Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №191 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
(конструирование)
ТЕМА: «Город»
(старший дошкольный возраст)
Составила:
воспитатель
Гнездина Екатерина Геннадьевна
г.Ачинск, 2016г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Город»
(старшая группа)
Цель: совершенствование умений конструкторской деятельности .
Образовательные задачи:
учить анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер, расположение деталей;
формировать умение выполнять постройку в определенной последовательности;
Развивающие задачи:
развивать творческие способности и фантазию детей;
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
развивать связную речь;
Воспитательные задачи:
воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе конструкторской деятельности.
Оборудование: план города, схемы построек, различные наборы для конструирования, необходимые атрибуты (люди, животные, деревья, машины и т.д.), две каски строителей.
Предварительная работа: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа по конструированию различных зданий и сооружений ; беседа «Профессия строитель», рисунки на тему «Если бы я был строителем, то построил бы….», беседы о родном городе; экскурсии по городу.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие речи.
Ход игры
Организационный момент: Дети заняты игровой самостоятельной деятельностью. Воспитатель завозит грузовик со «строительным материалом»: кирпичи, кубики, пластины, цилиндры и т.п.
В.: Есть такой вид труда - строительство. Люди, каких профессий называются строителями? (дети называют ).
В.: А у нас есть строительный материал. Можем ли мы быть строителями?! (Можем )
В.: Где вы хотите строить? Из какого материала? Что задумали? Так, что же получается (странно), каждый строитель, где хочет, там и строит?! (Дети должны понять, что строитель, как и любая иная профессия, зависит от замысла архитектора, а их замыслы зависят от условий местности) .
В.: Вы выбрали, что вы хотите строить? А кого же не хватило, чтобы ваши результаты труда... и мосты, и дома, и дороги, и фабрики приносили людям пользу и были бы им удобны?! (Нужен архитектор, он задумывает город ).
В.: Но прежде чем строить, что он должен сделать? Выбрать место. Значит, главный в строительстве будет архитектор?!
В .: Ну, а чтобы распределились все здания, сооружения, архитектору нужно всё нарисовать на доске.
В.: Какие же профессии строителей у нас будут ? (Мостостроители, дорожные строители, домостроители. А ещё надо вокзал построить. Да и фабрику ).
В.: Итак, мы сегодня, что задумали? (построить город)
В.: А вы можете так построить, чтобы всем было удобно жить, чтобы
здания были прочные, теплые, чтобы удобно было ? (Да ).
В.: Наверное, надо подумать не только о том, какой будет красивый город, но и где его разместить.
В.: Ну, можно строить по плану, как, например, Санкт-Петербург строили. А можно и так, как строилась Москва. Она ведь строилась не сразу, а постепенно. Там не было заранее плана расположения улиц, строили вокруг Кремля.
В.: Мы с вами, как решили строить? (По плану).
В.: В нашем городе есть главная площадь, от неё идёт главная улица. Здесь есть въезд, вокзал. А речка будет? Вот она речка...
В.: Вы архитекторы и строители, у вас индивидуальные проекты, пожалуйста, выбирайте.
В.: И я говорю: "Здесь будет город заложен, по этому плану".
Конструктивная деятельность.
Рефлексия:
В.: Время строительства окончено. Давайте обсудим застройку города и деревни? Наверно, согласитесь, хорошо, чтобы город и деревня были красивыми, удобными, и, конечно, чтобы постройки были прочными? (Да)
Вопросы к детям
В.: Мы в какой стране живем? (России )
В.: Тех, кто живет в России как называют? (Россияне )
В.: В каком городе мы живем? (Ачинск)
В.: А город, который вы построили как называется? (Предлагают названия)
В.: Город, который вы построили в какой стране находится? (В России )
В.: Позвольте, а как это определить? (На главном здании города есть флаг)
В.: Что еще может являться символов государства ? (Герб, гимн)
В.: Удобно ли жителям в вашем городе жить? Почему? (Объясняют ).
В.: Ну, так ваши жители только отдыхают, а работать им негде?!
Все безработные ? (Завод есть ).
В.: Ну, если завод есть, то уж, наверно, и работает кто-то на заводе, а значит, и результат труда есть ?! (Начнут фантазировать о том, что у них производилось на заводе).
В.: Откуда сырье берут для завода? (
В.: Куда же отправляется продукция и кому?! Далеко или близко отправлять ?!(Рассуждают).
В.: Её как надо отправлять..., каким транспортом...? Можно, конечно, речным транспортом, а можно и железнодорожным.., можно и самолётом?! (Рассуждают, если назовут речным транспортом )
В.: А пристани у вас есть? (Нет, но можно тогда самолётом).
В.: А аэродром есть? (Рассуждают ).
В.: В магазинах у вас всё было... и овощи, и фрукты ? (Да).
В.: И они так и лежат в магазине... и не кончаются?! (Их провозят ). На чём?
В.: А где же их разгружают? (Опять называют будущие постройки).
В.: Вывезли... и вам привезут... Откуда? (Показываете деревенские дома)
В.: Вы оттуда что-нибудь привезли? (Называют)
В .: А что бы из вашего города туда можно было послать?
(Да, наверно, им нужны и косы, и тракторы...).
В .: Молодцы! Вы настоящие строители!
Лусине Айвазян
Картотека игр по конструированию из строительного материала
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №27 КАВКАЗСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Картотека игр по конструированию для старшего дошкольного возраста
составила :
Воспитатель
Айвазян Л. А.
Лего-конструирование в детском саду
В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься по карточкам .
«Чья команда быстрее построит ?»
Цели :
Учить строить в команде , помогать друг другу;
Развивать интерес, внимание, быстроту , мелкую моторику рук;
Оборудование : набор лего-конструктора «Дупло» , образец.
Ход : дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки , например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке . Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию .
«Таинственный мешочек»
Цель : учить отгадывать детали конструктора на ощупь .
Оборудование : наборы деталей конструктора , мешочек.
Ход : педагог держит мешочек с деталями лего-конструктора . Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.
«Разложи детали по местам»
Цель конструктора .
Оборудование : коробочки, детали лего-конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг) .
Ход : детям даются коробочки и конструктор . На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор . Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.
«Светофор»
Цель :
Закреплять значения сигналов светофора;
Развивать внимание, память;
Оборудование : кирпичики лего красного, зеленого, желтого цвета.
1-й вариант :
Педагог-«светофор» , остальные дети-«автомобили» . Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый-приготавливаются, зеленый-едут.
2-й вариант :
Светофор и пешеходы переходят дорогу на зеленый свет.
3-й вариант :
На красный свет дети приседают, на желтый-поднимают руки вверх, на зеленый-прыгают на месте.
«Найди такую же деталь, как на карточке »
Цель : закреплять названия деталей лего-конструктора «Дупло» .
Оборудование : карточки , детали лего-конструктора «Дупло» , плата.
Ход : дети по очереди берут карточку с чертежом детали лего-конструктора «Дупло» , находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце игры дети придумывают название постройки .
В подготовительной к школе группе дети уже занимаются по карточкам , строят более сложные постройки . Цель игр-развивать речь, уметь работать в коллективе, помогать товарищу, развивать мышление и память.
«Назови и построй »
Цели :
Закреплять названия деталей лего-конструктора «Дакта» ;
Учить работать в коллективе;
Оборудование : набор лего-конструктора «Дакта» .
Ход : педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора . Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку , придумать ей название и рассказать о ней.
«Лего-подарки»
Цель : развивать интерес к игре и внимание.
Оборудование : игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая-крестик (пропускаем ход, лего-подарки.
Ход : дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле, кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.
«Не бери последний кубик»
Цель : развивать внимание, мышление.
Оборудование : плата с башней.
Ход : играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.
«Запомни расположение»
Цель : развивать внимание, память.
Оборудование : набор лего-конструктора «Дакта» , платы у всех игроков.
Ход : педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию , потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же . Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.
«Построй , не открывая глаз»
Цели :
Учить строить с закрытыми глазами ;
Развивать мелкую моторику рук, выдержку;
Оборудование : плата, наборы конструктора .
Ход : перед детьми лежат плата и конструктор . Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить . У кого интересней получится постройка , того поощряют.
«Рыба, зверь, птица»
Цель : развивать память, внимание.
Оборудование : кирпичик лего.
Ход : педагог держит в руках кирпичик лего. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит : «рыба» . Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит : «птица» или «зверь» . Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.
Конструирование из строительного материала
В старшей и подготовительной группе воспитатели стараются реже давать образец постройки или поделки , а если дают, то примерный, чтобы показать основные части конструкции и помочь отобрать нужные детали; в качестве образца часто используют фотографии, рисунки. Дети чаще придумывают свой вариант постройки , поделки, перенимают друг у друга конструктивные решения .
Задание «Что изменилось?»
Перед ребенком расставляют строительные детали . Просят запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают отвернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют новые). Затем дошкольник отмечает, что изменилось.
Задание «Меняясь местами»
Играют двое детей. Ребят сажают спиной друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали , поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше деталей предлагается.
Задание «Роботы»
На карте нарисованы роботы , собранные из строительных деталей . Детям предлагают ответить на вопросы :
Сколько роботов изображено?
Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме деталей.
Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у других.
Каких роботов можно построить из строительных деталей , а каких нельзя?
Задание «Схема по постройке товарища »
Дети придумывают и строят сооружения из строительного материала , а затем создают схемы по постройкам друг друга , изображая вид спереди, выкладывая фигурами и обводя фломастерами.
Задание «Схема по условию»
Предлагать детям создавать схемы по условиям, используя способ, указанный в предыдущем задании («Нарисуй схему сельского домика, двухэтажного, с плоской крышей и с крылечком, находящимся справа» и т. п.). Побуждайте детей самостоятельно придумывать и рисовать схемы построек .
Задание «Построй и создай схему »
Предложить детям сделать элементарные постройки из трех , четырех деталей, а затем создать их чертежи, изображая конструкции в трех проекциях (спереди, сбоку и сверху) . Способы построения те же : выкладывание фигурами и обведение, либо рисование на листочках в клетку.
Задание «Сделай план и построй »
Дети рисуют планы будущих построек (вид сверху внутренних сооружений) : «Универсам» , «Кафе» , «Детский сад» , «Парк» . Затем используют их при планировании последующей конструкторской деятельности .
Игра "Строительные детали "
Воспитатель разыгрывает с детьми сценку : раздает детям строительные детали и предлагает действовать с ними по ходу стихотворения :
Как-то Кубик в лес пошел,
Там Кирпичика нашел.
Взялись за руки детали,
По тропинке побежали,
А навстречу – скок-поскок -
Подбежал к друзьям Брусок.
И спросил Брусок детали :
"Вы Цилиндра не видали?".
Повернулся Куб бочком :
"Я с Цилиндром не знаком",
А Кирпичик удивился :
"Нам навстречу он катился?
Ну, теперь пора идти,
Надо Призму нам найти.
Видел я ее – без дела
Она с Конусом сидела
У друзей пластин в гостях
С фотографией в руках".
Игра «Расставь детали по контуру»
Каждый ребенок расставляет детали на листе, создавая форму самолета, обводит фломастером контур получившейся модели, снимает детали и передает лист и детали товарищу, чтобы тот собрал его самолет, в свою очередь берет лист и детали у товарища и собирает его модель. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Игра «Дострой конструкцию »
Ребенок начинает собирать модель из строительного материала , затем «передает» ее другому ребенку; тот продолжает сборку и «передает» модель следующему ребенку и т. д. Затем дети все вместе обсуждают, что у них получилось.
Игра «Построй здание »
Предложить детям придумать и нарисовать на листах бумаги в клетку любое здание, например, для планеты Марс, которое можно построить из строительного материала . Например, здание, стоящее на горах (над водой, на песке, под песком, на глубине; подводный дом; здание, часть которого находится под водой, а часть на воде; парящее в воздухе здание и др.). Проанализировать с детьми готовые схемы и предложить сконструировать по ним постройки . По окончании строительства проанализировать постройки с точки зрения схожести с изображениями; прочности, удобства использования; необычности, оригинальности конструктивных решений , гармоничности.
Игра «Найди одинаковые конструкции »
Педагог собирает из строительного материала 5-7 похожих предметов (из них 2 предмета одинаковые) и, определив время (1 минута по песочным часам, дает детям задание : «Найдите одинаковые конструкции » .
Игра «Что получилось?»
Каждый ребенок сооружает любую модель из строительного материала . Затем дети угадывают, у кого что получилось.
Игра «Сконструируй летательный аппарат »
Дети рисуют схематические изображения различных летательных аппаратов, конструируют летательный аппарат из строительного материала (анализ построек , демонстрация в действии) .
Игра «Закончи конструкцию »
Предложить детям разбиться на пары. Каждый ребенок собирает из строительного материала какую-либо заготовку, затем меняется ею с напарником и заканчивает его конструкцию .
Игра «Что изменилось у робота?»
Педагог предлагает детям рассмотреть сконструированного им робота в течение 1-й минуты. Затем дети закрывают глаза, а педагог вносит в конструкцию некоторые изменения . Дети должны сказать, что изменилось.
Светлана Мошкина
Конспект строительной игры «Зоопарк» в старшей группе
Цель: формирование игровых умений, организовывать строительную игру
«зоопарк».
Задачи:
1. Формировать представления об обитателях зоопарка: лев, тигр, верблюд, попугай, медведь и др.
2. Развивать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта - зоопарка.
3. Воспитывать у детей чувства товарищества и взаимопомощи.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: С. Маршак «Детки в клетке», рассматривание иллюстраций по теме «зоопарк», беседа «кто живет в зоопарке», д/и: «Дикие животные», «воздух, вода, земля», просмотр мультфильма «Где обедал воробей» и познавательного видеофильма «Кто живет в зоопарке», работа со схемами, строительные игры, виртуальная экскурсия в зоопарк.
Материалы и оборудование: игрушки животных для зоопарка, наборы строительного конструктора разных размеров, схемы построек.
Словарная работа: зоопарк, вольеры, тротуар, клетка, ветеринар.
Ребята, смотрите, кто это нам в группу прилетел (попугай). А зовут его Кеша. Чтобы узнать откуда он к нам явился, нужно отгадать загадку:
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём?
И смотреть зверей идём? (зоопарк )
Скажите, кто из вас был в зоопарке? Кто знает, что такое зоопарк?Зоопарк - это место, где содержатся и демонстрируются посетителям живущие сегодня на земле животные и птицы. Правильно. А какие животные там живут? Правильно, дикие, домашние, животные жарких стран, животные Севера.
Кеша предлагает вам построить свой зоопарк, вы хотите попробовать? Какой он будет? Кто в нем будет жить? Как назовем наш зоопарк.
Перед нами конструктор, бросовый материал, при помощи которого мы будем строить зоопарк.
Кеша принес нам схемы, в помощь в строительстве. Посмотрите на схемы. Назовите постройки, которые будут в нашем зоопарке.
Какие детали или материалы вам понадобятся для построек? (ответы детей). Давайте договоримся, как мы будем строить зоопарк.
Найдите себе дружка, с которым вы будете строить. Каждая пара возьмите по схеме постройки и выберите набор материалов и место для работы.
Помните - вы должны действовать согласовано и дружно. Теперь приступаем к строительству. Та пара, которая быстрее закончит, иожет взять следующую схему и выполнить еще одну постройку.
Помогаю ребятам договориться, кто и что будет строить.
Методы и приемы – вопросы, проблемные ситуации, напоминание, частичный показ, объяснения, указания,уточнение.
Ребята я вижу, вы уже закончили. Проверьте, все ли постройки готовы, устойчивы ли они, красивы ли.
Выходите сюда, сейчас мы немного отдохнем:
«Мартышки»
(дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Что вы сегодня строили? Какой красивый у вас получился зоопарк. Расскажите о нем: какие детали вы использовали для постройки? Помогли ли вам Кешины схемы? Что вам давалось тяжело? А что легко? Кеша говорит, что Ире и Даниилу хорошо получалось строить стены, а Кирилл хорошо разбирается в деталях конструктора. А вот Тимофей и Виталя больше всех помогали. Ребята, а как вы думаете, чего еще не хватает в нашем зоопарке?
Кеше так понравился ваш зоопарк, что он пригласил своих друзей. Давайте мы их заселим в наш зоопарк. Дети продолжают играть в сюжетную игру с созданной постройкой.
Публикации по теме:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в зоопарк» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное слово» Цель: 1. Закрепить счёт в пределах.
Конспект НОД по оригами в старшей группе № 8: «Зоопарк для малышей" Цель: Продолжать учить детей самостоятельно работать с бумагой и схемами,.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель:.
Конспект открытого занятия по развитию речи с презентацией в старшей группе «Прогулка в зоопарк» Тема «Прогулка в зоопарк» Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные зоопарка». Задачи:.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» Программное содержание: Формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом; Учить сообща выполнять задуманное;.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» в средней группе Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» в средней группе. Ход игры: Игра «Животные и их детёныши» Дети стоят в кругу, воспитатель бросает.
Конспект занятия для детей старшей группы «Зоопарк» Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Зоопарк» Воспитатель: Титова Римма Юрьевна Образовательная область: Познавательное развитие.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зоопарк» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зоопарк» Цель. Учить детей составлению короткого описательного рассказа. Оборудование.
. Тема: создание проекта
Значение строительных игр для дошкольного возраста.
Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
Основные строительные умения дети приобретают на занятиях по конструированию: они осваивают элементарное строение тех предметов, которые можно создать - стены дома, крышу, окна и т.д. В строительных играх детей подготовительной группы происходят существенные изменения, отличающие их от игр детей младшей и старшей групп. Игры детей 6—7 лет отличаются более широкими и разнообразными замыслами. Дети 6—7 лет физически выносливее, что дает возможность развертывать с ними длительные строительные игры.
Строительные игры под влиянием занятий становятся содержательнее, дети обнаруживают более совершенные технические навыки, точнее дифференцируют размер деталей, лучше чувствуют симметрию, правильнее располагают части постройки. В связи с этим в развитии строительных игр детей большое значение приобретают игры с мелкими строительными материалами. В этих играх у детей развивается точность зрительного анализа величины и формы деталей, незначительно отличающихся друг от друга, мелкая мускулатура рук.
Эти игры содействуют развитию аналитического восприятия. Они особенно полезны детям с недостаточно устойчивым поведением; с развитым воображением, но с отсутствием контроля за своими действиями.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность.
В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, обсуждают замыслы, мотивируют, отстаивают свои предложения, договариваются о совместной стройке. Речь детей обогащается новыми понятиями, терминами, употребление которых делает ее более точной, в какой-то степени технически грамотной.
Игру с мелким строительным набором можно использовать в подготовительной группе наряду с теми дидактическими играми, которые способствуют точности зрительного восприятия.
Задачи строительных игр.
Развитие большей общительности, взаимопомощи, устойчивых коллективных игр, совместных трудовых процессов.
Развитие устойчивости внимания, умение задумать постройку и выполнить ее, добиться намеченного результата.
Развитие точности восприятия, зрительного анализа, чувства пропорции и симметрии.
Развитие детской инициативы и творчества, художественного вкуса, умения планировать свою деятельность.
Игровая тактика педагога (мотивация).
Руководство играми старших детей в большей мере направленно на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение. Чтобы заинтересовать детей, можно объединять их для совместных построек из конструктора, вносить элементы состязательности. В конкурсе могут участвовать 2-3 подгруппы (не более 5-6 человек в каждой). Заинтересует детей также идея организации выставки поделок из конструктора, подсобного материала. Выполнять работу можно и дома вместе с родителями. Для привлечения внимания детей к строительно-конструктивным играм воспитатель может использовать ряд нестандартных приемов, например, сделать красивую постройку в отсутствие детей, затем предложить им внимательно ее рассмотреть и высказать свое мнение. После этого можно постройку убрать и предложить желающим по памяти сделать такую же, или внести свое творчество и построить что-либо другое.
Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятельности детей, развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного изображения в объемную постройку.
Продуманные приемы руководства игрой дают ощутимые результаты. Строительные игры становятся богаче по содержанию, постройки более разнообразными, лучше технически выполнены
Дата наблюдения:24.04.2014 г.
Просмотр содержимого документа
«Наблюдение и анализ строительной игры дошкольников.»
Наблюдение и анализ строительной игры дошкольников.
Протокол наблюдений за строительной игрой детей старшей группы «Постройка вольеров для зоопарка»
Сюжет игры: Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать игру. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчеркнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.
Дата наблюдения:24.04.2014 г.
Длительность игры: 20-25 минут
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с вами в игру «Зоопарк». А что нам для этого надо?
Дети: Животные.
Воспитатель: Правильно, а еще? Куда мы с вами будем заселять наших животных?
Дети: В клетки.
Воспитатель: Молодцы, только правильно они называются вольеры. А как вы думаете, как мы их будем строить, из чего?
Дети: Из кубиков, лего…
Воспитатель: У меня есть специальная схема построения вольеров, давайте посмотрим и попробуем построить такие же.
Дети: Давайте.
Воспитатель с детьми разбирают схему построения вольеров.
Воспитатель: Предлагаю каждому попробовать построить вольер, а у кого быстрее это получится, можно еще построить и ветеринарную лечебницу, для чего она нужна?
Дети: Там лечат больных животных.
Воспитатель: Правильно, давайте начнем наше строительство вольеров.
Дети строят вольеры. Воспитатель ходит и наблюдает за ходом игры.
Воспитатель: Какие молодцы, у вас получились очень хорошие вольеры. А кого же мы с вами туда заселим?
Дети: Животных.
Воспитатель: Завтра нам привезут животных и мы с вами решим, кого, в какой вольер заселить.
Компоненты игры | Старшая группа (5-7 лет) |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач | В процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализации игрового замысла. Повышается интерес детей к изготовлению игрушек. Игровой процесс часто сливается с трудовым. Возникновение связей строительной игры с трудом помогает раскрыть для ребенка новую увлекательную деятельность - труд. Игра начинает все более сближаться с учебной деятельностью, в которой дети приобретают знания и некоторые практические навыки, позволяющие полнее осуществлять игровые замыслы. Широта кругозора и опыт совместных игр создают условия для развития большей общительности, взаимопомощи, устойчивых коллективных игр, совместных трудовых процессов. Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах. Совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах; развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах. Формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата. Развивать навыки общения, устойчивость внимания, точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус, инициативность, творческую активность и воображение, образное мышление, самосознание. Формировать умения творчески развивать сюжет игры. Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду. |
В игре дети создают модели разнообразного взаимоотношений между людьми. Дети практически применяют строительный материал разнообразных форм и размеров, сравнивают его, располагая детали в постройке, практически осваивают пространственные отношения. Познают величины, формы. В процессе игры ребенок постоянно прибегает к сравнению цвета деталей, их величины, формы и т. д., это дает ему возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел. Рассматривание альбома «Животные в зоопарке». Чтение художественной литературы о животных зоопарка. |
|
Сюжет игры | Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать игру. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчеркнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых. Дети приобретают не только умения конструировать отдельные предметы (здания, виды транспорта и т. д.), но и такие качества личности, как умение целенаправленно рассматривать предметы и сооружения, расчленять их на части, сравнивать предметы и сооружения, видеть в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, разбираться в конструкции, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, т. е. ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в результате чего у него формируются четкие представления о предмете и сами мыслительные процессы совершенствуются. |
Игровые действия, игровые приемы | Широко используется в игре подсобный материал, по ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы. Материал: конструктор «Лего», набор зверей, схема сложения вольеров, клеток для животных. |
Правила игры | Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли. Принятие на себя второстепенной роли, Ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использованием. |
Анализ строительной игры.
Количество детей: 8детей
Название игры: «Постройка вольеров для зоопарка»
Воспитатели (Ф.И.О) Игнатьева Наталья Сергеевна.
Дата:24.04.2014 г.
Вопросы к анализу | Анализ игровой деятельности |
Количество играющих детей | |
Кто является инициатором игры | Воспитатель |
Наличие атрибутики, строительных материалов | Конструктор «Лего», набор зверей, схема сложения вольеров, клеток для животных. |
Создание интереса к игре | Организованный педагогом показ выполнения постройки, порядка использования материала, расположения постройки, украшения ее, с одной стороны, а с другой, влияние товарищей по игре, от которых заимствуется многое: умение договариваться, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь. |
Взаимоотношения детей в игре | В процессе выполнения построек дети находятся в определённых связях и отношениях, особенно в решении таких вопросов, как соответствие постройки по размеру, согласование её местоположения, её украшений, в использовании материала. способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Развиваются такие качества, как умение договариваться, взаимопомощь, отзывчивость, справедливость, чуткость, доброжелательность. |
Отрицательные проявления во взаимоотношениях | Развиваются такие качества, как желание быть первым, агрессивность, споры, конфликт и его разрешение. |
Роль воспитателя | Предлагает тему для игры, вносит интересные предложения по организации игры, наблюдает за играми детей, их поведением, занимает чисто наблюдательскую позицию. Оказывает помощь в реализации знаний, развитию сюжета. |
Методы и приемы, используемые воспитателем в процессе игры | Создает условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре, обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, Побуждает детей к развертыванию игры, побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.). Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование. Внимательно и тактично наблюдает за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры. |
Окончание игры, подведение итогов | После завершения игры воспитатель, прежде всего, должен привести детей в спокойное состояние и после этого размеренно, без излишних эмоций, но громким голосом объявить окончание игры. Чтобы дети успокоились и настроились на внимание, желательно отмечать как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделить наиболее удачно отличившихся детей в действиях. Негативная оценка действий определенного ребенка должна носить рекомендательный характер на будущие игровые действия, с исключением возможности нанесения травм его психике. |
Длительность игры |