Как научить малыша говорить. Как научить ребенка говорить: простая методика для любящих родителей.

Первый слог, первое произнесенное слово, первое построенное самостоятельно предложение. Успехи ребенка, который знакомится с родной речью и обучается правильно говорить, вызывают гордость и умиление. Но если процесс обучения речи не дается, если ребёнок молчит, когда его сверстники уже вовсю радуют своих родителей словарным запасом и умением складывать слова в истории. Как научить ребенка говорить, а главное, научить ребенка говорить правильно и без помощи логопеда?

Чтобы выяснить, какой уровень они и какие шаги им нужно пройти, чтобы развивать нормальную речь, они будут проводить серию специализированных тестов, которые позволят им определить. То, что понимает ребенок; Что ребенок может сказать; если он охватывает другие формы выражения, как указано пальцем, движения головы как признак отказа или принятия или других жестов; ясность разговорных звуков; Как ребенок использует свой рот, язык и рот, чтобы произносить слова. Многие люди приобретают попугая только потому, что хотят научить его говорить.

Но это плохая мотивация, потому что попугай намного больше, чем «говорящая игрушка», а способности иммитатора или оратора никоим образом не влияют на любовь, которую хозяин дает своим птицам. У каждого попугая есть своя индивидуальность, свои способности и навыки, а иногда даже экземпляры видов, известных своими способностями воспроизводить человеческий язык, они оказываются полностью «немыми». Поэтому попугай-спутник может говорить больше, чем попугай, у которого есть партнер, и, следовательно, извлекает из него необходимое внимание от одного и того же вида.

Ребенок и речь: к осознанному через неосознанное

Самой распространённой ошибкой большинства родителей является уверенность, что настанет время, и ребенок сам научится говорить. Безусловно, такое бывает, но слепо полагаться исключительно на таланты и возможности, дарованные малышу природой, не стоит, к тому же, категорически против такого безучастия выступают и практикующие психологи, и логопеды, и педиатры.

Хотя часто они представлены как «громкие» ораторы, попугаи нимфы не относятся к разновидностям, которые хорошо говорят или могут изучать богатый словарный запас. Тем не менее, попугаи нимфы очень хорошие подражатели и свист очень хорошо, будучи в состоянии даже учиться части песен. Как правило, самки ограничены слегка щебетанием, мужчины более вокальные и способны изучать несколько слов или комбинации слов. Нимфы начнут вокализировать через несколько месяцев после их рождения, а затем вы сможете научить их говорить или свистеть.

Чем дольше попугай обучается, тем лучше шансы на успех. Кроме того, может говорить даже неподвижная нимфа, хотя обученным попугаям гораздо легче «преобразовать» в человеческую речь. Некоторые нимфы научатся говорить через несколько недель, другим потребуются месяцы или даже годы непрерывной тренировки.

Ребенок и речь – наиважнейшая взаимосвязь, ведь умение говорить - важный элемент человеческого развития и общения. Полноценное развитие ребенка невозможно без овладения родной речью. И вопрос здесь, прежде всего в физиологии. У малыша строятся миллионы нейронных взаимосвязей в мозгу, в процессе обучения речи. От этого зависит его интеллект, возможности его памяти, склонность к самообучению, самосознанию, принятию решений, умению делать логические умозаключения и т.д. и т.п.

Нимфы легко подражают самым разнообразным типам шумов, от звонка телефона до щебетания других проходов. Их привлекают специальные звуки, которые выделяются и не являются частью обычного регистра шума: забавный, эмоциональный и т.д. Именно в этой особенности один из трюков, которые вы можете использовать, чтобы научить нимфу говорить: повторите слово, которое вы хотите сохранить в голосе, и тон, отличный от обычного, и нимфа сохранит его гораздо больше Очень легко.

У попугаев Нимфы есть высокотонные голоса, и поэтому легче научиться говорить от людей, у которых есть голоса с похожими на них тонами. Много раз, даже если они учатся воспроизводить человеческий язык, нимфы не смогут произнести слова хорошо. Вы можете распознать определенное слово своего попугая только после того, как вы его услышали несколько раз, а незнакомые, необычные с попугаями, могут вообще не распознавать произношение.

Процесс обучения речи может увенчаться успехом только, если ребенка учат данному непростому умению, и учат правильно говорить, делая это постоянно и терпеливо. А вопрос, как научить ребенка говорить, в первую очередь должен возникать именно перед его родителями. И запомните: речь – это тот элемент развития человека, который пускать на самотек нельзя, не уповайте на то, что сам научится, овладение речью возможно исключительно при условии, что кто-то этому научит. И этими «кто-то» - являетесь именно вы, папа и мама.

Чтобы научить нимфу говорить, вам нужно много терпения, преданности и привязанности. Как и в случае с людьми, а в случае с попугаями говорится, что «репетиция - это мать обучения». Вот несколько советов, которые следует соблюдать, если вы решили обучить своих нимф говорить.

Постарайтесь настроить повседневную жизнь, это идеальный вариант, чтобы иметь 2 сеанса по 10 минут каждый, одно утро и один день или даже перед сном. Удалите клетку клетчатки во время тренировок, чтобы дать ему возможность сосредоточить свое внимание только на вас. Создайте тихую, спокойную обстановку без шумов или событий, чтобы отвлечь птиц от урока речи. Удостоверьтесь, что попугай может видеть, как ваши губы двигаются и слышат ваши слова.

Когда начинать учить ребенка говорить?

Начинать процесс обучения речи нужно ещё до рождения малыша, когда он еще в утробе матери. Буквально со второго триместра беременности будущий малыш начинает реагировать на свет и на звук, которые поступают извне. Мама и папа с ребёнком разговаривают, поют колыбельные, читают вслух сказки, рассказывают, что происходит вокруг, как они его ждут, - в процессе такого общения, и происходит обучение ребенка речи задолго до его рождения. Малыш к звукам голосов родителей, к ласковой интонации, к самому звучанию слов постепенно привыкает, неосознанно знакомясь с родной речью. Процесс обучения речи можно считать вполне осознанным уже в период после рождения малыша до полугодовалого возраста.

Как мы можем научиться попугаю нимфы?

Повторите четкое слово на одном и том же тоне, но не сложно, так что нимфа не произносит слишком много вокализма в будущем. Повторите выбранное слово в течение всего сеанса. Если выбранное слово является объектом, покажите его попугаю, назвав его. Носите с вашей нимфой, как хотите, с ребенком, который просто учится говорить.

Не пытайтесь научить нимфу нескольким словам сразу, выбрать один и перейти к следующему после того, как попугай хорошо говорит по первому выбору. Вознаграйте нимфу с небольшим удовольствием и лаской каждый раз, когда он осторожен и что-то узнает. Руки с большим терпением и мягкостью!

Весьма условно можно разбить осознанный процесс обучения речи на четыре основных этапа:

  • 1. от рождения ребенка до полугода;
  • 2. от полугода до года;
  • 3. от года до полутора лет;
  • 4. полтора-три года.

Этап ранний.

Самый ранний период и самый благодатный возраст, когда учить ребенка говорить. Развитие малыша сейчас происходит наиболее быстро: стремительно растет объём мозга, обостряется зрение и усиливается слух, происходит физическое развитие. Слух играет сейчас ведущую роль в процессе обучения речи: ребенок слышит человеческие голоса, вслушивается в звуки окружающего мира, учится пользоваться звуками для общения с людьми. Сосредоточение на звуках проявляется с самого рождения малыша. Первые два месяца он просто замирает, глядя говорящему в глаза. Создаётся впечатление, что ребенок готов слушать часами напролет. Даже первая улыбка малыша возникает, как реакция на звук голоса человека! Слыша голоса родителей, малыш концентрирует внимание и пытается повторять, произносимые ими слова.

Никогда не наказывайте попугая, если он не учит говорить! Не кричите на него и не ударяйте его! У каждой птицы есть своя индивидуальность, и не все заинтересованы в подражании человеческому языку. Вы можете повторить слово, которое вы хотите преподавать за пределами сеансов, когда вы находитесь вокруг своего попугая.

Попугай, возможно, захочет попрактиковаться в одиночестве, пока он не улучшит свою речь, чтобы затем продемонстрировать свой новый талант. Первые слова сложнее всего изучить, тогда все будет намного проще, и вам даже может понадобиться быть осторожным, о чем вы говорите, в присутствии попугая, чтобы избежать смущающих ситуаций, когда он мог бы повторять слова, которые не очень приятны слышал от вас!

Буквально на третьем месяце своей жизни ребенок может сосредотачиваться на родителях, разговаривающих с ним, активно воспроизводя большинство слышимых им звуков. На третьем-пятом месяцах жизни после непродолжительного сосредоточения малыша на говорящем взрослом человеке, он сам начинает активно вокализировать, радостно агукать и восторженно распевать. И уже с полугода он начинает осознавать смысл слышимых им слов.

Не разочаровывайтесь, если ваш попугай не говорит! Есть несколько стратегий, которые стимулируют ребенка к общению со взрослыми. Вы не должны забывать, что, хотя они хотят понять и понять, дети рождаются без каких-либо навыков в этом отношении, кроме плача.

Вот что вы можете сделать, чтобы стимулировать маленького говорить

Постепенно они учатся общаться с помощью имитаций, жестов, онмастики и, в конечном счете, через сочлененный язык. Играть волю. Когда речь заходит о ребенке, играйте слишком много. Очень хорошо сказать ему, поговорить с ним, но он не так эффективен, как когда вы садитесь на пол рядом с ним и ворваетесь в его мир.

Закладываем навыки.

Шесть-двенадцать месяцев – это возраст, когда закладывается навык умения слушать и услышанное повторять. Разговаривая между собой, родители должны понимать, что малыш может полностью концентрировать собственное внимание на происходящем вокруг от десяти минут и дольше. Необходимо категорически исключить общение в его присутствии на повышенных тонах, резкий тон и громкие стуки.

Имитация - это самый короткий путь обучения для большинства из нас. Ребенок должен научиться подражать, чтобы научиться говорить. Начните игры, где вы подражаете звукам или слогам, которые вы говорите, а затем попросите их подражать вам по очереди. Говорите четко, когда вы находитесь в присутствии ребенка. В противном случае ребенок неправильно слышит слова и не научится правильно произносить их. Некоторые дети говорят «как будто у них сливы в ртах», как говорят в народе, и это может быть ошибкой взрослых, которые говорят слишком быстро и не формулируют каждое слово правильно.

В процессе обучения речи наиболее эффективным в этот период является воспроизведение ребенком коротких музыкальных сказок. Поэтому, следует сосредоточить на этом особое внимание. Выбирайте аудиозапись, тщательно оценивая чёткость звучания слов и музыки, отсутствие резких скачков тональности в произведении, красоту музыкального оформления. Воспроизведение сказок осуществлять лучше фрагментами, постепенно увеличивая продолжительность звучания от трех минут и до десяти. Более длительное прослушивание эффекта в этом возрасте не имеет. Многократно прослушивая один отрывок сказки, малыш учится, и слушать, и повторять звуки и слова.

Читайте дальше и находите другие советы, которые помогают ребенку правильно разговаривать. Загрузите мобильный гаджет. Плач - первый способ общения. Повседневность, общение становится более изощренным - громкий плач, сердитые слезы, молчаливое нытье, первая морковка, осторожный смех. Начало этого языка аналогично во всем мире - в первые месяцы жизни маленький кинотеатр будет звучать так же, как дети в Европе. И только со временем выталкивание младенцев станет литовским, немецким, французским, финским или китайским.

Поговорите с ребенком с рождения. Возможно, ребенок может сменить подгузники и молчать, или можно поговорить с ним на табличке разработки: «Смотрите, вот ваша бамба», «Смотрите, колокола звучат, когда мы прикасаемся к ним». Конечно, дети еще не понимают смысла слов, но такое воспитание очень важно для развития языка ребенка и создания отношений между родителями и ребенком. Дети любят, когда говорят мама, и они также учатся слушать, когда они говорят.

Со временем малыш научиться узнавать и слова, и мелодию, что родители непременно заметят. Ребенок поворачивает головку, ища глазами, источник звука, концентрируется и пытается услышанное воспроизводить самостоятельно. И пусть речь крохи ещё не слишком понятна, а многие слова искажены до неузнаваемости – но старания «на лицо». Это период лепета. Помогайте ему осваивать это невероятно сложную науку для него, повторяйте терпеливо звуки раз за разом, слова и фрагменты сказки. Не стоит бояться, что ребенку надоест многократное повторение одного и того же отрывка сказки. С каждым разом ребенок все больше и больше будет радоваться знакомым звукам.

Попробуйте ответить на «речь» ребенка. Он рад, когда взрослые подражают его звукам и взамен будут пытаться узнать слова матери и папы. Когда ребенок здоров, посмотрите ему в глаза и поговорите. Подождите ответа и ответьте снова. Говорить о значении - только тогда, когда вы чувствуете, что кто-то слушает что-то интересное. Станет ли однолетний малыш новым словом, или седьмой-летний расскажет историю о мусоре. Слушание означает отложить всю работу и посмотреть на ребенка, когда он говорит.

Читайте ребенка вслух ежедневно. Книги - замечательная вещь, даже для очень маленьких детей. В конце концов, вы можете скопировать его углы, отдельные отдельные страницы и просмотреть фотографии. Чем меньше ребенок, тем проще должна быть история и иллюстрации: шар, автомобиль, медведь. Чтобы ребенок вырос, чтобы любить книгу, ему нужно читать вслух не менее 20 минут каждый день.

Позаботьтесь, чтобы малыша ничего больше не отвлекало от увлекательного мира звуков и слов. Не настаивайте, если во время первых прослушиваний малыш не будет никак реагировать, не воспринимайте его равнодушие, как проблемы с речью. Пускай занимается привычными делами – играет, ползает. Постепенно, малыш начнет поворачивать на звук голову. Вовлекайте кроху в прослушивание, повторяя песню или музыкальные фрагменты сказки, как бы приглашая его к совместной деятельности. Если вы наберетесь терпения, то буквально через пару месяцев малыш будет сразу узнавать звуки и мелодию, пытаться их повторять.

Пренатальные психологи советуют ребенку начать петь, продолжая жить в животе матери. Мелодия и ритм оказывают положительное влияние на развитие ребенка и развитие его языка. Играйте песни, стихи и игры с пальцами с первых дней. И не говорите, что у вас нет слуха, поверьте мне, ваш ребенок является высшим авторитетом и лучшей певицей. Не стоит недооценивать усилия ребенка говорить. «Дед завтра придет к нашим гостям» - конечно, это предложение неверно, но совершенно ясно, что ребенок хочет сказать.

Вместо того, чтобы прерывать, мурлыкать и настраивать ребенка сразу, лучше повторить предложение снова правильно. Да, завтра бабушка придет домой к нам. Обратите внимание на окружающие заметки о языке ребенка. Часто родители сами чувствуют, что что-то не так с языком их ребенка, но бывает, что, привыкнув к языку ребенка, понимая его, родители не замечают, что очевидно для других. Поэтому будьте осторожны с окружающими заметками о языке вашего ребенка, иногда друзья или бабушки и дедушки замечают, что трудно понять язык ребенка, что он не хочет того или иного звука.

Ни в коем случае не стесняйтесь мяукать, квакать, кукарекать вместе с ребенком. Эти банальные звуки позволяют не только развивать активное слушание, эмоциональное общение малыша и взрослого, психологический контакт, но и развивают речь.

В результате такое обучение ребенка речи уже к годовалому возрасту сформирует богатый словарный запас - до 100 слов. Конечно, это вовсе не обязательно должны быть полноценные слова. Более чем достаточно, чтобы к концу первого года жизни в его словарном портфеле было чуть более десятка самых простых слов (папа, мама, кака, дай…) и примерно пару десятков различных звукоподражаний (ааа – качаем куклу, жжж – машина приехала, ууу – самолетик летает, ав-ав – собачка и так далее). Все остальное это пассивный словарный запас – слова, которые ребенок понимает, воспринимает и соответственно реагирует (дай ручку, пойдем гулять, возьми чашку, встань с пола, нужно идти домой), но сам их не произносит.

Куда пойти, если язык ребенка отстает? Если вы подозреваете, что ваш ребенок отстает или нуждается в логопедии, сначала обратитесь к врачу вашего ребенка. Он убежден, что ребенок будет хорошо слышать, посоветуйте ему проконсультироваться с специалистом в области логопеда или ребенка. В течение первых трех лет вы можете заметить первые языковые расстройства и помочь ребенку.

Легко подняться по лестнице вверх и вниз, гибкая и точная скалолазание, бег, прыжки, хороший глаз - координация рук, хорошее время с его карандашом, любит играть мелкие предметы, может нести большие нагрузки и силу, чтобы толкать или тянуть, может одеваться простой нарядом, узнать езда на трехколесных велосипедах, без пищи, с образованием мочевого пузыря и кишечного контроля. Промыть и вытер руки, есть туалет навыки, повышенное внимание на объем, любит играть с другими детьми, играть в ролевые игры, научиться делиться вещи, научиться принимать во внимание потребности и чувства пределов экзаменов проводит больше времени, играя отдельно от матери, независимый; Радуясь стремлению к собственной деятельности, мир выходит за пределы пределов пригородов. Словарь может простираться до нескольких сот слов, научиться говорить на короткие словах в предложениях, около 50% языка понятно, «жажда», чтобы узнать новые слова и их значение, использует местоимения, говорит, что его имя, понять, что это число может распознавать множество различных фотографий и такие вещи, как для простых головоломок, строить башни и опорные подкладки, частично розыгрыши человек может надеть обувь, но еще не в состоянии связать шнурки можно встретить два-три порядка в быстрой последовательности, символического мышления, понимания причин и предусмотрительности постоянно развиваются. Убедитесь, что движение безопасно и весело для вашего ребенка, и вы были бы довольны. Предложите ваш ребенок реальный выбор, например, вопрос: «ли ту же уху обуви снаружи, или помочь мне». Некоторые мама-дети дома говорят громко обо всем, что они делают, и о том, что они думают. Они поступают правильно, просто слушая, что наш язык научит молодых людей говорить о себе.

  • Начинает использовать добро от зла.
  • Привести ребенок четких правил и придерживаться их.
  • Ребенок будет знать, что он может попросить о помощи.
Когда вы общаетесь с вами, ребенок будет не только расти и расти, но и будет иметь более тесные отношения.

Еще один весьма полезный совет для родителей, как научить ребенка говорить в год – это вести дневник, записывая его маленькие победы, отмечая «прирост» слов и звукоподражаний в речи ребенка.

Набираем обороты.

Если вы послушаете совета и возьмете за правило, как минимум, раз в неделю отмечать в дневнике новые слова и звуки малыша, то сами заметите, как растут темпы развития речи вашей крохи.

Общая тенденция: малыш пытается сначала подражать речи – таким образом, появляются слова-звукоподражатели, затем усваивает постепенно правильную норму произношения слов.

Сначала, к примеру, «бух» - означающее «упасть», затем «пал», например, как часть правильного слова «упал», и только затем слова «упасть», «упал», «падаю».

Самое банальное, и одновременно самое полезное правило, как научить ребенка говорить правильно – называть всё, что видите, что происходит и т.д., и сразу называть правильно. Не следует поддаваться искушению, говорить с малышом на его «детском языке», не говорите «ням-ням кашу», вместо, «будем кушать кашу». Дома, на прогулке, везде показывайте и называйте предметы и события, которые вас окружают: «это дом маленький, а это дом большой, это грузовик проехал, кошка умывает котят, солнышко вышло из-за тучки, берем лопатку в ручки, пойдем в песочницу играть …».

Научить, правильно говорить помогут несложные фразы, построенные по типу существительное + прилагательное, или существительное + глагол. Если они будут часто повторяться, ребенку проще будет их запомнить. Выученное вчера новое слово, обязательно повторите сегодня и закрепите завтра, постепенно вводя все новые слова, события и понятия.

К примеру, слово «мячик». Для начала добейтесь того, что малыш зафиксировал это понятие в памяти – сам говорил название предмета, когда вы его показываете, называл «мячик» «мячиком». Далее расширяйте знания ребенка об этом предмете: этот мячик красный, а это мячик зленный, далее мячик круглый (кубик квадратный – для сравнения отличий по форме), затем мячик скачет, прыгает, мячик можно бросать друг другу (свойства предмета и действия, которые можно с ним производить). Потом мячик большой и маленький и так далее. Каждый раз обязательно демонстрируйте свойства предмета. Лучше всего обучение облечь в игру. Ребенок вообще, лучше запоминает слова и события, если они подкреплены какими-то действиями: мячик кидаем, цветочек нюхаем, книгу листаем….

Речь - отражение развития мозга.
Как научить ребенка говорить в возрасте 1,5 -3 лет?

На самом деле 1,5 года – не более чем ключевой пункт, позволяющий подвести некоторые итоги. Количество освоенных слов может серьезно отличаться, у разных детей варьируясь от 20 до 100 активных слов и звукоподражаний и более 200 – общего словарного запаса.

Гораздо большее значение сейчас имеют темпы прироста новых слов и качество произношения. Родителей должна насторожить слишком длительная задержка речи ребенка, как таковая, в первую очередь. Если малыш упорно не желает общаться, пробовать разговаривать, это может означать и проблемы с речью, и проблемы с развитием. Не обязательно это именно так, но на всякий случай проконсультируйтесь со специалистом. Кроме этого есть еще несколько поводов обратиться за помощью специалиста-логопеда.

Повод первый: Проблемы с речью могут возникать, если ребенок задержался на использовании, так называемых, «контурных» слов. Пытаясь повторить слово, малыш, воспроизводит его абрис, некий звуковой эскиз слова: к примеру, слово «кирпИчики», превращая в контурное «титИтики». Основа данного механизма заключается в звукоподражании слоговой природы слова. Изначально, это нормально. Но если слова, так и фиксируются в данной форме, не переходя со временем к нормальному, правильному названию предметов, рекомендуем обратиться к логопеду.

Повод второй: Еще одним поводом для обращения к специалистам служит устойчивое неправильное называние слов, к примеру, мазелин вместо вазелин. Как показывает практика, это в общем, не страшно, в единичных случаях ребенок, постепенно «уловит» разницу в звуках и исправится, при помощи родителей, конечно. Но не редко такие проблемы с речью означают, что ребенок просто не различает буквы, а от того использует одни вместо других. Не будет лишним, и проверить слух малыша.

Повод третий: Проблемы с речью в маленьком возрасте могут выражаться и в определенных сложностях в произношении некоторых отдельных звуков. Как правило, труднее всего деткам даются плавные «л» и «р», шипящие «ж» и «ш», свистящие «з» и «с», а также сочетание согласных звуков. Ошибки в звукопроизношении вызваны неумением ребенка, владеть собственным голосовым аппаратом, а кроме того недостаточно точным восприятием слышимой речи, несовершенством умения анализировать звуки языка. Важно заниматься с малышом, научить ребенка говорить правильно. Если данные сложности «зафиксируются», тогда на следующем этапе, в возрасте 3-4 лет, нужно будет преодолевать их вместе с логопедом.

Ребенок и правильная речь.
Как научить ребенка говорить правильно?

Словарный запас малыша к полуторагодовалому возрасту вполне может превышать двести слов. Однако слова эти, как правило, ребёнок воспроизводит с некоторыми искажениями, шепелявит и путает местоположение звуков в слове. Основная причина - неумение владеть в полной мере собственным речевым аппаратом.

Но прежде чем, пытаться усиленно учить, правильно говорить ребенка, или вести его на прием к логопеду, следует избавиться от всего, что мешает малышу правильно говорить.

  • Пустышка – первый враг правильной речи.

Это не для «красного словца» сказано, это факт, который подтверждён многократными исследованиями, проводимыми педиатрами, специалистами-логопедами и преподавателями дошкольных учреждений. Пустышки или соски способствуют развитию у ребенка неправильного прикуса, а это в свою очередь, влияет на определенные затруднения с артикуляцией, и в целом задержку речевого развития.

  • Чтение – основа формирования богатого словарного запаса.

Также научно подтвержденный факт: малыши, родители которых читали им в день по несколько раз сказки, короткие рассказы и стихи, имеют значительно больший запас слов, причем, правильно произносимых!

  • Научить, правильно говорить, можно только правильно говоря!

Об этом факте уже упоминалось. Когда родители разговаривают с малышом на его «детском языке», он неосознанно усваивает именно такую «детскую» форму слова, будучи уверенным, что мама и папа не могут говорить неправильно. Искажение слов – это всецело прерогатива ребёнка, непозволительная для взрослых людей (в особенности желающих, научить ребенка говорить правильно).

  • Развитие мелкой моторики и речь –
    процессы параллельные и неразделимые.

Дело в том, что речевой центр и центр, координирующий движения пальцев рук настолько близко расположены, что активное развитие одного из них незамедлительно влечёт такое же активное развитие другого. Поэтому, научить ребенка говорить правильно поможет складывание мозаики и пазлов, застёгивание пуговиц и завязывание шнурков, рисование и умение пользоваться ручкой и ложкой – все это влияет на ускорение развития речи.

Ребенок в этом возрасте на месте не сидит, ему интересно абсолютно всё: что мамочка прячет в этом шкафчике, что лежит в этой коробочке, невероятно любопытно поковыряться в этой баночке и стащить со стола вон ту штучку.… Возьмите себя в руки и наберитесь терпения – это не просто любопытство, это необходимо для развития ребенка. Занимаясь хозяйственными делами на кухне, разрешите малышу рисовать по муке, переливать воду из емкости в емкость, пересыпать рис из кружки в кастрюльку, закручивать и откручивать крышечки. Наградой за этот «кухонный хаос» будет полноценное развитие вашей крохи.

Скороговорки. Как решить проблемы с речью?

Скороговорки во все времена помогали детям постигать родную речь, причем в увлекательной, интересной шутливой форме. На сегодняшний день логопеды специально составляют разнообразные скороговорки для деток, состоящие из трудно произносимых слогов и звуков, последовательностей букв и их сочетаний. Быстрое произношение скороговорки вслух способно само по себе устранить большинство дефектов речи. Особенно эффективны подобные занятие, если скороговорки сопровождаются иллюстрациями, или просто подробным обсуждением того, о чем они говорят – у ребенка уже сейчас есть чувство юмора, а шуточные занятия удвоят положительный результат.

Если построить процесс знакомства с ними правильно, то ребенок увлечется, стараясь произносить скороговорки быстро и правильно настолько, что сам будет требовать такого обучения, а научившись и поняв, что это сложно для всех – начнет «щеголять» своим умением перед сверстниками.

Существует масса различных скороговорок, способных решить проблемы с речью и устранить в ней дефекты. Можете начать совершенствовать речь своего малыша со следующих примеров:

Если все-таки после всех предпринятых вами усилий, ребенок не заговорил в двухлетнем возрасте, активно используя 100-300 слов, у вас есть повод обратиться за консультацией к детскому психологу. Если же он не начнет и к 3 годам общаться со сверстниками, используя минимальные фразы, позволяющие детям взаимодействовать – по типу «дай мне лопатку» - «пойдем строить дом», - родителям следует бить тревогу, серьезно заняться поиском причин и путей выхода из ситуации.

Еще немного о том, как научить ребенка говорить:

Как гордится каждая мама первым лепетом своего грудничка! Первыми членораздельными звуками! Первыми «ба-ба-ба» и «да-да-да»! Как вся семья ищет в них смысл и спорит до хрипоты, что это значит - баба, дядя или дай… Но вот проходит первый год жизни вашего чада, второй подходит к концу. А словарный запас ребенка не меняется. Вместо понятных слов - новые вариации звуков и слогов. Мы бежим к педиатру, неврологу, психологу и еще бог знает к кому. Одни выписывают лекарства, стимулирующие развитие мозга, другие советуют оберегать от стрессов, третьи машут руками и снисходительно говорят, что вы, мол, хотите, вот подождите до трех лет. Но чутье вам подсказывает - надо действовать.
Начнем с того, что действовать нужно было с самого начала. Развитие речи у детей - это процесс комплексный. Артикуляция сама по себе не имеет отдельного значения для того, чтобы ребенок научился говорить. Есть, конечно, исключения - короткая уздечка, неправильный прикус и, соответственно, шепелявость, но ими занимаются уже профессиональные логопеды или даже стоматологи.
Не ленитесь разговаривать с 2-х месячным ребенком, это благоприятно сказывается и на последующем умении воспринимать общение, и на способности делиться своими эмоциями.
А в полгода уже начинается накопление пассивного словаря. Ведь «птичий» язык двухлетнего ребенка - это не что иное, как неумение подобрать нужные слова для выражения своих мыслей. И не думайте, что если через неделю ваш годовалый карапуз не научился показывать глазки у медвежонка и зайчика, то он не усвоил, где они находятся. Дети усваивают намного больше, чем мы это замечаем, просто дело в том, что еще не сформирована связь между координацией движений и речью. Вот попал в поле зрения ребенка мяч, ребенок тут же хватает его руками. А если мы просим взять мяч, лежащий среди других игрушек, то большая вероятность того, что ваша просьба будет проигнорирована. Это происходит из-за неумения сосредоточиться и сфокусировать внимание по просьбе родителя. А мы начинаем переживать - мой ребенок никак не выучит, что такое мяч! И опускаем руки, мол, не дорос еще до разговоров с ним, поговорим попозже, через месяц-другой. И в этом главная начальная ошибка. Нет стимуляции к общению - нет общения. Повторяйте каждое свое действие. Даже если вы умываете дитя 10 раз в день, то ровно столько же раз сообщайте ему - мы умываемся: щечки, носик, глазки, ротик. Не нужно добавлять, что все действия сопровождаются спокойным голосом, веселыми стишками и неторопливостью.
И тогда ваши труды не пропадут даром. Не успеете оглянуться, как рядом с вами окажется интересный и забавный собеседник!
Как же стимулировать развитие речи? Есть несколько нехитрых способов.

  1. Повторение- мать учения. Называйте все, что делаете, все предметы дома, все явления на улице, предупреждайте, что сейчас придет папа, бабушка или гости. И, поверьте, результаты скоро дадут о себе знать.
  2. Повторение за ребенком. Вам кажется нудным и бесконечным лопотание «ду-ду-ду-ду»? А попробуйте хором! И тут же увидите, как весело это покажется вашему ребенку. И тут вдруг увлеченно затейте новую «песню» - «до-до-до». Повторяет? Продолжайте в том же духе, перебирая все гласные. Это прекрасная тренировка не только речевого аппарата, но и развивающая игра.
  3. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой. Кончики пальцев и умение управлять своими движениями напрямую связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи. Конечно, шнурки завязывать еще рановато. Давайте для игры совершенно разные предметы - круглые, шершавые, ребристые, мягкие, липкие, шуршащие, гладкие и т.д. Чем разнообразнее, тем лучше. Не секрет, что многие дети предпочитают играть не дорогущими развивающими ковриками и играми, а обычными баночками с крышечками, ложками, коробочками, лоскутками и фантиками. Огромной популярностью пользуются разноцветные пуговицы, нанизанные на нитку, которые можно перебирать наподобие четок. Предоставьте ребенку выбор!
  4. После года старайтесь избегать языка жестов. Попробуйте не реагировать на протянутую руку или тычущий палец, и, отдавая ребенку вещь, говорите - скажи «дай». Постепенно усложняйте вариант - «Скажи, мама, дай грушу». Можно выучить слова «пожалуйста» и «спасибо».
  5. Активный интерес пробуждают звуки животных и подражание им - «му-му», «ав-ав», «ква-ква» и т.д. Попутно вы выучите многих животных, рассматривая картинки в книжках.
  6. Общайтесь с «говорящими» сверстниками или иногда с разговорчивыми детьми постарше. Желание подражать пересилит все неудачи.
  7. Пойте песни! Даже если у вас нет слуха и голоса. Применяйте хитрый прием - вдруг «путайте» некоторые слова и после небольшой паузы редкий ребенок удержится, чтобы не исправить вас! Например, «добрый доктор Айболит, он под деревом… лежит (идет, стоит, поет)»
  8. Ритмичные, легко запоминающиеся стихи - это не только развлечение, но и обучение. Стихи можно читать по 10 раз и каждый раз ребенок их слушает как первый. Делайте вид, что забыли некоторые фразы в самом интересном месте, или продолжение и окончание - и вы их услышите.
  9. Не игнорируйте попытки ребенка что-то вам рассказать. Старайтесь слушать внимательно, глядя в глаза. Можно удивляться, переспрашивать, поражаться «как? Покажи-ка» и вообще делать крайне заинтересованный вид. И вы обнаружите желание вашего ребенка рассказать вам все, что он видит и слышит. Особенно полезно, придя с прогулки, рассказать кому-нибудь из домашних, что произошло. Например, папе. Что там выпал снег, он холодный, белый, можно брать его ручкой и Ваня брал его ручкой и т.д. Или как кормили птичек, упали в лужу, катались с горки, дружили с девочкой Аней и т.д. Папа должен без конца поддакивать и удивленно переспрашивать.
  10. Старайтесь не окружать игровое пространство годовалого малыша электронными игрушками, потому что ребенок становится пассивным наблюдателем за игрой, а не активным участником. Исключаются фантазия, все действия (кроме нажатия кнопки или рычажка), и ребенок привыкает, что ни процесс, ни результат игры, от него не зависят. Играйте мячами, машинками, кубиками, пирамидками, матрешками, а яркие сияющие изобретения оставьте на потом.

Попробуйте пользоваться этими нехитрыми приемами, и тогда вы будете сами раздавать направо и налево советы, как научить ребенка говорить!