Виктор бондаренко и его страницы в социальных сетях. Виктор бондаренко и его страницы в социальных сетях «Кого ты больше любишь - маму или папу?»

10 марта в историческом Доме Пашкова состоялся торжественный прием в честь открытия Турнира претендентов на звание чемпиона мира по шахматам, который пройдет в Москве с 11 по 29 марта в здании Центрального Телеграфа. Организаторы турнира пригласили на прием представителей политической, спортивной и деловой элиты, гроссмейстеров, принимающих участие в турнире, и светскую публику. По правде говоря, такого количества мужчин я не видела, кажется, ни на одном светском мероприятии в Москве. И где, как не на шахматном турнире, я могла встретить свою давнюю приятельницу Аполлинарию Бакханову, уехавшую вслед за мужем в Германию. Совсем вроде бы недавно эта миловидная блондинка была вице президентом одного из направлений банка «Русский стандарт», а теперь она основатель проекта Buro 24/7 Germany.

Аполлинария Бакханова

Известный «форбс» господин Мечетин, президент одной из крупнейших компаний на российском алкогольном рынке «Синергия», пришел с новой женой Катей Затекиной. По слухам, свадьбу новой четы Мечетиных «гуляли» на вилле Ротшильдов, где пела даже беременная Софи Элис Бекстор. Думается мне, затянуть беременную певицу на Лазурный берег было непросто, но «Синергия», как говорится, «рулит», и в итоге Софи даже немного танцевала.

Президент консьерж-клуба Quintessentially Ирина Вольская прилетела из Майами, где проживает теперь с семьей, и, конечно, тоже посетила шахматный турнир. Ира — моя давняя подруга, и я горжусь тем, что сейчас она запускает новый проект «Wysh», консьерж-приложение для смартфона, которое сильно облегчит многим жизнь.

Ольга Томпсон, Ксения Тараканова, Виктория и Антон Борисевичи

(Фото: Александр Мурашкин, Анна Темерина, Елизавета Мелина)

С официальными приветственными словами на мероприятии выступил самый симпатичный мужчина в нашем правительстве — заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович (по харизме его опережает разве что Владислав Сурков). Поговаривали, что сам Владимир Владимирович собирался посетить турнир, но в последний момент государственные дела не дали президенту удивить гостей своим присутствием. Почетным гостем вечера стал Президент Республики Армения Серж Саргсян, который прибыл в Москву со специальным визитом для участия в церемонии открытия турнира.

Кроме того, одними из главных героев вечера стали сами участники турнира претендентов — лидеры американских шахмат Хикару Накамура и Фабиано Каруана из США, семикратный чемпион России Петр Свидлер, обладатель Кубка мира 2015 года Сергей Карякин, индийский экс-чемпион мира Вишванатан Ананд, болгарин Веселин Топалов и другие великие. По итогам турнира станет известно, кто из гроссмейстеров отправится в ноябре этого года в Нью-Йорк, чтобы сразиться с 25-летним норвежским чемпионом Магнусом Карлсеном за звание чемпиона мира.

Николай Усков и Татьяна Арно

(Фото: Александр Мурашкин, Анна Темерина, Елизавета Мелина)

Естественно, среди гостей было немало людей, которые активно поддерживают шахматные инициативы и лично увлекаются этим интеллектуальным спортом. В течение всего вечера за шахматными столами, установленными в центре зала Дома Пашкова разворачивались дружеские блиц-игры между бизнесменами, политиками и, конечно, гроссмейстерами. Тим Толкингтон, соруководитель российского офиса Goldman Sachs, говорят, даже берет частные шахматные уроки. А еще здесь я увидела кумира моего детства Анатолия Карпова!

После церемониальных процедур по представлению официальных лиц турнира и объявления результатов жеребьевки ведущие вечера, Татьяна Арно и Николай Усков, объявили специальное выступление знаменитого пианиста и композитора-минималиста, «русского Терри Райли» Антона Батагова, чья музыка, как говорят музыкальные критики, это «переживание, способное изменить жизнь». За ним последовал «шахматный» хореографический перформанс в постановке Анны Абалихиной.

Виктория Аминова, Олег Шелягов, Владимир Руга, Виктория Шелягова, Ирина Чайковская и Наталья Богдаренко

Наталья Бондаренко, Виктория Шелягова, Андрей Малахов, Наталья Шкулева и Виктор Бондаренко

14 марта в ресторане «Большой» состоялся ужин Виктора и Натальи Бондаренко в честь открытия российского представительства итальянского бренда аксессуаров из крокодиловой кожи Rubeus Milano.

Ведущий вечера Александр Анатольевич представил гостям новую коллекцию и ее создателей — креативного директора и владелицу бренда Наталью Бондаренко и специально приехавших на презентацию мастера компании Фаусто Дзани и дизайнера обувной линии Рикардо Полидоро, известного по работе с Roberto Cavalli и Giambatista Valli. Флористические декорации с стиле четырех сезонов создал прибывший из Италии декоратор Антонио Скабурри, официальный флорист парижского отеля George V.

Виктора Бондаренко я знаю давно. Это известный коллекционер русских икон и обладатель ценнейшей коллекции современного и русского искусства. Меценат, лидер общественного движения «Россия для всех», он знает толк в прекрасном и разбирается в нем как никто другой. Его молодая жена Наталья, архитектор и дизайнер по образованию, как раз и основала в Милане бренд аксессуаров из крокодиловой кожи, который стал «виновником» вечера.
Интересно было наблюдать за гостями ужина. Так, Аркадий Новиков не успев прийти на мероприятие, мгновенно начал гонять официантов, шпыняя их за неубранные бокалы из-под шампанского, а мы-то до этого момента думали, что с обслуживанием все идеально.

Пришел на презентацию и заместитель генерального директора по внешним коммуникациям ОАО «ММК» и журналист в одном лице Владимир Руга, несмотря на то, что в этот вечер был день рождения его сестры Аллы.

Владимир Руга и Мария Лобанова

Андрей Фомин, продюсер, актер и ивентмэйкер, мой друг, находясь под впечатлением от поездки в Милан, весь вечер рассказывал мне о прелестях Alta Moda Dolce & Gabanna, которые обеспечивают вам билет в дольче виту. Для этого надо заказать минимум четыре платья в год по 100 000 евро за штуку. Зато вам дадут первый ряд на всех показах бренда и интересные поездки по всему миру (показы-то проводятся не только в Милане).

17 марта в Москве распахнул свои двери «Aуди Центр Алтуфьево», по случаю чего была устроена пышная церемония открытия, которая сопровождалась искрометным юмором Ивана Урганта в рамках шоу «Вечернее Алтуфьево». Звездными участниками шоу стали капитан сборной России по футболу Роман Широков, телеведущая и публицист Ксения Собчак и креативный директор Podium Market Полина Киценко.
Как заявил Ургант, давно прошли те времена, когда автомобиль считался прерогативой мужчин. И был, очевидно, прав, потому что событие привлекло внимание и представительниц прекрасного пола. На самом деле, там стоило побывать уже из-за одних искрометных шуток дуэта Ургант-Собчак, хотя по правде говоря, Ксения явно проигрывала на фоне Ивана.

Роман Широков, Полина Киценко, Ксения Собчак и Иван Ургант

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Виктор Александрович Бондаренко (22 апреля (19500422 ) , Харьков) - российский бизнесмен, коллекционер искусства.

Биография

Родители: Бондаренко Александр Степанович, Бондаренко Ефросиния Семеновна. Отец работал на военном предприятии. Мать умерла, когда Виктору было двенадцать лет.

После окончания общеобразовательной средней школы поступил в Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище (ХГВТКУ) , Курсант Харьковского гвардейского высшего танкового командного училища, но на 2-м курсе покинул его по состоянию здоровья (комиссовался).

В конце 1969 года перебирается в Москву, где занимается коммерческой деятельностью. Покупал и продавал произведения искусства: ювелирные изделия, живопись, иконы .

По словам Елены Белоусовой, в советское время Бондаренко отсидел 4 года за незаконные операции с валютой .

По словам самого Бондаренко: «Я делал финансирование на Большой Кремлёвский дворец, с которым потом был большой скандал. Я инициировал кредит из Швейцарии, 490 млн долларов, мои люди делали, составлена была схема очень красиво.»

В 2000 году швейцарский следственный судья Даниель Дево направил генеральному прокурору РФ следственное поручение, в котором указывалось, что Виктор Бондаренко и его супруга Равида Абдулхаевна Мингалеева обвиняются в отмывании денег и участии в преступной организации .

Швейцарская компания Мерката получила несколько контрактов от Управления Делами Президента Российской Федерации: (Контракт по переделке президентского самолёта; Контракт № 136 по реконструкции Большого Кремлёвского Дворца; Контракт № 137 по реконструкции Счётной Палаты в Москве, улица Зубовская, д. 14.) По всем этим контрактам были получены комиссионные.

Из 62,52 млн долларов США, перечисленных за контракты № 136 и № 137, заключённые между компанией Мерката и Управлением Делами Президента Российской Федерации, господин и госпожа Бондаренко и Мингалеева получили примерно 11 млн долл. США, то есть примерно 18 % из выплаченных за вышеупомянутые контракты комиссионных .

В 2005 году прокуратура итальянского города Тренто выдала ордера на арест восьми российских граждан, причастных к делу Mabetex.

Среди обвиняемых по делу об отмывании денег прокурор назвал Виктора и Равиду Бондаренко, Евгения Ананьева, Виктора Махитского, Андрея и Маргариту Нероденковых (зять и дочь бывшего главы Государственного таможенного комитета России Анатолия Круглова), Милену Новоторжину, дочь Павла Бородина Екатерину Силецкую и адвоката Грегори Коннора, единственного среди обвиняемых не имеющего российского гражданства. Всего, как считает следствие, они отмыли $62,52 млн, полученных в виде взяток за контракты на строительные работы в Кремле .

Деятельность в сфере искусства

Крупнейший в мире коллекционер православной иконы и современного российского искусства.

  • В 1989 году организовал совместно с Галереей М*АРС программу командировок и выставок, продвигающую творчество советских художников в США, в которой участвовали Н. Нестерова, А. Рукавишников, К. Худяков, С. Шаров, С. Шерстюк и другие. По итогам в 1992 году совместно с Российским Фондом культуры была организована выставка «Русское искусство ХХ века: годы авангарда и годы гласности» в музее графства Нассау (Нью-Йорк, США). Тогда же спонсировал масштабную выставку-акцию «Русская коллекция ХХ век». Создаёт собственную коллекцию современного искусства и предметов антиквариата.
  • Выставка «Русское искусство ХХ века: годы авангарда и годы гласности» в музее графства Нассау (Нью-Йорк, США). (1992)
  • В 1997 году В. А. Бондаренко выступил сокуратором и генеральным спонсором крупной выставки «Мир чувственных вещей в картинках: ХХ век» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва). В процессе подготовки этой выставки около ста ведущих современных художников и литераторов России создали свои версии 150 объектов из педагогического пособия
  • С 2000 года В. А. Бондаренко продюсирует синтетический проект «deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ», автором идеи которого также является. Сейчас «Deisis» включает в себя более 100 произведений, психологических портретов-реконструкций лиц библейской истории, созданных при помощи электронных программ. Священные лики собирались художником К. В. Худяковым уникальным цифровым методом из лиц наших современников. Проект впервые был представлен публике в Государственной Третьяковской галерее в 2004 г., тогда же был выпущен альбом с репродукциями и историко-философским комментарием. В своих различных частях он выставлялся затем на 1-й и 2-й Международных Московских биеннале (2005, 2007), в Kunstmuseum des Kantons Thurgau, Ittingen (Швейцария, 2005), на международном аукционе Sotheby "s (Нью-Йорк, 2006), в Mimi Ferzt Gallery (Нью-Йорк, 2007), Galerie Albert Benamou (на 5-м Международном Салоне изящных искусств в Москве, 2008), в музеях и выставочных залах Пермского края и Ульяновской области (2008-2009). Проект был отмечен Leadacademy (Германия) присуждением премии LEADAWARDS2005.
  • «…И по плодам узнается древо» (2003) - выставка икон.
  • В. А. Бондаренко продюсирует серию новаторских работ в области цифровой живописи «Основной инстинкт», сделанных художником К. Худяковым. Части проекта с 2005 года регулярно показываются на московских выставках.
  • В. А. Бондаренко участвует в выставках частных иконных собраний в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (в 2005 и 2007 годах)
  • Входит Совет попечителей Государственной Третьяковской галереи, а в феврале 2009 года избирается почётным членом Российской Академии Художеств.
  • В 2006 и 2008 годах В. А. Бондаренко вошёл в «50 самых влиятельных лиц в русском искусстве» по рейтингу журнала «Артхроника», в 2008-м - в десятку меценатов. * В 2009-2010-м коллекционер включается в экспертный совет рейтинга. В. А. Бондаренко создал, по оценке экспертов, лучшее в России частное собрание русской православной иконы, включающее все периоды её развития. Эту коллекцию отличает высочайший уровень собирания, содержания и экспонирования. В неё вошло около 500 икон, многие из которых были буквально спасены благодаря труду квалифицированных реставраторов. Среди шедевров представленных в собрании - единственный подписной датированный образ Гурия Никитина, произведения кисти Кирилла Уланова, Иосифа Чирикова, Алексея Тюлина, Василия Гурьянова, Михаила Дикарева, Григория Журавлева и др. Многие иконы являются уникальными памятниками. В Государственной Третьяковской галерее было проведено две выставки собрания: «…И по плодам узнается древо» (2003) и «Иконопись эпохи династии Романовых» (2008-2009). К каждой из выставок был издан отдельный каталог со статьями, написанными ведущими специалистами в области истории древнерусского искусства: Г. И. Вздорновым, Г. В. Поповым, И. Л. Бусевой-Давыдовой, Е. Я. Осташенко, А. В. Рындиной, И. А. Шалиной, Г. В. Сидоренко, И. В. Сосновцевой, Н. Г. Бекеневой, В. В. Горшковой, М. М. Красилиными др.
  • «Иконопись эпохи династии Романовых» (2008-2009). - выставка икон.
  • В 2010-м, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева представляет выставку «Всё остаётся людям: Русская иконопись XVI-XX веков из собрания Виктора Бондаренко». Экспозиция включала более 120-ти отреставрированных икон, не показывавшихся ранее широкой публике; был выпущен альбом с подробными аннотациями (автор-составитель Н. И. Комашко). В том же году Московский музей современного искусства устраивает в своих стенах выставку «Всегда другое искусство», впервые показав значительную часть contemporary-коллекции юбиляра. К этому событию было приурочено издание одноимённого каталога, а также научной монографии Сергея Попова «Современное искусство России», написанной на основе экспонатов из коллекции В. А. Бондаренко.
  • «Всё остаётся людям: Русская иконопись XVI-XX веков из собрания Виктора Бондаренко».
  • В 2011 году стартовал художественный проект Виктора Бондаренко и Дмитрия Гутова «Россия для всех», выставлявшийся в музеях Твери, Перми, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы. Одновременно В. А. Бондаренко со своими единомышленниками создают общественное движение «Россия для всех».
  • 20 сентября 2012 года на территории Винзавода в бывшей галереи Марата Гельмана прошла выставка Виктора Бондаренко и Евгении Мальцевой «Духовная брань», через некоторе время Алек Д. Эпштейн при поддержке фонда «РДВ» презентовали одноимённую книгу.

Семья

Жена: Бондаренко (Мингалеева) Равида (Ида) Абдулхаевна. В 1990-х годах у Бондаренко также была любовница Елена Белоусова (Савина), которая родила ему дочь Евгению. Бондаренко не развелся с женой, а жил на два дома. По словам Елены Белоусовой Бондаренко во время отношений случалось всякое: «и ногами пинал меня в живот, и руки выламывал, и душил, и оплеухи по физиономии давал». В то же время Бондаренко обвинял Елену в воровстве .

Награды и почётные звания

  • Почётный член Российской академии художеств;
  • Член Совета попечителей Государственной Третьяковской галереи.

Напишите отзыв о статье "Бондаренко, Виктор Александрович"

Литература

  • Ю. Скуратов. Кремлёвские подряды «Мабетекса». Последнее расследование Генерального прокурора России. 2010.
  • В 1993 году В. А. Бондаренко основал Издательский дом «Военный парад», начавший выпуск журнала оборонного комплекса России «Military Parade» на русском и других языках и «Aerospace Journal»(«Аэрокосмического журнала»), «Военный парад» издал большое количество книг по оборонной тематике, среди которых особенно выделяются многотомный каталог «Оружие России», монография «Советская военная мощь: от Сталина до Горбачева», альбом «Оружие Калашникова», «Флаги отечественного флота, 1667-1996»
  • «Мир чувственных вещей в картинках». 1997
  • «И по плодам узнается древо», 2003
  • «deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ»: альбом, 2004
  • «deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ: История христианства в лицах»: альбом, 2009
  • «Иконопись эпохи династии Романовых», 2008
  • «Всё остаётся людям: Русская иконопись XVI-XX веков из собрания Виктора Бондаренко», 2010
  • «Всегда другое искусство» и монография С. Попова «Современное искусство России», 2010
  • «Россия для всех» 2011
  • «Искусство на баррикадах» 2012
  • «Духовная брань» 2012

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Бондаренко, Виктор Александрович

– Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды – всё ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого. Разве я не чувствую, что я в этом огромном бесчисленном количестве существ, в которых проявляется Божество, – высшая сила, как хотите, – что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим. Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше. Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда.
– Да, это учение Гердера, – сказал князь Андрей, – но не то, душа моя, убедит меня, а жизнь и смерть, вот что убеждает. Убеждает то, что видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся) и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть… Зачем? Не может быть, чтоб не было ответа! И я верю, что он есть…. Вот что убеждает, вот что убедило меня, – сказал князь Андрей.
– Ну да, ну да, – говорил Пьер, – разве не то же самое и я говорю!
– Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И, я заглянул…
– Ну так что ж! вы знаете, что есть там и что есть кто то? Там есть – будущая жизнь. Кто то есть – Бог.
Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и уже заложены, и уж солнце скрылось до половины, и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили.
– Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем (он указал на небо). Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны теченья с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «правда, верь этому».
Князь Андрей вздохнул, и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но всё робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера.
– Да, коли бы это так было! – сказал он. – Однако пойдем садиться, – прибавил князь Андрей, и выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз, после Аустерлица, он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел лежа на Аустерлицком поле, и что то давно заснувшее, что то лучшее что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нем. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.

Уже смерклось, когда князь Андрей и Пьер подъехали к главному подъезду лысогорского дома. В то время как они подъезжали, князь Андрей с улыбкой обратил внимание Пьера на суматоху, происшедшую у заднего крыльца. Согнутая старушка с котомкой на спине, и невысокий мужчина в черном одеянии и с длинными волосами, увидав въезжавшую коляску, бросились бежать назад в ворота. Две женщины выбежали за ними, и все четверо, оглядываясь на коляску, испуганно вбежали на заднее крыльцо.
– Это Машины божьи люди, – сказал князь Андрей. – Они приняли нас за отца. А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их.
– Да что такое божьи люди? – спросил Пьер.
Князь Андрей не успел отвечать ему. Слуги вышли навстречу, и он расспрашивал о том, где был старый князь и скоро ли ждут его.
Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту.
Князь Андрей провел Пьера на свою половину, всегда в полной исправности ожидавшую его в доме его отца, и сам пошел в детскую.
– Пойдем к сестре, – сказал князь Андрей, возвратившись к Пьеру; – я еще не видал ее, она теперь прячется и сидит с своими божьими людьми. Поделом ей, она сконфузится, а ты увидишь божьих людей. C"est curieux, ma parole. [Это любопытно, честное слово.]
– Qu"est ce que c"est que [Что такое] божьи люди? – спросил Пьер
– А вот увидишь.
Княжна Марья действительно сконфузилась и покраснела пятнами, когда вошли к ней. В ее уютной комнате с лампадами перед киотами, на диване, за самоваром сидел рядом с ней молодой мальчик с длинным носом и длинными волосами, и в монашеской рясе.
На кресле, подле, сидела сморщенная, худая старушка с кротким выражением детского лица.
– Andre, pourquoi ne pas m"avoir prevenu? [Андрей, почему не предупредили меня?] – сказала она с кротким упреком, становясь перед своими странниками, как наседка перед цыплятами.
– Charmee de vous voir. Je suis tres contente de vous voir, [Очень рада вас видеть. Я так довольна, что вижу вас,] – сказала она Пьеру, в то время, как он целовал ее руку. Она знала его ребенком, и теперь дружба его с Андреем, его несчастие с женой, а главное, его доброе, простое лицо расположили ее к нему. Она смотрела на него своими прекрасными, лучистыми глазами и, казалось, говорила: «я вас очень люблю, но пожалуйста не смейтесь над моими ». Обменявшись первыми фразами приветствия, они сели.
– А, и Иванушка тут, – сказал князь Андрей, указывая улыбкой на молодого странника.
– Andre! – умоляюще сказала княжна Марья.
– Il faut que vous sachiez que c"est une femme, [Знай, что это женщина,] – сказал Андрей Пьеру.
– Andre, au nom de Dieu! [Андрей, ради Бога!] – повторила княжна Марья.
Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения.
– Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m"etre reconaissante de ce que j"explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme… [Но, мой друг, ты должна бы быть мне благодарна, что я объясняю Пьеру твою близость к этому молодому человеку.]
– Vraiment? [Правда?] – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех.
Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей.
– Где, в Киеве была? – спросил старуху князь Андрей.
– Была, отец, – отвечала словоохотливо старуха, – на самое Рожество удостоилась у угодников сообщиться святых, небесных тайн. А теперь из Колязина, отец, благодать великая открылась…
– Что ж, Иванушка с тобой?
– Я сам по себе иду, кормилец, – стараясь говорить басом, сказал Иванушка. – Только в Юхнове с Пелагеюшкой сошлись…
Пелагеюшка перебила своего товарища; ей видно хотелось рассказать то, что она видела.
– В Колязине, отец, великая благодать открылась.
– Что ж, мощи новые? – спросил князь Андрей.
– Полно, Андрей, – сказала княжна Марья. – Не рассказывай, Пелагеюшка.
– Ни… что ты, мать, отчего не рассказывать? Я его люблю. Он добрый, Богом взысканный, он мне, благодетель, рублей дал, я помню. Как была я в Киеве и говорит мне Кирюша юродивый – истинно Божий человек, зиму и лето босой ходит. Что ходишь, говорит, не по своему месту, в Колязин иди, там икона чудотворная, матушка пресвятая Богородица открылась. Я с тех слов простилась с угодниками и пошла…
Все молчали, одна странница говорила мерным голосом, втягивая в себя воздух.
– Пришла, отец мой, мне народ и говорит: благодать великая открылась, у матушки пресвятой Богородицы миро из щечки каплет…
– Ну хорошо, хорошо, после расскажешь, – краснея сказала княжна Марья.
– Позвольте у нее спросить, – сказал Пьер. – Ты сама видела? – спросил он.
– Как же, отец, сама удостоилась. Сияние такое на лике то, как свет небесный, а из щечки у матушки так и каплет, так и каплет…
– Да ведь это обман, – наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу.
– Ах, отец, что говоришь! – с ужасом сказала Пелагеюшка, за защитой обращаясь к княжне Марье.
– Это обманывают народ, – повторил он.
– Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру.
– Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер.
– В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь.
Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками.
– Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску.
– Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома.
– Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?…
– Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n"ai pas voulu l"offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только.
Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется».
Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную.
– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.
В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо.
– Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера.
– AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.
Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера.
Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.
Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его.

Когда Вдова Жени Белоусова с советником министра культуры ссорились, вопли были слышны на весь поселок

Вдова Жени Белоусова: Мой любовник-миллионер отбирает у меня дочь!

Ярослава Танькова

Шесть лет назад молодая певица Лена Белоусова родила от женатого 50-летнего бизнесмена Виктора Бондаренко девочку. Он кидал к ногам женщины миллионы, но потом решил забрать ребенка в свою официальную семью

Они познакомились в 1998 году, когда Лене было 22 года, а ему 50. Виктор только что вернулся из Америки, где пробыл в эмиграции 11 лет. Его жена временно уехала пожить на их виллу в Монако. «Он был одинок и страстно влюблен! А я - нет», - рассказывает Елена, с которой спецкор «КП» встретилась в больничной палате. Сегодня мы выслушаем ее версию событий последних семи лет:

«Он умолял меня родить!»

Лена к тому времени вот уже полтора года пыталась оправиться после смерти обожаемого гражданского супруга Евгения Белоусова. Именно она ухаживала за Женей, когда он тяжело заболел. А когда он умер, взяла сценический псевдоним «Белоусова» и начала свою сольную карьеру.

Я не была готова к новому роману, - рассказывает женщина. - Но Бондаренко так красиво ухаживал! Он заваливал меня цветами и дорогими подарками, твердил, что «наконец-то нашел любовь всей своей жизни»... Мне это льстило. Обычно поклонники после второго-третьего отказа «сливались», а этот держался. Говорил, что «жена - только друг, партнер», что никаких любовных отношений с ней нет. Я думаю, это была правда, в тусовке подтверждали, а там все про всех знают.

К тому времени Виктор вот уже почти 20 лет был женат на женщине по имени Равида. Она была старше его на два года. Их многое связывало: общая эмиграция, общие дела. Вместе они даже проходили обвиняемыми по делу «Мобетекс» - о хищении государственных средств в особо крупных размерах. Электронные СМИ приписывали «на их долю» примерно 11 миллионов долларов США. Но потом уголовное дело закрыли «за отсутствием состава преступления». После этого Виктор занял место советника министра по культуре и занимался профессиональным коллекционированием картин, икон и старинной утвари.

Он умолял меня родить ребенка, - вспоминает Лена. - Обещал, что никаких материальных проблем не будет, что у меня будут «самые лучшие бриллианты», что он полностью обеспечит и меня, и малыша, - только роди! Его бриллианты меня мало волновали, я и сама хорошо зарабатываю. Например, как раз тогда купила себе трехкомнатную квартиру в московском элитном доме. Но я подумала: «Так, как Женю, я уже вряд ли кого-то полюблю. А этот человек хотя бы любит меня. Он будет защищать моего ребенка, помогать мне. Почему бы и нет?»

И Лена решилась.

Пеленки от Гуччи и Павел Бородин в крестных

Еще будучи беременной, Лена переехала в арендованный Виктором в Горках-10 дом и занялась обустройством «гнезда». Дом - двухэтажный «канадский сэндвич». Вокруг сосновый лес, чистый воздух - что еще надо для ребенка!

Новорожденную девочку Лена назвала в честь своей единственной любви - Женей. Новоиспеченный папа был счастлив! С первых секунд жизни у девочки были пеленки от Гуччи, подгузники от Версаче, и даже крестным стал не кто-то, а сам Павел Бородин - он тогда уже был госсекретарем Союза России и Белоруссии.

«Семейную идиллию», по словам Лены, разрушила вернувшаяся в Россию жена Бондаренко.

Жить Виктор продолжил с ней, а к нам с дочерью наведывался по воскресеньям, - говорит Лена. - Меня это не особо огорчало. Строить с ним семью я не хотела и пошла бы на это только ради Жени. Ну а раз он сам не рвался...

О том, что у него теперь есть дочь, Виктор сообщил Равиде, когда Женьке исполнился месяц. Уж как именно он ей это объяснил, но водитель потом рассказывал Лене, что скандал был мощным. А приятельницы в тусовке стали встречать Белоусову сочувственным: «Представляешь, она ходит и говорит, что «какая-то проститутка от ее мужа ребенка родила».

Видимо, он сказал ей примерно то же, что и мне, - вздыхает Лена. - Типа с мамашей у него ничего нет, «случайная связь», но она родила, а он - честный человек. А тетка, не будь дурой, ответила: «Ребенка я принимаю, привози, вот только что с мамашей будем делать?»

Итак, Равида согласилась на ребенка. Особенно Лена занервничала, когда Виктор предложил иногда забирать дочку к себе домой. Мол, «надо их с женой познакомить, пусть дружат, тогда Женьке потом ее бриллианты достанутся».

Ты Женин отец, а я - мать, и никакой второй матери у нее не будет! - возмутилась я и получила в ответ убийственное: «Ты молодая, еще себе родишь».

С этого момента начались конфликты.

Ситуацию спасало только то, что виделись любовники очень редко.

Виктор продолжал быть воскресным папой, иногда заезжал на чай среди недели и всегда привозил очень дорогие подарки, - вспоминает Лена. - И мне, и Жене. Но постепенно меня стало это больше пугать, чем радовать. Ведь при этом, кроме подарков, он не давал ей ничего. А значит, учил Женю мерить любовь на деньги. Папа хороший, потому что богатый. Все его воспитание - свозить Женю на концерт, в магазин, купить все, что она захочет, и привезти обратно, обязательно напомнив - это папа! Он не уделял Женьке любви в большом смысле этого слова. То есть не читал ей по вечерам, не купал ее, не мерил ей температуру, когда она болела... Но зато он мог отвести ее в бутик и купить пальто от, как я считаю, Версаче за три тысячи долларов. Он, как я считаю, просто вкладывал в нее деньги - как в свою коллекцию икон. Даже называл дочь: «Мой очередной проект».

Но дети любят подарки. В отличие от мамы Женя была в восторге. Папа всегда был праздником. Каждый приезд сопровождался восторженным восклицанием Виктора: «Вот снова папа для Женечки привез дорогие подарки». Так в доме появились ценная коллекция картин, портсигаров (в том числе от Фаберже), драгоценности... Впрочем, потом на суде Виктор скажет, что подарками была только часть этих вещей, а остальное - «размещенная в доме у любовницы личная коллекция, которую она присвоила, а значит, украла».

«Муж грозится перекупить дочку подарками»

В игрушках и одежде Женя отказа не знала вообще. На соседней конезаводческой фирме у нее была своя лошадь и тренер (1000 долларов в месяц), она ходила в самый дорогой московский садик «Президент» на Рублевке (540 тысяч рублей в год), каталась на коньках в престижной секции (100 тысяч рублей в год)...

Виктору просто нравилось шиковать, - говорит соседка Марина, снимающая рядом особняк. - Мой муж тоже очень состоятельный коммерсант, но наш ребенок ходит в обычный садик и пальто у него не из бутика. Так что большого смысла в таких дорогих подарках я не вижу. Гораздо большим подарком для Жени было бы, если бы не было скандалов. Когда Лена с Виктором ссорились, вопли были слышны на весь поселок.

О чем они скандалили - показания расходятся.

Виктор говорит, что Лена постоянно требовала платить больше и купить Жене и ей дом, мол, надоело арендовать. Елена же утверждает, что скандалы возникали потому, что он настаивал, чтобы Женя жила с ним и его женой, и даже возил девочку в гости тайно, увещевая «не говорить маме».

Стоило мне отвернуться, как он пихал Жене телефонную трубку: «На, поговори с тетей». Дочка то и дело случайно проговаривалась, что «когда они с папой ездили на концерт», то были с тетей. А потом я узнала, что он в своей квартире оборудовал для моей дочери комнату, закупил ей полный гардероб... Он говорил: «Она увидит, что у меня в доме лучше, чем у тебя, и захочет жить со мной». А когда я просила денег на ремонт, потому что мы заклеивали щели в полу скотчем, отказывал. Если я пробовала спорить, отрубал: «Что ты сказала? А ты кто такая? Будет так, как я решил».

Ссоры стали постоянными. По словам Елены, на встречи с дочерью теперь приезжал злой, высокомерный «хозяин» загородного дома. Во время его визитов Лена стала уходить на второй этаж и запираться в своей комнате. А потом плакала в кабинете у психолога: «Муж грозится перекупить дочку подарками, говорит, что она вырастет и все равно уйдет к нему. Как мне быть? А если мне не хватит денег? Как стать ей незаменимой?»

«Вы - матки, плодитесь даже в коме!»

Три года назад он начал жестоко унижать Елену.

Был день рождения Жени, - дает письменные показания няня Лена. - И Елена с Виктором снова стали ссориться. В такие моменты я всегда старалась увести девочку подальше. Так и в этот раз я унесла ее на второй этаж. Женя по дороге все твердила: «Ну почему они постоянно ссорятся, когда же они совсем помирятся?» А когда я вернулась в гостиную, Елена лежала, скорчившись на полу...

Одно странно, давая эти свидетельства адвокату Елены, няня все же отказалась подписаться, что согласна нести ответственность за ложные показания. А в суд не пришла, потому что на больничном.

Я плакала, ходила в больницу, стопка справок о сотрясениях и ушибах росла, но подать заявление в милицию казалось мне невозможным. Он же все-таки отец! - говорит Лена.

Любимым выражением Бондаренко, по словам Елены, было: «Все вы - матки, плодитесь даже в коме! Я любой дам пару штук баксов, и она родит».

Снова воспоминания Лены: «Никак, кроме как «животное», «сука» и «самка», он в последние год-два меня не называл. Твердил: «Вам всем нужны только мои деньги».

Поначалу она не очень понимала, что происходит, няни делали все возможное, чтобы Женя не видела кульминационных сцен, - вздыхает Лена. - Я и терпела-то все только ради Жени, чтобы у нее были дом, лошади... Но однажды ссора состоялась как раз накануне его «воскресного свидания», и Женя увидела, как «папа ломал маме ручку». «Не трогай мамочку!» - кинулась на защиту моя дочь. А он прорычал: «Будешь на отца кидаться - наследства лишу!»

Женю очень напугала эта потасовка, она долго отказывалась ехать с папой на прогулку. Лена говорит, что отцу даже силой пришлось «запихать брыкающуюся девочку в машину». На следующий день, когда папа позвонил, Женя не захотела подойти к телефону: «Буду говорить, только если рядом будет мама».

Разъяренный Бондаренко позвонил моей подруге: «Она настроила ребенка против меня. Пусть оставит в доме дочь, а сама уматывает, или я пришлю ОМОН, и ее возьмут за то, что удерживает Женьку в заложниках».

Лена забрала дочь и увезла ее к матери, а сама отправилась в органы опеки:

Я больше к нему не вернусь. Мне не нужны его дом и деньги. Помогите мне спасти дочь!

Это просто эпидемия какая-то, олигархи с ума посходили, детей одного за другим отбирают, - вспоминает Елена слова инспектора в Тверском отделении. - Никто к вашей девочке охранника с автоматом не приставит. Так что бегите в суд! Вы хорошая мамочка, не волнуйтесь - мы вас защитим.

Это были последние ободряющие слова, которые слышала Лена. Дальше она узнала, что в прокуратуре на нее заведены два уголовных дела: по факту угроз убийства Виктору и по факту ограбления его дома. В качестве угроз он предоставил записанные на диктофон выдержки из ссоры, где она кричит, что взорвет его - «тротила хватит». А как ограбление расценивалось то, что Лена увезла из дома драгоценные коллекции портсигаров, несколько картин и икон. Но Елена продолжает утверждать, что это были подарки.

Лучший родитель - тот, который богаче?

С тех пор Елена больше не была в Горках, то есть пыталась зайти, но Бондаренко не пустил.

Я не могу забрать даже свои концертные фонограммы, а как же мне работать дальше? - жалуется Елена. - Даже фотографии и памятные мне вещи Жени Белоусова там остались! Мы с дочкой тогда так испугались, что ушли в чем были - в платьях и шлепках.

А Бондаренко обратился в Тверской суд города Москвы с требованием лишить Елену родительских прав.

Истец Виктор утверждал, что Лена шантажировала его, требуя огромные суммы и дорогие подарки за право видеться с ребенком; что сама она никогда не работала, не занималась Женечкой, жестоко с ней обращалась и настраивала девочку против отца.

Елена же говорила, что последние 3 - 4 года бывший любовник постоянно ее унижал; грозился посадить Елену, если не отдаст девочку добровольно; внушал маленькой Жене, что «богатый папа - все, а мама - ничто».

Лена упоминает его уголовное прошлое (четыре года, которые Бондаренко, как она говорит, еще до эмиграции отсидел за валютные махинации), а Виктор - ее порнографические снимки в журнале. Он приносит справку, отрицающую судимость, а она - документ о выигранном суде против журнала, разместившего те фото. Мол, они поддельные. Поток грязи не иссякает - типичная разборка двух ненавидящих друг друга взрослых, в которой теперь уже сложно понять, кто первым начал.

Но при чем тут «лишение родительских прав»? Правда, в ходе суда отец изменил требование о «лишении прав» на «ограничение мамы в общении с дочкой до одного раза в неделю - по субботам».

Но за что меня ограничивать?! - возмущается Лена. - Я не пью, не курю, и еще ни один из свидетелей не подтвердил, что я «не занималась Женей».

Однако суд все же решил присудить ребенка папе и вернуть «в привычную среду - в загородный дом, к лошадям, секциям и школе».

Елену не поддержала даже опека. Поначалу они обследовали «условия проживания для ребенка» в квартире матери. В акте обследования признали их хорошими. Еще бы! Евроотремонтированная квартира в элитном доме! Но на заседании представитель опеки встала на сторону отца, то есть за то, чтобы ребенка вернуть в Горки-10 и ограничить Женины встречи с мамой.

В личных беседах, кому бы я ни жаловалась, все только вздыхают: «Ну что ж, сейчас у нас все решают деньги». Как же так? - чуть не плачет Елена. - Значит, лошадь - это среда обитания ребенка, а мама - нет? Получается, что лучший родитель - тот, который богаче?

Контраргумент

Папа Жени: Я не смог бы купить опеку - там недолюбливают отцов!

Мы пришли к Виктору Бондаренко с полной уверенностью, что он - монстр, Лена - 100-процентная жертва, а суд «куплен» с потрохами. Но в процессе разговора выяснились некоторые подробности, о которых Елена предпочла умолчать.

Оказалось, что «идеальной мамой» ее считают далеко не все свидетели. Выяснилось, что Елена и сама миллионерша.

Не выдумывайте, пожалуйста, что я всех купил! - возмущался Виктор. - Слишком много инстанций задействовано. В таких случаях, если попытаешься заплатить, это непременно вылезет. К тому же в органах опеки сидят 40 - 50-летние женщины, у которых мужчина ассоциируется исключительно со злостным алиментонеплательщиком. Они любого отца, на которого подали в суд, воспринимают предвзято, и, чтобы переубедить их, нужны очень веские основания. У меня они есть! Мне не надо платить, на моей стороне закон. И я вам это докажу.

История оказалась гораздо запутаннее, чем мы предполагали. Впрочем, решать, насколько обоснованно решение суда, мы предоставляем вам, читатели.

Почти восемь лет назад молодая певица Лена Савина (бывшая подружка Жени Белоусова, взявшая его фамилию как псевдоним) родила от женатого 50-летнего бизнесмена Бондаренко девочку. До 2006 года он обеспечивал обеим миллионное содержание. Но потом решил забрать дочь в свою официальную бездетную семью. Елена говорит, что на этом настояла его жена. Он - что ему просто надоел бесконечный шантаж ребенком и попытки вытащить из него как можно больше денег. Оба делали все возможное, чтобы лишить другого родительских прав. Но все это время Женя не видела папу. Мама увезла девочку из дома, который им снимал Виктор, и скрывалась.

Вместе с дочкой Лена прихватила иконы и драгоценности на 10 миллионов рублей. Она утверждала, что это подарки Виктора. Миллионер же доказывал, что эти вещи он просто хранил в доме, который сам же и снимал. В результате на Елену было заведено уголовное дело по статье «кража в особо крупных размерах», и женщину даже держали в КПЗ. Выпустили под подписку о невыезде. Но дело продолжили. Параллельно было возбуждено уголовное дело по статье 119 - «угроза убийством». Виктор предоставил в прокуратуру записи, где Елена угрожает взорвать его.

Савина подала кассационную жалобу, и в феврале решение суда отменили. Основной претензией было то, что, несмотря на просьбу Елены не рассматривать дело в ее отсутствие, суд был проведен без нее. А медицинская справка, пусть и с диагнозом «вегетососудистая дистония», все же была. Было назначено новое разбирательство, с новыми судьями. Но и на новые заседания Елена не ходила. Две недели назад суд приговорил оставить решение в силе, и выяснилось, что, несмотря на подписку о невыезде, Лена с Женей давно покинули Россию...

Незаконно вывезти ребенка из страны - легко!

На шпионских съемках частного сыскного агентства, которое нанял Бондаренко, Лена с Женей на улицах Флориды. Три часа дня, мама забрала дочку из частной школы и ведет к припаркованному «Форду». За руку не держатся. Лена сияет улыбкой и щебечет по телефону, мрачная Женька со школьным рюкзачком тяжелой походкой плетется чуть позади. То ли день такой неудачный и мама с дочкой поссорились, то ли Женька действительно несчастлива в новом качестве американки. Отец, конечно же, выбирает первый вариант:

Вы только представьте себе, она учится в английской школе, на чужом ей языке, живет на съемной, уже непонятно какой по счету за последние полтора года квартире, в чужой стране... Это же психологический шок для ребенка! И главное - кто позволил вывезти ее из страны, если я - отец - не давал разрешение на выезд?

Лена с дочкой прилетели в Америку 7 декабря 2006 года. Никто об этом даже не подозревал. Тем более что по всем документам и утверждениям адвоката местом проживания девочки была московская квартира Елены.

По нашему Закону «О въезде и выезде из Российской Федерации» ребенок вполне может выезжать из страны с одним из родителей. Но в пункте 21 оговорено, что это возможно, только если от второго родителя нет заявки о несогласии на выезд. Такое заявление от Бондаренко было. Сама Елена находилась под подпиской о невыезде. Это значит, что при попытке пересечь границу в любом из аэропортов Москвы их бы просто задержали. Но...

Необязательно же лететь прямо из Москвы, - пояснили нам специалисты из погранслужбы. - Вот, например, прилетаете вы в Сочи, оттуда на автобусе едете «на экскурсию» в Ялту. По дороге, конечно, есть погранконтроль, но поверхностный, без всяких списков... А Ялта - это уже Украина, оттуда вы вполне можете лететь с ребенком куда заблагорассудится. Ведь все списки «о несогласии» и «невыезде» остались на российской границе.

«Моя семья: мама, бабушка и я»

Следующая видеозапись уже прислана самой Еленой в суд: сидящая на кровати Женька рассказывает о том, как она живет. Стол, показательно заваленный прописями, горы рисунков и поделок.

Меня зовут Женя, а это мои дети, - говорит девочка, прижимая тряпичного медведя. - Мама читает мне на ночь Гарри Поттера... Что дальше, мам? А здесь я занимаюсь, это мои прописи, я учусь писать «ча-ща» и «чу-щу»... А это мои рисунки, моя семья: мама - бобик, бабушка - пышка и я - зайка по кличке Пончик... Мои подружки - Виола, Неля, Аня... А это письмо в суд (листик, исписанный детскими каракулями): «Я очень люблю свою маму, мне очень хорошо с ней»...

Заканчивается Женино соло веселым киданием подушек в маму. При этом Лена несколько раз задавала девочке вопрос: «Говорят, я тебя тут бью... Это так?» Но Женя так ни разу и не ответила.

А вы заметили, что у девочки почему-то правый угол рта загримирован? - первым делом спрашивает Бондаренко. - Почему бы это? А что подружек она называет только тех, которые были здесь, на Рублевке... Ей одиноко. За полтора года у ребенка не появилось ни одной подружки! А то, что среди нарисованных членов семьи меня нет, так за шестнадцать-то месяцев еще не так настроить можно. Я уверен, что, когда Женя попадет ко мне, я все объясню ей, и она поймет, что в лишении мамы родительских прав сама же мама и виновата.

«Я буду скрываться, пока не прекратят преследовать»

Вторая часть записи посвящена Лениному заявлению в суд. Савина просит приобщить кассету к делу и рассказывает свой взгляд на ситуацию:

Мое отсутствие - это не неуважение к суду и не безразличие к дочке. Именно НЕ безразличие заставило меня уехать. Потому что Бондаренко постоянно угрожал мне, устраивал слежку. Угрожал открыть еще уголовные дела и закрыть меня, а ребенка забрать. Он вышиб дверь в мою квартиру, когда меня не было дома. Он звонил мне и говорил: «Ну что, соска, договариваться будем? Отдавай ребенка и вали!» Я постоянно ходила в слезах, я не могла быть рядом с дочкой, потому что прятала ее. Находясь в Москве, мы подвергались опасности. Еще до суда и судья, и опека сказали мне: «Мамочка, сама спасайте своего ребенка». Я знаю, что нахожусь в розыске, и, до тех пор, пока не прекратится уголовное преследование, я буду скрываться. Бондаренко просто разыгрывает выверенную «шахматную партию». Он говорит, что я ребенка мучаю. Поэтому я специально записала кассету, чтобы видели, что она весела и занимается. Женя вдалеке от Бондаренко перестала быть дерганой.

Я идеальная мать! Именно я занималась ребенком все эти годы. Именно я сидела с больной дочкой дома в Новый год, пока Бондаренко с женой зажигал в казино. И только в последний год, когда он готовился к суду, стал постоянно приезжать. Единственное обвинение против меня, что папа с осени 2006-го не видел дочь. Но это не доказательство, что я плохая мать! Представьте мне доказательства! Надеюсь, что, выслушав меня, суд пересмотрит свое решение. Но, даже если решение будет отрицательным, я все равно не сдамся. Я не отдам ребенка Бондаренко.

«У животных материнский инстинкт, а у людей - закон!»

Как она смеет говорить, что не подчинится суду? - возмущается Бондаренко. - Какие еще материнские инстинкты? Это у зверей инстинкты, а человек обязан жить по закону. И если бы суд присудил ребенка ей, я бы подчинился! Она спасает ребенка от отца? Неправда, сбежав, она думает только о себе. Скрывается от уголовного суда, мстит мне за наши несложившиеся отношения, отстаивает свое самолюбие... А ребенку гораздо лучше было бы сейчас жить в собственном доме, ходить в элитную школу, на каток, заниматься конным спортом. Значит, она отстаивает себя во вред ребенку! Это не любовь! Я так считаю: обидел тебя мужик - выколи ему глаз. Но ему, а не вашему общему ребенку! Я вышиб дверь? Это не я, а оперативники с обыском, во время которого, кстати, была найдена часть похищенных ею драгоценностей. Еще часть ее мать вернула, испугавшись, что уголовное дело будет и на нее тоже. А часы и три портсигара Фаберже (это около 500 000 долларов) так и сгинули. Это, по всей видимости, те самые деньги, на которые сейчас живет Лена. А чт
о она будет делать, когда они кончатся? Морить ребенка голодом? Она кичится тем, что теперь у нее есть стабильный доход, потому что она сдала внаем свою квартиру. Но суд запретил ей это, потому что получается, что она обрекает дочь на кочевую жизнь. Ставит ребенка перед выбором - либо кушать, либо свой дом! И это при том, что у Жени есть возможность жить как принцесса! И разве истинная мать лишила бы дочь этого во имя своего самолюбия?

Что быстрее: статус беженца или Интерпол?

Сейчас Елена пытается получить в Америке статус беженца и политическое убежище. Но пока этот вопрос в подвешенном состоянии, потому что адвокат, нанятый ею, оказался прохвостом и стряс с Савиной несоизмеримые с выполненной работой деньги. А теперь не отдает документы, требуя еще

11 000 за время, потраченное на их перевод. Суд затягивается, вопрос не решается.

А в это время набирает обороты международный розыск, в котором находится Елена. Еще летом следствие по уголовным делам в отношении ее было приостановлено, так как она скрывалась. Когда же выяснилось, что, несмотря на данную подписку о невыезде, Савина покинула Россию, было решено изменить меру пресечения на содержание под стражей.

Кроме того, после окончательного приговора суда о передаче Жени на воспитание отцу судебным приставам выдан исполнительный лист, обязывающий их забрать ребенка у матери. Ближайшие пара месяцев уйдут на его перевод и официальную его передачу за океан по каналам Интерпола. После чего полиция Флориды однажды вломится в дом и заберет Женю.

По крайней мере так все должно произойти по сценарию, расписанному законом. Скрыться Елене не удастся, потому что за каждым шагом следят нанятые отцом частные детективы, и Бондаренко настроен решительно - отобрать, что бы ни случилось. Страшно подумать, чем все это может закончиться, учитывая не менее жесткую позицию мамы - любой ценой не сдаться и не отдать ребенка Бондаренко.

Виктор Александрович Бондаренко (22 апреля 1950, Харьков) - российский бизнесмен, коллекционер искусства.

Биография

Родители: Бондаренко Александр Степанович, Бондаренко Ефросиния Семеновна. Отец работал на военном предприятии. Мать умерла, когда Виктору было двенадцать лет.

После окончания общеобразовательной средней школы поступил в Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище (ХГВТКУ), Курсант Харьковского гвардейского высшего танкового командного училища, но на 2-м курсе покинул его по состоянию здоровья (комиссовался).

В конце 1969 года перебирается в Москву, где занимается коммерческой деятельностью. Покупал и продавал произведения искусства: ювелирные изделия, живопись, иконы.

По словам Елены Белоусовой, в советское время Бондаренко отсидел 4 года за незаконные операции с валютой.

В 1978 году эмигрировал в Израиль, а оттуда в Соединённые Штаты Америки.

Прослушал несколько курсов в Нью-Йоркском университете (The State University of New York), а также ряде других вузов. Получив соответствующие лицензии, работал агентом по недвижимости, агентом по страхованию. С 1985-го по 1988-й занимал должность менеджера по продажам в крупнейшей страховой компании США Prudential.

Бизнес

В 1988 году основал собственную компанию в США Zigzag Venture Group, которая занималась издательской деятельностью, импортно-экспортными операциями. Возвратился в Советский Союз. Одним из первых предприятий компании Zigzag (совместно с Интуристом) стало появление в Москве первых лимузинов.

В 1990 году В. А. Бондаренко создал одно из первых российско-американских совместных предприятий «Совьет-Америкэн Джойнт Адвертайзинг Компани», позднее переименованное в «Паспорт интернейшнл ЛТД» и занимавшееся издательской деятельностью. Возглавляемый В. А. Бондаренко «Паспорт интернейшнл ЛТД» выпускает журналы «Паспорт в СССР» (позднее «Паспорт в новый мир», «Passport to the New World»), «Материнство», «Вестник Российской ассоциации акушеров-гинеколов», «Детский доктор: Вестник Союза педиатров России», «Автошоп», «Стас». В. А. Бондаренко активно включается в работу Американо-советского торгово-экономического совета, привлекая американских предпринимателей к сотрудничеству с СССР.

В 1992-1993 гг. В. А. Бондаренко учреждает первую в России дилерскую компанию Chrysler - АОЗТ «Wesak Chrysler». Его партнёрами выступают: предприниматель и советник пяти президентов США Арнольд А. Зальцман (его имя сейчас носит Институт изучения проблем войны и мира, The Arnold A. Saltzman Institute of War and Peace Studies, SIWPS), а также Говард Уэйнгроу (Howard Weingrow), включённый президентом Никсоном в «лист врагов». В этот период В. А. Бондаренко знакомится со многими известными политиками США. В частности, с 1994 года он неоднократно встречается и поддерживает избирательную кампанию сенатора Эдварда Мура «Теда» Кеннеди.

Вместе с Арнольдом А. Зальцманом В. А. Бондаренко выступал также посредником в переговорах между компанией Cushman & Wakefield с руководством АО «Сити» по вопросам строительства крупнейшего бизнес-комплекса «Московский Сити», а также в разработке программы приватизации, проводившейся Кабинетом министров Украины.

В 1993 году В. А. Бондаренко основал Издательский дом «Военный парад», начавший выпуск журнала оборонного комплекса России «Military Parade» на русском и других языках и «Aerospace Journal». «Военный парад» издал большое количество книг по оборонной тематике, среди которых особенно выделяются многотомный каталог «Оружие России», монография «Советская военная мощь: от Сталина до Горбачева», альбом «Оружие Калашникова», «Флаги отечественного флота, 1667-1996»

Дело Mabetex

Участвовал в реконструкции Большого Кремлёвского дворца, вокруг которого впоследствии произошёл большой коррупционный скандал, известный как Дело Mabetex.

По словам самого Бондаренко: «Я делал финансирование на Большой Кремлёвский дворец, с которым потом был большой скандал. Я инициировал кредит из Швейцарии, 490 млн долларов, мои люди делали, составлена была схема очень красиво.»