Добрыми намерениями устлана дорога в ад. Благие намерения — дорога в ад

Благими намерениями вымощена дорога в ад?

Вопрос: Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Ответ: Выражение это сейчас является поговоркой. Наиболее близким источником ее является вышедшая в 1791 году двухтомная мемуарно-биографическая книга Джеймса Босвелла (Boswell; 1740–1795) «Жизнь Сэмюэла Джонсона» («Life of Samuel Johnson»). Автор утверждает, что С. Джонсон (Johnson; 1709–1784) в 1775 году сказал: «Hell is paved with good intentions» - «Ад вымощен добрыми намерениями». Разница только в том, что поговорка говорит о дороге в ад, а С. Джонсон о самом аде. По-видимому, автор афоризма - английский критик, лексикограф, эссеист и поэт - опирался на изречение, сделанное ранее англиканским священником и поэтом-метафизиком Джорджем Гербертом (Herbert; 1593–1633) в книге «Jacula prudentium» (лат.: «Остроты мудрецов»): «Hell is full of good meanings and wishings» - «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».

Все три высказывания объединяет общая мысль, что одних желаний и намерений для спасения недостаточно. Это вполне согласуется со святоотеческим учением. Прежде всего надо иметь веру: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11: 6). По словам преподобного Ефрема Сирина, «без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли». Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить «счастье» человечеству. История хранит печально-трагическую память об этом. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим.

Необходима вера, но она должна быть правильной. Ошибок и заблуждений может быть много, а истина всегда одна. Люди, увлекшиеся ошибочными религиозными учения, уверены в том, что имеют благие намерения, однако лжедуховность, в которой они находятся, ведет их к гибели. Все религиозные подмены совершаются с участием демонических сил.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине». Однако тот же вселенский учитель предупреждает: «Не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и другое способствовало нам к достижению совершенства». Святые отцы настойчиво подчеркивают, что христианин должен иметь духовно просвещенный разум. Без него могут быть опасные ошибки. Преподобный Антоний Великий считал именно рассуждение главной добродетелью христианина:

«Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в святом Евангелии (см.: Мф. 6: 22–23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо».

Раньше я никак не мог понять, что значит фраза - «благими намерениями выложена дорога в ад» , мне было не понятно, если тебе желают всего только самого лучшего, как это может повредить. Однако несколько жизненных ситуаций помогли мне понять больше, что это значит.

Мне давно не нравился первый этаж дома, в котором я раньше жил - много надписей, ободранная краска, какие-то плохо пахнущие углы. Раз за разом я проходил мимо всего этого непотребства и в душе поднимались чувства: «Ну когда же всё это кончится?»

В определённый момент, до меня дошло, что это может ещё долго продолжаться, пока я сам что-то с этим не сделаю. Тогда я пошёл, купил краску и кисточки, вдохновил жену и друзей, и мы принялись за чистку, помывку и покраску. Естественно в процессе, нашей работы, мимо нас проходили жильцы и довольно часто, так как дом многоэтажный. Я думал, что реакция будет примерно такая: «Ну молодцы! Чем вам помочь? Ну, наконец-то, кто-то взялся за это дело!» Однако, всё оказалось с точностью наоборот, люди расстраивались из-за того что пахнет краской, из-за того, что можно испачкаться, что цвет который мы выбрали, подходит только под туалет, а так же от того, что мы не собираемся красить весь подъезд. Под конец работы, одна женщина сказала: «Наглецы! Вечно вы сделаете формально что-то, получите за это деньги, а на моём этаже даже не покрасили ничего». Мне было не понятно, почему я по личной инициативе что-то делаю, и явно становится лучше, но вместо поддержки и элементарного уважения, встречаю равнодушие и осуждение? Почему мои благие намерения не помогают людям, а наоборот раздражают их? С одной стороны, конечно люди думали, что мы нанятые работники от ЖЭКа и поэтому предъявляли повышенные требования к нашей работе, но с другой стороны должно же быть элементарное уважение. После того, как я успокоился, я понял, что угодить всем сложно, так как сколько людей, столько и мнений. Я думаю, что самое главное, что я не сделал, а что должен был - я не спросил, нужно ли то, что я хочу сделать другим людям. Даже если мне кажется что для них это благо, они могут думать совсем иначе.

Иногда нам кажется, что у нас благие намерения и людям будет хорошо от нашей инициативы и заботы, а если они её не принимают, то нам начинает казаться, что они просто не благодарные люди. Но часто оказывается, что другим людям просто не нужно то благо, которое мы им несём и они расстраиваются от того, что мы решаем что-то за них и не даём им шанса самим решать свою судьбу.

В Хабаровске мы с друзьями как-то решили восстановить поломанные и разбитые лавочки, находившиеся за нашим домом и думали, что будет классно и людям будет, где сидеть. Сказано - сделано: купили доски, взяли инструмент, привлекли волонтёров, всё рассчитали, как нужно отпилили, что нужно вкопали, что нужно привинтили и потом покрасили. Но оказалось, что жильцы были крайне недовольны нашим поступком и более того, кто-то даже специально эти лавочки ломал. Дело было в том, что на этих лавочках по ночам собиралась молодёжь, под окнами у жильцов, они пили и ругались, и горланили песни полночи, не давая спать спокойно. Наше благое намерение оказалось никому не нужно и даже больше походило на «медвежью услугу».

Часто благие намерения ведут в ад, просто потому что в своём желании помочь, мы стараемся всё сделать за другого человека, а это ему и не нравиться, и совершенно не полезно. Или часто руководствуясь золотым правилом нравственности, мы стараемся дать человеку то, что хотели бы получать сами. Но так как все люди разные и все уникальные, иногда другим людям нужно совсем не то же самое, что и нам. Чтобы благие намерения не приводили в ад, нужно, прежде всего, настолько любить людей, чтобы понять а что нужно им, а во-вторых важно спрашивать людей, насколько они сами готовы к переменам и к этому их мнению прислушиваться.

Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»? Верно ли оно?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Выражение это сейчас является поговоркой. Наиболее близким источником ее является вышедшая в 1791 году двухтомная мемуарно-биографическая книга Джеймса Босвелла (Boswell; 1740-1795) «Жизнь Сэмюэла Джонсона» («Life of Samuel Johnson»). Автор утверждает, что С. Джонсон (Johnson; 1709-1784) в 1775 году сказал: «Hell is paved with good intentions» - «Ад вымощен добрыми намерениями». Разница только в том, что поговорка говорит о дороге в ад, а С. Джонсон о самом аде. По-видимому, автор афоризма - английский критик, лексикограф, эссеист и поэт - опирался на изречение, сделанное ранее англиканским священником и поэтом-метафизиком Джорджем Гербертом (Herbert; 1593-1633) в книге «Jacula prudentium» (лат.: «Остроты мудрецов»): «Hell is full of good meanings and wishings» - «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».

Все три высказывания объединяет общая мысль, что одних желаний и намерений для спасения недостаточно. Это вполне согласуется со святоотеческим учением. Прежде всего надо иметь веру: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11: 6). По словам преподобного Ефрема Сирина, «без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли». Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить «счастье» человечеству. История хранит печально-трагическую память об этом. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим.

Необходима вера, но она должна быть правильной. Ошибок и заблуждений может быть много, а истина всегда одна. Люди, увлекшиеся ошибочными религиозными учения, уверены в том, что имеют благие намерения, однако лжедуховность, в которой они находятся, ведет их к гибели. Все религиозные подмены совершаются с участием демонических сил.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине». Однако тот же вселенский учитель предупреждает: «Не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и другое способствовало нам к достижению совершенства». Святые отцы настойчиво подчеркивают, что христианин должен иметь духовно просвещенный разум. Без него могут быть опасные ошибки. Преподобный Антоний Великий считал именно рассуждение главной добродетелью христианина:

«Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в святом Евангелии (см.: Мф. 6: 22-23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо».

Я много раз при проведении чтений слышал фразу «оттуда», что не все добрые намерения и дела могут на самом деле таковыми являться. Я подумал, что назрел момент прояснить это в отдельном сеансе. Ниже я привожу чтение по этому вопросу, который мы провели 25 сентября 2013 года:

В. Как можно расшифровать фразу «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

О. Именно не благими делами, а благими намерениями, то есть намерение это желание и определенный посыл «я хочу, но не делаю, хочу, но не выполняю». Есть намерение, но нет конкретного действия.

В. А если ты все таки совершаешь определенное действие, для тебя благое, а для другого может быть не благое.

О. Тут еще можно перефразировать - «Не твори добра, не получишь зла». Речь идет о том, что у каждого человека своя задача, своя судьба и опыт, который он должен приобрести. Благие дела основываются в помощи другим. Но нужно понимать, кому помогать и как.

В. Как научиться это понимать?

О. Самое дорогое - это принять непосредственное участие. Чтобы помочь кому-то, лучше приложить физическую энергию. Самый простой, легкий способ - это дать денег тому, кто просит, но большое значение имеет непосредственное участие, желание помочь, оказать конкретную и реальную помощь, которая требует физических и эмоциональных усилий и приложение энергий. Такая помощь всегда ценится больше.

В. В чтениях много раз говорилось, что не надо оказывать помощь. Повторяли эту пословицу «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Ты думаешь, что несешь помощь, а на самом деле это далеко не помощь. Как это все таки понять?

О. За человека решают проблемы, и он не понимает сути, почему в его жизни случилась такая проблема и какие уроки он должен из этого извлечь. Когда есть вмешательство со стороны, человек не успевает понять то, что ему было необходимо понять. Такое вмешательство является не благом, а препятствием для понимания. То есть ты не дал человеку получить опыт, ты не дал ему такой возможности. Сделал хуже ему, и сделал хуже, в итоге, себе.

В. Как отличить где эта грань? Все-таки помощь оказывать нужно или нет?

О. Благо нужно творить. Это благотворительность . И это нужно чувствовать, кто действительно в этом нуждается: беззащитные, беспомощные дети, больные люди, которые не могут себе помочь самостоятельно. За любым намерением должно быть действие. Задача: отделить зерна от плевел, что есть благо, что есть зло. И это задача каждого - самостоятельно понять, и самостоятельно принять решение. В этом и заключается задача - научиться определять.

В. Как человек должен научиться? Какой критерий должен быть?

О. Помочь больному ребенку, которому нужна срочно медицинская помощь, перечисляя или передавая деньги - это благо, это помощь. Спасая своего друга в очередной раз от какой-то проблемы, в которую он систематически попадает - это уже вмешательство, это не помощь, это помеха. Каждый должен для себя решать. Не нужно думать, что на каждый вопрос, всегда есть ответ. В том и заключается развитие человека, чтобы он сам до этого дошел, чтобы он сам осмыслил и понял. В этом и заключается опыт.

В. В интернете есть просьбы о помощи тысячей детей, ждущие помощь. Помогая им, ты можешь просто надорваться.

О. Любой вклад и лепта могут быть помощью. Нужно быть избирательным и последовательным.

В. По мере своих возможностей?

В. Не снимая и не отдавая последнюю рубашку?

В. Чтобы не совершить преступление против своей сущности?

В. Но должено быть внутреннее понимание, внутренний позыв?

В. А если по другому мыслить, например, ребенок, который заболел, если взять кармически, он тоже проходит определенный урок. И если ему помочь в этой ситуации, он не поймет опыт, который должен был приобрести. Как к этому относиться? Правильно ли я понимаю?

О. Смысл глубинный в этом есть, но это жестоко по отношению к ребенку. Родители и ребенок связаны одной кармической задачей. И это в любом случае проблема, которую надо решать. Обычно такие дети очень быстро взрослеют и понимание к ним приходит рано, и родители вынуждены искать знания, тем самым расширяя свое сознание. Они ищут пути, заставляя себя быть более активными и сильными, у них более глубокое понимание. Поставлена задача и ее нужно решать.

В. Поставлена задача сущности, ее надо решать и приходит кто-то со стороны и оплачивает операцию, и сущность задачу не решила.

О. Почему не решила? Это задача решена. Потому что каждый извлек определенный урок из этого, и получил собственное понимание сути вещей.

В. То есть добро нужно творить?

О. Да. Почему называется благотворительность? Тот, кто создает благо, делает доброе, он творец. Он создает, он творит. Просто хотеть и думать об этом, и не прикладывать к этому усилие - это и есть дорога в никуда. Создал намерение - попытайся его выполнить. И не просто пустая болтовня как, например, в большинстве случаев есть желание быть известным, богатым, успешным человеком, но почему нет никаких действий? Человек задал и ждет. Нужно намерение, нужна задача и нужно начинать делать шаги, чтобы выполнить это. Нужно что-то изменить в своей жизни, исключить то, что мешает и не нужно ждать, надо включаться в реализацию. Много знать, но не применять это все равно, что нести за печами рюкзак с едой, но умереть с голода, просто потому что лень скинуть этот рюкзак и достать из него что-то. Если есть намерение, желание и возможность, нужно предпринять действие, чтобы это взять. Иначе это ни к чему так и не приведет.

Между одним лишь намерением и непосредственным исполнением существует определенная пропасть, и тем более, если говорить о правильном подходе к выполнению того или иного дела. Люди порой вроде и движимы благими намерениями, но им часто не достает либо сил, либо знания, чтобы вести себя правильно, в результате чего их благие намерения — дороге в ад.

Люди часто советуют своим родным, друзьям, и просто знакомым, как поступать в той или иной сложившейся ситуации, не редко осуждая их поведение, повторяя раз за разом, как те должны были себя вести. Но оказываясь в аналогичной ситуации, эти же самые люди, которые неоднократно давали советы, как поступать, к сожалению, часто сами неспособны следовать имеющемуся знанию, так как им недостает внутренних сил.

Одно из проявлений нехватки сил — это слабохарактерность, вследствие чего человек неспособен вести себя правильно по отношению к себе и окружающим людям. Таким людям трудно говорить слово «Нет», они бывают очень податливыми, не проявляя должной строгости, когда того требует затруднительная ситуация.

Ярким примером слабохарактерности является податливость родителей, которые неспособны , у которых они идут на поводу. Допустим, что ребенок поступил неправильно, за что был наказан своей матерью, к примеру, его отлучили от компьютера на пару дней. Но в этот же день после некоторого времени он начал выпрашивать отца отменить данное наказание, и, недолго сопротивляясь уговорам, отец дает свое согласие. В результате такого поведения отца, ребенок может так и не осознать своей вины, и в следующий раз поступить аналогичным образом, а также мать для него может стать не авторитетом, слово которой с легкостью может перечеркнуть отец.

Или когда человек пытается изменить характер окружающих людей, в особенности близких людей, напоминая из раза в раз, кто как ведет себя неправильно. Вроде бы намерения такого человека чисты — меняется поведение человека и его характер, и всем от этого становится лучше. Когда как на самом деле, глубинные, можно сказать истинные намерения таких людей — если и сделать кого жизнь счастливой, так это свою, подобные благие намерения — дорога в ад . Да, люди нередко прикрываются благими намерениями, что действия направлены на благо других людей, хотя часто за этим кроется лишь корыстное желание по улучшению собственной жизни. Именно близким людям хочется делать больше всего замечаний, и особенно возникает желание начать цикл нравоучений тогда, когда тот или иной человек ведет себя неправильно, когда он начинает выводить нас из себя. Продолжая из раза в раз указывать другим на неправильное поведение, при чем чаще всего не замечая, что люди вокруг лишь все больше ухудшаются в своем характере — это прямая дорога в ад.

Отсутствие правильного знания также является большой , множество источников, куча советчиков, где же истина. Порой имеются силы поступать согласно знанию, но возникает другой вопрос, а тому ли знанию мы следуем, правильно ли мы поступаем в данной ситуации.

Разберем пример с пожертвованием. Идем по улице и замечаем нищего человека, по внешнему виду вероятнее всего бездомного, просящего милостыню, недолго думая достаем пару монет и даем их ему. Мало кто из людей усомнился бы в правильности данного поступка, но данный бездомный, как и многие другие, может быть алкоголиком, и поэтому вероятнее всего ваши деньги пойдут на спиртное, которое ему пойдет во вред. Вроде бы благие намерения — хотели помочь бездомному человеку, но от недостатка знания обернулось это в итоге во зло. Но незнание не освобождает от ответственности.

Этим примером я хотел показать, к чему может привести незнание, а не то, что не нужно совершать пожертвования деньгами или в любом другом виде. Просто нужно знать, как это делать правильно — в данном случае, к примеру, можно было бы пожертвовать еду. У вас же возникло желание помочь человеку, тогда сделайте все по уму, потратьте свое время, сходите в магазин и купите что-нибудь поесть, если нет ничего при себе.

Благие намерения — дорога в ад тогда, когда у нас отсутствует истинное знание и внутренние силы следовать этому знанию, в этом случае действительно можно причинить самому себе и окружающим людям немало бед. Но не следует винить окружающих после собственных неправильных действий, и уж тем более, благие намерения приравнивать к благим деяниям, которые, в конечном счете, надеюсь, приведут нас не в ад, а в рай.

P.S. Это была моя самая первая статья по психологии, которая была написана 11 августа 2012 года.