Наблюдение за звездным небом. План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Весенняя прогулка в средней группе

Прогулка (весна)

Средняя группа

  1. Наблюдение за небом.

Цель: Продолжать знакомство с различными природными явлениями; совершенствовать умение отличать погоду, связывая ее с состоянием неба. Развивать внимательность. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение.

Ребята, отгадайте загадку:

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий! (Небо)

Правильно отгадали. Это небо. Посмотрите на небо. Что вы можете сказать о нем? (Оно голубое, серое, чистое)

Скажите если небо голубое-голубое, то день какой? (Ясный, солнечный)

А если небо серое, то день какой? (Пасмурный, печальный)

В какой день вам захочется гулять долго? Почему?

В какой день может идти дождь? Почему так думаете?

Подумайте, в какой день полезно гулять? Почему?

Послушайте стих и скажите о чем оно.

Что такое? В чем же дело?

Небо вдруг заголубело,

И умчались злые стужи…

На дворе – капель да лужи…

Кто же в этом виноват?

Ну, конечно, месяц март.

Понравилось стихотворение?

Так о чем же этот стих? (О весне)

О каком месяце весны говорится в стихотворении? (О марте)

Какие весенние месяцы вы знаете?

Да, ребята, сейчас заканчивается месяц март. Скоро будет апрель, а затем май. И наше небо с каждым днем будет все голубее и голубее, солнце будет греть сильнее.

Скажите что мы сегодня наблюдали?

Что вы запомнили из нашей беседы?

  1. Подвижная игра.

«Самолеты» (4 раза)

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве, и двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры: Дети распределяются на четыре звена и размещаются в разных концах участка. Каждому раздается самодельные самолеты (желтого, зеленого, черного, оранжевого цвета). Играющие изображают летчиков.

По команде воспитателя «К полету готовься!» дети делают круговые движения руками - заводят моторы. «Летите!» - говорит педагог, они поднимают руки в стороны и бегут в разных направлениях по всему участку.

«Самолетики летят

И на землю не хотят

В небе весело несутся,

Но друг с другом не столкнуться.

Вдруг летит большая туча

Стало темно вокруг

Самолетики – в свой круг»

(строятся в круг самолеты одного цвета и опускаются на одно колено). Воспитатель отмечает, какое звено построилось быстрее.

  1. Трудовая деятельность.

Коллективный труд на участке по раскидыванию снега.

Цель: Продолжать приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым. Развивать умение работать лопатой. Воспитывать положительное отношение к труду.

  1. Индивидуальная работа.

«Подбрось до небес»

Цель: Совершенствовать умение бросать мяч и ловить его. Способствовать развитию двигательных навыков. Развивать ловкость, внимание.

  1. СТД.

Весенний букет из веток.

Цель: Вызвать интерес к составлению букета из сломанных веток. Создать условия для самостоятельного творчества. Развивать воображение и фантазию.

  1. Подвижная игра.

«Птички и кошка» (3 раза)

Цель: Закрепить умения выполнять ведущую роль в игре, осознанно относиться к выполнению правил игры. Развивать умения бегать легко и ритмично.

Ход игры: Воспитатель выкладывает из обруча домики. Дети встают в центр круга – они птички. Одного ребенка назначают кошкой, он находится в сторонке. Кошка засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают из круга, летают, присаживаются, клюют зерна. По сигналу воспитателя кошка просыпается и ловит птиц, они убегают в круг. Пойманных птичек кошка уводит в сторонку. Игра повторяется. Роль кошки выполняет другой ребенок.

Выносной материал.

Для трудовой деятельности: лопатки.

Для самостоятельной деятельности: сломанные ветки деревьев.

Для подвижной игры: маска кошки, самолеты для каждого ребенка, 4-5 обруча, мяч.


Как наблюдать за звездами? June 2nd, 2016

Начинаем изучать небо совместно с Meduza. Попросили написать о том, что можно рассмотреть в небе и как это делать. Получился неплохой мануал по начальной астрономии. Изучайте на здоровье!

01 Что случилось?

Ничего особенного. Просто приближается лето, ночи становятся теплее, и самое время напомнить, что всякий человек может выйти ясной ночью во двор и увидеть космос.

02 Что можно увидеть в ночном небе?

Если сравнивать с масштабами Вселенной — немногое: лишь небольшой участок галактики Млечный путь, располагающийся поблизости от Солнца.

03 Наблюдать можно из любой точки?

Да, но от места наблюдения зависит, что вы сможете увидеть. Большие города плохо подходят для наблюдений, потому что искусственное освещение мешает смотреть. Но яркие звезды (Сириус, Вегу, Бетельгейзе) и близкие планеты (Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн) можно увидеть из любого мегаполиса. И, конечно же, Луну.

04 А если уехать куда-нибудь за город?

Так будет намного лучше. Вы сможете увидеть полосу Млечного пути, различить знакомые и незнакомые созвездия. Возможно получится увидеть самый дальний объект, различимый невооруженным глазом, — большую галактику Андромеды, расположенную в двух с половиной миллионах световых лет от нас — но лучше поехать куда-нибудь в горы или пустыню. Там электрический свет совсем не будет мешать.

05 Падающие звезды можно увидеть?

Можно. Они ближе к нам, чем многие другие объекты. Только надо помнить, что падающие звезды — это, на самом деле, не звезды, а метеоры, космические песчинки, сгорающие в верхних слоях атмосферы. Когда Земля пересекает орбиту какой-нибудь кометы, можно наблюдать метеорный дождь.

06 Что еще интересного можно найти в небе?

Иногда с «падающей звездой» можно спутать падающий и сгорающий космический мусор, но, как правило, его скорость в два раза ниже падающих звезд. Точно так же в небе можно наблюдать пролетающие спутники и Международную космическую станцию.

Очень красивое явление — северное сияние. Примерно раз в десятилетие оно «добивает» даже до Москвы, так, например было в марте 2015 года.

Северное (полярное) сияние в Москве 17.03.2015

Примерно на тех же высотах, что и метеоры, летом можно увидеть серебристые облака. Такие облака состоят из тончайших кристалликов льда и находятся куда выше обычных. Их освещает Солнце, которое наблюдателям с Земли ночью не видно, так что серебристые облака выглядят как светящаяся пелена, висящая в северной части неба.

Раз в несколько лет к Земле подлетают яркие кометы, которые можно наблюдать с помощью бинокля или невооруженным глазом, правда, в последнее время больше везет Южному полушарию.

07 Как отличить планету от звезды?

По стабильности свечения. Свет звезды, даже яркой, немного колеблется, мерцает, от атмосферных потоков. Планета же светит более стабильным светом за счет того, что находится ближе. Лучше всего планеты видны во время так называемых противостояний , когда Земля и планета сходится в ближайших точках орбит. Противостоянием это называется потому, что планета стоит точно напротив Солнца для наблюдателя с Земли, хотя иногда максимальное сближение планет не совпадает с противостоянием. Так противостояние Марса было 22 мая 2016 года, а самая близкая встреча — 31 мая.

Самая яркая планета на земном небосводе — Венера. Во время сближений наших планет отдельные наблюдатели могут даже увидеть ее в виде тонкого серпа, хотя для большинства она будет выглядеть просто как очень яркая звезда. Юпитер виден очень хорошо и очень долго до и после противостояния, которое было ранней весной. Сатурн сейчас тоже достаточно яркий.

08 Как наблюдать спутники?

Летящий в космосе спутник виден в виде тусклой немигающей звездочки белого цвета. Если летит что-то мигающее, скорее всего вы видите самолет. Отдельная категория спутников — телекоммуникационные «Иридиумы». Благодаря форме своей антенны, они бросают на Землю яркие солнечные зайчики, которые выглядят как медленно движущаяся звезда, которая появляется, быстро разгорается, тускнеет и исчезает. Сейчас начинается вечерняя пора наблюдения Международной космической станции. Она выглядит как очень яркая — ярче любой планеты, кроме Венеры — звезда, белого или голубоватого цвета, которая пересекает южную часть небосвода.

Иногда МКС может пропадать на половине пути, когда скрывается в тени Земли. Если повезет, можно увидеть не только станцию, но и прибывающий к ней грузовой или пилотируемый корабль. Тогда они будут выглядеть как две звезды, сильно отличающиеся по яркости, следующие одним курсом.

09 На небе же миллиарды звезд. Как все это выучить и узнать, куда смотреть?

Не пугайтесь, сейчас для этого уже не нужно долго сидеть над справочниками — удобные приложения для компьютеров, планшетов и смартфонов позволяют быстро ориентироваться в ночном небе. Первым делом стоит поставить на компьютер программу-планетарий Stellarium .

Достаточно указать свой город, и программа рассчитает, какое расположение звезд, планет и созвездий видно на небе в любой момент времени. Программа может даже показать, какие спутники пролетают, хотя иногда ошибается. Stellarium есть и в версиях для планшетов и смартфонов. Для Android есть хорошее приложение Google Sky Map , для iOS — StarWalk . Устроены они примерно так: вы наводите камеру на участок неба и на экране видите его же, только в виде подробной карты — с названиями созвездий и планет.

10 Какая техника нужна, чтобы наблюдать космос?

Начать можно с простого 20-кратного бинокля . Его вполне достаточно, чтобы рассмотреть спутники у Юпитера, смутно различить наклон кольца у Сатурна в период противостояний и форму МКС. С биноклем можно увидеть даже из города галактику Андромеды (в виде туманного облачка) или Туманность Ориона зимой. Луна в бинокль смотрится великолепно, особенно на фоне облаков: можно различить крупные кратеры и довольно сложную структуру поверхности, которая глазом видна как несколько пятен.

11 А если я хочу увидеть больше?

Тогда вам потребуются более сложные устройства: астрономические бинокли на штативах , любительские телескопы. При выборе телескопа не стоит гнаться за размером и кратностью, если вы не собираетесь вывозить его на природу, за город. При наблюдении с балкона или крыши существенные искажения будут вносить теплые потоки воздуха, которые поднимаются от стен здания, поэтому потратившись на мощный телескоп вы сможете использовать лишь небольшую долю его возможностей.

12 На Солнце тоже можно смотреть?

Да, но аккуратно. Для наблюдения Солнца нужны либо светозащитные пленки , либо специальные телескопы Coronado . Они дорогие, но только с их помощью можно увидеть солнечные протуберанцы и структуру солнечной поверхности. Если наблюдать Солнце через телескоп без защиты, можно лишиться глаза — и обычные темные очки тут не помогут.

13 Как узнавать о пролетах МКС, спутников и других интересных вещах?

Тоже с помощью приложений. Существуют приложения для предупреждения о пролетах МКС или вспышках «Иридиума». Продвинутым пользователям может понадобиться сайт heavens-above.com — он поможет следить за космическими аппаратами. Благодаря этим приложениям, некоторые виртуозы начинают гонки за оригинальными кадрами и стараются ловить МКС и другие крупные спутники на фоне Солнца или Луны, а то и планет. В сообществе «ВКонтакте» «

Методическая разработка прогулки. Наблюдаем за небом и облаками.

Цель: познакомить детей с внешними особенностями весеннего неба. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Ход прогулки

Наблюдение

Посмотреть вместе с детьми на небо.

Каким цветом небо?

Небо стало голубым. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет! Облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму.

Художественное слово.

Стихи

Видишь: облако летит;
Слышишь: с нами говорит:
"В ясном небе я лечу,
Подрасти скорей хочу.
Стану тучей, а потом,
Всех порадую дождем.
Буду грядки поливать,
Буду травку умывать,
Буду в синие озера
Рыбкам воду наливать".
3. Александрова

Облака, белокрылые лошадки,

Облака, куда вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

Загадки

По синему морю
Белые гуси плывут.
(Облака)

Белые лошадки на синем поле.
(Облака на небе)

Исследовательская деятельность

Цель: приобщать детей к процессу познания. Развивать мыслительные операции, речевое развитие. Обогащать и расширять представления об окружающем мире.

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).

Вывод: снег – сыпучий, а лёд – хрупкий.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Нарисовать палочкой на снегу (песке) облака.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Сбор снега для постройки.

Цель: учить детей работать сообща, развивать трудовые навыки, воспитывать чувство коллективизма

Развитие движений

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах.

Два прыжка! Пять прыжков!

Прыгнем мы до облаков.

Мы такие прыгуны,

Что допрыгнем до

Игра – превращение «Облака».

Цель: развивать воображение, творческие способности.

Воспитатель говорит детям:

Я хочу превратить вас всех в облака, чтобы, пролетая над землёй, вы увидели, какая она красивая.

В облака мы превратимся,

К лесу ближнему помчимся,

Чтоб увидеть с высоты

Деревья, травы и кусты.

Пальчиковая гимнастика.

"Кулачки - ладошки".

Цель: развивать мелкую моторику рук при помощи пальчиковых игр, речь. Пополнять словарный запас. Учить соотносить действия с текстом.

Есть у любого два кулачка. (Показывают кулачки.)
Хлопнул один по другому слегка. (Одним кулачком стукнуть по другому.)
Ну а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши.)
Следом за ними весело бьют.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются.
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали,
А ладошки-баловницы.
Тоже не отстали.

Игра малой подвижности «Зеркало»

Цель: развивать речевую и двигательную активность детей.
Ход игры

Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Подвижная игра

"Мы веселые ребята".

Цель: учить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. Развить быстроту, ловкость.

Ход игры

Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три - лови!
Воспитатель ловит детей.

Самостоятельная деятельность детей

Игры по желанию и интересам детей.

Цель: развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях, играть на темы из окружающей жизни. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Стимулировать развитие интереса к совместным играм с взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть.

Цель: Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.

Словарная работа : активизация: туча, небо, облака, дождь; обогащение: кроет, моросит, хмурое, голые, обнаженные, ветер воет увядание.

Художественное слово : Туча небо кроет- небо не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

: дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

Карточка №21

Наблюдение за утренними заморозками

Цель: Наблюдать за изменениями в природе (живой и не живой) с наступлением холодов, заморозков.

Словарная работа : активизация: лужица, тоненький ледок, солнечный зайчик, босиком; обогащение: искрится, ломкий, прозрачный, светло-синий.

Художественное слово : Утром лужица искрится

Синим, тоненьким ледком…

Зайчик солнечный боится

Нынче бегать босиком.

.

Исследовательская деятельность : наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким.

Карточка №22

Октябрь

Цель : Продолжать закреплять названия осенних месяцев. Познакомить с народным названием октября. Учить сравнивать погоду начала сентября и начала октября.

Словарная работа : активизация: октябрь, пожелтел, середина осени; обогащение: золотом горят, «грязник»

Художественное слово : Наступил октябрь,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Беседа по содержанию стихотворения .

Методический прием: беседа с целью сообщения знаний:

Октябрь- второй осенний месяц, середина осени.

Октябрь- «листопад», «грязник». Наступила пора «золотой» осени.

Исследовательская деятельность : определить опытным путем, что песок утром замерзший - не копается, не пересыпается, а к обеду оттаивает верхний слой, к вечеру, при теплой погоде, его можно копать и пересыпать.

Карточка №23

Наблюдение за погодой.

Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые. Все чаще по утрам морозы, заморозки. Идет сырой снег. Снег быстро тает, лужи затягиваются льдом, но он тонкий, не прочный, не прочный – днем тает. Развивать знание фольклора.



Словарная работа: активизация: мертва трава, частый дождик; обогащение: заволакивают облака, травы буреют, заморозки.

Художественное слово : В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность : наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).

Карточка №24

Наблюдение за дождем, мокрым снегом.

Цель: Отметить, что часто идут дожди со снегом. Лужи не высыхают. Учить сравнивать. Отмечать схожесть и различия. Практиковать детей в чтении стихов об осени.

Словарная работа : активизация: дождик, обогащение: проливной, затяжной.

Методический прием Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение об осени.

Беседа по содержанию стихотворений

Исследовательская деятельность : « Музыка дождя»

Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Карточка №25

Наблюдение за дождем, мокрыми лужами.

Цель: Отметить, что поздней осенью часто идут дожди с мокрым снегом, рассказать, что они нужны растениям и земле.

Словарная работа: активизация: осень, дорожка, лужи; обогащение: просвет, затерялось, накапливает, впитывать.

Художественное слово : Уходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось лето где-то.

Беседа по содержанию стихотворения .

Исследовательская деятельность : отметить состояние песка.

Почему песок твердый?

Подбор прилагательных к существительному «песок» (твердый, холодный, сыпучий, заледенелый, блестящий…)

Карточка №26

Наблюдение за птицами, их повадками.



Цель: Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету.

Наблюдение с детьми за облаками

Наблюдение с детьми за облаками — очень увлекательное занятие.

Сегодня хочу вспомнить счастливые денечки уходящего лета и предложить вам комплексное занятие по наблюдению с детьми за облаками. Это занятие подойдет как для проведения наблюдения в детском саду воспитателями, а так же родителями вне детского сада.

Из своего педагогического опыта могу сказать, что наблюдение за таким явлением природы, как облака, очень нравится детям и никогда не бывает скучным. Впрочем, последние напрямую зависит от взрослых.

Наблюдение с детьми за облаками в игровой форме

Итак, однажды летним погожим днем мы подняли головы вверх и увидели…

А вот теперь стоит загадать загадку:

Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Все плывут, плывут куда – то,
В небе белые, как вата.
То причудливо сольются –
Белой птицей обернутся.
То растают, словно дым,
Станут пятнышком одним.

Конечно же это облака. Детям предлагается понаблюдать за облаками, высказать свое мнение, на что они похожи. Для того, что бы наблюдения за облаками прошло интереснее и веселее, предложите детям игру «Поймай облако».

Для этой игры нужно заранее подготовить картонки с прорезями по середине. Дети смотрят на облака через отверстие в картонке. Детям очень нравиться этот игровой момент и они очень живо рассказывают, кто какое облако поймал.

Попросите детей подобрать прилагательные к слову «облака» — какие они? (белые, пушистые, сказочные и т.д). Попросите ребенка закончить фразу: «облака легкие, как…?» (пух, вата, перышко и т.д). Спросите ребенка, как он понимает выражение «Витает в облаках».

А от куда берутся облака? Предложите детям провести опыт.

Опыт «облако в банке».

В группе детей этот опыт проводит взрослый, а дети наблюдают и делают выводы. В домашних условиях к проведению опыта можно подключить ребенка, но обязательно предупредите, что вы будете работать с горячей водой. Обсудите правила безопасности.

Для опыта вам понадобиться трехлитровая банка, железная крышка, горячая (но не кипяток) вода, кубики льда.

В банку наливают горячую воду на высоту примерно 2,5 сантиметра. Теперь банку накрываем железной крышкой и на нее кладем кубики льда. Теплый воздух внутри банки поднимаясь вверх и охлаждается. А пар, который содержится в воздухе, образует облако.

Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу образуя облако. Встречаясь вместе они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.

Посмотрите, как стекают капли по стенкам банки. Обратите внимание что происходит со льдом на крышке, почему рядом со льдом образовалась лужа? (В тепле лёд тает, так как лёд – замёрзшая вода). Предложите детям рассмотреть схему круговорота воды.

Сделайте вывод: облака — это капельки воды, которые при нагревании солнечными лучами превратились в пар и поднялись вверх. Когда таких испарившихся капелек становиться много в одном месте, мы наблюдаем на небе облака.

Пора немного подвигаться. Можно провести физминутку.

Физминутка «Облако»

Исходное положение — сидя на корточках или стоя на коленках.

Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Подняться с корточек или встать с колен)
Устремилось облако
Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх)
Ветер это облако (Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу . (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).

Презентация для детей «Плывут по небу облака»

Облака могут быть разной формы, цвета, размера, перистые, дождевые, кучевые, слоистые. Внешний вид облаков зависит от того, как быстро они образуются, и сколько в них содержится воды.

Для того, что бы рассказать детям про различные виды облаков предлагаю презентацию «Плывут по небу облака». Для запуска флеш презентации щелкните по названию или по картинке ниже. Все подписчики получают доступ к скачиванию обновленной версии презентации с песенкой-караоке «Облака, белогривые лошадки». Форма подписки находится в сайт баре.

Подвижная игра «Найди облако»

Для этой игры вам нужно разместить картинки или фотографии с различными видами облаков в разных концах комнаты или группы. Затем взрослый говорит: «Все бежим к кучевым облакам!». Затем дети объясняют, почему они прибежали именно к этой картинке. Затем взрослый приглашает всех бежать к другому виду облаков и т.д. Игра продолжается 3-5 минут.

А теперь все дети приглашаются в творческую мастерскую. Здесь все облака самым чудеснейшем образом превратятся в различных животных, растения или во что-то необычное. Во все, что подскажет неиссякаемая детская фантазия.

Детям раздаются картинки с изображениями облаков и фломастеры. Ребенок должен нарисовать на облаке то, что он видит. Примеры рисунков: