Плавучая АЭС, академик Ломоносов. Плавучая АЭС в Крыму

Eще один опасный проект Росатома.

Идея связана с размещением на российском севере и Дальнем Востоке атомных станций плавучего базирования на базе ледокольных реакторов типа КЛТ-40С. Среди предполагаемых площадок: Вилючинск (Камчатка), Певек (Чукотка), Северодвинск (Архангельская область).

Малайзия, Индонезия, Южная Корея, Мозамбик, Намибия, ЮАР, Индия, Вьетнам проявили интерес к проекту, и Росатом планирует передавать плавучие АЭС в лизинг этим странам. В качестве перспективного рынка Росатом рассматривает Бразилию, Уругвай, Чили.

Сама идея использования атомной энергии в транспортных установках не является новой. Подобные проекты разрабатывались в Германии и в США. Но эти страны к настоящему моменту отказались от проектов плавучих АЭС, посчитав их бесперспективными. Эксперты утверждают, что в случае аварии с выходом радиоактивности за пределы судна радиоактивному заражению подвергнутся обширные территории. И опыт эксплуатации судовых реакторов и судов с реакторными установками .

Причем к обычному списку факторов риска аварий добавляются опасные природные явления (землетрясения, цунами), морское пиратство и терроризм. В случае захвата ПАЭС (ВОУ) и они получают шанс для ядерного шантажа.

Возможные контракты на поставки плавучих АЭС за рубеж должны учитывать требования физической защиты объектов атомной энергии и контроля над нераспространением ядерных материалов. Известно, как сложно (если вообще возможно) защищать крупное судно от нападения извне. Физическая защита станции потребует содержать значительную военизированную охрану, то есть предусматривать участие военно-морских сил России. Но даже и при этом практически невозможно обеспечить абсолютную защиту станции со стороны ее подводной части от торпедного удара или от подводных диверсантов, а на поверхности — от ракетно-бомбового удара.

С экономической точки зрения плавучие реакторы изначально являются крайне дорогим способом производства электроэнергии.

В середине августа этого года стало известно : первый в мире плавучий энергоблок ПЭБ-1 будут строить не в Северодвинске , а в Санкт-Петербурге. Правительство РФ расторгло генеральный подряд с заводом «Севмаш» и заключило новый с «Балтийским заводом» , соответственно и срок сдачи проекта перенесен с 2010 на 2011 год. Мотивировка такой рокировки простая: «Севмаш» в последнее время стал очень загружен военными заказами : речь идет о создании в самом ближайшем будущем группировки атомных подводных лодок нового поколения, а в несколько более отдаленной перспективе — пяти-шести авианосцев.

Вместе с тем такой перенос должен немного подтолкнуть и застопорившуюся реализацию идеи плавающей АЭС. Разговоры о них ведутся уже более десяти лет , а называемый срок - 2010 год - до сих пор оставался скорее благим пожеланием государственной корпорации «Росатома» и ФГУП концерна «Росэнергоатом». Новый срок - 2011 год - уже называется как конкретная и реальная дата сдачи в эксплуатацию первой станции. Косвенным подтверждением серьезности этих намерений может служить почти одновременное с передачей контракта из Северодвинска в Санкт-Петербург переименование будущего владельца станции из ФГУП концерна «Росэнергоатом» в ОАО «Концерн Энергоатом» .

Исходная идея была высказана ещё в 1991-1994 годах и кажется совершенно простой и очевидной: если взять обычный российский атомный ледокол и поставить его на прикол у берега, то всю ту энергию, которую он тратит на ломку льда, можно будет использовать для обогрева домов и выработки для них электроэнергии. Тогда же по горячим следам Минатому (преобразованному в Росатом в 2004 году) были предложены первые проекты плавучих станций, но дело шло медленно: на их дальнейшую разработку и серийное строительство ресурсов не выделялось, у них нашлись серьезные оппоненты и в Думе, и в правительстве. Сейчас политические сложности оказались преодоленными, осталось преодолеть только технические и экономические. «Севмаш» приступил к постройке первой станции , получившей название «Академик Ломоносов», ещё в 2007 году. И если она после начала эксплуатации докажет свою рентабельность, то практически сразу будут построены ещё семь таких же станций.

Преимущества плавучих станций для России очевидны. Только европейскую часть страны можно считать развитой в энергетическом отношении, а за Уралом - в Сибири , на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, - ситуация со снабжением теплом и электричеством весьма плачевна . Существующие ТЭЦ нередко оказываются к началу зимы без топлива, развитию нормальной энергетической инфраструктуры препятствует вечная мерзлота и низкая плотность населения.

Стоящий на приколе у береговой линии ПЭБ будет представлять собой 140-метровую несамоходную баржу, водоизмещением 20 тыс т. Два стандартный мобильных атомных реактора КТЛ-40С по 35 МВт каждый смогут не только произвести достаточное количество электроэнергии для города с населением около 100 тыс. жителей, но и обеспечить их 150 Гкал/ч тепла. Особенно привлекательно для проектировщиков выглядела идея автономного снабжения энергией крупного промышленного предприятия - в первоначальном варианте в роли такого предприятия собственно и выступал «Севмаш». Энергия, вырабатываемая «Академиком Ломоносовым», пошла бы на создание новых подлодок. Но по каким-то причинам этот сценарий не был реализован.

Мобильность ПЭБов предполагает принципиально новую тактику в энергетике: станция строится совсем не там, где её будут эксплуатировать. К объектам, нуждающимся в вырабатываемой энергии, их доставляют на буксире. Такой объект может быть и сам по себе «блуждающим» - например, если речь идет о разведанных, но до сих пор не разработанных месторождениях полезных ископаемых. В этом случае, как полагают специалисты, возможность скорректировать положение «энергетического центра» стройки дает важные технологические преимущества. Так что, если с «Академиком Ломоносовым» дела пойдут хорошо, то уже к 2015–2016 году плавучие атомные станции будут ждать у берегов Вилючинска, Певека и Находки. Кроме того, чиновники Росатома рассчитывают на активный экспорт по договору лизинга услуг таких станций в страны Азии (Индонезию , Филиппины , Вьетнам) и Африки (Алжир , Намибия), и, при условии запуска и работы плавучей атомной станции в России, уже получена заявка на поставку электроэнергии и пресной воды от правительства Кабо-Верде .

С технологической точки зрения, сама по себе идея плавающего атомного реактора особых вопросов не вызывает - подобные агрегаты уже давно используются на российских атомных ледоколах. Однако есть две специфические проблемы, которые надо решить попутно, и именно с ними связаны и главные возражения против всего проекта в целом и беспокойство правозащитников. Первая сложность - в передаче энергии потребителю. Предполагается, что плавучий энергоблок будет устанавливаться у специального оборудованного пирса-терминала, к которому будут подводиться линии электро- и теплопередачи для транспортировки энергии потребителям. Кроме всего прочего, терминал должен обеспечить и надежное крепление энергоблока у берега. Обслуживают станцию повахтенно от 60 до 140 человек специально обученного персонала. Длительность вахты около четырех месяцев.

Вторую сложность обойти труднее. Она связана с необходимостью как-то обеспечить безопасную эксплуатацию станции. Прежде всего, нужно регулярно загружать ядерное топливо и выгружать радиоактивные отходы . К счастью, это можно делать достаточно редко: раз в 12–15 лет снимать станцию с прикола, подменяя при необходимости другой, и отправлять на завод для перезагрузки. В этом она вполне аналогична атомной подлодке, с той только разницей, что после полутора десятилетий простоя у этой «лодки» могут появиться дополнительные основания утонуть по пути. Жизнь ПЭБа также будет заканчиваться в полной аналогии с жизнью атомной подлодки вырезанием реактора и захоронением его в обычном ядерном могильнике.

Новости партнёров

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» является головным проектом 20870 серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности, предназначенных для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, а также комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей. Энергоблок создается на основе энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике.

Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность 80 мегаватт и включает две реакторные установки КЛТ-40С. Главный конструктор, изготовитель и комплектный поставщик оборудования этих реакторных установок тепловой мощностью 150 МВт каждая - ОАО «ОКБМ Африкантов» (входит в машиностроительный холдинг Росатома ОАО «Атомэнергомаш»).

Строительство первой в мире ПАТЭС «Академик Ломоносов» в настоящее время ведет ООО «Балтийский завод - судостроение», город Санкт-Петербург.

Основные характеристики: Водоизмещение 21500 тонн. Длина составит 144 метра, ширина 30 метров, высота борта 10 метров, осадка 5,6 метра. Экипаж 69 человек.

ПАТЭС не оборудована собственными двигателями, поэтому для его транспортировки необходим буксир.

Станция оснащена двумя модифицированными двигателями KLT-40, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 300 МВт тепловой энергии, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением 200 тыс. человек.

ПАТЭС может использоваться в качестве опреснителя, вырабатывая до 240 тыс. кубометров воды ежедневно.

Назначенный срок службы ПЭБ - 35 - 40 лет.

Перезарядка реакторов осуществляется с периодичностью 2,5 - 3,0 года.

ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Кроме того, ядерные процессы на судах отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут угроз окружающей среде.

08 августа 2006 года «Росатом» подписал контракт с ПО «Севмаш» на строительство ПАТЭС «Академик Ломоносов», которое 19 мая 2006 года стало победителем в закрытом тендере на создание ПАЭС малой мощности, проведенном в соответствии с Федеральной целевой программой «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года.

15 апреля 2007 года в Северодвинске состоялась закладка блока. Планировалось, что первая ПАТЭС будет построена в 2010 году для нужд Северодвинска.

В начале 2008 года между «Росатомом» и «Севмашем» возник конфликт, связанный со срывом сроков строительства и увеличении его стоимости. В результате «Росатом» поставил вопрос перед Правительством РФ о переносе строительства плавучего энергоблока на Балтийский завод в Санкт-Петербург, что и было сделано в 2008 году.

Заказчиком пилотной ПАТЭС выступает государственный «Концерн Росэнергоатом», который в феврале 2009 года заключил контракт с Балтийским заводом.

30 июня 2010 года со стапелей завода был спущен на воду головной плавучий энергоблок «Академик Ломоносов», который станет основным элементом будущей ПАТЭС.

03 августа 2011 года началась затяжка силового кабеля на плавучем энергоблоке проекта 20870, а также завершился сложный и трудоемкий процесс погрузки паротурбинных установок на ПЭБ.

В 2011 году предприятие обанкротилось и в конце 2011 перешло под контроль государства в лице Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). В структуре ОСК было создано ООО «Балтийский завод – судостроение», которому были переданы все судостроительные и машиностроительные компетенции Балтийского завода, в него же перешел и весь трехтысячный трудовой коллектив.

По сообщению от 01 июня 2012 года ООО «Балтийский завод - судостроение получило лицензию №ГН-02-102-2624 на сооружение ядерной установки плавучего энергоблока проекта 20870 с ядерными реакторами КЛТ-40С «Академик Ломоносов», которая была выдана 30 мая 2012 года со сроком действия до 30 мая 2017 года.

07 декабря 2012 года Балтийский завод и «Росэнергоатом» заключили соглашение о достройке плавучего энергоблока (ПЭБ) первой плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов». Договор подписали зам. генерального директора концерна «Росэнергоатом» Сергей Завьялов и генеральный директор Балтийского завода Александр Вознесенский. По условиям контракта, ООО «Балтийский завод – судостроение» обязуется сдать ПЭБ, готовый к буксировке на место эксплуатации, 09 сентября 2016 года. На данный момент готовность объекта составляет 60%.

25 и 26 января 2013 года на объекте состоялась погрузка баков металоводной защиты (МВЗ) для атомных реакторов.

27 сентября (первый) и 01 октября (второй) 2013 года 220-тонные парогенерирующие блоки, изготовленные по проекту ОКБМ им. Африкантова, были Балтийского завода к достроечной набережной, где в присутствии представителей заказчика, концерна «Росэнергоатом», и Российского морского регистра судоходства плавкраном «Демаг» их погрузили в реакторные отсеки ПЭБ.

По сообщению от 24 апреля 2014 года выиграла конкурс по страхованию сооружаемого головного плавучего энергетического блока (ПЭБ) проекта 20870 с реакторными установками КЛТ 40С для плавучей атомной теплоэлектростанции . Общая страховая сумма составляет более 22,6 млрд рублей. Договор страхования будет заключен с ОАО «Концерн «Росэнергоатом».

По сообщению от 11 марта 2015 года готовность ПАТЭС составляет 85%, работы ведутся по графику. По сообщению от 24 августа первого в мире плавучего энергоблока атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» начнется с 01 сентября в петербургском филиале Центрального института повышения квалификации (ЦИПК) Росатома.

01 июля 2016 года швартовные испытания, которые должны быть завершены 30 октября 2017 года. 16 декабря 2016 года в 10:00 часов утра на верхней палубе строящегося плавучего энергоблока заказ 05711 , вызванное тлением ветоши (1м кв.). Тление ликвидировано собственными силами до приезда пожарных (дежурные караулы ПЧ-67 и ПЧ-9).

По сообщению от 10 февраля 2017 года Страховая Группа «СОГАЗ» на период проведения швартовных испытаний ПЭБ с реакторными установками КЛТ-40С. Соответствующий договор страхования заключен с АО «Концерн Росэнергоатом» по результатам открытого конкурса. 17 апреля 2017 года начаты , которые проходят на «Балтийском заводе - Судостроение». По сообщению от 15 декабря в машинном зале постановка на валоповорот одной из двух турбин энергоблока (ПЭБ).

Головной ПЭБ «Академик Ломоносов» строится для плавучей атомной теплоэлектростанции в городе Певек Чукотского автономного округа. Плановый срок завершения строительства и готовности ПЭБ к буксировке на место базирования – конец 2017 года. По сообщению от 26 февраля 2018 года закончилась по кренованию, которая проводилась в ходе швартовных испытаний. По сообщению от 18 апреля проведены инженерных устройств. 28 апреля в Мурманск от причала АО «Балтийский завод», куда был 19 мая. По сообщению от 26 июля специалисты АО «Балтийский завод» ядерного топлива в реакторные установки плавучего атомного энергоблока. По сообщению от 28 сентября загрузка ядерного топлива в реакторную установку левого борта плавучего атомного энергоблока. В сентябре 2019 года «Росэнергоатом» планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, а осенью 2019 года – начать испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.

Плавучая атомная электростанция - инновации российских конструкторов. В мире сегодня такие проекты являются наиболее перспективными для обеспечения электроэнергией населенных пунктов, для которых местных ресурсов недостаточно. А это и шельфовые разработки Арктики, и Дальний Восток, и Крым. Плавучая которая строится на Балтийском заводе, уже вызывает огромный интерес. Причем не только отечественных, но и иностранных инвесторов.

Конструкторские и технические характеристики

Плавучая атомная электростанция - это гладкопалубное несамоходное судно, на котором установлены две реакторные установки ледокольного типа КЛТ-40С. Мощность каждого реактора - до 35 МВт, тепломощность - 140 гигакалорий. Станция способна полностью обеспечить электроэнергией населенный пункт в 200 тысяч жителей. Длина судна - 144 метра, и ширина - до 40 метров. Запланированное водоизмещение - 21,5 тонн. Срок эксплуатации - до 40 лет, с периодичностью замены топлива каждые 12 лет.

Не энергией единой

Кроме получения электрической тепловой энергии, данные установки обладают мощностями по опреснению морской воды. Именно это направление ее деятельности в перспективе открывает широкие возможности для иностранных покупателей, ведь по прогнозу МАГАТЭ в 2025 году годовой дефицит пресной воды в мире составит 1,3-2 триллиона метров кубических, а это - от 2 до 7 миллиардов людей. А эта станция в сутки готова выдавать 40-240 тысяч кубометров пресной воды.

У вас нет электричества - ПАТЭС идет к вам

В июне 2010 года плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» была спущена на воду на стапелях Балтийского завода. это был торжественный момент. Дирекция строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций концерна «Росэнергоатом» заявила, что к осени 2019 года она будет введена в эксплуатацию, и стоимость ее составит 16,5 миллиардов рублей. С 2016 года ведется строительство береговой инфраструктуры для атомной плавучей электростанции в Певеке (Чукотский автономный округ РФ). К 2021 году «Академик Ломоносов» должен полностью заменить Билибинскую АЭС, которая будет выведена из эксплуатации.

Выдержит удар самолета

Инновационные технологии обеспечения безопасности станции соответствуют мировым стандартам. Она выдержит любые проектные динамические нагрузки. А, кроме того, обладает определенным «запасом прочности» - ей не страшны удары цунами, ветер в 45 метров в секунду, землетрясения в 8 баллов по шкале Рихтера, столкновение с судами и падение 11-тонного самолета. Реакторы проектного бюро «ОКБМ им.Африкантова» обладают высокой степенью защиты из пяти контуров, что подтвердила ситуация с подводной лодкой «Курск», когда реакторные установки выдержали взрыв. Вывели реакторы из работы и поддержали его безопасность в течении долгого пребывания корабля под водой. Экологичность станции подтверждена экспертами - на территории ее расположения ни во время работы, ни после, не появится никаких токсичных отходов.

Человеческий фактор

Когда станция будет введена в эксплуатацию, на ней будут работать вахтовым методом: на три месяца 150 человек по 50 в смене. Для их комфортного пребывания на плавучей станции есть все необходимое: комфортабельные каюты, кинотеатр, спортзал. А пока началась подготовка первых 17 специалистов, которая продлится порядка 2 лет. У станции будет директор и команда управления из пяти человек. А вот капитан судна будет нести ответственность лишь за судовую безопасность.

Южный горизонт

С недавнего времени в средствах массовой информации все чаще поднимается вопрос о размещении плавучей атомной электростанции в Крыму. Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Предназначение этих установок - снабжение труднодоступных территорий, а Крым может получать энергию по энергомосту с материка. Проект может быть рассмотрен при серийном производстве плавучих атомных электростанций и его удешевлении.

Конкурентоспособность на поток

Для того чтобы данные станции стали покупать зарубежные корпорации, разработчикам придётся решить ряд вопросов. Модернизация станции - либо только под выработку электроэнергии, либо под опреснение, снизит ее стоимость в два раза. Это поможет и сократить срок строительства плавучих атомных электростанций. И именно «Академик Ломоносов» должен стать полигоном для испытаний технологических решений и возможностей взаимодействия с наземными энергосетями.