Как научить ребенка говорить буквы. Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков

Как научить ребенка говорить буквы

Как научить ребенка говорить буквы не "проглатывая" и правильно выговаривать буквы Р и Л? Если вашему ребенку сложно выговаривать Р или Л,то специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка ,занятия для правильного произношения букв в слогах и слогах ,а также - полезные детские скороговорки для улучшения дикции помогут решить эту проблему.

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители дошкольника - как научить ребенка выговаривать буквы правильно . Обычно деткам очень долго не удается правильно выговаривать "заковыристые" буквы Р и Л . И в этой статье мы пошагово научим вас проводить занятия с малышом для улучшения дикции и правильного произношения букв. После того,как вы внимательно ознакомитесь с методами,которые помогут вам научить ребенка выговаривать букву р и л, помощь детского логопеда ребенку может вовсе не понадобится.

"Сложная" буква Р для большинства детишек остается неподдающейся в освоении дольше всех остальных букв . Как правило, проблемы с правильным произношением буквы Р появляются в то время, когда речь малыша только начинает развиваться , на этапе базового становления. Нельзя упускать это время и откладывать обучение правильному произношению букв в долгий ящик,чтобы у ребенка формировались навыки выражать свои мысли хорошо поставленной речью и чтобы не закрепилась картавость.

Обучая малыша правильно выговаривать буквы Р и Л , важно правильно организовать занятия: Нельзя переутомлять ребенка, занимайтесь с ним не более 15 минут ежедневно;
Обучение навыкам правильного произношения букв должно быть организовано в игровой форме ;
Тональность в процессе обучения малыша не должна быть навязчивой и обязательно должна быть доброжелательной.

Итак, с помощью приведенных ниже 6 шагов вы сможете научить своего ребенка правильно выговаривать букву р:

ШАГ ПЕРВЫЙ

Подготовка к занятиям: массаж лица

Перед тем, как научить ребенка говорить буквы правильно ,сделаем ему массаж, разогревающий мышцы лица. Малыш стоит к вам лицом,его глаза находятся прямо напротив ваших.
Делаем
массаж и озвучиваем все действия: Медленно и нежно поглаживайте теплыми подушечками пальцев надбровную область лба малыша и при этом приговаривайте: « Вот как сильно мы любим себя, вот как трепетно голубим себя... » Затем начинаем аккуратно массировать крылья носа и движемся пальцами в направлении гайморовых пазух, при этом приговариваем: «Ой какой у нас славный носик, вот какой у нас симпатичный курносик...» После этого массирующими движениями разглаживайте кожу малыша вокруг скул,губ,щечек и до ушей,а затем - в обратную сторону. Приговаривайте при этом: «Губки,наши губки,расплывайтесь-ка в улыбке! Рот наш роток, он совсем не молчунок! Ушки наши ушки, вы всегда на макушке!»

ШАГ ВТОРОЙ

Разминочные упражнения

Разогревающий для мышц лица массаж мы уже сделали малышу. Приступаем к первым упражнениям .

Ребенок по прежнему находится к вам лицом,осанка прямая и его глаза - на уровне ваших.

Эти упражнения помогут хорошенько укрепить мышцы языка малыша и будут способствовать развитию принудительной вибрации самого кончика языка.

Попросите малыша попеременно доставать кончиком языка то нижние зубки , то верхние (30-40 раз).

Затем малыш резко шлепает языком по области нёба,где расположен верхний ряд зубов , одновременно произнося букву Д. Обязательно демонстрируйте все действия,чтобы малыш точно выполнял упражнения .

Далее. Попросите малыша немного высунуть язык, губы при этом сомкнуты. Ребенок сильно выталкивает изо рта воздух, при этом по инерции кончик язычка должен вибрировать. В последующих упражнениях малыш будет самостоятельно учиться воспроизводить этот звук без выталкивания воздуха изо рта.

ШАГ ТРЕТИЙ

Основные упражнения для улучшения подвижности языка и закрепления навыков правильно выговаривать букву р

* А теперь привнесем в обучение больше элементов игры . Попросите ребенка показать свой язычок - пусть он его немного расслабит и поболтает им с выходящим звуком между зубов, будто бы дразнясь. Потом устройте с малышом соревнование - кто из вас высунет свой язык дальше.

* Отличное занятие,которое поможет быстрее научиться малышу выговаривать букву Р, это имитировать топот лошадиных копыт, характерно цокая язычком. Научите ребенка цокать язычком и попросите его повторить эти звуки пятнадцать раз.

* Как научиться выговаривать букву р в игровой форме проверенным методом? Отличное упражнение - малыш двигает в разные стороны большим пальчиком ,положив его под язык. Одновременно ребенок пытается выговаривать букву Р (рычать,как заведенный мотор автомобиля).

* Еще одно хорошее упражнение,с помощью которого в игровой форме можно осваивать правильное произношение буквы Р и укреплять мышцы языка. Попросите малыша показать улыбку,растянув пошире губки и кончиком языка "почистить" зубки сперва с внешней,а затем и с внутренней стороны . Упражнение желательно повторить 20-25 раз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ

Как научить ребенка выговаривать все буквы,в том числе и Р? Продолжаем укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

- Попросите ребёнка пошире открыть свой ротик и показать зубки . На коренных зубках располагаются боковые стороны языка,а кончик - на поверхности передних зубов. Попросите ребенка сделать язычок "крепким" секунд на десять,а затем ненадолго расслабить. Повторяйте упражнение вместе с малышом (6-7 раз).

Это упражнение для укрепления мышц языка будет немного посложнее для малыша. Но освоив его,ребенок быстро научится выговаривать правильно букву р и л.
Выполнение упражнения заключается в следующем - малыш как бы "присасывается" поверхностью зыка к нёбу,а затем "отрывает" его от неба с характерным щелчком. Десять раз делаем это упражнение в медленном темпе,затем ускоряемся и снова замедляем темп (всего 30-35 повторов в разном темпе).

Теперь попросите ребенка слегка разомкнуть губки и легонько прикусывать кончик язычка (15-20 повторений)

Заключительное упражнение для укрепления мышц языка - малыш выдувает воздух с силой,язык при этом находится между губами. Желательно добиться того,чтобы язычок вибрировал.

ШАГ ПЯТЫЙ

А теперь переходим от "физкультурных" упражнений для языка к освоению навыков правильного выговаривания буквы Р в разных слогах и коротких сочетаниях.

Сперва отрепетируйте с ребенком навык правильно выговаривать Р в открытом слоге - ро,ра.
Затем пробуйте выговаривать Р с твёрдыми согласными буквами - др,тр.
Когда малыш закрепит эти навыки, переходите
к обучению правильного выговаривания слов (коротких,известных ребенку) с этими слогами. Эти упражнения хорошо оттачивают технику правильной речи и помогают научить ребенка выговаривать букву р.

ШАГ ШЕСТОЙ

Детские скороговорки для развития речи и дикции у ребенка.

Если малыш уже неплохо умеет выговаривать букву Р,но иногда (во время разговора) он её "зажевывает" или произносит неправильно,то пришло время познакомить ребенка со скороговорками .

Популярные скороговорки замечательно устраняют дефекты речи ,избавляют ребенка от косноязычия,способствуют развитию навыков правильного произношения букв и слов и считаются самым эффективным методом "оттачивания" артикуляции разных звуков.

Если малыш уже может запоминать коротенькие детские стишки ,то вы вполне можете приступать к знакомству со скороговорками . Но заучивать скороговорки наизусть надо поэтапно - сперва малыш повторяет скороговорку (вслед за вами) очень медленно. При этом ребенок должен понимать смысл заучиваемого текста. Постепенно наращиваем темп произнесения скороговорки,но вы должны корректировать артикуляцию и дикцию. Ниже вы найдете самые подходящие скороговорки ,с помощью которых можно научить ребенка выговаривать буквы, в том числе и "сложную" букву Р:


Детские скороговорки для улучшения дикции, правильного произношения буквы Р и развития речи

5 УПРАЖНЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МАЛЫШ НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы,не забываем о том,что дошкольник легче усваивает материал в игровой форме обучения. Иногда малыш довольно долго не выговаривает правильно букву Л. Существуют эффективные упражнения для решения этой проблемы. Метод во многом похож на отрабатывание навыков правильного произношения буквы Р

Выполнять каждое упражнение желательно по десять секунд 5-7 раз. Весь комплекс - 3 раза от начала до конца пошагово. (ежедневно 2 раза)

Упражнение 1

Отрабатываем навык подъема языка вверх и укрепляем мышцы языка.
Попросите ребёнка показать вам зубки, широко улыбнувшись. Язык ребенка касается нёба и пощелкивает,как лошадь стучит копытами по асфальту.

Упражнение 2

"Оттачиваем" у малыша навык делать язык широким,вырабатывая умения быстро напрягать и расслаблять мышцы языка.
Попросите ребенка немного приоткрыть рот и далеко высунуть язык, а затем - положить его на нижнюю губку широким краем. Попросите малыша удерживать язык в таком положении 5 секунд.

Упражнение 3

Теперь учим ребенка выдыхать воздух тонкими струйками по краям язычка.
Слегка приоткрыв рот,ребенок легонько прикусывает передними зубками кончик языка и начинает дуть,наращивая темп и силу. Силу и направление воздушной струи контролируйте с помощью легкого перышка (не забываем об игровом элементе в обучении маленького ребёнка)

Упражнение 4

Отрабатываем у малыша навык быстро менять положение языка. Это упражнение необходимо для укрепления мышц языка,чтобы малыш мог легко и быстро соединять букву Л с разными гласными - У,А,О,Ы

ребенок приоткрывает рот,сильно упирается кончиком языка в основание верхних зубов с внутренней стороны,а затем быстро меняет положение языка,упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Сперва упражнение выполняется медленно,затем ускоряем темп.

Упражнение 5

Теперь переходим к обучению правильному произношению буквы Л в словах и слогах. Слова и слоги (лу-лу-лу-лу, ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, ла-ло-лу-ла-ло-лу ) даже лучше петь,а не произносить.
После этого откройте детскую книгу с картинками,объекты на которых содержат в своем названии букву Л в разных сочетаниях с другими буквами. Пусть малыш постарается рассказать что-нибудь о каждом объекте,чтобы в каждом предложении встречалось его название.

Теперь вы знаете,как правильно и быстро научить ребенка выговаривать "сложные" буквы , в том числе - буквы Р и Л. Выделим 3 ключевых момента,которые формируют фундамент в отрабатывании у ребенка навыков произношения разных букв: упражнения на укрепление мышц языка и его подвижности, обучение ребенка правильному произношению той или иной буквы в разных слогах, заучивание скороговорок и их частое повторение (медленно-быстро). Если у ребенка что-то не получается,не переходите к следующему этапу обучения,а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях,на которых вы остановились.

Анастасия Сперанская Учитель начальных классов, логопед

Логопед Анастасия Сперанская рассказывает о том, как в домашних условиях научить ребёнка выговаривать звук «р».

Для начала я советую родителям всё-таки обратиться за первичной консультацией к логопеду. Это необходимо, чтобы понять, почему у ребёнка отсутствует в речи звук «р». Причин может быть много, и логопед точно скажет, как именно лучше работать с вашим ребёнком. Если нет возможности прийти на очную консультацию, посоветуйтесь со специалистом хотя бы по телефону или Skype, опишите ситуацию максимально подробно.

Когда вы выяснили, на какие особенности вам стоит обратить внимание при отработке звука, постепенно приступайте к занятиям дома. Только не забудьте про важные условия, с которых начинается постановка любого звука.

5 правил постановки звука «р»: как не навредить

1. Помните, что звук «р» - единственный вибрант в русском языке. Когда мы произносим его, язык напряжён, он находится за верхними зубами. Воздух проходит между верхними зубами и языком так, что язык дрожит. Так получается звук «р». Это один из самых сложных звуков, поэтому говорить его быстро и правильно получится у ребёнка не сразу.

Главное в постановке «р» - никуда не торопиться.

2. Не настаивайте на занятиях. Не надо давить на малыша, постоянно обращать внимание на то, что он плохо говорит. Если это единственное нарушение в его речи, оно вряд ли ему мешает. Так что первым делом нужно создать у дошкольника мотивацию для занятий.

3. В случае со звуком «р» мотивация с помощью награды не работает. Если мама говорит: «Скажи правильно "р", тогда получишь конфетку», занятия провалятся. Всё потому, что звук «р» поставить быстро, тем более в домашних условиях, совсем не просто.

Это трудозатратное дело, сложное с точки зрения мышечного и психологического напряжения.

На постановку уйдёт в среднем 1,5-2 месяца.

Конфетами тут не отделаешься.

4. Перед первыми занятиями объясните малышу, что с первого раза ни у кого не получается произнести звук «р». Младенцы с самого рождения готовятся произносить его, должным образом тренируя свой артикуляционный аппарат. И звук «р» окончательно формируется у деток к 5-7 годам.

Скажите: «А мы с тобой берём и делаем всё, что другой малыш проходил от рождения до 6 лет, и делаем это за 2 месяца. Вот здорово!»

5. Хвалите ребёнка даже за незначительные успехи. Лучше всего снимайте уроки на видеокамеру, а потом пересматривайте их вместе с малышом. Так будет проще отследить его прогресс. И родителю, и ребёнку.

После того, как вы подготовитесь к занятиям, можно начинать.

Занятия не должны быть утомляющими. Старайтесь, чтобы они были регулярными, по 10-15 минут в день.


6 уверенных шагов к звуку «р»

1. Делайте артикуляционную гимнастику

Вся артикуляционная гимнастика хороша. Но ваша главная задача - научить ребёнка держать язык за верхними зубами. Чтобы добиться хороших результатов в этом деле, делайте следующие упражнения:

- «Качели» . Широко открываем ротик и цепляемся кончиком языка сначала за верхние зубы, затем опускаем язык на нижние зубы, как бы изображая качели.

    «Часики» . Высовываем язык вперёд так, чтобы он был в напряжении и не опирался ни на одну губу. И начинаем водить (тянутся языком) от правого уголка губ к левому и обратно. Это упражнение разрабатывает корень языка. Чем медленнее оно выполняется, тем лучше.

    «Заборчик» . Попросите ребёнка резко улыбнуться так, чтобы у него были видны зубы. Пусть 2-3 секунды удерживает губы в таком положении. Затем надо расслабить рот и повторить упражнение ещё раз.

    «Иголочка» . Резко вытягиваем язык вперёд, чтобы он стал прямым и острым, как иголочка.

  • «Месим тесто» . Высовываем язык и начинаем шлёпать губами и произносить звук «пэ-пэ-пэ». Язык должен быть расслаблен.
  • «Грибочек» . Широко откройте рот, сделайте так, чтобы язык присосался к нёбу. Не забывайте, что рот должен быть широко открыт.

2. Делайте упражнение «Барабанщик»

Когда у малыша получаются эти упражнения, можно целенаправленно переходить к постановке звука «р». Для этого делайте упражнение «Барабанщик».

Улыбайтесь, открывайте рот, растягивайте губы, остреньким кончиком языка касайтесь за верхними зубами и начинайте сначала медленно, потом быстрее произносить звук «д». Получается: «дэ-дэ-дэ-дэ-дэ». Подбородок при этом не двигается, рот открыт широко, губы растянуты!

3. Добавляем в упражнение «Барабанщик» движения шариковым зондом

Когда ребёнок делает упражнение «Барабанщик» хорошо (в течение 30 секунд чётко и быстро произносит звук «д»), можно приступать к следующему этапу.

Заранее приобретите шариковый зонд (инструмент для занятий логопеда) или палочку с круглым наконечником (подойдёт и ватная). Также для следующего упражнения можно использовать палец. Ребёнок делает упражнение «Барабанщик», а вы в это время ставите палочку рядом с кончиком языка и начинаете водить ей справа налево (перпендикулярно языку).

Делать это надо быстро. Получается «болтушка» из звуков.

Таким образом вы вызываете у ребёнка механический звук «р». Проще говоря, появляется призвук «р».

4. Делайте «болтушку» не менее 2-х недель

Делайте «болтушку» продолжительное время. Когда призвук «р» будет отчётливым, начинайте добавлять к нему звук «а». Будет получаться «болтушка» - «р» - «а». Не надо сразу переходить к автоматизации звука.

5. Тяните звук «р»

Итак, «болтушку» отработали, и у малыша уже отчётливо проскальзывает в речи звук «р». Начинайте его тянуть: «ррррр» или «дддрррр».

Затем приступайте к его автоматизации. Для этого возьмите лист бумаги, нарисуйте на нем линии, похожие на горы. Расскажите ребёнку, что это опасная дорога, по которой он едет на машине, и чтобы добраться с одного конца листочка до другого, ему надо как можно чётче произносить звук «р» (или придумайте другую историю). Затем дайте ему карандаш и попросите его вести им по дороге и одновременно произносить «рррр».

Как только он делает перерыв, что набрать в рот воздух, он ставит на этом месте крестик.

Надо стремиться, чтобы всю дорогу ребёнок проходил на одном дыхании. Разумеется, это произойдёт не сразу, а через 1,5-2 недели регулярных занятий.

Звук не должен угасать или становиться прерывистым.

6. Отрабатывайте простые слоги и слова

Автоматизируйте звук «р» с помощью простых слогов: «ра», «ру», «ро», «рэ» (не «ря», «рю», «ре» - там уже не твёрдый звук, а мягкий, и произносится по-другому). Потом произносите простые слова. Сначала односложные, чтобы «р» стоял в начале слова. Потом - двусложные («р» в середине), а потом - чтобы «р» был в конце.

Списки слов по автоматизации звуков без труда можно найти в Интернете.

7. Позвольте ребёнку самому контролировать звук «р» в его речи

После того, как малыш научится выговаривать «р», он какое-то время всё равно по привычке будет заменять его в словах звуком «л»: «лыба», «лак», «лука». В этом нет ничего страшного.

Чтобы звук «р» вошёл в обиход, предложите ребенку поиграть в такую игру.

Возьмите лист бумаги, разделите его пополам, повесьте на холодильник и объясните малышу правила. Как только мама услышит в речи ребёнка звук «р», она подходит к листочку и ставит на половинке малыша плюсик. А малыш ставит плюс на другой части листочка, как только заметит этот звук в речи мамы. Так вы проверите, насколько хорошо кроха слышит звук «р» не в своей речи.

Желаю вам удачи в этом непростом деле. И помните, что звук «р» - один из самых сложных в русском языке, так что на быстрый эффект рассчитывать не стоит.

Родители начинают всерьез переживать, если их ребенок не выговаривает букву Р - особенно когда время идет, а прогресса никакого нет. Тогда стараются найти хорошего логопеда, считая, что без его помощи не обойтись и только он может научить детей говорить без дефектов. Не стоит паниковать - с этой проблемой можно справиться и самостоятельно, на специальных игровых уроках по развитию речи дома. Существует разработанная методика артикуляционной гимнастики для звука Р. Если заниматься со своим ребенком, то вскоре можно будет услышать, как он станет выговаривать букву Р ничуть не хуже, чем другие звуки. Веселые уроки доставят массу удовольствия и детям, и взрослым, сблизят членов семьи еще больше.

Некоторые дефекты речи можно устранить в домашних условиях при помощи несложных упражнений. Они будут гораздо удобнее для мамы и ребенка, чем постоянные визиты к логопеду

Общая информация для родителей

Перед тем, как начинать логопедический практикум, родителям нужно обратить внимание на то, что буква и звук – не одно и то же. Проговариваем мы звуки, а буквы пишем. С самого начала до ребенка тоже нужно доносить эту разницу, объясняя и давая правильно сформированные задания (например, «Произнеси звук» или «Напиши букву»). От этого во многом зависит конечный успех, а еще такие знания пригодятся ребенку в школе.

Следует знать и то, что в русском языке буквой Р обозначаются два звука – Р и РЬ. У малышей бывают разные проблемы с их выговариванием. Одни умеют говорить твердое Р, но им не дается мягкая разновидность этого звука (например, «рак» и «рыба» они произносят четко, а вместо «речка» получится «лечка» или «йечка»). Может быть и наоборот. Бывает и так, что ни твердый, ни мягкий звук пока не дается. Перед началом уроков на артикуляцию родителям нужно проанализировать произношение ребенка, чтобы точно знать, над чем работать.

Звук Р довольно сложный. Артикуляционная гимнастика по работе с ним состоит из нескольких этапов – сначала он просто появляется в речи, а со временем ребенок начинает самостоятельно употреблять его в словах и предложениях. Ни один из этапов игнорировать нельзя. Особенно важен последний, закрепляющий, и если от него отказаться, произношение может остаться неустойчивым. Только прохождение полного курса от начала до конца гарантирует, что по окончании ребенок будет четко выговаривать букву Р и к школьной программе будет основательно подготовлен.

Немаловажно для успеха придать урокам игровую форму. Никакие уговоры и объяснения, что это надо, не будут стимулировать детей. Их можно лишь заинтересовать, а как? Конечно же, игрой.

Следует также проявить терпение и заниматься каждый день. Систематическая работа и постоянное повторение помогут научить малыша правильной артикуляции и сделать результат стабильным.

Игровой урок на артикуляцию №1

Каждый урок, на котором мы будем учиться выговаривать букву Р, состоит из нескольких упражнений. Первый включает в себя следующие:

  • «Цоканье»;
  • «Индюк»;
  • «Прыжки».

Упражнение - это веселые воображаемые скачки на лошадях. Дети очень хорошо понимают, как нужно цокать языком, чтобы имитировать цоканье лошадиных копыт. Если объяснять, каким образом получается такой звук, то язык нужно по очереди то присасывать, то резко отрывать от твердого неба. Обычно это забавное упражнение приводит детей в восторг, особенно если устраиваются состязания, у кого лошадка быстрее.

Действие упражнения «Индюк» происходит уже на птичьем дворе, куда все прискакали верхом. Перечислим вместе с ребенком всех местных обитателей – куры, гуси, утки; а главный среди них, конечно же, индюк! Он важно ходит по двору и говорит: «Бл-бл-бл!» (здесь нужно воспроизвести звук, который образуется при резком выбрасывании языка между зубами и губами наружу). После этого ребенку нужно повторить «индюшачий разговор».

С птичьего двора, от сердитого индюка, отправимся в дом (предварительно нужно подготовить зеркало и хорошо вымыть руки). Кто живет в домике? (Пусть малыш пофантазирует и выскажет свои версии). В домике живет Веселый Язычок! Домик его – рот, а любимое занятие Язычка – прыгать до потолка. Встанем перед зеркалом, откроем домик-рот и найдем в нем пол и потолок. Вверху, за зубами, есть бугорки, которые малыш может нащупать пальцем (это альвеолы на небе). Альвеолы можно назвать диванчиками для Язычка, которые стоят не на полу, а на потолке. Переходим к упражнению «Прыжки» , когда Язычок прыгает с диванчиков на пол (здесь нужно щелкать языком по альвеолам). Необходимо объяснить малышу, что Язычок должен прыгать именно по «диванчикам», а не за зубами.



Логопедические упражнения обязательно нужно выполнять перед зеркалом - это необходимо для самоконтроля малыша и для мамы, которая сможет лучше увидеть, правильно ли ребенок делает упражнение

Игровой урок на артикуляцию №2

Когда подключается урок-игра №2, перед началом нужно повторять упражнения из первого курса в течение 4-5 минут. Сюжеты можно менять, чтобы у ребенка не пропадал интерес. После повторения можно осваивать новые упражнения (на них отводится по 5-7 минут):

  • «Кучер»;
  • «Блинчик»;
  • «Любопытный язычок»;
  • «Барабанщик»;
  • «Сорока».

Наша лошадка так резво скачет, как же нам ее остановить? Если ребенок не знает про кучера , нужно объяснить ему, кто это такой, а затем вспомнить, как нужно останавливать лошадку. Здесь учим малыша выговаривать звуковое сочетание «тпр» (чтобы звук получился глухим, при губном Р губы должны вибрировать).

Теперь накормим нашего кучера блинчиками – покажем ребенку, как широкий язык «лежит», словно на блюде. Чтобы произнести звук Р, передний край языка должен быть широким, а детям это делать сложновато.


После стольких дел веселый Язычок устал и отправился отдохнуть в свой домик-рот. Нужно показать малышу, как широкий язычок не спеша поднимается и отодвигается за зубы вглубь рта (на «диванчики»). После отдыха Язычок опять отправился погулять (широкий язык выводится на верхнюю губу). Пробегала рядом собачка, напугался Язычок и снова убежал в домик (опять убираем широкий язык за зубы). Собачка исчезла и Язычок опять вышел из дома (широкий язык – на верхнюю губу).

Еще одно любимое занятие Язычка – барабанить . Кончиком языка нужно постукивать по альвеолам за верхними зубами, как при произношении звука Д. Нижняя челюсть остается неподвижной, губы – в улыбке, а широкий передний край языка – за верхними зубами. Проверять правильность выполнения упражнения нужно, поднеся ко рту малыша полоску бумаги. Если она колеблется от ударов языка, значит, все делается верно.

«Сорока» . Сорока-белобока летала-летала, на плетень присела и застрекотала: «Тррррррр!». Начала тихонько, а затем громко. (Широкий язык блинчиком находится у альвеол, звук произносится с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка.)

Игровой урок на артикуляцию №3

Этот урок является уже непосредственно направленным на постановку звука Р. В первую очередь повторяются те упражнения, которые были для ребенка наиболее трудными. Вместе с малышом можно фантазировать и придумывать новые варианты сюжетов, чтобы занятия ему не наскучивали, а были интересными.

Неплохо бы почаще выполнять «Барабанщика» , причем обязательно с проверкой. Ребенок сам должен видеть, насколько правильно оно получается и выговаривает ли он букву Р.

Затем можно добавить упражнение «Заведи мотор» . Язык малыша уже привык к развитию артикуляции, теперь он более подвижен - это очень важно для «Заведения мотора», так как для упражнения нужно уметь совершать вибрацию языком. Чтобы она получилась, используется плоская ручка чайной ложки или указательный пальчик (поэтому перед занятием обязательно нужно хорошо вымыть руки).

«Заводить мотор» учимся многократным проговариванием звука Д (д-д-д-д-д-д). Перед этим ребенку нужно совершить уже знакомое действие – поднять широкий язык за верхние зубы на бугорки (он делал это, когда Язычок прятялся в домике). Во время «заведения мотора» прямой указательный палец правой руки (или левой, если он левша) малышу необходимо подложить под кончик языка и быстро делать колебательные движения от одного уголка рта к другому и обратно. Такие манипуляции и помогут произносить тот самый рокочущий звук «Дддрррр!», который походит на звук заведенного мотора. Так мы и завели мотор, сели в машину и поехали: «Ддддрррррр!».



Упражнение «Заведи мотор» особенно понравится мальчикам, которые в этом возрасте души не чают в машинах. Когда занятие сопровождается игрой, ребенок гораздо меньше устает

Скороговорки как закрепляющее упражнение

Различные скороговорки и потешки станут дополнительной практикой и помогут ребенку закрепить полученные навыки по выговариванию буквы Р. Они будут развивать и общую артикуляцию, к тому же такой забавный вид повторения всегда доставляет детям огромное удовольствие и заряжает позитивным настроем.

Упражнения со скороговорками можно проводить в виде соревнований между малышом и другими членами семьи независимо от того, сколько кому лет. Примеры скороговорок:

  • Трое трубачей трубят в трубы.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • На горе Арарат растет крупный виноград.
  • На дворе трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул в реку руку Грека, рак за руку Грека – цап.

Есть и другие скороговорки, помогающие научить ребенка правильно произносить звук Р. Веселые потешки и скороговорки можно повторять сколько угодно, в том числе вне запланированного расписания. Это будет способствовать постоянному закреплению пройденного и всегда создаст хорошее настроение.

На видео вы можете посмотреть, как проходят игровые занятия. На нем же представлены примеры более сложных скороговорок.

Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с , чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Обратите внимание! Неправильное произношение допустимо по мере подготовки артикулярного аппарата ребенка к овладению звуками речи. Но когда 1,5-2 года тренировок не приводят к улучшению речи, есть повод насторожиться.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

На заметку! Уздечку можно развить с помощью упражнений речевой гимнастики, в крайних случаях применяется хирургическое вмешательство.

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.


  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.


Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения” . Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки” . Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик” . Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок” . Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка” . Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка” . Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка” . Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье” . Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели” . Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

  • Тянемся до носа

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

  • Как котенок

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.


Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

  • Произнеси слоги
ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

– У коровы рога.

– Вера и Рома играют в жмурки.

– Туристы развели костёр.

– Фёдор топором рубит дрова.

– У Иры красные рукавички.

– Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

– На горе Арарат растёт крупный виноград.

– У мыши в норке сыра корка.

– Трое трубачей трубили в трубы.

– После росы росли розы.

– Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Посередине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Называется “пескарь”.

На дворе горка,

Под горкой – норка.

В этой норке крот

Норку стережёт.

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.


Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время “проблемному” звуку не менее 20 минут ежедневно.

Здравствуйте. Самостоятельно попробвать, конечно, можно, но занятия требуют соблюдения нескольких правил: постепенности, терпения и особенно - не причинять ребенку неприятных ощущений.Лучше,если Вы обратитесь к другому, более опытному логопеду. Если же такой возможности нет, попробуйте сами, только очень аккуратно и терпеливо.Если что-то не заладится-прекращайте, напишите и попробуйте все-таки найти специалиста. Постановка звука "К" 1-й способ. Звук к следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука т. При этом звук т должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков. Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап - еще более глубокий нажим на язык - дает твердый звук - ка. Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык вглубь рта - прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог та, а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука к. Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук к получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем. Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук к с горловым оттенком. 2-й способ. Постановка К на вдохе. Беззвучная или шепотная имитация храпа (следить, чтобы не появился горловой звук Р). Похрапеть можно с переливами в свое удовольствие. Как правило, после упражнения слышится звук, похожий на К. Затем произносят КА на вдохе, и наконец, КА на выдохе. Далее автоматизация идет по традиционной методике: КА-КО-КУ-КЫ и группа мягких КИ-КЕ-КЁ. Недостатки произношения звука "к" 1. Вместо к слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает. Исправление: ставить звук заново. 2. к заменяется звуком х. Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух. Исправление: а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при к и плавной струей при х; б) если это не поможет, ставить заново механическим способом. 3. Вместо к твердого слышится мягкое (кет место «кот»). Причина: язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для ке, ки, где звук к смягчается под влиянием следующих гласных. Исправление: показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого к. Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги). 4. Слышится глубокое, горловое к, свойственное некоторым восточным языкам. Причина: язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука. Исправление: ставить звук заново, исходя из слога та и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого к (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука). 5. После звука к в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук э (ы). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков п и т. Исправление: а) проверить произношение звуков п и т, если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком п или т (ап-ак, ат-ак). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука к она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту). 6. Вместо к получается г. Причина: в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука к соответствует аналогичному дефекту произношения звуков п и т. Исправление: а) проверить произношение звуков п и т, если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками п и т (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани). Временно преувеличить силу выдоха после взрыва. 7. Произношение к, особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков п и т, одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки. Исправление: а) проверить произношение звуков п и т и исправить его (если необходимо); б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п - т - к; an - ат -ак). Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием