Методическая разработка на тему "Формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов у дошкольников с общим недоразвитием речи". Консультация по развитию речи (группа) на тему: Консультация «Формирование у дошкольников навыка образования

Человеку всегда приятно, когда к нему обращаются по-особенному. В данной статье мы поговорим именно о том, как образуются уменьшительно-ласкательные слова (диминутивы) в русском и английском языках, а также о том, как их можно применять к любимым.

О русском языке

Обязательно стоит сказать о том, что русский язык богат различными вариациями уменьшительно-ласкательных слов. И это неудивительно, ведь как еще можно выразить всю гамму эмоций, которая возникает при виде любимого человека? Мало будет сказать «мой котик», хочется еще назвать свою вторую половинку «котусиком» или «котейкой». А для этого достаточно всего лишь употребить различные суффиксы. Однако все же стоит сказать о том, что уменьшительно-ласкательные слова, образованные при помощи суффиксов, используются преимущественно в разговорной речи для более яркой ее окраски.

Суффикс -ек

Уменьшительно-ласкательные слова при помощи суффикса -ек образуются в том случае, когда лексема изменяется по падежам. При этом из нее выпадает. Пример: сыночек - сыночка . В этом варианте отлично наблюдается выпадение гласной «е» в Иные примеры: цветочек - цветочка, человечек - человечка .

Суффикс -ик

В отличие от предыдущего варианта, данный суффикс также образуется при изменении слова по падежам, однако гласная при этом из него не выпадает. Рассмотрим пример: бегемотик - бегемотика . Отчетливо видно, что гласная буква «и» осталась на месте в проверочном слове. Иные примеры: солдатик - солдатика .

Суффиксы -ечк, -еньк

Существует три простых правила того, когда используются данные суффиксы:

  1. После мягких согласных (маленький ).
  2. После шипящих (кошечка ).
  3. После гласных (заечка ).

Обязательно стоит также сказать и о том, что данные суффиксы используются, когда нужно создать уменьшительно-ласкательные слова из имен: Танечка, Оленька .

Суффиксы -очк, -оньк

В остальных же случаях, не описанных выше, используются именно эти суффиксы. Примеры: глазоньки, яблонька . Также данные суффиксы используются для образования уменьшительных форм личных имен: Димочка, Томочка .

Суффикс -ул

Сынуля, мамуля, женуля - это также слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В данном варианте указанная морфема часто используется для образования диминутивов от названий или же личных имен. Примеры: бабуля, дедуля, сынуля, Машуля .

Важные нюансы

Стоит обратить внимание на то, что уменьшительно-ласкательные суффиксы никогда не будут ударными, они безударны. Пример: кОтик, лАпочка (большая буква здесь - это обозначение ударной гласной).

Об английском языке

Рассмотрев основные правила образования уменьшительно-ласкательных слов при помощи обратимся и к самому распространенному иностранному языку - английскому. Здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.

  1. Имена. Интересным окажется тот факт, что для русских людей Мария может быть Машей, Машулькой, Машенькой и т. д., для англичан же она будет просто Мэри. И для них это в порядке вещей. В английском языке практически нет уменьшительно-ласкательных форм от имен. Возможны, конечно, краткие формы: Вильям - Билл - Билли, Джеймс - Джим - Джимми. Однако используются такие слова чаще относительно детей. А при обращении к взрослому лучше уточнить, к какому краткому имени он привык.
  2. Некоторые из них в английском языке все же имеют уменьшительно-ласкательную форму. Однако использовать их надо с большой осторожностью. Пример: cat — kitty. Но вот лошадку назвать horsie вместо horse могут исключительно дети, им это прощается. Взрослые же так не говорят.
  3. О переводе. У любого американца вызовет смех попытка русского человека перевести на их язык, например, слово «цветочек». Аналога просто не существует. Можно просто сказать a little flower. Такие же как «лапочка», «любимушка», и вовсе не имеют перевода. А обозвав девушку girlie ("девчушка"), и вовсе можно ее обидеть.

Важным окажется еще и следующий момент: так как в Америке женщины весьма феминистически настроены, мужчины стараются даже в неофициальной обстановке не называть их ласковыми именами. Максимум, что допускается - делать это в интимной атмосфере. Вот именно по таким правилам и образуются (или, правильнее сказать, не образуются) уменьшительно-ласкательные слова на английском языке.

Имена

Теперь более подробно рассмотрим, какие же можно использовать уменьшительно-ласкательные слова для девушки и парня. Так, начать стоит с имен. Для этого всего лишь нужно использовать один из суффиксов, и Дима станет Димочкой, а Настя - Настенькой. Причем вариаций одного имени в ласкательной форме может быть несколько: Таня - Танечка, Танюша, Танюшка .

Флора-фауна

Какими могут быть уменьшительно-ласкательные слова для парня? Например, почему бы не использовать наименования растений или животных? Любимого человека можно назвать зайчиком, котиком, рыбкой, хомячком. При этом девушку можно сравнить с цветочком, розочкой и т. д. Стоит сказать о том, что природа настолько близка русскому человеку, что он, скорее, именует вторую половинку чем-то живым, нежели неоживленным (ведь никто не называет любимого или любимую шкафчиком или микроволновочкой).

Уси-пуси

Можно придумать различные уменьшительно-ласкательные слова для мужчины из области так называемых сюсюканий. Так, почему бы парня не назвать лапулей, мусиком или мутусиком? Это и необычно, и всегда приятно. Однако один нюанс: именовать так своего возлюбленного лучше в интимной обстановке, а не в кругу друзей. Ведь так иногда можно и разрушить авторитет парня в глазах товарищей. Относительно же девушки это правило чаще всего не работает.

Мировые богатства

Как еще можно уменьшительно-ласкательно назвать свою вторую половинку? Вот отличные варианты: солнышко, звездочка, золотце и т. д. Все эти слова отлично подойдут как парню, так и девушке.

Прилагательные

Можно также для создания уменьшительно-ласкательных слов использовать имена прилагательные. Так, неплохо звучат «красотули», «манюни», «умнички» и т. д. Подчеркнуть таким образом можно практически любую особенность второй половинки.

Неведомые слова

Ну и, конечно же, почему бы не назвать свою вторую половинку чем-то особенным, самостоятельно придуманным? Это и оригинально звучит, и более приятно. В мире существуют «крокозяблики», «манюсики», «мутуники». Нужно всего лишь включить свою фантазию или же просто следовать велению сердца.

Простые выводы

И напоследок хочется сказать о том, что не нужно бояться или стесняться использовать уменьшительно-ласкательные формы слов для именования своих вторых половинок. Мы должны радоваться тому, что русский язык так богат. Он позволяет нам создавать ласковые формы из практически всех существующих слов.

Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов

Овладение ребенком дошкольного возраста полноценной речью – важнейшее условие для успешного обучения его в школе. Приобретение достаточно большого словарного запаса, умение правильно строить и грамматически оформлять фразу, владение связной речью, правильное произнесение всех звуков требует систематических занятий.

Формирование навыка словообразования и овладение необходимыми правилами – источник самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса, а также необходимое условие для усвоения правил правописания в процессе школьного обучения.

Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова предложили последовательную систему работы по формированию у дошкольников образования уменьшительно-ласкательных форм существительных с указанием конкретного лексического материала.

Учитывая порядок появления суффиксов в онтогенезе, а также их продуктивность, приведена последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных. Каждый из пунктов предложенной ниже системы наполнен конкретным лексическим содержанием, что позволяет использовать данный материал в работе с детьми, не затрачивая времени на трудоемкий подбор и поиск слов.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -к-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: вата – ватка, лапа – лапка, туча – тучка, гиря – гирька, гора – горка, нора – норка, лопата – лопатка, монета – монетка, малина – малинка, газета – газетка, гитара – гитарка, галоша – галошка.

  • с изменением основы слова:
  • чередование по звонкости – глухости

Лексический материал: рыба – рыбка, шуба – шубка, голова – головка, борода – бородка, трава – травка, пирамида – пирамидка.

  • чередование звуков в основе слова

Лексический материал: рука – ручка, щека – щечка, птица – птичка, щука – щучка, черника – черничка, ежевика – ежевичка.

  • появление беглой гласной и чередование звуков в основе слова

Лексический материал: чашка – чашечка, терка – терочка, вилка – вилочка, миска – мисочка, рюмка – рюмочка, тарелка – тарелочка, бутылка – бутылочка, подушка – подушечка, рубашка – рубашечка, катушка – катушечка, ромашка – ромашечка, заколка – заколочка, лавка – лавочка, будка – будочка, лодка – лодочка, ложка – ложечка, дудка – дудочка, коробка – коробочка.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ок-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: ком – комок, лес – лесок, дым – дымок, веер – веерок, пояс – поясок, якорь – якорек, катер – катерок, колос – колосок, свитер – свитерок, хохол – хохолок, чугун – чугунок, котел – котелок.

Лексический материал: бак – бачок, сук – сучок, кулак – кулачок, башмак – башмачок, каблук – каблучок, пиджак – пиджачок.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ек-:
  • с изменением основы слова: чередование звуков в основе слова

Лексический материал: замок – замочек, мешок – мешочек, носок – носочек, венок – веночек, чулок – чулочек, веник – веничек, фартук – фартучек, чайник – чайничек, горшок – горшочек, платок – платочек, значок – значочек, клубок – клубочек.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -очк-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: ваза – вазочка, роза – розочка, гора – горочка, ванна – ванночка, верба – вербочка, стена – стеночка, парта – парточка, тумба – тумбочка, кофта – кофточка, лента – ленточка, шайба – шайбочка, колба – колбочка, лопата – лопаточка, пальма – пальмочка, корзина – корзиночка, веранда – верандочка, клумба – клумбочка, бритва - бритвочка.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ик-:
  • с изменением основы слова:
  • чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: нос – носик, дом – домик, рот – ротик, шарф – шарфик, холм – холмик, кекс – кексик, куст – кустик, лист – листик, мост – мостик, бант – бантик, кнут – кнутик, плот – плотик, берет – беретик, канат – канатик, пакет – пакетик, халат – халатик, жакет – жакетик, билет – билетик.

  • чередование по звонкости – глухости и твердости – мягкости

Лексический материал: лоб – лобик, зуб – зубик, таз – тазик, воз – возик, арбуз – арбузик, алмаз – алмазик, клюв – клювик, глаз – глазик, пруд – прудик, плед – пледик, ромб – ромбик, столб – столбик, сервиз – сервизик, сугроб – сугробик, комод – комодик, огород – огородик, пароход – пароходик, паровоз – паровозик.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -чик-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: шкаф – шкафчик, забор – заборчик, сарай – сарайчик, шуруп – шурупчик, футляр – футлярчик, трамвай – трамвайчик.

Лексический материал: жетон – жетончик, бокал – бокальчик, лимон – лимончик, банан – бананчик, батон – батончик, кулон – кулончик, балкон – балкончик, карман – карманчик, тюльпан – тюльпанчик, фонтан – фонтанчик, кафтан – кафтанчик, фургон – фургончик, барабан – барабанчик, кинжал – кинжальчик, кувшин – кувшинчик, патрон – патрончик, графин – графинчик, флакон – флакончик.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ц-:
  • с изменением основы слова: чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: мыло – мыльце, сало – сальце, жало – жальце, шило – шильце, одеяло – одеяльце, зеркало – зеркальце.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ышк-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: перо – перышко, зерно – зернышко, гнездо – гнездышко, пятно – пятнышко, бревно – бревнышко, стекло – стеклышко.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -ушк-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: изба – избушка, голова – головушка, трава – травушка, ива – ивушка, борода – бородушка,

рябина – рябинушка.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода

с суффиксом -иц-:

  • без изменения основы слова

Лексический материал: печенье – печеньице, платье – платьице,

кресло – креслице, сиденье – сиденьице, растение – растеньице,

ущелье – ущельице.

Следует отметить, что начало занятий по формированию навыка словообразования следует отнести на самые ранние этапы работы в связи с большим объемом материала по данному разделу. Работа должна вестись последовательно и системно.

Консультация

«Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов»

Подготовила:

Дацкевич Т.Н.

учитель-логопед

г. Югорск

2013г.

Фонематический слух – способность различать звуки речи, опознавать их.

К 2 годам ребенок должен хорошо различать на слух все звуки речи, что свидетельствует о достаточном уровне развития фонематического слуха. В словах появляются стойкие звуковые замены. Звуковые замены в норме объясняются неполной сформированностью артикуляционной базы звуков (т.е. неправильным положением органов артикуляции при произнесении звуков).

К 2 годам 6 месяцам ребенок должен хорошо различать слова-паронимы (отличающиеся одним звуком: «почка-бочка», «коза-коса» и др.).

К 3 годам у ребенка начинают появляться речевые кинестезии – ощущение от движения органов артикуляции. Начинается момент осознания управления органами артикуляции. Ребенок начинает различать не только слова-паронимы, но и слова, близкие по произношению («уши-усы»).

К 4-5 годам ребенок различает все звуки речи как на слух, так и в произношении. Параллельно с развитием фонематического слуха у ребенка формируется фонетический слух (его следует отличать от фонематического слуха) – общее слежение за слоговым потоком речи. Благодаря этому слуху ребенок опознает фонему в различных фонетических позициях, извлекает фонему из разных слоговых последовательностей, т. е. у ребенка формируются практические звуковые и морфологические обобщения. Фонетический слух также оценивает искаженное произношение. Фонематический и фонетический слух вместе составляют речевой слух, который осуществляет: восприятие речи; оценивает правильность чужой речи, осуществляет контроль за собственной речью; под управлением своего слуха ребенок начинает приноравливать органы артикуляции к нужному звучанию, начинает ощупывать нужные артикуляционные уклады. Эти артикуляционные позиции записываются в памяти ребенка и воспроизводятся.

После 4 лет начинают появляться первичные навыки звукового анализа, что свидетельствует о возможности обучения ребенка письменной речи.

Таким образом, к 5 годам ребенок начинает развивать свою речь с помощью письма и чтения. Недоразвитие фонематического слуха и фонетического слуха может явиться причиной нарушений письменной речи (нарушению письма – дисграфии, нарушению чтения – дислексии) при обучении в школе.

На что следует обращать внимание в речи дошкольника?

Как можно развивать речь?

От 5 до 7 лет – это время для исправления нарушений звукопроизношения. Напоминаем Вам, что грубые нарушения звукопроизношения могут стать причиной неуспеваемости по чтению и письму.

Очень важно развивать мелкую моторику (тонкие движения пальцев рук). Вот упражнения, которые полезны для этого: пальчиковая гимнастика, плетение, лепка, шнуровка, конструктор, мозаика, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров, обведение трафаретов, штрихование, рисование цветными карандашами.

Учите ребенка безошибочно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Малыш должен четко знать «право-лево», «верх-низ»; уметь повторять движения по подражанию и по команде.

Особое внимание обращайте на развитие фонематического восприятия. Учите ребенка выделять первый и последний звук в слове, определять место заданного звука в слове, последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам. Также практикуйте игры и упражнения типа: подбор слов на заданный звук, составление слов различной звуко-слоговой структуры, преобразование слов («цепочки слов»), разгадывайте ребусы, решайте кроссворды. Ребенок должен уметь выполнять графические схемы слова и предложения.

Следите за правильным развитием грамматического строя речи, исправляйте грамматические ошибки: неправильное изменение падежных окончаний и числа имен существительных, неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного с прилагательным и т.д.

Развивайте и обогащайте словарный запас ребенка. Стимулируйте употребление в речи не только конкретизирующих, но и обобщающих понятий. Поощряйте подбор синонимов и антонимов, эпитетов. Прививайте интерес к работе со словарями всех видов; составляйте вместе с ребенком собственный «Толковый словарик». Разгадывайте загадки, учите ребенка объяснять смысл пословиц и поговорок.

Уделяйте внимание формированию и развитию связной речи ребенка. Для этого составляйте предложения и рассказы по серии картинок, по сюжетным картинкам, учите пересказывать тексты, мультфильмы, события прошедшего дня. Заучивайте наизусть короткие рассказы и стихотворения, добивайтесь правильного ответа на поставленный Вами вопрос. Поощряйте детское творчество и фантазию.

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образованние. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ре бенка!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Что такое «фонематический слух».

Как и когда он формируется у детей?

Подготовила:

Дацкевич Т.Н.

учитель-логопед

г. Югорск

2013г.

Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и даёт им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребёнок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение, он «влюбляется» в художественные тексты – ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью.

Вот почему воспитателю необходимо овладеть искусством выразительного чтения. По словам М. Рыбниковой «исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодику речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы … оно должно быть громким, ясным, чётким, доносящим до слушателя с полной чёткостью звучащее слово».

Упражнения на дыхание

Речевое дыхание отличается от обычного. Оно происходит на выдохе и через рот (полость рта работает, как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание – это в первую очередь научиться правильно, расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть лёгким, естественным. Нельзя делать выдох до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.

Умыли котята глаза, и носы,

И щёчки, и лобики, даже усы.

И доброе слово друг дружке

Мяукнули в чистые ушки.

(О.Александрова)

Представьте нарисованную в нём картину. Чтобы ярче и полнее увидеть её, перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте, как котята погрузились в долгий сладостный сон, каким стало их дыхание.

Заиграл пастушок на свирели

Так, что птицы вокруг присмирели.

Вьётся рядом, и петь не стыдится.

(О.Александрова)

Представьте созданную в нём картину. Чтобы ярче и полнее увидеть её, перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте пение голосистой птицы, на вдохе и выдохе изобразите его.

Упражнение №2.

Сядьте на стул, расправьте плечи, чуть поднимите голову, сделайте выдох, не прилагая к тому специальных усилий. Не торопитесь делать вдох. Сделайте его через нос только тогда, когда захочется вдохнуть. Повторите это несколько раз. Упражнение выполняйте с удовольствием.

Упражнение №3.

Навыки правильного дыхания в процессе выразительного чтения следует развивать и укреплять на материале специально подобранных стихотворных текстов. Читая их, постепенно увеличивайте количество строк, произносимых на одном выдохе. Главной задачей ставьте воссоздание в воображении картин и передачу их при чтении.

На ночь глядя, зайцы разыгрались

И едва друг с другом не подрались.

Прилетел к ним тетерев-учитель

И сказал: «Сейчас же замолчите!

Что за шум вы подняли в лесу?

Или позабыли про лису?»

(О.Александрова)

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идёт дым столбом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать Кошкин дом,

А лошадка – с фонарём,

А собачка – с помелом,

Серый заюшка – с листом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!

(Русская народная потешка в обработке П. Бессонова)

Посреди двора – гора.

На горе идёт игра.

Прибегайте на часок,

Залезайте на песок:

Чистый, жёлтый и сырой,

Хочешь – рой,

Хочешь – строй,

Хочешь – куклам испеки

Золотые пирожки.

Приходите к нам, ребята,

Не забудьте взять лопаты,

Экскаваторы, совки,

Вёдра и грузовики.

Тут и крик, тут и смех,

И работа есть у всех.

(В. Берестов)

При выразительном чтении основной инструмент воспитателя – голос: его громкость, высота, тембр, полётность, гибкость. При выразительном чтении необходимо регулировать тембр голоса, мелодику речи. Полнота и разнообразие голосового звучания определяется наличием обертонов, поэтому надо усиливать действие резонаторов, носовых, грудного, в полости рта, гортани. Специальные упражнения направлены в первую очередь на разработку носового резонатора, а через него – на остальные. Все они находятся в постоянном взаимодействии: работа носового резонатора вызывает работу резонаторов в полости рта, гортани, груди.

Упражнение №1.

Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака, интонационно обозначая паузы. (В тексте паузы выделяются так: (…). Читать нужно по-разному, сначала беззвучно артикулируя).

С дымом мешается

Облако пыли (…),

Мчатся пожарные

Автомобили (…).

Щёлкают звонко (…),

Тревожно свистят (…),

Медные каски

Рядами блестят (…).

Миг (…) – и рассыпались

Медные каски.

Лестницы выросли

Быстро, как в сказке (…).

Люди в брезенте –

Один за другим (…) –

Лезут по лестницам (…)

В пламя и дым.

(С. Маршак. Рассказ о неизвестном герое)

Упражнение №2.

Прочитайте тот же отрывок из стихотворения С. Маршака шёпотом, выделяя слоги.

Упражнение №3.

Прочитайте его громко, подчёркивая ритм; затем прочитайте данный текст несколько раз подряд, всё время, убыстряя темп.

Упражнение №4.

Прочитайте стихотворение С. Маршака со спокойной интонацией, пусть голос прозвучит негромко, доверительно.

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо (…), тихо (…), тихо (…)

Жили – были серый ёж

И его ежиха (…).

Серый ёж был очень тих (…),

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них (…) –

Очень тихий ёжик (…).

Всей семьёй идут гулять

Ночью (…) вдоль дорожек:

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок0ёжик (…).

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо (…) – топ (…) топ (…) топ (…).

(С. Маршак. Тихая сказка)

Упражнение №5.

Вспомните, с какой интонацией, и каким голосом произносили в сказке Л. Толстого «Три медведя» одну и ту же фразу Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка: «Кто ложился в мою постель и смял её!» произнести её от имени каждого из героев.

Упражнение №6.

Вспомните ваши любимые песенные мелодии. Пропойте их на звуке М. старайтесь, чтобы звук «выходил вперёд и расходился по помещению». Усиливайте громкость постепенно, по мере того, как почувствуете, что звук «сам напрашивается». К более высоким нотам подходите плавно, без рывков, к нижним – без резкого снижения. Добивайтесь ровного, плавного звучания за счёт опоры на дыхание.

Упражнения по работе над дикцией

При выразительном чтении художественного текста важна хорошая дикция, т.е. ясное, чёткое произношение каждого звука. Так достигается наилучшая слышимость речи, понимание её. Это особенно важно при работе с дошкольниками. Плохая дикция мешает слушать, понимать речь, адекватно на неё реагировать. Проверьте своё произношение. Для этого запишите свою речь на магнитофонную плёнку и несколько раз прослушайте. И тогда вы сами решите, какие упражнения необходимы, чтобы исправить недостатки вашей речи: «бормотание», неотчётливое произношение какого-то звука, «проглатывание» окончаний слов и др. Согласные надо произносить чисто, легко, без излишнего нажима, гласные – свободно, вокально, достаточно громко. Правильное выделение гласных звуков в речи делает её благозвучной, приятной для слушания. Для совершенствования дикции большое значение имеет ориентация на слушателей – дошкольников: желание быть понятыми ими, заинтересовать их содержанием литературного произведения.

Упражнение №1.

Произнести пословицы, отчётливо выделяя каждую часть. Затем задание усложняется: первую часть пословицы произносите громко, вторую – тихо, потом наоборот.

Как аукнется – так и откликнется.

Чужим умом жить – добра не нажить.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Упражнение №2.

Представьте, что вы играете на барабане, и ваши руки легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове.

Умыли котята глаза, и носы,

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бурю.

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бой.

(И. Сельвинский)

Упражнение №3.

Представьте, что вы находитесь в лесу, наслаждаетесь его запахами и подражаете кукушке.

Глаза разбежались,

И сердце ликует,

Кукушка кукует.

Кукует?

Кукует?

Кукушка кукует

В лесу на суку:

Ку-ку! Ку-ку!

Ку-ку! Ку-ку!

А сколько кукушка

Мне лет прокукует?

Ку-ку! Ку-ку!

Ку-ку!

Всё кукует!

Кукует, кукует

Кукушка – кукунья …

Кукует, кукует!

Сто лет накукует

Лесная вещунья.

Упражнение №4.

Отрабатывайте произношение отдельных звуков, произнося скороговорки и отчётливо выделяя повторяющийся звук.

Завизжала пила, зажужжала пчела.

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.

По Чите течёт Читинка.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мышки поплоше несли по два гроша.

Упражнение №5.

Прочитайте приведённый ниже отрывок, отчётливо выделяя шипящие звуки и подчёркивая ритм.

…И сейчас же щётки, щётки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

(К. Чуковский Мойдодыр)

Упражнение №6.

Прочитайте выразительно отдельные стихотворные строфы и небольшие стихотворения с предварительной установкой: каждый звук произносить чётко, соблюдая нормы орфоэпии, особое внимание, обращая на созвучия в рифмующихся строках.

Крошка сын

К отцу пришёл,

и спросила кроха:

Что такое

ХОРОШО

и что такое

ПЛОХО?

У меня

секретов нет, -

слушайте, детишки,

папы этого

ОТВЕТ

помещаю

в книжке.

Если ветер

Крыши рвёт,

Если град загрохал,

каждый знает – это вот

ДЛЯ ПРОГУЛОК

ПЛОХО.

Дождь покапал

и прошёл,

Солнце в целом свете.

ЭТО – ОЧЕНЬ ХОРОШО

И БОЛЬШИМ И ДЕТЯМ …

(В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо)

Упражнения на развитие речевого слуха

Прослушивание образцов эталонного произношения в записи (чтение мастеров художественного слова) даёт представление о правильной дикции и способствует развитию речевого слуха. Развивать слуховое внимание, учить дошкольников слухом контролировать свою речевую практику – значит, предупредить многие ошибки в произношении и интонировании.

Упражнение №1.

Прослушайте текст стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды» (в записи), затем романс С. Рахманинова. Попробуйте дирижировать: отмечайте сильную, т.е. удлинённую и более звучную, ноту движением руки сверху вниз, а более короткие и менее полные ноты – плавным движением ладони слева направо. Запоминайте, как движение рук отражает соотношение длинных и коротких звуков в мелодии романса.

Дирижировать ритм знакомого стихотворения можно и, не привлекая средств музыки. Попробуйте продирижировать следующие строки.

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок,

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

(А. Барто. Слон).

Упражнение №2.

Сопоставьте звучание стихотворного и прозаического текстов.

Полюбуйся: весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте лес утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

(И. Никитин)

Весна наступает, полюбуйся: журавли летят караваном, лес утопает в ярком золоте, ручьи шумят по оврагам.

Упражнение №3.

Прочитайте отрывок. Проверьте расстановку логических ударений: возможны ли варианты?

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон.

Откуда?

От верблюда.

Что вам надо?

Шоколада.

Для кого?

Для сына моего.

А много ли прислать?

Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький.

(К. Чуковский. Телефон)

Упражнение №4.

Произнесите поговорку «Проворонила ворона воронёнка», интонацией передавая разное отношение к случившемуся (констатация факта, сожаление, радость, злость, удивление).

При выразительном чтении необходимо помнить о зависимости интонации от знаков препинания. Точка: голос понижается на последнем слове перед точкой. Запятая: на последнем слове перед запятой небольшое повышение голоса. Тире: пояснительная интонация, на последнем слове перед тире небольшое повышение голоса. Двоеточие: перечислительная интонация, на последнем слове перед двоеточием повышение голоса. Многоточие: интонация недосказанности, на последнем слове перед многоточием сильное повышение голоса.

Упражнение №1.

Обращая внимание на знаки препинания, подготовьте, выразительное чтение отрывка.

… Но, как чёрная железная нога,

Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи. Держи, держи!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит …

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы – дзынь! – натыкаются,

И стаканы – дзынь! – разбиваются …

(К. Чуковский. Федорино горе)

Упражнение №2.

При вопросе важно интонационно подчёркивать слово, «направляющее» ответ. Это в первую очередь вопросительные местоимения и наречия, но могут быть и другие части речи.

Заяц белый, куда бегал?

В лес дубовый!

Что там делал?

Лыко драл!

Куда клал?

Под кусток!

Кто украл?

Родион!

Выйди вон!

(считалочка)

Владение навыком выразительного чтения и умением применять его при работе с дошкольниками способствует развитию речевой грамотности детей, учит наслаждаться правильной художественной речью.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Выразительное чтение и его роль в развитии речи дошкольников.

Подготовила:

Дацкевич Т.Н.

учитель-логопед

г. Югорск

Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2015/2016 учебный год)

Номинация:

Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Название работы:

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением»

Адякина Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики

Место выполнения работы:

МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных

с уменьшительно-ласкательным значением»

Цели урока: продолжить знакомство с суффиксальным способом образования имён существительных; познакомить с образованием и правописанием существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

развивать интеллектуальные умения: анализировать, систематизировать, делать выводы; воспитывать внимание, доброжелательность.

Оборудование: учебники, словарь Ожегова, русско-чувашский словарь, изделия из лыка (лапти, сувенир – лапти)

ТСО: компьютер, проектор, презентация, фильм русская народная песня «Ах ты, ноченька», доска.

Ход урока

1. Организационный момент. Какая сказочная сегодня погода. Действительно, наша природа прекрасна в любое время года. Иду я в школу и наблюдаю, как чудесно вокруг, как в сказке. Кажется, вот-вот выскочит из сказки лиса и поведёт со мной свою ласковую речь. А вот и сама лиса. С какой же целью она пришла к нам? Давайте её послушаем.

(Я пришла потому, что задумала порадовать вас и наших гостей своим присутствием. Ведь скоро Новый год, наш самый любимый, сказочный праздник. (Дарит открытки). Открытки эти отечественного производства, произведены в 6 классе нашей школы.

2. Проверка домашнего задания, упр. 401

Какое упражнение вам было задано на дом?

(Нам на дом было задано упражнение 401: прочитать отрывок из сказки по ролям, вспомнить, из какой сказки этот отрывок.

А вот и волк.

(Инсценировка эпизода из сказки)

Какие слова используют герои сказки в разговоре? (сестрица, рыбка..)

3. Настрой на прогнозирование темы урока.

1) Определите, как образованы следующие слова (на экране):

Рыбк а старичок пенёк снежинк а домик липоньк а реченьк а горочк а пташечк а

Думушк а блюдц е

Назовём суффиксы: -к- -ок-, -ёк-, -инк-, -ин-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, ышк-, -ишк-, -ц-, -оньк-, -еньк-, -ик, -ек-

2) Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)

3) Догадались ли вы, о чём мы будем говорить на уроке? Кто сформулирует тему урока?

Определение темы и задач урока.

Значит, мы сегодня продолжим знакомство с образованием имён существительных, а именно: познакомимся с образованием существительных с уменьшительно-ласкательным значением, научимся правильно писать слова с такими суффиксами.

Работа с учебником . Прочитаем четверостишия С. Маршака в упр. 402 учебника, встречаются ли в них слова с уменьшительно-ласкательным значением? С помощью каких суффиксов они образованы?

1. Воробьи по проводам

Скачут и хохочут.

Верно, строчки телеграмм

Ножки им щекочут.

2. Говорила мышка мышке: - До чего люблю я книжки.

Не могу я их прочесть,

Но зато могу их съесть.

А ваши книги не читают мыши? Вы любите читать книги? Какие книги вы прочитали в 6 классе?

Хотя год Литературы близится к завершению, чтение произведений художественной литературы надо продолжить.

3) Выполним 1-е задание : чередование каких согласных происходит при образовании слов книжки, строчки, ножки? Какое значение придаёт словам суффикс –к-?

Часто можно встретить использование суффикса –к- в именах: Колька, Сашка, Юлька. Надо запомнить, что –к- в именах имеет пренебрежительное значение, хотя кажется, что мы называем ласково: Пашка, Галька. А какой суффикс действительно придаёт именам уменьшительно-ласкательное значение? (Пашенька, Галенька, Юлечка).

Как ваши мамы ласково называют вас?

Есть ли такие суффиксы в чувашском языке? (Верук, аннеÇем, чеппемÇèм)

Слайд. Образуйте новые слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Рукавица – (рукавичка), пташка – (пташечка), бумажка (бумажечка), водица (водичка)

С помощью каких суффиксов образовались эти существительные? (-ечк- , -ичк-).

Давайте сами сформулируем правило, когда пишется -ечк-, когда -ичк-

Ответы учеников.

Проверим по Слайду.

В суффиксах -ечк- , -ичк- надо уметь выбрать нужную гласную:

Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц- луков ичк а (луков иц а) . В остальных случаях пишется суффикс -ечк- букаш ечк а (букаш к а)

Учитель составляет таблицу на доске. Запишем в словарик в виде таблицы

1. Определите, с помощью каких суффиксов образованы следующие существительные:


дружок

волчонок

человечек

подушечка

реченька

2. Какую особенность можно заметить при образовании слов? (чередование, суффикс в каждом слове стоит после шипящего)

3. Почему существительные так распределены по столбикам? (1 столбик –ок-, 2 –й –ек-)

4. От чего зависит выбор гласной в суффиксе? (от ударения)

5. Какой вывод следует из этого? Можете ли вы сформулировать правило правописания суффиксов –ок-, -ек- ?

Вывод: После шипящих под ударением в суффиксе имён существительных пишется буква о, без ударения - буква е.

Закрепим правило. Выполним задания в карточках. (Индивидуальная работа)

Круж…к, точ…чка, шапч…нка, кусоч…к, овраж…к, червяч…к, суч…к, пирож…к, собач…нка, луж…к, крюч…к, медвеж…нок, грач…нок, зайч…нок

Взаимопроверка по слайду, тетрадями поменялись, исправляем красным цветом, оценка.

Этому же правилу подчиняются суффиксы, с помощью которых образуются названия детёнышей.

Кружок, точечка, шапчонка, кусочек, овражек, червячок, сучок, пирожок, собачонка, лужок, крючок, медвежонок, грачонок, зайчонок
Запишем в таблицу и это правило

Работа у доски.

На доске:

Сыночек , носик , василёчек , кирпичик , звоночек

1. Обозначьте суффиксы.

2. Каким же правилом следует пользоваться, чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ик-, -ек-?

Это правило найдём в учебнике (Б.) на с. 100. Пользуясь правилом и рассуждением, выполните упр. 251 (Б.) (на плёнке)

Проверка. Чтение с обоснованием, почему выбрали е или и . сыночек пишем -ек-, потому что при изменении гласная выпадает: сыночка, мячик – пишем –ик-, потому что при изменении слова гласная не выпадает: мячика. Заполним таблицу на доске и в словарике.

Упр. 404 (А)

1. Прочитаем пословицы, вставляя пропущенные буквы.

2. - Как вы понимаете «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»?

(поговорка украшает речь, а пословица не только украшает речь, но и учит жить, воспитывает.)

Приведите примеры, чему учат или что воспитывают данные пословицы.

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Что значит слово кузовок? Определить значение слова по словарю С.И. Ожегова.

1. Словарная работа .

Плужком - плуг

Кузовок – кузов.1. Короб из лыка или берёсты.

Лыко-луб молодой липы, ивы,

Луб – 1. Волокнистая ткань растений, по которой перемещаются органические вещества (спец.)2. Пласт, кусок коры липы, вяза и нек-рых других лиственных деревьев вместе с волокнистой внутренней частью.3. Волокнистая ткань растений, идущая на выделку пряжи

2.Корпус перевозочного средства, повозки, экипажа

В старину наши трудолюбивые предки широко использовали изделия из лубка: луб служил строительным материалом, он заменял доску; из лубка делали натуральную обувь. (Показ обуви из лыка). В настоящее время такая обувь считается ценным сувениром для туристов.

3. Списать: 1-й вариант 1-3, 2-й 4-6. (Индивидуальная работа)

Проверка.

Упр. 405

1. Выразительное чтение

2. Выполнение заданий после упр.

Эта русская народная песня исполняется и в наши дни. Послушаем песню и посмотрим клип. А вы обратите внимание на красоту природы. Природа прекрасна во все времена года. Отдохнём чуточку.

Соответствует ли мелодия содержанию песни? (Мелодия так же, как и слова песни, грустная). А почему слова чуть отличаются от текста в учебнике? (Это народная песня, а в народных песнях, как и в русских народных сказках, встречаются варианты.

Какое слово с уменьшительно-ласкательным значением прозвучало в начале песни?

С правописанием этих суффиксов познакомимся по учебнику на с 153.

Слайд. Знакомство с суффиксами –ОНЬК- -ЕНЬК-.

Прочитайте правило, заполните таблицу

Самостоятельная работа

Ещё с помощью каких суффиксов образуются существительные с УЛ значением, прочитаем на с. 152. Обратите внимание на окончание существительных.

Сделайте схему выбора окончания.

Сущ. среднего рода

мужского рода неодушевлённые о

сущ. женского рода

сущ. мужского рода одушевлённые а

Упр. 409. (Работа в паре)

Устно: один ученик читает слово, другой образует слова с УЛ суффиксом, чётко выделяя окончание.

Сосед – соседушка, зерно – зёрнышко…


Суффиксы

Правило

Примеры

-ичк-

-ечк-


-ичк- пишется в словах, образованных от существительных на –иц-.

В остальных случаях - -ечк-


лестница-лестничка

троечка, времечко


-ок- (-ек-),

-онок- -онк-

(-енк-)


После шипящих под ударением пишется о , без ударения е

речонка

реченька


-ек-

Если гласный выпадает, пишется ек,

Если не выпадает, - ик


замочек – замочка

ключик- ключика


-оньк-

После твёрдых согласных

После мягких согласных


берёзонька

доченька


--ушк-, -юшк-,

Ышк-, -ишк-


У существительных женского рода и одушевлённых существительных мужского рода на конце пишется а, у существительных среднего рода и существительных мужского рода неодушевлённых на конце пишется о

дума-думушка

скворец – скворушка

поле - полюшко

дом – домишко


-ец-

В м.р.

В ср. р.перед ударением

Ср. р.после ударения


горец, красавец

пальтецо, письмецо

красавица

креслице

Слайд. Познакомимся с суффиксами, в которых пишутся буквы е и и:

В м.р. -ЕЦ- (горец)

В ср. р.перед ударением (пальтецо) Е

Ж. р. (красавица)

Ср. р.после ударения (креслице) И

А теперь закрепим то, что мы изучили на этом уроке, а также повторим пройденное на предыдущих уроках на тренажёре «Фраза».

Закрепление. Работа на электронном тренажере «Фраза».
Творческий диктант . Образовать от данных слов существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Нож, нора, окно, голубь, дело, диван, зеркало, палец, поле, доля, Боря, брат, петух, река, сын, груша,

Проверка.

Ножечка, норочка, окошко, голубушка, дельце, диванчик, зеркальце, пальчик, полюшко, долюшка, Борюшка, братишка, петух, реченька, речонка, сынок, сыночек, грушенька

Домашняя работа. 413, выполнить все задания после текста. Готовить новогодний костюм.

Выставление отметок.



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить учащихся с одним из способов образования имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов, с одействовать усвоению знаний по теме;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, устной и письменной речи, памяти;
  • воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные потребности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы с суффиксами, листы для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Введение в тему.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по маленькой, доброй и ласковой стране. Там живут сказочные герои. (Слайд 2).

3. Сообщение темы и цели урока.

Проводникамив нашем путешествии будут герои романа - сказки Носова. Первое задание нам предлагает Знайка.

Чтобы попасть в мир сказочных героев, нам нужно ответить на несколько вопросов.

Какую часть речи вы изучали на предыдущих уроках? (Имя существительное)

С помощью каких частей слова образуются новые слова? (С помощью приставки и суффикса)

- Подсказка от Знайки « С помощью этой части слова могут совершаться превращения. В слове она стоит справа от корня. Иногда в слове может быть две и даже три таких части»

- Так о какой части слова пойдет речь на уроке? (О суффиксе ). О каких превращениях с помощью этой части слова, говорил нам Знайка? (Могут образовываться новые слова)

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Образование слов с помощью суффиксов. СЛАЙД 4.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться?

Итак, мы получили пропуск в Цветочный город. Вы молодцы, справились. Отправляемся в путь маленькую страну. Нам добраться поможет ветер. Как вы думаете, какой ветер там дует?

Ветер – ветерок; ветер – ветрище.

Какие суффиксы в этих словах? Какое значение они придают словам?

4. Наблюдение.

Плывёт, плывёт кораблик
За запад, на восток.
Канаты – паутинки.
А парус – лепесток.

Какие имена существительные называют предметы ласково? (Кораблик, паутинки) (Лепест-ок - листочек от венчика цветка, здесь суффикс –ок- имеет другое значение).

А какие ещё суффиксы могут придавать словам уменьшительно-ласкательные значения? (Проблема)

Мы с вами оказались среди героев Николая Носова. А кто они?

(Коротышки).

Верно. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие. А когда мы с вами были маленькие, мамы ласково называли вас, качали на ручках и пели колыбельные песни. Гусля вам предлагает вспомнить одну из колыбельных песен. Прочитайте, пожалуйста, текст

Березонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит…
Моя доченька уснёт –
Её сон унесёт,
Унесёт её в садок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадёт,
Дочке в ротик попадёт.
Малиночка сладенька,
Спи, доченька маленька.
Берёзонька скрип, скрип,
А доченька спит, спит…

Какие имена существительные называют людей, предметы ласково, нежно?

Посмотрите в образец данный в учебнике в упражнении 265 на с. 39

(Разбираем образец)

На доске: Слово «садок» - от какой основы оно образовалось? (От слова сад) . «Кусток» - куст. Выделите основу, корень и суффикс в словах.

Остальные слова выписываете самостоятельно. (Слайд 10)

Что вы наблюдали, выполняя это упражнение? (Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.)

От основ какой части речи образованы эти новые слова? (От основ имен существительных)

С помощью каких суффиксов? (Дети называют) Лист 1 с суффиксами. (-оньк- , -еньк-, -ок-, -ик-, -очк-, -к-.)

5. Работа с текстом в рамке на с.39.

Прочитайте вывод в рамке.

Какие суффиксы не встретились нам в колыбельной песенке?

Листок 2 с суффиксами. (-онк-, -ек-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -чик-.)

6. Практическая часть

Следующее задание вам предлагают Винтик и Шпунтик. Они очень любят конструировать и что-то собирать. Вам они предлагают образовать с помощью суффиксов: -ушк-, -юшк-, -ышк-, -чик-, -ёнк-, -онк- новые слова от основ имен существительных:

Трава – травушка; колокол – колокольчик

Поле – полюшко; изба – избёнка

Стекло – стёклышко; рука – ручонка.

- Когда мы употребляем в речи слова с такими суффиксами?

7. Физминутка.

Доктор Пилюлькин зовет нас на физминутку.

Гора – горка; лес – лесок

Поле – полюшко; сом – сомище

Внук – внучек; город –городок

Мяч – мячик; слово – словечко.

Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы подпрыгиваете. Если в слове есть суффикс – хлопаете в ладоши.

Какое слово с суффиксом имеет другое значение, отличное от всех? (Сомище) Какое? (Значение увеличительности) Какой суффикс у этого слова?(- ищ-). А какой суффикс поможет назвать слово ласково? (–ок - сомик)

8. Задание от жителей Цветочного города.

На каждой парте приготовлены листочки, на которых записаны столбики существительных

Вы работаете в парах. За 2 минуты вам нужно образовать от основ данных существительных ласковые слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

По цепочке зачитываете слова, но не повторяйтесь.

Проверяем по СЛАЙДАМ 15, 16, 17 (Слайд 17 не убирать)

9. Образование уменьшительно-ласкательных форм мужских и женских имен.

У друзей Незнайки добрые и ласковые имена: Сиропчик, Винтик, Шпунтик, Цветик, Кнопочка, Маргаритка, Снежинка, Галочка, Кубышка, Заинька.

Давайте же с помощью суффиксов –ок-, -ек-, -очк-, -ечк-, -еньк_ образуем уменьшительно-ласкательные формы имен людей:

Рустам, Даша, Витя.

Мы говорили, что с помощью суффикса –к - образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Например: рыба-рыбка, рука – ручка.

Проследим, какое значение имеют имена людей с суффиксом –к-. (Маринка, Сережка, Верка, Ирка) (суффикс –к- вносит оттенок пренебрежения)

Это уменьшительно-ласкательная форма имен? (Нет) . Постарайтесь при обращении к своим друзьям, одноклассникам не использовать суффикс –к- в их именах.

10. Рефлексия.

Давайте повернемся к своему соседу по парте, улыбнемся ему и ласково его назовем.

Какие суффиксы вы использовали, чтобы обратиться к своему однокласснику?

Какое значение придают эти суффиксы словам?

На доске вам написано домашнее задание. Постарайтесь его выполнить правильно и красиво.

Герои сказки Николая Носова очень рады, что вы такие молодцы. Вы многое узнали на уроке, хорошо отвечали.

Лист 1

Юшк-,
-ышк-,
-чик-

Лист 2

Литература.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.3 класс.
  2. Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 3 кл.

Наименование методической разработки: Формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Место работ ы: ГБОУ Школа № 1272, г. Москва

Краткое содержание методической разработки

Одной из важнейших задач, стоящих перед логопедом, является овладение ребенком дошкольного возраста полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. А это значит, что он должен приобрести достаточно большой словарный запас, научиться правильно строить и грамматически оформлять фразу, овладеть связной речью, правильно произносить все звуки. Для решения данной задачи логопеду необходимо осуществлять работу, включающую в себя различные направления.

Одним из таких направлений является формирование навыка словообразования, так как овладение правилами словообразования – это источник самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса, а также необходимое условие для усвоения правил правописания в процессе школьного обучения.

Основных правил словообразования в русском языке немного и поэтому ребенку с нормально развивающейся речью овладеть ими несложно. Что же касается детей с отклонениями от нормы в речевом развитии, то для них овладение этими правилами представляет большую сложность. Эти дети не проявляют склонности к словотворчеству и, следовательно, основные принципы словообразования не усваивают. В связи с этим, при работе с детьми, страдающими речевой патологией, необходимо осуществлять целенаправленное формирование навыка словообразования в процессе длительных систематических занятий.

Данная методическая разработка была создана с целью определения последовательности работы по одному из разделов словообразования – образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных. Каждый пункт этой последовательности был наполнен конкретным лексическим содержанием для последующего использования в практической работе с детьми. Данная методическая разработка позволит логопедам-практикам, а также родителям детей с речевой патологией вести эффективную работу по формированию начальных навыков словообразования.

Методическая разработка

Учитывая порядок появления суффиксов в онтогенезе, а также их продуктивность, я предлагаю следующую последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных. Каждый из пунктов предложенной ниже системы наполнен конкретным лексическим содержанием, что позволяет логопедам – практикам, а также родителям детей с речевой патологией использовать данный материал в работе с детьми, не затрачивая времени на трудоемкий подбор и поиск слов.

    Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -к-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: вата – ватка, лапа – лапка, туча – тучка, гиря – гирька, гора – горка, нора – норка, лопата – лопатка, монета – монетка, малина – малинка, газета – газетка, гитара – гитарка, галоша – галошка.

    с изменением основы слова:

    чередование по звонкости – глухости

Лексический материал: рыба – рыбка, шуба – шубка, голова – головка, борода – бородка, трава – травка, пирамида – пирамидка.

    чередование звуков в основе слова

Лексический материал: рука – ручка, щека – щечка, птица – птичка, щука – щучка, черника – черничка, ежевика – ежевичка.

    появление беглой гласной и чередование звуков в основе слова

Лексический материал: чашка – чашечка, терка – терочка, вилка – вилочка, миска – мисочка, рюмка – рюмочка, тарелка – тарелочка, бутылка – бутылочка, подушка – подушечка, рубашка – рубашечка, катушка – катушечка, ромашка – ромашечка, заколка – заколочка, лавка – лавочка, будка – будочка, лодка – лодочка, ложка – ложечка, дудка – дудочка, коробка – коробочка.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ок-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: ком – комок, лес – лесок, дым – дымок, веер – веерок, пояс – поясок, якорь – якорек, катер – катерок, колос – колосок, свитер – свитерок, хохол – хохолок, чугун – чугунок, котел – котелок.

Лексический материал: бак – бачок, сук – сучок, кулак – кулачок, башмак – башмачок, каблук – каблучок, пиджак – пиджачок.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ек-:

    с изменением основы слова: чередование звуков в основе слова

Лексический материал: замок – замочек, мешок – мешочек, носок – носочек, венок – веночек, чулок – чулочек, веник – веничек, фартук – фартучек, чайник – чайничек, горшок – горшочек, платок – платочек, значок – значочек, клубок – клубочек.

    Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -очк-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: ваза – вазочка, роза – розочка, гора – горочка, ванна – ванночка, верба – вербочка, стена – стеночка, парта – парточка, тумба – тумбочка, кофта – кофточка, лента – ленточка, шайба – шайбочка, колба – колбочка, лопата – лопаточка, пальма – пальмочка, корзина – корзиночка, веранда – верандочка, клумба – клумбочка, бритва - бритвочка.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ик-:

    с изменением основы слова:

    чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: нос – носик, дом – домик, рот – ротик, шарф – шарфик, холм – холмик, кекс – кексик, куст – кустик, лист – листик, мост – мостик, бант – бантик, кнут – кнутик, плот – плотик, берет – беретик, канат – канатик, пакет – пакетик, халат – халатик, жакет – жакетик, билет – билетик.

    чередование по звонкости – глухости и твердости – мягкости

Лексический материал: лоб – лобик, зуб – зубик, таз – тазик, воз – возик, арбуз – арбузик, алмаз – алмазик, клюв – клювик, глаз – глазик, пруд – прудик, плед – пледик, ромб – ромбик, столб – столбик, сервиз – сервизик, сугроб – сугробик, комод – комодик, огород – огородик, пароход – пароходик, паровоз – паровозик.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -чик-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: шкаф – шкафчик, забор – заборчик, сарай – сарайчик, шуруп – шурупчик, футляр – футлярчик, трамвай – трамвайчик.

Лексический материал: жетон – жетончик, бокал – бокальчик, лимон – лимончик, банан – бананчик, батон – батончик, кулон – кулончик, балкон – балкончик, карман – карманчик, тюльпан – тюльпанчик, фонтан – фонтанчик, кафтан – кафтанчик, фургон – фургончик, барабан – барабанчик, кинжал – кинжальчик, кувшин – кувшинчик, патрон – патрончик, графин – графинчик, флакон – флакончик.

    Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ц-:

    с изменением основы слова: чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: мыло – мыльце, сало – сальце, жало – жальце, шило – шильце, одеяло – одеяльце, зеркало – зеркальце.

    Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ышк-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: перо – перышко, зерно – зернышко, гнездо – гнездышко, пятно – пятнышко, бревно – бревнышко, стекло – стеклышко.

    Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -ушк-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: изба – избушка, голова – головушка, трава – травушка, ива – ивушка, борода – бородушка, рябина – рябинушка.

    Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -иц-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: печенье – печеньице, платье – платьице, кресло – креслице, сиденье – сиденьице, растение – растеньице, ущелье – ущельице.