Методики разговорной речи, или как научить маленького ребенка правильно говорить? Как научить ребенка говорить букву Р: логопедические упражнения.

Умение выражать свои мысли, поддерживать разговор, анализировать информацию и другие коммуникативные качества высоко ценятся обществом и помогают человеку быть успешным. Именно поэтому родители очень переживают, если их чадо тяжело усваивает родной язык, и начинают задаваться вопросом: «Как учить ребёнка говорить?». Было бы правильнее подумать об этом не в 3 или 4 года, когда отставание в речи уже явное и требует срочных действий, а в тот момент, когда малыш едва появился на свет. А может быть и раньше…

Не стесняйтесь объяснять, что значит быть вежливым: «Чтобы быть справедливым с другими, это быть честным, всегда делать то, что правильно, то есть, что правильно». Он не ищет напыщенных слов, чтобы объяснить, что такое вежливость и почему он должен быть вежлив. Попытайтесь поднять уроки хороших манер в свои игры. Хвалите его всегда, когда он вежлив и говорит ему, что он станет образцом для других детей.

Курсы личного развития детей

Более подробную информацию о курсах можно найти здесь. Научите маленького, как появляться, и помогите ему понять, почему он должен стремиться оставить положительное впечатление в глазах окружающих. Всегда предлагайте модели, вежливость изучается на примере. Если вы и ваш отец говорите и вежливо ведете себя, тогда ваш ребенок будет делать то же самое.

От рождения до 3 лет

Этот период является самым благодатным для освоения языка. Но без помощи родителей развитие речи может затормозиться или вовсе остановиться. Что нужно знать взрослым, чтобы помочь малышу быстрее заговорить?

До 6 месяцев

Первые «разговоры» младенца (гуление, лепет) нужно всячески поощрять. Когда грудничок хочет пообщаться, бросаем всё и поддерживаем разговор. Произнося звуки вместе с ним, старайтесь, чтобы карапуз видел ваше лицо, движения губ и языка. Вначале просто повторяем за ним звуки и сочетания, затем вставляем новые.

Чтобы никогда не пренебрегать, хорошие манеры обязывают вас представить себя. Как он начинает учить его ясно говорить свое имя, когда его спрашивают, и смотреть в глаза человека, с которым он говорит. Чтобы понять, как это лучше всего сделать, подчеркните, что вы хотите подчеркнуть, когда происходит негативное действие, и объясните его о доброте и доброте, о воображении и оригинальности, о чувстве юмора и творчества, об отношении и способностях Связь, потому что это основные атрибуты, которые приводят к положительному впечатлению.

Чтобы научить вашего ребенка продвигаться вперед, вам необходимо выполнить следующие основные шаги. Помогите ему сделать привлекательное и оригинальное введение, когда вы представляете себя; Научите его говорить об этом, избегая как можно большего количества ярлыков и скучных деталей; Объясните, что значит выразить себя стилем, быть веселым и смелым; Покажите ему, что значит преувеличивать презентацию качеств. Все сделано шаг за шагом!

Все свои действия комментируем спокойным ласковым тоном. И ничего, что младенец совсем мал, к концу полугодия он будет понимать многие слова.

Массаж, одевание, купание, кормление сопровождаем потешками и стишками. Они не только развлекают карапуза. С их помощью грудничок буквально «впитывает» язык.

Некоторые исследования показали, что «беседы» с малышом на последних сроках беременности способствуют лучшему развитию его речи после рождения. Также хорошо петь, читать вслух, включать классическую музыку.

Аутизм - пагубное расстройство развития, которое заставляет человека затрудняться в общении, общении и изменении языка и поведения, чтобы люди с аутизмом могли обрабатывать информацию иначе, чем другие люди. Аутизм - это широкий спектр и может повлиять на человека немного или серьезно, начиная с первого года жизни или примерно в возрасте 3 лет, когда ребенок начинает терять приобретения до тех пор.

Трудности произношения обычно обнаруживаются в форме сообщений, которые влияют на ясность, и даже когда ребенок говорит, иногда трудно понять, что он говорит. Иногда из-за сенсорных проблем, связанных с аутизмом, дети могут больше ориентироваться на звуки окружающей среды, чем на звук людей, которые говорят. Они кажутся неслышимыми для других или неинтересными, и они, похоже, не слышат, о чем они говорят. И поскольку он не имитирует спонтанно, как и другие дети, существует задержка в развитии языка.

До года

Учим простым словам: названиям игрушек и частей тела, здороваться и прощаться, имитировать звуки животных.

Как? Многократное повторение, разглядывание картинок, комментирование действий, манипуляции с игрушками. Малютки от 6 месяцев до года охотно повторяют звуки и слова за взрослыми, главное, чтобы работа было организована в игровой форме.

Они не будут имитировать то, что говорят другие люди, или они будут подражать словам или целым предложениям, не понимая их смысла. Коммуникационные навыки будут варьироваться в зависимости от глобального развития человека, в тесной связи с ее интеллектуальным и социальным развитием. Некоторые дети не смогут научиться говорить, в то время как другие смогут очень подробно обсуждать сложные темы со многими подробностями. Большинство детей с аутизмом испытывают трудности с общением с другими, хотя иногда они могут доказать, что они могут говорить свободно и правильно, они не облегчат разговор.

Карапузам до 1,5 лет нужно громко и чётко проговаривать изучаемые слова. Утрированно открывая рот, вы наглядно показываете работу органов речи.

Близкий по теме материал:

Второй год

Работаем над пополнением словарного запаса, учим фразовой речи. Для этого используйте знакомые крохе названия предметов в сочетании с глаголом или прилагательным. Например, во время прогулки: «Кто это? (ребёнок ответит «ав-ав»). Правильно, собака. Что делает собака? Собака лежит. Какая собака? Собака большая). Или: «Дай мячик. Мячик круглый. Смотри, мячик прыгает».

Наиболее распространенные проблемы общения и языка встречаются в следующих областях. Язык является повторяющимся и жестким и не может быть функциональным, непонятным для других и без обсуждения. У детей, не имеющих особой экологии, обычно первые слова появляются поздно и часто являются удивительными словами, например, номерами или брендами автомобилей или магазинов. Часто у них могут быть повторяющиеся вопросы. Как правило, они не реагируют на другие коммуникации, и они не используют личное местоимение первого лица часто они думали о детях с аутизмом не слышат, потому что другие нечувствительны общение и взаимодействие. - У некоторых детей с аутизмом есть другая интонация, очень тонкий голос, тяжба или пение.

Не забывайте знакомить с названиями цветов и форм, используйте тематические наборы карточек (одежда, фрукты, животные и др.). Дети второго года любят подолгу их разглядывать, и вопросительным «Ы?» просить назвать изображенное.


Чтобы органы речи слушались кроху, можно уже в этом возрасте начать заниматься артикуляционной гимнастикой. Для этого сядьте с чадом перед зеркалом и покажите, как работает язычок, как можно широко открыть ротик, где у малыша зубки. К концу второго года детки вполне способны повторить некоторые движения за мамой.

Иногда у них есть определенные слова или звуки, которые они используют в начале разговора, например, они могут рассказать свои имена даже знакомым, которые очень близки к началу разговора, или они могут спросить: «Как дела?» Хотя вы все время были вместе. - Ограниченные интересы и сосредоточение внимания на конкретном предмете. Некоторые дети могут делать монологи по определенной теме, но они не могут поддерживать разговор между двумя или более людьми по одному и тому же вопросу. Дети с аутизмом обычно демонстрируют хорошую память и могут развить богатый лексикон по интересующей их теме, хотя в других областях языковой прогресс может быть медленным и неравномерным.

Третий год

Если развитие ребёнка происходит планомерно и правильно, на третьем году жизни он имеет достаточный словарный запас (100 - 300 слов), складывает простые предложения.

Чтобы помочь крохе быстрее усвоить язык, рассматривайте картинки и иллюстрации. Составляйте по ним простые предложения. Многие родители упускают из виду синонимы. Например, «машина едет», а также мчится, передвигается, направляется. То же и с прилагательными – яблоко круглое, кислое, красное, зрелое.

Они не понимают разные эмоции и перспективы других, и часто проявляют низкую эмпатию. - Трудности в понимании и невербальном выражении. Часто дети с аутизмом не спонтанно учатся жестов. В отсутствие функциональных жестов или языка дети с аутизмом будут вырабатывать большие разочарования без инструментов для выражения своих чувств, потребностей, предпочтений и т.д. и эти расстройства могут быть выражены в поведенческих кризисах, проявляемых криком, агрессией и т.д.

Мы используем новые методы и методы для стимулирования и исправления языка и общения, чтобы улучшить проблемы, с которыми сталкивается ребенок, является ли это неподходящим голосом, плохим произношением, трудностями беседы или грамматической структурой.

Учите противопоставлениям. Птица летает, а змея ползает.

К концу третьего года активный период обучения речи завершается. В последующие годы дитя будет лишь дополнять и совершенствовать ту языковую базу, которую приобрел до 3 лет.

Если в этом возрасте дошколенок так и не заговорил, или делает это плохо, родителям лучше не терять время и проконсультироваться по данному вопросу с невропатологом, логопедом и психологом.

Ребенок сначала изучит основные навыки поведения и участие в этой деятельности, затем поработает, чтобы увеличить спонтанные вокализации, поставить их под контроль, словесную имитацию, грамматические структуры, рассказывание историй и т.д. Дети учатся пользоваться карточками, а те, кто начинает говорить, скоро приходят с правильными именами изображений. Это чрезвычайно полезная и эффективная система.

Для гармоничного развития языка ребенку нужны хорошо развитые хорошие моторные навыки, правильные привычки в еде, которые укрепляют тонкие мышцы лица и контроль над детьми в этих областях, контроль, который ему нужен в словесном выражении, а затем в эффективном испускании звуков.

Как «разговорить» дитя 4-5 лет

Работа по развитию речи с дошколятами 4-5 лет планируется индивидуально в зависимости от того, насколько сформирован навык говорения и что нужно «подтянуть».

Основные проблемы этого возраста заключаются в нарушениях звукопроизношения, скудности словарного запаса и неправильном использовании значений слов, несоблюдении грамматических законов.

Логопедия помогает ребенку использовать методы и методы для стимулирования и исправления языка, которые помогают ребенку быть более свободным, понятным и более активным в общении. Языковая терапия должна начинаться как можно раньше, учитывая способности и интересы ребенка. Ребенок сначала узнает смысл слов и общения, учит именам и ответам невербально, затем начинает выражать себя в соответствии со своими собственными ресурсами. У маленьких и невербальных детей терапия начинается с стимуляции вокализации, звуков, слогов, слов, жестов, а у больших детей, а говорящая терапия фокусируется на использовании языка, ребенок учится поддерживать разговор, использовать соответствующие жесты, Учит вас оставаться в определенной теме разговора, ждать разговора и т.д.

Тяжелее всего дошкольникам даются звуки букв «р», «л» и «ш». Сейчас это мешает им внятно выражаться, а в школьные годы может стать причиной ошибок на письме. Помочь справиться с этими буквами может логопед.

Что можно делать дома? Например, если кроха заменяет букву «л» на «в», поможет упражнение «Лошадка», в котором нужно цокать языком.

Для детей, которые не владеют устными языковыми навыками, терапия будет сосредоточена на изучении жестов, коммуникации жестов, коммуникации с пиктограммами или других альтернативных системах связи. Даниэла Гаванкар, специалист по раннему вмешательству в аутизм. Все чаще и чаще мы слышим об аутизме; нам сообщают, что все больше и больше детей страдают от этого расстройства, но как она появилась и почему мы слышим об этом сейчас больше, чем в прошлом? Многие люди считают, что аутизм - это заболевание, которое недавно произошло среди детей, но так ли это?

Правильно произносить букву «ш» научит «Чашечка» - упражнение, где кончик и боковые стороны языка приподнимаются вверх. Также попробуйте с ребёнком пошипеть, как змея.

Самой коварной из всех букв является «р». Для начала нужно показать, как двигаются органы речи при произношении звука. Можно попробовать для этого быстро произносить букву «д». Почувствовав, как должен вибрировать язык, малыш справится и с буквой «р».

В настоящее время расстройство Аспергера и аутистское расстройство являются двумя различными нарушениями. В этой статье мы обсудим аутичное расстройство, и в будущем мы также рассмотрим расстройство Аспергера. Они неправильно истолковывают эти сообщения и ведут себя так, как они это понимают, поэтому у них есть поведение, которое мы находим странным. Эти дети позже учатся говорить, и даже если они говорят об этом, они делают это по-другому от нас. Что вы ответите, если кто-то спросит вас: «Как дела?» Ребенок, страдающий аутизмом, ответит, скорее всего: «Как дела?» Как правило, они не разговаривают с первым человеком о них, и когда они голодны или жаждут, они говорят: «Вы голодны?» Или «Вы жаждете?».

Закрепить произношение помогут скороговорки и логопедические стишки.

«Мама» или «папа»?

Около 60% деток начинают говорить со слова «дай». Мамам тоже часто везёт. Услышать заветное «мама», можно уже к 7 месяцам. Осознанно, малыш позовет ту, которая больше всего с ним возится, лишь после года, а то и 1,5 лет.

Что же делать мужчинам, которые добывая деньги для семьи, не могут столько времени проводить с малышом? Как научить ребёнка говорить «папа»? Поможет мама! Играя с крошкой в прятки или «ку-ку», произносите: «Где папа?». Глава семьи вернулся с работы – акцентируем внимание карапуза: «Кто пришел? Папа!». Разглядываем фотографии и говорим: «Где папа? Вот папа!».

Они также не могут жесты или имитировать то, что они общаются; когда мы злимся, у нас есть определенный жест и имитация, и когда мы рады, что мы используем другого, но дети с аутизмом не могут интерпретировать этот невербальный язык или правильно имитировать его.

Необходимо указать, что не каждый ребенок, который не говорит, является аутистом. Для диагностики аутистического расстройства требуется серия исследований группы специалистов. Важно поговорить со своим семейным врачом, если заметите, что ваша маленькая девочка или мальчик не разговаривают.


Самим же папам нужно постараться как можно чаще уделять внимания крохе. И маму немного освободите, и любовь дитя завоюете!

Родителям от логопедов: 7 важных правил

Чтобы маленький человечек правильно и внятно заговорил, прислушайтесь к советам логопедов и психологов. Они актуальны для деток любого возраста.

Другое дело, что ребенок нуждается в рутине: он узнал, что для того, чтобы добраться до детского сада, он должен идти вправо после ухода из дома, но если его мать захочет купить свинина из теста, он столкнется с трудностями. Ребенок взволнован, плачет, кричит, но если эта ситуация повторяется, ребенок узнает, что перед тем, как отправиться в детский сад, он останавливается в кондитерской, а затем ежедневная остановка в печенье будет необходима. Обычные и ритуалы очень важны для ребенка, страдающего аутизмом, и когда мы это понимаем, мы также можем понять, что сюрприз - это не то, что им нравится.

Станьте внимательным и чутким собеседником

Что бы ни болтало чадо, нужно проявлять живой интерес – удивляться, переспрашивать, выражать своё мнение. Внимательно слушая кроху, всегда можно его поправить, если слово употреблено не по значению или неправильно звучит. Только делать это нужно аккуратно, чтобы ненароком не обидеть и не отбить желание общаться.

Открытие подарка Деда Мороза или Деда Мороза не обязательно для них радость. Чтобы избежать удивления ребенка-аутиста, некоторые родители дают им один и тот же подарок каждый год, а не потому, что они их не любят, а потому, что они понимают, насколько это важно для его ребенка.

Приведенные выше примеры не распространяются на всех детей с диагнозом аутистического расстройства, каждый ребенок уникален, и поэтому вмешательство должно проводиться индивидуально. В этом отношении существует несколько форм терапии. Цель любой формы терапии аутизмом - понять ребенка и помочь ему адаптироваться к окружающей среде, насколько это возможно. В настоящее время нет лекарств для лечения аутизма, однако в некоторых случаях некоторые лекарства, рекомендованные педиатрическим врачом-нейропсихиатрией, могут улучшить состояние ребенка.

Стимулируйте общение

Необходимо почаще вовлекать дошколёнка в диалог. Даже если мама знает, что карапуз хочет есть, стоит поинтересоваться, что бы он хотел на обед. Отвечая даже на такие простые вопросы, ребёнок привыкает пользоваться своей речью.

Читая по многу раз любимые стишки крошки, или напевая знакомую песенку, мама может как бы случайно забыть фразу или словечко. Рано или поздно малыш обязательно подскажет, где ошиблась мама.

Знакомьте с окружающим миром

Чем обширнее багаж знаний ребёнка и богаче его опыт, тем легче ему выразить свои мысли. Не стоит ждать, что ребёнок рано заговорит, если лес, пляж, животных, явления природы он видит только на картинках.


Выбирайтесь даже в такие места, которые, казалось бы, ещё рано посещать таким малюткам, например, выставку или музей.

Приобщайте к художественной литературе

Чтобы разнообразить словарный запас карапуза, читайте ему книги. Делать это нужно, как только вы заметите, что малютка перестал их грызть и внимательно разглядывает картинки или даже слушает, что читает мама.

Подбирайте книги по возрасту. Детки до 1,5 – 2 лет лучше воспринимают короткие стихотворные тексты. Потом можно познакомиться со сказками. Яркие иллюстрации помогут развить образное мышление.

Изучайте специальную литературу

Например, отличным пособием может стать книга Марины Поляковой «Как правильно учить ребёнка говорить». В ней вы найдете информацию об устройстве речи в целом, этапах её развития, ранних признаках, свидетельствующих о нарушениях. Являясь практикующим логопедом, Полякова разработала собственную методику, которая помогает не только специалистам, но и родителям решить проблемы с речью ребёнка.

Книга поделена на главы, которые соответствуют возрастным периодам – первый год, от 1 до 3 лет, от 3 до 4 лет. Есть главы, которые посвящены работе с детьми, имеющими отклонения – заикание, дизартрия, алалия и др.

Следите за своей речью

Научить ребёнка хорошо говорить, невозможно, если родитель сам коверкает слова и звуки, имеет скудный словарный запас, не пользуется средствами выразительности.

С малышом нужно говорить чётко, размеренно, правильно проговаривая окончания. Если хочется обратить его внимание на новое слово или «трудную» букву, присядьте напротив него так, чтобы ваши лица находились на одном уровне. Так крохе будет проще проследить за артикуляцией.

Похожий материал:

Регулярно проводите занятия

Речь идет о непродолжительных (15-30 минут) и добровольных развивающих уроках, которые проводятся в игровой форме. В начале занятия нужно сделать крошке лёгкий массаж лица и «размять» артикуляционный аппарат при помощи гимнастики или скороговорок. Остальные упражнения подбирайте с учетом интересов и возраста чада. Будете ли вы разглядывать тематические картинки, учить стихотворение или обсуждать сказку – решать только вам. Главное, не давайте угаснуть познавательному интересу. Придумывайте новые игры, меняйте наглядные материалы. Как только пропадёт интерес, не будет и внимания, а значит, материал не усвоится.


Что тормозит речь

Теперь о том, что делать нельзя. Все взрослые хотят, чтобы ребёнок заговорил рано, между тем многие даже не подозревают, что своими невинными на первый взгляд действиями, они сами же тормозят процесс развития речи.

  • Не сюсюкайте. Маленькие детки, как попугайчики повторяют всё за родителями. Чтобы карапуз говорил чётко и правильно, вы должны стать для него должным примером. И как бы ни хотелось, даже с двухмесячным грудничком, не употребляйте уменьшительно-ласкательных оборотов.
  • Не используйте в своей речи детские «словечки». Некоторым мамам кажется, что малыш скорее поймет своё «бибика» вместо «машина». Другие же забавляются исковерканными словами крохи, повторяя их при нём ради смеха. Всегда произносите слова чётко, хорошо проговаривая каждый звук, иначе малыш так и запомнит «абака» вместо «собака».
  • Не отзывайтесь на жестикуляцию крохи. Уже после года стоит отказаться от языка жестов, чтобы стимулировать ребёнка к говорению. Например, когда ребёнок что-то хочет, он показывает пальцем на предмет. Взрослым не стоит сразу торопиться его давать, а подождать немного, пока карапуз не попытается изъясниться словами.
  • Откажитесь от пустышки. Доказано, что детки, которых регулярно «успокаивали» с помощью этого предмета, начинают говорить позже сверстников. К тому же злоупотребление пустышкой приводит к неправильному формированию прикуса и проблемам с артикуляцией.

Похожий материал:

«Да» - мелкой моторике, «нет» - телевизору

Развитие головного мозга, мышления и умения говорить напрямую зависит от координации пальчиков ребёнка. Чем больше лепим, рисуем, откручиваем и «ковыряем», тем быстрее умеем говорить.

Не бойтесь красок и рассыпанной крупы. Как только карапуз научится сидеть, дайте ему тесто, восковые мелки, коробку с небольшими предметами и внимательно следите, чтобы все эти «сокровища» не попали в рот. Совсем скоро он поймёт правила игры, и вы вместе окунетесь в творческий процесс.


Теперь о телевизоре. Включенный «для фона», он серьезно тормозит развитие речи малютки. Вместо того чтобы говорить, малыш занят слушанием.

Более подробно:

Готовых рецептов, которые помогут ребёнку быстро обрести речь, не бывает. Это долгий кропотливый путь, представляющий собой работу родителей не только над речью малыша, но в первую очередь – над собой. Запаситесь терпением, не пренебрегайте рекомендациями логопедов и педагогов, и результаты не заставят себя ждать.

А что делаете вы, чтобы «разговорить» свое чадо? Делитесь опытом в комментариях!

Читайте тематические статьи

Ваш малыш уже прекрасно понимает, что вы от него хотите. На просьбу принести вам пирамидку, он резво бежит за нужной игрушкой и протягивает ее вам, показывает пальчиком части тела на картинках, радуется, когда вы говорите, что пора идти купаться в ванную. Ребенок пытается подражать вам, и даже что-то лопочет на собственном особенном языке, но взрослые зачастую не понимают того, что хотят донести до них дети. Так как же наладить «обратную связь» с малышом? Терпеливо ждать, когда он начнет говорить сам, или же все-таки целенаправленно учить годовалого ребенка каждый день?

Как развивается речь

Речь ребенка развивается постепенно, он разбирается в работе своих голосовых связок и начинает учить, как управлять артикуляцией. Груднички общаются с нами посредством крика, призывая нас. Потом, придавая плачу разные интонации, малыш может показать, что именно его не устраивает. Внимательные родители, вслушиваясь в крик своего дитя, могут определить причину его возникновения, ведь малыши капризничают по-разному в зависимости о того, что их беспокоит .

В возрасте начинается освоение гласных, дети иногда соединяют их с согласными. Малыш подолгу может «гулить», протягивая или отрывисто произнося однообразные сочетания. Это еще нельзя считать осознанной речью, ребенок только начинает пробовать издавать звуки и понимать, как положение губ влияет на результат.

После младенец уже хорошо знает названия окружающих его объектов, но все еще не может произнести осознанно нужные слоги. Он продолжает гулить, к освоенным гласным добавляя новые согласные, и подолгу их повторяет. грудничок может произнести «баба», «мама», «ляля», «папа», но пока это не осознанная речь, а просто артикуляционная тренировка малыша. Уже сейчас родители могут пробовать научить ребенка некоторым звукосочетаниям.

К своему первому дню рождения грудничок имеет в запасе около 10 слов, произносимых осознанно.

Теперь наступает тот момент, когда вы можете ежедневно учить годовалого ребенка говорить новые звукосочетания и называть разные объекты. После года большинство детей начинают выстраивать предложения, состоящие из двух слов. При этом произношение у малышей, конечно же, далеко от идеала, но внимательные родители способны построить с ребенком общение и научить говорить.

«Словарный запас» детей пополняется с невероятной скоростью, годовалый ребенок пытается назвать все объекты, окружающие его, сокращая количество звуков в словах до освоенного набора. Артикуляция малышей пока не готова к сложным звукосочетаниям, поэтому их речь состоит в основном из «обрезанных» слов с открытыми слогами. Слово «мяч» дитя сократит до «мя», «иди» будет произноситься как «ди». Ваша задача — научить малыша говорить наименования полностью, не обрезая их до ударного слога.

В полтора года дитя не только осваивает правильное произношение слов, но и может изменять их формы по падежам и числам. К двум годам дети должны знать около 100 слов и активно пользоваться ими в своей речи.

Конечно же, эти сроки являются средними, и каждый ребенок индивидуален. У тех родителей, которые регулярно разговаривают и занимаются со своими малышами, дети начинают говорить даже раньше.

Как помочь малышу начать говорить?

Чтобы речь малыша четкой и понятной, вам нужно не только чаще разговаривать с ним, учить его говорить и заниматься артикуляционными упражнениями, но и развивать его мелкую моторику во второй год жизни.

Говорите с ребенком

Разговаривать с малышом нужно постоянно едва ли не с рождения. Ласковая речь мамы будет успокаивать новорожденного и обогащать пассивный словарный запас ребенка в первый год жизни. Говорите с грудничком на прогулке и при купании, держите в курсе происходящего вокруг, демонстрируйте иллюстрации в книжках и объясняйте, что изображено на них.

Когда малыш начнет активно гулить и подражать интонации вашей речи, активно вступайте с ним в диалог, детям важно, что их понимают и общаются с ними, как со взрослыми. Если ребенок в год неправильно произносит какое-то слово – нужно его научить, показать малышу, как правильно его говорить, нарочито растягивая слоги.

Не коверкайте слов и не сюсюкайтесь, когда общаетесь с малышом, не повторяйте за ним его неправильное произношение, поскольку тогда он может усвоить их неправильно.

Учим звуки и их сочетания

Когда малыш начнет активно гулить и произносить сочетания звуков, вы можете присоединиться к процессу. Расположитесь так, чтобы ребенок видел ваше лицо, и, растягивая гласные, медленно произнесите какой-нибудь слог. Дитя увидит движение ваших губ и захочет повторить их за вами. Вам придется долго и много учить малыша произносить определенные звуки, если у него что-то не будет получаться — ласково подбодрите.

Можете поиграть с малышом в веселую игру с повторением. «Передразнивайте» гуление ребенка, в точности копируя его произношение. Когда он поймет правило игры, предложите ему повторить за вами. Начните с тех звуков и сочетаний, которые дитя уже освоило, постепенно переходя к тем, с которыми у него возникают проблемы и которые ему нужно учить.

Детям нравится подражать не только родителям, но и окружающим объектам. Когда гуляете на улице, обратите внимание малыша на то, как пищат птички в кустах («пи-пи-пи»), как летит жучок («ж-ж-ж»), как капает вода («кап-кап»), как мяукает кошечка («мяу-мяу»), как чихает дед («апчхи»). Годовалого ребенка позабавит такое развлечение, и он с удовольствием будет повторять эти подражательные сочетания и учить новые.

Формируем правильный прикус

Поскольку неправильный прикус может стать причиной появления проблем с артикуляцией, важно избежать этого. Старайтесь, чтобы ребенок не сосал подолгу пустышку или соску бутылочки, чтобы длительный контакт с ними не изменил строения его лицевых костей. Искусственникам лучше покупать специальные силиконовые наконечники для бутылочек с маленьким отверстием, чтобы их нижняя челюсть работала как следует.

Дети, которые постоянно тянут пальцы в рот и долгое время их не вынимают, также могут впоследствии иметь неправильный прикус. Следите за младенцем, у которого зудят десна, и вытаскивайте его пальчики изо рта. Изменение прикуса может привести к нарушениям артикуляции, и вам будет очень тяжело научить ребенка говорить вовремя.

Развиваем моторику

Участки головного мозга, отвечающие за нашу речь и движения пальцев, расположены рядом. Поэтому, активно развивая верхние конечности и их координацию, вы тем самым стимулируете тот отдел, что отвечает за речь. Предоставляя ребенку, которому не исполнился год, возможность тактильно исследовать мир, вы тем самым закладываете серьезный фундамент в развитии его речевых навыков.

Младенцу будет полезно трогать разнофактурные игрушки, ощупывать их отличающиеся поверхности. Детям постарше можно предложить игры с крупами или макаронными изделиями, им понравится запускать туда пальчики, разминать мелкие частички и перекладывать их из емкости в емкость.

К девяти месяцам дайте малышу мягкий нетоксичный пластилин, а если боитесь, что он все же может случайно съесть кусочек, замените его на тесто или хлебный мякиш. Можно научить ребенка катать колбаски или сплющивать подушечками пластичный материал.

Со временем вы сможете научить ребенка не только успешно управлять своими пальчиками, но и совершать с их помощью сложные «взрослые» движения» — застегивать пуговки и завязывать шнурки.

Познаем мир



Помимо развития речевых навыков для ребенка будет важно расширять познания о мире, ведь нужно не только уметь произносить слова, главное, чтобы было о чем говорить. С самого начала рассказывайте и объясняйте малышу в первый год жизни все происходящее вокруг, при этом используйте те слова, которые будут просты для его понимания и произношения в дальнейшем. Ваша задача — заложить фундамент его словарного запаса, научить базовым словам, называющим все, что его окружает.

Когда ребенок начнет активно интересоваться окружающим миром и показывать пальчиком на какие-то предметы, четко проговаривайте их названия, показывайте, как ими пользоваться. При объяснении используйте простые слова, значение которых малыш уже освоил, так ему будет легче ориентироваться в смыслах и учить новые словоформы. Вспомните, как вы в школе изучали иностранный язык: постепенно, плавно узнавая новые слова и вводя их в свой лексикон. Примерно так же вы должны научить русскому языку своего ребенка во второй год его жизни.

Чтение

Чтобы помочь малышу в год наработать словарный запас, можете использовать детские книги. Потешки и несложные стихи для самых маленьких легко запоминаются как по ритму, так и по произношению, и, если вы будете ежедневно читать ребенку полюбившиеся ему произведения, он довольно скоро сможет копировать не только вашу интонацию, но и звуковой ряд.

С помощью книг вы можете учить малыша называть части тела. В первый год жизни он уже освоил их названия на слух, теперь пришло время самостоятельно произносить их наименования.

Если на второй год жизни ребенок умеет различать цвета, можно научить его искать на картинках предметы определенных оттенков и называть их вслух.

Общаемся и расширяем словарный запас

Когда ребенок уже начнет нарабатывать свой активный словарный запас, помогайте ему в этом. Если малыш в год молча потянется к вам за каким-то предметом, просите его произнести вслух «Дай». Вам нужно учить его здороваться и прощаться с гостями («Привет», «Пока»), делиться с ними игрушками или угощением («На», «Возьми»).

Если ваш малыш не слишком капризен, покажите ему, что вы не понимаете его. Например, ребенок тянет ручку к банану на столе, но вы, словно не догадываясь, подавайте ему ложку («Ты хотел ложку? Дать тебе ложку?»), через минуту протяните кружку или салфетку, пока не добьетесь от малыша названия необходимого объекта.

Расширять словарный запас вашего чада должны не только названия объектов. Как только малыш освоит ряд существительных, обогащайте его лексикон относящимся к этим словам глаголам и прилагательным («Машина едет», «Машина остановилась», «Машина красная»). Показывайте ему это на примере игрушек, объясняйте, что значит быстро и медленно, тихо и громко, вниз и вверх.

Ежедневно занимаясь с малышом, в конце концов вы добьетесь значительных результатов, и ребенок в год будет радовать вас связной четкой речью и сознательным общением. Вам станет намного легче воспитывать его, когда вы начнете понимать друг друга.