Что нужно знать об Организации Варшавского договора. Какие страны вошли в организацию варшавского договора

Здравствуйте уважаемые.
Решил открыть новую тему и вспомнить об организации, которая противостояла Блоку НАТО - это так называемая Организация Варшавского Договора (ОВД), или просто Варшавский Договор. Этот договор подписан 14 мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе, между СССР, Народной Социалистической Республикой Албания (НСРА), Наробной Республикой Болгарией (НРБ), Венгерской Народной Республикой (ВНР), Польской Народной Республикой (ПНР), Социалистической Республикой Румынией (СРР), Чехословацкой Социалистической Республикой (ЧССР) и Германской Демократической Республикой (ГДР).

Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет, но 1 июля ​1991 года в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора.


В середине 80-х (когда я собственно говоря впервые начал интересоваться этой темой) численность Вооруженных Сил Организации Варшавского Договора на 1985 год составила монструозные 7 562 987 военнослужащих. Понятно, что большая часть была из них воинами из СССР, но и остальные союзники имели немаленькие армии. В те года главнокомандующим Объединёнными вооружёнными силами стран-участниц Варшавского договора был маршал Советского Союза В.Г. Куликов, а начштаба генерал армии А.И. Грибков.

Постоянно проводились совместные командно-штабные и войсковые учения и манёвры. Учения проводились на территории всех входящих в ОВД стран. Их было очень так немало: Влтава (1960), Штурм (1961), Стрела (1961), Буря (1962), Тайфун (1963), Квартет (1963), Октябрьский штурм (1965), Печора (1965), Молдавия (1966), Влтава (1966), Манёвр (1967), Родопы (1967), Днепр (1967), Шумава (1968), Неман (1968), Север (1968), Бёмервальд(1968), Весна (1969), Одра — Ниса ​(1969), Зенит (1970), Братство по оружию (1970), Двина (1970), Океан (1970), Висла — Эльба (1971), Осенний штурм (1971), Неман (1971), Молния (1971), Юг (1971), Опал (1971), Весна (1972),Зенит (1972), Пролив (1972), Щит (1972),


Балтика (1972), Эфир (1972), Весна(1973), Запад (1973), Турнир (1973), Восток (1974), Амур (1975), Весна (1975), Океан (1975), Удар (1975), Закавказье (1975), Щит (1976), Авангард (1976), Вал (1977), Запад (1977), Атлантика (1978), Березина (1978), Кавказ (1978), Восток (1979), Океан (1979), Крым(1979), Юг (1979), Щит ​(1979), Юг (1980), Весна (1980), Братство по оружию (1980), Карпаты (1980), Союз (1981), Запад (1981), Дукла (1982), Дружба (1982), Центр(1982), Щит (1982), Влтава (1982), Балтика (1982), Океан (1983), Союз (1983), Щит (1983), Дружба (1983), Щит (1984), Дружба (1984), Юг (1984), Запад (1984), Лето (1984), Эксперимент (1984), Восток (1984), Саранча (1984), Юг (1985), Дружба (1985), Запад (1985), Зенит(1985), Кавказ (1985), Рубин (1985), Bordkante (1985—1988), Авангард (1986), Заслон (1986), Дозор (1986), Гранит (1986), Дружба (1986), Земля (1986), Орион (1986), Атрина (1987), Щит (1988), Осень (1988), Гоже-Поречье (1989), Бегемот ​(1989), Барановичи (1990), Учения на полигоне Широкий Лан» (1990), Бегемот-2 (1991).


Самыми крупными и известными были «Днепр-67» (о них писал в своей книге В. Суворов-Резун), «Запад-81» и «Щит-82». Ну и конечно же, не будем забывать и об участии войск организации в Венгерском восстании 1956 года и Операции «Дунай» 1968.

В рамках Варшавского договора была заложена следующая система руководящих органов военного управления: Политический консультативный комитет (ПКК) - высший политический орган ВД, Объединенное командование во главе с главнокомандующим Объединенными вооруженными силами и заместителями по странам, штаб ОВС, Комитет министров обороны (КМО), Военный совет ОВС ВД, Технический комитет (Техком ОВС ВД).


Главное командование и штаб ОВС ГУВД в своей практической работе руководствовались "Положением об Объединенных вооруженных силах и органах управления на военное время". Объединенные ВС включали в себя Сухопутные войска, Войска ПВО (как единую систему ПВО ГУ ВД), Военно-воздушные силы, объединенные Балтийский и Черноморские флоты.
Войска стран Варшавского Договора представляли были боеспособны и мощны, хотя, справедливости ради их возможности и мощь разнились в зависимости от конкретной армии.

Хотя вообще много внимания уделялось оснащенности армий восточноевропейских стран. В общем, формально говоря (потому что была и советская система - Северная, Центральная, Южная и Западная Группа войск) они делились на «северную группу»: ГДР, ПНР, ЧССР. - и «южную группу»: НРБ, ВНР и СРР. Албания в 1961 году вышла из блока. Армии стран северной группы были лучше оснащены и в силу географического положения стран, были призваны сыграть заметную роль в предполагаемом конфликте.Так, польская армия, в соответствии с планами командования ОВД, должна была в случае конфликта с НАТО во взаимодействии с советскими войсками и армией ГДР развивать наступление в северных районах ФРГ, а потом разделиться: северная группировка продолжала бы наступление на Данию, южная - через Нидерланды и Бельгию к французской границе. У Чехословацкой народной армии были более скромные задачи - она вместе с советскими и венгерскими войсками выдвигалась на территорию соседних Австрии и Баварии. Выход войск ОВД к Рейну был запланирован к концу второй недели наступления.

С южанами было сложнее. Намного. У венгров и особенно у болгар были слабые армии, а вот с Румынией вообще все было непросто. Чаушеску всегда вел свою политику, и в его лояльности немало сомневались.
Важным этапом было введение единой систему унификации управления и вооружения. Можно сказать о неком стандарте Варшавского Договора на основе, прежде всего советского оружия. Так, к примеру, основу группировок зенитных ракетных войск (ЗРВ) составляли комплексы средней и малой дальности: С-75, "Круг", "Куб", "Бук", "Оса", С-125, "Стрела-1", ЗСУ-23-4, "Шилка, ЗСУ-57-2, ПЗРК "Стрела-2", дальнего действия С-200 и многоканальные ЗРС С-300. Плюс чехословацкие ЗСУ-40 (Чехословакия). Истребительная авиация на вооружении имела сверхзвуковые ракетоносные истребители-перехватчики типа МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29. Большую службу в подготовке летного состава сыграли самолеты типа Л-29/39 также чехословацкого производства.

Однако, основной упор в ОВД делался на бронетанковые силы. Танковый парк армий стран Варшавского Договора был огромен. По некоторым оценкам он насчитывал 53000 советских танков и еще около 12000-15000 восточноевропейских танков. Хотя, справедливости ради, большую долю составляли старые машины Т-54А и Т-55. Но при этом, ПНР и ЧССР выпускали по лицензии современный Т-72. Но это уже я забежал немного вперед:-)

Для начал хватит- а о каждом конкретном участнике ОВД, мы с Вами поговорим в следующий раз.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

- (Warsaw Pact) (офиц. назв. Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи), договор о воен. союзе между странами со циалистич. лагеря. Подписан в 1955 г. Албанией (вышла в 1968 г.), Болгарией, Чехословакией, Германской Демократической … Всемирная история

- (Warsaw Pact) (официальное название – Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи), Организация Варшавского Договора создана в мае 1995 г. в ответ на перевооружение Федеративной Республики Германии и ее вступление в НАТО (NATO).… … Политология. Словарь.

Организация Варшавского договора Штаб квартира … Википедия

1955 (о дружбе сотрудничестве и взаимной помощи), подписан 14 мая в Варшаве Албанией (с 1962 не участвовала в работе созданной на основе Варшавского договора Организации, а в сентябре 1968 вышла из Организации), Болгарией, Венгрией, ГДР (после… …

1768 между Россией и Речью Посполитой. Заключен 24 февраля. Предусматривал равноправие диссидентов (не католиков) с католиками в Речи Посполитой, закрепляя политическое влияние русского царизма в Польше … Большой Энциклопедический словарь

Варшавский Договор (ВД) - о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключён Албанией (в 1968 г. вышла из ВД), Бол гарней, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Советским Союзом и Чехословакией в Варшаве с целью коллективной обороны против агрессивных устремлений… … Словарь военных терминов

Варшавский договор - (Warsaw Pact)Warsaw Pact, соглашение о взаимной обороне и военной помощи, подписанное в Варшаве 14 мая 1955г. коммунистическими государствами Восточной Европы во главе с Советским Союзом. Образованный в период холодной войны как ответ на создание … Страны мира. Словарь

Варшавский договор 1955 года Энциклопедия ньюсмейкеров

Варшавский договор 1955 года. Историческая справка - Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Варшавский договор: Варшавский договор (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955 года документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза … … Википедия

Книги

  • Советский антиамериканский плакат. Из коллекции Серго Григоряна , . Предлагаемая подборка плакатов целиком посвящена одной из актуальнейшей политической и общественной жизни - антиамериканизму. Холодная война, противостояние систем, империалистическая…
  • Советский антиамериканский плакат. Из коллекции Серго Григоряна. Второе издание , . "Предлагаемая подборка плакатов целиком посвящена одной из актуальнейших тем нашей политической и общественной жизни - антиамериканизму. Холодная война, противостояние систем,…

14 мая 1955 года в Варшаве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Документ был подписан представителями восьми государств: Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Его подписание оформило создание военного-политического союза европейских социалистических государств – Организации Варшавского договора (ОВД). Организация была создана в противовес западному военному блоку НАТО, нацеленному против стран соцлагеря.

Главными целями ОВД провозглашались обеспечение безопасности стран-участниц договора и поддержание мира на территории Европы. Договор состоял из общей вводной части и 11 статей и обязывал государства, вошедшие в блок, воздерживаться в своих международных отношениях от применения силы. Однако в случае нападения на любого из участников, остальные должны были незамедлительно оказать ему военную помощь.

Помимо этого члены ОВД обязывались действовать в духе дружбы и партнерства в целях взаимного укрепления экономических и культурных связей на принципах уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друга. Стоит отметить, что членство в Организации Варшавского договора было не всегда добровольным, а попытки отдельных стран выйти из него достаточно жестко пресекались.

Высшим органом ОВД стал Политический консультативный комитет (ПКК). Он был уполномочен проводить консультации и рассматривать вопросы, возникающие в связи с осуществлением Договора. В его совещаниях, как правило, участвовали главы правительств, входящих в ОВД стран.

Для того чтобы обеспечить взаимодействие вооруженных сил государств ОВД, было создано Объединенное командование вооруженными силами, руководить которым должен был Главнокомандующий (штаб находился в Москве). Такими главнокомандующими в разное время были – маршалы Советского Союза И. Конев, А. Гречко, И. Якубовский, В. Куликов, генерал армии П. Лушев.

Организация Варшавского договора помогла закрепить политические итоги Второй мировой войны и стала своего рода платформой для послевоенного развития. В деятельности ОВД присутствовали как военная, так и политическая стороны. Тесное политическое взаимодействие помогало государствам-участникам решать многие национальные и международные задачи. Стоит добавить, что на территории всех стран-участниц проводились совместные командно-штабные и войсковые учения.

Разведки стран ОВД постоянно координировали друг с другом свои действия, а в 1979 году был реализован секретный проект глобальной системы радиоэлектронной разведки – СОУД, включавший в себя средства радиоэлектронной и космической разведки СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, ГДР, а также не входивших в Варшавский договор Вьетнама, Монголии и Кубы.

Организация Варшавского договора просуществовала до начала 90-х годов прошлого века. Албания прекратила участие в деятельности ОВД еще в 1962 году, а в 1968 году формально вышла из нее – после ввода войск ОВД в Чехословакию. В 1990 году были упразднены военные органы Организации. 1 июля 1991 года в Праге представители СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии подписали протокол об окончательном прекращении действия Варшавского договора.

Варшавский договор 1955г. О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955г.

Заключение Варшавского договора было вызвано угрозой миру в Европе, созданной ратификацией западными государствами Парижских соглашений 1954г., предусматривающих образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО. Варшавский договор носит строго оборонительный характер. Он имеет целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности стран - его участниц и поддержания мира в Европе. Договор состоит из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН государства – участники Варшавского договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженные силы. Члены Организации Варшавского договора обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Предусмотрены взаимные консультации участников Варшавского договора по всем важным международным вопросам затрагивающим их общие интересы. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора, создан Политический консультативный комитет (ПКК). На практике сложилось, что в ПКК представлены все государства – участники Варшавского договора на самом высоком уровне. Срок действия Варшавского договора – 20 лет с автоматическим продлением его на 10 лет для тех государств, которые за год до истечения срока не передадут правительству Польши заявление о денонсации Варшавского договора. Он открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя. Варшавский договор утратит силу в случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора.

Для обеспечения эффективной защиты от возможной агрессии участники Варшавского договора приняли решение о создании Объединённого командования вооружёнными силами ОВС.

Объединённое командование и штаб ОВС обеспечивают взаимодействие вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран – участниц Варшавского договора. В этих целях они проводят совместные командно-штабные и войсковые учения, и маневры на территории этих стран. Совместные учения и маневры союзных армий проводились на территории всех входящих в него стран. К числу наиболее крупных относятся учения под кодовыми названиями: «Октябрьский штурм» (1965), «Днепр» (1967) «Север» (1968) … «Братство по оружию» (1970) и др.

На совещаниях ПКК и др. совещаниях стран – участниц Варшавского договора их представители обсуждали важнейшие вопросы международных отношений и совершенствования организации Варшавского договора, а также неоднократно выступали с инициативами по разрядке международной напряжённости. Был создан также Военный совет Объединенных вооружённых сил. Неоднократно созывались в рамках Варшавского договора совещания министров иностранных дел, министров обороны и их заместителей.

Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (1956г) государства – участники Варшавского договора выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д.

На Московском заседании ПКК (1958г.) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами – участниками Варшавского договора и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965г.) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Наиболее полно миролюбивая программа государств – участников Варшавского договора была сформулирована в Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе, принятой на совещании ПКК в Бухаресте (1966г.). Развёрнутая в Декларации программа достижения европейской безопасности предусматривала, в частности, наряду с решением других важных вопросов, развитие добрососедских отношений между всеми европейскими государствами на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем; частичные меры по военной разрядке на европейском континенте; исключение возможности допуска ФРГ к ядерному оружию в какой бы то ни было форме; признание реально существующих границ в Европе и т.д. Для обсуждения вопросов обеспечения безопасности в Европе и налаживания общеевропейского сотрудничества государства – участники Варшавского договора предложили созвать общеевропейское совещание.

Участники Бухарестского совещания, а также совещания ПКК в Софии (1968г.) решительно осудили вооружённую интервенцию американского империализма во Вьетнаме и подтвердили свою поддержку освободительной борьбы вьетнамского народа. На Софийском совещании состоялся также обмен мнениями по проблеме нераспространения ядерного оружия.

Будапештское совещание ПКК, наряду с рассмотрением вопросов по укреплению и совершенствованию военной организации Варшавского договора, уделило большое внимание вопросам европейской безопасности и приняло Обращение ко всем европейским странам относительно подготовки и проведения общеевропейского совещания с целью найти пути и средства, ведущие к ликвидации раскола Европы на военные группировки и осуществлению мирного сотрудничества между европейскими государствами и народами, к созданию прочной системы коллективной безопасности.

Идея Будапештского совещания ПКК о созыве общеевропейского совещания получила дальнейшее развитие на совещании министров иностранных дел стран – участниц Варшавского договора. Министры иностранных дел предложили провести совещание в Хельсинки. В повестку дня совещания они рекомендовали два вопроса: об обеспечении европейской безопасности и об отказе от применения силы или угрозы её применения во взаимных отношениях между государствами в Европе; о расширении торговых, экономических и научно – технических связей на равноправных началах, направленных на развитие политического сотрудничества между европейскими государствами.

Позиция стран – участниц Варшавского договора, направленная на укрепление безопасности и развития мирного сотрудничества в Европе, была вновь подтверждена на Берлинском совещании. Участники Берлинского совещания отметили огромное значение для судеб европейского мира признания существующего положения в Европе, сложившегося в итоге 2 – й мировой войны, указали на важность заключения договора между СССР и ФРГ.

Участники совещания подтвердили свою готовность оказывать и впредь решительную поддержку подвергшимся агрессии народам Индокитая и арабским народам, в том числе арабскому народу Палестины, и вновь указали на необходимость политического урегулирования в Индокитае и на Ближнем Востоке.

В связи с агрессией колонизаторов против Гвинейской Республики участники Берлинского совещания потребовали положить конец империалистическим провокациям против независимых народов Африки.

Предложения, выдвинутые государствами – участниками Варшавского договора, находятся в центре внимания всех европейских народов. Эти предложения, как и вся деятельность Организации Варшавского договора, свидетельствуют о подлинном миролюбии её участников и их заботе о поддержании мира и безопасности в Европе.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Кризис этой структуры можно связать с новым международным курсом М.С. Горбачёва. 26 апреля 1985 года государства — участники Варшавского договора подписали в Варшаве Протокол о продлении срока действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

В соответствии с Протоколом, вступившим в силу 31 мая 1985 года, Варшавский договор был продлён на 20 лет с возможностью последующей пролонгации ещё на 10 лет.

Но уже в октябре 1985 года М.С. Горбачёв предложил сократить вооружённые силы НАТО и Организации Варшавского договора в Европе, обещая, что СССР уничтожит значительно больше оружия, чем США. На Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1988 года он объявил об одностороннем сокращении Вооружённых сил СССР на 500 тыс. чел. и выводе советских войск из стран Центральной Европы и Монголии.

После долгих переговоров в ноябре 1990 года в Париже главами государств — участников Организации Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ). Договор предусматривал взаимное сокращение вооружений между государствами-членами НАТО и Варшавского договора до разумной достаточности.

По договору ограничивались пять категорий обычных вооружений и техники — танки, боевые бронированные машины, артиллерия калибра 100 мм и выше, боевые самолеты, ударные вертолёты. Предусматривался обмен информацией, широкая инспекционная деятельность.

Желая поразить западное общественное мнение, Горбачёв обещал произвести сокращение Советских Вооружённых сил в огромных масштабах. Долгие годы безопасность СССР базировалась, в том числе, на значительном преобладании над НАТО в бронетехнике на европейском театре (только танков здесь имелось около 60 тыс. ед.). За улучшение отношений с НАТО и западную помощь СССР вынужден был ограничить себя 6400 танками на этом театре.

Разоружение не распространялось на военно-морские силы, где США и НАТО обладали значительным превосходством. Пойдя на большие уступки, Горбачёв согласился сократить Советскую армию ещё на полмиллиона и вывести её значительную часть из стран Центральной и Юго-Восточной Европы, что породило проблему трудоустройства и обеспечения жильем бывших военнослужащих.

Деидеологизация международных отношений радикально изменила характер связей СССР с социалистическими государствами. Прежние союзники СССР отныне не должны были рассчитывать на автоматическую защиту и привилегии в торговле, кредитах, ценах и т.п.

Горбачёв активно способствовал десоветизации восточноевропейских стран. Советские руководители отказались поддержать просоветски настроенных лидеров восточноевропейских компартий, не имевших сил самостоятельно сопротивляться волне либерализации. Новые президенты и премьер-министры этих государств поспешили «дистанцироваться» от СССР и заняли прозападные позиции.

К власти в Польше в 1989 года пришли лидеры движения «Солидарность», находившейся в оппозиции к прежнему руководству, возглавлявшего В. Ярузельским. Аналогичные смены просоветских правительств на прозападные произошли в Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Румынии.

Лидер румынских коммунистов Н. Чаушеску и его жена в конце 1989 года были арестованы и по приговору трибунала поспешно казнены (читайте нашу статью — http://inance.ru/2017/01/chaushesku/). Шокирующие кадры их расстрела были показаны по румынскому, а затем и по советскому телевидению. Горбачёву было о чем задуматься.

В октябре 1989 года в ГДР прошли торжества по поводу 40-й годовщины создания государства. Лидер Восточной Германии Э. Хоннекер встретился с М.С. Горбачёвым. Но идти по пути советской перестройки, наблюдая за экономическим кризисом в Советском Союзе, Хоннекер не стремился.

Тем временем в ГДР всё больший размах приобретало оппозиционное движение. Под давлением Москвы и большинства членов Социалистической единой партии Германии тяжело больной Хоннекер вынужден был уйти в отставку. Новым генеральным секретарем СЕПГ был избран Э. Кренц.

Неожиданным даже для германских политиков стало согласие Горбачёва на объединение обеих частей Германии путём присоединения ГДР к ФРГ. Однако этот шаг был вызван, прежде всего, давлением на Кремль со стороны администрации Соединённых Штатов.

Самую активную роль в процессе объединения Германии (а фактически поглощения восточной части страны Западной Германией) играл канцлер ФРГ Г. Коль, успевший наладить с Горбачёвым дружеские отношения.

В ноябре 1989 года «берлинская стена» рухнула. Была открыта государственная граница между Восточной и Западной Германией. 12 сентября 1990 года в Москве был подписан договор СССР, США, Великобритании, Франции, ГДР и ФРГ об объединении Германии. Объединённая Германия признала послевоенные границы с Польшей, СССР и Чехословакией, заявила, что с её земли будет исходить только мир, обязалась не производить и не иметь на своей территории ядерное, химическое и бактериологическое оружие, сократить сухопутные и военно-воздушные силы.

Государство ГДР исчезло с карты Европы (заметим, без согласия населения и референдума — наше прим.)

В процессе объединения Германии руководство США и НАТО устно обещали Горбачёву и Шеварднадзе, что блок НАТО не распространит своё влияние далее на восток. Однако никаких официальных заявлений подписано не было и впоследствии это обещание было нарушено.

Воссоединение двух частей Германии, а, следовательно, появление в центре Европы ещё более мощной державы неоднозначно воспринималось в Лондоне и Париже. Но Горбачёв не обращал внимание на беспокойство премьер-министра Великобритании М. Тэтчер и президента Франции Ф. Миттерана. Он видел в США и ФРГ своих главных партнёров.

Вывод советских войск с территории Восточной Германии и Берлина должен был произойти к концу 1994 года. Фактически вывод мощной советской группировки к маю 1994 года скорее походил на поспешное бегство: принадлежавшее СССР по праву победителя имущество распущенных нацистской партии, СС и других нацистских формирований было брошено, люди и техника зачастую размещались в «чистом поле», без подготовленных казарм и жилищ для офицеров и их семей.

В качестве компенсации германские власти выделили средства на строительство части жилья для военных.

Ещё ранее, чем из Германии и также поспешно были выведены советские войска с территории Венгрии, Польши и Чехословакии. Это окончательно подорвало военное сотрудничество теперь уже бывшего социалистического лагеря. 25 февраля 1991 года в Будапеште было принято решение о денонсации Варшавского договора.

Военные структуры Организации Варшавского договора были официально распущены 1 апреля 1991 года. Вопрос о компенсациях: с одной стороны — за оставляемое имущество (оружие, военные городки, аэродромы, пути сообщения и линии связи), а с другой — за ущерб, нанесенный природе на полигонах, танкодромах и т.п. объектах, был решён взаимным отказом от претензий.

СССР объявил о выводе советских воинских частей с Кубы и из Монголии. 1 июля 1991 года в Праге Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан протокол о полном прекращении действия Варшавского договора 1955 года.

С 1 января 1991 года СССР прекратил расчёты со странами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в условных «переводных рублях» и перешёл в отношениях с его членами на мировые валюты и цены. Это нанесло окончательный удар по всей системе СЭВ, который был официально распущен 28 июня 1991 года.

Через полтора месяца после распада ОВД в Советском Союзе разразился путч — это была попытка с помощью силы сохранить если уж и не весь социалистический блок, то хотя бы «единую и могучую». ГКЧП проиграл. Союз раскололся на суверенные страны, которые тут же начали дрейф в сторону Запада.

А в декабре 1991 года окончательно распался и СССР. Страны, когда-то входившие в Варшавский договор, стали присоединяться к НАТО, что резко ухудшило стратегическое положение России, нарушило не в её пользу паритет в обычных вооружениях на европейском театре.

Распад ОВД и СЭВ означал крах «пояса безопасности» Советского Союза на западных границах. Тем временем, вооружённые силы США и стран НАТО всё последующее время интенсивно совершенствовались. Дальнейшее продвижение НАТО на восток (сегодня затронувшее и бывшие союзные республики) создало непосредственную угрозу безопасности нашего государства.

НОСТАЛЬГИЯ ИЛИ «ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ»

Согласно опросу ВЦИОМ более половины россиян чувствовали себя наиболее защищёнными, когда существовала организация Варшавского Договора.

Самым безопасным во внешнеполитическом смысле периодом недавней истории респонденты посчитали «советские времена, в 60-80-е годы ХХ века» — 55% (напомним, что на эти годы выпадает, например, Карибский кризис — самый «горячий» момент «Холодной войны» между СССР и США).

Наименее безопасным — «90-е» — 4%. Подавляющее большинство — 89% считают, что ОВД носила «оборонительный характер», являясь пропорциональным ответом на создание НАТО.


  • «В позитивном влиянии ОВД на международную обстановку убеждены прежде всего коммунисты (96%), эсеры (94%), респонденты старше 45 лет (91%) и не пользующиеся интернетом (93%). Агрессора и обидчика стран Восточной Европы в ОВД видят только 6% опрошенных» (события 1968 года в Чехословакии), — раскрывает эти цифры ВЦИОМ.

  • Чуть более половины — 51% опрошенных считают, что современной России нужен другой военный союз, по образцу ОВД и НАТО, чтобы чувствовать себя более защищённой. В то же время, «что-то содержательное об Организации Варшавского договора спустя двадцать лет после её распада может сказать только треть россиян (34%)» (Опрос ВЦИОМ от 2011 года — наше прим.).

ОВД-2 ПО-НАТОВСКИ — 2016 ГОД

То, что сделали в Варшаве «партнёры» из НАТО, до безумия повторяет суть ОВД. Видимо, новое — по-прежнему хорошо забытое старое. Вот и не стали «коллеги» изобретать велосипед, тем более, что он уже был изобретён в 1955 году.

В новом Варшавском договоре роль СССР естественно, взяли на себя Штаты. А роль «оборонительного пояса» распределили между бывшими советскими сателлитами плюс, естественно, прибалтийскими лимитрофами.

В Эстонии, Латвии, Литве и Польше разместят по батальону. В Румынии — особую бригаду. Озвученная причина ясна и понятна: агрессивная политика России в целом и Путина в частности. Но так ли это?

И здесь опыт использования ОВД вполне очевиден. Сможет ли батальон, пусть даже «элитнейших» вояк НАТО оказать вразумительное сопротивление в случае российской агрессии? Ну, так, да, на какое-то время сможет. На пару часов.

Однако, надо ли это воякам из этого батальона? Так ли они все горят желанием схлестнуться с русскими бойцами под аккомпанемент «Смерчей», «Торнадо» и прочих прелестей российского производства?

Вряд ли. Но так этого и не будет, поскольку, в первую очередь, не планируется с нашей стороны.

А вот взять на себя функцию неких «заградотрядов», координирующих и «помогающих» местных вооружённым силам в «наведении порядка» — для этого численность нормальная.

Ведь предпосылок для расшатывания ситуации в стиле 50-х годов прошлого века сегодня более чем достаточно. Все страны-участницы «нового ОВД» далеко не в лучшей экономической форме. Особенно, Румыния. Наверное, потому туда бригаду и введут.

Кроме того, санкции лишили эти страны жирного и всесжирающего российского рынка, что на пользу не идёт, ведь Европа не горит желанием принимать на себя тот объём продукции, который «завис» в этих странах. А от экономических неурядиц до политических — один шаг…

Не стоит забывать тот момент, что бывшие страны-члены СССР или соцлагеря — это не старая добрая Европа. События 90-х годов, когда рушилась социалистическая система, показали, что крови может быть более чем достаточно. На примере той же Румынии.

И процессы, которые в Европе выливаются в референдумы (Великобритания, Испания), голосования за альтернативные партии (Испания, Греция), забастовки и митинги (Франция, Германия, Румыния), в Восточной Европе вполне могут принять абсолютно иной вид. От митингов и демонстраций переход к насилию такого характера, что волнения в стиле французских кажутся невинными забавами. Доказано Украиной.

И вот здесь вроде бы бессмысленные (с точки зрения отражения российской агрессии) батальоны вполне могут сыграть свою роль в нейтрализации внутренних конфликтов.

Организация Варшавского договора была создана на страхе крушения существовавшей тогда системы. И, как это ни странно, смогла помочь просуществовать системе целых 36 лет.

Странности «второго пришествия ОВД» заключены в том, что организаторы слепо копируют то, что было придумано в СССР. За тем небольшим исключением, что у СССР граница со странами-участницами была рядом, а у США, откуда прибудут эти батальоны, немного дальше.

Но даже близкая расположенность в границах не спасла ту систему. На что рассчитывают господа из НАТО, вообще сложно сказать. Не думается, что в ближайшее время можно ожидать массовых народных волнений в Польше или Румынии, но то, что «хозяева» озаботились присутствием своих войск на территории этих стран, говорит о многом.

НАТО И ОДКБ

Вторая половина прошлого века — период, который ещё долго будет осмысляться политиками, учёными. Советский социализм потерпел поражение, но он привнёс в госпрактику необходимость социальной защиты населения. А во внешней политике — блоковое объединение стран.

Притом речь не просто о военных блоках, а о военно-политических, то есть союзе государств, имеющих схожую общественную модель и группирующихся вокруг привлекательного и сильного центра.

НАТО обеспечивает своим странам общую коллективную безопасность. Но эта безопасность не распространяется на регионы, лежащие вне границ альянса.

К тому же НАТО, оставшись «единственным и непобедимым», как показала война в Югославии, уже может применить силу даже без санкции мирового сообщества.

Страны же СНГ, которые сегодня сталкиваются с новыми угрозами своей стабильности — терроризм, межэтнические конфликты, незаконная миграция, наркотрафик, — также ищут формы защиты. Именно поэтому Договор о коллективной безопасности (ОДКБ) в нынешнем тысячелетии был очищен от пыли и наполнен жизнью.

Уже в 2005 году на саммите глав шести государств ОДКБ в Москве, кроме решений о сотрудничестве в военно-технической сфере, противодействии наркоторговле и установлении диалога с НАТО, саммит ещё был показателен и тем, что, пожалуй, впервые обсуждалась проблема создания миротворческих подразделений в дополнение к существующим силам быстрого реагирования, предназначенным в основном «для отражения внешней агрессии».

Главы стран ОДКБ обсуждают в Бишкеке вызовы и угрозы современного мира, апрель 2017 года

ОДКБ сегодня всё чаще сравнивают с Организацией Варшавского договора. В декабре 2004 года ОДКБ на официальном уровне получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН, что ещё раз подтвердило уважение международной общественности к этой организации (входит 6 государств — Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения, Таджикистан, а также 2 государства-наблюдателя — Сербия и Афганистан).

А сравнение с НАТО в том смысле, что однополярный мир должен получить новый полюс стабильности.

Варшавский договор остался в прошлом. Но его уроки по-прежнему актуальны. Если у истории не учиться, то она повторяется.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

26 апреля 1985 года Варшавский договор был продлён на 20 лет и, казалось, скорого конца этому союзу не будет. Однако уже в феврале 1990 года Москва упразднила военные органы Организации, а 1 июля 1991-го в Праге Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписали протокол о прекращении действия Варшавского договора.

К великому сожалению, ничего конструктивного для остановки этого разрушительного процесса не предпринял и первый президент СССР М. Горбачёв. Сегодня, оглядываясь назад, отчётливо понимаешь: кроме его громких деклараций у миллионов граждан великой державы так ничего в памяти и не осталось. Кроме, быть может, одной фразы:

«Процесс пошёл…»

Зато «Горби» удостоился титула лучшего немца, а также лауреата Нобелевской премии в октябре 1990 года (и все эти события неслучайны).

Социалистический мир разваливался как карточный домик. При этом сразу после окончания «холодной войны», распада СССР и ОВД, обстановка в Европе резко дестабилизировалась. Этнические и национальные конфликты захлестнули Балканы, пересмотра границ требовали и некоторые восточноевропейские государства.

И всё же, оставив всё это на совести тех, кто «благими намерениями» развалил мощную, сильную организацию, кто стоял у истоков «убийства» СССР, можно смело заявить, что одной из главных заслуг Варшавского договора стало поддержание мировой стабильности.

Именно его существование позволило закрепить политические итоги Второй мировой войны и послевоенного развития, не дав разгореться новому мировому пожару. Заботясь об обороноспособности стран соцлагеря, Варшавский договор постоянно развивался, а тесное политическое взаимодействие помогало его участникам успешно решать национальные и интернациональные задачи.

Созданной в странах Варшавского договора при непосредственном участии СССР экономической базой и военной инфраструктурой теперь с охотой пользуются западные транснациональные корпорации и оборонные ведомства: современный мир, перемалывая, переделывая и подминая прошлое, очень часто забывает, что этим самым прошлым он и живёт.

После роспуска Варшавского Договора Североатлантический альянс (НАТО) стал превосходить СССР по танкам и артиллерии в 1,5 раза, по самолетам и вертолетам — в 1,3 раза. В результате распада Советского Союза превосходство НАТО над Россией по танкам и артиллерии достигло 3 раз, по БТР — 2,7 раза. С принятием в НАТО Польши, Чехии и Венгрии положения этого Договора окончательно деформировали систему безопасности в Европе и закрепили подавляющее превосходство альянса над Россией.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на все теоретические ошибки и практические неудачи, сама концепция разумной достаточности для обороны и сегодня не утратила своего значения. Многие её концептуальные положения по-прежнему представляются логичными и обоснованными (поэтому неслучайно и было создано ОДКБ).

В целом история военной организации Варшавского Договора даёт поучительный пример создания и деятельности крупной военно-политической коалиции, которая путём концентрации усилий союзных стран смогла противостоять исключительно мощному Западному блоку, обеспечив условия, в которых Советский Союз и его союзники проводили суверенную внешнюю политику, решительно отстаивая свои государственные интересы.

Молодёжная аналитическая группа