История часов от древности до наших дней. Водяные часы

Елена Крылова
Конспект занятия-презентации «История часов» (для детей средней группы)

История часов

Под тиканье часов воспитатель читает загадки.

Две девицы, две подруги

Ходят вместе, друг за другом

Только та, что подлиннее

Ходит чуточку быстрее

А другая, покороче,

Словно двигаться не хочет

Так и ходят круг за кругом

Две девицы, две подруги

И встречаясь каждый раз

Говорят который час. (стрелки на часах)

Ходит весь век.

А не человек. (Часы)

Стучат, стучат -

Не велят скучать.

Идут, идут,

А все тут как тут. (часы)

Ходят кругом

Друг за другом. (стрелки)

Современную жизнь без часов невозможно представить. Утром они будят нас на работу, вечером мы заводим будильник, чтобы не проспать, а каждый Новый Год встречаем под бой курантов.

Чудо техники часы, или нет, но на их создание человечеству понадобилось семь тысяч лет. За эти тысячелетия было придумано огромное множество различных устройств для измерения времени.

Слайды 4-5. Cамые первые часы на земле - солнечные. Их устройство было простым: в центре круга устанавливался шест, а круг делился на сектора. По тени от шеста определялось время. Такие часы устанавливались в центре города на площадях.

Но такие часы имели ряд недостатков. Как вы думаете какие? (ответы детей)

Солнечные часы имели один существенный недостаток: они могли «ходить» только на улице, да и то на освещенной солнцем стороне. К тому же их невозможно было взять с собой, положить в карман.

Поэтому были изобретены водяные часы (слайд 6) . По капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекало, определяли, сколько прошло времени. Такие часы долгое время служили людям. В Китае, например, ими пользовались 4,5 тысячи лет назад.

Водяные часы, как правило, были общественными. В домах использовались часы огненные, в основном часы-свеча (слайд 7-8) . На свечу наносились метки, и таким образом по горению свечи измеряли время. Нарисованные метки могли заменять гвоздики. Падая на железный поднос, они звоном сообщали о ходе времени.

В отличие от водяных и огненных, песочные часы использовались в основном как таймер (сдайд 9) . Первые песочные часы появились примерно в 11 веке нашей эры и получили широкое распространение. Недорогие и компактные, они применялись учеными, поварами, священниками, моряками и ремесленниками.

(слайд 10) конце XVI века было сделано новое открытие. Молодой ученый Галилео Галилей, наблюдая за движением самых разных лампад в Пизанском соборе во время богослужения, установил, что ни вес, ни форма лампад, а лишь длина цепей, на которых они подвешены, определяет периоды их колебаний от ветра, врывающегося в окна. Ему и принадлежит идея создания часов с маятником (слайд 11) .

Физкультминутка (слайд12).

Тик-так, тик-так-

Все часы идут вот так:

(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачивайтесь в такт маятника)

Налево - раз, направо - раз.

Мы тоже можем так,

(Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом - к левому, как часики)

Часы с маятником, как правило, были громозкими и тяжелыми. (слайд 13) .После того, как во второй половине пятнадцатого столетия была изобретена плоская пружина, заменившая гири, мастер Питер Хенлейн из Нюрнберга изготовил часы, которые можно было носить с собой. Широкое применение получили плоские карманные часы. (слайд 14) для таких часов на одежде шили специальные кармашки. Сейчас мы с вами можем найти такие кармашки в карманах на джинсах. (Демонстрируется кармашек на джинсах детей).

К концу девятнадцатого века часы стали изготавливать серийно. Первыми наручными часами стали женские модели. Богато украшенные драгоценными камнями, они выглядели как ювелирные изделия. Мужчины пристегивали свои ходики цепочкой к карману жилетки, но к 90-м годам девятнадцатого века офицеры русской армии стали носить хронометры с кольцом, через которое веревкой можно было привязывать их к руке. С тех пор часы не покидают запястий и сильной половины человечества (слайд 15).

Многие изобретатели старались усовершенствовать часы, и в конце XIX века они стали вещью обыденной и необходимой.

Некоторые часы имеют мировую известность, и даже имена. Какие часы известны вам?

Послушайте внимательно, когда мы с вами слышим эти часы. (бой курантов Спасской башни Московского кремля) . В новогоднюю ночь в полночь под бой этих курантов мы встречаем Новый год.

Самые известные часы (слайды 16-18) : Куранты Московского Кремля Биг-Бен Пражские куранты Башня Зиммера

Подведение итогов.

Какие виды часов существуют?

Какие часы вам понравились?

Публикации по теме:

«Новогодняя история». Праздник для детей средней группы Дети заходят в зал, исполняют танцевальную композицию, затем останавливаются в полукруге. Праздничная перекличка. 1 ребенок: Новый год.

Конспект игровой ситуации для детей средней группы (4–5 лет) «Огородная история» Конспект игровой ситуации для детей средней группы (4-5 лет) «Огородная история» Образовательная область: речевое развитие Интеграция образовательных.

Конспект открытого занятия в старшей группе «История происхождения часов» Тема: «История происхождения часов». Цель: обобщить и систематизировать знания детей о часах, о времени. Задачи: 1. Обучающие Закреплять.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы с использованием презентации «Овощи для Лунтика». Цель: закрепить знания детей об овощах. Задачи коррекционно-развивающие: учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным.

Конспект занятия для детей старшей группы «История улиц Москвы». Цель: познакомить детей с улицами Москвы, с историей их названия. закрепить.

Конспект занятия по ПДД в средней группе «История лягушонка» (с показом на фланелеграфе) Цель занятия: продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях; развивать мышление,.

Конспект занятия-презентации для детей подготовительной группы «Прогулка по городу Сольвычегодску» Конспект занятия – презентации для детей подготовительной группы «Прогулка по городу Сольвычегодску» Цель: Воспитание у детей патриотических.

Краткосрочный проект «История возникновения часов» Краткосрочный проект

История часов для детей

Давайте поговорим о разновидностях часов.

Скажите, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток? - Такой прибор называется часами.

Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, - солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

Из древности пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени.

Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень - на палец.

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы? - Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, - называются настольными, часы, висящие на стене, - настенными.

Как вы думаете, где стоят напольные часы? - Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем. Каминные часы украшают комнатные камины.

Послушайте стихотворение "Часы с боем".

Жила-была старушка
(Давно уж на покое),
И были у старушки
Часы резные с боем.
"Динь-дон, динь-дон!" -
Отбивали каждый час,
Гулом наполняли дом
И будили ночью нас.
Мы, конечно, не молчали,
В дверь старушки мы стучали:
"Наши уши пощадите,
Бой в часах остановите!"
Но старушка нам в ответ
Отвечала: "Нет и нет!
Говорят часы со мной,
Я люблю их нежный бой.

Динь-дон! Динь-дон!
Как красив их перезвон!
Хоть немного он печальный,
Но прозрачный и хрустальный!
Пробежали дни, недели.
Но часы вдруг захрипели,
Стрелки вздрогнули и встали,
И часы бить перестали.
Стало тихо. Даже жутко!
Мы давно привыкли к бою,
(А ведь это же не шутка!)
Было что-то в нем живое!
Мы, конечно, не смолчали,
В дверь к старушке постучали:
"Почему не слышен бой?
Нужен мастер часовой!"
Вот приехал часовщик -
Мудрый, опытный старик,
И сказал: "Такое дело!
Здесь пружинка ослабела,
Механизм получит смазку,
А часы - любовь и ласку!"
Поменял пружинку он.
И опять раздался звон,
Серебристый перезвон:
"Динь-дон! Динь-дон!",
Ожививший целый дом!

Какие часы "умеют куковать"? - Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".

Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
"Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!"
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.

Самые знаменитые часы России - Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок - серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

"Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени" (Л. Колодный).

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенные промежутки времени.

Механические часы изобрел в XVII в. ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно служат нам.

Во втором десятилетии XX в. появились электронные и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.

А самые точные часы - атомные.

Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?

В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз - примерно в четыре часа утра.

Послушайте об этом стихотворение "Петушок".

Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Слышали ли вы о цветочных часах?

Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки - зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"

Одуванчики - это часы луговые.. А вот кувшинки - часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Вопросы и задания:

  1. Что такое часы?
  2. Какие старинные часы вы знаете?
  3. Какие виды часов вам знакомы?
  4. Какие виды часов относятся к домашним?
  5. Какие часы относятся к уличным? Чем они отличаются от домашних?
  6. Расскажите о Кремлевских курантах.
  7. Какие "природные" часы вы знаете?

Т.А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие

Когда-то людям, чтобы следить за временем, было достаточно и календаря. Но появились ремесла, а следовательно, возникла необходимость в изобретении, которое бы измеряло продолжительность промежутков времени, меньших, чем одни сутки. Этим изобретением стали часы. Об их эволюции мы сегодня и расскажем.

Когда не было часов…

История часов имеет гораздо более глубокие корни, чем принято считать сегодня. Специалисты говорят, что первыми, кто стал следить за временем, были первобытные люди, которые каким-то образом могли определять, когда охота или рыбалка будут наиболее удачными. Возможно, они наблюдали за цветами. Считается, что их ежедневное раскрытие указывает на определенное время суток. Так, одуванчик открывается около 4:00, а лунный цветок - только с наступлением темноты. Но основными инструментами, с помощью которых человек мог определить время до возникновения часов, были солнце, звезды, вода, огонь и песок. Такие «часы» принято называть простейшими.

Одними из первых, кто начал пользоваться простейшими часами, были древние египтяне.

В 3500 г. до н.э. в Египте появилось подобие солнечных часов - обелиски - стройные, сужающиеся кверху четырехсторонние сооружения. Падающая от них тень позволяла египтянам разделять день на две части по 12 часов, таким образом, люди могли точно знать, когда наступил полдень. Немного позже на обелисках появилась маркировка, которая позволила определять не только время до и после полудня, но и другие промежутки дня.

Технологии постепенно развивались, и в 1500 г. до н.э. были изобретены более удобные солнечные часы. Они разделяли день на 10 частей, а также на два «сумеречных» отрезка времени. Неудобство такого изобретения заключалось в том, что его необходимо было ежедневно переставлять в полдень с востока на запад.

Первые солнечные часы с каждым годом все больше видоизменялись, и уже в I в. до н.э. знаменитый римский архитектор и механик Марк Витрувий Поллион описал 13 различных видов солнечных часов, которые использовали повсеместно в Египте, Греции, Малой Азии, Италии, Риме и Индии. К слову, сегодня на площади Пьяцца дель Пополо, располагающейся в Риме, каждый желающий может полюбоваться на сохранившийся до наших дней египетский обелиск, имеющий высоту 36 м.

Кроме солнечных часов были также водяные, песочные и огненные. Водяные часы представляли собой сосуд цилиндрической формы, из которого капля по капле вытекала вода. Считалось, чем меньше воды оставалось, тем больше времени прошло. Такие часы использовали в Египте, Вавилоне и Риме. В странах Азии на емкость наносили римские и арабские цифры, которые означали день и ночь соответственно. Чтобы узнать время, этот полушаровидный сосуд клали в бассейн, через небольшое отверстие в него попадала вода. Повышение уровня жидкости поднимало поплавок, благодаря чему показатель времени приходил в движение.

Всем знакомы также и песочные часы, с помощью которых определяли время еще до нашей эры. В Средние века их разработка была усовершенствована, они стали более точными за счет использования в них качественного песка - мелкого порошка черного мрамора, а также песка из свинцовой и цинковой пыли.

Когда-то время определяли и с помощью огня. Огненные часы были трех видов: свечные, фитильные и лампадные. В Китае использовалась их особая разновидность, она состояла из основы, сделанной из горючего материала (в виде спирали или палочки), и прикрепленных к ней металлических шариков. Когда сгорала какая-то часть основы, шарики падали, отбивая таким образом время.

Отметим, что в Европе популярностью пользовались свечные часы, они позволяли определять время по количеству сгоревшего воска. К слову, эта разновидность была особенно распространена в монастырях и церквях.

Необходимо упомянуть и о таком способе определения времени, как ориентирование по звездам. В Древнем Египте существовали звездные карты, по которым звездочеты, используя пассажный инструмент, ориентировались в ночном времени.

Появление механических часов

С развитием производства и общественных отношений потребность в более точном измерении временных отрезков неуклонно возрастала. Лучшие умы работали над созданием механических часов, в Средние века мир увидел первый их образец.

Первые механические часы с анкерным механизмом изготовили в Китае в 725 г. н.э. мастера И Син и Лян Линцзань. Позже секрет устройства их изобретения попал к арабам, а далее и ко всем остальным.

Стоит отметить, что механические часы вобрали в себя многое от простейших. Сохранился циферблат, зубчатая передача и бой. Необходимо было только заменить движущую силу - струю воды - тяжелой гирей, с которой намного проще обращаться, а также добавить спусковое устройство и регулятор хода.

На этой основе были созданы башенные часы, которые установили в 1354 г. во французском городе Страсбурге. Они имели всего одну стрелку - часовую, с помощью которой люди могли определять части суток, праздники церковного календаря, например Пасху и зависящие от нее дни. В полдень перед фигуркой Девы Марии склонялись фигуры трех волхвов, а позолоченный петух кукарекал и бил крыльями. В этих часах был установлен специальный механизм, приводящий в движение маленькие цимбалы - струнные ударные музыкальные инструменты, - которые отбивали время. К настоящему времени от страсбургских часов остался только петух.

Наступает эпоха кварцевых часов

Как вы помните, на первых механических часах присутствовала всего лишь одна стрелка - часовая. Минутная появилась гораздо позже, в 1680 г., а в XVIII в. стали устанавливать секундную, вначале она была боковой, а затем центральной. К этому времени часы не только приобрели привычный для нас вид, но и усовершенствовались внутренне. В качестве новых опор для балансира и шестерен использовались рубиновые и сапфировые камни. Это позволило снизить трение, повысить точность и увеличить запас хода. Появились также и интересные усложнения: вечный календарь, автоматический завод и указатель запаса хода.

Дальнейшее совершенствование приборов для измерения времени происходило лавинообразно.

Развитие электроники и радиотехники поспособствовало появлению кварцевых часов, которые имеют механизм, состоящий из электронного блока и т.н. шагового электродвигателя. Этот двигатель, получая сигнал от электронного блока, передвигает стрелки. Вместо циферблата в кварцевых часах может использоваться цифровой дисплей.

Также кварцевые часы имеют много интересных дополнений, таких как секундомер, указатель фаз Луны, календарь, будильник и многое другое. В отличие от классических механических кварцевые модели более точно показывают время. Их погрешность составляет ±15 секунд/месяц, поэтому корректировать их показания достаточно дважды в год.

Время в электронных часах

Сегодня большинство людей пользуется электронными часами, которые поистине затмили все остальные. Где мы только их не видим: и на приборной панели автомобиля, и в мобильном телефоне, и в микроволновке, и в телевизоре… Такие часы привлекают пользователей своей компактностью и функциональностью. По типу дисплея они бывают жидкокристаллическими и светодиодными, подпитываться они могут как от сети 220В, так и от батареек.

Что ж, история часов насчитывает много веков. Если составлять рейтинг «самых великих изобретений человечества», то часы наверняка займут в нем второе место после колеса. Ведь сегодня без них действительно не обойтись.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Физики сделали шокирующее открытие – в природе времени не существует и никогда не существовало! В природе имеют место только процессы, они могут быть периодическими или непериодическими. Понятие «время» было придумано людьми для собственного удобства. Время – это мера измерения расстояния между двумя событиями.

Кто придумал первые часы?

Человек изобрел много способов измерения времени. Сначала измеряли время в восходах и заходах солнца. Увеличение или уменьшение тени, падающей от разных предметов – камней, деревьев, помогало человеку хоть как-то ориентироваться во времени. Определяли время и по звездам (ночью в разное время видны разные звезды).

Древние египтяне поделили ночь на двенадцать промежутков. Каждый промежуток начинался с восходом одной из двенадцати определенных звезд. На столько же промежутков поделили египтяне и день. На этом основывается наше деление суток на 24 часа.

Позже египтяне создали теневые часы (мы их называем солнечными). Они представляют собой простую деревянную палку с отметками. Теневые часы и стали первым изобретением человека, предназначенным для измерения времени. Конечно, солнечные часы не могли определять время в пасмурный день и ночью. Одним из старинных письменных документов, датируемых 732г до н.э. о солнечных часах является Библия (двадцатая глава Книги Царств). В ней упоминаются обелисковые часы царя Ахаза. Обнаруженные при раскопках солнечные часы XIII и XV в.в. до н.э. свидетельствуют о том, что в действительности солнечные часы появились гораздо раньше, чем об этом говорят письмена.

Древние египтяне создали и водяные часы. Они отмеряли отрезок времени, за который жидкость перетекает из одного сосуда в другой.

В VIII веке появились песочные часы. Они представляют собой две спаянные колбы. Песок, насыпанный в одну из колб, пересыпается сквозь узкую горловину другой колбы за определенный промежуток времени, например за час. После этого часы переворачивают. Песочные часы дешевы, надежны, поэтому до сих пор не исчезли из .

Механические часы появились в Европе в 1300 – х годах, они работали при помощи и пружин. У них не было стрелок, а о прохождении часа свидетельствовал звонок.

В современных электронных и кварцевых часах используют колебания кристалликов кварца.

Эталоном являются атомные весы. Они измеряют время перехода атома с отрицательного на положительное энергетическое состояние и обратно.

Марина Герасимова
НОД «История возникновения часов» подготовительная группа

НОД "История возникновения часов " в подготовительной группе

Программные задачи.

Образовательные :

Познакомить детей с циферблатом часов . Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов , о принципах их работы, их роли в жизни человека. Активизировать словарь, совершенствовать навыки речевого общения.

2. Развивающие :

Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Материал к занятию :

Ноутбук, проектор, презентация «История часов » », магнитофон, музыкальная запись, цветные карандаши, листы белой бумаги, макет часов с движущимися стрелками.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, чтение книг, беседы, загадывание загадок, экскурсия в библиотеку.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Мы с вами большая, дружная семья, давайте передадим наше тепло друг другу обнявшись. Давайте друг другу улыбнемся.

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, а куда, вы должны отгадать загадку :

Мы ходим ночью, ходим днём,

А всё же с места не сойдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, узнали нас. (Часы)

Что это такое? (Это часы)

Правильно, это часы. Сегодня мы отправляемся на планету времени. Все готовы? Отправляемся. Встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. Представьте себе свой полет, посмотрите сколько звезд, сколько разнообразных планет, как безупречно красиво небесное пространство (звучит космическая музыка) .

Вот мы с вами и добрались. Посмотрите, какая необычная планета. Это планета времени (слайд1)

Как вы думаете о чем мы с вами будем рассуждать (о часах)

Сейчас я вас познакомлю с историей часов .

Давным - давно, когда не было часов , люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. (cлайд 2)

Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, - это солнечные часы. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень , отбрасывающий тень на циферблат (слайд 3)

–Угадайте, а это что за часы?

Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

– Узнали кто это? (ответы детей) (Слайд 4)

Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, скоро утро! хватит спать!

Это часы-петух.

Посмотрите, какие необыкновенные часы – цветы. (слайд 5) . Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время.

А это, водяные часы (слайд 6)

В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

- (Слайд 7)

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок , ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Эти часы назвали песочными.

Жизнь не стоит на месте, люди стали все больше дорожить своим временем, и часы стали необходимостью для всех. Часы стали постоянно совершенствоваться. Появились электронные часы, наручные, настенные (слайд 8)

Как вы думаете, зачем людям нужны часы? (ответы детей)

Чтобы было, если люди не знали времени? (ответы детей)

Динамическая пауза.

- А теперь давайте отдохнем :

Тик-так, тик-так.

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (наклоны вправо - влево)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (приседания, показ избушки – руки над головой)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (приседания)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга. (вращение туловища вправо)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой . (вращение туловища влево)

А часы идут, идут, (ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают, (замедление темпа ходьбы)

А бывают, что спешат,

Словно убежать хотят! (бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (дети останавливаются,

Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Дети подходят к столу, на котором размещены : корпус, циферблат с цифрами; стрелки; часовой механизм ; часы.

Воспитатель (берет в руки часы) :

Из каких частей состоят часы?

(Ответы детей)

Правильно, у всех часов есть корпус , есть циферблат. На циферблате размещены цифры.

- Воспитатель : Каким образом они расположены?

Ответы детей : (по кругу, по порядку) .

Что будет, если цифры перепутать? (ответы детей) .

Игра «Собери часы»

- Воспитатель : Молодцы! Все с работой справились. А теперь я предлагаю вам придумать свои часы или нарисовать те, которые вам понравились больше всего. А кто-то может и придумает свои часы будущего. А прежде чем мы начнем, давайте разомнем наши пальчики.

Разминка для рук.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Дети рисуют (под музыку)

Вот наше путешествие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали (ответы детей)

Давайте с вами рассмотрим ваши работы (Анализ детский работ)

Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов ? (Дети рассуждают) .

Чем вам было интересно на планете времени? (ответы детей)

Что было трудно? (ответы детей)

В следующий раз мы отправимся с вами на другую планету, где много интересного.