Физическое развитие детей. Масса тела

Нормы разрабатываются по результатам проводимых исследований на n - ом количестве детей среднего веса и роста. Имеется ряд факторов, которые могут повлиять на изменение цифровых показателей при измерении новорожденных с момента появления на свет до года.

Факторы, влияющие на рост и вес детей:

  • виды вскармливания крох - на искусственном питании полнеют активнее;
  • генетическая предрасположенность - у полных и худощавых матерей масса тела детей на момент рождения отличается, а набирается неодинаково, не считается отклонением;
  • слабая, нормальная и избыточная лактация, на которую влияют психологические, иные проблемы матери, уровень питания;
  • пол малыша - мальчики, девочки развиваются неодинаково;
    рост родителей влияет на увеличение длины ребят до года, в течение жизни.

Поэтому врачи разных профилей, рассматривая отклонения в параметрах, учитывают факторы, влияющие на это. В выводах проведенных расчётов указывают, что ребёнок развивается в пределах нормы. Или дают рекомендации матери, как усилить лактацию или применять смесь дополнительно.

Прибавка роста и веса ребенка по месяцам

Если отталкиваться на принятые нормы веса детей при рождении - 2600-4000 гр. роста - 45-55 см, прослеживается примерная картина параметров до года.

Прибавка роста и веса ребенка по месяцам показывает следующее:

  • на первой неделе дети теряют 6-7% массы, что естественно для данного периода, связано с физиологией новорожденного;
  • со второй недели до 3 месяцев, при кормлении грудью или смесью, малыши набирают вес усиленно - ежедневно 20-25 гр. а удлиняются на 3 см;
  • с 4 месяца показатели прибавления массы равномерно снижаются - с 750 до 350 гр. на конец 12 месяца;
  • уменьшается прибавление в росте: с 3 мес. увеличивается с 3 см на 2.5 см, а к 10-12 - в пределах 1-1.5 см.

Стремительная прибавка в весе и росте у новорожденных объясняется малой активностью детей - едят да спят. С 4 месяца активность увеличивается, появляются зубы. С 8-9 месяцев стараются ходить, бегать, узнавать мир. Двигательная активность способствует менее быстрому увеличению веса - кроха развивается умственно.

Причины проблем с весом

Нормальная прибавка веса и роста у грудничков радует родителей, детских врачей. Но возникает у отдельных детей проблема недостаточного увеличения массы тела. Причины, способствующие этому, требуют вмешательства врачей.

Причинами недобора веса является:

  • недостаток грудного молока у матери;
  • малый процент жирности молока;
  • ребёнок съедает молока меньше положенного количества;
  • не справляется с соском груди;
  • дисбактериоз сдерживает усвоение молока в организме;
  • недоразвиты лицевые мышцы, малыш не может быстро высасывать молоко;
  • дитя засыпает раньше времени;
  • мама не может приспособиться к ребёнку во время кормления, поэтому он не высасывает положенную порцию;
  • захватывает воздух при кормлении грудью, образуются газики, бросает грудь, не получив часть молока.

Педиатр после выяснения причин малого привеса даёт направление ребёнку к иным врачам для консультации матери. Объясняет, как правильно направлять грудь и укладывать младенца, чтобы наедался. Даёт рекомендации по улучшению питания для увеличения жирности молока и количества.

Индивидуальный расчёт привеса малышей педиатрами

Отталкиваясь от принятых норм прибавки массы тела, педиатры к каждому ребёнку подходят индивидуально. Рассчитывают параметры по формулам: до 6 месяцев, с полугода до 12 месяцев. На основании полученных результатов делают выводы, которые записывают в карту, а родителям - наставления, советы, напутствия.

Пример 1. Формула с 0 месяцев до полугода

М. т.(масса тела) = м. т. при рождении + 800?n (число месяцев)

Если ребёнок родился с весом 3250 гр. на период 3 месяцев вес тела добавится и составит 5650, исходя из формулы.

Пример 2. Формула с 6 до 12 месяцев

Здесь расчёт происходит по - другому, где:

М. т. = первоначальный вес + 800?6+

Тут n - количество месяцев от полугода до года. Если взять вес ребёнка с первого примера и рассчитать на 8 месяцев, получится следующее: 3250+4800+=8850 гр.

http://imalishka.ru

С рождения ребенка обязательно взвешивают, измеряют его рост, объем головы и обхват грудной клетки. Данные параметры необходимы для определения состояния здоровья. Если есть какие-то отклонения от нормы, нужно отследить, какой орган работает неправильно. Вес грудничка измеряют как минимум 1 раз в месяц. На прибавку влияет много факторов, включая то, на каком вскармливании находится малыш.

Утвержденные параметры

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила рамки нормы набора ценных граммов у детей до года. Именно на эти границы должен опираться педиатр, определяя недостаток или избыток массы тела.


Сколько весит ребенок при рождении, не имеющий отклонений в развитии? Согласно данным ВОЗ, нормальным считается промежуток от 2700 до 3700 г. Но это еще не окончательные цифры. Нормативы определяют и некоторые другие факторы:

  • наследственный;
  • особенности здоровья ребенка;
  • пол – девочки обычно имеют меньшие рост и вес;
  • продукты питания, которые употребляла беременная женщина;
  • вредные привычки в период вынашивания ведут к недостаточной массе тела и малому росту.

Родителям можно легко определить, есть ли прибавка в весе и росте малыша по месяцам. Для этого нужно иметь дома весы.

Полученные цифры сверяются с параметрами таблицы. Необходимо к весу ребенка, который был зафиксирован при рождении, прибавить количество прописанных грамм.

Таблица нормы прибавки массы тела и роста детей по месяцам, утвержденная ВОЗ

Возраст по месяцам

Прибавка в весе (г). Средние значения

В первый месяц малыш должен набирать по 20 грамм в день. Из таблицы видно, что в месяц он должен набрать 600 грамм. Меньшая цифра расценивается как набор ниже нормы. Возможно, врач назначит дополнительное обследование.

Сколько весит малыш – зависит от многих факторов, среди которых можно отметить следующие:

  • Дети на искусственном вскармливании набирают вес быстрее, чем при естественном вскармливании.
  • На стабильный набор граммов влияет и тот факт, когда и как ребенка кормят (по желанию или по режиму).
  • Как видно из таблицы, ближе к году малыш начинает набирать вес меньше. Это еще одна особенность.


Замечено, что в первые 3 дня после появления на свет грудничок теряет вес. Связано это со стрессом, который испытывает новорожденный, попадая в новую среду. Кроме того, в эти дни он питается молозивом, которого мало. Ко дню выписки ситуация стабилизируется, и малыш весит в соответствии с принятыми нормами. Именно это значение становится стартовым отсчетом дальнейшей прибавки.

Если малыш родился раньше срока или с небольшим весом, то измерения проводят 2 раза в месяц, а то и чаще.

Граница нормальных показателей

Сколько же должен весить грудничок каждый месяц? Существуют определенные границы, утвержденные ВОЗ. Таблица наглядно показывает, сколько должен весить ребенок по месяцам, в зависимости от пола.

Существует много других способов, которые помогут заботливым родителям определить, дотягивает их ребенок до отмеченных нормой границ или нет. Самым лучшим вариантом является поход к педиатру. Можно купить весы, найти в интернете специальный калькулятор расчета нормы набора граммов у детей до года, существует и формула вычисления.

Способы вычисления показателей

Правильно измерить массу тела ребенка помогут электронные весы. Их для удобства нужно иметь в доме, где есть грудничок.


Так можно отследить особенности набора веса детей. Настольные весы ВЭНд-01-Малыш установлены в родильных домах и поликлиниках. Поэтому можно остановить выбор на этой модели. Такие весы позволяют взвешивать ребенка до 1,5 лет.

Норму набора важных параметров можно рассчитать по формуле: М=m+800n (m – масса при рождении, n – возраст). Например, вес ребенка, который родился с массой тела 3490 г, в 6 месяцев должен быть: 3490+800*6=8290 (г).

Онлайн калькулятор поможет по месяцам проверить, насколько правильно развивается малыш. Достаточно лишь ввести в графы данные, и калькулятор роста и веса выдаст результат. Расчеты помогут определить, сколько должен весить малыш в конкретном возрасте.

Калькулятор включает в себя несколько граф: вес, рост ребенка на данный момент и при рождении. Для расчета перейдите сюда.

Иногда можно встретить дополнительную функцию, которой обладает калькулятор, – прогноз роста и веса на последующие годы. Для этого нужно заполнить графы, в которые вводятся параметры на данный момент.

Калькулятор может выдавать результат в двух видах: согласно нормам, принятым ВОЗ, и согласно соотношению веса ребенка к его росту. Калькулятор позволяет рассчитать норму прибавки не только у новорожденных, но и у детей старше 1 года.

Что делать, если перебор или недобор веса

Если речь идет о переборе, то не нужно принимать меры сразу. Возможно, что в один месяц малыш наберет лишние граммы, а в другой, наоборот, не наберет совсем.

Рамки, которые установила ВОЗ, условные. Поэтому нужно учитывать развитие организма каждого ребенка в отдельности. Если на протяжении месяца малыш набирает больше граммов, чем предусмотрено ВОЗ, нужно показать его эндокринологу. Чаще всего никаких заболеваний эта особенность не предвещает. Оправданием является генетическая предрасположенность.

Достаточно лишь подкорректировать режим питания: убрать ночные кормления, прикорм начинать не с каш, а с овощей. Поможет и общеукрепляющий массаж.

Намного серьезнее проблема, когда малыш недобирает по месяцам нужные граммы, прописанные ВОЗ. В этом случае родителям необходимо насторожиться и обратиться к врачу.

Одной из безобидных причин, по которым малыш не набирает в весе, является неправильное питание мамы или прием каких-либо лекарств. Попадая в материнское молоко, они меняют его вкус и запах.

В других случаях причиной могут стать заболевания внутренних органов или нервной системы (рахит, дисбактериоз, невралгия лицевых нервов). Дополнительные обследования помогут выявить истинную причину.


Всегда нужно следить за поведением и состоянием новорожденного. Не нужно игнорировать профилактические осмотры у специалистов, вовремя ходить на взвешивание и другие измерения. Только в этом случае можно не беспокоиться за здоровье малыша. Опытные врачи всегда заметят отклонения от нормы.

http://grudnichky.ru

В советский период таблица норм набора веса была создана для грудничков, что находились на искусственном кормлении. Детишки с таким способом питания были крупнее вследствие раннего начала прикормов.

Суровые для народа времена послевоенного восстановления, короткий декретный отпуск (30-60 дней!) не способствовали учёным наблюдать за развитием детей на грудном вскармливании.


Нормы набора веса грудничков. Таблица

Некоторые педиатры до сих пор придерживаются старых показателей . не задумываясь о первопричине их появления. Сколько лишних переживаний вызывали у молодых мамочек подобные фразы: «Вы недобрали вес! На искусственное питание немедленно!» или «Вы что? У него будет ожирение! Надо переходить на смеси, Ваше молоко излишне жирное!».

А в следующее взвешивание грудничок взял и восстановил норму, без перехода на искусственный режим питания. Почему? Да потому что помимо таблиц, имеют значение другие факторы! Телосложение, рост, вес родителей (гены), физиология и пол младенца, его масса и рост при рождении, метод вскармливания, адаптация к внеутробной жизни. Достаточно на первый раз?

Для полного успокоения родителей Всемирная Организация Здравоохранения обнародовала нормы набора веса грудничков.

Таблица ВОЗ составлена на основе наблюдения за 8000 младенцев разных стран, растущих в благополучных для развития условиях: надлежащий уход, грудное вскармливание, правильные сроки прикорма, чьи мамы без вредных привычек…

Помесячный прирост массы грудничка


В период новорожденности (28 дней с момента рождения) грудничок набирает около 1/3 части от изначального веса

Период новорождённости длится 28 дней с момента рождения человечка. За всё время он набирает около 1/3 части от изначального веса (по медицинской норме – по 20 г ежедневно).

За малышом тщательно наблюдают, еженедельно фиксируют изменения роста, массы, других показателей. С каждым последующим месяцем скорость прироста будет уменьшаться – ¼, 1/5 часть от последнего взвешивания.

Первые две недели новорождённый может потерять 5-10% своего первичного веса. Ничего страшного! Привыкать к внеутробной жизни трудно: адаптация к новому окружению, из организма выводится излишняя жидкость, да ещё и первородный кал вышел (физиологические потери).

ВОЗ рекомендует весь период грудничка кормить по первому требованию . чаще, чем 1 раз в 2,5 часа. При таком режиме малыш восстановит свой изначальный вес к концу второй недели (норма) и научится регулировать разовый объём пищи, соразмерно своему желудку. Частое требование пищи (ежечасно) означает лишь, что ребёнок успел переварить предыдущую порцию, а не недоедание.

За вторую половину 1-го месяца малыш начнёт интенсивно расти набирать массу (в среднем – 600 г). В приведённой для родителей грудничков ниже таблице усреднённый показатель нормы набора веса начинает отсчитываться с 15-го по 30-й день жизни. При меньшем показателе малыша направляют на дообследование, маме рекомендуют оптимальный режим питания грудничка. Кормящей женщине следует полноценно питаться (повышается качество молока).

С пятой по двенадцатую недели жизни идёт активный прирост на грудном вскармливании, и еженедельно малыш прибавляет в весе около 125-200 грамм . Ежемесячная норма набора массы от минимального веса составляет 500 г-2 кг!

От 4-хмесячного возраста до полугода снижается прирост из-за увеличения подвижности ребёнка. К весу ежемесячно прибавляется 500-1000 г . Допустима минимальная прибавка – 300 г, но доктор осматривает и тщательно анализирует состояние малютки.

В период с 6-9 месяцев грудничкам вводят прикормы и продолжают грудное вскармливание по первому требованию. Дети за указанные месяцы набирают 600 г - 1,5 кг (200-500 г/мес.) .

10-й – 12-й месяц нормальный прирост массы считается 300 г - 900 г (ежемесячно по 100-300 г) .

Кормят так же – по требованию + 4-хразовое дополнительное питание.

Современная формула и таблица норм набора веса грудничков


Для расчета нормы прироста грудничка используют формулы

За первый год стабильные прибавки будут только у детей на искусственном вскармливании. Грудничкам же рамки не писаны: они в один месяц могут набрать 1-2 нормы, в другой – 100-200 грамм (условно). Врачи оценивают помесячное развитие малыша по соотношению массы и роста.

Нормы набора веса грудничков, таблица соразмерности с ростом

Также существует иной метод определения нормы прироста – математическое вычисление .

Помесячный расчёт массы тела растущего малыша определяют по формуле:

1. От 0 до 6: вес ребёнка в граммах при рождении + 800 Х количество полных месяцев.

2. От 7 до 12: вес грудничка за полгода (конечный расчёт по первой формуле) + 400 Х на количество полных месяцев после полугода (отсчёт идёт с 1 до 6, где 6 обозначает 12-й месяц жизни).

Переведём формулу на человеческий язык. Итак, в семье 3 месяца назад родилась девочка, весом, к примеру, 3 кг .

Подставляем данные к первой формуле:

  • вес в момент рождения – 3000 г;
  • прирост, который она должна набрать за три месяца – 800 Х 3 = 2400 г;
  • путём сложения узнаём, сколько она должна весить накануне 4-месячного возраста – 3000 г + 2400 г = 5400 г.

Продолжает пример: девочка растёт, ей уже исполнилось 10 месяцев .

Для расчётов уже берут другую формулу:

  • её вес в день рождения – 3000 г;
  • норма прироста массы за полгода – 800 Х 6 = 4800 г;
  • общий вес 6 месячной девочки – 3000 г + 4800 г = 7800 г;
  • норма добавления массы за 7-й (1), 8-й (2), 9-й (3) и 10-й (4) месяцы – 400 Х 4 = 1600 г;
  • общая масса тела доставляет – 7800 г + 1400 г = 9400 г;
  • общая масса ребёнка за год должна дорасти до отметки 10200 кг (7800 г + 400 Х 6 ).

Мальчики рождаются крупнее девочек, и цифры их массы будут отличаться в большую сторону.

Анализируя принцип расчёта по формуле, видно, что главную роль играет первоначальный вес новорождённого . но она более точно отображает нормы набора веса грудничков. Таблица, приведённая в статье, не учитывает пола ребёнка и его изначальной массы.

Расчёт по формуле отображает средние показатели и не учитывает индивидуальные факторы развития (генетика, рост, скорость адаптации и т. д.).

Когда реальные цифры не совпадают с нормой


Чтобы грудничок набирал вес, его следует кормить по требованию

Для полноты информации детей на грудном вскармливании взвешивают не чаще 1 раза в неделю. Ежедневные измерения дают неточные данные, окончательно запутывая молодых родителей.

  • плохо организован режим питания малыша (по предписаниям грудничков следует прикладывать к груди по требованию);
  • изменение дневного режима. увеличение временного разрыва между кормлением (строгий 3-часовый перерыв);
  • недостаточно молока (признак: при активном сосании ребёнок вдруг бросает грудь, плачет, опять хватает ртом сосок, начиная втягивать жидкость) – малыша взвешивают перед и после кормления для измерения объёма употреблённого молока;
  • новые люди среди окружения, поездка длительная, появление няни, мама устроилась на работу (стресс вызывает снижение прироста);
  • физическая активность ребёнка (гимнастика, плаванье, массажи);
  • длительные прогулки, разъезды по гостям, посещение людных мест;
  • резко пошёл в рост или научился какому-либо навыку (сел, переворачивается, ползает, подобное);
  • устаёт в процессе сосания. периодически отдыхает во время еды (тугая грудь, ребёнку трудно кушать) – продолжительность кормления увеличивают на неопределённое время;
  • дисбактериоз (пища не усваивается);
  • перенесённая болезнь.

При вышеописанных ситуациях на искусственное питание детей не переводят, а просто устраняют провоцирующие медленный рост факторы. Наблюдайте за здоровьем малютки и придерживайтесь режима дня для грудничка – нормы набора веса быстро восстановятся согласно таблице.

Бывают и диаметрально противоположные случаи – малыш постоянно набирает сверх принятых ВОЗ норм.

Причины излишнего прироста:

  • малыш набирает массу согласно индивидуальному графику – выясняется ближе к 7-12-ти месяцам (выравнивается согласно нормам в течение года);
  • у мамы слишком жирное молоко – пересмотрите свой рацион;
  • перекармливание ребёнка (частое прикладывание к груди) – проанализируйте режим питания;
  • возможное наличие скрытой болезни – обследуйте малыша у специалистов, к которым направит педиатр.


Графики прибавки веса согласно нормам ВОЗ

Поведение ребёнка должно соответствовать образу жизни здорового младенца . расти подвижным, улыбаться, спокойно спать и активно кушать. Беспокойных детей, с частым плачем, отсутствием долгого сна, слабым аппетитом требуется срочно обследовать на предмет заболевания.

Учёные продолжают дорабатывать показатели таблицы, совершенствуя определение нормы набора веса, обоснованных на постоянном наблюдении за развитием грудничков при грудном вскармливании. Возможно, в новом десятилетии медики порадуют более точными цифрами прироста.

Узнайте прямо сейчас о самом полезном препарате Плантекс для новорожденных (инструкция по применению). От колик, запоров, вздутия, срыгивания и для нормализации пищеварения.

http://ideales.ru

Для определения массы тела плода пользуются следующими расчетами.

Масса тела плода на 30-й неделе беременности составляет 1300 г. На каждую недостающую неделю надо вычесть 100 г., на каждую последующую прибавить 200 г. Таким образом можно рассчитать массу плода в срок от 25 до 42 недель беременности.

Вес ребенка при рождении в среднем составляет 3500,0 г для мальчиков и 3300,0 г для девочек. В первые 2-3 дня отмечается физиологическая убыль (потеря) массы тела, которая в норме не превышает 8 %. Потеря массы тела более 10 % считается патологической.

В дальнейшем вес ребенка неуклонно нарастает. В первые 6 месяцев ребенок прибавляет за каждый месяц 800 г., с 6 месяцев до 1 года – по 400 г.

Формулы следующие:

До 6 месяцев : M = m + 800 · n

После 6 месяцев : M = m + 800 · 6 + 400 · (n – 4) ,

где m – вес ребенка при рождении, n – возраст ребенка в мес.

Вес ребенка к году 10,0- 10,5 кг .

Вес ребенка в 10 лет = 30 кг.

В период между 1 годом и 10 годами ребенок прибавляет 20 кг, в среднем 2 кг за каждый год. Формула для расчета долженствующего веса следующая:

10,5 кг = 2 кг х n ,

где n – возраст ребенка в годах.

После 10 лет в период полового созревания дети набирают вес более интенсивно – в среднем по 4 кг за каждый год. Формула следующая:

30 кг = 4 кг х (n-10) ,

где n – возраст ребенка в годах.

Отклонение веса от долженствующего показателя до 10% не считается патологическим и расценивается как норма. При этом необходимо дифференцировать понятия «долженствующий вес», который является конкретной цифрой и «норма», которая является интервалом между величинами, пограничными между нормой и патологией.

Нормальная масса тела называется нормотрофия (ребенок – нормотрофик).

Существует понятие «эйтрофия » или «эутрофия ». Это понятие включает 3 позиции:

1) нормотрофия;

2) нормальное нервно-психическое развитие ребенка;

3) адекватное состояние иммунной системы, т.е. ребенок редко болеет простудными заболеваниями.

Патологические изменения веса.

У детей первого года дефицит массы тела более, чем на 10 % по сравнению с долженствующим (вычисленным по формулам) называется гипотрофией . Существует 3 степени гипотрофии:

1 степень – дефицит массы тела составляет от 10 до 20 %;

2 степень – дефицит массы тела составляет от 21 до 30 %;

3 степень – дефицит массы тела составляет более 31 %.

Клинические проявления гипотрофии.

При 1 степени подкожно-жировая клетчатка исчезает на животе, при 2 степени – на конечностях и туловище, при 3 степени – на лице (комочки Биша).

О гипотрофии говорят на 1-2 годах жизни. После 2 лет используют термин «задержка физического развития».

Избыток массы тела у детей на 1-2 годах жизни более, чем на 10 % от долженствующего называется паратрофия . Степени паратрофии:

1 степень – избыток массы тела составляет от 10 до 20 %;

2 степень – избыток массы тела составляет от 21 до 30 %;

3 степень – избыток массы тела составляет более 31 %.

Избыток массы тела после 2 лет называется ожирение . Различают 4 степени ожирения:

1 степень - избыток веса 10-29 %;

2 степень - избыток веса 30-49 %;

3 степень - избыток веса 50-99 %;

4 степень - избыток веса более 100 % и более.

Окружность головы

У новорожденного ребенка окружность головы в среднем 35 см.

В возрасте 6 месяцев окружность головы составляет 43 см.

В первые 6 месяцев жизни окружность головы увеличивается на 1,5 см, посте 6 месяцев – на 0,5 см. формулы следующие.

До 6 месяцев : 43 – 1,5 · (6 – n)

После 6 месяцев : 43 + 0,5 · (n – 6)

где n – возраст ребенка в мес.

К 1 году окружность головы около 47 см. (допустимые пределы ± 2 см).

После года окружность головы увеличивается более медленно, достигая к 5 годам 50см, а за все последующие годы до 15-16 лет увеличивается еще на 5-6см.

До 5 лет окружность головы увеличивается в среднем на 1 см за год, после 5 лет – на 0,6 см. Формулы следующие:

От 1 до 5 лет 50 – 1 · (5 – n)

После 5 лет 50 + 0,6 · (n – 5)

где n – возраст ребенка в годах.

У девочек окружность головы несколько меньше, чем у мальчиков.

Под термином «физическое развитие» в педиатрии понимается процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела). Как правило, сюда добавляется у детей раннего возраста формирование статических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность.

Скорость роста, увеличение массы тела, созревание различных органов и систем в основном запрограммированы наследственными механизмами. Но неблагоприятные факторы, особенно во внутриутробном периоде и в раннем детстве, могут нарушать последовательность развитие детей ииногда вызывать необратимые изменения. Факторы внешней среды, то есть условие питания, воспитания, заболевания, социальные и др., могут оказывать большое влияние на рост, чем генетические, особенно в период интенсивного роста и развития ребенка.

На физическое развитие детей оказывают влияния различные факторы:

I . Генетические (эндогенные)

Считается, что генов, регулирующих рост человека больше 100.

II . Экзогенные факторы

1. Питание

Умеренный дефицит питания приводит в основном к уменьшению массы, не влияя на рост. Большой дефицит приводит к низкорослости.

Избыточность питания, особенно в раннем возрасте также неблагоприятно отражается на процессе развития.

2. Режим жизни:

а) Адекватная физическая подвижность. Она является стимулятором остеогенеза и роста хряща, а также мышечного развития.

Избыточная вертикальная нагрузка, например, при переносе тяжестей тормозит рост.

б) недостаточность сна

3. Эмоциональное состояние – психическая напряженность, депрессия, психическая травма всегда приводит к торможению роста.

4. Острые и хронические заболевания – могут вызвать задержку роста, так как нарушаются обменные процессы.

5. Среда – жаркий климат, высокогорье тормозят рост, но могут ускорять созревание. Рост ускоряется весной и тормозится осенью и зимой.

6. Небольшое влияние оказывает порядковый номер беременности и родов, возраст матери.

Внутриутробное развитие

При внутриутробном (гестационном) периоде развития ребенка происходит самое интенсивное нарастание длины и массы тела за счет клеточного размножения.

За 40 недель внутриутробного развития масса увеличивается в 6 х 10 12 раз. Длина плода увеличивается в 5000 раз.

К концу внутриутробного развития скорость роста замедляется. Для ориентировочного суждения о длине и массе плода акушеры пользуются различными формулами.

Масса тела после рождения

Средняя масса тела новорожденного мальчика равна 3500 г., девочки примерно 3300-3350 г. Допустимые колебания считаются 2500-4000 г.

Масса тела меньше 2500 г. - признак недоношенности

Масса тела больше 4000 г. – крупный вес

Сразу после рождения масса тела ребенка начинает несколько уменьшаться, то есть происходит так называемая физиологическая убыль веса. Максимальная потеря отмечается у большинства детей к 3 дню жизни и соответствует 6-8 % от массы тела при рождении (не более 10%). В последующем происходит восстановление массы тела обычно уже к 7-10 дню.

Эти изменения тела обусловлены механизмами адаптации. Например, потеря массы происходит за счет потери воды через кожу и легкие при дыхании, за счет высыхания пуповинного остатка, выделения мекония и мочи. Кроме того, в первые 1-2 дня жизни ребенок мало получает материнского молока, так как еще не установилась лактация. Длительная и большая потеря массы (больше 10%) может указывать на патологию у новорожденного. После восстановления масса тела неуклонно начинает увеличиваться.

Прибавки веса на первом году жизни у доношенных

Возраст

Масса (гр.)

1 мес.

2 мес.

3 мес.

4 мес.

5 мес.

6 мес.

7 мес.

8 мес.

9 мес.

10 мес.

11 мес.

12 мес.

Удвоение веса раньше происходило у детей к 6 мес., в настоящее время из-за акселерации к 5 мес. и раньше. Средний вес ребенка в 1 год 10,5 кг.

Долженствующий вес после 1 года можно подсчитать по формулам:

От 1 года до 10 лет

Дв = 10 + 2х n n – годы жизни

Старше 10 лет

Дв = 30 + 4 (n -10) n – годы жизни

От года до 5 лет

Дв = 19 – 2(5 – n ) n – годы жизни

Старше 5 лет

Дв = 19 + 3(n – 5) n – годы жизни

Рост

Длина тела доношенного новорожденного в норме колеблется от 46 см. до 56 см. Средняя длина тела у новорожденного зависит от пола ребенка: у мальчиков – 50,7 см., у девочек – 50,2 см.

У некоторых новорожденных после рождения на голове появляется родовая опухоль. В течение двух дней она рассасывается, и длина тела может оказаться несколько меньше. На первом году жизни отмечается интенсивный рост ребенка; причем, чем младше возраст, тем интенсивнее прибавки роста.

I квартал – по 3(2,5) см. за каждый месяц

II квартал – по 2,5(2) см. за каждый месяц

III квартал – по 2(1,5) см. за каждый месяц

IV квартал – по 1,5 см. за каждый месяц

Общая прибавка длины тела за 1 год жизни составляет 25 см. После 1 года скорость роста замедляется.

Для ориентировочного подсчета используют формулы:

От года до 4 лет

Др = 100 – 8(4 – n ) n – годы жизни

Старше 4 лет

Др = 100 + 6(n – 4) n – годы жизни

Кроме этих формул, для определения долженствующего веса и роста ребенка пользуются специальными таблицами.

Окружность головы (ОГ)

При рождении ОГ 34-36 см., в среднем 35 см.

Окружность грудной клетки (ОГК)

При рождении ОГК 32-34 см.

В 3-4 мес. ОГ=ОГК

В дальнейшем ОГК больше ОГ.

Изменения пропорций тела

Длинники тела (высота головы, длина туловища, ног) в различные возрастные периоды увеличиваются с разной интенсивностью. Это создает определенные пропорции тела.

Изменение длины и массы тела

Для того, чтобы вовремя обнаружить отклонения от нормального темпа прививок веса и роста в педиатрической практике пользуются регулярными антропометрическими измерениями: на первом году жизни – через 1 месяц; с1-3 лет не менее чем 1 раз в 6 мес.

Изменения массы тела более чувствительны к воздействию неблагоприятных факторов, чем изменения роста. Поэтому в особо критические периоды жизни новорожденного или грудного ребенка (например болезнь) обязательным является ежедневное взвешивание.

Изменение массы

В грудном возрасте быстрое падение массы чаще всего бывает связано с расстройствами пищеварения, которые сопровождаются рвотой, жидким стулом:

С недостаточным введением жидкости

С потерями воды через кожу и легкие при повышенной температуре.

Быстрое падение массы (в течение 1-2 суток) чаще всего говорит об обезвоживании.

Хронические расстройства питания и заболевания обычно приводят к более медленным изменениям массы. У детей первого года жизни при дефиците массы больше 100% говорят о гипотрофии. Выделяют три степени гипотрофии:

I степень – дефицит массы 10-20%

II степень – 20-30%

III степень – больше 30%

Превышение массы на 1 году жизни больше 10% называется паратрофией . У детей старше 1 года – «тучность» и «ожирение».

Недостаточность питания детей нередко приводит к параллельной задержке и массы и роста тела. Такое состояние называется гипостатурой (для первого года жизни). Для более старших – субнанизм .

Гипостатуру надо отличать от наследственных форм низкорослости .Здесь задержка или отставание роста нередко отмечаются уже с первых месяцев жизни при отсутствии дефицита питания или тяжелых заболеваний ребенка; совершенно нормально идет моторное и нервно-психическое развитие. Обычно и родители отмечают, что их дети росли медленнее своих сверстников.

Особую группу малорослости составляют дети с врожденными аномалиями костной системы.

Высокорослость патологического характера встречается реже, чем низкорослость.

В антенатальном периоде транзиторно увеличение длины и массымогут быть и женщин с СД. После рождения гигантизм может быть при гиперфункции соматотропного гормона гипофиза (опухоль).

Врожденная гипотрофия ( внутриутробная, пренатальная)

Масса 3 кг. и более при рождении

Массо-ростовой показатель:

60-56 –врожденная гипотрофия I ст.

55-50 – II ст.

50 и более – III ст.

Это масса тала при рождении у доношенного 3 кг. и меньше.

Причины врожденной гипотрофии

Первородящие до 18 лет

Острые и хронические заболевания во время беременности

Первородящие старше 30 лет

Больше 5 родов

Социальное неблагополучие

Нарушение режима питания беременной

Профессиональные вредности

Психические расстройства

Выделяют три степени внутриутробной гипотрофии в зависимости от массо-ростового коэффициента:

масса тела (гр.)

длина тела (см.)

I степень 60-56

II степень 55-50

III степень меньше 50

От момента рождения до полной зрелости для роста и развития организма характерны следующие закономерности:

1. Неравномерность темпа роста и развития

Чем моложе организм, тем более интенсивно (быстро) протекают процессы роста и развития. Это касается всех основных антропометрических показателей (вес, рост, ОГ, ОГК)

Существуют понятия:

Хронологический возраст

Биологический возраст

Хронологический – период, прожитый от рождения

Биологический – совокупность морфологических и функциональных особенностей организма.

Разница между хронологическим и биологическим возрастом иногда достигает 5 лет.

Дети с замедленным биологическим развитием чаще всего выявляются перед поступлением в школу или во время обучения. Они менее активны на уроках, у них повышенная отвлекаемость. У этих детей чаще бывают снижены антропометрические показатели, отклонения в опорно-двигательном аппарате, НС, ССС.

При ускоренном биологическом развитии (чаще у девочек) чаще встречается гипертония, выше заболеваемость

2. Неравномерность роста развития отдельных органов и систем.

Например, в первые годы жизни преимущественно увеличивается голова и спинной мозг.

Лимфатическая ткань наоборот в первые годы жизни не развивается, а формируется в основном в 10-12 лет. После 12 лет развивается половая система. Темп роста отдельных частей тела также различны. Это приводит к тому, что в результате роста меняются пропорции тела.

В раннем возрасте относительно большая голова, короткие ноги и длинное туловище. В период интенсивного роста и развития, какой либо системы она становится наиболее чувствительной к неблагоприятным факторам. В период развития мозга он наиболее чувствителен к недостатку белка в пище; в период развития движений к двигательной активности; в период развития речи – к речевому общению.

3. Зависимость роста и развития от пола.

До начала полового созревания мальчики имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания наоборот по весу, росту, ОГК девочки опережают мальчиков.

Сила кисти руки у Мальчикова всегда выше, чем у девочек.

4. Биологическая надежность систем и организма в целом. Это проявляется широкими жизненными возможностями организма. Например, высокой прочностью обладает стенка сонной артерии, многие органы являются парными (почки, легкие, зрение, слух).

5. Зависимость роста и развития от наследственности.

Более 50 генов контролируют процессы роста.

6. Зависимость роста и развития от факторов внешней среды:

Питание

Загрязнение атмосферного воздуха

Условия жизни

Двигательная активность

7. Акселерация роста и развития

Это ускоренный рост и развитие. Этот процесс начинается с самого раннего детства. Например, средний вес новорожденных в настоящее время выше, чем раньше. Более раннее прорезывание зубов. Наиболее ярко акселерация проявляется в подростковом возрасте, например, более ранним наступлением менструации.

Теории акселерации:

1. Солнечная радиация

2. Электромагнитное поле

3. Космическая радиация

4. Повышенная концентрация СО 2 из-за роста производства

5. Алиментарная

6. Социально-бытовая

Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Сюда добавляются у детей раннего возраста (особенно у детей первого года жизни) формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность, или запас физических сил.

Оценивают физическое развитие детей по антропометрическим показателям: росту, весу тела, окружности головы, грудной клетки.

Сравнивая изменения этих показателей в различные возрастные периоды, врач-педиатр может судить о нормальном физическом развитии ребенка или возникших отклонениях (паратрофии либо гипотрофии).

В настоящее время, наблюдая за детьми, педиатры отмечают, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает в более раннем возрасте. Это явление получило название акселерации (от лат. acceleratio – «ускорение»).

Процесс акселерации касается всех стран мира, в том числе и России.

Длина тела детей в возрасте 15 лет за 100 лет увеличилась на 19–20 см.

Рост 7-летнего ребенка в настоящее время соответствует росту 9-летнего ребенка 100 лет назад, а 15-летнего подростка – 17-летнему юноше. Ускорился и срок биологического созревания. Об этом свидетельствуют более ранние, чем несколько десятилетий назад, сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, прекращения роста, а также полового созревания. Происходит также более быстрое развитие мышечной силы, о чем свидетельствуют постоянно изменяющиеся (в сторону увеличения) мировые спортивные рекорды, которые теперь все чаще устанавливаются юношами, а не взрослыми спортсменами.

В то же время имеются определенные сведения о более частой диспропорции развития отдельных систем организма (гетеродинамии). Это касается соотношения развития скорости увеличения в длину скелета и мышц, развития сердечно-сосудистой и других систем.

Акселерация, вероятно, обусловлена изменением генотипа, развивающегося вследствие большой миграции населения и образования смешанных браков. Нельзя исключить и роль социальных условий, так как темп акселерации выше при оптимальных условиях для развития детей. Например, темпы акселерации детей в развитых странах выше, чем в слаборазвитых, а среди городского населения выше, чем среди сельского. Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.

Следует отличать истинную акселерацию от ускоренного развития детей, обусловленного перекармливанием (особенно за счет белка). Это может быть причиной омолаживания патологии у взрослых (например, ожирения, гипертонической и ишемической болезней, сахарного диабета и др.).

В связи с происходящими изменениями сроков развития, скорости нарастания массы тела и других показателей физического развития должны периодически пересматриваться нормативы, которыми располагают педиатры, причем целесообразно пользоваться для оценки физического развития региональными нормативами.

2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии

Вес тела доношенного новорожденного обычно составляет 3200–3500 г. За первые 3–4 дня вес тела уменьшается на 150–300 г, т. е. происходит так называемая физиологическая убыль веса. Однако этот дефицит быстро восстанавливается уже к 7-10-му дню жизни, и затем вес ребенка неуклонно увеличивается. За первые 3 месяца ребенок в среднем ежедневно прибавляет в весе 25–30 г, с 4 по 6-й месяц – 20–25 г.

Прибавка массы тела с 1 по 6-й месяцы: 1-й месяц – 600 г, 2-й месяц – 800 г, 3-й месяц – 800 г, 4-й месяц – 750 г, 5-й месяц – 700 г, 6-й месяц – 650 г. В среднем за 6 месяцев здоровый ребенок прибавляет в весе 4 кг 300 г.

Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела в I полугодии жизни можно использовать формулы:

1) масса тела может быть определена как сумма:

Масса тела при рождении + 800 г х n,

где n – число месяцев в течение I полугодия;

800 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение I полугодия;

2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за каждый недостающий месяц вычитается по 800 г.

Длина тела доношенного новорожденного колеблется в пределах от 46 до 56 см. Темпы роста младенцев очень быстрые. Так, за первые 3 месяца дети прибавляют в росте в среднем по 3 см в месяц, с 4 по 6-й месяц – по 2,5 см. Таким образом, в I полугодии ребенок вырастает на 16,5 см.

Для расчета долженствующего роста в I полугодии жизни ребенка можно пользоваться формулой: ребенок 6 месяцев имеет длину тела 66 см, за каждый недостающий месяц из этой величины вычитается по 2,5 см.

При рождении окружность головы в среднем равна 34–36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро и отражает общие закономерности биологического развития ребенка. Ориентировочно окружность головы в I полугодии жизни можно оценить по формуле: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, за каждый недостающий месяц из 43 см нужно вычесть 1,5 см.

Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно коррелируя при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32–34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 месяца эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы. Для ориентировочной оценки окружности грудной клетки у детей в I полугодии можно пользоваться формулой: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, за каждый недостающий месяц нужно из 45 см вычесть 2 см.

Психомоторное развитие детей в I полугодии

В возрасте 2 месяцев ребенок спокойно бодрствует, подолгу рассматривает висящие над ним игрушки, улыбается, когда с ним разговаривают, начинает держать или хорошо держит головку.

В 3 месяца ребенок на обращенную к нему речь отвечает улыбкой, звуками, оживленными движениями рук и ног. Долго лежит на животе, поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, хорошо держит голову.

В 4 месяца он начинает гулить, по звуку определяет местонахождение предмета, издающего звук, подолгу занимается висящими над кроваткой игрушками.

В 5 месяцев он подолгу гулит, пускает пузыри, узнает близких ему лиц, различает интонацию, с которой к нему обращаются. Движения его рук четкие, он берет погремушку и долго держит ее в руке. Переворачивается со спины на живот, крепко упирается ножками, стоит при поддержке.

В 6 месяцев он начинает произносить отдельные слова («ма», «ба», «да» и др.). Свободно сам берет игрушку и подолгу ею играет.

Переворачивается с живота на спину, начинает передвигаться по манежу, немного подползая. При виде подносимой пищи сам открывает рот, хорошо ест из ложечки.

3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии

В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II полугодие ребенок прибавляет в весе 2 кг 850 г и к году должен весить в среднем 10,5 кг.

Для II полугодия жизни ориентировочную массу тела можно рассчитать по формулам:

1) масса тела при рождении + плюс прибавка массы тела за II полугодие:

(800 х 6) + 400 х (n – 6),

где n – возраст в месяцах;

400 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела за II полугодие;

2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за каждый последующий месяц прибавляется по 400 г (у детей до 12 месяцев).

Рост ребенка с 7 по 9-й месяц увеличивается ежемесячно на 2 см, а с 9 по 12-й месяц – на 1,5–1 см. Таким образом, во II полугодии ребенок вырастает на 10 см.

Окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, в дальнейшем окружность головы за каждый последующий месяц увеличивается на 0,5 см.

Окружность груди у детей в 6 месяцев равна 45 см, за каждый последующий месяц (до года) она увеличивается на 0,5 см.

Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: центральные нижние и верхние резцы – в период от 6 до 9 месяцев, боковые нижние и верхние резцы – от 9 до 12 месяцев.

В конце года жизни у ребенка имеется обычно 8 зубов.

Психомоторное развитие детей во II полугодии

В 7 месяцев ребенок подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивает ею.

Хорошо ползает, легко садится, держась за пальцы взрослого; стоит, держась за барьер.

В 8 месяцев он громко повторно произносит различные слоги, ищет и находит глазами предметы, когда их называют. Выполняет по просьбе движения «ладушки». Игрушками постукивает, рассматривает их.

Сам садится, сидит, ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и переступает вдоль барьера.

В 9 месяцев он отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку», «до свидания» и пр. С разными игрушками и предметами занимается по-разному. Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке за обе ручки, ходит за каталкой.

В 10 месяцев он знает название некоторых предметов и имена людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги.

В 11 месяцев он выполняет несложные поручения, сосредоточенно играет; накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольцо и др.

Самостоятельно (без поддержки) стоит, ходит при незначительной помощи взрослых.

В 12–13 месяцев он произносит первые осмысленные слова: «мама», «папа», «дай» и др. Начинает самостоятельно ходить и пить из чашки.

Таким образом, в течение года жизни ребенок приобретает основные двигательные умения и некоторые навыки. Двигательные навыки обычно развиваются в более ранние сроки, если с ребенком занимаются, и со значительным отставанием, если у малыша ограничены движения из-за неправильного ухода, болезней.

4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет

На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.

Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формулам:

1) масса тела ребенка в возрасте 2-11 лет равна:

10,5 кг + 2 n,

где n – возраст ребенка до 11 лет;

10,5 кг – средняя масса тела годовалого ребенка;

2) для детей старше 3 лет: ребенок при длине тела 125 см имеет массу тела 25 кг; на каждые недостающие 5 см из 25 кг вычитается 2 кг, на каждые 5 см более 125 см к 25 кг прибавляется 3 кг, а для детей периода полового созревания – 3,5 кг.

После года скорость роста начинает замедляться. В течение 2 и 3-го года прибавки роста составляют соответственно по 12–13 и 7–8 см, а дальше становятся относительно равномерными. Первое ускорение роста наблюдается от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. Затем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет и у девочек в 8,5 лет. После этого у мальчиков отмечается период умеренного равномерного вытяжения продолжительностью до 13-летнего возраста. Затем начинается повторное повышение скорости роста с достижением максимума в интервале от 13,5 до 15,5 лет с последующим резким замедлением.

У девочек период стабилизации роста очень кратковременный, уже через полгода, т. е. с 8,5 лет, начинается его ускорение с максимумом в возрасте 10–11,5 лет.

Абсолютная величина прироста длины тела во время препубертатного ростового скачка у мальчиков достигает 47–48 см, у девочек – 36–38 см.

Вытяжение мальчиков в 10–11 лет идет исключительно за счет нижних конечностей.

Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, наступает пик скорости роста для туловища.

У девочек эти особенности отмечаются соответственно в 8,5 и 11–12 лет.

В настоящее время рост прекращается в более ранние сроки, чем это было в прошлом.

Прекращение роста, по Таннеру, относится у мальчиков к возрасту 17,5 лет, у девочек – к возрасту 16,5 лет.

Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше года можно использовать ряд формул:

1) ребенок в возрасте 4 лет имеет рост 100 см. Если возраст меньше 4 лет, рост равен:

100 см – 8 (4 – n),

где n – число лет.

Если возраст старше 4, рост ребенка равен:

100 + 6 (n – 4),

где n – число лет;

2) рост ребенка от 2 до 15 лет определяется исходя из роста 8-летнего ребенка, равного 130 см.

На каждый недостающий год от 130 см отнимается 7 см, на каждый последующий к 130 см прибавляется 5 см.

Долженствующую окружность головы для детей 2-15 лет можно рассчитать по формуле: окружность головы 5-летнего ребенка равна 50 см, за каждый недостающий год из 50 см надо отнять по 1 см, на каждый последующий – прибавить 0,6 см.

Окружность груди у детей в возрасте от 2 до 15 лет:

1) для детей до 10 лет:

63 см – 1,5 см (10 – n),

где n – число лет ребенка моложе 10 лет;

63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет;

2) для детей старше 10 лет:

63 см + 3 см (n – 10),

где n – возраст детей старше 10 лет;

3 см – среднее увеличение окружности груди за год у детей старше 10 лет;

63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет.

Зубы. После года (в 14–16 месяцев) прорезываются малые коренные зубы (передние), в 16–20 месяцев – клыки, в 20–24 месяца – задние малые коренные зубы.

К 2 годам ребенок имеет 20 молочных зубов.

Чтобы определить количество молочных зубов, которые должен иметь ребенок до 2 лет, следует от числа месяцев жизни отнять 4.

Например, в год ребенок должен иметь (12 – 4) 8 зубов, в возрасте 18 месяцев (18 – 4) – 14 зубов и т. д.

5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития

Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение. Характеристиками этого распределения являются средняя арифметическая величина признака, или показателя (М), и величина среднего квадратического отклонения, или сигмы (сиг). Величины, выходящие за пределы М ± 2 сиг стандарта для здоровых детей, как правило, свидетельствуют о патологии.

Для центильного распределения используется чаще всего шкала 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 %. Номер центиля означает ту границу признака, ниже которой показатели встречаются у 3, 10, 25 и иных или соответственно выше – у 97, 90, 75 и иных процентов здоровых детей. Признаки, выходящие за пределы 3 и 97 центиля, рассматриваются как патологические.

Обычно для оценки результатов антропометрических измерений в клинической практике используются понятия среднее, когда отклонение сигмы составляет ± 1 от средней величины или когда результат лежит в пределах 15–85 %; ниже среднего – результат лежит ниже 1–1,9 сиг, или 3-15 %; выше среднего – результат превышает 1–1,9 сиг, или 85–97 %.

Для более точных оценок развития применяются шкалы в 7 интервалов.

В практике сохраняют свое значение ориентировочные оценки, при которых следует использовать следующее эмпирическое правило: случайное варьирование признака, изменяющегося с возрастом, обычно не выходит за рамки одного возрастного интервала; значение признака, возможно, носит патологический характер в том случае, если его величина находится в интервале М + 1–2 возрастных интервала; признак можно принять за патологический, если он попадает в значения, отклоняющиеся от возраста ребенка более чем на 2 возрастных интервала.

Возрастные интервалы в таблицах стандартов обычно выбираются следующие: от рождения до года интервал равен месяцу, от года до 3 лет – 3 месяцам, от 3 до 7 лет – 6 месяцам, от 7 до 17 лет – году.

Изменения основных антропометрических показателей (длины и массы тела) являются основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана (неадекватности питания и режима жизни), так и внутреннего характера, в частности самых разнообразных хронических заболеваний.

При одномоментной оценке величины длины и массы тела исходят либо из самых ориентировочных сопоставлений со средними величинами, полученными из эмпирических формул, либо из уточненной оценки через положения признака в сигмальном или центильном ряду с соответствующим заключением типа «очень низкий», «ниже среднего», «высокий» и т. д. Самые крайние величины длины тела, выходящие за границы М – 3 сиг или существенно меньше границ 3 центиля, называются карликовостью, или нанизмом; величины, расположенные в зоне от М – 2,5 сиг до М – 3 сиг, – субнанизмом. Аналогично на противоположном краю распределения расположены зоны субгигантизма и гигантизма.

Изменения массы тела у детей с большей чувствительностью улавливаются при ориентации оценки не на возраст, а на имеющуюся у ребенка длину тела (рост). В зависимости от степени дефицита массы тела у детей первых 2 лет жизни говорят о гипотрофии I, II или III степеней. При гипотрофии I степени дефицит массы тела равен 10–15 %, II степени – 15–30 %, III степени – более 30 %. Аналогично превышение массы тела относительно роста свидетельствует об избыточности питания ребенка, что на первом году жизни называется паратрофией.

Для детей же старше года применимы термины «тучность» или «ожирение». Вместе с тем недостаточность питания детей нередко может приводить к параллельной задержке и роста, и массы тела. В этом случае обнаруживается несоответствие роста ребенка возрастным нормативам, тогда как масса тела относительно роста близка к норме. Такое состояние называется гипостатурой для детей первого года жизни и алиментарным субнанизмом для старших детей.

В норме индекс равен:

грудной возраст -20-25 см;

2-3 года — 20 см;

6-7 лет — 10-15 см;

до 8 лет — уменьшается до 6 см.

Индекс Эрисмана применяется до 15 лет.

Окружность груди — 1/2 длины тела.

В норме равен: грудной возраст — 13,5 — 10 см;

  • 2-5 года — 9-6 см;
  • 6-7 лет — 4-2 см;
  • 7-8 лет — 0 см;
  • до 15 лет — 1-3 см.

Для более точной оценки всех показателей физического развития ребенка и пропорциональности антропометрических данных широко используются центильные таблицы.

Критерии оценки нервно-психического развития ребенка

  1. Моторика (движение) — это целенаправленная, манипуляционная деятельность ребенка от хаотичных движений новорожденного до координированных целенаправленных движений всех мышц к концу первого года жизни;
  2. Статика — это фиксация и удержание определенных частей тела и всего тела в необходимом положении. От удержания головы (на 2-3 месяце жизни) до ходьбы к концу первого года жизни;
  3. Условно-рефлекторная деятельность — адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Сюда же относиться и развитие речи у ребенка. Рефлекторная деятельность появляется у малыша с самого его рождения. С начало, это безусловные (врожденные) рефлексы, которые со временем угасают. И на смену им приходит условно-рефлекторная деятельность. Речь появляется у ребенка на 4-6 неделе жизни, когда он начинает аукать. Далее появляется гуление — произношение первых звуков. В 6 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, еще не понимая их смысла — это лепет. К концу первого года жизни в лексиконе ребенка насчитывается 5-10 простых слов, смысл которых он понимает (дай, на, мама и др.). Среди них есть звукоподражатели — ам-ам — кушать, тик-так -часы, ав- собачка и др. В 2 года запас слов доходит до 300 слов, появляются предложения. Все слова ребенок может говорить в 5-6 лет;
  4. Высшая нервная деятельность — этот критерий развивается на основании созревания нервной системы, формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития ребенка. Высшая нервная деятельность является признаком становления умственной способности и интеллекта человека. Окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно делать в 5-6 лет.

Следует помнить, что развитие ребенка — это индивидуальный процесс. Диапазон появления умений ребенка колеблется в значительных пределах. Некоторые дети развиваются быстрее, другие чуть медленнее. Так что нет ничего страшного если тот или иной навык появится на 1-2 месяца раньше или позже указанных сроков.