Патология восприятия: клиническая и психологическая феноменология. Восприятия и их патология Патология восприятия

Процесс восприятия демонстрирует субъективное психологическое отражение предметов и явлений объективной действительности. Общим для этих процессов является тот факт, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств.

Расстройства восприятия встречаются:

  • При психических заболеваниях: шизофрения, эпилепсия и т.д.
  • При органических поражениях мозга: опухоли, кровоизлияния и др.

    Дереализация – ощущение нереальности окружающей действительности (при шизофрении, детоксикации). Больному кажется, что та ситуация, в которой они находятся постоянно, воспроизводится как никогда не видимая и наоборот.

    Из специфических и патологических изменений восприятия выделяют: эйдетизм, иллюзии, галлюцинации, дереализационные и деперсонализационные нарушения восприятия, агнозии.

    Иллюзии – искаженное восприятие реального объекта.

    Галлюцинации – восприятие возникающие без наличия реального объекта, сопровождающего убежденностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

    Галлюцинации:

    1. Зрительные.
    2. Слуховые.
    3. Обонятельные.
    4. Тактильные.

    Функциональные галлюцинации - возникает под действием какого-либо раздражителя.

    Гипнотические галлюцинации – возникают в ситуации, когда человек засыпает или только проснулся. Вспышки света, звуки, не носящие сложного характера.

    Псевдогаллюцинации (Кондинский) – истинные, отличаются яркостью, реальностью событий, при псевдогаллюцинациях больные осознают, что это происходит у них в голове, что это нереально. Истинными галлюцинациями нельзя управлять произвольно, псевдогаллюцинациями – больные могут немного управлять.

    Психогенного характера – под влиянием серьезной психической травмы или психического стресса, в результате снижения возможности общения людей друг с другом.

    Внушенные – массовый характер: изгнание бесов.

    При соматических заболеваниях – галлюцинации проявляются в виде отдельных фигур (при туберкулезе и последних стадиях астматических заболеваний).

    Эйдетизм – след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе в виде четкого и яркого образа.

    Иллюзии – представляют собой отклонения восприятия конкретного воспринимаемого объекта по форме, цвету, величине, консистенции, константности, удаленности от воспринимаемого. Зрительные иллюзии проявляются в виде искажения зрительного образа. Слуховые – нарушении восприятия реальных шумов. Вкусовые - видео изменения обычного для субъекта вкуса, обонятельные – запах.

    К особому виду зрительных иллюзий относят дереализационные расстройства, при которых существенно изменяется восприятие объектов. К ним относят:

    • Микропсия – расстройство восприятия в виде уменьшения размеров окружающий предметов.
    • Макропсия – расстройство восприятия в виде увеличения размеров окружающих предметов.
    • Дисмегалопсия – расстройство восприятия в виде удлинения, расширения, скошенности, перекрученности вокруг оси окружающих предметов.
    • Порропсия – расстройство восприятия в виде изменения расстояния, отделяющего предмет от больного при неизменных размерах.

    К особым разновидностям нарушения восприятия относят:

    • Сенестопатии – разнообразные не приятные, трудно поддающиеся больным описанию ощущения в различных частях тела, воспринимаемые как мигрирующие образы
    • Соматоагнозия – расстройство узнавания частей собственного тела.

    Как правило, соматоагнозия встречается при неврологических заболеваниях и поражении определенных участков и областей коры больших полушарий головного мозга. Различают пальцевую аутопагнозию (утрата способности узнавать и показывать пальцы); Аутопагнозия позы (при поражении верхнетеменных структур); и нарушении ориентировки в право-лево (при поражении левой теменной доли у правшей).

    Симптом Фреголи – нарушение узнавания окружающих больного лиц, вследствие быстрого намеренного изменения ими внешности. Больной думает, что его окружают знакомые люди, которые намеренно изменяют внешность и гримируются.

    Синдром Капгра – нарушения узнавания и идентификации знакомых людей с наличием убежденности в том, что окружающие являются двойниками, близнецами знакомых людей.

    Деперсонализация – искаженное восприятие собственной личности в целом, отдельных качеств, а также частей тела. Разделяют на парциальную и тотальную. При парциальной происходит нарушение восприятия отдельных частей тела, при тотальной – всего тела.

    Нарушение восприятия времени:

    • Остановка времени. Мгновенное ощущение того, будто время «остановилось».
    • Растягивание времени. В ощущениях больного время переживается как «растягивающиеся», более долгое, чем привычное ему по прошлому опыту.
    • Утрата чувства времени. Ощущения, раскрываемое больным в других выражениях: «времени будто нет», «освободился от гнета времени».
    • Замедление времени. Ощущение будто время «течет более медленно».
    • Ускорение времени. Ощущение противоположное предыдущему.
    • Обратное течение времени. Ощущение уточняемое больным в следующих выражениях: «время течет вниз», «время идет в обратном направлении», «я иду назад во времени».

    Группа расстройств сенсорного типа.

    Группа, воспринимаемая от различных органов, объединенных в одно неправильное восприятие своего тела, пространства. Искажение восприятия собственного тела. При поражении правого полушария мозга и при психических заболеваниях. Только при органических повреждения мозга наблюдается агнозия. Нарушение восприятия - при поражении корковых отделов мозга при сохранности самого анализатора.

    З. Фрейд ввел в психологию термин агнозия. Особенно сильна, когда изображение помещается в необычные условия. Есть зрительные агнозии, слуховые агнозии – больные не могут различать, кому принадлежит голос, мужчине или женщине. Тактильные агнозии-невозможность восприятия формы предмета, воспринимают на ощупь.

    Псевдоагнозии – при поражении любых долей мозга.

    А. Лурия составил классификацию агнозий, особенно зрительных:

    • предметные агнозии - не может одновременно воспринять части предмета. Восприятие носит фрагментарный характер.
    • цветовые - затрудняются определить цвета предмета, не могут соотнести цвета, не могут подобрать два предмета одного цвета.
    • лицевые - проявляются в затруднении восприятия знакомых лиц.
    13. Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента. Методы исследования темперамента. 14. Общее представление о характере. Основные типологии характера. Методы изучения характера. 15. Характеристика способностей. Общие и специальные способности. Методы диагностики способностей. 16. Эксперимент как специфический метод эмпирического исследования. Виды эксперимента. 17. Психодиагностический метод. Психодиагностические задачи и профессионально-этические нормы. 18. Психометрика и её основные параметры. 19. Корреляционный анализ. 20. Статистические критерии различий. 21. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. 22. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве. 23. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте. 24. Психическое развитие в подростковом возрасте и юношеском возрасте. 25. Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы. 26. Специальные проблемы социальной психологии личности: социализация личности, соотношение установки и поведения, социально-психологические феномены личности. 27. Социальная психология общения. Структура общения. 28. Проблема определения понятия «личность» в психологии. Критерии личности. Личность и личностное поведение. 29. Понятие черты в диспозициональном направлении в теории личности. 30. Проблема личности в гуманистической и экзистенциональной психологии: общее и различия. 31. Основные разделы клинической психологии. Принципы и методы исследования в клинической психологии. 32. Клиническая психология как наука. 33. Теория привязанности. 34. Теория объектных отношений. 35. Структурная характеристика основных форм личностной патологии. Невротический, пограничный и психотический уровни личностной организации. 36. Психология здоровья. Факторы, влияющие на здоровье и заболевание. 37. Укрепление психического здоровья населения. Здоровье человека как жизненный ресурс и потенциал. 38. Патопсихология. Принципы построения патопсихологического исследования. Методы патопсихологического исследования. 40. Нарушения памяти. Виды нарушений памяти и их краткая характеристика. 41. Нарушения мышления. Классификация нарушений, краткая характеристика основных типов нарушения мышления. Методы исследования нарушения мыслительной деятельности. 42. Синдромный анализ нарушения высших психических функций. 43. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением задних отделов коры головного мозга. 44. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением передних отделов коры головного мозга. 45. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением подкорковых структур мозга. 46. Основные понятия психотерапевтического процесса. 47. Специфика терапевтических отношений в индивидуальной психотерапии. 48. Основы групповой психотерапии. 49. Балинтовские группы. Модели супервизии. 50. Виды психосоматических феноменов и критерии их различения. Общие признаки психосоматических расстройств. 51. Психодинамические концепции психосоматических расстройств. 52. Природа психосоматических расстройств с точки зрения теорий раннего развития. 53. Нейрогуморальные и физиологические теории психосоматических расстройств. 54. Роль раннего телесного опыта в формировании границ Я. 55. Структура процесса психологического консультирования. 56. Определение консультативного контакта. Навыки поддержания консультативного контакта. 57. Основные методы психологического консультирования. 58. Особенности невротических расстройств у пожилых лиц. 59. Психологический тренинг: понятие, организация и особенности проведения. 60. Особенности организации и проведения тренинга личностного роста. 61. Отклоняющееся поведение и его особенности. 62. Профилактика отклоняющегося поведения. 63. Организация социально-психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 64. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. 65. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 66. Эмоциональное благополучие и неблагополучие ребенка. 67. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте. 68. Эмоциональными проблемы подросткового и юношеского возраста с позиции нарушения системы отношений. 69. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в подростковом и юношеском возрасте. 70. Семья как система. 71. Жизненный цикл семьи. 72. Благополучие семьи. 73. Семейное консультирование как процесс. 74. Личность преступника: понятие и типология. 75. Жертва преступления. Виктимность и виктимизация. 76. Понятие клинико-психологической диагностики аномалий развития. 77. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. 78. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в подростковом и юношеском возрасте. 79. Заключение по результатам клинико-психологического обследования: структура и содержание. 80. Понятие дефекта и компенсации в специальной психологии. 81. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей. 82. Классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому. 83. Коррекционно-развивающая работа с детьми с аномальным развитием. Интегрированное обучение. 84. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. 85. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. 86. Понятие умственной отсталости, систематика умственной отсталости по степени тяжести нарушения (МКБ-10). 87. Задачи коррекционной работы с детьми с нарушенным интеллектом на разных возрастных этапах. 88. Личностные расстройства. Основные классические и психоаналитические концепции развития пограничных личностных расстройств и психопатий. 89. Патогенетическая классификация психопатий. Ядерные психопатии. Клиника основных типов психопатий. 90. Психогении в экстремальных ситуациях. Заказать сайт

    39. Патологии восприятия. Агнозии, псевдоагнозии, нарушение смыслового аспекта восприятия. Патология восприятия как индикатор аномалии психической деятельности.

    Восприятие - это активный процесс анализа и синтеза ощущений путем сопоставления их с прежним опытом.

    В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус, кинестезию (восприятие своего тела в пространстве). В каждом из этих видов восприятия участвуют двигательные ощущения.

    Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные причины и различные формы проявления. При локальных поражениях головного мозга можно различать:

    1. Элементарные и сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т.д.). Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.

    2. Сложные гностические расстройства, отражающие нарушение разных видов восприятия (восприятие предметов, пространственных отношений). Эти нарушения связаны с поражением корковых зон мозга.

    психосенсорные расстройства

    Психосенсорные расстройства - искаженное восприятие объектов или их отдельных характеристик (свойств, признаков) с сохранением (идентификацией) узнавания воспринимаемого объекта и критического отношения к нему пациента, субъективно они крайне неприятны. По виду искаженно воспринимаемого объекта выделяют две группы симптомов:
    - Дереализация - искажение окружающего мира. Если довольно определенные по своему характеру и поддаются описанию, то это метаморфопсии. Если объект настолько изменен, что рассказать о нем невозможно, то применяют термин дисморфопсия.
    - Деперсонализация - искаженное восприятие местоположения его частей, их взаимосвязи, веса, объема и т.д.

    Психосенсорные расстройства в основном встречаются при психосенсорных, психоорганических и абстинентных синдромах.

    Различают две группы психосенсорных расстройств - дереализацию и деперсонализацию. Дереализация - искаженное восприятие окружающего мира. Она в высказываниях больных может носить неопределенный, трудно вербализируемый характер. Переживается чувство измененности окружающего мира, он стал каким-то иным, не таким как прежде. К дереализации относится также нарушение восприятия времени и пространства.

    Симптомы деперсонализации могут быть представлены в дух вариантах: соматопсихической и аутопсихической. Соматопсихическая деперсонализация, или нарушение схемы тела, представлена переживаниями изменения размеров тела или его частей, веса и конфигурации. Аутопсихическая деперсонализация выражается в переживании чувства измененности своего «Я». В таких случаях больные заявляют, что изменились их личностные свойства, что они стали хуже, чем ранее, перестали тепло относиться к родственникам и друзьям и пр.

    Гностические расстройства различаются в зависимости от поражения анализатора, при этом делятся на зрительные, слуховые и тактильные агнозии.

    Агнозия - расстройство узнавания предметов, явлений, частей собственного тела, их дефектов при сохранности сознания внешнего мира и самосознания. Агнозия связана с поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, входящих в состав коркового уровня анализаторных систем. Различают несколько основных видов агнозии: зрительные; тактильные; слуховые.

    Зрительные агнозии возникают при поражении вторичных отделов затылочной коры и делятся на:

    1) предметную агнозию - нарушение узнавания различных предметов при сохранности функции зрения. При этом больные могут описывать отдельные их признаки, но не могут сказать, что за предмет перед ними. Возникает при поражении конвекситальной поверхности левой затылочной области;

    2) агнозию на цвета и шрифты - неспособность подбирать одинаковые цвета или оттенки, а также определять принадлежность того или иного цвета к определенному объекту. Развивается при поражении затылочной области левого доминантного полушария;

    3) оптико-пространственную агнозию (нарушается понимание символики рисунка, отражающее пространственные качества рисунка, пропадает возможность передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше, ближе, больше-меньше, сверху-снизу и т.д.).

    4) симультанная агнозия- расстройство, связанное с функциональным сужением зрительного поля и ограничения его только одним объектом. Развивается при поражении передней части доминантной затылочной доли;

    При гностических слуховых расстройствах отмечается снижение способности дифференцировки звуков и понимания речи. Могут иметь место слуховые галлюцинации. Возможны дефекты слуховой памяти (больные не могут запомнить два или более звуковых эталона), аритмия (не могут правильно оценить ритмические структуры, количество звуков и порядок чередований), нарушение интонационной стороны речи (больные не различают интонаций и у них невыразительная речь).

    Тактильные агнозии возникают при поражении вторичных корковых полей теменной доли левого или правого полушария и проявляются в виде расстройства опознания предметов на ощупь (астереоагнозия) или в нарушении узнавания частей собственного тела, нарушении схемы тела (соматоагнозия).

    Слуховые агнозии возникают при поражении вторичных корковых полей височной доли. При поражении височной коры левого полушария слуховая или слухоречевая агнозия проявляется в виде нарушения фонематического слуха, т.е. нарушения способности различать звуки речи, что приводит к расстройству речи; при поражении височной коры правого полушария (у правшей) возникает собственно слуховая агнозия - невозможность узнавания знакомых немузыкальных звуков и шумов (например, лая собак, скрипа шагов, шума дождя и т. п.) или амузия - невозможность узнавания знакомых мелодий, расстройство музыкального слуха.

    Деменция - слабоумие как следствие недоразвития или атрофии высших психических функций. Псевдоагнозии - нарушение мотивационного компонента восприятия.

    При зрительной псевдоагнозии при деменции больные не узнают силуэтных и пунктирных рисунков. Их восприятие диффузно, недифференцировано. Дементные больные не улавливают сюжета, они часто описывают отдельные предметы, не видя их сюжетной связи.

    Восприятие, освобожденное от организующей роли мышления, становится диффузным, легко возникает структурный распад, несущественные элементы рисунка становятся центром внимания и ведут к неправильному узнаванию.

    Таким образом, нарушение восприятия при деменции подтверждает ведущую роль фактора осмысленности и обобщенности в любом акте перцептивной деятельности.

    Нарушения смыслового аспекта восприятия

    Галлюцинации - один из видов нарушения восприятия, при котором возникающие и вынесенные вовне образы и представления не имеют под собой реального внешнего раздражителя.

    Зрительные галлюцинации характерны тем, что образ располагается в воспринимае-мом пространстве, ассимилируясь с ним. Зрительные галлюцинации также часто содержат элементы символики.

    Простые слуховые галлюцинации представлены неречевыми отдельными звуками - шорохами, шумами, вздохами, шагами, либо более осмысленными звуками типа работаю-щего мотора, шума прибоя, комариного писка и т. д., либо музыкальными или ритмиче-скими образами.

    Вербальные галлюцинации являются разновидностью слуховых и несут в себе фонема-тическую составляющую. Иногда они имеют отношение к поведению других лиц, носят характер диалога. Истинные слуховые галлюцинации, вследствие их связи с мыслительными процессами, отражают более высокий уровень поражения, чем все остальные галлюцинации.

    Тактильные галлюцинации - мнимые ощущения прикосновения, дотрагивания, полза-ния, давления, локализуемые на поверхности тела, внутри кожи или под нею.

    Обонятельные галлюцинации обычно характеризуются крайне неприятным, тягостным содержанием мнимых запахов. Один и тот же запах устойчиво повторяется в различных реальных ситуациях. Запахи могут исходить от окружающих или самого больного, от внутренних органов.

    Вкусовые галлюцинации обычно сосуществуют с обонятельными либо появляются поз-же их: пища приобретает отвратительный вкус или возникают затруднения с описанием вкусового обмана.

    Висцеральные галлюцинации - это такие нарушения интерорецепции, которые оформ-ляются в очерченные предметные восприятия, переживаемые как живые существа или какие-то неодушевленные предметы, находящиеся обычно внутри тела. Такие галлюцинации часто сочетаются с идеями одержимости, воздействия, преследования и другими видами бреда.

    В отличие от описанных выше истинных галлюцинаций, когда больной не отличает их от реальных предметов, существуют псевдогаллюцинации, напоминающие представления, которые больной считает особыми, неестественными, кем-то «сделанными». Больной убежденно говорит, что ему «показывают» картины, звучащие мысли попадают в голову «с помощью транзисторов», и т.п. Из-за этого псевдогаллюцинации часто сочетаются с бредом воз-действия.

    В большинстве случаев псевдогаллюцинаторные образы проецируются внутри тела больного, главным образом в голове, но если даже в редких случаях они возникают и вне ее, то лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, и совершенно не связаны с реальной обстановкой. В соответствии с одним из критериев, больные с истинными галлюцинациями уверены, что и окружающие испытывают те же переживания, в то время как больные с псевдогаллюцинациями считают свои переживания сугубо личными.

    Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами.

    Клинический метод применяется в случаях, когда необхо-димо исследование болевой, тактильной, температурной, вибра-ционной или слуховой чувствительности, проводится с помо-щью специально подобранных волосков, щетинок, игл, анама-лоскопов, аудиометров и др. Осуществляют такую диагностику обычно врачи.

    Для исследования более сложных слуховых и зрительных функций используются экспериментально-психологические мето-ды, например, комплекс методик.

    Наложенные фигуры Попельрейтера

    Данная проба позволяет исследовать зрительно-предметное вос-приятие, сформированность зрительных образов-представлений и узнавание объектов внешнего мира в условиях «зашумленной» пред-метной картинки. Узнавание предполагает вычленение существен-ных признаков предметов, что является уже функцией мышления.

    Экспериментальный материал - стандартизированный рису-нок со схематическим изображением контуров животных, наложен-ных друг на друга.

    Критерии оценки успешности выполнения задания: точность и дифференцированность показа/обведения фигу-ры (наличие-отсутствие «соскальзываний» на элементы дру-гой фигуры); опознание животного, плавностьдвижений при обведении фигур; время выполнения/узнавания фигур; наличие пауз и необходимость стимуляции со стороны взрос-лого; отказы от выполнения задания.

    Методика «Кубики кооса»

    Цель: изучение наглядно-образных форм мышления, нарушения пространственной ориентации, способности осуществлять конструктивный праксис, способности к анализу и синтезу.

    Материал: набор кубиков, раскрашенных одинаково; набор карточек с узорами возрастающей сложности; прозрачная накладка (сетка) на узоры, которая расчленяет его на части, соответствующие количеству кубиков.

    Выполнение заданий теста требует проявления комплекса качеств восприятия, моторики, зрительно-моторной координации, пространственных представлений и эвристических способностей. Такая комплексная природа заданий позволяет оценить способность к выполнению основных мыслительных операций сравнение, анализ, синтез, получить интегральную характеристику практического, наглядно-действенного мышления, выявить уровень развития невербального интеллекта.

    Методика «Графический диктант Эльконина»

    Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

    ПАТОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ

    Восприятие представляет собой сложную систему процессов приема и преобразования информации, что позволяет организму реализовать функции отражения объективной действительности и ориентировки в окружающем мире. Вместе с ощущением восприятие синтезирует отправной путь процесса познания, поставляя организму подходящий чувственный материал. Восприятие в процессе так или иначе опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой.

    Из многочисленных раздражителей, действующих на организм, воспринимается лишь часть. Это зависит как от физиологических особенностей структуры мозга, так и от предшествующего опыта. Человек не воспринимает пассивно все, что влияет на его органы чувств. Он воспринимает все то, что соответствует его установке, заинтересованности, оставляя на заднем плане или исключая все остальное. Восприятие, в отличие от ощущения, бесспорно, включает центробежный (фугальный) компонент и является активным, что подтверждает и семантика этого термина. В основе восприятия действительно лежит, как известно, совокупность изолированных ощущений. Однако такой процесс относится лишь к анализу предметов и явлений, не имеющих связей с прежним опытом, совершенно новых для субъекта, чуждых ему, требующих исследования. Таким же образом подобный процесс восприятия увязывается с социально-историческим и индивидуальным опытом, представляет собой целостный процесс узнавания и усвоения предметов и явлений, а этим определяется дальнейшее восприятие деталей, отдельных частей предмета. О понятии структуры по отношению к процессу восприятия следует говорить, не только имея в виду определенное анатомическое строение мозговых аппаратов, но и как об особом функциональном принципе.

    Здесь в особенности приходится считаться с поражением или патологической заинтересованностью области интерпариетальной борозды, имеющей значение для синтеза ощущений, которые относятся к различным органам чувств. Ряд исследователей показали, что при поражении этой зоны наблюдаются патологические явления, входящие в понятие «метаморфопсия», когда искажается форма воспринимаемых объектов; кроме того, могут наблюдаться расстройства «схемы тела», когда больному, например, кажется, что его голова или тело увеличиваются и занимают всю комнату и т. п. М. О. Гуревич показал (1949), что эти расстройства церебральных аппаратов, изучаемые неврологами, имеют значение и в клинике психиатрии.

    С точки зрения представителей «гештальтпсихологии», окружающее всегда воспринимается как некое единство, имеющее передний и задний планы. В русле этой психологии развивается идея К. Гольдштейна (1880), связывающего с деятельностью лобных долей способность выделять существенное, отграничивать «фигуру от основного фона». Хотя методы «гештальтпсихологии» не в полной мере отвечают всем требованиям универсального метода объяснения психических явлений, этот структурный принцип сам по себе заслуживает внимания.

    Механизм восприятия зависит от правильной функции рецепторов (органов чувств) и анализаторов (центральных органов), состоящих из ряда трансформаторов (нервных узлов), при посредстве которых энергия, получаемая из внешнего мира, превращается в субстрат для психической функции восприятия; этот механизм также зависит от состояния сознания и внимания и, кроме того, от социального опыта. Особое значение имеют нарушения функций центральных механизмов восприятия, в особенности в том случае, если имеет место не полное выпадение функций, а лишь патологические изменения, ведущие к извращению чувственного опыта и к так называемым обманам чувств, которые и являются основными психопатологическими расстройствами, связанными с нарушениями в данной сфере.

    – это группа патопсихологических симптомов, включающих различные нарушения целостного отражения объектов, проецируемого в реальное пространство. Проявляются неузнаванием предметов и звуков (агнозией), дереализацией, деперсонализацией, искажением свойств окружающих объектов и собственного тела, ошибочным восприятием существующих и отсутствующих в реальности явлений, предметов (галлюцинации, иллюзии). Для диагностики используется метод клинической беседы, набор специфических экспериментально-психологических методик. Лечение направлено на устранение основного заболевания, спровоцировавшего расстройства восприятия.

    МКБ-10

    R48.1 R44

    Общие сведения

    Восприятие – психическая функция, ответственная за переработку чувственной информации, поступающей от рецепторов разных модальностей. Благодаря способности воспринимать информацию из окружающего мира, от частей и органов тела человек познает действительность и успешно в ней ориентируется. Общие данные о распространенности расстройств восприятия отсутствуют. По различным исследованиям, галлюцинации (от эпизодических на фоне переутомления до развернутых при психических заболеваниях) наблюдаются у 10-30% населения, синдром деперсонализации-дереализации – у 1-2%. Патологические иллюзии разной степени стойкости и продолжительности переживают около 60% людей. Данный тип расстройства определяется не только состоянием здоровья конкретного человека, но и условиями проживания. Так, например, малочисленные народы, быт которых организован в небольших поселениях с традиционными жилищами (низкими, круглыми), не имеют иллюзий восприятия глубины пространства, характерных для жителей городов с плотной многоэтажной застройкой.

    Причины

    Факторами возникновения данной группы патологий часто становятся изменения структуры и функций мозга – биохимические сдвиги (нарушения активности нейромедиаторов), травматические, сосудистые, интоксикационные и инфекционные повреждения мозгового субстрата. Кроме этого, обработка объективной сенсорной информации может измениться в результате психологических переживаний, влияний мотивационной сферы личности. К наиболее распространенным причинам перцептивных расстройств относят:

    • Органические поражения ЦНС. Нарушения восприятия могут развиться при ОНМК, опухолях мозга , черепно-мозговых травмах , энцефалитах , дегенеративных заболеваниях (болезни Альцгеймера, болезни Пика и других). Характер симптомов определяется локализацией и глубиной повреждения нервной ткани.
    • Психические расстройства. Искажения и обманы восприятия свойственны для шизофрении , маниакально-депрессивного психоза , бредовых расстройств различного происхождения, интоксикационных психозов. Интенсивность проявлений усиливается при обострении заболеваний.
    • Лекарственная интоксикация. Галлюцинации и сложные иллюзии могут быть спровоцированы некоторыми препаратами. Выявлены случаи нарушений перцепции при приеме анальгетиков, антибиотиков, антидепрессантов, транквилизаторов, антигистаминных, противовирусных и противосудорожных лекарств.
    • Наркомания. Даже одноразовый прием наркотических средств вызывает изменения восприятия. Галлюциногенными свойствами обладают соединения типа ЛСД, бета-карболины, амфетамины, диссоциативные анестетики и холинолитики, марихуана и некоторые другие наркотики.
    • Психическая травма. Возможно искаженное восприятие ситуаций, объектов после переживания шока, интенсивного испуга, страха. Нейтральные раздражители представляются пациентам угрожающими.

    Патогенез

    В основе расстройств восприятия лежит нарушение связи между органами чувств, которые непосредственно контактируют с окружающим миром, и мозговыми анализаторами – участками коры, формирующими представления на основании чувственно переживаемой информации. Корковые отделы анализаторов представлены тремя иерархически надстроенными друг над другом зонами. Первую, самую простую, образуют проекционные поля, в которые приходят волокна анализаторов. Возбуждение этих областей не распространяется и вызывает только простые ощущения. Вторичные поля имеют более сложное строение и называются проекционно-ассоциационными. В них происходит дробление и синтез поступающей информации – формируются простые образы восприятия, а при поражении этих зон развиваются агнозии – расстройства распознавания стимулов.

    Третичные зоны коры расположены преимущественно в теменно-височно-затылочной области, полностью состоят из сложных ассоциативных нейронов второго и третьего слоя. Они объединяют информацию от анализаторов разных модальностей, приходящую из нижележащих зон. Благодаря их функционированию человек способен воспринимать предметы и явления комплексно – формировать образ на базе зрительных, слуховых, кожно-кинестетических и вестибулярных сигналов. При повреждении или дисфункции третичных зон больные испытывают трудности ориентировки, оценки пространственных отношений, одновременного восприятия разномодальной информации. Развиваются иллюзии, психосенсорные симптомы. Обнаруживаются дефекты в операциях с отвлеченными категориями, внутренней организацией элементов в систему в «квази-пространстве» – нарушается счет, письмо, построение и понимание логико-грамматических конструкций.

    Классификация

    В клинической практике распространено деление расстройств восприятия на агнозии, психосенсорные расстройства, иллюзии, галлюцинации. В научных исследованиях нередко используется классификация, основанная на характере симптомов – их направленности, глубине, содержании. Согласно ей, выделяют четыре вида патологически измененной перцепции:

    1. Отсутствие восприятия. Представлено агнозиями – невозможностью узнавать явления и предметы при сохранении ясного сознания и нормальной работы рецепторов, анализаторов. Различают акустическую, оптическую, пространственную и тактильную агнозию.
    2. Изменение интенсивности восприятия. При усилении функции говорят о гиперпатии (чуткое восприятие стимулов), при снижении – о гипопатии (неполноценное восприятие слабых и умеренных стимулов). В обоих случаях изменение чувственного восприятия влечет за собой эмоциональные нарушения.
    3. Искажение восприятия. Включены психосенсорные нарушения – измененное отображение формы, количества предметов, перспективы; оптиковестибулярные расстройства – воспринимаемое движение неподвижных предметов (стен, мебели). Ощущение отчужденности своего тела или личности называется деперсонализацией , а чувство отдаленности, неестественности окружающего – дереализацией .
    4. Ошибки восприятия. Данную группу составляют иллюзии и галлюцинации . При иллюзиях неправильно отображаются реально существующие явления, предметы (некоторые иллюзии объясняются особенностями жизненного опыта и являются вариантом нормы, например, иллюзия Эббингауза). Галлюцинации – ошибочное восприятие несуществующего. Подразделяются на истинные и псевдогаллюцинации.

    Симптомы расстройств восприятия

    Агнозии относятся к проявлениям неврологических заболеваний. При зрительной форме расстройства пациент неспособен назвать предмет, пояснить его назначение; при слуховой – определить источник звука, значение произнесенной фразы или слова; при тактильной – оценить характер воздействия, описать его. В психиатрической практике встречается феномен анозогнозии – неузнавания, отрицания собственной болезни.

    Иллюзии могут быть вариантом нормы функционирования психики. Например, физическая иллюзия искажения предмета, наполовину помещенного в воду, или физиологическая иллюзия горячей воды (на самом деле теплой) после длительного пребывания человека на морозе. К расстройствам восприятия относятся аффективные и парейдолические иллюзии. Первые сопровождаются тревогой, страхом, ожиданием беды. Пациенты воспринимают нейтральные стимулы как угрожающие, если они каким-то образом связаны с предшествующим травмирующим опытом. При парейдолических иллюзиях ошибочно отображаются зрительные образы. В небрежно брошенной одежде, складках штор, рисунках обоев больные видят изменяющиеся лица, двигающиеся фигуры животных и людей, сцены ссор и сражений.

    Галлюцинирующие больные воспринимают несуществующие объекты, события, явления. Критическое отношение к симптому отсутствует, возникающие образы, звуки и иные воздействия принимаются за реальные, а не воображаемые. Попытки переубеждения неэффективны. По составу галлюцинации бывают простыми и сложными. Простые зрительные галлюцинации называются фотопсиями, представлены бесформенными пятнами, бликами, неясными контурами. Слуховые феномены – акоазмы – неразборчивые оклики, стуки, шорохи, шумы. Сложные формы галлюцинаций возникают на основе синтеза информации разных анализаторов и проявляются в виде образов. Пациенты видят людей, инопланетян, животных, мифических существ, различают отдельные слова и фразы, сложные звуки, тактильные воздействия с точным определением источника – шум ветра, жужжание пчелы, ползание насекомых по коже. Нередко видимый объект что-то говорит, определенным образом пахнет, вызывает ощущения покалывания, боли.

    При психосенсорных расстройствах реальный предмет узнается пациентом правильно, но в искаженном виде – измененной воспринимается форма, размер, вес, цвет, соотношение воспринимаемых объектов. Предметы мебели кажутся маленькими, дверные проемы – изогнутыми, деревья – наклоненными, ножки стола – деформированными. Дереализация типична для экзогенных психозов, проявляется искаженным восприятием окружающего. Носит неопределенный характер, больным трудно описать свое состояние. Часто они сообщают о чувстве измененности, неправдоподобности ситуаций и событий – «все стало серым/слишком быстрым/медленным/безжизненным».

    Искаженное восприятие времени характерно для депрессивных (замедление) и маниакальных (ускорение) пациентов. Наркотическая интоксикация при применении анаши сопровождается искажением восприятия пространства – расположенные рядом предметы кажутся отдаленными. При соматопсихической деперсонализации нарушается схема тела – представление о частях тела, функционировании органов. Аутопсихическая форма свойственна эндогенным психозам, переживается как чувство измененности «Я» («я стал хуже, злее или глупее»).

    Осложнения

    При сохранности критического отношения пациентов расстройства восприятия становятся препятствием для ориентировки в пространстве, планирования времени, выполнения профессиональных и бытовых обязанностей, поддержания социальной активности. Больные пребывают в состоянии растерянности. Нарушение функций восприятия провоцирует развитие страхов, фобий , ограничивает поведение. Наибольшую опасность для пациентов и их окружения представляют императивные галлюцинации – призывы и приказы выполнить то или иное действие, способное привести к тяжелым последствиям – самоповреждениям, самоубийству, насилию над детьми, убийству знакомых или случайных прохожих. При отсутствии лечения галлюцинации усиливаются, возникают несколько раз в день.

    Диагностика

    Обследование пациентов с расстройствами восприятия проводится комплексно. Набор диагностических процедур определяется наиболее вероятным основным заболеванием. При неврологической патологии формируются агнозии и простые виды галлюцинаций, осмотр и сбор анамнеза проводится неврологом , для выяснения причины симптома и установления точного диагноза назначаются инструментальные исследования (КТ , МРТ головного мозга , УЗИ сосудов головного мозга). Специфическая диагностика выполняется врачом-психиатром , клиническим психологом. Включает:

    • Беседу. Врач расспрашивает пациента о беспокоящих симптомах, собирает анамнез, уточняя наследственную отягощенность, наличие психических и неврологических болезней, наркозависимости, алкоголизма . При выраженном нарушении функции восприятия больные рассеяны, с трудом удерживают тему беседы, отвлекаются, не всегда адекватно отвечают на вопросы. В большинстве случаев требуется дополнительная информация от родственников.
    • Наблюдение. Оценивая особенности поведения, двигательных и эмоциональных реакций, врач определяет наличие расстройств восприятия. У пациентов с гиперпатией отмечаются чрезмерные реакции на незначительные раздражители: вздрагивание при громких звуках, тихая речь, полушепот, стремление оградиться от солнечного света. Больные со слуховыми галлюцинациями затыкают уши, накрывают голову одеялом, ведут диалог с голосами, произносят слова, не вяжущиеся с темой беседы. При зрительных галлюцинациях пациенты сосредоточенно смотрят в сторону, следят взглядом за образами, эмоционально реагируют на их содержание.
    • Экспериментально-психологическое исследование. Данные методы используются при диагностике сложных слуховых и зрительных функций. Зрительные агнозии выявляются пробой «Классификация предметов», таблицами Поппельрейтера (распознавание контурных, перечеркнутых, зашумленных и наложенных изображений). Иллюзии определяются с помощью таблиц Равена, пробы М. Ф. Лукьяновой (волнистый фон, движущиеся фигуры). Исследование слухового восприятия выполняется тахистоскопическим методом (прослушивание и идентификация звуков).

    Лечение расстройств восприятия

    Специфической терапии для данной группы расстройств не разработано, так как они всегда являются симптомом. Методы лечения определяются ведущим заболеванием – органической патологией ЦНС, психическим расстройством, острой эмоциональной реакцией, наркозависимостью. Как правило, назначается медикаментозная терапия, которая может включать прием сосудистых лекарств, ноотропов, транквилизаторов, седативных средств. Галлюцинации купируются антипсихотическими препаратами. Для повышения эффективности основного лечения пациенту и родственникам необходимо придерживаться ряда правил:

    • Соблюдение режима дня. Симптомы усиливаются при усталости, недосыпе, чрезмерном психическом или физическом утомлении. Поэтому больным нужно избегать нагрузок и эмоционального напряжения, периоды активности чередовать с отдыхом, спать не менее 8 часов ночью и выделять время для сна днем.
    • Дополнительное освещение. В сумерках обманы и искажения восприятия возникают чаще. В помещении необходимо создать дополнительные источники мягкого света. Следует организовать пространство так, чтобы в комнате не было теней.
    • Цвет и яркость объектов. Оптимальный вариант для стен, потолка и пола – однотонные пастельные цвета. Мебель, двери и окна должны быть яркими и тоже однотонными. Рекомендуется избегать использования узоров, орнамента, сюжетных картин, глянцевых поверхностей в интерьере.

    Прогноз и профилактика

    При соблюдении лечебных рекомендаций и активном проведении реабилитационных мероприятий прогноз расстройств восприятия положительный: тяжелые симптомы купируются, пациент успешно адаптируется к обычной жизни. Профилактика включает отказ от употребления алкоголя и наркотиков, профилактические диагностические процедуры при наличии наследственной отягощенности по психическим расстройствам или дегенеративным заболеваниям ЦНС, комплексные обследования после травм головы, нейроинфекций, интоксикаций.

    ВВЕДЕНИЕ

    В формировании врача-профессионала роль общей психопатологии трудно переоценить. Она создает основу для успешного изучения частных разделов психиатрии. Более того, ее усвоение способствует развитию медицинского мышления, и особенно той его части, которую называют клиническим мышлением. Во многих учебных пособиях вопросы общей психопатологии отличаются сложностью изложения, а иногда – и противоречивостью трактовок отдельных расстройств. В связи с этим, в настоящем пособии предпринята попытка представления материалов по основным (базовым) разделам общей психопатологии в систематизированной и доступной для понимания форме, что способствует качеству и прочности их усвоения.

    Предметом общей психопатологии является симиотика психических расстройств, т.е. описание симптомов и синдромов психических заболеваний. Симптомы, как клинические критерии патологического состояния организма, разделяют на общие и местные, функциональные и органические, благоприятные и неблагоприятные, позитивные, негативные, «стержневые» и транзиторные и др.. Каждый в отдельности симптом не позволяет судить о конкретном психическом заболевании. Вместе с тем, их характерное сочетание (синдром), как типичная совокупность патогенетически родственных симптомов, отражает патогенез психического заболевания. Из синдромов и их последовательной смены складывается клиническая картина болезни. Поэтому диагностика психических болезней начинается с анализа симптомов, которые учат видеть картину психического заболевания, отвечать на вопросы что и как происходит с больным.



    Психическая деятельность человека в норме представляет собой единство различных процессов: ощущений, восприятия, мышления, внимания, памяти, интеллекта, эмоций и воли, что являлось основой для описания психической деятельности в патологии. При анализе психического состояния (статуса) пациента исследуют и описывают нарушения в каждом из этих процессов.

    Занятие 1

    ПАТОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ

    ОЩУЩЕНИЯ – отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений. Это начальный этап и наиболее простой вид познавательной деятельности.

    Классификация ощущений:

    1. По модальности: зрительные, слуховые, тактильные, осязательные

    2. По месту расположения рецепторов: э кстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные.

    Выделяют также протопатические (примитивные) – ощущения характеризуются недифференцированностью, отсутствием определенной локализации, внешней проекции и непосредственной связью с познавательными процессами. Они информируют о жизнедеятельности организма и неотделимы от эмоциональных состояний.

    РАССТРОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ :

    АНЕСТЕЗИЯ – выпадение чувствительности, ГИПЕСТЕЗИЯ – ее понижение, ГИПЕРЕСТЕЗИЯ - повышение одного или нескольких видов чувствительности.

    АНАЛЬГЕЗИЯ – утрата болевой чувствительности.

    БОЛЕЗНЕННАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ АНАСТЕЗИЯ – тягостное ослабление какого-либо вида чувствительности, связанное с выпадением эмоционального тона ощущений.

    ГИПЕРАЛГЕЗИЯ – повышение болевой чувствительности (при легких депрессиях).

    ПАРЕСТЕЗИЯ – неприятные ощущения жжения, покалывания, стягивания кожи, ползанья насекомых (возникает при нарушении нервных проводников, в частности сосудистой иннервации).

    СЕНЕСТОПАТИИ - неприятные, тягостные ощущения без четкой локализации, которые описываются больным с трудом, с использованием «как бы», «как будто…» внутри горит, что-то переливается, булькает в животе … Сенестопатии локализуются на поверхности кожи, под кожей, во внутренних органах и в полостях организма (сердце, желудок, брюшная полость и др.).

    ЗУД – извращенное чувство боли.

    БОЛЬ (описать, как переносится она при различных заболеваниях).

    ВОСПРИЯТИЕ – отражение предметов и явлений в целом (во всем многообразии их свойств и качеств). Восприятие не сводится к механическому суммированию отдельных ощущений, не является итогом простых ассоциаций отдельных признаков. Полное восприятие объекта – это результат сложной аналитико-синтетической деятельности, предполагающей выделение существенных признаков и объединение их в одно осмысленное целое – в образ предмета.

    Виды восприятия – восприятие времени, пространства, движения.

    ПАТОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ:


    ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (мнимое восприятие)
    ПСИХОСЕНСОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА (искаженное восприятие объекта)

    1. Иллюзии - искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений. Они бывают у здоровых людей.

    ВИДЫ иллюзорного восприятия:

    Физические - неправильное восприятие предмета, обусловленное физическими свойствами среды (ложка преломленная в стакане, мираж…)

    Психологические – иллюзии, связаны с психологическими особенностями процесса восприятия (изменения внимания, аффективного состояния, установки).

    Физиологические - иллюзии, связанные с особенностями функционирования анализаторов.

    Классификация иллюзий:

    1. По анализаторам: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные.

    2. Аффективные иллюзии возникают в связи с аффектами страха, тревоги, ужаса (в морозных узорах окна видит лицо грабителя, в складках одеяла видит притаившегося убийцу, вместо обычного стука – щелканье затвора ружья, выстрелы).

    3. Парейдолические – представляют собой зрительные иллюзии с фантастическим содержанием и возникают на фоне легкого помрачения сознания (при высокой температуре в узорах ковра ребенок видит героев из сказок, в трещинах на потолке видит лица, людей; оживляются портреты).

    2.ГАЛЛЮЦИНАЦИИ – мнимое восприятие (восприятие без объекта). В определении заключены следующие основные их признаки: появление галлюцинаций не связано с восприятием реально существующих объектов (исключение составляют функциональные и рефлекторные галлюцинации), больной одновременно воспринимает реальные явления и галлюцинаторный образ.

    Виды галлюцинаций :

    1. По органам чувств : зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные, галлюцинации общего чувства.

    Зрительные :

    Цветные,

    Черно-белые,

    Подвижные, неподвижные, множественные, единичные,

    Зоологические,

    Сценоподобные,

    Элементарные (фотопсии: полоски, точки, пятна, блески, мушки).

    Слуховые :

    Императивные (повелительные),

    Коментирующие,

    Антогонистические (то хвалят, то ненавидят),

    Угрожающие,

    Обвиняющие, оскорбляющие.

    Акоазмы (элементарные не речевые галлюцинации): отдельные звуки, шаги, дыхания, стуки, звонки, скрип половиц.

    Фонемы (оклики по имени, вопли, стон, плач, вздохи).

    4. В зависимости от условий возникновения галлюцинаций , различают следующие их виды:

    - Гипнагогические галлюцинации – при закрытых глазах, перед засыпанием или в сумерках.

    - Гипнопомпические галлюцинации – при пробуждении от сна (обычно зрительные, реже слуховые).

    - Рефлекторные галлюцинации – локализуются в одном из анализаторов при действии раздражителей на другой.

    - Функциональные галлюцинации – развиваются в момент действия реального раздражителя и в пределах того же анализатора.

    - Галлюцинации Шарля Боннэ - возникают при нарушении функции анализатора, впервые описаны у больных, страдающих старческой катарактой и тугоухости (единичные или множественные, сценоподобные, цветные, подвижные).

    А также выделяют галлюцинации:

    МОТОРНЫЕ (кинестетические) - ощущение, что двигают их руками, качают головой, клонят тело вниз.

    ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ (галлюцинации общего чувства) – ложные ощущения присутствия внутри тела или в каком – то органе чего-то постороннего (живых существ, инородных тел, предметов).

    Галлюцинации разделяют на ИСТИННЫЕ и ЛОЖНЫЕ (псивдогаллюцинации).

    Истинные и псевдогаллюцинации

    3.ПСИХОСЕНСОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА – нарушение сенсорного синтеза.

    Виды психосенсорных расстройств:

    - Нарушение схемы тела : искаженное восприятие формы или величины своего тела (уменьшение или увеличение отдельных частей тела).

    - Дереализация – нарушение восприятия реального мира, т.е. формы, величины предмета. Макро- и микропсии; перекрученные предметы, полиопсии (вместо одного – несколько предметов).

    - Нарушения восприятия цвета (при депрессии все черное и серое.)

    - Симптомы уже виденного или никогда не виденного .

    - Деперсонализация – нарушение восприятия собственной личности (раздвоение своего Я на физическое и психическое).

    Методы исследования ощущений и восприятия: наблюдение, беседа, для расстройств восприятия – сенсорная возбудимость, пробы Ашафенбурга, Рейхарда, Литмана.

    Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

    1. Ощущение: понятие, виды ощущений и их особенности.

    2. Характеристика патологии ощущений (гипе(гипер)естезия, анастезия, парестезии, сенестопатии).

    3. Восприятие, виды восприятий.

    4. Общая характеристика нарушения восприятия: иллюзии, галлюцинации, психосенсорные расстройства.

    5. Разграничение иллюзий и галлюцинаций.

    6. Иллюзии, их виды.

    7. Галлюцинации, классификация галлюцинаций.

    8. Понятие псевдогаллюцинаций, дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций.

    9. Нарушения сенсорного синтеза (дереализация, деперсонализация, нарушение схемы).

    10. Методы исследования ощущений и восприятия.

    Темы для рефератов:

    1. Значение ощущений и восприятия в жизни человека.

    2. Иллюзии: виды, механизмы, клиническая значимость.

    3. Иллюзии и галлюцинации состояний помраченного сознания.