Систематика животных. Характеристика царства животных, признаки животных, среда обитания VI


Животные обитают во всех средах: наземно-воздушной. водной, почвенной. Для некоторых из них средой жизни служат другие животные и человек. Животные являются эукариотических организмами и имеют много общих признаков с другими эукариотами - растениями и грибами. Все они имеют клеточное строение и состоят из сходных органических веществ. Однако между ними существуют и принципиальные различия.

Животные - это гетеротрофные организмы , они питаются готовыми органическими веществами, в отличие от растений, которые способны в процессе фотосинтеза самостоятельно образовывать необходимые органические соединения.

В отличие от растений, которые обладают способностью к неограниченному или очень продолжительному верхушечному росту, большинство животных растут только на ранних стадиях развития. "Такой тип роста называют определенным. Исключение составляют рыбы, моллюски, некоторые пресмыкающиеся и земноводные, которые растут всю жизнь. Для них характерен неопределенный тин роста.

Большинство животных активно передвигаются , однако существуют животные, ведущие прикрепленный, неподвижный образ жизни (например, коралловые полипы).

У большинства животных имеются сложные системы органов, которые не встречаются у растений и грибов (опорно-двигательная. кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, половая, нервная).

У животных ответной реакцией на раздражение является движение. Все ответные реакции организма на воздействия внешней среды совершаются при участии нервной системы. Движения животных несравнимы по скорости и эффекту с перемещениям у растений.

Отличия между животными и растениями также можно проследить на клеточном уровне. Клетки животных имеют характерные признаки, отличающие их от растительных клеток:

Отсутствие плотной клеточной оболочки, расположенной снаружи от цитоплазматической мембраны, которая характерна для клеток растений и грибов;

Отсутствие крупной центральной вакуоли;

Наличие клеточного центра, состоящего из двух центриолей;

Резервом питательных веществ г энергии является углевод гликоген (у высших растений - крахмал);

Отсутствие пластид;

Особенность деления - у животных клеток цитокинез осуществляется путем формирования перетяжки, которая углубляясь в цитоплазму, делит клетку пополам клеток высших растений разделение цитоплазмы начинается с центра клетки путем формирования структуры, которую называют фрагмопластом).

Принципы зоологической классификации.

Животные - самая многообразная группа организмов на Земле. В настоящее время их известно около 2 млн видов.

Современная система животных построена на основе выявления родства и общности происхождения отдельных форм. В зависимости от степени сходства и различия животных распределяют по группам. Самая высокая систематическая единица - царство , царство животных делят на типы (царство растений - на отделы). В современной систематике животных выделяют более 20 типов. Типы делят на классы, классы - на отряды (в ботанике - порядки), отряды - на семейства.

Семейства состоят из родов, роды - из отдельных видов. Критериями видов являются не только особенности внешнего и внутреннего строения взрослых особей, но и характеристики эмбрионального развития, физиологии, распространения и многие другие признаки. В соответствии с бинарной номенклатурой предложенной К.Линнеем, название животного состоит из двух латинских слов, первое из которых является нахванием рода, а второе - видовым эпитетом, например белка обыкновенная (Sciurusvulgaris). Иногда требуется белее дробное деление, в этих случаях к названиям таксономических категорий -добавляют приставки над-, под-, инфра-. Определим положение белки в системе животного мира.

Империя – клеточные

Надцарство – эукариоты

Царство Животные (Animalia)

Подцарство - многоклеточные

Тип Хордовые (Chordata)

Подтип Позвоночные (Vertebrata), или Черепные (Craniata)

Класс Млекопитающие (Mammalia)

Подкласс Настоящие звери (Theria)

Инфракласс Высшие звери, или Плацентарные(Eutheria, sem. Placentaiia)

Отряд Грызуны (Rodenlia)

Семейство Беличьи (Sciuridae)

Род Белки (Sciurus)

Вид Белка обыкновенная (Sciurusvulgaris)



Плаванье, ползанье, ходьба, прыжки, летание – какой вид передвижения круче?

Передвижения, то есть способность перемещаться с одного места на другое, ‒ один из важнейших признаков подавляющего большинства животных и играет огромную роль в их жизни. Благодаря активному перемещению с места на место происходит быстрая смена условий жизни, она ведет к совершенствованию всей организации животных, в первую очередь их нервной системы и органов чувств. Животным, способным к быстрому передвижению, легче защищаться от неблагоприятных условий существования, от различных врагов. Кроме того, благодаря перемещению происходит расселение вида, захват новых территорий с несколько отличными условиями жизни, а это способствует проявлению изменчивости ‒ предпосылке возникновения новых подвидов и видов.

В зависимости от условий среды и образа жизни в процессе эволюции у животных выработался определенный способ передвижения: плаванье, ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки, планирование, летание.

Особенно разнообразно передвигаются наземные четвероногие животные. Подавляющее большинство их может не только ходить, но и бегать, прыгать, плавать, некоторые планируют. У них наблюдаются различные виды ходьбы (аллюра): очень медленный, быстрый или медленный рисеподобный шаг, быстрая рысь, прыжок, иноходь, галоп.


Медленный вид ходы ‒ это шаг, при котором животные по очереди очень медленно опираются на три или четыре ноги, вынося одну из них вперед. Так движутся, например, черепахи. Примерно 400 м проходят они в час. Но среди пресмыкающихся есть животные, которые передвигаются очень быстро. К ним относятся многие ящерицы ‒ жители открытых пространств (степей, пустынь, полупустынь). Такие ящерицы не ползают на брюхе, а бегают на вытянутых ногах с высоко поднятым брюхом.

Из-за скорости передвижения некоторые из ящериц получили соответствующие названия: прыткая ящерица, быстрая ящерица. К быстробегающим принадлежат агамы, песчаная, такырная и другие круглоголовки, наземные виды игуан, настоящие ящерицы и другие. Для них характерно передвижение рысью, а некоторые из них при быстром беге поднимают передние конечности и двигаются только на задних (некоторые игуаны, американские ящерицы-бегуны).


Самым быстрым видом передвижения является галоп. Он характерен для некоторых млекопитающих: почти всех копытных, хищников, беличьих, зайцеобразных. Чемпионом среди них есть гепард. Догоняя добычу он за короткое время развивает огромную скорость ‒ около 112-115 км / ч. Ему нужно только две секунды, чтобы бег его достигал уже 70 км / ч, а 650 м он пробегает за 20 секунд.

Одним из способов передвижения некоторых четвероногих животных являются прыжки в длину и высоту. И в этом способе перемещения есть свои рекордисты. В прыжках в длину особенно отмечаются кенгуру, в частности большой серый и большой рыжий. Хотя передние конечности этих животных развиты настолько, что они могут на них опираться, когда пасутся, однако прыжки на задних конечностях ‒ основной способ их передвижения. В этих гигантских животных на длинных и узких задних конечностях с крепкими когтями чрезвычайно развитая мускулатура, что дает им возможность осуществлять невероятной длины прыжки. Иногда они могут прыгать на 12 м в длину, развивая при этом скорость до 50 км / ч, но не на долгое время. Древесные кенгуру могут прыгать на 15-18 м, но не в длину, а сверху вниз, с одной ветки на другую.


Прыгать в длину приходится и некоторым хорошим бегунам ‒ хищникам и копытным. Известный «спринтер» вилорог во время бега может делать прыжок до 6 м в длину, а чернопятая антилопа ‒ более 10 м. Длинные прыжки делают все представители семейства кошачьих, в том числе крупные ‒ рысь, леопард, тигр, лев, гепард прыгают на значительное расстояние (гепард до 9 м).

В каждом классе позвоночных есть свои рекордсмены. Так, в классе рыб выпрыгивать из воды на значительную высоту могут такие пресноводные рыбы, как белый амур и толстолобик. Высота их прыжков достигает 4 м, а длина ‒ 8 м. В классе земноводных африканская гигантская лягушка Голиаф прыгает на 4 м. Из птиц выпрыгивать из воды на ледовую кромку высотой до 2 и более метров могут пингвины.

Передвигаться по земле с определенной скорость могут и безногие животные, например змеи. Способность передвигаться в воздухе присуща многим животным, даже типичным водяным жителям. Так, в тропических и субтропических морях живут летающие рыбы.

Планирующие полеты могут делать земноводные, из пресмыкающихся лучшим планеристом считается летучий дракон. Планирующие прыжки делают также некоторые млекопитающие, в частности шерстокрылы ‒ жители тропических лесов Явы, Суматры, Калимантана, Филиппин. Их летательная перепонка покрыта шерстью и соединяет шею, конечности и хвост. Они чемпионы среди «планеристов». Прыгая с верхушки дерева, шерстокрылы широко расставляют ноги и вытягивают хвост, от чего растягивается летательная перепонка, и тогда, почти не снижая высоты, они могут пролетать до 130-140 м. Значительно уступают шерстокрылам грызуны-летяги, которые очень похожи на белок. Максимальное расстояние их полета ‒ 30-60 м.


Настоящий полет ‒ это активное движение с помощью крыльев. Первыми, таким образом, начали передвигаться насекомые. Для них характерно наличие двух или одной пары крыльев и сильно развитых мышц. В лучших летунов на такие мышцы приходится 15-25% веса тела. Среди насекомых рекордсменом скорости является бабка коромысло: в секунду она пролетает 32 м, следовательно, 114 км / ч. Известны факты, когда австралийских бабок ловили в открытом море в 900 милях от материка.

С бабочек самыми скоростными летунами являются бражники ‒ большие и сильные ночные насекомые, передние крылья в которых длинные и узкие и вместе с задними сцеплены в единую летательную плоскость. Скорость полета таких бражников, как молочайный, олеандровый, мертвая голова, достигает 60 км / ч. Эти бабочки могут преодолевать за короткое время большое расстояние.


Полет ‒ типичный способ передвижения птиц. Вся их организация ‒ внешнее и внутреннее строение, физиология ‒ подчинены полету. Находиться долгое время в воздухе могут буревестники, альбатросы, грифы, орлы, но это благодаря парящему полету (пассивному), при котором птицы используют ветер или восходящие воздушные потоки, а взмахов крыльями не делают.

Из млекопитающих к настоящему и длительному полету приспособлены только рукокрылые. Их своеобразные крылья ‒ это эластичная кожистая перепонка между удлиненными четырьмя пальцами передних конечностей, которая переходит на предплечье, плечо, стороны тела, охватывает задние конечности (без стоп) и хвост.


Плавание ‒ самый древний вид передвижения живых организмов, но присущий он не только водным животным, которые постоянно живут в воде, в ней добывают пищу, в ней размножаются, но и многим наземным. Чемпионами по плаванию считаются древние обитатели морей ‒ кальмары. Благодаря «реактивному двигателю» ‒ воронке ‒ они могут развивать огромную скорость ‒ до 200 км / ч.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

(42,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: уточнить, расширить и систематизировать представления детей о характерных признаках и особенностях птиц.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • анализировать отличительные признаки группы птиц;
    • повторить отличительные особенности группы млекопитающих;
    • применять умение производить наблюдения, делать обобщения и выводы;
    • применять умение группировать животных по их существенным признакам,
    • выделять особенности групп животных;
    • продолжить формирование умения работать в парах и группах;
    • расширять словарный запас учащихся и развивать связную речь;
    • формировать знания об экологической целостности природы.
  • Развивающие:
  • Воспитательные:

Форма урока: урок-экспедиция

Оборудование: костюм орнитолога, бинокль, презентация, экран, проектор, толковый словарь, загадки, картинки-отгадки, тест, шапочки с названием птиц, филворд, разрезные картинки птицы, конверты с карточками отличительных признаков разных групп животных, запись птичьего пения, перья птиц (воробья, утки, петуха, ворона, павлина, страуса), гнездо с перепелиными яйцами и яйцом кукушки, флажки, сюрприз на память (закладки с изображением птиц).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Знакомство с гостями. Учитель одет в костюм орнитолога (очки, шляпа, бинокль, табличка).

II. Повторение пройденного материала

Работа в парах.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в экспедицию. Слайд 1.
А вот, с какой целью и что будем изучать, мы узнаем немного позже. С собой в экспедицию мы берем экспедиционный журнал (учебник), набор для исследования (конверты с заданиями).
– Итак, отправляемся в путь. А кого из животных можно встретить в экспедиции, мы узнаем, отгадав загадки. Сядьте в пары.
– У вас на краю парты лежат загадки. (Приложение 1 ). Вам нужно отгадать загадки, среди картинок разных животных найти картинку-отгадку и положить ее рядом с загадкой. (Приложение 2 ). На работу отводится 2 минуты. Приступаем к работе.

1 группа – загадки о насекомых.

2 группа – загадки о рыбах.

3 группа – загадки о рептилиях.

4 группа – загадки об амфибиях.

5 группа – загадки о зверях.

Учитель: Давайте проверим, как вы выполнили задание.

– Какие отгадки выбрала 1 группа (колонка)? (Бабочка, кузнечик, муравей) Можно ли объединить этих животных в одну группу? Как мы назовем эту группу? (Насекомые)

– Какие отгадки выбрала 2 группа (колонка)? (Сом, ёрш, щука ) Можно ли объединить этих животных в одну группу? Как мы назовем эту группу? (Рыбы)

– Какие отгадки выбрала 3 группа (колонка)? (Ящерица, крокодил, змея) Можно ли объединить этих животных в одну группу? Как мы назовем эту группу? Как по-другому можно назвать группу рептилий? (Пресмыкающиеся)

– Какие отгадки выбрала 4 группа (колонка)? (Лягушка, жаба, тритон) Можно ли объединить этих животных в одну группу? Как мы назовем эту группу? Как по-другому можно назвать группу амфибий? (Земноводные)

– Какие отгадки выбрала 5 группа (колонка)? (Белка, волк, медведь) Можно ли объединить этих животных в одну группу? Как мы назовем эту группу? Как по-другому можно назвать эту зверей? (Млекопитающие) Какие отличительные особенности имеет группа млекопитающих? (2 ноги, тело покрыто шерстью, кормят детенышей молоком)

– Спасибо. Садитесь на свои места. Посмотрите на доску. Весь животный мир делится на несколько групп: насекомые, звери, рептилии, амфибии, рыбы. Слайд 1 . Вам не кажется, что кого-то не хватает? (Птиц.) Слайд 2.

III. Постановка цели урока

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о животных и познакомимся с еще одной группой.

Просмотр видеофрагмента. Слайд 2
Учитель выключает проектор.

Учитель: Итак, мы отправляемся в экспедицию изучать тайны птиц. Помните, что в лесу нельзя мусорить, шуметь и пугать животных. И поведу вас в эту экспедицию я – орнитолог Наталья Валерьевна. А вы знаете, кто такой орнитолог? Толковый словарь говорит нам, что орнитолог – это специалист, изучающий птиц и их распространение. Ой, мне кажется, на горизонте появились какие-то птицы. Это и будут наши объекты исследования. Что же это за птицы?

IV. Осмысление материала

Подготовленные дети выходят к доске в шапочках птиц и рассказывают о птице, а остальные отгадывают, о какой птице идет речь. (Приложение 3 – шапочки птиц). Во время рассказа учитель показывает картинки этих птиц.

1 Ребёнок: Меня видят в городе круглый год. Когда не было почтовой службы, я доставлял письма. Еще меня называют птицей мира. (Голубь.)

2 Ребёнок: Я чёрная птичка, чуть больше голубя. Прилетаю, когда на полях еще лежит снег. Меня считают вестником весны. Многие художники рисую меня в своих картинах. (Грач.)

3 Ребёнок: Я маленькая коричневая птичка – одна из самых известных птиц России. Часто отнимаю корм у голубей и не боюсь близко подлетать к человеку. (Воробей.)

4 Ребёнок: Я птичка маленькая, чуть больше воробья. Каждый год прилетаю к вам зимовать. Меня все узнают по красной грудке. (Снегирь.)

5 Ребёнок: Я водоплавающая птица. Часто остаюсь зимовать в городе. Многие считают меня домашней птицей и разводят в своем хозяйстве. (Утка.)

6 Ребёнок: Я благородная белая птица с длинной изогнутой шеей. Меня можно увидеть плавающей в озерах. Считаюсь символом верности. (Лебедь.)

Учитель: Докажите, что птицы – часть живой природы. (Дышат, питаются, растут, рождаются, размножаются, умирают.) Посмотрите еще раз на наших птичек. Где мы можем встретить воробья и голубя? Снегиря? Утку и лебедя? Грача? (В городе, в деревне, в лесу, в озере, в зоопарке.)

– Спасибо нашим птичкам, а нам пора начинать наше исследование.

Работа в группах.

– Экспедиционные группы собираются у флажка. Мы начинаем изучение птиц. А поможет нам картинка, которую нужно сначала собрать из частей. (Приложение 4 ). На эту работу вам дается 1 минута. Приступаем к исследованию.

Учитель: Что же за картинка получилась? (Птица.) Рассмотрите внимательно эту картинку. Теперь сядьте на свои места. У каждого в конверте лежат карточки. Выберите карточки с отличительными признаками, которые есть только у птиц. (Приложение 5 ). (4 ноги, кормят детенышей молоком, 2 ноги, клюв, тело покрыто шерстью, жабры, крылья, тело покрыто перьями, тело покрыто чешуёй.) На эту исследовательскую работу вам дается 2 минуты.

Учитель: Давайте проверим, какие карточки вы выбрали. (2 ноги, крылья, клюв, тело покрыто перьями.) Для чего птицам крылья, перья? Одинаковые ли крылья у всех птиц? Для чего птицам клюв? Одинаковый ли клюв у всех птиц? Давайте сверим наши данные с записями в экспедиционном журнале и сделаем выводы. Откроем наш экспедиционный журнал (учебник) на стр.41.

– Давайте повторим, какие выводы мы сделали в своих исследованиях? (У птиц 2 ноги, крылья, клюв, тело покрыто перьями.)

V. Физминутка для глаз

Мы увидели орла
И зажмурили глаза.
Поморгали, посмотрели.
Птицы наши улетели.
Чтобы знанья получать,
Будем снова птиц искать.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

VI. Закрепление нового материала.

Учитель включает проектор.

Учитель: Наши глазки отдохнули и готовы к работе. Давайте еще раз повторим отличительные признаки группы птиц. Слайд 3.

Работа в группах.

– А теперь посмотрим, чем птицы отличаются друг от друга. Для этого нужно в филворде найти среди букв названия птиц. (Приложение 6 ). Слова могут располагаться только сверху вниз или слева направо. Экспедиционные группы собираются у флажка. На эту работу вам дается 3 минуты.

Учитель: Сели на место. Давайте проверим, как вы выполнили задание. Сколько птиц нашла 1 группа? 2? 3? 4? 5?. Проверяем. Называть слова будем сначала по горизонтали (слева направо). Затем по вертикали (сверху вниз). Слайд 4 . Молодцы! Посмотрите в экспедиционном журнале на стр. 42 фотографии этих птиц. Какие особенности птиц вы увидели? Для чего органу такой клюв? Какой птице и для чего нужны когти? Почему у фламинго длинные ноги?
– Почему же птицы такие разные? Проверим, правильные ли выводы мы сделали. Посмотрите в экспедиционный журнал (учебник) на стр.43. Я читаю, а вы внимательно следите за текстом. Так почему же птицы такие разные?
– Посмотрите на перо воробья, утки, петуха, ворона, павлина, страуса. У всех птичек разные перья, но все такие красивые.

Учитель: Как люди узнали об этих особенностях птиц? Например, я, как и все орнитологи, многих птиц могу узнать по голосу. Давайте послушаем пение птиц и попытаемся угадать, какая птица издает эти звуки.

Слушание пения птиц. Слайд 5

Проверим.

заливается кто? соловей
гогочет кто? гусь
кудахчет кто? курица
крякает кто? утка
курлычет кто? журавль
стрекочет кто? сорока
ухает кто? филин
чирикает кто? воробей
тенькает кто? синица
кукует кто? кукушка

Учитель: А где же живут наши птички? Слайд 6 Посмотрите на доску. Как называются эти жилища и какие птички в них могут жить?

Учитель: Посмотрите, что я нашла! Гнездо! (Учитель держит в руках гнездо с яичками.) Слайд 7. А кто знает, почему в гнезде все яички маленькие, а одно большое? Кто из птиц подкидывает свои яйца в чужие гнёзда? Посмотрите, как выглядит эта птичка. Почему она это делает? (Кукушка поздно прилетает к нам и рано улетает. Она не успевает высидеть птенцов сама, поэтому отдает их в чужую семью.)

VII. Подведение итогов

Работа в парах.

Учитель: Молодцы! Но наша экспедиция подходит к концу. И сейчас мы посмотрим, как вы запомнили новый материал. Составим отчет по нашим наблюдениям. Сядьте в пары. Возьмите тест. (Приложение 7 ). Вам нужно будет прочитать вопрос, выбрать правильный ответ и подчеркнуть его. Начинаем заполнять отчет о результатах экспедиции. На работу вам отводится 2 минуты. Учитель выключает проектор.

Тест:

1. Птицы – это часть природы…

– мёртвой
– неживой
– живой

2. Какую из птиц можно назвать домашней?

– воробей
– аист
– утка

3. Какую из птиц можно назвать дикой?

– курица
– сокол
– гусь

4. Чем покрыто тело птиц?

– шерсть
– чешуя
– перья

5. Сколько у птиц ног?

– две
– четыре
– шесть

6. Чего нет у птиц?

– клюв
– крылья
– жабры

7. Найди лишнее слово.

– сокол
– пингвин
– бобр

8. Как называется ученый, изучающий птиц?

– биолог
– зоолог
– орнитолог

Коллективная проверка.

Учитель: Закончили работу. Проверим ваши ответы: живой, утка, сокол, перья, две, жабры, бобр, орнитолог.
Поднимите руки те, кто заполнил отчет без ошибок. Молодцы! У кого была одна ошибка? Тоже хорошо. У кого было несколько ошибок, дома еще раз внимательно прочитает выводы в учебнике.

VIII. Оценивание

Учитель: Спасибо за работу на уроке. На память о нашем уроке вы получаете закладку с изображением самых красивых птичек. А что же это за птички, мы обсудим на следующем уроке.

Разделы на этой странице:

Велик и разнообразен животный мир. Животные населяют сушу, моря, реки, океаны. Они освоили все среды обитания: наземно-воздушную, водную и почву.

Сходства и различия между животными и растениями

Животные, как и растения, – живые организмы. Как и растения, они имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются. В этом заключается сходство между растениями и животными. Однако, несмотря на сходство, между ними есть большие различия.

Самое существенное различие – способ питания. Растения, улавливая энергию солнечного света, сами синтезируют питательные органические вещества из углекислого газа и воды. Животные существуют за счет растений и других животных. Есть животные, которые питаются только растительностью, их называют растительноядными; есть такие, которые поедают лишь насекомых, это насекомоядные. Много животных, которые питаются исключительно другими животными; их называют хищными. Нередко встречаются такие животные, которые поедают и растения, и других животных, это всеядные. (Примеры животных из названных групп вы можете привести сами.)

Между животными и растениями отмечаются и другие различия. Оболочка растительной клетки содержит клетчатку – особое вещество, придающее растительным клеткам твердость и постоянную форму. У животных клеток твердая оболочка отсутствует.

Различна и продолжительность роста у растений и животных. Обычно растительные организмы растут всю жизнь. Животные (за исключением некоторых ракообразных, рыб, черепах, крокодилов) растут лишь до тех пор, пока не достигнут определенных размеров.

Почти все животные активно передвигаются, а подавляющее большинство растений (исключение составляют одноклеточные водоросли) находятся в прикрепленном состоянии, хотя могут поворачивать отдельные органы в сторону источника света.

Дикие и домашние животные

Все представленные на рисунке 105 животные относятся к диким. Жизнь диких животных полностью зависит от условий окружающей их среды. Но человек в трудные для животных времена может помочь им выжить (рис. 106).


Рис. 105. Дикие животные


Рис. 106. Помощь диким животным

Есть и такие животные, жизнь которых полностью зависит от человека, так как именно он создает условия для их существования. Таких животных называют домашними. Особое место среди них занимают сельскохозяйственные животные, которых разводят для удовлетворения потребностей человека в пище, одежде.