Какая необычная награда есть у никулина. «Юрий Никулин

Юрий Никулин один из любимейших советских актеров. Он оставил незабываемый след в цирковом искусстве и в отечественном кинематографе.

Детство и юность Юрия Никулина

Он появился на свет 18 декабря 1921 г. в городке Демидов на Смоленщине. Его родители были актерами местного драмтеатра.

Они прославились в городе и его окрестностях комедийными ролями. Отец будущей звезды советского искусства сумел организовать свой театр, с которым много гастролировал по населенным пунктам области с небольшими юмористическими постановками.

В 1925 году семья переехала в столицу. Там Юрий накануне советско-финской войны окончил среднюю школу. Оскнью 1939 г. был призван в армию. Принимал участие, помимо войны с Финляндией, и войне с гитлеровцами.

Воевал в зенитно-артиллерийской части под Ленинградом. В общей сложности он пять лет не снимал солдатской шинели. Служил он достойно, о чем говорят его награды, был контужен. После демобилизации намеревался стать студентом ВГИКа, разных театральных училищ.

Члены их вступительных комиссий сочли, что молодой фронтовик недостаточно красив, и отказывали в приеме. Только в студии при Мосгорцирке его ждала удача. Юрия оказался в группе студентов Карандаша - известного мастера клоунады.

Актерская карьера Юрия Никулина

После студии он сразу был принят на работу в тот цирк, который со временем возглавил. Здесь он сначала работал ассистентом Карандаша и познакомился с другим молодым артистом Михаилом Шуйдиным. Через пару лет в 1950 году появился ставший со временем знаменитым клоунский дуэт Никулина и Шуйдина.

Прошло несколько лет, и у Никулина началась сольная карьера артиста комического жанра. Он был счастлив смешить людей, создавая яркие, запоминающиеся образы. Публика его обожала, популярность талантливого клоуна была необыкновенной. Так продолжалось до 1981 г., когда он стал главным режиссером, а спустя год - директором цирка. Всего в ставшем для него родным цирке он проработал полвека.

Большой пласт творческой жизни великого клоуна занимала его работа в кино. Здесь он помимо комедийных ролей проявил себя как выдающийся актер, создавший в отечественном кинематографе разнохарактерные, запоминающиеся роли.

Миллионы телезрителей помнят его в качестве ведущего невероятно популярных юмористических передач. Им были записаны больше десятка дисков с песнями в его исполнении из самых популярных кинокомедий.

Личная жизнь Юрия Никулина

Личная жизнь молодого клоуна в первые годы цирковой карьеры была посвящена разучиванию ролей, отработке трюков, репетициям. Такие требования к молодым артистам предъявлял популярный клоун Карандаш, которому Никулин ассистировал в спектаклях.

Однако эта жизнь изменилась, когда Юрий Никулин познакомился со студенткой тимирязевской академии москвичкой Татьяной Покровской. Их отношения быстро развивались, и в мае 1948 года состоялась их скромная и тихая свадьба. Юрий Владимирович часто подчеркивал, что женился удачно, потому что Татьяна была не только любящей женой, но и другом.

Актеру не хватало общения с женой. Поэтому при первой возможности он нашел ей место в своем номере. В дальнейшем они много времени проводили на совместных съемках и гастролях, в компаниях друзей, которых у Никулиных было немало. Среди них Леонид Гайдай, Олег Табаков другие отечественные и иностранные деятели культуры.

Дача Никулиных стала местом веселого общения, где собирались близкие друг другу люди. В ноябре 1956 года в их семье появился сын Максим. Жена Юрия Никулина Татьяна Николаевна Никулина родилась в Москве в декабре 1929 года, была внучкой депутата Государственной думы первого созыва. Она овладевала наукой декоративного садоводства в Тимирязевской академии.

Выйдя замуж за Ю.В. Никулина, связала свою жизнь с цирком. С 1951 по 1981 годы работала артисткой цирка. Начинала вместе с Ю. Никулиным и М. Шуйдиным. Снималась в нескольких художественных, брала участие в документальных фильмах. Принимала участие в таких фильмах как: «Бриллиантовая рука" «Точка, точка, запятая...» "Соседка" «Замужем за гением» и других.

После того как Юрий Владимирович возглавил цирковой коллектив, ушла с арены. Затем на протяжении почти десятка лет занималась собаководством, разводя редкие породы собак. С 1997 году снова работала в цирке на Цветном бульваре в качестве консультанта по творческим вопросам. Как-то, уже после смерти Юрия Владимировича, Татьяну Николаевну спросили, как она относится к прожитым с Никулиным годам. Она ответила, что ничего в своей жизни не меняла бы.

В 2002 году она получила государственную награду - орден Почёта. Умерла в октябре 2014 года.

Сын Юрия Никулина

Максим Юрьевич Никулин родился 15 ноября 1956 года. В одиннадцатилетнем возрасте у него уже был кинематографический опыт. Он снимался в роли мальчика, идущего по воде в легендарном фильме "Бриллиантовая рука". Однако, по стопам отца после школы не пошел. Учился на факультете журналистики Московского госуниверситета.

Работал корреспондентом "Московского комсомольца", в "Последних известиях", радио "Маяк". Имеет опыт работы телевизионной журналистики в программе "Время", был ведущим программ на утреннем телеканале. Неожиданно для себя в 1997 году был приглашен в возглавлявшийся отцом цирк, который уже носил его имя.

Максим Юрьевич стал руководителем цирка на Цветном бульваре, с одновременным исполнением обязанностей художественного руководителя коллектива. Глубокое знание цирковой среды позволяло ему в течение 2000-2005 годов успешно вести увлекательные телевизионные программы о цирке. Он стал заметной фигурой в отечественном искусстве цирка.

Творческий союз российских деятелей цирка избрал его своим членом, а академия циркового искусства - академиком. За заслуги в развитии цирка награжден орденом Дружбы народов. Является кавалером-рыцарем ордена, учрежденного бельгийским королевским обществом содействия инновациям и изобретениям. Максим Юрьевич - отец трех детей. У него есть внук, родившийся в 2009 году.

Фильмография Юрия Никулина

Юрий Никулин пришел в кино, будучи уже известным цирковым артистом. Это ему помогало создавать образы, в которых ярко отражались разные характеры его героев. Всенародную любовь он завоевал ролями в комедийных фильмах:

  • «Совершенно серьёзно»,
  • «Самогонщики»
  • «Операция „Ы" и другие приключения Шурика»
  • «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
  • "Бриллиантовая рука"
  • "Старики-разбойники"
  • "12 стульев".

Необыкновенно проникновенным драматическим актером он показал себя в фильмах:

  • "Андрей Рублев"
  • "Ко мне, Мухтар"
  • "Они сражались за Родину"
  • "Двадцать дней без войны" и др.

Работа в кино принесла ему необычайную популярность во всех уголках огромной страны.

Память о Юрии Никулине

Юрий Никулин оставил по себе добрую память, о чем свидетельствуют многочисленные памятники и мемориальные доски во многих российских городах. Среди них памятники:

  • на Цветном бульваре в Москве перед зданием цирка возле циркового здания в Тюмени, где Никулин изображен вместе с Олегом Поповым и Карандашом
  • "Тройке" из фильмов Гайдая в Перми, в Демидове Смоленской области - родине артиста
  • перед помещением цирка в Курске, где Ю. Никулин изображен вместе с М. Шуйдиным
  • в Сочи возле морского порта с сюжетом из фильма «Бриллиантовая рука» с изображением Л. Гайдая и трех героев его комедий
  • скульптура в Хабаровске, изображающая Балбеса, Бывалого и Труса.

Имя великого артиста носят:

  • столичный цирк, расположенный на Цветном бульваре
  • астероид
  • улица в Кургане
  • школа-интернат № 15 в Москве.

Ю.В. Никулин проявил себя на телевидении и в литературе и журналистике: был ведущим популярной юмористической телепередачи "Белый попугай"; был участником последнего выпуска капитал-шоу "Поле чудес", которое вел Владислав Листьев; принимал участие в работе редколлегии журнала "Огонек"; написал девять книг, рассказывающих об артистической судьбе; издал несколько сборников с его любимыми анекдотами.

Умер Ю. В. Никулин 21 августа 1997 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Ему отдавались воинские почести.

Награды Юрия Никулина

1990 год - стал Героем Социалистического Труда. Награжден орденами: "За заслуги перед Отечеством", Отечественной войны, Ленина (дважды), Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».

Медалями: «За отвагу», «За трудовую доблесть», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Никулин Ю.В. был заслуженным артистом РСФСР, Народным артистом РСФСР и СССР. Неоднократно награждался государственными и иными премиями за творческую деятельность.

Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове. Его семья была тесно связана с театром: отец Владимир Андреевич учился на юриста, а по возвращению с армии устроился актером в театр, мать Лидия Ивановна тоже была актрисой театра. Примечательно, что родители Юрия были известны в городе именно как актеры-комедианты, что немало повлияло на дальнейшую судьбу мальчика.

Когда Юрию было четыре года, его семья переехала в Москву. Отец устроился корреспондентом в две местные газеты и стал сочинять репризы для театра и цирка. Владимир Андреевич часто брал сына с собой в цирк, где пятилетний Юра вдохновлялся атмосферой радости и веселья. Именно тогда будущий артист загорелся идеей веселить людей, вызывая на их лицах улыбки. Он вел жизнь обычного советского мальчишки, много времени проводил с друзьями, а иногда встревал в драки.

В школе, куда Юрия оправили в семь лет, учителя поголовно жаловались на поведение мальчика, по их словам, он вел себя «словно клоун». Но для Никулина подобная характеристика была комплиментом. Учился парень средне, часто получая замечания на уроках. Он также не мог похвастаться хорошей памятью, заучивание наизусть давалось мальчику с трудом. Исключением были смешные истории и диалоги, которые Юрий разучивал, играя в местном драматическом кружке. Руководителем театрального кружка был его отец, который приложил немало усилий, чтобы раскрыть комедийный талант сына.

После седьмого класса многие дети ушли в разные спецшколы. Никулин мечтал поступить в военную спецшколу, куда пошел его друг, но родители посчитали, что этот вариант не подходит сыну с его веселым и бесшабашным характером. Тем не менее, Юрию все же пришлось покинуть родную, образцовую школу и перейти в учебное заведение по соседству, которое он окончил в 1939 году.


Сразу после школы Никулина призвали в армию на долгих семь лет. В ноябре 1939 года Юрий Никулин попал в 115-й зенитно-артиллерийский полк. В период советско-финской войны его батарея защищала подступы к Ленинграду под Сестрорецком. Когда началась Великая Отечественная, будущий актер воевал там же, недалеко от Ленинграда. В 1943 году заболел воспалением легких и был направлен в госпиталь в городе на Неве, а после выписки был контужен во время одного из авианалетов. Затем Никулина направили в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. Демобилизован в 1946 году в звании старшего сержанта.


Никулин награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». В последний год службы артист занимался исключительно творческой самодеятельностью по приказу капитана: сначала он был тренером футбольной команды, однако после провальной игры был освобожден от этой работы, позже занялся постановками и концертами.


Никулин решил поступить во Всесоюзный государственный институт кинематографа. Он сделал несколько фотографий и стал разучивать отрывки из произведений, чтобы произвести впечатление на приемную комиссию. Однако на экзаменах Юрию сказали, что несмотря на его талант и артистичность, он не подходит для кино. Такая же участь постигла артиста и в театральных институтах. Тогда Никулин был вынужден подать документы в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре.

Цирк

Впервые Юрий Никулин вышел на манеж цирка 25 октября 1948 года вместе с Борисом Романовым для исполнения репризы «Натурщик и халтурщик».

В 1949 году Никулин стал клоуном цирка. Первое время он выступал в качестве ассистента популярного клоуна Карандаша, а позже стал работать в паре с комедиантом и акробатом Михаилом Шуйдиным. Юрий выступал на арене цирка более тридцати лет, совмещая работу со съемками в кино. В 1981 году его повысили до главного режиссера, а год спустя он занял место директора. Под его руководством Московский цирк процветал, для него было построено новое, более современное здание. Всего в стенах родного развлекательного заведения артист проработал около пятидесяти лет.


С 1969 года артист стал публиковать свои произведения. Его дебютным произведением стала книга в соавторстве с Рудольфом Славским и «Искусство клоунады». Позже он издал автобиографию в виде многочисленных историй из жизни под названием «Почти серьезно...».

Юмористический талант Никулина пригодился ему и на телевидении, где с 1993 года по 1997 год он был ведущим телепрограммы «Белый попугай» на телеканале «ОРТ».

В 1996 году актер основал благотворительный фонд «Цирк и милосердие», целью которого была помощь молодым артистам цирка, а также артистам, которые посвятили всю свою жизнь развлечению людей.

Фильмы

В кино Юрий Никулин попал благодаря цирку. В 1958 году для съемок картины «Девушка с гитарой» режиссеру Александру Файнциммеру потребовался комедийный персонаж пиротехника, которого и сыграл талантливый цирковой артист. Несмотря на незначительность роли, актер пришелся зрителям по душе, они запомнили веселого и смешного парня. Это и стало решающим фактором в карьере Никулина. Ему предложили сыграть ещё несколько схожих ролей в фильмах «Неподдающиеся» и «Яша Топорков».


Талант актера заметили не только режиссеры кино, но и театральные руководители. Сам режиссер пригласил Юрия в свой «Малый Театр», но артист отказался, мотивируя тем, что начинать карьеру актера в сорок лет неразумно. Тем не менее, Никулин продолжал играть в кино небольшие роли.

Следующая картина с его участием, короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс», стала для актера судьбоносной. Соглашаясь на съемки в образе Балбеса, Никулин и не подозревал, что эта роль сделает его знаменитым. Вышедшая в 1961 году лента была очень благосклонно принята зрителями и критиками, мгновенно став легендой. Картина получила номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Юрий стал звездой экрана, люди толпами шли в цирк, чтобы вновь насладиться игрой талантливого артиста. Подобный успех открыл двери в множество других кинопроектов: комедию «Человек ниоткуда», а позже - серьезную ленту «Когда деревья были большими», где актер смог показать свои драматические таланты, отойдя от образа комедийного персонажа.


Легендарная троица

Однако зрителю Юрий Никулин запомнился именно благодаря многочисленными комедийный ролям. В 1961 году вышел полнометражный фильм о приключениях полюбившегося зрителям трио , Балбеса и «Самогонщики». Лента пользовалась невероятным успехом у зрителей и вскоре стала культовой. и известность Никулина росла с каждым новым фильмом серии. В 1965 году свет увидел продолжение фильма - «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», где Юрий сыграл полюбившегося зрителям персонажа Балбеса.

Не менее популярными были образы драматических, серьезных героев, которых актер воплощал в кино. В 1964 году на экраны вышел культовый фильм «Ко мне, Мухтар!» с Никулиным в роли младшего лейтенанта Глазычева. Чтобы достоверно сыграть роль, актер несколько раз сопровождал реальную милицию и наблюдал за их работой, он также часто бывал в питомнике, чтобы собаки, исполняющие роль Мухтара, могли привыкнуть к нему. Сразу же после выхода картина стала культовой, а кличка для пса «Мухтар» стала одной из самых популярных на территории Советского Союза.

В 1968 году свет увидела картина «Бриллиантовая рука» режиссера , благодаря которому Никулин стал живой легендой советского кино. Сценарий и образ Семена Горбункова писали специально под Юрия, в съемках также задействовали его жену и сына. И несмотря на довольно прохладные отзывы советских критиков, фильм был более чем радушно принят зрителями, став одной из успешнейших картин советского проката.

В 1971 году Юрий Никулин сыграл с , и в еще одной всенародно любимой комедии «Старики-разбойники» Эльдара Рязанова. По сюжету ленты не желающие уходить на пенсию друзья затевают «преступление века», чтобы сохранить работу.

Из последних серьезных работ следует отметить драму "Чучело", где Никулин сыграл дедушку главной героини в исполнении юной . В кино Никулин снимался вплоть до 1983 года. Одной из последних его комических ролей стал персонаж юмористического киножурнала «Ералаш» дядя Юра.

Особняком стоят роли Никулина в фильмах о войне. Юрий Никулин снялся в фильме «Они сражались на родину» . Также Никулин сыграл военного журналиста Лопатина в картине «Двадцать дней без войны» режиссера -старшего. Изначально руководство Госкино не желало приглашать на эту роль Юрия Никулина, что привело в ярость автора одноименной книги Константина Симонова, слово которого было значимым. Симонов заявил, что видит в этой роли только Никулина. Так Юрий Владимирович был утвержден.


Юрий Никулин в последние годы

В 2016 году на Первом канале вышел документальный фильм, посвященный любимому многими поколениями актеру «Великий смешной». В нем сын Юрия Владимировича Максим рассказал о многих событиях в биографии отца, о которых неизвестно широкой публике. Максим Юрьевич, в частности, поведал о том, что многих смешных эпизодов из любимых комедий могло бы не быть, если бы не придуманные на ходу шутки отца. Таким образом родилась сцена «Ты что, глухонемой что ли?» - «Да» из всеми любимой комедии «Бриллиантовая рука».

Кстати, по словам сына, отношения в знаменитой троице – Юрий Никулин, – не были идеальными, поскольку более популярному Никулину немного завидовали. Подтверждением большей популярности Никулина служит тот факт, что Леонид Гайдай лишь его одного взял в «Бриллиантовую руку». В фильме Никулин сыграл с другими великими советскими актерами – Андреем Мироновым и . Более того, роль Семена Семеновича Горбункова писалась специально под Никулина, а сам режиссер ценил актера за потрясающие импровизации и рождение шуток прямо во время съемок.

Юрий Владимирович запомнился не только ролями в кино, но и песнями. Можно без преувеличения утверждать, что «Песню про зайцев», «Если б я был султан» и «Постой, паровоз..» знает вся страна. Также не утихают страсти по поводу того, какой национальности был Юрий Никулин. Существует точка зрения, что Юрий Владимирович по причине своей внешности может быть евреем. В одном из своих интервью он даже обмолвился, что однажды «отказался уезжать в Израиль».

Личная жизнь

Со своей будущей женой Татьяной Покровской Юрий познакомился в 1949 году во время цирковых репетиций. Никулин пригласил девушку на свое выступление, во время которого был травмирован. Татьяна очень переживала за самочувствие артиста и навещала его в больнице каждый день. Спустя полгода они сыграли свадьбу. Девушка также стала работать в цирке вместе со своим супругом.


Юрий Никулин с женой и сыном

В 1956 году у них родился . Вместе семья Никулиных снималась в нескольких фильмах, а со временем сын продолжил дело родителей и стал работать в цирке. В семье единственного сына Юрия Никулина Максима – трое детей. Всех своих внуков великий актер и клоун застал при жизни – Марию (1981), Юрия (1986) и Максима (1988). В 2009 году у тезки деда родился правнук Станислав.

Со своей супругой Татьяной Никулиной Юрий Владимирович прожил вплоть до своей смерти.

Смерть

В 1997 году у Юрия проявились проблемы с сердцем, из-за чего было принято решение сделать операцию. Однако после хирургического вмешательства у актера начались осложнения, а уже 21 августа того же года великий артист Советского Союза скончался.


Похороны состоялись на Новодевичьем кладбище столицы. Никулин Юрий Владимирович похоронен с воинскими почестями. В память о великом артисте на его могиле, а также в разных российских городах установлены памятники и мемориальные доски. Их можно встретить по всей стране – в Иркутске, Курске, Сочи, Хабаровске, и, конечно, в родном Демидове.

В честь великого клоуна назван цирк на Цветном бульваре, в котором значительную часть жизни проработал Юрий Владимирович.

Фильмография

  • Девушка с гитарой
  • Неподдающиеся
  • Пёс Барбос и необычный кросс
  • Когда деревья были большими
  • Самогонщики
  • Ко мне, Мухтар!
  • Операция «Ы» и другие приключения Шурика
  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
  • Бриллиантовая рука
  • 12 стульев
  • Чучело
Актер и цирковой деятель Юрий Никулин – это человек, чье имя навсегда неразрывно связано с советским кинематографом, ставший легендой еще при жизни. Он обладал врожденным талантом смешить людей, а потому чаще всего появлялся на экране в образе комедийных персонажей. Однако драматические роли также отлично давались актеру. Прошло уже много лет с тех пор, как актера не стало, но в сердцах миллионов поклонников он все еще жив – ведь живы его роли в многочисленных фильмах, которые мы пересматриваем – это комедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука , «Андрей Рублев» Андрея Тарковского и многие другие.

Детство и юность

Будущий великий актер появился на свет 18 декабря 1921 года в небольшом городке Демидов Смоленской области. Его отец Владимир Андреевич (1898 г.р.), москвич и юрист по образованию, после революции ушел в армию, служил под Смоленском, где жила его родня. Незадолго до конца службы он познакомился с актрисой местного драматического театра Лидией Ивановной (1902 г.р.). Они поженились, молодой человек устроился в тот же театр актером. Позже он основал мобильный театр «Теревьюм», что значило «театр революционного юмора».


Когда мальчику стукнуло 4, семья переехала в Москву – в 15-й дом Токмакова переулка. Глава семейства занялся литературной деятельностью: писал программы для эстрадных номеров, работал журналистом. Лидия Ивановна не работала, занималась домашним хозяйством. Два раза в неделю Никулины обязательно ходили в театр, после чего беседовали об увиденном.


В 1929 году мальчик отправился в первый класс. Особого интереса к учебе он не проявлял, но с удовольствием играл в школьном драмкружке, которым руководил его отец. На этой сцене Юра получил свой первый актерский опыт. Также он пробовал себя и в писательстве. Однажды написанный им рассказ получил второе место в районном конкурсе. Призом была встреча с Аркадием Гайдаром, но из-за ангины Юра не смог прийти. А когда в 15 лет он увидел фильм «Новые времена» с Чарли Чаплиным , то заболел кинематографом.


В 1939 году Юрий окончил школу, но аттестата зрелости не получил – завалил черчение. Позже он все-таки сдал экзамен, а осенью, согласно указу о всеобщей воинской повинности, ушел в армию.

Жизнь на фронте

Часть, где служил Никулин, располагалась под Ленинградом. Первое время тощий высокий нескладный паренек в шинели не по размеру был причиной всеобщего веселья, но новобранец умел смеяться над собой, поэтому издевки быстро прекратились. Каждую неделю ему приходило множество писем от родителей и другой родни – столько не писали ни одному солдату в роте.


Прошел всего месяц армейской жизни Никулина, как началась Финская война. Юрий написал заявление: «Хочу идти в бой добровольцем». Впереди было 7 долгих лет в солдатских сапогах, шинели, с оружием в руках. В марте 1940 военные действия с северным соседом завершились, но военная подготовка, учения, занятия по политинформации продолжались. А потом наступило 22 июня 1941 года. Первые два года войны Никулин сражался в составе 115-го зенитного-артиллерийского полка, заслужил звание старшего сержанта. После госпитализации из-за воспаления легких его перевели в другой полк, но в новое местно назначения Никулин так и не прибыл – по дороге его контузило разорвавшимся снарядом. Оправившись от травмы, Юрий прибыл в 72-й зенитный дивизион неподалеку от Колпино.

Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как этот страх проявляется. С одними случались истерики - они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне все спокойно.

Только 18 мая 1946 года, через год после окончания войны, Юрий демобилизовался из армии. Воспоминания о голоде, холоде, убитых товарищах. Однако пережитые моменты лишь утвердили его тягу к жизни и решимость в выборе дальнейшего жизненного пути.

Никулин и цирк

После демобилизации Никулин подал документы во ВГИК, однако на финальном этапе получил отказ. Вступительная комиссия сочла его недостаточно красивым для кино и посоветовала поступать в театральное училище. Но ни в ГИТИС, ни в «Щепку» его не взяли, как и в несколько училищ рангом пониже. Он уже было опустил руки, но вспомнил совет, который ему дал во время прослушивания в ГИТИС на тот момент еще начинающий режиссер Анатолий Эфрос, предложивший абитуриенту в случае провала попытать счастья в театральной студии Ногинского театра. Совет помог – руководитель театра Константин Воинов что-то разглядел в Никулине и принял его.


Однако уже в сентябре Юра загорелся новой идеей – его поманил своими яркими огнями цирк. Мама сомневалась – театр казался ей делом куда более благородным, но отец, видевший свое очарование в профессии циркового артиста, дал добро. В цирковую студию при Московском цирке, наставником в которой был знаменитый клоун Карандаш, Никулин поступил без проблем, окончил ее в 1948 году с дипломом клоуна. На «большой арене» он сперва выступал в дуэте с приятелем Борисом Романовым. Первые сценки для юных артистов писал отец Никулина.


Вскоре Романов ушел из цирка. Новым партнером Никулина стал Михаил Шуйдин. Товарищи вместе выходили на сцену на протяжении 30 долгих лет.

Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Миниатюра «Лошадки»

В 1950 году Никулин покинул труппу Карандаша, так как его верный напарник Шуйдин начал конфликтовать с начальником. Оба попросту устали от агрессивного капризного Румянцева, который мог в любой момент сорваться на своих подчиненных. А всего год спустя дуэт вместе со сценкой «Маленький Пьер», написанной отцом Юрия, впервые побывал за границей. По сюжету маленький мальчик-француз расклеивал оппозиционные листовки, а незадачливые полицейские в исполнении Никулина и Шуйдина, его ловили. Успех дуэта выводил из себя их бывшего работодателя.

Первые роли в кино

В 1949 году Никулина пригласили на кинопробы – режиссер Константин Юдин думал утвердить его на роль трусливого немца в свой истерн «Смелые люди». Так клоун впервые побывал на студии «Мосфильм». Но то ли пробы не понравились режиссеру, то ли этого персонажа вырезали из сценария – на этом участие Юрия в проекте Юдина закончилось. А позже он узнал, что на эту роль утвердили Григория Шпигеля.

Дебют Никулина в кино состоялся лишь 9 лет спустя в фильме «Девушка с гитарой», где он исполнил роль горе-пиротехника, чуть не спалившего магазин. Несмотря на совсем небольшую роль, артист хорошо запомнился зрителям. А в 1959-м году актер отметился ролью проходимца Альберта Клячкина в фильме о трудной молодежи «Неподдающиеся». И хотя у него были разногласия с режиссером в видении его героя – один видел Клячкина этаким рубахой-парнем, а другой – флегматичным циником, и в целом этот опыт не понравился начинающему актеру, как вспоминал позже Никулин, на экране все выглядело замечательно.


В 1960 году на актера обратил внимание режиссер Эльдар Рязанов . Никулин приступил к съемкам в его фильме «Человек неоткуда», но из-за бюрократических проволочек производство отложили на год, актеров заменили, персонажа Никулина, неблагополучного молодого человека по имени Проша, отдали Сергею Юрскому .

Знакомство с Гайдаем

Но нет худа без добра. В те дни одно из представлений Никулина посетил Георгий Вицин . Чуть не надорвав живот от смеха, на следующий день он рассказал о талантливом комедианте режиссеру Леониду Гайдаю , снимавшему короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс» о приключениях пса и троицы преступников – Труса, Балбеса и Бывалого. Изначально Балбеса должен был играть Сергей Филиппов, но он уехал на гастроли с театром. Стоило Гайдаю увидеть Никулина, как он тут же произнес: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин – то что надо».


Фильм рассказывал историю браконьеров, надумавших оглушить рыбу динамитом. На их беду с динамитной шашкой решил поиграть пёс, каждый раз приносивший ее обратно троице. После премьеры короткометражки в составе киноальманаха «Совершенно серьезно» троица Вицин – Никулин – Моргунов необычайно полюбилась советскому зрителю, и в 1962 году последовало продолжение «Самогонщики». На этот раз криминальные элементы решили заработать на изготовлении самогона, но появившийся в их лесном домике пес вновь спутал все карты.


В промежутке между короткометражками Гайдая Никулин сыграл главную роль в драме «Когда деревья были большими» и доказал, что способен на драматические роли. Он играл Кузьму Иорданова, спившегося после смерти супруги человека, решившего усыновить сироту. Примечательно, что режиссер картины до этого не видел ни одной роли Никулина, но смотрел его представления в цирке. А в процессе работы над фильмом было решено снабдить Никулина бородой для пущего попадания в образ. Так к своему сорокалетию Никулин, уже завоевавший статус признанной цирковой звезды, стал еще и звездой кинематографа.


После этого последовали второстепенные, но яркие роли: в фильме Александра Митты «Без страха и упрека» он сыграл по сути самого себя – клоуна, в комедии Гайдая «Деловые люди» сыграл грабителя в новелле «Родственные души». Никулин принимал участие в съемках киножурнала «Фитиль» (короткометражка «Влип»).

Юрий Никулин в киножурнале «Фитиль» («Влип»)

После этого предложения о съемках стали поступать цирковому артисту регулярно. Картины «Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Ко мне, Мухтар!», «Бриллиантовая рука», «Семь стариков и одна девушка», «Они сражались за Родину», а также многие другие стали классикой советского кинематографа и до сих пор являются любимыми лентами для миллионов людей во всех уголках бывшего СССР. Благодаря своим ролям в кино Юрий Никулин стал популярен во всех республиках Советского союза, а также получил бессчетное количество самых разных наград, включая звание Народного артиста СССР в 1973.

Никулин в новую эпоху

В 80-е Никулин почти не снимался. Исключением стала школьная драма Ролана Быкова «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте , где актер предстал в образе нелюдимого дедушки главной героини. Последней ролью Никулина в кино стал директор цирка (и закадровый голос) в фильме «Капитан Крокус» 1991 года.


В начале девяностых Юрий Владимирович отметился в качестве телеведущего. В период с 1993 по 1997-й он вел юмористическую передачу «Белый попугай» на канале ОРТ, а также являлся постоянным участником проекта «В нашу гавань заходили корабли».

«Белый попугай» с Юрием Никулиным

Также Юрий Никулин написал несколько автобиографий и выступил как составитель сборников анекдотов. Самые популярные у читателей произведения артиста – мемуары «Почти серьезно» и «Семь долгих лет». Первая книга рассказывает об изнанке кинематографа, вторая – о фронтовых годах актера.

Личная жизнь Юрия Никулина

Первый раз Юрий влюбился еще в школе. Будучи нескладным 13-летним юнцом он так и не решился признаться в своих чувствах запавшей в душу сверстнице. В дальнейшем, в бытность солдатом, у него завязались отношения с девушкой по имени Рита. Она дождалась его с фронта, но как только Юрий сделал ей предложение руки и сердца, призналась, что влюблена в летчика. Надо сказать, что отношения Риты с другим мужчиной не сложились, а с Юрием они до конца жизни поддерживали дружеские отношения.


Зимой 1949 года актер, делавший первые шаги на профессиональной цирковой сцене, познакомился со студенткой Тимирязевской академии Татьяной Покровской, которая была младше артиста на 8 лет. Она увлекалась конным спортом, и одна из лошадей, как раз любимица Татьяны, понадобилась клоуну Карандашу, в подчинении у которого в то время ходил Никулин. На выступлении, которое девушка пришла посмотреть, лошадь проявила норов и затоптала клоуна. Татьяна чувствовала свою вину и в течение месяца регулярно ходила навещать Юрия в госпиталь. Вскоре артист сделал возлюбленной предложение. Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» Юрий Никулин с сыном Максимом (1962 год)

Супруги прожили вместе 47 лет до самой смерти Юрия Владимировича в 1997 году. По воспоминаниям близких, они жили душа в душу, делили на двоих все невзгоды и радости. Татьяна скончалась в октябре 2014 года на 86-м году жизни.


Смерть и память

Изматывающий график подточил здоровье артиста. К 70 годам у него был диабет, проблемы с сосудами и печенью, боли в легких. Летом 1997 года к этому перечню добавилась невыносимая боль в сердце. Обследование показало закупорку главных сердечных сосудов. Актера начали готовить к операции, которая из-за множества осложнений обещала стать нелегким испытанием и для врачей, и для Никулина. Впрочем, на операцию артист шел с легким сердцем.


До какого-то момента шло хорошо, но перед самым финалом произошло то, чего больше всего боялись врачи – сердце народного кумира остановилось. Его удалось запустить, но около получаса Юрий пребывал в состоянии клинической смерти. Полчаса на грани жизни и смерти – начали отказывать внутренние органы. Следующие 16 дней врачи сражались за жизнь Никулина, но 21 августа, в 10 утра, его сердце остановилось навсегда. На панихиду по актеру пришли тысячи людей, включая президента Бориса Ельцина . Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.


В память о великом артисте в разных городах России установлены мемориальные доски и памятники в его честь. В частности таковые можно встретить в Хабаровске, Курске, Иркутске, Сочи и в родном для актера городе Демидове. В его честь назван цирк на Цветном бульваре, с которым долгое время была связана жизнь и судьба актера. Имя Юрия Никулина носит также теплоход, приписанный к порту Ростова-на-Дону.

Юрий Владимирович Никулин (18 декабря 1921, Демидов - 21 августа 1997, Москва). Выдающийся советский и российский актёр, артист цирка (клоун), телеведущий. Участник Великой Отечественной войны. Народный артист СССР (1973). Герой Социалистического Труда (1990).

Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове (бывшее Поречье, ныне Смоленская область).

Отец, Владимир Андреевич Никулин (1898-1964), демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, устроился в драматический театр в Демидове.

Вскоре Владимир Андреевич организовал передвижной театр «Теревьюм» - театр революционного юмора. Сам ставил спектакли и много играл.

В том же театре служила актрисой и его мать, Лидия Ивановна Никулина (1902-1979).

В 1925 году его семья перебралась в Москву.

В столице Владимир Андреевич продолжил заниматься любимым ему делом - писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка. Позднее он устроился работать в газеты «Известия» и «Гудок».

Мать Юрия не работала, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием сына.

Два раза в неделю Никулины посещали театр, возвращаясь домой, горячо обсуждали пьесу, игру актеров. Таким образом, Юрий Никулин уже с детских лет оказался в центре театральной жизни Москвы.

Поначалу он пошел в престижную школу. В ней его отец вел драматический кружок. Участвовал в нем и Юрий. Под руководством Владимира Андреевича ученики ставили отрывки из самых различных пьес, начиная от детских и заканчивая классикой. Так в «Детстве» Максима Горького Юрий играл самого Пешкова.

После окончания седьмого класса, когда стали отбирать лучших учеников в восьмой, Юрия, несмотря на заслуги перед школой отца, решили не оставлять - плохо учился.

Поэтому доучивался Юрий уже в самой обычной средней школе № 346. Как он сам писал в книге мемуаров «Почти серьёзно...», «в нашу 346-ю обыкновенную школу, куда я перешёл, никакие делегации не приезжали, не приходили к нам и писатели, артисты не устраивали для нас концерты».

Впрочем, сам он был очень рад переходу в новую школу: «В ней учились ребята из нашего двора. Теперь я, как и все, мог перелезать через забор, сокращая путь от дома к школе».

8 ноября 1939 года после окончания средней школы был призван в Красную армию, служил в 115-м зенитно-артиллерийском полку. Во время советско-финской войны зенитная батарея, где он служил, находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к Ленинграду.

Юрий Никулин - 1940 год

В Великую Отечественную войну воевал под Ленинградом. Весной 1943 года заболел воспалением лёгких и был отправлен в ленинградский госпиталь, а сразу после выписки оказался контужен во время авианалёта на Ленинград.

(третий слева в верхнем ряду)

После выписки в августе 1943 года Никулин был направлен в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. Был демобилизован в мае 1946 года в звании старшего сержанта.

За время войны был награждён медалями «За отвагу» (первоначально был представлен к ордену Славы III степени), «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

После окончания войны пытался поступить во ВГИК и театральные институты, куда его не приняли, так как комиссии не обнаруживали в нём актёрских способностей.

В конце концов, поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Закончив обучение, стал работать ассистентом вместе с необычайно тогда популярным клоуном Карандашом.

25 октября 1948 года произошло его первое самостоятельное выступление на манеже цирка. Выступал он вместе со своим напарником Борисом Романовым, а репризу подготовил его отец.

Работая у него, Юрий Никулин познакомился с Михаилом Шуйдиным. Вместе с Карандашом Никулин и Шуйдин неоднократно ездили на гастроли по стране и набирались циркового опыта. Никулин проработал с Карандашом два с половиной года, после чего в 1950 году Шуйдин и Никулин вместе ушли от Карандаша из-за рабочего конфликта.

Начав работать самостоятельно, они составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин, хотя по характеру артисты были совершенно разные.

Никулин перестал выступать, когда ему исполнилось 60 лет, в 1981 году, и перешёл на должность главного режиссёра цирка на Цветном бульваре.

С 1982 года Никулин - директор цирка. При нём для цирка было построено полностью новое здание, открытие которого произошло в 1989 году.

Всего строительство продолжалось четыре года. Строительство цирка вела финская строительная фирма «Polar», о чём сам Никулин пишет в своей книге «Почти серьёзно».

Юрий Никулин - Бревнышко

Юрий Владимирович проработал в родном цирке 50 лет.

Юрий Никулин - Анекдоты

В 1958 году Юрий Никулин впервые снялся в кино. В то время режиссер Файнциммер приступал к съемкам музыкальной комедии «Девушка с гитарой» по сценарию Владимира Полякова и Бориса Ласкина. На один из эпизодов никак не могли найти подходящего актера. Вот тогда Владимир Поляков и предложил попробовать Никулину. Тот первоначально отказался. Артист еще помнил, как ему когда-то заявили, что он не годится для кино. Однако потом он все-таки изменил свое решение. Никулину досталась роль пиротехника.

На успешный дебют Никулина обратил внимание другой режиссер с «Мосфильма» - Юрий Чулюкин. Он предложил артисту роль пройдохи Клячкина в своей комедии «Неподдающиеся». В процессе съемок в фильм вошло столько комических эпизодов (в том числе и с участием Никулина), что он превратился в комедию «Неподдающиеся».

Вскоре Юрий Никулин был приглашен на главную роль в его новой картине «Человек ниоткуда» . В этом же фильме должен был сниматься знаменитый актер . Он и сделал Никулину неожиданное предложение: перейти работать из цирка в Малый театр. Предложение выглядело заманчивым, но Никулин все же отказался. «Если бы это случилось лет десять назад, то я пошел бы работать в театр с удовольствием. А начинать жить заново, когда тебе уже под сорок, - вряд ли имеет смысл» , - ответил он.

Едва начавшиеся съемки комедии «Человек ниоткуда» внезапно были приостановлены. Что-то в сюжете картины не устраивало руководство киностудии, и фильм отложили до лучших времен. Вернулся к нему Рязанов только через год, но теперь уже на главные роли он пригласил других актеров - Сергея Юрского и Юрия Яковлева. Никулину же достался лишь маленький эпизод.

Знаменитым на всю страну Юрий Никулин стал в начале 60-х благодаря короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс» . Пригласил его попробоваться в этой картине один из ассистентов режиссера. При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам». Своим же ассистентам он заявил: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин - то, что нужно».

Во всем фильме не произносилось ни слова, все строилось на веселых трюках. Никулина практически не гримировали. По словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы, которыми он так забавно хлопал.

Короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс» вошла пятым фильмом в киноальманах «Совершенно серьезно». Однако именно она принесла успех всему фильму и более того - зажила самостоятельной жизнью. Она породила уникальный эксцентрический феномен трех героев-масок советского кинематографа - Балбеса, Труса и Бывалого, принеся настоящую славу и Леониду Гайдаю, и знаменитой троице: Никулин - Вицин - Моргунов.

Уже спустя несколько месяцев после завершения съемок «Пса Барбоса» Леонид Гайдай вновь использовал их в своей новой короткометражке, которая называлась «Самогонщики» . А идею этого фильма подбросил Гайдаю Юрий Никулин. Дело в том, что в цирке дуэт Никулин - Шуйдин исполнял интермедию с таким названием. Идея режиссеру понравилась, и он вместе с Константином Бровиным сел за сценарий.

Фильм «Самогонщики» вышел на экран в 1961 году и имел огромный успех.

В том же 1961 году Юрий Никулин снялся в одной из лучших своих картин - фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» . Это была первая драматическая роль актера. Никулин сыграл Кузьму Кузьмича Иорданова, который, потеряв во время войны семью, совершенно опустился.

Фильм вышел на экраны страны в 1962 году, вызвав большой успех у зрителей. В судьбе же самого актера фильм имел очень важное значение. Именно после него к Юрию Никулину изменилось отношение режиссеров Они увидели в нем актера, который способен играть не только комические роли типа Балбеса, но серьезные драматические роли.

Юрий Никулин - "Влип" ("Фитиль", 1962)

Успешные работы в кино привели к тому, что Никулина теперь знала вся страна. Даже в цирк зрители теперь ходили на Никулина не как на клоуна, а как на Балбеса из знаменитой троицы. Фильмы с его участием продолжали выходить один за другим. Чаще режиссеры все же использовали комический характер актера.

В 1962 году Леонид Гайдай снял Никулина в роли жулика в картине «Деловые люди» по новеллам О. Генри.

Затем актер появился в лирической комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» и еще в нескольких картинах.

В 1964 году режиссер Семен Туманов предложил Юрию Никулину роль лейтенанта милиции Глазычева в киноповести «Ко мне, Мухтар!» . Первоначально актер было отказался. Роль была очень интересная и серьезная, но Никулин посчитал: «Я же не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!» И все же режиссер смог уговорить актера, тем более что на кандидатуре Никулина настаивал и автор сценария Израиль Меггер. Меггер пришел к этому решению, когда увидел Никулина в картине «Когда деревья были большими».

Во второй половине 60-х годов Юрий Никулин вновь снялся в роли Балбеса в комедиях Леонида Гайдая. Первоначально это была новелла в киноальманахе «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» , а затем знаменитая троица, наконец, появилась в полнометражном фильме «Кавказская пленница» .

Интересно то, что с «Кавказской пленницей» у Гайдая неожиданно возникли трудности. И причиной тому стал Никулин. Актеру не понравился сценарий, и он категорически отказался сниматься. Режиссеру стоило немалого труда уговорить его изменить свое решение. Решающим моментом стало то, что Гайдай пообещал Никулину, что на съемках будет много импровизации и от первоначального сценария мало что останется. В результате «Кавказская пленница» стала лучшей комедией, где снялась троица Никулин-Вицин-Моргунов. Трудно найти человека, который не видел бы этот фильм хотя бы два раза, большинство фраз и эпизодов из фильма «ушли в народ».

В 1966 году, как раз между съемками в «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» Никулин снялся в серьезной драматической роли монаха Патрикея в знаменитой картине «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Правда фильм вышел в прокат лишь спустя пять лет, да и то ограниченным тиражом.

Большой успех ждал Никулина в 1969 году, когда он снялся в веселой, зажигательной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» . Впервые Гайдай доверил актеру роль не жулика, а тихого и скромного экономиста Семена Семеновича Горбункова. Никулин удивительно точно и естественно соединил в роли и искрометный комизм, и иронию, и тонкий лиризм. Партнерами Никулина стали замечательные актеры Андрей Миронов и Анатолий Папанов. В итоге комедию «Бриллиантовая рука» можно по праву считать лучшим фильмом Леонида Гайдая.

В 1970 году Никулин сыграл роль дворника Тихона в комедии «Двенадцать стульев» . А спустя два года Гайдай предложил ему роль управдома Бунши в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Однако цирковое руководство не отпустило Никулина на съемки, и в итоге Буншу сыграл Юрий Яковлев. Сыграл, к слову, замечательно.

Юрия Никулина любил и режиссер Эльдар Рязанов. Еще в 1964 году он очень хотел снять его в роли Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». Актера уже утвердили на роль, но и тогда вмешалось цирковое руководство - актера отправили в длительные зарубежные гастроли. Рязанов отправился жаловаться самому министру кинематографии Алексею Романову, но тому не понравился сценарий, и он отказался помогать картине.

Снять в своей картине Юрия Никулина Рязанову удалось только через семь лет - в 1971 году. Никулину довелось сыграть следователя прокуратуры Мячикова в комедии «Старики-разбойники» .

В 1974 году Сергей Бондарчук доверил Никулину роль солдата Некрасова в фильме «Они сражались за Родину» . Стоит отметить, что Бондарчук еще в начале 60-х собирался снять Никулина в картине «Война и мир» в роли капитана Гушина, но цирк в который раз встал поперек. Он же не отпустил актера на съемки фильма Бондарчука «Ватерлоо», где Никулин должен был сыграть английского офицера.

В 1975 году на драматическую роль военного журналиста Лопатина в фильме «Двадцать дней без войны» Никулина пригласил режиссер Алексей Герман. Причем это приглашение далось режиссеру нелегко. Многие на киностудии были категорически против этой кандидатуры, но конфликт разрешил Константин Симонов, по книге которого фильм снимался: он одобрил выбор режиссера.

В 80-е годы Юрий Никулин снимался в кино очень мало. Зато именно в эти годы им была сыграна замечательная драматическая роль деда Лены Бессольцевой (Кристина Орбакайте) в картине Ролана Быкова «Чучело» .

Болезнь и смерть Юрия Никулина:

В конце июля 1997 года Никулину внезапно стало плохо, и он обратился к врачам. Осмотр выявил серьезные проблемы с сердцем. Нужна была срочная операция, которую могли сделать либо в Москве, либо за границей. Место выбирал сам артист, назвавший имя А. Бронштейна.

Операция состоялась 5 августа 1997 года. Обычно такие операции длятся минут 20-30. Но в самый последний момент у Никулина закрылся сосуд, и произошла остановка сердца. Врачам ценой огромных усилий удалось вновь его «завести».

После этого было принято решение продолжить операцию, поскольку без этого актер был обречен на смерть. Однако цена этого оказалась слишком высокой: пока Никулин находился в состоянии клинической смерти, у него пострадали все органы - печень, почки, мозг. Борьба за жизнь Никулина продолжалась 16 дней. И все эти дни центральная пресса чуть ли не ежечасно сообщала о состоянии здоровья любимого артиста. До этого ни один российский гражданин (со времен Сталина) не удостаивался такого внимания.

Для спасения Никулина были предприняты беспрецедентные усилия: известнейшие специалисты страны находились рядом с ним днем и ночью, использовались лучшие в мире медикаменты и самая совершенная аппаратура. Однако чуда не произошло - 21 августа в 10 часов 16 минут утра сердце Никулина остановилось.

Юрий Владимирович Никулин похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

Памятник Никулину на Новодевичьем кладбище

Личная жизнь Юрия Никулина:

В 1949 году Юрий Никулин познакомился с девушкой . Вскоре она стала его женой.

Вот что она сама рассказывает об этой встрече: «Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне - очень смешной жеребенок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на «Скорой» в Склифосовского. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать... А через полгода мы поженились...» .

Юрий Никулин и жена Татьяна

Юрий Никулин с мамой, женой Татьяной и Ниной Гребешковой

Татьяна Николаевна Никулина (14 декабря 1929 - 26 октября 2014, Москва) тоже снималась в кино, работала артисткой цирка до 1981 года. В 2002 году была награждена орденом Почёта.

Юрий Никулин с сыном Максимом

Максим Никулин окончил журфак, долго работал на радио, потом на телевидении вел программу «Утро». Однако затем перешел на работу в дирекцию цирка на Цветном бульваре, который отныне носит имя его отца.

У Максима Юрьевича трое детей: Мария (род. 1981), Юрий (род. 1986) и Максим (род. 1988).

Близкими друзями Юрия Никулина были , Леонид Гайдай и самая крупная в СССР иностранная звезда - индийский актёр и режиссёр Радж Капур.

Фильмография Юрия Никулина:

1958 - Девушка с гитарой - пиротехник
1959 - Неподдающиеся - Василий Клячкин
1960 - Яша Топорков - Проша
1960 - Мёртвые души - Официант (нет в титрах)
1961 - Пёс Барбос и необычный кросс - Балбес
1961 - Человек ниоткуда - старшина милиции
1961 - Когда деревья были большими - Кузьма Кузьмич Иорданов
1961 - Друг мой, Колька! - Вася
1961 - Самогонщики - Балбес
1961 - Укрощение строптивой - руководитель церковного хора мальчиков
1962 - Деловые люди (новелла «Родственные души») - грабитель
1962 - Молодо-зелено - шофёр Николай
1963 - Без страха и упрёка - клоун в цирке
1963 - Большой фитиль - Петя-Петушок, вор-домушник
1964 - Ко мне, Мухтар! - Глазычев
1965 - Операция «Ы» и другие приключения Шурика - Балбес
1965 - Дайте жалобную книгу - продавец
1965 - Фантазёры - человек на пляже
1965 - Маленький беглец - камео
1966 - Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика - Балбес
1966 - Андрей Рублёв - Патрикей
1968 - Бриллиантовая рука - Семён Семёныч Горбунков
1968 - Семь стариков и одна девушка - Балбес
1968 - Новенькая
1970 - Денискины рассказы - камео
1971 - Старики-разбойники - Николай Сергеевич Мячиков
1971 - Телеграмма - Фёдор Фёдорович
1971 - 12 стульев - дворник Тихон
1972 - Точка, точка, запятая - папа Лёши
1975 - Они сражались за Родину - рядовой Некрасов
1976 - Приключения Травки - клоун Чичимори
1976 - Двадцать дней без войны - Василий Николаевич Лопатин
1976 - мф Бобик в гостях у Барбоса (мультфильм) - Бобик/Дедушка
1979 - Тут... недалеко - приезжий
1982 - Не хочу быть взрослым - клоун на телевидении
1983 - Чучело - Николай Николаевич Бессольцев, дедушка Лены
1983 - Киножурнал «Ералаш», выпуск № 38 - дядя Юра
1989 - Цирк для моих внуков
1991 - Капитан Крокус и тайна маленьких заговорщиков - текст от автора.

Памятник Бывалому, Трусу и Балбесу в Хабаровске

♦ В память о Ю. Никулине названа малая планета (4434) Никулин, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Журавлёвой 8 сентября 1981 года.

♦ В сентябре 2000 года недалеко от здания цирка, в котором более 50 лет работал Ю.Никулин, появился памятник работы скульптора Рукавишникова, изображающий актёра рядом с автомобилем из фильма «Кавказская пленница».

Памятник Никулину возле цирка на Цветном бульваре

♦ У здания цирка в Тюмени арена с тремя клоунами Ю. Никулиным, Карандашом и Олегом Поповым.

♦ Московский цирк на Цветном бульваре носит имя Ю. В. Никулина.

♦ В 2010 году в Перми появился памятник «Гайдаевской тройке» напротив кинотеатра «Кристалл».

♦ В 2011 году на родине артиста в городе Демидове Смоленской области был открыт памятник.

♦ В ноябре 2011 года в Курске, перед зданием цирка, установлен памятник клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину.

♦ В 2011 в Сочи у здания морпорта установлена скульптурная экспозиция, изображающая кадры из фильма «Бриллиантовая рука» (фильм частично снимался в Адлере и Сочи). В экспозиции представлены А.Миронов, А.Папанов, Ю.Никулин, актриса Нина Гребешкова, играющая роль жены в фильме и мальчик в роли сына.

♦ В 2012 году в Иркутске около здания цирка появился памятник Леониду Гайдаю и «Гайдаевской троице».

♦ Московская школа-интернат № 15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, циркового профиля с 2001 года носит имя Юрия Владимировича Никулина. 20 декабря 2006 года к 85-летию со дня рождения артиста и к 10-летию школы-интерната был открыт Мемориальный музей Ю. В. Никулина.


Надгробный памятник (вид 1)
Памятник в Москве
Памятник в Москве (фрагмент)
Надгробный памятник (вид 2)
Памятник в Демидове


Никулин Юрий Владимирович – советский цирковой артист, киноактёр, директор и художественный руководитель Московского государственного цирка на Цветном бульваре, народный артист СССР.

Родился 18 декабря 1921 года в городе Демидов Демидовского уезда Смоленской губернии (ныне – Демидовского района Смоленской области). В 1925 году переехал с родителями в Москву. После окончания десятого класса средней школы, в 1939 году, Никулина призвали в армию. В звании рядового он участвовал в двух войнах: Финской (1939-1940) и Великой Отечественной (1941-1945). В 1946 году Никулин демобилизовался. Старший сержант.

После безуспешных попыток поступить во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) и Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) поступил в студию разговорных жанров при Московском цирке, которую окончил в 1949 году. В конце 1940-х начал выступать в группе клоунов под руководством М.Н.Румянцева, более известного под именем Карандаш, в Московском государственном Цирке. Многолетним партнёром Никулина по клоунскому дуэту был М.Н.Шуйдин.

Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье. Виртуозно разработанная маска (за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа) позволяла Никулину работать в самом трудном жанре клоунады – лирико-романтических репризах. На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто.

В клоунском образе Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность. За свою долгую жизнь на арене Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали «Маленький Пьер», Пипо и миллионер в цирковых представлениях «Карнавал на Кубе» и «Трубка мира», Бармалей в новогоднем детском представлении. Одна из самых знаменитых жанровых сценок – легендарное «бревно». Со своей будущей супругой Татьяной Никулин познакомился во время представления. Позже она не раз работала в качестве его «подсадной утки».

Одной работы на манеже было бы достаточно для того, чтобы имя Никулина навсегда вошло в историю российского искусства. Однако многогранность его дарования позволила Никулину реализоваться и в других жанрах. Он снимался в фильмах, играя как ярко комедийные, так и драматические, и поистине трагические роли. Собственно, его работа в кинематографе как бы раскрывала, разворачивала те многочисленные грани человеческой натуры, которые в «конспективном» виде были заложены в цирковой маске.

В 1958 году Никулин впервые снялся в кино, в эпизодической, но эффектной роли в комедии «Девушка с гитарой». В следующем году сыграл роль пьяницы и тунеядца в комедии «Неподдающиеся». Однако этапным годом для карьеры Никулина-киноактера становится 1961 год. Он снялся в поставленной режиссёром Л.И.Гайдаем новелле «Пес Барбос и необычный кросс» киноальманаха «Совершенно секретно», которая породила легендарное комическое трио – Трус (Г.М.Вицин), Балбес (Никулин) и Бывалый (Е.А.Моргунов).

В том же году Никулин снялся в кинокартине режиссёра Л.А.Кулиджанова «Когда деревья были большими», раскрывающей необычайно высокие драматические способности актёра. Роль Кузьмы Кузьмича Иорданова позволила Никулину показать сложнейший человеческий характер, к тому же претерпевающий столь же сложную трансформацию на экране – от моральной деградации до возвращения чувства собственного достоинства и обретения радости труда, способности любить. Фильм «Когда деревья были большими» по праву считаются одной из лучших российских кинокартин.

В последующих работах Никулин успешно чередовал комические образы с драматическими. «Маска» Балбеса была использована актёром в пользовавшихся феноменальным успехом у советского зрителя фильмах Л.И.Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и «Кавказская пленница» (1966). Образы трогательных, добрых и обаятельных чудаков созданы Никулиным в киноленте того же Л.И.Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968) и фильме Э.А.Рязанова «Старики-разбойники» (1971). Простота и убедительность актёрского стиля Никулина, работавшие на сто процентов в цирке и кинокомедии, сыграли также огромную роль в его драматических киноработах. В фильме «Ко мне, Мухтар!» (1965) Никулин создал образ честного и открытого сотрудника угрозыска, берущего «на воспитание» служебную собаку.

Необыкновенно сложный образ монаха Патрикея был раскрыт актёром всего за несколько минут экранного времени в этапной для мирового кино картине А.А.Тарковского «Андрей Рублев» (1966, вышел на экраны в 1971). Любопытно, что у Никулина был чрезвычайно плотный график на съёмках фильма «Андрей Рублев», каждый вечер после завершения съёмочного дня он спешил в цирк. В эпической экранизации незаконченного романа М.А.Шолохова «Они сражались за Родину» (1976) образ, созданный Никулиным, был недостаточно раскрыт режиссёром С.Ф.Бондарчуком (игравшем главную роль), несмотря на то, что Никулин был единственным фронтовиком из актёров, сыгравших в фильме. Уделив на экране слишком много времени своему герою, С.Ф.Бондарчук упустил возможность создать полноценный характер из работы Никулина в роли рядового. Тем не менее, это сильная роль, однако она могла стать актерским шедевром.

Когда режиссёр А.Ю.Герман пригласил Никулина сыграть в его кинокартине по роману К.М.Симонова «Двадцать дней без войны» (1976) роль журналиста Лопатина, то встретил сильное сопротивление со стороны начальства и партии. Но всё же, кандидатура Никулина была утверждена. В результате был создан один из самых сложных и лучших кинохарактеров Никулина-актёра, использовавшего для создания образа свои фронтовые воспоминания.

Всего Никулин снялся более чем в сорока фильмах, среди неупомянутых: «Иван Рыбаков», «Самогонщики», «Человек ниоткуда», «Друг мой, Колька!», «Укрощение строптивой» (все – 1961), «Молодо-зелено» (1962), «Без страха и упрёка», «Деловые люди», «Большой фитиль» (все – 1963), «Дайте жалобную книгу», «Фантазёры» (оба – 1965), «Маленький беглец» (1966), «Семь стариков и одна девушка», «Новенькая» (оба – 1968), «Телеграмма», «Двенадцать стульев» (оба – 1971), «Точка, точка, запятая» (1972), «Приключения Травки» (1976), «Тут… недалеко» (1979), «Не хочу быть взрослым» (1982), «Чучело» (1983), «Капитан Крокус» (1991).

В 1981 году Никулин перестал работать на манеже Московского Цирка, а двумя годами позже стал его руководителем.

Указом Президента СССР от 27 декабря 1990 года за большие заслуги в развитии советского циркового искусства и активную общественную деятельность директору и художественному руководителю Московского государственного цирка на Цветном бульваре Никулину Юрию Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Всю жизнь Никулин собирал и любил рассказывать анекдоты. И это в определенном смысле тоже является отражением «цирковой» природы артиста: ведь любая клоунская реприза – это, в сущности, разыгранная короткая история с неожиданным концом, то есть, анекдот. Он опубликовал в ряде изданий популярные «анекдоты от Никулина» и выступил в 1990-х годах на телевидении в качестве ведущего юмористической передачи «Белый попугай».

Жил в городе-герое Москве. Скончался 21 августа 1997 года в больнице вследствие осложнений после операции на сердце. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (14.02.1980; 27.12.1990), орденами Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (21.02.1986), «Знак Почёта» (04.11.1967), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (11.12.1996), медалями, в том числе «За отвагу» (18.07.1945) и «За трудовую доблесть» (9.10.1958).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970, за ряд комедийных ролей в кино), премии кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Премия президентского Совета за творческую карьеру» (1995).

В Москве и Демидове установлены памятники Ю.В.Никулину.