Правильное развитие детей в 1 год. Физическое развитие ребенка согласно нормам ВОЗ. Осваиваем двигательные навыки

В каждой семье исполнение годика ребенку, это большой праздник, которого с нетерпением ждут мамы и папы. Ведь за этот год так много всего случилось: первое "агу", первый прикорм, первое "мама", первый шаг. А все ли успел сделать ваш малыш? Не упущены, какие-то навыки или умения? Давайте поговорим о том, что умеет ребенок в 1 год и ничего ли вы не упустили?

Запах и обоняние в детстве - это нечто более актуальное, чем мы обычно думаем. Не паникуйте! Во время первого года жизни младенцы изучают разные способы передвижения по космосу. У нашего нейро-психомоторного развития есть черепно-каудальный смысл, то есть он идет от головы к стопам. Итак, мы сначала держим взгляд, затем голову и шею, затем приходим в багажник, а потом садимся, ползаем, а потом стоим и просто ходим. И каждый из нас имеет свой собственный ритм, свое время, чтобы прийти и пройти эти этапы.

Мы хотим обеспечить все условия для наших детей, мы часто поощряем их заблаговременно, чтобы они как можно скорее вырасти и получить автономию и независимость, и мы даже не спрашиваем их, готовы ли они к этому. Часто мы беспокоимся о производительности, конкурентоспособности, даже в этом возрасте, как если бы речь шла раньше, например, сигнализировала бы больше интеллекта и обеспечивала бы лучшую работу в будущем.

Что должен уметь ребенок в 1 год? Под какие нормы равняться?

Сразу следует оговориться, что все ребятишки индивидуальные и в 1 год необязательно должны приобрести одинаковые навыки. Но все же, для предупреждения, а также ранней диагностики возможных нарушений развития (физического, психологического, эмоционального) ВОЗ разработал усредненные нормы, согласно которым определяется состояние развития ребенка в 1 год. Что оценивается согласно этим нормативам?

Прогресс не стоит на месте

И на этом этапе, около 1 года, когда ребенок становится все более независимым, более умным и умным, более любопытным, каким бы подготовленным он ни был, последний кризис, о котором мы будем говорить, здесь возникает, когда есть сомнения, допрос, конфликт между властью и желанием.

Физическое развитие ребенка согласно нормам ВОЗ

Это происходит, когда ребенок осознает, что ее побуждают двигаться, но что ее мозг все еще не может эффективно выпустить этот «порядок» и что эта инициатива перенесет ее дальше с круга ее родителей и опекунов. Мы должны поощрять, сопровождать, поддерживать и оказывать поддержку и поддержку нашим детям, чтобы ходить, но только тогда, когда они физически, неврологически и эмоционально подготовлены к этому. Это будет еще один «этап разделения», который нужно преодолеть, и, как и во всех других кризисах, он будет проходить более плавно, быстрее и более определенно, чем больше поддерживается и поддерживается ребенком.

  1. Физическое развитие годовалого ребенка.
  2. Социальное поведение ребенка в 1 год.
  3. Эмоциональное состояние (формирование характера).
  4. Развитие моторики и статики в 1 год (психомоторное развитие).
  5. Что умеет ребенок в 1 год – бытовые и двигательные навыки.
  6. Речевые навыки и начало становления речи.

Младенец, как чистый лист, на котором за первый год жизни записываются умения, основные знания, опыт. От того, как родители "вкладывают" в своего ребенка, зависит конечный результат. Ведь в каждой семье свой микроклимат, условия и множество других факторов способных повлиять на то, что сможет уметь ребенок в 1 год.

Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети были готовы к безопасным полетам с высокими полетами, нам нужно предложить им физические и эмоциональные условия, чтобы они чувствовали себя независимыми, но знайте, что мы будем здесь, когда это необходимо, для руководства, поддержки и лечения ран, которые могут произойти до тех пор, пока что они готовы сделать то же самое для своих детей.

Что нового в развитии речи

«Мы не можем дождаться, когда они будут ходить и разговаривать, умолять их сидеть и сидеть неподвижно на мгновение». В конце концов, каждая фаза должна загореться в данный момент. Ожидание может вызвать беспокойство и страдания. Проведение этих этапов вперед может как утомлять нас, так и ослабить наши чувства в восприятии красоты того момента, когда мы живем.

Физическое развитие ребенка согласно нормам ВОЗ

Малыш прибавляет в весе и к 1 году увеличивает его в 3–4 раза (8,5–11,5 кг.). Рост также становится больше, ведь каждый месяц карапуз вырастает на 1–1,5 см. В 1 год, согласно нормативам, рост составляет 70–80 см. Из непропорционального комочка, ребенок приобретает "стандартную" физиологию: руки и ноги удлиняются, исчезает "карапузость".

И из будущего мы можем только надеяться. Но информация и знания всегда могут помочь нам наслаждаться и преодолевать каждую из этих фаз с большой любовью и юмором, тем самым укрепляя семейную связь. Вашему ребенку 12 месяцев и ударит ее первая свеча. Он часто делает первые шаги! Бесстрашный, он ничего не боится, когда дело доходит до изучения дома. Он ищет новые ощущения. Баккула будет отличным подарком на день рождения. Не говоря уже о наборе утопленных, идеально подходящих для отдыха. И если его бабушка и дедушка или его тетушки не вдохновляются прекрасным подарком, им можно посоветовать инвестировать в шаровую дорожку, которую ваш ребенок не устанет от созерцания и работы.

У многих в 1 год уже имеется 12 зубов. Обычно похвастаться таким количеством могут детки, у которых процесс прорезывания начался в 4–5 месяцев, те же кто "опоздал" с этими сроками, насчитывают 6–8 зубов, и в этом нет ничего страшного, через 2–3 месяца они обязательно появятся. Более подробней о молочных зубах, их появлении и сроках, написано в статье: .

Живите рокеры. Задняя часть вашего ребенка более прочная, его чувство равновесия более развито. Настало время представить качающуюся игру. Качание позволяет ощущать две противоположные ощущения и все же источники удовольствия для ребенка. Медленно, успокаивает, потому что это напоминает ему мягкое раскачивание рук. Быстро, это движение заставляет его обнаруживать ощущение головокружения и усугублять его чувство равновесия. Это также физическое пробуждение само по себе. Ваш малыш сильно просит его мускулатуру вызвать раскачивание.

Что подготовить ноги и дать им силы, необходимые для педали на трехколесном велосипеде около 2 или 3 лет! Соблюдайте вкусы вашего ребенка, одновременно обеспечивая его безопасность. Объект должен быть низким, чтобы предотвратить любой риск в случае падения. Точно так же, в этом возрасте, он должен обязательно включать папку, которая удобно вклинит вашего ребенка на спину зверя!

Большинство карапузов уже начинают ходить к 1 годику. Правда, у них это не всегда получается хорошо. Дело в том, что у маленьких детей плоская стопа. Но не пугайтесь, это не плоскостопие. Подобная форма стопы сформирована из жировой подушечки, из которой в процессе взросления образуется свод. Более подробней о том, как развивается ступня грудничка и как избежать появления плоскостопия, написано в статье: .

Первые утопленные классы шпаргалок и питомников, утопленные упражнения обеспечивают отличные двигательные способности вашего ребенка. Тем не менее, необходимо не сжечь шаги и не дать ребенку слишком усложнить игру. Начните с предложения круглой формы утопленной части. Без угла это самый простой кусок. Как только этот шаг окончен, вы можете выбрать более сложные формы. Деревянные выемки часто очень приятные, но более трудные в обращении, потому что детали очень приспособлены. Погрешности нет. Предпочитайте пластик, более гибкий.

Кроме того, пластик позволяет создавать более яркие и более дифференцированные цветовые палитры, идеально подходящие для стимуляции визуальной дискриминации. Наконец, также рассмотрим маневр разъединения. Воспользуйтесь моделями, оснащенными захватными ручками или, проще говоря, легко отменить!

В таком возрасте сон должен занимать 10–12 часов ночью. Дневной сон в течение 1–1,5 часа в обед. Некоторые детки еще спят дважды в день, и это нормально. Дневной сон играет большую роль в развитии малыша, поэтому отказываться от него не стоит, если даже сильно хочется. Также не забывайте о распорядке дня, очень важно выполнять одни и те же действия (еда, сон, прогулка) изо дня в день.

Схемы движения Наслаждайтесь спокойным временем с ребенком, чтобы запросить его чувство наблюдения. Все эти схемы обеспечивают удовольствие наблюдать и пробуждать любопытство. Это первый случай, когда ваш ребенок обнаруживает прогрессию объекта. После многократного просмотра, ваш ребенок, в свою очередь, попытается задействовать механизм или поместить движущуюся часть в верхней части схемы, чтобы извлечь ее внизу. Он заостряет координацию глазных лучей и лучше разбирается в причинно-следственных связях.

Опять же, удовольствие исходит из принципа повторения. Ребенок не стремится к новым продуктам любой ценой. Он ожидает, что его родители будут повторять свои любимые игры тысячу раз. Прибыл первый день рождения ребенка. Действительно особый случай для сбора друзей и семьи и сдуть первую свечу!

Что умеет ребенок в 1 год при общении с социумом (социальное поведение)?

Малыши, которые вели активное общение со сверстниками (во дворе, с детьми знакомых) отличаются коммуникабельностью, желанием все попробовать. К основным показателям социального общения следует отнести такие проявления:

эмоционально проявляет свои чувства к родителям, бабушкам, другим членам семьи. Они целуют, обнимают, а на вопрос "Любишь маму?", радостно прижимается к ней, подтверждая свои чувства;

Настало время провести первоначальную оценку, опираясь на весь большой прогресс, достигнутый за 12 месяцев. Это правда, что технология теперь заставляет архивировать фотографии как файл, но всегда приятно просматривать фотографии, напечатанные в альбоме.

Не отказывайтесь от создания! Растущие дети будут продолжать смотреть на них с радостью! Всего за один год ребенок стал совершенно новорожденным младенцем у небольшого независимого человека. Вес одноголетнего ребенка, вероятно, утроился по сравнению с тем, что было при рождении.

В 12 месяцев мозг ребенка составляет 60% от его взрослого размера. После года невероятного роста ребенок начнет замедляться, поэтому не ожидайте того же ритма предыдущих месяцев. 1-летний ребенок должен уметь стоять в одиночестве и, возможно, уже начал застенчивую страсть к автономии.

  • идет на контакт с другими детьми, независимо старше они или младше. Радуется новой игрушке и активно хвастается ею перед остальными;
  • узнает людей, которые часто бывают в гостях (соседи, родственники, друзья). Ждет их прихода, так как знает, что ему что-то принесут;
  • проявляет настороженность и страх к незнакомым людям. Может спрятаться за родителями или даже расплакаться;
  • танцует под музыку, повторяет движения взрослых (особо любят говорить по телефону);
  • рассматривает себя в зеркале, ведет с отражением диалог, улыбается ему.


Держите камеру в руке или готовы с помощью мобильного телефона, чтобы сделать первые шаги! В этом возрасте они могут волшебным образом петь своими руками, помогать маме и папе одевать их, переворачивать страницы книги, короче говоря, они начинают делать маленькие жесты, которые они видели, делали с вами все месяцы назад.

Когда спящий ребенок 1 год?

Они также могут обрабатывать хорошие повседневные предметы, такие как ложка телефона, щетка для волос. Обратите особое внимание на риск удушья. Например, не предлагайте зерно цельного зерна, которое может оставаться в горле и оставаться рядом с вашим ребенком во время еды.

Что умеет ребенок в 1 год? Как формируется характер?

К 1 году видны первые "крупицы" будущего характера, развивается личность ребенка. Уже заметно спокоен ваш карапуз илигиперактивен, возможно, излишне эмоционален, плаксив или полный флегматик. Ведь все это заложено в генах и обычно передается по наследству. Конечно, можно повлиять на формирование характера (научить быть добрым, открытым, смелым), но генетическая основа останется неизменной, ведь это заложено природой.

Практические советы для новичков. После роста вашего ребенка, еженедельно еженедельно, с практическими советами наших экспертов в течение первого года и за его пределами. 1-летний детский словарь быстро расширяется. Вероятно, вы слышите, как он говорит «Мама» или «Папа», и в этом возрасте, когда он это говорит, он действительно зовет вас. Он также научился говорить «нет». Будучи хорошим подражателем, вы увидите, что он подражает вам своим способом говорить.

Ребенок становится все более сочувствующим, все больше и больше понимает, что люди говорят, когда разговаривают с ним, и использует все свои языковые навыки, чтобы привлечь внимание окружающих. Он также учится проверять ваши пределы терпения, используя «нет» или какую-то прихоть. Постарайтесь быть твердыми, чтобы ребенок понял, что это поведение не красиво, а вознаграждение, когда он делает добро с правильной оценкой.

В 1 год появляется чувство страха, это может быть темнота, высота, расставание с мамой. Родителям необходимо уметь "сглаживать" такие эмоции и развеивать любые страхи. Делается это посредством терпеливого, длительного объяснения, что бояться нечего не нужно.

Сейчас очень важно вложить в малыша правильные понятия на слова "нет", "нельзя".

Ребенок также показывает предпочтения для людей. Это может стать застенчивым или тревожным в присутствии незнакомцев и цепляться за вас, когда вы собираетесь покинуть комнату. И тревога разделения, и страх перед незнакомцем проходят мимо проходов. Постарайтесь утверждать свои страхи, заверяя вас, что вы скоро вернетесь, когда вы выйдете и получите самую быструю и безболезненную публикацию.

Теперь, когда ребенок начал ходить, пришло время купить пару тапочек. Пойдите в магазин, специализирующийся на детской обуви, и попросите продавца измерить ногу вашего ребенка. Удостоверьтесь, что в обуви достаточно места для ног. Вероятно, вам придется менять их через 2-3 месяца, так как ваши ноги будут продолжать расти достаточно быстро.

Что умеет ребенок в 1 год согласно нормам психомоторного развития?

Мозг малыша все больше развивается, психика становится стабильной, а перешагнув через годовалый барьер, карапуз начинает делать новые открытия, познает окружающий его мир, как в целом, так и в отдельных явлениях. Он уже разбирается в свойствах, а также назначениях предметов. Мыслит на несколько действий вперед. В целом психомоторное развитие предполагает, что ребенок в 1 год умеет:

1-летний ребенок занимается разведкой в ​​мире как любимое времяпрепровождение. Затем дайте ему намеки, чтобы сделать его открытия и достижения. После окончания месяца, когда материнское молоко постепенно перестает быть единственным источником пищи, вводится жир, то есть продукты, которые поступают в грудное молоко, продолжая при этом грудное вскармливание по мере необходимости. Сначала это временная диета, разработанная специально для младенцев, а затем семейная диета, то есть еда, потребляемая другими членами семьи.

В начальное время кормления ребенок должен кормить грудью так часто, как во время исключительно грудного вскармливания - ребенок просто учится есть ложку, а материнское молоко является основным источником жидкости, питательных веществ и энергии. Позже, когда ребенок получает откорм чаще и в больших количествах, он может захотеть кормить грудью реже и на более короткий период, чем при исключительно грудном вскармливании, но грудное молоко по-прежнему остается важной частью рациона даже при его жизни.

  • играть с пирамидкой, складывая, раскладывая колечки;
  • играя, осознанно складывать кубики один на один;
  • уметь занять себя, пока мама занимается делами по хозяйству, карапуз должен развлечь себя при помощи посуды, обуви и т. д.;
  • проецировать обыденные дела на игрушках: кормить кукол, варить кушать, мыть пол;
  • проводить "ревизию" в ящиках, шкафу, тумбах. Самостоятельно открывать и закрывать их;
  • поддаваться инстинкту и повторять за сверстниками: прыгать вместе, хлопать, кричать.


Мелкая моторика – что должен уметь малыш в 1 год?

Очень важная часть развития – мелкая моторика. Ее родители обязаны формировать. Как это делать читайте в статье: К 1 году ребенок обязан научиться: . К 1 году ребенок обязан научится:

  • собирать ладонью или пальцами небольшие предметы в коробочку или ведерко;
  • брать двумя пальчиками мелкие предметы;
  • держать самостоятельно ложку одной рукой;
  • пробует рисовать каракули.

Если не развивать мелкую моторику, то можно заметить торможение процесса формирования речевых функций. Психологи утверждают, что дети, с которыми родители не занимались развитием данного навыка, имеют: проблемы с памятью, логическим мышлением, отставание от сверстников, отсутствие концентрации.

Что умеет ребенок в 1 год? Бытовые, двигательные навыки, умения самообслуживания

Логичный вопрос, которым озадачены многие родители: что умеет ребенок в 1 год? Ведь именно в это время малыш учится находиться в быту, он всячески стремится к самостоятельности.

Бытовые навыки и умение самообслуживания

Ребенок в 1 год должен уметь:

  1. Держать ложку, пользоваться ею, пусть не всегда удачно, но осознавая, что она должна попасть в рот.
  2. Пить из кружечки, это может быть чашка-непроливайка или небольшой стаканчик. Постепенно отучайте карапуза от бутылки, в этом может помочь статья: .
  3. Помочь одеть себя. Они подают ручки, ножки, натягивают носки, сапожки.
  4. Хорошо жевать пищу. Для них нет проблемы откусить кусочек хлеба, бублика, яблока.
  5. Протянуть ручки к открытому крану с водой, повторяя действия взрослых при умывании. Вытирать ручки, лицо полотенцем.
  6. Понимать, когда описается или напачкает, показывать, что ему дискомфортно, при помощи определенных звуков или движений. Проявляет интерес к горшку, если мама успевает "подловить" даже осознанно ходит на него.

Двигательные навыки

Ребенок в 1 год должен уметь:

  1. Стоять самостоятельно без поддержки, вставать с любого положения.
  2. Ходить если не самостоятельно, то с поддержкой взрослого (за руку). В случаях, когда малыш в 1 год еще не ходит, а родителям, ну очень хочется, чтобы процесс "пошел быстрее", можно ему немного помочь. Как это сделать читайте в статье: .
  3. "Ходить" по лестнице вверх и вниз. Это делается ногами, держа маму или папу за руку или посредством ползанья, "покорять" ступеньки.
  4. Залазить на возвышенность (кровать, диван). Преодолевать преграды, перелезая или переступая их.
  5. Спускаться самостоятельно с возвышенности.


Что умеет ребенок в 1 год в речевом развитии?

Одним из главных показателей, что с речевым развитием все в порядке, является – малыш понимает, когда обращаются к нему, а также проводит аналогию, что от него хотят. Конечно, большей части слов он не понимает, но ориентируется на интонацию. Чем больше говорить с ребенком, тем шире будет его запас слов, хотя пока еще пассивный.

Ребенок в 1 год должен уметь произносить до 10 слов. Не удивляйтесь, это немного, так как звукоподражание всегда, обозначающее один предмет ("би-би" – машина; "му" – корова; "ням-ням" – кушать), считается словом.

В случаях, когда малыш не понимает, что говорят родители, а также не произносит никаких звуков, можно заподозрить такие проблемы:

  • с речевым аппаратом;
  • со слухом;
  • неврологические расстройства;
  • психические нарушения.

В таких случаях необходима помощь специалистов. Чем раньше будет выявлена проблема, там легче ее компенсировать.

Что еще должен уметь малыш в 1 год:

  • Откликаться на свое имя, понимать, что зовут именно его.
  • Пытается повторить знакомые звуки: голоса животных, гул машины.
  • Он охотно показывает действия, при этом что-то лепечет, при вопросах: "Кто плачет, танцует, смеется?".
  • Выполнять простейшие просьбы типа: "на", "подай", "принеси".
  • Понимать значение слов "можно", "нельзя".
  • Показывать на предметы, которые называют взрослые.
  • Махать "пака-пака", показывать "привет", уметь играть в "ладушки", "ку-ку".
  • Отвечать кто перед ним. "Говорит", как делает птичка, машинка, котик.

Речевое развитие напрямую зависит насколько много времени, вы уделяете разговорам с ребенком. Чем их больше, тем он лучше говорит.

Если ваш малыш отстает от норм, показывающих, что умеет ребенок в 1 год, то поддаваться панике не стоит. К годовалому рубежу, каждый малыш подходит с базой определенных навыков. Какими будут они, зависит только от родителей. Занимайтесь со своим ребенком, развивайте навыки. Вы будете удивлены способностями своего карапуза. А если все же сомневаетесь в его успеваемости, покажите ребенка врачу.

Автор публикации: Виктория Тетерина

Когда крохе исполняется 1 год, он становится уже практически самостоятельным. Он уверено ходит, начинает говорить, и, конечно, его интересует совершенно все, что происходит вокруг. Теперь от мамы требуется не только простой уход, обеспечение базовых потребностей малыша, но и его интенсивное развитие. Известно, что именно в возрасте от года до трех происходит закладка всех мыслительных процессов, поэтому терять время даром не стоит, будущее крохи закладывается прямо у вас на глазах. Но чтобы планировать и корректировать процесс обучения, маме нужно обязательно знать, что должны дети уметь в 1 год. Это позволяет отслеживать динамику развития и сравнивать ее с нормативами. В случае серьезного отставания вы сможете обратиться к специалистам за своевременной помощью.

Самое важное - это безусловное принятие

Все нормы выведены на основе статистики, они вовсе не являются аксиомой. Ваш ребенок может опережать средние показатели или немного запаздывать. Поэтому изучая, что должны дети уметь в 1 год, нельзя забывать и о том, что 100%-го совпадения может и не быть. Все люди разные, и годовалые малыши имеют право быть такими же.

Второй момент, про который должна помнить знать мама, - что годовасики очень отзывчивы на внешние стимулы. Если вам кажется, что отстает физическое развитие, возможно, стоит меньше носить кроху на руках и предоставлять ему больше возможности пробовать свои силы. Не помешает также массаж. А если вы хотите подтянуть развитие мелкой моторики, то уделите внимание рисованию и лепке. Но все равно мы возвращаемся к тому, что маме нужны ориентиры, а потому давайте перейдем непосредственно к рассмотрению, что должны дети уметь в 1 год.

Физическое развитие

Его оценить проще, поэтому мы с вами начнем именно с наблюдаемых показателей. Малыш должен уверенно стоять без поддержки. Обычно к этому времени все дети могут спокойно ходить за одну или обе руки, а некоторые уже и полностью без поддержки. Если навык прямохождения не освоен, маме обычно рекомендуют пройти курс парафиновых сапожек и массажа. Не стоит сильно переживать, если кроха пока стоит только у опоры, а передвигаться по открытому пространству не рискует. Ему нужно лишь разок попробовать. А что должны дети уметь в 1 год? Уверенно стоять на ногах, опираясь на подошву, а не на носочки. В противном случае нужно обращаться к невропатологу, чтобы он назначил лечение.

Осваиваем двигательные навыки

В возрасте 12 месяцев многие дети еще активно ползают, особенно когда нужно пересечь большую комнату или просто во время игры. Однако некоторые полностью минуют этот этап, сразу начиная ходить. Кроха уже вполне уверенно покоряет лестницу, причем как вверх, так и вниз. Конечно, в этом случае взрослый должен контролировать малыша. Очень хорошо, если он умеет приседать, выпрямляться и подниматься на ноги из любого положения. Не стоит недооценивать возможности маленького человечка, он уже достаточно умелый, чтобы выполнить огромное количество движений. Особенно активные уже свободно влезают на кровать и диван, забираются на кресло.

Социальные навыки

А мы продолжаем говорить о том, что должен уметь ребенок в 1 год. Пока еще его мир заключен внутри семьи, малыш застенчив в общении с другими взрослыми, а если его оставить с незнакомым человеком наедине, то он может испугаться и расплакаться. Это нормальное явление, пока он всему миру предпочитает маму и папу. Сейчас кроха активно учится издавать различные звуки, повторять за взрослыми, подражать старшим во время игры. Стоит ли добавлять, что чем больше вы проводите времени, играя вместе с малышом, тем лучше идеть его развитие, тем больше он узнает.

А вот ровесники на детской площадке его начинают интересовать намного сильнее, чем раньше. Ведь оказывается, они такие же, как он, маленькие и не слишком умелые. Однако нужно знать, что, даже играя рядом, они не делают этого вместе. И тем более не стоит просить кроху поделится своими игрушками. Пока что он сам, его вещи и мама - это все одно большое "я". Не стоит упрекать его в жадности, ведь соседский ребенок забирает не просто лопатку, а кусочек его самого.

Ключ к ответам

Просто понаблюдайте за своим малышом. Он должен уметь эмоционально проявлять свои чувства: обнимать родителей, любимую игрушку, радоваться веселым играм. Обычно уже в этом возрасте он отлично узнает всех близких и очень радуется, когда они приходят. На фотографии ребенок может показать маму и папу. Однако, выставляя оценки его навыкам, не забывайте о том, что это еще совсем маленький ребенок (1 год). Развитие (что должен уметь, другими словами) идет индивидуально. Кто-то растет очень общительным, другие предпочитают часами крутить в руках коробочки-вкладыши, пытаясь понять, как они собираются.

Детки в этом возрасте с удовольствием рассматривают картинки в книжках, показывают, где на них изображены кошки или собачки, а также другие известные предметы и животные. Они эмоционально реагируют на музыку, пытаясь подпевать или танцевать. Маленькие актеры подражают мимике взрослого, следите за собой. Чем меньше вы будете хмуриться, тем понятнее будет малышу, что мир в порядке, а он в нем в безопасности.

Речь малыша

Первые слова - это именно то, чего так долго ждали родители. Трогательные, нежные «мама» и «папа» приводят в восторг и умиление. Педиатры, говоря о том, что должен уметь ребенок в 1 год, отмечают, что он уже должен освоить от двух до десяти простых слов. Нет ничего страшного в том, что звучат они совершенно не так, как мы привыкли. Помимо того что он освоил, как называть родителей, бабушку и дедушку, он может уже вполне осмысленно ответить на вопрос: «Кто это?», когда показывают на маму или папу.

На сегодняшний день развитие его мозга уже достигло определенных высот. Даже не умея строить фразы, он достаточно легко покажет вам действиями, как можно плакать, танцевать, брать ложку и тому подобное. Не ограничивайте себя стандартным набором того, что должен уметь делать ребенок (1 год). Пойте и танцуйте вместе с ним, рассказывайте сказки, лепите и рисуйте. Разместите дома как можно больше ярких картинок, шуршащих, звенящих и бренчащих игрушек, конструкторов, которые представляют собой наборы крупных геометрических предметов. Включайте классическую и детскую музыку. Сейчас его развитие зависит от того, что он слышит и видит, чувствует, а самое главное, может потрогать руками. Поэтому единственное, чего не должен делать родитель, - это ограничивать активность малыша.

Говоря про речевое развитие, нужно заметить, что, даже не умея произносить те или иные слова, ребенок должен вполне отчетливо понимать, что обозначает обращенная к нему речь. Проверить это очень просто. Если он легко выполняет просьбы «дай», «принеси», «покажи», значит, все в порядке и скоро все эти слова появятся и в его речи. Детки должны хорошо уметь показывать жестами «до свидания», полет птички, знать игру «ку-ку».

Растем не по дням

В этом возрасте развитие навыков идет столь бурно, что малыш меняется каждый месяц. Вообще первые три года жизни - это волшебный период, когда у вас на глазах проходит целая эволюция. Давайте теперь посмотрим, что должен уметь ребенок 1,2 года. Вроде между этими цифрами - совсем небольшой промежуток времени, однако человечек меняется просто на глазах. Недавно он не мог держать в руках кубик, а сегодня выстраивает из них башню. Именно в этом возрасте малыш начинает осознанно манипулировать предметами. Пирамиды и вкладыши становятся на недолгое время его любимыми забавами.

Сложно перечислить все навыки, которые должен освоить кроха. Педиатры отмечают, что он должен уметь самостоятельно вставать и садиться, ходить, залезать на различные поверхности и уверенно сидеть на стуле. Важнейшим критерием развития речи продолжает быть понимание речи взрослого, умение выполнять простейшие поручения. Кроха должен активно подражать действиям родителя в игре, укачивать куклу, кормить и пеленать, пылесосить, катать машину. Если все это сопровождается звуками, то развитие идет своим чередом.

Что должен уметь ребенок 1,3 года

Прошел еще один месяц, и вашего кроху почти невозможно унять. Он постоянно в движении, бегает и прыгает, причем максимальное время, на которое он может сосредоточиться на одном занятии, - это 10-15 минут. Сейчас он уже осознанно учится строить отношения и изучает окружающий мир. Сейчас формируется важное нововведение: ребенок начинает играть не рядом со взрослым, а вместе с ним. Это крайне важно, поскольку мы не живем вне социума.

Сейчас кроха осваивает режим, понимает разницу между «хочу» и «надо». Его можно приучать собирать игрушки и умываться перед сном, ложиться в одно время. В лексиконе насчитывается уже 15-20 слов, однако есть дети, которые пока только начинают проговаривать первые звуки. Ничего страшного в этом нет, главное, что ребенок понимает обращенную к нему речь.

Прогресс не стоит на месте

Отрезок между 12 и 17 месяцами очень короткий, однако невероятно насыщенный. Если до года ребенок учился сидеть, стоять и ходить, причем между освоениями этих навыков походило достаточно много времени, то сейчас что ни день, то достижение. Ребенок прекрасно освоил передвижение в пространстве, стал ловким и быстрым. Примерно в 1 год и четыре месяца ребята учатся самостоятельно есть.

Жажда деятельности у детей просто неуемная, поэтому нужно каждые 15-20 минут предлагать крохе что-то новое, что можно изучать, крутить и рассматривать. Малыши сейчас должны произносить около 4-10 слов, однако знают они намного больше. На картинках они свободно должны показывать основные цвета, фрукты и овощи, домашних животных. Практически все дети могут ответить, как говорит кошка или собака.

Сейчас меняется игра. Дети не просто манипулируют с предметами, а совершают с ними определенные действия. Можно сказать, что зарождается первая сюжетная игра. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы у вас было достаточно фигурок людей и зверей, а также декораций. По-прежнему ребят интересуют кубики, пирамиды, но сейчас они способны освоить и более сложные вкладыши и лабиринты. Все это должен уметь ребенок 1,4 года.

Возраст 17 месяцев - новая веха

Говорить о развитии малыша можно бесконечно, однако мы сегодня ограничимся возрастным отрезком до полутора лет. Время не прошло даром, кроха получил бесценные знания и уже сильно отличается от годовалого карапуза. Что должен уметь ребенок 1,5 года? В первую очередь хорошо бегать, огибать препятствия, забираться на предметы, бросать и догонять мячик.

Однако большинство родителей больше интересует интеллектуальное развитие. Сегодня открывается временной отрезок, когда малыш начинает буквально впитывать новые знания. Он уже многое умеет. Ребенок спокойно может найти в комнате предмет, подобный показанному ему, отличает кубик от шарика и кирпичика, подбирает фигурки для отверстий сортера, ориентируется в понятиях цвета, формы и размера, собирает пирамидку и довольно неплохо рисует.

Радуют и бытовые навыки. Ребенок почти не проливает еду и питье, следит за своим туалетом, начинает осваивать горшок. Активно развивается речь. Сегодня в словаре малыша уже более 40 слов, и этот запас продолжает расти.