Королёв Сергей Павлович. Сергей павлович королёв Главный конструктор первых космических ракет

изложена в этой статье.

Сергей Королёв краткая биография

Сергей Павлович Королёв - советский учёный, конструктор, главный организатор производства азракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики.

Родился 12 января 1907 г. (30 декабря 1906 г. по старому стилю) в Житомире в семье учителя русской словесности.

В 1922 г поступил в одесскую стройпрофшколу, которую окончил два года спустя. В 1924 г. поступил в Киевский политехнический институт. В 1926 г. перевелся на вечернее отделение МВТУ.

Еще в начале 20-х годов Королёв спроектировал свой первый планер. Позднее планеры его конструкции примут участие во Всесоюзных планерных состязаниях, получив высокие отзывы. После завершения МВТУ Королёв работает на предприятиях авиационной промышленности.

В 1930 г. Королёв защищает дипломный проект легкомоторного самолета. Научным руководителем молодого конструктора был сам Туполев. После защиты Королёв получает профессию инженера-аэромеханика.

Вместе с последователем Циолковского Фридрихом Артуровичем Цандером организует в 1931 г. одну из первых в СССР ракетных организаций — группу изучения реактивного движения (ГИРД). Руководит строительством и полетными испытаниями опытных ракет, разрабатывает проект ракетоплана — полусамолета-полуракеты.

В 1933 г. назначается заместителем начальника Реактивного Научно-Исследовательского Института (РНИИ). Конструирует опытные ракеты, строит ракетоплан. Выступает с докладами на Всесоюзных конференциях по вопросам использования крылатых ракет для изучения стратосферы.

В 1938 г. необоснованно репрессирован и осужден на длительный срок заключения. Вначале отбывает его на Колыме. В годы Великой Отечественной Войны работает в КБ особого режима. Освобожден в 1944 г. и на следующий год откоммандирован в Германию, где в составе Технической комиссии знакомится с трофейной ракетной техникой.

С 1946 г. и до конца жизни Королёв — Главный Конструктор баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем — ракет-носителей «Спутник», «Восток» и ее модификаций, летательных аппаратов-кораблей «Восток», «Восход», автоматических межпланетных станций, специализированных спутников Земли. Под руководством Королёва в 1957 г. запущен первый в мире искусственный спутник Земли, в 1961 г. первый пилотируемый космический корабль «Восток», подготовлен проект лунной транспортной системы Н-1.

По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Сергей Королев был академиком АН, членом президиума АН СССР (1960-1966), дважды Героем социалистического труда, (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957). Был награжден Золотой медалью им. К.Э. Циолковского АН СССР (1958), 2 орденами Ленина, орденом «Знак Почета» и медалями.

Скончался Сергей Павлович Королев 14 января 1966 г. (остановилось сердце после хирургической операции).

Личная жизнь

Королев был женат дважды. В августе 1931 г. он женился на своей бывшей однокласснице Ксении Максимилиановне Винцентини. В 1935 г. у них родилась дочь Наталья, но брак оказался неудачным и в 1948 г. они развелись.

Вторая жена — Нина Ивановна Котенкова (1949‑1966).

Мы продолжаем публикацию материалов о развитии отечественной космонавтики. Сегодня наш рассказ посвящается Сергею Павловичу Королеву. Благодаря его таланту учёного и характеру полководца мировая наука и техника обогатилась множеством замечательных открытий, и был сделан огромный вклад в освоение космоса.

Детство и юношеские годы

В украинском городке Житомир в семье инженера Павла Яковлевича Королева в 1907 году родился сын. Но вскоре после рождения Сережи семья распалась, и сынишку мама отдала на попечение своих родителей в Нежин. Здесь пятилетний мальчуган впервые увидел полёт аэроплана. Виражи огромной, рукотворной птицы, управляемой человеком, поразили его воображение.

Вскоре Сергей с мамой и отчимом обосновались в Одессе. Подросток часами наблюдал за полётами гидросамолетов над морем, лелея мечту о полётах. Летчики приметили любознательного, смышлёного мальчишку и вскоре он становится безотказным помощником механика гидроотряда. И, наконец, наступил день, когда ему разрешили подняться в воздух на гидроплане. Впечатления от полёта только укрепили его желание связать свою жизнь с воздухоплаванием.

Серёжа учился дома под руководством отчима и матери, много читал об авиации. В школу поступил лишь в 15 лет. Учился с удовольствием, поражая учителей прекрасной памятью и ясным мышлением. Уже в этом возрасте он отличался организованностью, совмещая учёбу, работу, спортивные секции и даже музыку. Каждый его день был расписан по минутам, но когда в городе открылся кружок планеризма, юноша стал его активным участником. И через год представил свой первый проект безмоторного самолёта.

Рождение мечты

В 30-е годы в России появляется интерес к заатмосферным полётам и вообще к космосу. Организующееся в Москве общество энтузиастов межпланетных перелётов . Он становится почётным членом общества. Его идея совершения застратосферных полётов на реактивных аппаратах подпитывалась научно-фантастическими романами, порождая новые смелые идеи и проекты.

В 1930 году состоялась встреча Сергея Королева и К. Э. Циолковского. Беседа этих двух людей, предопределила не только судьбу будущего генерального конструктора, но и всей космической отрасли. Расставаясь с Циолковским, он уже был твёрдо уверен - отныне смыслом его жизни будет создание ракет и полёт к другим небесным телам. Особенно манила юношу Красная планета - Марс. С тех пор каждый свой шаг он подчинял исполнению этой мечты.

В Московском институте, где учился Сергей, лекции по самолётостроению читал известный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. Он заметил талантливого студента и взял его для прохождения практики в свое конструкторское бюро, стал руководителем его дипломного проекта. Их дружба и сотрудничество продолжалась долгие годы.

Первая ракета

Во вновь созданной в эти годы группе ГИРД, объединившей энтузиастов ракетной техники, Сергей возглавил технический совет. Здесь на его жизненном пути встречается истинный единомышленник - Ф.А. Цандер. Целый год их молодёжная команда работала бесплатно, отдавая новому делу все силы и время. Через 2 года в небо взмыла первая жидкостная советская ракета. За 18 сек она отдалилась от родной планеты на 400м. И пусть её жизненный путь был недолог. Но это был успех! Значит, они на верном пути.

Арест и работа в закрытых КБ

1933 год принёс гирдовцам радостную весть - был создан Реактивный НИИ. Работа по созданию ракет вступила в качественно новый уровень.

Но волна репрессий, прокатившаяся по стране в 1937 году, захлестнула многих выдающихся специалистов авиационной отрасли. В 1938 году был арестован и Сергей Павлович Королев. Многочасовые допросы, невыносимые условия существования не сломили его. На стене Бутырской тюрьмы он оставил расчёты своей первой радиоуправляемой ракеты.

Через 2 года Королёв попадает в новое место заключения - московскую спец тюрьму, где вместе с Туполевым работает в тюремном КБ над проектированием новых бомбардировщиков и управляемых аэроторпед. «Зеки» - первоклассные инженеры и конструкторы, с огромной самоотдачей работали над оборонными заказами.

За год до окончания войны Королев выходит на свободу. А уже в 1945 году его назначают главным техническим руководителем НИИ по изучению немецкой ракеты Фау-2.

Ракеты - это оборона и наука

Для этой цели Королев с группой советских специалистов направляется в Германию. Где англичане организовали выставку этого новейшего оружия Вермахта. Доскональное изучение Фау-2, было необходимо, чтобы построить её полный аналог, но из отечественных материалов. Задание было выполнено.

Советский аналог ракеты был известен как Р-1. Но конструкторская мысль Королева работает неустанно. Своим энтузиазмом и работоспособностью он заражает весь коллектив, работающий над заказом. Сергей Павлович проектирует ракету, способную поражать цели на расстоянии 600 км.

Гонка вооружений, развернувшаяся на фоне «холодной войны», показала необходимость создания межконтинентальных баллистических ракет, способных нести ядерный заряд. Королев блестяще решает эту задачу. Благодаря его научному гению военная промышленность была оснащена ракетами средней и межконтинентальной дальности. Они стали основой ракетно-ядерного щита СССР. За ней последовали более совершенные образцы с дальностью полета до 3000 км.

Штурм космоса

Работая над заказами военного министерства, Сергей Павлович никогда не расставался с мечтой о космических полётах человека. Параллельно с работой в оборонной промышленности он использует вертикальный запуск ракет Р-1 и Р-5 для изучения ближнего космоса, влияния различных космических факторов на высокоразвитых животных. Очень тщательно отрабатывались средства их жизнеобеспечения и возвращения на землю. Так он закладывал основу для полета человека в космос.

Космическая эра человечества ведёт свой отсчет от 4 октября 1957. Именно в этот день начал свой путь вокруг родной планеты . Две недели радиолюбители всего мира, затаив дыхание, слушали его позывные.

Через два года в сторону Луны стартует первая ракета, следующая - доставляет на её поверхность вымпел с гербом СССР, фотографирует невидимую с Земли сторону нашего спутника и передает снимки на Землю.

А 12 апреля 1961 года весь мир ликовал, узнав о фантастической новости - . Первый космический корабль сделал лишь один виток, потому, что никто не представлял как невесомость и психологическая нагрузка подействует на человека. Далее последовали более длительные полёты с разнообразными заданиями и выходом космонавта Алексея Леонова в открытый космос.

Сергей Павлович очень заботливо относился к космонавтам, часто беседовал с ними, высоко ценил их мужество и преданность профессии.

Под руководством Королёва разрабатывались проекты межпланетных станций, ИСЗ самого различного назначения, новые космические корабли. Вершиной конструкторской мысли Сергея Павловича Королёва были полеты кораблей к Марсу и Венере, создание спутника связи «Молния-1».

Так этот выдающийся конструктор, прекрасный организатор шаг за шагом осуществлял свою юношескую мечту - штурм космоса.

Человек-невидимка

Он ушёл из жизни за день до своего 59-летия в 1966 году. И только тогда страна и весь мир узнал имя и фамилию человека, которого пресса, радио и телевидение называли просто Генеральный конструктор. Режим секретности был снят.

При жизни академик Королёв был награжден двумя орденами Героя социалистического труда. Признанием его огромных заслуг перед человечеством явились памятники, установленные на его родине, в Подмосковье, где великий конструктор строил корабли и на космодроме, откуда начиналась дорога во Вселенную.

История не знает человёка более сильно и преданно любившего небо.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Родился в 1907 году

Юность и детство Королёв провел в Нежине: родители развелись, и мальчика воспитывали дедушка с бабушкой. В семь лет, сидя на плечах у деда, он зачарованно смотрел на полет великого одесского лётчика C. Уточкина. «С этого и началось мое влечение к небу», - позже вспоминал конструктор. Вплоть до поступления в 1-ю стройпрофшколу в 1922 году Королёв учился дома. Интерес Сергея к точным наукам поддерживал отчим, а также советский строй, закрепившийся в Одессе в 1920 году и отвлекавший юных жителей города от ужасов продразвёрстки всевозможными обществами и кружками. Помимо фантастической литературы, мальчику нравились работы К. Э. Циолковского – главного визионера русского космоса. Вместе с советской молодежью Королёв мечтал о небе и звёздах.


fb vk pn

Отчасти эту жажду удавалось утолить в Одесскому порту: там базировался 3-й отряд Черноморского гидрофлота. Королёв так надоел военным, охранявшим гидропланы, что в конце концов они стали пускать его к технике: более того, молодой человек даже обслуживал расквартированные машины, работая подмастерьем у механиков. Отчим Сергея, талантливый конструктор Григорий Баланин, говорил: «Возраст у него самый неустойчивый. Планеризмом, авиамоделизмом занимаются не сотни, а тысячи, но в авиацию пойдут только десятки. Сергей в школе начал увлекаться астрономией. Еще всё, всё впереди! И когда надо, мы поможем ему выбрать путь в жизни».


Планёрные соревнования, 1927 год

Помощи не потребовалось, и в 1924 году Королёв представил проект своего первого планёра в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Тогда же, после окончания школы, он решил, что свяжет свою судьбу с небом, но не знал, куда поступать. Мать была против переезда в Москву, так что Королёв отправился изучать авиационную технику в Киевский политехнический институт. В заявлении для поступления он гордо написал: «Мною сконструирован безмоторный самолет оригинальной системы» и приложил справку из ОАВУК, подтверждающую изобретение.


Сергей Королёв и планёр «БИЧ-8», 1931 год

В Киеве Королёв за два года узнал об авиастроении и планёростроении всё, что мог: он не записался в планёрный кружок, но всегда помогал тем, кто конструировал учебные планёры. В это же время он пытался вступить в ряды партии, но от одного из однокурсников услышал презрительное: «Зачем это Королёва в партию? За власть не воевал, мозолей нет». Честолюбивый и вспыльчивый юноша не стал объяснять, что не воевал он лишь потому, что был юн.

В КПИ Королёв учился хорошо, и это позволило ему легко перебраться в МВТУ (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) на механический факультет. В первый же год обучения он случайно попал на лекцию, посвященную полетам «за атмосферой»: на лекции он узнал о наработках Фридриха Цандера, конструировавшего прототипы межпланетных кораблей и жившего в то время в Москве.

«Ракеты – это оборона и наука» (1929–1957)

Королёв внимательно изучал чертежи межпланетных кораблей Цандера, но не мог посвятить себя этому полностью, потому что работал над дипломным проектом самолета СК-4 под руководством А. Н. Туполева и испытанием планёра на VI Всесоюзных планёристских соревнованиях в Коктебеле. После испытаний Сергей заехал в Калугу, чтобы повидаться с Циолковским. Встретившись с пророком русского космоса, Сергей заявил, что «его цель - пробиться к звездам». Константин Эдуардович сказал, что на это может не хватить и целой человеческой жизни; Королев ответил, что его жизни должно хватить.


Королёв в Магадане, 1938 год

В 1930 году Сергей принялся за разработку планера «Красная звезда» - первого безмоторного воздушного судна, на котором летчикам-испытателям удалось выполнить мёртвую петлю. Королёв не мог обрадоваться этому достижению - его скрутил тиф, так что пришлось взять рабочий отгул больше, чем на полгода. В это время он нашел мостик между понятиями «планёр» и «ракета». На перепутье между своим любимым детищем и проектом Циолковского он вознамерился разработать «ракетоплан». Эта идея стала точкой сближения с Фридрихом Цандером: в августе 1931 года Цандер официально объявил о создании команды ГИРД (Группа исследования реактивного движения), в состав которой вошел Королёв, который занялся разработкой реактивного двигателя. В то же время советские власти решили, что стране надо обзаводиться стратегическими бомбардировщиками, так что Цандер и Королёв трудились в условиях эмоционального и экономического прессинга. Бюрократы ждали результата при минимальных вложениях: комнатушки, в которых трудился ГИРД, ремонтировались самими сотрудниками, а на зарплаты сложно было содержать семью.

Злопыхатели расшифровывали аббревиатуру ГИРД как «Группа инженеров, работающих даром». Труд этих инженеров подарил советским военным несколько крылатых ракет, производство которых быстро заморозили, и ракетоплан РП-318-1, первый для Советского Союза пилотируемый летательный аппарат с жидкостно-реактивным двигателем. Королёв, измотанный неудачами группы и затянувшимися согласованиями с властями, лично проводил испытания до тех пор, пока его не арестовали в июне 1938 года по статье «вредительство».

Королёва пытали, сломали обе челюсти, а потом отправили на прииск Мальдяк в Магаданской области. Во время ссылки Королёв чуть не умер от истощения, спровоцированного конфликтом с обычными заключенными, пораженными его научным снобизмом. Конструктор был неожиданно помилован благодаря усилиям А. Н. Туполева, в чье конструкторское бюро ЦКБ-29 он был откомандирован в 1940 году. О пережитом Королев кратко писал семье: «Я не ощущал раньше (до войны) всей прелести того, что нас окружает, а сейчас я знаю цену и лучу солнца, и глотку свежего воздуха, и корке сухого хлеба».


Ракетоплан РП-318-1, 1940 год

Вернувшись, Королёв не отказался от мечтаний о межпланетных полетах. В 1945 году его, к тому моменту сменившего уже три «шарашки» (Москва-Омск-Казань), официально признали невиновным и наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а после в составе Советской технической комиссии отправили в Берлин знакомиться с устройством немецкой ракеты «Фау-2». Конструктор быстро понял принцип, по которому она была устроена, и, исследовав ее обломки, восстановил полную картину технологического процесса. По возвращению на родину Королёв был готов к копированию и переработке увиденного: благо, отношения с недавними союзниками СССР опять начали резко ухудшаться, и И. В. Сталин стал проявлять недюжинный интерес к ракетному делу. В августе 1947 года он даже провёл совещание, посвященное ракетостроительству, после которого пригласил Королёва на частный разговор. Ему удалось убедить Сталина в том, что «ракеты – это оборона и наука».

До результата общемирового значения оставалось одно десятилетие, а пока Королёву пригодились его «шарашкины» опыты. Они стали отправной точкой для разработки баллистической ракеты дальнего действия «Р-1», запущенной в 1949 году. В начале весны 1952 года Королёв решился вступить в партию. Ему тут же припомнили статью за вредительство и все недостатки крутого нрава, но неожиданно его поддержал один из секретарей ЦК: «Я бы тоже дал Королёву рекомендацию, да опоздал. У него уже есть одна такая, что я позавидовал - боевая ракета его конструкции. Она лучшая оценка его деятельности. Побольше бы нам таких коммунистов». Вступив в партию, Королёв решил, что наука влечет его куда больше обороны: в то время он закончил работу над эскизом ракеты Р-7, первой межконтинентальной ракеты, связавшей воедино оборонную промышленность СССР и грезы Королёва о космосе. Р-7 стала точкой отсчета для советской космонавтики.

Запуск первого спутника и «Востока»
(1957–1961)

С 1953 по 1961 год каждый день Королёва был расписан по минутам: одновременно он работал над проектами пилотируемого космического корабля, искусственного спутника и межконтинентальной ракеты. К концу 1954 года был утвержден проект ракеты Р-7, приведшей к охлаждению «холодной войны», и тогда же ускорилась работа над ИСЗ. В работе над спутником Королёв проявлял особую внимательность, так как в 1960 американские ученые только и говорили, что скоро запустят первый искусственный спутник. Именно поэтому, когда в 1956 году стала стопориться разработка спутника, рассчитанного на пассажира (собаку), Королёв предложил запустить маленький спутник с минимумом электронной начинки. 4 октября 1957 года стало великим днём для мировой космонавтики: после этого спутник еще долгих 30 лет пролетал через советскую поп-культуру и даже прописался в Оксфордском словаре как «sputnik».

В день запуска Королёв позволил себе импровизированную взволнованную речь: «Пророческие слова Константина Эдуардовича Циолковского о том, что человечество вечно не останется на Земле, сбылись. Сегодня на околоземную орбиту выведен первый в мире искусственный спутник. С выводом его начался штурм космоса. И первой страной, проложившей дорогу в космическое пространство, явилась наша страна - страна Советов! Разрешите мне поздравить всех вас с этой исторической датой». После этого Королёв поблагодарил всю команду, и начальник экспедиции выдал каждому желающему чайник спирта, чтобы как-то отметить особенный день. Все решили, что выпивать целый чайник не стоит, поэтому почти не напились и в скором времени переключились на новые задачи.


Монтаж спутника, 1957 год

Первые эскизы «Восток-1» появились в 1957 году, а к 1961 году был готов проверенный образец. Корабли серии «Восток» должны были быть подготовленными к долгому пребыванию на земной орбите, так что пристальное внимание уделялось каждой мелочи. По бюро гуляла такая история: внутри практически смонтированного «Восток-1» с прикрытыми глазами сидел Сергей Павлович. Сотрудник ОКБ, которому требовалось закрепить внутри корабля какой-то прибор, робко окликнул конструктора: «И сколько вы уже тут сидите?» Сергей Павлович спокойно вымолвил: «Полчаса». Потом он спросил, сколько времени сотрудник проводил в «Востоке». Услышав в ответ, что тот в корабле и вовсе не сидел, Королёв взорвался: «А вы посидите! И поймёте тогда, что при такой компоновке кресла, как у вас, космонавт больше суток в корабле не протянет! Это надо же, слепить такую каракатицу: похлеще, чем для коровы седло!». Конфигурацию кресла изменили, все технические параметры были продуманы, оставалось лишь подобрать достойную кандидатуру на вылет.


Юрий Гагарин и Сергей Королёв на космодроме Байконур, 1964 год

Двадцать отобранных счастливчиков перед финальными медкомиссиями шутили: «Ну что, проходишь? Молодец, Лайкой будешь». По итогу сложных испытаний, как мы знаем, Лайкой стал Юрий Гагарин, с которым у Королёв подружился. Про эту дружбу можно было бы снять не один хороший фильм, если бы российская киноиндустрия признавала bromance. Не так давно опубликованная стенограмма разговора Королёва и Гагарина, выходящего на земную орбиту, лучше всего описывает их отношения и знаменательность 12 апреля 1961 года. В ней взволнованный конструктор говорит Гагарину: «Там в укладке тубы: обед, ужин и завтрак. Колбаса, драже там и варенье к чаю. 63 штуки, будешь толстый». Гагарин, смеясь, отвечает: «Не, главное - колбаска есть, чтобы самогон закусывать». После этого разговора, минуты через три, свершилась история. Впервые человек вышел за пределы атмосферы Земли и отправился в космос.

«Можно ставить точку на развитии нашего космоса»

(1961–1967)

После запуска «Восток-1» Королёв не потерял сдержанности и присутствия духа; пожалуй, ему лишь сильнее досаждала засекреченность его работы, приводившая к странным казусам. Например, когда Гагарин возвращался в Москву, Королёв отправился в составе торжественного кортежа встречать друга, но в последний момент его машина была оттеснена толпой людей. Ему пришлось смотреть встречу по телевизору.


Сергей Королёв, Валентина Терешкова и Юрий Гагарин обсуждают
грядущий полет, Байконур, 1963 год

В оставшиеся годы Королёв грезил разработкой суперракеты Н-1, которая должна была превзойти по техническим характеристикам его хит Р-7. Он не дожил до запуска тестового образца. Королёв готовил к полету и следил за выпуском следующих кораблей серии «Восток» (в частности, запускал в космос Валентину Терешкову), а также вёл все новые разработки ОКБ. Когда он ушел на плановое обследование в 1966 году, никто из сотрудников не мог предположить, что что-то пойдет не так. Во время операции на прямой кишке (Королёву должны были удалить злокачественную опухоль) сердце не выдержало наркоза, и Королёва не стало.

Когда весть о трагической гибели разошлась по профессиональному сообществу, космонавт Алексей Леонов сказал: «Всё оборвалось у меня внутри. Всё! Можно ставить точку на развитии нашего космоса. Так оно и вышло. Космос у нас есть, а развития не стало. Это вроде того, как 35 лет назад ездили на «Жигулях», так и по сей день на них ездим. Лучшего ничего не придумали. Только кузова на них меняем, а революционных - как при Королёве - прорывов нет!»

Что же касается дня сегодняшнего, то подписываясь на инстаграм NASA или следя за новостями Роскосмоса, стоит помнить, кому мы обязаны нашей страстью к космосу. В ней повинен не только лучезарно улыбающийся Юрий Гагарин, но и резкий и вспыльчивый конструктор Сергей Королёв.

Влияние

Сергей Павлович Королёв оставил множество разработок, изменивших представление ученых о ракетном деле, реактивных двигателях и аэронавтике. Он также понимал важность агитационной работы - и активно переписывался с Яковом Исидоровичем Перельманом, главным популяризатором точных наук советского времени. В письмах Перельману Королёв говорил: «Ваши книги я всегда читал с большим удовольствием. Хотелось бы, чтобы Вы <…>, как знающий ракетное дело специалист и автор ряда прекрасных книжек, больше уделили бы внимания самому ракетному двигателю, стратосферной ракете и т.п., так как всё это ближе, понятнее и более необходимо нам сейчас. А на межпланетные темы написано очень много всякой чепухи, которая и по сей час еще сильно вредит нам». Сергей Павлович настоял на том, чтобы первый искусственный спутник имел форму шара, подарив Советскому Союзу и всему миру новый символ: «Когда человечество увидит искусственный спутник, он должен вызвать у всех добрые чувства. Что может быть выразительнее шара? Люди воспримут спутник как некий образ, как символ космической эры».

Он курировал запуск корабля «Восток-1», отстоял кандидатуру Гагарина и до самой смерти наблюдал за космическими экспериментами Советского Союза. Королев также старался поддерживать разработки в области космической биологии и даже интересовался космической медициной. Его собственные проблемы со здоровьем косвенно повлияли на работу советских хирургов: с А. А. Вишневским он долго обсуждал возможность имплантирования искусственного сердца. По мере сил Сергей Павлович старался возбудить интерес к ракетостроению, конструкторскому и инженерному делу во всех своих коллегах и знакомых. В его распоряжении был самый действенный мотиватор, позволявший трудиться на предельном энтузиазме: «Не успеваете работать? Сдавайте пропуск».

Книги и фильмы по теме

Поэтапно представляет становление великого конструктора; местами читателя может оттолкнуть излишняя патетичность, свойственная советской публицистике, но с точки зрения фактов - чтение крайне занимательное. Среди достоинств - особое внимание, уделенное ранним годам работы Сергея Павловича: от первых планёров до ссылки на Колыму.

История дружбы Королёва и Гагарина, отличается таким же косным советским слогом: идеальным для написания научной работы, ужасным - для описания человеческих эмоций (по законам плохой драмы, каждая напряженная сцена заканчивается троеточиями).

Образцовая агитка работы Юрия Кара, более приличествующая Союзу застойного периода, нежели 2007 году. В любом случае, «Королёв» российскому кинопрому удался лучше, чем «Гагарин».

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Сейчас на главной

Статьи по теме

  • Общество

    Важное в блогах!

    «Крымское солнце покрылось копотью»

    Хотя крымский мост соединил две кромки Керченского пролива, мост между властью и народом зашатался. Великий реванш, мечта о справедливом обществе попраны. Бедность расползается по стране, нарастает реванш девяностых. Народ ропщет, тоскует, подчас ненавидит. В России вновь нарождается смута, пишет Александр Проханов. Возвращение Крыма России было, как чудо, как восход солнца. Это была пора ликования. Народ,…

    8.08.2018 21:59 19

    Политика

    Важное в блогах!

    «Российские политики заткнули уши»: судьба граждан РФ в украинском плену

    Алексей Седиков Несколько российских общественных организаций, в том числе Возрожденное казачество Руси, планируют направить Владимиру Путину обращение c требованием точечного обмена удерживаемого в украинском плену гражданина РФ Алексея Cедикова. Об этом EADaily рассказал бывший ополченец Евгений Портненко, в настоящее время помогающий отстаивать свои права добровольцам Донбасса. Седиков участвовал в войне на Донбассе в качестве добровольца и был взят в плен в июле 2016 года на Светлодарской дуге. Он вместе…

    30.04.2018 0:38 35

    Общество

    Важное в блогах!

    Байкал - для китайцев?

    Земли вокруг уникального озера активно выкупаются и застраиваются китайским бизнесом. Российским туристам уже сейчас сложно найти место для отдыха. На круглом столе на международной выставке «Байкалтур» прозвучали предложения регулирования и квотирования туристического потока на Байкале. Представители турбизнеса рассказали, что территорию вокруг озера в буквальном смысле «застолбили» граждане Китая. Дошло до того, что появились проблемы с…

    22.04.2018 16:24 28

    Политика

    Важное в блогах!

    Плачущие человечки

    «Требуем прекратить измываться над российскими гражданами и дать им возможность, наконец, беспрепятственно возвратиться домой, к своим семьям. Наше терпение не безгранично. Оставляем за собой право на жесткие ответные действия», — резюмировал МИД, беспрецедентно жестко реагируя на очередной виток измывательств над российскими гражданами, «Период позорного нытья прошел. Российская Федерация вместо хныканья дает достойный отпор, и теперь,…

    21.04.2018 20:14 126

    Важное в блогах

    Важное в блогах!

    Почему Запад так хамски ведет себя по отношению к РФ. Или любовь зла, полюбила девушка козла

    Только что я видел, как Небензя говорил в Совбезе ООН, что «даже во время холодной войны ваши предшественники такого хамства по отношению к моей стране себе не позволяли». И я решил написать о том, что происходит и почему. 1. Небензя почему-то сравнивает противостояние социалистического блока и капиталистического блока с нынешней ситуацией. Это, мягко говоря, неправильно….

    11.04.2018 20:24 44

    Общество

    Важное в блогах!

    Смерть за закрытой дверью

    «Шторм» рассказывает, как жители Кемерова прощались с жертвами пожара в торговом центре «Зимняя вишня» В Кемерове больше суток тушили торговый центр «Зимняя вишня». Погибло 64 человека. Среди 23 опознанных тел - восемь детей. Они перед пожаром смотрели мультфильм в кинотеатре на четвертом этаже ТРЦ. Выбраться из ловушки не удалось из-за запертых билетерами дверей. Спасатели и…

    27.03.2018 11:34 56

  • Важное в блогах!

    Десант в Бессмертие. Памяти воинов 6-й парашютно-десантной роты 104 полка Псковской дивизии ВДВ

    Сегодня день памяти погибших воинов-десантников 6-й парашютно-десантной роты 104 полка Псковской дивизии ВДВ. В бою у высоты 776 погибли 84 псковских десантника. Выжить удалось лишь шестерым. Они противостояли 2,5 тысячам боевиков, пытавшихся вырваться из окружения. За мужество и героизм, проявленные в боях с террористами, 22 десантникам присвоено звание Героя России, из них 21 – посмертно….

    2.03.2018 7:28 182

  • Расследования

    Важное в блогах!

    Кровавая Масленица. Что известно о расстреле прихожан церкви в Кизляре

    В городе Кизляр на севере Дагестана 22-х летний местный житель обстрелял прихожан, выходивших из местной церкви после службы в день Прощёного Воскресенья. Погибло пять женщин, несколько человек ранено. Нападавший застрелен на месте преступления силовиками. Прихожане выходили из церкви Георгия Победоносца, когда по ним открыли стрельбу из охотничьего ружья. Преступник убил на месте четверых женщин, ранил ещё…

    19.02.2018 6:44 93

  • Важное в блогах!

    Миф о том что В СССР не было мяса

    Выдвигается постулат о том, что в СССР не было мяса везде, кроме Москвы, и люди мясом не питались. Примеры использования «В год полета Гагарина в космос из продажи исчезли не только мясо (свыше половины его ранее давали личные хозяйства колхозников), но и сахар, и крупы, и даже возникли перебои с хлебом». Вся эта программа построения…

Сергей Павлович Королёв (1906-1966)

Сергей Павлович Королёв был выдающимся инженером-конструктором, мечтавшим покорить космос. Он внес огромный вклад в организацию производства ракетно-космической техники и ракетного оружия в Советском Союзе. Он первым в мире запустил на земную орбиту спутники, научные станции, космические корабли. Сообщения об этом потрясли весь мир. Он мечтал осваивать просторы Вселенной с помощью автоматических аппаратов и начал готовить полет на Марс, но осуществить задуманное не успел.

Отсчет практического освоения околоземного пространства начался с запуска сконструированной Королевым ракеты 4 октября 1957 года. Люди прислушивались к сигналам, доносившимся из космоса, вглядывались в черное небо. Советская наука и техника получили общественное и международное признание…

Королёв родился в украинском городке Житомир, учился в Киеве, затем жил в Одессе и много времени проводил у летчиков местного авиаотряда. Любознательному пареньку показывали, из чего состоит аэроплан, как он летает, разрешили сесть за штурвал самолета и сказали: чтобы стать летчиком, надо хорошо учиться.

Сергей всегда помнил их наказ и после окончания школы поступил в Киевский политехнический институт. Но программа обучения его не устроила, и он перевелся в Москву в Высшее техническое училище, по окончании которого его направили на работу в Центральном аэродинамическом институте.

Знакомство с трудом К. Э. Циолковского «Реактивный аэроплан» привело молодого конструктора к мысли, что будущее авиации принадлежит реактивной технике. В 1933 году он перевелся в только что созданный Реактивный научно- исследовательский институт, стал заместителем начальника института по научной работе. Ему было 26 лет, он строил большие планы.

В 1938 году в стране проходила массовая чистка, искали шпионов, врагов народа. Пострадали многие ученые, конструкторы, инженеры. Королёва тоже арестовали и приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях на Колыме. По ходатайству оставшихся на свободе ученых его перевели в группу конструктора Туполева создавать самолет Ту-2. Работая в «шарашке», он продолжал мечтать о самолетах с двигателем на реактивной тяге.

Из заключения его неожиданно освободили в 1944 году, а в 1945-м как специалиста в области реактивного ракетостроения отправили в Германию. Там он собирал военную документацию немецких ученых, создавших знаменитые ракеты Фау-1 и Фау-2.

Из Германии Королёва направили в подмосковные Подлипки, где сформировался научно-производственный центр по изготовлению ракет на жидком топливе. Его назначили главным конструктором баллистических ракет. Начался новый этап его жизни.

В 1947 году Королёва пригласили в Кремль для доклада Сталину о разработке баллистической ракеты. Он доложил, но никакой реакции не последовало. И никаких изменений не произошло. Перемены наступили после смерти Сталина, когда новое руководство страны привлекло талантливых ученых и инженеров к созданию нового ракетного оружия, к освоению космоса.

В 1954 году Королёв закончил работу над ракетой с ядерным боевым зарядом и приступил к созданию межконтинентальной ракеты… В октябре 1957 года в небо ушла ракета с первым искусственным спутником.

В 1959 году в сторону Луны по очереди отправились три космических аппарата. Первый и второй доставили на поверхность Луны вымпел с изображением герба СССР, а третий сделал снимки обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 года был осуществлен первый в мире полет человека в космос, а 18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытое пространство.

Королев был настолько увлечен своей работой, что буквально дневал и ночевал в лабораториях, на испытательных полигонах, космодроме. Он не считался с собой, со временем, с рабочим коллективом. Он хотел создать новый корабль, в отсеке которого космонавты могли находиться без скафандров, думал осуществить стыковку двух кораблей в космосе. Но его сердце не выдержало чрезмерных нагрузок.

Надгробная плита
Памятник в Житомире
Памятник в Королёве (вид 1)
Памятник в Королёве (вид 2)
Памятник в Москве
Памятник в Байконуре
Памятник в Киеве
Бюст в Житомире
Мемориальная доска в Житомире
Мемориальная доска в Киеве
Горельеф в Киеве
Мемориальная доска в Королёве
Мемориальная доска в Одессе
Памятник в Таганроге
Памятный знак в Нежине
Мемориальная доска в Москве (на здании ГИРД)
Памятная монета Украины
Памятная монета России
Мемориальная доска в Харькове
Аннотационная доска в Одессе
Мемориальная доска в Москве (на здании МГТУ)
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге
Музей в г. Пересвет
Мемориальная доска в г. Пересвет
Мемориальная доска в Москве (на здании ММЗ «Рассвет»)


Королёв Сергей Павлович – главный конструктор и директор ОКБ-1, академик АН СССР.

Родился 31 декабря 1906 (12 января 1907) года в городе Житомир (ныне Украина) в семье учителя. Из-за распада семьи с двух до десяти лет воспитывался в городе Нежин (ныне Черниговская область) в большой купеческой семье родителей матери, Н.Я.Москаленко. С 1917 года жил с отчимом и матерью, Григорием Михайловичем и Марией Николаевной Баланиными, в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. В 1922-1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

В 1921 году С.П.Королёв познакомился с лётчиками гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 – как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке. Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, С.П.Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом.

В 1926 году перевёлся в Московское высшее техническое училище, где участвовал в организации первой в стране планерной школы, окончив её, стал инструктором и испытателем планеров, также окончил школу лётчиков, разрабатывал оригинальные планеры и лёгкие самолёты. С четвёртого курса С.П.Королёв совмещал учёбу с работой в конструкторских бюро (КБ). С 1927 года четыре года подряд участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле, в 1929 году представил там свой первый планер-паритель СК-1 «Коктебель», на котором сам же показал наибольшую продолжительность полёта – 4 часа 19 минут.

В феврале 1930 года С.П.Королёв успешно защитил дипломный проект лёгкого самолёта СК-4 (руководителем был А.Н.Туполев). Параллельно С.П.Королёв конструировал ещё один рекордный аппарат, рассчитанный «на все случаи жизни», – планер СК-3 «Красная звезда», на котором в октябре 1930 года впервые в мире были выполнены петли Нестерова в свободном полёте. С марта 1931 года С.П.Королёв начал работать старшим инженером по лётным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Главным событием во время его работы в ЦАГИ можно считать встречу с Ф.А.Цандером, который ещё в сентябре 1930 года начал программу испытаний своего лабораторного ракетного двигателя ОР-1. С.П.Королёв активно включился в совместную работу.

В сентябре 1931 года в системе Осоавиахима создается Группа изучения реактивного движения (ГИРД) во главе с Ф.А.Цандером, в задачи которой входили разработка и испытание экспериментального ракетоплана РП-1 с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) ОР-2. Московская ГИРД стала называться Центральной, а С.П.Королёв возглавил её научно-технический совет. С этого времени он уделял разработке ракетного оружия первостепенное внимание, понимая, что укрепление обороноспособности страны является непременным условием и для выполнения программ использования ракетной техники в мирных целях. С.П.Королёв приступил к организации своего первого КБ, которое сформировал из членов ЦГИРД. Это КБ, сохранившее название ГИРД, вошло в историю ракетостроения.

17 августа 1933 года первая советская жидкостная ракета ГИРД-09 достигла высоты 400 м, что являлось принципиальным достижением (в довоенный период полёты жидкостных ракет удалось осуществить только в США и Германии). Этот полёт доказал, что ракетная техника – не фантастика, а реальность. Итоги первых шагов ракетостроения С.П.Королёв подвёл в своей книге «Ракетный полёт в стратосфере» (1934), в которой осветил реальные некосмические возможности применения ракет в научных и военных целях.

В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И.Т.Клейменова. С.П.Королёв был назначен его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями ГДЛ на перспективы развития ракетной техники заставили С.П.Королёва перейти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936 году удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную с жидкостным ракетным двигателем. Энциклопедические знания, системный подход, редкая интуиция позволяли С.П.Королёву применять самые выгодные для данного случая конструктивные схемы аппарата, типы двигателей и систем управления, виды топлив и материалов. В результате в его отделе к 1938 году была разработана экспериментальная система управляемого ракетного оружия, включающая проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям, зенитных твердотопливных ракет.

27 июня 1938 года С.П.Королёв был арестован как участник контрреволюционной троцкистской организации. Приговором Военной коллегии Верховного суда СССР от 27 августа 1938 года осужден по статьям 58-7 (вредительство) и 58-11 (подготовка к совершению антисоветских преступлений) к 10 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Наказание отбывал в Колымских лагерях. По жалобе С.П. Королёва 13 июня 1939 года приговор был отменён, а дело направлено на новое рассмотрение, сам С.П. Королёв был возвращён из Колымы в московскую тюрьму.

Вторично дело Королёва было рассмотрено заочно 10 июля 1940 года Особым совещанием при Наркоме внутренних дел СССР, теперь приговор был вынесен - 8 лет лишения свободы. В сентябре 1940 года С.П.Королёв благодаря ходатайству А.Н.Туполева (хотя тот сам подвергся аресту в 1938 году) был направлен в ЦКБ-29 для разработки нового бомбардировщика. С.П.Королёв сразу же занялся разработкой крыла самолёта и, кроме того, представил в НКВД проектные предложения по созданию для него ракетной аэроторпеды АТ, которая позволяла бы наносить удары, не входя в зону ПВО.

После того как коллектив А.Н.Туполева был эвакуирован в Омск, С.П.Королёв был направлен в Казань в ОКБ НКВД с задачей разработки применения ЖРД с тягой 300 кг. С.П.Королёв предложил ряд вариантов, из которых был выбран проект авиационной ракетной установки, обеспечивающей кратковременное увеличение скорости боевых самолётов. В результате отработки установка получила высокую оценку. За эту работу С.П.Королёв был награждён орденом «Знак Почёта», а 27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о его досрочном освобождении.

В сентябре 1945 года С.П.Королёв был направлен в составе группы советских специалистов на немецкие предприятия, где ему было поручено собрать для испытаний хотя бы несколько ракет Фау-2. Ознакомившись с тем, что осталось от ракетного центра Пенемюнде, подземного завода Нордхаузен, С.П.Королёв пришёл к выводу, что можно создать и свои отечественные ракеты с существенно лучшими характеристиками.

В мае 1946 года советским руководством было принято постановление о развитии ракетостроения в СССР, в соответствии с которым в подмосковном Калининграде (ныне – Королёв) был создан Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88), одним из главных конструкторов которого был назначен С.П.Королёв.

Уже в октябре 1947 года были проведены лётные испытания ракет А-4, собранных в институтах Нордхаузен и НИИ-88 в основном из трофейных узлов и агрегатов; в 1948 году с гораздо лучшими результатами по надёжности и точности попадания испытаны первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 по отечественной документации и из своих материалов. С.П.Королёв показал себя незаурядным организатором, сумев скоординировать работу созданного им Совета главных конструкторов (В.П.Бармин – наземный комплекс, В.П.Глушко – ЖРД, В.И.Кузнецов, Н.А.Пилюгин, М.С.Рязанский – системы управления), министерства вооружения (Д.Ф.Устинов), военных подразделений (маршал артиллерии М.И.Неделин), коллективов НИИ-4 в Болшеве и Государственного центрального полигона Капустин Яр.

В 1947 году он был избран членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук СССР.

Благодаря созданию ракеты с дальностью 300 км, которая во всём мире признавалась «чудом техники», С.П.Королёв открыл дорогу для воплощения на практике своих технических идей. В 1948 была создана ракета Р-2 с дальностью 600 км. Параллельно с отработкой на надёжность и сдачей на вооружение ракет Р-1 и Р-2, С.П.Королёв развернул широкомасштабные проектно-теоретические научно-исследовательские работы по нескольким перспективным направлениям, в которых ОКБ играло роль головного предприятия. В результате появилась РДД Р-5М с дальностью 1200 км, оснащённая ядерной боевой частью. 2 февраля 1956 года на Семипалатинском полигоне (Казахстан) были успешно проведены испытания этой первой в мире стратегической ракеты.

Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «совершенно секретно») от 20 апреля 1956 года за заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Королёву Сергею Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Основное королёвское направление было связано с проблемами создания многоступенчатых ракет, достигающих межконтинентальной дальности. Первая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7, уникальная и по конструкции, и по лётным характеристикам, при стартовой массе 283 т была способна доставлять на расстояние 8 тысяч км головную часть массой 5,4 т с термоядерным зарядом мощностью 3-5 Мт. Создав Р-7 и на её основе космические ракеты-носители, С.П.Королёв надеялся целиком сосредоточиться на космической технике, но жидкостные МБР по эксплуатационным качествам всё-таки проигрывали американским твёрдотопливным ракетам. С.П.Королёв, обратившись к этой проблематике, создал экспериментальную твердотопливную ракету РТ-1, достигшую на испытаниях 1962 года дальности 2,5 тысячи км.

На основе Р-11 С.П.Королёв разработал и сдал на вооружение в 1957 году стратегическую ракету Р-11М с ядерной боевой частью, транспортируемую в заправленном виде на танковом шасси. Серьёзно модифицировав эту ракету, он приспособил её для вооружения подводных лодок (ПЛ) как Р-11ФМ. Таким образом, С.П.Королёв создал первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива мобильного наземного и морского базирования и явился первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

В дальнейшем С.П.Королёв разрабатывал более совершенную компактную двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-9 (в качестве окислителя использовался переохлаждённый жидкий кислород) и сдал её (шахтный вариант Р-9А) на вооружение в 1962 году. Позже параллельно с работами над важными космическими системами С.П.Королёв начал первым в стране разрабатывать твёрдотопливную межконтинентальную ракету РТ-2, которая была сдана на вооружение уже после его смерти. На этом ОКБ-1 С.П.Королёва перестало заниматься боевой ракетной тематикой и сосредоточило свои силы на создании приоритетных космических систем и уникальных ракет-носителей.

В 1955 году ещё задолго до лётных испытаний ракеты Р-7 С.П.Королёв, М.В.Келдыш, М.К.Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли. Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой был назначен С.П.Королёв. И уже 4 октября 1957 года С.П.Королёв запустил на околоземную орбиту первый в истории человечества спутник. Его полёт имел ошеломляющий успех. С.П.Королёву была присуждена Ленинская премия и учёная степень доктора технических наук. Имевшийся технический задел и опыт ракетных исследований позволили С.П.Королёву менее чем за месяц создать и в ноябре 1957 году запустить второй спутник с собакой Лайкой на борту. Этот эксперимент доказал, что длительная невесомость не смертельна для живых существ. Реальностью становился полёт человека в космос.

20 июня 1958 года он был избран действительным членом (академиком) АН СССР. Ему была присуждена Золотая медаль имени К.Э.Циолковского АН СССР. В 1960 году он стал членом Президиума АН СССР.

12 апреля 1961 года он снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует первый в мире полёт человека – гражданина СССР Ю.А.Гагарина – по околоземной орбите.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 17 июня 1961 года за особые заслуги в развитии ракетной техники и за работы по созданию и успешному запуску первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» (№ 86/II).

Вслед за первым полётом Ю.А.Гагарина 6 августа 1961 года Г.С.Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А.Н.Николаевым и П.Р.Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года. На следующий год – совместный полёт космонавтов В.Ф.Быковского и В.В.Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года. За ними – с 12 по 13 октября 1964 года – в космосе экипаж из трёх человек на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 года во время полёта на корабле «Восход-2» космонавт А.А.Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Затем были разработаны многоцелевой трёхместный космический корабль «Союз», корабль для облёта Луны Л-1, лунный экспедиционный комплекс Н1-Л3, предэскизные проекты тяжёлой орбитальной станции «Звезда» и тяжёлого межпланетного корабля. Дальнейшее осуществление советской космической программы С.П.Королёв планировал на основе сверхтяжёлой ракеты-носителя Н-1, испытания которой после его смерти и первых неудачных полётов в 1969-1972 годах были свернуты.

Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй – для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С.П.Королёв начал разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы.

Всего за восемь лет начала космической эры под непосредственным руководством С.П.Королёва были запущены два простейших спутника, первая космическая научная станция, две первых космических системы «Электрон», состоявших каждая из двух спутников-станций, выводимых одной ракетой-носителем на существенно различные орбиты для одновременного исследования радиационной обстановки в разных областях околоземного космоса, первые спутники прикладного хозяйственного и оборонного назначения: спутник связи и телевещания «Молния-1», функционирующий на высокоэллиптической орбите, и фоторазведчики «Зенит» для детальной и обзорной разведки. Он автор и соавтор более 250 научных работ, статей и изобретений.

Жил и работал в Москве. Скончался 14 января 1966 года. Урна с его прахом захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Полковник-инженер (1946). Награждён 3 орденами Ленина (20.04.1956; 29.12.1956; 9.02.1957), орденом «Знак Почёта» (16.09.1945), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (6.06.1945), «В память 800-летия Москвы» (12.03.1949).

Лауреат Ленинской премии (1957, за создание первого и второго искусственных спутников Земли). Награждён Золотой медалью имени К.Э.Циолковского АН СССР (14.02.1958, № 1).

Почётный гражданин Королёва, Калуги (9.09.1997, посмертно) и Байконура (Казахстан; 1970, посмертно).

В 1966 году АН СССР учредила Золотую медаль имени С.П.Королёва за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники. Постановлением Правительства РФ в 1996 году именем С.П.Королёва был назван бывший город Калининград Московской области, где находится российский Центр управления полётами (ЦУП).

С.П.Королёву установлены памятники в Байконуре, Житомире, Киеве, Королёве, Москве, Таганроге, на территории ракетно-космической корпорации «Энергия». В Житомире, Москве и на космодроме Байконур открыты мемориальные дома-музеи, в музее РКК «Энергия» создана мемориальная комната-кабинет С.П.Королёва. В Киевском политехническом институте создана мемориальная аудитория. Мемориальные доски установлены в Житомире, Казани, Киеве, Королёве, Пересвете, Москве, Одессе и Северодвинске. Именем главного конструктора названы Самарский государственный аэрокосмический университет, два научно-исследовательских судна, один из высокогорных пиков на Памире и перевал на Тянь-Шане, малая планета, кратер на обратной стороне Луны, улицы во многих городах СНГ.