моментов на этапе поступления детей в дома ребенка // Социально-гигиенические и организационные проблемы педиатрии. Л., 1989. C. 130-132.

31. Сердюковская Г. Н., Гринина О. В. Современные социальные гигиенические проблемы в области охраны материнства и детства // Сов. здравоохран., 1981. C. 21-24.

32. Солнцев А. А. Адаптация детей к микросоциальным условиям // Советская педиатрия. М., Медицина, 1989, вып. 7. C. 107-125.

33. Студеникин М. Я., Ефимова А. А., Лицева О. А. Окружающая cреда и здоровье детей // Педиатрия, 1989, № 8. C. 509.

34. Тонкова-Ямпольская Р. В. Задачи охраны здоровья и воспитания детей в домах ребенка // Руководство для врачей домов ребенка. М., Медицина, 1987. C. 11-46.

35. Тонкова-Ямпольская Р. В., Фрухт Э. Л., Голубева Л. Г. и др. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка // М., Просвещение, 1989. C. 188.

36. Aronson M., Kyllerman M., Sabll K.-G. Children of alcoholic mother development, perceptual and behavioral characteristics as compared to matched controls // Acta Paediatr. Scand., 1985, Vol. 74, № 1. P. 27-31.

37. Eizenberg L. The psychosocial health of the child: a global view // Int. Child Health, 1996, Vol. 7, № 3. P. 7-18.

38. Fukushima M. Perinatal risk factors: an epidemiologic approach // Fukushima med. J., 1987, Vol. 37, № 1. P. 11-19.

39. Гебель В., Глекнер М. (Goebel W., Glockler M.). Ребенок. От младенчества к совершенствованию // М., Энигма, 1996. C. 591.

40. Markel H. Orphanages revisited. Some historical perspectives on dependent, and orphaned children in America // Arch. Pediatr Adolesc. Med., 1995, Vol. 149, № 6. P. 609-610.

41. Musoke R. N., Jitta J. N. Postnatal grouth of abandoned preterm babies . East-Afr. Med. J., 1994, Vol. 71, № 8. P. 519-523.

42. Le-Roux J. Street children in South Africa. Adolescense // 1996, Vol. 122, № 31. P. 423-431.

43. Luder S. R., Holland W. W. Влияние окружающей cреды на заболеваемость и развитие детей (перевод с англ.) // Медицина окружающей среды. М., 1981. C. 179-206.

44. Wolff P. Р., Tesfai B., Egsoo H., Aradon T. The orphans of Eritrea: a comparison stady // J. Child. Phychol. Psychiatry, 1995, Vol. 36, № 4. P. 633-644